Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Институциональная реформа как важнейший фактор развития народного хозяйства: На примере Китая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается сущности реформы, то в экономической науке под ними в экономике понимаются радикальные, прогрессивные преображения народного хояйства и его элементов, в ходе которых изменяются в лучшую сторону структура, формы хозяйствования, организации и управления, собственности, нормативно-законодательные формы, экономические отношения и т. д. Реформы в экономике связаны с качественным… Читать ещё >

Содержание

  • Список таблиц и рисунков в тексте

Институциональная реформа как важнейший фактор развития народного хозяйства: На примере Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глава 1. Народное хозяйство Китая: необходимость реформ и китайская экономическая модель.

1.1. Причины и необходимость реформ—————————————18.

1.2. Теоретическая база экономического развития——————————-24.

1.3. Китайская экономическая модель————————————————33.

1.4. Полигика открытости————————————————-44.

Выводы по первой главе———————————————————————-49.

Глава 2. Институционально-экономическая реформа в Китае в 1978;2002гг.

2.1. Цель, сущность и этапы реформы————————————————-51.

2.2. Институциональная реформа экономической системы————————68.

2.3. Макроэкономические эффекты и некоторые проблемы реформ————-81.

Выводы по второй главе—————————————————————-92.

Глава 3. Региональная экономика Сянгана в контексте реализации теории и одно государство-два строя" .

3.1. Теория «одно государство-два строя» ——————————-94.

3.2. Место и роль Сянгана в народном хозяйстве Китая————-102.

3.3. Новейшие тенденции в развитии Сянгана————————-123.

Выводы по третьей главе———————————————————131.

Заключение

—————————————————————————133.

Список использованной литературы——————————————139.

Приложения——————————————————————-150.

СПИСОК ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ В ТЕКСТЕ.

Рис. 1. Авторская классификация общественных институтов——————————12 J.

Рис. 2. Авторское определение институциональной реформы и ее видов——-14.

Рис. 3. Темпы роста ВВП и основных отраслей Китая——————————————-19.

Табл. 1. Среднегодовые темпы прироста населения и ВВП Китая в сравнении с некоторыми странами мира, %———————————————————————————-22.

Табл. 2. Показатели экономического роста Китая————————————————27.

Табл. 3. Динамика валового внутреннего продукта Китая————————————36.

Табл. 4. Норма накопления и темпы прироста ВВП Китая по пятилеткам,.

———————————————————————————————————————————————40.

Табл. 5. Основные макропоказатели Китая в 2002 г.———————————————-41.

Табл. 6. Динамика ВВП некоторых стран мира——————————————————68.

Табл. 7. Изменения отраслевой структуры занятости в Китае и мировой экономике, % от ЭАН——————————————————————————————————-71 s.

Табл. 8. Рост количества волостно-поселковых предприятий, тыс. единиц————————————————————————————————————————————72.

Табл. 9. Рост занятых на волостно-поселковых предприятиях, млн. человек———————————————————————————————————————————-72.

Табл. 10. Снижение рентабельности промышленных предприятий, находящихся на самостоятельном балансе—————————————————————-78.

Табл. 11. Рост убыточности——————————————————————————————-78.

Табл. 12. Ранжирование стран по общему объему ВВП в 1950 г., 2000 г. и.

2015 г.————————————————————————————————————————————82.

Табл. 13. Доля стран и территорий с большим удельным весом хуаняо в торговле КНР——————————————————————————————————————-106.

Табл. 14. Темпы роста высшей торговли КНР по регионам——————————107.

Табл. 15. Инвестиции в КНР по соглашениям из различных стран и регионов.

1996;1999 гг.)—————————————————————————————————————109.

Табл. 16. Крупнейшие в мире экспортеры товаров и услуг (2000 г.)—————122.

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ.

Приложение1 Основные макроэкономическме показатели КНР Приложение2 Динамика важнейших макропоказателей развития КНР ПриложениеЗ Динамика и посекторная структура численности промышленных предприятий, 1985;1995 Приложение4 Структура роста производства ВВП Китая Приложение5 Китай: Рост денежных агрегатов Приложениеб Китай: Рост кредитных ресурсов Приложение? Китай: Рост инвестиций в основные фонды, млрд.ю. Приложение8 Распределение населения, производства ВВП, промышленности, инвестиций по регионам КНР в 2001 г. Приложение9 Китай: Общее распределение ВВП, % Приложение 10 Китай: Структура сельского общества по распределению.

Чистого дохода на 1 человека в год Приложение 11 Показатели центрального и местных бюджетов Китая. Приложение 12 Импорт товаров и услуг (% от ВВП) Приложение 13 Крупнейшие импортеры товаров и услуг в 2000 году Приложением Общий объем импорта и экспорта в Китае (1952;2002гг.) Приложение 15Производство некоторых видов продукции сельского хозяйства и промышленности в 1980;2002 гг.

Приложение^ Изменения в структуре производства ВВП в 1990;2020гг.(в %) ПриложениеПТемпы роста ВВП численности занятого населения Приложение^ Рост капиталовложений в основной капитал, потребления энергоносителей и их эффективность.

Приложение^ Прогноз экономических показателей на 2010;2020 гг.

Актуальность темы

исследования обусловлена, в первую очередь, беспрецедентно высокими темпами экономического роста экономики Китая в изучаемом нами периоде (1978;2002 гг.), глубокими структурными изменениями хозяйства страны на макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом уровнях, возрастанием значения Китая в мире, и той важнейшей ролью, которую сыграли (и играют) в отмеченных процессах институциональные реформы, осуществляемые с 1978 г.

Известный российский синолог М. JI. Титаренко объясняет огромный интерес мировой общественности и, особенно, научной общественности, к Китаю двумя обстоятельствами: во-первых, нарастающей глобализацией роли Китая-и во-вторых, впечатляющими социально-экономическими преобразованиями, вызывающими острые дискуссии и о сущности реформ и о будущем Китая. 87, с.9].

По мнению B. J1. Иноземцева, аналитики уделяют особое внимание Китаю по целому ряду причин, главными из которых являются: во-первых, история страны, ее размеры и доля в мировом населении — все эти факторы заставляют рассматривать масштабные хозяйственные и социальные перемены в КНР как процессы, непосредственным образом влияющие на мировую экономическую конъюнктуру и всемирный баланс политических силво — вторых, китайский опыт является уникальными, в — третьих, сложно не принять во внимание тот факт, что разрушительный кризис подвергший азиатскую модель жестоким испытаниям (в 90-х гг. XX в.), не внес существенных корректив в темпы и направление китайской экономики. [51].

Теоретическую основу реформ в Китае составили теории, разработанные выдающимся ученым — теоретиком и видным государственным деятелем Дэн Сяопином: теория социализма с китайской спецификой, теория социалистической рыночной экономики и теория «одно государство — два строя». Две последние из указанных теорий являются логическими компонентами теории социализма с китайской спецификой. [48,49].

В основу концепции и политики реформы народного хозяйства Китая положены принципы теории социализма с китайской спецификой, представляющей систему научных знаний о закономерностях и особенностях развития китайской цивилизации, общества и народного хозяйства.

Эти принципы: прагматический учет национальных интересов, ресурсов, условий и возможностей для последовательного воссоединения с КНР ее исторических частей (Тайваня, Сянгана и Аомыня), и превращения страны в могучую высокоразвитую державуучет всех национальных особенностей, традиций, менталитета и цивилизационных ресурсоввыдвижение реформ, в первую очередь институциональных, в качестве важнейшего фактора эффективного развития и функционирования народного хозяйстваприоритетность внимания государства к науке, интеллектуальному потенциалу, новым технологиям и технике, инновационному предпринимательствуширокое использование возможностей рыночного и планового механизмов (синтез плана и рынка) — использование возможностей глобализации для научно-технической модернизации народного хозяйствапривлечение масштабного притока иностранного капитала при одновременном росте внутренних накоплений капиталапостоянное повышение доходов и качества жизни населения странысохранение и укрепление политической роли КПК в китайском обществе и др.

Фактически в теории социализма с китайской спецификой Дэн Сяопина сформулирована китайская национальная идея, впитавшая в себя многовековые традиции китайской цивилизации. Не случайно, что на первом месте в теоретических разработках Дэн Сяопина — Родина, гордость за ее великое прошлое, впечатляющее настоящее и еще более великое и впечатляющее будущее.

Еще одна теория («одно государство — два строя») Дэн Сяопина является научным обоснованием мирного воссоединения с континентальным Китаем его исторических частей (Тайваня, Сянгана, Аомыня). Эта теория уже оправдала себя в случае с Сянганом и Аомынем. В перспективе по этому пути последует и Тайвань. Теорию «одно государство — два строя» можно кратко охарактеризовать так: социализм в континентальном Китае и капитализм (на период с 1997 г. по 2047 г.) в Сянгане и объединение вокруг Китая сил и ресурсов мощной мировой китайской диаспоры в интересах решения глобальных задач Пекина.

Реформы в Китае, с одной стороны имеют много общего (по форме) с типичными экономическими реформами (как они описываются в теории): это радикальное изменение (преобразование) экономики и управления народного хозяйства, его структуры и механизма функционирования, в процессе которого осуществляются институциональные преобразования.

Однако в китайских реформах можно увидеть и более глубокий причинный смысл и контекст — возможность с их помощью осуществить национальный проект, сделав мощное ускорение (прорыв) и к середине XXI — го века в число мировых лидеров научно-технического, инновационного, информационного и интеллектуального развития, используя некоторые благоприятные факторы как внешнего, так и внутреннего плана и осуществить грандиозные замыслы Дэн Сяопина).

Цель реформ руководством КНР не скрывается и заключается в строительстве мощного и современного государства. И для достижения этой цели ставятся две стратегические задачи: во-первых, осуществить перевод экономики от традиционной экстенсивной (затратной) к экономике современной, эффективной, основанной на знаниях, науке, новейших технологиях и техникево-вторых, качественно преобразовать существующую экономическую систему (в социалистическую рыночную систему). На выполнение этих грандиозных задач отводится 50 лет, в течение которых будет продолжаться и углублятся реформирование китайского народного хозяйства.

Реформы в Китае носят целенаправленный, интегральный и системно-комплексный характер, поскольку их объектом является народное хозяйство Китая, рассматриваемое как сложная, большая экономическая система. Сердцевину реформ составляет институциональные преобразования. (т.е. изменение общественных институтов).

В итоге осуществления реформ народное хозяйство Китая добилось значительного экономического, научно-технического, социального и культурного прогресса. ВВП Китая (в ценах и по ППС национальной валюты 2000 года) вырос с 680 млрд долл. в 1980 г. до 4965 млрд долл. в 2000 г. и по этому показателю КНР заняла второе место в мире (10,7% мирового совокупного ВВП). Среднегодовые темпы прироста ВВП составляли в1981 — 1990 гг. — 11,1%- в 1991 — 2000 г. — 9,8%. 70].

В 2000 г. на Китай приходилось 11% мирового промышленного (второе место после США) и 18% сельскохозяйственного (первое место в мире) производства. Бурно развиваются внешнеэкономические связи Китая.

Очень важно отметить тот факт, что в ходе реформ изменились не только роль и значение экономики Китая в мировой экономике, но происходит прогрессирующее улучшение качества жизни населения страны. Китай быстро улучшает свои позиции в мире, и по показателям человеческого развития Китая по принятой в ООН шкале составляет 0,626. Средняя продолжительность жизни в Китае составляет 70,8 лет. Китай полностью обеспечивает продовольствием свое население и является крупнейшим в мире его экспортером. Динамика среднедушевого ВВП (в ценах и по ППС 2000 г.) выглядит следующим образом: (в тыс. долл.) 1950 г. — 0,5- 1980 г. — 0,7- 2000 г. — 3,9 .

Следует иметь в виду, что Китай занимает первое место в мире по размерам своего населения (1282 млн. человек в 2000 г.), примерно 21% общемирового населения. Среднегодовые темпы прироста населения в 1949 — 1978 гг. составляли 1,7%- на этом уровне они держались вплоть до начала 90-х гг. В 1990 — 2000 гг. их удалось снизить до 1%. Понятно, что демографические проблемы отражаются на динамике роста подушевого ВВП, занятости и социальной защите населения. Тем не менее увеличение подушевого ВВП за изучаемый нами период (1978 — 2002 г.) более чем в четыре раза служит лучшим подтверждением социальной ориентированности реформ.

В этом, кстати, состоит и одно из главных отличий китайской экономической реформы от «реформ» в постсоциалистических странах Восточной Европы и стран бывшего СССР, где в 90-х гг. ХХ-го века имело место не только беспрецедентное сокращение объема ВВП, но и резкое ухудшение уровня и качества жизни большинства населения.

Тот факт, что институциональное реформирование превращается в Китае в важнейший фактор экономического развития страны подтверждается практикой 1978;2002 гг. В перспективе роль институционального реформирования несомненно возрастет, что и вызывает острую необходимость объективного анализа процесса реформ и выделение как положительных сторон этого процесса, так определенных его недостатков.

Объектом исследования является экономика (народное хозяйство) Китая. Аспектом исследования является выявление роли институциональных реформ в росте и развитии этой экономики (народного хозяйства). При этом упор делается на институционально-экономической реформе.

Диссертантка разработала собственную схему общественных институтов, которые могут быть сгруппированы в четыре класса: класс общественно-политических институтовкласс общественно-экономических институтов*- класс общественно-психологических институтов и класс иных институтов. В соответствии с этой классификацией институциональные реформы диссертантка подразделяет на институционально — политические, институционально — экономические, институциональнопсихологические и иные. В соответствии со специальностью, по которой подготовлена диссертация (08.00.14) основное внимание в ней уделено институционально — экономическим реформам в Китае.

Диссертантка определяет термин «институциональная реформа» следующим образом: «Институциональная реформа — прогрессивное, качественное изменение существующих политических, экономических, общественно-психологических и иных общественных институтов с целью повышения эффективности функционирования общества и экономики и обеспечения их роста и развития». Термин «институционапьно-эконмическая реформа» нами определяется так: «Институционально-эконмическая реформа — прогрессивное, качественное изменение существующих экономических институтов с целью повышения эффективности функционирования и развития народного хозяйства страны (и его элементы)» .

Хронологические рамки исследования — период 1978 — 2002 гг. В случае необходимости автор обращалась и к более ранним периодам.

Цель исследования — выявление и оценка роли институциональных реформ в росте и развитии экономики (народного хозяйства) Китая в 1978 -2002 гг. В соответствии с этой целью диссертантом поставлены следующие задачи: К числу обществснно-экономичсских институтов можно отнести: экономику (народное хозяйство) и сс (его) элементы (отрасли, комплексы, предприятия и т. д.), экономические системы, организации и структуры различного уровня. Экономическую и хозяйственную деятельность, рынок, факторы производства, собственность, ценообразование, конкуренцию, налоги, экспорт, импорт и т. д.

1.исследовать генезис и сущность институциональных реформ в экономике Китая;

2.выявить теоретическую базу реформ в Китае;

3.проанализировать особенности формирования концепции реформ и выявить связь этой концепции с теоретической базойохарактеризовать основные виды и особенности реформ, осуществлявшихся в 1978;2002 гг.;

5.выявить уровень и характер влияния реформ на экономическую систему страныб. оценить основные итоги реформ в изучаемый период;

7.охарактеризовать роль и место Сянгана в экономике КНР;

8.определить характер развития региональной экономики Сянгана после 1997 г. в контексте теории «одно государство — два строя» ;

9.разработать рекомендации и предложения по повышению эффективности институциональных реформ и повышению их воздействия на экономику Китая;

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются документы и решения всекитайских съездов народных представителей и КПК, а также труды китайских и российских ученых, занимающихся исследованием экономического развития Китая и анализом вопросов, связанных с экономической реформой.

Среди китайских ученых и специалистов выделяются: Ван Баолян, Ван Мэнкуй, Ван Хайбо, Ван Цзилинь, Ван Цзийцэн, Ван Шоугэн, Ван Цэнь, Ван Чжаодун, Гао Хуншэн, Ван Юанфан, Тан Миньорэн, Ли Хунцзян, Ма Хун, Лю Цзин, Сюй Минь, У Цзинлянь, У Хуанджан, Цзэн Пейлин, Лю Минли, Лю ида, Шэнь Ян, Чжан Сюцю, Чэй Джимай, Чэнь Го, Фан Лисюн, Ху Янган, Ян Шэньмин и ряд других.

Из российских синологов чрезвычайно полезным было знакомство с трудами А. Н. Анисимова, А. П. Бутенко, О. Н. Бороха, В. Г. Гельбраса, В. В. Карлусова, М. С. Карасевой, Л. И. Кондрашевой, В. В. Кузнецовой, С. А. Манежева, В. В. Михеева, П. М. Мозиаса, И. Н. Наумова, М. А. Поталова, М. Л. Титаренко и др. Исключительный интерес представляют также труды российских ученых, анализирующих мировые экономические проблемы и тенденции. Здесь следует назвать имена известных ученых, А. С. Булатова, Н. П. Гусакова, Н. П. Гуровой, Н. А. Зотовой, B.JI. Иноземцева, А. П. Киреева, Н. П. Колесова, В. К. Ломакина, Н. С. Мироненко, А. Т. Мовсесяна, С. Б. Огнивпева, М.Н.ОсьмовойДС.С. Тарасова, И. Г. Шилина и других.

Автор сочла полезным познакомится с трудами зарубежных авторов западных стран и, в первую очередь, принадлежащих к институционализму (Т.Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Кларк, А. Берли, Г. Минз) и неоинституционализму (Дж. Бьюкенен, Дж. Гэлбрейт, Р.КоузДж. Норт, Р. Хейлбронер, Дж. Ходжсон и др).

Следует отметить одно важное, по нашему мнению, обстоятельство. В китайской экономической науке при объяснении происходящих с 1978 года в стране трансформаций используется термин «реформа» (или «экономическая реформа»). Это нашло свое отражение и в названиях работ китайских экономистов (Реформа и развитие китайской экономики в 80-х гг. / Лю Гогуан и др. — Пекин., 1991 г.- Современная китайская экономическая реформа. Стратегия и реализация. / У Цзинлинь. — Пекин., 1990 г., и др.). В российской экономической литературе также обычно используются эти два термина.

При этом, однако, на наш взгляд, возникает известная неопределенность, поскольку термин «реформа» может пониматься и как родовое понятие, включающее ряд видовых понятий (экономическая реформа и другие какие-либо реформы), а может быть лапидарным сокращением термина «экономическая реформа», чтобы избежать постоянного упоминания одного и того же слова в конкретном контексте.

В своей диссертации мною используются термины «институциональная реформа» и «институционально-экономическая реформа». По нашему мнению, использование предлагаемых нами новых терминов более точно отражает суть отображаемых ими китайских процессов.

Что касается сущности реформы, то в экономической науке под ними в экономике понимаются радикальные, прогрессивные преображения народного хояйства и его элементов, в ходе которых изменяются в лучшую сторону структура, формы хозяйствования, организации и управления, собственности, нормативно-законодательные формы, экономические отношения и т. д. Реформы в экономике связаны с качественным изменением производства, организации, системе ведения хозяйства, управления экономикой, путях и способах осуществления экономической политики. Экономическая реформа проводится в условиях, когда выявляется низкая эффективность экономической системы, возникают экономические кризисы, экономика плохо, недостаточно удовлетворяет потребностям людей, страна отстает в своем развитии от других стран" [56, с. 260−261].

На наш взгляд, реформа и экономическая реформа связаны не только с указанными выше процессами и изменениями, но и с изменениями определяющих их институтов, с обязательной их институционализацией. Институты (общественные институты) мы классифицируем по функциональному критерию, как показано нами на рис. 1:

Рис. 1 .Авторская классификация общественных институтов.

К числу общественно-политических институтов относятся государство (в целом и в виде составляющих его органов, организаций, учреждений и т. д.), политические партии, движения, организации, профсоюзы и другие легальные организационные структуры и системы политического характера. К числу общественно-экономических институтов мы относим хозяйствующие субъекты, организации, системы, структуры и т. д., всех иерархических уровней и сложности от микроэкономического уровня до мегаэкономического (т.е. глобального, мирового) — экономические, организационные и управленческие отношения между ними и между нами и потребителямиэкономические категории (собственность, цена, налоги, кредит, прибыль, производство, торговля и т. д.) и ряд других. К общественно-психологическим институтам относятся мотивы поведения, способы мышления, этика, мораль, традиции, обычаи, возможно — конфессии и культы и др. Наконец, к числу иных общественных институтов мы отнесем те виды институтов, которые не вошли в три выше названные виды.

По нашему мнению, использование в практике Китая таких понятий как «институциональная реформа», «институционально-экономическая реформа», «институционально-политическая реформа», «институционально-психологическая», и ряда других будет способствовать не только модернизации терминологии политической науки, но и более четкой идентификации объектов, субъектов, процессов и характеристик, происходящих в Китае реформ.

Статистическо-информационные материалы автор преимущественно черпала из трудов китайских и российских авторов (преимущественно из монографий и коллективных работ), а также их официальных изданий КНР и международных организаций системы ООН. В ряде случаев очень полезными оказались оперативные данные материалов Интернета.

Основные научные результаты, полученные лично диссертанткой и являющиеся элементами научной новизны, состоит в следующем:

1. В диссертации разработан и использован для анализа роли институциональной реформы в росте и развитии экономики Китая новый методологический подход, который ранее не применялся ни китайскими, ни зарубежными исследователями.

Этот подход базируется на принципах двух теорий Дэн Сяопина, а именно принципах теории социалистической рыночной экономики и теории «одно государство — два строя», позволяя осуществлять сравнительно-сопоставительное изучение закономерностей и особенностей развития экономики Китая после вхождения Сянгана (в 1997 г.) в КНР и вырабатывать конкретную политику по последовательной конвергенции региональной экономики Сянгана в ходе.

Институциональная реформа Прогрессивное, качественное изменение существующих политических, экономических, общественно-психологических и иных институтов с целью повышения эффективности функционирования общества и экономики и обеспечения их роста и развития.

Институциональнопсихологическая реформа Прогрессивное, качественное изменение общественно-психологических институтов с целью обеспечения их надлежащего функционирования и развития в соответствии с целями и задачами общества и государства.

Иные институциональные реформы Прогрессивное, качественное изменение иных общественных институтов в целях обеспечения развития и безопасности.

Институализация.

1. Учреждение каких-либо новых общественных институтов 2. Правовое и организационное закрепление тех или иных общественных отношений.

Рис. 2. Авторское определение институциональных реформ и ее видов конкурентного соревнования социалистических и капиталистических принципов и методов хозяйствования.

Поскольку региональная экономика Сянгана проюводитзначительную часть ВВП Китая, а роль Сянгана в международных финансовых и торговых отношениях еще более значительна, то понятно, что развитие экономики Китая (во всяком случае до указанной даты — 2047 г.) следует рассматривать в известной мере в контексте диалектического принципа единства и борьбы противоположностей (социализма и капитализма) и конвергенции последнего в китайскую модель социалистической рыночной экономики. По этой же причине экономике Сянгана в работе посвящена целая глава;

2.В работе осуществлена классификаг^ия институциональных реформ по их сущностно — функциональному признаку;

3.Вводятся в научный оборот новые термины и понятия («институционально-экономическая реформа», «институционально-политическая реформа», «институционально-социальная реформа», и «институциональнопсихологическая реформа») и уточняется термин «институциональная реформа» ;

4. Выявлены место и роль институциональных реформ в теориях: социализма с китайской спецификойсоциалистической рыночной экономики и «одно государство — два строя». Институционально-экономическая реформа в теории социалистической рыночной экономики концептуально (т.е. в контексте перевода положений этой теории в удобную для использования форму) описывается (осмысливается) как инструмент укрепления социалистических принципов хозяйствования и управления, роли государства и контроля со стороны КПКв рамках теории «одно государство — два строя» реформа призвана постепенно (эволюционно) способствовать распаду капиталистической составляющей и конвергенции ее в социалистическую рыночную экономику. Поскольку теория социализма с китайской спецификой является более высокой иерархической формой, интеграцией двух вышеназванных теорий, то в ней роль реформ определена как инструмента перехода народного хозяйства Китая в новое состояние — от традиционной экономики к интенсивно — инновационной современной;

5.осуществлен трехуровневый анализ реформ в Китае в период 1978 — 2002 гг. и выявлены их результаты. Эти уровни: макроэкономический (в рамках народного хозяйства и его развития в целом) — мезоэкономический (на примере региональной экономики Сянгана, а также таких отраслей как сельское хозяйство, промышленность и внешнеэкономический сектор) — микроэкономический (на примере предприятий сельскохозяйственной и промышленной отраслей народного хозяйства);

6.выявлены характер и особенности осуществления «скрытой» институциональной реформы в Сянгане и основные противоречия в этой области;

7. охарактеризованы новейшие тенденции в развитии региональной экономики Сянгана и повышение ее роли в международных экономических отношениях Китая;

8.отмечена системообразующая роль китайских транснациональных корпораций в создании глобальной производственно-сбытовой сети и в интеграционных процессах с участием КНР.

Апробация диссертации Основные положения диссертационного исследования были опубликованы в четырех работах автора.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1 .Чжан Сяомин Тенденции, проблемы и перспективы институциональных реформ в КНР-20 с. Деп. в ИНИОН РАН № 58 535,09.02.04.

2. Чжан Сяомин Генезис и совремменое состояние частного сектора в КНР -17 с. Деп. в ИНИОН РАН № 57 014,18.02.02.

3. Чжан Сяомин Часное предпринимательство с иностранном участием в Китае-21 с. Деп. в ИНИОН РАН № 58 365, 19.11.03.

4.Чжан Сяомин Новейшие тенденции в развитии Сянгана // III Международная научно-практическая конференция «Страны СНГ в условиях глобализации» .-М. РУДН, 2004 г. — 0,2 п.л.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения ее положений и выводов китайскими исполнительными и законодательными властями при разработке более эффективной политики и стратегии институциональных реформ в экономической сфере, а руководителями предприятий всех уровней — в своей повседневной работе по организации производства и управления им. Практическую пользу могут иметь и рекомендации автора. Наконец, выводы и материалы диссертации могут быть использованы в учебно-преподавательском процессе в университетах и других вузах как Китая, так и России.

Выводы по третьей главе.

1. Власти Китая проводят умелую политику по «мягкой» реализации в Сянгане экономических и институциональных реформ в рамках формулы «одно государство — две системы». С одной стороны Пекину удалось поставить под свой контроль до 40% предприятий, имеющихся в Сянгане (многие и них государственные). С другой, в соответствии с формулой «Сянганом управляют сянганцы» установлены прочные экономические и иные связи с местной финансовой и промышленной элитой. Следует отметить, что решающую поддержку в деле возвращения Китаю Сянгана оказала в 90-е гг. именно крупная сянганская деловая элита, представленная главным образом, руководством многих международных концернов и инвестиционных групп;

2. Чтобы усилить свои позиции китайские власти осуществляют в рамках реструктуризации передислокации части промышленных предприятий, принадлежащих сянганскому капиталу, в приморские районы Китая (в специальные экономические зоны). На настоящий момент около 1800 предприятий с государственным капиталом КНР разместились в Сянгане и были перерегистрированы там как сянганские. Кроме того, в Сянгане разместились без всякой регистрации по меньшей мере 14 тысяч мелких китайских предприятий и хозяйственных организаций;

3. Значительное место в главе занимает анализ нормативно-правовой базы функционирования местных промышленных компаний и предпринимательства.

Определенное внимание уделено и сложным аспектам взаимодействия Китая и Сянгана в рамках «двух систем» ;

4.Сянган, несмотря на свои скромные размеры (1 тыс. кв. км.) и население (6,3 млн. чел.) занимает в мировой экономике уникальное положение. Сянган известен во всем мире как одна из четырех ведущих золотых бирж мира. В Сянгане размещены тысячи региональных штаб-квартир крупнейших ТНК мира. Сянган является важнейшим элементов народного хозяйства Китая. Через Сянган временами осуществляется от трети до половины внешнеторговых операций Китая. Это своеобразные «ворота» в Китай и из Китая;

5. На Сянган приходится четверть ВВП Китая. Около 60% всех иностранных инвестиций, поступающих в Китай, идет из Сянгана. Основная их часть идет в экономику провинции Гуандун, где размещены основные СЭЗ в Китае. На предприятиях КНР работает свыше 100 тыс. сянганских менеджеров. Сянган воздействует на реформирование многих сегментов народного хозяйства КНР. Нельзя не сказать и о том, что золото — валютные запасы Сянгана составляют 111,7 млрд долл. (2002 г.);

6. Чрезвычайно важные функции выполняет Сянган в китайских международных экономических отношениях в качестве координирующего центра внешнеторговых операций мирового значенияодного из главнейших центров на глобальном и региональном уровняхрегионального, политического и финансового центра, «центра зарубежных китайцев — хуацяо», через который они осуществляют свои деловые операции. Через Сянган осуществляются и многие «деликатные» финансовые и торговые операции КНР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании проделанного в диссертации анализа автор делает следующие общие выводы:

1.в изучаемом нами периоде (1978;2002 гг.) экономика Китая характеризовалась высокими темпами экономического роста и глубокой трансформацией ее структуры. ВВП Китая, подсчитанный в ценах и по ППС 2000 г. увеличился в 2000 г. по сравнению с 1978 г. более чем в 7 раз;

2.в 1978;2002 гг. экономика Китая осуществила мощный рывок вперед, что доказывает своевременность и эффективность как самого процесса реформ, так и правильность избранного руководством страны стратегического курса ее развития.

Успех реформ объясняется действием комплекса объективных и субъективных факторов, важнейшими из которых автор считает следующие: руководство КПКналичие эффективной теории развития (теория социализма с китайской спецификой), разработанной Дэн Сяопиномнаучно обоснованная и построенная на базе этой теории долгосрочная концепция развития страны до 2050 годацеленаправленная реализация политики реформ и открытости с учетом передового мирового опытаналичие национальной идеи, воспринятой всей китайской нацией и объединяющей ееосознание нацией, что реформы проводятся в национальных интересах и дают положительный и зримый результат для народа (т.е. не носят характер обещаний, которые не выполняются) — мобилизация и эффективное использование как внутренних ресурсов и возможностей Китая, так и внешних экономических, финансовых, информационных, научно-технических и иных источников развитияКитай устоял от упорных попыток со стороны МВФ и Мирового банка навязать ему неолиберальную модель реформ и умело использует глобализацию и регионализацию своей экономики в качестве определенного источника своей научно-технической модернизациибольшую роль сыграло наличие мощной китайской диаспоры, активно включившейся в процесс реформ и ряд других.

3.особо следует подчеркнуть и тот факт, что Китай начал свою эпоху реформ во время и она совпадает с пятой мировой длинной волной (1980;2020 гг.), главной характеристикой которой является научно производственно информационная революция. Цзян Цзэмин в 1998 г. охарактеризовал вектор движения Китая к интеллектуальной экономике. В этом же направлении двигаются ведущие страны мира. Процесс реформирования в Китае создает реальные возможности и условия для постепенного складывания контуров интеллектуальной экономики в стране двадцать первого века.

4.особо важную роль в системе указанных факторов играет процесс институционального реформирования экономики Китая, начатый в 1978 г. Реформы проводятся не спонтанно и не в порядке конъюнктурных ответов на те или иные возникающие проблемы, а в процессе долгосрочного развития страны, т. е. планомерно и целенаправленно и в соответствии со стратегическими, научно обоснованными целями китайского общества долгосрочного и глобального характера. Можно утверждать, что институциональная реформа явилась важнейшим условием эффективного развития Китая в 1978;2002 гг.

5. главное и принципиальное в институциональном реформировании народного хозяйства Китая в 1978;2002 гг. состояло в том, что в качестве ключевого момента (звена) этого реформирования был выдвинут принцип разделения права присвоения (собственности) и права владения, распоряжения и пользования. В основе институционального реформирования в Китае положена не смена форм присвоения (собственности), а смена форм и механизма хозяйствования (экономических институтов) с целью формирования социалистической рыночной экономики. В реформировании промышленности главным инструментом стало акционирование и другие виды трансформации экономических институтов. В сельском хозяйстве также произошло радикальное изменение форм хозяйствования (экономических институтов), а земля как была, так и осталась в коллективной и государственной собственности.

6.институциональная реформа, осуществляемая в Китае во всех отраслях и сферах его народного хозяйства, является условием и фактором создания мощного и современного государства, необходимой предпосылкой для выполнения страной стратегических задач, стоящих перед ней;

7.в основу стратегии и политики реформ в Китае положены: теория социализма с китайской спецификой, и два ее частных случаятеория социалистической рыночной экономики и теория «одно государстводва строя».

При этом Китай осуществляя реформы, не стал кого-то копировать, создал полностью самостоятельную теорию и концепцию реформ;

8.хотя первой в экономической реформе стала аграрная реформа (что естественно, для страны, где основную массу населения составляли и составляют крестьяне), но реформирование осуществляется системно и по принципу приоритетности. В качестве таковых в 1978;2002 г. были выделены реформы, ценовая, рыночная, промышленная (при сохранении ключевых предприятий или имеющих особое значении для национальной безопасности), внешэкономическая, формирование инвестиционного климата, создание СЭов и ряд других;

9.в ходе реформирования государство сохранило за собой контроль над финансовой системой и банковской сферой страны. Реформирование в этой сфере проводится особо осторожно и продуманно;

Ю.ряд зарибежных специалистов доказывает, что путь реформ, выбраный Китаем парадоксален, поскольку, с одной стороны, имеет место ориентации на социалистический строй, а с другой — якобы переход к рыночной экономике. Но в действительности Китай с помощью реформ строит смешанную экономику, и при этом социально политический контроль находится в руках КПК;

11 .целенаправленно преобразуется государственная промышленность, которая и стала в итоге реформы локомотивом экономического и научно-технического подъёма КНР. Промышленность и обеспечивающая её уровень наука в настоящее время определяют экономическую мощь китайского государства. Руководство КНР осуществляет последовательное реформирование промышленности и её организационной структуры и форм собственности. При этот осуществляется акционирование госпредприятий, а не их бездумная приватизация;

12.в ходе реформы промышленности проводится упорядочивание структуры собственности в общенациональном масштабе, при сохранении и одновременном развитии всех форм и стимулировании справедливой конкуренции между ними-а также упорядочение структуры государственной экономики и повышение её контрольно-регулирующего потенциала в национальной экономике;

13-Одним из главных направлений реформирования крупных и средних предприятий стало их преобразование в крупнейшие транснациональные, межрегиональные, межотраслевые компании, способные конкурировать на внутренних и международных рынках с крупнейшим и ТНК развитых стран (США, Западной Европы, Японии). Происходит стремительная капитализация компаний КНР: (с 2 млрд долл. в 1991 г. до 581 мирд. долл. в 2000 г.);

14.в ходе реформирования 1978;2002гг. произошли серьезные сдвиги в отраслевой структуре ВВП Китая (соотношение между I.II.III. сферами народного хозяйства страны) — сократился и продолжает сокращаться удельный вес Iой сферы (сельское хозяйство), вырос удельный вес промышленности и строительства (II сфера), а также транспорта, связи торговли и других услуг (III сфера);

15.в ходе реформКитай был взят курс также на переход от закрытого общества к открытому в расчёте на прямые иностранные инвестиции, новые технологии, передовой менеджмент, и.т.д. Расчёт был на то, что растущий огромный внутренний рынок и благоприятный инвестиционный климат обеспечат нужный средств извне;

16.реформирование внешнеэкономической деятельности в Китае привело к резкому сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин. В изучаемый период Китай практический не пользовался таким инструментом протекционисткой зашиты как девальвация национальной валюты. Объём экспорта Китая вырос за последние 20 лет в 10 раз;

17.приток прямых иностранных инвестиций в Китай в 80−90-х гг. был стабильно высоким вырос (с 4 млрд долл. в 1980 г. до почти 70 млрд долл. в 2002 г., включая сюда и Сянган, в который поступили ПИИ на сумму 13,7 млрд долл.).Интересно то, что основная масса ПИИ, поступает в Китай от общин этнических китайцев — хуаг{Яо (из стран Юго-Восточной Азии, Тайвань и.др.);

18.роль государства в экономике сохранилась государственный сектор Китая производит до 60% всего произовдста товаров и услуг страны, т. е. сохраняет лидирующее положение-.

19.вмести с тем институциональные реформы способствовали образованию мощного частного сектора в экономике страны. После 1978 г. государство поддерживает многоукладность экономики поощряя конкуренцию между разными формами. Что касается сельского хозяйство, то три четверти занятых в нем работают в частном секторе;

20.спецификой современного экономического развития Китая является реальное воплощение разработанной Дэн Сяопином теории и концепции «одно государство — два строя». В соответствии с ними в Сянгане (Гонконге) сохраняется в течение 50-летнего периода (1997;2047 гг.) капитализма, тогда как в континентальной части страны осуществляется строительство социалистической рыночной экономики. Можно предположить, что фактически в Сянгане в течение указанного срока будет осуществляться постепенно конвергенция (трансформация) капиталистической рыночной экономики в смешанную экономику (с преобладанием государственной формы);

21. в то же время быстрое изменение структуры ВВП макроэкономические институциональные преобразования могут столкнуться в Китае в перспективе с обострением демографических, ресурсно-сырьевых, энергетических, экологических и некоторых иных трудностей, что требует особой осторожности и взвешенности в дальнейшем реформировании отраслевой структуры производства ВВП, экономической и социальной сфер страны;

22.реформа научной сферы и создание сети технололисов сопровождается ростом финансирования науки со стороны государства. В программе развития науки в КНР до 2020 г. перед научными учреждениями ставится задача уже к 2010 году повысить вклад науки и техники в экономический рост = до 60−65%;

23.в годы реформ 1978;2002 гг. важным элементом политики открытости Китая стало масштабное привлечение иностранных инвестиций (прежде всего ПИИ) и формирование благоприятного инвестиционного климата. В значительной мере успешное развитие этих процессов связано с ростом экономического и финансового могущества китайской диаспоры. Институциональные реформы в области китайских международных экономических отношений в решающей степени связаны с курсом Пекина на всемерное использование возможностей диаспоры и их интеграцию в дело строительства социалистической рыночной экономики;

24. одним из прямых следствий институциональной реформы стало появление на мировой арене китайских ТНК. В Китае в конце 90-х гг. было зарегистрировано 900 крупных и крупнейших компаний типа ТНК, имевших свыше. 4,6 тыс. филиалов в 130 странах мира. Их манера делать бизнес теперь служит примером реструктурирования национальноориентированных государственных предприятий, во многом зависящих от государственных субсидий. По замыслу руководства КНР эти мощного торгово-промышленные конгломераты призваны служить своего рода «окном во внешний мир «, в основном через Сянган, Пекин и Шанхай.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гонконг (Сянган). Справочные сведения. М. Часть 1,1993 .Части II, 1995
  2. Документы 13-го Всекитайского Съезда КПК, 1987. Пекин, 1988.
  3. Документы 14-го Всекитайского Съезда КПК, 1992. Пекин, 1993.
  4. Документы 15-го Всекитайского Съезда КПК, 1997. -Пекин, 1998.
  5. Документы 16-го Всекитайского Съезда КПК, 2002. -Пекин, 2003.
  6. Ежегодник по внешнеэкономическим связям и внешней торговле Китая — 1998, -Пекин, 1999.
  7. Ежегодник по внешнеэкономическим связям и внешней торговле Китая 1999, -Пекин, 2000.
  8. Ежегодник по внешнеэкономическим связям и внешней торговле Китая — 2000, -Пекин, 2001.
  9. Ежегодник по внешнеэкономическим связям и внешней торговле Китая — 2001, -Пекин, 2002.
  10. Ежегодник по внешнеэкономическим связям и внешней торговле Китая — 2002, -Пекин, 2003.
  11. Как влажить капитал в Китай.- Пекин: Синьсин, 1998.
  12. Китай 1995., Пекин: Синьсин., 1996.
  13. Китай 1996., Пекин: Синьсин., 1997.
  14. Китай 1997.,-Пекин: Синьсин., 1998.
  15. Китай 1998., Пекин: Синьсин., 1999.
  16. Китай 1999., Пекин: Синьсин., 2000.
  17. Китай 2000., Пекин: Синьсин., 2001.
  18. Китай 2001., Пекин: Синьсин., 2002.
  19. Китай 2002., Пекин: Синьсин., 2003.
  20. Китайская Народная республика: политика, экономика, культура РАН. Институт Дальнего Востока. М., 2003.
  21. Китай:факты и цифры, 1996., Пекин: Синьсин, 1997.
  22. Китай:факты и цифры, 1997., Пекин: Синьсин, 1998.
  23. Китай:факты и цифры, 1998., Пекин: Синьсин, 1999
  24. Китай:факты и цифры, 1999., Пекин: Синьсин, 2000
  25. Китай:факты и цифры, 2000., Пекин: Синьсин, 2001.
  26. Китай:факты и цифры, 2001., Пекин: Синьсин, 2002.
  27. Конституция Китая. Пекин, 1996.2. Книги на русскому языке.
  28. Е.С., Воронкова О. Н., Гаврилко Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону, 2001.
  29. Актуальные проблемы экономики КНР. Отв.ред. Портяков В. Я. -М., 1999
  30. JI.E. Мировая экономика. М., 2001.
  31. О.Н. Современная китайская экономическая мысль.-М., 1998
  32. А.П. Рыночная экономика и рыночный социализм в свете опыта СССР, России и Китая. М., 1996
  33. JI.C., Лапина З. Г., Мелинсетов А. В., Писарев А. А. История Китая. -М., 1998
  34. Восток-Запад-Россия:Сб. статей -М., 2002.
  35. Великие мыслители Востока. Под ред. МакГрилла А. М., 1998.
  36. А.Г., Широков Г. К. Глобализация : Начала, тенденции, перспективы. -М., 2002.
  37. Г. А. Экономическая реформа в Китае: революция и реальные плоды. -М&bdquo- 1997
  38. Г. Китайская Народная Республика — экономической реформе 20 лет // Год планеты. М. 1998.-е. 560−564.
  39. Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М., 1996.
  40. Глобализация экономики Китая. Под ред. В. В. Михеева. М., 2003.
  41. Л. Сянган на переходе: политико-правовые проблемы. Проблемы Дальнего Востока,№ 4,1994.
  42. Л. М., Кокарев К. А. Гонконг особая автономия Китая -Москва 1999 г.
  43. Деловой Китай: экономика и связи с Россией в 1999—2001 гг. Гл. ред. Ванчадзе Г. М.-М., 200 244. Гурова Н. П. Мировая экономика и международные экономические отношения. -М., 2003.
  44. JI. Китай ускоряет переход к рынку. // Год планеты. М., 1997.
  45. Э., Домненко Б. Экономика. М., 1994.
  46. Я. С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. -Минск, 2000.
  47. Дэниеле Джон Д., Радеба Ли X., Международный бизнес. -М., 1994.
  48. Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая М., 1988.
  49. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. — М., 1997.
  50. В.Л. Пределы «Догоняющего» развития М., 2000
  51. Капитализм на Востоке во второй половине XX в. Отв. ред. Растянников В. Г., -М., 1998.
  52. А.П. Международная экономика-М., 1998.
  53. П. Экономическая теория долгосрочного развития. -М., 1989.
  54. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.
  55. В.П. Гасударственный сектор экономики развивающихся стран -М., 1997.
  56. Краткий экономический словарь Под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2002.
  57. В.В., Привлечение иностранных инвестиций в КНР //РЖ «Китаеведение». 1998., № 157.
  58. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М. Н. и Киселевой Е. А. Килев, 1998.
  59. В.П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология, -М, 1998.
  60. Латинская Америка: Экономика и экология природопользования. Под ред. Тарасова К. С. М., 1993.
  61. П.Х., Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.
  62. Ли Цзи Шен, Казаринова О. В. Экономические реформы в Китае. -М., 2002.
  63. Ли Теин, Теория и практика экономических реформ в КНР -М, 2000.
  64. Ловушки либерализации (Китай и ВТО), М.:Институт Дальнего Востока РАН, 2001.
  65. Ло Фан Развитие международного управления экономическим сотрудничеством Дальнего Востока РФ и СВК // Автореферат дис. к.э.н, — М. 1995.
  66. С.А. Иностранный капитал в экономике КНР. М. 1990.
  67. В.М. Проблемы стратегии экономического развития России в условиях глобализации.- М., 2003
  68. Мир на рубеже тысячелетий: прогноз развития мировой экономики до 2015 г. -М., 2001.
  69. Мировая экономика: Глобальные тенденции за 100 лет. Под ред. Королева И. С. -М., 2003.
  70. Мировая экономика: тенденции 90-х годов. М., 1999.
  71. Мировая экономика. Под ред. Ломакина В. К. М., 1995.
  72. Мировая экономика. Под ред. Булатова А. С. М., 2003.
  73. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В. П., Осьмовой М. Н. М., 2002.
  74. А.Г., Огнивиев С. Б. Мировая экономика. М., 2001.
  75. И.Н. Проблемы формирования и подъема уровне жизни населения КНР. -М., 1993.
  76. Новая постиндустриальная волна на Западе. Под ред. Фаминсконо И. П. -М., 1990.
  77. Д. Институты, институциональные изменения и фуекционирование экономики. М., 1997.
  78. Перспективы сотрудничества Китая, России и других стран Северо-Восточной Азии в конце ХХ-начале XXI века. -М., 1997.
  79. М. Воссоединение Китая и Гонконга: экономический фактор.//Проблемы Дальнего Востока, 1996,№ 6
  80. Правила рынка. Под ред. Щетинина В. Д. М., 1994.
  81. Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI века. М., 1996.
  82. Распад мировой долларовой системы: ближайшие перспективы. Под ред. Маслюкова Ю. Д. М., 2001.
  83. А.И. История экономики и экономических учений М., 2002.
  84. К.С., Хожемпо В. В. Большие экономические системы: теория и практика, М., 2003
  85. Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь: Статьи ивыступления. Минск, 2001.
  86. М. JI. Китай: цивилизация и реформы -М., 1999 г.
  87. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2003.
  88. Дж. Экономическая теория и институты.-М., 2003
  89. Формирование будущего статуса Сянгана, М., 1990
  90. Экономическая реформа в Китае, 1978−1988. Преобразования в деревне. Документы.-М., 1993
  91. Экономическая реформа в Китае, 1978−1988. Преобразования в городе. Документы.-М., 1993
  92. Статьи в журналах на русском языке.
  93. А.Н. Загадки глобального соотношения сил и китайский фактор. // Россия XXI век. М.: 1998.
  94. О., Кондрашова JI. Китай сбрасывает старую кожу: 20-летие экономической реформы. // Международная жизнь. -1999. № 3.
  95. О., Не важно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей // Деловые люди, 2000.,№ 110
  96. . Международные сравнения: 1990−1997 гг. // МЭ и МО. № 10.
  97. А.Н. Зарубежные китайцы активные партнеры КНР // Китайская традиционная культура и проблемы модернизации -М.1994. № 1.
  98. А.П. Рыночные реформы в России и в Китае: сходство целей и различие результатов. // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.
  99. А.П. Рыночные реформы в России и в Китае: сходство целей и различие результатов. // Социально- политический журнал. 1998., № 6.
  100. А. Китай во внешнеполитической стратегии России. // Свободная мысль. 1996. № 1.
  101. М. С. Роль иностранного капитала в экономике КНР // Китай и социализм. Актуальные проблемы изучения экономики, политики, истории и культуры Китая. М.1990. № 1.
  102. В., Куда идет Китай, // МЭ и МО, — 1998.,№ 4.
  103. В., Кузнецова В., КНР: год суровых испытаний // МЭ и МО, 2000 г., № 8.
  104. JT. Китай на пороге XXI в. // Власть. 1998. № 3.
  105. А. Секрет китайского экономического чуда // Вопросы экономики, 1998. № 4.
  106. В. Л. Особый путь Китая // МЭ и МО, 2000., № 8.
  107. В. Л. Особый путь Китая // Свободная мысль- XXI, 1999., № 9,
  108. Иностранный прдпринимательский капитал в Китае: динамика, географическое распределение, правовое регулирование // Информационный бюллетень. 1995. № 12.
  109. Китай: плюсы и минусы эволюционного перехода к рынку. // ОНС.- 1997. № 1.
  110. В.М., США, Западная Европа, Россия и Китай в мировой экономике // США Канада. — 2000., № 7.
  111. А.В. Китайский путь реформ(1978−1992гг.) // Эко. 1994. № 3.
  112. Международные сравнения. // Вопросы статистики. 1999.№ 2.
  113. B.C., Влияние азиатского финансового кризиса на использование иностранного капитала Китаем и контрмеры последнего // РЖ «Китаеведение». -1999., № 2.
  114. В., Эволюция социально экономической модели развития Китая // Общество и экономика.- 2000. № 3−4.
  115. П.М., Иностранные инвестиции в Китае: новейшие тенденции // Финансовый бизнес. 1996.№ 7.
  116. П.М., Перспективы инвестиционного сотрудничества с Китаем // Финансовый бизнес. 1997. № 11
  117. О. Внешняя политика Китая в годы реформ и перспективы ее развития. // МЭ и МО. 1999.,№ 3.
  118. Россия и зарубежные страны: сравнения по основным показателям. // Вопросы экономики. 1997. № 5, № 10.
  119. В. А. Законодательство КНР об иностранных инвестициях. Внешнеэкономический бюллетень. М. 1998. № 4.
  120. В.А. Инвестиционный климат в Китае. // БИКИ 1994.
  121. И. Динамика ВВП в основных группах стран: крутые сдвиги в соотношении мировых экономических сил (по материалам статистики1. ООН).//РЭЖ.- 1997.№ 7.
  122. Стратегия развития западных районов Китая. // Иллюстрированный журнал «Китай», 2000., № 5
  123. М. Китай в постдэновскую эпоху и российско-китайские отношения. // Международная жизнь. 1995., № 8
  124. Г. Стратегия экономического развития Китая на XXI век. // Социально-гуманитарные науки, РЖ «Китаеведение», 1999., № 3.
  125. Т.С. Предпосылки осуществления прямых иностранных инвестиции. //Деловая инфоромация. 1998. № 5.
  126. Цзэн Пэйянь, Инвестиционная политика Китая. // Общество и экономика, 1999., № 9.
  127. Ю., Остров П. Иностранный капитал в автомобилестроении в КНР. // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 1994. № 2.
  128. Чжао Цичжэн. Пятьдесят лет по пути к славе и успехом. // Общество и экономика,. 1999. № 9.
  129. Чжу Жунцзи. Китай, вступающий в XXI век. // Общество и экономика. -1999., № 9.
  130. Ши Гуаншэн. Блистательное прошлое, блестящее будущее. // Общество и экономика. 1999., № 9.
  131. А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия. // МЭ и МО, 1999. № 1.
  132. Это КНР.- Пекин: Синьсин, (1998−2002гг.)
  133. Материалы на китайском языке:
  134. Ван Цзицзу, Ли Сяохун. Особенность и тенденция современного рынка международного капитала. // Международное финансовое исследование 1995. № 4,
  135. Ван Шоугэн. Сдвиги и перспективы использования иностранного капитала в Шанхае. // Шанхайская комплексная (сводная) экономика 1995. № 5.
  136. Ван Юаньфан. Как уменьшают разницу в развитии между Восточным и Западным районами. // Гуанминжибао. 17.11.1995.
  137. Ван Цянь. Функционирование экономики КНР. — Пекин., 1996
  138. Ван Цянь. Развитие китайской экономики. Системный анализ. -Пекин., 1993
  139. Ван Мэнкуй. Взгляд в прошлое и будущее китайской экономики. Пекин., 1993
  140. Ван Хайбо. Эффективность развития и степень рыночности реформ. -Пекин., 1993
  141. Ван Цзилинь. Государственная собственность в Китае и других странах. — Пекин., 1989
  142. Ван Цзиньцэн, Лю Ида, Фан Лисюн. Китай выходит в море. Пекин., 1993
  143. Ван Шаогуан, Ху Аньган. Доклад о государственной мощи Китая. -Шэньян., 1993
  144. Гао Хуншэн. Системная стратегия общественного хозяйства. Пекин, 1990
  145. Го Даймо, Чэнь Чжимэй. На рубеже столетий: проблемы ускорения китайской экономики. Пекин., 1995
  146. Ежегодный статистический справочник провинции Гуандун. Гуандун, 1994 г.
  147. Ежегодный статистический справочник провинции Гуандун. Гуандун, 1996 г.
  148. Дун Фунсэн. Экономика Китая на современном этапе. Пекин., 1998
  149. Доклад о народном хозяйстве и социально-экономическом развитии в 1996 г. Гл. ред. Чэнь Цзиньхуа. Пекин., 1996
  150. Ежегодник внешнеэкономических связей Китая 1984−2002гг. Пекин.150. Летопись КПК Пенкин.
  151. Ли Вэй. Китайское правительство поставило вопросы улучшения внутреннего управления на совместных предприятиях на повестку дня // Шицзе Цзинцзи даобао. 20.07.1987 г.
  152. Ли Цзинвэн. Горячие точки экономики современного Китая. Пекин., 1999
  153. Лю Инцю, Ван Цзян и др. Развитие экономики Китая. -Пекин., 1989
  154. Лян Юйин. Предложения Временного Законодательного совета первого созыва СОАР.
  155. Ма Хун, Ван Мэнгуи. Китайская экономическая ситуация и перспективы: 1998−1999 Под ред. Ма Хун, Ван Мэнгун. Пекин. 1999.
  156. Китайская экономическая ситуация и перспективы: 1999−2000гт.Под ред. Ма Хун, Ван Мэнгун. Пекин, 2000.
  157. Ма Хун. Международные прямые инвестиции и использование иностранных инвестиций. Пекин, 1999.
  158. Ма Хун. Поиски пути экономического развития. Шанхай, 1990 г.
  159. Развитие китайской экономики на стыке столетий.Гл. ред. Се Фуйлин, Ли Пэйюй. Пекин., 1996
  160. Реформа и развитие китайской экономики в 80-х гг. Лю Гогуан и др. -Пенкин., 1991
  161. Развитие экономики КНР в 1996 г. Гл. ред. Ма Хун, Сун Шанцин. Пекин., 1996
  162. Словарь крупных политических событий в истории современного Китая- 1949 1990 гг. Гл. ред. Ляо Гайлин и др. — Чаньчунь., 1991
  163. Теория и политика перехода к рынку в КНР. Гл. ред. Ян Шэнмин. Пекин., 1998
  164. Статистические ежегодники Китая (1983−2002гг.) Пекин.
  165. Сюй Минь. Китай и Россия: переход к рынку. Харбин. 2000 г.
  166. У Цзинлянь. Современная китайская экономическая реформа: Стратегия и реализация.-Шанхай. 1999.
  167. У Цзинлянь. Экономическая реформа в КНР.-Пенкин, 1990.
  168. Цзун Хань. Отстаивать социалистический прицип общего обогащения. // Жинминжибао 25.03.1997.
  169. Чжан Ху. Организационная работа КПК в Сянгане.//Исследование континентального Китая-№ 5,1996.
  170. Доклад о развитии промышленности Китая.-Пекин, 1997.
  171. Краткий статистический справочник по Китая по.1999г.-Пекин.1999.
  172. Краткий статистический справочник по Китая по. 1998 г.-Пекин. 1998.
  173. Ash R. Like fish finding water: Economic Relations between Hong Kong and China. Paper prepared for International Conference on Hong Kong in Transition -London, 14−16 December 1997
  174. Asian Development Outlook 2001. Oxford: Asian Development Bank., 2001.
  175. Chai J. China: Transition to a market economy.- Oxtorol, 1997.
  176. Dunning, J.H., Multinationals, Technology and Competitiveness, Union Hyman.1988.
  177. Graduate School of International Development, Nagoya University Apec Discussion Paper Series, 2000, March/.
  178. Li J. China: The Consumer Revolution.-Singapore-New York, 1998.
  179. World Development Indicators 2002. 6. Периодика.180. БИКИ.181. Газета.182. Диалог.183. Известия.184. Международная жизни.
  180. Мировая экономика и международные отношения.186. .Трибуна* *187. Бизнес, Пекин, 188. Гуанмин жибао, Пекин, 189. Жэньминь жибао, Пекин,
  181. Мировая экономика и торговля, Пекин,
Заполнить форму текущей работой