Расследование хищений имущества, совершаемых на транспорте
Важность уточнения криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте, обусловливается большой распространенностью этих преступлений и сложностью в обнаружении и изобличении преступников. Преступления данного вида характеризуются своей низкой раскрываемостью. Закономерности совершения хищений грузов на транспорте, выявленные в результате изучения и анализа уголовных дел данной… Читать ещё >
Расследование хищений имущества, совершаемых на транспорте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
Расследование хищений имущества, совершаемых на транспорте
ПЛАН
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКЕТРИСТИКА ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ТРАНСПОРТЕ
§ 1. Понятие и содержание криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте
§ 2. Способ совершения преступления, как элемент криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте
§ 3. Иные элементы криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА. ТАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
§ 1. Особенности возбуждения уголовного дела
§ 2. Тактика производства следственных действий на первоначальном этапе расследования хищений, совершаемых на транспорте
§ 3. Тактика производства следственных действий на последующем этапе расследования хищений, совершаемых на транспорте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность дипломной работы: В настоящее время транспорт (водный, воздушный, железнодорожный и т. д.) составляющий рынок грузовых перевозок, играет существенную роль в формировании экономики страны. Первоочередная задача перевозчика заключается в качественном оказании услуг по транспортировке груза. При этом успех ее решения напрямую зависит от эффективности обеспечения сохранности груза, в процессе его транспортировки любым из перечисленных видов транспорта.
Так за период с января по апрель 2009 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано хищений грузов на железнодорожном, водном, воздушном транспорте 1503 фактов, из них раскрыто всего 1082 преступления. Количество раскрытых преступлений, снизилось по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года на 10,1%, что не только свидетельствует о наличии недостатков в работе линейных органов внутренних дел на данном направлении, но и подчеркивает актуальность темы, избранной для написания дипломной работы http://www.mvd.ru/files/QskBv7meR5EJ8hg.pdf. Электронный ресурс. 2009. 09 июня.
Раскрытие и расследование преступлений, совершаемых при перевозке грузов, является одной из основных задач, стоящих перед линейными органами внутренних дел на транспорте. Рост преступности, сопровождающий социально-экономические преобразования в нашем обществе, побуждает к поиску новых форм и методов расследования преступлений.
Кража, является наиболее распространенным видом совершаемых хищений грузов с объектов транспорта. В числе наиболее значимых факторов, осложняющих процесс расследования возможно выделить следующие: круглосуточный режим работы, значительная протяженность временно-пространственного следования грузов от отправителя к получателю, наличие большого спектра способов совершения и сокрытия данного рода преступлений, совершение преступлений при непосредственном участии работников транспорта.
Квалифицированное расследование хищений, совершаемых на транспорте, требует знаний организации коммерческих и грузовых работ, транспорта, правил перевозок, технологии операций по приему, отправлению и выдаче грузов, порядка оформления перевозимых документов. Это требует от сотрудников органов внутренних дел большой организованности и собранности, правильного распределения рабочего времени, тщательного продумывания тактики производства следственных действий и организационных мероприятий.
В связи с чем, успешное расследование хищений, совершаемых на транспорте, зависит от обладания следователем криминалистическими методами расследования данных преступлений и умелого их применения. Разработкой проблем расследования хищений, совершаемых на водном транспорте, занимались многие ученыеСм.: Винокуров С. И., Каверин Ю. Л. Характеристика хищений грузов на транспорте. — М., 1980.; Колесниченко А. Н. Общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. — Харьков, 1965.;
Берназ В. Д. Методика расследования краж народно-хозяйственных грузов на морском транспорте. — Киев, 1989.;
Тарасик Н. М. Методика расследования хищений, совершаемых на водном транспорте. М., 2006.; Митрохина З. И. Первоначальные следственные действия по делам о хищениях грузов из подвижных составов железнодорожного транспорта: Учебное пособие. — Харьков, 1986;
Князев, В.А., Мозговой П. П. Методика расследования и раскрытия хищений грузов на железнодорожном транспорте: Учебное пособие. Горький, 1977;
Курбатова М.И. особенности расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: Дисс. … канд. юрид. наук., Омск., 2003. и др. Однако, тема, выбранная для дипломной работы, является актуальной, несмотря на высокую разработанность данной проблемы, поскольку в настоящее время происходит передел форм собственности объектов транспорта. Этот фактор, играет значительную роль не только при выборе преступниками способов для совершения преступления, но и вносит коррективы в имеющуюся в линейных органах внутренних дел практику раскрытия и расследования преступлений рассматриваемого вида. Так, например создание ОАО «РЖД», держателем 100% акций которого является Российская Федерация, повлекло значительные финансово-хозяйственные изменения в структуре предприятий, занимающихся перевозкой грузов, входящих в его состав. Эти изменения в первую очередь отражаются на финансовой и юридической сторонах при осуществлении грузоперевозок. Данные факторы обусловливают трансформацию методики расследования хищений, совершаемых на объектах транспорта, а вместе с тем и актуальность избранной темы.
Цель дипломной работы: Анализ теоретических и практических проблем, связанных с организацией расследования хищений на транспорте, и уточнение частной методики расследования данного вида преступлений.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
уточнить понятие и содержание криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте;
2) рассмотреть способ совершения хищений на транспорте как основной и системообразующий элемент криминалистической характеристики преступлений рассматриваемого вида;
3) рассмотреть иные элементы криминалистической характеристики хищений на транспорте;
4) рассмотреть особенности возбуждения уголовного дела по преступлениям, рассматриваемой категории;
5) исследовать специфику тактики отдельных следственных действий на первоначальном и последующем этапах расследования хищений на транспорте.
Объект исследования: деятельность сотрудников органов внутренних дел по расследованию хищений, совершаемых на транспорте.
Предмет исследования: выявление закономерностей совершения хищений на транспорте.
Методологическую основу исследования Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, метод логического и системно-структурного анализа, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ТРАНСПОРТЕ
§ 1. Понятие и содержание криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте Споры о понятии и содержании криминалистической характеристики преступлений «как подсистеме частных методик» Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории — к практике. — М., 1988 г. — с. 182. в науке ведутся на протяжении вот уже десятков лет. Результатом этого непрерывного процесса является относительное единообразие в понимании данной криминалистической категории. См. например Филиппов А. Г. Заметки на полях (о статьях Г. К. Захарова и С.Н. Чурилова) Вестник Криминалистики 1 (21) 2007 г. с. 52. Несмотря на это, споры вокруг криминалистической характеристики преступлений и выполняемой ею роли в методике расследования не утихают. Происходящие процессы свидетельствуют лишь о том, что феномен криминалистической характеристики преступлений является все еще не до конца изученным и дальнейшее его исследование является актуальным в значительной мере. Об этом свидетельствует непрекращающаяся с 1987 года дискуссия, начатая Р. С. Белкиным, И. Е. Быховским и А. В. Дуловым с высказывания о том, что «содержание криминалистической характеристики толкуется произвольно, представление о ее практической значимости явно гипертрофируется, на глазах она превращается в некую панацею для решения всех проблем криминалистической методики». Белкин Р. С., Быховский И. Е., Дулов А. В. Модное увлечение или новое слово в науке? (Еще раз о криминалистической характеристике преступления) // Социалистическая законность. 1987. № 9. С. 56. В этой работе авторы не отрицали существования криминалистической характеристики преступлений как научной категории, а лишь обращали внимание криминалистов на то, что «криминалистическая характеристика как целое, как единый комплекс, имеет практическое значение лишь в том случае, когда установлены корреляционные связи и необходимая зависимость между ее элементами, носящие закономерный характер и выраженные в количественных показателях» Там же с. 57. и призывали не злоупотреблять возможностью расширения ее содержания путем добавления несущественных элементов.
В 1988 году Р. С. Белкин продолжая критику ситуации, сложившейся вокруг криминалистической характеристики вновь задал вопрос криминалистам о том «следует ли включать в криминалистическую характеристику все то, что предлагается?» и одновременно предостерег, от того что «в подобном случае криминалистическая характеристика подменит собой фактический ряд других структурных элементов частной криминалистической методики» Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории — к практике. — М., 1988 г. -С.176.
Очевидно не изменившийся, а усугубившийся с течением времени такой вольный подход многих авторов к определению содержания криминалистической характеристики преступлений явился причиной сделанного Р. С. Белкиным в 2001 году вывода о том, что «криминалистическая характеристика преступления, не оправдав возлагавшихся на нее надежд и ученых и практиков, изжила себя, и из реальности, которой она представлялась все эти годы, превратилась в иллюзию, в криминалистический фантом». Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. — М., 2001 г. — с. 223.
Свое развитие это высказывание получило на страницах периодической печати. Предпринимая попытку ответить на вопросы, поставленные Р. С. Белкиным, две полярные позиции по вопросу необходимости существования и дальнейшей разработки криминалистической характеристики преступлений высказали С. Н. Чурилов и Г. К. Захаров.
Так, С. Н. Чурилов, разделяя мнение Р. С. Белкина, выступил с предложением о необходимости замены с его точки зрения «некорректного» термина криминалистическая характеристика, словосочетанием «механизм совершения преступления», аргументируя свое предложение тем, «что не поддаются положительному решению вопросы о структуре криминалистической характеристики и ее значении в формировании частных криминалистических методик», Чурилов С. Н. Криминалистическое понятие, ставшее неприемлемым. //Вестник криминалистики. 3 (19). — М., 2006. С. 44 указывая на «изгнание» из частных методик расследования предмета доказывания и включению в них далеких от совершенства криминалистических характеристик Чурилов С. Н. Шаг вперед или два шага назад? (о путях развития российской криминалистической науки)// Право и жизнь. 2000. № 25. С. 97 — 106. .
В свою очередь Г. К. Захаров высказал прямо противоположную позицию о том, что в случае «отказа от концепции криминалистической характеристики преступлений в пользу предмета доказывания отбросит науку криминалистики на 40 лет назад». Захаров Г. К. три тезиса о криминалистической характеристике преступлений.//Вестник криминалистики. 3 (19). — М., 2006. С. 37. Отмечая «кризисное состояние» этой криминалистической категории, в результате сравнения с типовой криминалистической моделью преступной деятельности" Г. К. Захаров пришел к выводу о их практической идентичности, а также о наличии потенциальных возможностей развития криминалистической характеристики преступлений.
Предпринимая попытку рассудить спорщиков А. Г. Филиппов, отметил, что сложившиеся в криминалистике завышенные ожидания относительно практической значимости криминалистической характеристики преступлений послужили причиной возникновения высказываний о кризисе этой концепции подчеркнув, что «даже в существующем виде, т. е. как системы данных о криминалистически значимых признаках преступлений конкретного вида или группы, отражающие закономерные связи между этими признаками и служащие построению типовых версий, которые берутся за основу при планировании расследования преступлений данного вида или группы на первоначальном этапе, типовые криминалистические характеристики очень важны и полезны для практики» Филиппов А. Г. Заметки на полях (о статьях Г. К. Захарова и С.Н. Чурилова).// Вестник криминалистики. Выпуск 1(21). 2007. С. 52. А происходящие процессы вокруг этой криминалистической категории привал считать лишь появившейся возможностью «осознать ее подлинное значение и как следствие, отказаться от неоправданно больших ожиданий в части ее практического использования». Там же. С. 52. Соглашаясь с мнением Г. К. Захарова о том, что «типовая криминалистическая характеристика и типовой механизм совершения преступления — это практически одно и то же Там же. С. 53. «, и оставляя вопрос дискуссионным, А. Г. Филиппов ставит под сомнение необходимость подмены общепринятого термина аналогичным по смыслу.
