Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Прочность железнодорожных насыпей, сложенных мелкозернистыми и пылеватыми песками, воспринимающими динамическое воздействие от подвижного состава

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не учитывая при проектировании земляного полотна вышеуказанных обстоятельств, проектировщики не имеют возможности в полной мере оценивать прочность насыпей применительно к их реальному вибрационному состоянию. По рекомендациям действующих норм при расчетах можно либо слишком завысить коэффициент устойчивости откоса насыпи, что приведет к необоснованному перерасходу строительных материалов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические проблемы исследования устойчивости насыпей с учетом воздействия на них поездной нагрузки
    • 1. 1. Степень научной разработанности проблемы
    • 1. 2. Постановка вопросов исследований в области динамики грунтов
  • Глава 2. Полевые исследования напряжений и колебаний в земляном полотне от поездной нагрузки
    • 2. 1. Применяемая аппаратура
    • 2. 2. Методика и результаты полевых исследований
      • 2. 2. 1. Полевые исследования на железнолооожной линии Тюмень-Тобольск .л
        • 2. 2. 1. 1. Методика полевых исследований
        • 2. 2. 1. 2. Анализ результатов измерений напряжений
        • 2. 2. 1. 3. Анализ результатов измерений ускорений колебаний
      • 2. 2. 2. Полевые исследования на участке железнодорожной линии Камень-на-Оби — Алтайская
        • 2. 2. 2. 1. Исследование параметров колебания
        • 2. 2. 2. 2. Исследование напряжений в насыпях от поездной нагрузки .92 2.2.3 Полевые исследование на железнодорожной линии
  • Сургут-Уренгой
    • 2. 2. 3. 1. Исследование напряжений
      • 2. 2. 3. 2. Исследование параметров колебаний
      • 2. 2. 3. 3. Зависимости для определения инерционных сил в теле насыпи от подвижной нагрузки
      • 2. 2. 3. 4. Распределение параметров колебаний в насыпи простого профиля и основании
      • 2. 2. 3. 5. Распределение параметров колебаний в насыпи с бермой и основании
      • 2. 2. 3. 6. Влияние грунтовых вод
    • 2. 3. Выводы
  • Глава 3. Лабораторные исследования песчаных грунтов
    • 3. 1. Исследование критических ускорений
    • 3. 2. Исследование прочностных характеристик песчаных грунтов при вибрационном воздействии
    • 3. 3. Исследование очертания плоскости скольжения откосов при потере устойчивости насыпи
    • 3. 5. Выводы
  • Глава 4. Решение задач устойчивости железнодорожного земляного полотна при плоской деформации методом теории предельного равновесия грунтов и приближенными методами
    • 4. 1. Общие зависимости и уравнения теории предельного равновесия грунтов при плоской деформации
    • 4. 2. Статические решения задачи устойчивости насыпи и основания
      • 4. 2. 1. Метод сложных поверхностей скольжения
        • 4. 2. 1. 1. Расчетная схема
        • 4. 2. 1. 1. 1 Решение задачи о предельной нагрузке, когда угол Q > QKp
        • 4. 2. 1. 1. 2 Решение задачи о предельной нагрузке, когда угол Q = QKp. л
        • 4. 2. 1. 1. 3 Решение задачи о предельной нагрузке, * когда угол Q < QKp
        • 4. 2. 1. 2. Расчетная схема
      • 4. 2. 2. Приближенное решение задачи устойчивости откосов насыпи и основания по круглоцилиндрическим поверхностям скольжения
      • 4. 2. 3. Приближенное решение задачи устойчивости насыпи и основания с использованием плоскости скольжения в форме логарифмической спирали
  • Анализ методов расчета устойчивости откосов песчаных насыпей при вибродинамических воздействиях от поездной нагрузки
    • 4. 4. Выводы

Прочность железнодорожных насыпей, сложенных мелкозернистыми и пылеватыми песками, воспринимающими динамическое воздействие от подвижного состава (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Железные дороги России являются самыми грузонапряженными в мире. В ряду важнейших вопросов ближайшей перспективы перед железнодорожным транспортом стоит задача расширения транспортно-дорожной сети, дальнейшего совершенствования железнодорожного транспорта, повышения скоростей движения и нагрузки на ось. При дальнейшем развитии транспорта нагрузки на ось локомотивов могут увеличиться до 300 кН, а нагрузки на ось вагонов — до 250 кН. Растут и скорости движения. Для грузовых поездов скорости уже увеличены до 90 км/ч. В дальнейшем скорость движения поездов будет расти.

Планируется строительство новых дорог. Большая часть строительства этих дорог осуществляется в северных районах Западной и Восточной Сибири. Трудности строительства в этих районах сопряжены с суровым климатом, сложными геологическими и гидрогеологическими условиями. Трассы этих дорог большей частью пролегают по болотам, затапливаемым поймам рек, вечномерзлым грунтам. Покровные грунты, находясь в переувлажненном состоянии, обладают повышенной сжимаемостью и низкой прочностью. Учитывая недостаток традиционного для строительства материала, отсыпку насыпей в основном осуществляли и будут в дальнейшем осуществлять распространенными в этих районах мелкими и пылеватыми песками.

На снижение прочности и устойчивости мелких и пылеватых песков некоторое влияние оказывает вибродинамическое воздействие от поездной нагрузки. Процесс снижения прочности песчаных грунтов и нарушения устойчивости откосов, отсыпанных песчаными грунтами, при вибродинамических воздействиях до сего времени недостаточно изучен. Мало изучен также вопрос о распределении параметров колебаний в насыпях при встрече поездов на двухпутных участках железных дорог. Особенно важно решение этих вопросов при проектировании вторых путей на существующих однопутных линиях.

Ученые уже давно поставили вопрос об учете динамических нагрузок как непременном условии расчета устойчивости откосов земляного железнодорожного полотна. В конце прошлого века, когда были возведены первые железнодорожные насыпи, наблюдались случаи нарушения их устойчивости. Инженер И. Р. Стецевич указал на причину, вызывающую чрезмерные деформации земляного полотна. По его мнению, это результат воздействия на железнодорожную насыпь динамических усилий от проходящих поездов, что послужило основанием для вывода о необходимости изучения вибрации насыпей от поездной нагрузки.

Впервые исследования колебаний грунтов земляного полотна были проведены А. Н. Васютинским в 1896 г. В результате экспериментального исследования работы железнодорожного полотна под воздействием динамической нагрузки от проходящих паровозов им были определены величины упругих деформаций и глубина распространения колебаний в насыпи.

С того времени было проведено большое количество натурных и теоретических исследований влияния динамических нагрузок на устойчивость земляного полотна, которые показали, что при проектировании земляного полотна необходимо учитывать динамическую составляющую поездной нагрузки.

Эти и другие проблемы, связанные с устойчивостью и напряженным состоянием насыпей с учетом динамических воздействий, неоднократно исследовались многими специалистами в нашей стране и за рубежом, в том числе: Д. Д. Барканом, В. А. Соколовым, М. Ф. Вериго, Г. М. Шахунянцем, H.H. Мас-ловым, М. Н. Гольдштейном, Т. Г. Яковлевой, H.H. Ермолаевым, В. П. Титовым, Г. Н. Жинкиным, ИВ. Прокудиным, Г. Г. Коншиным, В. В. Виноградовым, П. Л. Ивановым, A.M. Кистановым, А. И. Кистановым, Н. И. Карпущенко, С.Р. Мес-чан, А. Н. Логойским, Н. И. Ананьевым, К. С. Ордуянцем, Е. С. Ашпиз, В.М. Ту-больцевым, Г. М. Стояновичем, А. Н. Морготьевым, О. П. Ершовым, В.П. Вели-котным, В. И. Хромовым, Л. С. Лапидусом, Е. А. Яковлевой, И. З. Лобановым, М. В. Аверочкиной, С. Р. Агата, Е.Е. Hall, Kavayshi Т, Kotter F, H. B Seed.,.

Karman T, Kamine T, Nasi M, Vasanda V. и др. учеными. Их исследования позволили:

• получить общую картину напряженно — деформируемого состояния насыпей;

• установить зависимости параметров колебаний от комплекса факторов: скорости движения поезда, нагрузки на ось, продолжительности и цикличности воздействия поездной нагрузки на насыпь, вида грунтов, их плотностивлажности и др. факторов.

