Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие речи учащихся в процессе обучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вследствие неразвитости языка учащихся возникают противоречия. Первое из них состоит в необходимости формирования химического знания и использования учащимися научного языка, а они недостаточно владеют родным языком. Второе противоречие состоит в необходимости развивать умственные способности учащихся, а они отстают в коммуникативном отношении. Показанные противоречия составляют «замкнутый» круг… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеС
  • Глава 1. Речь как важный фактор в жизни человека
    • 1. Физиология речи и мышления С
    • 2. Речь и мышление С
  • Глава 2. Проблемы развития речи в психологической, педагогической и методической литературе
    • 3. Проблемы развития речи в лингвистической и педагогической литературе С
    • 4. Функции речи школьников в исследованияхС. психологов
    • 5. Отражение проблемы развития речи в методике химии в опыте учителейС
    • 6. Методы совершенствования речи на уроках химииС
  • Глава 3. Совершенствование речи как элемента развития школьников
    • 7. Экспериментальная методика совершенствования речи и развития школьниковС
    • 8. Экспериментальная проверка эффективности экспериментальной методикиС
  • ВыводыС

Развитие речи учащихся в процессе обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для развития языка и культуры речи в процессе обучения химии важным является взаимопроникновение его химической и общекультурной составляющих. Грамотная речь — это отражение четко сформулированных мыслей человека. Практика показывает, что не каждый ученик умеет говорить связно, логично, последовательно. Педагоги сталкиваются на уроках химии с ситуацией, когда обучающиеся не могут дать развернутый ответ, комментировать полученные результаты эксперимента, не могут сформулировать вопрос по тексту или задаче и т. п. Неумение высказать мысль, сформулировать вопрос показывает неразвитость школьников, неспособностью осуществлять мыслительные операции.

Наряду с родным языком, при изучении химии учащиеся встречаются и с языком науки, то есть особым языком, с помощью которого объясняются химические факты, явления и т. п.

Изучение развития речи на уроках химии как проблемы современного образования, мы не встречали в научных работах по химии. В своей книге по методике химии Г. М. Чернобельская обращает внимание на развитие монологической речи учащихся. А. Г. Иодко и Е. О. Емельянова в своих исследованиях познавательной деятельности учащихся предлагают задания на развитие речи и мышления. А. В. Волков в своих статьях рассматривает рассуждения как форму мышления и речи. А. А. Журин в книге «Задания и упражнения по химии» предлагает задания, которые можно использовать для развития речи и мышления учащихся. Однако цельная система развития речи учащихся в процессе изучения химии отсутствует. Проблемы, связанные с развитием речи учащихся, в методике химии не поднимались. Между тем, совершенствование речи может являться средством как повышения коммуникативной культуры школьников, так и умственного развития их в целом.

Вследствие неразвитости языка учащихся возникают противоречия. Первое из них состоит в необходимости формирования химического знания и использования учащимися научного языка, а они недостаточно владеют родным языком. Второе противоречие состоит в необходимости развивать умственные способности учащихся, а они отстают в коммуникативном отношении. Показанные противоречия составляют «замкнутый» круг: невозможно повысить коммуникативную культуру без собственно развития школьников и наоборот, развитие учащихся находится в прямой зависимости от коммуникативной культуры. Решение данных противоречий можно осуществить, лишь разорвав этот «замкнутый» круг.

Важность следствий развития речи учащихся показывает актуальность проблемы исследования. Поэтому, мы считаем, что развитие речи школьников при обучении химии — одна из важных и актуальных проблем методики.

Проблема исследования: вытекает из противоречия между углублением теоретического уровня содержания курса химии, с одной стороны, и недостаточным развитием речи ученика, как показателя его общего развития, с другой стороны.

Цель исследования: развитие учащихся на основе формирования рече-мыслительных умений в процессе обучения химии в средней школе.

Объект исследования: преподавание химии в 8 — 11 классах средней школы.

