Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязь ключевых аспектов адаптации ученых к условиям социальных изменений находит свое отражение в таких феноменах, как «ценностно-поведенческий схизис», «социальная поддержка» и «самооценочная изоляция». «Ценностно-поведенческий схизис» представляет собой один из вариантов изменения когнитивной и поведенческой сфер субъекта адаптации, заключающийся в сохранении в условиях неопределенности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Адаптация ученых к условиям социальных изменений
    • 1. 1. Основные подходы к изучению адаптации в психологии
    • 1. 2. Проблема адаптации в социологии и социальной психологии
    • 1. 3. Взаимосвязь адаптации и совладания 3 8 1.4Социально-психологические аспекты адаптации российских ученых
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование социально-психологических аспектов аптации российских учёных к социальным изменениям
    • 2. 1. Программа исследования
    • 2. 2. Описание и анализ результатов исследования
      • 2. 2. 1. Оценка общего состояния современной российской науки — 78 «кризисный дискурс»
      • 2. 2. 2. Психологическое состояние научного сообщества
  • ВЫВОДЫ

Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Одной из сущностных особенностей современного мира является процесс социальных изменений. Темпы общественной динамики, затрагивающие все сферы жизнедеятельности человека, ставят его перед необходимостью непрерывной и широкомасштабной адаптации к постоянно изменяющейся социальной среде. Особую актуальность изучение закономерностей адаптации приобретает в нашей стране, где ситуация общественного развития характеризуется разнонаправленностью социальных изменений и где квалификация ее как ситуации радикальных социальных трансформаций и социальной нестабильности стала уже общепринятой. Отсутствие единого вектора общественного развития находит свое отражение в состоянии различных социальных институтов, к числу которых относятся и институты профессиональной социализации.

Одной из профессиональных групп, на которой особенно сильно отразились проводимые в нашей стране реформы, стали российские ученые, что обусловлено рядом причин. Считается, что для ученых характерно «элитарное самосознание», основанное, во-первых, на традиционно привилегированном положении людей науки в нашем обществе до начала социально-экономических преобразований, во-вторых, на ключевой роли науки в обеспечении прогресса. Радикальное изменение ценностной иерархии в современном российском обществе наряду с ломкой привычных стереотипов повлекли за собой изменения его отношения к науке, что отразилось и на ученых, вынужденных адаптироваться к новым условиям жизни [А.В. Юревич, И. П. Цапенко, 1996; А. В. Юревич, 2001].

Таким образом, актуальность данного исследования прежде всего определяется социальной значимостью изучения процессов адаптации личности в современном мире.

Обращение к проблеме адаптации человека в контексте социальных изменений представляется актуальным для социальной психологии и в теоретическом отношении. Несмотря на многочисленные исследования зарубежных [J. W. Berry, 1992, 1996; A. Billings, R. Н. Moos, 1981; R. W. Brislin, 1981; С. S. Carver, 2002; В. N. Carpenter, S. М. Scott, 1992; S. Cohen, G. McKay, 1984; Y. Y. Kim, 1995, 2001; S. D. Lackland, 1993; R. S. Lazarus, 1966, 1969, 1981, 1991, 1993; R. H. Moos, J. A. Schaefer, 1993] и отечественных авторов [К. А. Абульханова-Славская, 1986; Б. Г. Ананьев, 1980; JI. И. Анцыферова, 1994, 1999; Ю. А. Александровский, 1976; Г. А. Балл, 1989; Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая, 2001; Т. С. Вещугина, 1996; Е. В. Витенберг, 1994; А. С. Волович, 1990; А. Н. Жмыриков, 1989; О. И. Зотова, И. К. Кряжева, 1979; Л. В. Корель, 1998; С. А. Ларионова, 2002; Н. В. Михалковская, 1986; А. А. Налчаджян, 1985, 1988; А. А. Реан, 1995, 2006; Т. Г. Стефаненко, 1996] современное состояние данной проблемы изобилует спорными вопросами, не имеющими еще своего однозначного решения. Среди них — вопрос о том, в чем именно заключаются различия процессов адаптации в условиях стабильных и бифуркационных средпроблема выделения ключевых социально-психологических аспектов адаптации в условиях радикальных социальных преобразованийвопрос о взаимосвязи процессов адаптации и совладания в условиях социальных изменений.

Основная цель теоретико-эмпирического исследования состояла в изучении социально-психологических аспектов адаптации российских ученых к условиям социальных изменений и анализе взаимосвязей, существующих между ними.

Поставленная цель исследования предполагала последовательное решение ряда частных задач, главные из которых сводились к следующему.

1. Проанализировать основные подходы к изучению адаптации личности в психологии и социологии.

2. Выделить социально-психологические аспекты адаптации ученых к условиям социальных изменений.

3. Разработать концептуальную схему исследования, опирающуюся на идею о необходимости рассмотрения адаптации в парадигме социальных изменений.

4. Провести эмпирический анализ взаимосвязи между такими аспектами адаптации как: психологическое благополучие, совладание, мотивация к научной деятельности, профессиональная идентичность и толерантность к неопределенности.

Методологическую и теоретическую основу работы составили:

• положения и концептуальный аппарат социальной психологии науки (М.Г. Ярошевский, А. В. Юревич),.

• подход к изучению процессов социального познания в контексте реальных социальных групп, разрабатываемый на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (Г.М. Андреева, Т. Ю. Базаров, Е. П. Белинская, А. И. Донцов, Ю. М. Жуков, Т. Г. Стефаненко и ДР-),.

• современные теории адаптации и совладающего поведения (В .А. Абабков, М. ПерреJI.B. КорельА.А. РеанR. LazarusS. FolkmanR.H. Moos, J.A. Schaefer).

