Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Права человека — одна из главных отраслей международного права. Это своеобразный ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву и закону, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему… Читать ещё >

Основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    • Введение
      • Глава 1. Теоретические основы понятия прав человека и их международной защиты
      • 1.1 Юридические основы международной защиты прав человека
      • 1.2 Права человека: понятие, концепции и принципы
    • Глава 2. Общая характеристика международно-правовой защиты прав человека
    • 2.1 Несудебный контроль за соблюдением прав человека
    • 2.2 Судебный контроль за соблюдением прав человека
    • 2.3 Проблемы международной защиты прав человека
  • Глава 3. Универсальные и региональные и системы защиты прав человека
  • 3.1 Универсальные системы защиты прав человека
  • 3.2 Европейская система защиты прав человека
  • 3.3 Межамериканская система защиты прав человека
    • 3.4 Африканская система защиты прав человека
      • Заключение
    • Список библиографических источников

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания — свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности.

Права человека — одна из главных отраслей международного права. Это своеобразный ценностный ориентир, позволяющий применять «человеческое измерение» не только к государству, праву и закону, но и к гражданскому обществу, поскольку степень зрелости и развитости последнего зависит в значительной мере от состояния дел с правами человека, от объема этих прав и их реализации. Права человека дают ему возможность не только участвовать в управлении государством, но и дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, обществу. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.

Под защитой прав человека понимается «совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а так же международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека».

Наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению — показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека — одно из необходимых условий построения правового государства.

Актуальность темы

исследования обусловлена практикой грубых и массовых нарушений прав человека и неспособностью или нежеланием отдельных государств бороться с нарушением прав индивида. Это, в свою очередь, вызвало к жизни появление международных механизмов по контролю за соблюдением прав человека и их защите. Особенно актуален вопрос защиты прав граждан и лиц, находящихся под юрисдикцией государства в наше время, т.к. в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов. Следствием этого становится рост обширного пространства для нарушения прав человека.

Цель настоящего исследования — рассмотреть основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека.

Проблемы международной защиты прав человека рассматривались в работах А. П. Мовчина, В. А. Карташкина, Б. Г. Машова, Б. Н. Жаркова и ряда других авторов. Значительное число научных работ посвящено раскрытию понятия международной защиты прав, анализа защиты отдельных категорий прав граждан и способов их защиты.

Объект исследования образуют нормы международного права, раскрывающие понятие и способы защиты прав человека Предмет исследования. В работе проанализировано прежние и ныне действующие нормы международного права, регламентирующие понятие и способы защиты прав человека на международном уровне, исследована относящаяся к рассматриваемой теме научная литература, использованы разъяснения и изучена практика международных судов.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в комплексном анализе понятие международной защиты прав человека и её наиболее эффективного обеспечения в рамках современного общества.

Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи:

· провести анализ понятия международной защиты прав человека;

· исследовать нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы международной защиты прав человека;

· исследовать проблемные вопросы, возникающие при защите человеком своих прав;

· изучение формирования института международной защиты прав человека в историческом аспекте;

Настоящая дипломная работа состоит из трех глав, включающих в себя в совокупности девять параграфов.

Методологической основой работы выступают: диалектический метод научного познания мира; общенаучные методы исследования — исторический, логический, анализ, синтез, дедукция и индукция; частно-научные методы — формально-логический, статистический, сравнительно-правовой, системного анализа, толкования уголовного закона и др.

Глава 1. Теоретические основы понятия прав человека и их международной защиты

1.1 Юридические основы международной защиты прав человека

право человек международный судебный

Права человека — неотъемлемый элемент человеческой личности и человеческого бытия. Это продукт эволюции общества. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития общества. Начало его восходит к первым формам общественной жизни людей, вызвавшей необходимость регулирования их поведения в окружающем мире.

В условиях классового общества философские идеи о равенстве прав и т. д. не нашли надлежащего оформления в правовых актах. Подобная тенденция характерна как для Древней Греции и Римского государства, так и для периода средневековья, с его сословно-иерархической структурой, где права человека являлись привилегией отдельных сословий, а равенство прав обусловливалось принадлежностью к одному и тому же сословию.

Вместе с тем сословная ограниченность прав человека не умаляет значения английского документа — «Великой хартии вольностей» 1215 г., впервые закрепившей право на неприкосновенность личности. Англия была первым государством, где стал ограничиваться произвол власти. Ст. 39 Хартии, провозгласившая: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо способом обездолен… иначе, как по законному приговору и по закону страны», создает непреходящую славу этому документу.

Устанавливалась свобода въезда и выезда из Англии, передвижения купцов по всей территории «без всяких незаконных пошлин». Дальнейшим шагом в области усиления гарантий прав человека и ограничения произвола властей явился Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 г. (Habeas Corpus Amendment Act), закрепивший одну из самых значимых процессуальных гарантий неприкосновенности личности, прочно вошедшую сегодня в практику всех демократических государств. Habeas Corpus — это судебный приказ, призванный ограничить задержание лиц в тюрьме, когда по закону они могли быть взяты на поруки: шериф или тюремщик были обязаны в течение трех дней по получении приказа доставить арестованного или задержанного к судье (или другому управомоченному чиновнику), который в течение двух дней должен был освободить его под залог на поруки (за исключением случаев тяжких уголовных преступлений или государственной измены). Невыполнение приказа каралось штрафом и «дисквалификацией».

