Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование и развитие механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее значимых подсистем социально-экономической системы города, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Качество и стоимость услуг жилищно-коммунального комплекса являются основополагающими и первостепенными факторами жизнеобеспечения населения. Доступность услуг жилищно-коммунального комплекса на уровне… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия
    • 1. 1. Теоретические аспекты развития систем менеджмента качества
    • 1. 2. Опыт формирования системы управления качеством в жилищнокоммунальном хозяйстве России
    • 1. 3. Анализ отечественной и зарубежной практики формирования и регулирования качества жилищно-коммунальных услуг
    • 1. 4. Социально-экономические особенности функционирования сферы ЖКУ в России
  • 2. Методические подходы к управлению качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства
    • 2. 1. Экономическая модель совершенствования и развития управления качеством жилищно-коммунальных услуг
    • 2. 2. Концептуально-логический анализ функционирования и развития муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг
  • 3. Механизм реализации управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия
    • 3. 1. Формирование механизма управления качеством жилищно-коммунальных услуг
    • 3. 2. Дерево целей механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства
    • 3. 3. Реализация механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия

Совершенствование и развитие механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Исследования различных систем управления качеством позволяют сделать основной вывод, что качество продукции и услуг является результатом взаимодействия органов государственного управления, предприятий и организаций. Таким образом, стандарты качества продукции и услуг должны характеризоваться конечными параметрами. Потребителя интересует устойчивое и стабильное качество продуктов или услуг.

Успех решения проблемы качества, во многом определяет качество жизни, как страны, так отдельных потребителей.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее значимых подсистем социально-экономической системы города, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. Качество и стоимость услуг жилищно-коммунального комплекса являются основополагающими и первостепенными факторами жизнеобеспечения населения. Доступность услуг жилищно-коммунального комплекса на уровне минимальных социальных стандартов для всех членов общества, наравне с такими условиями, как обеспеченность продуктами питания, жильем и др., является определяющим фактором в системе обеспечения стабильности и устойчивого развития и характеризует качество жизни.

Содержательной стороной проблемы исследования является отсутствие эффективных механизмов управления качеством жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих баланс интересов субъектов экономических взаимоотношений рынка. Такие механизмы недостаточно проработаны, особенно на муниципальном уровне управления развитием рассматриваемой сферы, что требует проведения дополнительных исследований в данной области для научного описания и обоснования методов совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия.

Значимость проблемы анализа совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия и неразработанность многих ее аспектов в функционировании предприятий определили актуальность темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. Основы менеджмента качества заложил в своих трудах Ф. Тейлор, обосновав необходимость независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему штрафов, форм и методов воздействия на качество продукции.

Понятие качества продукции и услуг, которое принято рассматривать сегодня с позиций требований потребителя появилось в условиях рынка. Рыночный подход к определению качества продукции разработал голландский ученый Д. Этингер. Им создана специальная область науки квалиметрия — наука о способах измерения и квантификации показателей качества.

Качество как экономическая категория рассматривается в теории экономики качества, как самостоятельном направлении современной экономики предприятия. Большое внимание всегда уделялось материалам, характеризующим теорию и практику управления качеством за рубежом. Среди зарубежных специалистов следует отметить М. Аоки, Э. У. Деминга, Д. М. Джурана, К. Исикаву, Г. Г. Роминга, Т. Тагути, А. Фейгенбаума, А. Шухарта, Дж. X. Харингтона и др.

Проблемы методов и тенденций управления качеством отражены в работах отечественных ученых: Г. Г. Азгальдова, JI.M. Бадалова, В. Я. Белобрагина, В. Н. Войтоловского, Н. В. Войтоловского, Б. И. Герасимова, А. В. Гличева, Е. А. Горбашко, Д. С. Демиденко, А. Е. Зубарева, Е. М. Карлика, A.M. Колесникова, В. В. Окрепилова, С. В. Пономарева, Т. А. Салимовой, Л. Я. Шухгалтера и др.

Научные труды и разработки перечисленных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение. Однако, в большинстве из них основные тенденции управления качеством рассматриваются обособленно, что не позволяет в полной мере реализовать принцип системного подхода к управлению предприятием.

Проблемами реформирования жилищно-коммунального хозяйства, развития рыночных механизмов в данной сфере занимались Чернышев J1.H., Конотовский Н. А., Фаерман Е. Ю., Хачатрян С. Р., Локтионов В. М., Фонтана К. А., Петров И. П., Галямов Ю. Ю., Попов В. К., Шушарин A. JL, Родионов Д. Г., Чвилев Д. В. и др.

По перечисленным выше направлениям, имеются определенные научные разработки В. Г. Версана, Ю. А. Русакова, Л. Г. Дубицкого, Ю. В. Богатина, В. А. Швандера, В. П. Панова, Т. Л. Саати, П. Самуэльсона и др. Особое значение имеют работы по созданию и обеспечению эффективного функционирования региональных систем качества в новых экономических условиях В. Я. Белобрагина, О. В. Воронковой, Ю. Г. Никулина, А. Г. Свешникова, И. Т. Щеглова и др.

Содержание жилищно-коммунальной реформы раскрывается в работах таких ученых, как Л. Н. Чернышева, А. ДВасилевского, Ю. Ф. Волкова, С. Климовой, Ф.Г. Таги-Заде, Л. К. Черемицкого, В. П. Дылевской.

Исследования региональных особенностей управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия освещены в работах П. Г. Бирюкова, В. И. Заузелкова, М. Назаренко, С. Назаренко.

Развитие теории и практики позволило выработать значительный арсенал исследований в области потребительского качества жилищно-коммунальных услуг как совокупности их свойств, проявляющихся в процессе потребления. Однако недостаточно изучены вопросы анализа жилищно-коммунальных услуг как института качества. Отсутствует теоретическое обоснование механизма совершенствования и развития управления качеством жилищно-коммунального предприятия.

Из вышесказанного вытекает необходимость разработки теоретического и методического подходов к разработке совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия, что предопределил о выбор темы, цель, задачи и основные направления диссертации.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертационного исследования состоит в постановке и решении научной задачи разработки совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия с учетом ретроспективного анализа основных проблем и направлений развития менеджмента качества жилищно-коммунальных услуг.

В результате диссертационного исследования выделены три подцели с соответствующими задачами:

1 Теоретическое обоснование необходимости совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия (теоретическое обоснование и анализ основных проблем и тенденций систем управления качествомисследование жилищно-коммунального предприятия как института качества Российской экономической системы).

2 Методическое обоснование совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия, включая разработку экономической модели совершенствования и развития управления качеством жилищно-коммунальных услуг и методики концептуально-логического анализа функционирования и развития муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг как института качества.

3 Реализация модели совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия (на основе формирования структуры организации управления качеством жилищно-коммунальных услугобоснование дерева целей механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства).

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает качество жилищно-коммунальных услуг.

Предмет исследования. Предмет исследования состоит в теоретико-методическом обосновании совершенствования и развития управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия, способствующих удовлетворению потребностей общества и повышению качества жизни.

Методология и теоретические основы исследования. В качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволившие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития. В процессе исследования были применены такие научные методы как анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, выявление причинно-следственных связей, системный подход, а также экономико-математический инструментарий.

Исследовательской и теоретической основой анализа задач, поставленных в диссертации, послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области управления качеством продукции и услуг, статистики, организации функционирования жилищно-коммунального хозяйства. В ходе исследования использовались нормативно-правовые акты РФ, а также результаты авторских исследований и материалы периодической печати.

Работа выполнена в рамках п. 9.1 «Анализ современных тенденций с исторической ретроспективой управления качеством продукции (услуг) Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика и управление качеством.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методических положений по анализу совершенствования и развития управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия, формирующего непрерывное совершенствование качества и конкурентоспособности продукции и услуг, а также управление качеством жизни.

Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:

• Развиты теоретические основы совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия как составляющая часть экономики качества предприятия, являющейся самостоятельным направлением современной экономики предприятия, формирующейся на основе анализа основных проблем, тенденций и моделей управления качеством в экономике России;

• Раскрыты особенности отечественной и зарубежной практики формирования и регулирования качества услуг в жилищно-коммунальном хозяйстве, существенно дополнено и развито представление о качестве услуг жилищно-коммунального предприятия как экономической категории, которое не только отражает способность удовлетворить потребность продуктом, но и оценивает на сколько данный продукт может удовлетворить конкретные потребности;

Выделены и систематизированы эволюционные изменения в механизме функционирования менеджмента качества жилищно-коммунального предприятия на базе ретроспективного анализа развития управления качеством в устойчивой среде сертификации услуг для достижения высокой конкурентоспособности услуг, снижения затрат и обеспечения доступного и качественного жилищно-коммунального обслуживания, влияющего на повышение качества жизни;

• Выявлены методико-экономические особенности функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в соответствии динамикой циклов колебаний экономической активности жилищно-коммунального хозяйства согласно информационной парадигме качества жилищно-коммунальных услуг;

• Предложена методика концептуально-логического анализа функционирования и развития муниципального рынка жилищно-коммунальных услуг, разработанная на базе исследования жилищно-коммунального предприятия как института качества Российской экономики, позволяющая создавать поле качества, динамически формирующее современную концепцию менеджмента предприятия;

• Представлены методические подходы к экономическому моделированию совершенствования и развития управления качеством жилищно-коммунальных услуг, складывающиеся на базе использования механизмов самонастраивания менеджмента качества в структуре общего менеджмента организации, позволяющие профессионально формировать среду качества функционирования жилищно-коммунального предприятия;

• Апробирован процесс построения дерева целей механизма совершенствования и развития жилищно-коммунального предприятия, адекватного идентификации качества жилищно-коммунальных услуг в функционально-пространственных и временных координатах для принятия оптимальных управленческих решений.

• Представлены технология и принцип реализации механизма совершенствования и развития жилищно-коммунального предприятия как института качества в условиях изменения, обусловленного встраиванием процессов управления качеством среду формирования российской школы менеджмента в период построения рыночной модели развития экономики.

Практическая значимость исследования. Рекомендации, положения, и выводы диссертационного исследования ориентированы на широкий круг специалистов, занимающихся вопросами совершенствования и развития механизма управления качеством услуг жилищно-коммунального предприятия на отраслевом и региональном уровне.).

Самостоятельное практическое значение имеют: г.

• методика концептуально-логического анализа функционирования и развития муниципального рынка качества жилищно-коммунальных услуг в среде оптимального выбора вариантов структуризации организации в управлении качеством жилищно-коммунального обслуживания;

• экономическая модель непрерывного совершенствования и развития управления качеством жилищно-коммунальных услуг в условиях ранжирования и оптимизации принятия управленческих решений;

• технология реализации механизма совершенствования и развития жилищно-коммунального предприятия, рассматриваемая как ключевое условие развития концепции управления качеством и конкурентоспособностью продукции и услуг, а также повышения качества жизни.

Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с Единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезо-и макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».

Предложенный интеграционный механизм управления качеством продукции жилищно-коммунального предприятия апробирован и принят к использованию жилищно-коммунальными предприятиями ЭМУП.

Жилкомхоз" г. Сыктывкар, Ассоциацией предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, СМУП «Жилищно-коммунальная служба» с. Зеленец Сыктывкарский район, ОАО «Водоканал» г. Усинск, НП «Тамбовская городская жилищная палата» г. Тамбов, что подтверждено справками о внедрении.

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: Международной конференции «Составляющие научно — технического прогресса» (Тамбов, 2006) — Международной конференции «Качество наукикачество жизни» (Тамбов, 2006) — Международной научно-практической конференции «Проблемы рынка труда и занятости: пути их решения» (Тамбов, 2005) — Международных научно-практических семинарах «Тенденции становления и развития информационного бизнеса в России. Проблемы качества информационных услуг» (Тамбов, 2003 — 2005 гг.), а также ежегодных научных конференциях институтов «Экономика и право» и «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета (2003;2005 гг.).

Результаты исследования использованы в учебном процессе института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета для подготовки экономистов по специальностям:

08.01.05 «Финансы и кредит», 08.05.02 «Экономика и управление», 08.05.07 «Менеджмент организации», 08.01.11 «Маркетинг», что подтверждено соответствующими справками.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в семи научных работах, общим объемом 7,2 печ. л. (авторским объемом 4,2 печ. л.) Список публикаций приведен в конце автореферата.

Структура диссертации. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач и построена по проблемно-тематическому принципу. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Традиционные методы управления жилищно-коммунальным хозяйством не дают эффективных путей достижения компромисса между доходностью и устойчивостью ЖКХ. Решение данной задачи является возможным только с использованием аппарата менеджмента качества. Насущной необходимостью является развитие теории и практики оптимального управления жилищно-коммунальным хозяйством, использующим достижения современной теории управления качеством, что позволяет обеспечить устойчивость развития ЖКХ за счет более эффективного использования имеющихся ресурсов.

Рыночные реформы в России законодательно закрепили многообразие форм собственности и регулирование связанных с ними гражданских правоотношений, сделали возможным развитие свободного предпринимательства. Субъекты экономической деятельности приобрели право распоряжаться находящимися в их собственности ресурсами. Однако смена государственной формы собственности на обширный спектр форм частной собственности в виде индивидуальной, кооперативной, корпоративной, акционерной не привела пока к ощутимому росту результативности производства в ЖКХ.

В условиях кардинального изменения внешней среды жилищно-коммунальное хозяйство сталкивается с необходимостью радикального изменения своих производственных и хозяйственных процессов. Становление цивилизованных отношений в российском обществе, развитие современной рыночной экономики нельзя себе представить без применения современных инструментов эффективного управления качеством.

Анализ современной литературы по изучаемой проблеме позволяет сделать вывод, что теоретико-методические основы и обобщение отечественного и зарубежного опыта управления качеством в жилищно-коммунальном хозяйстве находятся на этапе становления.

