Расчёт технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия
Автомобиль необходимо в течение всего периода эксплуатации поддерживать в технически исправном состоянии, для того что бы это сделать необходимо проводить комплекс технических воздействий. Комплекс этих воздействий можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации… Читать ещё >
Расчёт технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение профессионального образования
«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Политехнический колледж Технологический расчет станций технического и планировка обслуживания автомобилей Пояснительная записка к курсовой работе по специальности 190 604 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта ПТК. КР 71 941 11 000ПЗ Студент: Копров К.О.
Содержание Введение
1. Технологический расчет станции технического обслуживания
1.1 Исходные данные
1.2 Расчет годовых объемов работ
1.3 Годовой объем вспомогательных работ
1.4 Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнению
1.5 Расчет численности рабочих
1.6 Расчет числа постов
1.7 Расчет числа автомобиле — мест ожидания и хранения
1.8 Определение общего количества постов и автомобиле — мест проектируемой станции технического обслуживания
1.9 Определение состава и площадей помещений Заключение Список сокращений и обозначений Список литературы Введение Курсовая работа по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей» является самостоятельной комплексной работой студентов в области технического обслуживания автомобилей, а так же формой контроля учебной работы студентов.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения дисциплин: «Автомобили», «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей». Курсовая работа проводится с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентом во время теоретических и практических занятий.
Выполнение курсовой работы должно научить студентов пользоваться справочной литературой, ГОСТами, таблицами, нормами, грамотно сочетая справочные данные с теоретическими знаниями, полученными в процессе изучения дисциплины и практическими навыками, полученными в процессе прохождения производственной практики.
Выполнение курсовой работы направлено на развитие у студентов навыков самостоятельной работы и формирование творческого подхода к решению задач технологического проектирования станции технического обслуживания.
Курсовая работа носит практический характер и должна соответствовать современному уровню технического обслуживания автомобилей.
Автомобиль необходимо в течение всего периода эксплуатации поддерживать в технически исправном состоянии, для того что бы это сделать необходимо проводить комплекс технических воздействий. Комплекс этих воздействий можно разделить на две группы: воздействия, направленные на поддержание агрегатов, механизмов и узлов автомобиля в работоспособном состоянии в течение наибольшего периода эксплуатации; и воздействия, направленные на восстановление утраченной работоспособности агрегатов, механизмов и узлов автомобиля.
Комплекс мероприятий первой группы составляет систему технического обслуживания и носит профилактический характер, а второй — систему восстановления (ремонта).
В России принята планово — предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Системой планово-предупредительного называют комплекс строго запланированных мероприятий по уходу, надзору и ремонту автомобилей. Суть такой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — только по фактической потребности. Делается это для того что бы повысить работоспособность систем, узлов, агрегатов и автомобиля в целом.
Основные положения о планово — предупредительной системе технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Техническое обслуживание включает в себя следующие виды работ: уборку и мойку, заправку топливом, проверку технического состояния приборов, узлов и агрегатов, смазку, доливку и смену эксплуатационных жидкостей, промывочно-очистительные, крепежные, контрольно-регулировочные и электротехнические работы, выполняемые как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов, но если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать для контроля на специальных стендах. Заправочные и регулировочные работы выполняются по фактической потребности, а остальные работы — в принудительном порядке в строго установленные сроки.
Планово-предупредительная система предусматривает обязательное проведение следующего комплекса работ: ежедневное техническое обслуживание, первое техническое обслуживание и второе техническое обслуживание. Кроме того, при подготовке автомобилей к зимней и летней эксплуатации проводится сезонное техническое обслуживание.
Ремонт автомобилей и агрегатов подразделяют на два вида: текущий ремонт, который выполняется на автотранспортных предприятиях или на станциях технического обслуживания автомобилей, и капитальный ремонт, который выполняется на специализированных предприятиях.
Каждый вид ТО включает в себя строго установленный перечень работ или операций, которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две основные группы это контрольная и исполнительская.
Контрольная часть операций, т. е. диагностика ТО является обязательной, а исполнительская — по потребности. Диагностика является частью технологического процесса ТО и ТР автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Таким образом благодаря диагностике не нужно разбирать автомобиль, что снижает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.
Ежедневное техническое обслуживание выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения автомобиля, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочно-моечные работы, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных условий и климатических условий.
Первое техническое обслуживание заключается в наружном осмотре автомобиля и выполнении в установленном объеме перечня работ, установленных предприятием изготовителем, т. е. контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные, электротехнические, проверка рулевого управления, тормозной системы и других механизмов.
