Оплата труда работников как институт трудового права
С другой стороны, доктор юридических наук, профессор Э. Г. Тучкова указывает, что «отказ от понятия «оплата труда» как системы отношений полностью соответствует ст. 1 ТК РФ, законодательно закрепляющей виды общественных отношений, регулируемых ТК РФ. В то же время отождествление указанных выше понятий представляется необоснованным, поскольку эти термины обозначают разные явления. Оплата труда… Читать ещё >
Оплата труда работников как институт трудового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
" Забайкальский государственный университет"
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Юридический факультет Выпускная квалификационная работа ЧИТА 2013
- Введение
- 1. Оплата труда работников как институт трудового права
- 1.1 Понятие и содержания института оплаты труда работников
- 1.2 Принципы оплаты труда работников
- 1.3 Особенности метода правового регулирования оплаты труда
- 2. Особенности оплаты труда отдельных категорий работников
- 2.1 Оплата труда несовершеннолетних
- 2.2 Оплата труда работников занятых на вредных и опасных работах
- 2.3 Оплата труда государственных и муниципальных служащих
- 2.4 Оплата труда работников государственных и муниципальных учреждений
- Заключение
- Список использованных источников
Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. (ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации) Заработная плата неразрывно связана с наемным трудом. Ее появление было предопределено капитализмом. Только пролетарий, не имеющий ничего кроме своей рабочей силы, мог продавать ее капиталисту, владеющему средствами производства, и получать за это заработную плату.
Заработная плата является важнейшей экономической и юридической категорией. Экономика и право тесно взаимодействуют в понятии и содержании заработной платы. Причем изменения в экономике с неизбежностью влекут пересмотр правовых основ оплаты труда работников. Так, в период социализма осуществлялось строго централизованное государственное управление оплатой труда. И заработная плата как экономическая категория определялась как часть национального дохода, входящего в фонд индивидуального потребления, распределяемого государством в плановом порядке среди рабочих и служащих в соответствии с количеством и качеством затраченного ими труда. В юридическом смысле заработная плата в эти годы определялась в основном как вознаграждение, выплачиваемое рабочим и служащим за их труд в соответствии с его количеством и качеством по заранее установленным нормативам.
Заработная плата — один из основных факторов социально-экономической жизни каждой страны. Высокий уровень заработной платы свидетельствует о процветании, прогрессировании всех отраслей экономики государства. Высокий уровень оплаты труда, то есть высокая цена трудовых ресурсов, стимулирует усилия руководителей предприятий максимально эффективно и экономично использовать рабочую силу, модернизировать производство.
Говоря о юридических аспектах заработной платы, прежде всего, отметим, что нормы, связанные с оплатой и нормированием труда, составляют правовой институт Особенной части отрасли трудового права. Трудовой кодекс Российской Федерации использует два основных понятия, связанные с вознаграждением за труд: «заработная плата» и «оплата труда» , — отдавая предпочтение второму термину. Однако представляется, что понятие «заработная плата» точнее отражает сущность наемного труда как категории трудового права. Именно этот термин используется в документах Международной организации труда.
Характеристика заработной платы как одного из основных элементов трудового правоотношения позволяет выделить следующие ее признаки:
1) заработная плата — это установленное соглашением сторон систематическое вознаграждение работника за выполнение им трудовой функции;
2) выплачивается, как правило, в денежной форме;
3) основана на заранее установленных тарифных нормах и учитывает трудовой вклад работника;
4) максимальным размером не ограничивается, но не может быть ниже минимального размера, установленного государством.
Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений в сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
оплата труд правоотношение право Среди федеральных законов в сфере труда основополагающее место отводится Трудовому кодексу Российской Федерации, который принят Государственной Думой Российской Федерации 21 декабря 2001 года и имеет бесспорный приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, тема правового регулирования оплаты труда работника является актуальной в трудовом законодательстве России.
Целью данной работы является анализ действующего законодательства, регулирующего положения по оплате труда, методы правового регулирования оплаты труда в современных условиях.
На основании изложенной выше цели, задачами выпускной квалификационной работы являются:
1 изучение понятия и содержания института оплаты труда работников;
2 определение принципов оплаты труда работников;
3 выявление особенностей метода правового регулирования оплаты труда работников;
4 раскрытие особенностей правового регулирования отдельных категорий работников Объектом рассмотрения данной работы является заработная плата как вознаграждение за труд.
Предметом рассмотрения — заработная плата, как отношения, возникающие в процессе оплаты труда и связанные с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне международном.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались общеи частно-научные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа. В качестве частно-научного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты оплаты труда работников в рамках цели и задач исследования.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, акты глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, а также документы Международной организации труда.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи подпунктов, заключения и списка использованных источников.
1. Оплата труда работников как институт трудового права
1.1 Понятие и содержания института оплаты труда работников
Одним из прав закрепленных Конституцией РФ ст. 37 является право каждого на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.. Среди отраслевых принципов трудового права, применительно к данной теме, можно выделить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него и его семьи, и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Данный конституционный принцип реализуется в трудовом праве через институт оплаты труда.
Институт оплаты труда как комплекс правовых норм о заработной плате, ее правовой организации, принципах и методах установления, выплаты и охраны предусмотрен разд. VI «Оплата и нормирование труда» (ст.129−163) и ТК РФ, а также ст. 13 и 23 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях», рядом указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, касающихся оплаты труда в бюджетной сфере, повышения минимальной оплаты труда, и другими централизованными актами по оплате труда.
В трудовом законодательстве различается два понятия «заработная плата» и «оплата труда», которые имеют различное содержание и соотносятся между собой как общее и частное. Трудовое право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения.
Оплата труда — это урегулированное трудовым законодательством, локальными нормативными актами и трудовым договором система отношений между сторонами трудового договора по поводу установления и осуществления работодателем выплат работнику за его труд.
Заработная плата — это только часть оплаты труда, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Заработная плата — это заработанная за уже произведенный труд плата, и работодатель обязан ее систематически выплачивать. Она является основным законным источником удовлетворения материальных и духовных потребностей работника.
Из сравнения этих определений видно, что понятие «оплата труда» является более широким по отношению к термину «заработная плата», так как включает в себя всю совокупность отношений, связанных с установлением, регулированием и предоставлением работнику выплат за его труд.
На практике и в трудовом законодательстве зачастую оба понятия отождествляются, когда речь идет о праве работника на вознаграждение.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 09.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3. .
Необходимо обратить внимание на то, что указанная статья ТК РФ рассматривает термины «заработная плата» и «оплата труда» как синонимы, которые обозначают вознаграждение, получаемое работником за выполнение своей трудовой функции, что, по мнению доктора юридических наук А. Нуртдиновой, в большей степени, чем ранее используемое терминологическое разделение, соответствует теоретическим представлениям науки трудового права и экономики труда Нуртдинова А. Правовое регулирование оплаты труда: статья // Хозяйство и право. — 2006. — № 10. — с. 8−16. .
С другой стороны, доктор юридических наук, профессор Э. Г. Тучкова указывает, что «отказ от понятия „оплата труда“ как системы отношений полностью соответствует ст. 1 ТК РФ, законодательно закрепляющей виды общественных отношений, регулируемых ТК РФ. В то же время отождествление указанных выше понятий представляется необоснованным, поскольку эти термины обозначают разные явления. Оплата труда — понятие более широкое, чем заработная плата. Оно указывает на соответствующую деятельность работодателя, обеспечивающую выполнение им обязанности по своевременной и полной выплате работнику заработной платы. Эта деятельность связана также с установлением систем, форм, размеров оплаты труда и решением иных вопросов, от которых зависит гарантированность права работника на своевременное и полное получение заработной платы» Цит. по: Гусов К. Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред.К. Н. Гусова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — С. 211. .
Представляется, что рассмотрение понятий «оплата труда» и «заработная плата» как идентичных вполне оправданно в силу сложившейся международной практики и направленности Российской Федерации к приведению норм своего внутреннего права к международным стандартам.
Такого разделения, в частности, нет в Конвенции МОТ № 95 относительно защиты заработной платы Конвенция № 95 Международной организации труда относительно защиты заработной платы (принята в г. Женева 01. 07.1949) // Ведомости ВС СССР. — 1961. — № 44. — ст. 447., в законодательных актах зарубежных государств. В то же время следует иметь в виду, что подобное применение должно быть ограничено исключительно рамками трудового права и не должна затрагивать экономическую литературу, политику, социологические исследования, где использование этих терминов предопределяется спецификой их предмета.
Кроме того, касательно определения заработной платы (оплаты труда), содержащегося в ст. 129 ТК РФ, следует отметить, что его использование также нуждается в доработке, поскольку в последующих статьях можно обнаружить фактически два значения термина «заработная плата». В ст. 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы», ст. 137 «Ограничение удержаний из заработной платы», ст. 138 «Ограничение размера удержаний из заработной платы», ст. 139 «Исчисление средней заработной платы» и некоторых других речь идет о понимании заработной платы как суммы денежных средств, начисленных и выплачиваемых работнику за его работу в соответствии с системами оплаты труда, действующими в организации. В других статьях ТК РФ имеет место понимание заработной платы как условий оплаты труда: ст. 133 «Установление минимальной заработной платы»; ст. 135 «Установление заработной платы»; ст. 146 «Оплата труда в особых условиях», развивающих ее ст. ст. 148 — 151, и некоторых других Яковлев Р. А. Оплата и нормирование труда (комментарий к новой редакции Трудового кодекса РФ): статья // Трудовое право. — 2007. — № 1. — с. 27−37. .
В этой связи необходимо внести изменения в нормы ТК РФ с целью приведения их к единообразию. В частности, статьи ТК РФ целесообразно было бы назвать следующим образом: «Статья 130. Основные государственные гарантии по заработной плате», «Статья 131. Формы заработной платы», «Статья 143. Тарифные системы заработной платы», «Статья 144. Системы заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений», «Статья 145. Заработная плата руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров» и т. д. Применение же категории «оплата труда работника» целесообразно допускать лишь в случаях невозможности применения категории «заработная плата» Петров А. Я. Заработная плата как институт трудового права России и его совершенствование: статья // Законодательство и экономика. — 2007. — № 9. — с. 33−37. .
Несмотря на постепенное расширение термина «заработная плата», указанное в ТК РФ понятие заработной платы не в полном объеме раскрывает права работника и обязанности работодателя как сторон трудового правоотношения, в содержании которого заработная плата является одним из элементов. Кроме того, это понятие не содержит всех признаков, отличающих заработную плату от иных вознаграждений за труд, выполненный, например, на основании гражданско-правовых договоров (подряда, поручения и др.) Гусов К. Н. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред.К. Н. Гусова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — с. 209. .
Данное российским законодателем понятие заработной платы не вполне соответствует Конвенции МОТ 1949 г. № 95 относительно защиты заработной платы. Так, ст. 1 этой Конвенции термин «заработная плата» рассматривает как «независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны». «Из данного определения следует, что правовое содержание понятия „заработная плата“ включает следующие признаки: а) вознаграждение за труд, который выполнен или должен быть выполнен; б) условие его выплаты устанавливается соглашением сторон или законодательством; в) обязанность его выплаты работодателем и право на получение работником возникают в силу договора о найме (трудового договора)» Цит. по: Орловский Ю. П. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации Извлечения: Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Ю. П. Орловского. М.: КОНТРАКТ. — 2012. — С. 289. .
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
— трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
— иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
— указами Президента Российской Федерации;
— постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
— нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения между работником и работодателем (в том числе и по оплате труда) является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных актах органов государственной власти, а также в локальных нормативных актах хозяйствующих субъектов и трудовых договорах, должны соответствовать ТК РФ.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным конституционным законам (нормы иных федеральных законов — ТК РФ и т. д.), т. е. законодательные и нормативные акты, не могут противоречить тем, которые принимаются на более высоком уровне. В случае возникновения противоречий применяются акты, имеющие большую юридическую силу. Сказанное не относится к коллективным договорам, соглашениям и локальным нормативным актам, которые в принципе не могут противоречить любому законодательному или нормативному акту, содержащему нормы трудового права.
