Реализация принципа «Одно окно» в Беларуси
Кроме того, в целях уменьшения размера платы, взимаемой с граждан за выдачу справок или иных документов в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, Указ освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также обороты по реализации гражданам работ… Читать ещё >
Реализация принципа «Одно окно» в Беларуси (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реализация принципа «Одно окно» в Беларуси
С 1 января 2006 года в стране началась работа, цель которой — кардинально изменить порядок решения вопросов, по которым люди обращаются в государственные структуры.
Задача по дебюрократизации работы госорганов была поставлена Главой белорусского государства в 2004 году при подписании Решения республиканского референдума.
Александр Лукашенко считает недопустимым, чтобы «труженик, который приходит к чиновникам со своими заботами, стоял часами в очереди, думая, соизволят его сегодня принять или придется ехать домой „несолоно хлебавши“. Такого быть не должно, чтобы человек, затратив свой выходной или отпросившись с работы, не попал на прием к чиновнику» .
" Надо прекратить хождение людей по кабинетам за справками, — подчеркнул Глава государства. — Гражданин должен прийти в одну организацию максимум два раза. Первый — чтобы запросить нужный ему документ, второй — чтобы его получить. Всю необходимую информацию организация обязана запрашивать в других структурах самостоятельно, а не требовать разного рода справок от граждан. В этом суть принципа «одного окна» .
В 2005 году Президент Республики Беларусь подписал Декрет № 13 и Указ № 465, дополняющие Указ от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий», согласно которому работа нотариата должна осуществляться по принципу «одного окна» .
Для этого нотариусам были предоставлены дополнительные полномочия на получение из республиканских органов государственного управления и иных организаций Беларуси документов и сведений, необходимых для совершения нотариальных действий.
16 марта 2006 года был подписан Указ № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов». Интернет http://www.president.gov.by/press10255.html (09.02.2010 22:41 GMT+2:00)
Указом № 152 утвержден прилагаемый перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов.
— Установлено, что обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.
— Национальному центру правовой информации предписано обеспечить издание перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов, утвержденного настоящим Указом, в количестве, необходимом для работы с гражданами в государственных органах и иных государственных организациях.
— Совету Министров Республики Беларусь, совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом осуществлять систематический анализ проблемных вопросов, касающихся организации работы по обращениям граждан за выдачей справок и других документов на основе заявительного принципа «одно окно», и принятие необходимых мер по корректировке актов законодательства. Указ № 152 от 16 марта 2006 года «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».
Данный Указ является еще одним шагом по пути дебюрократизации госаппарата и направлен на упрощение, создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные органы и иные государственные организации за получением справок и других документов, а также на недопущение нарушения прав и законных интересов граждан со стороны должностных лиц государственных органов и иных государственных организаций.
Указом утвержден перечень административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов. Данный Перечень предусматривает следующие позиции: наименование административной процедуры, государственный орган (организация), в который гражданин должен обратиться, размер платы, взимаемой за выдачу справки или другого документа, максимальный срок рассмотрения обращения и выдачи справки или другого документа. Также Перечень содержит документы и сведения, представляемые гражданином при его обращении в государственный орган или иную государственную организацию. Другие необходимые документы и сведения, предусмотренные законодательством, в установленном порядке будут запрашиваться этим государственным органом или иной государственной организацией самостоятельно.
Перечень включает 414 административных процедур, которые классифицированы по определенным сферам деятельности и размещены в тематических разделах (жилищные правоотношения, здравоохранение, связь, природопользование, архитектура и строительство, труд и социальная защита, транспорт, полученные доходы и уплаченные налоги, регистрация недвижимости и сделок с ней и др.).
Кроме того, в целях уменьшения размера платы, взимаемой с граждан за выдачу справок или иных документов в сфере государственной регистрации недвижимости и сделок с ней, Указ освобождает от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации гражданам услуг по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также обороты по реализации гражданам работ по технической инвентаризации недвижимого имущества и иных работ (услуг) по выдаче справок и других документов в отношении недвижимого имущества.
Не логично было бы не вспомнить Директиву Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата», в которой указано на то, что поступающие на рассмотрение Главы государства обращения граждан — это проявляемые некоторыми чиновниками формализм, волокита, бумаготворчество, чванство, неуважение к людям, безразличие к их судьбам и потребностям, что подрывает их доверие государству.
Директивой № 2 также предписано:
— считать состояние работы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов.
Руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам.
по каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;
— пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений.
Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;
— не допускать наличия очередей, а также длительного ожидания гражданами приема в государственных органах.
В случае систематического возникновения в государственном органе ситуаций, указанных в части первой настоящего подпункта, принимать безотлагательные меры по устранению этих явлений и порождающих их причин;
— исключить случаи необоснованного вызова граждан в суды, прокуратуру, органы внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные и иные государственные органы, их нахождения в указанных органах сверх установленного законодательными актами времени, а также сверх времени, необходимого для производства процессуальных действий;
— расширить практику использования телефонных «горячих линий», регулярного проведения должностными лицами государственных органов выездных приемов граждан, встреч с населением по месту жительства и в коллективах работников.
При этом поднимаемые гражданами вопросы, не требующие специальной дополнительной проверки и относящиеся к компетенции соответствующего должностного лица, должны решаться безотлагательно. Иные вопросы должны быть рассмотрены в течение одного месяца со дня обращения. др.
Прокуратуре Республики Беларусь предписано усилить надзор за соблюдением законодательства при принятии решений должностными лицами государственных органов, а также судебных решений по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан.
Контроль за выполнения настоящей Директивы возложен на высший орган исполнительной власти Республики Беларусь — Совет Министров Республики Беларусь, и Комитет государственного контроля. Директива Президента Республики Беларусь № 2 от 27 декабря 2006 г. «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Несложно обратить внимание на даты вышеуказанных законодательных актов. Получается, что 16.03.2006 Указом № 152 утвержден перечень административных процедур, а Директива № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» выходит только 27.12.2006. Совету Министров Указом № 152 предписывалось в шестимесячный срок осуществить меры, направленные на приведение актов законодательства в соответствие с данным Указом, и иные меры по его реализацииii. Вероятнее всего, было решено — что правительство справилось со своей задачей, только не за 6, а за 9 месяцев (11 дней отдадим на опубликование и вступление в силу), и принятая Директива в особой форме, доступно и внятно объяснила позицию правительства в решении этого вопроса.
И один и второй документ подписан Президентом Республики Беларусь, т. е. фактически они приравниваются к закону и являются обязательными для исполнения всеми гражданами Республики Беларусь.
Основные понятия, такие как обращение, предложение, жалоба и др. описаны еще в Законе Республики Беларусь № 407-XІІІ «Об обращениях граждан» вышедшем 6 июня 1996. (Изменения и дополнения: Закон от 1 ноября 2004 г. № 340-З). Так согласно вышеуказанного Закона:
обращение — индивидуальное или коллективное предложение, заявление, жалоба гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (должностному лицу), изложенные в устной или письменной форме;
предложение — рекомендации по улучшению деятельности государственных органов, иных организаций (должностных лиц), совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;
заявление — ходатайство о реализации прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), не связанных с их нарушением;
жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.
А настоящий Закон призван регулировать обращения граждан с индивидуальными и коллективными предложениями, заявлениями и жалобами в государственные органы, иные организации (к должностным лицам), а также рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Закон Республики Беларусь № 407-XІІІ от 6 июня 1996 «Об обращениях граждан» (Изменения и дополнения: Закон от 1 ноября 2004 г. № 340-З).
В принципе документально все оформлено на должном уровне, даже продумано сколько дней в неделю, и сколько времени руководитель государственной организации должен уделять времени работе с гражданами, т. е. «не нужно изобретать велосипед», но как это работает на практике? В наши дни в государственных учреждениях появились стенды с широкой и звучной надписью «Одно окно», (появились они около 2−3 лет назад, но наконец-то в большинстве организаций их оформили на должном уровне). На таких информационных стендах размещается необходимая информация о структуре учреждения, порядке работы и времени отведенном на работу с гражданами, кое-где даже размещены фотографии руководителей и заместителей (пример: «Гомельский городской отдел по чрезвычайным ситуациям»). Действительно иногда очень сложно застать на месте прокурора района и тем более области или, к примеру, начальника отдела внутренних дел города, люди занятые, а на граждан и внимание обратить некому, как говорится — «Прокурор сам приедет, если что случится». Законодательство же предполагает постоянное нахождение руководителя либо его заместителя на рабочем месте во время, отведенное для работы с гражданами — если необходимо обратиться непосредственно к руководителю, заместителю, а если в перечне административных процедур предусмотрен Ваш вопрос, то необходимо только написать заявление (например, в приемной руководителя), и ждать письменного ответа до одного месяца (если не требуется проверочных действий). Также с положительной стороны можно отметить отмену оплаты за некоторые виды «справок» или им подобных документов.