Данный акт вводил также правило о недопустимости повторных задержаний, арестов, заключений за одно и то же преступление.

Важным актом в сфере прав человека является Билль о правах Великобритании 1689 г. (The Bill of Rights), который заложил основы английской конституционной монархии и определил развитие Англии как парламентской монархии.

Данный статут переосмысливал соотношение власти парламента и короля, правившего теперь не по божественному праву, а согласно актам парламента. Согласно статуту, король лишался права отменять законы парламента о наказаниях, а также без его санкции приостанавливать действие других законов. Таким образом, король лишался суверенитета в законодательной сфере. Резко ограничивалась и возможность вмешательства короля в сферу судопроизводства.

Перечень английских актов, гарантирующих права личности и верховенство закона, может быть дополнен упоминанием Петиции о правах 1628 г. и Акта о дальнейшем ограничении Короны и о лучшем обеспечении прав и вольностей подданного 1701 г. (Act of Settlement).

Разумеется, что базой для вышеперечисленных актов явилась политическая и правовая мысль периода буржуазной революции в Англии в XVII в., отраженная в трудах выдающихся мыслителей того времени.

Их концепции оказали определяющее влияние не только на законодательство Англии, но и на акты в области прав человека других стран, и прежде всего США.

Показательна в этом плане Декларация о правах Вирджинии 1776 г. Это был первый документ конституционного типа, в котором излагалась концепция прав человека. В ней провозглашалось в качестве «самоочевидной» истины, «что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относится жизнь, свобода и стремление к счастью, что для обеспечения прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых». С этих пор «права человека» прочно вошли в философскую и юридическую терминологию.

Выдающимся историческим документом, развивающим идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа, является также Декларация независимости США —основополагающий документ американской революции, принятый Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. и провозгласивший отделение от Великобритании ее тринадцати североамериканских колоний. Это был первый в истории документ, провозгласивший принцип суверенитета как основы государственного устройства.

Его чеканные формулировки утверждали за народом право на восстание и свержение деспотического правительства, провозглашали основные идеи демократии —равенство людей, их «неотъемлемые права, среди которых право на жизнь, свободу и на стремление к счастью».

Конституция США 1787 г. не содержит упоминания о правах и свободах, что связано с их естественно-правовой трактовкой в американских доктринах. Важнейшие основные права зафиксированы в первых десяти поправках к Конституции, получивших название Билль о правах.

Билль был принят в 1789 г. и вступил в силу в 1791 г. Он стал основным юридическим документом, гарантирующим личные и политические права и свободы граждан США. Здесь провозглашены свобода слова, печати, собраний, религиозного исповедания, отделение церкви от государства, неприкосновенность личности и др.

Великим правовым документом Французской буржуазной революции стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г. В ней в четкой и лаконичной форме было раскрыто содержание прав человека, подчеркнута ценность человеческой личности, определена роль государства в установлении статуса личности в гражданском обществе.

Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными. Целью государства провозглашалось «обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению» (ст. 2). Среди свобод человека на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, которая определялась «как одно из драгоценнейших прав человека» (ст. 11).

Признавая неотъемлемость прав и свобод как обязательных для полноценной жизнедеятельности человеческой личности, Декларация отрицала их абсолютный характер. «Осуществление естественных прав каждого человека ограничено теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами» (ст. 6). Причем пределы пользования правами и свободами могут быть установлены только законом.

В Декларации сформулированы принципы организации государственной власти, созвучные с принципами современного правового государства: верховенство закона, представительная форма правления и подотчетность всех органов и должностных лиц.

Таким образом, несмотря на более чем 200-летнюю давность, положения Декларации сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Именно поэтому Декларацию можно рассматривать как фундамент Всеобщей декларации прав человека при несомненном влиянии ее на последующее национальное законодательство других стран в области прав человека.

Следует отметить, что, хотя приоритет западноевропейских стран и США в формировании общей концепции прав человека и их правовом регулировании неоспорим, Советский Союз внес важную лепту в расширение содержания прав и свобод человека. Ему принадлежит авторство в законодательном закреплении и детальной трактовке социально-экономических прав, что нашло отражение в Конституции СССР 1936 г.

Итак, к началу разработки Всеобщей декларации прав человека имелась сложившаяся концепция прав и свобод человека, получившая закрепление в конституционном законодательстве наиболее развитых государств того времени. Однако данная концепция прав и свобод человека имела ограниченное территориальное действие, не распространяясь на огромное количество населения, проживающего в регионах Африки и Азии, являющихся колониальными владениями развитых цивилизованных государств. Этому способствовало и классическое международное право, признававшее в качестве своих субъектов только цивилизованные народы. Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека начало складываться только после Первой мировой войны и выражалось в заключении ряда договоров о защите национальных меньшинств под эгидой Лиги Наций.