Методы исследования. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач был сформирован методический комплекс, включавший в себя различные количественные методики.

1. Для изучения особенностей профессиональной идентичности мы использовали специально разработанную анкету. Ряд вопросов анкеты находится после методики, посвященной выявлению мотивации к научной деятельности. Эти вопросы касались материальных факторов адаптированности: уровня доходов, видов заработка, прогноза своего материального статуса в будущем. Опросный лист анкеты приведен в Приложении 1.

2. Изучение факторов внутренней и внешней мотивации к научной деятельности проводилось нами с помощью шкалы факторов мотивации к научной деятельности [Е. А. Володарская, 2004а, 20 046]. Содержание данной шкалы отражено в Приложении 2.

3. Для исследования стратегий совпадающего поведения (копинг-стратегий) использовалась психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса» [J. Н. Amirkhan, 1988; В. М. Ялтонский, 1995]. Инструкцию к данной методике, регистрационный лист и ключ см. в Приложении 3.

4. Изучение психологического благополучия проводилось нами с помощью методики «Психологическое благополучие» [С. D. Ryff, 1995; Ениколопов С. Н., Садальская Е. В., Абдразякова А. М, 2003]. Инструкцию к данной методике, регистрационный лист и ключ см. в Приложении 4.

5. Для исследования толерантности к неопределенности мы использовали методику «Толерантность к неопределенности» [Е. П. Белинская, 2005]. Инструкция к данной методике, регистрационный лист и ключ см. в Приложении 5.

Статистическая обработка данных эмпирического исследования осуществлялась методами частотного и корреляционного анализа путем применения компьютерной статистической программы SPSS.

Предметом теоретико-эмпирического исследования явилось содержание социально-психологической адаптации российских ученых.

Объект исследования — сотрудники российских НИИ и ВУЗов в возрасте от 31 до 62 лет. Общее количество опрошенных составило 140 человек, из них 41 женщина и 99 мужчин (что связано с преобладанием мужчин в естественно-технических областях научной деятельности). Выборку составили ученые, проживающие в 18 российских городах.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что:

• впервые в социальной психологии выделены и проанализированы ключевые аспекты адаптации ученых к условиям социальных изменений;

• выявлена взаимосвязь между предпочтением определенных стратегий со-владания и профессиональной идентичностью ученых;

• показана взаимосвязь между общими оценками учеными актуальной социальной ситуации и их самоотношением.

Теоретическое значение диссертационного исследования определяется тем, что в нем:

1) обобщены и систематизированы основные положения отечественных и зарубежных исследований проблемы адаптации человека в рамках социальной психологии;

2) проведен теоретический анализ социально-психологических факторов адаптации ученых к условиям социальных изменений;

3) показана взаимосвязь между процессами адаптации и совладания с трудностями;

4) получены новые эмпирические данные, проясняющие резкое расхождение между оценкой учеными состояния российской науки и их самоотношением;

5) показана взаимосвязь между внутренней мотивацией к профессиональной деятельности и психологическим благополучием;

6) эмпирически обоснована роль социальной поддержки в ходе адаптации к социальным изменениям, а также определены ее содержательные параметры.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы психологами и работниками социальных служб в качестве материалов для разработки программ адаптации научных сотрудников, нуждающихся в помощи по приспособлению к изменяя-ющимся социально-экономическим и психологическим условиям жизни, а также при работе с людьми, оказавшимися в ситуации потери работы.

Данные исследования используются в учебном процессе, так как дополняют ряд разделов социальной психологии. Результаты исследования включены в лекционный курс «Социальная психология личности», читаемый на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2005;2006 г. г.), а также в лекционный курс «Теоретические проблемы социальной психологии», читаемый в Институте психологии им. JI.C. Выготского РГТУ (2006 г.). Данные исследования используются в проекте «Российская наука в условиях глобализации» при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (№ проекта 06−06−80 310а), а также в проекте «Социогуманитарная наука в современной России: новая траектория развития и влияние на общество» при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (№ проекта 05−03−3 036а).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основными социально-психологическими аспектами адаптации российских ученых в условиях социальных изменений являются: внутренняя мотивация к научной деятельности, позитивная профессиональная идентичность, использование активных стратегий совладания и толерантность к неопределенности.

2. Психологическое благополучие является одним из основных субъективных критериев адаптации и связано с внутренней мотивацией к научной деятельности. В совокупности с объективными критериями материального благополучия и социального статуса, психологическое благополучие отражает общее состояние субъекта как адаптированного или дезадаптированного.

3. Взаимосвязь содержательных аспектов адаптации российских ученых в условиях социальных изменений находит отражение в таких явлениях, как: самооценочная изоляция, ценностно-поведенческий схизис и социальная поддержка.

Гипотезы исследования:

1. Существует расхождение между оценкой учеными состояния российской науки и их оценкой собственного благополучия.

2. Уровень адаптации ученых связан с характером мотивации к научной деятельности.

3. Внутренняя мотивация к научной деятельности связана с психологическим благополучием ученых.

4. Для ученых характерно предпочтение активных и конструктивных стратегий совладания в преодолении трудностей.

5. Факторами поддержания позитивной профессиональной идентичности выступают стратегия рекатегоризации в общую группу «наука в мире» и удовлетворенность эмоциональными отношениями с коллегами.

6. Толерантность к неопределенности является качеством, способствующим адаптации российских ученых к социальным изменениям. Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась использованием вышеописанных методологических и методических оснований, опорой на разработанные в психологии методы организации психологического исследования и обработки полученных данных, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборки, соблюдением принципов и правил проведения опросов, обоснованным выбором процедур аналитической и статистической обработки данных.

Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Теоретические положения и основные результаты исследования были изложены в докладах на заседании кафедры социальной психологии Института психологии им. JI. С. Выготского РГГУ (Москва, 2005). Материалы исследования докладывались и обсуждались на VII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва, 2000), годичной научной конференции Института Истории Естествознания и Техники им. С. И. Вавилова (Москва, 2004, 2005), а также на конференции «Перспективы развития культурно-исторической теории» РГТУ (Москва, 2005).

Объем и структура диссертации Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения с выводами и списка литературы, включающего в себя 255 наименований, из них 90 на английском языке. Объем основного текста диссертации составляет 156 машинопис.

ВЫВОДЫ:

1. Ключевыми аспектами адаптации ученых к условиям социальных изменений являются: предпочтение активных стратегий совладания, высокая внутренняя мотивация к научной деятельности, позитивная профессиональная идентичность и толерантность к неопределенности.

2. Ученых отличает наличие чувства психологического благополучия в сфере межличностных отношений, личностного роста, автономности и способности адаптироваться к изменяющейся социальной среде. При этом ученые обладают высоким уровнем психологического благополучия по шкале «цели в жизни», что связано с высокой внутренней мотивацией к научной деятельности.

3. Позитивная профессиональная идентичность является одним из аспектов адаптации к условиям социальных изменений и поддерживается за счет использования стратегии рекатегоризации в общую группу «наука в мире». Еще одним фактором поддержания позитивной профессиональной идентичности у ученых является удовлетворенность эмоциональными отношениями с коллегами. Для ученых характерно предпочтение активных стратегий совладающего поведения. При этом значимую роль играет стратегия «поиск социальной поддержки», представляющая собой интегративный ресурс социально-психологической адаптации и связывающая между собой факторы адаптации к ситуации, оцениваемой как кризис. Особую роль начинает играть «буферный эффект социальной поддержки», заключающийся в снижении воздействия вызывающих стресс событий и обстоятельств.

4. Толерантность к неопределенности является качеством, способствующим социально-психологической адаптации российских ученых. В наибольшей степени у них выражен поведенческий компонент толерантности к неопределенности, что согласуется с предпочтением учеными такой стратегии совладания, как решение проблем.

5. Взаимосвязь ключевых аспектов адаптации ученых к условиям социальных изменений находит свое отражение в таких феноменах, как «ценностно-поведенческий схизис», «социальная поддержка» и «самооценочная изоляция». «Ценностно-поведенческий схизис» представляет собой один из вариантов изменения когнитивной и поведенческой сфер субъекта адаптации, заключающийся в сохранении в условиях неопределенности прежних ценностей и установок, в то время как поведение человека претерпевает изменения. «Самооценочная изоляция» представляет собой изоляцию оценки субъектом себя от оценок общего социального контекста. Это явление связано с эффектом контраста в формировании самоотношения, тенденцией к сохранению позитивной идентичности, а также с «парадигмой кризиса», в рамках которой производится дискурсивная практика ученых в современной России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе было проведено исследование ключевых социально-психологических аспектов адаптации ученых к условиям социальных изменений. Нам удалось выявить то, какую роль в процессе приспособления к изменяющимся условиям жизни играют такие индивидуально-личностные диспозиции как: психологическое благополучие, мотивация к научной деятельности, предпочтение определенных стратегий совладания. Данное исследование с очевидностью подтвердило значимую роль процессов социальной идентификации в ходе адаптации к изменениям в окружающей социальной среде. При этом оказалось, что поддержание позитивной профессиональной идентичности у ученых связано с такой стратегий совладания как поиск социальной поддержки.

Изучение содержания социально-психологической адаптации ученых в России продемонстрировало наличие у субъектов данной группы чувства психологического благополучия при том, что общая социальная ситуация оценивается как далекая от благополучной. Этот факт может трактоваться двояко. С одной стороны, можно говорить об усеченном спектре эмоциональных реакций научных работников, проявляющемся в бессознательном использовании психологических защит. С другой стороны, ученые в силу специфики своей профессиональной деятельности и преданности науке могут на самом деле чувствовать себя психологически благополучными до тех пор, пока им предоставляется возможность заниматься наукой. Подобная неоднозначность понимания того, насколько реально или мнимо психологическое благополучие научного сообщества, влечет за собой феномен, названный нами «самооценочной изоляцией», которая связана с помещением себя в комфортное психологическое пространство и сопровождается согласованно позитивным самовосприятием в области психологического благополучия, позитивной профессиональной идентичности, предпочтения активных и конструктивных стратегий преодоления трудностей.

Данное исследование показало, что важную роль при изучении адаптации к условиям социальных изменений играет такая личностная диспозиция как толерантность к неопределенности. Действительно, когда общая макросоциальная ситуация оценивается как кризис, наделенный чертами неопределенности, человек вынужден опираться на собственные ресурсы в преодолении неопределенности. С другой стороны, процесс социальных изменений подразумевает их непрерывность, в связи с чем толерантность к неопределенности становится качеством, помогающим человеку адаптироваться к неопределенности, которая в условиях социальных изменений преставляет собой константу.

Представляется, что настоящее исследование вносит весомый вклад в изучение адаптации в условиях нестабильных сред и закладывает основания для последующего изучения ряда социально-психологических феноменов. Во-первых, представляется целесообразным продолжить изучение взаимосвязи совладающего поведения и социальной идентичности личности. Во-вторых, интерес представляет тот факт, что психологическое благополучие индивидуума связано с мотивацией к деятельности. В дальнейшем этот результат может быть проверен и на респондентах, принадлежащих к другим профессиональным группам. Особое значение приобретает изучение трансформации когнитивной и поведенческой сфер личности в условиях бифуркационных сред. Представляется целесообразным провести лонгитюдное исследование, проследив то, насколько верно предположение о последовательных изменениях ценностно-смысловой структуры индивидуального сознания и поведенческой сферы личности в условиях нестабильной социальной среды.

Содержание диссертационной работы нашло отражение в следующих публикациях:

1. Когнитивная сфера личности и процесс совладания с трудными жизненными ситуациями// Материалы VII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов», 2000. С. 159−162.

2. Когнитивные факторы совладающего поведения безработных// Психол. журн. 2001. Т. 22. № 2. С. 109−112.

3. Механизмы социальной и психологической адаптации современных российских ученых// Материалы годичной научной конференции Института Истории Естествознания и Техники им. С. И. Вавилова. М., 2004. С. 256−261.

4. Сколько и как зарабатывают наши ученые?// Науковедение. 2004. № 1 (21). С. 55−75.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
  2. А.М. Адаптация методики измерения психологического благополучия. Вестник Моск. Университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 1. С.75−76.
  3. Абульханова-Славская К. А. Личностные типы мышления личности// Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С. 154−172.
  4. А. Н., Кулькин А. М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 1992.
  5. А. Н., Кулькин А. М. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М.: Эдиториал УРСС, 1996.
  6. Е. М. Адаптация как фактор дифференциации трансформирующегося общества// Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества. М.: ГУ ВШЭ Материалы вторых Мильнеровских чтений, 1999
  7. Е. М. Время перемен: социально-экономическая адаптация населения. М.: Интерцентр, 1998
  8. Т. Л., Антонюк Е. В., Гозман Л. Я. Социальные изменения: восприятие и переживание// Социальная психология в современном мире/ Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 302−322.
  9. Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). М.: Наука, 1976.
  10. Ю.Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки. М.: 1998.
  11. П.Аллахвердян А. Г. Агамова Н. С. Дискриминация прав ученых как фактор «утечки умов"// www.auditirium.ru.
  12. . Г. Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  13. В.Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.
  15. Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI в.// Социальная психология в современном мире/ под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 9−26.
  16. Г. М. Трудности социального познания: «образ мира» или реальный мир? // Социальная психология в современном мире/ Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 182 202.
  17. П.Андреева Е. JI. Социально-психологический климат научно-производственного коллектива как фактор адаптации молодого специалиста: Дис. канд. философских наук. М., 1987.
  18. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 126−130.
  19. Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития//Психол. журн. 1999. Т. 20. № 1. С. 6−19.
  20. Д. Эволюционная социальная психология// Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 45 66.
  21. А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности// А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  22. Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 92−99.
  23. П. Г. Социально-психологические факторы адаптации молодого специалиста в научном коллективе: Дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  24. П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987.
  25. Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001.
  26. Е. П. Человек в изменяющемся мире социально-психологическая перспектива. М.: Прометей, 2005.
  27. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М.: Наука, 1988.
  28. В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психол. журн. 1996. Т. 17. № 4. С. 64−74.
  29. . П. Аффилиация, аттракция и близкие отношения// Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ.М.: Эксмо, 2001. С. 372−397.
  30. JI. Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989.
  31. С. М. Проблемы социальной адаптации личности на примере коренных народностей Севера: Дис. канд. философ, наук. Свердловск, 1990.
  32. JI. Общество процветания в контексте национального прозябания// Социо-культурная трансформация российского общества и формирование неоконсервативной идентичности (по результатам исследовательского проекта «Томская инициатива»)// www.carnegi.ru.
  33. Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. СПб.: Питер, 2003.
  34. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  35. Т. Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. Новосибирск: Наука, 1986.
  36. Т. С. Социально-психологическая адаптация лиц с психическими расстройствами невротического типа: Дис. канд. психол. наук. М., 1996.
  37. Р. Р. Социальная адаптация работников к трудовой деятельности: Дисс. канд социол. наук. Саратов, 1998.
  38. Е. В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культуральным изменениям: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1994.
  39. О. А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: Дис. канд. социол. наук. М., 1994.
  40. А. С. Проблемы социализации выпускников средней школы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ и. М. В. Ломоносова, 1990.
  41. Е. А. Отношение российских ученых к своей профессиональной деятельности// Материалы годичной научной конференции ИИЕТ РАН, 2004. С. 242−246.
  42. Е. А. Имидж ученого: анализ самовосприятия субъектов науки// Имиджелогия-2004: состояние, направления, проблемы. Материалы Второго Международного симпозиума по имиджелогии/ Под ред Е. А. Петровой. М, 2004. С. 187 196.
  43. . А. Темперамент, стресс и успешность деятельности спортсмена в соревнованиях// Стресс и тревога в спорте. М.: ФиС, 1983.
  44. В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984.
  45. А. А. Активность безработного по обеспечению собственной занятости и условия ее оптимизации: Дис. канд. психол. наук. Белгород, 1996.
  46. М. Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку: Дис. докт. социол. наук. СПб., 1995.
  47. Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. Психология безработицы: введение в проблему. М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
  48. Л. А. Социальная адаптация в современных условиях// Социологические исследования. 1994. № 8−9. С. 13−15.
  49. Л. Кадровый потенциал российской науки// Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 8−21.
  50. О. А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования (аналитический обзор). Часть 1. Когнитивный подход. М.: Ин-т психологии им. Л. С. Выготского, 2006.51.Деловой мир.14.07.1995.
  51. И.Г. «Утечка умов» из постсоветской России: эволюция явления и его оценок// Науковедение. 2002. № 3. С. 25−56.
  52. И. А., Антонова Е. В. Проблема общей удовлетворенности жизнью- теоретическое и эмпирическое исследование// Сознание личности в кризисном обществе. М.: Ин-т Психологии РАН, 1995. С. 76−94.
  53. Г. Г. К проблеме социального актора в России/ Куда идет Россия. Власть, общество, личность// Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000. С. 410−418.
  54. Т. Г. Адаптация и здоровье, выживание и экология человека. М.: Витязь, 1994.
  55. . Т.Г. Проблемы адаптации и здоровья человека, (методологические и социальные аспекты). М.: Медицина, 1976.
  56. Э. Социология. М.: Канон, 1995.
  57. Э. Ценностные и реальные суждения// Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106−114.
  58. Л. П., Евстигнеев Р. Н. Экономическая глобализация и постмодерн. Общество и реформы// Общественные науки и современность, 2000. № 1.
  59. JI. И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Дис. канд. психол. наук. М., 1993.
  60. А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Дис. канд. психол. наук. JL, 1989.
  61. О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности// Психологические механизмы регуляции социального поведения (под. Ред. Бобневой М. JL, Шороховой Е. В.). М.: Наука, 1979.
  62. Е. П. психофизиология физического воспитания (деятельность и состояния). М., 1980.
  63. В. П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: СО АМН СССР, 1980.
  64. И. Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
  65. Н. Ф. Основы психотерапии. Семиотика в психотерапии. Симферопль: Рефл-бук, 1997.
  66. Китаев-Смык JI. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
  67. JI. В. Социальная адаптация личности в условиях межкультурного общения: Дис. канд. культурологических наук. М., 1999.
  68. Козер JL А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте. М.: Норма, 2006.
  69. Корель JL В. Социология адаптации: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. Наука, 1997.
  70. JI. В. Социология адаптаций: вопросы теории методологии и методики: Автореф. дис. докт. социологических наук. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. Наука, 1998.
  71. Е. С. Международная миграция населения России в условиях перехода к рынку. М.: Наука, 1997.
  72. О. В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  73. О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М.: ACADEMA, 2002.
  74. Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
  75. И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дисс. канд. психол. наук. М., 1980.
  76. Куда идет Россия?.Власть, общество, личность// Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000.
  77. Куда пришла Россия?/ под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2003.
  78. В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме// Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 5−18.
  79. П. С. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991.
  80. П. С. Концепция социальной адаптации. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000.
  81. С. А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белгород, 2002.
  82. К., Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. М.: Нива России, 1995.
  83. В. Н. Особенности психической деятельности в измененных условиях существования: Автореферат дисс. доктора психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН, 1983.
  84. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  85. Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998.
  86. В. С., Гимпельсон В. Е. Стратегии адаптации рабочих на рынке труда// Социологические исследования. 1993. № 9. С. 73−84.
  87. В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека под действием экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.
  88. Р.К. Социальная структура и аномия// Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. N 2. С. 89−105.
  89. И. А. Понятие и структура социальной адаптации. Л., 1974
  90. Н. В. Индентификация как механизм социально-психологической адаптации молодых рабочих в трудовых коллективах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986.
  91. В. Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.
  92. Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  93. У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.
  94. А. А. Личность. Групповая социализация и психическая адаптация. Ереван: Ин-т философии и права, 1985.
  95. А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988.
  96. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности. Психол. журн. 1997. Т. 18. № 5. С. 20−30.
  97. Наука в России: состояние, трудности, перспективы (материалы круглого стола)//Вопросы философии. 1994. № 11. С. 19−39.
  98. И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2000.
  99. Э. А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987.
  100. Т. Общий обзор// Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972.
  101. Т. Социальные классы и классовый конфликт в свете современной социологической теории// Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 1. С. 230−242.
  102. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997.
  103. Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу//Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 126−130.
  104. А. В., Быков Э. Г. Методологические аспекты проблемы адаптации// Формы и механизмы процессов адаптации в норме и патологии. Сборник научных трудов. Воронеж: Изд-во ВГМИ, 1987.
  105. Л. Е. «Новые бедные» ученые: жизненные стратегии в условиях кризиса// Экономическая социология. Т. 2. № 1. 2001. С. 2642.
  106. В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  107. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
  108. А. И. Образ науки и стратегии совладающего поведения у современных российских ученых// www.flogiston.ru.
  109. А. А. К проблеме социальной адаптации личности// Вестник СпбГУ.1995. Сер. 6. Вып. 3. С. 74−79.
  110. А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.
  111. А. А., Кудряшов А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-еврознак, 2006.
  112. А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. СПб.: Прайм-еврознак, 2006.
  113. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.
  114. Россия в цифрах: краткий статистический сборник. М., 2003.
  115. Россияне живут лучше своей страны// Исследования ВЦИОМ, 2005 .http://top.rbc.rU/index.shtml7/news/society/2005/07/01/119 013 lbod. shtml.
  116. Россия: трансформирующееся общество/ под ред. В. М. Ядова. М.: ИС РосАН, 2001.
  117. С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  118. Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  119. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: МЕДГИЗ, 1960.
  120. Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук. СПб., 1994.
  121. Е. Н. Адаптация населения к современной экономической ситуации// Социологические исследования. 1995. № 4. С. 82−87.
  122. С. Н. Идеологическая адаптация в реформируемом обществе: опыт российского краеведения// Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества. Материалы вторых Мильнеровских чтений. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
  123. Г. Основания биологии. СПб.: 1899.
  124. Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, 1999.
  125. В. Н. Адаптация личности. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1983.
  126. В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. // Медико-психологические аспекты охраны здоровья. Томск, 1990.
  127. В. А. Этнология и политика. М.: Наука, 2001.
  128. И. Г. «Утечка умов» и рынок научных кадров// Российский экономический журнал. 1993. № 5. С. 58−66.
  129. С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997.
  130. Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов//Психол. журн. 1992. Т. 1. № 1. С. 107−117.
  131. Т. В., Серегина И. И. Социальные представления о благополучии. Мир психологии. 2004. № 3. С. 122−133
  132. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993,
  133. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси: Мерани, 1991.
  134. С.А. Исследование социально-психологических трудностей и копинг-стратегий одаренных старшеклассников и их сверстников// Психология и практика. Сборник научных трудов. Кострома, 2002. С.110−119.
  135. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997.
  136. И. П., Юревич А. В. Наука «убывающая»// Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 2. С. 37−44.
  137. Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других. СПб.: Прайм-еврознак, Изд. Дом «Нева». М.: Олма-пресс, 2002.
  138. К. У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1996.
  139. М. А. Социальная адаптация в контексте свободы// Социологические исследования. 1995. № 9. С. 81−88.
  140. С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации// Психол. журн. 1995. Т. 17. № 1. С. 19−34.
  141. К. Р. Эмоция// Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. М.: Эксмо-пресс, 2001. С. 304−341.
  142. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969.
  143. JI. JI. Социокультурная адаптация в советском обществе: философ.-социо. пробл. Красноярск: Изд-во Красноярск. Ун-та, 1991.
  144. JI. JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизмы реализации: Автореф. дис. докт. Социол. наук. Кемерово: Российская академия управления, 1992.
  145. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-пресс, 1996.
  146. П. Социология: Анализ современного общества. М.: Логос, 2005.
  147. Н. Е. Социальная адаптация личности: Дис. канд. социол. наук. Саратов, 1999.
  148. Н. Е. Социальная адаптация в изменяющемся мире// Актуальные проблемы социальной геронтологии. Саратов: СГТУ, 1998.
  149. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  150. А. Ж., Аверьянов В. С., Виноградова О. В. Адаптация к профессиональной деятельности// Физиология трудовой деятельности
  151. Основы современной физиологии)/ Под ред. Медведева В. И. СПб.: Наука, 1993.
  152. А. В. Неравное равенство: расслоение российского научного собщества// Науковедение. 2002. N 3. С. 57−74.
  153. А. В. Новая траектория развития российской науки: из космоса в политику// Науковедение. 1999. N 4. С. 74−88.
  154. А. В. Социальная психология науки. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2001.
  155. А. В. Умные, но бедные: ученые в современной России// Моск. обществ, науч. фонд. М.: Издат. центр науч. и учеб. программ, 1998.
  156. А. В., Цапенко И. П. Мифы о науке// Вопросы философии. 1996. № 9. С. 59−68.
  157. А.В., Цапенко И. П. Нужны ли России ученые? М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  158. В. А. О диспозициональной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Педагогика, 1975.
  159. В.А. Россия как трансформирующееся общество: резюме многолетней дискуссии социологов// Куда идет Россия?.Власть, общество, личность/Под ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2000. С. 383−390.
  160. В. М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: Дисс. докт. мед. наук. СПб.: 1995.
  161. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности: Дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1995.
  162. М. Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива// Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40−53.
  163. М. Г. О субъекте научной деятельностн//Вопросы философии. 1978. № 6. С. 17−31.
  164. М. Г. Оппонентный круг и научное открытие// Вопросы философии. 1983. № 10. С. 49−61.
  165. Amsel A., Rashotte М. Mechanisms of Adaptive Behaviour. Clark L. Hulls Theoretical Papers, with Commentary. Columbia University Press, 1984.
  166. Aspinwall L. G., Taylor S. E. A stitch in time: self-regulation and proactive coping//Psychological Bulletin. 121. P. 417−436.
  167. P. В., Baltes M. M. Psychological perspectives on successful aging: the model of selective optimization with compensation// Successful aging: perspectives from behavioral sciences. New York: Cambridge University Press. P. 1−34.
  168. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency// American psychologist. 1982. № 37. P. 122−147.
  169. Bandura A. Self-regulation of motivation and action through internal standarts and goal systems// Goal concepts in personality and social psychology. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1989. P. 19−85.
  170. Berry J. W. Acculturation and adaptation in a new society// International Migration Quarterly Review. 1992. № 30. P. 69−87.
  171. Berry J. W. Immigration, acculturation and adaptation// Applied Psychology: An International Review, 1996.
  172. J. W., & Kim Y. Y. Acculturation and mental health. In P. Dasen, J. W. Berry, & N. Sartorius (Eds.)// Health and cross-cultural psychology: Towards applications. Beverly Hills: Sage. 1988. P. 207−236.
  173. Berry J. W., Kim Y. Y., Minde Т., Мок D. Comparative studies of acculturative stress// International Migration Review. 1987. № 21. P. 491 511.
  174. Billings A., Moos R. H. The role of coping responces and social resources in attenuating the stress of life events// Journal of Behavioral Medicine. 1981. № 4. P. 157−189.
  175. M., Gardner S. Т., Christian J., Sigel J. Empirical study of self-rated defense styles// Archives of General Psychiatry. 1983. № 40. P. 333 338.
  176. Brislin R. W. Cross-cultural encounters. Face-to-Face Interaction. New York: Pergamon, 1981.
  177. Brissette I., Scheier M. F., Carver C. S. The role of optimism and social network development, coping, and psychological adjustment during a life transition// Journal of personality and social psychology. 2002. № 82. P. 102−111.
  178. Budner S. Intolerance to ambiguity as a personal variable// Personality. 1962. № 30. P. 29−50.
  179. Campbell A. The sense of well-being in America: recent patterns and trends. New York: McGraw-Hill, 1981.
  180. Carpenter B. N., Scott S. M. Interpersonal aspects of coping// Personal coping: Theory, research, and application. New York: Praeger. 1992. P. 93 109.
  181. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assesing coping strategies: A theoretically-based approach// Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 56. P. 267−283.
  182. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach// Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. № 2. P. 267−283.
  183. Cohen F., Lazarus R. S. Coping with the stresses of illness// Health psychology: A handbook. San Francisco: Jossey-Bass. 1979.
  184. Cohen S., McKay G. Social support, stress and the buffering hypothesis: A theoretical analysis// Handbook of psychology and health. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1984. № 4. P. 253−267.
  185. Cummins R. A., Eckersley R., Pallant J., van Vugt J., Misajon R. Developing a National Index of Subjective Wellbeing: The Australian Unity Wellbeing Index// Social Indicators Research. 2003. Vol. 64. № 2. P. 159 190.
  186. Epstein S., Meier P. Constructive thinking: A broad coping variable with specific components// Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57. P. 332−350.
  187. Festinger L. The Theory of Cognitive Dissonance. Evanston: Row, Peterson, 1957.
  188. Fineman S. Unemployment: Personal & Social Consequence. London: Tavistok, 1987.
  189. Folkman S. Making the case for coping// Personal coping: Theory, research, and application. New York: Praeger, 1992. P. 31−46.
  190. Fondacaro M., Moos R. Social support and coping: A longitudinal analysis// American Journal of Community Psychology. 1987. № 15. P. 653 673.
  191. Fryer D., Ullah P. Unemployed people: Social and Psycological Perspectives. Milton Keynes- Philadelphia: Open University Press. 1987.
  192. Greenglass E. R. Proactive coping, work, stress and burnout. Stress news. 2001. Vol. 13. No. 2. P. 6−10.
  193. Guthrie G. M., Tanco P. P. Alienation. In H. C. Triandis & J. G. Draguns (Eds.)// Handbook of cross-cultural psychology. Boston: Allyn & Bacon Inc. 1980. Vol. 6. P. 9−61.
  194. Hays J., Nutman P. Understanding the Unemployed: The Psychological Effects of Unemployment. London, N.Y. 1981.
  195. Hinkle S., Taylor L. A., Fox-Cardamone D. L., Crook K. F. Intragroup identificationand intergroup differentiation: a multicomponent approach//British J. of Social Psycholology. 1989. Vol.28. P. 305−317.
  196. Holahan C. J., Moos R. H. Personal and contextual determinants of coping strategies// Journal of Personality and Social Psychology. 1987a. № 52. P. 946−955.
  197. Holahan C. J., Moos R. H. Personality, coping, and family resources in stress resistance: A longitudinal analysis// Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 51. p. 389−395.
  198. Holmes J. A., Stevenson C. A. Differrential effects of avoidant and attentional coping strategies on adaptation to chronic and recent-onset pain// Health Psychology. 1990. № 9. P. 577−584.
  199. Kanungo R. N. The concepts of alienation and involvement revisited// Psychological Bulletin. 1979. № 86. P. 119−138.
  200. Kim Y. Y. Adapting to an unfamiliar culture: an interdisciplinary overview. In W. B. Gudykunst & B. Mody (Eds.). Handbook of international and intercultural communication (2ed edition). Thousands Oaks, California: Sage, 2002. P. 259−273.
  201. Kim Y. Y. Becoming intercultural: an integrated theory of communication and cross-cultural adaptation. Thousands Oaks, California: Sage, 2001.
  202. Kim Y. Y. Cross-cultural adaptation: an integrative theory. In R. Wiseman (Ed.). Intercultural communication theory. Thousands Oaks, California: Sage, 1995. P. 8−58.
  203. Kobasa S. C. Commitment and coping in stress resistance among lawyers// Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 42. P. 168 177.
  204. S. С., Maddi S. R., Kahn S. Hardiness and health: A prospective study// Journal of Personality and Social Psychology. 1982. № 42. P. 168−172.
  205. Kuhl J. Volitional aspects of achievement motivation and learned helplessness: toward a comprehensive theory of action control// Progress in experimental personality research. 1984. V. 13. P. 98−168.
  206. Lackland S. D. Psychological Adaptation of Adolescents With Immigrant Backgrounds// The Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 140. № l.P. 5−25.
  207. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present and future// Psychosomatic Medicine. 1993. № 55. P. 237−247.
  208. Lazarus R. S. Emotion and adaptation. New York: Oxford University Press, 1991.
  209. Lazarus R. S. Patterns of adjustment and human effectiveness. New York: McGraw-Hill. 1969.
  210. Lazarus R. S. Psychological Stress and the Coping Process. New York: McGraw-Hill, 1966.
  211. Lazarus R. S. The stress and coping paradigm// Models for clinical psychopatology. New York: Spectrum, 1981. P. 177−214.
  212. Lazarus R. S., Folkman S. Coping and adaptation// The handbook of behavioral medicine. New York: Guilford. 1984a. P. 282−325.
  213. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer, 1984b.
  214. Lefcourt H. M. Perceived control, personal effectiveness, and emotional states// Personal coping: Theory, research, and application. New York: Praeger, 1992.P. 111−131.
  215. Levenson J. L., Mishra A., Hamer R. M., Hastillo A. Denial and medical outcome in unstable angina// Psychosomatic Medicine. 1989. № 51. P. 27−35.
  216. Levine J., Warrenburg S., Kerns R., Schwartz G., Delaney R., Fontana A., Gradman A., Smith S., Allen S., Cascione R. The role of denial in recovery from coronary heart disease// Psychosomatic Medicine. 1987. № 49. P. 109−117.
  217. Marriage K., Cummins R. A. Subjective Quality of Life and Self-Esteem in Children: The Role of Primary and Secondary Control in Coping with Everyday Stress// Social Indicators Research. 2004. Vol. 66. № 1−2. P. 107−122.
  218. Marsella A. J., DeVos G., Hsu F. Culture and self: Asian and Western perspectives. London: Tavistock. 1985.
  219. Menaghan E. Measuring coping effectiveness: A panel analysis of marital problems and coping efforts// Journal of Health and Social Behaviour. 1982. № 23. P. 220−234.
  220. Miller S. M. Monitiring and blunting: Validation of a questionnaire to assess styles of information seeking under threat// Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 52. p. 345−353.
  221. Mirskaya E.Z., Rabkin Y.M. Russian academic scientists in the first post-Soviet decade: empirical study/ /Science and Public Policy. Great Britain. 2004. Vol. 31. № 1. P. 2 14.
  222. Mitchell R. E., Cronkite R. C., Moos R. H. Stress, coping and depression among married couples// Journal of abnormal psychology. 1983. № 92. P. 433−448.
  223. Moghaddam F., Taylor D. M., Wright S. C. Social Psychology in cross-cultural perspective. New York: W. H. Freeman and Company, 1993.
  224. Monat A., Averill J. R., Lazarus R. S. Anticipatory stress and coping reactions under various conditions of uncertainty// Journal of Personality and Social Psychology. 1972. Vol. 24. P. 237−253.
  225. Moos R. H., Schaefer J. A. Coping resources and processes: Current concepts and measures// Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects (2nd ed.). New York: Free Press. 1993.
  226. Morris С. Varieties of human value. Chicago: University of Chicago Press, 1956.
  227. Parkes K. R. Coping in stressful episodes: The role of individual differences, environmental factors, and situational characteristics// Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 51. P. 1277−1292.
  228. Parkinson В., Fisher A., Manstead A. S. R. Emotion in Social Relations. Cultural, Social and interpersonak Processes. New York: Psychology Press, 2005.
  229. Pearlin L. I., Schooler C. The structure of coping// Journal of Health and Social Behaviour. 1978. № 19. P. 2−21.
  230. Pierce G. R., Sarason I. G., Sarason B. R. Coping and Social Support// Handbook of Coping. Theory, Research and Applications/ Ed. By Zeidner M., Endler N. New York: John Wiley and Sons, Inc, 1996. P. 434 451.
  231. Roth S., Cohen L. J. Approach, avoidance, and coping with stress// American Psychologist. 1986. № 41. P. 813−819.
  232. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life// Current Directions in Psychological Science. 1995. № 4. P. 99−104.
  233. , C.D., & Keyes, C.L.M. The structure of psychological well-being revisited// Journal of Personality and Social Psychology. 1995. № 69. P. 719−727.
  234. Scheier M. F., Weintraub J. K., Carver C. S. Coping with stress: Divergent strategies of optimists and pessimists// Journal of Personality and Social Psychology. 1986. № 51. P. 1257−1264.
  235. Scherer K. R. On the nature and function of emotion: a component process approach. In K. R. Scherer and P. Ekman (eds), Approaches to Emotion (pp. 293−318), Hillsdale, NJ: Erlbaum, 2003.
  236. Schultz R., Heckhausen J. A life span model of successful aging// American psychologist, 51, P. 702−714.
  237. Skinner B. F. About behaviorism. New York: Knopf, 1974.
  238. Spears R., Doosje В., Ellemers N. Self-stereotyping in the face of threats to group status and distinctiveness: the role of group identification// Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. P. 538−553.
  239. Tajfel H. Social categorization, social identity and social comparision// Differentiation between social groups: studies in the social psychology of intergroup relations/ Ed. by Tajfel. London: Academic Press, 1978.
  240. Tajfel H. Social Psychology of intergroup relations// Annual Review of Psychology. 1982. Vol. 33. P. 1−39.
  241. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in Social Psychology. Cambridge, 1981.
  242. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behaviour//Psychology of intergroup relations. Chocago, 1986. P. 7−24.
  243. Tajfel H., Turner J. C. An integrative theory of social conflict// The Social Psychology of Intergroup Relations/ Ed. by W. Austin, S. Worchel. Brook/Cole, 1979. P. 33−48.
  244. Turner J. C., Hogg M. A., Jakes P. J., Reicher S. D., Wetherel M. S. Rediscovering the social group: a self-categorization theory. Oxford- New York., 1987.
  245. Taylor S. E. Health psychology. New York: Random House, 1986.
  246. Thoits P. A. Social support as coping assistance// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1986. № 54. P. 416−423.
  247. Tomas W. I., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America: in 2 vols. Dover, 1958.
  248. Turner J. Herbert Spencer: A Renewed Appreciation. CA, Beverly Hills: Sage, 1985.
  249. Vaillant G. E. Adaptation to life. Boston, MA: Little, Brown, 1977.
  250. Weidner G., Collins R. L. Gender, coping and health// Attention and avoidance: Strategies in coping with aversiveness. Gottingen: Hogrefe & Huber. 1992. P. 241−265.
  251. Wrosch C., Scheier M. F., Carver C. S., Schulz R. The importance of goal disengagement in adaptive self-regulation: When giving up is beneficial// Self and Identity, 2003, № 2, P. 1−20.
  252. Wrosch C., Scheier M. F., Miller G. E, Schulz R., Carver C. S. Adaptive self regulation of unattainable goals: Goal disengagement, goal re-engagement, and subjective well-being// Personality and Social Psychology Bulletin, 2003. № 29. P. 1494−1508.
Заполнить форму текущей работой