Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многомерное, развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровня его развития. В связи с этим, самые общие требования, которым должно отвечать правовое государство, по нашему мнению, состоят в следующем: •всесторонняя гарантированность основных прав человека… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
    • 1. Характеристика и эволюция основных концепций прав и свобод человека и гражданина. фь
    • 2. Внутригосударственное законодательство Республики
  • Армения, регулирующее основные права и свободы человека и гражданина
    • 3. Классификация и сущность основных прав и свобод человека и гражданина в постсоветский период
    • 4. Взаимосвязь прав и свобод человека и гражданина и их государственного регулирования
    • 5. Государственная поддержка и гарантии основных прав и свобод граждан
  • Глава II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
    • 1. Понятие и конституционные принципы правового статуса человека и гражданина. j
    • 2. Институт гражданства
    • 3. Система и классификация основных прав и свобод человека и гражданина
    • 4. Гражданские (личные) и политические права и свободы человека и гражданина
    • 5. Экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина
    • 6. Конституционные обязанности человека и гражданина
    • 7. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Глава III. УЧАСТИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД 162 ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    • 1. Роль представительных органов власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина
    • 2. Механизмы защиты прав человека и гражданина в сфере исполнительной власти
    • 3. Конституционная защита прав и свобод человека и гражданина
    • 4. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
    • 5. Координация и обновление деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека и гражданина
  • Глава IV. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    • 1. Правовое положение и роль общественных организаций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения
    • 2. Участие неправительственных правозащитных организаций в защите прав и свобод человека и гражданина
    • 3. Роль средств массовой информации (СМИ) в защите прав и свобод человека и гражданина
    • 4. Сотрудничество общественных объединений Республики Армения с международными организациями в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина
  • Глава V. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ЗАРУБЕЖНЫХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАНАХ — ЧЛЕНАХ СНГ
    • 1. Основные черты и особенности правового статуса человека и гражданина в зарубежных демократических странах Западной Европы и странах — членах СНГ
    • 2. Развитие законодательства об основных правах и свободах человека и гражданина в зарубежных демократических странах Западной Европы и странах — членах
    • 3. Соотношение статуса человека и института гражданства в зарубежных демократических странах Западной
  • Европы и странах — членах СНГ
    • 4. Взаимосвязь прав и свобод с обязанностями человека и гражданина в зарубежных демократических странах
  • Западной Европы и странах — членах СНГ
    • 5. Характеристика механизма конституционной, судебной и административной защиты человека и гражданина в зарубежных демократических странах Западной
  • Европы и странах — членах СНГ
    • 6. Конституционные основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в зарубежных демократических странах Западной Европы и странах -членах СНГ

Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Республики Армения, принятая 5 июля 1995 года, характеризует армянское государство как демократическое, социальное и правовое. Конечно, в сегодняшней конкретной обстановке вряд ли кто-нибудь рискнет назвать Армению именно полностью состоявшимся демократическим, социальным и правовым государством: построение такого государства — пока еще цель, а не реальность армянской политико-правовой системы. Но специфика конституционного регулирования позволяет существование в законе юридических конструкций, закрепляющих цель и конечную фазу юридического воздействия государства на общественные отношения и личность человека.

Немаловажным фактором, способствующим достижению идеала демократического и правового государства, является эффективное государственно-правовое регулирование, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство — это государство, связанное правом'. Связанность государства правом следует понимать как его обязанность обеспечивать и защищать права человека и гражданина. А это, в свою очередь, предполагает пересмотр утвердившейся ранее в Армении концепции прав человека, которую долгие годы приспосабливали к командно-административной системе управления.

Обосновывая актуальность темы, обратим внимание на следующие существенные ее стороны:

— во-первых, Декларация независимости Армении, принятая 23 августа 1990 года, впервые провозгласила: «Носителем армянской государственности является народ Республики Армения. Свою власть.

1 См.: Теория права и государства / Отв. ред. Г. Н. Манов. — М.: Изд-во БЕК, 1996. -С.259. народ осуществляет непосредственно, а также через представительные органы", а Конституция Армении 1995 года юридически закрепила обязательства государства в сфере защиты прав человека: «Государство обеспечивает защиту прав и свобод человека на основе Конституции и законов — в соответствии с принципами и нормами международного права» (ст.4). Эти государственно-правовые документы заложили теоретико-научный и юридико-прикладной фундамент новых подходов к политико-правовым явлениям, и, в частности, к проблеме прав человека;

— во-вторых, формирование правового государства представляет собой сложный процесс совершенствования всей правовой системы Республики Армения, прежде всего, создания фундаментальных основ и юридических конструкций с целью реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

— в-третьих, обоснование концептуально нового подхода к проблеме обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, юридическое закрепление института ответственности государства перед своими гражданами — несомненное достижение в демократическом развитии Республики Армения. Однако, несовершенство действующего законодательства и, следовательно, неэффективность регулирования многих общественных отношений, оказывают негативное воздействие на реализацию и защиту прав человека;

— в-четвертых, в связи с вышесказанным, возникает необходимость разрабатывать научно-теоретические, концептуально новые подходы, которые содержали бы научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию законодательства, укреплению правопорядка и формированию эффективной защиты прав человека. В сущности, речь идет о выработке и практической реализации новой, научно обоснованной концепции государственно-правового регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина как в Республике Армения, так и в других странах — членах СНГ. В этой связи под концепцией государственно-правового регулирования и защиты прав человека нами понимаются научно обоснованные теоретико-прикладные юридические конструкции и механизмы, которые обеспечивают эффективное регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина. Из вышеизложенного вытекает необходимость глубокого и комплексного исследования государственно-правового регулирования и защиты прав человека в Республике Армения, что ранее недостаточно разрабатывалось в юридической литературе;

— в-пятых, указывая на актуальность избранной для исследования проблемы, необходимо подчеркнуть еще один немаловажный момент о том, что изучение деятельности общественных и правозащитных организаций является неотъемлемой частью процесса обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

— в-шестых, актуальность данного диссертационного исследования обусловлена также его значением для процесса преподавания курса «Конституционное право Республики Армения» и спецкурса — «Правовой статус личности в Республике Армения» ;

— в-седьмых, распад СССР оставил после себя тяжелейшие проблемы в области прав человека (нескончаемый поток беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, рост преступности на постсоветском пространстве, спад производства и политическую нестабильность, геополитические противоречия и спорные территории), которые необходимо последовательно разрешать как в рамках суверенных государств — членов СНГ, так и в международном масштабе;

— в-восьмых, следует констатировать, что уровень политики защиты прав человека в России, Армении, других странах — членах.

