Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка — дошкольный и школьный — уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода… Читать ещё >

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Процесс социальной адаптации личности — это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация — самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

1. Соотношение понятий «реабилитация» и «абилитация»

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/96, принятая на сорок восьмой сессии ГА ООН 20 декабря 1993 г.), в разделе «Основные понятия в политике в отношении инвалидов», сформулировано общеупотребительное понятие реабилитации, основанное на идеях Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Термин «реабилитация» касается процесса, имеющего целью помочь инвалидам достигнуть их оптимальных физического, интеллектуального, психического и/или социального уровней деятельности и поддерживать их, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Из этого международного определения «реабилитации» следует определенная аналитическая схема самого процесса реабилитации, которая включает следующие составные части (реабилитационные конструкты):

1. Социальная реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека с инвалидностью как социального субъекта;

2. Педагогическая реабилитация, обеспечивающая реабилитацию человека как субъекта деятельности;

3. Психологическая реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию человека с инвалидностью на уровне личности;

4. Медицинская реабилитация, которая обеспечивает реабилитацию на уровне биологического организма человека.

Все приведенные компоненты составляют идеальную модель реабилитационного процесса, она является универсальной и может применяться при стратегическом планировании любого центра или учреждения реабилитации человека с инвалидностью, который имеет целью предоставление наиболее полного комплекса реабилитационных услуг.

Когда рождается ребенок с функциональным ограничением, это означает то, что он будет не в состоянии развить все функции, необходимые для нормальной жизни, или, возможно, функциональность этого ребенка не будет развита так же, как функциональность его сверстников. Ребенок, невзирая ни на что, остается ребенком: с потребностью в любви, внимании и воспитании согласно своей уникальной натуры, и к нему необходимо относиться, в первую очередь, как к ребенку.

Слово «абилитация» происходит от латинского «habilis», что означает «быть способным». Абилитировать означает «делать состоятельным» и используется вместо слова «реабилитировать», которое употребляется в смысле восстановления утраченной способности. То есть это развитие еще несформированных функций и навыков, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

Выбор понятия «абилитация» — это выбор более широкой перспективы, чем сосредоточение внимания на функциональном ограничении как на отклонении от нормы. Абилитация означает не только стремление лечить или модифицировать физические или умственные расстройства, это означает также обучение ребенка достигать функциональных целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, и адаптировать окружающую среду для компенсации отсутствующих функций.

Абилитация — многосторонний процесс, который одновременно обращает внимание на различные аспекты, для предоставления ребенку возможности вести жизнь, которая наиболее приближена к нормальной. Нормальная жизнь, в данном контексте означает жизнь, которую бы имел ребенок при отсутствии своих функциональных ограничений.

Исследованиями в г. Новосибирске занимается общественная организация «Верба» деятельности которой направлена на: защита прав и законных интересов инвалидов, реализация индивидуальных социально-реабилитационных программ для инвалидов, организация досуга и психологической поддержки.

Постоянно оказывается психологическая помощь, создаются условия для реализации их интеллектуальных, культурных потребностей и творческого потенциала.

Специалисты ставят перед собой задачи по преодолению трудностей у детей в общении, пребывании в коллективе, неуверенности в себе, заниженной самооценки. Эти задачи достигаются такими мероприятиями, как участие в играх-драматизациях, спектаклях, танцах, сценках, общих праздниках, занятиях в кукольном театре и других мероприятиях, где дети могут выразить себя через различные сказочные образы, соревнования, конкурсы.

Эта работа способствует созданию творческой атмосферы, доверия, открытости, защищенности для всех и каждого, пониманию и принятию ценности и уважения каждого члена коллектива, адаптации детей к новой социальной ситуации, утверждения себя как полноценной личности.

2. Раннее вмешательство Практическое применение междисциплинарного знания, создание на государственном уровне в странах Запада системы «раннего вмешательства» характеризует одно из успешно развивающихся направлений деятельности ученых и педагогов последней четверти прошлого столетия. Реализация вариативных программ «раннего вмешательства» позитивно повлияла не только на развитие системы специального образования, но и коренным образом изменила жизнь людей, получивших возможность стимуляции развития в раннем возрасте. Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя медико-психолого-педагогическая помощь ребенку в условиях семьи с привлечением родителей в процессе коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет прогресс интеграции в общество человека со специальными потребностями как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидностью в западных странах воспитываются в условиях семьи (родной, ее заменяющей, специально организованной), а не в специализированных учреждениях вне дома.

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка — дошкольный и школьный — уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Одним из главных направлений развития и модернизации системы специального образования России является стабилизация деятельности существующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе создания в них специальной психологической службы и организации постоянного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка. Традиционно существовали психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые занимались комплектованием специальных учреждений для детей с различными нарушениями развития. Хотя в работе комиссий участвовали квалифицированные специалисты, организация и условия их работы (ограниченность во времени обследования детей, невозможность при одноразовых обследованиях проследить динамику развития, отсутствие в их составе психологов и др.) не обеспечивали качества медицинской и психолого-педагогической диагностики. Нередки были случаи ошибочных диагнозов. На протяжении многих лет велись поиски путей, дополняющих работу психолого-медико-педагогических комиссий, разрабатывались критерии и методы психолого-педагогической диагностики и помощи.

