Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественное воплощение образа женщины-мусульманки в башкирской литературе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 80−90-х гг., в процессе демократизации общества, партия и государство были вынуждены признать ошибки прежней политики по религиозному вопросу. Принятие 20 июня 1991 г. Закона «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР» позволило каждому человеку «самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать религию, выражать или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образ женщины-башкирки в литературе доисламского периода
  • Глава 2. Эволюция образа женщины-мусульманки в башкирской литературе до начала XX века
  • Глава 3. Концептуальные особенности образа женщины-мусульманки в башкирской литературе советского периода

Художественное воплощение образа женщины-мусульманки в башкирской литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Литература

формируется в тесном единстве с развитием общества. Каждый новый этап в историческом развитии находит специфическое отражение и в литературе, оставляет след в художественных образах. Вместе с тем история литературы любого народа не будет полной без учета его духовной культуры, в том числе религии, так как религия до известной ступени развития общества нередко служит и государственной идеологией, в той или иной степени участвует в формировании социальной и нравственной сущности, эстетических воззрений общества.

До принятия ислама духовная культура башкир древности, как и других тюркоязычных народов, формировалась под влиянием различных верований и великих религий: тенгрианства, зороастризма, буддизма, шаманизма.

Религия оказала определенное влияние и на формирование женского образа в духовной культуре, художественной литературе башкир, что отразилось, например, в выдающихся эпических памятниках прошлого: «Урал-батыр», «Акбузат» и др. Духовная жизнь башкирской женщины в разные исторические периоды развивалась на основе верований, обрядов и обычаев, связанных с религиозными и идейно-нравственными установками ислама, ставшего основной религией башкирского народа. Эту мысль можно проследить, например, в сказаниях «Алдар и Зухра», «Кузы-Курпяч и Маян-хылу». Религиозные представления предопределили и общность нравов,.

1 Баимов P.H. Великие лики и литературные памятники Востока. Уфа: Гилем, 2005. — 496 е.- Урал-батыр // Башкирское народное творчество. Том 1. Эпос. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. — 544 с. С. 35−134- Религиозные верования. М.: Наука, 1993; Алексеев H.A. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. — 233 е.- Инан А. Шаманизм тарихта haM бвген. 9фе, 1998. — 44-се битБойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи / Пер. с англ. М.: Наука, 1988; Авеста / Пер. с авестийского И. Стеблин-Каменского. М., 1993; Махабхарата. Рамаяна / Пер. с санскрита. М.: Художественная литература, 1974. — 608 е.;

— Ч Y Ч Y 1—1. (J^J t a-. I fill <�е.иЫ lilLJl jia^s (Jjla. / 4ЬДл1| '. (jl J^'JL / Я1Л j ij2S3lk ^Iuj^I jl^ij LaS LiLmII • (Y Y) (о) ^? о ^ • • SjjiJl iisjull. Д ^? Y Y — jft > ii^a — jj^xJl Л1С.J ^LlAl^jj A.AiilgJl жизненных установок, сходство в области морально-этических норм. Эти и другие факторы определили общность черт характера мусульманки в башкирской литературе различных периодов. Вместе с тем мусульманский образ отдельно взятой эпохи характеризуется определенными различиями, связанными с особенностями конкретного исторического периода. Все сказанное позволяет ставить вопрос о сравнительном изучении образа башкирской мусульманки в различные этапы становления национальной литературы.

Степень разработанности проблемы. Истоки изучения темы коранических и религиозных представлений персонажей в башкирской литературе приходятся на начало XX века и связаны с именем Р. Фахретдинова В советский период религиозная тема оказалась вне поля зрения ученых и ограничивалась лишь выявлением влияния исламских традиций на отдельные персонажи 2. В дальнейшем теме коранических образов и мотивов были посвящены работы Ф.Ш. Сибагатова3.

Однако, что касается образа башкирской мусульманки, его особенностей в тот или иной период, то это еще не стало предметом отдельного исследования и требует глубокого изучения и осмысления. Несмотря на большой литературный материал, накопившийся к концу прошлого столетия, казалось бы, достаточный для общей характеристики образа башкирской мусульманки, системным изучением его никто не занимался.

1 Фахретдинов Р. Воспитанная мать. Казань, 1905. — 16 е.- Воспитанная женщина. Казань, 1899. — 29 е.- Знаменитые женщины. Оренбург, 1904. — 447 е.- Поклонение женщин. Оренбург, 1912. — 16 е.- Религиозные должности. Оренбург, 1896. — 67 е.- Семейство. Оренбург, 1908. — 28 е.- Семья. Казань, 1910. — 68 с.

2 Харисов А. И. Литературное наследие башкирского народа (XVIII-XIX века) / Перевод с башкирского автора и Р. Ахмедова. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1973. — 312 с. С. 82, 90- Башторт э? эбиэте тарихы. Алты томда. 1 том. Урта быуаттар осоро. 0фэ: Башкортостан китап нэшриате, 1990. — 608 бит. 245-се битХусаинов Г. Б. Башкирская литература XI—XVIII вв. Уфа: Издательство «Гилем», 1996. -195 с. С. 79- Галин С. Тел аскысы халыкта. Башкорт фольклоры: анлатмалы Ьу? лек. Ушу тсулланмаЬы. 0фв: Башкортостан китап нэшриате, 1993. — 224 бит.

3 Сибэгатов Ф. Ш. Баш-корт эзэбиэтендэ дини тематика // Ватандаш. № 3, 2000. — 73−77-се бит.- Башкорт э? эбиэтендэ «Кврьэн мотивтары. 0фе: Гилем, 2001. — 148 битИслам (дин, э? ип, эзэбиэт). Белешмэ-Ьузлек. 0фе: Гилем, 2004. — 96 битЭзэбиэттэ рухани образы // Аги? ел, № 8 (1013), 2007. Сибагатов Ф. Ш. Роль религиозных персонажей в литературе // Восток в исторических судьбах народов России. Книга 2. Тезисы докладов V Всероссийского съезда востоковедов 26−27 сентября 2006 года. Уфа: Вилли Окслер, 2006. — 224 с. С. 126.

Научная новизна исследования определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка комплексного изучения эволюции образа мусульманки в башкирской литературе. В национальном литературоведении еще нет работ, специально посвященных проблеме женского образа, в частности, образа башкирской мусульманки. Особое внимание при этом уделено сравнительно-сопоставительному анализу образа мусульманки в различных литературах, рассмотрены вопросы отображения образа мусульманки и в современной башкирской литературе.

В диссертационной работе анализируется эволюция художественного образа башкирской женщины с позиции влияния на ее характер религиозных верований. В связи с этим проводится выборочный анализ произведений башкирской литературы различных времен. Привлечение обширного материала в сравнительном плане демонстрирует общность и различие типических мусульманских женских образов, их основные черты и особенности. Такое исследование, думается, приоткроет новые грани в изучении женского образа, существенно расширит представление о женском литературном образе, позволит ярче и отчетливее представить характер башкирки-мусульманки, концепцию образа женщины в целом. Показать этот образ в эволюционном развитии — важнейшая задача данной диссертационной работы.