Появление прав человека на международной сцене было отражено в следующих документах:

1. «Четырнадцать пунктов» Вудро Вильсона, 28-го президента США, который еще до вступления США в Первую мировую войну (апрель 1917 г.) выдвинул идею создания послевоенного союза государств, наиболее полно получившую отражение в так называемых «Четырнадцати пунктах» (январь 1918 г.). Он выступал за учреждение Лиги Наций и являлся одним из главных авторов Версальского мирного договора 1919 г.

«Четырнадцать пунктов» — это план мирного урегулирования и альтернатива влиянию большевизма. Они включали: упразднение тайной дипломатии, свободу морей, ограничение вооружения, свободу торговли, создание Лиги Наций.

2. Версальский мирный договор 1919 г., завершивший Первую мировую войну и подписанный державами-победительницами —США, Британской империей, Францией, Италией, Японией, Бельгией и др., с одной стороны, и побежденной Германией —с другой. Неотъемлемой частью Версальского мирного договора был статут Лиги Наций. Создание Лиги Наций было связано с международной защитой прав человека. Целью этой международной организации стало развитие сотрудничества между народами и гарантия мира и безопасности.

Более реальные шаги по международной защите прав человека были предприняты только после Второй мировой войны как возмущение и реакция на зверства фашизма.

3. В 1941 г. была принята Декларация Ф. Рузвельта (32-го президента США), содержащая «четыре свободы»: конфессиональную, мысли и слова, право на материальное благополучие и гарантия жизни без страха.

4. Ту же линию продолжила Атлантическая Хартия Черчилля и Рузвельта 1941 г., где к четырем свободам добавились экономический прогресс и социальная безопасность. В Хартии в общих формах говорилось о целях войны против Германии и ее союзников, о послевоенном устройстве мира, об отказе от территориальных захватов и праве народов выбирать форму правления.

Данные документы вызвали реакцию прогрессивного общественного мнения во всем мире, которое требовало вынести приговор фашизму и установить международную защиту прав человека.

Таким образом, эти подготовительные и предварительные акты стали предысторией Декларации ООН, подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 г. и закрепившей создание в международно-правовом порядке новой организации, целью которой стало поддержание и укрепление мира, безопасности и развитие сотрудничества между государствами.

В 1945 г. был принят Устав ООН, где закреплялись цели и функции ООН в области защиты прав человека и определены органы ООН, ответственные за их реализацию. Одной из главных целей ООН провозглашалось «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций». Осуществлять указанные цели ООН должна была путем координации «международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 1, п. 3), содействия «всеобщему… соблюдению прав человека и основных свобод» (ст. 55)

Следует отметить, что в Уставе ООН не использовались такие термины, как «защита прав человека», а лишь «поощрение и развитие уважения к ним». Такая абстрактность формулировок объяснялась тем, что большинство государств-членов ООН в этот период, особенно социалистические и развивающиеся страны, считали права человека исключительно внутренней компетенцией государств и не готовы были наделять ООН какими-либо контрольными полномочиями в этой области. Эта позиция получила отражение в пункте 7 ст. 2 Устава, устанавливающем, что «настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций право на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».

Однако при всей абстрактности уставных положений, касающихся прав человека, нельзя не отметить важнейшую роль Устава в создании правовой базы для осуществления нормотворческой деятельности с точной фиксацией предмета регулирования:

а) основные права человека;

б)достоинство и ценность человеческой личности;

в) борьба с дискриминацией (равенство прав мужчин и женщин, больших и малых наций).

Безусловно, венцом всех стремлений и самым главным документом в жизнедеятельности мирового сообщества стала принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщая декларация прав человека.

С этого времени эта дата каждый год празднуется во всем мире как День прав человека. В этом основополагающем международном акте в области прав человека развиты и конкретизированы основные положения Устава ООН, согласно которым государство обязано уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

1.2 Права человека: понятие, концепции и принципы

Права человека — это одна из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающая самые различные аспекты индивидуального

и общественного бытия. Это неотъемлемые свойства каждого человека, существенные признаки его бытия. Государство не дарует права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое.

Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они вне территориальны и не национальны, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования.

Права человека в целом могут быть определены как права, присущие нам от рождения и без которых мы не можем жить как человеческие существа.

Права человека отличаются от других прав в двух отношениях. Во-первых, каждый человек наделен правами человека уже в силу того, что он является человеческим существом. Права человека нельзя предоставить или приобрести. В рамках, определенных законом, права человека неотчуждаемы и в равной степени относятся ко всем людям. Во-вторых, обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве и его органах, а не на других индивидах. Другими словами, государство обязано не только воздерживаться от нарушений прав человека, но и защищать права одних индивидов от посягательств со стороны других.

Идея прав человека выросла из необходимости защитить индивида от злоупотреблений государственной властью. Поэтому первоначально идея прав человека фокусировалась на обязательствах государства воздерживаться от определенных действий. Другим источником идеи прав человека являются представления о том, что необходимо человеку для достойного человеческого существования. В этом отношении права человека являются для государства ориентиром в принятии мер, направленных на всестороннее развитие человеческой личности.

Принцип уважения прав человека относится к основным принципам международного права. Содержание его составляет обязательство всех государств уважать и соблюдать права человека и основные свободы. Необходимо сказать, что этот принцип появился только в 1945 г. и толчок для его внедрения в международное право дал Устав Организации Объединенных Наций. Именно с этого момента считается, что межгосударственное сотрудничество в области прав человека приобрело универсальный, всеобщий характер.

Возникает вопрос: что такое права человека и основные свободы?

Права человека:

* устанавливают сферу свободы личности, ее автономию;

* упорядочивают и координируют общественные связи и отношения на основе общепризнанных международных норм и стандартов в области прав и свобод человека;

* очерчивают границы деятельности государства, предотвращая неоправданное вторжение государства в сферу личной свободы человека, ставя преграды всевластию и произволу государственных структур;

* определяют параметры взаимоотношений человека и государства, ответственность последнего за свою деятельность перед личностью и обществом;

* обеспечивают раскрытие творческого потенциала каждой личности, устойчивое развитие общества, его стабильность и нормальную жизнедеятельность.

Исходя из изложенного, на наш взгляд представляются обоснованными следующие формулировки понятия права человека:

1. Права человека — это то, что обеспечит достоинство и человеческую ценность каждого. Права человека — это универсальные и неотъемлемые права человека высказываться, действовать, расти, учиться и жить согласно своим представлениям.

2. Права человека — э т о такие права и свободы, которые существенны для характеристики правового положения личности в обществе.

3. Права человека есть, в сущности, интерпретация идеалов гуманизма: свободы, равноправия, солидарности, справедливости, но интерпретация особого рода — этико-политико-правовая. Это предопределило сложную природу прав человека, являющихся целостным явлением лишь в отношении тех задач, во имя решения которых они и появились, — защиты настоящего и будущего человека и человечества, преобразования общественных отношений на принципах уважения достоинства каждой личности.

4. Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

5. Права человека — это неотъемлемые свойства личности, которые:

1) обеспечивают наиболее существенные возможности ее развития;

2) определяют меру ее свободы;

3) определяют возможности пользоваться духовными и материальными

благами;

4) зафиксированы в нормах международного и внутригосударственного права.

Содержание прав человека определяется несколькими моментами.

Во-первых, принципами прав человека.

Принципы прав человека — это признаваемые и охраняемые правом, государствами и международным сообществом основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение обязанностей. Данные принципы закреплены в

международных документах и отражены в национальном праве.

Основными принципами прав человека являются:

1. Достоинство — объективное свойство человека, его высшая ценность, уважительное отношение к человеку других людей, государства, общества, признающее ценность всякой личности. Чувство собственного достоинства — это самооценка человека, осознание им своего достоинства.

2. Равноправие — требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. Данный принцип включает в себя равенство перед законом и судом, равенство прав, свобод и обязанностей, признаваемое за всеми людьми в равной мере без дискриминации, в частности равенство между мужчинами и женщинами.

3. Неотъемлемость прав и свобод — недопустимость их ограничения. Права человека принадлежат ему от рождения, и не должны издаваться акты, умаляющие права.

4. Личная свобода — самоопределение личности, возможность поступать в соответствии со своей волей без принуждения.

5. Гарантированность прав и свобод — их исполнимость, возможность реализации. Соблюдение и защита прав и свобод — обязанность государства.

6. Гуманизм — система воззрений, признающая человека высшей ценностью на Земле.

7. Справедливость — соразмерность, эквивалентность в оценке деяния и воздаяния, заслуг и их признания, труда и вознаграждения, прав и обязанностей, нарушения социальных норм и ответственности.

8. Демократизм — порядок организации коллективной деятельности, обеспечивающий равноправное участие в решении всех вопросов и учет мнения всех членов коллектива.

9. Индивидуализм — стремление личности к независимости и самостоятельности, осознание ею своей значимости и достоинства, личной ответственности.

Во-вторых, содержание прав человека определяется конкретным аспектами: политическим, экономическим, философским, правовым и т. д.

Так, содержание прав человека как юридической категории обусловлено двумя значениями: объективным и субъективным. В объективном смысле права человека представляют собой совокупность юридических норм, устанавливающих меру свободы человека и гражданина в политически организованном сообществе. В субъективном смысле права человека представляют собой закрепленную в нормах права меру возможного поведения личности в целях обладания наиболее существенными жизненными благами.

Существует несколько концепций (теорий) прав человека:

1. Теологическая — согласно ей, права даны человеку высшим создателем — Богом.

2. Естественная теория— права человека имеются у каждого от рождения, от природы, как признак естественного состояния. От Государства же можно получить только дополнительные гарантии.

