Комплексная оценка течения адаптации первоклассников к школе на современном этапе
Диссертация
Полученные данные свилстел ьству ют о высокой частоте невротических расстройств у первоклассников, что совпадает с результатами других исследований Впервые представлено распределение первоклассников на группы е первичным выявлением симптомов неврит занин и с усилением невротических расстройств за счет присоединен ня ДОЛШШККЯЫМХ жалоб па различных этапах учебного года. Значительный процент детей… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Обоор литературы.""их". —™U
- 1. 1. гснленции состояния ЗДОрОВЫ) школьников в coujx’mchhmn v (укишкл. Влияние образовательной среды ил viopoeu учащихся. II
- 1. 2. Хрюис «ии лет и проблема готовности к школьному обучению Оибашскга психологического развита детей младшего школьного ипрвсп
- 1. 3. Адаптационные BOMOtKHOCtii организма человек» как покшелк
- 1. 4. Фч1иси1с1(ический и соииадьно-пенхологический аспект одшгпшнн первоклассников к школе
- I. лава 2, Обмет. объем к методы исследования
- 2. 1. Объект и объем исследования.,.,. «
- 2. 2. Метилы исследования.&bdquo
- 3. 1. Мониторинг массы тела первоклассников в течение учебного гола
- 3. 2. Динамическая оценка гармоничности физического развития первоклассников., .,
- 4. 1. Динамически оценка эмоционально-поведенческих реакций первоклассников.. ,""
- 4. 2. Характеристика ШСНДЮИШШЮГО отионкнтм первоклассников к основным составляющим школьной жнзнн. .""
- 4. U- Эмоциональное отношение к школе в целом как к комплексному пбьс кг,
Список литературы
- Аболенская. Л. В, Адаптированиоеть детского организма как эталон «величины» его Здоровы* / Л. В, Абодеиская. Р. А МЯТНИВСКНЙ // Педиатрия. 1996. — С. 102−103.
- Александрова. И Э. Влияние повышенной учебной нагрузки на здоровье школьников V И. Э. Александрова. Г. И. Разжнвииа И Здоровыil ребенок: матер, контр, педиатров России. М-, (999, — С, 27.
- П. Алиев, В .А. Антропометрические, гематологические и цитохимические параллели у школьников в норме и при отклонениях физического развития I ВА. Алиев. В, II. Андреева И Гигиена и санитария 1989. А9.-С, 13−16,
- Алнфаиова, Л, А, Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников / Л, А, Алифанова II Педиатрия. 2002, — № 6. — С. 37−11.
- Анохин, ПК. Очерки по физиологии функциональных систем I ПХ Анохин. М.- Медицина, 1975, -446 с.
- Анохин, ПК. Узловые вопросы теории функциональных систем ' nJt. Анохин. м.: Медицина, 1980 — 196 с,
- Антропова. MB Морфофункциоиалыдае созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста t M B. Ангропои, MM Кольцова. М.: ПедаГО4Ика. 1983. — 159 с.
- Антропова, M B Реакция ОСНОВНЫХ физиологических систем организма детей 6−12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / M B, Атггропова, Г. В Бородкина И Физиология человека. 1983. -Jfrl. -С.18−24.
- Антропова. М. В, Особенности физического развития и здоровья учащихся школ Москвы / М. В. Антропова. Г. В Бородкина tt Здравоохранение Рос. Федерации. 1995. —. С, 23−25.
- Баевский, P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии IP.M. Баевский, — М: Медицина, 1979 — 298 с,
- Баевский. P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / P.M. Баевский, А, Г1 Берсенева М.: Медицина, 1997. — 235 с.
- Баранов. А.А. Здоровье школьников (пути его укрепления) / А А. Баранов, НА Матвеева. Красноярск: Изд-во КГУ. 1989. — 184 с.
- Баранов. А А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях" проблемы, пут решения У А. А. Баранов U Рос. педиатр жури, 1998, -J&I. —С-5-В.
- Баранов. Л А, Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А А. Баранов /I Рос. педиатр, жури. 1999. — С.5−7.
- Баранов, А.А. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» (проект) J, А А. Баранов, ЛА. Щепляшна, Л. М, Сухарева II Рос. педиатр жури. 2000 -J&-U-С.5−8.
- Баранов, А А. Фундачснтольные н прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков I А. А. Баранов. Л.А. ЩепдягиивНРос. педиатр жури. 2000. — № 5. -С.5−12.
- Саранов, А А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические к клинические вопросы) / А. А. Барлтюв, Л А. Щендягина- М, — Медицин", 2000, — 584 с.
- Баркан. А, И. Типы адаптацнй первоклассников / А Н Баркан I/ Педиатрии 1983. — № 5, — С.40−44.
- Бел окон ь, Н-Л. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для врачей. / Н-А. Белоконь, М Б, Кубергер. М.: Медицина, |9?7. — Т, I, -448 с.
- Беляков. В-А- А. иипиииониые возможности и здоровье детей раннего возраста / В А. Беляков. Т. С. Поллевских // Рос, педиатр, жури, 2005. -№ -С, 8−11.
- Ведяков, В В Роль сониально-гитенических и биолоатческнх факторов в формировании неспецнфичсекой резистснтностзт организма и заболеваемости детей школьного возраста / В В. Беляков, А. Г. Сухарев, А. П. Боярский Н Гигиена и елиитария. 1999. — № 5. — С- 44.
- Берсенева, НА. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного рнтмл в покое н при cpTocTatri’cecKoft пробе: автореф. дне кайл биол. наук / И. А. Берсенева. М, 2000. — 17 е,
- Брязгунов, И-П. Особенности психологического статуса при психосоматических функциональных зоболсваинях у детей и подростков / ЦП. Брязгунов, M B, Абалакнна // Рое. педиатр, журн 2000- - № 5-с.15−16.
- Быков, Е.В. Состояние отдельных показателей здоровья учащихся шкалы крупного города в зависимости от образа жизни / Е. В. Быков // Физиологи* человека. 2001 № 1. — С. 142−144,
- Вайнер. Э. Н, Реформа школьного образования и здоровье учлшнхея I Э. Н. Вайнер It Валеология. 2002. — № t. — С-13−16.
- Вайнер. Э. Н, Образовательная среда и здоровье учащихся Г Э. Н, Вайнер ti Вхтеологня. 2003 — № 2. — С. 35−39
- Вельтншев, Ю, П. Рост ребенка: закономерности, нормальные варнаиин, сомагатипы. нарушения и их коррекция i' Ю-Е- Вельтнщев. М^, 1998. -80 с.
- Воронцов. И М. Закономерности физического развития детей и методы его опенки I И М. Воронцов Л.: ЛПМИ. 1986. — 56 с.
- Вострокнутов, НВ Школьная демдипящж ключевые проблемы диагностики и реабилитации I Н. В, Вострокнутов И Школьная дезадаптация, Эмоциональные к стрессовые расстройства у детей и подростков. М, 1995. — С, 8−11.
- Выборова, С.А. Адаптационные реакции в оценке состояния здоровья детей школьного возраста (на модели г. г. Иркутск. Ангарск): авторсф. дне. канд мед. наук / С-А. Выборов". Иркутск, 2002. — 20 с.
- Выготский. Л .С. Собрание сочинений- в 6 т, / Л. С. Вьнтпсхий М, 1984 -Т, 4,-257 с,
- Гавриков, КВ. Индивидуальные особенности карлиопемодннамики детей и устойчивость к «школьному* змоплональному напряжению I К.В. Гавриков, О. С. Глазлчев И1 кднотрия. 1993. — JM — С. 44-J7.
- Пикуюц Л.И. Ступени обшення. от гола до семи лет / Jl.ll. Голигузова, Е. О. Смирнова М. 1992. — 125с.
- Гаркави, Л-Х. Адаптационные реакции и резистентность организма ' Л. Х. Гаркави, Е. Б, Квакина, М. А. Укодова Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1990. -244 с
- Гаркави, Л. Х, Понятие здоровья с позиции теории неспптфнчсспк адаптационных реакций организма I J1.X. Гаркави. Г. Н. Квакина И Валеояотия. 1996. -№ 2. — С. 15−20.
- Глвзачев, ОС Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников, а процессе их адаптации к школе > О. С. Глазачсв, К. В. Гавриков II Физиология человека 1992 ¦ № 6. -С. 116−124.
- Гланц. С, Медико-биологическая статистика- пер. с англ. > С- Гланц. -М: Практика, 1999, — 459 с.
- Глас, Д. Статистические методы в педагогике и психологии: пер. с англ, IД Гдас. Д. Степан. М .- Прогресс. 1976, — 495 с
- Гончарова, Г, И Состояние здоровья школьников в условиях современного обучения I Г, Н. Гончарова, Н. Б. Семенова Красноярск, 2000.-30 е.
- Гордиец. А.В. Кдминчеста» м нкйрометлбодические покнзтеяи адаптационное о процесса у школьников первых и пятых классов- пигорсф. дис.. канд. мел наук / Л.8, Горлиец Красноярск, 2004. -25 с,
- OB, Григорьева, Ф. Г" Сигдиков, Г-Х. Самигуилнн II Физиология неломка 2000. — № ~ С. 116−11 8,
- Грииннскоя. В.Л. Клнннко-псняологнчсекис аспекты адоптации первоклассников > В.Л. Грицинек". MJCX Галактноноаа И Бюд. СО РАМН. 2003. — т. — С. 57−59.
- Грииннскоя. В.Л. Индивидуал ьио-типологические закономерности роста и развития детей: автореф. дис д-ра мед. иаук / В. Л. Грици некая. -Красноярск, 2003. 42 с
- Гурьева, М Б. Копнгтивные процессы у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / МБ. Гурьева Н Рос педиатр, жури -2001. -Ж6.- С. 39−40.
- Давыденко, Л.А. Физическое развитие школьников образовательных учреждений Волгограде I Л.А Давыденко II Гигиена и еэтпггария. -2004- № 2. — С. 45−48,
- Джублтова, Р.С. Финнiecкос развитие детей как критерий рнска трансформации патологического процесса нз острого в хронический / Р. С Дясубзтова, З. С Умароаа. ЭЛ. Алимов И Рос. педиатр журн -2001--№ 4 -С.37−39.
- Дорожнова, К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка / К. П Дорожнова. М.: Медицина, 1983. — 160 с.
- Пфимкнна.РЛ. Детская психология: Метол указания I р.П. Ефнмхина, -Новосибирск, 1995.-42 с.
- Емельянова. ОН. Состояние здоровья н адаптационные показатели у первоклассников при разных формах организации образовательного процесса: автореф, лис. канд. мед. наук' О. Н- Емельянова. Иркутск, 2005.-21 с.
- Емельянчик, ЕЮ Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания / Е, Ю. Емельянчик, Т Е, Таранушенко, Е. Г1, Кириллова И Педиатрия 2003. — - С. 61−65.
- Жданова, Л А. Возрастные возможности адаптации детей к началу обучения в шкоде и пути профилактики нарушений / Д. А. Жданова. Т В, Русой И Педиатрия. 1990, — № 6 — С. 50−56.
- Жданова, Л, А. Системная деятельность организма ребенка при адаптации к школьному обучению: автореф дне.. д-ра мед. наук / Л. А. Жданова. М, 1990. — 41 с.
- Жданова, Л, А, Актуальные аспекты формирования здоровья подростков) Л А, Жданова, Т. В, Русова И Рос педиатр, жури. 1998. — № 3. -С. 57−60.
- Жданова. Л А- Роль адаптационных реакций в формировании здоровья школьников / Л, А. Жданова, Т. В. Русова // Рос. педиатр, жури, 1999.2.-С 52−56.
- Задавенко. Н.Н. Клиинзосмпсяхологическое исследование школьной дезадаптации: основные причины н подходы к диагностике (H.Ji Задавенко, АС Петрухин И Иеврол, журн. 1998. — № 6. — С.13−17.
- Зак, A t Развитие умственных способностей младших школьников / A3. Зек, М. Просвешснис, 1994. -320 с.
- Здоровье школьников н реформирование школьного образования 1 А Г. Ильин. М. И. Степанова. ИХ Рапопорт и др, Н Рос. пелнатр. журн. -I999.-Ifc5.-C. 14−18.
- ЗедННскаа, Д, И Задачи амбулаторно-поднклинической службы в современных условиях / ДИ. Зелинская Н Рос педиатр, журн. 2000.т.- С 4−9.
- Иванов, А В- Критерии донозологической диагностики пограничных нервно-психических расстройств у детей младшего школьного возраста > АВ, Иванов. А А. Короле". О Р Шакулова И Гигиена и санитария. -2001-JfcL-C. 68−70.
- Изучение качества жизни летей важнейшая задача современной педиатрии / А. А. Баранов. В. Ю. Альбиикий, С А. Валиулдииа, Н.В. ВниярскляЛ1 Рос. педиатр, кури — 2005 — Л?5 — С 30−34.
- Кабанси, ОД. Динамика состонння злоровья детей, начинающих систематическое обучение в общеобразовательных учреждениях Г ОЛ- Кабаиец, Е.П. У СЯКОМ, Ю. Г. Кульмичев // Здоровый ребенок- матер, контр, педиатров России, М,. 1999. — С. 230−231.
- Казначее*, В, П. Современные аспекты umwm / В-П- Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1980. 191 с.
- Казначеев, В.П. Адаптация н конституция человека / В. П. Казначеев. С В. Казначеев. Новосибирск: Наука. 1986. — 120 с,
- Калашникова, Т.П. Неврологические и иейропсихолотчсскне проявлении школьной дезадаптации / Т. П. Калашников, И. П Коряжина. Ю-И. краппов И Рос педиатр, жури. 2001. — № 1. -С 13−15.
- Калашникова. Т.П. Специфические расстройства обучения у детей младшего школьного возраста / ТЛ. Калашникова И Педиатрия. 2002.- № 5.-с, 47−50.
- Кирлякина. ТА. Факторы риска, влияющие ita состояние здоровы) детей ! ТА Кнрлякина. Ж Г Чармева. F.-H. Кутенов И Гигиена и санитария. -1999, — Jfe6 С. 43.
- Коиылова, В, И. Проблемы школьной зрелости и адаптации детей к обучению в школе И В. Н. Ковылова, Н-М, Пресныкова, Л. В. Пахунояа Н Эколого-физнологические проблемы адоптации: матер X межлунар. симп.-М-, 2001,-С-235−236,
- Колесо в, ДВ Адаптационные возможности организма детей и подростков ! Д В. Колесои. Н О. Тунииии // Тезисы докладов XV съезда Всесоюзного фяшмпкопп общества им. И-П. Павлова, Кишинев, 1987.-С 78−79.
- Коровина. Н А. Фнэическое развитие, вегетативный статус и PWC-I70 у детей / НА. Коровина, А. Л. Заплатников, И. Н. Захарова Н Здоровый ребенок: матер, коцгр. пещшгров России М&bdquo- 1999. — С- 205−206.
- Корыт о в. ЛИ Некоторые аспекты психофизиологической адаптации младших шплншкм) к инновационным педагогическим технологиям I Л, И, Корыто". В, А, ТвимЯвва, И В. Зоиова ff Мирт Всероссийской конференции. носвяш. 150-летию И. П. Павлова СПб. 1999. — С. 178,
- Кравцов, Ю.И. Клинические н иейропснхологнчсскзк проявления деидаптаини у летен с отягощенным пермтаяышы анамнезом / Ю Н Кравоов, ИЛ. Корюкина, Т. П. Калашникова И Рос. педиатр. журн -200I.-Jfc4.-C. (4−17.
- Куинджн, КН. Современная технология обучения школьников и се влияние на здоровье / Н. Н. Куинджи // Гигиена и санитария. 2000. -J&I.-C. 44−48.
- Куинджн, Н-Н, Хроио4игиеиическне основы обучения, воспитания и контроля -в состоянием здоровья школьников / И Н. Куинджн It рос. педиатр, журн, 2000. — >Ь2. — С. 35−40.
- Куинджн, Н.Н. Гигиеническая характеристика современных форм и методов обучения / НЛ. Куинджн, М. И. Степанова Н Рос. педнптр. жури. 2004. — Jfe2. — С, 58−61.
- Кураев. Г А. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках / Г. А, Курасв, И. О. Чораян Ц Валеолопы. -2001. -ЛЬ-С. 4−13,
- Кусельмаи. А, И- Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школыгым программам / А И Кусельман, И. Л Соловьева, А Н Чердлицсв И Псдна трня 2002. — Jfc6. — С. 53−57
- Кучма, BP Некоторые особенности физического развития детей и подростков на современном этане t В, Р Кучма Н Здоровый ребенок матер. КОНТр. педиатров России. М., 1999.- С 201.
- Кучма, У Р Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика t B P. Кучма. М. И. Степшюи И Медицина труда и промышленная зкологня. -2001.-i4t8.-c, 32−37.
- OS Лаионова, ЕЛ Особенности умственной работоспособности и змоинонал ьного состояния младших школьниц (Е Д Лапонова И Рос. педдатр. жури. 2001 — Ш. — С. 43−44.
- Лесина, ИЛ. Использование адаптационных возможностей организма для прогнозировании успешности обучения детей / И Л. Левина, Т. В Родина. Е-А- Лотош // Тезисы докладов III съезда фншо. югон Сибири и Дальнею Востока. Новосибирск. 1997. — С 124.
- МаКйрснко, ЮЛ. Адаптивные возможности организма как показатель уровня здоровья I Ю. А Макаренко II Педиатрия. 1989. — № 3. -С. 85−88.
- Макарова, В Н. Адаптивные возможное&trade- ребенка в условиях изменения образовательной среды I В. И. Макарова, Н.8 Лфаносенкова, Т. Е. Костылева /I Экология образования: актуальные проблемы. 1999.1 -С, 138−141,
- Меерсон. ФЗ, Адаптация, стресс и профилактика f Ф, 3 Меерсон М. Наука. 1981. -277 с
- ПО. Меерсон, Ф. З Адаптация к стрессориым ситуациям и физическим нагрузкам >' Ф. З Меерсон. М. Г Пшснникова. М.: Медицина, 1988.253 с.
- Межрегиональные нормативы для оценки длины н массы тела детей от 0 до 14 лег метол, указания / пол ред. А. А Баранова М, 1990, — 37 с.
- Мероприятия, но облегчению алатпвинн детей к условиям дошкольного учреждения и школы: метод, рекомендации > PP. Ши.зясв. А-А. Солнцев. М. С Философом и др Иваново, 1987. 31с,
- Мокеева, ММ Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей ,' ММ Мокеева, Н. П. Сет ко I/ Гигиена и санитария. -1999. Jfe. — С. «
- Мокеева, М.М. Влияние комплекса факторов окружающей среды на организм учащихся младших классов I М.М. Мокеева. ЬШ. Сотко I! Гш’иена и санитария 2002, -№ 5. — С- 64−66.
- Москоачеивэ. ОН Индивидуальное 1.1 аров к человека аспект биологической, психофизиологической и социальной адаптации > О. Н. Моекояченко tf Вхзеология. 2<Ю0. -JM. — С 8−13.
- Мякишем. „Г В, Влияние физического развития, соматотнпа и учебных нагрузок на адаптационные возможное&trade- организма ребенка f Г В. Мякншеив. В. Н Шеетакова, Т. Г. Авдеева Н Актуальные вопросы педиатрии: сб. 1и>ч. тр. Смоленск, 1997 — С, +4—45.
- Мякнтпева, ТВ Особенности формирования состояния здоровья детей раннего школьного возраста в зависимости от влияния различных учебны* и физических нагрузок: авторсф. дне. канд. мед. наук I Т. В, Мякзцисва- Смоленск, 2000, — 22 с.
- Нарциссов. Р.П. Психологическое обоснование школьной успеваемости I Р.П. Нарциссов, М. Н Кузнецова Н Физиология человека. 1995. — Jfe3. -С. 60−64
- Негашена, МЛ. Антропометрические параметры н адянташониые возможности студенческой молодежи к начнду XXI века I МА. Негашево, ТА Мишкова I/ Рос педиатр журн. 2005 — № 5. -С. 12−16.
- Никифорова, О. А- Психофизиологические аспекты адаптации первоклассников разных форм обучения / OA. Никифорова“ Э. М. Казнн, Н. А. Заруба Н Тешсы докладов Ш съезда физиологов Сибири н Дальнего Востока. Новоснбирск. 1997 — С. 162
- Новые подходы к мониторингу здоровья школьников f А, Г, Румянцев, ДД. Панков, СМ, Чсчельниихая н лр, // Рос. педиатр- журн, 2004. = № 3. — С 4−7,
- Обухова. Л Ф. Концепция Жане Пиаже: ш и против / Л. Ф. Обухова. -М Педагогика, 1981.-1*3 с. 124, Оннщенко, Г. Г Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей н подростков / Г. Г Онищеико // Гигиена „санитария. 2001. -JfeS-С, 7−11.
- Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детскою сада шкоды- Методическое пособие > попред, Г-Н Сердююлкзсой. М, 1993, -163 с.
- Оценка эффектов образовательного процесса с точки зрения здоровья школьников: Метод, ра „работка / под ред. Б. И. Xасана Красноярск: Нзл-во КГУ, 2003,-24 с
- Панин, Л.Е. Энергетические аспекты адаптации / Л. Е. Панин. -Л^ Медицина 1978. 191 с,
- Панин, Л. Е, Биохимические механизмы стресса > Л.Е. Панин- -Новосибирск: Ниукв, 1983. -233 с.
- Пиаже, Ж Избранные психологические произведения пер. с фр. / Ж Пиаже М: Педагогика. 1986 — 246 с.
- Пляскиив. И В Здоровье детей, обучающихся в шкодах нового вида ' И, В. Пляскнна // Гигиена и санитарзся 2000. № I. — С. 62−64.
- Поборский, А Н. Адаптация первоклассников-семилеток по ряду функциональны* показателей к обучению в школе по новой учебной про грамме 1 АН Поборский. ВС Кожевникова // Физиология человека- 1997,-Лгб -С. 44−48.
- Поборский, А Н Функциональное состояние кровообращения н некоторые показатели крови у детей в процессе адаптации к школе в условиях Севера / А. Н Поборский, ИЛ. Пшснцова // Педиатрия 2000- № 4.-С, 58−61.
- ПоборскиА, А. Н- Вегетативная регуляция и умственная работоспособность у детей в процессе обучения в неблагоприятныхклиматических условиях Среднего Прнобья / АII Поборский, ЛВ, КопкмЮь В .А. Сафонов // Физиология человека- 2000, — № 5. -С128−136.
- Поборский, А, Н, Роль препаратов регуляторов знертетическогообмена в оптимизации адаптивных реакций у учащихся первых классов в условиях Среднего Прнобья: Автореф. лиес. д-ра мед наук ¦ А, И Поборский — Томск, 2004 — 5D с.
- Подходы к сохранению здоровья детей в условиях ннтененфикапин образовательного процесса t В. И. Макарова, Г И Дспевд. П. В. Афаиасеикова и лр // Рос педиатр, жури. 2000, — № 3. — С- 60−62.
- Покушай, Н С Некоторые критерии при адаптации детей к учебным нагрузкам / Н. С. Покушай II Гигиена и санитария 1989 — № 5. -С. 94−05.
- Попова, Т.Б. Математические методы в психологии- методическое пособие I Т.Б. Попова. Красноярск: Изд-во КГУ, 2002. — 72 с.
- Прахии, Е.И. Характеристика методов опенки физического развития детей I Е.И, Прахии, ВЛ. Грицниская // Педиатрия. 2004. — Л"2. -С. 60−62.
- Пссунок, АЛ. Адаптлиия детского организма к учебным нагрузкам / А-А. ГкеуиовII Вллсологня. -2001. -№ 4. -С. 25−27.
- Русова, Т В. Возрастные закснюмериоеш физического, интеллектуального развития, системной деятельности ортаинтма школьников 4−11 лет и кх заболеваемость- автореф. дне.. д-ра мед нзузг / Т. В. Русова. Иваново, 1996, — 38 с.
- Рысева. J1JI. Некоторые показатели комплексной оценки степени готовности ребенка к обучению в шкоде I ЛЛ. Рысева. Н. Ф. Камакин,
- B.А. Беляков U Валеологня: Научно-практические подколы к проблеме сохранения и развития здоровья у детей и взрослых. Формирование здорового образа жизни: матер, междунар. конф, Н Новгород, 1997−1. C. 53−55.
- Семенова, Н Е. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста при различных программах обучения, автореф. дне канд. мед наук < Н. Б Семенова, Красноярск. 1999. — 22 с.
- Сидоренко, ЕВ Методы математической обработки в психологин >' ЕВ Сидоренко. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
- Скрипни*. ОЮ. Мониторинг показателей адаптационных возможностей здоровых школьников (на примере Красноярского кадетского корпуса): автореф. дне. канд. мед наук / О. Ю. Скрынннк.- Красноярск, 2005. -23 с.
- Солицся, А. А- Диагностика расстройств адаптации у детей при поступлении, а дошкольные учреждения и школу / А. А. Солнцев И Педиатрия. 1985. — № 4, — С, 29−33,49, Солнцев, А. А. Адаптация детей к мнкросоцийшьнмм условиям /
- A, A. Солнце®-, М, — Медицина. 1989. — 135 е. 150. Сорокин. О. Г- Некоторые теоретические аспекты адаптационных процессов организма I О, Г. Сорокин II Валеологня — 1999. — -С- 58−62
- Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности Г А. А. Баранов. Л. А- Щеплягина, А. Г Ильин. В. Р Кучма /I Рос. педиатр, жури.- 2005.-Ш2. С.4−8.
- Состояние здоровья школьников Воронежа та 30 лет {1966−1997 г. г.) // Л И. Уланом, Е В, Сычева, ТВ, Ермолаева и лр. / Рос. леднагр. жури. -2000 -¦№(--С-9−11
- Струч. С-В. Состояние здоровья и метаболические параметры нимунокомнегеигных клеток у первоклассников при ратном уровне •информационных нагрузок: автореф. дие.. канд. мед. наук > С. В, Струч. Красноярск, 2005 — 24 с.
- Стунева, ГЦ Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе I Г. И- Стуиевв, В, А, Кирюшии, А, М- Цурган !> Гигиен* и санитарии 2000- № 3, — С, 45−46,
- Сухарева, J. М Концепция развития гшнеиы детей и подростков // Л. М. Сухарева // Рое. педиатр. журн. 1999. — № 5. — С 5−9.
- Тамбов, Л“). Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста А. Э, Тамбнев. С. Д Медведев, О, В Литвинсико // Вал со л огня 2000. — Jfel. — С. 30−38.
- Топстогуэов, С-Н- Адаптация петей сечи лет г Тюмени к обучению в шкоде ' С. Н Толстогуэов, С. В, Соловьева, B.C. Соловьев // Экология человека. 2000,-М-С. 49−50.
- Усаяоаа, ЕЛ. Новые оргзшм зашюнные формы оздоровления детей в образовательных учреждениях ! Е.Г1. Усанова, М-А. Татарника ва, OJI. Кабанец И Рос. педиатр, журн. 1998. -Л"2. — С. 69−72,
- Усанова, Е.П. Здоровье школьников: проблемы и пуни решения > ЕЛ У саном У/ Рос, педиатр, жури. 1909. -Ш — С. 32−34.
- Физнолого-гнгнсничсские аспекты сохранения и ИДИ ВИД)'ШТЫЮГО здоровья школьников! Н. П. Сстко, Н. Н. Кузька. Е В. Кирияскж и др, // Российский педиатрический журнал. 2003 -Ш, — С- 48—49.
- Филькино, ОМ Социальная адоптация как фактор формирования здоровья f О М. Филькина .'i1 Проблемы медицинской экологии н здоровья детей и подростков: матер, науч. конф Владивосток, 1991 -С. 57.
- Флзйк-Хобсом, К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими, пер. с англ. I К- Фдзйк-Хобеон, Б. Робинсон. 11, Скип М. Педагогика. 1991−163 с,
- Хачагаиово. Т. Г Современные проблемы психической дезадаптации детей и подростков t Т. Г. Хамагаиова, НС. Каитониетова, С .Б. Пальчиков // Рос. педиатр, жури. 1998, — № 3, — С. 27−30.
- Хрипкова. А.Г. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / А, Г- Хрипкова, MB Атгтропова. М: Педагогика. 1982. -240 с,
- Хрипкова, А.Г. Возрастная ф ишаки ни школьника и школьная гигиена I А.Г. Хрипкова. М. В, Антропова, Д, А Форбср М.: Медицина, 1990. -182 с.
- Чайкин. С В, Гигиеническая опенка новой структу ры учебного года в школе / С-В, Чайкин // Рос. педиатр, журн. 2001. — № 6. — С. 40−41.
- Чпморов, В.М. Оценка адаптационных возможностей детей в уао"№ обучение в инновационных образовательным учреждениях /
- B.М, Чимцнв, Н Н. МалярчукИ Вадеологмя. 2000--Jflel. — С. 21−22.
- Чубнрко. МИ- Состояние здоровья детей в учебных заведения* нового типа / МЛ, Чубнрко, Н. М. Пичужкииа. О. А Фуфаева ' Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 21−23,
- Чубнрко, МП. Об интеллектуальной нагрузке учащихся общеобразовательных учреждений инновационного тина / М. И. Чубнрко. O A Фуфаева // Здравоохранение Рос Федерации. 1998- № 6. -С 6−8
- Школа и психическое здоровье учащихся I иод ред. С. М. Гролгбака М.: Медицина. 1988.-272 с.
- Описаний, Д Б. Особенности психического развития детей 6 7-летнего возраста / ДБ, Эльконин, АЛ. Всигер — М.: Педагогика. 1988 — 135 с.
- Элькоиин. ДБ Избранные психологические груды > Д Б, Элькоини М.: Наука, 1989. — 263 е.
- Яйленко, А.я. Уровень физического развития и конституциональные особенности ребенка как диагностические критерии его 1лоровья / А. Я. Яйленко, Н. И Зсрнова, Т. Н. Лсюиькова И Рос вести, перинатологнн и педиатрии. 1998 — JfrS — С, 11−13,
- Яйленко, АЛ. Особенности ве"етативмого статуса у детей различных морфофенотипов i А-Я. ЯШкнко И Рос, педиатр, Жури, 2000. — № 6.1. C, 23−26,
- Ямпольскаа. Ю Л- Физическое развитие и адаптационные возможности современных школьников / ЮЛ Ямпольская И Рос педиатр. журн. -1998.-Ли-С. 9−11.
- Ямпольская. ЮЛ, Научные основы стандартизации МСМНММНЯ Н опенки физического развития детей и нодростзсо“ в России) ЮЛ Ячпольояи // Рос. педиатр. жури, 1999.-№ 5- - С. 10-В.
- Ямпольская, 10.Л. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия ! ЮЛ. Ямпольская И Гигиена и санитария 2000.-Nf I.-C 65.
- Ямпольская, Ю. А Состояние, тенденции и прогноз физического развития детей и подростков России I ЮЛ. Ямпольская, Е. З. Година И Рос, педиатр. журн 2005. — № 2. — С. 30−39
- Anlia, S. The roles of special educator? and classroom teachers in an inclusive school / S. Апйа tt S, Deaf Stud DeofEdue. 1999. — V, 4, — P. 203−2 N
- Aram. D. Continuity in children’s literacy achievements: A longitudinal perspective from kindergarten to school / U. Aram ti First Language 2005, — V.2J. — P. 259−289,
- Bonsai, R, Elementary education and iu impact on health t R Bansal H Br Med. J.- 1999,-V.3I8. P. MI-14J
- Behavior problems in cliildien with the preseunng problem of poor school performance I RJ. Thompson, L, B, Lampron. D. F, Johnson». T, L Eckstein (I J. Pediair. Psychol, 1990, V15 -P. 3−20.
- Bullying, psychosocial adjustnteni and academic performance in elementary school/SM Glew, M Fan, W Katon, F. P Rivaia // Arch. Pedlatr Adolesc. Med. 2005. — V, 159. — P 1026−1031
- Clinical practice guideline: diagnosis and evaluation of the child with ADHD. // Pediatries 2000. — V. I05. — P 1158−1170.
- Contributors to violent behavior among elementary and middle school children f M, l, Singer, DB Miller. S. Goo. DJ, Hennery H Pediatrics. -1999, V. I04. — P. 878
- DcaL. J-E. Children4″ School Behavior and Performance. Relations Ю Marital and Familial Characteristics / J. E- Deal, K.S. Wamplcr, C. F Halverson «Family and Consumer Sciences Res. J. 1998. — V.26. — P. 281−302.
- DeLucia-Waack, J. E Effective group work for elementary school-age children whose parents are divorcing / J Д. DeLocia-Wuack, D. Gemty // Hie Pamity J. 2001. — V.9. — P. 273−284.
- Early env ironmental support and elementary school adjustment as predictors of school adjustment in middle adolescence / EA. Carlson, L. A, Srwfe. W.A. Collins, S. Jlmerson //J, Adolesc Res 1999. — VI4. — P. 72−94.
- The efTcct of safer play equipment on playground injury rates among school children / A, W Howard, C. MacArthur, A, Willan, L Rothman U Can Med Assoc, J. 2005. — V. 172. — P, 1443−1446.
- Evaluation of implementation and effect of primary school based intervention to reduce riik fuctors for obesity t P. Sehota. M. Rudolf. R. DLxey. A J, Hill U Br Med. J.-200I.-V323.-P 1027
- Fekkes, M. Bullying: who does what, when and where? Involvement of children, teachers aod parents in bullying behavior I M, Fekkes. F, Pijpers, S.P. Vcrioove-Vnmhorick it HcaHh Educ Res. 2005.-V.20. — P. 81−91.
- Flay, U K Historical „view, of school-based randomized trial* for evaluating problem behavior prevention programs I B. R Flay. L M, Collins If Hie Ann. the Am, Acad. Polit. Soc. Sc. 2005. — V.599. — p. 115−146.
- Goodman, R. Psychometric properties of (he strengths and difficulties questionnaire {SDQ) / R Goodman 4 J, Am, Acad. Child Adotcse. Psychiatry. 2001. — V.40. — P. 1337−1345.
- S. Gottlieb H Br. Med. J. 2002 — V.324. — P. 1296.
- Gozal, D. Sleep-disordered breathing and school performance in children t D. Gozal //Pediatrics, 1998. — V. 102. — P. 616.
- Health-related quality of life in urban elementary schoolchildren / M E. Monsour, U. Kotagal, B. Rose, M. Но/У pedjamc*- 2003. — V. l 11. -Р 1372,
- Hughes, C, Identifying critical social interaction behaviors among high school students wiih and without disabilities / C. Hughes U Bcl^ Modif. 1999. -VJ3. — P. 41−60.
- Instability of the DSM-IV subtypes of ADHD from preschool through elementary school t S B. Lahey, W.E. Pclham, J. Loney, S.S. Lee H Arch Gen. Psychiatry. 2005 — V.62 — P. 896−902.
- Lower, J. Researcher to be sacked after reporting high rates of ADHD l I Lenzcr H Br- Med. 1 200S. — V.330. — P 691.
- Masse. L.C. Kindergarten drsruptive behaviour, family adversity, gender, and elementary school failure t L.C. Masse, R.E. Tremblay If Int. J. Behav, Devel 1999. — V23. — P. 225−240.
- Methods, results, and lessons teamed from process evaluation of the high J school-based nutrition miervention K. D Reynolds, FA. Franklin, L, C. Leviton, J. Maio* II Health Educ. Bebav 2000. — V.27. — P. 177−186.
- Tiesdale, Dl Individualism-collectivism and the attitudes to school bullying of Japanese and austrahon students I D. Nesdale, M, Natlo I/ J Cross-Cultural Psychol. 2005. — V.36, — P 537−556.
- Radecki, T. Child psychiaLnc disorder and relative age in school year t T, Radecki // Br, Med. J. 2003. — V.327. — P, 1286.
- Fiona, RJ. School meals and the rate of growth of primary school children I RJ. Rotta, S Chinn, A.M. Smith I/ J. Epidemiol, Community Health 1983 — V.37, — P 8
- Scharf, M. Social networks in the school contest: Effects of culture and gender l M. Scharf, R, Hcrtz-Lazarowiu! // J. Soc. Person. Relationships -3003.-V.20, P, 843−858.
- School breakfast program and school performance) F. Meyers, A.E. Sampson// Am. J. Dis. Child. 1989. — V. I43. — P 1234.
- School professionals“ perceptions about the impact of chronic illness in the classroom / A. L, Olson. A B. Seidler, D Goodman. Gaelic // Arch, Pcdiatr Adolese. Med. 2004, — V.158, -1». S3.
- School-based mental health services in Baltimore: association with school climatc and special education referrals f EJ Brans, С Wllmh, M, Glass-Siegel. M.D. Weist .iV Behav Modif, 2004. — V.28. — P. 491−512.
- Self-perceptions of competence in Brazilian. Canadian, Chinese and Italian children' Relations with social and school adjustment / X. Chen, С Zappulla, A.L. Coco. B. Schneider // Int. J. Behav. Devel. 2004. — V.2S. — P. 129 138.
- Social relations and academic achievement in timer-city early elementary classrooms / D.B. Estell, TW, Farmer, R. B, CaimSv B.D. Cairns H Int. i. Behav. DevcL 2002. — V.26. — P. 518−528.
- Thiemann, K.S. Effects of peer training and written test gueing on social communication of school-age children with pervasive developmental disorder I K.S. Thiemann. H. Goldstein I/ i Speech Lang, Hear Res 2004. — V.47. -P 126−144,
- The transition from elementary to high school: The pivotal role of mother and child characteristics rn explaining trajectories of academic functioning /