Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Место и роль новых видов услуг в телекоммуникационном секторе мирового хозяйства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Коренное преобразование и совершенствование технологий связи в последней трети XX века, получившее называние информационно-технологической революции (телекоммуникационной), повлекло за собой существенные изменения в общественно-экономических отношениях как на национальном, так и на международном уровне. Информационные технологии и предоставляемые на их базе услуги вышли за пределы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие услуг связи как сегмента мирового телекоммуникационного сектора в условиях глобализации экономики
    • 1. 1. Место услуг связи и их новых видов на мировом рынке услуг
    • 1. 2. Основные направления развития информационных телекоммуникационных услуг в современном мире
    • 1. 3. Состояние и основные тенденции развития мирового телекоммуникационного рынка в условиях глобализации экономики
  • Глава 2. Роль IP-телефонии в мировой экономике и тенденции ее развития в России
    • 2. 1. Характерные черты и тенденции развития IP-телефонии как одного из новых видов услуг связи
    • 2. 2. Роль государства в развитии новых информационных технологий: зарубежный опыт и проблемы его использования в России
    • 2. 3. Состояние и современные тенденции развития международного и российского рынка IP-телефонии
  • Глава 3. Сущность и роль Интернет-услуги в меяеду народ ной электронной коммерции
    • 3. 1. Сущность электронной коммерции и структура ее рынка
    • 3. 2. Мотивы, факторы и механизм использования Интернет-услуги для ведения электронной коммерции на мировом и российском рынке на различных этапах ее развития
    • 3. 3. Тенденции развития мирового и российского рынка Интернет-услуги для ведения электронной коммерции

Место и роль новых видов услуг в телекоммуникационном секторе мирового хозяйства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Коренное преобразование и совершенствование технологий связи в последней трети XX века, получившее называние информационно-технологической революции (телекоммуникационной), повлекло за собой существенные изменения в общественно-экономических отношениях как на национальном, так и на международном уровне. Информационные технологии и предоставляемые на их базе услуги вышли за пределы национальных границ отдельных стран и детерминировали становление глобальной информационно-телекоммуникационной системы, которая значительным образом влияет на функционирование мирового хозяйства. Эта революция имеет самое прямое отношение к формированиюпервоначально в развитых странах (на пути к этому в настоящее время находятся многие постсоциалистические страны, прежде всего Россия, а также новые индустриальный государства второй волны, особенно Бразилия) — информационного общества (общества, основанного на знаниях), а также к переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни в его высшую стадию — глобализацию экономики. Сегодня глобализацию и интеграцию телекоммуникационных компаний следует отнести к ведущим тенденциям изменений структуры отрасли связи во всем мире.

Все эти процессы порождают существенные императивы для реформирования экономики и других важнейших сфер общественной жизни Российской Федерации (РФ), накладывают глубокий отпечаток на современное развитие и дальнейшую трансформацию ее народного хозяйства. Связь играет чрезвычайно важную роль в сбалансированном развитии экономики. Она служит объединяющим, интегрирующим звеном между промышленностью, сферой услуг и потребителями, а также между отдаленными территориями и экономическими центрами.

Стимулируя общение людей посредством связи, современные средства телекоммуникаций являются необходимым условием для социального сплочения, культурного и экономического развития всех стран мира, а тем более России с ее огромной территорией. С конца прошлого десятилетия российские операторы связи все более достойно принимают конкуренцию зарубежных операторов. Перечень предоставляемых услуг постоянно расширяется, а их качество повышается.

В последнее время отчетливо проявляется тенденция к возрастанию роли двух новых видов телекоммуникационных услуг — IP-телефонии и Интернет-услуги для ведения электронной коммерции. Первая появилась совсем недавно (во второй половине 90-х годов прошлого столетия), однако уже продвинулась в завоевании рынков и добивается на этом «поприще» все новых успехов, привлекая клиентов своими более выгодными по сравнению с традиционными видами связи потребительскими характеристиками. Вторая возникла несколько ранее (в начале 90-х годов XX века) и на Западе имеет еще большие достижения в своем развитии и рыночной экспансии. В этой связи отметим, что до 1990 г. коммерческое использования сети Интернет было запрещено Национальным научным фондом США.

Что же касается России, то Интернет появился у нас лишь в 1994 г., так что его коммерческое использование, уже получив значительное распространение, пока не достигло такого размаха, как на Западе. Прогресс в РФ здесь не столь динамичен и разителен, как, например, в традиционной телефонизации, а тем более в распространении обычной мобильной связи. В этой связи исследование мирового опыта в применении новых видов телекоммуникационных услуг и тенденций развития данного сегмента телекоммуникационного сектора мирового хозяйства, к которым РФ должна адаптироваться в интересах повышения эффективности своей экономики, имеет для нашей страны и российской науки важное теоретическое и практическое значение.

Степень разработанности темы исследования. В российской и зарубежной литературе имеются достаточно многочисленные работы, в которых более или менее обстоятельно рассматриваются организационно-технический механизм, технологические и юридические аспекты применения IP-телефонии и Интернет-услуг в целях повышения экономической эффективности на уровне фирмы. В этой связи отметим монографические публикации Бакланова И., Варламовой Е., Галичского К., Гольдштейна Б., Крестьянинова С., Петровского С., Пинчука А., Рослякова А., Самсонова М., Суховицкого А., Шибаева И., Шнепс-Шнеппе М., а также труды таких зарубежных авторов, как Антиквизана М., Кин Т., Куроз К., Майнер А., Нассан М., Нейандоро А., Рейес А., Сайдж К., Уонг X., Фаркаш Б., Фигалло М.

Цели и механизм электронной торговли исследованы в опубликованных трудах Балабанова И., Галкина С., Голдовского И., Зуева А., Иванова Ю., Инджикяна Р., Кобелева О., Коржова В., Курицкого А., Мясникова Д., а также в нескольких защищенных в последние годы кандидатских диссертациях, например, М. Кульченко и Р.Русаковского. Этому же посвящены публикации ряда зарубежных ученых, среди которых диссертант выделяет таких авторов, как Барроу К., Бейли С., Гревал Р., Козье Д., Мак-Ивор Р., Мета Р., Риган К., Стенфилд С., Уоллес У. Д., Чен К., Шультц Д.Е.

Диссертант обстоятельно ознакомился с результатами исследований указанных и других авторов по отмеченным выше вопросам и учитывал их при разработке избранной темы. Эти труды отмечены в списке использованной литературы, на них имеются ссылки в тексте диссертации. Вместе с тем эти авторы не ставили перед собой сформулированные ниже цели и задачи данного диссертационного исследования, которые в конечном счете и определяют научную новизну последнего.

Цель диссертации заключается в определении роли новых телекоммуникационных услуг (IP-телефонии и Интернет-услуги для электронной торговли) в формировании и функционировании современного мирового сообщества и в глобализации мировой экономики, наметить и теоретически обосновать перспективы их развития в мировом и российском хозяйстве.

Задачи исследования. Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач:

• выявить основные направления влияния новых телекоммуникационных технологий на развитие экономических отношений на национальном и международном уровнях и определить их сущностные черты;

• в контексте информационного общества и глобализации оценить современное состояние и основные тенденции развития мирового сектора телекоммуникаций, в том числе и его российского сегмента;

• уточнить понятийный аппарат, связанный с вышеуказанными новыми телекоммуникационными услугами;

• дать прогнозную оценку перспективам развития рынков IP-телефонии и Интернет-услуги для ведения электронной коммерции в РФ с учетом мирового опыта.

Объектом исследования являются новые виды телекоммуникационных услуг: IP-телефония и Интернет-услуга для ведения электронной коммерции.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в результате производства, реализации и потребления новых видов услуг в телекоммуникационном секторе мирового хозяйства.

Теоретической и методологической основой исследования явились научные публикации и теоретические разработки российских и зарубежных ученых и специалистов по проблемам развития сферы телекоммуникационных услуг и международной торговли в условиях глобализации. По вопросам глобализации автор опирался на положения и выводы, сформулированные Долговым С. И., Куликовым В. В., Паньковым B.C., Пресняковым В. Ю., Фаминским И. П. и Шишковым Ю. В., при этом также учитывая воззрения на данную проблематику других отечественных и зарубежных ученых. В настоящей диссертационной работе были использованы методы научного системного и факторного анализа в оценке опыта развитых стран: экономико-статистического сравнения, сопоставления и группировки, графического анализа, построения аналитических таблиц и рисунков.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• выявлены основные направления модификации международных экономических отношений и механизма функционирования мировой экономики под воздействием появления и распространения на мировом рынке новых телекоммуникационных услуг, а именно: IP-телефонии и Интернет-услуги для ведения электронной коммерции;

