Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии.
Источники правовой бухгалтерии
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут юридических последствий, как не вступившие в силу. Поэтому они не могут служить… Читать ещё >
Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии. Источники правовой бухгалтерии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат
" Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии. Источники правовой бухгалтерии"
1. Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии
2. Источники правовой бухгалтерии
1. Общие положения о правовом регулировании бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии Нормативную базу правовой бухгалтерии составляют источники различной юридической силы:
— акты собственно бухучета, облеченные в правовую форму;
— нормативы, регулирующие предмет различных отраслей права, взаимодействующих с бухгалтерским учетом, так как в их рамках (пределах) собственно применяются положения судебной бухгалтерии.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 3 Закона? 129-ФЗ) правовую основу бухучета и, следовательно, судебной бухгалтерии, составляет многозвенная, иерархически выстроенная исходя из юридической силы система источников, распространяющая свое действие на все организации, находящиеся на территории России.
Законодательство России о бухгалтерском учете (в широком смысле) состоит из Закона? 129-ФЗ, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в стране, других федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ.
Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:
— обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;
— составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст. 3 Закона? 129-ФЗ).
Более широким, чем законодательство, является понятие «нормативные акты о бухгалтерском учете», к которым, помимо законов, относятся акты федеральных органов государственного управления, исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Кроме нормативных актов, существуют источники толкования права, к которым относятся разного рода разъяснения, методические рекомендации, ответы на вопросы и т. п. Их особенностью является то, что они могут толковать и разъяснять правоприменителю отдельные законы и подзаконные акты, но не дополнять и уточнять их. В любом случае при обращении в суд такого рода документы не принимаются при рассмотрении спора по существу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут юридических последствий, как не вступившие в силу. Поэтому они не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен иной, специальный порядок.
Особый порядок опубликования и вступления в силу имеют нормативные акты Центрального банка России (далее — Банк России), так как последний не относится к федеральным органам исполнительной власти: они вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Акты Банка России, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте России в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств Статья 4 Закона 129-ФЗ определяет, что законодательство о бухгалтерском учете распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами России. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым отечественным законодательством.
Любая организация, занятая предпринимательской деятельностью и зарегистрированная в установленном порядке, отвечающая требованиям, закрепленным в ст. 48
Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом и таким образом подпадает под действие законодательства о бухучете.
В соответствии с п. 1.3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 г. 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» (в ред. от 07.04.2000 г.) под иностранными юридическими лицами понимаются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также иностранные юридические лица — члены объединений (ассоциаций, консорциумов и других групп компаний), не являющихся юридическими лицами. При проверке статуса иностранного юридического лица необходимо также учитывать положения ст. 1202 Гражданского кодекса РФ.
Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанной с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации.
Представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации ведут регистры бухгалтерского учета: журналы, Главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и др., как самостоятельные хозяйствующие субъекты.
В соответствии со ст. 4 Закона? 129-ФЗ граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выведены из-под действия законодательства о бухучете и обязаны вести учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством России. Федеральным законом от 29.12.95 г.? 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (в ред. от 31.12.2001 г., далее — Закон? 222-ФЗ) установлено, что применение упрощенной системы индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих указанную упрощенную систему, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Официальный документ, удостоверяющий право применения упрощенной системы, выдается сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
Патент выдается налоговыми органами на основе письменного заявления индивидуального предпринимателя, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
Во исполнение закона? 222-ФЗ Минфин России Приказом от 22.02.96 г.? 18 «О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» утвердил соответствующие нормативы (образцы формы Книги учета доходов и расходов и Порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности).
Госналогслужба России Приказом от 24.01.96 г.? ВГ-3−02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства» утвердила формы патентов на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства (организациями и индивидуальными предпринимателями) и других документов, необходимых для реализации Закона? 222-ФЗ Общее методологическое и, следовательно, нормативное руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ (ст. 5 Закона? 129-ФЗ).
Правительство РФ является органом исполнительной власти Российской Федерации. Это коллегиальный орган, возглавляющий систему органов государственного управления и обеспечивающий их согласованную деятельность. В пределах своих полномочий Правительство РФ: осуществляет управление экономическими и социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики; обеспечивает в соответствии с законами и указами Президента РФ нормативное регулирование и руководство органами исполнительной власти по защите прав собственности на всей территории России.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории страны:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухучета.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухучета для субъектов малого предпринимательства.
Нормативные акты и методические указания по бухучету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Минфина России.
Организации, руководствуясь законодательством страны о бухучете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ Минфин России:
— осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принимает меры по его совершенствованию;
— утверждает план счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности; инструкции по их применению и порядку составления отчетности; осуществляет руководство работой по переоценке товарно-материальных ценностей;
— устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности об исполнении федерального бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и организаций;
— устанавливает формы учета и отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации.
Минфин России издает в пределах своей компетенции на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации приказы и инструкции и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения федеральными органами исполнительной власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и гражданами.
Минфин России издает в необходимых случаях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведомственные нормативные акты.
Кроме положений по бухгалтерскому учету, в России действует более 800 других нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету.
В соответствии с законодательством за Минфином России закреплено право согласования с иными органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухучета, их нормативных актов и методических рекомендаций. К таким органам относятся Минэкономики, МНС, Минсвязи, Госкомстат, Банк России и др.
О специфике бухгалтерского учета собственно в банковской сфере свидетельствуют более 100 нормативных актов в том числе, например: План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации (в ред. от 26.12.2001 г.); Положение «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», утв. ЦБ РФ от 12.04.2001 г.? 137-П.
Согласно Федеральному закону от 31.07.98 г.? 148-ФЗ с момента введения единого налога на вмененный доход законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей Закону? 222-ФЗ. О порядке применения настоящего Федерального закона см. также: Приказ Минфина России от 15.03.96 г.? 27; Письмо Госналогслужбы России от 06.02.96 г.? НП-6−02/77; Письмо Госналогслужбы России от 03.10.96 г.? 02−01−17; Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (Приказ Минфина и МНС России от 21.03.2001 г.? 24н/БГ-3−08/ 419).
2. Источники правовой бухгалтерии С учетом рассмотренных общих положений далее следует классифицировать многочисленные источники судебной бухгалтерии, исходя из основного и значимого для практики критерия — их юридической силы.
Первый уровень нормативных источников составляет федеральное отечественное законодательство. Этот самый высокий по юридической силе уровень представлен, к примеру, следующими актами: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации; Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 г.? 2-ФКЗ (в ред. от 31.12.97 г.); федеральные кодифицированные акты процессуальных отраслей права (УПК, ГПК, АПК, КоАП РФ); иные федеральные законы комплексного и смежного характера, например: «О Счетной Палате Российской Федерации»; «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»; «Об акционерных обществах» (с изм. от 07.08.2001 г., вступившими в силу с 1 января 2002 г.), Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс РФ и др.; из относительно новых источников высшего по юридической силе уровня следует назвать Федеральные законы: от 07.08.2001 г. ?119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 14.12.2001 г.); от 31.05.2001 г.? 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской федерации»; от 08.08.2001 г.? 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»; Закон РФ от 07.05.98 г.? 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 12.02.2001 г.); Федеральный закон от 02.12.90 г.? 394−1 (в ред. от 06.08.2001 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 18.12.2001 г.? 177-ФЗ," О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и др.
Второй уровень нормативных источников образуют акты высших федеральных органов государственной (исполнительной) власти, к которым принадлежат указы Президента, постановления Правительства РФ.
В соответствии со ст. 5 Закона? 129-ФЗ общее методическое руководство бухучетом осуществляется именно Правительством РФ, которое на практике эту функцию осуществляет в основном через Минфин России.
Примерами нормативных источников второго уровня являются:
— Указ Президента РФ? 2004 «Об уточнении сроков проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации» ;
— Распоряжение Президента РФ? 54-рп «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1994 г.);
— Постановление Правительства РФ от 12.02.93 г.? 121 «О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» ;
— Постановление Правительства РФ от 07.11.97 г.? 1404 «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности» ;
— Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г.? 273 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» ;
Указ Президента РФ от 22.12.93 г.? 2263 о временных правилах аудиторской деятельности утратил свою силу.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г.? 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» признаны утратившими силу прежде действовавшие акты Правительства РФ в области аудита (1994;1995 гг.) и утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудиторов.
Третий уровень нормативных источников судебной бухгалтерии представляют акты федеральных органов исполнительной власти, нормативы, принимаемые на основе законодательства министерствами, ведомствами для обязательного применения на территории страны всеми организациями и гражданами.
При этом приказы и методические указания по бухгалтерскому учету рассматриваемого уровня не должны противоречить нормативам ведущего в этой сфере органа исполнительной власти — специально уполномоченного органа — Минфина России (ст. 5 Закона? 129-ФЗ).
К основным нормативным актам третьего уровня, являющимся, по существу, «настольными книгами» бухгалтеров относятся:
— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.98 г.? 34н (в ред. от 24.03.2000 г.);
— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. ?94н и введенные в действие с 1 января 2001 г.
Источниками информации о бухгалтерском учете и правовой бухгалтерии также являются официальные разъяснения, инструкции и указания, включая руководящие разъяснения Высшего арбитражного и Верховного судов страны, имеющие определенную юридическую силу и обязательные для правоприменителя.
Примерами актов четвертого уровня являются:
— Приказ Минфина России от 28.06.2000 г.? 60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» ;
— Письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 г.? 87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» ;
— Письмо УМНС России по г. Москве от 19.04.2001 г.? 03−12/18 215 «Об экономическом показателе, используемом при нормировании расходов на рекламу предприятиями, осуществляющими торговую деятельность» ;
Отдельного рассмотрения заслуживают источники международного характера Ряд из них носит обязательный, а некоторые — лишь рекомендательный характер, что необходимо учитывать в практической деятельности:
а) в соответствии с Конституцией отечественное законодательство учитывает международные договоры, нормы международного права. Провозглашается, что если международным договором (пактом, конвенцией) установлены иные нормативы, чем предусмотренные Российским законодательством, то применяются правила международных договоров.
Российская Федерация является участником большинства международных договоров о правах и свободах человека (в том числе в финансово-экономической и юридической сферах). К числу таких нормативных источников (и прикосновенных к ним актов) можно отнести:
— Федеральный закон от 14.06.94 г.? 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» (в ред. от 22.10.99 г.);
— Федеральный закон от 15.07.95 г.? 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» ;
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.93 г.);
— Конвенция относительно защиты заработной платы (Женева, 01.07.49 г.,? 95);
— Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.50 г.) с девятью протоколами;
Источниками не нормативного, а учебного, консультативного свойства являются комментарии законодательства, методические рекомендации профессионалов.
Их не следует путать с официальными методическими указаниями и разъяснениями нормативного характера.
Примерами учебно-консультативных источников этого уровня служат следующие издания:
— Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» с постатейными материалами;
— Профессиональное суждение бухгалтера: итоги минувшего века (Я.В. Соколов, Т. О. Терентьева, «Бухгалтерский учет», 2001,? 12);
— Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета под ред. руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России А. С. Бакаева (М.: ИПБ-БИНФА, 2001);
Нельзя не упомянуть о десятках решений (постановлений и определений) Конституционного суда РФ по вопросам процессуальной деятельности, бухгалтерского учета и аудита, имеющим юридическое значение. Такие решения могут существенно корректировать действующее законодательство и потому также относятся к числу источников правовой бухгалтерии Итак, источники правовой бухгалтерии в зависимости от основного критерия систематизации — их содержания и юридической силы — условно можно сгруппировать следующим образом:
— федеральные законы, определяющие концепцию бухучета и судебной бухгалтерии на уровне доктрины;
— детализирующая первый уровень подзаконная нормативная база высших федеральных органов исполнительной власти (общесистемная и частная);
— ведомственные и межведомственные нормативные акты;
— методические рекомендации, руководящие разъяснения, толкования ведомственного, судебного (официального) характера;
— источники международно-правового характера: конвенционно-договорные (обязательные) и декларативно-рекомендательные;
— неофициальные источники: профессиональные рекомендации, комментарии, толкования, содержащиеся в работах научно-популярного, учебного, вспомогательного характера и не обладающие нормативной силой.
С учетом того, что любая классификация является относительной и условной, возможны и иные группировки, способы систематизации источников бухучета и судебной бухгалтерии исходя из иных содержательных и формальных системообразующих критериев.