Проводится ТО-1 периодически через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.
Второе техническое обслуживание также включает перечень работ, как и ТО-1, и проверку агрегатов, механизмов и приборов в процессе их работы.
Поводится ТО-2 со снятием автомобиля от одного до двух дней с эксплуатации.
Определение места диагностики в технологическом процессе ТО и ремонта автомобилей позволяет сформулировать и основные требования к ее средствам. Для первой диагностики механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля, требуются быстродействующие автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.
Для второй диагностики необходимы стенды с беговыми барабанами для определения мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов, максимально приближающие условия их диагностирования к реальным условиям работы автомобиля.
Сезонное ТО проводится два раза в году, т. е. является подготовкой автомобиля к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Текущий ремонт осуществляется на автотранспортных предприятиях или станциях технического обслуживания автомобилей и заключается в устранении неисправностей и отказов автомобиля, способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта.
1. Технологический расчет станции технического обслуживания
1.1 Исходные данные Исходными данными для технологического расчета являются:
— годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей — Nсто;
— количество автомобиле-заездов на станцию одного автомобиля в год — d; проектирование станция технический обслуживание
— годовое количество продаваемых автомобилей в год — Nn;
— среднегодовой пробег автомобиля — Lr;
— число рабочих дней в году станции — Драб. г;
— продолжительность смены — Тсм;
— число смен — С.
Технологический расчет СТО автомобилей марки ЗИЛ-130, для которой приняты исходные данные, приведенные в таблице один.
Таблица 1 — Исходные данные
Марка автомо биля | Годовое кол-во условно обслужи ваемых автомобилей на СТО | Кол-во заездов одного автомо биля в год | Кол-во продава емых в год автомобилей | Средне годовой побег автомо биля, км | Число рабочих дней в году | Продолжительность смены, ч | Число смен | |
ЗИЛ-130 | 1,6 | |||||||
1.2 Расчет годовых объемов работ Годовой объем работ СТО может включать услуги по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке и выдаче автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей и их предпродажной подготовке.
Годовой объем работ по ТО и ТР в чел-ч, вычисляют по формуле Тто-тр = Nсто*Lг*tто-тр/1000, (1)
где — Nсто — годовое количество условно обслуживаемых на станции автомобилей данной марки;
Lг — среднегодовой пробег автомобиля, км;
tто-тр — удельная трудоемкость ТО и ТР, чел-ч/1000км.
Тто-тр = 400*20 000*2,7/1000 = 21 600 (чел-ч)
Удельная трудоемкость ТО и ТР приведена в таблице 2.
Тип СТО и подвижно го состава | Удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000км | Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.-ч | |||||
ТО и ТР | Мойка и уборка | Приемка и выдача | Предпродажная подготовка | Противокоррозионная обработка | |||
Городское СТО легковых автомобилей: | |||||||
Особо малого класса | 2,0 | ; | 0,15 | 0,15 | 3,5 | 3,0 | |
Малого класса | 2,3 | ; | 0,20 | 0,20 | 3,5 | 3,0 | |
Таблица 2 — Трудоемкости ТО и ТР автомобилей на СТО
Среднего класса | 2,7 | ; | 0,25 | 0,25 | 3,5 | 3,0 | |
Дорожные СТО: | |||||||
Легковых автомобилей всех классов | ; | 2,0 | 0,20 | 0,20 | ; | ; | |
Автобусов и грузовых автомобилей независимо от класса | ; | 2,8 | 0,25 | 0,30 | ; | ; | |
Годовой объем уборочно-моечных работ в чел-ч, вычисляют по формуле Тумр = Nз. умр*tумр, (2)
где Nз. умр — число заездов в год на УМР;
tумр — средняя трудоемкость УМР, чел-ч.
Значение средней трудоемкости УМР tумр приведено в таблице 2.
Тумр = 640*0,25 = 160 (чел-ч)
УМР на СТО выполняются непосредственно перед ТО и ТР или как самостоятельный вид услуг. В первом случае число заездов на УМР принимается равным числу заездов обслуживаемых в год автомобилей и вычисляется по формуле
N = Nсто*d, (3)
N = 400*1,6 = 640 (чел-ч)
Годовой объем работ УМР в чел-ч Тумр = Nз. умр*tЕО, (4)
где tЕО — средняя трудоемкость одного заезда на УМР при механизированной мойке от 0,15 до 0,25 и при ручной мойке 0,5.