Предмет исследования состоит в развитии речи учащихся, как основы их коммуникации, которая способствует лучшему восприятию и осознанию содержания школьного курса химии.

Гипотеза исследования: процесс обучения химии может более полно* способствовать усвоению знаний учащихся по химии и развитию их интереса к предмету, если в нем будут шире использованы методы развития речемыслительных способностей.

Задачи исследования: 1) провести анализ лингвистической, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2) изучить состояние проблемы в работе школ;

3) разработать методику развития речи учащихся при изучении курса химии;

4) провести педагогический эксперимент, раскрывающий эффективность предлагаемой методики, для совершенствования знаний и повышения интереса школьников к учебному предмету.

Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме развития речи учащихсяЭмпирические: наблюдения, опрос, беседа, анкетированиеМетоды обработки результатов исследования: анализ результатов исследования, графическая обработка.

Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) разработаны критерии по определению уровня развития речи учащихся, к ним относятся: показатель достижений учащегося, который выражается в форме рейтинга успеваемостипоказатель сотрудничества и показатель влияния, которые связаны с коммуникативными способностями учащегося и его участием в групповой работе- 2) разработаны критерии для характеристики деятельности учителя по развитию речи учащихся: информационный, операционный и мотивационно-отношенческий- 3) также составлена модель методов, которые способствуют развитию речи учащихся на уроках химии.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что показана роль языка для усвоения научной дисциплины, раскрыта зависимость успешного изучения химии, языка науки от умения учащимися применять научный язык, мыслить научными понятиями.

Полученные результаты могут быть использованы для развития речи учащихся в методиках других естественнонаучных дисциплин, которые имеют свой научный язык.

Практическая значимость исследования: предложено методическое обеспечение по развитию речи учащихся в процессе обучения химии.

К нему относятся: 1) классификация заданий и перечень вопросов для обсуждения с учащимися- 2) модель самоанализа урока химии для учителя, в которой предложены средства для развития речи учащихся на разных этапах урока- 3) схемы рассуждения для учащихся при устном ответе и при проведении эксперимента- 4) план для учащихся по составлению логических схем параграфов- 5) рабочая карта для самооценки и оценки работы учащегося в группе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием совокупности теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих целям и задачам решаемой проблемы, широким охватом учащихся — участников эксперимента, оценкой результатов экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования проводилась непрерывно по мере их получения. Направления исследования и отдельные его результаты обсуждались на научно — практических конференциях аспирантов и студентов (МГОУ 2005, 2006, 2007 г.). Внедрение результатов исследования проводилось путем публикаций статей. Результаты исследования использованы в практике работы школ г. Одинцово и Одинцовского района Московской области, а также при проведении открытых уроков и лекций для учителей в рамках Московской областной педагогической Ассамблеи (2008 г.).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Использование методики по развитию речи в процессе обучения химии способствует расширению кругозора учащихся, общему их развитию и повышению интереса к изучению химии.

2. Развитие умения рассуждать и задавать вопросы, способствует реализации взаимосвязи речи и мышления, что является основой повышения мыслительных способностей школьников, а вместе с этим и качества знаний.

Выводы.

1. Анализ лингвистической, педагогической, психологической и методической литературы показал что, не смотря на созданные методики, теории, в которых происходит развитие индивидуальных способностей учащихся, в том числе речи, культуры общения, необходимо продолжать исследования этих процессов школьников.

2. Выявлены основные психологические и педагогические проблемы, затрудняющие ответы учащихся на уроках. Предложенная методика по развитию речи позволила частично решить эти проблемы.

3. Овладение родным языком (метаязыком) происходит «снизу вверх» -от словообразования и других элементарных механизмов к высшим уровням языка и только потом к произвольности, к сознательному использованию знаковых единиц.