Большинство опубликованных результатов экспериментальных работ посвящено изучению влияния вибродинамического воздействия на устойчивость земляного полотна, сложенного глинистыми грунтами. Значительно меньше работ опубликовано по вопросам устойчивости песчаных насыпей. Проблема влияния динамики на устойчивость подтопленных песчаных насыпей на слабых основаниях вообще мало освящена в литературе.

Анализ выполненных исследований, опубликованных в литературе, посвященных изучению устойчивости насыпей, сложенных песчаными и глинистыми грунтами, показал, что в решении этой проблемы нет единой точки зрения и многие вопросы остаются еще открытыми. Необходимо учитывать, что процесс вынужденных колебаний очень сложен, в нем задействованы: состав, t рельсы, шпалы, балласт и земляное полотно, влияющие на устойчивость насыпи.

В главе 1 рассмотрен методологический подход к исследованию напряженного состояния и устойчивости насыпей с учетом воздействия на них поездной нагрузки. Показана степень разработанности проблемы и дана постановка вопросов исследований в области динамики железнодорожных песчаных насыпей.

Объектом исследований явились однопутные и двухпутные железнодорожные насыпи, отсыпанные мелкозернистыми и пылеватыми песками.

Предметом исследований стала методология оценки прочности земляного полотна от воздействия поездных нагрузок.

Методология исследований заключалась в экспериментальных исследованиях напряжений и параметров колебаний на эксплуатируемых железнодорожных насыпях, сложенных мелкими и пылеватыми песками, обработка исходных данных и вывод функциональных зависимостей, подтверждающих опытные данные. Решение задач прочности желенодорожного земляного полотна с учетом реальной его работы, от воздействия поездных нагрузок, полу ченных на основе экспериментальных данных.

Прежде чем приступить к исследованиям, был проведен анализ научноисследовательских работ по литературным источникам. Эти работы опубликованы как у нас в стране, так и за рубежом. Был обобщен также опыт проектных, научно-исследовательских, учебных институтов по указанной проблеме. Здесь, прежде всего, имеется в виду знакомство с разработками проектных организаций: Гипротранспуть МПС РФ (Москва, Новосибирск), Сибгипротранс (Новосибирск), Ленгипротранс (Санкт-Петербург), Томгипротранс (Томск), анализ исследований, выполненных в МИИТе, ДИИТе, ЛИИЖТе, ЦНИИ МПС и др. научных учреждениях.

Для этих же целей потребовалось обобщить опыт эксплуатации земляного полотна Западно-Сибирской, Забайкальской, Свердловской железных дорог (Тюменского и Сургутского отделений) и др. дорог.

Актуальность работы. Железнодорожный транспорт страны был и остается важнейшей и крупнейшей составной частью единой транспортной системы. Стабильность железнодорожного земляного полотна определяется его прочностью и минимальной деформативностью. Эксплуатация существующей железнодорожной сети, как и строительство новых дорог, осуществляется с учетом повышения скоростей движения грузовых и пассажирских поездов. Увеличиваются веса поездов за счет повышения погонной нагрузки на путь и длина составов, что обуславливает значительное возрастание вибродинамических воздействий от поездной нагрузки на земляное полотно.

К настоящему времени проведено большое количество экспериментальных полевых и лабораторных исследований по определению и учету влияния динамических нагрузок на прочность и устойчивость земляного полотна. Исследования свидетельствуют о необходимости учета при проектировании динамической составляющей от поездной нагрузки, что и указывается в СНиП 32−01−95 «Железные дороги колеи 1520 мм».

В действующем своде правил СП 32−104−98 «Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм» для ориентировочных расчетов устойчивости насыпей с учетом динамики рекомендуется использовать либо методику, по которой статическая поездная нагрузка увеличивается на величину интегрального коэффициента, либо методику, согласно которой в расчет устойчивости насыпей вводятся динамические параметры прочности грунта насыпи. Но эти методы оценки динамической устойчивости железнодорожных песчаных насыпей не в полной мере отражают динамическое воздействие поездной нагрузки на насыпь. В нормах не учитываются:

— изменение вертикальных и горизонтальных параметров колебаний грунта в поперечном и продольном направлениях и по глубине насыпи;

— влияние на параметры колебаний грунта встречных поездов на двухпутных насыпях;

— распределение величин параметров колебания в подтопленных насыпях на слабых основаниях;

— связь параметров колебаний с осевой нагрузкой и скоростью подвижного состава.

Не учитывая при проектировании земляного полотна вышеуказанных обстоятельств, проектировщики не имеют возможности в полной мере оценивать прочность насыпей применительно к их реальному вибрационному состоянию. По рекомендациям действующих норм при расчетах можно либо слишком завысить коэффициент устойчивости откоса насыпи, что приведет к необоснованному перерасходу строительных материалов и увеличению трудозатрат, либо недооценить прочность насыпи, что приведет к потере ее устойчивости. Рекомендаций по оценке устойчивости откосов насыпей, сложенных мелкими и пылеватыми песками, на болотах и на слабых основаниях, при динамике в нормах нет.

Диссертация посвящена экспериментально-теоретическим исследованиям по изучению прочности и устойчивости железнодорожных насыпей, сложенных мелкозернистыми и пылеватыми песками, в том числе на болотах и в поймах рек.

Цель и задачи исследований. Цель работы — исследовать прочность железнодорожных насыпей, сложенных мелкими и пылеватыми песками, с учетом динамического воздействия на них поездной нагрузки. В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе решались следующие проблемы:

— выявление закономерностей распределения колебаний и напряжений в теле однопутного и двухпутного земляного песчаного полотна на слабых основаниях и болотах;

— установление закономерностей снижения прочностных характеристик мелких и пылеватых песчаных грунтов в зависимости от действия подвижной нагрузки;

— развитие теории предельного равновесия с целью решения задач устойчивости земляного полотна из песчаных грунтов с учетом инерционных сил от воздействия поездов;

— разработка методических рекомендаций по оценке прочности песчаных насыпей с учетом реально действующих вибродинамических нагрузок, возникающих при прохождении поезда.

Методы исследования. Теоретические исследования выполнялись на основе использования теории предельного равновесия. Экспериментальные полевые исследования проводились на действующих песчаных насыпях с иси пользованием сейсмоаппаратуры ВИ6−6ТН. В лабораторных условиях исследования опытных песчаных грунтов проводились посредством безынерционного стабилометра и в грунтовых лотках. Обработка результатов полевых экспериментов выполнялась с использованием математической статистики, разложением опытных осциллограмм в гармонический ряд Фурье.

Наиболее существенные научные результаты заключаются в: г- - выявлении ранее не установленных закономерностей распределения колебаний в теле железнодорожных насыпей, сложенных мелкозернистыми и пылеватыми песками, расположенных на слабых основаниях и болотах;

— установлении закономерностей снижения прочностных характеристик мелких и пылеватых песчаных грунтов от динамического воздействия.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертации заключается в следующем:

— выявлены закономерности распределения параметров колебаний и полного напряженного состояния насыпей при движении поездов с различными скоростями и нагрузками на оси подвижного состава, что позволяет решать теоретические задачи по прочности железнодорожных насыпей, отсыпаемых мелкими и пылеватыми песками;

— сформулирована закономерность изменения прочности мелких и пылеватых песков в зависимости от амплитуды колебаний, плотности грунта, скорости прохождения продольных волн;

— разработана расчетная схема обоснования прочности и устойчивости железнодорожных насыпей при внешней нагрузке;

— установлена функциональная зависимость изменения ускорения колебаний по высоте и по горизонтали в поперечном направлении железнодорожной насыпи. Это позволяет определять инерционные силы в любой точке земляного полотна;

— разработаны аналитические выражения теории предельного равновесия, дающие возможность оценивать прочность и устойчивость откосов песчаных железнодорожных насыпей с учетом воздействия на них поездной нагрузки.

Достоверность работы. Достоверность теоретических решений и выводов, полученных на основе теоретических исследований, подтверждается результатами натурных наблюдений за эксплуатируемыми насыпями земляного полотна по железнодорожным линиям Тюмень — Сургут и Сургут — Уренгой. Эти линии были запроектированы по результатам теоретических и экспериментальных исследований, выполненных автором, и более чем за 15 лет эксплуатации земполотна не было ни одного случая потери устойчивости откосов.

Практическая значимость работы. Практическую значимость работы составляют:

— методики оценки устойчивости песчаных откосов ж-д. насыпей, сложенных мелкими и пылеватыми песками, расположенных на болотах и затапливаемых поймах рек, с учетом вибродинамического воздействия от поездной нагрузки;

— программы расчетов по оценке устойчивости ж-д. насыпей, сложенных мелкими и пылеватыми песками. Программы расчетов, составленные соискателем, используются в проектных институтах Сибгипротранс и Гипротранс-путь (Новосибирск).

На защиту выносится:

1 — закономерности распределения параметров колебаний и напряжений в песчаных насыпях на болотах и поймах рек от воздействия поездной нагрузки;

2 — закономерности изменения критических ускорений водонасыщенных мелких и пылеватых песков в зависимости от амплитуды, частоты колебаний, плотности сухого грунта и соотношения главных напряжений;

3 — функциональная зависимость угла внутреннего трения, которая дает возможность определять с достаточной точностью динамический угол внутреннего трения песков расчетным путем, не прибегая к выполнению трудоемкого опыта;

4 — функциональная зависимость для определения инерционных сил в песчаных насыпях, в том числе на болотах и поймах рек, в зависимости от нагрузки на ось подвижного состава и скорости движения поездов;

5 — теоретические решения по оценке прочности и устойчивости песчаных насыпей на основе теории предельного равновесия.

Реализация и апробация работы. Начиная с 1982 г. были переданы заказчику (проектной организации Сибгипротранс) и зарегистрированы в Госрегистрации 8 научно-исследовательских отчетов по теме диссертации. В этих отчетах были даны рекомендации для проектирования и расчета, по которым проектная организация принимала решения по проектированию однопутного железнодорожного земляного полотна на линии Ноябрьская — Уренгой и вторых путей земполотна на линии Тюмень — Тобольск, а также ряда железнодорожных линий в Сибири, на Дальнем Востоке и во Вьетнаме.

Автором по рассматриваемой тематике опубликовано более 30 научных I работ, одна монография, сделано более 18 докладов на междугородных и региональных конференциях и семинарах.

Основные положения диссертации докладывались: на научных конференциях НГАСУ (Новосибирск, 1985,1989, 1990,1991,1995, 1999, 2000, 2004, 2005), на зональной научно-технической конференции (Владивосток, 1983), Всесоюзной научно-технической конференции в МИСИ (Москва, 1985), семинаре отдела строительных изысканий в Сибгипротрансе (1985), на научно-технической конференции «Эксплуатационная надежность инженерных сооружений» (Ташкент. 1990) Российской конференции по механике грунтов и фундаментостроению (Санкт-Петербург, 1995), Всесоюзной научно-технической конференции в МАДИ, посвященной 100 лет со дня рождения.

H.H. Маслова (Москва, 1998), в НИИОСП на Герсевановских чтениях (Моск-ва.2000), региональных научно-технических конференциях «Транссиб-99», «Транссиб-2002» (Новосибирск), на научно-технических конференциях, посвященных 65- и 70- летию НИВИТа — НИИЖТа — СГУПСа (Новосибирск, 1997, 2002, 2004), на 60 — й юбилейной Всероссийской научно — технической конференции НГАСУ (Новосибирск, 2003).

Личный вклад автора. Все результаты, приведенные в диссертации, имеющие научную новизну и практическую значимость, получены лично автором. Автор сформулировал основную цель исследований, организовал и руководил полевыми и лабораторными исследованиями, а также выполнил теоретические исследования и разработал программный продукт для решения задач устойчивости откосов железнодорожных насыпей на ЭВМ. Результаты нашли отражение в диссертации.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержит выводы и заключение, приложения, список литературы из 266 наименований. Работа изложена на 277 страницах и включает 102 рисунка, 15 таблиц и 10 приложений.

4.4 Выводы.

1. Выполнены решения задач и составлены программы расчета на ЭВМ устойчивости насыпи с использованием методов расчета по круглоцилиндри-ческим поверхностям скольжения, по поверхности скольжения в виде логарифмической спирали и с учетом сложных поверхностей скольжения по теории предельного равновесия. Все решения выполнены с учетом вибродинамического воздействия от поездной нагрузки. Принимая несущую способность насыпи при нулевой скорости нагрузки за 100%, имеем средний процент снижения предельного давления на 15. 18%. Указанные цифры снижения предельной нагрузки могут колебаться в ту или иную сторону в зависимости от рассматриваемого объема обрушающегося откоса. Так, при рассмотрении потери устойчивости откоса в верхней части насыпи в силу наибольших инерционных сил процент снижения предельной нагрузки будет большим, чем при рассмотрении плоскости скольжении с захватом значительных масс грунта насыпи.

2. Снижение угла внутреннего трения на 2.3% приводит к уменьшению коэффициента устойчивости на 10. 13%.

3. Динамический коэффициент устойчивости откоса насыпи зависит: от типа грунта, скорости поезда, нагрузки на ось вагона, частоты амплитуды колебаний и принимаемого в расчете значения доверительной вероятности.

Заключение

1. По результатам полевых исследований.

А. Динамических напряжений в насыпях от поездной нагрузки.

Опытами было установлено, что зависимости напряжений в насыпи от поездной нагрузки и скорости поезда до 110 км/ч линейные. Эти напряжения практически ощутимы от уровня основной площадки до глубины 1.5.2.О м. Так, на глубине 2.5 м от уровня основной площадки напряжения уменьшаются примерно в 10 раз. Влияние скорости поезда на вертикальные и горизонтальные напряжения неодинаково. Вертикальные напряжения под осью рельса на уровне основной площадки больше, чем горизонтальные. Так, при скорости V = 80 км/ч эта разница кратна 6. С глубиной это различие заметно падает.

При ударе о стык контактные напряжения под шпалой увеличиваются, вначале растут интенсивно, а затем, с увеличением скорости интенсивность роста напряжений уменьшается. Так, при скорости поезда 10 км/ч напряжения увеличиваются на 30%, при скорости 40 км/ч — на 50%, при V = 80 км/ч -65%.

Выявлено, что осевая нагрузка от колесной пары распределяется по длине пути примерно на четыре шпалы, что составляет отрезок по длине пути, равный 2.0.2.2 м.

За статическую вертикальную нагрузку в уровне основной площадки следует принимать давление 55 кПа, а при скорости V = 90 км/ч эти напряжения будут составлять 105 кПа. Горизонтальные напряжения рекомендуется принимать уменьшенными примерно на 45% от вертикальных.

Напряжения, вычисленные по расчетным схемам, где поездная нагрузка приложена в уровне основной площадки как полосовая равномерно распределенная и как линейная, приложенная в острие клина (задача Фламана — Шаху-нянца), не соответствуют опытным данным. Опытные данные дают меньшее напряжение и более быстрое затухание напряжений по глубине.

Для определения динамических напряжений в рассматриваемых точках насыпи при различных скоростях движения поезда и нагрузках на ось подвижного состава выведены формулы, которые справедливы до скорости поезда V =110 км/ч.

Б. Параметров колебаний в насыпях от поездной нагрузки.

Осциллограммы амплитуд и ускорений колебаний представляют колебания в насыпи как случайный колебательный процесс, имеющий линейный апериодический характер и зависящий от скорости движения поезда, его длины, поездной нагрузки, от технического состояния вагонов, конструктивных особенностей земполотна и других факторов. Обработка результатов полевых экспериментов выполнялась с использованием математической статистики, разложением опытных осциллограмм в гармонический ряд Фурье. Для совместного анализа амплитуд и частот колебаний обработка осциллограмм производилась с учетом построения амплитудно-частотных спектров.

В результате обработки осциллограмм выявлены закономерности:

Изменения амплитуд колебаний от поездной нагрузки и скорости поезда имеют прямолинейный характер. Изменение же амплитуд по частоте колебаний происходит по нелинейной зависимости.

В центральной части насыпи вертикальные амплитуды колебаний фунтов в 1,5 — 2,0 раза больше горизонтальных, в откосной части, наоборот, горизонтальные амплитуды в 1.5 раза больше вертикальных.

В диапазоне частот от 50 Гц и выше скорость поезда на амплитуде колебаний практически не сказывается, в то время как при частоте в диапазоне от 0 до 10Гц это влияние максимальное.

Распределение параметров колебаний в зависимости от длины состава показало, что большие амплитуды колебаний возникают под средней частью состава и меньшие — в конце состава.

При встрече поездов на двухпутной насыпи опытами зафиксировано, что среднеквадратичное отклонение амплитуд от среднего увеличивается примерно в 1,2 раза в средней части откоса насыпи и совершенно это явление отсутствует в основании откоса.

При встрече поездов спектр плотности распределения амплитуд колебаний находится в диапазоне частот 30.40 Гц, в то время как при движении одного поезда преобладающими являются частоты в пределах 20.30.