Тумр = 640*0,5 = 320 (чел-ч) Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей в чел-ч, вычисляют по формуле
Тпв = Nсто*d* tпв, (5)
где tпв — разовая трудоемкость одного заезда на работы по приемке и выдаче автомобилей, чел-ч. Разовая трудоемкость по приемке и выдаче автомобилей указана в таблице 2.
Тпв = 400*1,6*0,3 = 192 (чел-ч)
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей в чел-ч, вычисляют по формуле Тпк = Nз. пк*tпк, (6)
где Nз. пк — число заездов автомобилей в год противокоррозионную обработку;
tпк — разовая трудоемкость одного заезда на работы по противокоррозионной защите кузова, чел-ч.
Разовая трудоемкость по противокоррозионной защите кузова указана в таблице 2.
Тпк = 180*3 = 540 (чел-ч)
Частота проведения работ по противокоррозионной обработке составляет от трех до пяти лет, т. е. от 0,2 до 0,3 заезда в год и Nз. пк вычисляют по формуле
Nз.пк = (0,2…0,3)Nсто. (7)
Nз.пк = 0,2* 400 = 180
Годовой объем работ по предпродажной подготовке в чел-ч, вычисляют по формуле Тпп = Nп*tпп, (8)
где Nп — количество продаваемых автомобилей в год;
tпп — трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля, чел-ч.
Трудоемкость предпродажной подготовки указана в таблице 2.
Тпп = 80*3,5 = 280 (чел-ч) Результаты расчета годовых объемов работ представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Годовые объемы работ в чел-ч
Марка автомобиля | Виды воздействий | Общий годовой объем работ, Т | |||||
ТО и ТР | УМР | Приемка и выдача | Противо коррозионная обработка кузова | Предпродажная подготовка | |||
ЗИЛ-130 | |||||||
1.3 Годовой объем вспомогательных работ
Кроме работ, приведенных в таблице 3, на СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых в частности входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента различных зон и участков, содержанию инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, обслуживанию компрессорного оборудования и т. п. Объем этих работ составляет 10 процентов от общего объема работ СТО, вычисляют оп формуле Твсп = Т*10/100, (9)
где Т — общий годовой объем работ, чел-ч.
Твсп = 22 632*10/100 = 2263,2 (чел-ч)
1.4 Распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения
В настоящее время ТО и ремонт автомобилей на предприятиях автосервиса производится на базе готовых деталей, узлов и механизмов. Поэтому в основном работы или услуги по ТО и ТР выполняются на рабочих постах.
Обособленные производственные помещения обычно предусматриваются для выполнения УМР, кузовных, окрасочных и противокоррозионных работ.
Выполнение таких работ, как электротехнические; ремонт приборов системы питания, снятых с автомобиля; обслуживание аккумуляторных батарей; шиномонтаж; балансировка колес; ремонт камер и т. п., предусматривается как в зоне рабочих постов, оснащенных соответствующим оборудованием и оргоснасткой, так и в обособленных помещениях с соблюдением необходимых противопожарных мер и санитарно-гигиенических требований.
Выбор того или иного варианта определяется объемом работ, численностью работающих, компоновочным решением планировки и организацией работ.
На СТО, особенно больших, могут быть организованы отдельные производственные участки по ремонту агрегатов (двигателей, коробок передач), выполнению обойных работ и т. п.
Распределение общего годового объема работ по ТО и ТР по видам и месту выполнения в зависимости от числа рабочих постов может быть принято по данным таблицы 4.
Таблица 4 — Примерное распределение работ по видам и месту их выполнения на СТО в процентах
Вид работ | Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов | Распределение объема работ по месту их выполнения | ||||||
До 5 | От 6 до 10 | От 11 до 20 | От 21 до 30 | Свыше 30 | На рабочих постах | На производственных участках | ||
Диагностические | ; | |||||||
ТО | ; | |||||||
Смазочные | ; | |||||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | ; | |||||||
Ремонт и регулировка тормозов | ; | |||||||
Электротехнические | ||||||||
По приборам системы питания | ||||||||
Аккумуляторные | ||||||||
Шиномонтажные | ||||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | ||||||||
Кузовные и арматурные | ; | |||||||
Окрасочные | ; | ; | ||||||
Обойные | ; | |||||||
Слесарно-механические | ; | ; | ||||||
Уборочно-моечные | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Противо коррозионные | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Для выбора распределения объема работ, проектируемой СТО предварительно число рабочих постов можно определить по следующей формуле Х = Т*ц*Кп/Драб.г*Тсм*С*Рп*зп, (10)
где Т — общий годовой объем работ СТО, чел-ч;
ц — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на СТО,
ц = 1,15;
Кп — доля постовых работ в общем объеме (0,75…0,85);
Драб.г — число рабочих дней в году;
Тсм — продолжительность смены, ч;
С — число смен;
Рп — среднее число рабочих одновременно работающих на посту,
Рп = 0,9…1,1
зп — коэффициент использования рабочего времени поста, Лп = 0,9.
