Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе многолетнего опыта работы в системе государственного управления, анализа данных социологических исследований, изучения отечественной и зарубежной литературы, запросов практики решена важная народно-хозяйственная задача — разработана концепция формирования системы государственного регулирования РЦБ, ориентированная на инвестиции в реальный сектор экономики. Основные положения Концепции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Рынок ценных бумаг и предпосылки его регулирования
    • 1. 1. Значение рынка ценных бумаг для современной России
    • 1. 2. Особенности современного российского рынка ценных бумаг
    • 1. 3. Исторический опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг
    • 1. 4. Особенности регулирования рынка ценных бумаг на региональном уровне
  • Глава 2. Рынок ценных бумаг как стратегический фактор социально-экономического развития
    • 2. 1. Рынок ценных бумаг и структура собственности корпораций
    • 2. 2. Рынок ценных бумаг как фактор привлечения инвестиций в реальный сектор экономики
    • 2. 3. Роль рынка ценных бумаг в формировании конкурентной среды
  • Глава 3. Основы системы государственного регулирования рынка ценных бумаг в регионе
    • 3. 1. Реализация государственных интересов на рынке ценных бумаг
    • 3. 2. Государственное стимулирование внутренних инвестиций
    • 3. 3. Оказание государственной поддержки эмитентам в процессе выхода на рынок ценных бумаг
    • 3. 4. Трансформация инфраструктуры рынка с целью повышения его устойчивости
    • 3. 5. Информатизация процесса государственного регулирования рынка ценных бумаг
    • 3. 6. Обеспечение безопасности участников рынка ценных бумаг
    • 3. 7. Образование и просвещение в сфере ценных бумаг
  • Глава 4. Приоритетные методы проведения государственной политики на рынке ценных бумаг
    • 4. 1. Прогрессивные методы широкомасштабного привлечения средств населения на рынок ценных бумаг
    • 4. 2. Управление государственными долями собственности в акционерных обществах
    • 4. 3. Формирование системы государственных гарантий частных инвестиций
    • 4. 4. Превращение города Москвы в фондовый центр международного значения
  • Глава 5. Комплексная региональная программа развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику региона

Формирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что государственное регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) является одним из необходимых условий преодоления инвестиционного кризиса в современной переходной российской экономике.

Образованная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) сумела за первые 3 года создать широкое правовое поле в области рыночной инфраструктуры. И, тем не менее, система государственного регулирования РЦБ оказалась не полной и не способной установить на рынке такие правила, которые бы ориентировали отечественный РЦБ на инвестиции в реальный сектор.

Важнейшим источником инвестиционных ресурсов для российской экономики стали внешние займы, обслуживание которых в настоящее время поглощает значительную часть доходов бюджета. Государство, как заемщик на внутреннем рынке, непроизводительно использовало средства. За счет заимствования на рынке ГКО/ОФЗ-ПК в течение нескольких лет финансировался бюджетный дефицит. В то же время технологии РЦБ не предусматривали вовлечения в инвестиционный оборот внутренних накоплений. Практически отсутствовала система защиты прав инвесторов на РЦБ. Вследствие неблагоприятного инвестиционного климата ежегодный перевод из России за границу частных средств, по ряду экспертных оценок, превышал 20 млрд долл. [155, С.87].

Акции приватизированных предприятий, стоимость которых перестала соответствовать стоимости активов и производственному потенциалу компаний, превратились в объект финансовых спекуляций. Средства инвесторов, попадающие на РЦБ, шли не в производственный сектор экономики, а изымались через оффшорные компании в пользу профессиональных посредников. Поэтому предприятия, не получающие с РЦБ средств на свое развитие, перестали рассматривать его как источник потенциальных инвестиций.

Отсутствие системы контроля над менеджментом предприятий со стороны внешних акционеров привело к широко распространившейся практике расхищения активов и обращения доходов предприятий в личный доход их руководителей. Государство не осуществляет эффективного управления принадлежащими ему долями собственности в акционерных обществах, вследствие чего уровень доходности этих активов составляет менее одного процента среднемирового уровня.

Сложившаяся в Российской Федерации ситуация обуславливает необходимость формирования системы государственного регулирования РЦБ как одного из важнейших рычагов вывода экономики страны из кризиса. Эта система должна быть нацелена на создание информационно прозрачного РЦБ, обеспечивающего высокоэффективный перелив капитала из сокращающихся отраслей в развивающиеся и трансформацию национальных сбережений в инвестиции.

Актуальность разработки концепции формирования системы государственного регулирования РЦБ признается практически на всех уровнях — от федерального и регионального до руководителей предприятий, представителей малого бизнеса, населения.

В настоящее время в России практически весь доход от негосударственного капитала присваивается небольшой группой людей, контролирующих финансовые потоки предприятий. Важная социально-экономическая роль РЦБ состоит в том, что рыночные механизмы позволяют получать часть дохода от эксплуатации капитала не только наиболее состоятельным слоям населения, но и среднему классу, способствуя выравниванию распределения доходов.

Наряду с системой государственного регулирования РЦБ на федеральном уровне требуется создание системы регулирования на региональном уровне — в сфере деятельности конкретных субъектов рынка. При этом государство не должно выступать в роли отдельного хозяйствующего субъекта или подменять собой рынок, а должно сосредоточиться на создании условий для свободного допуска на рынок широких слоев внутренних инвесторов и добросовестной конкуренции среди профессиональных участников рынка.

Формирование в России эффективного РЦБ, обеспечивающего приток инвестиций в реальный сектор, способно существенно ускорить процесс выхода страны из экономического кризиса. Это особенно важно в условиях сокращения других возможностей финансирования производства, произошедшего вследствие событий августа 1998 г. Поэтому работа, посвященная вопросам, целевого государственного регулирования РЦБ, в сложившихся условиях представляется весьма актуальной.

Степень научной разработанности проблематики исследования. Проблемы функционирования РЦБ разрабатывались многими зарубежными учеными и практиками. В частности, работы У. Э. Батлера, Э. С. Бредли, Ж. П. Дейли, Ж. Г. Пассейка, А. М. Полларда, Р. Д. Тьюлза, Т. М. Тьюлза и К. Х. Эллиса [19, 138, 181] посвящены вопросам государственного регулирования РЦБ и защите прав акционеровД. Гарнера, Р. Конвея, Р. Лейарда, Р. Оуэна, Д. Сакса, Ф. А. Хайека, П. Хайнса и Л. Эрхарда [41, 92, 161, 195, 196, 222, 223] - теории переходных процессов на пути в рыночную экономику и государственной поддержки предпринимательства. Труды Г. Д. Александера, Д.В.Бей-ли, П. Гильберса, М. Мобиуса, У. ФЛЛарпа [113, 209, 232] содержат результаты исследований развивающихся рынковА. Кульмана, Х. Д. Курца, Н. Г. Мэнкью, П. Самуэльсона, Д. Хартуика [88, 90, 119, 162, 198] направлены на разработку теории накопления капитала и экономической политики, обеспечивающей рост и рациональное использование сбереженийработы Р. Брейли, С. Майерса, Д. Ф. Маршалла, Д. К. Франсиса [31, 101, 231] посвящены разработке корпоративной инвестиционной политики. Общая теория РЦБ и различные аспекты его регулирования в этих работах рассматриваются на опыте развитых стран, используемые подходы не адаптированы к современным отечественным условиям и представляют для нас в большей степени методологический интерес.

Вопросы государственного регулирования рыночных механизмов освещены в трудах российских ученых И. И. Агаповой,.