На наш взгляд в приведенном выше заявлении Р. С. Белкина, послужившим причиной бурного научного обсуждения, содержится не отказ от этой категории, а упрек в неоправданном расширении ее содержания.
Под криминалистической характеристикой преступления обычно понимается система сведений об особенностях совершения того или иного вида преступлений, имеющих наибольшее значение для расследования. Гельманов А. Г., Кузнецов А. А., Мазунин Я. М. Особенности расследования грабежей и разбойных нападений, совершенных в условиях неочевидности: Учебное пособие /
А. Г. Гельманов, А. А. Кузнецов, Я. М. Мазунин. — Омск, 1996. — С. 12.
Как было отмечено выше мнения ученых криминалистов в течение вот уже весьма длительного времени разделяются и в определении понятия криминалистической характеристики преступления и в его содержании. Мы приведем лишь некоторые из них.
Так, И. А. Возгрин считает, что криминалистическая характеристика преступления это «система обобщенных фактических данных и основанных на них научных выводов и рекомендаций о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступных деяний, знание которых необходимо для организации и осуществления их всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия и расследования» Возгрин И. А. Научные основы криминалистической методики расследования преступлений: Курс лекций / И. А. Возгрин. — СПб., 1993. — Ч. 4. — С.22.
По мнению Н. П. Яблокова «криминалистическая характеристика преступления представляет собой систему описания криминалистически значимых признаков вида, группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, механизма и обстановки его совершения, дающая представление о преступлении, личности его субъекта и иных обстоятельствах, об определенной преступной деятельности и имеющая своим назначением обеспечение успешного решения задач раскрытия, расследования и предупреждения преступлений». Яблоков Н. П. Криминалистика: Учебник / Н. П. Яблоков. — М., 2002. —С. 115.
С точки зрения В. Е. Коноваловой и А. Н. Колесниченко «криминалистическая характеристика — система сведений (информации) о криминалистически значимых признаках преступлений данного вида, отражающая закономерные связи между ними и служащая построению и проверке следственных версий для решения конкретных задач расследования» Коновалова В. Е., Колесниченко А. Н. Теоретические проблемы криминалистической характеристики: Сборник научных трудов. Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — С.16.
Р.С. Белкин определяет криминалистическую характеристику преступлений как систему обобщенных фактических данных и основанных на них научных выводов и рекомендаций о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступлений, знание которых необходимо для организации и осуществления их всестороннего, полного, объективного и быстрого расследования Белкин Р. С. Модное увлечение или новое слово в науке? / Р. С. Белкин // Соц. Законность, — 1987., № 9.
В свою очередь В. В. Агафонов, А. Г. Филиппов под криминалистической характеристикой преступлений понимает систему присущих тому или иному виду преступлений особенностей, имеющих наибольшее значение для расследования и обуславливающих применение криминалистических методов, приемов и средств Агафонов В. В., Филиппов А. Г. Криминалистика: Вопросы и ответы. Учебное пособие./ В. В. Агафонов,
А. Г. Филиппов. — М., 2001. — С. 119.
Криминалистическая характеристика преступлений «служит именно той информационной базой, которая позволяет сформулировать обстоятельства, подлежащие исследованию, выделить типичные следственные ситуации, определить наиболее значимые особенности тактики производства отдельных следственных действий как основных источников получения доказательственной информации по уголовному делу». Коршунова О. Криминалистическая характеристика информации о познании преступления как основа уголовного преследования / О. Коршунова // Уголовное право — 2006. —№ 4 —С. 101.
Криминалистическая характеристика представляет собой совокупность существенных качественных признаков, которые обусловливают основные закономерности раскрытия и расследования преступлений определенного вида, а следовательно содержание и структуру методики их расследования.
Таким образом, среди элементов криминалистической характеристики, можно назвать «сведения о способе совершения преступления и механизме следообразования; предмете преступного посягательства; условиях совершения преступления; типичной для данного преступления личности возможного преступника; личности возможного потерпевшего; криминалистически значимых связях между этими элементами» Криминалистика: Учебник. Изд.2-е, доп. и перер./ под редакцией док. юрид. наук, профессора Закатова А. А., док. юрид. наук, профессора — Смагоринского Б. П. — М., 2003. — С. 252−253.
Понятие и содержание криминалистической характеристики хищений, совершаемых на объектах транспорта, обусловлены особенностями обстановки и способа совершения таких преступлений.
Важность уточнения криминалистической характеристики хищений, совершаемых на транспорте, обусловливается большой распространенностью этих преступлений и сложностью в обнаружении и изобличении преступников. Преступления данного вида характеризуются своей низкой раскрываемостью. Закономерности совершения хищений грузов на транспорте, выявленные в результате изучения и анализа уголовных дел данной категории В ходе исследования было изучено 50 уголовных дел по факту совершения краж грузов с объектов транспорта на территории оперативного обслуживания ЛОВД на ст. Кемерово Кузбасского УВД на транспорте, по которым вступил в законную силу обвинительный приговор суда., позволяют выделить следующие элементы криминалистической характеристики: сведения об обстановке совершения преступления (времени, месте, условиях охраны и т. д.); о способе совершения преступления; о механизме следообразования, о предмете преступного посягательства; о лицах, совершивших преступление; о личности потерпевшего.
Криминалистическая характеристика грабежей и разбойных нападений, совершаемых группой лиц категория теоретическая, но основанная на результатах практической деятельности следственных и оперативных подразделений. Успех раскрытия и расследования преступления напрямую зависит от знания криминалистической характеристики преступлений.
Криминалистическую характеристику хищений на транспорте можно определить как систему описания криминалистически значимых признаков данного вида преступлений, закономерно проявляющихся в особенностях способа и обстановки их совершения, механизме следообразования, дающих представление о типологических чертах личности преступников, целью создания которой является обеспечение наиболее эффективного их раскрытия и расследования.
Таким образом, рассматривая структуру элементов криминалистической характеристики хищений грузов на транспорте, мы присоединяемся к точке зрения, высказанной М. И. Курбатовой, которая считает целесообразным отражение в криминалистической характеристике следующей группы элементов:
— обстановка, в которой совершается хищенияа;
— предмет преступного посягательства;
— способы совершения преступления (действия по его подготовке, совершению и сокрытию);
— типовые документы как материальный источник информации о преступлении;
— механизм следообразования;
— личность преступника Курбатова М. И. Особенности расследования краж грузов из подвижного состава железнодорожного транспорта: Дисс. … канд. юрид. наук., Омск., 2003. С. 24−25.
Однако, как правильно замечено И. Ф. Пантелеевым, исчерпывающего перечня элементов криминалистической характеристики «…заранее дать нельзя (он может быть составлен лишь в обобщенном, типизированном виде)» Пантелеев И. Ф. Теоретические проблемы советской криминалистики. — М., 1980. — С. 88- 9. Предполагая качественное изменение каждого из перечисленных элементов (например, способа совершения преступления), можно ожидать появления иных структурных преобразований в криминалистической характеристике. По мере накопления практического материала органы предварительного расследования будут получать дополнительные сведения о содержании каждого из названных элементов, и это, несомненно, повысит роль криминалистической характеристики в расследовании.
Указанная группа элементов объемнее всего, на наш взгляд, отражает криминалистически значимые признаки, обстоятельства и иные характерные черты хищений грузов с объектов транспорта и в полной мере может отвечать целям и задачам их расследования. Более детально элементы криминалистической характеристики преступлений названного вида будут рассмотрены во втором и третьем параграфах данной главы.
§ 2. Способ совершения преступления как элемент криминалистической характеристики Способ совершения преступления для криминалистики — это прежде всего реальное явление действительности, содержание которого подлежит выявлению. Зуйков Г. Г. Поиск по признакам способов совершения преступлений: Учебное пособие / Г. Г. Зуйков. — Москва, 1970. — С. 71.
Р.С. Белкин, не выделяя в качестве самостоятельного элемента криминалистической характеристики типичные материальные следы преступления и вероятные места их нахождения, справедливо отметил, что описание способа совершения преступления следует производить либо от следов применения данного способа с тем, чтобы по ним раскрывать механизм преступления, либо к следам применения этого способа, чтобы, зная его, суметь обнаружить доказательства совершенного преступления и установить личность преступника См.: Белкин Р. С. Курс криминалистики: В 3 т. Т. 3: Криминалистические средства, приемы и рекомендации. — М., 1997. — С. 314. .
Для криминалистики способ совершения преступления служит источником образования следов, обнаружение и исследование которых позволяет раскрывать преступление, устанавливать виновных, выявлять доказательственные факты.
Г. Г. Зуйков отмечает, что «структуру способа совершения преступления образуют действия по подготовке, совершению и сокрытию преступления, представляющие собой взаимосвязанный комплекс действий» Там же. — С. 74.. Однако, следует сказать, что при совершении преступления выполнение всех вышеперечисленных действий не обязательно. Преступление может быть совершено без предварительной подготовки, а также без сокрытия его следов. Выявленная закономерность, выражающаяся в наличии, или отсутствии какого — либо из элементов структуры при совершении отдельных видов преступлений, будет свидетельствовать об особенностях способа их совершения.
Сведения о способе совершения преступления являются неотъемлемой составляющей криминалистической характеристики любого вида преступлений. При совершении преступного деяния группой объективно увеличивается возможность применения различных способов: от наименее простых до наиболее сложных, которые не могут быть использованы преступниками одиночками. Использование способов, доступных только нескольким лицам одновременно, с одной стороны, существенно повышает общественную опасность совершаемых преступлений, а с другой — в процессе первоначальных следственных действий служит верным указателем того, что преступление совершено группой. Быков В. М. Особенности расследования групповых преступлений: Учеб. пособие / В. М. Быков. — Ташкент, 1980. — С. 11.
При совершении преступления в составе группы, ее участники имеют возможность тщательной подготовки, планирования, четкого распределения ролей в ходе совершения преступления. Подобная подготовка характерна для лиц, заранее объединяющихся в группы с целью совместного совершения преступления. Хищение грузов с объектов транспорта, как правило, совершаются в группах, поскольку совершение таких преступлений связано с дефицитом времени, например короткой стоянкой подвижного состава, а также сложностью открывания запорных устройств, тяжестью и громоздкостью предметов преступного посягательства.
Так, например Д., К., и С. проживающие на ж.д. станции, расположенной на удалении 250 км от областного центра, вступили в предварительный сговор на совершение хищений лома черных и цветных металлов, следующих в полувагонах. Реализуя задуманное, при подходе на станцию состава грузового поезда в котором имелись полувагоны с желаемым предметом преступного посягательства, Д. путем наложения металлической трубы на рельсы, вызывал короткое замыкание рельсовой цепи, влекущее применение машинистом поезда экстренного торможения. Будучи убежденными в том, что лица, управляющие электровозом, будут заняты установлением причины неполадки, действовали тайно. Остановив таким образом поезд, Д., К. и С. залазили на полувагон, откуда скидывали крупные куски металлолома на землю. После чего спрыгивали с полувагонов, когда состав начинал движение, собирали похищенное и скрывались с места совершения преступления Архив Тяжинского районного суда Кемеровской области. Уголовное дело 1−247/2008год.
При выборе способа совершения преступления группой лиц учитывается состав группы; количество и индивидуальные психофизиологические особенности участников; наличие преступного опыта у членов группы; специфика вида совершаемого преступления; специфика объекта преступного посягательства; условия места и времени совершения преступления.
Г. Г. Зуйков считает, что способ совершения преступления «детерминированная условиями внешней среды и психофизиологическими свойствами личности система взаимосвязанных действий (деятельность) по подготовке, совершению и сокрытию преступления, связанных с использованием орудий и средств, условий места и времени, соответствующих цели совершаемых действий». Зуйков Г. Г. Поиск по признакам способов совершения преступлений: Учеб. пособие / Г. Г. Зуйков. — Москва, 1970. — С. 84.
С точки зрения профессора А. Н. Васильева, способ совершения преступления это система взаимообусловленных, подвижно детерминированных действий, направленных на подготовку, совершение и сокрытие преступления, связанных с использованием соответствующих орудий и средств, а так же времени, места и других способствующих обстоятельств объективной обстановки совершения преступления. Васильев А. В. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений / А. В. Васильев. — М., 2002. — С.142.
В свою очередь Г. А. Самойлов, понимает под этим понятием определенную совокупность действий преступника, направленных на осуществление волевого акта, достижения намеченной цели, определяемой мотивами преступления. Самойлов Г. А. Основы криминалистического учения о навыках / Г. А. Самойлов — М., 1968. — С. 132.
Мы придерживаемся мнения Г. Г. Зуйкова, поскольку находим предложенное им понятие способа совершения преступления наиболее лаконичным и максимально точно отражающим его сущность и содержащим факторы, влияющие на его формирование и выбор.
О необходимости изучения способа совершения хищений свидетельствует то, что более половины лиц, ранее судимых за хищение на транспорте и вновь привлекаемых к ответственности, совершали преступления аналогичными способами.
Подготовку к совершению хищений грузов можно определить как систему взаимосвязанных действий преступника (преступников), характеризующую его (их) решимость совершить данное преступление и направленную на создание (использование) благоприятных условий для исполнения задуманного.
Изучение практики борьбы с преступными посягательствами на грузы показало: значительное число злоумышленников, прежде чем совершить хищение груза, тщательно к нему готовятся. Процесс подготовки конкретных преступлений во многом зависит от конкретной обстановки совершения преступления.
В числе факторов, оказывающих влияние на формирование способа совершения грузовых хищений можно назвать следующие:
1. возможность свободного и правомерного доступа похитителя (похитителей) к подвижному составу и грузу, находящемуся в нем;
2. степень коммерческой исправности защитных устройств и приспособлений вагона, контейнера или тары груза;
3. наличие соучастников;
4. место положения объекта (склада, вагона, контейнера и т. д.) из которого предполагалось совершить хищение (его удаленность, безлюдность и т. д.);
5. информированность участников преступления о времени прибытия груза, периоде стоянки, особенностях запорно-пломбировочных устройств и т. д.;
6. информированность злоумышленников о характере груза, его габаритах и весе;
7. наличие среди участников группы работников предприятия транспорта, с объекта которого планируется совершить хищение.
Особенности подготовки хищений грузов целесообразно рассмотреть раздельно применительно к различным группам похитителей.
Для работников транспорта, имеющих по роду своей работы свободный доступ к перевозочным документам и грузу, но не ответственным за него, наиболее характерными этапами подготовки к совершению хищений груза является:
а) предварительное ознакомление с конкретным объектом и предметом преступного посягательства;
б) подыскание соучастников;
в) создание иных условий для совершения преступления.
1. У лиц, рассматриваемой категории имеются довольно широкие возможности для изучения объекта, с которого будет совершено преступление, организации более длительного по времени (требуемого для совершения преступления) оформления документов, маневрирование вагона, судна в место наиболее подходящее для совершения преступления, исключающее наблюдение посторонними. Чаще всего для этого используется технологические операции: по техническому и коммерческому осмотру подвижного состава; выполнению погрузочно-разгрузочных работ; устранению технических браков у неисправных вагонов и некоторые другие.
Характерным для этой категории похитителей является то, что для распознания ценных грузов, перевозимых в крытых вагонах, а также в отдельных грузовых местах они умело используют такие признаки, как вид используемого для перевозки груза подвижного состава, наличие на подвижном составе различного рода ярлыков, наклеек, знаков разметки, показатели уровня давления воздуха в пневматических тормозных рукавах, специфический запах определенных видов грузов.
В некоторых случаях похитители из числа лиц, обрабатывающих подвижной состав, получают информацию об интересующих их грузах через работников транспорта, имеющих доступ к документам (операторов техконторы, информаторов грузовых складов, товарных кассиров и др.).
Подыскание соучастников хищения является характерным этапом в системе подготовительных действий преступников.