Гц, суммарная плотность которых достигает 41% от общего количества замеренных амплитуд. Среднестатистические частоты амплитуд колебаний при движении поезда по одному пути составляют 25 Гц, при движении встречных поездов — 35 Гц.

В насыпи выше уровня грунтовых вод коэффициенты загасания амплитуд колебаний различаются. На границе с водой происходит скачкообразное возрастание амплитуд в 1.5 раза, затем они затухают по глубине, но слабее, чем в сухой части насыпи.

Установлено число среднеквадратических отклонений для математического ожидания амплитуд колебаний при доверительных вероятностях от 0.9 до 0.999. Доверительная вероятность должна назначаться не менее 0.98, поэтому при обработке экспериментальных данных было принято установленное число среднеквадратического отклонения амплитуд, равное 2.58.

Для выявления функции регрессии величин амплитуд в зависимости от частоты колебаний и нагрузки на ось подвижного состава было опробовано несколько функций. Наилучшей по тесноте связи оказалась экспоненциальная функция. Установлено уравнение, которое достаточно удовлетворительно описывает опытные данные. Относительные величины модулей ускорений колебаний для однопутной и двухпутной насыпей с достаточной точностью аппроксимировались полиномом Лагранжа, что позволило получить выражение для модулей ускорений колебаний выше и ниже уровня грунтовых вод в любой точке земляного полотна и его основания.

Установленные функции использовались в разработанных методах расчета устойчивости откосов железнодорожного земляного полотна.

2. По результатам лабораторных исследований.

Для опытных песчаных грунтов найдены критические ускорения в зависимости от частоты колебаний.

Установлено, что в диапазоне частот 15.20 Гц находятся минимальные критические ускорения. Выявлена зависимость критических ускорений от плотности сухого грунта, что позволяет оценивать устойчивость обводненной песчаной насыпи.

Установлено выражение для определения динамического угла внутреннего трения в зависимости от амплитуды колебания, плотности сложения грунта насыпи, скорости распространения продольных волн в грунте и напряжения от поездной нагрузки в рассматриваемой точке насыпи. Если учесть, что не всегда имеется возможность проведения опытов по определению динамических углов внутреннего трения грунтов, то с учетом вышесказанного получить их расчетным путем.

Для уточнения линий смещения откоса при потере устойчивости песчаной насыпи были проведены опыты на стенде. Неоднократно проделанные опыты показали, что в песках линия скольжения имеет сложное очертание. Под приложенной предельной нагрузкой в насыпи формируются линии скольжения, которые образуют область, подобную клину, за пределами клина наблюдается область, очерченная криволинейной линией скольжения. Затем видна область, которая смещается под некоторым углом к откосу, примерно по прямой линии скольжения, не захватывая больших масс грунта.

При исследовании деформаций насыпи на стенде при статических и динамических нагрузках было установлено, что в свежеотсыпанной насыпи вибродинамические нагрузки приводят к значительным осадкам насыпи, которые составляют примерно 50.60% от полных осадок. Динамика оказывает влияние на деформации лишь в верхней части насыпи.

3. По результаты теоретических исследований.

Выполнены решения задач и составлены программы расчета на ЭВМ устойчивости насыпи с использованием методов расчета по круглоцилиндриче-ским поверхностямскольжения, по поверхности скольжения в виде логарими-ческой спирали и с учетом сложных поверхностей скольжения по теории предельного равновесия. Все решения выполнены с учетом вибродинамического воздействия поездной нагрузки. Принимая несущую способность насыпи при нулевой скорости поезда за 100%, имеем процент снижения предельного давления при доверительной вероятности 0,98 при скорости 50 км/ч -10%, при скорости 100 км/ч — 15%, при 150 км/ч -18%. Указанные цифры снижения предельной нагрузки могут колебаться в ту или иную сторону в зависимости от рассматриваемого объема обрушающегося откоса. Так, при рассмотрении потери устойчивости откоса в верхней части насыпи в силу наибольших инерционных сил процент снижения предельной нагрузки будет большим, чем при рассмотрении линий скольжения с захватом значительных масс грунта насыпи.

Расчеты показывают, что при скорости поезда 100 км/ч динамические коэффициенты устойчивости откоса насыпи уменьшаются в сравнении со статическим коэффициентом: по круглоцилиндрическим линиям скольжения — на 14%, а по теории предельного равновесия — на 19%.