Предметом настоящего диссертационного исследования является изучение концепции художественного образа башкирской мусульманки в различные периоды развития национальной литературы. Объектом диссертационного исследования является женский мусульманский образ в башкирской литературе. Заявленная тема носит в достаточной степени поисковый характер, поскольку сведений и отрывочных представлений об образе мусульманки в башкирской литературе хотя и немало, но они пока не систематизированы и, тем более, не выстроены в связанную и до конца продуманную канву.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является изучение концепции образа женщины-мусульманки в башкирской литературе, его характеристика на фоне социально-исторических изменений, происходивших в духовной жизни народа.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— изучить процесс формирования в башкирской литературе женского мусульманского образа, основанного на истоках национального характера, определить аспекты отражения в характере мусульманки особенностей эпохи;

— создать целостное представление об образе башкирской мусульманки в различных исторических условиях, когда основные черты ее характера вырисовывались через многочисленные индивидуализированные судьбы;

— соотнести понятия «мусульманка» и «башкирская женщина», отметив общие отличительные черты героинь в исламской религиозной концепции, башкирском устном народном творчестве, древнетюркских литературных памятниках, башкирской литературе средневековья, башкирской литературе дооктябрьского и советского периодов;

— выявить специфические религиозно-нравственные качества личности башкирской мусульманки в сложное и противоречивое время советского правления, а также общие универсальные моральные качества, присущие праведным женщинам всех времен и народов.

Теоретическую и методологическую основу данной работы составляют труды видных специалистов в области литературоведения — Г. Б. Хусаинова, А. И. Харисова, Р. Н. Баимова, С. А. Галина, Ф. А. Надршиной, И. Ю. Крачковского, И. В. Пороховой, М.А. Аль-Хашими, М. Ю. Кандехлави, М. С. Кандехлави, С.А. Аль-Кахтани и др.

Материалом для исследования послужили произведения устного народного творчества, мифология, древнетюркские литературные памятники, коранические тексты, труды арабских ученых, эпические сказания средневековья, печатные материалы конца XIX — начала XX века. Особенности и противоречия времени, отразившиеся в характере мусульманки в советский период, показаны на основе произведений башкирских писателей разных периодов и поколений, с учетом их исторической хронологии.

Методы исследования. Выбор методов литературного анализа обусловлен спецификой исследуемого материала и целью диссертации. В работе использовались методы анализа и синтеза, сопоставительные, логические, а также историко-описательные методы исследования.

Исследование строится на концепции, характеризующейся изменением социально-исторических условий. Вместе с тем женские образы анализируются не столько по хронологическому, сколько по проблемному принципу. Работа учитывает как задачи литературоведческой науки, так и художественно-эстетические интересы. Этим двуединым назначением обусловлен принцип отбора цельных и наиболее характерных в историческом и художественном отношениях текстов и размещения их таким образом, чтобы каждое произведение отразило качества, характерные выбранному для исследования образу и показало его в эволюции. Тексты в каждой главе размещаются по тематическим группам в хронологической последовательности (там, где возможно). Это дает возможность воочию представить эволюцию развития образа башкирской мусульманки в произведениях, созданных в различные исторические эпохи. Образу женщины-мусульманки в советский период отводится отдельная глава.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовный облик башкирки в литературе доисламского периода связан с культом Тенгри и характеризуется понятиями добра и справедливости, являющимися критерием оценки ее деятельности.

2. Почитание башкиркой Тенгри является первоосновой возникновения в ее сознании понимания и восприятия единого бога Аллаха.

3. Женский мусульманский образ в башкирской литературе до начала XX века неразрывно связан с общими универсальными моральными качествами и наличием специфических религиозно-нравственных качеств личности башкирской женщины.

4. Образ женщины в башкирской литературе советского периода — это башкирский национальный характер, концентрирующий в себе лучшие национальные черты, уходящие в глубь веков, и черты нового человека, воспитанного идеологией социалистического общества.

5. Эволюция женского мусульманского образа в башкирской литературе связана с конкретной исторической эпохой, политическими и социальными изменениями в обществе, идеологией.

В нашем видении концепции образа мусульманки в башкирской литературе советского периода мы рассчитываем выявить малоизвестные аспекты сочетания советской и религиозной морали в характере башкирской мусульманки. В переводе «ЯА^ ««муслима» означает «предавшаяся богу, покорная его воле». Однако всегда надо иметь в виду, что применение слов «ислам», «мусульманин», «мусульманка» и т. д. в советской литературе и периодике весьма условно и означает не безраздельное господство религиозного мировоззрения, а стойкость традиций, обычно связываемых с исламом К Нравственные устои ислама являются прочным фундаментом духовности человека. И все же национальные традиции нашего народа гармонически сочетаются с общими жизненными интересами всех трудящихся тогдашнего Советского Союза, образуют общие, единые традиции. В конечном счете, любая идеология закладывает в себе общепринятые нормы морали, в том числе и тысячелетний опыт поколений. Веками накопленный этот нравственный опыт отчасти отражается и в большевистской идеологии, в кодексе коммунизма.

1 Ислам. Краткий справочник. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. -159 с.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в ней впервые в башкирском литературоведении в ходе анализа художественных текстов определенной эпохи в монографическом плане раскрывается проблема героини башкирской мусульманки. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при создании вузовских курсов по истории башкирской литературы. Проведенное исследование, по мнению диссертанта, существенно расширяет представление о женском литературном образе. Результаты исследования могут иметь значение для проведения дальнейших исследований научно-теоретического и прикладного характера. Содержащийся в работе материал может быть использован при подготовке лекционных курсов, написании учебников и учебных пособий по истории башкирской литературы, а также на практических занятиях, специальных курсах по истории башкирской литературы в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждена и одобрена на заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Результаты исследования нашли отражение в 7 статьях, в том числе в научном издании, рекомендованном ВАК. Основные положения диссертационной работы опубликованы в сборниках материалов республиканских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференций: «Преподавание родных языков в образовательных учреждениях Республики Башкортостан» (Бирск, 2008), «История и культура народов Урало-Поволжья в контексте мировой цивилизации» (Уфа, 2008), «Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании (III Акмуллинские чтения)» (Уфа, 2008), «Язык и литература в поликультурном пространстве» (Бирск, 2009), «Наука в школе и вузе» (Бирск, 2009), «Эволюция художественной мысли башкир древности и средневековья. Принципы изучения национального духовного наследия и проблем исторической лингвистики» (Стерлитамак, 2009).

Заключение

.

Каждый народ, — писал академик Н. И. Конрад, — имеет свою индивидуальную историю, всегда обладающую оригинальными, неповторимыми чертами" История башкирского народа не является в этом смысле исключением. Духовное наследие башкирского народа определяется непреходящими ценностями, приобретенными по крупицам в течение многих веков. Одним из таких значительных явлений в историческом развитии духовной культуры нашего народа стал получивший широкое распространение среди башкир ислам.

Основные качества характера мусульманки, отраженного в Коране и являющегося идеальным образом, в силу преемственности и взаимодополнения религий, сходны с духовно-нравственными особенностями образа праведной женщины в христианской религии. Подтверждением тому является образ Марьям, убедительно описанный в Коране. Мусульманские истории имеют общие корни с Торой, некоторые их мотивы напрямую связаны с иудейскими преданиями 2. В свою очередь, христианские писания, являются прямым продолжением нравственных устоев, изложенных в зороастрийской литературе, в частности, Авесте. Следовательно, образ праведной женщины характеризуется качествами, ставшими впоследствии основой для других фундаментальных религий. Поэтому можно сказать, что образ женщины в древней и средневековой восточной литературе, в том числе и башкирской, характеризуется одной общей основой и является прототипом образа мусульманки. Мусульманам испокон веков свойственно утверждать в обществе идеи человеколюбия, стремления жить по совести, быть милосердными, помогать тем, кто нуждается в заботе и утешении. Эти нравственные устои ислама и являются прочным фундаментом духовности образа мусульманки.

1 Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972. — С. 454.

2 Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. — С. 124.