Х = 22 632*1,15*0,75/300*8*2*1*0,9 = 4,5
Принимаем число рабочих постов равное 5.
Используя данные таблицы 4 (колонка до 5 постов), производим распределение годового объема работ ТО и ТР проектируемой СТО по видам и месту выполнения, значения представлены в таблице 5.
Таблица 5 — Распределение годового объема работ ТО и ТР по видам и месту выполнения
Вид работ | Распределение объема работ ТО и ТР по видам | Распределение объема работ ТО и ТР по месту выполнения | |||||
На рабочих постах | На производственных участках | ||||||
% | чел-ч | % | чел-ч | % | чел-ч | ||
Диагностические | ; | ; | |||||
ТО, смазочные | ; | ; | |||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | ; | ; | |||||
Ремонт и регулировка тормозов | ; | ; | |||||
Электротехнические | |||||||
По приборам системы питания | |||||||
Аккумуляторные | |||||||
Шиномонтажные | |||||||
Ремонт, узлов и агрегатов | |||||||
Итого | ; | ; | |||||
1.5 Расчет численности рабочих Технологически необходимое число производственных рабочих и штатных рабочих, вычисляют по формуле Рт = Т/Фт, (11)
Рш = Т/Фш, (12)
где Т — годовой объем работ, чел-ч;
Фт и Фш — годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе и штатного рабочего, ч.
Рт = 21 600/2020 = 10,7
Рш = 21 600/1770 = 12,2
Для специальностей с вредными условиями труда установлены фонды Фт = 1780 ч и Фш = 1560 ч. Для всех других специальностей Фт = 2020 ч и Фш = 1770 ч.
Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО приведены в таблице 6.
Таблица 6 — Результаты расчета общей численности производственных рабочих СТО
Вид работ | Годовой объем работ, чел-ч | Рт | Рш | |||
расчетное | принятое | расчетное | принятое | |||
ТО-ТР | 10,7 | 12,2 | ||||
УМР | 0,2 | 0,2 | ||||
Приемка и выдача | 0,1 | 0,1 | ||||
Противокоррозионная обработка | 0,1 | 0,1 | ||||
Предпродажная подготовка | 0,1 | 0,2 | ||||
Итого | 11,3 | 12,8 | ||||
Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам и месту выполнения приведены в таблице 7.
Таблица 7 — Результаты расчета численности производственных рабочих ТО и ТР по видам работ и месту выполнения
Вид работ | Объем работ ТО и ТР выполняемый | Численность производственных рабочих | |||||||||
На рабочих постах | На производственных участках | На рабочих постах | На производственных участках | ||||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | ||||||||
чел-ч | чел-ч | расч | прин | расч | прин | расч | прин | расч | прин | ||
диагностические | ; | 0,6 | 0,7 | ; | ; | ; | ; | ||||
ТО, смазочные | ; | 4,3 | 4,9 | ; | ; | ; | ; | ||||
Регулиров. по установке углов управляем. колес | ; | 1,2 | ; | ; | ; | ; | |||||
Ремонт и регулиров. тормозов | ; | 1,2 | ; | ; | ; | ; | |||||
Электротехнические | 0,4 | 0,5 | 0,1 | 0,1 | |||||||
По приборам системы питания | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0,2 | |||||||
Аккумуля торные | 0,01 | 0,01 | 0,1 | 0,1 | |||||||
Шиномон тажные | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 0,6 | |||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 0,9 | 0,9 | |||||||||
Итого | 8,8 | 10,2 | 1,8 | ||||||||
1.6 Расчет числа постов
Посты по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие и вспомогательные.
Рабочие посты — это автомобиле-места, оснащенные соответствующим технологическим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль, поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида.
Число рабочих постов рассчитывается по формуле Х = Тп*ц/Драб.г*Тсм*С*Рп*зп, (13)
где Тп — годовой объем постовых работ, чел-ч;
ц — коэффициент неравномерности загрузки постов, ц = 1,15;
Драб.г — число рабочих дней в году;
Тсм — продолжительность смены, ч;
С — число смен;
Рп — среднее число рабочих одновременно работающих на посту,
Рп = 0,9…1,1
зп — коэффициент использования рабочего времени поста, Лп = 0,9.
Х = 18 080*1,15/300*8*2*1*0,9 = 4,8
Принимаем число рабочих постов равное 5.
Результаты расчета числа постов ТО и ТР по видам работ приведены в таблице 8.
Таблица 8 — Результаты расчета числа рабочих постов ТО и ТР по видам работ
Виды работ | Годовой объем работ, чел-ч | Число рабочих постов | ||
Расчетное | Принятое | |||
Диагностические | 0,4 | ; | ||
ТО, смазочные | 2,3 | |||
Регулировочные по установке углов управляемых колес | 0,6 | |||
Ремонт и регулировка тормозов | 0,6 | |||
Электротехнические | 0,2 | |||
По приборам системы питания | 0,2 | |||
Аккумуляторные | ; | |||
Шиномонтажные | 0,1 | |||
Ремонт узлов, систем и агрегатов | 0,5 | |||
Итого | 5,2 | |||
В результате анализа данных таблиц 5,7 и 8 установлено, что объемы работ и численность производственных рабочих явно не достаточны для организации отдельных участков по таким видам работ, как электротехнические, ремонт приборов системы питания, аккумуляторные и шиномонтажные. Их целесообразно выполнять на рабочих постах по ремонту или ТО и частично на участке по ремонту узлов, систем и агрегатов.
Диагностические работы предлагается проводить на посту по регулировке углов управляемых колес и по ремонту и регулировке тормозов.
В окончательном виде результаты предлагаемого перераспределения объемов работ ТО и ТР, расчета численности производственных рабочих и рабочих постов даны в таблице 9.
Таблица 9 — Принятый вариант распределения объемов работ ТО и ТР по видам и месту выполнения, расчет численности производственных рабочих и рабочих постов
Виды работ | Распределение объемов работ ТО и ТР по видам | Распределение объемов работ по ТО и ТР по месту выполнения | Численность производственных рабочих | Число рабочих постов | |||||||||||||
на рабочих постах | на производственных участках | на рабочих постах | на производственных участках | расч | прин | ||||||||||||
Рт | Рш | Рт | Рш | ||||||||||||||
% | чел-ч | % | чел-ч | % | чел-ч | расч | прин | расч | прин | расч | прин | расч | прин | ||||
ТО, смазочные | ; | ; | 4,3 | 4,9 | ; | ; | ; | ; | 2,3 | ||||||||
Регулировочные по установке углов управляемых колес, диагностические | ; | ; | 1,4 | 1,6 | ; | ; | ; | ; | 0,8 | ||||||||
Ремонт и регулировка тормозов, диагностические | ; | ; | 1,4 | 1,6 | ; | ; | ; | ; | 0,8 | ||||||||
Ремонт узлов, систем и агрегатов, электротехнические, по приборам системы питания, аккумуляторные, шиномонтажные | 1,8 | 1,9 | 2,2 | 0,9 | |||||||||||||
Итого | ; | ; | 8,9 | 10,1 | 1,9 | 2,2 | 4,8 | ||||||||||
Результаты расчета общего числа рабочих постов приводиться по форме таблицы 10.
Таблица 10 — Распределение рабочих постов по видам воздействий
Общее число рабочих постов | Число постов по видам воздействий | ||||
ТО, смазочные | Регулировочные по установке углов управляемых колес, диагностические | Ремонт и регулировка тормозов, диагностические | Ремонт узлов, систем и агрегатов, электротехнические, по приборам системы питания, аккумуляторные, шиномонтажные | ||
1.7 Расчет числа автомобиле-мест ожидания и хранения
В зависимости от конкретных условий могут быть запроектированы автомобиле-места ожидания и хранения, размещаемые как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Автомобиле-места ожидания — это места, занимаемые автомобилями, ожидающими постановки их на посты ТО и ТР. При необходимости автомобиле-места ожидания могут использоваться для выполнения определенных видов работ технического обслуживания и текущего ремонта. Поэтому расстояния на этих автомобиле-местах между автомобилями, между автомобилями и элементами зданий должны быть такие же, как и для рабочих постов.
Количество автомобиле-мест ожидания постановки автомобиля на посты ТО и ТР определяется из расчета 0,5 автомобиле-места на один рабочий пост.
Автомобиле-места хранения предусматриваются для готовых к выдаче автомобилей.
Число автомобиле-мест для готовых к выдаче автомобилей рассчитывается по формуле Хгот = Nс*Тпр/Тв, (14)
где Nc — суточное число заездов;
Тпр — среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу («4ч.);
Тв — продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Хгот = 2,1*4/ 8 = 1,1 формуле
Число автомобиле-мест на открытой стоянке магазина рассчитываем по формуле Хотк = Nп*Дз/Драб.м (15)
где Дз — число дней запаса (от 10 до 20);
Драб.м — число рабочих дней магазина.
Хотк = 80*1/300 = 0,3
Принимаем число автомобиле-мест на открытой стоянке 1.
Суточное число заездов рассчитываем по формуле
Nс = Nсто*d/Драб.г (15)
Nс = 400*1,6/300 = 2,1
Для данной станции применяем число автомобиле-мест равное 1.
1.8 Определение общего количества постов и автомобиле — мест проектируемой станции технического обслуживания
Общее количество постов — 5;
Автомобиле-мест — 1.
1.9 Определение состава и площадей помещений
Состав и площади помещений определяются размером СТО и видами выполняемых работ. На данном этапе площади рассчитываются ориентировочно по укрупненным удельным показателям. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения СТО, площади помещений уточняются.
Площади СТО по своему функциональному назначению подразделяются на:
— производственные (зоны постовых работ, производственные участки);
— складские;
— технические помещения (компрессорная, трансформаторная, электрощитовая, водомерный узел, тепловой пункт, насосная и т. п.);
— административно-бытовые (офисные помещения, гардероб, туалеты, душевые и т. д.)
— помещения для обслуживания клиентов (клиентская, бар, кафе), помещения для продажи запчастей и автопринадлежностей;
— помещения для продажи автомобилей (салон-выставка продаваемых автомобилей, зоны хранения и др.).
Производственная площадь, занимаемая рабочими и вспомогательными постами, автомобиле-местами ожидания и хранения в м2 определяется по следующей формуле
F = fa*X*Kп, (16)
где fa — площадь, занимаемая автомобилем в плане (по габаритным размерам), м2;
Х — число постов;
Кп — коэффициент плотности расстановки постов.
Длина автомобиля ЗИЛ — 130 составляет 6,675 м, ширина — 2,5 м.
fa = 6,675*2,5 = 16,7 (м2)
F = 16,7*5*6 = 501 (м2)
Коэффициент Кп представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Значение Кп зависит в основном от расположения постов. При одностороннем расположении постов Кп = 6.
Ориентировочно площадь производственных участков можно определить по количеству работающих, м2
Fуч = f1+f2(Pт-1), (17)
где f1 — площадь на первого работающего, м2;
f2 — площадь на каждого последующего, м2;
Рт — число технологически необходимых рабочих в наиболее загруженную смену.
Fуч = 100,2+100,2(2 — 1) = 200,4 (м2)
Исходя из имеющего опыта проектирования СТО площадь технических помещений может быть принята из расчета от 5 до 10 процентов, а складских от 1 до 10 процентов от площади производственных помещений.
Площадь административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера станции и составляет: для офисных помещений от 6 до 8 м², для бытовых — от 2 до 4 м².
Площадь технических помещений
200,4*0,07 = 14 (м2)
Площадь складских помещений
200,4*0,05 = 10 (м2)
Площадь административно-бытовых помещений на одного работающего зависит от размера СТО и примерно составляет: для офисных помещений от 6 до 8 м², для бытовых — от 2 до 4 м².
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы был произведен технологический расчет станции технического обслуживания автомобилей. После анализа данных полученных из технологического расчета рекомендуется практическое применение материалов работы. Из-за рациональности данного проекта.
Список сокращений и обозначений ТО — техническое обслуживание ТР — технический ремонт ЕО — ежедневное обслуживание СО — сезонное обслуживание СТО — станция технического обслуживания Расч — расчетное Прин — принятое ТО — 1 — первое техническое обслуживание ТО — 2 — второе технологическое обслуживание Список литературы
1. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/В.МВласов, СВ. Жанказиев, СМ. Круглое и др.; Под редакция В.М. Власова-2-е издание, стер.-М.; Издательский центр «Академия», 2004.-480с.
2. Методические рекомендации по организации выполнения курсовой работы по теме: «Технологический расчет и планировка станций технического обслуживания автомобилей» по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей» для специальности 190 604-техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта/ Беляков СЮ. ПТК НовГУ.200б.-39с.