Согласно Конституции Российской Федерации нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации, т. е. также «участвуют» в регулировании трудовых отношений. Как было сказано выше, в Российской Федерации действует Конвенция относительно защиты заработной платы от 1 июля 1949 г. № 95, принятая Генеральной конвенцией Международной организации труда. Причем, если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
Элементом законодательного и нормативного обеспечения трудовых отношений можно считать также судебную практику. В частности, ряд вопросов, касающихся, в том числе, и оплаты труда, подробно разъяснен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 17. 03.2004 N 2 (ред. от 28. 09.2010)] // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2004. — № 6. .
Основанием для начисления и выплаты заработной платы является выполнение работником определенной трудовой функции, обусловленной трудовым договором или соглашением.
Таким образом, оплата труда предполагает возникновение отношений между работодателем и работниками по установлению им выплат в соответствии с законодательством, коллективным договором, иными локальными правовыми актами, соглашениями, трудовым договором. Оплата труда предполагает также возникновение отношений по осуществлению указанных выплат с соблюдением установленных законодательством, договорами о труде, локальными правовыми актами правил. Следовательно, термин «оплата труда» охватывает все отношения, возникающие при установлении и осуществлении оплаты труда работников.
1.2 Принципы оплаты труда работников
В основе оплаты труда лежит много принципов, которые зависят от преобладающей формы собственности в общественном производстве, политики государства в обеспечении минимальной заработной платы, уровня развития национальной экономики, национального богатства страны и др.
Организация оплаты труда должна быть основана на следующих принципах:
а) равная оплата за равный труд;
б) дифференциация заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
в) обоснованность оплаты;
г) гибкость систем оплаты труда;
д) обеспечение материальной заинтересованности в высоких конечных результатах, для чего необходимо важное условие.
е) систематическое повышение уровня оплаты труда, что вызвано не только ростом цен, но и законом возрастания потребностей человека;
ж) опережающие темпы роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы;
з) самостоятельность предприятий в определении конкретной заработной платы, кроме минимального уровня оплаты труда, который устанавливает государство.
Принцип равной оплаты за равный труд является основополагающим принципом оплаты труда. Трудовое законодательство в соответствии с общепризнанными международными нормами закрепляет данный принцип оплаты труда. В первую очередь этот принцип закреплен в положении Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Статья 23 Декларации предусматривает, что каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд и на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12.1948 // Российская газета. — 1995. — № 67. В соответствии с принципами, закрепленными Декларацией, ст. 37 Конституции Российской Федерации провозглашает право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом Минимального размера оплаты труда. Это право относится к основным трудовым правам работника. Одновременно его можно рассматривать в качестве принципа правового регулирования оплаты труда.
При установлении любой системы заработной платы за труд равной продолжительности и сложности должна быть предусмотрена равная оплата. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работникам равную оплату за труд равной ценности. Необоснованные различия в заработной плате, т. е. различия, не связанные с деловыми качествами работника, количеством и качеством его труда, рассматриваются как дискриминация (ст. 3, 132 ТКРФ) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 09.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3. .
То есть данный принцип означает недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту, национальной и религиозной принадлежности и др., а также соблюдение справедливости в распределении заработной платы на предприятии на основе адекватной оценки одинакового труда через его оплату.
Следующим принципом является принцип дифференциации заработной платы в зависимости от количества и качества труда.
Дифференциация заработной платы — установление неодинаковых уровней заработной платы для различных категорий работников в отдельных отраслях и районах страны. Отражает различие в продолжительности и интенсивности (напряжённости) труда работников, в сложности условий их труда, в квалификации работников, а также в общественной значимости того или иного вида труда.
Принцип дифференциации размеров заработной платы — дифференциация заработков осуществляется на основании критериев квалификации работников и сложности, выполняемых ими функций с учетом условий труда и результатов деятельности предприятия в целом.
В общей системе дифференциации заработной платы выделяются внутриотраслевая, межотраслевая и межрайонная. Внутриотраслевые и межотраслевые различия в уровнях заработной платы обеспечивают тарифная система и применение поощрительных систем оплаты.
Внутриотраслевая заработная плата устанавливает различия в оплате по квалификационным и профессиональным группам работников в соответствии со сложностью выполненных трудовых функций, а так же по видам производства и условиям труда.
Межотраслевая заработная плата складывается, прежде всего, под влиянием особенностей трудового процесса в отдельных отраслях (содержание трудовых функций, общеотраслевые условия труда, профессионально-квалификационная структура работающих и т. п.), а также под влиянием роли и значения различных отраслей в техническом прогрессе и развитии всего народного хозяйства.
Межрайонная заработная плата определяется отраслевой структурой производства по районам, важностью экономических районов и перспективой их развития, а также их природно-климатическими условиями. Цель установленных государством различий в уровнях заработной платы по районам страны состоит в том, чтобы обеспечить равные условия для воспроизводства рабочей силы в связи с разницей в структуре потребления и уровнем цен на ряд потребительских товаров. Установление различий в оплате по районам диктуется также необходимостью привлечения и закрепления кадров в тех районах, которые испытывают недостаток в рабочей силе. Государственное регулирование заработной платы по районам страны осуществляется через систему районных коэффициентов к заработной плате.
Далее идет принцип обоснованности оплаты труда. При организации оплаты труда наличие норм обязательное условие обоснованности размера заработной платы.
Трудовой кодекс Российской Федерации позволяет сторонам трудового договора самостоятельно определять размер оплаты труда по соглашению сторон и без ограничения максимальным пределом. Вместе с тем еще в статье 7 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года Об экономических, социальных и культурных правах: международный пакт [от 16. 12.1966] // бюллетень ВС РФ. — 1994. — № 12. предусмотрено право каждого на вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую заработную плату и равную оплату за труд равной ценности без какого-то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей.
Статья 37 Конституции РФ, а также статья 132 ТК РФ провозгласили недопустимость дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно статье 3 ТК РФ лица, которые считают, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Статья 2 ТК РФ закрепила в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы. Слова «справедливая заработная плата», как правило, по-разному воспринимаются работниками и работодателем, не говоря уже о заведомо оценочном характере данного понятия.
Cсправедливая оплата труда требует установления и применения единых критериев, определяющих размер заработной платы, которые необходимо принимать во внимание при ее увеличении, а именно:
— квалификация работника;
— сложность выполняемой работы;
— количество и качество затраченного труда.
При принятии на работу заработная плата должна быть установлена исходя из перечисленных критериев. Увеличение заработной платы целесообразно обосновывать, руководствуясь тем, что в процессе трудовой деятельности каждого конкретного работника возможно повышение уровня квалификации этого работника.
Следующим принципом можно выделить гибкость оплаты труда. Система оплаты труда обеспечивает наибольшую гибкость при формировании заработка работников всех категорий и должностей, учитывает результативность их труда, профессионализм и личные качества.
Внутренняя, микроэкономическая гибкость заработной платы связана с результатами работы предприятия, т. е. его прибыльностью и рентабельностью, а также с индивидуальными показателями работы самого работника. В настоящее время почти 80% рабочих экономически развитых стран находятся на повременной оплате труда и установленной норме выработки. Поэтому индивидуальная оплата труда работника отражает как особенности профессии, так и личные мотивы к труду, влияющие на оценку труда. Центр тяжести в определении размера заработка перенесен на уровень предприятия. Начиная с момента найма, работодатель стремится к индивидуализации работы с наемным работником. Индивидуальный подход к повышению заработной платы строится с учетом следующих основных положений, образующих систему:
а) определение минимальной годовой заработной платы для каждой категории работников с учетом всех выплат;
б) неодинаковое повышение заработной платы в рамках заранее заданного прироста общего фонда заработной платы;
в) отказ от индексации заработной платы по мере роста цен и переход на ее увеличение в зависимости от личных заслуг работников;
г) учет заслуг работника, а не его стажа работы при решении вопроса о персональных прибавках к заработной плате;
д) определение методов оценки индивидуальных заслуг работника.
Материальная заинтересованность работников в лучших результатах труда на современном этапе становится все более действенной силой развития общественного производства, повышения его эффективности.
Материальная заинтересованность обеспечивается, прежде всего, через распределение по труду, которое ставит заработок каждого работника, его материальное благосостояние в зависимость от количества и качества его труда в общественном производстве.
При материальной заинтересованности обязательным условием является неограниченность заработной платы, то есть максимальный уровень заработной платы не должен быть ограничен. Рост заработной платы сдерживается косвенно с помощью налоговой системы.
Повышение уровня жизни — важнейшая задача социальной политики. В Российской Федерации нужно быстрее восстановить доходы и максимально стимулировать платежеспособный спрос населения.
Сегодня необходимо не просто повышение размеров оплаты труда, а рост ее покупательной способности. Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать периодический пересмотр размеров номинальной заработной платы с ее индексированием в промежутках между отдельными пересмотрами. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях инфляции.
Систематическое увеличение покупательной способности может быть обеспечено комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.
Проблемы роста производительности труда, его оплаты и выбора необходимого соотношения темпов их роста были и являются актуальными и широко обсуждаемыми многие годы.
При этом вопрос о производительности труда следует рассматривать в увязке с заработной платой и уровнем жизни. При низкой оплате труда нельзя говорить о росте производительности, равно как и при низкой и снижающейся производительности нельзя вести речь о достойной оплате труда и ее росте.
В российской же экономике имеет место как невероятный рост заработной платы на фоне снижения производительности труда, так и рост производительности труда при падении зарплаты. В сегодняшних условиях функционирования экономики страны ситуация также усугубляется искусственно поддерживаемой высокой формальной занятостью пусть даже и на фоне падения заработной платы.
Опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы не порождает инфляцию. В случае обратного соотношения возникает инфляция, так как слишком высокие темпы роста заработной платы нарушают связь между затратами труда и его оплатой, что так же приводит к снижению его производительности.
Говоря о том, что работнику нельзя платить больше того, что он заработал, надо помнить и о том, что нельзя платить и значительно меньше, что также свойственно российской экономике.
Необходимо выдерживать пропорциональность, тем самым задействовать в полной мере стимулирующую роль зарплаты. Не следует забывать и о том, что низкий уровень оплаты труда оказывает негативное влияние не только на трудовую активность, но и формирует недостаточный платежеспособный спрос населения.
Нельзя забывать о том, что предприятие или организация в праве самостоятельно определять уровень заработной платы работников, но не ниже минимального уровня оплаты труда, который устанавливает государство.
1.3 Особенности метода правового регулирования оплаты труда
Установление оплаты труда предполагает сочетание правового регулирования, осуществляемого государственными органами в централизованном порядке, с локальным регулированием непосредственно в организации.
Можно выделить ряд методов правового регулирования оплаты труда — это в первую очередь метод государственного регулирования, далее метод регулирования локальными правовыми актами, а так же регулирование индивидуально-договорное и коллективно-договорное.
В централизованном порядке определяются минимальный размер оплаты труда, схемы должностных окладов и тарифные ставки в бюджетной сфере, системы заработной платы, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок сохранения и исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда.
Действие государственных гарантий по оплате труда распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Вместе с тем способы реализации государственных гарантий могут быть различными. Так, если в отношении организаций бюджетной сферы закон не только устанавливает величину минимального размера оплаты труда и величину минимального размера тарифной ставки, но и обеспечивает их за счет средств соответствующих бюджетов, то в организациях негосударственных форм собственности они обеспечиваются за счет средств этих организаций.
Метод государственного регулирования отражен в статье 130 ТК РФ «Основные государственные гарантии по оплате труда» Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 09.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.. В этой статье определены основные полномочия государства в регулировании оплаты труда. Содержание отдельных полномочий раскрыто и в других статьях трудового кодекса. Например, статья 133 ТК РФ характеризует понятие минимального размера оплаты труда.
Как говорилось ранее Конституция РФ гарантирует каждому работнику вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ч.3 ст.37). Минимальный размер оплаты труда — установленный законом минимальный уровень месячной оплаты труда, который в обязательном порядке должен быть выплачен каждому работнику, отработавшему полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда). Если работник проработал неполный месяц, то минимальный размер оплаты труда должен определяться пропорционально времени, проработанному в данном месяце.
На период до введения минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), предусмотренной ч.1 ст. 133 ТК, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением субъектов — получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) могут принимать законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие более высокий по сравнению с установленным федеральным законом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Размер и сроки введения минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации подлежат согласованию с Правительством РФ в части, касающейся компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается для всех действующих в данном субъекте работодателей. Более высокий уровень государственных гарантий в субъектах Российской Федерации, связанный с установлением минимальной заработной платы и приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации может использоваться только для установления оплаты труда. Порядок, условия и сроки компенсации дополнительных расходов организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в связи с введением минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливаются Правительством РФ.
Основой для установления минимального размера оплаты труда является величина прожиточного минимума, т. е. стоимостной оценки потребительской корзины — минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата России об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Порядок расчета прожиточного минимума и его величина в соответствии с ч.5 ст. 133 ТК РФ должны устанавливаться федеральным законом.
Обеспечение гарантированного законом минимального размера оплаты труда является юридической обязанностью всех работодателей, и в частности всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Организации, финансируемые из бюджетных источников, вводят минимальный размер оплаты труда за счет средств соответствующих бюджетов, другие организации — за счет собственных средств.
Статья 134 ТК РФ раскрывает содержание гарантии государства на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы.
Постоянный рост цен на потребительские товары и услуги влечет за собой повышение стоимости жизни и соответственно необходимость корректировки размеров заработной платы с учетом увеличивающегося прожиточного минимума. Эти негативные процессы объективно требуют индексации оплаты труда, под которой понимается механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.
В организациях бюджетной сферы индексация должна производиться в порядке, установленном законами и иными правовыми актами. Но обычно это заменяется иными методами государственного регулирования, основным из которых является повышение общегосударственного минимального размера месячной оплаты труда.
Из этих положений исходит и судебная практика по делам о взыскании своевременно не выплаченной заработной платы. Суды применяют индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда в централизованном порядке не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяют индекс роста потребительских цен.
В других организациях индексация осуществляется в порядке, определенном коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций. Обычно в этих актах на основе роста потребительских цен индексируются тарифные ставки и оклады данной организации. Условие об индексации оплаты труда может быть включено и в трудовой договор.
Следующая государственная гарантия об ограничении оплаты труда в натуральной форме раскрыта в статье 131 «Формы оплаты труда» ТК РФ.
Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной заработной платы Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 № 197-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 01. 09.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3. .
По общему правилу заработная плата должна выплачиваться в денежной форме, т. е. в рублях, что не исключает использования в некоторых случаях других форм ее выплаты.
При выплате заработной платы в неденежной форме необходимо учитывать, что на территории Российской Федерации действует Конвенция МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» .
В соответствии со статьей 4 действующей на территории Российской Федерации Конвенцией МОТ № 95 «Относительно защиты заработной платы» законодательство страны и коллективные договоры могут разрешить частичную выплату заработной платы натурой в тех отраслях промышленности или профессиях, где такая выплата является обычной или желательной. В то же время выплата заработной платы в виде спиртных напитков с высоким содержанием алкоголя, а также в виде вредных для организма наркотиков не разрешается ни при каких обстоятельствах Конвенция № 95 Международной организации труда относительно защиты заработной платы (принята в г. Женева 01. 07.1949) // Ведомости ВС СССР. — 1961. — № 44. — ст. 447.. Части 2 и 3 ст. 131 ТК РФ основаны на этих положениях Конвенции МОТ № 95.
Исходя из ст. 131 ТК и ст. 4 указанной Конвенции выплата заработной платы в неденежной форме, как указал Пленум Верховного Суда РФ, может быть признана обоснованной при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств:
а) наличия добровольного волеизъявления работника, подтвержденного его письменным заявлением, на выплату заработной платы в неденежной форме. При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ, не исключается право работника выразить согласие на получение части заработной платы в неденежной форме, как при конкретной выплате, так и в течение определенного срока (например, в течение квартала, года). Если работник изъявил желание на получение части заработной платы в натуральной форме на определенный срок, то он вправе до окончания этого срока по согласованию с работодателем отказаться от такой формы оплаты;
б) выплаты заработной платы в неденежной форме в размере, не превышающем 20% от общей суммы заработной платы;
в) выплата заработной платы в натуральной форме является обычной или желательной в данных отраслях промышленности, видах экономической деятельности или профессиях (например, такие выплаты стали обычными в сельскохозяйственном секторе экономики);
г) подобного рода выплаты являются подходящими для личного потребления работника и его семьи или приносят ему известного рода пользу, имея при этом в виду, что не допускается выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот;
д) при выплате работнику заработной платы в натуральной форме соблюдены требования разумности и справедливости в отношении стоимости товаров, передаваемых ему в качестве оплаты труда, т. е. их стоимость, во всяком случае, не должна превышать уровень рыночных цен, сложившихся для этих товаров в данной местности за период начисления выплат.
Гарантия государства об удержаниях из заработной платы раскрыта статьей 137 «Ограничение удержаний из заработной платы» и 138 «Ограничение размера удержания из заработной платы» Трудового кодекса Российской Федерации.
Заработная плата до сих пор является основным источником доходов большинства работающих. Поэтому в целях охраны заработной платы трудовое законодательство устанавливает ограниченный перечень оснований удержаний из нее. В ст. 137 ТК РФ перечислены удержания, которые работодатель производит в свою пользу в силу тех обязанностей, которые работник несет перед ними. Кроме того, удержания из заработной платы производятся для погашения обязательств работника перед государством (налоги, штрафы) и перед третьими лицами (алименты, выплаты по исполнительным листам и др.). Но самоудержание во всех случаях осуществляет работодатель, поскольку он начисляет и выплачивает заработную плату.
В данной статье перечислены удержания, которые работодатель вправе произвести, если работник не оспаривает их основания и размера и когда не истек месячный срок, установленный для добровольного возвращения сумм. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдено, т. е. работник оспаривает удержание или месячный срок истек, то работодатель теряет право на бесспорное взыскание сумм, и оно может быть осуществлено только в судебном порядке.
Также в данной статье говорится об удержании за неотработанные дни отпуска, полученного авансом. Однако при увольнении по основаниям, которые с точки зрения законодателя являются уважительными и которые перечислены в данном абзаце, удержание за неотработанные дни отпуска не производится. Возможны случаи, когда удержание юридически допустимо, но практически неосуществимо, поскольку у работника нет причитающихся к выплате сумм или их недостаточно. В подобных случаях удержание также не производится и дальнейшее взыскание не осуществляется, поскольку отсутствует соответствующий правовой механизм.
Так же в ст. 137 ТК РФ установлено общее правило, по которому излишне выплаченная работнику заработная плата взысканию не подлежит, за исключением перечисленных в ней случаев. В этих случаях удержание также производится в месячный срок со дня обнаружения факта излишней выплаты.
Гарантиям получения заработной платы посвящена 142 статья Трудового кодекса «Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» .
В связи с тем, что в последние годы приобрело массовый характер нарушение сроков выплаты заработной платы, принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на решение этой проблемы. Указом Президента Российской Федерации от 19 января 1996 г. № 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» предусмотрено, что:
1) руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выдаваемым из федерального бюджета, обязаны не позднее 3 дней до даты выплаты отдавать распоряжения по осуществлению выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, а при отсутствии в эти сроки денежных средств — отдавать соответствующие распоряжения в день поступления средств на счета;
2) указанным руководителям запрещено размещать временно свободные финансовые средства на депозитных счетах в банках, если это приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы или имеется задолженность по выплате заработной платы работникам организаций этой сферы;
3) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, при задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета отстраняются от выполнения указанных функций или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей;
4) руководители государственных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, допустившие задержку выплаты заработной платы в связи с неэффективной работой, размещением денежных средств на депозитных счетах банка, осуществлением выплат со счетов предприятия или учреждения на цели, не связанные с покрытием задолженности по налоговым и другим обязательным платежам, а также кредиторской задолженности, подлежат увольнению за однократное грубое нарушение своих обязанностей;
5) представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы работникам соответствующих обществ и товариществ обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) соответствующего хозяйственного общества или товарищества и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы;
6) руководители и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, несут персональную ответственность за своевременное осуществление указанных выплат О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат: указ Президента РФ [от 19. 01.1996 № 66 (ред. от 17. 04.2003)] // СЗ РФ. — 1996. — № 4. — ст. 265. .