СНГ заметно снижается, накоплено огромное количество пока неразрешимых гуманитарных проблем, а международное сотрудничество в области защиты прав человека становится нерегулярным, эпизодическим, снижена роль ООН и ее структур в этом делев рамках СНГ сотрудничество в сфере прав человека пока на низком уровне, отсутствуют отлаженный механизм и соглашения по вопросам разрешения проблем гражданства, оказания правовой помощи и т. п.

Завершая анализ положений об актуальности темы диссертации, автор полагает вполне обоснованным, с учетом вышеизложенного, отметить, что государственно-правовое регулирование и защита прав и свобод человека и гражданинаважнейшая проблема современного армянского права, в целом, но особенно, и, в первую очередь, конституционного права, теории прав человека.

Актуальность и значимость исследования обусловлены также тем, что обеспечение конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина относится к факторам, от которых, во многом, зависит формирование правового государстёа и стабильность гражданского общества.

Вышеизложенное и определило выбор темы диссертационного исследования, охватывающего многогранные актуальные государственно-правовые проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, имеющие научно-теоретическое и практическо-прикладное значение.

Степень научно-практической разработанности темы исследования. По проблемам теории и истории прав человека и гражданина существует обширная мировая, в том числе и российская юридическая литература. К сожалению, нельзя представить соответствующую армянскую правовую литературу, что, по мнению диссертанта, обусловлено некоторыми объективными и субъективными обстоятельствами (отсутствием в течение длительного времени независимой армянской государственности, тяжелым социально-экономическим положением населения и т. п.).

Диссертант отмечает особый вклад в разработку проблем гражданских и политических прав человека в России ученых-правоведов: С. А. Муромцева, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого, Н. М. Коркунова, Г. Ф. Шершеневича, Б. Н. Чичерина, Е. Н. Трубецкого, Б. А. Кистяковского и др. Общим для них было то, что они выступали за создание правового государства, которое гарантировало и реально обеспечивало бы права человека.

В советское время сама идея прав человека не стояла на первом плане при разработке их различными отраслями общественных наук, в первую очередь, юридической. В реальной жизни права человека лишь провозглашались, оказываясь, фактически, в тени прав коллективных, общественных. Однако, несмотря на определенное идеологическое и политическое давление со стороны командно-административного и партийного аппарата, многие советские ученые-юристы основательно разработали различные аспекты изучаемой темы1. Их труды внесли ценный вклад в изучение.

1 Аграновская Е. В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988; Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979; Он же. Правовой статус личности в СССР. М., 1985; Он же. Политические права и свободы граждан СССР // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980; Воеводин Л. Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М., 1972; Он же. Политико-правовые принципы конституционного статуса личности // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980; Куцова Э. Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. Предмет, цель, содержание. М., 1973; Кучинский В. А. Личность, свобода, право. М., 1978; Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан. М., 1966; Малеин Н. С. Гражданский закон и права личности в СССР. М., 1981; Он же. Охрана прав личности в советском законодательстве. М., 1985; Мальцев Г. В. Социальная справедливость и право. — М., 1977; Матузов Н. И. Личность, права, демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972; Он же. Правовая система и личность. Саратов, 1987; Он же. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1966; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М., 1974; Рудинский Ф. М. Социалистическая демократия и исследуемой диссертантом проблемы. Они являются теми научными источниками и ориентирами, без знания которых нельзя понять и добротно освоить изучаемый нами предмет. Преемственность указанных идей и взглядов в сфере прав и свобод человека и гражданина так же неоспорима, как и наследственность в природе.

Ныне в России и Армении складывается новый тип конституционного права, соответствующий переходу общества к демократии и утверждающий правовое государство с признанием высшей ценностью прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим появляются новые исследования по проблемам прав человека и гражданина, которые базируются не только на принятых новых Конституциях и других законодательных актах, но и на общепризнанных международно-правовых документах1.

В правовой науке теоретическое исследование изучаемой проблемы нашло свое отражение также в работах, посвященных общей теории права2 и конституционному праву3. личные права. М., 1984; Строгович М. С. Права личности: вопросы теории // Вопросы философии. 1979. № 4- Туманов В. А. Права человека и исполнительная власть // Советское государство и право. 1990. № 3 и др.

1 Общая теория прав человека. М., 1996; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М., 1997; Жуйков В. М. Права человека и власть закона. М., 1995; Трошкин Ю. В. Права человека. Учебное пособие. М., 1997; Карташкин В. А. Права человека в международном и внутреннем государственном праве. М., 1995; Лазутова М. Н. Права человека: история и современность. М., 1992; Ерицян А. Г. Права и свободы человека и гражданина в демократическом государстве: система, институты, юридический механизм реализации и защиты. М., 1998 и др.

2 Алексеев С. С. Теория права. М., 1995; Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997; Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М., 1998; Общая теория права и государства / Под ред. проф. В. В. Лазарева. М., 1994; Общая теория права / Под ред. А.С.ПиголкинаТеория права и государства / Отв. ред. проф. Манов Т. Н. М., 1995 и др.

3 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М-, 1997; Конституционное право / Отв. ред. А. Е. Козлов. М., 1996; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть/Отв. ред. Б. А. Страшун. М., 1996; Сравнительное конституционное право. М., 1996;

В административно-правовой сфере проблема прав человека частично рассматривалась в работах А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, А. М. Васильева, И. И. Веремеенко, А. П. Герасимова, М. И. Еропкина, Ю. М. Козлова, Ф. Е. Колонтаевского, О. С. Колбасова, А. П. Корнева,.

A.В.Куценко, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, А. Ф. Майдыкова, Л. Л. Попова, В. С. Прониной, Ф. С. Разоренова, В. С. Репина, С. В. Соловьевой, Н. В. Черноголовкина, Т. М. Шамбы, А. И. Экимова,.

B.Ф.Яковлева и других.

Проведенному анализу и оформлению научных выводов способствовали труды ученых, исследующих проблемы теории права, государства, государственного управления, административного права.

— Г. В. Атаманчука, А. В. Васильева, Р. Ф. Васильева, А. Б. Венгерова, Б. Н. Габричидзе, С. Э. Жилинского, Е. В. Додина, Н. Г. Кобеца, О. С. Колбасова, А. П. Коренева, Г. В. Мальцева, М. Я. Масленникова, Г. Б. Мирзоева, Т. Д. Матвеевой, Г. И. Петрова, М. А. Пискотина, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, Т. М. Шамба, В. А. Юсупова, И. С. Яценко, А. И. Экимова, А. Ю. Якимова, Ц. А. Ямпольской, В. Ф. Яковлева и др.

В современный период армянской действительности специальных работ по исследуемой теме до 90-х годов, по существу, нет. В последнее десятилетие появились отдельные работы (их авторы.

— известные армянские ученые-юристы: Норик Айвазян, Нейрон Апиян, Владимир Назарян, Генрих Хачатрян, Артур Багдасарян, Гагик Арутюнян и другие) по общим проблемам конституционного права, в которых в общих чертах рассматривается также институт прав человека1.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997; Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998 и др.

1 См.: Назарян В. Р. Концепция Конституции Республики Армения. — Ереван, 1992. — С. 14−15 (на арм.яз.) — Хачатрян Г. М. Первая Конституция Республики Армения. — Ереван, 1997. — С.53−156 (на арм.яз.) и др.

Начиная с 1995 года, появляются научные статьи и монографии автора настоящего диссертацонного исследования, в которых более подробно и комплексно изучаются вопросы данной проблематики1.

Предмет, объект, методы и цели исследования. В работе дается авторское видение новой концепции и содержания прав человека и гражданина и на этой основе исследуется ее состояние в условиях постсоветского периода развития в Республике Армения.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с конституционным регулированием и защитой прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения и других странах — членах СНГ.

Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы конституционного регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научная теория и практически апробированные концепции прав и свобод человека.

Фундаментальную теоретико-методологическую базу исследования составляет исторически признанный диалектический метод, применение которого позволяет рассматриваемые проблемы изучать и анализировать в их взаимосвязи, единстве и противоречивых тенденциях развития, выработать рекомендации, значимые для теории и практики конституционного регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Работа базируется также на позитивном и критическом анализе обширного социально-экономического и политического материала, юридической, исторической, политологической, психологической и иной литературы, нормативно-правовых актов, обобщении.

1 Перечень печатных работ автора диссертации дается в библиографии настоящей диссертации. конкретного государственного правоприменительного опыта. При рассмотрении конкретных вопросов использованы общенаучные и частные методы исследования: системного и конкретно-исторического анализа, сравнительного государствоведения и правоведения, функциональный, формально-логический и социологические методы, анализ специальной литературы на иностранных языках и др.

Обоснованность выводов, содержащихся в диссертации, достигнута за счет комплексного применения общенаучных (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция и т. п.) и частнонаучных (сравнительно-правовой, структурнофункциональный, статистический анализ документов и т. п.) методов исследования.

Цель и основные задачи диссертационного исследования состоят в государственно-правовом анализе Конституции и законодательных актов Республики Армения, в их сопоставлении с опытом ряда демократических зарубежных государств и странчленов СНГ и путей решения теоретико-методологических проблем конституционного регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, развития концептуальных основ, совершенствования системы судебных и правоохранительных органов и методов правозащитной деятельности, а также основных международно-правовых актов по правам человека.

Достижение поставленных целей осуществляется на основе научного решения комплекса исследовательских задач:

— предложить новую концепцию, систему и механизм защиты прав и свобод человека в современных условиях;

— высветить истоки проблем прав и свобод человека, основные исторические вехи их развития;

— выявить понятие и сущность прав и основных свобод личности в современных международных правовых актах, декларациях и хартиях;

— проанализировать конституционные и другие нормативно-правовые акты Республики Армения, а также основные акты внутригосударственного законодательства передовых демократических государств Западной Европы и стран — членов СНГ, касающиеся прав человека, выявить их сущность и содержание;

— исследовать системы конституционно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях разделения властей и демократизации системы управления;

— раскрыть конституционные, судебные, административно-правовые способы охраны и защиты прав человека и гражданина;

— рассмотреть особенности судебно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина в рыночных условиях;

— проанализировать проблемы создания административной юстиции в сфере защиты прав человека на современном этапе осуществления судебно-правовой реформы в Республике Армения;

— предложить конкретные меры, обеспечивающие гарантированность защиты прав и свобод человека и гражданина в гражданском обществе и правовом, социальном государстве, в том числе учреждение поста Уполномоченного по правам человека в Республике Армения;

— разработать предложения по совершенствованию гарантий и механизмов осуществления прав и свобод человека и гражданина в Республике Армения и других странах — членах СНГ, а также формирования постоянно действующих межгосударственных органов и механизмов по разрешению межнациональных конфликтов, проблем беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. На основе комплексного исследования института прав человека как важнейшего элемента демократического общества в диссертации разработана фундаментальная по своей теоретической и практической важности проблема, связанная с формированием правового государства, решен целый ряд актуальных для юридической науки задач в области защиты прав человека. В рамках достижения определенных диссертантом задач осуществлен научный анализ правовой природы и характера института прав человека, его исторической обусловленности, эволюции и динамики как универсального фактора демократизации общества и государства.

В работе проанализирован и представлен к защите ряд самостоятельных выводов, положений и рекомендаций, которые несут в себе научную новизну, состоящую в следующем:

— Дан анализ понятий конституционного права, выражающих суть регулирования прав и свобод ¦ человека и гражданина, выступающего, одновременно, как государственная функция и конституционный процесс. Соответствующее регулирование заключается в том, что государство: а) признаетб) формулируетзакрепляет в Конституции и законахв) соблюдаетг) обеспечивает (гарантирует) — д) защищает права и свободы человека и гражданина. Все эти функциональные элементы в определенной их последовательности представляют циклы упорядоченных отношений, которые связывают государство с личностью от признания и декларирования прав и свобод человека и гражданина до создания условий для полной и эффективной их реализации. В работе охарактеризованы механизмы конституционного регулирования, включающие в себя специфические и взаимосвязанные процессы признания, закрепления, соблюдения, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

— С учетом международно-правовых актов о правах человека представлена трактовка понятия «соблюдение прав человека» как деятельности государства по исполнению его международно-правовой и конституционной обязанности продвигать, поощрять, уважать права человека, создавать условия, при которых каждый может пользоваться своими правами. Признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, государство берет на себя обязанности соблюдать их (ст. 4 Конституции Республики Армения, ст. 2 Конституции Российской Федерации), а также поощрять любые действия по соблюдению прав человека коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями, всеми другими структурами гражданского общества.

— Исследованы проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в первую очередь, правовых гарантий, под которыми диссертант понимает комплексы установленных законом средств и способов осуществления прав и свобод, защиты их от возможных либо реальных нарушений. От уровня и качества гарантий, подчеркнуто в диссертации, зависит эффективность реализации прав, успешное предотвращение или пресечение нарушений прав, справедливое восстановление нарушенных прав. Автор проводит различие между системами гарантий в сфере обеспечения права и гарантий в сфере защиты прав. Первые направлены к тому, чтобы наши права могли осуществляться с наибольшей полнотой и эффективностью, вторые приводятся в действие, если необходимо предотвратить или пресечь нарушения либо восстановить нарушенные права.

— На основе вышеуказанных разработок предлагается определение понятия защиты прав и свобод человека и гражданина как многозвенной действующей системы применения гарантий, предотвращающих или пресекающих нарушения прав человека, восстанавливающих нарушенные права. Дана общая характеристика системы защиты прав и свобод человека и граэвданинана материалах Республики Армения выделены и подробно изучены механизмы конституционной, судебной и административно-правовой защиты прав человека, рассматриваются вопросы деятельности правоохранительных органов в данной сфере. Диссертант подчеркивает специфику решения вопросов защиты прав человека, вытекающую из законодательства и опыта Республики Армения.

— В диссертации предлагается решение практически неизученных проблем деятельности общественных и правозащитных организаций Республики Армения по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Показан опыт участия правозащитных неправительственных организаций в судебных процессах, в предоставлении юридической помощи гражданам, права и свободы которых были нарушены или ущемлены действиями государственных органов и должностных лиц. Дан анализ формам сотрудничества общественных объединений Республики Армения с международными организациями в сфере обеспечения и защиты прав человека.

— Внесены предложения, касающиеся участия средств массовой информации, общественных правозащитных организаций Республики Армения в системе защиты прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Проблемы разработки новой концепции, системы и механизма эффективного конституционного регулирования, защиты и гарантий прав и свобод человека и гражданина составляют основу конституционно-правовой науки. В аспекте такого концептуального подхода теоретическое и практическое значение предложенного к защите диссертационного исследования состоит, прежде всего, в комплексном анализе механизма конституционного регулирования и разработке эффективных конституционно-правовых гарантий в процессе осуществления юридических прав и свобод человека и гражданина. Эти положения могут стать теоретико-методологической базой для дальнейших исследований и поиска наиболее эффективных форм и методов функционирования конституционных норм и законов в сфере регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Содержащиеся в диссертационном исследовании анализ, выводы и рекомендации имеют непосредственную связь с общественной и государственной практикой, с проводимыми в Республике Армения демократическими преобразованиями.

Прикладное значение результатов диссертационного исследования состоит в том, что они ориентированы на совершенствование конституционного и, в целом, законодательного регулирования юридических прав и свобод человека и гражданина, повышение эффективности осуществления деятельности судебных и правоохранительных органов, правозащитных неправительственных организаций, которые призваны непосредственно и повседневно обеспечивать защиту прав человека и гражданина.

Сформулированные диссертантом выводы и рекомендации, подготовленные на основе диссертационных материалов научные разработки и публикации могут быть использованы в практике государственных, судебных и правоохранительных органов, в системе органов местного самоуправления, в деятельности общественно-политических и правозащитных организаций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

Новые положения, выводы и рекомендации диссертанта, как и методология проведенного исследования, могут быть использованы в процессе преподавания курса конституционного права и спецкурса теории прав и свобод человека, воспитания правовой культуры служащих государственных органов, членов общественных организаций и широких слоев населения в Республике Армения.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили одобрение и рекомендованы к защите на заседании кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также в выступлениях диссертанта на ряде международных, региональных и республиканских конференций в Москве, Ереване, Париже, Риме, 8 монографиях и других научных публикациях диссертанта. По инициативе автора диссертации подготовлены ряд законопроектов по вопросам защиты прав и свобод человека в Республике Армения, внесены изменения в новый проект Конституции Республики Армения, а также в документах, касающихся координации деятельности межгосударственных органов стран — членов СНГ в области защиты прав и свобод человека и гражданина.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных нормативных правовых источников и литературы, приложений.

Исследование является попыткой всесторонне осветить понятие прав человека, исторические вехи развития, международно-правовые стандарты и практику мирового сообщества, а также основы правового положения человека и гражданина в Республике Армения. В качестве нормативно-правовой основы исследования послужили Конституция Республики Армения, Закон о гражданстве Республики Армени, Закон о правовом положении иностранцев и другие законодательные акты республики, а также общепризнанные международно-правовые документы. Использованы труды относительно прав человека известных ученых-юристов (Г.Лаутерпахта, Г. Кельзена, Н. В. Витрука, В. А. Туманова, В. М. Чхик вадзе, Н. И. Матузова, И. Е. Фарбера, В. Н. Кудрявцева, Г. В. Мальцева, Л. М. Энтина, Явича, Т. М. Шамба, И. СЯценко, Б. Н. Габричидзе, А. И. Экимова, Н. Г. Кобеца, В. Ф. Яковлева и др.).Теория и практика прав и свобод человека насчитывает многовековую историю. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на сущность и содержание этого понятия. При обсуждении вопросов, связанных с концепцией прав человека, в центре внимания были два из многочисленных научных направлений: теория естественного права и школа положительного или позитивного права. Согласно теории естественного права, государство не присуждает (предоставляет, дарит) какие-либо права и свободы, поскольку человек от рождения наделен полноправной право субъектностью — естественными и неотъемлемыми правами и свободами. Государство только официально признает и юридически фиксирует естественные и неотъемлемые права и свободы человека, и не более того. Юридически фиксируя естественные права и свободы человека, государство придает им вид зафиксированного действующим законодательством объективного «положительного» права. В результате права и свободы человека, не теряя своего естественного и неотъемлемого характера, приобретают «объективность» и свойства «положительного» права, что является важной составной частью юридического регламента их осуществления — его первым этапом. Вследствие такого государственного признания и официального фиксирования, права и свободы человека трансформируются в подлежащую реализации правомочность. Согласно этой теории, права и свободы человека независимы от общественного строя государства, формы государственной структуры и управления. Согласно мнению сторонников школы позитивного или положительного права, единственным источником права и свобод человека является государство. Их предоставляет исключительно государство и об «естественных и неотъемлемых» правах не может быть даже речи. В исследовании обоснована точка зрения, согласно которой указанные два направления не построены исключительно на основе спекулятивных, произвольных предположений, а как утверждает известный ученый-юрист Г. Лаутерпахт, они с самого начала были обобщением практически-прикладного опыта общества. По нашему мнению, два этих направления не противоречат, а дополняют друг друга. И, действительно, если «естественные и неотъемлемые» права и свободы не будут зафиксированы законодательно и не будет необходимых для их осуществления гарантий и регламентов, то «естественные и неотъемлемые» права не будут иметь материального, практического значения. Следовательно, права человека, по нашему мнению, — это официально признанные государством и зафиксированные «положительным» законодательством его естественные и неотъемлемые права, благодаря которым человек может свободно проявлять свое поведение. Права и основные свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Покуда жив человек, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международными стандартами, перечисленные в Конституции Республики Армения основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В стране не должны издаваться законы или иные нормативно-правовые акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, международное право и законодательная практика демократических государств предусматривают определенные ограничения прав и свобод в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ряд прав и свобод ни при каких обстоятельствах, даже в условиях чрезвычайного положения, не подлежат ограничению (это право на жизнь, достоинство личности, свобода от пыток, права на неприкосновенность частной жизни, свободы совести и другие).Права человека носят всеобщий, универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации, имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательства демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав человека по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, равенство всех перед законом, право на свободу убеждений и т. д. — это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления. В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается, и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, — в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами, вне зависимости от того, является ли эта территория независимой или имеет какие-либо ограничения в своем суверенитете. В-четвертых, проблема прав человека — это всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод человека нашло свое выражение в Документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1991 г.).Государства — участники подчеркнули, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Они заявили, что обязательства, принятые ими в области человеческого измерения СБСЕ, являются вопросами, представляющими непосредственный и законный интерес для всех государств ;

участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. Только правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Однако, правовое государство ;

многомерное, развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровня его развития. В связи с этим, самые общие требования, которым должно отвечать правовое государство, по нашему мнению, состоят в следующем: •всесторонняя гарантированность основных прав человека, наличие отлаженного, несложного и легко доступного юридического механизма практической реализации прав и основных свобод человека и их защиты- • соответствие законодательства важнейшим интересам всех социальных слоев, тенденция социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе- • органичное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем- •строгое соответствие текущего законодательства конституционному, практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам- •диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства- • отработанные демократические процедуры участия граждан в правотворческом процессе- • учет общественного мнения- •единство правотворческой, организационной, идеологической и правоприменительной деятельности государства- •совершенный юридический механизм разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях политической, государственной и социальной структур- • профессиональная и нравственная безупречность работников государственного аппарата и аппарата общественных организаций, их заинтересованность в качественном выполнении своих профессиональных обязанностей- •высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан страны. Таким образом, признавая тезис о том, что, реформируя общественные отношения, можно создать значительные возможности для всестороннего и последовательного преодоления проблемы прав человека, необходимо помнить, что эти возможности создаются лишь через осуществление соответствующего политического курса и, в любом случае, при помощи результативного государственно правового воздействия на социальные процессы. Характер же такого воздействия, его эффективность в пределах приблизительно одних и тех же социально-экономических условий могут быть весьма различными. При этом важно исходить из конкретной социальной действительности, так как всякое право человека является результатом сложного взаимодействия многочисленных, и порой, противоречивых факторов, целенаправленное управление которыми эффективно лишь на путях самого широкого социально экономического влияния. Большое значение в современных международно-правовых аспектах имеют проблемы прав человека. После Второй мировой войны, после чудовищных преступлений против человечества, совершенных фашизмом, в мировом сообществе идея ценности человеческой личности приобрела особую актуальность. В связи с этим, в международной политике отчетливо наметилась тенденция приданию этой идее «материальной силы», перенесение ее в сферу социальной практики всего мира. Это нашло свое выражение, в частности, в том, что понимание ценности человеческой личности, ее достоинства стали связывать с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития каждого индивида в любом обществе, независимо от особенностей его социально-экономической и политической организации, а также в формулировке соответствующих требований, обращенных к государствам и народам. Важным результатом такой политики стали принятые важнейшие документы по правам человека. Для реализации в социальной практике государств тех или иных юридических норм, содержащихся в соответствующих междуна родных соглашениях и документах по правам и свободам человека, необходимо не только трансформировать их содержание во внутреннее законодательство страны, но и, прежде всего, проводить соответствующую социально-экономическую политику по созданию условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. Иначе социальная ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной, а государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод человека, должно оцениваться другими странами — участниками совместного соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств. Отметим, что международное сотрудничество по правам человека не сводится только к выработке и принятию соответствующих документов и последующей трансформации содержащихся в них юридических норм во внутреннее законодательство стран — участниц соглашения. Международное сотрудничество необходимо и после указанных процессов, в целях успешного выполнения государствами принятых на себе обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. Все сказанное, конечно, не означает, что права человека (или некоторые из этих прав) могут непосредственно регулироваться международным правом и только от него производны. Действительные социальные права людей при всех условиях остаются продуктом конкретного общественного организма и существуют, как бы, «внутри» него. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь позитивное значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав человека, но при этом, оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, ее государственной организации и политической системе, в целом, ибо всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой, его социально экономическим, политическим, культурным и другими особенностями. Никакое реальное право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства. В настоящее время основным ориентиром становится идея решительного поворота всей политики и практики к человеку. Человек, его потребности и интересы, активизация индивидуального, личностного начала в экономике, социально-политическом, духовном развитии должны быть ведущими принципами интерпретации индивидуальных и коллективных прав как в теории, так и на практике. Все права и свободы необходимо переосмыслить через эти принципы, покончить с положением, когда теоретические рассуждения о высшей ценности свободы человека, его прав и свобод уживаются с недоверием к его инициативе, ограничением его самостоятельности, неоправданной опекой и многократным контролем со стороны государства, его органов и должностных лиц. Деятельность в области прав человека представляет важнейшую составную часть всего процесса демократизации экономических, политических и иных реформ, движения к качественно более высокой ступени общественного развития. Концепцию прав и свобод человека следует развивать с учетом широких перспектив утверждения новых принципов в хозяйственных отношениях, углубления процессов демократизации социальных и правовых институтов, развертывания самоуправления и саморегуляции в обществе, обновления нравственно-духовной его атмосферы, роста политической и правовой культуры. Новый хозяйственный механизм, демократизация общественной и государственной жизни, развитие самоуправления, активизация деятельности каждого человека требуют устранить излишества правовой — «зарегулированность», стремление избавить человека от поиска альтернатив в процессе принятия решений. Новые принципы законодательства (на основе собственного и накопленного в мировой истории опыта), практика его реализации, научная теория призваны обеспечить: •самостоятельность человека как субъекта права, способного проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свои действия и решения, возможность человека проявить себя, свои способности, талант, инициативу, предприимчивость- •реализацию правового принципа в отношении поведения грам<�дан — «разрешено все, что не запрещено законом» — • усиление гарантий невмешательства в сферу, где человек правомочен действовать по собственной воле и усмотрению- •развитие идеологического и политического плюрализма, поддержка сопоставления взглядов и альтернатив при принятии решений- •установление эффективных юридических механизмов и процедур реализации и защиты прав человека- •предоставление человеку необходимой государственной л общественной помощи в реализации прав и исполнении его обязанностей, расширение системы юридического обслуживания населения- • прогнозирование в развитие свободы человека, его прав на ближайшие годы и более отдаленную перспективу. Это еще более актуализирует задачу законодательного обеспечения и осуществления прав и основных свобод человека. Для реализации этой задачи необходимо:

а) на основе научно обоснованной концепции создать органическую связь между правами и свободами человека, фиксируемых в различных законодательных актах;

б) уделить особое внимание формированию необходимых для осуществления прав и свобод человека правовых предписаний, которые создадут возможности для их полноценной гарантированности и эффективного осуществления;

в) усовершенствовать всю систему судебной защиты прав и свобод человека, сделав ее всеобъемлющей и универсальной, добиться того, чтобы каждый человек мог всеми не запрещенными законными средствами осуществлять принадлежащие ему права и свободы и, в случае необходимости, защищать их от любых посягательств и нарушений;

г) создать систему возмещения материального и морального ущерба, нанесенного человеку нарушением его имущественных и личных неимущественных прав, обеспечить надлежащие гарантии для всесторонней защиты чести, достоинства и авторитета человека. Следует видеть перспективу развития всех видов прав и обязанностей человека в единстве и переплетении, в контексте всей системы факторов, влияющих на их формирование и эволюцию. Развитие социально-нормативного статуса человека в современных условиях можно прогнозировать, имея при этом в виду следующие обстоятельства: l. Bce более интенсивным становится процесс обогащения, расширения, социального содержания интересов, прав и обязанностей человека как гражданина, члена партии, общественных организаций, трудового коллектива. В связи с этим, статус членов наполняется новым, более глубоким, материальным содержанием. Уже известные и сформулированные в правовых и корпоративных нормах интересы и права дополняются новыми возможностями.

(правомочиями). Содержание обязанностей также обогащается и расширяется.2.Возрастает количество и разнообразие, главным образом, специфических интересов, которые получают признание и закрепление в правовых и корпоративных нормах, гарантируются в их реализации организациями и коллективами. Возникают и новые права и обязанности, опосредующие указанные интересы.3. Дальнейшее утверждение демократических признаков управления делами государства, трудовых коллективов ведет к обогащению содержания интересов и прав (возможно, и к появлению новых интересов и прав) человека.4.Усиливается связь правового (прежде всего, конститу ционного) статуса граждан с иными видами социально-нормативного статуса человека, которая в процессах конкретизации, развития и дополнения конституционных и иных прав, свобод и обязанностей граждан.5.Тенденцией в развитии социально-нормативного статуса человека является усиление связи элементов статуса — интересов, прав и обязанностей, упрочения их единства. Механизм согласования различных элементов (с одной стороны, интересов, прав, с другой ;

обязанностей) социально-нормативного статуса человека остается динамичным. Он постоянно совершенствуется, с целью более полного и глубокого сочетания общественных, групповых, коллективных и личных интересов. Развивается, повышается активность человека в сфере реализации интересов, использование прав и выполнение обязанностей как гражданина, члена партии, общественной организации, трудового коллектива. Из всего сказанного следует, что главным на современном этапе является обеспечение реализации прав и основных свобод человека на уровне международно-признанных стандартов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Республики Армения, Принята Всенародным голосованием 5 июня 1995 г. — Ереван, 1995.
  2. Гражданский кодекс Республики Армения. Принят Национальным Собранием Республики Армения от
  3. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Армения. Принят Национальным Собранием Республики Армения от
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения. Принят Национальным Собранием Республики Армения от
  5. Закон Республики Армения «О гражданстве» от 16 ноября 1995 г.
  6. Закон Республики Армения от 17 июня 1994 г.
  7. Закон Республики Армения «Об общественных организациях» от 22 октября 1996 г.
  8. Закон Республики Армения «Об общественно-политических организациях» (1991 г).
  9. Сборник действующих законов Армении (1990−1995 гг.). — Ереван, 1995 (на арм. яз.).
  10. Проект Уголовного кодекса Республики Армения. Принят во втором чтении. — Ереван, 1998 г. П. Права человека и судопроизводство. Сборник международных документов. — Ереван, 1998 г.
  11. Всемирная конференция по правам человека. Вена, 14−25 июня 1993 года.
  12. Права человека. Сборник международных документов. Издательство Московского университета. — М., 1986.
  13. Австрийская Республика. Конституция и законодательные акты. -М., 1991.
  14. Конституция буржуазных государств. — М., 1982.
  15. Сборник федеральных законов и ратифицированных соглашений по проблемам переселенцев из стран СНГ и Балтики (Федеральное Собрание). — М., 1995. (# 17. Современные зарубежные Конституции. Сборник документов. -М., 1996.
  16. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., 1995.
  17. Комментарий и УПК Российской Федерации. -М., 1996.
  18. Уголовный кодекс Российской Федерации. — М., 1996.
  19. Комментарий к УК Российской Федерации. — М., 1996.
  20. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. — М., 1996. ' • 23. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2.-М., 1996.
  21. Комментарий к ГК Российской Федерации. Часть I. — М., 1996.
  22. Комментарий к ГК Российской Федерации. Часть 2. — М., 1996.
  23. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации. — М., 1996.
  24. Комментарий к ГПК Российской Федерации. — М., 1996.
  25. КЗоТ Российской Федерации. -М., 1996.
  26. Российское законодательство о труде. — М., 1996.
  27. Семейный кодекс Российской Федерации. — М., 1996.
  28. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  29. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  30. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
  31. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» (10, 21 декабря 1993 г.).
  32. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Закона Ф РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (8, 24 августа 1993 г.).
  33. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащих закону» (5, 27 апреля 1993 г.).
  34. World Conference on Human Rights: The Vienna Declaration and Programme of Action June 1993.
  35. The High Commisions for Human Rights: An Introduction, Making Human Rights a Reality.
  36. United Nations Declarations and International Convention on the Elimination of all forms of Racial Discrimination.
  37. A Set of International Agreements and Treaties. 1994, volume 1, past Ф 1,2 Universal Agreements.
  38. Human Rights. International Instruments. Chart of Ratifications as at
  39. The United Nations and Human Rights, 1994−1995.
  40. А.А. Административное право и права человека // Советское государство и право. — 1991. — № 5. — 143−145.
  41. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. — М., 1988.
  42. С. Государство и право. — М., 1994.
  43. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве.-М., 1989.
  44. С. Теория права. — М., 1995.
  45. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1966.
  46. .Т. Законодательные проблемы судебной защиты прав граждан // Правоведение. — 1987. XQ 1. — 19−28.
  47. .Т. Судебная защита чести и достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990.
  48. Г. Т. Судебно-правовая защита прав и свобод граждан в отношениях с государственными органами и должностными лицами. -М., 1997.
  49. А. В. Судебная защита чести и достоинства граждан. — М., 1966.
  50. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М., 1991.
  51. А.Т. Обжалование действий должностных лиц, государственных и общественных органов // Правоведение. -1984.-№ 5.-0.56−63.
  52. Бюхнер-Удер, Вилли. Права человека: утопия или реальность. — М., 1985.
  53. Н.В. Механизм реализации политических прав и свобод граждан / Совеское государство в условиях развитого социалистического общества. — М., 1987.
  54. Н.В. Основы теории правого положения личности в социалистическом обществе. — М., 1979.
  55. Н.В. Особенности юридического механизма реализации конституционных прав и свобод личности / Реализация прав (ф граждан в условиях развитого социализма. — М., 1985.
  56. Н.В. Правовой статус личности в СССР. — М., 1985.
  57. Н.В. Политические права и свободы граждан СССР / Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980.
  58. Н.В. Понятие и общая характеристика политических прав и свобод граждан в социалистическом обществе / Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980.
  59. Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституциональных прав и свобод граждан / Конституционный статус личности в СССР. — М, 1980.
  60. Н.В. Юридическая природа конституционных прав и свобод граждан / Конституционный статус личности в СССР. -М., 1980.
  61. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. — М., 1972.
  62. Л.Д. Политико-правовые принципы конституционного статуса личности / Конституционный статус личности в СССР. -М., 1980. /ф 70. Воеводин Л. Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права. — 1965. — № 2.
  63. Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие.-М., 1997.
  64. Е.В. Великая французская революция и становление международно-правового института защиты прав человека // Правоведение. — 1990. — № 4. — 93−98.
  65. Демократия и правовой статус личности в социалистическом обществе. — М., 1987.
  66. Э.Ф. Верховный суд США и права человека. — М., 1981.
  67. Дмитровская Судебный контроль за действиями и решениями, нарушающими права и свободы граждан // Советская юстиция, 1993.-Хо7.-С.5−6. т
  68. А. Права и свободы человека и гражданина в Республике Армения. — Ереван, 1996 (на арм. яз.).
  69. А. Права человека (Учебное пособие). — Ереван, 1998 (на арм. яз.).
  70. А.Г. Правовой статус личности в Республике Армения, — Ереван, 1996.
  71. А.Г. Юридическая защита прав и свобод личности в гражданском обществе и демократическом государстве (на примере Республики Армения). — М., 1997. (Ш 80. Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. — М., 1905.
  72. А.А. Гражданско-правовая защита чести и достоинства // Советское государство и право. — 1980. — № 10.
  73. А.А. Судебная защита охраняемого законом интереса // Советская юстиция. — 1977. — № 13.
  74. В.М. Права человека и власть закона. — М., 1995.
  75. В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц.-М., 1997.
  76. М.В. Конституционное право граждан СССР на обжалование. — Воронеж, 1989.
  77. В.А. Права и свободы человека. — М., 1997.
  78. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. — М., 1995.
  79. В. В. Реализация субъективных прав // Советское государство и право. — 1984. — Хо 3.
  80. В.В., Сущук З. И. Реальный социализм, демократия, личность, права человека. — Киев, 1983.
  81. В.В. В стадии реализации прав и свобод личности / Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. -М., 1983.
  82. Конституционные права и обязанности советских граждан, 1985. (ф 92. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Учебник. — М., 1996.
  83. Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980.
  84. Конституционный статус гражданина. — М., 1989.
  85. Конституция СССР и расширение судебной защиты прав граждан // Советское государство и право. — 1978. — № 11.
  86. Конституция СССР и правовое положение личности. — М., 1979.
  87. М.Н. Гарантии основных прав и свобод граждан СССР в текущем законодательстве // Вестник МГУ. Серия т «Право».-1980.-№ 6.
  88. В.Н. Право в правовом государстве // Социалистическая законность. — 1989. — № 1.
  89. А.И. Правовое положение лиц обжалующих в суд действия должностных лиц // Советское государственное право. -1981.-№ 3.
  90. В.М. Развитие прав и свобод в советском государстве. — М., 1983. ^ ЮККуцова Э. Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. Предмет, цель, содержание. — М., 1973.
  91. Э.Ф. Право на защиту и интересы в советском уголовном процессе // Правоведение. — 1983. — № 2.
  92. Э.Ф. Социальная роль и развитие уголовно- процессуальных прав и гарантий личности в свете конституционных идей // Вестник МГУ. Серия «Право». — 1981. -№ 3.
  93. В.А. Личность, свобода, право. — М., 1978.
  94. М.Н. Права человека: история и современность. — М., 1992.
  95. И.А. Проблема гарантий прав человека в идеологической борьбе / Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. — М., 1983. (ф 107. Лепешкин А. И. Правовое положение советских граждан. — М., 1966.
  96. Н.С. Гражданский закон и права личности в СССР. — М., 1981.
  97. Н.С. О моральном вреде // Государство и право. — 1993. — № 3. — 32−39.
  98. Н.С. Охрана прав личности в советском законодательстве. — М., 1985.
  99. М.Н. О праве на жизнь // Советское государство и право. — 1992. — № 2. 50−59. т
  100. М.Н. Право индивида на телесную (физическую) неприкосновенность // Государство и право. — 1993. — № 4. -С.97−106.
  101. Г. В. Социальная справедливость и право. — М., 1987.
  102. Г. В. Иллюзия равноправия: правовое неравенство в мире капитала. — М.: Мысль, 1982.
  103. Г. В. Правовое обеспечение гарантий семьи и детей. Вып.2. — М.: РАУ, 1993. | #
  104. Г. В. Конституционное развитие социалистического общества.-М., 1979.
  105. Г. В., Кейзеров Н.М, Свободен ли «свободный мир»? / Проблемы прав и свобод личности в современной идеологической борьбе. — М., 1979.
  106. Г. В. Система государственной власти. — М.: Универсум, 1994.
  107. Г. В. «Спасая корабль веры». Очерки эволюции современного русского православия. На материалах Западной Сибири. — Новосибирск, 1981.
  108. В.А. Конституционные права и обязанности граждан СССР. — М., 1979.
  109. Т.Д. По зову сердца, а не по долгу службы. Неправительственные организации в защите прав человека: (ф Международная практика и опыт России. — М., 1998.
  110. Т.Д. Международные и национальные институты и механизмы защиты прав человека. — М., 1995.
  111. Т.Д. Всеобщая декларация прав человека // Международная жизнь.- № 11. — 1996.
  112. Т.Д. Европейский Суд по правам человека (процедура обращения) // Права человека в России. — № 21. — 1996.
  113. Т.Д. Конституция, закон и права человека // Правозащитник. — 1994. — № 1. ф 126. Матвеева Т. Д. Неправительственные организации (НПО) -основные принципы // Правозащитник. — 1994. № 11.
  114. Т.Д. НПО — новое явление в российской реальности (Мы — народы Объединенных Наций). — М. 1995.
  115. Н.И. Личность, права, демократия. Теоретические проблемы субъективного права. — Саратов, 1972.
  116. Н.И. Правовая система и личность. — Саратов, 1987.
  117. Н.И. Субъективные права граждан СССР. — Саратов, ,^ 1966.
  118. А.А. Права граждан обжаловать в суд действия должностных лиц // Советское государство и право. — 1978. -№ 11.
  119. А.А. Правовое положение личности в европейских буржуазных странах. — Ташкент, 1988.
  120. Механизм защиты прав человека в России. — М., 1996.
  121. М.М. Правовое положение личности при социализме. — София, 1972.
  122. А.В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. — 1963. — № 8.
  123. Т. Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека // Государство и право. — 1994. — № 10.
  124. Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М., 1991.
  125. Нено Неновски. Социализм и права человека // Правоведение. — 1989.-№ 3.-С.З-11.
  126. Общая теория прав человека. — М., 1996.
  127. Патюлин В. А, Государство и личность в СССР. — М., 1974.
  128. В.А. Государство и личность. Конституционные принципы взаимоотношений // Советское государство и право. -1978.-№ 5.
  129. И.Л. Правовое государство и правосудие // Советское государство и право. — 1991. — № 1. — 19−29.
  130. И.Л. Презумпция невиновности — конституционный принцип советского уголовного процесса // Советское государство и право. — 1978. — № 1.
  131. И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение (Общая концепция). Неприкосновенность личности. — М., 1985.
  132. Права человека при социализме. — М., 1980.
  133. Права человека. Документы борьбы против пыток. Изложение фактов. XQ4. -Женева, 1989.
  134. Права человека. Программы действий на второе десятилетие действий по борьбе против расизма в расовой дискриминации. Изложение фактов. № 5. — Женева, 1989.
  135. Права человека. Права коренных народов. Изложение фактов. № 9.-Женева, 1990.
  136. Права человека. Права ребенка. Изложение фактов. № 10. — Женева, 1991.
  137. Права человека. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Изложение фактов. № 12. — Женева, 1991. Ш 151. Права человека. Современные формы рабства. Изложение фактов. № 14. -Женева, 1991.
  138. Права человека. Комитет против пыток. Изложение фактов. № 17.-Женева, 1992.
  139. Правовое положение личности. — М, 1987.
  140. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. — М., 1983.
  141. Ф. М. Личные права и свободы граждан СССР. // Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980.
  142. Ф. М. Система личных конституционных прав и свобод, их виды. // Конституционный статус личности в СССР. -М., 1980.
  143. Ф. М. Советская Конституция: права человека и гражданина. // Советское государство и право. — 1991. — № 9. -С.3−11.
  144. Ф. М. Социалистическая демократия и личные права. -М., 1984.
  145. И. Социалистическая демократия и развитие субъективных ф прав личности. // Социализм и демократия. — М., 1976.
  146. В.М. Государство. Право. Личность. // Новое время. — № 18.-1988.
  147. Социалистическая концепция прав человека. — М., 1986.
  148. М.С. Вопросы теории прав личности / Философия и современность. — М., 1976. т
  149. М.С. Права личности: вопросы теории // Вопросы философии. — 1979. — № 4.
  150. М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. — М., 1974.
  151. З.С. Реальный социализм : демократия, личность, права человека. — Киев, 1983.
  152. В.А. Права человека и исполнительная часть // Советское государство и право. — 1990. — № 3. — 44−51.
  153. Л.Т. Обеспечение обвиняемому права на защиту — Конституционный принцип советского уголовного процесса // Вестник МГУ. Серия «Право». — 1979. — № 6.
  154. М.Д. Конституционный статус советских граждан. — М., 1982.
  155. Д., Лаванов А. Судебный контроль за законностью и необоснованностью продления срока под стражей // Советская юстиция. — 1993. — XQ 6. — 21−22.
  156. Т.М. Советская демократия и правопорядок. — М.: Мысль, 1985.
  157. Т.М. Конституция СССР и задачи совершенствования правоохранительных органов Советского государства / Конституция развитого социализма. — М., 1978.
  158. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. — М., 1987.
  159. Л.С. Господство права (К концепции правового государства в СССР) // Правоведение. — 1990. — XQ 5. — 11−20.
  160. Л.С. Сущность права. — М., 1985. ф
Заполнить форму текущей работой