Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие хорового искусства в художественной культуре России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическое обобщение художественного опыта, накопленного историей хорового искусства, должно строиться с обязательным учетом многообразия его проявлений, его индивидуальных особенностей, характерных для отечественной музыкальной культуры. Такое обобщение особенно важно еще и потому, что до сих пор исследование дирижерско-хорового образования в России как единой школы не было предпринято… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
    • 1. 1. Хоровое искусство как объект культурологического исследования
    • 1. 2. Мастера русского хорового искусства на рубеже XIX- XX веков
    • 1. 3. Мастера хорового искусства советского периода
  • ГЛАВА II. ХОРОВОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ XX-XXI ВЕКА
    • 2. 1. Современное состояние камерного хорового исполнительства и микрофонная культура
    • 2. 2. Внедрение инновационных технологий в хоровое искусство
  • ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Дирижерско-хоровое образование в дореволюционный период
    • 3. 2. Дирижерско-хоровое образование советского периода
    • 3. 3. Современное состояние отечественной дирижерско-хоровой педагогики

Развитие хорового искусства в художественной культуре России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная ситуация в России, переход к постиндустриальному типу социальности с характерным для нее постмодерном в сфере культуры, глобальная информатизация общественной жизни и образования в частности заостряют проблему возрождения русской национальной идеи. Изучение отечественных художественных и эстетических традиций позволит сохранить самобытность нашей культуры, не раствориться в стихии современных глобализационных процессов.

Хоровое пение занимает особенное место в любой культуре: его своеобразие основано на понимании человеком самой сущности музыки. Это особое место связано также с интенсивным развитием средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Возникает опасность информационного загрязнения, связанного с тем, что большое количество музыки сомнительного качества, низкого художественного уровня навязывается публике, особенно молодежи, далеко не всегда способной отличить подлинное искусство от подделки. В условиях информационного общества многие нетленные музыкальные ценности оказываются под угрозой профанации. Влияние популярной музыки на молодежь имеет многие несомненные негативные аспекты. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к более традиционным видам искусства, в частности, к хоровому искусству, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места хорового искусства в художественной культуре России.

В отечественном искусствоведении сложилась традиция рассматривать хоровое пение как проявление глубинных истоков народной культуры. Во второй половине XIX века хоровое искусство, не разрывая с формами церковной литургии, становится профессиональным видом деятельности, т. е. видом деятельности, предполагающим профессиональную подготовку и специальное образование. Именно в это время хоровое искусство в его лучших его образцах обретает характерные черты и признаки классического искусства, входит в золотой фонд мировой культуры. В настоящее время социологические, социально-психологические, культурологические, музыковедческие исследования создают предпосылки для углубленного культурологического анализа музыкального искусства хорового пения. Несмотря на существующую в настоящее время программу высшего профессионального образования в области хорового искусства, а также среднего (музыкальные училища, колледжи), не исчезает потребность в создании концепции профессионального образования, основанного на традициях русской академической музыкальной школы. Сегодня в условиях интеграции России в европейское культурное пространство особенно актуальным становится сохранение преемственности и непрерывности художественного опыта, сохранение высокого уровня музыкальной культуры.

До сих пор в современной культурологии и теории музыки не решены терминологические проблемы, касающиеся хорового искусства и его места в музыкальной культуре. Не преодолен описательный уровень специальных исследований, посвященных истокам хорового искусства, основным этапам его истории. В советский период истории России по понятным причинам отношение науки к религиозным предпосылкам хорового пения было негативным, но и сейчас такое негативное отношение воспроизводится. В этом контексте актуально новое видение истории отечественного хорового искусства, основанное на современном восприятии ушедших в прошлое эпох. Именно культурологическое исследование дает возможность ответить на многие вопросы, поставленные временем.

Степень разработанности проблемы. Проблемы русского хорового искусства только становятся предметом культурологического анализа.

Основу культурологического подхода к истории хорового искусства составляют исследования общетеоретического плана, касающиеся фундаментальных представлений о сущности музыкальной культуры, о социокультурных функциях музыки, о ее происхождении (Т.В.Адорно, Н. А. Бердяев, П. П. Гайденко, Э. Кассирер, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, Ф. Ницше, Э. Фромм, Ф. Шлегель) — исследования в области философии искусства (В.Зарецкий, М. С. Каган, А. Н. Сохор, В.Н.Холопова) — исследования исторической связи хорового искусства и церковной литургики (В.Булычев,.

B.В.Бычков, Д. С. Лихачёв, Е. В. Никитина, И.М.Усова). Большинство опубликованных работ отечественных исследователей, занимавшихся историей хорового искусства, касались, главным образом истории, методики, творчества и исполнительства, но не достаточно полно рассматривали феномен русского хорового пения в контексте истории русской культуры.

Следует также особо отметить исследования в области: истории русской музыки (Т.Ф.Владышевская, Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова,) — исследования традиций хорового пения и его связей с историей русского православия (В.Д.Булгаков, Н. С. Гуляницкая, В. В. Медушевский, Л. Н. Романов, Н.Д.Успенский) — истории русской хоровой культуры (В.Д.Булгаков, В.И.Краснощёков) — истории и теории хорового исполнительства (В.Л.Живов) — вокально-хорового воспитания (К.Ф.Никольская-Береговская) — хорового стиля (Г.В.Григорьева, К. Б. Птица,.

C.А.Казачков, Ю. Паисов).

В то же время можно обоснованно утверждать, что тема хорового искусства недостаточно широко и глубоко разработана в научно-исследовательской литературе. В течение в двух предыдущих столетий сформировался определенный пласт литературы исторического и монографического характера, в некотором плане освещающий методикопедагогическое, и, в большей мере, исполнительское наследие мастеров хорового искусства (Б.В.Асафьев, Д. Локшин и др.1). В конце XX века некоторыми авторами были предприняты усилия, направленные на обобщение дирижерско — хорового опыта, однако, учитывая специфику направленности существующих трудов, связанную с выбором освещаемых явлений и персоналий, эти работы не могут обеспечить исчерпывающей информационной основы для полномасштабного теоретического осмысления с дальнейшим внедрением в систему специального дирижерско-хорового, а также общего музыкального образования.(В.Д.Булгаков, К. Б. Птица и др.2).

Таким образом, возникает противоречие между потребностями общества к возрождению музыкальной хоровой культуры нации и реальным состоянием данного вопроса в системе образования. С учетом рассмотренных факторов и сделан выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования. Цель данного исследования заключается в научном обосновании и актуализации состояния, структуры и особенностей русского хорового искусства XIX — XX веков.

Объект исследования. Объектом данного исследования представляется русское хоровое искусство как социокультурный феномен, а также как целостная музыкально — педагогическая система, включающая в себя теоретические и практические принципы обучения и воспитания.

1 Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. — JL, 1980; Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский 1751−1825. М. — JI.: Музыка, 1950; Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы 1862−1917 гг. Сост. А. Бирненгоф, В. Вильснер. — Д.: Музыка, 1964; Локшин Д. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957; Локшин Д. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. — М.: ГМИ, 1953. — 132 с. и др.

2 Булгаков В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX первой половины XX в. Казань, 2000; Васильев В. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. Л., 1991; Вопросы хорового образования Вып. 77 / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1985; Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985; Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М., Владос, 2003; Птица К. Б. Хоровое искусство в Московской консерватории. — М.: Музыка, 1970. Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. — М., 1970; Птица К. Б. О музыке и музыкантах. — М.: ИЧП «Мистикос Логинов», 1995. профессиональных хоровых дирижеров наряду с научно — методической базой по воспитанию вокально — певческой культуры хорового коллектива.

Предмет исследования. Предметом данного диссертационного исследования является тот объем научно-теоретических и практических принципов функционирования хорового искусства, который был накоплен за период становления, развития и процветания дирижерско-хорового исполнительства в России XIX — XX веков.

Цель диссертационного исследования предполагает решение следующих исследовательских задач:

— анализа сущности понятия «русское хоровое искусство» в контексте исторического, методического и культурологического подходов применительно к выбранному временному отрезку.

— определения возможности использования результатов исследования в практической исполнительской и педагогической практике.

— методической разработки курса историко-теоретической дисциплины в пространстве хороведческого цикла учебных дисциплин. Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют: историко-цивилизационный подход к педагогическим явлениям и процессамидеи гуманизации и гуманитаризации образованияисследование сущности феномена русского хорового искусства в контексте культурологии. В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительно-историческийпричинно-следственный и ретроспективный анализ музыковедческой, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературыкритическое осмысление и обобщение литературных, архивных и публицистических источникованализ, обработка и систематизация исторических фактовизучение и анализ государственных программ по предметам «дирижирование», «хоровая практика», «хоровая литература», «хороведение», «хоровой класс», «теория и методика хорового дирижирования» музыкальных школ, училищ и вузов нашей страны.

Теоретико-методологической основой диссертации служат принципы познания, отраженные в системном, культурологическом и логическом подходах. Использование данных методологических оснований в совокупности позволяет исследовать феномен «русской дирижерско-хоровой школы» в определенный исторический период и показать особенности ее структуры, развития и функционирования. Хронологические рамки исследования обусловлены особенностями развития музыкальной культуры в России. Период конца XIX и начала XX века представляется эпохой наивысшего расцвета хорового искусства и образования нашей страны. Однако, изучение основных факторов данного временного отрезка невозможно без рассмотрения полной картины хорового искусства до и после указанного временного отрезка. Источниками исследования являются: литература, отражающая тенденции культурного развития России Х1Х-ХХ вековдиссертационные исследованиядокументы Государственных архивовпериодические издания.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационной работе выделен и систематически исследован феномен русского хорового искусства в истории русской культурыопределены, изучены и описаны основные компоненты отечественного дирижерско-хорового образования. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается единством культурологических и искусствоведческих методов при разработке концептуальных основ исследованиятеоретико-методологической основой, совокупностью методов исследования, адекватных поставленным задачампривлечением разнообразных документов и архивных материалов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное искусство хорового пения рассматривается как культурологический феномен, в котором соединены музыкальное искусство, массовое увлечение песней и педагогическая практика. Понятия массовой музыкальной культуры и элитарного музыкального искусства в рамках хорового искусства тесно взаимосвязаны.

2. В России большое распространение получило как профессиональное, так и самодеятельное хоровое искусство. Поэтому понятие хорового искусства в широком смысле включает не только различные формы музыкального искусства, но и церковную литургику, фольклорные формы, самодеятельное творчество. Конец XIX — начало XX века определяется как период расцвета русского хорового искусства. Исторический путь хорового искусства представляет собой постепенную и все более высокую профессионализацию.

3. Хоровое искусство последней четверти XX в. является составной частью художественной культуры России. Профессиональное музыкальное искусство хорового пения рассматривается как особое явление художественной культуры России. Исследование исторического развития основных течений хорового искусства позволяет выделить важнейшие школы и направления (школы А. Д. Кастальского и В. С. Орлова в дореволюционной России, школы А. В. Александрова, А. В. Свешникова в довоенной советской России, школы А. И. Анисимова, К. Б. Птицы, К. А. Ольхова — во второй половине XX века).

4. Хоровое искусство в XX столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. Хоровое искусство становится составляющей научно-технической революции. Современное хоровое искусство не может обойтись без новейших достижений в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые существенно расширяют границы возможного в создании новой звуковой картины мира. В свою очередь, современное хоровое искусство обогащает классическую, академическую музыку своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщает новыми гармоническими звучаниями, тембрами.

5. Концепция системы профессионального образования в области хорового искусства, базирующаяся на традициях русской профессиональной музыкальной школы, в своей основе имеет трехуровневую систему: школаучилище — вуз. Эта концепция также предполагает междисциплинарное взаимодействие специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных гуманитарных и культурологических дисциплин.

Практическое значение исследования. Практическое значение диссертационного исследования связано с возможностью использования его результатов для изучения истории и теории хоровой педагогики, как в историческом, так и в современном аспектах. Получена ценная для историко-педагогической науки система представлений об особенностях осуществления дирижерско-хорового образования в России. Предполагаемые результаты исследования смогут в последствии быть использованы в ходе практической работы хоровых коллективов, а так же при подготовке дирижеров — хоровиков и смогут послужить основой для новых исследований по истории русской музыкальной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация результатов осуществлялась в докладах и научно-практических конференциях. Материалы исследования нашли отражение в пяти публикациях.

Структура диссертации. Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами и включает в себя введение, три главы, восемь параграфов, заключение и библиографический список использованных литературных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование хорового искусства позволяет построить целостное представление о его развитии в культуре России XIX—XX вв.еков. При этом полученные результаты исследования могут быть использованы в качестве важнейших последовательных шагов ее построения.

Для защиты были предложены следующие результаты: музыкальное искусство хорового пения рассмотрено как культурологический феномен, в котором соединены музыкальное искусство, массовое увлечение песней и педагогическая практика. Понятия массовой музыкальной культуры и элитарного музыкального искусства в рамках хорового искусства тесно взаимосвязаны.

— установлено, что в России большое распространение получило как профессиональное, так и самодеятельное хоровое искусство. Поэтому понятие хорового искусства в широком смысле включает не только различные формы музыкального искусства, но и церковную литургику, фольклорные формы, самодеятельное творчество. Конец XIX — начало XX века определяется как период расцвета русского хорового искусства. Исторический путь хорового искусства представляет собой постепенную и все более высокую профессионализацию.

— показано, что хоровое искусство последней четверти XX в. является составной частью художественной культуры России. Профессиональное музыкальное искусство хорового пения рассматривается как особое явление художественной культуры России. Исследование исторического развития основных течений хорового искусства позволяет выделить важнейшие школы и направления (школы А. Д. Кастальского и В. С. Орлова в дореволюционной России, школы А. В. Александрова, А. В. Свешникова в довоенной советской России, школы А. И. Анисимова, К. Б. Птицы, К. А. Ольхова — во второй половине XX века).

— продемонстрировано, что хоровое искусство в XX столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. Хоровое искусство становится составляющей научно-технической революции. Современное хоровое искусство не может обойтись без новейших достижений в области электроники и электротехники, изобретения электронных инструментов, звукозаписывающей аппаратуры, которые существенно расширяют границы возможного в создании новой звуковой картины мира. В свою очередь, современное хоровое искусство обогащает классическую, академическую музыку своеобразным музыкальным языком, понятиями, насыщает новыми гармоническими звучаниями, тембрами.

— обосновано, что концепция системы профессионального образования в области хорового искусства, базирующаяся на традициях русской профессиональной музыкальной школы, в своей основе имеет трехуровневую систему: школа — училище — вуз. Эта концепция также предполагает междисциплинарное взаимодействие специальных музыкальных, музыкально-теоретических, современных гуманитарных и культурологических дисциплин.

Постановка методологических и концептуальных проблем исследования, а также их решение направлены на создание общего представления о развитии хорового искусства в русской культуре Х1Х-ХХ столетий. Согласно основной концепции диссертации именно на этот период приходится расцвет русского хорового искусства, поэтому исследование хорового пения в качестве феномена музыкальной культуры в строгом смысле этого слова и исследование этого феномена как феномена культуры вообще представляют собой, в сущности, одно и то же. Хотя русское хоровое искусство существовало и до XIX века, в частности, в формах церковной литургики или в формах фольклорного пения, именно данный период как период расцвета хорового искусства позволяет адекватно понять его природу, его сущность и его функции.

Кроме того, поскольку этот период расцвета хорового искусства является периодом его профессионализации, то для полноты раскрытия хорового пения как феномена русской культуры необходим анализ соответствующих образовательных программ. Задача изучения практики и теории дирижерско-хорового образования должна быть осмыслена в контексте общих усилий, нацеленных на возрождение национальной культуры. История русской дирижерско-хоровой школы достойна изучения в качестве особого уникального социокультурного феномена. Изучение отечественных образовательных традиций и внедрение их в современную систему образования способствует сохранению самобытности нашей культуры.

Теоретическое обобщение художественного опыта, накопленного историей хорового искусства, должно строиться с обязательным учетом многообразия его проявлений, его индивидуальных особенностей, характерных для отечественной музыкальной культуры. Такое обобщение особенно важно еще и потому, что до сих пор исследование дирижерско-хорового образования в России как единой школы не было предпринято. Поэтому крайне необходимой на сегодняшний день является активизация и научно-теоретическая разработка сведений, обуславливающих фиксирование информационного опыта выдающихся мастеров хорового искусства нашей страны. Богатство и разнообразие традиций русской хоровой культуры определяют важность и значительность положения, которое она занимает в общем контексте истории русского национального и мирового искусства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. В. Введение в социологию музыки / Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.- СПб., 1998. 445 с.
  2. Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с.
  3. Т. В. Философия новой музыки / Культурология. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. 352 с.
  4. , Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971.376 с.
  5. . В. О хоровом искусстве. Л., 1980. 213 с.
  6. . В. Русская музыка XIX и начала XX вв. Л.: Музыка, 1968. 275 с.
  7. Л. М. Методика преподавания хорового дирижирования. М., 1969. 120 с.
  8. А. И. Дирижер-хормейстер. Л., 1976. 159 с.
  9. Ю.Анисимов. А. И. Работа с самодеятельным хором. Л.: Искусство, 193 883 с.
  10. Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986. 224 с.
  11. Л. Б., Койлю А. И. Методические рекомендации и нотный материал для хорового класса III курса (женский состав) муз. пед. фак-в пед. вузов. М.: МГПИ, 1997. 93 с.
  12. В. Д. Философский анализ художественно-эстетических иллюзий. Омск, 1993. 100 с.
  13. Л. А. Дирижирование. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
  14. Н. Искусство как источник эволюции сознания. http://www.relga.rsu.ru/n3 l/art31 .htm.
  15. H. А. Судьба России. М., 1990. 220 с.
  16. Ю. М. Эротика Смерть — Табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, 1996. 416 с.
  17. В. Д. Общественно-педагогическая деятельность и научные взгляды С. В. Смоленского (1848−1909). Казань: КГИК, 1998. 66 с.
  18. В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX первой половины XX в. Казань, 2000. 188 с.
  19. В. Д. Русская хоровая педагогика конца XIX первой половины XX столетия: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. акад. Культуры и искусств, 2001. 71 с.
  20. В. А. Хоровое пение, как искусство. М., 1910. 45 с.
  21. В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 556 с.
  22. Г. К., Владышева Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.225 с.
  23. . О музыке и музицировании. / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. М., 1962. 118 с.
  24. С. Н. Страницы воспоминаний. M. JL, 1948. 147 с.
  25. В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. JL, 1991. 118 с.
  26. В. А. Педагогические воззрения профессора Г. А. Дмитревского / Г. А. Дмитревский. Дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. СПб, 2000. 58 с.
  27. В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: преемственность традиций и тенденции развития. JI.: Музыка, 1991.118 с.
  28. А. В. Основы хоровой педагогики. М., 1997. 166 с.
  29. Т. Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество. http://www. allbest.ru.
  30. Вопросы русской и советской хоровой культуры. Сб. статей. М., 1975. 254 с.
  31. Вопросы хорового образования Вып. 77 / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. 148 с.
  32. М. Несостоявшийся химик. Московская правда 7 октября 2006 г.
  33. Вуд Г. О дирижировании. М., 1958. 104 с.
  34. П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
  35. Л. На пути к теории / Дирижерское исполнительство. М., 1975. С. 571−620.
  36. А. Очерки традиций древнерусского певческого искусства в хоровой музыке русских композиторов XIX- XX вв. Самара, 1997. 52 с.
  37. А. А. Русский оперный театр XIX века (1873−1889). Л.: Музыка, 1973. 386 с.
  38. Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев 1766 1813. Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
  39. Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991. 80 с.
  40. Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.
  41. И. В. Академическая капелла им. М. И. Глинки 1917 1957. — Л., 1957. 170 с.
  42. Г. Дирижирование (теория и практика музыкальной интерпретации). Перевод с нем. Н. Зусман, В.Зусман. Н. Новгород: Деком, 2000. 446 с.
  43. Дирижерское исполнительство / Ред.-сост. JI. М. Гинзбург. М., 1975. 620 с.
  44. К. А. Георгий Александрович Дмитревский. Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Советский композитор, 1959. 141 с.
  45. Г. А. Ансамбль хора. М., 1957. 89 с.
  46. Г. А. Хрестоматия по хоровому дирижированию М.: Музгиз, 1952. 156 с.
  47. . В. Д. С. Бортнянский 1751−1825. М. Л.: Музыка, 1950. 56 с.
  48. А. Основы хорового письма. Л. -М.: Искусство, 1939. 170 с.
  49. А. А. Теория и практика работы с хором. Л.- М., 1951. 231 с.
  50. Г. Л. Психология дирижирования. М., 1988. 80 с.
  51. В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования. М., 1974. 153 с.
  52. В. Л. О выразительности дирижерского жеста / Работа в хоре. Вып. 2.М., 1977. С. 111−127
  53. В. Л. Трактовка хорового произведения. М., 1986. 126 с.
  54. В. Л. Теория хорового исполнительства. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 282 с.
  55. В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 272 с. 58.3арецкий В. К. Культура и цивилизация: искусство и тоталитаризм /
  56. Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973. 76 с.
  57. Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы 1862−1917 гг. Сост. А. Бирненгоф, В. Вильснер. Л.: Музыка, 1964. 124 с.
  58. В. А. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985. 232с.
  59. М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
  60. С. А. В поисках дирижера // Сов. Культура, 1975. 31 октября.
  61. С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967. 111 с.
  62. С. А. От урока к концерту: Хоровое дирижирование. Казань: Изд. Казанского университета, 1990. 343 с.
  63. П. М. Странички из жизни Пятницкого. Воронеж, 1964. 65 с.
  64. Э. В. Философия символических форм. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. 232 с.
  65. А. Д. Из воспоминаний о последних годах. Из письма С. Н. Кругликова к А. А. Ширинскому Шихматову. / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. 1032 с.
  66. Ю. В. Музыка XVIII в. М., 1965. 446 с.
  67. М. Г. Музыкальная хрестоматия из русских народных песен. Л.: Тритон, 1929. 115 с.
  68. Н. Ф. Основы техники дирижирования. Киев, 1981. 207 с.
  69. В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. 299 с.
  70. Культурное наследие Древней Руси истоки, становление, традиции. М, 1976. 460 с.
  71. А. П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. Киев, 1989. 136 с.
  72. Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. Т. 2. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 1982. 622 с.
  73. Д. С. Массовая культура России конца XX века. Ч. I. СПб, 2001.212 с.
  74. Д. В. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957. 172 с.
  75. Д. В.Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: ГМИ, 1953. 132 с.
  76. А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М. 1963. 624с.
  77. А.Ф. Музыка как предмет логики / Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. 280 с.
  78. А. Ф. Основной вопрос философии музыки. Советская музыка. № 12, 1990.
  79. Н. Д. Основы техники дирижирования. Л., 1965. 219 с.
  80. Мастера народного искусства. Правда, 27.11.1935
  81. Л. Н. Основы дирижерской техники. М., 1986. 206 с.
  82. Н. Хоровое пение. Братство, 1998. 288 с.
  83. В.М. Этимология культуры / В. М. Медушевский // Музыкальная академия. 1993. 10 с.
  84. В. М. Таинственные энергии музыки / В. Медушевский // Музыкальная академия. 1992. С. 54 57
  85. В. К. проблемам подготовки дирижеров хора / Вопросы хорового образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных. 1985. С. 22−35
  86. И. О. О воспитании дирижера. Л., 1987. 247 с.
  87. Ш. Я дирижер. М., 1965. 156 с.
  88. Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 157 с.
  89. В. Э. Эдуард Францович Направник и его современники. Л.: Музыка, 1991. 464 с.
  90. В. А. Из музыкального прошлого Московского университета. М.: Музыка, 1955. 120 с.
  91. Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям, издание второе, исправленное и дополненное, 1983. 528 с.
  92. Е. В. Хоровая работа: искусство и технология / Музыка в школе. 2007. 27 с.
  93. Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М.: Владос, 2003. 304 с.
  94. Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1990. 208 с.
  95. К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровому дирижированию. JL: Муз. 1976. 200 с.
  96. К. А. Основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1990 200 с.
  97. К. А. Теоретические основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1990. 160 с.
  98. А. Дирижер и певец. М., 1959. 157 с.
  99. А. Записки дирижера. Л.: Муз., 1963. 176 с.
  100. Ю. Возрождение духовной традиции / Ю. Паисов // Советская музыка. 1989. 38 с.
  101. К. К. Руководство хором. М., 1964. 220 с.
  102. К. Б. Действенное средство воспитания / Советская музыка. 1974. № 5.
  103. . К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М.: Музгиз, 1948. 160 с.
  104. Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. Сост. С. Калинин. М., 1998. 328 с.
  105. А. Из бесед о музыке. Музыкальная академия. 1999. С. 60−61.
  106. К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970. 120 с.
  107. К. Б. О музыке и музыкантах. М.: ИЧП Мистикос Логинов, 1995. 437 с.
  108. К. Б. Хоровое искусство в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970. 119 с.
  109. Работа дирижера над хоровой партитурой / Сост. П. П. Левандо. М., 1970. 200 с.
  110. Г. Н. Мысли о музыке. М., 1975. 201 с.
  111. Л. Культурологические аспекты крещения Руси (на материалах музыки) / Религии Мира. История и современность. Статьи. М., 1969. 242 с.
  112. Н. В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 228 с.
  113. Русская музыка: Исполнительские и педагогические проблемы. Ред. О. Д. Степанидиной. Саратов: Университет, 1988. 75 с.
  114. Русская музыкальная педагогика конца XIX начала XX века и современные проблемы музыкального образования. Сост. Адищев В. И. Пермь: ПГПИ, 1984. 52 с.
  115. Р. Л. Музыкальная культура Древнего Хорезма. М.: Наука, 1970. 138 с.
  116. А. В. Кто они, наши слушатели? Сов. Культура. 2 апреля 1968 года
  117. А. С. Музыкальные стили и дирижерская интерпретация. Шадринск, 1997. 372 с.
  118. Л. Организация и методика работы с хором мальчиков: Методическое пособие. М.: Всеросс. НМЦНТИКПР, 1988. 44 с.
  119. Советские хоровые дирижеры: справочник. Сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. М.: Советский композитор, 1986. 304 с.
  120. В.Г. Воспоминания о музыкальном училище: автобиографические записки. М., 1991. 95 с.
  121. В. Г. Работа с хором. 2-е изд. М., 1983. 252 с.
  122. В. Г. Хоровой. дирижер, педагог, композитор. М.: Музыка, 1988. 124 с.
  123. А. Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 37 с.
  124. И. Ф. Диалоги. Л., 1971. 448 с.
  125. А. Т. Современные проблемы хорового искусства. 19 651 995. Афтореф. дис. на канд. степ. / РАМ им. Гнесиных, М., 1995. 50 с.
  126. Г. Е. Повесть о том, как я стал хормейстером. -Петрозаводск, 1992. 134 с.
  127. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.624с.
  128. В. Евгений Александрович Мравинский. М.: Музыка, 1983. 192 с.
  129. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 414 с.
  130. В. Н. Музыка как вид искусства. 2-е издание, центр «Консерватория», 1994. 320 с.
  131. Хоровое искусство. Сост. К. А. Ольхов. Ленинград, Вып. 3, 1967. 258 с.
  132. Хоровое искусство. Сост. К. А. Ольхов. Л., вып. 3, 1977. 260 с.
  133. Т., Аркадьев М. Диалоги о «постсовременности» М.: Музыкальная академия. 1998. 12 с.
  134. Чернодубровская Е. Москва «Русская мысль», Париж, N 4307, 02 марта 2000 г
  135. П. Г. Хор и управление им. М., 1952. 224 с.
  136. Чич Г. К. Особенности работы с хором. Учебно-методическое пособие. Майкоп: Ад. Респ. Кн. Из. 1994. 53 с.
  137. Н. М.Г. Климов: Дирижер Ленинградской академической капеллы. Л., 1953. 132 с.
  138. Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-тт. М. 1983.479с.
  139. Т. А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором. М., 1981. 16 с.
  140. Юрий Темирканов: штрихи к портрету. СПб.: КультИнформПресс, 1998. 328 с.
Заполнить форму текущей работой