Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус некоммерческих организаций

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны банкротами ни при каких обстоятельствах. Остальные виды некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только в судебном порядке. Что касается государственных корпораций или государственных компаний, то они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это… Читать ещё >

Правовой статус некоммерческих организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Построение в России гражданского общества, эффективная защита прав и свобод граждан строится, прежде всего, на основе различного рода объединений граждан, способных отстаивать их политические, социально-экономические, культурно-нравственные интересы и ценности. В этой связи вопрос о правовой природе данных объединений, получивших в законе обозначение «некоммерческие организации», становится очень актуальным на сегодняшний день.

Объектом данного исследования выступают некоммерческие организации в целом.

Предмет исследования — правовой статус некоммерческих организаций.

Цель работы — всесторонне изучить особенности правового статуса некоммерческих организаций.

Задачи исследования:

Изучить понятие и правовой статус некоммерческих организаций;

Проанализировать особенности регистрации, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;

Рассмотреть отдельные виды некоммерческих организаций.

Анализ литературы. При написании курсовой работы автор опирался на труды современных отечественных юристов, в числе которых: Гришаев С. П., Крылова Ю. А., Лозовская С. О., Сойфер Т. В., Шелютто М. Л. и другие.

Анализ нормативно-правой базы. Важными источниками при написании курсовой работы служили Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях», Постановления Правительства РФ.

Важную роль играют Постановления Конституционного суда РФ, разъясняющие многие вопросы по данным правоотношениям.

В работе анализировалась судебная практика по изучаемому вопросу.

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Термин «некоммерческие организации» давно и широко вошел в нашу жизнь. Однако законодательство о некоммерческих организациях в Российской Федерации появилось лишь в 1990;х годах, хотя в отдельных нормативных актах более раннего периода признавался особый статус организаций, действующих в общественных интересах. Конституцией РФ (ст. 30) гарантирована свобода деятельности общественных объединений и право граждан на объединение «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) / «Российская газета», № 7, 21.01.2009. С принятием первой части ГК РФ нормы о некоммерческих организациях были помещены в единый раздел «Некоммерческие организации» «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // «Российская газета», № 238−239, 08.12.1994.

Поскольку общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица, следует указать на возможность использования понятия «некоммерческая организация» в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а потому, хотя и наделены определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте Гришаев С. П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица.

В средствах массовой информации и в литературе общественные объединения, которые не преследуют политические цели в своей деятельности и которые не финансируются правительствами своих стран, часто носят название «неправительственные организации», или сокращенно НПО (nongovernmental organization). Этот термин был введен в оборот в 1945 г. Уставом ООН, впоследствии закреплен в целом ряде международных документов и воспринят внутренним законодательством многих государств. По существу, речь идет о синониме термина «некоммерческие организации».

Правовое регулирование некоммерческих организаций осуществляется целым рядом правовых актов. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность общественных и религиозных организаций, являются помимо Гражданского кодекса также Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010) // «Российская газета», N 14, 24.01.1996. (далее — Закон о некоммерческих организациях), Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) // «Российская газета», N 100, 25.05.1995., Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997) // «Российская газета», N 190, 01.10.1997. и др.

В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под иностранной некоммерческой неправительственной организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения — отделения, филиалы и представительства.

Структурное подразделение — отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях. Структурные подразделения — филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 Закона о некоммерческих организациях.

Таким образом, в зависимости от цели осуществляемой организацией деятельности все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие (ст. 50 ГК) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // «Российская газета», № 238−239, 08.12.1994. Коммерческие организации — это юридические лица, созданные для занятия предпринимательской деятельностью, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации не имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками (учредителями). Предпринимательскую деятельность они могут осуществлять лишь постольку, поскольку эта деятельность служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Такой деятельностью признается, например, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации Сойфер Т. В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // «Журнал российского права», 2009, N 1. С. 18.