Современный технологический процесс транспортировки грузов и автоматизация сортировочных станций построены таким образом, что в одновременной комплексной обработке подвижного состава и груза участвуют различные службы и цехи станции. Происходит нескончаемый, плановочередующейся процесс обработки подвижного состава и груза работниками вагонного депо, службы движения, локомотивного и складского хозяйства, грузового цеха и т. д. В таких условиях совершить одному значительное хищение груза на крупной станции очень сложно.
Еще большую сложность представляет собой совершение хищения грузов на воздушном транспорте, где подавляющее большинство работников почтово-грузовой и пассажирской служб, непосредственно участвующих в обработке груза и багажа, являются материально ответственности лицами. Нередко объединению похитителей в группы способствует существования неформальных связей между работниками бригады, смены. Иногда объединение похитителей в группы вызывается и другими обстоятельствами: большим количествам краденного, невозможностью в одиночку преодолеть преграду, препятствующую доступу к грузу.
Среди других действий, обеспечивающих благоприятные условия для совершения хищения груза, назовем следующие:
— перемещения объекта хищения в удобнее и безопасное для похитителей место;
— устранение преград, препятствующих доступу к грузу;
— выбор безопасного для совершения хищения времени;
— нейтрализация действий лиц, охраняющих грузы;
— предварительное подыскание мест сокрытия похищенного имущества, а также лиц, которым можно было бы его в дальнейшем сбыть.
Совершение хищений на объектах воздушного транспорта в большинстве случаев характеризуется тем, что преступниками чаще всего являются сотрудники грузовой службы аэропорта. Преступления такими лицами чаще всего совершается в отношении багажа пассажиров либо груза. Грузчики пользуются при совершении хищения недостатками охраны при погрузке. Так например, при осуществлении погрузки, грузчик получает на коммерческом складе груз, при этом получает и авианакладные, в которых указан вид груза и количество. После чего полученный груз в сопровождении приемосдатчика прибывает к багажному отсеку воздушного судна, где бригада грузчиков под контролем приемосдатчика, бортпроводника, сотрудников службы безопасности и сотрудника милиции производят погрузку. При этом два грузчика находятся внутри багажного отсека, а остальные осуществляют подачу груза. Во время погрузки, один грузчик принимает и укладывает багаж, а второй вскрывает упаковочную ленту, делает надрез упаковочной ленты и совершает хищение имущества, после чего надрез снова заклеивает скотчем. Таким образом, совершается хищение мелкой техники — сотовых телефонов дорогих марок, фотоаппаратов и т. д. Таким образом, по окончании погрузки подписывается акт о погрузке, и груз следует по месту назначения. Далее по прибытии к месту назначения происходит разгрузка, и помещение груза на коммерческий склад до востребования грузополучателем. Обнаруживается хищение при выдаче груза грузополучателю.
Способ совершения таких преступлений, возможно, установить, только зная технологический процесс работы с грузом и аэропорту отправления и прибытия. Такие преступления совершаются серийно. При их подготовке и совершении злоумышленники уверены в том, что уголовное дело будет возбуждено по месту обнаружения хищения, то есть при получении груза, а следовательно в другом городе. Наиболее характерны такие преступления для крупных городов.
Практике известны многочисленные случаи, когда преступники с целью совершения хищений грузов из подвижного состава перемещают вагоны в благоприятные для преступного посягательства места, где и совершают затем преступления.
Нередко похитители из числа работников транспорта, причастных к обработке подвижного состава, визуально наметив объект хищения, предпринимают действия с целью устранения преград, препятствующих доступу к грузу. Такого рода действия наиболее характерны при роспуске подвижного состава с горки или при производстве маневровых работ, когда преступники умышленно нарушают заданный режим скорости роспуска и торможения вагонов, в результате чего образуются коммерческие браки. А это в свою очередь создает благоприятные условия для непосредственного совершения хищения груза.
Важным элементом по подготовке хищения груза выбор преступником обстановки совершения преступления. Внешне это может выражаться в расспрашивании осведомленных лиц о том, находятся ли, например, на территории грузового двора лица, которые могут помешать совершению преступления, в обходе объектов с той же целью, в попытках отвлечь внимание, притупить бдительность лиц, охраняющих грузы.
Часто для совершения преступного посягательства на груз похитителям необходимо предварительно нейтрализовать действия лиц, которые по роду выполнения работы обязаны обеспечивать сохранность перевозимых грузов. Такими лицами являются стрелки ведомственной охраны, должностные лица транспорта ит. д. Похитители пытаются вовлечь указанных лиц в преступную деятельность и сделать своими сообщниками. Особенно характерны такие попытки в отношении сотрудников ведомственной охраны, которые несут службу на контрольнопропускных постах.
Наряду с созданием благоприятных условий для совершения хищений грузов, преступники из числа работников транспорта используют и различного рода благоприятные для совершения преступления обстоятельства, возникшие в результате допущенных иными (не причастными к хищениям) лицами нарушений правил, обеспечивающих сохранность перевозимых грузов. Эти нарушения обычно выражаются в несоблюдении отдельными работниками основных правил перевозки грузов, в частности, правил пломбировки вагонов, а также в халатном отношении к охране вверенных материальных ценностей.
2. Для лиц, не являющихся работниками транспорта. Такие лица, прежде чем совершить хищение груза, осуществляют тщательную подготовку к предстоящему преступлению. Многие из элементов действий по подготовке к совершению хищений, совершаемых работникам транспорта, характерны и для посторонних лиц. Поэтому представляется целесообразным остановиться лишь на особенностях подготовительных действий, свойственных лишь данной категории похитителей.
Посторонние для транспорта лица, не имеющие правомерного доступа к его грузовым объектам, располагают гораздо меньшими возможностями для легального предварительного ознакомления с объектом и предметом предстоящего хищения по сравнению с работниками транспорта, причастными к технологической переработке подвижного состава и груза. Вот почему многие из посторонних похитителей прибегают к приисканию специальных орудий для преодоления материальных преград. В качестве таких орудий нередко выступают: ломы, топоры, пилы, молоти, зубила и т. д.
Создание группы для совершения хищения особенно характерно для посторонних лиц, совершающих преступления из подвижного состава на перегонах и в пути следования грузовых поездов. Нередко преступники из числа лиц, не работающих на объектах транспорта, прежде чем совершить хищения, предварительно подыскивают места сокрытия и реализации похищенного. Иногда они используют автомототранспорт для вывоза с места хищения похищенного груза.
Наиболее часто преступные посягательства на грузы со стороны посторонних лиц, как показывает практика, имели место вечернее или ночное время, когда контроль за обеспечением сохранности перевозимых грузов со стороны администрации и других работников транспорта значительно ослаблен.
Выбор места хищения является наиболее характерным элементом подготовки преступления посторонними лицами. Если, например, работники транспорта, причастные к обработке подвижного состава и груза, похищают перевозимые материальные ценности, как правило, по месту своей работы, то лица, не работающие на объектах транспорта при выборе места совершения хищения значительное внимание уделяют оценке таких факторов, как удаленность, безлюдность грузовых объектов, отсутствие на них достаточного освещения, упущения в вопросах организации охраны и т. д.
3. Для лиц, которые являются работниками транспорта, ответственными за груз. Указанная категория работников транспорта не только имеет правомерный доступ к грузу, но ей, кроме того, вверяются материальные ценности для обеспечения их сохранности, а следовательно, такого рода лица получают дополнительные возможности определять по своему усмотрению судьбу переданных им грузов.
Для лиц, совершающих хищения грузов из числа работников транспорта, ответственных за груз, характерны следующие особенности подготовки к совершению преступлений:
— перед совершением преступления, злоумышленники стремятся создать не учтенный запас излишков товарно-материальных ценностей. Создание неучтенных излишков груза — основная цель преступников при подготовке замаскированного хищения грузов. Приемы достижения указанной цели весьма разнообразны. Наиболее распространенные из них следующие:
а) составление подложных коммерческих и иных актов, в которых содержатся не соответствующие действительности сведения о недостаче, порче или повреждении груза, якобы обнаруженных на станции;
б) полное или частичное укрытие от учета излишков груза, обнаруженных на станции;
в) укрытие от учета обнаруженных на объектах транспорта без документных и невостребованных грузов;
г) обман грузополучателей при выдаче груза, обвешивание клиента при определении веса груза, путем разрегулирования весовых приборов;
д) указание в накладных при перевалке грузов с воды на железную дорогу и, наоборот, фиктивных данных о недостаче грузов в пределах норм естественной убыли при ее отсутствии или в количествах, превышающих ее фактические размеры.
Способы краж грузов из подвижного состава на станциях (в портах):
а) наиболее распространенным способом краж грузов из подвижного состава, как показало исследование, является проникновение преступников в вагоны и контейнеры через двери, с которых предварительно сняты (сорваны, перекушены) пломбы и закрутки. Чаще других к такому способу прибегали из работников транспорта: слесари ПТО, составители поездов; башмачники. Из числа расхитителей грузов, не работающих на транспорте, больше всего такого рода краж совершают грузчики клиентских организаций транспорта. Шоферы, рабочие промышленных предприятий. Довольно много краж грузов рассматриваемым способом совершают и лица без определенного рода занятий.
Практика показывает, что работники транспорта обычно снимают пломбы и закрутки на приемо-отправочных путях и путях сортировочных парков, в то время как посторонние для транспорта лица проникают в крытые вагоны (контейнеры) на погрузочно-разгрузочных, выставочных, а также подъездных путях. Пломбы в большинстве случаев срывают простым усилием рук, а закрутки раскручиваются или вручную, или с помощью различных приспособлений (отвертки, железного костыля я др.). Преступники, которые по роду выполняемой работы непосредственно не связаны с обработкой подвижного состава и груза, чаще всего прибегают к грубому срыву пломб и закруток, используя подручные средства. Работники же транспорта из числа тех, кто непосредственно проводит обработку подвижного состава, нередко прибегают к более искусным способам снятия пломбы или закрутки, преследуя цель тщательно замаскировать следы проникновения в вагон (контейнер). Они стараются снять пломбу и закрутку таким способом, чтобы, насколько это, возможно, не повредить их.
Определенную специфику имеют хищения грузов, совершаемые из подвижного состава (контейнеров) на территории портов, где осуществляется перевалка грузов с железной дороги на воду. Как показывает практика, часто коммерческая неисправность вагонов (и особенно контейнеров) с грузом обнаруживается лишь в порту пункта перевалки. Вследствие этого груз от железной дороги порт не принимает до тех пор, пока не будет устранен обнаруженный коммерческий брак. Не принятые портом вагоны и контейнеры с грузом нередко в течение весьма продолжительного времени (сутками и даже неделями) находятся на территории порта, и груз часто расхищается работниками порта (докерами, водителями погрузчиков, стропальщиками), а также железнодорожниками из числа лиц, причастных к обработке подвижного состава и груза на территории порта (членами локомотивных бригад, приемосдатчикам);
б) весьма распространенным способом совершения краж грузов из подвижного состава на станциях является насильственное вскрытие боковых и верхних люков и проникновение внутрь крытых вагонов к перевозимому грузу. В большинстве случаев вскрытие люков вагонов производится без их разрушения. Однако примерно в одном из шести случаев вскрытие производится с разрушением деталей люков.
Изучение данных о лицах, которые прибегают к данному способу хищения, позволило сделать некоторые обобщения. Из числа работников транспорта чаще других применяют такой способ составители поездов, осмотрщики вагонов и слесари ПТО. Среди лиц, не работающих на транспорте, больше всего совершают хищения рассматриваемым способом грузчики и лица без определенного места жительства и рода занятий.
В большинстве случаев хищения грузов из подвижного состава через вскрытые потолочные или боковые люки совершаются на станциях сортировки, выгрузки, а также на передаточных станциях.
Приемы вскрытия люком весьма разнообразны. Если потолочные люки не закрыты до упора, то преступники нередко вскрывают их простым усилием рук. Иногда для вскрытия потолочных люков применяются различные металлические предметы (отвертки, отмычки, железные костыли). Характерно, что расхитители грузов в большинстве случаев направляют свои усилия, прежде всего на вскрытие именно потолочных люков, после чего, проникнув в вагон, вскрывают уже изнутри боковые люки, через которые и похищают грузы. Встречаются и такие случаи, когда совершающие хищение лица ограничиваются вскрытием только пототочных люков. В ряде случаев преступники, заметив, что боковые люки прикрыты неплотно и не очень хорошо закреплены снизу, совершают хищения грузов путем их вскрытия и вытаскивания через них похищенного.
Так как потолочные и боковые люки имеют небольшие размеры, то и предметы, похищенные через них, малогабаритны. Нередко преступники похищают груз без тары, так как большие ящики или короба невозможно вытащить из вагонов через люки. Наиболее часто через потолочные и боковые люки похищаются табачные, мучные, макаронные и крупяные изделия (как правило, в мешках), сахар, конфеты, яйца, овощи, фрукты, вино, пиво, обувь, трикотаж, швейные изделия.
Следует ответить, что нередко путем покрытия люков совершают хищения грузов подростки. Их посягательства на грузы особенно характерны в сезон массовых перевозок сельскохозяйственных продуктов нового урожая (июль—октябрь). В качестве объектов хищения несовершеннолетние обычно выбирают вагоны, у которых неплотно прикрыты потолочные или боковые люки (которые ими легко вскрываются), а также вагоны с боковыми люками, прикрытыми деревянными решетками, которые разрушаются. В большинстве случаев подростки совершают хищения грузов группами, иногда весьма многочисленными — по 5—6 человек и более;
в) большое количество краж грузов из подвижного состава совершается на станциях (в портах) из коммерчески неисправных вагонов, у которых открыты (полуоткрыты) потолочные или боковые люки, а также отсутствуют пломбы и закрутки на дверях вагонов. В таких ситуациях создается положение, когда груз, перевозимый на значительные расстояния, оказывается в беззащитном состоянии.
Поэтому, если в подвижном составе (особенно железнодорожного транспорта) с такого рода коммерческими браками следуют ценные грузы, они практически всегда расхищаются.
Наиболее часто посягают на грузы, перевозимые в вагонах с коммерческими неисправностями, работники железнодорожного транспорта, в частности слесари ПТО, осмотрщики вагонов, башмачники и составители поездов. Указанные лица по роду выполняемой работы производят техническую обработку подвижного состава па станциях и имеют широкие возможности совершения хищений грузов из таких вагонов. Из посторонних для транспорта лиц хищения грузов через коммерчески неисправные люки и двери вагонов чаще других совершают подростки, причем, главным образом, на станциях выгрузки во время нахождения подвижного состава на погрузочно-разгрузочных путях, Предметом краж в подобных случаях бывают, как правило, свежие овощи и фрукты, а также другие пищевые продукты.
Способы краж грузов из подвижного состава в пути следования. Хищения грузов из подвижного состава в пути следования совершаются в основном теми же способами, что и из подвижного состава на станциях. Правда, при совершении краж грузов в пути следования подвижного состава отмечен несколько иной контингент лиц, посягающих на грузы. Если на станциях из подвижного состава совершают хищения преимущественно работники транспорта, то в пути следования чаще всего похищают перевозимые грузы посторонние для транспорта лица из числа работников клиентских организаций, подростков, военнослужащих, лиц без определенного рода занятий и места жительства.
Следует сказать и о том, что по данным проведенного исследования, более 40% работающих на транспорте лиц, совершающих хищения грузов, проживают в непосредственной близости от объектов транспорта, чаще всего в небольших поселках, на мелких станциях и разъездах. Именно поэтому определенная часть из данного контингента лип часто совершает хищения грузов в пути их следования.
Ввиду того, что некоторые виды краж грузов в пути следования мало чем по способу совершения отличаются от краж из подвижного состава на станциях (в частности, путем снятия или срыва пломб и закруток, вскрытия потолочных и боковых люков вагонов), ниже будут рассмотрены только такие способы преступных посягательств на грузы, которые характерны именно для краж, совершаемых в пути следования подвижного состава:
Одним из распространенных способов таких краж является проникновение преступников в контейнеры. В последнее время на ряде железных дорог получили большое распространение.
Способы совершения краж грузов на стационарных объектах транспорта:
а) наиболее распространенными на стационарных объектах транспорта являются хищения с использованием свободного доступа к открыто лежащему грузу. Они происходят в подавляющем большинстве случаев при производстве погрузочно-разгрузочных работ в пакгаузах, складах, на контейнерных пунктах (терминалах), на площадках грузового двора, причалах, где иногда временно складируются представляющие ценность грузы.