Муслима (мусульманка) — верующая женщина, соблюдающая надлежащие столпы ислама, как то: свидетельство единобожия, соблюдение пятикратной молитвы, пост в месяц Рамазан, закят (выплата налога с имущества в пользу бедных), совершение хаджа (паломничества в Мекку). Мусульманка в широком понимании этого слова — хранящая в себе внутреннюю сущность исламской религии, соблюдающая и продолжающая заветы и этические нормы, изложенные в Коране.

Женский мусульманский образ, нашедший отражение в произведениях башкирской литературы, — не абсолют, он не является застывшим, раз и навсегда созданным, а находится в постоянном развитии, претерпевает значительные изменения. Эволюция его характера зависит от конкретной исторической эпохи, политических и социальных изменений в обществе, идеологии.

Анализ образа башкирской мусульманки в сменяющихся эпохах проводился нами в сопоставлении женских характеров в различных произведениях. При проведении параллели между образом мусульманки арабской и башкирской, выявлялись не только сходства, но и противоречия. Связано это с тем, что в различные исторические эпохи и периоды люди по-разному воспринимают и осознают окружающий мир, по-разному получают впечатления и знания, создают разные идеалы совершенного человека К Конечно, идеал этот — не фактический показатель истинного образа мусульманки. Однако он четко показывает господствующую духовную установку, принятые нормы воспитания, морали и эстетики, отражает ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом всех членов общества.

В данной работе в соответствии с характером источников и наличием материалов мы постарались с возможной полнотой и определенностью представить образ башкирской мусульманки в башкирской литературе на всем к Баймурзин X.X. Тюркская народная педагогика физического воспитания. Теория и практика. Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 308 с. С. 267. пути ее развития, на основании чего сделаны следующие теоретические обобщения.

Распространение ислама как вероучения — это явление скорее духовного, идейного и культурного характера. Принятие ислама башкирами объясняется тем, что он соответствовал их духовным запросам, а законоведческая система ислама соответствовала системе обычаев и традиций башкирского народа. Исламская вера предполагает, в первую очередь, веру в Аллаха, а также душевную чистоту, непогрешимость духа, святость, милосердие, надежду на самое лучшее. Это великая сила, дающая жизнестойкость, нравственную опору.

Зародившиеся в общетюркский период основные качества башкирской женщины-мусульманки прогрессировали в условиях последующих исторических периодов. Женщина начинает придерживаться исламских устоев, создавая нередко самобытный образ. Опыт, накопленный в соблюдении исламского образа жизни на протяжении веков, оказал существенное влияние и на концепцию личности мусульманки и в современной литературе.

Концепция образа башкирской мусульманки показала, что складывающиеся веками мусульманские черты в ее характере формировались в результате их совершенствования в условиях различных исторических периодов. Национальные традиции, в свою очередь, способствуют развитию самобытных качеств в характере женщины-башкирки.

Несмотря на объективные и субъективные факторы, тормозящие развитие, лучшие качества мусульманской женщины передавались из поколения в поколение, черты характера обогащались новым содержанием, о чем свидетельствуют этнографические источники, публицистические материалы, произведения башкирского устного народного творчества, литературные произведения.

В советский период «происходит переосмысление и переоценка старых традиций. Взамен явно устаревших и консервативных приходят новые традиции, более соответствующие духу времени» В развитии образа мусульманки в советский период можно заметить трансформацию древних традиций в поведении, заключающих в себе исламское содержаниепереплетение этих традиций с возникшими и закрепившимися новыми традициями, связанными с духом времени.

Вообще следует отметить, что образ женщины в советское время — это башкирский национальный характер, концентрирующий в себе лучшие национальные черты, уходящие в глубь веков, и черты нового человека, воспитанного идеологией социалистического общества.

В 80−90-х гг., в процессе демократизации общества, партия и государство были вынуждены признать ошибки прежней политики по религиозному вопросу. Принятие 20 июня 1991 г. Закона «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР» позволило каждому человеку «самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать религию, выражать или распространять убеждения, связанные с отношением к религии» 2. С начала 90-х гг. восстанавливаются старые и строятся новые мечети, учреждаются мусульманские средние учебные заведения, отмечаются торжества по случаю принятия ислама народами Поволжья и Урала, состоятся очередные съезды мусульман, в августе 1992 г. создается ДУМ РБ, исламский центр «Дагват», религиозные учреждения создали печатные органы (газету «Ислам и общество», «Булгар»), стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера. По решению правительств РБ дни религиозных.

1 Новые материалы и исследования по филологии и истории Башкирии / Под ред. З. Г. Ураксина и др. Уфа: БФАН СССР, 1976. — С. 68.

2 Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — С. 66. праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими 1. Встречи руководителей государственных органов власти и управления с представителями мусульманского духовенства («Ислам — религия мира и созидания», 17 ноября 2005 г.), мероприятия, проводимые на международном уровне и рассматривающие вопросы, связанные с положением ислама в современной России, вопросы культуры и искусства, воспитания и образования (III международный симпозиум «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе», 14−16 октября 2008 г.), наглядно демонстрируют, что на сегодняшний день религия — это, пожалуй, единственный институт, способный возродить нравственность и мораль в обществе, дать молодежи правильные нормы жизни. С каждым днем религия обретает все большее значение в жизни общества, активно содействуя государственным органам и общественным институтам в воспитании подрастающего поколения, способствуя сохранению мира и согласия в республике и в стране.

Вера — это то, что затрагивает глубинные струны человеческой души. У нас, башкир, с точки зрения ислама, иман — это вера в Аллаха, однако в обыденной жизни это слово преломляется через человеческие отношения и становится еще более емким. В нашем сознании это понятие закрепилось через слова «иманлы» («обладающий верой») и «иманЬы?» («не имеющий веры»). У этих понятий смысловая нагрузка глубже, нежели просто буквальный перевод на русский язык. Вера — это своего рода стержень и грань дозволенного в человеческих отношениях, определенная общечеловеческими нормами бытия, которую нельзя переступать. За весь советский период на человека оказывалось огромное давление для размывания этого понятия из его души. Но это не смогло вытеснить из его души уважительное отношение к этому понятию.

1 Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. — С. 305−306.

Более того, факты истории доказывают, что силой и репрессиями можно изменить социально-политическое жизнеустройство, но изменить и уничтожить духовные и идейные корни народа невозможно. Наиболее ярким примером этому является сохранение ислама как единственного вероучения башкирского народа. Семьдесят лет атеистической пропаганды в нашей стране, отрыва народа от религии не смогли отрешить мусульман от своей религии и от мусульманского образа жизни, не истребили веры в людях, их стремления жить по законам Всевышнего, жить так, как подсказывает совесть и самосознание. Все это предопределило фактор возрождения ислама.

Немаловажным показателем религиозности башкирской женщины является ее нравственность, которая изначально существует в ней. По сути, это и есть ислам. Мы нигде не находим в Коране признания отвлеченной, чисто теоретической веры: Мухаммед нигде не разделяет веру от дел веры. Вера — духовна, и постичь ее можно только душой, внутренними ощущениями, духом человека. О вере, которая не выражается ни в каких добрых делах, в Коране даже не упоминается. Вера есть именно то, что связывает человека с истинной жизнью: только веруя в бога, человек уверен и в своей собственной жизни, которая сама по себе, без этой веры, не имеет духовной ценности. Религиозность подразумевает не столько обряды и обязанности, связанные с поклонением, сколько поступки и взаимоотношения, касающиеся отдельного человека, семьи или общества в целом. Причем взаимоотношения эти не зависят от того, носят ли они политический, экономический, культурный, юридический или нравственный характер и распространяются ли они на отдельного человека или всю страну. Когда взаимоотношения осуществляются в согласии с законом шариата, они становятся как бы одним из видов поклонения в общем смысле этого слова.

Вера отражается как в словах мусульманки, так и в ее делах. Все в этой жизни есть не что иное, как поклонение, которое находит свое воплощение не только в выполнении молитв и религиозных обрядов, но также и в каждом позитивном действии, направленном на осуществление добра. Если сравнить женщину, совершавшую малое количество дел поклонения, но обладавшую внутренней чистотой, не наносившую людям никаких обид, с той женщиной, которая проводила в молитвах все ночи напролет и постилась днем, но при этом обижала своих соседей, то очевидной становится разница между ними, когда мы узнаем, что пророк сказал о последней: «Нет в ней блага».

Интегрируя религию во все аспекты жизни, а саму жизнь — в ритмику правил, предписываемых религией, ислам создает жизненное единство. Ислам — это религия, которая не относится к какой-либо определенной нации, стране или эпохе. Ее исповедует каждый, кто идет правым путем в любое время, в любой стране и в среде любого народа. При этом неважно, называл ли человек эту религию исламом или каким-либо другим словом на своем родном языке.

Образ мусульманской женщины в башкирской литературе советского периода, изображавшийся часто завуалировано, с распадом страны советов, обрел новое «дыхание», новый подъем. К сожалению, возрождаются не только здоровые нормы, но и негативные явления, которые тормозят развитие личности, устремление ее к свободе. Таким образом, для советской мусульманки Башкирии характерно укрепление в ее характере общечеловеческих традиций, угасание и последующее возрождение специфических национальных традиций.

Все вышеперечисленные исследования характера мусульманки в башкирской литературе позволяют сделать вывод о том, что мусульманские черты сохранились в основе своей и по сей день, претерпев некоторую трансформацию, связанную с коренными преобразованиями в башкирском обществе, в частности в области политики, экономики, быта и самое главное в идеологии народа. Все важное, все прогрессивное и передовое в прошлой общественной мысли человечество хранит как ценное наследие, ибо в нем.

1 Абу ал-Аала ал-Маудуди. Принципы ислама. М.: Захра, 1993. -128 с. С. 20. есть вечные, непреходящие ценности, продолжающие влиять на его духовное развитие в течение многих веков.

Итак, анализ произведений башкирской литературы показал, что башкирские женщины прошли несколько ступеней духовного развития, приобщаясь к тем или иным мировым религиям. Вначале они приобщились к тенгрианству, языческим верованиям, зороастризму. Позже на здоровых традициях этих религий, с X века, башкиры, как и многие тюркские народы, переходят к исламу, учитывая при этом свои национальные особенности, условия быта, жизни. Современная женщина-башкирка, на наш взгляд, впитала в себя многовековые традиции. Художественное воплощение образа башкирки связано с влиянием различных верований, в основе которых определенное место занимает ислам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. Полынь половецкого поля / М. Аджиев. М., 1994. — С.204.
  2. , М.К. История русской фольклористики. Том 1 / М. К. Азадовский. М., 1958. — С. 9.
  3. , И.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири / Н. А. Алексеев. Новосибирск: Наука, 1984. — 233 с.
  4. Аль-Кахтани, Сайд ибн Али ибн Вакф. Крепость мусульманина из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне / Сайд ибн Али ибн Вакф Аль-Кахтани. М.: Российский Фонд «Ибрагим бин Абдулазиз Аль Ибрагим», 1998.-223 с.
  5. Аль-Маудуди, Абу аль-Аала. Принципы ислама / Абу аль-Аала Аль-Маудуди. М.: Захра, 1993. — 128 с.
  6. Аль-Рифаи, Ислах Абдель Салям, Шахин, Абдель Сабур. Духовные матери мусульман / Ислах Абдель Салям Аль-Рифаи, Абдель Сабур Шахин. Казань: Академия познания, 2005. — 200 с.
  7. Аль-Хашими, М. А. Личность мусульманки согласно Корана и Сунны / М.А. Аль-Хашими. Уфа: Медресе имени Марьям Султановой, 2003. -137 с.
  8. Аркаим. Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск, 1995.223 с.
  9. , Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова / Ф. Н. Баишев. Уфа: Китап, 1996. -176 е.: ил. С. 34−35.
  10. , Х.Х. Тюркская народная педагогика физического воспитания. Теория и практика. Монография / Х. Х. Баймурзин. Уфа: РИО БашГУ, 2004. — 308 с.
  11. , Г. Д. Этика / Г. Д. Бандзеладзе. Тбилиси, 1970. — С.78.
  12. , В.Н. Культ святых в исламе / В. Н. Басилов. М.: Мысль, 1970. -144 с.
  13. , P.M. Ключевые понятия хадисов / P.M. Батырова. М., 2004.
  14. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.
  15. Баштсорт 9? эбиэте тарихы. Алты томда. 1 том. Урта быуаттар осоро / F. Хесвйенов, Р. Байымов, Р. Бикбаев, Э. МирзаИитов, С. Сафуанов. -9фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1990. 608 бит.
  16. Башгарт э? эбиэте тарихы. Алты томда. 2 том. XIX-XX быуат башы / F. Хесэйенов, Р. Байымов, Р. Бикбаев, 8. МирзаИитов, С. Сафуанов. 0фе: Башкортостан китап нэшриате, 1990. — 582 бит.
  17. Башкорт э? эбиэте антология^!. 1-се кит. / Те?., баш. hy? авт. F. Хесэйенов, М. Нэ? ерголов. 0фе: Китап, 2000. — 464 б.
  18. Башж>рт поэзияЫ антологияИы / Те?. F. Хесэйенов, Р. Байымов Ь.б.-Офэ: Китап, 2001.
  19. , Е.А. Происхождение ислама. Хрестоматия / Е. А. Беляев. -М., 1931.-С. 93−94.
  20. , М. Туркестанский край / М. Биксурин. Казань, 1872.1. С. 3.
  21. Бойс, Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. Пер. с англ. / Мэри Бойс. М.: Наука, 1988.
  22. , И.И. Педагогика Мустая Карима. Изд. 2-е, испр. и дополн. Вступ. статья Р. Бикбаева / И. И. Валеев. Уфа: Китап, 2003. — 224 с.
  23. , И.И. Башкирская этнопедагогическая культура и Мустай Карим / И. И. Валеев. Уфа: БГАУ, 2002. — 308 с.
  24. , Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее / Д. Ж. Валеев. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. — 256 с.
  25. , С. Тел асиысы хальгкта. Баш-корт фольклоры: анлатмалы 11у? лек. Укыу «кулланмаЬы / С. Галин. Эфе: Башкортостан Китап нэшриэте, 1993. — hypenape менэн 224 бит.
  26. , М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Том 26 / М. Горький. -М.:ГИХЛ, 1953.
  27. , М. Собрание сочинений в 30-ти томах. Том 13 / М. Горький. М.: ГИХЛ, 1949−1956, с. 291, 249.
  28. Десять лет на фронте культуры. Сборник материалов. Уфа, 1929. — С. 108.
  29. , В.М., Зарифов, Х.Т. Узбекский народный эпос / В. М. Жирмунский, Х. Т. Зарифов. М.: ГИХЛ, 1947. — С. 81−84.
  30. Ибн-Даста. Книга видов земли // И. И. Соколов. Территория Башкирии в свете источников древности. Уфа, 1935. — С. 5.
  31. Ибн Касир. Толкование Великого Корана. Том 1. На арабском языке / Ибн Касир. Хиван, 1983. — С. 464.
  32. , А. Шаманизм тарихта haM беген / А. Инан. Эфе, 1998. — 44-се бит.
  33. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. — С. 124.
  34. , Г. М. Шариат и его социальная сущность / Г. М. Каримов. -М., 1978.-С. 3.
  35. , М. Лицом к восходящему солнцу / М. Карим. Уфа, 1960.
  36. , А.Н. Башкирский народный героический эпос / А. Н. Киреев. С. 39.
  37. , Л.И. Наследство и современность / Л. И. Климович. М., 1975.-С. 358.
  38. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986.
  39. , А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921−922 гг. Статьи, переводы и комментарии / А. П. Ковалевский. -Харьков: Издательство Харьковского государственного института. 1956. С. 132.
  40. , Н. Добавление к роману «Амеля» / Н. Крашенинников. Научный архив Башкирского филиала Академии наук СССР. Ф. 3, оп. 22, д. 38, л. 9.
  41. , С. Хэтердэ калган минутлар / С. Кудаш. Казан, 1959. — 6-чы бит.
  42. , Ф.Т. История культуры башкир / Ф. Т. Кузбеков. Уфа: Китап, 1997. — 128 с.
  43. , Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Часть 1 (родо-племенные организации башкир в XVII—XVIII вв.) / Р. Г. Кузеев. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1957. -184 с.
  44. , Р.Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения / Р. Г. Кузеев. М.: Наука, 1974. — 570 с.
  45. , Б.В. История Узбекистана в источниках / Б. В. Лунин. -Ташкент, 1984. С. 19.
  46. , Р. Ислам / Р. Максуд. М.: Издательско-торговый дом Гранд Фаир-Пресс, 2002. — 304 с.
  47. , А. Гыйбадате исламия / А. Максуди. Вологда: Полиграфист, 2001. — 267 с.
  48. , А. Мусульманский молитвенник. Перевод с тат. яз. А. Максуди. Духовное Управление мусульман Европейской части России / А. Максуди. Вологда: Библиотека ислама, 2000. — 76 с.
  49. , К., Энгельс, Ф. Избранные произведения в 2-х томах. Том 2 / К. Маркс, Ф. Энгельс. М.: Госполитиздат, 1955.
  50. Материалы по истории Башкирской АССР. Том 3. Экономические и социальные отношения в первой половине XVIII в. / Сост. Н.Ф. Демидова- Под ред. Н. В. Устюгова. М.- Л., 1949. — С. 23.
  51. , Р. У?амандар?ы э? лэйем / Р. Насиров. бфе: Китап, 1997.-212−252-се бит.
  52. Научный архив Уфимского научного центра РАН. Фонд 7. On. 1. Д. 1−16 (новый акт). Шрифт арабск. Д. 12. Л. 110. I
  53. Научный архив Уфимского научного центра РАН. Фонд 7. On. 1. Д. 1−24 (старый акт). Шрифт арабск. Д. 16. Л. 27.
  54. Ознакомление с исламом. Париж, 1973. — С. 157.
  55. , М.Б. Коранические сказания / М. Б. Пиотровский. -М.: Наука, 1991.-217 с.
  56. Полевые записи. 1956. С. 19−20.
  57. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1967.
  58. , В.Ш. Телдец куркам лек саралары. Художественные средства языка / В. Ш. Псэнчин. Уфа, 2003. -190 с.
  59. , Г. Творчество М. Гафури / Г. Рамазанов. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1970.-С. 311.
  60. , М.Г. Народной мудрости родник / М. Г. Рахимкулов. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. -184 с.
  61. Религиозные верования. М.: Наука, 1993.
  62. , С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки / С. И. Руденко. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. — С. 268.
  63. , С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки / С. И. Руденко. Уфа: Китап, 2006. — 376 е.: ил.
  64. , С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Часть 2. Быт башкир / С. И. Руденко. Л., 1925. — С. 302−303.
  65. , З.Й. Миллэт курке э? эп / З. Й. Рэхмэтуллина. -0фе: Башкортостан «Китап» нэшриэте, 1998. -144 бит.
  66. , М.М. Древние башкирские кубаиры / М. М. Сагитов. Уфа, 1987. — С. 79.
  67. , Ф.Ш. Башторт э? эбиэтендэ «Керьэн мотивтары / Ф. Ш. Сибэгэтов. 0фе: Тилем, 2001. — 148 б.
  68. , Ф.Ш. Ислам (дин, э? ип, э? абиат). Белешмэ-11у?лек / Ф. Ш. Сибэгэтов. вфе: -Тилем, 2004. — 96 б.
  69. , И.В. Поэзия тюрков VI—VIII вв.еков / И. В. Стебелева. М., 1965. С. 76.
  70. , З.Г. Новые материалы и исследования по филологии и истории Башкирии / З. Г. Ураксин. Уфа: БФАН СССР, 1976. — С. 68.
  71. , А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года / А. Н. Усманов. Уфа, 1964. — С. 102.
  72. Харисов, 9.И. Башторт хал"кыныц э? эби мирады (XVIII-XIX быуаттар) / Э. И. Харисов. 9фе: Башкортостан китап нешриэте, 1965. — 416 бит.
  73. Хаттаб. Справочник мусульманской женщины / Хаттаб. М., 2001.
  74. , Н.Э. Башторт эзэбиэтендэ фольклор (XIII-XIX бб.) / Н. Э. Хеббитдинова. 9фе: FnneM, 2004. — 164 б.
  75. , Г. Б. Башторт халкынын рухи донъяИы / F.B. Хесэйенов. Эфе: Китап, 2003. — 480 бит.
  76. Шура. Оренбург. Шрифт арабск. № 13,1908. С. 402.
  77. Шура. Оренбург. Шрифт арабск. № 14,1908. С. 447.
  78. Шура, Оренбург. Шрифт арабск. № 1−4,1915. С. 655−656.
  79. Эриш, Мустафа. Жены Пророка. Матери всех Правоверных / Мустафа Эриш. М.: Издательская группа «САД», 2007. -120 с.
  80. , Б.Х. История формирования башкирской нации / Б. Х. Юлдашбаев. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1972. — 336 с.
  81. , А.Б. Ислам в Башкирии (1917−1994) / А. Б. Юнусова. -Уфа, 1994.
  82. , Р.З., Хисамитдинова, Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры / Р. З. Янгузин, Ф. Г. Хисамитдинова. Уфа: Китап, 2007. — 352 с. 1. Статьи
  83. А?наголов, Р. Бер сырагы -кыр"к"ка торорло"к / Р. А? наголов // FapnnoBa Т. Х. Бейрэкей. 0фе: Китап, 2004. — 763−765-се бит.
  84. , Д. Морально-правовое положение женщины в исламе / Д. Акбашева // Ватандаш. 2005. — № 1. — С. 192−204.
  85. , Р. Мец йэнем «корбан итэм. / Р. Алламоратова // Аги? ел. 2005. — № 7. — 133−137-се бит.
  86. , M. Личность в исламе / М. Аркун // Социологические исследования. 1989. — № 2.
  87. , Л. Горные башкиры катайцы / Л. Берхгольц // Этнографическое обозрение. -1893. № 3. — С. 80.
  88. , Т. Мэгърифэтчелек хэрэкэтенец хатын-кыз мэгарифенэ йогынтысы / Т. Биктимерова // Мэгариф. 2001. — № 3. — 71−74-че бит.
  89. , М. ТСы? бала тэрбиэлэу. Беренсе мэ-кэлэ / М. Буратаева // Башкортостан. 1999. — 26 ноябрь. — 6-сы бит.
  90. Бэ?ретдинов, С. «Керьэндэ ир--катын, гаилэ менэсэбэттэре сагылышы / С. Бэ? ретдинов // Ватандаш. 2008. — № 6. — 183−199-сы бит.
  91. Бэ?ретдинов, С. Эпостар? а Иэм риуэйэттэр? э гаилэ ж>роу рэуеше / С. Бэ? ретдинов // Ватандаш. 2007. — № 3. — 102−135-се бит.
  92. , Д.Ж. Моральная проблематика в эпосе «Урал-батыр» / Д. Ж. Валеев // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1976. — С. 4.
  93. , Д.Ж. Терки?эр?ец боронго дине хашнда оло хе? мэт / Д. Ж. Валеев // Тюркология накануне XXI века. Уфа: Гилем, 2005. — С. 262.
  94. Вера. Ислам. Совершенство. Духовно-просветительский журнал. -2005.-№ 2(12).-С. 57.
  95. , В.И. Замечания о башкирцах / В. И. Даль // Журнал Министерства внутренних дел. СПб. -1834. № 8. — С. 310.
  96. Дэулэтколов, 8. Миф Иэм эпос / Э. Дэулэтколов // Аги? ел. 1998.- № 5. 131−139-сы бит.
  97. , Н. Нет счастья без Родины / Н. Зарипов // Советская Башкирия. 1968. — 25 апреля.
  98. , В. Рассказы башкирца Джантури / В. Зефиров // ОГВ. -1847. № 17. -С. 669.
  99. , З.Ш. Дэдэ Коркут реаль шэхес, тэнреселек идеологы Иэм мэгрифэтсе / З. Ш. Зиннэтуллин // Шоккар. — 2000. — № 5. — 36−37-се бит.
  100. , Ю. Красота как тендерная характеристика (На примере традиционного башкирского общества) / Ю. Ибрагимова // Ватандаш.- 2007.-№ 3.-С. 158−165.
  101. , А.А. Роль ислама и мусульман в формировании общенациональной идеологии новой России / А. А. Ибрагимова // Трибуна ислама. -1997. № 9 (35), сентябрь.
  102. , А. Культ волка у башкир / А. Илимбетова // Ватандаш. 2005. — № 1. -С. 147−166.
  103. , Г. Отражение исламской религии в костюме / Г. Казбулатова // Ватандаш. 2004. — № 5. — С. 197−202.
  104. , Вл. О правде и субъективности / Вл. Канторович // Наши достижения. -1935. № 12. — С. 150.
  105. , К.К. Тенгрианство древнее верование тюрков и монголов / К. К. Каримов // Урал-Алтай: через века в будущее. — Уфа: Гилем, 2005. — С. 407−409.
  106. , М. Совесть впрок / М. Карим // Советская Башкирия. -1988. -16 декабря.
  107. , С.Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках / С. Г. Кляшторный // Тюркологический сборник. М., 1977, 1981. -С. 117−138.
  108. , В.М. Былое Башкирии и башкир по легендам, преданиям и хроникам / В. М. Лоссиевский // Справочная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1883. — С. 367.
  109. Муллаголова, 9. Хэ? ерге социаль-психологик хикэйэлэр? э герой концепция^ / 9. Муллаголова // Аги? ел. -1998. № 5. — 168−173-се бит.
  110. , Н. Свет падает сверху / Н. Наджми // Агидель. 1963. -№ 2.-С. 16.
  111. , П.С. К этнографии башкир / П. С. Назаров // Этнографическое обозрение. -1890. № 1. — С. 190.
  112. , Р., Селэймэнова, Р. Миллэтебе? инзИе / Р. Насиров, Р. Селэймэнова // Башкортостан. -1993 йыл. 20−22 октябрь.
  113. Некоторые аспекты исламской идеологии // Ислам и мир. 1996. -№ 1 (3). — С. 3.
  114. , Г. Женщина в исламе / Г. Нуруллина // Рамадан. -2006. № 2 (2).
  115. Нэ?ершина, Ф. А. Бацгкорт легендаларында мифологик гараштар сагылышы / Ф. А. Нэ? ершина // Проблемы востоковедения. Научный журнал. -Уфа: Гилем. 2009. № 1 (43). -185 с.
  116. , Л.И. Умай божество древних тюрков в свете этнографических данных / Л. И. Потапов // Тюркологический сборник. — М., 1972. — С. 270−271.
  117. , З.Я. Духовная сущность ритуалов башкирского народа / З. Я. Рахматуллина // Ватандаш. 2004. — № 3. — С. 159−172.
  118. Рахматуллина, 3. Я. Роль и место женщины-матери в башкирской традиции / З. Я. Рахматуллина // Мать и дитя у народов Башкортостана. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 2001. — С. 184.
  119. , Ф.Ш. Башкорт э? эбиэтендэ дини тематика / Ф. Ш. Сибэгэтов // Ватандаш. 2000. — № 3. — 73−77-се бит.
  120. , Ф.Ш. Э?эбиэттэ рухани образы / Ф. Ш. Сибэгэтов // Аги? ел. 2007. — № 8 (1013).
  121. , И.С. Образы животных в казахском фольклоре / И. С. Смирнова // Казахские сказки о животных. Алма-Ата, 1979. — С. 14.
  122. , Э.М., Рэжэпов, Р. Башкорт халшныц мифологик эпосына хас кайЬы бер у? енсэлектэр / Э. М. Селэймэнов, Р. Рэжэпов // Башкорт хальгк ижады. Эпос. 0фе: Китап, 1988. — 320-се бит.
  123. , Э.М. «Йософ менэн Зелэйха» сюжетыныц фольклор менэн менэсэбэте / Э. М. Селэймэнов // Башкорт хальгк ижады. Эпос: киссалар Иэм дастандар / Те?. Н. Зарипов, 0. Селэймэнов, F. Хесэйенов, 3. Шэрипова. 0фе: Китап, 2002. — 552 бит.
  124. , Р. Рабига Кушаева / Р. Сулейманова // Ватандаш.1997. № 3. — С. 169−176.
  125. , Р. К вопросу о тенгрианстве башкир / Р. Султангареева // Ватандаш. -2006. № 2. — С. 156−178.
  126. , Н. Уроки нравственности. Двадцать четвертый грех потомков Адама / Н. Суяргулов // Торатау. 2001. — 16 января.
  127. , Е.С. Образ матери в хакасских народных сказках / Е. С. Торокова // Мать и дитя у народов Башкортостана. Материалы научно-практической конференции. Уфа, 2002.
  128. , А. Смысложизненные ценности в мифологии башкир и их значение для современного общества / А. Фаткуллина // Ватандаш. 2004.- № 7. С. 128−147.
  129. , Ф.Г. Место и роль башкирской женщины в семье и обществе: история и современность / Ф. Г. Хисамитдинова // Ватандаш. 2002.- № 3. С. 171−174.
  130. , F.B. Бангкорт -карыИу^эре (Мифтар) / F.B. Хесэйенов // Ватандаш. -1998. № 8. — 106−110-сы бит.
  131. , М. Дэулэт ниндэй гаилэ лэ шундай / М. Хужин // Аги? ел.1998. № 5. — 148−159-сы бит.
  132. , Г. Мифологические мотивы в башкирской народной сказке / Г. Хусаинова // Ватандаш. 2006. — № 10. — С. 150−155.
  133. , Г. Птица в фольклоре тюркских народов / Г. Хусаинова // Ватандаш. -2005. № 1. — С. 167−169.
  134. , Г. Б. Башкирские мифы / Г. Б. Хусаинов // Ватандаш. -1998.-№ 8.-С. 111−117.
  135. Шайдуллина, J1. Святые женщины в исламе / Л. Шайдуллина // Наука и религия. -1978. № 3. — С. 43−46.
  136. , Р. Рабига Кушаева / Р. Шэкур // Шоцкар. Башкортостан йаштаре журналы. -1999. № 2 (35), март-апрель.
  137. Этические нормы общения в исламе // Ватандаш. 2007. — № 12. -С. 172−183.
  138. Эминев, 3. Башкорттарза тэцре культы / 3. Эминев // Аги? ел. -2002. № 8. — 175−182-се бит.
  139. I. Авторефераты и диссертации
  140. , З.М. Женщина в мусульманском обществе. Автореф. дис. канд. филос. наук / З. М. Бараева. Махачкала, 2003 — С. 17.
  141. , И.Т. Социально-бытовой эпос казахского народа. Автореф. дис. канд. филол. наук / И. Т. Дюсенбаев. Алма-Ата, 1955. — С. 5.
  142. , И.А. Вдовы не плачут. Повесть / И. А. Абдуллин. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. — 296 с.
  143. Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авестийского И. Стеблин-Каменского. М., 1993.
  144. , С.И. На фронт / С. И. Агиш. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1943. — С. 4.
  145. , С. 8дэр?эр 4 томда. 1 том. Хикэйэлэр / С. Агиш. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1979. — 448 бит.
  146. , С. 8дэр?эр 4 томда. 4 том. Хикэйэлэр, идтэлектэр, мэ-кэлэлэр, хаттар / С. Агиш. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. -448 бит.
  147. Акбузат. Башкирский народный эпос в прозаическом переложении А. Хусаинова // Ватандаш. 2009. — № 3. — С. 114−140.
  148. , М. Стихи / М. Акмулла. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986. — 158 с.
  149. , М. Шигыр?ар. Те?., баш мэкэлэ, ацл. авт. 8. Вилданов / М. Акмулла. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1981. — 224 б.
  150. Антология поэзии Башкортостана. Голоса веков. Уфа: Китап, 2007.-456 с.
  151. , Р.Н. Каруан килэ Багдадтан / Р. Н. Байымов // Аги? ел. -2009. № 1 (1030), № 2 (1031).
  152. Бакырган китабы. «Казан, 1897. — 3−4-се бит.
  153. , Ю. Благодатное знание / Ю. Баласагунский. М.: Наука, 1983. — С. 149.
  154. Баширов, Ф.К. XX йез татар прозасы / Ф. К. Баширов. Казан, 2002. — 287 бит.
  155. М.Г. Рахимкулова. Том 1. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1961. — С. 75.
  156. Башкирские богатырские сказки. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1981. — 336 с.
  157. Башкирское народное творчество. Сказки. Книга 1 / Сост. М. Мингажетдинов, А. Харисов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. — С. 250.
  158. Башкирское народное творчество. Том 1. Эпос / Н. Т. Зарипов, Л. Г. Бараг, Р. Ф. Байбулатов и др. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. — 544 с.
  159. Башкирское народное творчество. Том 2. Предания и легенды / Н. Т. Зарипов, Л. Г. Бараг, Р. Ф. Байбулатов и др. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. — 576 с.
  160. Башкирское народное творчество. Том 3. Богатырские сказки / Сост. Н. Т. Зарипов. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. — С. 78.
  161. Башкирское народное творчество. Том 7: Пословицы, поговорки. Приметы. Загадки. — Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 1993. -464 с.
  162. Башкирское народное творчество. Том 8. Песни (дооктябрьский период). Уфа: Башкирское Издательство «Китап», 1995. — 400 с.
  163. Башкирское народное творчество. Том 10. Исторический эпос. -Уфа: Башкирское издательство «Китап», 1999. 392 с.
  164. Башкорт халык ижады. Эпос. Беренсе китап / Те?. М. М. Сэгитов. -0фе: Башкортостан китап нэшриате, 1972. 340 бит.
  165. Башкорт хальгк ижады. Эпос. Икенсе китап / Те?. М. М. Сэгитов. -0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1973. 372 бит.
  166. Башкорт хальгк ижады. Эпос: «киссалар Иэм дастандар / Те?. Н. Зарипов, 9. Селэймэнов, F. Хесэйенов, 3. Шэрипова. 0фе: Китап, 2002. -552 бит.
  167. Башкорт халык ижады. 1 том. Йола фольклоры. 0фе: Китап, 1995. — 200-се бит.
  168. Башкорт халык ижады. 2 том. Риуэйэттэр, легендалар / Те?., баш. hy?. авт. Ф. Нэ? ершина. 0фе: Китап, 1997. — 439 бит.
  169. Башкорт халык ижады. 4 том. Эпос / Те?. 9. Сэлэймэнов, М. Сэгитов h.6. 0фе: Китап, 1999. — 400 бит.
  170. Башкорт э? эбиэте. XX быуат башы. Беренсе китап. Поэзия / Э. Эхмэ? иев, И. Булэков, F. Хесэйенов. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1983. — 400 бит.
  171. Башкорт э? эбиэте. XX быуат башы. Икенсе китап. Проза. Драматургия / Э. Эхмэ? иев, И. Булэков, F. Хесэйенов. ©-фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. — 592 бит.
  172. , Т.С. Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года / Т. С. Беляев. Казань, 1812.
  173. , З.А. Любовь и ненависть. Повести и рассказы. Перевод с башкирского / З. А. Биишева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. -352 с.
  174. , З.А. У Большого Ика. Емеш. Романы / З. А. Биишева. -М.: Советский писатель, 1983. 624 с.
  175. , З.А. Униженные. Роман / З. А. Биишева. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1980. — 624 с.
  176. , А.З. Воспоминания. Книга 1 / А. З. Валиди. Уфа: Китап, 1994. — С. 36.
  177. , М. Автобиография. Сочинения. Том 5 / М. Гафури. С. 200.
  178. , М. Избранное. Перевод В. Бугаевского / М. Гафури. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1955.
  179. , М. Повести. Перевод с башкирского А. Борщаговского / М. Гафури. М.: Советский писатель, 1981. — 352 с.
  180. , М. Черноликие / М. Гафури. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1975.
  181. , X. Солдаты без погон. Авторизованный перевод Л. Парфенова / X. Гиляжев. М., 1969. — С. 64.220. Гэсэр.-М., 1966.-С. 20.
  182. FapnnoBa, Т. Х. Бейрэкэй / Т.Х. FapnnoBa. 0фе: Китап, 2004. — 768бит.
  183. , М. Эдэр?эр. 6 том. Революцияга тиклемге публицистика (1905−1917) / М. Faфypи. бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1957. — 420 бит.
  184. Fиниeтyллин> Т. Тау артында ни? эр бар. Повесть, хикэйэлэр / Т. Fиниэтyллин. 9фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1997. — 480 бит.
  185. , Т. Тыуган Tynha янында. Повестар, хикэйэлэр / Т. Fиниэтyллин. 9фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1994. — 224 бит.
  186. , Т. Ьин эк кайын янында, тора инец. Повесть, хикэйэлэр / Т.Тиниэтуллин. Эфе: Китап, 2007.-528 бит.
  187. , F. ТупИанан тургв-. Автобиографии повесть, хикэйэлэр / F.Тумэр. -Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1981.- 240 бит.
  188. , F. Ьайланма эдэрзэр. Бер том да / F. FyMep. 0фе: Башкортостан китап издательствоЬы, 1961.-499 бит.
  189. , X. Айбикэ. Перевод Р. Ахмедова / X. Давлетшина. -Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. С. 88.
  190. Давлетшина- X. Иргиз. Перевод с башкирского В. Василевского / X. Давлетшина. М., 1961.
  191. Джами, Абдурахман. Лирика?/ Абдурахман Джами. СПб.: Дйля Паблишинг, 2000. — 320 с.
  192. Дорогой батыров. Рассказы, главы из повестей и романов / М. Карим, И. Абдуллин, Г. Аллаяров, А. Байрамов и др. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1985. — 592 с.
  193. Избранные хадисы / Шейх Мухаммад Юсуф Кандехлави, Шейх Мухаммад Саъд Кандехлави. Перевод с арабского. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 640 с.
  194. , Б. Избранные произведения / Б. Ишемгулов. Уфа: Башкнигиздат, 1969.
  195. , М. Притча о трех братьях / М: Карим. М.: Современник, 1988. — С. 14.235- Карим, М- Реки разговаривают / М. Карим: М.: Советский? писатель, 1964.
  196. , М. Сочинения. 5 том / М. Карим. Уфа, 1999. — С. 468:
  197. , Х.К. Избранное. Перевод К. Ваншенкина и Е. Винокурова / Х. К. Карим. Уфа, 1957. — С. 181.
  198. , Х.К. Избранные произведения. Стихи и поэмы. Авторизованный перевод с башкирского / Х. К. Карим. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1970. — 336 с.
  199. , А. Ьайланма эрэр? эр / А. Карнай. Эфе: Башкортостан китап издательство^!, 1956. — 453 бит.
  200. , К. Дыхание матери. Стихи и поэма / К. Киньябулатова. Уфа, 1985.
  201. Книга отца нашего Коркута. Огузский исторический эпос / Перевод А. Ахундовой. Баку: Язычы, 1989.
  202. Коран / Перевод И. Ю. Крачковского. Минск — Ростов-на-Дону: Фобос, 1990. — 448 с.
  203. Коран / Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. -Дамаск Москва: Центр Аль Фуркан, 1997. — 800 с.
  204. , С. От всего сердца. Перевод Е. Ильиной / С. Кудаш. М.: Советский писатель, 1948. — 178 с.
  205. , С.Ф. Сочинения. Том 3 / С. Кудаш. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1951. — С. 176.247. «Кол Тэли. «Кисса-и Йософ / Теркисэнен хе? ерге бэшкорт э? эби теленэ кайтарыусыЬы heM бадманы е? ерлеусе1е З. Я. Шэрипова. Эфе: Китап, 1993.
  206. , X. Шигыр?ар / X. «Кунакбай. Эфе: Башкортостан китап издательство^!, 1957. — 136 бит.
  207. Малланага, Ватсьяяна. Кама-сутра. Пер. с санскрита А. Я. Сыркина / Ватсьяяна Малланага. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. — 398 с.
  208. Махабхарата / Пер., введ., примеч. Б. Л. Смирнова. Изд-е 2-е. -Ашхабад: Ылым, 1986.
  209. Молитвы пророка Мухаммада. М.: Типография № 9 Комитета РФ по печати, 1998. -86 с.
  210. , К. Избранные произведения в 2-х томах. Том 1 / К. Мэрген. -Уфа.-С. 56.
  211. , К. На склонах Нарыш-Тау. Роман. Перевод с башкирского В. Василевского / К. Мэрген //Дружба народов. -1952. № 3.
  212. , Р. Во весь голос. Перевод Б. Лейтина / Р. Нигмати. Уфа: Башгосиздат, 1949. — 61 с.
  213. , Р. Девушка с Сакмара. Поэма. Авторизованный перевод В. Луговского / Р. Нигмати. Уфа, 1954.
  214. , Р. Искра. Перевод Василия Казанского / Р. Нигмати. М.: Советский писатель, 1964. — 76 с.
  215. , Р. Сочинения. Том 2 / Р. Нигмати. Уфа, 1959. — С. 272 273.
  216. Новый Завет от Матфея. Гл. 22, ст. 24.260. бметбаев, Мехэмэтсэлим. Йэдкэр / Мехэматсэлим вметбаев. -0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. 194 бит.
  217. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М.: Издательство «Мифи-Сервис», 1992. — 96 с.
  218. , Г. Стихи. Перевод В. Виноградова / Г. Рамазанов. М.: ГИХЛ, 1963.- С. 190.
  219. , Р.Г. Каменный олень. Повести и рассказы / Р. Г. Султангареев. М.: Современник, 1982. — 237 с.
  220. , Г. Стихотворения и поэмы. Автобиографическая проза. Перевод с татарского Венеры Думаевой-Валиевой / Г. Тукай. М.: Инсан, 2003.
  221. Ура?голов, Р. Аслык / Р. Ура? голов // Аги? ел. 2008. — № 7 (1024). — 5−43-се бит.- 2008. — № 8 (1025). — 29−96-сы бит.
  222. Урал батыр. Баш-корт халык -кобайыры. Урал батыр. Башкирский народный эпос. — Ural batur. Bashkort Folk Epic. — Уфа, 2003. — С. 329.
  223. , Р. Асар. Том 2, кн. 12 / Р. Фахретдинов. С. 322.
  224. , Р. Асма, или Проступок и наказание. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Оренбург, 1903. — 130 с.
  225. , Р. Булгарские и казанские тюрки / Р. Фахретдинов. Научный архив. Ф. 7, on. 1, д. 27. С. 80.
  226. , Р. Воспитанная женщина. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Казань, 1899. — 29 с.
  227. , Р. Воспитанная мать. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Казань, 1905. — 16 с.
  228. , Р. Знаменитые женщины. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Оренбург, 1904. — 447 с.
  229. , Р. Памятники. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. -Оренбург, 1901−1909. Т. 1. Ч. 2−8. Т 2. Ч. 9−15.
  230. , Р. Поклонение женщин. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Оренбург, 1912. -16 с.
  231. , Р. Религиозные должности. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Оренбург, 1896. — 67 с.
  232. , Р. Салима, или Целомудрие. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Казань, 1904. — 48 с.
  233. , Р. Семейство. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. -Оренбург, 1908. 28 с.
  234. , Р. Семья. Шрифт арабск. / Р. Фахретдинов. Казань, 1910.-68 с.
  235. , Р. Гаилэ. Тэрбияле ана. Тэрбияле хатын / Р. Фэхреддин. Казан: Рухи Мэгърифэт Академиясе, 2006. -123 бит.
  236. Хадисы пророка / Перевод и комментарии Иман Валерии Пороховой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Рипол Классик, 2003. — 312 с.
  237. , F. ШаИизэ. Романдар Ьэм повестар / F. Хисамов. 9фе: Китап, 2007. — 432 бит.
  238. , F. «Коркот-ата. Башкорт халык хикэйэте / F. Хесэйенов // Ватандаш. -2000. № 9.
  239. , F. Мехэммэт пэйгэмбэр / F. Хесэйенов // Ватандаш. -2007. № 7. -93−141-се бит.
  240. , F. Иайланма эдэр? эр / F. Хэйри. 0фе: Башкортостан китап издательствоЬы, 1953. — 212 бит.
  241. , Д.И. Иэйланма эрэрзэр. Ике томда. 1 том. Шигырзар / Д. И. Юлтый. 9фе: Башкортостан китап издательствоЬы, 1957. — 436 бит.
  242. , С. Башкорт хэллэре / С. Якшыголов. бфе. — 13-себит.
Заполнить форму текущей работой