4. Овладение вторым языком (языком химии — объектным) происходит наоборот, «сверху вниз», т. е. начиная с сознательных операций над языком, через произвольный выбор языковых средств к автоматизации речи. Умение учащимися применять язык науки, мыслить научными понятиями повышает уровень знаний по химии.

5. При решении задач на уроках химии словесные рассуждения опираются на яркие образы (наглядно-образное мышление). В то же время, решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений, абстрактно-логического мышления.

6. Разработана методика развития речи учащихся при изучении курса химии. В её основу положены методы, у которых разные основания и приемы.

7. Фактологический материал химии является основой для построения заданий на осуществление классификации, поиск закономерностей, на использование фактов для рассуждений и как аргументов в ходе доказательства.

8. На любом уроке химии можно создавать психологический комфорт и возможность свободного высказывания собственного мнения каждому ученику. Педагог для развития речи, культуры общения должен побудить учащихся к участию в диалоге, полилоге, предоставив материал для анализа, обсуждения, обобщения. Логика рассуждений в химии тесным образом связана с языком, с его коммуникативными функциями.

9. Химический эксперимент используется как источник фактов для рассуждений, умозаключений или доказательств. В одном случае результаты наблюдения выступают как исходные суждения для выводаво втором — как аргументы.

10. Проведенный педагогический эксперимент, показал эффективность предлагаемой методики для совершенствования речевых способностей учащихся, её положительное влияние на качество и усвоения знаний по химии и развитие познавательного интереса школьников к ней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е. Психическая регуляция нравственно-делового общения подростков. — М.: МГОПИ, 2001. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  2. Н.Г. Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. М.: МГОПИ, 1996. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  3. .Б. Теория обучения: схемы и тесты. М.: Владос- Пресс, -2002.-С.176.
  4. А.А. Исследование эффективности приемов постановки вопросов при обучении русской речи учащихся национальных школ. М.: МГОПУ, 1981. Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  5. Е.С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе. — М.: 2001. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
  6. А.Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось — 89 — 2006 — С. 192.
  7. Н.С. Химия. 8 класс. -М.: Просвещение. 1999. — С. 207.
  8. А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл — 2000. -С. 255.
  9. В.Ф. Логика М.: Госполитиздат — 1947. — С.386.
  10. Ш. А. Школа жизни. Минск: Университетское изд — во. — 1990.-С.560.
  11. Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценки учения школьников. М.: Педагогика. — 1984 — С. 112.
  12. Аристотель. Риторика. М.: Азбука. — 2000. — С. 350.
  13. Афанасьев Б. Г Человек как предмет познания.//Избранные психологические труды в 2 томах. М. — 1980, т.1, С. 365.
  14. П.О. Родной язык в комплексной системе преподавания. -М.: Педагогика С. 78.
  15. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение. — 1988. — С. 311.
  16. И.Н. Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — С. 146.
  17. Е.В. Современные технологии обучения химии. М.: Центрхимпресс. — 2004. — С. 144.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика — 1989 — С. 136.
  19. B.C. Поэтика и культура. М.: Прогресс. — 1991. — С. 176.
  20. Е.Р. Создание на уроке проблемной ситуации с помощью контексной задачи. // Образование в современной школе. 2003. — № 11. -С. 23 -25.
  21. А.А. О качествах личности великих и выдающихся людей как ориентир для воспитания молодежи. //Мир образования — образование в мире. 2004. — № 1/13. — С. 5 — 12.
  22. А.А. Общая психодидактика. СПб: Речь. — 2000. — С. 438.
  23. А.К. Урок как диалог общение. // Химия в школе. — 1994. -№ 1. — С.22 —25.
  24. Э. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. М.: ACT. -2003.-С.720.
  25. С.В. Особенности детской речи и возможности её использования на уроках русского языка. // Начальная школа. — 2001. № 5. — С.52 — 56.
  26. Л.П. Деятельность как объект социальной психологии.// Мето дологические проблемы социальной психологии. 1975. — № 3. — с. 34 -36.
  27. Т. Научите себя думать. Минск: Попурри, 2004. — С. 46.
  28. А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. М.: Русский язык. — 1976. — С. 198.
  29. Г. Н., Литвинская И. Г. Краевой инновационный комплекс по созданию новой образовательной практики. Коллективный способ обучения. Красноярск. — 1996. — № 3. — С. 17−23.
  30. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: ИЦ ПКПС. — 1999. — С. 43.
  31. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: из-во Академии Наук СССР 1963. — С. 256.
  32. Витгейнштейн JL Логико философский трактат. — М.: Наука.- 1958. -С.133.
  33. Т.М. Развитие речи учащихся в процессе изучения учащимися отыменных наречий, образованных префиксально-суффиксальным способом. М.: МОПИ, 1984. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  34. .С. Психология общения в раннем возрасте. — СПб.: Питер. — 2006. С. 272.
  35. И.П. Цель одна дорог много. — М.: Просвещение — 1990 — С. 75.
  36. Н.П., Галыгина И. В. К вопросу о педагогических технологиях и системах обучения. // Химия в школе. 2002. — № 2. — С. 16 -18.
  37. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: Лабиринт -1999г. — 275 с.
  38. Х.Г. Что есть истина? //Логос. 1991. — № 1. — С. 30 — 37.
  39. Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. — М.: Владос. — 2006.-С.301.
  40. Л.Н. Формирование потребности в общении со сверстникамиу детей раннего возраста.//Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 46 — 58.
  41. И.Р. Текст как объект лингвистический исследований. — М.: Наука.-1981.- С. 139.
  42. П.Я. К вопросу о внутренней речи. // Доклады АПН РСФСР. 1957. -№ 4. — С. 25−31.
  43. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2001. — С.314.
  44. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство — Пресс. -2004.-С. 472.
  45. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука — 2005. — т.2 — С. 604.
  46. Т.Н., Иванова Е.Б Метод смысловых структур в учебном процессе. // Химия в школе. 2006 г. — № 7 — с. 45- 47.
  47. Е.Ф. Развитие мышления учащихся при изучении школьного курса истории. М.: ПРОПИ, 1955. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  48. В.Н. Как организовать работу учащихся на экскурсии. // Химия в школе. 2000 — № 8.- С. 77 — 80.
  49. Г. И. Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. //Организация урока в передовых школах Липецкой области. 1962. — С. 78 — 103.
  50. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования, теория и практика. / Под ред. Леднева B.C., Никандрова Н. Д., Рыжакова М. В. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК». 2002.
  51. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Издательство Ленинградского университета. — 1988. — С. 94.
  52. А.А. и Древе Ю.Г. Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос — 2000 г. — С. 255.
  53. В.В. Организационные формы обучения и уроков. // Химия в школе. 2002. — № 4. — С. 26.
  54. В. О мышлении и речи. Избранные труды по языкознанию. -М.: Прогресс. 1984. — С.397.
  55. JI. Г. Задачи и упражнения по химии для техникумов. М.: Высшая школа. 1997. — С.384.
  56. В.В. О понятии развивающего обучения. // Педагогика. — 1995. -№ 1.-С. 32−37.
