Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В учении Ш. Монтескье теория разделения властей получила законченный и аргументированный вид. Ученый полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный. Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: законодательная власть создает законы, исполнительная реализует законы, принятые законодательной властью, судебная власть «карает… Читать ещё >

Механизм государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Факультет Кафедра гражданско-правовая Курсовая работа По дисциплине Теория государства и права На тему: Механизм государства Москва 2013 г.

Введение

1. Механизм государства и государственный аппарат

2. Государственный аппарат

3. Государственная служба

4. Органы государства

5. Принцип разделение властей

Заключение

Список использованных источников

Введение

Механизм государства появился задолго до появления соответствующего научного термина и неразрывно связан с самим явлением государства. Обобщенно под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Упоминания главы государства как части механизма государства появились у таких древних философов, как Платон и Аристотель. В своих трудах о государстве они исследовали проблемы различных форм правления, а также государства и взаимоотношение высших его органов.

Тем не менее, уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. [2]

Постоянное развитие человечества обусловило усложнение и развитие механизма государства. Он должен отвечать сложившимся обстоятельствам в экономической, социальной и других сферах жизни общества, являясь ключевым элементом эффективности выполнения возложенных на государство функций. Поэтому в различные годы механизм государства имел неодинаковую структуру, функции и особенности.

Этот процесс не прекращается и в наше время. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры. [3]

Актуальность темы

обусловлена тем, что данные процессы применимы к Российской Федерации, и на современном этапе развития огромное значение приобретают вопросы организации и функционирования механизма государства и его совершенствования с целью его максимального соответствия механизму государства правового.

Исследованию вопросов государственного механизма посвящена достаточно обширная юридическая литература. В дореволюционный период о механизме государства писали В. М. Гессен, Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. А. Сорокин, В. М. Хвостов, Г. Ф. Шершепевич и другие.

В советский и современный периоды отдельные вопросы, связанные с государственным механизмом, рассматривали в своих работах С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. В. Баглай, М. И. Байтин, Р. С. Болдырева, П. Т. Василенков, В. В. Гибов, Э. П. Григонис, Л. Л. Григорян, Б. П. Елисеев, М. К. Искакова, Л. И. Каск, В. В. Конейчиков, С. В. Краюшкина, В. В. Лазарев, М. Н. Марченко, А. А. Мишин, Н. М. Иавличенко, З. М. Ретизни, В. Е. Чиркин, Б. Л. Страшун и др. [4]

Следовательно, целью данной работы является всестороннее изучение механизма государства, его функционирования и структуры.

1. Механизм государства и государственный аппарат В юридической науке отсутствует единство мнений среди ученых по поводу механизма государства. Некоторые ученые понимают механизм государства в двух аспектах: в узком смысле — как органы государства и в широком — как совокупность государственных органов, учреждений и организаций. При этом органы государства образуют государственный аппарат, а государственные учреждения и организации непосредственно реализуют экономическую, социальную, культурную и иные функции, претворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные и духовные блага. [5]

В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооружённые силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.

Существует научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства. 6]

По мнению некоторых ученых в механизм государства входят: публичные службы и корпорации; процедуры принятия государственных решений; ресурсное обеспечение.

В состав публичных служб входят:

занимающиеся охраной правопорядка, обеспечением законности и безопасности, обороной страны: армия, милиция, пограничные, железнодорожные и внутренние войска;

призванные оказывать общественные услуги в области телефонной, телеграфной, почтовой, электронной связи, транспортные и энергетические службы, обеспечивающие жизнедеятельность общества. В сфере оказания государственных услуг, имеющих общественную значимость, в настоящее время действуют федеральные агентства, которые кроме оказания услуг управляют государственным имуществом;

государственные корпорации, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного управления (Газпром, ЕЭС России и др.).

Среди процедур принятия государственных решений выделяют:

а) выборы и референдумы;

б) самостоятельное принятие решений государственным органом на основе собственного регламента или иных ведомственных актов;

в) совместные или согласованные решения нескольких органов государства;

г) принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений.

Ресурсное обеспечение государственных органов и организаций состоит из:

а) управления государственной собственностью;

б) регулирования бюджетно-налоговых отношений;

в) использования природных ресурсов;

г) материально-технического обеспечения (зданий, транспортных средств и др.);

д) режима использования людских ресурсов на основе законодательства о труде и занятости. [7]

Механизм государства различных стран значительно различается, но каждому из них присущи следующие особенности:

целостная иерархическая система государственных органов, которая обеспечивается едиными принципами организации и деятельности;

первичными структурными звеньями механизма являются государственные органы;

механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;

для обеспечения государственно-властных предписаний механизм имеет специфические орудия принуждения — тюрьмы, вооруженные силы, полицию и др.;

Структура механизма изменчива и во многом зависит от задач управления, которые встают перед государством на том или ином этапе его развития. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинённости при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т. е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краёв и областей и т. п.);

2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооружённые силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т. п.);

3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т. д.);

4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счёт государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. [8]

2. Государственный аппарат Государственный аппарат — это система объединенных принципами организации и деятельности органов, обеспечивающих осуществление государственной власти, решение главных задач, стоящих перед государством.

Государственный аппарат — составной элемент любого государства, в нем находит «материализацию» государственная власть.

Государственный аппарат — главное средство осуществления функций государства и решения главных государственных задач.

Сущность государственного аппарата проявляется в принципах его организации и деятельности, отражающих в условиях глобализации действие абсолютных общечеловеческих ценностей.

Государственный аппарат — это система органов, в которых работает слой профессионально подготовленных людей (чиновников), занимающихся управлением на возмездной основе.

Государственный аппарат формируется, действует за счет бюджета — налогов, взимаемых с населения.

Государственный аппарат это не только органы государства, но и материальные атрибуты (тюрьмы и учреждения принудительного характера), определяющие потенциальную возможность их использования для целей управления.

Понятие государственного аппарата является обобщающим, охватывающим общими признаками всю совокупность разнообразных по целям и задачам государственных органов. Вместе с тем государственный орган есть ни что иное как организованный коллектив государственных служащих (чиновников), замещающих должности по определенным, прежде всего профессиональным критериям. Государственный орган обладает властными полномочиями, которые реализуются в определенных сферах управления, через администрации подведомственных учреждений, организаций, которые вместе с коллективом работников непосредственно решают задачи и осуществляют функции, обусловленные назначением государственного органа. Последние при этом не являются частями государственного органа, аппарата в целом. Этим государственный аппарат как система органов отличается от механизма государства.

Механизм государства — это система государственных органов, а также администраций низовых учреждений и организаций, обеспечивающих решение практических задач и осуществление функций государственных органов. Сам по себе государственный орган не делает практическую работу (образовательную, в области здравоохранения и др., например). Этим занимаются коллективы профессионалов во главе с администрациями. В механизме государства происходит взаимодействие структур власти (управляю-щих) и администрации низовых учреждений и организаций (управленцев и управляемых), через которые осуществляется практическая государственная работа.

Любой государственный аппарат организован и функционирует по определенным принципам. Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать обусловленные закономерностями его развития и функционирования общие требования, определяющие в силу их законодательного закрепления и регулирующей роли организационные основы, эффективное решение задач и осуществление функций оптимальными средствами. Они не остаются неизменными в различных государствах и на различных этапах их развития. В настоящее время к общим принципам организации и работы государственного аппарата относятся:

легальный (т.е. на основе закона и в соответствии с законом) порядок образования и действия;

законность и конституционность;

оптимальность построения и структуры государственного аппарата;

эффективность деятельности;

профессионализм работы государственных служащих, соблюдение ими этических стандартов;

приоритет прав человека, т. е. признание и соблюдение этих прав является смыслом и содержанием деятельности государственного аппарата и одновременно служит критерием оценки работы государственных органов;

разграничение компетенции и сфер ведения между различными органами;

равный доступ граждан к государственной службе;

открытость государственной службы, т. е. доступность об-щественному контролю;

принцип разделения властей.

Все названные принципы должны соблюдаться в комплексе, так как одинаково значимы в функционировании государственного аппарата и связаны друг с другом. После перехода бывших социалистических государств в постсоциалистическое состояние важное значение приобрел принцип разделения властей.

Названные принципы отражают действие наиболее общих для всего государства закономерностей, действуют во всей сфере государственно-правовой жизни, в том числе имеют определяющее значение для организации и деятельности государственного аппарата.

Вместе с тем собственно организация и деятельность аппарата и механизма государства определяются специфическими принципами. Среди них называют:

принцип федерализма, определяющий структуру государственного аппарата в РФ, разграничение полномочий федерального центра и субъектов федерации (ст. ст. 71−73, 76 Конституции РФ);

принцип гласности, обеспечивающий прозрачность, доступность и информированность населения относительно порядка формирования и деятельности органов государства;

принцип профессионализма, который служит ориентиром в кадровом обеспечении корпуса государственных служащих, чиновников;

принцип бюрократизма противостоит тенденции бюрократизации государственного аппарата и содержит требование обезличенности государственной работы в сочетании с господством оптимальных юридических процедур;

принцип безусловной ответственности чиновника в случаях уклонения от приведения в действие полномочий, когда это входит в его обязанность, либо виновного в нарушении процесса реализаций этих полномочий.

3. Государственная служба Успешное функционирование государственного аппарата и его органов обусловливается отлаженностью и профессионализмом деятельности лиц (чиновников), занимающих должности в аппарате и его звеньях. Сама эта деятельность характеризуется сквозь призму категорий «государственная служба» и «государственный служащий».

Во-первых, государственная служба связана с обеспечением полномочий государственных органов, это властно-организационная деятельность. Государственный служащий — непосредственный носитель государственно-властных полномочий, работник государственного органа.

Во-вторых, государственная служба — это область общественного разделения труда, связанная с деятельностью слоя людей в сфере управления. Государственный служащий — профессионально подготовленное лицо, которое непосредственно занимается управленческим трудом.

В-третьих, государственная служба — это решение главных задач и осуществление функций государства и его органов. Государственный служащий в соответствии с должностью делает практическую работу по решению задач и осуществлению функций.

В-четвертых, государственная служба — это деятельность, осуществляемая в режиме юридических ограничений в соответствии с принципом «разрешено только …». Государственный служащий — это деятель, имеющий специальный правовой статус, действующий исключительно в пределах полномочий.

В-пятых, государственная служба — это возмездная деятельность, оплачиваемая за счет бюджета. Государственный служащий получает за свой труд денежное содержание и иное возмещение.

Государственная служба — властно-организационная деятельность профессионально подготовленных лиц (государственных служащих), занимающих в установленном порядке должности в государственных органах, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов по решению задач и осуществлению функций государства. [9]

Государственный служащий РФ это лицо, занимающее должность в государственном органе, обладающее специальным правовым статусом, осуществляющее в установленном порядке деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, получающее за этот труд денежное содержание из средств государственного бюджета.

Государственная служба классифицируется на виды по различным основаниям.

В соответствии с ветвями власти — на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

По предметному критерию — на политическую деятельность, гражданскую государственную службу в аппарате исполнительной власти, на военизированную государственную службу и муниципальную службу.

В зависимости от правового положения и характера труда ст. 9 ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает четырехзвенную систему категорий должностей государственной службы и, соответственно, государственных служащих: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты; 4) обеспечивающие специалисты. [10]

Это имеет важное значение в связи с отраслевым статусом граждан, относящихся к категории должностных лиц (п. 2 ст. 15 Конституции РФ, Примечание к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Примечание к ст. 285 УК РФ). Статус должностного лица в соответствии с положениями отраслевого законодательства не совпадает со статусом государственного служащего. Так, государственные служащие категории «обеспечивающие специалисты» могут не обладать статусом должностного лица, а по ряду позиций должностные лица не являются государственными служащими.

Учитывая такие особенности, следует отметить, что должностное лицо — это гражданин (постоянно или временно либо в соответствии со специальными правомочиями), осуществляющий функции исполнения властных полномочий либо выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных, муниципальных и иных учреждениях и организациях, обладающий публично-правовым статусом и хотя бы минимальной возможностью приводить в действие принудительный механизм правообеспечения.

4. Органы государства Механизм государства состоит из различных элементов, имеющих специфическое устройство и выполняющих соответствующие функции. Основным элементом данного механизма является орган государства.

Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. [11]

Орган государства как главный элемент механизма обладает следующими признаками, которые отличают его от негосударственных органов:

а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);

б) наделен властными полномочиями определенного объема и содержания;

в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);

г) вправе применять принуждение в случаях и в пределах, установленных в законодательстве;

д) действует от имени государства;

е) наделен правами юридического лица, т. е. обладает определенным имуществом, может отвечать этим имуществом по своим обязательствам; вправе от своего имени вступать в имущественные отношения; быть истцом и ответчиком в суде;

ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.

Существуют различные критерии для классификации органов государства. Универсальной считается классификация по принципу разделения властей, т. е. деление органов государства на законодательные, исполнительные и судебные.

По способу создания органы государства подразделяются на первичные и производные. Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (выборные, представительные органы) или возникают в по-рядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами и наделяются необходимыми полномочиями (исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Но не все местные органы являются государственными, например органы местного самоуправления не входят в государственную систему.

По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Первые полномочны решать широкий круг вопросов (правительство), органы специальной компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, обороны, образования, юстиции и т. д.).

По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (парламент, правительство) и единоначальными (президент, уполномоченный по правам человека).

Можно также выделить органы, которые действуют в обычных и чрезвычайных условиях. Последние чаще всего действуют временно. В федеративных государствах различают общефедеральные органы и органы субъектов федерации.

5. Принцип разделение властей государство аппарат служба власть Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений. Однако наибольшая заслуга в теоретиче-ской разработке принципа разделения властей принадлежит Дж. Локку (1632—1704) и Ш. Монтескье (1689—1755).

По теории Дж. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями. Такое разделение необходимо для предотвращения злоупотребления властью. Локк различал три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней он понимал сферу внешней политики, судебную же он не называл в качестве самостоятельной ветви, а включал ее в состав исполнительной. При этом законодательная власть объявлялась верховной.

В учении Ш. Монтескье теория разделения властей получила законченный и аргументированный вид. Ученый полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный. Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: законодательная власть создает законы, исполнительная реализует законы, принятые законодательной властью, судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Законодательная власть играет доминирующую роль, в то время как две другие лишь реализуют законы, и их деятельность имеет подзаконный характер. Ш. Монтескье определил также некоторые гарантии, предохраняющие от узурпации власти и ее концентрации в одних руках. Разделение и взаимное сдерживание властей служит, по мнению Монтескье, главным условием политической свободы в обществе.

Считается, что наиболее последовательное воплощение принцип разделения властей нашел в Конституции США 1787 г. При этом Конституция исходит из трех основных посылок:

сувереном является народ;

ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа;

власть едина, разделяются лишь властные полномочия; единство власти обусловлено единством суверенитета.

Система сдержек и противовесов основывается на следующих началах:

а) все ветви власти имеют различные источники формирования: законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например президент, избирается народом косвенным путем — посредством выборщиков, судебная, в частности Верховный суд, формируется совместно президентом и верхней палатой парламента — сенатом;

б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (президент избирается на четыре года, члены палаты представителей (конгрессмены) — на два года, сенаторы — на шесть лет, судьи Верховного суда занимают свои посты пожизненно);

в) каждая ветвь власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право вето президента, импичмент в отношении президента и т. д.).

Учение о разделении властей многие годы совершенствовалось, уточнялось, адаптировалось к новым условиям.

В России принцип разделения властей получил конституционное закрепление (ст. 10 Конституции РФ).

Далее подробно рассмотрим все три ветви власти.

Законодательная власть осуществляется в любом государстве представительным органом, избираемым населением страны, который решает все вопросы в коллегиальном порядке.

В разных странах законодательный представительный орган имеет разные названия: Федеральное Собрание, Законодательное, Народное или Национальное Собрание, Конгресс, Сейм и т. д. Но все эти органы принято обозначать одним термином «парламент». Структура, состав, компетенция парламента регулируются чаще всего конституцией конкретного государства и другими актами конституционного законодательства.

В большинстве стран парламент состоит из двух палат: верхней и нижней. Нижняя палата формируется, как правило, путем прямых выборов, и депутаты избираются на определенный срок. В Российской Федерации — сроком на 4 года, в США палата представителей формируется сроком на 2 года. Существует принцип несовместимости избрания депутатом законодательного органа и работа на государственной службе. Это обеспечивает независимость депутатской деятельности и профессионализм в законотворчестве.

Верхняя палата в разных странах формируется различным путем: в Великобритании места в Палате лордов переходят по наследству, в других странах верхняя палата создается путем назначения (Италия, Индия, Канада, Таиланд), в ряде стран она избирается (США, Бразилия).

Существуют страны, где создается однопалатный парламент, — в Сенегале, Алжире, Анголе и др.

В федеративных государствах верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Функции, выполняемые парламентом, разнообразны, но главная из них законодательная, принятие законов по определенной законодательной процедуре. Эта функция является самой важной и объемной, так как закон в демократически устроенном государстве обладает верховенством и определяет деятельность других ветвей власти — исполнительной и судебной.

Парламент также осуществляет представительные функции, которые вытекают из его природы как выборного органа народа, призванного выражать общественные интересы.

Парламенту принадлежит учредительная функция, которая позволяет ему непосредственно создавать высшие органы государства. Например, в России Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства РФ, Генеральный прокурор назначается Советом Федерации, последний также назначает на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, обе палаты формируют на паритетных началах Счетную палату РФ.

Парламент обладает исключительными бюджетными правами, только ему принадлежит право принятия закона о государственном бюджете. Парламент осуществляет ратификацию важнейших международных договоров.

Важнейшую часть парламентской деятельности составляет контрольная функция, которая выражается в контроле за работой правительства в форме запросов, объявления вотума недоверия, контроля за делегированным законодательством и др.

В некоторых странах парламенту принадлежат судебные полномочия. Например, в Великобритании Судебный комитет палаты лордов выступает высшей судебной инстанцией по гражданским делам. Кроме того, парламент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями, например решает вопрос об импичменте президенту страны.

К внутренним органам парламента относятся партийные фракции, объединяющие депутатов, принадлежащих к одной партии, избирательному объединению или блоку партий. Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные комиссии и комитеты, создаваемые из членов палаты. В настоящее время в Федеральном Собрании РФ в Государственной Думе действуют 27 комитетов, а в Совете Федерации — 11 комитетов.

Законодательная власть может осуществляться и внепарламентским способом, например путем принятия законов монар-хом (в Катаре, Омане, Саудовской Аравии) или путем референдума.

Следующая ветвь — исполнительная. Главное назначение исполнительной власти — выполнение законов, реализация их в процессе управления государством. Исполнительная власть представлена разветвленной системой государственных органов, весьма многочисленных и разнообразных по выполняемым полномочиям.

Органы исполнительной власти основаны на строгом вертикальном подчинении: вышестоящие органы вправе давать нижестоящим органам обязательные для исполнения указания. Следовательно, исполнительной власти свойственна строгая иерархичность.

В парламентарных республиках и парламентарных монархиях исполнительная власть сосредоточена в правительстве и в полномочиях возглавляющего его премьер-министра (главы правительства), в президентских и смешанных республиках — в руках президента.

Принято выделять три уровня территориальной организации исполнительной власти: 1) общегосударственная исполнительная власть; 2) исполнительная власть субъекта федерации; 3) исполнительная власть органов местного самоуправления. Кроме того, различают органы исполнительной власти общей компетенции (правительство, президент, губернатор) и отраслевой (министерства, ведомства).

Исполнительной власти присущи следующие особенности:

1. Относительная самостоятельность и независимость. Это означает, что никакой другой орган государственной власти не имеет права принимать на себя и осуществлять функции исполнительной власти. Она действует самостоятельно, в пределах своей компетенции, установленной конституцией и законами.

Универсальность, которая выражается в том, что исполнительная власть функционирует постоянно и на всей территории государства.

Подзаконность: все акты исполнительной власти не могут противоречить законам. Кроме того, возможна проверка в судебном порядке законности действий и актов органов исполнительной власти.

Структурированность, которая проявляется в том, что исполнительная власть действует от имени государства (кроме случаев делегирования государственных полномочий иным органам и организациям), а главным структурным элементом выступает орган государства и его структурные элементы (подразделения).

Организующий характер, т. е. организация сложной системы управления в различных сферах жизни общества, обеспечение определенного правопорядка, охрана его и защита прав и свобод личности.

Право на применение принуждения для выполнения возложенных на исполнительную власть задач, но в формах и пределах, установленных законом.

Право принятия общеобязательных для исполнения нормативных и правоприменительных актов. Например, Правительство РФ вправе принимать постановления и распоряжения, которые издаются по вопросам его компетенции. Эти акты могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, а также могут быть признаны неконституционными Конституци-онным Судом РФ.

Последняя ветвь представлена судебной властью. Судебная власть занимает особое место среди других ветвей государственной власти, так как на нее возложено осуществле-ние правосудия, имеющего своим конечным результатом защиту прав, свобод и законных интересов личности.

Судебная власть обладает специфической юридической природой, которая проявляется в следующих ее признаках:

а) самостоятельность и независимость, т. е. обладание всей полнотой собственной компетенции, достаточной для осуществления возложенных задач; подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и действующим законам;

б) наделение только ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная и др.;

в) осуществление правосудия в строго определенной законом процессуальной форме, которая обеспечивает невмешательство извне в процесс отправления правосудия, в том числе со стороны законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан;

г) особый правовой статус судей: их несменяемость, судейский иммунитет (неприкосновенность), который является способом защиты профессиональной деятельности судей, специальные нравственные требования к поведению судей;

д) осуществление правосудия только судом, выступающим от имени государства;

е) обладает правом законодательной инициативы, которое принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

ж) занимает особое место в системе сдержек и противовесов другим ветвям власти, поскольку судебная власть контролирует конституционность (Конституционный Суд РФ) и законность актов, принятых законодательной и исполнительной властью, а также обеспечивает единообразное применение закона;

з) судебная практика служит источником права: судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняют пробелы в действующем законодательстве, их толкования содержат элемент нормативности, а в целом судебная практика оказывает непосредственное регулирующее воздействие на общественные отношения, систему законодательства и учитывается правотворческими органами при его обновлении.

Следует отметить, что, несмотря на самостоятельность судебной власти в системе разделения властей, она тесно взаимодействует с другими ветвями власти: с законодательной, поскольку при осуществлении правосудия руководствуется законами, а с исполнительной властью — при реализации судебных решений. Все они обеспечивают единство функционирования государственной власти, не заменяют и не вытесняют друг друга.

Высокая роль судебной власти в обществе служит показателем самоограничения государства, предоставляющего возможность гражданам использовать суд для защиты своих прав и свобод, в том числе от произвола государства. Эта роль — показатель демократического развития общества.

Заключение

Подводя итоги, выделим несколько точек зрения на ключевые моменты:

1. Понятие механизм государства по своему содержанию более широкое, либо тождественно понятию аппарат государства;

2. Понятие механизм государства заменяется понятием государственный аппарат в широком смысле слова. Государственный аппарат как совокупность государственных органов, сторонники данной точки зрения именуют государственным аппаратом в узком смысле слова;

3. Понятие государственный аппарат включает в себя не только систему государственных органов. Но и совокупность государственных чиновников, работающих в этих органах;

4. Понятие т механизм государства може рассматриватся двояко, в статике и в динамике, т. е. механизм государства и государственный аппарат лежат в разных плоскостях.

Они основываются на соотношении понятий механизм государства и государственный аппарат. Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов, которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.

В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, т. е. управленческие, исполнительные органы.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая основа деятельности, т. е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;

3) действуют от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;

Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций — экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и т. д.

Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, т. е. они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интере-сы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

Список использованных источников

Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник для ВУЗов /Под ред. проф. В. Г. Стрекозова. — М.: Интерстиль, 2008.

Морозова Л. А. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / Л. А. Морозова. — М.: Эксмо, 2009.

Борисов Г. А. Теория государства и права: учебник / Г. А. Борисов. — Белгород: БелГУ, 2007.

Григорьева И. В. Теория государства и права: учебное пособие / И. В. Григорьева. — Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.

Мелехин А. В. Теория государства и права: учебник / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007.

Чепурнова Н.М., Серёгин А. В. теория государства и права: Учебное пособие. — М.: ЕАОИ, 2007.

Шевчук Д. А. Теория государства и права: Конспект лекций. — Ростов-на-дону: Феникс, 2007.

Алексеев С. С. Общая теория права: Учебник / Алексеев С. С. — М.: Велби, Проспект, 2008.

Бошно С. В. Теория государства и права: Учебное пособие / С. В. Бошно — М.:Эксмо, 2007.

Ильин И. А. Теория права и государства: Курс лекций. — М.: Зерцало, 2007.

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: Учебное пособие / Т.В. Кашанина— М.: Высшая школа, 2008

Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008.

Малько А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: Учебное пособие / Сырых В. М. — М.: Велби, Проспект, 2007.

Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права: Учебник. В 2 т. / Сырых В. М. — М.: Велби, Проспект, 2007.

Мухаев Р. Т. Теория государства и права: Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / М. Н. Марченко. — М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник. — М.: Юстицинформ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / А. С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2006.

Теория государства и права: Учебник / В. В. Лазарева, С. В. Липень. — М.: Спарк, 2004.

Теория государства и права: Учебник / В. К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. — М.: Норма, 2005.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой