Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кодекс поведения транснациональных корпораций (ТНК) и международное право (на примере деятельности ТНК в странах Латинской Америки)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые западные юристы, пытаясь ограничить эту регулирующую деятельность государств, утверждают, что инвестиционные отношения, возникающие между принимающей страной и ТНК, представляют собой правоотношения не национального, а международного права, и поэтому основную роль в области регулирования деятельности ТНК играет именно международное право. При этом они характеризуют инвестиционное… Читать ещё >

Содержание

  • ББЕДЕ Н И Е
  • Глава I. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ — ОСНОВНОЙ АГЕНТ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
    • I. Понятие транснациональной корпорации
    • 2. Особенности неоколониальной деятельности ТНК в развивающихся странах
    • 3. Позиция развивающихся и социалистических стран в отношении ТНК
  • Глава II. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТНК В РАЗБИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
    • I. Основные правовые проблемы, связанные с допуском ТНК в принимающем государстве
    • 2. Проблемы, связанные с функционированием
  • ТНК в принимающем государстве
  • 3. ТНК и национальное законодательство латиноамериканских государств
    • 4. К вопросу об юридическом статусе ТНК
  • Глава III. ТНК И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
    • I. К вопросу о международно-правовой субъектности ТНК
    • 2. Несовместимость деятельности транснациональных корпораций с принципами международного права
    • 3. Международно-правовая защита экономического суверенитета развивающихся стран
    • 4. Контроль над ТНК и Хартия экономических прав и обязанности государств
  • Глава 1. У. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С
  • РАЗРАБОТКОЙ КОДЕКСА ПОВЕДЕНИЯ ТНК
    • I. Роль рабочей Комиссии ООН по выработке Кодекса поведения транснациональных корпораций. II7-I
    • 2. Позиция латиноамериканских государств относительно Кодекса поведения для ТНК
    • 3. Анализ Кодекса поведения для ТНК

Кодекс поведения транснациональных корпораций (ТНК) и международное право (на примере деятельности ТНК в странах Латинской Америки) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение и деятельность транснациональных корпораций (ТНК) — относительно новое явление. Будучи в основе своей порождением экономической структуры империализма, эти корпорации стали главной опорой современного неоколониализма. Ныне ни для кого не составляет секрета то, что борьба за экономическое ос> вобождение молодых государств, за установление нового международного экономического порядка — это прежде всего борьба за ликвидацию влияния ТНК в мировой экономике, в том числе в экономике и внешнеэкономических отношениях освободившихся стран. Борьба против ТНК — это прежде всего борьба политическая. Как известно, несколько лет назад в Организации Объединенных Наций был создан специальный Центр по транснациональным корпорациям.

Из сказанного ясно, что в комплексной деятельности, направленной на ограничение деятельности ТНК, на ликвидацию их позиций, большую роль призвано играть право. При этом речь идет о праве как внутригосударственном (гражданском, административном, уголовном и т. д.), так и международном. В рамках упомянутого Центра ООН по транснациональным корпорациям в течение ряда лет ведется работа по выработке «Кодекса правил поведения ТНК», который, в основном, должен носить публично-правовой характер. В силе огромного сопротивления самих ТНК и правительств западных держав, работа над Кодексом проходит в очень сложной обстановке и далека от завершения. Но это вовсе не означает, что не следует подойти к рассмотрению их положения с точки зрения внутригосударственного и международного публичного права.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть круг вопросов, связанных с юридической природой деятельности ТНК с точки зрения международного публичного права, в частности, подвергнуть международно-правовому анализу разработанный органом Организации Объединенных Наций проект Кодекса поведения для транснациональных корпораций, причем деятельность ТНК в данной работе рассматривается на практике стран Латинской Америки.

Экспорт капитала и капиталистических отношений, осуществляемый ТНК, создает одно из главных препятствий в борьбе развивающихся стран за право распоряжаться своей судьбой, за прогрессивные социально-экономические преобразования, за подлинную политическую самостоятельность.

На решение этой задачи направлены значительные усилия всего международного сообщества в лице ООН. Постановка в ООН вопроса о транснациональных корпорациях явилась непосредственным следствием решительного изменения соотношения сил на мировой арене, укрепления мировой системы социализма и крушения колониальной системы империализма.

Необходимость выработки адекватного правового механизма регулирования деятельности ТНК и принятие Кодекса поведения для ТНК определяет актуальность темы диссертации.

С этой точки зрения данная работа является первой попыткой рассмотрения феномена деятельности ТНК в советской международно-правовой литературе, что является свидетельством научной новизны исследования в целом.

Кроме того, научная новизна исследования состоит и в том, что в нем впервые в советской юридической литературе дается юридико-политическое определение ТНК, имеющее как теоретическое, так и практическое значение.

2. Подвергается международно-правовому анализу проект Кодекса поведения ТНК.

3. Всесторонне систематизируется практика правового регулирования деятельности ТНК в странах Латинской Америки.

4. Показывается несовместимость деятельности ТНК с такими важными принципами международного права, как принципы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела.

5. Последовательно отстаивается мысль о несостоятельности буржуазных международно-правовых концепций о международной пра-восубъективности ТНК, приравнивавшим соглашения, заключенные ТНК с отдельными государствами, к международным договорам.

6. Рассматривается национальное законодательство латиноамериканских стран государств, касающееся регулирования деятельности ТНК.

7. Делается вывод о том, что борьба развивающихся стран за новый международный экономический порядок (НМЭП) непосредственно связана с необходимостью ограничения деятельности ТНК.

8. Ставится вопрос не только о гражданско-правовой ответственности ТНК, но и международной ответственности империалистических государств, где базируются ТНК, действующие через дочерние компании в развивающихся странах.

Практическая значимость работы состоит в том, что она позволяет лучше понять сложные юридические проблемы, которые порождаются деятельностью ТНК с тем, чтобы выработать правильную правовую позицию в отношении транснациональных корпораций. Использование материалов исследования представляется также возможным при изучении международно-правовых проблем развивающихся стран в высших учебных заведениях Советского Союза и развивающихся стран, в особенности Латинской Америки, они также могут быть использованы теми государственными органами развивающихся стран, которые непосредственно занимаются допуском ТНК.

Теоретической и методической основой диссертации явились труды классиков марксизма-ленинизма об империализме. Ценным источником при анализе проблем, поставленных в работе, явились материалы съездов КПСС, международных совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, Эквадорской Коммунистической Партии.

При постановке общетеоретических вопросов автор опирался на труды советских ученых, исследующих проблемы международного права и развивающихся стран.

ТНК — достаточно сложное и противоречивое явление. Используя гигантские ресурсы, накопленные в результате эксплуатации трудящихся развитых капиталистических стран, систематической эксплуатации трудящихся развивающихся стран, преимущества интернационализации производства и финансирования, они смогли накопить значительный технико-экономический потенциалв их руках сконцентрирован гигантский опыт, который может быть использован как дополнительный резерв для инвестиций, занятости, передачи технологии и решения других проблем развития.

Однако суть этой проблемы заключается в том, что этим потенциалом распоряжаются, в полном соответствии с законом так называемой «рыночной экономики», лишь узкие группы крупнейших акционеров и менеджеров, безответственных перед обществом и преследующих лишь цель максимального умножения своих прибылей.

Движение за перестройку международных экономических отношений является основой для формирования широкого антиимпериалистического фронта, объединяющего афро-азиатские и латиноамериканские страны с различными естественными условиями, уровнями развития производительных сил и общественного сознания, с неодинаковой социально-экономической ориентацией. Но всем им присуща определенная общность целей, порожденная экономической отсталостью и зависимостью от империализма.

Государства-участники общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, учитывая различные уровни развития стран, заявили, что «сотрудничество между ними может развиваться лишь на основе равенства и взаимности, при особом соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений, а также при особом внимании к интересам развивающихся стран во всем мире» ^.

Суверенное право каждого государства — «регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике» , — провозглашается в Хартии экономических прав и обязанностей государств. Там же указывается, что ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям". В свою очередь, «транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства». Мазов В. А. Принципы Хельсинки и международное право. М.: Наука, 1980, с. 108.

Хартия экономических прав и обязанностей государств, глава П, ст.1-П.

Некоторые западные юристы, пытаясь ограничить эту регулирующую деятельность государств, утверждают, что инвестиционные отношения, возникающие между принимающей страной и ТНК, представляют собой правоотношения не национального, а международного права, и поэтому основную роль в области регулирования деятельности ТНК играет именно международное право. При этом они характеризуют инвестиционное соглашение как носящее межгосударственный характер в целях облегчения защиты ТНК с помощью международного права. Цель такой политики ясна: поднять соглашения, заключаемые частными корпорациями с правительствами развивающихся стран по вопросу об инвестициях капитала до уровня международных договоров с тем, чтобы обеспечить возможность выступлений капиталистического государства в защиту этих компаний и поставить иностранные компании-инвесторы и их капиталы в привилегированное положение.

Постановка «проблемы ТНК» в ООН наглядно подтверждает вывод, содержащийся в заявлении А. А. Громыко на У1 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, о том, что в такого рода международных экономических вопросах «как бы сфокусированы многие коренные проблемы отношений между развивающимися странами и монополистическим капиталом, за которым часто стоит и официальная политика» ^.

Деятельность ТНК в развивающихся странах порождает сложные, многочисленные и противоречивые отрицательные последствия. К их числу относится однобокое развитие экономики развивающих Тункин Г. И. Сессия института международного права. — Советское государство и право, 1968, № 2, с.ПЗ. ^ Громыко А. А. Во имя торжества ленинской внешней политики. Избранные речи и статьи. М., 1978, с. 331. п ся стран, коррупция, вмешательство в их внутренние дела, подрыв программ экономического и социального развития стран пребывания, сотрудничество с расистскими и другими реакционными режимами. Такая деятельность ТНК является подтверждением высказывания Б. И. Ленина о том, что «вывоз капитала является средством для целей внешней политики, а его успехи зависят в свою очередь от внешней политики» -*-.

Деятельности ТНК посвящены многочисленные исследования как в рамках международных, так и в рамках национальных учреждений, ассоциаций, профсоюзных организаций. Имеется и огромное количество работ, посвященных проблемам ТНК, но большая часть существующей литературы касается вопросов структуры, роли и экономической деятельности ТНК.

Б работах советских экономистов глубоко изучены проблемы ТНК, в частности, раскрывается неоколониалистская сущность современных ТНК. Как пример можно назвать работы И. Иванова, Э. Об-минского, Т. Белоус, В. Щетинина и других. Однако данная литература не раскрывает юридического механизма деятельности ТНК. Поэтому при всех ее возможностях она не сыграла решающей роли при написании данной работы. Наибольшее значение при ее подготовке имели работы советских юристов, специалистов в области как международного публичного, так и частного права. При этом следует отметить, что в советской юридической литературе вплоть до последнего времени проблемы ТНК недостаточно внимательно изучены. До настоящего времени защищена только одна кандидатская диссертация, посвященная деятельности ТНК в аспекте между Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.28, с. 42. народного публичного права*. Однако в этой в целом ценной работе не рассматривается деятельность ТНК в развивающихся странах. Отдельные правовые проблемы деятельности ТНК рассматриваются в статьях Б. М. Ашавского, М. И. Кулагина, Л. А. Комаровой и некоторых других. Кроме того, при написании диссертации автор широко опирался на общетеоретические труды по международному публичному праву таких крупных советских юристов-международников, как Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков, М. И. Лазарев, А. Н. Талалаев, И.П.Блшцен-ко, Л. А. Моджорян, Д. И. Фельдман.

Большой вклад в разработку юридических вопросов, связанных с деятельностью ТНК внесли такие советские ученые, как Л. А. Лунц и Б. П. Мозолин.

Б настоящее время проблемам ТНК все больше внимания уделяется и со стороны юристов из развивающихся стран. Хотя уровень исследования правовых проблем ТНК характеризуется их различным подходом к проблеме, все же юридические исследования таких юристов, как Ф. Оррего Викуня, Эктор Каудра, Л. Ариас направлены на защиту интересов своих стран. Нельзя не отметить также, что отдельные аспекты деятельности ТНК в свете международного публичного права рассматриваются в работах таких западных юристов, как В. Фридман, А. Фатаурос, Х. Бааде, Н. Хорн, Я. Бро-унли.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема ликвидации засилья иностранного капитала в основных, ключевых сферах хозяйства стран «третьего мира» в современных условиях далеко не однозначна. Она не может решаться на пути полного отказа от привлечения капиталов из империалистических держав. Поскольку развивающиеся страны крайне нуждаются в средствах для финансирования национального развития, в большинстве случаев речь может идти лишь об ограничении эксплуататорской роли иностранного капитала, о привлечении его на определенных условиях в рамках, приемлемых для этих стран.

Группа экспертов ООН признала необходимым создание международных институтов, которые регулировали бы и направляли деятельность иностранных монополий в развивающихся странах. В соответствии с этой рекомендацией была учреждена постоянная Комиссия ООН, которая занимается детальным изучением всех аспектов деятельности международных корпораций.

В современных условиях транснациональные корпорации превращаются в основную экономическую и политическую опору неоколониализма. В странах Латинской Америки ТНК стремятся навязать такую индустриализацию и хозяйственную кооперацию, которые были бы направлены на сохранение подчиненного положения этих стран.

Развернувшийся в современном мире процесс экономической деколонизации и перестройки международных экономических отношений на справедливых демократических началах требует выработки эффективных мер контроля за операциями ТНК, регулирования их деятельности, исходя из целей национальных планов развития принимающих стран.

Такой контроль ныне рассматривается как бесспорное право всех государств. В документе ООН «Национальное законодательство и правила, касающиеся ТНК» указывалось, что «одной из основных целей законов и правил, регулирующих иностранные капиталовложения, является цель, которая позволила бы более эффективно содействовать реализации целей принимающих стран» '''.

В Латинской Америке такая работа активно ведется как отдельными странами, так и региональными объединениями, в частности, Андским пактом и Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС). Одновременно на международном уровне национальный и региональный опыт в этой области обобщается Межправительственной Комиссией по ТНК при ООН, одной из основных задач которой является разработка универсального «Кодекса поведения для транснациональных корпораций» .

Как было показано выше в диссертации, в Латинской Америке существует два подхода к вопросу регулирования деятельности ТНК.

1. Ограничение деятельности ТНК в определенных сферах экономики — Мексика и другие.

2. Политика «открытых дверей» — Бразилия и Чили после 1974 г.

В марте 1973 г. Конгрессом Мексики был принят Закон о содействии национальным капиталовложениям и регулировании зарубеж2 ных инвестиций. По этому закону предусматривается:

I) создание смешанных компаний с преобладанием в них нацио.

1 Документ ООН. Е/С. 10/8, 12 января 1976 г., с. 5.

2 Документы ООН. Е/С. 10/8, I, 26 января 1976 г. нального капитала;

2) национальный капитал имеет право на решающий голос;

3) была создана Комиссия по иностранным капиталовложениям. Она правомочна запрещать или разрешать иностранцам покупку доли акций в уже действующих фирмах;

4) по данному закону отрасли были разделены на три группы: а) отрасли, полностью контролируемые государством (нефтяная промышленность), б) отрасли исключительной деятельности национального частного капитала, в) отрасли, куда допускается участие иностранного капитала только в рамках смешанных предприятий: в промышленности — 25%, в страховании — 49%.

В 197I году странами-участницами Андской группы (Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор) были выработаны общие правила в отношении иностранных капиталовложений^-. Они были поддержаны и Венесуэлой, вошедшей в состав группы в 1973 году. Если до этого в андских странах практически не существовало контроля над иностранными инвестициями, то принятие «Общего режима» обязало национальные учреждения регистрировать соглашения о прямых иностранных капиталовложениях, в которых оговариваются условия вклада, а также осуществлять контроль за выполнением этих условий иностранным инвестором*" .

Общий режим" по-новому решает и вопрос о соотношении национального и иностранного капитала, вложенного в предприятия андских стран. Определены три категории предприятий: националь.

1 Документы ООН. Е/С. 10/8, I, 26 января 1976 г. р

Acuerdo de Cartagena, Art.50, p.93″ ные, смешанные и иностранные. К национальным предприятиям относятся предприятия, где от 80% и более капитала принадлежит национальным инвесторам. К смешанным предприятиям относятся предприятия, где национальным инвесторам принадлежит от 51 до 80% капитала. К иностранным предприятиям относятся предприятия, где национальным инвесторам принадлежит менее 51% капитала*.

Современная хозяйственная практика латиноамериканских стран наглядно показывает, что нет фактически ни одной серьезной проблемы экономических отношений между развитыми и развивающимися странами, решение которой не требовало бы определенной регламентации деятельности ТНК.

Как видно из экономического и правового материала, изложенного и рассмотренного в диссертации, проблема установления контроля над деятельностью ТНК, в частности, в развивающихся странах, требование дня, без решения которой очевидно нельзя будет создать НМЭП. Одним из важных элементов установления такого контроля является выработка «Кодекса поведения ТНК». Работа над ним начата, но еще далеко от завершения.

С правовой точки зрения содержание этого документа должно быть частно-правовым. Вместе с тем он не может не иметь и публично-правового характера. Одно из проявлений его уже сейчас поставлено. Речь идет об усилиях апологетов ТНК использовать саму идею создания Кодекса для того, чтобы придать этим монополиям международную публично-правовую субъектность.

Позиция эта несостоятельна. В международном праве есть единственный и полный субъект — государство. Кроме того, субъек См.: Межгосударственные отношения в Латинской Америке. Отв. ред. Глинкин А. Н. М.: Наука, 1977, с. 163. том являются межправительственные организации постольку, поскольку их создают сами государства, и национально-освободительные движения, поскольку они добиваются создания государств. Других субъектов международное право не знает.

Кодекс поведения ТНК" вырабатывается государствами и поэтому будет источником международного публичного права. Он будет содержать нормы, которыми будут руководствоваться государства в отношениях с ТНК. На основании норм этого акта и скорее всего через преломление их в национальном законодательстве будут строиться уже частно-правовые отношения местных властей с ТНК.

Речь идет о создании международных публично-правовых рамок для деятельности частного капитала, а не о превращении организаций последнего в субъекта международного публичного права. На данном этапе выработки Кодекса — это, видимо, одна из крупных международно-публичных проблем.

Нельзя отрицать, что ТНК являются настоящими державами в современном капиталистическом мире. Их экономическая роль и их политическое влияние как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах, ощущается в различных областях национальной и международной жизни. Несмотря на силу, с которой социалистические страны ударили по ТНК (национализируя компаниивозвращая под свой контроль сырьевые ресурсы, лишая их дешевой рабочей силыограничивая их деятельность на мировом рынкеоказывая им упорную конкуренцию как в области качества, так и в области цен на товарывдохновляя развивающиеся страны на то, чтобы они сбросили иностранное государство и проводя работу вместе с прогрессивными странами в ООН за немедленную разработку нормативного инструмента, который регулировал бы деятельность ТНК, они продолжают оставаться мощными, более того, они являются ядром современного капиталистического общества.

Все вышесказанное означает, что любые экономические, политические и юридические меры, направленные на то, чтобы ограничить эту мощь, в конечном счете благоприятствуют развивающимся странам.

Таким образом, несмотря на сопротивление западной дипломатии, проблемы, порождаемые бесконтрольной деятельностью ТНК, были признаны важными и стали одним из объектов рассмотрения в системе ООН.

Эквадор, как и другие страны Латинской Америки, является объектом проникновения ТНК, которые стараются укрепить свои позиции в наших странах и различными способами защититься от национализации иностранной собственности, являющейся выражением растущего освободительного движения. Присутствие в Эквадоре этих ТНК, в ряде случаев ассоциирующихся с национальным капиталом, означает постоянную утечку капиталов, которые вывозятся иностранными монополиями в виде прибылей и служат их обогащению за счет ухудшающегося положения нашего народа*. Борьба с ТНК на современном этапе представляется крайне сложной, что в значительной степени связано с изменением методов и форм их деятельности. В настоящее время на первый план выступает так называемый «технологический колониализм» как политика господства и закабаления развивающихся стран. Почти 100% современной технологии, необходимой для промышленного развития развивающихся стран, поступает через ТНК. Resolucion Politics del X Congreso del Partido Comunista del Ecuador. — Guayaquil, diciembre de 1981, p.5.

Деятельность ТШ в странах Латинской Америки оставила глубокий след в их экономике, вела к усилению их политической и экономической зависимости. Огромные богатства этого региона, крайне дешевая рабочая сила явились теми факторами, которые способствовали росту мощи и процветанию этих корпораций, с другой стороны, зависимые развивающиеся страны Латинской Америки, Азии и Африки становились все более бедными, более отсталыми, имеющими огромный внешний долг.

Борьба за усиление контроля над ТШ становится все активнее. В нее вступают широкие слои общественности развивающихся стран, поддерживаемые социалистическим содружеством, прогрессивными кругами и значительной частью немонополистической буржуазии Запада. Все это дает основания надеяться, что в конечном итоге над операциями гигантских международных монополий будет установлен действенный контроль, который позволит поставить иностранный капитал на службу интересам экономического прогресса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма, работы руководящих деятелей коммунистических партий, партийные документы
  2. К. Критика политической экономики. Процесс обращения капитала. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.377−508.
  3. К., Энгельс Ф. Критика готской программы, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, — 22 с.
  4. Ленин В.И."Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн.собр. соч., т.27, с.299−426.
  5. В.И. 0 карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме». Полн. собр. соч., т.30, с, 77−130.
  6. В.И. Тетради по империализму. Тетрадь «а» /"альфа"/. Полн. собр.соч., т.28, с.1−47.
  7. Материалы ХХ1У Съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. — 318 с.
  8. Материалы ХХУ Съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 254 с.
  9. Материалы ХХУ1 Съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -220 с.
  10. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М.: Политиздат, 1969. — 346 с.
  11. X Congreso del Partido Comunista de Ecuador. Claridad, Guayaquil, 1981.
  12. Официальные справочные издания
  13. Декларация о принципах международного праЕа, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН от 24 октября 1970 г. Резолюция 2625 /XX/ сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
  14. Документы У1 Конференции неприсоединившихся стран /1978 г./ В кн.: Тузмухамедов Р. Д. Движение неприсоединения в документах и материалах. М.: Наука, 1983.
  15. Документы УН Конференции неприсоединившихся стран 1983 г. /Дели/. Новое время, 1983, В 23. — 46 с.
  16. ООН. Влияние многонациональных корпораций на процесс развития и международные отношения. Е/560С/. Rev. i-ST./ESA/б. -НьюЁорк, 1974. 14 с.
  17. ООН. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. У1 специальная сессия. Допол. № I-A/3559. Ныо Йорк, 1974. — 14 с.
  18. ООН. Генеральная Ассамблея. XXIX сессия. Официальные отчеты.
  19. Допол. J& 31. А/9631. НысъЙорк, 1975. — 211 с.
  20. ООН. Влияние транснациональных корпораций на процесс развития, и на международные отношения. Док. Е/5655, БУС.10/6. -Нью-Йорк, 1976. 21 с.
  21. Комиссия по транснациональным корпорациям. Материалы, касающиеся выработки кодекса поведения для ТНК. Е/С. 10/18. -Нью-Йорк, 1977. 118 с.
  22. Многонациональные корпорации и мировое развитие. Т/ЕСА, 190. Ныо-Йорк, 1973. — 235.с.
  23. Транснациональные корпорации. Доклад комиссии по транснациональным корпорациям о ее специальной сессии. Е/1983/17 -Е/С. 10/1983/9/5. Нью-Йорк, 1983. — 50 с.
  24. Организация Объединенных Наций. Сборник документов. М.- Наука, 1981. — 647 с.
  25. CEPAL. Estudio econ&mico de America Latina. 1977, t.1−2. (E/CEPAL, 1978).
  26. Comm. on TNC, National legislation and regulations relating to transnational corporations. N.Y., 1983. — 338 p.
  27. Comm. on TNC. Report on the eighth session. Econ. a. soc. council official records. Supl. IT 8. E/1982/18. E/C. 10/1982/19. — N,-Y*,. 1982. — 50 p.
  28. Comm. on TNC. Work related to the formulation of a code of conduct. UN.COC. Elc. 10/31. NVY., 1977. — 16 p.
  29. Declaration by the governments of OECD countries and decisions of the OECD council on guidelines for multinational enterprises, national treatment, international investment incentives and disincentives, consultation procedures. P., 1979. — 28 p.
  30. ECOSOC. International codes and regional agreements relating to transnational corporations. UN. SOC. E/C. 10/9. -N.Y., 1976. 25! p.
  31. ECOSOC. Work related to the formulation of a code of conduct. UN. Doc. E/C. 10/1982/6. N*Y., 1982. -20 p.
  32. The impact of Multinational Corporations on Development and International Relations. (UN. Publication. Sales. N E.74. II.A.5).
  33. Measures Against corrupt. Practices of Transnational and other corporations. Their intermediaries and other involved. Report by the Secretary General. E/35 838.11 of june, 1976.3. Книге
  34. Андские страны: опыт борьбы за прогрессивный курс развития. М.: ИЛА АН СССР, IS80. 368 с.
  35. Аречаха Э.Х. Д. Современное международное право. М.: Прогресс, 1983. — 480 с.
  36. B.C. Капиталистическая помощь разЕИЕающшся странам. М.: Наука, 1982. — 229 с.
  37. А.И. Государственное регулирование деятельности международных монополии в ЕАС. М.: Наука, 1982. — 159 с.
  38. Белоус.Т. Я. Международные монополии и вывоз капитала. М.: Наука, 1982. — 318 с.
  39. Т.Я. Международные промышленные монополии. М.: Мысль, 1972. — 279 с.
  40. А. Социалистические страны и транснациональные корпорации. Будапешт. — 17 с.
  41. И.П. Международное и внутригосударственное праЕо. -М.: Госюриздат, I960. 239 с.
  42. М.М. Международное частное право. М.: Международные отношения, 1982. — 335 с. '
  43. З.Ю.БуткеЕИч Б. Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев: Высшая щкола, 1981. — 311 с.
  44. З.П.Буглай Б. Б. Международные монополии и буржуазная экономическая мысль. М.: Международные отношения, 1980. — 180 с.
  45. Р. Буря над многонациональными, М.: Прогресс, 1982. — 272 с.
  46. Внешнеполитические доктрины и концепции стран Латинской Америки. Под ред. Глинкина А.Н.^ М.: ИЛА АН СССР, 1980. — 368 с.
  47. Внешняя политика стран Латинской Америки. Под ред. Глинкина А. Н. М.: Международные отношения, 1982. — 302 с.
  48. Вопросы международного частного праЕа. /Сборник статей/. -М.: Госюриздат, 1956. 240 с.3Лб.ГавердоЕский А. С. Имплементация норм международного права. -Киев: Высшая школа, 1980. 318 с.
  49. Гражданское и торговое праЕо капиталистических стран: учебное пособие. М.: Высшая школа, 1982. — 382 с.
  50. А. А. Внешняя экспансия капитала /история и современность/. М.: Мысль, 1982. — 494 с.
  51. В.В. Транснациональные монополии: структура и эволюция. М.: Международные отношения, 1974. — 301 с.
  52. О.А. США: Антитрестовское законодательство на службе монополий. М.: Наука, 1976. — 176 с.
  53. С.А. Экономическая экспансия многонациональных монополий в развивающихся странах и ее последствия. М.: Международные отношения, 1979. — 36 с.
  54. А.А. Транснациональные корпорации и противоречия капитализма. М.: Знание, 1981. — 64 с.
  55. И.Д. Современные монополии и конкуренция. М.: Мысль, 1980. — 254 с.
  56. И.Д. Международные монополии во внешней политике империализма. М.: Международные отношения, 198I. — 174 с.
  57. И.Д. Международные корпорации в мироЕой экономике.-М.: Мысль, 1976. 215 с.
  58. Г. В. Взаимодействие внутригосударственного и международного права. Учебное пособие. СЕердлоЕск: Свердловский юридический институт, 1981. — 60 с.
  59. Л.М. Воздействие ДЕух мироЕых систем на освободившиеся страны. М.: Международные отношения, 1982.224 с.
  60. Н.А. Международные корпорации и социально-экономические проблемы развивающихся стран. М.: Наука, 1980.198 с.
  61. А.С. Внешне-экономическая политика империализма и развивающиеся страны. М.: Наука, 1977. — 311.
  62. Х.С. Подлинные хозяева страны: олигархия и монополии в Колумбии. М.: Прогресс, 1981. — 295 с.
  63. .Ф. Концепции и прогнозы нового международного экономического порядка. Горизонт 2000 года. М.: Наука, 1982. — 332 с.
  64. Е.А. Экономическая интеграция Латинской Америки и США. М.: Наука, IS79. — 230 с.
  65. Краткий политический словарь. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. — 447 с.
  66. Курс международного права в 6-ти томах. T. I понятие и сущность современного международного праЕа. — М.: Наука, 1967. — 275 с.
  67. Курс международного праЕа в 6-ти томах. Т.1У ОсиоЕНые институты и отрасли современного международного праЕа. -М.: Наука, IS68. — 432 с,
  68. М.И. Международные проблемы, возникшие в сеязи с ликЕидацией колониализма. В кн.: РазЕИЕаюпщеся страны и международное право. М.: 35ДН, 1971. — 28 с.
  69. ЛеЕин Д. Б. Актуальные проблемы теории международного права. М.: Наука, 1974. — 264 с.
  70. ЛеЕин Д. Б. Основные проблемы современного международного права. М.: Госюриздат, 1958. — 275 с.
  71. В.И. Правовое регулирование международных экономических отношений. М.: Высшая школа, 1984. — 190 с.
  72. МедЕедков С. Ю. Транснациональные корпорации и обострениекапиталистических противоречий. М.: Мысль, 1982. -244 с.
  73. В.А. Принципы Хельсинки и международное право. -М.: Наука, 1980. 222 с.
  74. А.А. Концепция развития транснациональных корпораций. М.: Мысль, 1981. — 160 с.
  75. С.С., Степанов Ю. С. Иностранные монополии в Латинской Америке. М.: Мысль, 1983. — 270 с.
  76. А.П. Международная защита права человека /Всеобщая Декларация и проекты пактов о правах человека/. М.: Госюриздат, 1958. — 197 с.
  77. В.П. Право США и экспансия американских корпораций. М.: Изд-во Моск. Университета, 1974. — 295 с.
  78. В.П. Корпорации, монополии и право е США. М.: Изд-во Моск. Университета, 1966. — 398 с.
  79. Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982. — 136 с.
  80. Л.А. Субъекты международного права. М.: Госюриздат, 1958. — 156 с.
  81. А.А. Государственное праЕо буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М.: МГУ, 1976. — 379 с.
  82. НухоЕИЧ Э. С. Международные монополии и стратегия неоколониализма. М.: Международные отношения, 1982. — 254 с.
  83. Э.Е. Концепции международного экономического порядка. М.: Мысль, 1977. — 206 с.
  84. И.А. Экономическая дипломатия.- М.: Международные отношения, 1980. 272 с.
  85. Правовое регулирование экономики. Сборник статей. М.: Наука, 1979. — 247 с.
  86. Правовое регулирование экономической деятельности в империалистических и развивающихся странах /Сборник научных трудов/. М.: Ин-т государства и праЕа АН СССР, 1973. — 192 с.
  87. Развивающиеся страны: проблемы экономики. М.: Наука, 1979. — 215 с.
  88. Сборник международной правовой документации, специальность -международное право. УДН, 1974. — 163 с.
  89. Современные транснациональные корпорации. Экономико-статистический справочник. М.: Мысл^, 1983. — 2S6 с.
  90. Сотрудничество социалистических и развивающихся стран: новый тип международных экономических отношений. Под ред. Л. З. Зевина. М.: Наука, 1980. — 208 с.
  91. Словарь международного права.' Под. ред. Б. М. Клименко. -М.: Международные отношения, 1982. 244 с.
  92. Становление и развитие советской науки международного права. Учебное пособие. М.: Моск. гос. ин-т международных отношений, 1975. — 272 с.
  93. Г. Б. Международно-правовые аспекты борьбы за социальное освобождение, в журнале «Международная жизнь», М., 1983, J? I. с. 8.
  94. СССР в экономических и научно-технических организациях ООН. Под ред. Д. М. Гвишиани. М.: Международные отношения, 1983. — 381 с.
  95. Г. Б. Мировой революционный процесс и современное международное право. М.: Международные отношения, 1978. — 322 с.
  96. А.Н. ПраЕо международных договоров общие еоп-росы. — М.: Международные отношения отношения, 1980. -309 с.
  97. А.Н. Международное право и современность. М.:1. Наука, 1984. 191 с.
  98. Г. И. Основы современного международного права. -М.: 1956. 48 с.
  99. Г. И. Право и сила в международной системе. М.: Международные отношения, 1983. — 192 с.
  100. Г. И. Вопросы теории международного права. М.: Госюриздат, 1962. — 330 с.
  101. Г. И. Теория международного праЕа. М.: Международные отношения, 1970. — 511 с.
  102. В.П. Зарубежный бизнес американских монополий. М.: Международные отношения, 1982. — 240 с.
  103. Н.А. Суверенитет в международном праве. М.: ИМО, 1963. — 271 с.
  104. Д.И. Основные тенденции развития международной праЕосубъектиЕности. Казань, Изд-eo Казанского ун-та, 1974. — 131 с.
  105. В.П. Капитализм и международные экономические отношения. М.: Международные отношения, 1979. — 176 с.
  106. Г. Г. Политэкономичеекая сущность современных СЕерхмонополий. М.: МГУ, 1975. — 15 с.
  107. Agarwala P.N. The New International economic order. -N.Y., 1983. 351i p.
  108. Astapovich A. Estrategia de las Corporaciones Transna-cionales у problemas del desarrollo. Mosc (i, Ed. Progre-so, 1983. — 297 p.
  109. Bolivar V.R. Transnacional corporation and employment in Latin America. Vienna, 1975. — 19 p.
  110. Cabello A. Que son las empresas multinacionales. Barcelona, 1976. — 116 p.
  111. Derecho internacional pftblico. Madrid, 1976. — 453 p.3.87-. Derecho Internacional Economico: America Latina у la clausula de la naci6n mas favorecida: Seleccion de Francisco Orrego V. Mexico, 1974. — 274 p.
  112. Derecho Internacional Econ6mico: Analisis juridico de la Carta de Derechos у Deberes Economicos de los Estados, coordinador Jorge Costaneda. Mexico, 1976. — 415 p.3.89* Empresas multinacionales. 1-a ed. Buenos Aires, 1973. -263 P.
  113. Fernandez Flores J.L. Derecho Internacional Publico. -Caracas, Madrid, 1980. — 855 p.
  114. Feld W, J. Multinational Corporation and Polities: The guest for codes of conduct. N.Y., 1980. — 173 p.
  115. Francisco Orrego V. El Control de las Empresas Multinacionales. Derecho internacional economico. Vol.11. -Mexico, 1975. 256 p.
  116. Furtado C. La economia latinoamericana desde la indepen-dencia hasta la revoluci&n cubana. 3-a ed. Buenos Aires, 1973. — 275 p.
  117. Grewlich K.W. Transnational enterprises in a new/international economic order. Leyden, 1980. — 292 p.
  118. Gros E. E1 Nuevo Orden Econ6mico Internacional. En: Derecho Economico internacional. — Mexico, 1976. — 103- p.
  119. Gunder Prank A. Economia Politica del subdesarrollo en America Latina. Buenos Aires, 1970. — 394 p.3.97″ Horn N. Legal problems of codes of conduct for multinational enterprise. Seventer, 1980. — 509 p.
  120. ЕшавскиЁ Б.М. ТНК -частнокапиталистические международные монополии. Советское государство и право, 1981, $ 3, 6.77−86.
  121. И.П. Действие международного договора на территории СССР. Правоведение, IS69, J& 6, с.105−113.
  122. ВахрушеЕ В.В. ТНК и борьба развивающихся стран против их экспансии. Народы Азии и Африки, 1979, № 2, с.3−15.
  123. Де Майоэ. Новый международный экономический порядок и кодекс поведения для ТЖ. Всемирное профсоюзное движение, 1980,4, с. 28.
  124. Н. Неоколониализм транснациональных корпораций. -Коммунист, $ 18, с.97−108.
  125. С.А. Внешняя политика США и траснациональные корпорации. США: Экономика, политика и идеология, 1981, 8, с.15−25.
  126. Л.А. Международные монополии: нарушители международного права. Правоведение, 1981, 5, с.80−87.
  127. М.И. Правовая црирода инвестиционных соглашении, заключенных развивающимися странами. В сб.: Политическиеи правовые системы стран Азии, Африки и Латинской Америки. -М.: Ун-т Дружбы народов им П. Лумумбы, I98S, с.40−52,
  128. Д.Б. Проблема соотношения международного и внутригосударственного права. Советское государство и право, 1964,1. JS 7, с.86−95.
  129. И.И. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития права международных догоЕороЕ. Советский Ежегодник международного права. 1966−67. — М.: Наука, 1968, с&bdquo-. 51−71.
  130. Л.А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного праЕа. Советское государство и право, 1976, Js 5, с.122−129.
  131. Л.А. Транснациональные корпорации и проблема определения их национальности. Советский ежегодник международного праЕа. 1981. — М.: Наука, 1982, с.256−269.
  132. IS. Осминин Б. И. Структура правового регулирования деятельности транснациональных корпораций. Вестник Московского Ун-та, серия II, Право, 1980,)? 6, с.65−71.
  133. Г. И. ХХУ Съезд КПСС и основные проблемы советской науки международного права. Советский ежегодник международного праЕа. 1976. М.: Наука, 1976, с.11−29.
  134. Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права. Советский ежегодник международного права. 1977. — М.: Наука, 1979, с.57−90.
  135. Е.Н. Опыт регламентации деятельности ТНК. -Латинская Америка, 1980, 6, с.22−24.
  136. Щетинин В. Д. Маневры западной дипломатии Еокруг проблемы
  137. ТНК. Международная жизнь, 1978, № II, с.45−52.4Л8. Эрнест Д. М. Новый международный экономический порядок и кодекс поведения для ТНК. Всемирное профсоюзное движение, 1980, 4, с.31−82.
  138. Arguas М. Proyecci&n de la doctrina Calvo en el derecho internacional de nuestros dias.-Politica internacional. Buenoa Aires, 1976, N 169, c.17−25.
  139. Antonio P. de T. Las relaciones de influencia mutua entre derecho interno у derecho internacional en la area del N.O.E.L. Revista espaftola de derecho internacional. -Madrid, 1983, V. XXXV, Ы 1, p.97−114.
  140. Alyea E.D. Subsidiary corporations under the civil and economic law. Harvard Law. Review. Wash., 1953, Vol.66, N 7, p.1227−1237.
  141. Baade H.W. The legal effects of codes of conduct for multinational enterprises. German Yearbook of International Law, — 1979. — Berlin, 1980, Vol.22, p. 11−52.
  142. Basche J. Questionable payments and regulation of multinational corporations. Journal of Contemporary business. Wash., 1977, Vol.6, N 4, p.165−178.
  143. Bruno В.A. Empresas multinacionales: «Doctrina Calvo». -Comercio Exterior, Mexico, 1976, p.201−210.
  144. Business brief. Controlling the multinationals. Economist, London, Jan.24, 1976, p.68−69.
  145. Cabrie M. Las Companias Transnacionales. Politica Inter-nacional. Buenos Aires, 1974, Iff 167, p.27−29.
  146. Cuadra H. SELA: Sistema Econ&mico Latinoamericano. Un ensayo de enfoque multiple. En: Derecho Econ6mico inter-nacional. — Mexico, 1976, p.245−280.
  147. Cuadra H. En torno a la integraci6n econ6mica de America Latina у el derecho de la integracion. En: Boletin mexi-cano de derecho comparado, 1970, N 9, p.581−620.
  148. Derriek P. The future of the multinational corporations. -Review of international cooperation. L., 1973, V.66, N 5, p.171−176.
  149. Jessup P. The Present State of Transnational Law. In: The Present State of International Law. Kluwer, 1973, p. 339−345.
  150. Ketalas S. The multinational corporation and the new international order. Global planning and resource management. — N.Y., 1980, p.146−194.
  151. Moreno A.M. La Clausula de la Naci6n mas favorecida a la luz del derecho contemporaneo. Revista espafiola de Derecho Internacional, 1981, Vol.33, N 2, p.461−491.
  152. Modelski G. The United Nations and regulaci6n of Transnational corporations. Journal of contemporary business. Wash., 1977, V.6, N 4, p.73−98.
  153. Multinational Corporation and World economic development.-Amer. Journal, of int.law. Wash., 1972, V.66, N 4, p. 1421.
  154. Niklasson S. The status of the code of conduct, ctc. reporter. UN, N.Y., 1982, N 11, p.7−8.
  155. Novoa M.E. La nacionalizaci6n en su aspecto juridico." Comercio exterior, 1978, p.26−34.
  156. O.N.U. Las corporaciones mundiales en el desarrollo mundial. Departamento de asuntos economicos у sociales. N.Y., 1973, p.8−21.
  157. Podesta C. Derecho internacional publico, 4ed., 1960, Vol.1, p.470−490.
  158. Sastre A.R. Problemas juridicos de las empresas multinacionales. Revista de estudios politicos. Madrid, 1975, N 202, p.97−143.
  159. Sanders P. Implementing international codes of conduct for multinational enterprises. Amer.J.of сотр.law. Borkley, 1982, V.30, N 2, p.241−254.
  160. Sepulveda B. La regulaci&n internacional de las empresas transnacionales: Mexico ante el dialogo Norte-Sur. -Poro internacional. Mexico, 1981, v.21, N 4, p.443−453.
  161. Special session of the comission on code of conduct. -CTC Reporter, N.Y., 1983, N 15, p.9−10.4.49″ Vendreli P.J. Aspects del derecho andino en las empresas multinacionales. Revista espafiola de derecho internacional, 1978−1979, N 1, p.3−18.
  162. Vicufia O.P. La creaci6n de un Tribunal de justicia en el Grupo Andino. Derecho de la integracion, vol.11, 1974, p.31−45.
  163. Y/itker J. La carta como Codigo- marco del nuevo derecho internacional economico. En: Derecho econ6mico internacional. Mexico, 1976, p.104−122.5.Авторефераты
  164. A.M. Государственное регулирование деятельности международных монополий: основные проблемы и тенденции. На примере стран-членов ЕЭС: автореф. дисс.*.канд. эконом, наук. М.: МГИМО, 1979. — 27 с.
  165. Л.А. Принципы невмешательства в современном международном праЕе: автореф. дисс.канд. юрид. наук. -М.: МГУ, 1976. 19 с.
  166. А.Я. Международный институционный механизм латиноамериканской экономической интеграции /международно-правовые вопросы/: йвтореф. дисс.канд.юрид.наук. М.:1. УДН, 1983. 22 с.
  167. .И. Транснациональные корпорации и международное право: автореф. дисс.канд. юрид. наук. -М.: МГУ, 1983. 16 с.
  168. Comercio exterior. Mexico.63. El Dia. Mexico.64. Financial Times. London.
  169. Foro Internacional. Mexico.66. Granma. La Habana.67. Oposicion. Mexico.
  170. Pensamiento Politico. Mexico.69. El Pueblo. Quito.
  171. Revista mexicana de ciencias politicas. Mexico.
Заполнить форму текущей работой