  57. Д. Сборник избранных работ по атомистике. Л.: Химтехиздат. — 1940 — перевод с анг. Кедрова Б.
  58. Л.В. Проблемы развития инициативности учащихся. // Химия в школе. 2006.- № 10. — c. l 1 — 14.
  59. Д.В. Диалог и диалектика. М.1993. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук.
  60. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 2000. — С. 423.
  61. Д.Ю. О формировании познавательной деятельности при изучении понятия «вещество». // Химия в школе. — 2004. № 10. — С. 23 -29.
  62. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика. — 1989 — С. 89.
  63. В.К. Еще раз о коллективных учебных занятиях. //Народное образование. № 1 — 1992. — С. 42 — 47.
  64. Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся. // Химия в школе. — 2001. № 5. — С. 23−25.
  65. Е.О. Познавательная деятельность учащихся в процессе обучения химии. М., 2005. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук.
  66. Е.О., Волков А. В. Теоретическая модель целостного процесса формирования умения учащихся рассуждать. // Химия в школе. — 2001. № 3. — С.18 — 24.
  67. Е.О., Иодко А. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии. М.: Школьная пресса, 2002. — С. 58.
  68. С.Н. Активизация учащихся на уроке контрольного диктанта.- М. 1967, учёные записки МГПИ им. В .И. Ленина «Речь учащихся и ее развитие на уроках русского языка». — № 268. — С. 225 -232.
  69. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Политиздат. -1982.- С. 250.
  70. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания. 1964. — № 6. — С. 24 — 38.
  71. Жинкин Н. И Язык речь — творчество. — М.: Лабиринт. — 1998. — С. 340.
  72. С.М. Философия языкового воздействия. — Барнаул: изд-во АГАУ. 2003. — С.35 — 38.
  73. А.А. Принципы отбора информации СМИ для использования на уроках химии. //Химия. Методика преподавания. 2005. — № 7. — С. 7 -14.
  74. А.А. Задания и упражнения по химии. М.: Школьная пресса. -2005.-С.127.
  75. С. Ф. Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение. В 2 ч.1. М.: Логос, 1992.
  76. Зак А. З. Развитие теории мышления у младших школьников. М.: Наука.-1984.-С. 117.
  77. Л.В. К вопросу о соотношении обучения и развития. //Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 26 — 37.
  78. И.А. Педагогическая психология. — Ростов — на — Дону: Феникс. 1987. — С. 480 .
  79. Д.Д. Некоторые проблемы структуры школьного учебника. // Проблемы учебника по биологии в средней школе: Сб. науч. статей / Под ред. Д. И. Трайтака. -М.: Просвещение. 1975.
  80. М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978. — С. 15 — 19, 38.
  81. М.В., Иванова Б. В. Совершенствование организации учебной деятельности школьников на уроках химии. — М.: Просвещение. 1989. — С. 47−62,87−143.
  82. Ф. Очерк истории философии. — СПб.: Питер. — 1990. — 12 изд. -т.5 С. 335.
  83. Е.Н. Рождение урока. М.: Просвещение. — 1986. — С. 47.
  84. Е.Н. Умения и навыки: нерешенные вопросы.// Вопросы психологии. 1986. — № 2, С. 12−16.
  85. А.Г., Емельянова Е. О., Волков А. В. Система заданий для развития умения рассуждать. // Химия в школе. 2000. — № 7. — С.11 — 19.
  86. А.Г., Емельянова Е. О., Волков А. В. Учим учащихся рассуждать. // Химия в школе. 2000. — № 6 — С. 10 — 15.
  87. .Ю. Дидактические игры на начальном этапе обучения. //Химия в школе, 2006. № 10. — с.48 — 49.
  88. В.А. Основы философии. М.: Логос, 2000. — С.288.
  89. Канн Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования.// Вопросы психологии. — 1985. — № 4, с. 45 — 49.
  90. И. Трактаты и письма. М.: Наука. — 1980 — С. 484.
  91. .И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5−7 классы. Книга для учителя. М.: Линка -Пресс. -1994.-С. 342.
  92. Д.М. Методы обучения химии в средней школе. — М.: Просвещение, 1970. — С. 611.
  93. Г. А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д.Ушинского. // Начальная школа. 2001 .-№ 10. — С. 28 — 32.
  94. Н.Б. Химия в таблицах 8 класс. М.: Издат-школа. -1998.-С.90.
  95. А.Н. Методы и средства сокращения избыточности речевого сигнала в информационно- вычислительных системах. //Труды X Международного симпозиума «Модульные компьютерные системы и сети». СПб. — 1993.
  96. А.В. Философия диалога и ее роль в современных концепциях образования. М.: Институт философии РАН, 1998. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата философских наук.
  97. Я.А. Педагогическое наследие. — М.: Просвещение 1987.1. С. 206.
  98. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение- 1989. -С.255.
  99. Н.И. Логический словарь. М., Наука, 1971. — С.344.
  100. О.Ю., Чернобельская Г. М. Об использовании методики опережающего обучения. // Химия в школе. 2005. — № 9. — С.58.
  101. М.М. Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. — СПб., 2000. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  102. Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении.
  103. СПб: Образование, 1995. -С.50.
  104. Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. — М.: Просвещение. 1989. — С. 17 — 23.
  105. А.П. Развитие мышления учащихся средней школы на уроках естествознания. М.: ПРОПИ, 1955. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  106. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение. — 1989. — С. 127.
  107. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика. — 1975. — С.256.
  108. О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа. // Начальная школа. 2001. — № 5. — С. 47, 50 -51.
  109. Леонтьев А. АЛсихология общения. М.: Смысл -1997.- С. 365.
  110. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Комкнига. -2005.-С.213.
  111. .Т. Педагогика (курс лекций). М.: Юрайт. — 1998. — С. 607.
  112. М.В. Полное собрание сочинений. О воспитании и образовании т.1 — М.: Педагогика. — 1991. — С.344.
  113. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука. — 1984. — С. 230.
  114. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия. — 1987. — С.384.
  115. А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: изд-во АН СССР. — 1950.-С. 250.
  116. С.Н. Когда легко учиться. М.: Педагогика. — 1985. -С.175.
  117. С.Н. Методом опережающего обучения. — М.: Просвещение. 1988. — С. 192.
  118. М.Р. Культура речи. // Начальная школа. 2002. -№ 1. — С.14 -26.
  119. М.Р. Тенденции развития речи учащихся. М.: Просвещение. -1978.-С. 82.
  120. А.С. Книга для родителей. Саратов: Саратовское книжное издательство. — 1977. — С.336.
  121. Д.К. Мотивация и деятельность. — Новосибирск: Рефлбук -Ваклер. 1999. — С. 304.
  122. С.А. Использование расчетных задач для осуществления гуманизации обучения химии. — М.: Mill У, 2005 / Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. педагогич. наук./
  123. П.А. Лингвистическое обоснование критериев и норм оценки умений и навыков устной речи при обучении русскому языку в армянской школе. Ереван, 1983. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  124. Е.Е. Химия. 8 класс. М.: Школьная пресса.- 2001. — С. 190.
  125. Н.А. Проблемы учения и развития. //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика. — 1978.- С. 224.
  126. . А.Ф. Краткая риторика или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. // Русская риторика: хрестоматия- М.: Просвещение. 1996. — С. 112.
  127. К.А. Как должен строиться урок? //Народное образование. 1959. -№ 10.-С. 64−71.
  128. К.А. Комплексное усвоение материала. — Воронеж: изд-во Воронежского государственного педагогического института. — 1970. т. 9. -С. 93−151.
  129. А.В. Социальная педагогика. М.: Academa, 2002. — С. 156.