Диагностикой на основе анализа факторов риска активно пользуются как специалисты лечебных и профилактических учреждений здравоохранения, так и службы ранней помощи семье с проблемным ребенком, созданной в образовании. Это обусловлено тем, что одной из задач в работе службы ранней помощи является своевременное выявление детей, нуждающихся в более точной диагностике, а значит, предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка в дальнейшем. Стремление дефектологов (С.Д. Забрамная, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, Ж. И. Шиф и др.) были направлены на то, чтобы сделать изучение детей более объективным. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е. А. Стребелева, Н. Н. Печора, Э. Л. Фрухт и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л. С. Выгодского о значимости практической деятельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о «зоне актуального развития» и о профилактике вторичных дефектов, «социального вывиха» оказывают сегодня значительное влияние на современные исследования в той области специального образования, которая затрагивает раннюю диагностику и стимуляцию развития младенцев и детей раннего возраста из групп медицинского, генетического и социального риска, а также имеющих врожденные дефекты развития. В основе всей коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Основной принцип психолого-педагогической теории связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением был сформулирован известными отечественными исследователями Л. С. Выгодским, П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожец, А. Н. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с такими детьми. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выгодский, Д. Б. Эльконин, М. Монтессори и др.) давно показали важность раннего возраста, охватывающего сенситивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т. е. те периоды, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. Однако в практически в ранние периоды развития дети с умственными и физическими недостатками лишь в единичных случаях получают необходимую психолого-педагогическую помощь.

3. Комплексная помощь в рамках раннего психолого-педагогического сопровождения как средство профилактики детской инвалидности Раннее психолого-педагогическое сопровождение — это новая область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии. Младенцы стали рассматриваться не как объекты деятельности, беспомощные, пассивные существа, рефлекторные реакции и поведение которых односторонне формируются в прямой зависимости от действий и поведения взрослых, но как активные субъекты совместной деятельности, развивающиеся в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, прежде всего с родителями, жадно ищущие этого социального взаимодействия и интенсивно участвующие в процессе своего развития.

Основные цели создания системы ранней помощи:

1. охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.

2. диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.

3. подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения:

1. обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики, идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи.

2. определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ раннего образования.

3. обучение и консультирование семьи.

4. оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца.

5. целевая работа по развитию сенсо-моторной сферы ребенка.

6. психологическая и правовая поддержка семьи.

7.ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенку в рамках индивидуальной программы развития.

Ценность:

— компенсация недостатков развития.

— реабилитация и социальная адаптация ребенка к реалиям окружающего мира.

— концентрация внимания на личности ребенка, индивидуальный подход к его развитию.

Принципы:

— сотрудничества, партнерства, открытости системы, коррекционной направленности.

— комплексности, систематичности сопровождения, онтогенетический.

— служба медико-психолого-педагогического сопровождения.

— моделирование, проектирование и конструирование организационной, содержательной и методических сторон, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

— психолого-педагогическая диагностика.

— разработка и реализация индивидуальных программ развития детей.

— дифференциация и индивидуализация обучения, индивидуальная коррекционная работа.

— личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегративной основе.

— коррекционные занятия специалистов.

— интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей педагогов, врачей, родителей.

4. Цель и задачи Службы ранней помощи

Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

Задачами Службы ранней помощи являются:

1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

3. Ранняя помощь ребенку и семье:

— создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

— междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

— отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей и семьи, а именно:

— раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

— консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

— предоставление информации о законодательных актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, об общественных и государственных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.

5. Обеспечение преемственности между службами ранней помощи и детскими дошкольными учреждениями, а также другими учреждениями системы здравоохранения и социальной защиты

6. Информирование родительских, общественных и профессиональных организаций о работе Службы ранней помощи, ее целях и задачах.

5. Основные принципы работы Службы ранней помощи

1. Семейно-центрированная деятельность — профессиональная направленность сотрудников Службы на взаимодействие как с ребенком, так и с родителями и другими членами семьи, людьми из его ближайшего окружения.

2. Междисциплинарный подход — совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.

3. Партнерство — установление партнерских отношений с ребенком, членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.

4. Добровольность — решение об обращении в Службу ранней помощи и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей.

5. Открытость — служба ранней помощи отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его состоянием или развитием.

6. Конфиденциальность — информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы ранней помощи, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных Законодательством РФ.

7. Уважение к личности — сотрудники Службы ранней помощи уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники Службы принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

Штаты и функциональные обязанности сотрудников Службы.

Все специалисты междисциплинарной команды имеют единую продолжительность рабочей недели — 40 часов.

§ Продолжительность приема одного ребенка для всех специалистов — 1 час

§ При необходимости проводятся совместные приемы несколькими специалистами, продолжительность приема — 1 час.

§ Индивидуальные занятия, продолжительность — 1 час.

§ Продолжительность занятий в группе — 1,5 часа.

§ Домашнее визитирование — 2 часа.

§ Работа с видеоматериалами, методической литературой, документацией — 2 часа в неделю.

§ Обязательным является проведение еженедельного обсуждения работы с детьми всеми специалистами районной службы. Продолжительность обсуждения — 2 часа в неделю.

В рабочее время междисциплинарной команды специалистов включается:

— систематическое прохождение курсов по повышению квалификации в области раннего вмешательства и по отдельным специальностям;

— работа по распространению идей раннего вмешательства среди населения и персоналa медицинских и детских дошкольных учреждений района (участие в конференциях, семинарах, встречи с персоналом);

— работа по обеспечению преемственности между службой раннего вмешательства и ДДУ района (посещение ДДУ с целью совместной разработки и построения индивидуальных программ для детей, перешедших в ДДУ из службы ранней помощи) Все специалисты службы ранней помощи должны:

Соблюдать этические нормы.

Уметь работать в команде, представлять случаи для разбора, участвовать в командных и профессиональных супервизиях.

Знать закономерности развития ребенка.

Иметь базовые знания по раннему вмешательству.

Владеть скрининговыми методами оценки зрения, слуха, уровня развития детей первых 3 лет жизни.

Уметь разрабатывать и оценивать эффективность программы ранней помощи.

Вести документацию соответствующего образца, представлять отчет о работе.

Социальный работник (социальный педагог) Направление работы социального работника:

1. Информирование семьи по вопросам социальных прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям. Информирование семьи о деятельности общественных и государственных организаций, оказывающих необходимую помощь и услуги (просветительская работа).

2. Помощь клиентам службы в обеспечении прав и гарантий, предоставляемых государством детям с особыми потребностями и их семьям (взаимодействие со службами социальной защиты для обеспечения реализации прав и гарантий).

3. Принимает участие в реализации программ индивидуального сопровождения (оценивает реальные потребности семьи в социальной помощи).

4. Планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи.

5. Систематическое повышение своей профессиональной квалификации.

Целевые группы в программах раннего вмешательства.

Целевой группой являются семьи с маленькими детьми, имеющими установленное отставание в одной или нескольких областях развития или нарушения, которые с высокой вероятностью приводят к задержкам развития, например:

* генетические нарушения (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Вильямса и др.);

* двигательные нарушения при различных неврологических заболеваниях (ДЦП, нейромышечные заболевания), состояния после травм и оперативных вмешательств;

* множественные нарушения;

* нарушения аутистического спектра;

* сенсорные нарушения (нарушения слуха, зрения);

* дети биологического риска (экстремально низкая масса тела при рождении, недоношенность и т. д.).

Часто проблемы развития ребенка связаны с его социальным окружением и высоким социальным риском, к которому относится употребление родителями ребенка алкоголя и наркотиков, наличие у родителей ребенка психических расстройств или интеллектуальных нарушений и др.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Опыт программ раннего вмешательства показывает, что с данными целевыми группами программы поддержки могут быть также очень эффективными и востребованными, так как позволяют обеспечить максимальное развитие ребенка при соответствующей поддержке его семье.

Доказано, что программы раннего вмешательства позволяют значительно улучшить будущее детей и их семей. Кроме того, имеются данные о высокой экономической эффективности программ раннего вмешательства.

Развитие программ раннего вмешательства имеет под собой целый ряд теоретических предпосылок и базируется на современных исследованиях.

Для того чтобы обеспечить эффективную программу раннего вмешательства, необходимо следовать базовым принципам, на которых должны строиться программы и о которых более подробно будет рассказано в следующей главе.

Заключение

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. В значительной мере это связано с тем, что более поздние периоды жизни ребенка — дошкольный и школьный — уже педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания детей с разными типами нарушений развития. Что же касается периода от рождения до 3 лет, он остается, в основном, в ведении медиков. А их занимает прежде всего здоровье детей, их физическое, соматическое благополучие, но не сенсорное, умственное и эмоциональное развитие.

Основные цели создания системы ранней помощи:

1) охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.

2) диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.

3) подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Опыт программ раннего вмешательства показывает, что с данными целевыми группами программы поддержки могут быть также очень эффективными и востребованными, так как позволяют обеспечить максимальное развитие ребенка при соответствующей поддержке его семье.

Доказано, что программы раннего вмешательства позволяют значительно улучшить будущее детей и их семей. Кроме того, имеются данные о высокой экономической эффективности программ раннего вмешательства.

генетический социальный помощь дети Библиотический список

1. Лильин, Е. Т. Детская реабилитология (избранные очерки) / Е. Т. Лильин, В. А. Доскин. — М.: ВОС, 1999. — 307 с.

2. Не дай цветку сломаться. Из опыта работы реабилитационного центра коррекционной педагогики «Сломанный цветок» / В. И. Ширинский, Л. С. Алексеева, А. П. Руссавская, Г. И. Репринцева. — М.: НИИ семьи, 1997. — 167 с.

3. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник / Л. О. Бадалян. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 400 с.

Глоссарий Абилитация — система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

Раннее вмешательство — это максимально полное и комплексное сопровождение обучения и воспитания ребенка до 3 лет.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой