Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уточнены понятия «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества». Под конкурентоспособностью в работе понимается способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять другим производителям, поставляющим на те же рынки аналогичные товары. Конкурентные преимущества предприятия определены, как наличие одного или нескольких свойств деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы формирования рыночной конкурентоспособности предприятия
    • 1. 1. Развитие теорий конкуренции в современной экономике
    • 1. 2. Исследование конкурентных преимуществ предприятий, обеспечивающих их устойчивое развитие
    • 1. 3. Критерии и показатели рыночной конкурентоспособности предприятия
  • ГЛАВА II. Экологические факторы конкурентоспособности предприятия
    • 2. 1. Анализ факторов влияния на конкурентную стратегию 53 предприятия
    • 2. 2. Анализ ресурсных ограничений предприятия и их влияние на 68 формирование конкурентных стратегий
    • 2. 3. Роль государства в развитии конкурентной стратегии 77 предприятия
  • ГЛАВА III. Повышение конкурентоспособности предприятия на основе развития организационно-экономического механизма управления
    • 3. 1. Формирование и анализ элементов механизма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 3. 2. Развитие интегрированной системы менеджмента с учетом экологической маркетинговой стратегии

Совершенствование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Повышение конкурентоспособности является необходимым условием успешного функционирования предприятий в рыночной экономике. Это предполагает осуществление постоянного анализа ряда объективно влияющих на состояние конкурентоспособности факторов с целью поиска путей ее повышения в тактической и стратегической перспективе.

Экономический кризис показывает, что ориентация экономики страны преимущественно на экспорт природных ресурсов делает ее зависимой от факторов объективного и субъективного характера. По данным таможенной статистики в 2008 г. внешнеторговый оборот РФ составил 734 991 млн долл. В 2007 г. экспорт составил 352,5 млрд долл., импорт 199,7 млрд долл. Анализ объема экспорта и импорта доказывает, что Россия является одним из активных субъектов международных экономических отношений. Вместе с тем анализ структуры этих показателей свидетельствует о том, что в структуре экспорта преобладает сырьевая составляющая. В этих условиях важнейшее значение имеет повышение конкурентоспособности отечественных промышленных предприятий.

Необходимым условием успешного функционирования предприятий в условиях роста конкуренции является их способность производить качественную продукцию. При этом понятие качества включает не только соответствие характеристик продукции требованиям потребителя, но и способность предприятия стабильно производить продукцию в установленные сроки, обеспечивая надлежащее послепродажное обслуживание. Это обеспечивается повышением качества персонала, совершенствованием техники и технологии производства, что невозможно без соблюдения международных стандартов качества менеджмента, охраны труда персонала и охраны окружающей среды. Учет этих факторов оказывает значительное влияние на повышение конкурентоспособности продукции.

Под влиянием требований мировой общественности и в соответствии с решениями правительств экономически развитых стран предприятия переходят на единую интегрированную систему менеджмента предприятия, базирующуюся на серии международных стандартов ISO 9000 (система менеджмента качества), ISO 14 000 (система менеджмента окружающей среды), OHSAS 18 000 (система менеджмента профессиональной безопасности и охрана труда). Это позволяет повысить технологичность разработки и функционирования систем менеджмента предприятия, сформировать его гармонизированную структуру, повысить мобильность и возможность их адаптации к изменяющимся условиям, привлекательность для потребителей и инвесторов и, в конечном счете, повысить его конкурентоспособность. Характерным примером является деятельность по совершенствованию оборудования и технологических процессов на крупных промышленных предприятиях.

Исследование экономической конкуренции имеет давнюю научную историю. В частности, можно назвать Дж. Барбаша, Т. Батя, Л. Вальраса, Дж. Вумека, Д. Джонса, Г. Коуза, Дж. Кэрола, X. Ламперта, Дж. Миля, Ф. Найта, В. Ойкена, Э. Петигрю, Д. Рикардо, Г. Саймона, А. Смита, П. Спароу, Г. Уипа, Дж. Фримена, Г. Ханана, К. Хандре, И. Шумпетера, уделявших основное внимание различным аспектам исследования конкуренции как элемента рыночных отношений. Значительное внимание ряда экономистов в вопросе повышения конкурентоспособности предприятий и продукции привлекают вопросы менеджмента качества, охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и охраны труда. Этими вопросами занимались, в частности, такие ученые, как И. Квернер, А. Литтл, М. Портер, К. Рихтер, О. Уильямсон, Б. Филд, Д. Эдварде, А. Эндрес.

Российские ученые также уделяют значительное внимание исследованию факторов экономического развития, их влияния на конкурентоспособность предприятий и национальной экономики в целом, в том числе и проблемам их деятельности в условиях прогрессивной динамики требований к уменьшению необоснованного влияния на окружающую среду. В их числе такие ученые, как Акимова Т. А., Бурков В., Гирусова Э. В., Глушкова В. Г., Дайман С. Ю., Заика Е. А., Коротков Э. М., Кузьмин А. П., Новиков Д., Островкова Т. В., Пахомова Н. В., Сокорнова Т. В., Ушаков И. В., Хаскин В. В., Шевченко А. Т., Щепкин А. и др.

Вместе с тем, до настоящего времени в теории и практике не получили необходимого развития вопросы, направленные на взаимоувязку составных элементов интегрированной системы менеджмента предприятия и его конкурентоспособности.

Актуальность данной проблемы в условиях развития современной российской экономики, ее недостаточное решение, необходимость теоретического обоснования и поиска практических методов совершенствования механизма повышения конкурентоспособности предприятий в условиях роста требований к экологическим качествам производства и продукции обусловили выбор темы диссертационной работы, рамки исследования и постановку соответствующих научных задач.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является развитие теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности промышленных предприятий с учетом современных стандартов качества менеджмента.

Для достижения данной цели поставлены и решены следующие задачи:

— систематизировать факторы рыночной конкурентоспособности промышленных предприятий;

— выявить наиболее полно отражающие современные рыночные условия показатели конкурентоспособности предприятияразвить научные положения по определению конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия в условиях рынка, рассмотреть регулятивные функции рынка и государства с учетом повышения роли экологических факторов;

— разработать механизм изменения поведения потребителя как реакцию на определенные факторы социальной среды;

— разработать варианты стратегии предприятия, учитывающие динамику экологических требований потребителя, и их интеграцию с маркетинговыми стратегиямиразработать пути совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия на основе развития системы интегрированного менеджмента с учетом влияния экологических факторов.

Объект исследования — предприятия отраслей промышленности различных организационно-правовых форм.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью предприятий отраслей промышленности.

Методы исследования. С целью теоретического углубления представлений о совокупности факторов рыночной конкурентоспособности предприятий в диссертационной работе использованы методы: системного подхода, анализа и синтеза, индукции и дедукцииэкономико-математические и аналитические методы: табличный и графическийметод сравнительного анализа и некоторые другие.

Информационной базой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых, материалы органов государственной статистики и государственного управления, промышленных предприятий.

Научная новизна полученных результатов заключается в развитии теоретических основ и разработке практических рекомендаций по совершенствованию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятий с учетом повышения требований к качеству менеджмента.

Основные результаты, полученные лично автором, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— уточнены понятия «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества». Под конкурентоспособностью в работе понимается способность предприятия отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять другим производителям, поставляющим на те же рынки аналогичные товары. Конкурентные преимущества предприятия определены, как наличие одного или нескольких свойств деятельности, которые превосходят соответствующие свойства конкурентов и являются значимыми для рынка. Установлена взаимосвязь этих понятий за счет обоснования уровней конкурентоспособности, к которым отнесены конкурентоспособность на уровне абсолютного лидерства, на уровне наличия относительных преимуществ, на уровне рыночного самосохранения, выявлены ротационные зоны между этими уровнями. Уточнены классификации рыночных конкурентных преимуществ по признакам направления и характера этих преимуществпредложено определение общего показателя рыночной конкурентоспособности предприятия на основе учета следующих составляющих: конкурентоспособность товара, рыночное положение предприятия, эффективность производственно-хозяйственной деятельности: представлена их соответствующая оценка с выделением экологических факторов и диапазонов веса в общем показателе. Сделан вывод о необходимости понимания экологических факторов как дополнительной возможности обеспечения своей стратегической и тактической конкурентоспособности;

— проведен анализ факторов влияния на конкурентную стратегию предприятия по основным сферам экономических отношений: предприятие — потребители, предприятие — поставщики, предприятие — государство. Это позволило разработать варианты стратегии предприятия, учитывающие государственное экологическое регулирование, требования международных стандартов качества, динамику изменения поведения потребителя и его интеграцию с маркетинговыми стратегиями, которое представлено в такой последовательности: интерес к экологической безопасности, интерес к экологическому качеству производственных процессов, интерес к экологически чистым товарам;

— разработана концепция перехода к системе интегрированного менеджмента предприятия, конкретизация которой позволит совершенствовать его организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью, включающая определение элементов, направлений воздействия и инструментов ее формированияобоснованы базовые варианты маркетинговой стратегии предприятия: адаптивная, при реализации которой предприятие стремится развивать свою товарную политику синхронно изменениям рынка, выступает последователем, имитатором экологических преобразований организаций-новаторов и экспансионистская, обеспечивающая инновационное совершенствование экологических качеств продукции, создание экологических новинок, создание рынка экологически чистой продукции. Развитие маркетинговых стратегий идет от дифференциации продукции по экологических качествам через «экологическое лидерство» по этим качествам и системное «экологическое лидерство» по совокупному влиянию предприятия на окружающую среду к экологической ответственности по использованию ресурсов;

— выделены традиционная и интегрированная модели менеджмента на предприятии, различающиеся тем, что традиционная модель направлена на обеспечение текущей конкурентоспособности, а в интегрированной модели создаются предпосылки для обеспечения ее увязки с рыночными стратегическими целями;

— предложены мероприятия по совершенствованию организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности промышленного предприятия с учетом современных стандартов качества серии ISO и OHSAS (систем менеджмента качества, окружающей среды профессиональной безопасности и охраны труда) на основе развития интегрированной системы менеджмента и ее экологической составляющей, предполагающие уточнение товарной, ценовой, дистрибутивной политик и развитие рыночных коммуникаций.

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что предложенные методики определения показателей конкурентоспособности и перехода к модели интегрированного менеджмента предприятия, учитывающего экологические факторы, способствуют развитию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью.

Кроме того, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при формировании ^ и совершенствовании эколого-экономических программ развития отраслей промышленности и отдельных предприятий регионов при подготовке планов социально-экономического развития. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов по курсам «Стратегический менеджмент», «Основы менеджмента», «Основы экономической теории», «Производственный менеджмент».

Апробация результатов диссертации. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2008» (г. Москва), на заседании правления Международного центра консалтинга и маркетинга (г. Москва, 2009 г.), на научно-практической конференции «Проблемы управления в XXI веке» (г. Москва, 2009 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 5 научных статей общим объемом 2,73 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 126 наименований. Общий объем диссертации составляет 137 страниц. Работа содержит 9 таблиц и 23 рисунка.

Выводы.

Повышение конкурентоспособности предприятия должно базироваться на основе построения интегрированной системы менеджмента и учитывать различные уровни управления, экологические факторы и требования международных стандартов серии ИСО.

Экологический менеджмент является подсистемой в интегрированной системе управления предприятием, его масштабы и степень обособленности различны, он взаимодействует с другими подсистемами интегрированной системы управления предприятием, является динамическим по своему характеру, изменяется в рыночных условиях деятельности предприятия.

Системы экологического менеджмента различаются по количеству объектов, которые подлежат экологическому контролю на предприятии, влияющие на выбор модели экологического менеджмента на предприятии. Предлагается выделить две базовых модели экологического менеджмента: традиционную и интегрированную.

Выбор модели экологического менеджмента предопределяет формирование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия, который должен учитывать направления воздействия государства на его совершенствование.

Развитие организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия происходит в рамках системного подхода к формированию модели интегрированного экологического менеджмента на нем в целях обеспечения политики перехода государства на путь его устойчивого развития за счет повышения конкурентоспособности российских предприятий. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия предполагает учет возможностей и для потребителя (физических и юридических лиц) и для предприятий.

Развитие интегрированной системы менеджмента предполагает разработку экологической маркетинговой стратегии, учитывающей отраслевую принадлежность, масштабы деятельности предприятия, особенности экологического регулирования государства, рыночную стратегию предприятия, место в ней экологических факторов. Чем более значительное место отводится экологическим факторам в конкурентоспособности предприятия, тем актуальнее становится вопрос внутриуправленческой интеграции, более согласованных действий его подсистем управления.

В главе в качестве примера разработки и внедрения маркетинговой экологической стратегии рассматривается ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), а анализ системы экологических факторов проведен с использованием матрицы 8^ЮТ-анализа, с соответствующим экологическим наполнением на примере ОАО «Галактика».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации поставлена и решена актуальная задача совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия и обоснования путей развития систем интегрированного менеджмента в его деятельности. Основные результаты проведенного диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. Конкурентоспособность предприятия — это способность отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей, противостоять другим производителям, поставляющим на те же рынки аналогичные товары. Она характеризуется динамизмом, который определяется развитием конкурентной среды, одной из последних тенденций ее изменения является повышение значимости экологических факторов.

2. По уровню конкурентоспособности предприятия их можно разделить на три группы: на уровне абсолютного лидерства, наличия относительных преимуществ, рыночного самосохранения. Между этими группами происходит постоянный ротационный процесс. Конкурентные преимущества группируются следующим образом: финансово-рыночные, рыночно-регулятивные, товарно-рыночные, коммуникационно-рыночные. В эти группы включаются и экологические факторы.

3. Происходит рост социально-экологических внешних эффектов, накопление которых оборачивается ограничениями экономического роста. Рыночное использование ресурсов (в первую очередь естественных, невозобновляемых) достаточно несовершенно с точки зрения решения проблемы устойчивого развития. Если не создать адекватный механизм эколого-экономического обеспечения устойчивого общественного развития, то это, значит, проигнорировать важные текущие и, особенно, перспективные вопросы жизнедеятельности общества, условий жизни будущих поколений.

4. Общий показатель рыночной конкурентоспособности предприятия предлагается рассчитывать на основе трех групп показателей: конкурентоспособности товара, рыночного положения и производственнофинансовой эффективности предприятия. Его расчет предусматривает: определение значения веса каждой составляющей, которая имеет как объективное количественное определение, так и субъективную оценкуиспользование экспертных оценок для определения веса составляющих каждой из нихэкспертное выявление эталонных значений составляющих и шкал сравнений.

5. Потребности в экологической безопасности — это внутренние побудительные мотивы человека иметь такую окружающую среду, которая обеспечивает его безопасное текущее и перспективное существование. Экологические качества товаров становятся фактором потребительского выбора. Изменение поведения потребителя происходит в такой последовательности: общее экологическое сознание, экологические товарные приоритеты, восприятие стоимости экологических качеств продукции, конкретизация степени экологизации спроса, эластичность спроса по экологической цене. Потребитель может быть носителем деэкологизированного спроса.

6. Маркетинговая экологическая стратегия — это элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его экологическим потребностям. Основными вариантами маркетинговых экологических стратегий могут быть адаптивная и экспансионистская. Развитие экологических маркетинговых стратегий идет от дифференциации продукции по экологических качествам через «экологическое лидерство» по экологическим качествам и системное «экологическое лидерство» по совокупному влиянию предприятия на окружающую среду к экологической ответственности относительно использования ресурсов.

7. Необходимость государственного экологического регулирования обусловливается тактическими и стратегическими причинами, исчерпанием ассимиляционного потенциала, развитием глобализационных процессов. Для осуществления регулирования государство использует административноправовые, экономические и образовательно-идеологические инструменты. К экономическим инструментам можно отнести: платежи за использование природных ресурсов, за загрязнение окружающей среды, за несовершенные технологии, при использовании которых допускается превышение норм ПДК и ПДВ, установленных государством и стимулирующие внедрение НТП на предприятияхразработка и внедрение стандартов и нормативовстимулирование развития рынка экологически чистых технологий, материаловподдержка экологического страхованияэкологическое ценообразованиефинансовая поддержка природоохранной деятельностисоздание условий для квотирования разрешений на загрязнение. Платежи за использование природных ресурсов влияют на увеличение стоимости продукции предприятия, что снижает его конкурентоспособность и практически не стимулирует ресурсосбережение или их замену.

8. Повышение конкурентоспособности предприятия должно базироваться на основе построения интегрированной системы менеджмента и учитывать различные уровни управления, экологические факторы и требования международных стандартов серии ИСО.

9. Экологический менеджмент является подсистемой в интегрированной системе управления предприятием, его масштабы и степень обособленности различны, он взаимодействует с другими подсистемами интегрированной системы управления предприятием, является динамическим по своему характеру, изменяется в рыночных условиях деятельности предприятия. Системы экологического менеджмента различаются по количеству объектов, которые подлежат экологическому контролю на предприятии, влияющие на выбор модели экологического менеджмента на предприятии. Предлагается выделить две базовых модели экологического менеджмента: традиционную и интегрированную.

10. Выбор модели экологического менеджмента предопределяет формирование организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия, который должен учитывать направления воздействия государства на его совершенствование. Развитие организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия происходит в рамках системного подхода к формированию модели интегрированного экологического менеджмента на нем в целях обеспечения политики перехода государства на путь его устойчивого развития за счет повышения конкурентоспособности российских предприятий. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия предполагает учет возможностей и для потребителя (физических и юридических лиц) и для предприятий.

11. Развитие интегрированной системы менеджмента предполагает разработку экологической маркетинговой стратегии, учитывающей отраслевую принадлежность, масштабы деятельности предприятия, особенности экологического регулирования государства, рыночную стратегию предприятия, место в ней экологических факторов. Чем более значительное место отводится экологическим факторам в конкурентоспособности предприятия, тем актуальнее становится вопрос внутриуправленческой интеграции, более согласованных действий его подсистем управления. В диссертационной работе в качестве примера разработки и внедрения маркетинговой экологической стратегии рассматривается ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), а анализ системы экологических факторов проведен с использованием матрицы БЛУОТ-анализа, с соответствующим экологическим наполнением на примере ОАО «Галактика», что позволило обеспечить рост выручки от реализации по различным ассортиментным позициям до 9%.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Кузьмин А. П., Хаскин В. В. Экология. Природа. Человек. Техника.- М: Юнити- 2001 .-с.343.
  2. Т.А., Хаскин В. В. Экология. Человек. Экономика. Биота. Среда .- М.: Юнити- 2007.-c.455.
  3. М. Анализ конкурентоспособности продукции в аспекте взаимоотношений с потребителями // Маркетинг. 2003. — № 6. — с. 3343.
  4. A.B. Прикладная экология и экономика природопользования. М.: Феникс- 2007. -с.317.
  5. В. Несколько наставлений человечеству или об энергии конечной и вечной // Вокруг света. — 1998. № 7. — с. 23−26.
  6. .П. Экологический вызов промышленным предприятиям // Проблемы теории и практики управления. — 1993. — № 4. с. 83−87.
  7. JI. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. -№ 4.-с. 72−85.
  8. Г. В. Экологический менеджмент предприятия. Учебное пособие.- М.?Издательство «Логос», 2008.- с. 240
  9. В.И. Механизмы эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий: Монография. М.: МПСИ, 2006,-с.432.
  10. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экономика природопользования: Учебник- М.:ИНФРА-М, 2004. с. 501.
  11. Н. Конкурентные стратегии: методология формирования и развития // Маркетинг. 2005. — № 2. — с. 37−48.
  12. А. Маркетинговый механизм реализации эколого-экономической стратегии // Маркетинг. 2004. — № 5. — с. 35−47.
  13. .В., Степанов В. Н., Харичков С. К. Природопользование: основы экономико-экологической теории. Одесса: Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований HAH Украины, 1999.-с .350.
  14. Бушуева JL, Бушуев К. Конкурентная стратегия и ее реализация: иллюстративный кейс // Управление компанией. — 2002. № 6 — с. 26−31.
  15. С., Осипов Ю., Тащиян Г. Мониторинг конкурентоспособности наукоемкой машиностроительной продукции // Маркетинг. 2003. -№ 3.-с. 22−30.
  16. А.К. Общественный экологический контроль в России: правовое регулирование и практика (Пособие для общественных инспекторов) — М., 2005 .
  17. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. -М.: Омега-Л, 2004. с. 472.
  18. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. № 3. — 1998.- с. 67−77.
  19. Т.В., Дайман С. Ю., Виниченко В. Н. Опыт и перспективы развития систем экологического менеджмента в России/ Стандарты и качество № 1- 2002.- с. 18−21
  20. A.B. Основы управления качеством продукции.- М.: Издательство стандартов, 2001. -с.423.
  21. Д.В. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России // Маркетинг в России и за рубежом. № 6. — 2004.-е. 18−29.
  22. М., Стерн Дж., Мюллер Б., Сафонов Ю., Кокорин А., Скуратовская Л. Россия: Экономический рост и Киотский протокол. — М.: ООО «Аргус», 2004. с. 47.
  23. И., Авраамова Е., Тубалов В. Стратегическая архитектура конкурентоспособной фирмы (по результатам широкомасштабногоопроса руководителей промышленных предприятий) //ЭКО. 2004. -№ 5-с. 100−116.
  24. A.A. Современные экономические проблемы природопользования.- М.: Международные отношения- 2004 г. с. 208.
  25. Т.В. Системы экологического менеджмента : Учеб. пособие. -М.:ДеЛи принт, 2005, — с. 345.
  26. С.Ю., Гусева Т. В., Заика Е.А.,. Сокорнова Т. В. Системы экологического менеджмента .- М: Форум, 2008 с. 336.
  27. С.Ю., Островкова Т. В., Заика Е.А.,. Сокорнова Т. В. Системы экологического менеджмента для практиков /Под ред. Даймана С.Ю.-М: Изд-во РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2004.- с. 248.
  28. Т. Концепция «экологически осознанного» руководства предприятием // Проблемы теории и практики управления. 1993. -№ 4.-с. 75−81.
  29. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008 -2010 годы.- М.: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Москва- 2007.
  30. С. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 3. — с. 83−90.
  31. A.A., Петруня Ю. Е. Основы экономической теории. М.: «Рыбари», 2000. — с.479 .
  32. В. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. 1999. № 11. — с. 13−17.
  33. А.Г., Маслякова Л. А. Маркетинг экомоды // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 3. — с. 125−130.
  34. Индикаторы устойчивого развития (социально-экономические аспекты) /Под ред. Бобылева С. Н., Макеенко P.A.- М.: ЦПРП, 2001. -с. 192.
  35. Казанник А. И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России. Монография.- Омск: ГУИПП «Омский дом печати». 1998.-с.260.
  36. О., Зайченко Д. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе ресурсного подхода // Маркетинг. 2005. — № 4. — с. 24−38.
  37. Киотский протокол для России: бессмысленный и безнадежный соблазн. Краткое изложение аналитического доклада. /Под редакцией М. Г. Делягина. М.: Институт проблем глобализации, 2004. — с. 10.
  38. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата / ООН. Рамочная конвенция об изменении климата. Конференция сторон. Сессия. — Женева: ООН, 1997. — с.26.
  39. В.Н., Лапин Е. В., Трофименко H.A. Экологизация управления предприятием: Монография. Сумы: ВТД «Университетская книга», 2002.-c.232.
  40. Классики менеджмента / Под ред. М. Уорнера. Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — сЛ 168.
  41. С.Н. Экономика катастроф (инвестиционные аспекты).- К.: Наукова думка, 1997.- с. 204.
  42. Э.М. Концепция экологического менеджмента //Менеджмент в России и за рубежом, № 2, 1998. с.12−23.
  43. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993. — с. 192.
  44. Н., Юсупова А., Балдина Н. Финансовый анализ конкурентных стратегий российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. — 2004. № 1 — с. 77−84.
  45. Д. Стратегический маркетинг: 6-е издание.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. с. 752.
  46. М.И. Природный и инновационный ресурсы экономического роста (на примере Великобритании) М.: Экслибрис-Пресс- 2003 г.- с.92
  47. Н. Стратегический менеджмент в строительстве: Учеб. пособие / Куприянов Н., Михненков О., Щербакова Т. М.: ИНФРА-М, 2004. -с.336.
  48. А. Экологический фактор в поведении российских потребителей // Маркетинг. 2003. — № 4. — с.58−64.
  49. H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. — 2-е изд., пераб. и. доп. — М.: Юнити-Дана, 2002. с. 456
  50. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 1996. № 3. — с. 33−39.
  51. С.П. Водородный автомобиль в России? // Энергия. -2003. № 7. — с. 33−39.
  52. М. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. — № 4. — с. 29−34.
  53. Л.Г. Экологическая экономика: Учебник. Сумы: Издательство «Университетская книга», 2001. — с.350.
  54. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильяме, 2007. — с. 672.
  55. М. Ваша конкурентоспособность. — М.: Изд-во «Альфа-Пресс». 2004. — с. 160.
  56. П. 101 ключевая идея. Экология -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 г,-с. 224
  57. Мухамет-Ирекле Артур О функции правового государства в современном природопользовании. Монография М.: НИА-Природа, 2002.- с. 272.
  58. Д., Бурков В., Щепкин А. Механизмы управления эколого-экономическими системами. М.: ФИЗМАТЛИТ- 2008.- с. 244.
  59. В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции //Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 5 — с. 38−48.
  60. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1996. — с.496
  61. Окружающая среда и здоровье // Под ред. Л. Хенса, Л. Мельника, Э. Буна. К.: Наукова думка, 1998. — с.326
  62. Н., Рихтер К. Экономический анализ экологического права // Вопросы экономики. № 10. 2003, — с. 34 — 49.
  63. Н., Рихтер К., Эндерс А. Экологический менеджмент и экономика природопользования. СПб: Изд-во С.-Петербургского унта, 2003.-с. 544.
  64. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. / Под рук. Н. Ф. Глазовского. М.: Изд-во КМК, 2002.- с. 444.
  65. Н.Я., Видяпин В. И., Журавлева Г. П. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций -М.: Инфра-М, 2008.- с. 384.
  66. А. Экономическая теория благосостояния: В 2-х т. М.: Прогресс, 1985. — Т.1., с. 512.
  67. А. Экономическая теория благосостояния: В 2-х т. — М.: Прогресс, 1985. -Т.2., с. 456.
  68. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. с. 496.
  69. .В. Глобализация экономики ключ к самосохранению: Деятельность эколого-экономических систем.- М: Юнити- 2003.- с. 335.
  70. Прыкин Б. В. Стратегия экономики. Природный экогармонизм — Юнити- 2000.- с. 367.
  71. А. Россияне подарили нам национальную идею // Зеркало недели от 14.01.2006.
  72. Дж. Индикаторы устойчивого развития: базовые понятия. М.: Институт Всемирного банка, 2001. — с.321.
  73. В., Немцев А. Качество — важнейший фактор конкурентоспособности // ЭКО. 2003. — № 4. с. 153−156.
  74. Р.В. Инвестиционный потенциал экологической деятельности и экономическая безопасность. — К.: Знание, 2002. с. 58.
  75. В. В. Экология и охрана природы. Словарь-справочник. /Под редакцией академика A.JI. Яншина. М.: Academia, 2000. с. 384.
  76. Р. Экономическая теория ресурсов или ресурсы экономической теории // Рынки факторов производства. Т. З. Под ред. В. М. Гальперина. СПб: Экономическая школа. 2000. — с.304−331.
  77. В.Н., Круглякова Л. Л. Ресурсно-экологическая безопасность и устойчивое развитие (понятия и категории). О.: НАН Украины, 1998.- с. 100.
  78. М. Гуманизация идеологии и введение в инженерно-экономическую экологию. М.: 2006, с. 144.
  79. Е.И. Технологии нетрадиционной энергетики и эколого-экономическая оптимизация производства и территории. К.: Знания, 2005. — с.72.
  80. В. Конкурентоспособность предприятий: проблемы современной политики и стратегия в области качества // Машиностроитель. — 1998. № 2. — с.6−12.
  81. Ю. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2003.-№ 3.-с.116−129.
  82. A.M. Экономика чистого воздуха международное управление. Сумы: ИТД Университетская книга, 2001. — с.326
  83. Г. А. Управление эколого-экономическими системами Вузовская книга- 2004, — с. 132.
  84. О. Фирмы и рынки / Современная экономическая мысль / Под ред. В. Афанасьева, Р.Энтова. М.: Прогресс, 1981. — с.815.
  85. Уроки СССР и будущее России (1917 2007). Ресурсно-энергетические экономико-политические и социо-культурные параметры. /Под.ред. Бузгалина A.B., Колганова А. И. М.:ЛЕНАНД, 2007 г.- с. 380.
  86. И.В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты прородопользования в Китае -М.: Форум- 2008.- с. 175.
  87. Р. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002. -с.892.
  88. Р. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. — с.312.
  89. Р. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — с.416.
  90. P.A. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие. М: Изд-во Эксмо, 2004. — с.544 .
  91. Е.И. Альянс экологии и менеджмента // Экология и жизнь. — 2000. № 4. — с. 24−30.
  92. Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М.: «Изограф», 2000.-c.256.
  93. X. Экономика исчерпаемых ресурсов // Вехи экономической мысли. Рынки факторов производства. Т. З. Под ред. В. М. Гальперина. СПб: Экономическая школа. 2000. — с. 262−303.
  94. JI. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь // Маркетинг. 2000. — № 3. — с. 47−55.
  95. А. Инновационное бизнес-планирование развития приоритетной отрасли // Автореф. диссертации на соискание уч. степени к. э. н. Казань: Изд-во КФЭИ, 2000. — с.21.
  96. A.B. Экономика природопользования (теория и практика). М.: НИА-Природа, 1999. с. 308.
  97. Г. Восход солнца в мировой экономике. Стратегия экологической модернизации. М.: Тайдекс Ко- 2002 г.- с. 320.
  98. В. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. 2005. — № 1. — с.38−50.
  99. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.-c.455.
  100. Экологическая практика транснациональных корпораций.//Под ред. Герасимчук И — М.:Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2007. -с.92.
  101. Экологический менеджмент / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб.: Питер, 2003. — с. 544 .
  102. Экологический мониторинг: шаг за шагом /Под ред. Веницианова Е. В., Е. А. Заика и др. — М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2003. — с .252
  103. Экология и экономика природопользования. 3-е изд., перераб. и доп- Под ред. Гирусова Э. В. М.: Юнити- 2007.- с. 591.
  104. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов- ред., Глушкова В. Г., Шевченко А.Т.- М.: Московский Лицей- 2004.- с. 288.
  105. Экономика природопользования. Учебник / Под ред. ХенсаЛ., Мельника Л., Буна Э. Киев: Наукова думка, 1998. — с.480.
  106. Indicators of Sustainable Development: Guidelines and methodologies. — New York: UN, 2001. 319 p.
  107. KBE green line. Экологичные окна из пластика // Идеи вашего дома. -2005. -№ 2. -с. 64−65.
  108. Panayotou Т. Economic growth and environment // Economic Survey of Europe. 2003. — No.2. — p. 45−72.
  109. Perman, R., Y. Ma, J. McGilvray and M. Common. Natural Resource and Environmental Economics (3d Edition). — London: FT Prentice Hall, 2003. — p.600 .
Заполнить форму текущей работой