A.М.Бабича, С. А. Бартенева, Р. А. Белоусова, Е. Ф. Борисова, В.Д.Ка-маева, Н. Д. Кондратьева, С. В. Пирогова, И. В. Филаточева [2, 18, 25, 28, 47, 48, 82, 186, 217]- региональные аспекты регулирования рассматриваются в работах О. Г. Дмитриевой, Ю. С. Дулыцикова, И.М.Занда-нова, А. Лаврова, В. Ю. Малова, С. Б. Мельникова, К. М. Миско, А.-В. М. Руткаускаса, Р. И. Шниппера [56, 62,98, 105, 106, 112, 116, 142, 149, 158, 215, 219], особенности переходной экономики — в трудах Г. А. Ахинова, А. В. Бузгалина, Е. Н. Жильцова, Т. И. Заславской,.

B.В.Ивантера, А. И. Покровского, П. И. Ситникова, В. Ф. Уколова [33, 52, 133, 137, 174, 175, 182, 218]- проблемам формирования благоприятного инвестиционного климата посвящены работы А. Астаповича,.

A.Д.Голубовича, Н. Г. Дорониной, И. И. Фаминского, А. С. Чеснокова,.

B.В.Шеремета, В. Д. Щетинина [60, 72, 73, 140, 183, 184, 208], теории и практике регулирования РЦБ — труды М. М. Агаркова, М. Ю. Алексеева, Е. Ф. Жукова, Т. В. Кашаниной, Я. М. Миркина, Л. Н. Павловой, Б. Б. Рубцова, В. А. Тарачева [3, 5, 67, 77, 110, 131, 154, 176, 179] и др.

Изучение опубликованных научных трудов показывает, что в мировой и отечественной литературе наиболее глубоко исследованы проблемы регулирования РЦБ в условиях относительной экономической стабильности общества. В то же время недостаточно раскрыты аспекты регулирования рынка в условиях переходной экономики. Государственное регулирование РЦБ, как правило, рассматривается в научной литературе с макроэкономических позиций. Вопросы регулирования на уровне экономического региона в мировой и отечественной литературе освещены недостаточно. Обычно авторы ограничиваются описанием лишь принципов работы существующих систем. Это поставило нас перед необходимостью разработки специального теоретического подхода к проблемам регулирования, отличного от известных ранее.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные проблемам РЦБ, его макроэкономическому регулированию.

Разработка темы проводилась не только на базе общетеоретических исследований рыночных процессов в развитых странах. Основной акцент делался на изучении опыта становления реальных рыночных отношений в процессе проведения российской экономической реформы в 1991;1999 гг. Рассматривались вопросы теории и практики государственного воздействия на РЦБ с целью формирования системы государственного регулирования, обеспечения его инвестиционной направленности и эффективности подсистемы управления государственными долями в корпоративных предприятиях.

В исследовании автор опирался на действующие в Российской Федерации официальные документы и законодательные акты по вопросам РЦБ, на разработанные с его участием программы по улучшению функционирования этого рынка, целевые концепции, данные проведенных с участием автора социологических исследований. Широко использовались сведения официальной статистики, обзорные, справочные и нормативные материалы. Опорной базой исследования стал Московский регион, город Москва, департаменты Правительства Москвы, Московское региональное отделение ФКЦБ.

Объектом диссертационного исследования является процесс создания системы государственного регулирования РЦБ на федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы государственного регулирования РЦБ.

Под термином РЦБ в данной работе понимается рынок эмиссионных ценных бумаг: акций и облигаций акционерных обществ, долговых обязательств федерального правительства, субъектов Федерации и муниципальных образований. В настоящей диссертации рассматривается преимущественно рынок корпоративных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). В исследование не включены и не рассматриваются депозитные и сберегательные сертификаты кредитных организаций, чеки, векселя и иные ценные бумаги, не являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации эмиссионными ценными бумагами.

Целью исследования является разработка концепции формирования системы государственного регулирования РЦБ, ориентированной на инвестиции в реальный сектор экономики.

Достижение указанной цели потребовало решить следующие задачи: а) раскрыть сущность РЦБ как объекта государственного регулирования в современных условияхб) выявить тенденции, закономерности и противоречия развития РЦБ и обобщить опыт его государственного регулированияв) определить роль РЦБ в решении проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономикиг) раскрыть цели, критерии и принципы регулирования РЦБд) разработать методы государственного регулирования РЦБ, позволяющие обеспечить привлечение инвестиций в реальный сектор, в том числе методы широкомасштабного привлечения средств населения, методы управления государственными долями собственности в акционерных обществах, методы осуществления гарантий частных инвестиций и методы государственной поддержки эмитентов в процессе выхода на.

РЦБе) разработать программу превращения Москвы в фондовый центр международного значенияж) разработать комплексную программу развития рынка корпоративных ценных бумаг, направленную на привлечение инвестиций в экономику региона.

На защиту выносятся следующие научные результаты, полученные автором в ходе исследования:

1. На основе многолетнего опыта работы в системе государственного управления, анализа данных социологических исследований, изучения отечественной и зарубежной литературы, запросов практики решена важная народно-хозяйственная задача — разработана концепция формирования системы государственного регулирования РЦБ, ориентированная на инвестиции в реальный сектор экономики. Основные положения Концепции: а) целью разработки концепции является формирование системы государственного регулирования РЦБ, обеспечивающей концентрацию внутренних ресурсов страны в инвестиционном секторе и направление их в наиболее эффективные отрасли экономикиб) средствами достижения этой цели выступают реформирование органов государственного регулирования рынка на федеральном и региональном уровнях, направленное на обеспечение общегосударственных интересов на РЦБ, а также дополнение рестрикционных функций регулирования функциями, стимулирующими инвестиционную направленность рынкав) первичной областью реализации концепции является РЦБ крупнейшего в России Московского региона с последующим расширением сферы применения полученного опыта на федеральный уровеньг) результатом реализации концепции должно быть решение следующих задач:

— создание условий для значительного притока на отечественный рынок новых инвестиционных ресурсов, в том числе возвращения части средств, переведенных за границу;

— усиление ориентации отечественного РЦБ на внутренние источники инвестиций и, прежде всего, на свободные сбережения населения;

— создание условий для эффективного распределения инвестиционных ресурсов среди предприятий, способных за счет расширения своей производственной деятельности обеспечить реальный доход инвесторам;

— повышение инвестиционной привлекательности предприятий, оказание им государственной поддержки в проведении вторичных эмиссий, развитие механизмов внешнего (со стороны акционеров) контроля над предприятиями и корпоративного управления;

— построение эффективного отечественного РЦБ, развитие правовой, информационной, расчетно-клиринговой, депозитарной, торговой и других составляющих инфраструктуры рынка, формирование института уполномоченных дилеров;

— укрепление доверия к РЦБ, формирование системы безопасности его участников и защиты прав инвесторов, обеспечение всех участников рынка равнодоступной и достоверной информацией об эмитентах и совершаемых на рынке сделках, повышение правовой и профессиональной культуры всех участников РЦБ, а также общей рыночной культуры населения.

2. Уточнены теоретические основы регулирования РЦБ. В частности, сформулированы следующие его особенности: а) главной причиной вмешательства государства в РЦБ является необходимость сдерживания стихийно возникающих спекулятивных тенденций развития рынка и стимулирования его инвестиционной направленностиб) по мере развития переходной экономики государственное регулирование РЦБ должно усиливаться. Необходимо воздействовать на зарождающийся РЦБ с целью снижения инфраструктурных рисков, укрепления гарантий для всех участников рынка, унификации рыночных процедур в соответствии с международными стандартамив) эффективный РЦБ не только служит индикатором общего состояния экономики, но и сам становится источником вновь созданной стоимости. Рост рыночной капитализации предприятий повышает цену их нематериальных активов, в том числе — торговой марки. Поэтому одной из задач государственного регулирования рынка является поддержка отечественных предприятий посредством стабилизации роста стоимости их нематериальных активовг) развитие глобальной инфраструктуры распределения инвестиционных ресурсов позволяет отдельным региональным рынкам напрямую подключаться к мировому рынку капиталов. С целью использования этих возможностей необходимо осуществить программу превращения Москвы в фондовый центр международного значенияд) государственное регулирование РЦБ на региональном уровне имеет специфические задачи, которые не могут эффективно решаться на федеральном уровне. В настоящее время особенно актуальной является задача трансформации сложившейся на российских предприятиях неэффективной структуры капитала. В связи с этим роль государственного регулирования на уровне экономических регионов возрастает.

3. Сформулированы цели государственного регулирования РЦБ, которые заключаются в создании благоприятных условий для его развития и установлении эффективных правил для участников рынка. Доказано, что российский рынок должен развиваться преимущественно на базе рейнской модели с учетом собственного исторического опыта и объективно сложившейся в России структуры экономических отношений. Определены основные функции государственного регулирования РЦБ в России: а) функция разработки проектов законодательных и распорядительных документов в сфере РЦБ, в том числе предотвращающих возможное негативное воздействие на этот рынок других видов государственного регулированияб) рестрикционная функция (лицензирование профессиональных участников рынка, аттестация специалистов, контроль над соблюдением законодательства на РЦБ, принятие мер по устранению правонарушений и применение санкций к нарушителям) — в) стимулирующая функция (концентрация и перераспределение государственных ресурсов на поддержку ускоренного развития инфраструктуры РЦБ) — г) компенсирующая функция (формирование системы защиты инвесторов от потерь, связанных с недобросовестными действиями на РЦБ) — д) просветительская функция (создание системы просвещения населения по вопросам РЦБ, системы образования и повышения квалификации специалистов и менеджеров) — е) информационная функция (создание системы раскрытия информации о состоянии РЦБ и финансово-экономической деятельности эмитентов).

4. В качестве основного критерия регулирования отечественного РЦБ предложено использовать комплексную категорию расширенной бюджетной эффективности, в которой помимо критериев экономической эффективности следует использовать дополнительные критерии, учитывающие расширение налоговой базы, создание дополнительных рабочих мест, возможность снижения социальных выплат из бюджета в результате осуществления экономических программ предприятий и т. п.

Определены критерии экономической эффективности РЦБ: а) степень экономического развития страны, региона и, соответственно, динамика этого развитияб) доля сбережений населения, направляемая через механизм фондового рынка в реальный сектор экономикив) динамика капитализации рынка.

5. Предложен комплекс методов проведения государственной политики на РЦБ, ориентированных на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики. Основные элементы данного комплекса: а) развитие системы фондовых магазинов для населения и системы электронной фондовой торговли для частных инвесторов в сети Интернетб) осуществление специальных административных мер и новаций в системе правоприменения, обеспечивающих безопасность внутренних инвестицийв) формирование системы гарантий для участников регионального РЦБ на основе специально создаваемого полугосударственного Гарантийного фонда частных инвестиций. Средства этого фонда предназначаются для компенсации возможных потерь частных инвесторов, связанных со случаями несостоятельности обслуживающих их профессиональных участников РЦБг) совершенствование системы регистрации эмитентов с целью предотвращения практики совершения сделок с ценными бумагами незарегистрированных эмиссий, которые в дальнейшем могут быть признаны недействительнымид) реализация новой налоговой политики в области инвестиций, направленной на экономическое стимулирование частных инвестицийе) просвещение населения и направленное формирование общественного мнения относительно РЦБ.

6. Разработаны положения региональной политики в области регулирования РЦБ, позволяющие привлечь в регион дополнительные инвестиции. Они включают в себя: а) создание дополнительных экономических и налоговых стимулов для мелких инвесторов — физических лицб) развитие инфраструктуры РЦБ, ориентированной на работу с индивидуальными частными инвесторамив) осуществление масштабной просветительской программы по вопросам РЦБ для населенияг) осуществление комплексных межведомственных правоохранительных мер с целью повышения безопасности РЦБ для инвесторов и других его участниковд) совершенствование процедуры регистрации акционерных обществе) экономическое стимулирование эмитентов, проводящих вторичные эмиссииж) развитие системы независимой оценки и специализированного аудита акционерных обществ с целью получения объективной информации о финансовом состоянии эмитентовз) совершенствование структуры статистической отчетности эмитентов, а также государственной системы мониторинга и финансового анализа деятельности предприятий с целью повышения прозрачности их экономической деятельностии) создание специализированной системы обучения государственных служащих, сфера деятельности которых касается РЦБ.

7. Доказано, что в переходный период государство на региональном уровне должно стать эффективным собственником. При этом управление принадлежащим государству пакетом акций становится важным фактором социально-экономического развития региона. С целью проведения государственной политики в акционерных обществах (АО) усовершенствована система официальных представителей государства в органах управления АО, в частности, предложено на уровне региона внедрить институт коллегии представителей, проводить их аттестацию и обучение, установить регламент действий представителей и их замены.

8. Разработаны принципы и методы управления портфелем ценных бумаг г. Москвы, предусматривающие автоматизацию процесса анализа финансово-хозяйственной деятельности АО с долями города.

Предложена методика управления городской собственностью в форме пакетов ценных бумаг, которая позволяет управлять приоритетными программами социально-экономического развития города и планировать поступление в городской бюджет доходов от долей в АО. Предложена политика реструктуризации инвестиционного портфеля города, позволяющая: а) за счет секьюритизации долгов предприятий перед городским бюджетом повысить ликвидность невозвращенных в срок кредитовб) путем передачи городу ценных бумаг дополнительных выпусков в счет погашения долгов предприятий увеличить в будущем доходную часть бюджетав) в результате наращивания доли города в капитале предприятий получить дополнительные рычаги управления предприятиями-должниками.

9. Доказано, что одним из приоритетов государственного регулирования регионального РЦБ должно стать поощрение инвестиций в предприятия региона. С целью развития соответствующих фондовых механизмов разработана программа государственной поддержки вторичных эмиссий предприятий Московского региона, которая включает: а) предоставление эмитентам со стороны города специальных налоговых льгот на этапе подготовки и проведения эмиссииб) выделение целевых кредитов предприятиям-эмитентам на финансирование эмиссионной деятельностив) реструктуризацию арендных и коммунальных платежей предприятий-эмитентов в городской бюджетг) корректировку городского заказа предприятиям с учетом планов их эмиссионной деятельностид) развитие системы обучения руководителей и главных специалистов предприятий основам фондового рынка и технологии проведения эмиссийе) создание системы поддержки московских предприятий в процессе выхода на внутренние и международные рынки капитала.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии прикладных аспектов общей теории равновесия, использовании положений данной теории применительно к новому объекту — рынку ценных бумаг.

Практическая ценность полученных результатов заключается в том, что теоретические положения и выводы доведены до методических и практических рекомендаций, которые использованы в подготовке постановлений ФКЦБ, Правительства Москвы, распоряжений Мэра Москвы, а также в разработке законов, принятых Московской городской Думой. Реализация результатов исследования позволила: а) учесть в городской программе приватизации региональные особенности г. Москвы в области фондового рынкаб) наладить систему государственного регулирования РЦБ в г. Москвев) принять на уровне Правительства Москвы Комплексную программу развития РЦБ с целью привлечения инвестиций в экономику столицыг) скоординировать работу регулирующих и правоохранительных органов в г. Москве с целью предотвращения правонарушений на РЦБ и пресечения финансовых афер на раннем этапе их возникновенияд) создать систему фондовых центров, оказывающих населению полный комплекс услуг на РЦБ.

Прослеживаемая в работе ориентация на внутренние источники инвестиций позволяет повысить стабильность московского регионального и тесно связанного с ним российского РЦБ, снизить их зависимость от мировых фондовых кризисов, ослабить остроту инвестиционного дефицита на отечественных предприятиях и запустить процесс мультипликации прибыли, повышающий эффективность инвестиций и генерирующий положительную обратную связь между накоплениями населения и производственными фондами предприятий.

Использование московского опыта регулирования рынка в других регионах показало его хорошую адаптивность. Высокий интерес в регионах к разработанным автором технологиям управления и контроля подтверждает значимость данных исследований для России в целом. Распространение опыта государственного регулирования регионального РЦБ в масштабе страны позволит начать выравнивание уровней развития рынков различных регионов и наладить их эффективное взаимодействие.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп: кафедры общего и специального менеджмента Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и кафедры ценных бумаг Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации.

Ряд научных выводов и практических результатов докладывался на международных научно-практических конференциях, проходивших в г. Москве: а) «Российское государство и государственная служба в современных условиях» (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 17 декабря 1998 г.) — б) «Финансовая система крупного города в современных условиях: состояние и перспективы» (Мэрия Москвы, 17−18 декабря 1998 г.).

Диссертация состоит из пяти структурных блоков. В первом блоке обосновывается необходимость построения целостной системы государственного регулирования РЦБ в России на федеральном и региональном уровнях, во втором — раскрывается связь РЦБ с такими экономическими категориями, как структура собственности, конкуренция и инвестиционные механизмы, в третьем — подробно рассматриваются составные части системы государственного регулирования РЦБ, в четвертом — рассматриваются приоритетные методы проведения государственной политики на рынке ценных бумаг, в пятомописываются результаты практического внедрения результатов исследований автора.

Результаты исследования опубликованы в работах автора общим объемом более 40 п.л., в том числе в трех монографиях.

Заключение

.

Из проведенного диссертационного исследования вытекают следующие основные выводы и предложения:

1. Значение рынка корпоративных ценных бумаг для российской экономики на современном этапе резко возрастает. В связи с внешнеполитической обстановкой и большим размером накопленного страной внешнего долга решение задач социально-экономического развития страны в основном за счет привлечения кредитов международных финансовых организаций и займов на межгосударственном уровне имеет мало перспектив. Доверие вкладчиков к отечественной банковской системе подорвано, низкая капитализация этой системы не позволяет ей эффективно обслуживать инвестиционные потребности предприятий. В этих условиях РЦБ становится одним из основных механизмов привлечения инвестиций в реальную экономику. Необходимость ускоренного развития данного механизма и ориентации его на реальный сектор экономики требует усиления роли государства на рынке. В связи с этим создание эффективной системы государственного регулирования рынка становится важной общегосударственной задачей.

2. Анализ тенденций, закономерностей и противоречий развития РЦБ и его инфраструктуры, накопленного в дореволюционный период исторического опыта, особенностей современного состояния отечественного рынка подтверждает, что определяющей предпосылкой для построения в стране эффективного РЦБ следует считать формирование целостной системы его государственного регулирования, ориентированной на сдерживание спекулятивных тенденций и стимулирование инвестиционной направленности рынка.

3. Государственное регулирование РЦБ в условиях переходной экономики не может ограничиваться функциями установления и корректировки правил выпуска и обращения ценных бумаг, механизмов и технологий экономических отношений, возникающих в ходе взаимодействия участников рынка между собой и с клиентами, а также контроля над соблюдением правил, механизмов и технологий. Особенностью государственного регулирования РЦБ в современной России является необходимость стимулирования позитивных рыночных процессов. Поэтому регулированию должны подлежать процессы не только функционирования РЦБ, но и его формирования, становления и развития.

4. Научное осмысление задач, стоящих перед системой государственного регулирования РЦБ в России, требует перехода к новой парадигме, основанной на научном прагматизме. Период своеобразного «рыночного романтизма» с его склонностью к концентрации на идейной стороне атрибутов свободного рынка в России закончился. Отдельные существующие элементы общего механизма регулирования РЦБ должны быть сведены в единую систему, нацеленную на эффективность. В этой системе необходимо оперативно создать недостающие звенья, обеспечивающие неуклонность соблюдения общегосударственных интересов на внутреннем рынке капиталов. Поэтому разработанная в настоящей диссертации Концепция формирования системы государственного регулирования РЦБ ориентирована на ускоренное построение конкретных звеньев и связей, обеспечивающих привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.

5. Так как большинство мелких акционеров в России не обладают навыками контроля над акционерной собственностью, в переходный период само государство должно стать эффективным собственником. Сравнительный статистический анализ результатов деятельности предприятий с государственным участием и полностью частных фирм в разных странах не позволяет сделать вывод, что частные акционеры обеспечивают более эффективный контроль над деятельностью директоров или менеджеров, чем органы государственной власти. Решающим критерием в вопросе выбора рациональной формы собственности является четкое разделение прав собственности и их соответствие экономической эффективности. При социализме государственная собственность была неэффективной, потому что носила неконкретный характер, не имела четких юридических характеристик, позволяла субъективно распределять продукт и доход. В сложившихся условиях в России только государство обладает необходимым набором исходных качеств, чтобы стать эффективным собственником на тех предприятиях, где есть государственная доля. За счет жесткого контроля над менеджментом предприятий оно способно заблокировать практику приватизации прибыли предприятий небольшой группой крупных акционеров. Выступая в роли активного акционера, государство может обеспечивать соблюдение прав других акционеров (в том числе мелких частных инвесторов) за счет представления их интересов.

6. Совершенствование системы управления государственными пакетами акций корпоративных предприятий дает возможность реализовать резервные возможности пополнения государственного бюджета. В настоящее время большинство акционерных обществ с государственной долей собственности имеют низкую рентабельность, обусловленную отсутствием внешнего контроля. Как правило, их контролирует администрация предприятий или организации, тесно связанные с нею. Свои частные доходы они получают не за счет дивидендных выплат или роста курсовой стоимости акций, а за счет техники приватного управления финансовыми потоками предприятий. Поэтому показатель дивидендной доходности государственных активов, представленных в виде ценных бумаг, составляет менее 0,02% годовых. Создание системы управления государственными пакетами акций, способной обеспечить дивидендную доходность на среднемировом уровне, дает возможность увеличить доходы бюджета по этому показателю в 500 раз.

7. С целью существенного увеличения потока инвестиций в регион необходимо осуществить специальные меры по государственному регулированию регионального рынка ценных бумаг. Основными среди них являются следующие: а) проведение специальной налоговой политики в области инвестицийб) создание эффективных механизмов широкомасштабного привлечения инвестиций физических лиц на основе развития системы фондовых магазиновв) формирование системы гарантий для участников регионального рынка ценных бумаг на основе специально создаваемых гарантийных фондовг) дальнейшее совершенствование системы регистрации эмитентовд) развитие системы правоприменения, направленной на предотвращение правонарушений на рынке ценных бумаг на раннем этапе их возникновенияе) применение методов формирования общественного мнения для возбуждения интереса инвесторов к рынку.

8. В целях повышения социальной роли системы государственного регулирования РЦБ ее следует увязать в дальнейшем с политикой развития социальной сферы общества, обеспечивающей многократное мультипликативное повышение экономической и социальной эффективности воспроизводственного процесса товаров и услуг, непосредственно предназначенных человеку.

9. Дальнейшее развитие системы защиты интересов инвесторов и всех участников РЦБ в России требует разработки и проведения дополнительных превентивных мер, направленных на укрепление безопасности участников РЦБ. Осуществляемые в настоящее время в России программы по защите предпринимательства на макрои микроуровнях применимы и к защите участников РЦБ, поэтому их также следует использовать в практике государственного регулирования РЦБ.

10. Дальнейшее внедрение и распространение содержащихся в диссертации новых разработок, выводов и рекомендаций связано не только с задачей формирования полноценной системы государственного регулирования РЦБ, но и с достижениями конкретных положительных результатов по привлечению инвестиций в реальный сектор российской экономики. Создание системы эффективного государственного регулирования РЦБ должно способствовать восстановлению доверия населения к рыночным отношениям и доверия к государственной власти.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. К цели через кризис: Спустя год. М.: Луч, 1992.-224 с.
  2. И.И. История экономической мысли. М.: Тандем, 1998.-248 с.
  3. М.М. Учение о ценных бумагах. М.: Финстатин-форм, 1993.- 140 с.
  4. И.М., Емцов Р. Г., Холопов A.B. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998.-320 с.
  5. М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992.-352 с.
  6. М.Ю. Рынок ценных бумаг и организация работы на нем. М.: Перспектива, 1991. — 134 с.
  7. М.Ю., Миркин Я. М. Технология операций с ценными бумагами. М.: Перспектива, 1992. — 204 с.
  8. .И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. СПб.: Самвен, 1992. — 167 с.
  9. Альтернативы модернизации российской экономики./ Под ред. А. Бузгалина, А. Колганова, П.Шульце. М.: Фонд «Альтернативы», 1997.-448 с.
  10. АмберМ. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа, 1998. — 296 с.
  11. С.А. Основы функционирования рынка ценных бумаг. М.: «Контур», 1998. — 368 с.
  12. В.К. Право собственности в России. М.: БЕК, 1993. -144 с.
  13. В.К. Рынок ценных бумаг: Правовое регулирование. М.: Юрид. лит., 1998. — 160 с.
  14. Антология мировой политической мысли./ Отв. ред. А. А. Миголатьев, Т. А. Алексеева, И. Г. Усачев и др. В 5 т.: М.: Мысль, 1997. — Т.1. — 832 е.- Т.2. — 830 е.- Т.З. — 798 е.- Т.4. — 829 е.- Т.5.-765 с.
  15. С., Жуков В., Капелюшников Р. Доминирующие категории собственников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий//Вопросы экономики. 1998 — № 12 — С. 108−127.
  16. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 с.
  17. Банковское право США. /Под ред. Я. А. Куника. М.: Про-гресс-Универс, 1992. — 768 с.
  18. С.А. Экономические теории и школы. М.: БЕК, 1996.-352 с.
  19. У.Э., Гаши-Батлер М.Е. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М.: Зерцало, 1997. — 128 с.
  20. A.B. Рынок в СССР: Становление, регулирование. -М.: Экономика, 1991. 316 с.
  21. Белая книга. Экономика и политика России в 1997 году. Сб. науч. тр./Институт экономических проблем переходного периода/Улюкаев А., Анисимова Д., Архипов С. и др. М.: НЭППП, 1998. -176 с.
  22. В.А. Ценные бумаги. Вопросы правовой регламентации. М.: МГУ, Гуманитарное знание, 1993. — 174 с.
  23. P.A. Новая парадигма экономической науки как отрицание отрицания//Вопросы экономики 1993 — № 4 — С. 125−130.
  24. P.A. Трудный поиск дороги к рынку. М.: Знание, 1991.-64 с.
  25. P.A. Экономическая история России: XX век. Кн. 1: На рубеже двух столетий. М.: ИздАТ, 1999. — 408 с.
  26. Н.И., Буянова Е. А., Кожевников М. А. и др. Фондовый рынок. М.: Вита-Пресс, 1998. — 400 с.
  27. В.Н. Призраки и реалии рынка. М.: РАН ИЭ, 1993. — 293 с.
  28. Е.Ф. Экономические теории. М.: Манускрипт, 1993.-465 с.
  29. Е.Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. -М.: Высшая школа, 1993. 224 с.
  30. В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: Финансы и статистика, 1993. — 144 с.
  31. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. -М.: Олимп-бизнес, 1997. 1120 с.
  32. Р. Теория регуляции: критический анализ. М.: Научно-издательский центр «Наука для общества», 1997. — 213 с.
  33. A.B. Переходная экономика: курс лекций по политической экономии. М.: Таурус, 1994. — 472 с.
  34. Л.П., Мостовая Е. Б., Павлов В. Н. Отношения и субъект экономической деятельности. Новосибирск: Из-во Новосибирского ун-та, 1991. — 164 с.
  35. C.B. Оценка бизнеса и инноваций. М.: «Фи-линъ», 1997. — 336 с.
  36. Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки и размышления. М.: Политиздат, 1991. — 430 с.
  37. А. Рынок ценных бумаг и инвестиции: кризис и предпосылки его преодоления//Вопросы экономики. 1998 — № 9 — С. 136 147.
  38. Восстановление российского фондового рынка и развитие реального сектора экономики России. Материалы Первого Всероссийского совещания по рынку ценных бумаг и срочному рынку. М.: ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», 1999. — 48 с.
  39. И.В., Комов A.B., Сизов Ю. С., Чижов С. Д. Фондовые рынки США и России: становление и регулирование. М.: Экономика, 1998.-222 с.
  40. A.JI. Новые тенденции экономического развития. М.: Изд-во РАГС, 1997. — 41 с.
  41. ГарнерД., Оуэн Р., КонвейР. Привлечение капитала. М.: Джон Уайли энд Санз, 1995. — 464 с.
  42. В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальных инвестиций. -М.: Финстатинформ, 1997. 135 с.
  43. С.Ю. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики//Вопросы экономики 1999 — № 2 -С.40−52.
  44. С.Ю. Экономика и политика: Эпизоды борьбы./ Статьи, выступления, интервью. М.: Гнозис, 1994. — 416 с.
  45. Ю. Фондовый рынок дореволюционной России. -М.: Деловой экспресс, 1998. 280 с.
  46. Л.И. Ценные бумаги: Вопросы учета и налогообложения. М.: ДИС, 1994. — 64 с.
  47. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации/ Волгин H.A., Загладин Н. В., Лукьяненко В. И. и др.- Под общ. ред. С. В. Пирогова. М.: Изд-во РАГС, 1996.-252 с.
  48. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень (вопросы теории и практики): Учеб. пособие/ Бабич A.M., Бобков В. Н., Буланов B.C. и др.- Под общ. ред. H.A. Волгина -М.: изд-во РАГС, 1998. 319 с.
  49. Л.С. Философия экономики (старые истины и новое мышление). М.: Луч, 1991. — 154 с.
  50. В. Интернет для бизнеса. М.: Электронинформ, 1997.-224 с.
  51. М.Г. Экономика неплатежей: Как и почему мы будем жить завтра. М.: Оригинал, 1997. — 400 с.
  52. Денежные и финансовые проблемы переходного периода в России. Российско-французский диалог: Сб. науч. тр./РАН Институт народнохозяйственного прогнозирования./ Под рук. В. В. Ивантера, Ж. Сапира М.: РАН, 1995. — 302 с.
  53. Г. Фондовая биржа и биржевые операции. М.: Це-рих-ПЭЛ, 1992. — 107 с.
  54. Деятельность банков: Современный опыт США./Сост. и введ. С. С. Дзарасова. М.: АЙСИ-БАНК: Экономист, 1992. — 167 с.
  55. Т.Т. Экономические отношения субъектов хозяйствования. СПб.: Из-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1992. -152 с.
  56. О.Г. Региональная экономическая диагностика. -СПб.: Из-во СПб. ун-та экономики и финансов, 1992. 274 с.
  57. Э.Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. СПб.: Литера плюс, 1994.-405 с.
  58. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб.: Литера плюс, 1994.-446 с.
  59. Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономическая модель. -СПб.: Литера плюс, 1992. 496 с.
  60. Н. Г. Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М.: Финстатин-форм, 1993.-128 с.
  61. Н. Фондовые рынка США: Основные понятия, механизмы, терминология. М.: Анкил, 1992. — 126 с.
  62. Ю.С. Региональная политика и управление. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 227 с.
  63. В. Российский фондовый рынок и мировая эко-номика//РоШекопош. 1998 — № 2 — С.45−55.
  64. С., Зондхоф Г., Кролл X. Реструктуризация промышленных предприятий//Вопросы экономики. 1997 — № 9 — С. 1335.
  65. О.В. Финансовый анализ. М.: Из-во «Бухгалтерский учет», 1998. — 320 с.
  66. Е.Ф. Инвестиционные институты. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 199 с.
  67. Е.Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки. М.: ЮНИТИ, 1995.-224 с.
  68. И., Филатов И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. M.: CN&A, 1998. — 256 с.
  69. Защита и обеспечение прав акционеров./ Сост. Т. М. Медведева. М.: Деловой экспресс, 1998. — 96 с.
  70. А.Б., Картышев C.B., Постников A.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: «Фи-линъ», 1997.-272 с.
  71. В. Как сделать бизнес в Internet. К.: Комиздат- Диалектика, 1997. — 256 с.
  72. Иностранные инвестиции в России: Законодательное регулирование./ Сост. А. Д. Голубович, Е.И.Колюшин- Под ред. А.Д.Голу-бовича. М.: Арго, 1993. — 88 с.
  73. Иностранные инвестиции в России: Проблемы и перспективы./ Отв. ред. А. Астапович, Л.Григорьев. М.: Информарт, 1993. -204 с.
  74. В.О. Экономическая реформа: приоритеты и механизмы. М.: Луч, 1993. — 58 с.
  75. Исторические судьбы радикальной экономической реформы: Сб. науч. тр./Абалкин Л., Аганбегян А., Арбатов Г. и др./ Под ред. Л. И. Абалкина, В. А. Медведева, А. Я. Котковского. М.: Вопросы экономики, 1995. — 153 с.
  76. Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP). М.: ИНФРА-М, 1998. — 448 с.
  77. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М.: ИН-ФРА-М-Кодекс, 1995. — 554 с.
  78. Дж. М. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.-543 с.
  79. К.В. Операции на бирже. М.: Менатеп-Информ, 1991.-96 с.
  80. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. М.: Центр экономики и маркетинга, 1995. — 192 с.
  81. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1995.-432 с.
  82. Н. Избранные сочинения. М.: Экономика, 1993.-543 с.
  83. И.С. Народные предприятия. М.: Агропромиздат, 1991.-96 с.
  84. В.Н. и др. Основы рыночной экономики./ Под ред. В. В. Овчинникова. Белгород: Визелица, 1993. — 236 с.
  85. Корпорации и национальные фондовые рынки на примере Америки. М.: Крокус Интернэшнл, 1992. — 88 с.
  86. М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.: ИКЦ «ДИС», 1997. — 224 с.
  87. Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития./ Мат-лы Международного симпозиума 17−19 декабря 1993 г./ Под. ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюняна. М.: Интерпракс, 1994. -320 с.
  88. А. Экономические механизмы. М.: Прогресс, 1993.- 192 с.
  89. В.JI. Правовое регулирование рынка ценных бумаг Российской Федерации. М.: Пресс-сервис, 1998. — 288 с.
  90. Х.Д. Капитал. Распределение. Эффективный спрос. -М.: ЮНИТИ, 1998.-294 с.
  91. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993. — 224 с.
  92. Р. Макроэкономика. М.: Джон Уайли энд Санз, 1994.-160 с.
  93. В. Межотраслевая экономика. М.: Экономика, 1997.-479 с.
  94. А .Я. Экономическая реформа в России и ее цена. -М.: Культура, 1994. 208 с.
  95. И.В. Экономика без тайн. М.: Дело, 1993. — 352 с.
  96. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. -СПб.: Формика, 1992. 384 с.
  97. K.P., Брю С.Л. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: М.: Республика, 1993. — Т.1. — 399 е.- Т.2. -400 с.
  98. В.Ю. Локальные территориальные системы. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1992. — 149 с.
  99. Э.А., Герасименко Г. П. Финансовый анализ. -М.: ПРИОР, 1997.-160 с.
  100. А. Принципы экономической науки: В 3 т.: М.: Прогресс, 1993. — Т.1. — 416 е.- Т.2. — 312 е.- Т.З. — 352 с.
  101. Д.Ф., Бансал В. К. Финансовая инженерия: полное руководство по финансовым нововведениям. М.: ИНФРА-М, 1998. — 784 с.
  102. May В. Экономика и власть: Политическая история экономической реформы в России 1985−1994. М.: Дело Лтд, 1995. — 112 с.
  103. May В. Экономика и право. Конституционные проблемы экономической реформы в России./ Институт экономических проблем переходного периода-М.: НЭППП, 1998. 185 с.
  104. М.В. Фондовая биржа, или как взойти на вершину пирамиды. -М.: Международные отношения, 1993. 168 с.
  105. С.Б. Муниципальный менеджмент. Введение в корпоративный метод хозяйствования: преимущества и отличия от капиталистического и социалистического. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995. — 46 с.
  106. С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района): Дайджест. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995. — 64 с.
  107. В.Д. Современное банковское дело: опыт организации и функционирования банков США. М.: Из-во МГУ, 1992. -174 с.
  108. В. Финансовый рынок и экономика России: размер не имеет значения?//Рынок ценных бумаг. 1999 — № 4 — С.9−13.
  109. . Крупные корпорации основа подъема и ускорения развития экономики//Вопросы экономики. — 1998 — № 9 — С.66−76.
  110. МиркинЯ.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М.: Перспектива, 1995. — 550 с.
  111. Мировой банк. Техника приватизации государственных предприятий. Часть 2. М.: Прогресс, 1994. — 206 с.
  112. K.M. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования). М.: Наука, 1991. — 94 с.
  113. НЗ.МобиусМ. Руководство для инвестора по развивающимся рынкам. М.: Атон, 1995. — 224 с.
  114. Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 1999. — 200 с.
  115. В.Ю. Прощай, империя. Экономика распада. М.: Вопросы экономики, 1999. — 144 с.
  116. Муниципальный менеджмент: корпоративная собственность муниципальных образований/ Мельников С. Б., Николаев В. А., Соловьев Ю. А. Владимир: Посад, 1998. — 52 с.
  117. Д.В. Ценные бумаги бестелесные вещи: Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. — М.: Из-во «Статут», 1998.- 176 с.
  118. В.Т. Фондовый рынок: Инструменты и механизмы. -М.: Международные отношения, 1991. 192 с.
  119. Н.Г. Макроэкономика. М.: Из-во МГУ, 1994. -736 с.
  120. Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа, 1997. — 192 с.
  121. Нью-Йоркская фондовая биржа: Устав Нью-Йоркской биржи. М.: Интеркомплекс, 1992. — 512 с.
  122. Образ будущего в российской социально-экономической мысли конца XIX начала XX века: Избр. произведения./ Сост. Я. И. Кузьминова. — М.: Республика, 1994. — 416 с.
  123. Г. П. Макроэкономика. СПб.: Электротехн. ин-т им. Бонч-Бруевича, 1993. — 230 с.
  124. И.Х. Основы финансовой науки. Выпуск 1-й. Учение об обыкновенных доходах М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911. -544 с.
  125. И.Х. Основы финансовой науки. Выпуск II. Бюджет.- Формы взимания. Местные финансы. — Государственный кредит.- М.: Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1914.-361 с.
  126. З.М., Фам За Минь. Модель экономического развития Южной Кореи: Путь к процветанию. М.: Финансы и статистика, 1992.-95 с.
  127. А. Шоковая терапия в Восточной Европе и России. -М.: Республика, 1994. 175 с.
  128. Основы американской экономики. М.: ППП, 1993. — 144 с.
  129. И.Е. Делайте деньги на бирже. М.: Мировой океан: Российский банкир, 1992. — 204 с.
  130. От плана к рынку: будущее посткоммунистических республик. /Под ред. Б. С. Пинскера. М.: Ин-т Катона, 1993. — 336 с.
  131. Л.Н. Операции с корпоративными ценными бумагами. М.: Бухгалтерский бюллетень, 1997. — 400 с.
  132. A.A., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: Расчет и риск. М.: ИНФРА-М, 1994. — 192 с.
  133. Перестройка управления народным хозяйством на современном этапе: Сб. ст./ Акад. обществ, наук- Под ред. В. Ф. Уколова, Ю. Д. Чертова. -М., 1990. 195 с.
  134. Переход к рынку: Борьба мнений./ РАН, Отделение экономики- Отв. ред. А. Г. Аганбегян, К. И. Микульский, С. С. Шаталин. М.: Наука, 1993.-191 с.
  135. A.A. Экономика и политика: иллюзии и реальность. -М.: Из-во МГУ, 1993.-255 с.
  136. A.B. Система государственного управления. -М.: ЮНИТИ, 1997.-352 с.
  137. А.И., Филанд К. Перестройка рыночных структур на Западе и на Востоке. М.: ЮНИТИ: Аудит, 1993. — 87 с.
  138. A.M., ПассейкЖ.Г., ЭллисК.Х., ДейлиЖ.П. Банковское право США. М.: Прогресс, 1992. — 768 с.
  139. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  140. Правила рынка: Иностранные инвестиции, внешняя торговля, трудовая миграция, конкурентоспособность, дипломатия, помощь./ Под ред. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1994.-352 с.
  141. Правовые основы рынка ценных бумаг./ Под ред. А. Е. Шерстобитова. М.: Деловой экспресс, 1997. — 160 с.
  142. Предпринимательский климат регионов России. География России для инвесторов и предпринимателей: Сб./ Экспертный институт. Отв. ред. А. Лавров, В. Шувалов и др. М.: Начала-Пресс, 1997. -295 с.
  143. Принципы инвестирования. М.: Крокус Интернэшнл, 1992.-323 с.
  144. Проблемы включения науки в рыночные отношения: Сб./ РАН. Ин-т экономики- Под ред. С. В. Пирогова, Е. Н. Корепанова. М., 1993.- 159 с.
  145. Программа углубления экономических реформ в России. -М.: Республика, 1992. 63 с.
  146. А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. М.: Республика, 1994. — 159 с.
  147. Развитие российского финансового рынка и новые инструменты привлечения инвестиций: Сб. науч. тр./Российская академия наук./ Энтов Р., Радыгин А. и др. М.: НЭППП, 1998. — 283 с.
  148. П.И. Инновационное предпринимательство и переходный период России к рынку. М.: ИНЭП, 1993. — 174 с.
  149. Региональная комплексная программа научно-технического прогресса: Методологический и методический аспект./ Отв. ред. И. М. Занданов. Новосибирск: Наука. Сибирское отд-ние, 1990. -128 с.
  150. Реформы глазами американских и российских ученых: Сб. науч. тр./Группа экономических преобразований./ Под общ. ред.
  151. О.Т.Богомолова M.: Российский экономический журнал, 1996. -272 с.
  152. И.В., Хинкин П. В., Ярков В. В. Защита прав инвесторов. М.: Деловой экспресс, 1998. — 152 с.
  153. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. — 375 с.
  154. Российская экономика в январе-сентябре 1998 года. Тенденции и перспективы: Сб. науч. тр./Институт экономических проблем переходного периода/Архипов С., Баткибеков С., Дробышев-ский С. и др. М.: НЭППП, 1998. — 383 с.
  155. .Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М.: ИНФРА-М, 1996. -304 с.
  156. Рудько-Силиванов В. Финансовый и реальный секторы: поиск взаимодействия.//Вопросы экономики. 1998 — № 5 — С.79−89.
  157. Руководство по биржевому делу: Товарные сделки, ценные бумаги./ Под ред. А. А. Белозерцева. М.: Агропромиздат: Аспект, 1991. -255 с.
  158. Русский путь в развитии экономики: Сб. ст./ Под ред. Е. С. Троицкого. М.: Б.н. 1993. — 224 с.
  159. Руткаускас А.-В.М. Система прогнозирования регионального воспроизводства М.: Наука, 1992. — 85 с.
  160. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. — 498 с.
  161. М.А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М.: Норма — ИНФРА-М, 1998. — 456 с.
  162. Д. Рыночная экономика и Россия. М.: Экономика, 1994.-331 с.
  163. П. Экономика: В 2 т.: М.: Алгон, ВНИИСИ, 1992. Т.1. — 333 е.- Т.2. — 415 с.
  164. E.B. Ценные бумаги в системе финансовых потоков. М.: Из-во Рос. экон. акад., 1998. — 76 с.
  165. А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. -М.: Консалтбанкир, 1993. 104 с.
  166. С. Поддержка российского предпринимательст-ва//Вопросы экономики. 1999 — № 2 — С.29−39.
  167. А. Исследование о природе и причинах богатств народов. Петрозаводск: Петроком, 1993. — 320 с.
  168. Н. Бегство капиталов как объект международных исследований//Вопросы экономики. 1997 — № 9 — С. 135−147.
  169. Советская экономика: От плана к рынку./ Под ред. В. Попова и Н.Шмелева. М.: Прогресс, 1991. — 205 с.
  170. Современный цивилизованный рынок: Зарубежный опыт и его распространение в СНГ./ Сб. науч. тр./Минэкономики РФ. Экономическая академия./ Под ред. А. М. Алексеева, Н. В. Вожова, А. Г. Грязновой и др. Ярославль: 2Д СТУДИЯ СЕНТЯБРЬ, 1995. -624 с.
  171. В.А., Рыбалкин В. Е., Дякин Б. Г. Основы рыночного хозяйства: О принципах функционирования рынка, зарубежном опыте, наших проблемах и задачах. М.: Международные отношения, 1992.-128 с.
  172. Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА-М, 1996. -416 с.
  173. Дж. Кризис мирового капитализма. М.: ИНФРА-М, 1999.-262 с.
  174. Сорос о Соросе. Опережая время. М.: ИНФРА-М, 1996.336 с.
  175. Социальная сфера в условиях перехода к рынку./ Бабич A.M., Жильцов E.H., Егоров Е.В.- Под ред. E.H. Жильцова. -М.: Изд-во РАГС, 1993. 170 с.
  176. Средний класс в России. Сб. науч. тр./ Институт экономических проблем переходного периода./ Гайдар Е., Заславская Т., Громова Р. и др. М.: НЭППП, 1998. — 219 с.
  177. Стратегия выхода предприятий на рынок ценных бумаг./ АФПИ еженедельника ««Экономика и жизнь». / Под. ред. А. Баранникова, Н. Сваровского М.: Московское агентство ценных бумаг, 1997.-220 с.
  178. В.В. Путь к совершенству мирового рынка ценных бумаг. М.: КомпьюЛог, 1998. — 488 с.
  179. Очерки экономических реформ./ Воробьев Ю. Ф., Белоусов P.A., Петишкина С. Н. и др.- Отв. ред. Ю. Ф. Воробьев М.: Наука, 1993.-271 с.
  180. В.А. Ценные бумаги и привлечение инвестиций. -М.: Рейтинг, 1997.-312 с.