3. Позитивистская теория — человек может иметь лишь те права, которые предусмотрены законом; то есть права человека — это разрешение государства на тот или иной вид деятельности, поведения человека в обществе.

4. Универсальная концепция — согласно ей, права человека едины и представляют собой общие для всех ценности, Они в одинаковой степени применимы ко всем людям на земле. Это позиция развитых демократических стран.

5. Относительная (релятивистская) концепция — права человека не могут быть общими для всех наций, так как велики различия в истории, культуре, цивилизации, ценностях отдельных народов. Данная позиция характерна для развивающихся стран.

Универсальная концепция отразилась во всех международных документах, но это влечет за собой большое количество оговорок и нератификаций со стороны стран третьего мира.

В разных религиозных системах и регионах мира теории прав человека обладают своими особенностями:

* Иудаизм: акцент делается на обязанностях индивида, наложенных Богом, на коллективном опыте и заботе о ближнем.

* Католическая концепция: Бог — высший судья праведности и справедливости, человек несет ответственность только перед Богом, что обеспечивает справедливость в мире.

* Мусульманская концепция: наибольшая ценность — это свобода быть (существовать). Нужно найти самоцель человеческого бытия — быть счастливым в условиях своего существования. Права человека следуют обязанностям человека. Человек имеет обязанности по отношению к Богу, к природе, к другим людям. Права и свободы очерчены божественным законом.

* Буддизм, конфуцианство: цель существования — всеобщая гармония и единство. Главное— стремиться найти всеобщую гармонию и красоту, а не обеспечивать индивидуальные права. Проповедуется покорность судьбе и нахождение себя в том, что есть.

* Африканская культура: во главу ставятся уважение к старшему поколению, забота о родителях, социальные обязанности поколений, тесные связи преданности и подчинения коллективу. Частных дел у человека нет. Моральные и социальные обязанности — основы жизни.

* Западная цивилизация: ставит акцент на индивиде, индивидуальной свободе и независимости от общества. Высшими ценностями считаются собственное достоинство, автономия индивида, равенство и уважение друг к другу. Большое внимание уделяется предотвращению нарушений прав человека со стороны государства.

Вывод. В самом общем смысле права человека понимаются как права, при надлежащие любому индивидууму в силу того, что он есть человек, вне зависимости от правовых актов. Провозглашая существование прав человека, мы заявляем, что любой человек имеет право на нечто просто потому, что он человек. Осознание наличия прав такого рода находит свое отражение в проявлениях различных культур в разные времена (особенно в литературе). Однако подлинная «биография» категории прав человека началась лишь после второй мировой войны. Это стало обычной категорией в дебатах по практическим вопросам не только в области права, но и в сферах политики, морали и религии. Современная концепция прав человека уходит корнями в эпоху «правового беззакония», когда с санкции закона совершались преступления, а некоторых людей просто не признавали таковыми. Реакцией на этот опыт стало возникновение международного права в области прав человека. Принятая тогда концепция прав человека сегодня служит отправной точкой для понимания прав человека не только в рамках международного права, но и в других областях культуры. Эта концепция и пытается объяснить причины нарушения прав человека в огромных масштабах и предлагает решения, призванные обеспечить недопущение таких нарушений в будущем. Эти решения заключают в себе как нормы поведения, так и постулаты, касающиеся концепций человека, государства и позитивного права.

Признав уникальную ценность каждой личности, международное сообщество стало заботиться не только об устранении факторов, разрушительных для отдельного человека, но и о создании условий, в которых человек смог бы развиваться и процветать.

Глава 2. Общая характеристика международно-правовой защиты прав человека

2.1 Несудебный контроль за соблюдением прав человека

Международно-правовая защита прав и основных свобод человека

является одним из аспектов сложной и многоплановой проблемы обеспечения прав человека в целом. При этом защита прав человека является прежде всего задачей внутригосударственного, национального правопорядка.

Естественно, что права и основные свободы человека на сегодняшний день гарантируются на двух уровнях: международном и внутригосударственном. В свою очередь, международная защита прав и основных свобод человека осуществляется на универсальном и региональном уровне. Несмотря на это, все уровни защиты прав человека тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Данная взаимозависимость проявляется в следующем. Механизм международной защиты прав человека (Европейский Суд по правам человека, Межамериканский Суд по правам человека, Комитет по правам человека и т. п.) начинает функционировать только после того, как исчерпаны возможности внутригосударственного механизма. В свою очередь, внутригосударственное законодательство по защите прав и основных свобод человека ориентировано на международно-правовые акты. Оно как можно более полно отражает и закрепляет тот объем прав и свобод индивида, который предусмотрен международными договорами.

В последние десятилетия важность и значение, придаваемые правам человека, выражаются в увеличении количества международных инструментов в данной сфере и числа институтов и органов, управомоченых обеспечивать их защиту. Контроль, осуществляемый данными органами, можно разделить на судебный и несудебный.

Выделяют пять функций, осуществляемых международными институтами по правам человека: информационная, следственная, согласительная, принятие решений и наложение санкций. И только при условии, что все данные функции объединены в рамках деятельности одного органа или одного механизма, защита прав и свобод будет эффективной.

1. Информационная функция. Существует большое число международных органов, в частности в рамках ООН, которые собирают информацию о ситуации с правами человека в различных странах. Такая информация чаще всего собирается посредством периодических отчетов различных государств, и эти данные отражаются в Ежегоднике ООН по правам человека. Так, информационную функцию путем сбора и изучения докладов государств выполняют следующие органы ООН и конвенционные органы, действующие в рамках ООН:

— ч. IV ст. 16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, предусматривает обязанность для государств представлять периодические отчеты по реализации ими прав, закрепленных в Пакте, Генеральному секретарю ООН для последующего изучения ЭКОСОСом и Комиссией ООН по правам человека (с 1985 г. — Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам).

— ч. IV ст. 40 Международного пакта о гражданских и политических правах поручает изучать соответствующие доклады государств комитету по правам человека.

— ч. V ст. 18 Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предоставляет аналогичные полномочия комитету по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

— согласно ч. II ст. 44 Конвенции ООН о правах ребенка такими же функциями наделен Комитет по правам ребенка.

Однако в связи с таким количеством органов и процедур существует риск бесполезного дублирования в данной сфере.

2. Функция расследования. Органы, осуществляющие данную функцию на международном уровне, являются более редким явлением. Их делят на две группы:

— органы ad hoc, создаваемые с целью расследования конкретного дела (например, рабочие группы Комиссии ООН по правам человека);

— постоянные органы, создаваемые международными актами по правам человека с целью регулярного осуществления этой функции (например, ч. II ст. 9 Конвенции ООН об исключении расовой дискриминации наделяет данным полномочием соответствующий комитет, а раздел VI ст. 48 Американской конвенции по правам человека предусматривает функцию расследования с согласия государства для Межамериканской комиссии по правам человека).

Процедуры расследований, предусмотренные разными актами, очень отличаются, но все они включают три элемента: защиту свидетелей, состязательность процедуры и возможность вмешательства третьих лиц (НПО). Недостатком является главное правило: все основывается на внутреннем убеждении органа расследования. Кроме того, существуют изъяны, связанные с инициаторами процедуры. Орган расследования никогда не обладает полномочиями сам инициировать начало расследования.

Возбуждать процедуру могут, как правило, только правительства. Недостатком такого положения является политический характер и редкость применения процедуры.

3. Согласительная функция. Все международные органы, наделенные функцией расследования, признают за собой право окончить работу попыткой дружественного урегулирования, примирения или соглашения между государством и жертвой нарушения.

Такие соглашения являются в некоторой степени парадоксальными, поскольку права человека в них выступают предметом сделки. Тем не менее применение данной функции объясняется нежеланием и нерешительностью государств по отношению к функции принятия решения, которая представляет угрозу для их суверенитета. Согласительная функция позволяет избежать обвинения и вынесения приговора государству в такой политически уязвимой сфере.

4. Функция принятия решений. Эта функция является исключительной для несудебных органов контроля за соблюдением прав человека, причины данного явления были указаны выше. Так, полномочием принимать решение по существу обладал Комитет министров Совета Европы в рамках контрольного механизма Европейской конвенции по правам человека, предусмотренного до реформы, которая была реализована Дополнительным протоколом № 11 .

5. Функция наложения санкций. Ни один международный орган по правам человека не осуществляет в настоящее время данную функцию, и, как следствие, за нарушение прав человека предусмотрены только санкции политического характера.

Несудебные органы международного контроля за соблюдением прав человека используют следующие техники защиты прав и свобод: политический контроль, административный контроль путем докладов, контроль путем жалоб.

1. Политический контроль используется международными организациями в отношении их государств-членов. Соответствующие полномочия предусмотрены в учредительных договорах международных организаций.

Так, согласно Уставу ООН, Генеральная Ассамблея может принимать рекомендации в целях содействия реализации прав человека и основных свобод.

На региональном уровне ст. 3 и 8 Устава Совета Европы предусматривают возможность исключения государства из организации в случаях серьезных нарушений прав человека, требований демократии и принципа верховенства права. Такие меры уже применялись на практике (в отношении Греции в 1968 г., и в отношении Турции в 1980 г.).

В рамках Европейского Союза ст. F Маастрихтского договора предусматривает, что Союз основан на принципе свободы, демократии, соблюдения прав человека и основных свобод и правового государства. Амстердамский договор, вносящий изменения в Маастрихтский договор, предусматривает полномочия Суда ЕС для контроля этих положений.

Кроме того, ст. F1 (нов. ст. 7) Амстердамского договора предусматривает, что Совет министров ЕС в составе глав государств и правительств по предложению 1/3 государств-членов или Комиссии после заключения Европейского парламента может единогласно констатировать грубое и длительное нарушение прав человека государством — членом. Пункт 2 данной статьи предусматривает возможность приостановления некоторых прав такого государства, в том числе права голоса в рамках Совета.

2. Предоставление докладов государствами-участниками международных соглашений о принятых мерах по реализации соответствующего соглашения, о достигнутом прогрессе и трудностях. Техника докладов является достаточно распространенной для международных инструментов по правам человека. Процедура докладов может быть или факультативной, или обязательной. Различными могут быть и итоги процедуры.

Некоторые договоры вообще не упоминают о дальнейшей судьбе докладов (например, в ЕКПЧ не говорится о мерах, принимаемых в отношении разъяснений государств-членов о применении положений Конвенции, направленных Генеральному секретарю).

Как правило, доклады являются предметом изучения специальных органов, состоящих из независимых экспертов. Чаще всего результатом процедуры является принятие рекомендаций общего характера, которые способствуют надлежащему выполнению соответствующего договора.

Такие доклады рассматривает, например, в ООН Комитет по правам человека в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах, в МОТ комитет экспертов по применению конвенций и Комитет конференции по применению конвенций и рекомендаций и многие другие.

Доклады государств, составляемые в рамках указанных процедур, и сами процедуры, должны отвечать следующим требованиям:

— они должны предоставляться относительно регулярно;

— они должны выполняться в форме детального ответа на вопросники, разработанные соответствующей организацией или органом;

— доклады должны рассматриваться независимым и беспристрастным органом, члены которого избираются на длительный срок (для обеспечения континуитета);

— информация, содержащаяся в докладах, должна быть предоставлена заинтересованным НПО и частным национальным организациям, действующим в сфере прав человека;

— результатом процедуры должны стать рекомендации, эффективность которых зависит от их конкретности и точности;

— процедура, или по крайней мере ее заключительная стадия, должна быть открытой.

3. Техника рассмотрения жалоб (петиций, обращений, сообщений и др.). Данная техника является более продуманной, разработанной и разнообразной, чем остальные. Жалоба может быть подана государством или частным лицом (как правило, если государство признает соответствующую компетенцию международного органа).

Техника контроля зависит от природы контролирующего органа (административный — Комиссия по правам человека ООН, Комитет по правам человека; политический — Комитет министров Совета Европы; квази-судебный — Межамериканская комиссия по правам человека, бывшая Европейская комиссия по правам человека). От этого же зависит и результат процедуры: так, Комитет по правам человека по жалобам на нарушения положений Международного пакта о гражданских и политических правах принимает доклад, Комитет министров Совета Европы при аналогичной процедуре в рамках Европейской социальной хартии выносит рекомендации, а до реформы контрольного механизма Европейской конвенции по правам человека в рамках конвенционной процедуры даже принимал решения.

Данная техника индивидуальных жалоб стала основным элементом международного механизма защиты прав человека, где процедура инициируется индивидом.

2.2 Судебный контроль за соблюдением прав человека

Недоверие и нерешительность государств по отношению к международной судебной защите прав человека по причине того, что судебный контроль значительным образом ущемляет государственный суверенитет, являются объяснением тому факту, что на универсальном уровне такой контроль отсутствует.

На региональном уровне существуют четыре судебных органа, которые с разной степенью успешности и эффективности контролируют соблюдение прав человека. Это Европейский Суд по правам человека, Межамериканский Суд по правам человека, Африканский Суд по правам человека и Суд Европейских сообществ/Европейского Союза. Три первых органа были созданы специально для обеспечения прав и свобод, а Суд ЕС выполняет данную функцию в рамках контроля за соблюдением права ЕС. Причем юрисдикция Межамериканского и Африканского Судов является факультативной, то есть зависит от предварительного согласия государств.

Основные черты международных судебных органов в области прав человека:

1. Юрисдикционный характер.

Природа юрисдикционной функции, то есть ее цель и задача, является общей в международном и национальном праве: обеспечить соблюдение действующего права участниками правоотношений, когда возникает спор о применении этого права к конкретной юридической ситуации или акту.

Таким образом, статус юрисдикционных органов характеризуется двумя элементами:

— полномочием разрешать вопросы права;

— силой судебного решения (ст. 46 ЕКПЧ, ст. 68 АКПЧ, ст. 171 Договора о ЕЭС).

2. Судебный характер.

Судебный характер органа, осуществляющего контроль за соблюдением прав человека, будь то постоянный или временный орган, означает его независимость по отношению к сторонам в деле, в том числе к государствам.

Такая независимость гарантируется несколькими мерами:

— учредительный акт суда обязателен как для самого органа, так и для сторон спора;

— стороны не решают, какое право будет применять суд;

— назначение членов суда, рассматривающих конкретное дело, не зависит от воли сторон.

Судьи являются независимыми, это обеспечивается следующими мерами:

— выборность судей (в Европейском Суде по правам человека — Парламентской Ассамблеей Совета Европы, в Межамериканском Суде по правам человека — Генеральной Ассамблеей Организации американских государств);

— выдвигается список требований, которым должны отвечать судьи;

— достаточно длительный срок полномочий;

— иммунитеты и привилегии.

3. Международный характер.

Международный характер судебных органов обусловлен следующими положениями:

— их учредительным актом является международный договор;

— в состав суда входят судьи разных национальностей из нескольких государств, которые выбираются в рамках международных организаций;

— суд применяет международное публичное право, поскольку Конвенции по правам человека являются неотъемлемой частью международного права;

— стороны в деле (как минимум ответчик) являются субъектами международного права. Традиционно только государства могли обращаться в международные судебные инстанции, однако в сфере прав человека произошла революция, предоставившая индивидам доступ к международному правосудию. В связи с этим существует точка зрения, что постепенно индивид превращается из простого участника международных отношений в субъекта международного права. Однако данная позиция не является общепризнанной;

— правосудие осуществляется от имени особого субъекта — международной организации. Так, например, Европейский Суд по правам человека выносит решения от имени Совета Европы, Межамериканский Суд по правам человека — от имени Организации американских государств).

Особенности международных судебных органов в области прав человека

1. Компетенция. Данные органы обладают компетенцией по рассмотрению споров и даче консультативных заключений.

Консультативные заключения представляют собой ответ на вопрос государства или международного органа о толковании договора по правам человека или о соответствии какого-либо акта этому договору.

Так, например, в соответствии со ст. 47 ЕКПЧ, Страсбургский Суд по просьбе Комитета министров может выносить консультативные заключения по вопросам, касающимся толкования Конвенции и Протоколов к ней. А консультативная компетенция Межамериканского Суда несравненно шире. Согласно ст. 4 Американской конвенции по правам человека, он может по запросу государства-члена ОАЕ или ее органа давать толкование не только Конвенции, но и любого другого документа по правам человека, действующего в американских государствах.

Кроме того, Суд по просьбе государства ОАЕ может высказать мнение о соответствии национального законодательства данного государства вышеуказанным актам по правам человека.

При рассмотрении споров материальная компетенция распространяется на дела, касающиеся толкования и применения норм в сфере прав человека. Данная компетенция носит специальный характер. В отличие от общей компетенции Международного суда ООН, она, как правило, ограничена правами человека, закрепленными в конкретных Конвенциях.

Так, например, полномочия Европейского Суда по правам человека распространяются только на толкование и применение положений ЕКПЧ, а полномочия Суда ЕС в сфере прав человека ограничены только правами человека, закрепленными в праве ЕС.

Компетенция международных судебных органов в области прав человека по кругу лиц (персональная) ограничивается, как правило, факультативным характером. То есть государства свободны в выборе: признать или не признать юрисдикцию Суда. Единственным международным судебным органом по защите прав человека с обязательной юрисдикцией является Европейский Суд по правам человека после принятия

Дополнительного протокола № 11 к ЕКПЧ, который реформировал контрольный механизм Конвенции и отменил факультативное условие, касающееся юрисдикции Суда.

2. Право возбуждения дела. В сфере прав человека эксклюзивное право государств на обращение в международные суды уступило место более широкому кругу участников: органам, независимым от государств, и даже индивидам. Например, в Межамериканский Суд кроме государств может обратиться Межамериканская комиссия по правам человека (ст. 61 Американской конвенции по правам человека), так же, как до принятия Протокола № 11 к ЕКПЧ Европейская комиссия обращалась в Страсбургский Суд (бывш. ст. 48 ЕКПЧ). С согласия государств (факультативное условие) индивиды тоже могут получить право иска в международный суд для защиты своих прав. Единственным механизмом, где право частных исков обязательно, является Европейская конвенция по правам человека после реформы (ст. 34).

3. Участие индивида в судебном процессе. Индивид постепенно становится полноправным участником международных судебных процедур по защите его прав. Безусловно, самым прогрессивным документом в данном отношении является Европейская конвенция по правам человека, поскольку согласно ст. 38 Конвенции, индивид является полностью равноправной стороной при рассмотрении Европейским Судом его дела.

4. Присуждение справедливой компенсации. Возмещение ущерба и справедливая компенсация не являются новыми явлениями в международном праве прав человека, поскольку оно осуществлялось в рамках международной ответственности государств по отношению к другим государствам и субъектам международного права. Однако новшеством является адресат данной компенсации. Теперь международные судебные органы в области прав человека присуждают такую компенсацию лицам, чьи права были нарушены (ст. 41 ЕКПЧ, ст. 63 Американской конвенции).

Использование на практике описанных техник будет продемонстрировано в следующих разделах, посвященных международным механизмам универсального и регионального характера по защите прав человека.

2.3 Проблемы международной защиты прав человека

Безусловно, особенности отрасли международного права прав человека влекут за собой некоторые трудности, связанные с международной защитой прав и свобод. Все трудности можно разделить на две группы: вытекающие из самого понятия прав человека и связанные с международным механизмом защиты.

Можно выделить две проблемы, связанные с определением и понятием прав человека:

— разграничение прав человека и других прав;

— классификация прав человека.

Так, на практике не всегда просто отграничить права человека от других юридических норм.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой