Общая характеристика правоохранительной деятельности
Еще одна проблема связана с объемом правоохранительной деятельности. Известно, что отдельные должностные лица и подразделения государственных структур наделены правом проводить определенные законом действия, связанные с обеспечением правоохраны. Правом ведения дознания обладают капитаны кораблей дальнего плавания, начальники зимовок, командиры воинских частей, руководители подразделений… Читать ещё >
Общая характеристика правоохранительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава 1. Общая характеристика правоохранительной деятельности
- § 1.1 Понятия и основные направления правоохранительной деятельности
- § 1.2 Понятие, задачи, признаки и основные функции правоохранительных органов
- Глава 2. Милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности
- § 2.1 Задачи, функции и система органов внутренних дел
- § 2.3 Взаимодействие частных охранно-сыскных структур с органами внутренних дел
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложения
В современных условиях государственное управление, имеющее задачей обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех частей общества, выражается в механизме исполнительной власти — одной из отраслей единой государственной власти. Данная дипломная работа призвана объяснить процедуру управления милицией, поскольку место милиции в системе правоохранительных органов имеет большое значение для соблюдения законности в управлении, поскольку её можно обеспечить лишь тогда, когда реализация норм административного материального права осуществляется с соблюдением юридических предписаний, определяющих порядок совершения правореализационных действий. Но если гражданский и уголовный процессы достаточно чётко определены в кодифицированных источниках нормативных актов (Гражданско-процессуальный кодекс и Уголовно — процессуальный кодекс), то положения о милиции представлены в законе «О милиции» и различных приказах Министерства внутренних дел. Эта без системность нормативно-правовых актов создаёт определённые неудобства в управлении милицией. Поэтому тема данной дипломной работы очень актуальна в настоящее время, поскольку она призвана детально изучить нормативно-правовые акты, чтобы определить задачи и функции милиции в системе правоохранительных органов.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления милицией правоохранительной деятельности.
Предметом же исследования является изучение милиции в системе правоохранительных органов, осуществляющих свои правомочия и обязанности в сфере обеспечения правоохранительной деятельности.
Основная цель научного исследования заключается в комплексном изучении милиции в системе правоохранительных органов.
правоохранительный орган милиция внутренний Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятию и раскрыть основные направления правоохранительной деятельности;
дать характеристику правоохранительным органам, раскрыв понятия основные признаки и задачи;
оценка современного состояния правового регулирования деятельности и структуры органов внутренних дел милиции;
изучить и проанализировать задачи и функции органов внутренних дел;
рассмотреть вопросы взаимодействия милиции с иными правоохранительными органами на примере негосударственных формирований правоохранительной направленности.
Методологической основой дипломной работы является диалектический подход к научному познанию социально-правовой действительности, позволяющий всесторонне изучить объект и предмет исследования. Теоретический, выражающийся в анализе изученного теоретического материала и его логическом построении в соответствии со структурой работы.
В процессе исследования использовались формально-логический, системно-структурный и другие научные методы исследования.
Теоретическую основу данной работы составляют научные труды Д. Н. Бахраха, В. М. Семенова, В. Е. Севрюгина, В. П. Божьева и др.
В дипломную работу включены акты законодательства, с учетом последних изменений, проведен их анализ и указаны источники их опубликования.
Следует отметить, что проблемы правового положения милиции освещались в трудах Ю. Е. Аврутина, С. А. Воронцова, Ю. А. Тихомирова, А. К. Соловьёва. Из большого числа научных работ наиболее полно место милиции в системе правоохранительных органов раскрывает Ю. Е. Аврутин.
Однако тема место милиции в системе правоохранительных органов вызывает много разногласий. Такой вывод можно сделать при изучении большого числа статей в различных правовых журналах.
В структуру дипломной работы входят: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
В первой главе рассматриваются такие вопросы, как понятие, правовая сущность и признаки.
В первой главе рассмотрена общая характеристика правоохранительной деятельности, понятия и основные направления, а так же понятие, задачи, признаки, основные функции правоохранительных органов.
Вторая глава посвящена милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности, где раскрываются правовые положения, задачи и функции органов внутренних дел.
В заключении подведены итоги дипломной работы и приведены её основные тезисы. Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика правоохранительной деятельности
§ 1.1 Понятия и основные направления правоохранительной деятельности
Российская Федерация, как это закреплено в Конституции РФ, — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя — человека как высшую ценность (ст.2).
Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, т. е. обязательного выполнения предписаний Конституции РФ и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве.
Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты, как верховенство Конституции, законов и соответствие им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений.
Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка как важнейшего фактора успешной практической работы в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений Н. С. Калинина Правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы Российской Федерации критерии правоохранительной службы//Российский следователь, 2007, № 10.
Президент России как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание РФ, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (п. «ж» и «з» ч.1 ст.102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п. «д» и «е» ч.1 ст.103).
Правительство РФ, наряду с выполнением основной функции — руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п. «е» ч.1 ст.114).
Министерства, государственные комитеты, службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, п. 2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ № 488 от 26 октября 2000 г. в редакции от 15 марта 2002 г. Собрание законодательства РФ. 2000. № 45. Ст. 4473; 2002. № 12. Ст. 1140., обязывают Министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией РФ, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Органы государственной власти субъектов РФ на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ).
К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 4 августа 2000 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3501; 2000. № 32. Ст. 3330; 6 октября 2003 г. принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ), за исключением некоторых положений, оговоренных в гл. XII, Закон вступает в силу с 1 января 2006 г. //Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций.
Особо отметим участие граждан и их общественных объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции РФ, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч.2 ст.45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст. 14 Гражданского кодекса РФ) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции от 14 декабря 1995 г Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685; Собрание законодательства РФ. 1995. № 51. Ст. 4970. .
Изложенное выше применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в редакции от 19 мая 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1998. № 21. Ст. 1930. создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка.
Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше органы и организации выполняют функции по охране правопорядка в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т. д.
Для того чтобы из названных органов выделить те, основная деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т. е. относящихся к правоохранительным органам, следует определить существенные признаки, имманентно присущие их деятельности.
Прежде всего, для правоохранительной деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом РФ; за проступки, не влекущие уголовное наказание, — меры административного взыскания согласно КоАП РФ; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств — соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством, и т. д.
Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного нормативного правового акта, принятого в его исполнение компетентными органами. Соответствующий законодательный акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, определять ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения.
Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, а в рамках точно определенных процедур, относящихся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются.
Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства.
Таким образом, правоохранительная деятельность — это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.
Из приведенного определения следуют два общих положения.
Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т. д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частные охранные организации); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, госнаркоконтроль), так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность).
Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остается неукоснительное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся:
принцип законности, в силу которого Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст. 15 Конституции РФ);
приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст. 2 и гл. II Конституции РФ);
равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан этот пример обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц речь идет о государственных гарантиях единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ).
Приведенная выше характеристика правоохранительной деятельности с учетом ее конкретного содержания и объема выполняемых функций позволяет решить вопрос об основных направлениях и органах, организациях, обеспечивающих правоохрану. Предварительно следует принять во внимание, что до настоящего времени существуют противоречивые точки зрения на содержание правоохранительной деятельности.
С одной стороны, сфера правоохранительной деятельности заметно сужается и ограничивается уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью. Иногда к этому добавляется и деятельность по поддержанию правопорядка: патрулирование на улицах и иных общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикетирования) и т. д. Безусловно, упомянутые меры являются составной частью правоохранительной деятельности, но не могут ими ограничиваться. Очевидно, что правоохрана выполняет и многие другие функции: защита политических, имущественных, социальных и иных прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и др.
С другой — просматривается тенденция включения в содержание правоохранительной деятельности функций, свойственных структурам, обеспечивающим национальную безопасность страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных и иных угроз. Столь широкий подход размывает установленные Конституцией РФ и действующим законодательством границы правоохранительной деятельности, по существу стимулирует силовые методы воздействия и посягает на принципы применения мер юридической ответственности, свойственных правовому демократическому государству.
Отнесение к мерам правоохраны обеспечения национальной безопасности, т. е. предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), не в полной мере учитывает участие населения и органов местного самоуправления. Между тем, практика показывает, что многие проблемы укрепления правопорядка могут и должны решаться при активной поддержке населения и местных сообществ, так как чем ближе правоохрана к источникам возникновения и конечной цели реализации прав, тем выше эффективность самой правоохранительной функции.
Еще одна проблема связана с объемом правоохранительной деятельности. Известно, что отдельные должностные лица и подразделения государственных структур наделены правом проводить определенные законом действия, связанные с обеспечением правоохраны. Правом ведения дознания обладают капитаны кораблей дальнего плавания, начальники зимовок, командиры воинских частей, руководители подразделений пограничной службы Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М.: Зерцало, 1998. С. 276.. Однако с учетом места и роли такой деятельности в-общем объеме выполняемых ими функций (у капитанов — организация морских перевозок, у командиров воинских частей — боевая подготовка, у пограничников — обеспечение охраны границы и т. д.) эти должностные лица и органы не принято относить к числу правоохранительных органов, рассматриваемых в рамках данной учебной дисциплины.
С учетом изложенного можно определить основные направления (функции) правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие.
Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль, как самостоятельный вид охраны права, направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.
Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов О. В. Романцова Понятия и признаки государственной власти //Юридический мир", 2006, N 11.
В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи, относящиеся к судам субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т. д.), имеющей важное значение для нормального отправления правосудия.
Прокурорский надзор как самостоятельное направление правоохранительной деятельности включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений: Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности, таможенные службы И. Б. Кардашова Цели и задачи системы МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности // Российский следователь", 2006, N 5.
Несколько иные функции, также связанные с правоохраной, осуществляет Министерство юстиции РФ, которое участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений (приговоров и решений), лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.
Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), федеральной службы безопасности, органов наркоконтроля и таможенных служб. Их задача — выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства С. Зайцев Противодействие незаконному обороту наркотиков // Законность", 2007, N 12.
Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функция адвокатов — оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и в уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.
Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или во взаимопонимании с государственными органами, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов (частная охранная и детективная деятельность).
Основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов предопределяют их роль и место в системе государственных органовН.С. Калинина Правоохранительная служба как отдельный вид государственной службы Российской Федерации критерии правоохранительной службы // Российский следователь, 2007, N 10. В основе такого распределения лежат установленные Конституцией РФ принцип разделения властей, полномочия главы государства, парламента, Правительства РФ, предметы ведения Федерации и ее субъектов, конституционные основы деятельности местного самоуправления, иных публично-правовых структур и общественных объединений граждан.
§ 1.2 Понятие, задачи, признаки и основные функции правоохранительных органов
Как уже отмечалось выше Конституция РФ — Основной Закон Российского государства, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России, закрепляет основы конституционного строя государства, права и свободы человека и гражданина, федеральное устройство и организацию высших органов государственной власти, обеспечивающих защиту конституционных прав граждан.
Политические, экономические, социальные и культурные права граждан, как-то свобода мысли и слова (ст.29), вероисповедания (ст.28), свобода мирных собраний, митингов и демонстраций (ст.31), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33), право на участие в управлении делами государства (ст.32) и др. (ст. 7, 30, 34−54, 71, 72, 114), признаются и соблюдаются государством Большой юридический словарь/ под. ред.А. Я. Сухарева и др. М., 1998. С. 514.
Защита прав и свобод граждан является одной из важнейших задач государства. В случае, если нарушение законных прав и свобод граждан государственными органами, учреждениями, организациями или другими гражданами будет сопряжено с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступление (правонарушение), задачи выявления, предупреждения и пресечения подобных действий; защиты жизни, здоровья и имущества граждан; государственной, общественной или частной собственности, а также восстановление нарушенных прав или наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, возлагаются на правоохранительные органы.
Правоохранительные органы — это государственные органы, основной функцией которых является охрана законности, безопасности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью Большой юридический словарь/ под. ред.А. Я. Сухарева и др. М., 1998. С. 526 .
Реализация принципа законности, содержание которого закреплено в Конституции РФ, заключена в обеспечении неукоснительного исполнения законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Принцип законности находит свое воплощение в правопорядке - одной из основных составных частей общественного порядка, регламентируемого правовыми нормами. Как определенное состояние регламентируемых правом общественных отношений, правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации, субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.
Исходя из данного определения и указанных выше задачам к правоохранительным органам следует отнести суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, федеральные органы государственной безопасности, федеральную службу охраны, внешнюю разведку, федеральное агентство правительственной связи и информации, федеральную пограничную службу, таможенные органы. В широком смысле понятие «правоохранительные органы» включает органы по правовому обеспечению и правовой помощи: адвокатуру, нотариат, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны: частную детективную и охранную деятельность и деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими признаками, отступление от которых или их нарушение недопустимо и может явиться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность:
правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом, а в отдельных случаях в установленной законом процессуальной форме;
правоохранительную деятельность могут осуществлять только органы, уполномоченные на то государством; лица, состоящие на службе в этих органах и имеющие специальную подготовку;
воспрепятствование законной деятельности сотрудников правоохранительных органов недопустимо и влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
правоохранительные органы не вправе вмешиваться в личную жизнь граждан, в деятельность государственных, общественных и частных организаций;
действия (решения) правоохранительных органов, затрагивающие интересы, права и свободы граждан, государственных, общественных и частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке;
решения правоохранительных органов, основанные на законе, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.
Несмотря на разнообразие правоохранительной деятельности, в качестве основных можно выделить следующие функции правоохранительных органов:
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, осуществляемая органами Министерства внутренних дел в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия нарушений законности и правопорядка;
охрана государственной безопасности, осуществляемая службой внешней разведки, федеральными органами государственной безопасности, федеральной пограничной службой и др., в целях своевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз безопасности РФ;
охрана экономической безопасности государства, осуществляемая таможенными органами Российской Федерации, федеральной службой налоговой полиции РФ совместно с другими правоохранительными органами;
выявление и расследование преступлений, осуществляемое должностными лицами правоохранительных органов — оперативными уполномоченными и следователями. Цель их работы — выявить и раскрыть преступление, установить, задержать и изобличить лиц, их совершивших, совершающих или планирующих, для предания суду;
прокурорский надзор за исполнением законов РФ, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами. В компетенцию прокуратуры входит также уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде;
правосудие — рассмотрение и разрешение судом отнесенных к его компетенции дел (об уголовных преступлениях, о гражданских спорах и др.);
защита судебная — право граждан, а также совокупность процессуальных действий, направленных на защиту чести и достоинства, жизни и здоровья, личной свободы и имущества от преступных посягательств, на опровержение обвинения или смягчение ответственности обвиняемого (подсудимого). Обеспечивается участием адвоката в судопроизводстве по гражданским или уголовным делам:
исполнение судебных решений — принудительное исполнение решений, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, мировых соглашений, утвержденных судом, исполнительных надписей нотариальных органов, решений арбитражных судов и др.
Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подчинен и не подконтролен каким-либо иным органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.
Иногда высказываются мнения о том, что суд в силу своего особого положения не может входить в систему правоохранительных органов, так как это ставит его в зависимость от органов исполнительной власти. Такую оценку нельзя признать обоснованной. Отнесение суда к органам правоохраны не лишает его независимости в силу установленных законом правил осуществления правосудия и защиты статуса судьи, а исключение суда из числа органов правоохраны лишает суд, а значит, и другие правоохранительные органы возможности реально осуществлять правоохранительную функцию, что, конечно, неприемлемо.
Специфика взаимоотношений судов с другими государственными органами заключается в том, что они, осуществляя судебный контроль, вправе требовать устранения допущенных нарушений закона, вносить предложения по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление законности и правопорядка.
Конституционный Суд РФ, признав не соответствующими Конституции России те или иные акты законодательства, принимает решение о прекращении их действия и контролирует достижение реального результата. В определенных случаях принимает решение о необходимости устранения правового вакуума, в том числе и путем использования своего права на законодательную инициативу Малюшин А. А. «Конституционно-судебное правотворчество в правовом государстве» Норма, 2006.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды контролируют исполнение принятых ими постановлений (приговоров, решений) по уголовным, гражданским и арбитражным делам. На основе установленных в судебном заседании фактических обстоятельств совершенного правонарушения вносят в государственные органы, учреждения и организации частные определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Место прокуратуры в системе органов государственной власти определяется ее статусом единой, независимой, централизованной системы. По мнению большинства специалистов и ученых, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а относится к механизму системы сдержек и противовесов, обеспечивающему деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
Сказанное не исключает различные формы взаимоотношений прокуратуры с государственными органами. В актах прокурорского надзора, направляемых руководителям государственных органов, учреждений и организаций, содержатся требования об устранении нарушений закона и принятии мер по укреплению правопорядка. Представители прокуратуры участвуют в работе совещаний, проводимых федеральными и региональными органами государственной власти, входят в состав различных координационных органов (например, межведомственные комиссии Совета Безопасности), информируют органы власти и население о мерах по борьбе с правонарушениямиВ.Г. Бессарабов, К. А. Кашаев «Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина»" Городец", 2007 г. .
Органы охраны порядка и безопасности, МВД, ФСБ и другие, а также Министерство юстиции РФ входят в систему федеральных органов государственной власти, подчинены и подконтрольны Президенту и Правительству РФ. Действующее законодательство и положения об этих органах определяют рамки их самостоятельности и ответственности за выполнение поставленных задач.
Взаимоотношения органов охраны порядка и безопасности с другими государственными органами многоплановы и конструктивны. Совместная работа в президентских и правительственных комиссиях способствует координации их усилий в борьбе с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и т. п. правонарушениями несовершеннолетних.
В соответствии с Конституцией РФ охрана общественного порядка возлагается также на органы местного самоуправления (ст.132). Как известно, меры по созданию муниципальной милиции (полиции), проводимые в течение последних лет, не привели к принятию окончательного решения. Проблемы, которые обсуждались, сводились к определению места органов охраны общественного порядка в системе муниципальной власти, их координации с деятельностью органов внутренних дел (милиции) и к государственному контролю. В этой связи отметим, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и взаимодействие может строиться на основе судебного контроля и ответственности за принимаемые решения.
Место в системе органов государства таких публично-правовых структур, как нотариат и адвокатура, определяется их правовой природой как общественных самоуправляющихся организаций, конституционной нормой о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст. 46, 48).
Место и роль негосударственных правоохранительных организаций определяется тем, что они свободны в установлении целей, форм и методов своей деятельности. Обязанностью органов государственной власти является соблюдение их прав и интересов, оказание необходимой поддержки в решении вопросов, связанных с их участием в укреплении законности и правопорядка А. З. Колясинский Проблемы соблюдения законных прав граждан при применении мер принуждения в негосударственной (частной) охранной деятельности // Российский следователь, 2006, N 11.
Государственный контроль ограничен регистрацией уставов общественных организаций и наблюдением за его выполнением в рамках Конституции России и действующего законодательства. В случае возникновения разногласий конфликтная ситуация разрешается путем обращения в суд.
Достаточно большая группа правоохранительных органов называется также специальными службами. Ключевое слово «служба» заложено в само название большинства этих органов: служба внешней разведки, федеральная служба государственной безопасности, федеральная пограничная служба, федеральная служба налоговой полиции и др. Причем в законодательстве нет специально сформулированного понятия «спецслужба» , как, впрочем, и понятия «правоохранительные органы». Эти понятия сложились в ходе многолетней практики и достаточно широко используются в документах ненормативного характера, в публикациях, теле — и радиопередачах.
Под специальными службами принято понимать государственные органы, созданные и действующие с целью защиты национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене.
Это наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах.
Характерной особенностью специальных служб, выделяющей их из числа других правоохранительных органов, является использование в своей деятельности специальных сил и средств, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.
Все многообразие специальных служб можно условно разделить на два основных вида.
Первый вид — специальные службы, занимающиеся сбором оперативной информации с последующим предоставлением ее правительственным, правоохранительным и иным официальным структурам; осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными и иными враждебными инфраструктурами, а также проведением против них специальных операций оперативными средствами или ограниченными контингентами подготовленных для этих целей сотрудников.
Второй вид спецслужб. Особенностью, которого не только включение спецслужб как органов госбезопасности в систему государственного управления, но и признание их головным органом в сфере обеспечения безопасности страны. Отсюда — наделение этих органов межведомственными функциями, правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам в этой области, осуществлять официальный контроль за определенными видами ведомственной деятельности. В ряде случаев они принимали меры административного воздействия, требовали обязательного согласования с органами госбезопасности кадровых вопросов, зарубежных командировок и т. п.
Как уже было отмечено выше, характерной особенностью специальных служб является использование ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими государственными органами власти и управления. Речь идет прежде всего об использовании агентуры, т. е. лиц,". которые конспиративно (тайно), добровольно либо вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно-оперативной Подберезкин А. И., Алаев Е. И. Белая книга российских спецслужб. М., 1996. С. 27.
Спецслужбы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических средств, а также специфических методов, присущих только секретным службам, таких как перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, слуховой контроль телефонной связи и разговоров лиц на открытых пространствах, шифрование, перехват и дешифрование электронных сообщений, проникновение в компьютерные системы и т. д. Подберезкин А. И., Алаев Е. И. Белая книга российских спецслужб. М., 1996. С. 28. На отдельных этапах истории в арсенал спецслужб входили такие острые методы, как террористические и диверсионные акты, дезинформирование и компрометация политических противников.
Службы внутренней безопасности в различных государствах мира представлены контрразведкой, политическим сыском, а так же ведомствами экономической безопасности и охраны руководства страны. В Российской Федерации к ним относятся Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба налоговой полиции и др., использующие в своей деятельности, согласно законодательству, агентурно-оперативные методы. Кроме того, в ведущих государствах мира созданы самостоятельные службы электронной безопасности, специальной связи и добывания информации техническими методами. Они требуют высокого научно-технического и технологического уровня развития и затрат значительных средств. Среди них наиболее крупными можно считать Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ и Агентство национальной безопасности США. Они проводят работу по добыванию и обеспечению сохранности информации.
Особое положение в России занимает Федеральная пограничная служба — Главное командование пограничных войск, которое использует технические, агентурно-оперативные и чисто военные методы охраны государственной границы судя по последним правотворческим инициативам, приближается к завершению.
Принципиальные изменения произошли во взаимоотношениях судов и Министерства юстиции РФ, сформировалась единая система деятельности по исполнению судебных постановлений, по-новому организовано руководство судебно-исполнительной системой, повысилась роль Министерства в координации и контроле за правотворчеством в субъектах РФ и федеральных органах исполнительной власти.
Новшества коснулись и нотариального обслуживания населения. Идет процесс создания единого нотариата — публично-правовой структуры, призванной защищать права и интересы граждан и государства. Наметились определенные подвижки и в реформе адвокатуры, повышении ее роли в обеспечении квалифицированной защиты законных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.
Все это диктует необходимость своевременного обновления учебного материала, анализа новых источников законодательства и учета тех направлений реформирования деятельности правоохранительных органов, о которых шла речь выше.
Глава 2. Милиция в механизме обеспечения правоохранительной деятельности
§ 2.1 Задачи, функции и система органов внутренних дел
Задачи органов внутренних дел представляют собой своеобразный социальный заказ общества, в котором выражаются основные ожидания населения России. Перечень и формулировки задач органов внутренних дел постоянно меняются в связи с перманентным процессом реорганизации структуры этих органов в целях ее оптимизации.
Наметилась некоторая тенденция концентрации в МВД России так называемых «полицейских» задач государства, а структурные единицы, в меньшей степени относящиеся к таковым, передаются в иные федеральные органы исполнительной власти. Так, в 90-е гг. прошедшего века из МВД России были выведены Фельдъегерская служба, уголовно-исполнительная (пенитенциарная) система. В начале нынешнего века — Государственная противопожарная служба С. И. Гирько, Ю. В. Степаненко Научные основы оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности // Административное право и процесс", 2007, N 5.
Но имеют место и выведение из органов внутренних дел и образование самостоятельных полицейских структур, например, Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (ГКНП) при МВД России (ранее УБНОН СКМ) преобразован в самостоятельное ведомство — Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Одновременно самостоятельные федеральные органы исполнительной власти — Федеральная миграционная служба и Федеральная служба налоговой полиции (ФМС России и ФСНП России) преобразованы в службы в составе МВД России — ФМС России и департамент экономической безопасности.
И этот процесс постоянен: можно вспомнить, как в 1895 г. тюремная система передавалась из МВД России в Министерство юстиции, в 1934 г. — в НКВД создавались органы ЗАГСа; в 1936 г. — из «гражданского» ведомства Цудортранса СНК СССР в НКВД переданы Главное управление шоссейных дорог и Госавтоинспекция; а в 1938 г. в НКВД ликвидируется Главное управление мер и весов. В дальнейшем в органах внутренних дел создавались принципиально новые службы — в 1937 г. в составе милиции (ГУРКМ) подразделения БХСС; в 1948 г. — следственные аппараты МВД — УВД.
Все это не могло не сказаться на структуре и содержании задач органов внутренних дел и, в соответствии с ними, обусловливало появление принципиально новых функций.
Обновление законодательства и проводимая в настоящее время в стране административная реформа также вносят коррективы в задачи и функции ОВД. Так, в связи с принятием и обновлением законодательства России о гражданстве, о статусе иностранных граждан на ОВД возложены задачи, связанные с его применением и решением вопроса о гражданстве. Законодательство о частной детективной и охранной деятельности повлекло возникновение новых задач и функций. Примерно также можно говорить и о Федеральном законе «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.).
Задачи органов внутренних дел сформулированы в целом ряде нормативных актов, среди которых Закон РФ «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и приказ МВД России № 730 от 15 сентября 2003 г., утвердивший Типовое положение о министерстве, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации.
Основными задачами министерства внутренних дел являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод
человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
5) обеспечение охраны общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
9) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внутренних дел организация их деятельности (см. приложение № 1).
Для реализации указанных задач органы внутренних дел в лице МВД России наделены рядом полномочий. К их числу следует отнести группу так называемых «внешних», реализация которых как раз и обусловлена спецификой решаемых задач:
МВД России организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
оперативно-разыскную деятельность;
производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
экспертно-криминалистическую деятельность;
розыск лиц и похищенного имущества;
контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;
выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
лицензирование отдельных видов деятельности;
выдачу разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
контроль частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;
участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;
организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;