Организация работы Третьяковского районного суда Алтайского края
По ходу прохождения практики в отделе дознания, было изучено положение дел в сфере освобождения от уголовной ответственности сложившееся в Змеиногорском районе, что оказало большое влияние на написание отчета по практике. Так, в ходе прохождения практики автор представленной работы присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых дознавателем, таких как: допрос свидетеля, допрос… Читать ещё >
Организация работы Третьяковского районного суда Алтайского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отчет по преддипломной практике Юриспруденция Тема
1. Ознакомление с деятельностью суда
2. Описание практических задач, решаемых за время прохождения практики
3. Дневник прохождения производственной практики
Заключение
Список использованных источников
юрист заявление суд исковой
Преддипломная практика была пройдена с 29 июля 2013 по 23 августьа 2013 общей продолжительностью 160 часов в Третьяковском районном суде Алтайского края.
Целью прохождения практики является применение теоретических знаний, полученных в процессе обучения, на практике, то есть ознакомление с деятельностью суда, изучение принципов его работы, получение практического опыта работы в суде в области семейных правоотношений.
При прохождении практики были поставлены следующие задачи:
Ознакомиться с работой учреждения, где проходит практика.
Принимать участие в судебных заседаниях по разрешению семейных споров, урегулированных брачным договором.
Изучить статистику по районному суду.
4 Провести сравнительный анализ ныне действующего и ранее существующего законодательства по теме работы. Оформить список нормативно-правовых актов, регулирующих сферу отношений в области исследуемой темы с учетом требований стандарта.
5 Собрать материалы следственно-судебной практики (изучив не менее 25 дел) федерального и регионального уровня, с указанием источника публикации или источника получения информации.
Совместно с руководителем практики непосредственно районном суде Третьяковского района был составлен план прохождения практики, который успешно выполнен. Практика включает в себя следующее: изучение организации деятельности суда; изучение нормативно-правовой базы организации; изучение профессионально-этических норм сотрудников суда.
При прохождении практики были получены необходимые знания, документальные материалы, умения и навыки, необходимые для успешной работы над выпускной квалификационной работой, а так же для дальнейшей работы в органах правопорядка.
За время прохождения практики прошло ознакомление с деятельностью и компетенцией судей, изучено делопроизводство, обобщены инструкции, положения, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия судей и помощников судей, а также нормативно-правовые акты, регламентирующие их сферу деятельности.
Объектом исследования производственной практики являются правоотношения между судом и участниками процессов.
Предмет исследования — деятельность суда в области регулирования споров по брачному договору.
В процессе прохождения практики выполнялись следующие задания поставленные руководителем:
— Изучение законодательства в области деятельности юристов.
— Ознакомление с документами необходимыми для подачи заявления в суд.
— Самостоятельное написание искового заявления.
В процессе написания работы были использованы методы анализа, синтеза, описательный, исторический, сравнительно-правовой, системный.
Основой работы служат нормативно-правовые акты РФ, научная литература, материалы следственно-судебной практики, а так же интернет ресурс.
1. Ознакомление с деятельностью органов дознания
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» в обязанности полиции входят в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно — процессуальным кодексом (далее УПК) РФ, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно.
Организация работы полиции:
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее — подразделения полиции).
3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.
5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Сотрудник полиции обязан:
1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере;
2) выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией);
3) выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону;
4) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника;
5) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций;
6) соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, где он проходит службу;
7) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей;
8) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
9) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей;
10) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
11) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства;
12) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции;
13) сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта;
14) уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
2. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
Основные права сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции имеет право:
1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;
3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;
5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;
6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;
7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;
8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) на защиту своих персональных данных;
10) на продвижение по службе в полиции;
11) на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;
12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) на проведение по его заявлению служебной проверки;
14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;
15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;
17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.
Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, имеет право:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;
3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;
4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;
Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.
Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.
Основные же различия заключаются в том, что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами. В определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. д. Дознание в той или иной форме по подавляющему большинству дел проводит полиция.
Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в тридцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, до 30 суток, передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.
Дознание является вспомогательной и упрощенной по сравнению со следствием формой осуществления досудебного производства по уголовному делу. Оно может осуществляться по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, перечень которых дан в ч. 3 ст. 150 Уголовно-процессуального кодекса. Кроме того, по письменному указанию прокурора расследование в форме дознания может осуществляться и по иным преступлениям небольшой и средней тяжести. Дознание представляет собой самостоятельную форму предварительного расследования. Акты дознания имеют такое же процессуальное значение, что и акты предварительного следствия.
Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.
Дознание может быть окончено составлением обвинительного акта или постановлением о прекращении уголовного дела.
В обвинительном акте, который составляется дознавателем по окончании дознания, указываются:
— время и место его составления;
— фамилия, инициалы и должность лица, его составившего;
— данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
— место и время совершения деяния, содержащего признаки преступления, его способы, мотивы, последствия и другие обстоятельства, имеющие существенное значение по данному делу;
— формулировку обвинения с указанием пункта, части, статьи УК;
— перечень доказательств, которые должны быть исследованы судом;
— данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;
— список лиц, подлежащих вызову в суд.
С момента составления по делу обвинительного акта подозреваемый приобретает статус обвиняемого и ему и его защитнику должны быть представлены для ознакомления все материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом.
Прокурор рассматривает поступившее уголовное дело с обвинительным актом и в срок не более двух суток принимает по нему следующее решение: 1) об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела со своими указаниями для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям УПК. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания, но не более чем на 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток; 3) прекращении уголовного дела; 4) направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
2. Описание практических задач, решаемых за время прохождения практики
По ходу прохождения практики в отделе дознания, было изучено положение дел в сфере освобождения от уголовной ответственности сложившееся в Змеиногорском районе, что оказало большое влияние на написание отчета по практике. Так, в ходе прохождения практики автор представленной работы присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых дознавателем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос подозреваемого. Участвовал в производстве следственных действий, предусмотренных УПК: очная ставка, осмотр места происшествия, осмотр вещественных доказательств, выемка документов, участвовала в собирании доказательств. Оказывал помощь в составлении плана расследования уголовного дела, методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей; определяла круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу. Автором представленного исследования так же вносились предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий.
Особое внимание уделялось, во время прохождения практики, проведению неотложных, первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в первую очередь изучению системы действий дознавателя на месте происшествия, применению научно-технических средств при производстве следственных действий, характеру и формам взаимодействия с сотрудниками других подразделений ОВД, а также особенностям расследования дел о преступлениях несовершеннолетних.
Были изучены формы и методы практического взаимодействия дознавателя с различными подразделениями отделов РОВД (ОУР, дежурной частью и т. д.), контрольно-ревизионными службами других министерств и ведомств.
Во время прохождения практики произошло ознакомление с процессуальными документами, которые имеют колоссальное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства.
За время практики, ознакомился с материалами уголовного дела, находившимся на стадии расследования. Имелась возможность лично присутствовать при допросе обвиняемого по данному делу, убедиться в эффективности и законности проводимого мероприятия, была изучена процедура допроса. Так, допрос обвиняемого происходил в присутствии адвоката, дознавателя и двух оперуполномоченных. В рассматриваемом случае обвиняемый был мужчина К. 1978 г. р. уроженца с. Ремовка Локтевского района, которому инкриминировалась кража. В ходе допроса он сообщил, что ему было известно по факту кражи. После допроса был произведен выезд на место происшествия, где обвиняемый подробно рассказал и показал все, о чем он говорил на допросе.
При прохождении практики в подразделении дознания ОВД г. Змеиногорска составлялись практикантом документы:
— уведомление о подозрении в совершении преступления (приложение А);
— постановление о приостановлении предварительного следствия;
— постановление об освобождении подозреваемого;
— протокол осмотра места происшествия (приложение Б);
— план расследования уголовного дела (приложение В);
— протоколы допроса свидетелей по делу;
— протоколы обыска, выемки, очной ставки следственного эксперимента, предъявления для опознания и других следственных действий;
— постановления о назначении экспертизы, о привлечении лица в качестве обвиняемого, о приостановлении следствия и так далее;
— постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд по конкретному уголовному делу, направляемому в суд.
Таким образом, за время прохождения практики в отделе дознания отдела полиции МО МВД РФ отделение полиции по Третьяковскому району была получена богатая информация послужившая основой для написания данной работы, а так же ценный опыт, знания и умения по работе с процессуальными документами.
3. Дневник прохождения производственной практики
Дата | Выполненная работа | |
04.02.2013 | Изучение основных форм взаимодействия органов МВД с другими правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью. | |
05.02.2013 | Знакомство с порядком составления и методическими рекомендациями по назначению экспертизы. Изучение материалов уголовного дела № 24/20−12. | |
06.02.2013 | Участие в следственном эксперименте. Подшивка новых документов к заведенным уголовным делам. | |
07.02.2013 | Получение практических навыков по составлению статистических отчетов и докладных записок. Присутствие при допросе потерпевшего и составление протокола. | |
08.02.2013 | Присутствие на предъявлении для опознания в качестве статиста, составление протокола проведенного следственного действия. | |
11.02.2013 | Участие в производстве следственных действий, составление процессуальных документов. | |
12.02.2013 | Работа с архивным материалом, изучение статистики совершенных деяний. | |
13.02.2013 | Присутствие в судебном заседании по уголовному делу № 24/112 — 11, по обвинению Т. | |
14.02.2013 | Прием и консультация граждан | |
15.02.2013 | Посещение библиотеки, районного суда с целью сбора теоретического материала для написания ВКР. | |
18.02.2013 | Изучение порядка применения мер процессуального принуждения в уголовном процессе. Изучение материала уголовного дела № 24/76−11по обвинению К. | |
19.02.2013 | По материалам уголовного дела составил: протокол задержания подозреваемого; протокол допроса подозреваемого; — постановление о прекращении уголовного дела (уголовного преследования). | |
20.02.2013 | Составление письменных документов | |
21.02.2013 | Прием и консультирование граждан | |
22.02.2013 | Присутствие при проведении следственного эксперимента. Подшивка новых документов к заведенным делам: № 24/ 78−12, 24/81−12, 24/75−12. | |
Заключение
Производственная практика была пройдена с 04 февраля 2013 по 22 февраля 2013 общей продолжительностью 120 часов в отделении полиции по Третьяковскому району МО МВД РФ.
Подводя итог пройденной практической работе можно сделать вывод, что за время прохождения практики произошло ознакомление с основными разделами и направлениями деятельности отдела дознания, в частности, и ОВД с. Староалейское.
За время прохождения практики мы приобрели следующие знания:
— о нормативной базе и структуре МВД;
— о общей организацией работы отдела дознания;
— о порядке осуществления приема граждан;
— о планировании работы в отделе дознания и заполнением форм статистической отчетности;
— о распределении обязанностей между руководителем отдела дознания и его подчиненными;
За время прохождения практики мы приобрели следующие навыки:
— методика предварительного расследования, а также тактика и порядок проведения некоторых следственных действий и их процессуальное оформление (составление протоколов, вынесение постановлений и т. д.);
— основы и формы взаимодействия отдела дознания ОВД с другими подразделениями и организациями.
За время практики изучалась структура отдела дознания и ОВД, общая организация работы отдела дознания, и порядок осуществления приема граждан, планирование работы в отделе дознания и заполнение форм статистической отчетности, оформление процессуальных документов.
Были освоены инструкции, положения, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.
Практикантом оформлялись постановления о возбуждении уголовного дела, об избрании меры пресечения, протоколы осмотра места происшествия, допроса подозреваемого и др. Произошло ознакомление с конкретной работой отдела дознания в ОВД, присутствовала при производстве следственных действий, таких как следственный эксперимент, проведение очной ставки, допрос свидетеля, подозреваемого, потерпевшего, вызов к дознавателю и др.
За время прохождения практики мы выяснили, что полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также — государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также — муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее — организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее — должностные лица) в защите их прав. В целом практика прошла успешно и плодотворно: было подчеркнуто много нового и нужного о деятельности органов дознания системы МВД в частности, позаимствованы знания о применении российского законодательства на практике. Были получены практические навыки по расследованию уголовных дел.
Список использованных источников
1 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст]: офиц. текст. — Издательство (ЗАО) «Библиотечка РГ» 2009. — 64 с. — ISBN 5−94 087−596−3.
2 Андреева, О. А. Дознание в РФ [Текст]: учебное пособие для вузов / О. А. Андреева. — М.: Норма — М, 2009. — 550 с. — ISBN 5−85 487−057.
3 Анисимов, Е. К. Деятельность отдела дознания [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. К. Анисимов. — М.: Норма — М, 2008. — 372 с. — ISBN 5−65 755−089.
4 Гульбин, Д. А. Предварительное расследование [Текст]: учебное пособие / Д. А. Гульбин. М.: Норма — М, 2008. — 552 с. — ISBN 5−265−1 457−3.
5 Денисов, А. С. Обеспечение общественного порядка в РФ [Текст]: учебное пособие для вузов / А. С. Денисов. — М.: Норма — М, 2009. — 450 с. — ISBN 5−78 367−017.
6 Запольский, М. Н. Дознание в РФ [Текст]: учебное пособие / М. Н. Запольский. — М.: Норма — М, 2009. — 472 с. — ISBN 5−87 277−039.
7 Миляков, А. В. Деятельность дознания в РФ [Текст]: учебное пособие для вузов / А. В. Миляков. — М.: Норма — М, 2010. — 428 с. — ISBN 5−36 047−071.
9 Самсонов, Т. М. Расследование уголовных дел в РФ [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. М. Самсонов. — М.: Норма — М, 2010. — 382 с. — ISBN 5−85 523−078.
10 Симкин, Ю. В. Ответственность за уголовные преступления в России [Текст]: учебное пособие для вузов / Ю. В. Симкин — М.: Норма — М, 2009. — 744 с. — ISBN 5−84 835−012.
11 Треков, И. А. Дознание в РФ [Текст]: учебное пособие для вузов / И. А. Треков. — М.: Норма — М, 2011. — 302 с. — ISBN 5−35 455−037.
12 Яковлев, А. В. Дознание — как форма предварительного расследования [Текст]: учебное пособие / А. В. Яковлев. М.: Юристъ, 2009. — 351 с. — ISBN 5−72−575 231−4.