При этом предпринимательская деятельность может быть основным источником финансирования их деятельности, однако, если целью таких организаций не является извлечение прибыли, то они все равно будут некоммерческими Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е. А. Суханова. М. Волтерс Клувер, 2008. С. 136. Запрет на распределение прибыли некоммерческими организациями, по существу, означает ограничение правомочия распоряжения этой прибылью.

Установление сразу двух критериев для некоммерческих организаций имеет определенный смысл. В настоящее время без осуществления предпринимательской деятельности некоммерческие организации во многих случаях существовать не смогут, а смыслом предпринимательской деятельности является получение прибыли. Но для некоммерческой организации это не может быть самоцелью, и поэтому запрещение распределять прибыль между участниками определяет принадлежность к некоммерческому типу организаций Терновая О. «Третий сектор» в России: тенденции развития // ЭЖ-Юрист. 2010. N 38. С. 8. .

Еще одним признаком, отличающим некоммерческие организации от коммерческих, является специальная (целевая) правоспособность, которую законодатель установил для первых. Так, согласно п. 4 ст. 213 ГК общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Важным признаком любой некоммерческой организации является и та цель, ради которой она была создана. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.10.2010) // «Российская газета», N 14, 24.01.1996.

Закон в приведенном выше определении не дает исчерпывающего перечня целей деятельности некоммерческих организаций, предлагая учредителям таких юридических лиц самим определять данную цель путем указания ее в учредительных документах. Учитывая достаточно расплывчатую формулировку «в иных целях, направленных на достижение общественных благ», представляется, что цель деятельности может быть предусмотрена любая, за исключением цели извлечения прибыли (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях») и цели, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК РФ).

Для некоторых видов некоммерческих организаций предусмотрены ограничения на занятие определенными видами деятельности (п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Например, финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере только с разрешения собственника, если иное не предусмотрено законом (п. 4 ст. 66 ГК).

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях).

Учредителями некоммерческих организаций могут быть физические и (или) юридические лица, если действующим законодательством не предусмотрено иное Серова О. А. Законодательство о юридических лицах: возможные пути совершенствования // Гражданское право. 2009. N 4. С. 21. Так, согласно п. 1 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Термин «граждане» включает и иностранных граждан, однако существуют определенные ограничения. Так, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации») Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 06.07.2000) // «Парламентская газета», N 138, 25.07.2000.

Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц. Согласно указанному пункту 1.2 не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // «Собрание законодательства РФ», 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистской деятельности» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // «Российская газета», N 138−139, 30.07.2002.;

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997) // «Российская газета», N 190, 01.10.1997. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. А п. 1 ст. 6 Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5340−1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» установлено, что торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей Закон РФ от 07.07.1993 N 5340−1 (ред. от 23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // «Российская газета», N 154, 12.08.1993.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Государственные органы власти также обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения.

Как и в коммерческих организациях, в некоммерческих возможны различные модели соотношения прав учредителей и самого юридического лица Шелютто М. Л. Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы (обзор III Ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся) // «Журнал российского права», 2009, N 1. С. 153. Первая модель — учредители (участники) утрачивают вещные права на переданное юридическому лицу имущество, приобретая при этом права обязательственные — права требований (потребительские кооперативы). Вторая модель — учредитель, передавая юридическому лицу имущество, продолжает оставаться его собственником (сохраняет свои вещные права). При этом учредитель признается собственником и всего того, что приобретается юридическим лицом в процессе деятельности некоммерческой организации (в качестве примера можно привести учреждения). При третьей модели учредитель, передавая юридическому лицу имущество, теряет как обязательственные, так и вещные права на имущество. Однако в некоторых случаях он сохраняет право контроля за этим имуществом (например, в фондах).

В отличие от коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных документов, некоммерческие могут действовать на основании общих положений об организациях такого вида Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. О. Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — С. 124. В качестве примера можно привести первичные профсоюзные организации и адвокатские палаты субъекта Федерации. Неоднозначно решается вопрос относительно возможности признания некоммерческих юридических лиц банкротами. Согласно общему правилу, установленному п. 1 ст. 65 ГК, юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом) Сумской Д. А. Некоммерческие организации в теории российского гражданского права // «Российская юстиция», 2009, N 6. С. 35. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Таким образом, казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации не могут быть признаны банкротами ни при каких обстоятельствах. Остальные виды некоммерческих организаций могут быть признаны банкротами только в судебном порядке. Что касается государственных корпораций или государственных компаний, то они могут быть признаны банкротами только в том случае, если это прямо предусмотрено специальным правовым актом, которым предусмотрено их создание. Наконец, фонды по общему правилу могут быть признаны банкротами, за исключением случаев, когда запрет на признание их банкротами установлен законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. В качестве примера можно привести п. 7 ст. 2 Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий», согласно которому центр не может быть признан несостоятельным (банкротом) Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий» (принят ГД ФС РФ 25.04.2008) // «Российская газета», N 104, 16.05.2008.

Некоммерческие юридические лица могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных не только Гражданским кодексом РФ, но и другими федеральными законами (абз. 1 п. 3 ст. 50 ГК). В основном эти организационно-правовые формы предусмотрены Законом о некоммерческих организациях.

По общему правилу, предусмотренному п. 2 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческая организация создается без ограничения срока действия. Данная норма является диспозитивной.

В отличие от коммерческих перечень некоммерческих организаций, приведенный в п. 3 ст. 50 ГК, не является исчерпывающим. Федеральным законом могут быть предусмотрены и иные формы. Так, Законом о некоммерческих организациях предусмотрены некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, казачьи общины, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, государственные компании. Кроме того, согласно п. 4 ст. 50 ГК допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов, которые по своей организационно-правовой форме также являются некоммерческими организациями.

То обстоятельство, что перечень некоммерческих организаций не является закрытым, обусловлен следующим. Поскольку цели, для которых создаются некоммерческие организации, очень разнообразны — это и социальные, и благотворительные, и культурные, и образовательные, и научные, и многие другие, направленные «…на достижение общественных благ», то предугадать формы, которые могут принять некоммерческие организации, довольно сложно Серова О. А. Классификационные критерии деления юридических лиц по цели деятельности // Юридический мир. 2010. N 4. С. 22.

В некоторых случаях закон предусматривает возможность создания юридических лиц исключительно в конкретных организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Такое требование обусловлено спецификой основных целей деятельности указанных юридических лиц. Так, согласно п. 2 ст. 11 Закона о рынке ценных бумаг юридическое лицо может осуществлять деятельность фондовой биржи, если оно является некоммерческим партнерством или акционерным обществом.

В большинстве случаев некоммерческие организации являются собственниками принадлежащего им имущества (исключение составляют учреждения). Однако осуществление права собственности имеет определенную специфику. Так, некоммерческие организации, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели коммерческие организации, имеющие общую правоспособность. Это прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК, согласно которому такие некоммерческие юридические лица, как общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Как и другие виды юридических лиц, некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации. Сам акт государственной регистрации следует рассматривать как формальное закрепление гражданско-правового статуса некоммерческой организации, что, в свою очередь, дает ей возможность выступать в гражданском обороте. Кроме того, факт государственной регистрации имеет немаловажное практическое значение для некоторых некоммерческих организаций. В частности, в ряде случаев государственная регистрация некоммерческой организации необходима для того, чтобы иметь возможность получить какие-либо льготы, субсидии и др Женетль С. З. Особенности регистрации некоммерческих организаций // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 14.

Государственная регистрация некоммерческой организации имеет немаловажное значение и для государственных органов, осуществляющих контроль за их деятельностью. В частности, она помогает установить единый механизм контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству и декларируемым целям.

Наконец, только зарегистрированные общественные объединения получают возможность участвовать и в определенных публичных правоотношениях. Например, политические партии могут участвовать в избирательных кампаниях только после государственной регистрации, обязательность которой установлена п. 1 ст. 15 Федерального закона от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 04.06.2010) «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001) // «Парламентская газета», N 132, 17.07.2001.

Однако необходимо отметить, что специфика основных целей деятельности некоммерческих организаций обусловливает возможность их создания без государственной регистрации в качестве юридического лица. Так, необязательно наличие прав юридического лица для общественных и религиозных объединений, а также профсоюзов и их объединений. В силу п. 1 ст. 2 ГК незарегистрированная в качестве юридического лица некоммерческая организация не является участником гражданско-правовых отношений. Все юридически значимые действия в интересах такой организации осуществляют ее участники (члены) от собственного имени.

Следует отметить, что ранее по непонятной причине основополагающий нормативный акт — Закон о некоммерческих организациях не содержал специальной статьи, посвященной государственной регистрации некоммерческих организаций. С 18 апреля 2006 г. процедура регистрации некоммерческих организаций осуществляется по новым правилам, установленным Федеральным законом от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Закон о некоммерческих организациях Федеральный закон от 10.01.2006 N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 23.12.2005) // «Российская газета», N 6, 17.01.2006. В соответствии с указанным Законом порядок их государственной регистрации предусмотрен вновь принятой ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях.

Согласно п. 1 указанной статьи некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации некоммерческих организаций Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // «Российская газета», N 153−154, 10.08.2001.

Таким образом, государственная регистрация некоммерческих юридических лиц заключается в следующем. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций или его территориальным органом. Таковым органом согласно п. 1 Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 05.05.2010) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // «Российская газета», N 230, 19.10.2004. является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России). Согласно пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Минюст принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

При этом формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. N 212 Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 (ред. от 04.05.2010) «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (вместе с «Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») // «Российская газета», N 86, 25.04.2006. А Приказом Минюста РФ от 3 августа 2009 г. N 244 Приказ Минюста РФ от 03.08.2009 N 244 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 N 14 639) // «Российская газета», N 166, 04.09.2009. утверждена форма свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации.

Однако сама процедура государственной регистрации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти на основании принимаемого уполномоченным органом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // «Российская газета», N 153−154, 10.08.2001 или его территориальным органом решения о государственной регистрации (п. 3 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). В указанной статье Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сказано, что государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Таковым органом является Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства от 30 сентября 2004 г. N 506 Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2004, N 40, ст. 3961. Согласно п. 5.3.1 указанного Положения последняя осуществляет государственную регистрацию юридических лиц. А в п. 5.5.6 указанного Положения сказано, что она ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, путем взаимоотсылок к различным правовым актам можно прийти к выводу, что 1) решение о возможности государственной регистрации некоммерческих организаций принимает Минюст РФ; 2) сама регистрация некоммерческих организаций осуществляется Федеральной налоговой службой.

Вместе с тем для государственной регистрации отдельных видов некоммерческих организаций может быть предусмотрено специальное правовое регулирование и, в частности, федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Что же касается реорганизации, то, как справедливо заметил Д. И. Степанов, предлагая в потенциальном развитии законодательства о некоммерческих организациях не отказываться от требования недопустимости распределения прибыли среди участников некоммерческой организации, считает не нужным развивать каким-либо специальным образом указанное ограничение и не распространять его на прочих лиц, связанных с такой организацией Степанов Д. И. В поисках разграничения юридических лиц на два типа и принципа обособления некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. С. 49. Наряду с этим нельзя согласиться с его же точкой зрения о необходимости ослабления целевого подхода с последующим переходом к экономическому подходу ограничения некоммерческих организаций от коммерческих Там же. С. 46. Законодатель, на наш взгляд, будет, напротив, стремиться восстановить некий «статус-кво» переходного периода экономического развития и создаст как максимальную детализацию самого целевого критерия, так и его функциональные признаки: соотношение допустимой прибыли с расходами по счетам, фиксацию не прибыли, а дохода (выручки) и последующий жесткий налоговый, организационный и финансовый контроль. Однако описанное ужесточение на одном полюсе целевого критерия и оставление на другом реально достижимого либерального экономического критерия приведет к необходимости выбора оптимальной формы и возможного перехода в иную организационно-правовую форму. В этом смысле возрастает значение такого методически важного средства трансформации юридического лица, каким выступает реорганизация.

Правовой институт реорганизации имеет большое значение для всех юридических лиц в целом и для некоммерческих организаций в частности. С его помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а следовательно, и прочность хозяйственных связей, отпадает необходимость увеличивать налоговое бремя, сокращаются временные издержки и т. д.

Как уже было отмечено, отечественное законодательство не содержит четкой дефиниции реорганизации юридического лица. Закон о некоммерческих организациях лишь перечисляет допустимые формы реорганизации, не указывая, чем же, по сути, она является. Кроме того, норма п. 1 ст. 16 вышеуказанного Закона носит отсылочный характер, так как содержит правило, согласно которому реорганизация некоммерческой организации может осуществляться в порядке, предусмотренном ГК РФ, названным Законом и другими федеральными законами. Следовательно, в законодательстве о некоммерческих организациях установлена система иерархической соподчиненности общих норм гражданского законодательства со специальными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами Крылова Ю. А. Особенности реорганизации некоммерческих организаций // Юридический мир. 2010. N 3. С. 29.

В связи с этим возникает необходимость принятия единого нормативно-правового акта, в котором следует дать законодательное определение реорганизации, сформулировать понятие правового института, содержащего общие нормы, устанавливающие порядок реорганизации юридических лиц. Одновременно с этим требуется урегулировать процесс реорганизации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, таким образом, устранив законодательные пробелы посредством консолидации норм в едином нормативно-правовом акте. При подготовке указанного акта, возможно, потребуется обращение к опыту зарубежного законодателя, например к немецкому законодательству о реорганизации, в котором используется понятие («субъект права»), более широкое, чем «хозяйственная организация» или «предприятие».

Сравнительно недавно законодателю предлагалось урегулировать отношения, связанные с реорганизацией коммерческих юридических лиц (проект ФЗ «О реорганизации коммерческих организаций», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ в мае 2007 г.). Осуществлять реорганизацию некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими организациями может повлечь за собой возникновение новых проблем и противоречий, так как, несомненно, возрастет риск, что останутся неучтенными какие-либо нормы, а это обязательно создаст новые трудности участникам гражданского оборота Крылова Ю. А. Формы реорганизации некоммерческих организаций // Юрист. 2010. N 2. С. 37.

Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций устанавливается ст. ст. 18 — 21 Закона о некоммерческих организациях, нормами ГК РФ, и другими федеральными законами.

Статьей 61 ГК РФ специально оговорено: общественная или религиозная организация, благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // «Российская газета», № 238−239, 08.12.1994.

Инициатором судебного рассмотрения о ликвидации некоммерческой организации могут быть государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

Юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом), если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Пунктом 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях установлен особый порядок ликвидации фондов. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован по следующим основаниям:

— если его имущества недостаточно для осуществления целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые их изменения не могут быть произведены;

— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях порядок и сроки ее ликвидации Мелехина Т. И. Особенности ликвидации некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. N 12. С. 46.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Процедура ликвидации некоммерческой организации состоит из тех же этапов, которые выше были рассмотрены подробно на примере хозяйственного общества Пресняков С. А. Ликвидация предприятия. М.: Налоговый вестник, 2009. С. 161.:

— ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации;

— ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации;

— по окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения;

— промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации;

— если имеющихся у ликвидируемой некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

— при недостаточности у ликвидируемого частного учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника этого учреждения;

— после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации.

Специфика ликвидации некоммерческих организаций заключается в том, что после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели Борисов А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов. М.: Юстицинформ, 2007. С. 267. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Исключение сделано для некоммерческих партнерств и частных учреждений. При ликвидации некоммерческого партнерства имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между его членами в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства Захарьин В. Р. Ликвидация организаций: бухгалтерский учет и налогообложение // Экономико-правовой бюллетень. 2009. N 9. С. 159 .

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:

— заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;

— решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;

— устава некоммерческой организации и свидетельства об ее государственной регистрации;

— ликвидационного баланса;

— документа об уничтожении печати некоммерческой организации.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О некоммерческих организациях» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. С. 149. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом. Остаток имущества объединения, образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между его учредителями (членами).

ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов (п. 1 ст. 116 ГК) «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009) // «Российская газета», № 238−239, 08.12.1994.

Потребительский кооператив, хотя и отнесен законодателем к некоммерческим организациям, в действительности занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Дело в том, что ему присущ ряд признаков, характерных для коммерческих организаций Унитарные предприятия, учреждения. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: Постатейный комментарий к статьям 113 — 115, 120 и главе 19 Гражданского кодекса Российской Федерации / П. В. Крашенинников, А. В. Майфат, И. Б. Миронов, и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. С. 94. Во-первых, потребительские кооперативы вправе распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между своими членами, в том числе учредителями. Во-вторых, основная цель их деятельности носит узкокорпоративный характер, то есть деятельность осуществляется в интересах только членов данного объединения.

Данное выше определение потребительского кооператива является универсальным, то есть применимым ко всем видам потребительских кооперативов. Между тем существуют различные виды потребительских кооперативов, каждый из которых обладает определенными особенностями.

Согласно п. 2 ст. 116 ГК устав потребительского кооператива должен содержать помимо наименования юридического лица, места его нахождения, порядка управления деятельностью юридического лица условия о размере паевых взносов членов кооператива; сведения о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных ими убытков.

Потребительский кооператив обязан иметь паевой (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов Курков П. А. Некоторые проблемы правового регулирования создания и деятельности потребительских кооперативов // «Предпринимательское право», 2008, Специальный выпуск. С. 63. Паевой фонд создается за счет взносов членов кооператива и к моменту его государственной регистрации должен быть оплачен полностью.

В организационно-правовой форме потребительского кооператива создаются жилищные и жилищно-строительные кооперативы; потребительские общества, жилищные накопительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы; садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, общества взаимного страхования (п. п. 2, 3 ст. 968 ГК РФ).

Можно выделить признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие потребительский кооператив от других организационно-правовых форм. К таким признакам относятся Хазипова Х. М. Гражданско-правовая ответственность кооператива: сравнительно-правовой аспект // Юрист. 2010. N 1. С. 28.: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник — один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив. правовой статус некоммерческий кооператив Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Кооператив является собственником переданного ему в качестве взносов имущества (п. 3 ст. 213 ГК). Члены кооператива утрачивают всякие вещные права на переданные паевые взносы.

Потребительские кооперативы, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели производственные кооперативы. К примеру, сельскохозяйственные, потребительские, сбытовые кооперативы используют принадлежащее им имущество лишь для достижения целей, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции, осуществляя ее продажу, хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, транспортировку и иные связанные с этим сделки Чаркин С. А. Правовой статус сельскохозяйственных кооперативов // «Современное право», 2008, N 5. С. 25.

Потребительские кооперативы относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют обязательственные права, не обусловленные, как правило, величиной пая каждого из членов кооператива. Само имущество, переданное учредителями при образовании юридического лица, становится собственностью потребительского кооператива.

В соответствии с п. 4 ст. 116 ГК члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива Курков П. А. Некоторые проблемы правового регулирования создания и деятельности потребительских кооперативов // «Предпринимательское право», 2008, Специальный выпуск. С. 65. Из этого следует, что в случае неисполнения обязательства кооперативом к каждому из его членов может быть предъявлено требование об исполнении обязательства, но размер требования ограничивается размером дополнительного взноса.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ) Основная особенность таких некоммерческих организаций — ограничение круга лиц и целей, для которых они могут создаваться Гришаев С. П. Некоммерческие организации // СПС КонсультантПлюс. 2010. В соответствии со ст. 6 Закона о некоммерческих организациях общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Таким образом, членами общественных и религиозных организаций не могут быть юридические лица (другие организации), а потребности, которые объединившиеся граждане могут удовлетворять, должны быть исключительно нематериальными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой