Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовая характеристика трудной жизненной ситуации

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что в соответствии с указом Президента Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2008 № 404 с последними изменениями от 10.10.2014 «О создании фона поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"//ИПП Гарант 2015 год № 404, учрежден Фонд поддержки детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Учредителем данного фонда является Министерство здравоохранения… Читать ещё >

Правовая характеристика трудной жизненной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ «ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ

§ 1.Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации

§ 2. Психология личности в трудной жизненной ситуации

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

социальный трудный жизненный Современная социально-экономическая, морально — психологическая и духовная ситуация в России несет в себе много аспектов и весьма противоречива. В российском обществе в последние десятилетия XX—XI вв. произошли изменения, которые несут в себе следующие последствия: появилась новая структура общества, где одни обязательно вознесены вверх социальной лестницы, а другие находятся в ее самом низу. Появились такие уязвимые в социуме категории населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а так же определенные категории граждан которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, это пенсионеры, инвалиды, подростки и дети. В стране постоянно растет число людей, которые нуждаются в защите, маргиналы, алкоголики, наркоманы и бездомные. Часто происходит такая ситуация, когда органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение в которые оставляет гражданину надежду на то, что он получит поддержку и помощь в разрешении его жизненных проблем.

Огромные структурные изменения в экономике, которые вызваны новыми экономическими реалиями и технологиями, индивидуализация образа жизни и разнообразие ценностей делают социальную работу в жизни общества стабилизирующим фактором, который способствует поддержанию общественного равновесия и повышению благосостояния.

По — моему мнению, любую трудную жизненную ситуацию можно охарактеризовать определенными факторами: 1) появляются новые требования к человеку, которые выходят за рамки текущих, возникает необходимость его ресоциализации; 2) возникает потребность в перемене установок привычного социального поведения; 3) происходит изменение в текущей деятельности (учебной, трудовой и др.); 4) нарушается круг привычного общения; 5) происходит стрессовое воздействие на организм и психику в целом. Все перечисленное мной оказывает огромное влияние на индивида, который оказался в трудной жизненной ситуации. Начинаются серьезные испытания для системы взглядов человека на жизнь, проверке подвергается все мировоззрение, ценности, включая понимание смысла жизни, отношение к государству, Богу, семье, друзьям и самому себе. Человек нуждается в первую очередь в изменении отношения общества к нему, это нельзя свести лишь к конкретной помощи и поддержке, он нуждается в способности эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений, которая приведет его к преодолению трудной жизненной ситуации.

Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждают факт того, что изучение формирования и функционирования системы социальной работы с населением в Российской Федерации, которая пока не имеет ясной и эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации (КРФ) от 12.12.1993 с последними изменениями от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. //ИПП Гарант 2015, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, которые установлены законом. Так же в соответствии со статьей 4 Конвенции ООН о правах инвалидов Конвенция о правах инвалидов (Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 31 декабря 2006 г. № 61/106//ИПП Гарант 2015, государства — участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

В настоящее время создана целая сеть учреждений, которые оказывают социальные услуги семье, детям, инвалидам, безработным, но зачастую их работа ведется недостаточно активно. Деятельность специалистов в данных учреждениях зачастую проходит как ответ на запросы клиентов, до сих пор имеющая преимущественно материальный характер.

В соответствии с этим целью моего исследования является — строительство модели социальной работы с человеком, который оказался в трудной жизненной ситуации.

Объектом исследования является человек в условиях трудной жизненной ситуации. В соответствии с этим мною поставлены следующие задачи:

1) детально изучить правовое понятие «Трудной жизненной ситуации»

2)рассмотреть опыт социальной работы с индивидами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

3)исследовать организацию социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

При написании курсовой работы, мною использовалась научная литература, а так же нормативно — правовые акты по исследованной теме.

По средствам Конституции Российской Федерации, а так же Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» осуществляется законодательное регулирование общественных отношений связанных с трудной жизненной ситуацией.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ «ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ»

Определение трудной жизненной ситуации, которое было дано ранее в статье 3 Федерального закона № 195 Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (утратил силу) //ИПП Гарант 2015, утратившего силу 1 января 2015 года звучало следующим образом: «трудная жизненная ситуация — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.» Исходя из данного определения, перечень ситуаций которые можно было отнести к категории трудной жизненной ситуации носил открытый характер. Следовательно в соответствии со ст. 3 любая ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность индивида, которую он не может преодолеть самостоятельно, дает ему право на получения соответствующих мер социальной поддержки которые гарантированны государством. Перечень категорий граждан, получающих соответствующие услуги социальной помощи очень обширен и мобилен по своему составу.

9 января 2013 года был опубликован проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. От 21.07.2014)Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"//ИПП Гарант 2015, 1 января 2015 года данный закон вступил в силу. В этом законе появилось новое понятие «получатель социальных услуг». Оно введено и обозначает, гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга или социальные услуги. В соответствии с этим определением, а так же статьей 15 данного ФЗ, можно сделать вывод, что трудная жизненная ситуация — это обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающие жизнедеятельность гражданина, которое (или последствия которого) он не может преодолеть самостоятельно. Эти обстоятельства могут представлять опасность для здоровья индивида, для его нормальной жизнедеятельности, а также создавать угрозу для чести и достоинства с последующим применением насилия. Граждане, которые попали в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания.

Перечень категории граждан имеющих право на социальное обслуживание в данной сфере, закреплен в статье 15 п. 1. Федерального закона № 442. В данной статье указанно, что Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Есть определенный ряд факторов, наличие которых позволяет считать, что человек оказался в трудной жизненной ситуации. Первым фактором является полная или частичная утрата способности обслуживать себя или передвигаться, чаще всего данный фактор можно обусловить состоянием здоровья. Второй же фактор содержит в себе социальные признаки, то есть если социальное положение человека угрожает его здоровью или психическому состоянию. Например, если в семье проживают люди, страдающие алкогольной или наркотической зависимостью, а так же присутствует насилие или жестокое обращение с детьми. Так же признаны лицами, нуждающимися в социальном обслуживании, граждане, не имеющие определенного места жительства, в том числе индивиды, не достигшие возраста 23 лет и завершившие пребывание в организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть еще одна категория, которой помочь очень сложно, потому что они редко принимают эту помощь — лица без жилья (БОМЖ) с отсутствием работы и средств к существованию. А также наличие иных обстоятельств, которые нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

В соответствии с п. 2 той же статьи Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо в отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления. Следует отметить, что решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Например: Гражданин Петров вследствие пристрастия к наркотическим веществам и отсутствия места работы, лишился жилплощади, тем самым оказавшись на улице. В соответствии со ст. 15 п. 1, Петров нуждается в социальном обслуживании из-за наличия обстоятельств, которые ухудшают условия его жизнедеятельности.

Также, в соответствии с п. 24 ст. 26. 3 Федерального закона № 184-ФЗ Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последними изменениями от 3 февраля 2015 года № 6-ФЗ//ИПП Гарант 2015 год «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» оказание мер социальной поддержки и социального обслуживания гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов российской федерации.

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ

Субъектами правоотношений в социальном обслуживании являются, с одной стороны, уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, иные уполномоченные организации, а так же юридические лица независимо от их организационно — правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание граждан, с другой стороны, клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги. Следует отметить, что иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации.

§ 1.Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации В статье первой федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 2 декабря 2013 года № 328-ФЗ//ИПП Гарант 2015 год дано четкое определение детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Есть несколько причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», одной из основных является семейное неблагополучие, а именно:

наркомания и алкоголизм в семье низкая материальная обеспеченность семейные конфликты жестокое обращение с детьми и насилие Следующей категорией являются дети без попечения родителей, их число увеличивается из-за снижения социально экономического благополучия в стране. Чаще всего индивиды остаются без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Причины лишения родительских прав:

невыполнение родительских обязанностей

насилие в семье алкогольная и наркотическая зависимость совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка По моему мнению, главной задачей для современного общества, является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, а также оказание им помощи и поддержки.

Следующей категорией являются дети с ограниченными возможностями, с наличием особенностей в психическом и (или) физическом развитии. Есть определенные, характерные черты семей, в которых проживают дети — инвалиды:

малообеспеченность изоляция от общества трудности в получении профессии и образования В настоящее время в разработке находится огромное множество социальных проектов и программ по адаптации и социализации детей — инвалидов, их обучают трудовым навыкам, так же есть программы для интеграции их к здоровым сверстникам.

В следующую категорию входят дети, ставшие жертвами межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях. На современном этапе, число таких детей, к сожалению растет. В дальнейшем, такие дети начинают испытывать трудности в общении, у них снижается успеваемость и интерес к жизни.

К последним двум категориям относятся дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье, а также дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в соответствии со ст. 15 ФЗ-№ 124 осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их законодательством, а защита прав детей содержащихся и обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляется федеральн6ыми органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что государство гарантирует судебную защиту прав детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, то есть ребенок может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам или попечителям), а так же его права могут представлять работники прокуратуры, образовательные и медицинские учреждения, учреждения по социальной защите и социальному обслуживанию. Права ребенка так же может представлять Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ или уполномоченный по правам ребенка в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Например: Если во время пребывания в медицинском учреждении ребенок вступил в драку с другими пациентами и был нанесен вред его здоровью, медицинское учреждение может обратиться в суд для защиты интересов пострадавшего ребенка, а так же в орган прокуратуры для представления интересов ребенка в суде.

Судебная защита прав детей осуществляется в порядке, который установлен процессуальным законодательством. В качестве истцов для защиты своих прав могут обращаться законные представители ребенка, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законным представителем несовершеннолетнего в соответствии с п. 1 ст. 52 ГПК РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138 — ФЗ// с изменениями и дополнениями на 31.12.2014.//ИПП Гарант 2015 г могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица которым это право предоставлено федеральным законом, а права и интересы детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищают органы опеки и попечительства.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор, в праве обратится в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов гражданина, если ребенок или его законные представители не могут сами обратиться в суд. Прокурор также вправе обратиться в суд для защиты прав ребенка являющегося сиротой или оставшегося без попечения родителей, но ребенок, оставшийся без попечения родителей или ребенок — сирота может самостоятельно отстаивать свои права в суде по достижении им 18 летнего возраста.

Например: Путяйкину, после окончания пребывания на полном государственном обеспечении в детском учреждении не было предоставлено жилье. Путяйкин в праве обратится за защитой своих законных прав к прокурору или самостоятельно защитить в суде свое право на жилье, подав иск в соответствующий орган государственной власти о предоставлении ему жилого помещения.

Следует отметить, что в соответствии с указом Президента Указ Президента Российской Федерации от 26.03.2008 № 404 с последними изменениями от 10.10.2014 «О создании фона поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"//ИПП Гарант 2015 год № 404, учрежден Фонд поддержки детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Учредителем данного фонда является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, а его имущество сформировано за счет средств федерального бюджета, а так же пожертвований и добровольных имущественных взносов. Председатель фонда и его члены правления назначаются Правительством Российской Федерации. Фонд создан из-за необходимости реального содействия реализации государственной семейной политики, поддержки института семьи и защиты интересов детей. Основная цель деятельности данного фонда — стимулирование социальных программ поддержки детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Фонд реализует обучающие программы для специалистов детских учреждений, а так же социальных приютов и воспитательных колоний, финансирует программы высокотехнологичного лечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита всех других детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Например: В соответствии со ст. 27 Закона Свердловской области № 28-ОЗ, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, находятся под защитой государства. Регистрация данной категории детей для обеспечения им социальной и правовой защиты осуществляется областной миграционной службой в соответствии с действующим законодательством. Детям — беженцам и переселенцам предоставляется социальная поддержка, а так же по месту фактического проживания предоставляется место в образовательной организации, бесплатное обеспечение учебными принадлежностями, а так же бесплатное лечение в медицинских организациях и на дому.

С целью усиления социальной защиты детей — сирот, оставшихся без попечения родителей, был принят Федеральный закон № 159 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции от 31 декабря 2014 года № 500-ФЗ//ИПП Гарант 2015 год, в этом законе закреплены дополнительные гарантии прав этих детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение и на труд. А также из-за необходимости усиления внимания на проблеме беспризорности, был принят федеральный закон № 48 Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» с последними изменениями от 22 декабря 2014 года № 432-ФЗ//ИПП Гарант 2015 год, он обязал органы опеки и попечительства предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшимся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, который установлен в статье 122 Семейного кодекса Российской Федерации Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ / с изменениями и дополнениями на 04.11.2014.//ИПП Гарант 2015.

§ 2. Психология личности в трудной жизненной ситуации В жизни почти каждого человека, хоть раз происходили трудные жизненные ситуации. Даже в самые безмятежные времена, можно столкнуться с трудностями, например смена места жительства, тяжелая болезнь, приведшая в конечном итоге к инвалидности или болезнь близкого человека, потеря квартиры и тому подобное. Трудная жизненная ситуация — это ситуация, которая объективно нарушает социальные связи индивида с его окружением, а так же условия нормальной жизнедеятельности, человек субъективно воспринимает ее как «сложную», именно поэтому он часто нуждается в поддержке и помощи социальных служб для нахождения путей ее решения. Трудную жизненную ситуацию характеризует то, что происходит несоответствие между тем, что человек хочет и тем, что он может, оказавшись в определенных обстоятельствах и располагая имеющимися у него возможностями. Такое разногласие ставит препятствие в достижении цели, которая была поставлена изначально, это влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, они же в свою очередь служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для индивида.

Можно сделать вывод, что трудные жизненнее ситуации возникают в случае несоответствия в системе отношений личности и ее окружения, а также между целями, возможностью их реализации и качествами личности. Данные ситуации устанавливают повышенные требования к возможностям и способностям индивида. Обычно такая ситуация связана с необходимостью определенным образом адаптироваться к ней, это помогает успешному или неуспешному преодолению данной трудности, а также стабилизирует ситуацию. При попадании в такого рода ситуации, у человека снижается работоспособность, он пребывает в постоянном стрессе и депрессии, может возникнуть тяга к алкоголю или наркотическим веществам, дабы убежать от реальной жизни. Употребление таких веществ постепенно начинает управлять жизнью человека и лишает его воли к противодействию. Данная форма поведения, характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, они нуждается в своевременной помощи социального работника в решении их проблемы.

Социально — психологическая работа с инвалидами, которые относятся к категории оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является достаточно сложной задачей для психолога и требует специальных знаний. Значительная часть инвалидов, испытывает психологические затруднения в работе, быту и отношениях с окружающими их людьми. Чаще всего эти затруднения усугубляет то, что индивид не может выполнять определенные виды работ. Ситуация инвалидности, ставит человека в особые условия жизни, которые требуют мобилизации всех его психических и физических сил. Чаще всего, происходит так, что человек сам не в состоянии справится с этим, в результате чего у него развивается психическое состояние дезадаптации, эмоциональная неуравновешенность, быстрая утомляемость, повышенная тревожность и еще целый ряд психических проблем.

Личностные особенности детей из семей больных алкоголизмом, в первую очередь выражаются в их неусидчивости, невнимательности, у таких детей обычно нет желания трудиться и они не ставят перед собой какие либо цели в жизни. У данной категории индивидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проявляется социальная запущенность, ограниченный словарный запас, минимальное количество знаний и сведений об окружающем мире. Алкоголизм их родителей, является одним из самых мощных, неблагополучных факторов, который разрушает семью и душевное равновесие ребенка. Неблагоприятное социальное влияние алкоголизма в семье, прежде всего, связанно с нарушением взаимоотношений между индивидами. Любой член семьи, который живет рядом с человеком, который страдает от алкоголизма, находится в постоянном состоянии психического стресса. Для детей, родители которых страдают алкоголизмом, характерны трудности в социальной адаптации, они чаще всего имеют стабильные проблемы с учебой и поведением, а так же намного чаще пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, иногда ведут себя неадекватно и страдают заниженной самооценкой. От сверстников таких детей отличает пассивность и безразличие к окружающему. Дети, родители которых страдали алкоголизмом, чаще всего сами заболевают хроническим алкоголизмом, а так же затрудняются в принятии любых решений, склонны ко лжи, их отличат слабо развитое чувство юмора и в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях.

У детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто проявляется повышенная агрессивность, вспышки гнева, плаксивость, а также их настроение может меняться без видимых на то причин. Индивиды, относящиеся к данной категории, часто не понимают, что чувствуют другие люди и не умеют описывать свои переживания и эмоции. Такие дети очень болезненно воспринимают критику и замечания, неуверенны в себе, агрессивны и вспыльчивы или наоборот, очень плаксивы и застенчивы. Они постоянно чувствуют слабость, для них характерен замедленный темп интеллектуального развития. В раннем возрасте у таких детей отмечается апатия, они медленнее овладевают речью. Дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях очень обидчивы, чаще всего являются провокаторами конфликтов со сверстниками из-за неумения общаться с ними.

У детей подвергшихся жестокому обращению в семье тоже можно выделить особенности в поведении, и есть свои психологические последствия, к ним относится: малоподвижность, боязнь родителей и (или) взрослых, постоянная настороженность, плаксивость, капризность, редкое проявление радости, агрессивность, чрезмерная уступчивость, лживость, воровство, жестокое обращение с животными, одиночество, затрудненная концентрация внимания, плохая успеваемость, бродяжничество, депрессии и суицидальные попытки, а так же они склонны к употреблению наркотиков и алкоголя.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ГРАЖДАН, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Социальное обслуживание является относительно самостоятельным элементом государственной системы социального обеспечения. В обобщенном виде, оно представляет собой комплекс выдач в «натуральной форме» и услуг для определенной категории граждан.

В научной литературе социальное обеспечение рассматривается как отдельный правовой институт Особенной части права социального обеспечения См. Право социального обеспечения В. П. Галаганов, издательский центр «Академия» 2014 год (стр. 387).

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов закрепленных в законодательстве, которые указаны в статье 4 Федерального Закона № 442. К ним относятся:

равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

адресность предоставления социальных услуг — в соответствии с научной литературой, обозначает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в силу чего нуждаются в получении определенного вида социальных услуг;

приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

добровольность — в научной литературе это принцип означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия;

конфиденциальностьв соответствии со статьей 6 Федерального закона № 442 не допускается разглашение сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги работниками учреждений социального обслуживания.

Все вышеперечисленные мною принципы социального обслуживания получают свое непосредственное воплощение так же в подзаконных актах, и в актах издаваемых Правительством РФ.

В соответствии со статьей 14 Федерального Закона № 424 для получения социального обслуживания, гражданин или его законный представитель должен подать письменное заявление или заявление в электронной форме о предоставлении социального обслуживания либо обращение в интересах гражданина иных лиц, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявления или обращения в рамках межведомственного взаимодействия.

В соответствии со статьей 17 данного ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении таковых, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. В соответствии со статьей 3, поставщик социальных услугюридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание. Также в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 442 Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальных услуг, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг и мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа составляется строго исходя из потребности гражданина в социальных услугах, и пересматривается в зависимости от изменения этих потребностей, но не реже чем раз в три года. Данная программа для гражданина или его представителя имеет рекомендательный характер, а вот для поставщика социальных услуг — обязательный.

В статье 19 настоящего ФЗ указаны формы социального обслуживания, такие как:

форма социального обслуживания на дому социальные услуги в полустационарной форме — предоставляются получателю в определенное время суток (п. 2 ст.19)

социальные услуги в стационарной форме — предоставляются при постоянном, временном или пятидневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (п. 3 ст.19)

В статье 20 Федерального закона, указаны виды социальных услуг, для всех их получателей с учетом индивидуальных потребностей каждого:

социально — бытовыеподдерживают жизнедеятельность получателей в быту;

социально-медицинские, поддержание и сохранение здоровья получателей с помощью ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, а так же систематического наблюдения за получателем для выявления отклонений в состоянии здоровья;

социально — психологические, помогают получателю адаптироваться в социальной среде, в том числе психологическая помощь анонимно с использованием телефона доверия;

социально — педагогические, профилактика отклонений в поведении и развитии личности, формирование позитивных интересов, организация их досуга и оказание помощи семье в воспитании детей;

социально — трудовые, помощь в трудоустройстве и решение проблем связанных с трудовой адаптацией;

социально — правовые, помощь в получении юридических услуг услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей инвалидов;

срочное социальное обслуживание.

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания разовой помощи неотложного характера, гражданам которые остро нуждаются в социальной поддержке. В соответствии со статьей 21 пункт 1 Федерального закона № 442, она может включать в себя следующие услуги:

обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов;

обеспечение одеждой, обовью и другими предметами первой необходимости содействие в получении временного жилого помещения;

содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

иные срочные социальные услуги.

В соответствии с пунктом вторым той же статьи, срочные социальные услуги предоставляются в срок, когда индивид нуждается в данном виде помощи, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя, а так же получение от организации не входящей в систему социального обслуживания (медицинская, образовательная и т. д.) информации о гражданине, который нуждается в предоставлении социальной услуги.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 22 при необходимости, гражданину могут предоставить иные виды помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение). Оно осуществляется путем привлечения организации, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе. Социальное сопровождение — это особый вид деятельности социальной службы, а так же определенный тип взаимоотношений со специалистами в социальной сфере. Социальное сопровождение, содержит в себе определенный комплекс мер, которые направлены на помощь индивиду адаптироваться в социальной среде, а так же развитие способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами. Социальное сопровождение содержит в себе элементы, которые обучают и развивают в человеке способность к дальнейшему повышению своего социального статуса.

Задачами социального сопровождения является:

Адаптировать клиента к реальным условиям его жизнедеятельности Вывести клиента из кризисной ситуации и реабилитировать его Повысить социальный статус клиента Нормализировать отношения клиента в социуме Восстановить здоровье клиента и подтолкнуть его к отказу от вредных привычек Создать условия для самореализации клиента в обществе и семье

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что служба социального сопровождения — это система, которая ставит перед собой цель создать равные возможности для всех категорий граждан, а так же помочь индивиду адаптироваться в социуме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав Федеральный закон № 442, мною был сделан вывод, что он направлен в первую очередь на развитие системы социального обслуживания граждан, а так же на повышение его качества и эффективности в Российской Федерации. В данном законе определены основные принципы социального обслуживания, есть уточнение ряду основных понятий, которые применяются в сере социального обслуживания, определены формы и виды социальных услуг, а так же условия их предоставления. Социальное обслуживание основывается на волеизъявлении гражданина, стоит уточнить, что предоставление социальных услуг и отказ от них происходит только с учетом заявления получателя. С 1 января 2015 года появились новые понятия, которые используются в настоящем законе: социальное обслуживание граждан, социальная услуга, получатель социальных услуг, поставщик социальных услуг, стандарт социальной услуги и профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг, исходя из потребностей гражданина.

Следует отметить, что термин трудная жизненная ситуация законодательно не закреплен и имеет четкого определения. При теоретическом рассмотрении данного термина, можно предположить, что он всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет сделать и тем, что он в действительности может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него возможностями. Данное рассогласование препятствует достижению цели, которая была первоначально поставлена, это влечет за собой возникновение отрицательных эмоций и вызывает дискомфорт. Трудная жизненная ситуация — это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина и которую он не может преодолеть самостоятельно. Попасть в данную ситуацию может каждый человек, и социальная поддержка может иметь различные формы: эмоциональная, руководящая, основная на обратной связи, социализирующая и практическая. В основе трудной жизненной ситуации находится совокупность факторов, причин и форм.

В сфере социального обслуживания населения государством сделан упор на профилактику и индивидуальный подход к каждому гражданину, в новом законе четко прописаны условия, порядок предоставления и принципы, а так же содержание и состав социальных услуг, но следует отметить что, система социального сопровождения граждан не раскрыта, а так же кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, не установлено.

БИБЛИОГРАФИЯ Нормативно — правовые документы

Конституция Российской Федерации (КРФ) от 12.12.1993 с последними изменениями от 21.07.2014 № 11-ФКЗ.// ИПП Гарант 2015

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (утратил силу) //ИПП Гарант 2015

Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. От 21.07.2014)Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"//ИПП Гарант 2015

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями от 2 декабря 2013 года № 328-ФЗ Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с последними изменениями от 3 февраля 2015 года № 6-ФЗ//ИПП Гарант 2015 год Литература Право социального обеспечения В. П. Галаганов, издательский центр «Академия» 2014 год Право социального обеспечения России под редакцией Тучковой Э. Г. Москва-2014

Кошелева А.Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия// Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. — М., 2000.

Общая и юридическая психология часть 1 М. И. Еникеев; Москва «Юридическая литература 1996 год Приложение 1

Судебная практика:

З, А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации г. Балей 24 мая 2011 г.

Балейский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего Бородиной Т. П.,

с участием прокурора Нимаевой С. Б.,

при секретаре Зиминой М. В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Балейского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты населения Забайкальского края, Балейскому отделу Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о понуждении помещения Смирновой Еванжелины Ивановны в стационарное социальное учреждение, У С Т, А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе служб. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляется гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Смирнова Е. И. страдает атеросклерозом сосудов головного мозга, аорты, деформирующим артрозо-артритом, полной слепотой. По медицинским показаниям нуждается в постороннем уходе. Смирнова Е. И. состоит на учете в очереди для помещения ее в стационарное социальное учреждение. В настоящее время она проживает в Ильдиканской больнице, поскольку не имеет родственников и жилья. Средства на содержание Смирновой Е. И. не выделяются, больница содержит ее за счет денежных средств, выделяемых на лечение больных, чем нарушаются права последних. Смирнова Е. И. подлежит помещению в стационарное учреждение социального обслуживания.

В судебном заседании прокурор поддержал иск частично, отказавшись от требований к Балейскому отделу социальной защиты населения, т.к. отдел является структурным подразделением Министерства и не имеет статуса юридического лица. В обоснование иска он привел доводы, изложенные в заявлении.

Смирнова Е.И. в судебное заседание не явилась по состоянию здоровья.

Главный врач МУ «Ильдиканская участковая больница» Киргизов Г. И., являясь представителем интересов Смирновой Е. И., пояснил, что Смирнова Е. И. была помещена в стационар в связи с болезненным состоянием в 2001 г. и находится в больнице по настоящее время. Родственников у нее нет. Она проживает в больнице без законных оснований, хотя имеет право на социальное обслуживание в социальном учреждении.

Представитель Министерства социальной защиты населения Забайкальского края и представитель Балейского отдела Министерства социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке заочного производства в соответствии с ст. 233 ГПК РФ.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, предоставляются социальные услуги.

Согласно ст. 7, 10 указанного закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К одному из видов социального обслуживания относится социальное обслуживание стационарных учреждениях социального обслуживания.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Смирнова Е.И. содержится в Ильдиканской участковой больнице (л.д.4).

По сведениям Балейского отдела Министерства соцзащиты населения Забайкальского края мест для помещения в стационарное учреждение для лежачих больных нет, Смирнова Е. И. состоит на учете, учетный номер 47 (л.д.8).

Смирнова Е.И. утратила способность к самообслуживанию, нуждается в постоянном постороннем уходе и имеет право на стационарное социальное обслуживание.

Помещение Смирновой Е. И. в стационарное учреждение социального обслуживания необходимо, поскольку ее содержание в условиях больничного стационара ущемляет права других граждан, которые имеют право на бесплатную медицинскую помощь, а денежные средства, предназначенные на лечение больных, расходуются в течение длительного времени на содержание гражданина, которому государство гарантирует предоставление социальных услуг.

Так, стоимость одного койко-дня в 2010 г. в круглосуточном стационаре составляет 1505 руб. 20 коп. (л.д.4), Смирнова Е. И. в 2010 находилась в больнице без законных оснований г. 320 дней (л.д.5).

На основании изложенного суд считает необходимым обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края выделить Смирновой Е. И. путевку в стационарное учреждение социального обслуживания.

Суд на основании ст. 173 ГПК РФ принимает отказ прокурора от требований к Балейскому отделу социальной защиты населения Забайкальского края, т.к. он не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц. Производство по делу в этой части подлежит прекращению согласно ст. 220 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л:

Обязать Министерство социальной защиты населения Забайкальского края выделить Смирновой Еванжелине Ивановне, родившейся в <�данные изъяты>, путевку в стационарное учреждение социального обслуживания.

Производство по делу в части требований, предъявленных к Балейскому отделу социальной защиты населения Забайкальского края, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой