Развитие хорового искусства в художественной культуре России
Диссертация
Теоретическое обобщение художественного опыта, накопленного историей хорового искусства, должно строиться с обязательным учетом многообразия его проявлений, его индивидуальных особенностей, характерных для отечественной музыкальной культуры. Такое обобщение особенно важно еще и потому, что до сих пор исследование дирижерско-хорового образования в России как единой школы не было предпринято… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ХОРОВОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
- 1. 1. Хоровое искусство как объект культурологического исследования
- 1. 2. Мастера русского хорового искусства на рубеже XIX- XX веков
- 1. 3. Мастера хорового искусства советского периода
- ГЛАВА II. ХОРОВОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ XX-XXI ВЕКА
- 2. 1. Современное состояние камерного хорового исполнительства и микрофонная культура
- 2. 2. Внедрение инновационных технологий в хоровое искусство
- ГЛАВА III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ДИРИЖЕРСКО-ХОРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- 3. 1. Дирижерско-хоровое образование в дореволюционный период
- 3. 2. Дирижерско-хоровое образование советского периода
- 3. 3. Современное состояние отечественной дирижерско-хоровой педагогики
Список литературы
- Адорно Т. В. Введение в социологию музыки / Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М.- СПб., 1998. 445 с.
- Адорно Т. В. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. 527 с.
- Адорно Т. В. Философия новой музыки / Культурология. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001. 352 с.
- Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс. 2-е изд. Л.: Музыка, 1971.376 с.
- Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980. 213 с.
- Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX вв. Л.: Музыка, 1968. 275 с.
- Андреева Л. М. Методика преподавания хорового дирижирования. М., 1969. 120 с.
- Анисимов А. И. Дирижер-хормейстер. Л., 1976. 159 с.
- Ю.Анисимов. А. И. Работа с самодеятельным хором. Л.: Искусство, 193 883 с.
- Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М., 1986. 224 с.
- Бартенева Л. Б., Койлю А. И. Методические рекомендации и нотный материал для хорового класса III курса (женский состав) муз. пед. фак-в пед. вузов. М.: МГПИ, 1997. 93 с.
- Батюшев В. Д. Философский анализ художественно-эстетических иллюзий. Омск, 1993. 100 с.
- Безбородова Л. А. Дирижирование. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. М.: Просвещение, 1990. 159 с.
- Бекетова Н. Искусство как источник эволюции сознания. http://www.relga.rsu.ru/n3 l/art31 .htm.
- Бердяев H. А. Судьба России. М., 1990. 220 с.
- Бородай Ю. М. Эротика Смерть — Табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, 1996. 416 с.
- Булгаков В. Д. Общественно-педагогическая деятельность и научные взгляды С. В. Смоленского (1848−1909). Казань: КГИК, 1998. 66 с.
- Булгаков В. Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX первой половины XX в. Казань, 2000. 188 с.
- Булгаков В. Д. Русская хоровая педагогика конца XIX первой половины XX столетия: Учеб. пособие. Казань: Изд-во Казан, гос. акад. Культуры и искусств, 2001. 71 с.
- Булычев В. А. Хоровое пение, как искусство. М., 1910. 45 с.
- Бычков В. В. Эстетика: Учебник. М.: Гардарики, 2002. 556 с.
- Вагнер Г. К., Владышева Т. Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.225 с.
- Вальтер Б. О музыке и музицировании. / Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. М., 1962. 118 с.
- Василенко С. Н. Страницы воспоминаний. M. JL, 1948. 147 с.
- Васильев В. А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании. JL, 1991. 118 с.
- Васильев В. А. Педагогические воззрения профессора Г. А. Дмитревского / Г. А. Дмитревский. Дирижер, ученый, педагог в воспоминаниях и документах. СПб, 2000. 58 с.
- Васильев В.А. Очерки о дирижерско-хоровом образовании: преемственность традиций и тенденции развития. JI.: Музыка, 1991.118 с.
- Вахрушев А. В. Основы хоровой педагогики. М., 1997. 166 с.
- Владыпевская Т. Ф. Древнерусская певческая культура и старообрядчество. http://www. allbest.ru.
- Вопросы русской и советской хоровой культуры. Сб. статей. М., 1975. 254 с.
- Вопросы хорового образования Вып. 77 / Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1985. 148 с.
- Вострышев М. Несостоявшийся химик. Московская правда 7 октября 2006 г.
- Вуд Г. О дирижировании. М., 1958. 104 с.
- Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. 495 с.
- Гинзбург Л. На пути к теории / Дирижерское исполнительство. М., 1975. С. 571−620.
- Глаголева А. Очерки традиций древнерусского певческого искусства в хоровой музыке русских композиторов XIX- XX вв. Самара, 1997. 52 с.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века (1873−1889). Л.: Музыка, 1973. 386 с.
- Горяйнов Ю. С. Степан Аникиевич Дегтярев 1766 1813. Белгород: Везелица, 1993. 73 с.
- Григорьева Г. В. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка, 1991. 80 с.
- Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с.
- Гусин И. В. Академическая капелла им. М. И. Глинки 1917 1957. — Л., 1957. 170 с.
- Дехант Г. Дирижирование (теория и практика музыкальной интерпретации). Перевод с нем. Н. Зусман, В.Зусман. Н. Новгород: Деком, 2000. 446 с.
- Дирижерское исполнительство / Ред.-сост. JI. М. Гинзбург. М., 1975. 620 с.
- Дмитревская К. А. Георгий Александрович Дмитревский. Очерк жизни и творческой деятельности. Л.: Советский композитор, 1959. 141 с.
- Дмитревский Г. А. Ансамбль хора. М., 1957. 89 с.
- Дмитревский Г. А. Хрестоматия по хоровому дирижированию М.: Музгиз, 1952. 156 с.
- Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский 1751−1825. М. Л.: Музыка, 1950. 56 с.
- Егоров А. Основы хорового письма. Л. -М.: Искусство, 1939. 170 с.
- Егоров А. А. Теория и практика работы с хором. Л.- М., 1951. 231 с.
- Ержемский Г. Л. Психология дирижирования. М., 1988. 80 с.
- Живов В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения как способ интенсификации обучения в классе дирижирования. М., 1974. 153 с.
- Живов В. Л. О выразительности дирижерского жеста / Работа в хоре. Вып. 2.М., 1977. С. 111−127
- Живов В. Л. Трактовка хорового произведения. М., 1986. 126 с.
- Живов В. Л. Теория хорового исполнительства. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 282 с.
- Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 272 с. 58.3арецкий В. К. Культура и цивилизация: искусство и тоталитаризм /
- Иванов-Радкевич А. П. О воспитании дирижера. М., 1973. 76 с.
- Из истории Ленинградской консерватории. Материалы и документы 1862−1917 гг. Сост. А. Бирненгоф, В. Вильснер. Л.: Музыка, 1964. 124 с.
- Ильин В. А. Очерки истории русской хоровой культуры. М., 1985. 232с.
- Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 416 с.
- Казачков С. А. В поисках дирижера // Сов. Культура, 1975. 31 октября.
- Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967. 111 с.
- Казачков С. А. От урока к концерту: Хоровое дирижирование. Казань: Изд. Казанского университета, 1990. 343 с.
- Казьмин П. М. Странички из жизни Пятницкого. Воронеж, 1964. 65 с.
- Кассирер Э. В. Философия символических форм. / Пер. с нем. С. А. Ромашко. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. 232 с.
- Кастальский А. Д. Из воспоминаний о последних годах. Из письма С. Н. Кругликова к А. А. Ширинскому Шихматову. / Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. 1032 с.
- Келдыш Ю. В. Музыка XVIII в. М., 1965. 446 с.
- Климов М. Г. Музыкальная хрестоматия из русских народных песен. Л.: Тритон, 1929. 115 с.
- Колесса Н. Ф. Основы техники дирижирования. Киев, 1981. 207 с.
- Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. 299 с.
- Культурное наследие Древней Руси истоки, становление, традиции. М, 1976. 460 с.
- Лащенко А. П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. Киев, 1989. 136 с.
- Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. Т. 2. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Музыка, 1982. 622 с.
- Лихачев Д. С. Массовая культура России конца XX века. Ч. I. СПб, 2001.212 с.
- Локшин Д. В. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. М., 1957. 172 с.
- Локшин Д. В.Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М.: ГМИ, 1953. 132 с.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М. 1963. 624с.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики / Лосев А. Ф. Из ранних произведений. М., 1990. 280 с.
- Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки. Советская музыка. № 12, 1990.
- Малько Н. Д. Основы техники дирижирования. Л., 1965. 219 с.
- Мастера народного искусства. Правда, 27.11.1935
- Маталаев Л. Н. Основы дирижерской техники. М., 1986. 206 с.
- Матвеев Н. Хоровое пение. Братство, 1998. 288 с.
- Медушевский В.М. Этимология культуры / В. М. Медушевский // Музыкальная академия. 1993. 10 с.
- Медушевский В. М. Таинственные энергии музыки / В. Медушевский // Музыкальная академия. 1992. С. 54 57
- Минин В. К. проблемам подготовки дирижеров хора / Вопросы хорового образования. М.: ГМПИ им. Гнесиных. 1985. С. 22−35
- Мусин И. О. О воспитании дирижера. Л., 1987. 247 с.
- Мюнш Ш. Я дирижер. М., 1965. 156 с.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972. 157 с.
- Направник В. Э. Эдуард Францович Направник и его современники. Л.: Музыка, 1991. 464 с.
- Натансон В. А. Из музыкального прошлого Московского университета. М.: Музыка, 1955. 120 с.
- Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники, избранные статьи, письма к родителям, издание второе, исправленное и дополненное, 1983. 528 с.
- Никитина Е. В. Хоровая работа: искусство и технология / Музыка в школе. 2007. 27 с.
- Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. М.: Владос, 2003. 304 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ницше Ф. Сочинения. Т.1. М.: Мысль, 1990. 208 с.
- Ольхов К. А. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровому дирижированию. JL: Муз. 1976. 200 с.
- Ольхов К. А. Основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1990 200 с.
- Ольхов К. А. Теоретические основы дирижерской техники. Л.: Музыка, 1990. 160 с.
- Пазовский А. Дирижер и певец. М., 1959. 157 с.
- Пазовский А. Записки дирижера. Л.: Муз., 1963. 176 с.
- Паисов Ю. Возрождение духовной традиции / Ю. Паисов // Советская музыка. 1989. 38 с.
- Пигров К. К. Руководство хором. М., 1964. 220 с.
- Птица К. Б. Действенное средство воспитания / Советская музыка. 1974. № 5.
- Птица. К. Б. Очерки по технике дирижирования хором. М.: Музгиз, 1948. 160 с.
- Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания. Сост. С. Калинин. М., 1998. 328 с.
- Правдолюбов А. Из бесед о музыке. Музыкальная академия. 1999. С. 60−61.
- Птица К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. М., 1970. 120 с.
- Птица К. Б. О музыке и музыкантах. М.: ИЧП Мистикос Логинов, 1995. 437 с.
- Птица К. Б. Хоровое искусство в Московской консерватории. М.: Музыка, 1970. 119 с.
- Работа дирижера над хоровой партитурой / Сост. П. П. Левандо. М., 1970. 200 с.
- Рожденственский Г. Н. Мысли о музыке. М., 1975. 201 с.
- Романов Л. Культурологические аспекты крещения Руси (на материалах музыки) / Религии Мира. История и современность. Статьи. М., 1969. 242 с.
- Романовский Н. В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 2000. 228 с.
- Русская музыка: Исполнительские и педагогические проблемы. Ред. О. Д. Степанидиной. Саратов: Университет, 1988. 75 с.
- Русская музыкальная педагогика конца XIX начала XX века и современные проблемы музыкального образования. Сост. Адищев В. И. Пермь: ПГПИ, 1984. 52 с.
- Садоков Р. Л. Музыкальная культура Древнего Хорезма. М.: Наука, 1970. 138 с.
- Свешников А. В. Кто они, наши слушатели? Сов. Культура. 2 апреля 1968 года
- Сивизьянов А. С. Музыкальные стили и дирижерская интерпретация. Шадринск, 1997. 372 с.
- Сивухин Л. Организация и методика работы с хором мальчиков: Методическое пособие. М.: Всеросс. НМЦНТИКПР, 1988. 44 с.
- Советские хоровые дирижеры: справочник. Сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. М.: Советский композитор, 1986. 304 с.
- Соколов В.Г. Воспоминания о музыкальном училище: автобиографические записки. М., 1991. 95 с.
- Соколов В. Г. Работа с хором. 2-е изд. М., 1983. 252 с.
- Соколов В. Г. Хоровой. дирижер, педагог, композитор. М.: Музыка, 1988. 124 с.
- Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 37 с.
- Стравинский И. Ф. Диалоги. Л., 1971. 448 с.
- Тевосян А. Т. Современные проблемы хорового искусства. 19 651 995. Афтореф. дис. на канд. степ. / РАМ им. Гнесиных, М., 1995. 50 с.
- Терацуянц Г. Е. Повесть о том, как я стал хормейстером. -Петрозаводск, 1992. 134 с.
- Успенский Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.624с.
- Фомин В. Евгений Александрович Мравинский. М.: Музыка, 1983. 192 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 414 с.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. 2-е издание, центр «Консерватория», 1994. 320 с.
- Хоровое искусство. Сост. К. А. Ольхов. Ленинград, Вып. 3, 1967. 258 с.
- Хоровое искусство. Сост. К. А. Ольхов. Л., вып. 3, 1977. 260 с.
- Чередниченко Т., Аркадьев М. Диалоги о «постсовременности» М.: Музыкальная академия. 1998. 12 с.
- Чернодубровская Е. Москва «Русская мысль», Париж, N 4307, 02 марта 2000 г
- Чесноков П. Г. Хор и управление им. М., 1952. 224 с.
- Чич Г. К. Особенности работы с хором. Учебно-методическое пособие. Майкоп: Ад. Респ. Кн. Из. 1994. 53 с.
- Шереметьева Н. М.Г. Климов: Дирижер Ленинградской академической капеллы. Л., 1953. 132 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-тт. М. 1983.479с.
- Эстрина Т. А. Реализация навыков, полученных в классе дирижирования, в практической работе с хором. М., 1981. 16 с.
- Юрий Темирканов: штрихи к портрету. СПб.: КультИнформПресс, 1998. 328 с.