Исследования различных систем управления качеством позволяют сделать основной вывод, что качество жилищно-коммунальных услуг является результатом взаимодействия органов государственного управления, предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса. При этом в роли исполнителя жилищно-коммунальных услуг в сложившейся структуре жилищного фонда и системе управления и договорных отношений выступают жилищно-эксплуатационные организации, предоставляющие потребителю услуги непосредственно. Таким образом, стандарты качества жилищно-коммунальных услуг должны характеризоваться конечными параметрами услуги (продукции, работы). Потребителю безразлично, каким образом и в результате каких действий достигаются те или иные технические, экономические и статистические показатели стандарта. В то же время потребителя интересует устойчивое и стабильное качество услуг, которые предоставляются ему по договору.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Управление предприятием: Словарь-справочник — М.: Профиздат, 1990.• -336 с.
  2. Управление машиностроительным предприятием: Учеб. для машиностр. спец. вузов / С. В. Смирнов, С. Н. Ефимушкин, А. А. Колобов и др.- Под. ред. С. Г. Пуртова, С. В. Смирнова.-М.: Высш. шк., 1989. 240с.
  3. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с. — (Серия «Высшее образование»).
  4. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998. — 639 с.
  5. Dictionary of business and management. The Macmillan Press Ltd., 1990.
  6. Справочное пособие директору производственного объединения, предприятия: (Экономика, организация, планирование, управление). В 2-х т. / Под ред. Г. А. Егиазаряна, А. Д. Шеремета.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 1985.
  7. С.А. Основы теории экономического управления предприятием: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 2000. — 384 с.
  8. Рыночная экономика: 200 терминов / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. -М.: Политиздат, 1991.-224с.
  9. ПОЛИТЭКОНОМИЯ (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-синтез», 1999. — 400 с.
  10. Экономическая теория: Учеб. для вузов / под ред. Г. П. Журавлёвой, В.М.
  11. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000. 757 с.
  12. Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие.-М.- ИНФРА-М, 1996.-284с.
  13. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.).-М.: «Советская Энциклопедия», 1981.- 1600с.
  14. Современный финансово-кредитный словарь / Под общ. ред. М.Г.
  15. , П.С. Никольского. М.: ИНФРА-М, 1999. — 526 с.
  16. Е.А., Леонова Т. И., Кузьмина С. Н. Определение затрат накачество при выполнении инновационных проектов: Методические рекомендации / Министерство образования Российской Федерации. М: 2002. — 52 с. (Серия «Инновационная деятельность». Вып. 16).
  17. Словарь терминов современного предпринимательства. Под ред. проф. В. В. Морковкина. -М.: «Радикс», 1995.-432 с.
  18. A.M. Обеспечение качества продукции. М.: Издательство стандартов, 1988 г. — 120 с. (Всеобуч по качеству).
  19. Б. Робертсон. Лекции об аудите качества: Пер. с англ. / Под общей ред. Ю. П. Адлера. Изд. 2-е, испр. М.: Редакционно-информационное агентство «Стандарты и качество», 2000. — 264с., илл.
  20. В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. Ростовн н/Д: Феникс, 2000. — 256 с. — (учебники «Феникса»).
  21. Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» Модуль 5. М.: «ИНФРА-М», 1999. 312 с.
  22. Систематизированный материал по системам менеджмента качества на основе МС ИСО 9000 версии 2000 года для использования специалистами по качеству при повышении квалификации Москва 2001.
  23. Организация, планирование и управление предприятием машиностроения / И. М. Разумов, Л. А. Глаголева, М. И. Ипатов, В. П. Ермилов. -М.: Машиностроение, 1982.-544 с.
  24. Экономика предприятия / В. Я. Горфинкель, Е. М. Купряков, В. Ф. Прасолова и др.- Под ред. проф. Е. М. Купрякова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-367 с.
  25. Управление качеством: Учебник для вузов. Под ред. С. Д. Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 199 с.
  26. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000.-432 с.
  27. .И., Спиридонов С. П., Смагин М. В. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Под науч. ред. д-ра эконом, наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001. 132 с.
  28. К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ./Науч. ред. и авт. предисл. А. В. Гличев.-М.: Экономика, 1988.-215 с.
  29. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. / Стандарты и качество, 1997. № 9. С. 43−48.
  30. М.Е. Серов. Модели для TQM. СМЦ «Приоритет». 1998. 64 с.
  31. С.Н. Системы качества и конкурентоспособности продукции. -М.:РИЦ «Татьянин день», 1993. 256 с.
  32. .И. Эффективные стратегии научно-технического прогресса: парадигмы качества. Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т. 1998. 72 с.
  33. В.А., Рекшинский А. Н. Диалог консультанта с руководителем: -Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2000. 84 с.
  34. Основы современного менеджмента качества. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 208 с.
  35. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 20 001 — 304 с.
  36. Логистика: общественный пассажирский транспорт: Учебник для студентов экономических вузов / Под общ. Ред. Л. Б. Миротина. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 224 с.
  37. Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 2001. № 2.
  38. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 2003. № 3.
  39. Ю.П., Щепетова С. Е. АВС-АВВ-АВМ / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. № 5.
  40. Ю.П., Щепетова С. Е. Нужна ли нам «система экономики качества»? Неужели да? / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2001. № 12.
  41. Ю.П., Щепетова С. Е. От затрат на качество к управлению затратами / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества в системе управления. 2004. № 6.
  42. Ю.П., Щепетова С. Е. Проекты, команды, люди в системе экономики качества / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. № 3.
  43. Ю.П., Щепетова С. Е. Экономика качества как система / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества. 2002. № 5.
  44. Альперин J1.H. Премии Правительства Российской Федерации в области качества: цели, критерии и организации конкурса // Стандарты и качество. 1997. № 1. 23 с.
  45. Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции / Стандарты и качество. 1990. № 8.
  46. Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции: Метод, пособ. М: Изд-во стандартов, 1996. 101 с.
  47. Г. А. Основы стандартизации и управления качеством: учебник. Ч. 1 -3. СПб.: Изд-во СПБУЭФ. 1995.
  48. Бадалов J1.M. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика, 1982. 192 с.
  49. Г. Г. Оценка качества продукции в промышленном производстве. Мн.: Изд-во Б ГУ, 1973. 88 с.
  50. С.Ф. Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество. 1997. № 1.
  51. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Издательство стандартов, 1994. 140 с.
  52. A.M., Добрин Г. Н., Карлик А. Е. Управление затратами на промышленном предприятии: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. 85 с.
  53. С.И. Вопросы определения затрат на поддержание, стабилизацию и повышение эксплуатационных показателей качества выпускаемой продукции. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. Л.: ЛПИ 1984. 165 с.
  54. А.А. Самооценка важный инструмент в управлении качеством // Стандарты и качество. 1996. № 2.
  55. Ю.В., Сульповар Л. Б., Ломазов М. Е. Качество техники и экономика. М.: Экономика, 1973. 295 с.
  56. Британский стандарт BS 6143: 1992. «Руководство по экономике качества». Ч. 1. «Модель затрат на процесс» =BS6143: 1992. «Guide to the economist of quality». Part 1. «Process cost model». M: НТК «Трек». 1999,28 с.
  57. Британский стандарт BS 6143: 1990. «Руководство по экономике качества». Ч. 2. Модель предупреждения, оценки и отказов=В86 143: 1990. «Guide tothe economist of quality». Part 2. «Prevention, appraisal and failure model». M: НТК «Трек». 1997, 24 с.
  58. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Издательство стандартов. 1980. 184 с.
  59. В.В. Конкурентоспособность промышленной продукции // Проблемы функционирования предприятий в условиях переходной экономики. Харьков, 1997.
  60. А.П. Эффективность социалистического производства и качество продукции. М.: Мысль, 1975. 175 с.
  61. С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие / С. А. Варакуга. М.: ИНФРА-М, 2002.
  62. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М., ВНИИС, 1994, 218 с.
  63. В.Г. Правильно ли выбран путь развития российской сертификации? // Стандарты и качество. 1997. № 3.
  64. В.Г., Гамеев В. И., Акинериев Л. П. Учреждение в России премии по качеству на базе мирового опыта шаг к повышению конкурентоспособности и совершенствованию деятельности отечественных предприятий // Стандарты и качество. 1995. № 10.
  65. А.В. Системы менеджмента качества и процессный подход / А. В. Владимирцев, О. А Марцынковский., Ю. Ф. Шеханов // Методы менеджмента качества. 2001. № 2.
  66. В. Я. Как не напрасно тратить деньги / В. Я. Воробьев // Методы менеджмента качества. 2001. № 4.
  67. Дж. Бережливое производство / Дж. Вумек, Д. Джонс. М.: Альпина-Паблишер, 2004.
  68. В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  69. Н.В. Управление качеством продукции в условиях перехода крынку. СПб: Изд-во СПБУЭФ, 1994. 156 с.
  70. В.Е., Синько В. И. Организация контроля качества продукции в машиностроении. М.: Машиностроение, 1973. 232 с.
  71. .И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000.
  72. .И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов, М.В. Смагин- Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
  73. А.В. Обзор комплекта документов, входящих в систему QS-9000 // Стандарты и качество. 1997. № 6.
  74. А.В. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество. 1990. № 8, 10- 1992. № 9−11- 1993. № 1, 2- 1994. № 10, 12- 1995. № 1,3−6, 10.
  75. А.В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001.
  76. Н.П. Качество техники: экономические рычаги управления. Киев: Наукова думка, 1986. 135 с.
  77. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. 1998. 207 с.
  78. Е.А. Определение затрат на качество при выполнении инновационных проектов: Метод, реком. / Е. А. Горбашко, Т. И. Леонова, С. Н. Кузьмина / Министерство образования Российской Федерации. М.: 2002.
  79. О.П. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия Телеком, 2001.
  80. ГОСТ 15 467–79. Определение качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1980. 20 с.
  81. Л.И. Качество продукции и материальное стимулирование. М.: Экономика, 1972. 147 с.
  82. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995.
  83. А.К. Система информационного обеспечения качества стандартизации, метрологии и сертификации // Стандарты и качество. 1995. № 2.
  84. Дж.М. Качество и прибыль // Качество, торговля, экономика. М.: Изд-во стандартов, 1970.
  85. Ю.Я. Категории качества, количества и меры в историко-философском процессе. Генезис закономерности развития. Функции. М.: Наука, 1995. 159 с.
  86. Ю.Я. Категории количества и качества в трансцендентальной логике Канта и в диалектической логике Гегеля. М., 1995. 159 с.
  87. Единый Европейский рынок и новые тенденции в управлении качеством. Роль и задачи международных и европейских организаций ИСО, МЭК, ИЛАК, ЕСИС, ЕОК, ЕФУК (Аналитический обзор). М.: Изд-во ВНИИС, 1995.
  88. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Вып. 9. 1998, М.: НТК «Трек», 1999. 40 с. 95.3лобин Б. К. Экономический механизм повышения качества продукции. М.: Мысль, 1980. 239 с.
  89. И.И. Управление качеством и сертификация продукции: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб ГМТУ, 1994.
  90. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1998.215 с.
  91. Е.М., Орлов Я. Л. Карандаш оружие экономиста (качество, ассортимент, торговля). М.: Экономика, 1965. 160 с.
  92. Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действиям / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
  93. А.Е. Материалоемкость продукции. Резервы и пути снижения. Л.: Судостроение, 1991.
  94. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на качество продукции, их классификация// Стандарты и качество. 1977. № 8. С. 27 29.
  95. Е.М., Демиденко Д. С. О затратах на повышение качества продукции// Вопросы экономики. 1983. № 9. С. 67 77.
  96. В.И. Как оценить эффективность функционирования системы качества? / В. И. Карликов // Век качества. 2001. № 3.
  97. В. А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2003. № 2.
  98. Г. Б. Факторы производства и производственные функции: моделирование в условиях качественных изменений // Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе. М., 1997. С. 115 143.
  99. С. КИРСАНОВ, главный инженер Колпинского райжилагентства Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса
  100. Г., Стратгон А., Хелблинг Д. Учебник по методологии функционального учета затрат. М.: ВИП Анатех, 1998. 92 с.
  101. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM // Стандарты и качество. 1997. № 4.
  102. А.А., Финкельштейн Ю. Ю. Дискретное программирование. М.: Наука, 1966.315 с.
  103. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс и др. М.: Вильяме, 2004.
  104. В.Е. Сети Петри. М.: Наука, 1984. 216 с.
  105. Е.А. Функционально-стоимостный анализ. Концепция и перспективы / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002. № 8.
  106. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988. 165 с.
  107. С.Н., к.т.н., доц. Донсков С.В. Чекановский Ю. Л Управление качеством жилищно-коммунальных услуг. Жилье и реформы № 2(4) март 2003
  108. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: Система «директ-костинг». М.: Финансы и статистика, 1998. 129 с.
  109. В.А. Менеджмент ошибок (Имеют ли люди право на ошибку) / В. А. Лапидус. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002.
  110. В.А. Принципы менеджмента качества МС ИСО серии 9000:2000 и их проекция на российский менеджмент / В. А. Лапидус // Материалы конференции «МС ИСО серии 9000 и статистические методы (новая версия и процессный подход)». Нижний Новгород, 2001.
  111. В.А. Звезды качества// Стандарты и качество. 1997. № 7.
  112. И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И. И. Мазур. М.: Высшая школа, 2003.
  113. Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: Практикум для достижения организационного превосходства / Дж. Марш. Нижний Новгород, 2002.
  114. Международные стандарты ИСО серии 9000 и 10 000 на системы качества: Версия 1994 г., М.: Изд-во стандартов, 1995.
  115. Международный стандарт ИСО 9001: 2000. Проект системы общего руководства качеством- требования. М: ВНИИС, 1999.
  116. Международный стандарт ИСО 9004: 2000 Проект «Системы общего руководства качеством. Методические указания по осуществлению улучшений». М.: ВНИИС, 1999.
  117. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М.: Дело, 2004.
  118. .С. Государственный контроль и надзор в механизме обеспечения качества // Стандарты и качество. 1996. № 2.
  119. Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации // Стандарты и качество. 1997. № 7.
  120. С.В. Экспертные оценки затрат на качество на предприятиях Тамбовской области / С. В. Мищенко, С. В. Пономарев, Б. И. Герасимов, О. С. Пономарева // Стандарты и качество. 2001. № 7.
  121. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.296 с
  122. А.И. Теория экономического анализа. Проблемы и решения, М.: Финансы и статистика, 1988.
  123. П.П., Попова Т. Д. Учет затрат на улучшение качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1986. 104с.
  124. С.Г. Типы предприятий и их экономическое объединение в условиях рынка. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  125. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособ. / В. Ю. Огвоздин. М.: Дело и Сервис, 2002.
  126. С.В. Оценка качества услуг при обязательной сертификации // Стандарты и качество. 1996. № 7.
  127. В.В. Всеобщее управление качеством: учебник. В 4 кн. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  128. В.В. Территориальный орган Госстандарта России в рыночных условиях // Стандарты и качество. 1995. № 3.
  129. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  130. Оценка инвестиций в повышение качества продукции / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика: Метод, пособ. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998. 44 с.
  131. Оценка соответствия в Европейском союзе // Стандарты и качество. 1997. № 1.
  132. А.Б., Лукашин А. Я. Управление качеством продукции: организационно-экономические проблемы. М.: Экономика, 1986. 165 с.
  133. И.А., Стайглиц В. И. Комбинаторная оптимизация. Алгоритмы и сложность, М.: Мир, 1984. 516 с.
  134. Н.С. Качество продукции и растущие потребности общества. М.: Экономика, 1982. 200 с.
  135. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  136. И.И. Управление качеством на предприятии. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. 172 с.
  137. В.И. Регистр систем качества и его нормативно-методическая основа // Стандарты и качество. 1996. № 10.
  138. Н.Ф. Общественная полезность социалистического продукта. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. 155 с.
  139. В.В. Управление качеством. Новосибирск, 1996.
  140. В.А. Математическая модель воздействия методики анализа на экономический эффект контролируемого производства // Заводская лаборатория. 1995. № 8.
  141. К.М., Скрипко Л. Я. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты качества. 1988. № 8. С. 51 54.
  142. Региональный книжный рынок. Методика анализа / Под общ. Ред. А. А. Голикова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 82 с.
  143. Н.К. Управление качеством / Н. К. Розова. СПб.: Питер, 2002.
  144. Система стандартизации ГОСТ Р. Основные положения. Порядок проведения сертификации продукции. М.: Изд-во стандартов, 1996.
  145. Л.Е. Методология оценивания затрат на качество / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. 2001. № 1.
  146. Л.Е. Финансовый менеджмент качества: мифы и реальность / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. 2002. № 10.
  147. В.И. Качество и цена новой техники / Науч. ред. А. Н. Шклярик. Мн.: Наука и техника, 1982. 104 с.
  148. В.Д., Люткевич Д. М. Совершенствование планирования и учета затрат на качество продукции. Киев: Украинский НИИ НТИ, 1983. 45 с.
  149. Тупикин В. А и.о. директора департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства тезисы доклада."0 комплексе мер по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
  150. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  151. А. Контроль качества продукции / Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1986.471 с.
  152. Дж. Управление качеством в американских корпорациях / Сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 272 с.
  153. И.И. Конкурентная борьба предприятий это соревнование систем управления качеством // Стандарты и качество. 1996. № 12.
  154. А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 2002. № 2.
  155. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. СПб.: ЗАО «БизнесМикро», 1999. 288 с.
  156. В.Е. К вопросу определения результативности и эффективности СМК / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2004. № 6.
  157. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. 1997. № 6.
  158. В.М. Исследование затрат на контроль качества на этапе производства как основа для их оптимизации. Дисс. на соискание ученой ст. канд. экон. наук. Л.: ЛПИ, 1978. 154 с.
  159. Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования / Дж. Шоттмиллер // Методы менеджмента качества. 2003. № 2.
  160. Ю.Б. Рахлин К. М. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество, 1997. № 3.
  161. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. 3-е изд., пераб. и доп. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.1. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  162. АУДИТ (ПРОВЕРКА) КАЧЕСТВА систематическое и независимое испытание и оценивание соответствия деятельности по обеспечению качества и ее результатов плановым мероприятиям, эффективности их внедрения и достижения ими целей 17.
  163. БРАК изделия, товары, изготовленные с нарушением стандартов или отступлением от них, а также изъян, недостаток, обусловленные таким нарушением или отступлением. Брак товаров и изделий устанавливается с помощью бракеража 15.
  164. ВАЛИДАЦИЯ подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного предполагаемого применения, выполнены 20.
  165. ВЕРИФИКАЦИЯ подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что выходные данные процесса проектирования и разработки соответствуют входным данным этого процесса 20.
  166. ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ это изделия, обработка которых завершена на данном предприятии и которые приняты техническим контролем 6.
  167. ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА (ДУК) максимальный процент несоответствующей (бракованной) продукции в партии или серии, который привыборочной приемке может рассматриваться в среднем как удовлетворительный 17.
  168. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ процедура, посредством которой устанавливают соответствие представленной на сертификацию продукции требованиям, предъявляемым к данному виду (типу) продукции, требования устанавливаются в НТД, в информации о продукции 4.
  169. ИННОВАЦИИ нововведения в области техники, технологии и организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности 14.
  170. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ применение все более эффективных средств производства и более совершенных форм организации труда и технологий, основанных на достижениях научно-технического прогресса (НТП) 10.
  171. ИНФОРМАЦИЯ необходимое отраженное разнообразие. Необходимое -степень описания системы. Отраженное — отражающее содержание, структуру, связи и способ принятия решения 3.
  172. ИСПЫТАНИЕ, ПРОВЕРКА, ТЕСТИРОВАНИЕ определение способности изделия отвечать соответствующим требованиям при различных физических, химических, механических воздействиях в разных условиях эксплуатации и под влиянием окружающей среды 17.
  173. КАЧЕСТВО совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности 14.
  174. КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ совокупность полезных свойств продуктатруда, обусловливающих его способность служить удовлетворению определённых потребностей человека и общества 22.
  175. КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ совокупность характеристик процесса и условий обслуживания обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя 4.
  176. КАЧЕСТВО УСЛУГИ совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя 4.
  177. КВАЛИМЕТРИЯ наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуг 4.
  178. КВАЛИФИКАЦИЯ статус, приданный организации или лицу, продемонстрировавшим соответствие установленным требованиям, а также сам процесс получения этого статуса 17.
  179. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям 6.
  180. КОНЦЕПЦИЯ система взглядов, способ понимания каких-либо явлений, процессов, основополагающая идея какой-либо теории.
  181. КРЕДО убеждения, взгляды, основы мировоззрения 12.
  182. КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА это комплексное понятие, включающее: технико-организационную культуру предприятия, культуру труда и личную культуру работающих 6.
  183. МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ИСО (МС ИСО) нормативный документ, принятый Международной организацией по стандартизации. Разработка стандартов ИСО осуществляется техническими комитетами ИСО 4.
  184. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ это способы и приёмы управленческой деятельности, с помощью которых работа производственного коллектива предприятия и его членов направляется на достижение целей, стоящих перед объектом управления 2.
  185. МОДЕЛИРОВАНИЕ исследование объектов познания на моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений, а также предполагаемых (конструируемых) объектов 7.
  186. НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА постоянное прослеживание и проверка состояния процедур, методов, условий, изделий, процессов и услуг- анализ отчетов с точки зрения установленных рекомендаций дляобеспечения выполнения требований к качеству 17.
  187. НЕСООТВЕТСТВИЕ невыполнение установленных требований. Настоящее определение включает отсутствие одной характеристики качества или нескольких, либо элементов системы качества, либо их отклонение от установленных требований 14.
  188. ПАРАДИГМА теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
  189. ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях — от определения потребностей до оценки их удовлетворения (1. Маркетинг, поиски и изучение рынка
  190. Проектирование и/или разработка технических требований, разработка продукции
  191. ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации. Показатели качества могут быть единичными и комплексными 18.
  192. ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА всеохватывающие намерения и направления деятельности организации в отношении качества, официально выраженные высшим руководством 17.
  193. ПРИОРИТЕТ КАЧЕСТВА практика показывает, что выживают тетехнические, социально-экономические системы, которые из всех факторов функционирования и развития отдают приоритет качеству различных объектов (подсистем) 3.
  194. РЕЗЕРВ источник, откуда черпаются новые средства, силы 12.
  195. САМОКОНТРОЛЬ контроль выполненной работы ее исполнителем в соответствии с установленными правилами. Результаты самоконтроля могут использоваться для управления процессом 4.
  196. СЕРВИСНЫЙ ПОТОК представляет собой пассажирские услуги, оказываемые предприятиями общественного транспорта пассажирам для их перемещения во времени и пространстве 34.
  197. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки5.
  198. УДОБСТВО ТРАНСПОРТА удобство в системе опре деляется исходя из гетерогенных факторов, технической оснащенности, технологичности, уровня организации и управления, влияющих на состояние пассажиров в течение поездки 34.
  199. УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА мероприятия, предпринимаемые в организации с целью повышеЕшя эффективности деятельности и процессов для получения выгоды не только для организации, но и для потребителей ее продукции 18.
  200. УРОВЕНЬ ТРАНСПОРТНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ показывает, какая часть граждан живет вне зоны нормативной доступности 34.
  201. ФЕНОМЕН 1) Необычный, исключительный факт. 2) явление, данное нам в опыте, чувственном познании 12.
  202. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ наука, выполняющая функцию критики чувств познания 12.
  203. ФОНД УДЕЛЬНОГО ПОТЕРЯННОГО ВРЕМЕНИ полная потеря времени, потраченного на транспортное обслуживание, позволяет оценить социальную полноценность общественного транспорта 34.
Заполнить форму текущей работой