• показаны механизмы воздействия новых телекоммуникационных услуг на повышение эффективности процессов производства, сбыта и использования потребителями товаров в форме материального продукта и услуг в рамках национальных экономик и мирового хозяйства;

• сформулированы причины, обусловливающие стабилизирующее влияние экспансии электронной коммерции с применением соответствующей Интернет-услуги на развитие мирового хозяйства, что благоприятно сказывается и на российской экономике, требуя все более активного и масштабного использования в ней соответствующих информационных технологий;

• показано, что новые виды телекоммуникационных услуг сыграли существенную роль в становлении информационного общества и переходе интернационализации хозяйственной жизни в ее высшую стадию глобализации, причем эта роль обнаруживает тенденцию к возрастанию.

Практическая значимость научного исследования состоит в том, что полученные в его процессе результаты и выводы, учитывающие соответствующий мировой опыт и тенденции эволюции глобального рынка телекоммуникационных услуг, могут быть использованы на практике отечественными организациями и предприятиями (фирмами, компаниями) связи для ведения успешного бизнеса как в России, так и за рубежом. Материалы диссертационного исследования можно также использовать в преподавании базовых курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» и «Международная торговля».

Апробация работы. Основные положения и выводы настоящего исследования докладывались диссертантом и обсуждались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов Московского государственного университета коммерцииМГУК (ныне Российский государственный торгово-экономический университет — РГТЭУ) в 2000;2002 гг., в Международной высшей школе в 2001 г. и РГТЭУ в 2003 г., а также были использованы им при проведении семинарских занятий по базовому курса «Мировая экономика» в РГТЭУ в период обучения в аспирантуре в 2001;2004 гг. Основные положения диссертации нашли отражение в четырех научных публикациях автора общим объемом 1,4 п.л., которые приведены в автореферате к данной работе.

Заключение

.

В ближайшие десятилетия Интернет перестанет существовать как обособленная среда и станет универсальной коммуникационной структурой, совмещающей цифровое видео, аудио, веб-страницы, финансовые транзакции, удаленную идентификацию и многое другое. Это приведет к тому, что IP-телефония и электронная коммерция при помощи Интернет-услуги объединятся с обычными коммуникациями и традиционной коммерцией. И в традиционных магазинах покупки будут оплачиваться не наличными деньгами, а электронными, например, с помощью обыкновенного карманного персонального компьютера или универсального компьютера, встроенного в мобильный телефон либо часы, а переговорить с абонентом, находящимся за сотни километров, будет также легко и дешево, как и с контрагентом, находящимся по близости.

Проведенное исследование выше исследование позволило диссертанту сделать следующие выводы.

Значимость телекоммуникаций растет, так как увеличивается взаимозависимость мировых рынков во всех сферах экономики. По мере развития и усложнения экономики увеличивается спрос на услуги высокоскоростной передачи данных. Расширение деловых связей и всеобщая глобализация способствуют обеспечению минимального набора усовершенствованных услуг связи, а также относительно низких тарифов на услуги передачи сообщений на дальние расстояния. Усовершенствование услуг связи позволяет снизить издержки, улучшить производительность и повысить конкурентоспособность.

Однако на пути развития существуют барьеры и трудности, которые необходимо преодолеть. Например, для России все еще характерна неравномерность развития между большими городами, районными центрами и российской глубинкой. Поэтому, по нашему мнению, необходимо производить дальнейшую информатизацию и компьютеризацию по все стране. Чему совершенно справедливо способствует новый закон «О связи», регламентирующий отчислять часть прибыли в специальный резерв для развития связи в невыгодных районах. Существует еще проблема образованности и возраста населения. Молодые быстрее осваивают существующие и новые технологии. Для решения этих вопросов и преодоления организационных, социальных и других барьеров предлагается ориентировать внедрения новых услуг на определенный сегмент рынка и ввести свободную конкуренцию на телекоммуникационном рынке.

В Европе, даже в развитых странах, все еще не созданы условия для полного удовлетворения спроса на телекоммуникационные услуги, в то время как в США и Японии такие условия являются достаточными. Достаточность условий заключается в необходимости создать общую инфраструктуру, обеспечить равные возможности доступа к сети и снизить цены путем отказа от политики взаимного субсидирования и основываясь на концепции полностью распределенных расходов, т. е. расходов, связанных именно с данной услугой или данным видом деятельности, а также разработать общую спецификацию, как для оборудования, так и услуг.

Для устойчивого развития сектора телекоммуникаций в России необходимо усиление поддержки отечественных производителей телекоммуникационного оборудования со стороны государства и регулирующих органов. Так как большинство устанавливаемого в настоящее время оборудования связи произведено за рубежом, необходимо создать условия для эффективного развития отечественных производителей. Эти условия могут быть-достигнуты путем налоговых льгот, государственного субсидирования, а также государственных заказов.

Диспропорции, сложившиеся на российском телекоммуникационном рынке привели к тому, что в настоящее время предприятия, владеющие 87% традиционной инфраструктуры, дают только 49% доходов отрасли, в то время как предприятия, владеющие 13% новой инфраструктуры, — 51% доходов. Практика перекрестного субсидирования — покрытия убытков местной связи за счет международной и междугородной связи, оказывает отрицательное влияние на отрасль телекоммуникаций, однако низкая платежеспособность населения в отдаленных районах России делает невозможным быстро и эффективно перейти к экономически выгодным методам.

Для достижения мирового уровня показателей связи, по оценкам Министерства связи РФ, в российские телекоммуникации необходимо инвестировать около 33 млрд долл. Из них, как ожидается, 16 млрд долл. составят иностранные инвестиции, остальное — капитальные вложения самих компаний связи. Приблизительно это составит сумму по 1,6 млрд долл. в год. На наш взгляд, привлечь такой объем в рамках сложившегося до сих пор в РФ механизма их финансирования невозможно. Для обеспечения такого объема необходимы завершение реформирования российской банковской системы, активная поддержка телекоммуникационного сектора, как и других высокотехнологичных отраслей, государством посредством организационно-правового, налогового и другого инструментария, дополнительное стимулирование прямых иностранных инвестиций в этот сектор.

Как представляется диссертанту, можно выделить следующие основные процессы, происходящие на российском телекоммуникационном рынке в настоящее время:

• высокие по сравнению с другими отраслями темпы роста телекоммуникационного сектора экономики, причем в рамках последнего особенно динамично прогрессируют рассматриваемые в настоящей диссертации новые виды информационных услуг (IP-телефония и Интернет-услуга для проведения электронной торговли);

• изменение структуры предоставляемых услуг, перераспределение их предложения и извлекаемых из их реализации доходов: в последних уменьшается доля традиционных сегментов (в частности, фиксированной телефонии) при увеличении удельного веса сегментов высокотехнологичных и высокодоходных услуг;

• консолидация участников рынка;

• структурные изменения в отрасли связи РФ, направленные на повышение ее инвестиционной привлекательности;

• перевод на электронную основу всей системы государственного управления России в рамках федеральной программы «Электронная Россия».

Развитие информационно-телекоммуникационных технологий, включая возникновение и экспансию новых телекоммуникационных услуг, изменяет существующие и порождает совершенно новые экономические отношения в мировом хозяйстве, способствуя его глобализации. Можно выделить следующие основные направления влияния новых информационных технологий на экономические отношения, сказывающееся на изменении товара, производственного процесса, деятельности компании, функционировании рынка и различных отраслей экономики.

При использовании Интернет-услуги для ведения электронной коммерции меняется содержание такого понятия как товар и его физическая сущность. Ведь через Интернет-магазин можно купить не только традиционные товары, но и цифровые товары, т. е. информацию, в виде программных продуктов, текстовых документов, информационных сводок и таблиц и т. п., что фактически стирает грань между товаром и услугой. При этом электронная коммерция предоставляет дополнительные преимущества как для покупателей, так и для продавцов.

Для покупателей снижаются издержки по выбору, сравнению и доставке необходимого товара. Покупатель сразу получает всю информацию о потребительских свойствах товара, его наличии и возможных сроках его получения.

При переходе на современные технологии электронной коммерции при помощи новой Интернет-услуги продавцы получают следующие основные преимущества:

• повышается качество обслуживания потребителей;

• приобретаются новые каналы сбыта;

• увеличивается гибкость потребительского сервиса;

• появляются новые рынки и потребители.

Так как Интернет и основанная на нем электронная коммерция охватывают практически весь мир, то происходит стирание территориального барьера, т. е. во многом элиминируется такой фактор географическая удаленность продавца от покупателя, осложняющей обеспечение непрерывности и бесперебойности глобальных воспроизводственных процессов. Правда наряду с вышеперечисленными положительными моментами при этом обнаруживаются некоторые трудности. Например, дают о себе знать сложности с определением места заключения сделки и места фактического исполнения обязательствне всегда с самого начала ясно, законодательство какой из стран применять к конкретной сделке. Последнее обстоятельство порождает дополнительные проблемы для юридических, налоговых и таможенных органов.

Появление новых технологий и основанных на них новых услуг приводит к изменению производственных процессов, позволяя упростить многие из них, связанные с коммуникацией, согласованием, выбором, закупкой и т. п., а некоторые из них и вовсе исключить. В результате этого пользователи сокращают свои издержки, исчезают посредники, что благотворно сказывается на полученных доходах. В настоящее время компании все чаще используют рассмотренный выше аутсорсинг (от англ. — outsourcing) — т. е. привлечение внешних исполнителей для выполнения неосновных бизнес-процессов компании.

Телекоммуникационные технологии позволяют традиционным компаниям-операторам связи перерасти в сетевые структуры. Такого рода модификация компании приводит к следующим основным преимуществам:

• экономия на перемещениях: использование этого фактора позволяет международным корпорациям, имеющих офисы во многих странах мира сэкономить на перемещениях своих сотрудников между офисами, а новая телекоммуникационная услуга, IP-телефония, которая может быть подключена в любом офисе, где есть доступ в Интернет, предлагает дополнительную экономию;

• коллективное использование информационных ресурсов: для всех сотрудников создается возможность доступа к информационным ресурсам компании, что дает им возможность влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее решение.

• улучшение внутрифирменной координация: руководство компании в кратчайшие сроки может доводить до сведения всех сотрудников необходимую информацию, а также отдавать конкретным сотрудникам поручения и получать их отчеты о проведенной работе, в результате чего повышается эффективность деятельности компании, улучшается качество работы сотрудников, сокращается время проработки конкретного вопроса, что ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке;

В дополнение к вышеперечисленному можно отметить, что методы и модели электронной коммерции при помощи Интернет-услуги успешно и гибко интегрируются с существующими методами автоматизации управления ресурсами компании: MRP — планирование потребностей в материалах, MRPII — планирование ресурсов производственного предприятия, ERP — планирование ресурсов предприятия и т. п.

Изменение рынка происходит благодаря переносу деятельности участников рынка с традиционных магазинов, физических переговоров и контактов в электронную взаимосвязь между продавцами и покупателями. Коренным образом изменился процесс торговли ценными бумагами, появилось такое понятие, как Интернет-трейдинг. Его прототипом были системы распространения информации фондового рынка в реальном времени. Инвесторы — получатели биржевой информации могли отслеживать на офисном или домашнем компьютере ход торгов на биржах, но приказы брокерам давались в лучшем случае по телефону или лично. Если учесть, что котировки акций и других ценных бумаг изменяются практически каждую секунду, то сохранить скорость и правильность передачи данных было проблематично.

Под воздействием новых телекоммуникационных технологий происходит эволюция отраслей экономики, ужесточается конкуренция, изменяются границы и структура отраслей.

Компании, имеющие информационный портал, представленный в Интернет, имеют возможность предоставить клиентам обширную базу данных об имеющихся товарах и их характеристиках, пользование которой упрощено благодаря удобной системе поиска. В традиционных магазинах поиск товаров затруднен, ибо приходится физически пересматривать огромное количество вариантов, что занимает значительное время. Поэтому информационные порталы становятся полноправными конкурентами традиционных магазинов.

Изменение структуры отраслей заключается в том, что телекоммуникационные технологии становятся частью производственного процесса. В результате изменяется структура рынка труда, появляются новые профессии. Так, в мировую хозяйственную жизнь прочно вошла телеработа (от английского telework) — труд, выполняемый с использованием телекоммуникационных систем в месте, удаленном от места использования его результатов (как правило, дома у работника). Только в ЕС уже в 2002 г. насчитывалось более 15 млн. дистанционных рабочих мест, а к 2007 г. их количество превысит 40 млн.

Новые телекоммуникационные технологии воздействуют на функционирование мировой экономики, вызывая в ней значительные изменения. Они придают — при прочих равных условиях — процессу развития мировой экономики ускорение, ибо с их помощью можно преодолеть социально-экономические и географические барьеры, содействовать расширению и ускорению доступа к информации.

Развитие новых телекоммуникационных технологий оказывает стабилизирующее влияние на развитие мировой экономики по следующим причинам:

• ускорение информационно-технологической революции и формирования единого глобального информационного с участием всех ведущих всех субъектов мирового рынка;

• децентрализация ресурсов, стимулирующая независимое развитие субъектов рынка;

• ускорение оборота денежных ресурсов посредством использования схем электронных платежей;

• создание новых видов товаров услуг, на которые возникает дополнительный платежеспособный спрос, стимулирующий производство товаров в форме материального продукту и услуг в глобальном масштабе;

• создание условий для более открытой и эффективной конкуренции.

• ускорение продвижения на рынок новых товаров и услуг и доведение их в удобной форме потребителю.

В целях стимулирования развития электронной коммерции с использованием Интернет-ресурсов в России мы предлагаем отменить или смягчить некоторые законы, подзаконные акты и инструкции, предусматривающие обязательное бумажное оформление для заключения или регистрации сделок, а также для таможенных процедур.

Переход на использование новых платежных средств не всеми оценивается однозначно. Прогресс в области информационных технологий оказывает влияние на монопольное положение центральных банков. Независимые платежные системы, применяющие электронные деньги, могут бесконтрольно увеличить объем денежной массы. Однако, эмиссия денег традиционно является прерогативой центральных банков, но эмиссию денег стали осуществлять частные компании, и в настоящее время этот процесс никак не контролируется государством. Поэтому, по нашему мнению, необходимо четко продумать законодательную основу для использования электронных денег.

По нашему мнению, государственный контроль над циркулированием электронных денег мог бы дать достаточно большой эффект, только будучи введенным одновременно во всем мире, что не представляется возможным. Развитие финансовых операций с использованием электронных денег приведет к ускорению процесса либерализации и полной ликвидации валютного контроля за международными денежными переводами, по крайней мере, в сфере розничных операций, что в настоящее время неприемлемо для России.

В России сильное воздействие на развитие электронной коммерции оказал федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» № 1-ФЗ от 10.01.2002, которого провело Министерство связи РФ. Нормы этого закона заложили основы регулирования отношений, связанных с использованием особого вида подтверждения подлинности электронных документов — электронной цифровой подписи, что имеет непосредственное отношение к электронной коммерции при идентификации участников. Этот закон целесообразно усовершенствовать. Развитие электронной коммерции требует также внесения изменений и дополнений в Гражданский Кодекс, в законодательные акты, регулирующие поставку продукции для федеральных государственных нужд, международный информационный обмен и лицензирование отдельных видов деятельности.

В целом государство должно выработать новую и усовершенствовать уже существующую законодательную базу для телекоммуникационного сектора с тем, чтобы его развитие протекало в русле рассмотренных выше глобальных тенденций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. На русском языке Нормативные документы и официальные материалы
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Книжная палата, 1995.
  3. Федеральный закон РФ от 07.07.03 № 126-ФЗ «О связи» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28.
  4. Федеральный закон РФ от 10.01.02 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2.
  5. Федеральный закон РФ от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42.
  6. Федеральный закон РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8.
  7. Федеральный закон РФ от 04.07.1996 № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28.
  8. Федеральный закон РФ от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» (ред. Федеральных законов от 18.06.2001 № 76-ФЗ, от 14.12.2001 № 162
  9. ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, №№ 26, 51.
  10. Закон РФ от 23.09.1992 № 3523−1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (ред. Федерального закона от 24.12.2002 № 177-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52.
  11. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52.
  12. Программа развития электронной торговли в России на 2001 — 2006 годы.
  13. Федеральная программа «Электронная Россия» на 2002 2010 гг.
  14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Российский статистический ежегодник 2004. Статистический сборник, М.: 2004.1. Монографии и учебники
  15. И.Т. Электронная коммерция: Учеб. пособие. СПб. ДиаСофтЮП, 2001.
  16. К. Курс выживания интернет-компании: Пер. с англ. М., 2001.
  17. М. Как добиться упеха на бирже? Покупка акций через Интернет. СПб.: ДиаСофтЮП, 2001.
  18. В.Б., Варакин JI.E. и др. Концепция развития связи Российской Федерации/ Под ред. Булгака В. Б., Варакина JI.E. — М.: Радио и связь, 1995.
  19. К. Компьютерные системы в телефонии.- СПб.: ДиаСофтЮП, 2002.19,20
Заполнить форму текущей работой