  181. Д.А. Биржевая торговля ценными бумагами, золотом, валютой. -М.: Община, 1992. 152 с.
  182. Р.Д., БредлиЭ.С., Тьюлз Т. М. Фондовый рынок. -М.: ИНФРА-М, 1997. 648 с.
  183. В.Ф., Ситников П. И. Управление эффективностью услуг. Развитие общественного и частного предпринимательства. -М.: Моск. рабочий, 1991. 185 с.
  184. Управление инвестициями. В 2 т./ Под общ. ред. В. В. Шеремета. -М.: Высшая школа, 1998. Т.1 -416 е.- Т.2 512 с.
  185. И.И. Россия: Внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1993. -432 с.
  186. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Годовой отчет. 1998. -М.: ФКЦБ России, 1999. 109 с.
  187. И.В. Концепции «открытой экономики». М.: Наука, 1991.- 144 с.
  188. Финансовое планирование и контроль. /Под ред. МА. Поукока и А. Х. Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996. — 480 с.
  189. Финансовые аспекты рыночной экономики. /Под ред. Д. Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1994. — 61 с.
  190. Финансовые и инвестиционные показатели деятельности американской фирмы. М.: Крокус Интернэшнл, 1991.-31 с.
  191. Финансовые пути России: Программы, концепции, технологии. /Под ред. Ю. И. Любимцева. М.: Гильдия финансистов, 1998. — 362 с.
  192. Финансовый анализ деятельности фирмы. М.: Истр-Сервис, 1994.-240 с.
  193. С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело, 1993.-864 с.
  194. К.Ф. Просвещенное общество: Экономика с человеческим лицом. М.: Международные отношения, 1994. — 304 с.
  195. Фондовые рынка США: Основные понятия, механизмы, терминология. -М.: Церих-ПЭЛ, 1992. 184 с.
  196. Ф.А. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. М.: Новости, 1992. — 302 с.
  197. П. Экономический образ мышления. М.: Дело: Catallaxy, 1993. — 704 с.
  198. Е.Д. Евробанк: политическая структура, банк развития, коммерческий банк. М.: Финансы и статистика, 1992. -92 с.
  199. Дж. Кое-что о цене. М.: Юридика, 1995. — 96 с.
  200. Р.И. Мировая экономика. М.: Инсан, 1994. -736 с.
  201. П.И., Аджубей Ю. В., Артемьев И. С. и др. Международное предпринимательство: Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1992.-204 с.
  202. К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1996. — 192 с.
  203. Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс, 1993. -488 с.
  204. Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 1997. — 332 с.
  205. В.Е. Южнокорейский парадокс. М.: Финансы и статистика, 1993. — 240 с.
  206. Э. Техника финансового анализа. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.-663 с.
  207. Ценные бумаги. / Колесников В. И., Торкановский B.C., Та-расевич Л.С. и др.- Под. ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского. -М.: Финансы и статистика, 1998. 416 с.
  208. Л.А. Экономика и организация биржевого дела в России. -М.: АООТ «Фининнова», 1998. 182 с.
  209. A.C. Инвестиционная стратегия и финансовые игры. М.: ПАИМС, 1994. — 320 с.
  210. У.Ф., Александер Г. Д., Бейли Д. В. Инвестиции. М.: ИНФРА-М, 1997. — 1024 с.
  211. С.С., Петраков Н. Я., Бунич П. Г. и др. Рыночная экономика: выбор пути. М.: Профиздат, 1991. — 198 с.
  212. Ф. Биржевая деятельность Запада: Фьючерсные и фондовые биржи, системы работы и алгоритмы анализа. -Н.Новгород: Ай Кью, 1992. 176 с.
  213. А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1996. — 176 с.
  214. И. Правовая реформа. Теория и практика. М.: ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа», 1998. — 256 с.
  215. Н. Кризис внутри кризиса//Вопросы экономики. -1998 -№ 10 С.4−17.
  216. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: ВО «Наука», 1993.-443 с.
  217. К. Эффективная экономика: Шведская модель: Экономика для начинающих и не только для них. М.: Экономика, 1991.-349 с.
  218. Экономика и бизнес. / Под ред. В. Д. Камаева. М.: Из-во Мое. гос. технич. ун-та, 1993. — 464 с.
  219. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие./ Под-гот.: ГА. Ахинов, Е. В. Егоров, Л. И. Якобсон и др.- Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж.-Д.Лафея. М.: ТЕИС, 1998. — 308 с.
  220. Экономическая реформа: Региональный аспект: Материалы Всероссийского симпозиума, 17−19 дек. 1992 г. Н. Новгород: Из-во Волго-Вят. кадрового центра, 1993. — 152 с.
  221. Экономические реформы в России: на пороге структурных перемен: Докл. Мирового банка реконструкции и развития: М.: Республика, 1993. — 320 с.
  222. Л., Бойд Б. Как покупать акции. М.: ПАИМС, 1992. -352 с.
  223. Л. Благосостояние для всех. М.: Начала-Пресс, 1991.-336 с.
  224. Л. Полвека размышлений: Речи и статьи. М.: Рус-сико: Ордынка, 1993. — 606 с.
  225. Е.Г. Как поднять экономику России. М.: Вита-Пресс, 1996. — 72 с.
  226. Е.Г. Поражение или отступление?//Вопросы экономики. 1999 -№ 2 — С.4−28.
  227. Accessing the U.S. Capital Markets. In Introduction to United States Securities Laws for Non-U.S. Issuers of Securities. Hong Kong. London: Brown & Wood LLP, 1997−1998. — 162 p.
  228. Allen F.L. Only Yesterday: An Informal History of the 1920's. -New York: John Wiley & Song, Inc., 1997. 285 p.
  229. The Development of the Law of Financial Services./ Ed. Swan EJ. London: Cavendish Publishing Limited, 1993. — 152 p.
  230. El-Erian M., Kumar M.S. Emerging Equity Markets in Middle Eastern Countries. S.I.: IMF, 1994. — 46 p. — (IMF Working Paper, 1994, September).
  231. Faruqi Shakil. Macro-Financial Review: Policy and Program Formulation: Tusania: A Case Study and Training Guide/Economic Development Institute of The Word Bank. Washington, D.C.: The International and Development/ The World Bank, 1997. — 256 p.
  232. Francis J.C., Taylor R.W. Schaum’s outline of Investments: Theory and Problems of Investments. New York: McGraw-Hill, Inc., 1992.-288 p.
  233. Hilbers P. Monetary Instruments and Their Use During the Transition from a Centrally Planned to a Market Economy. Washington, — (IMF Working Paper, 1993, November).
  234. International Capital Markets: Development, Prospect and Key Policy Issues. Washington, — IMF, 1996, September. — 159 p. (World Economic and Financial Surveys).
  235. International Capital Markets: Development, Prospect and Key Policy Issues. Washington, — IMF, 1997, November. — 266 p. (World Economic and Financial Surveys).
  236. Managing the Enterprise in Transition while Coping with Inflation./ Ed. D.Mozes. Washington: The World Bank, 1994. — 38 p. — (EDI Seminar Paper, № 47).
  237. Private Market Financing for Developing Countries. Washington, — IMF, 1995, November — 89 p. — (World Economic and Financial Surveys).
  238. Quirk P.J. Capital Account Convertibility: A New Model for Developing Countries. S.I.: IMF, 1994. — 22 p. — (IMF Working Paper, 1994, July).
  239. United States Securities and Exchange Commission. 1996 Annual Report. New York, 1997. — 214 p.
Заполнить форму текущей работой