  130. Ю.И., Мусаева Э. Б. Таблицы и схемы при изучении органической химии. // Химия в школе. 2000: — № 6 — С. 51 — 55.
  131. В.Н. Личность и неврозы. Проблема отношений человека и ее место в психологии.// Вопросы психологии. 1957. — № 5. — С. 24 — 36.
  132. Л.К. О роли речевых кинестезий в письме. // Советская педагогика. 1952. — № 6. — С.51 — 56.
  133. М.Н. Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе. М., 2003. // Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  134. Р.С. Психология. М.: Владос, 2003. — С. 608.
  135. О.А. Функционально смысловые типы речи. — Улан — Удэ, 1974 —С.262.
  136. В.В. Эстетика языка и речи. — JL: Знание. -1979. С. 38.
  137. Ф. История новой философии. Л.: Знание. — 1989 — т.1.- С. 232.
  138. Ю. Е., Заречнюк О. С. Применение опорных схем при решении расчетных задач // Химия в школе, 1991, № 5. С. 31—33.
  139. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь. М.: Российская академия наук, 2002. — С. 917.
  140. В.Б. Практическая психология для учителей. М.: Онега. -1994.-С.272.
  141. Ю. Г., Мозолевская Л. В. Применение схем при обобщающем повторении неорганической химии. // Химия в школе, 1990, № 2. С. 30— 32.
  142. К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего школьного возраста— М.: Министерство Просвещения, 1955. //Диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
  143. Г. Как Гертруда учит своих детей // Избр. педагогич. соч. в двух томах. т. 2.— М.: Республика. — 1981 — С. 338.
  144. А.П. Собрание сочинений. М. — 1984i — том 1. — С. 488.
  145. И.П. Педагогика. М.: Владос, 2002, книга 1. — С.572.
  146. Л.И. Русская хрестоматия. ч. 3. — кн. 1. — типография Е. Г. Потапова. — С. 542.
  147. И.А. Когда уроки обучают и воспитывают // Нар. образование. 1964. -№ 11.- С. 14−20.
  148. Е.С. Реформа российского образования и проблема общечеловеческих ценностей. // Россия и проблемы глобализации: Мат. III региональной научной конференции. — Н. Новгород: НКИ. 2002.
  149. А.А. Полное собрание трудов: мысль и язык. М.: Лабиринт. -1999.-С. 300.
  150. Программа для общеобразовательных учреждений. Химия: 8−11 классы. -М.: Дрофа. 2005.- С. 27.
  151. П.С. Пособие по развитию речи. — М.: Просвещение, 1993.- С. 287.
  152. Равен Д. Компетентность в современном обществе: развитие и реалии. М.: Когито — Центр. — 2002. — С.197.
  153. А.Г. Содиалог как орудие ликбеза. //Революция и культура. -1930. -№ 15.-С. 7- 12.
  154. Е.И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: Педагогика. 1998. — С. 34.
  155. Д.Э., Голуб И. Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. М.: Айрис — Пресс, Рольф. — 2001. — С.208.
  156. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. — 2000. -С.720.
  157. В.Ф. О работе над текстом выступления рассуждения. // Химия в школе. — 2000. — №: — С. 15 — 17.
  158. В.Г. Организация интеллектуально-творческих игр учащихся. // Химия в школе. 2000. — № 6. — С. 75 — 79.
  159. Е.П. Современные открытые уроки химии 8 — 9 классы. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2002. — С. 52.
  160. И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. М.: изд-во Академии Наук. — 1961.- т. 1. — С. 128
  161. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -М.: изд. Центр «Академия». 2002. -С. 232.
  162. О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи. М.: Просвещение. — 1996. — С.5 — 20, 49 -73, 80 — 84.
  163. А.С. Заметки об идее коллективного обучения. /ЛГРИЗ — 1990. -т. 1 № 2 — С. 14−36.
  164. А.Н. Внутренняя речь при наглядном мышлении. М.: ЛКИ. -С. 256.
  165. О.Е. Технология педагогических мастерских: развитие творческих способностей учащихся. //Химия в школе. 2001. — № 7. — С. 14 -18.
  166. A.M. Тренинговые задания как средство развития мышления учащихся. // Химия в школе. 2001. — № 5. — С.26 — 30.
  167. Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-672 с.
  168. A.M. Индивидуальный язык как фактор формирования личности. // Учитель. — 2001. № 5. — С.77.
  169. И. И., Гоголевская Н. И. Важнейшие классы неорганических соединений. Опорные схемы-таблицы по химии. — М.: Школа-Пресс, 1997. 34 с.
  170. Р.П., Софронов С. В. Задания для самостоятельной работы по химии. -М.: Просвещение, 1993. 41 е.
  171. Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения. // Химия в школе. — 1998. — № 7. С. 13—16.
  172. И. М.Обучение химии. СПб.: Каро — 2002- С. 208.
  173. П. Самоучитель общения. СПб.: Питер, 2001. — С.5 — 6, 23 -24.
  174. Е.В. Педагогические технологии: адаптивная система обучения. // Химия в школе. 1998. — № 6. С. 25—27.
  175. К. Д. О первоначальном преподавании русского языка // Собрание соч., т. 5. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949 С.335
  176. К. Д. Родное слово // Собр. соч., т. 2.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948, с. 563.
  177. О.В. Химическая символика как средство развития творческой деятельности школьников. — СПб., 2000. /Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -С. 17.
  178. А.И. Главная проблема дефицит общения. // Химия в школе, 1994, № 5, С. 29 — 30.
  179. В.К. Парадоксы детской речи: опыт слов.- Белгород: изд-во Белгородского гос. пед. института. 1995 г.- С. 152.
  180. М. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука. — 1972. — С.472.
  181. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: ПЦ «Эксперимент». — 1997 — С. 278.
  182. Т. Язык и мозг: прав ли Дарвин? // Научный альманах под редакцией А.Гордона. 2003. -№ 01. — С. 149 — 159.
  183. Г. М. Методика обучения химии. — М.: Гуманитарный изд. центр «Владос» -2000 — С. 336.
  184. Г. М. Что происходит с методами обучения химии. //Химия в школе. 1997. № 5. с. 6 — 8
  185. И.Н. Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии. М.: Просвещение. — 1990. — С. 191.
  186. Ф.К. Когда возникает вопрос. // Химия в школе. — 2001. -№ 2. С. 24 — 26.
  187. С. Г. Методика обучения химии. — М.: Приор 2003 -С.668.
  188. С. Г., Глориозов П. А. Методика преподавания химии в семилетней школе.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.
  189. В.Ф. Точка опоры. М.: Педагогика. — 1987. — С.160.
  190. В.Ф. Эксперимент продолжается. Донецк: Сталкер. — 1988. -С. 400.
  191. Г. А., Чернобельская Г. М. Контрольную составляют учащиеся: методика, достойная внимания. // Химия в школе. 2001. — № 5. -С.33−36.
  192. Е.А. Устное решение задач как средство развития мышления, // Химия в школе. 2001. — № 7. — С.56 — 59.
  193. М.А. Письма. Собрание сочинений в 9 томах. М.: Терра -Книжный клуб. — 2001. — С. 480.
  194. Щерба Л. А. Языковая система и речевая деятельность.- М.: Аспект-пресс 2004 — С. 432.
  195. Д.Б. Избранные психологические труды.//Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия. — 1995 — С 160 — 165.
  196. Gall F. Anatomie et plysiologie du systeme nerveux en generalet du cerveau en particulie, etc. Berlin: Volk und Wissen. — 1974.
  197. McClelland D.C., Baldwin A.L. Talent and Society, Princeton. N.J.: Van Nostrand, 1958.
  198. McClelland D.C., Baldwin A.L. Talent and Society, Princeton. N.J.: Van Nostrand, 1958.
  199. Reiners Ch. Die Bindung interhalb von Koordinations verbindungen. -Koln. 1988. // Diss. Vorgelegt von Christiane Reiners.
  200. Sander Rolf. Eine empirische Untersuchung uber der Zusammenband zwischen, der Komplexitat chemischer Versuchsaufbauten. Dortmund, 1981.
  201. Wolf M. Die Erziehund zum selbstandigen experimentellen Lemen im Chemieunterricht: Inaug Diss. // Vorgelegt von Michael Wolf. — Koln/ - 1988.
Заполнить форму текущей работой