Результаты настоящей работы могут использоваться там, где насыпи сооружаются из мелкого и пылеватого песка на жестких и слабых основаниях.

Результаты исследований были использованы: при проектировании земляного полотна железных дорог в Западной Сибири, вторых путей — по линии Тюмень — Тобольск, однопутного земляного полотна — по линии НоябрьскаяУренгой, железнодорожного пути во Вьетнаме.

Полученные автором результаты исследований используют студенты в дипломном проектировании. Отдельные студенты — дипломники под руководством автора продолжают изучать вопросы устойчивости и деформируемости земляного полотна на стендах в лабораторных условиях, разрабатывать теории расчета и составлять программы на ЭВМ. Это помогает будущим специалистам лучше представлять работу насыпи при. статических и динамических нагрузках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. Влияние особенностей верхнего строения и условий эксплуатации на вибрацию в земляном полотне // Вестник ВНИИЖТа. 1969. № 3. С. 49−52.
  2. С.Р. Напряженно-деформированное состояние насыпи при действии нагрузки: Дис. канд. техн. наук. М., 1994. 188 с.
  3. Е.С. Результаты обследования земляного полотна восточного участка Байкало-Амурской железной дороги и предложения по его стабилизации //М-лы.Всесоюзн. НТК. 12−14 апреля. М., 1989. С. 84−89.
  4. Е.С. Мониторинг земляного полотна при эксплуатации железных дорог (моноография). М., Путьпресс, 2002. 112с.
  5. О.П. Полевые сейсмические способы определения свойств грунтов и ослабленных по прочности зон в земляном полотне железных дорог //М-лы.Всесоюзн. НТК. 12−14 апреля. М., 1989. С. 52−54.
  6. Д. Д. Экспериментальные исследования экранизации волн, распространяющихся в грунте // Инж. сб. М., 1941.Т. 2. Вып 2.
  7. Д.Д. Экспериментальное исследование сотрясений грунта, вызываемых паровозом // Инж. сб. / Ин-т механики АН СССР. М., 1946. Т. 3. Вып. 1.С.75−88.
  8. Д.Д. Динамика оснований и фундаментов. М.: Стройвоенмор-издат, 1948. 411 с.
  9. Д.Д. О выборе глубины заложения источника волн, распространяющихся в грунте // Журнал технической физики. М., 1941. Вып. 11.Т.11
  10. Д.Д. Виброметод в строительстве. М.: Госстройиздат, 1959. 315 с.
  11. И.М. Теория колебаний. М.: Наука, 1968. 560 с. 12. Браславский Д. А. Петров В.В. Точность измерительных устройств. М.: Машиностроение, 1976. 310 с.
  12. Д.С. Руководство по применению прямого метода измерения давления в сыпучих средах и грунтах. М.: Изд-во ЦНИИСК, 1965. С. 98.
  13. М.Бишоп А. Хенкаль Д. Определение свойств грунтов в трехосных испытаниях. М.: Гос Издат., 1961. 231 с.
  14. И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике. Для учащихся втузов. 10-е изд. стер. М.: Наука, 1964. 608 с.
  15. С.Н. Метод расчета прочности системы насыпь земляное полотно основание, базирующийся на анализе напряженного состояния грунтов. Дис. канд. техн. наук. Волгоград., 2005. — 26 с.
  16. В.С., Хаин В. Я. Определение свойств мелкого пескапри одновременном действии статической и динамической нагрузок //Свойства грунтов при вибрациях: Сб. науч. тр. Ташкент, 1975. С. 93−95.
  17. В.С. Распределение напряжений в балластной призме. //Вопросы геотехники: Сб. науч. тр. Днепропетровск, 1969. Вып. 15. С. 5052.
  18. В.Г. Осесимметричная задача теории предельного равновесия сыпучей среды. М.: Госиздат, 1952. 120 с.
  19. В.Ш., Кудрявцев И. А. Влияние подвижного состава и состояния пути на распространение колебаний в грунте.
  20. А.Н. Наблюдения над упругими деформациями железнодорожного пути. СПб., 1886. 130 с.
  21. В.В., Шахунянц Г. М. Динамическая устойчивость откосов // Вопросы пути и путевого хозяйства: Межвуз. сб. науч. тр. / МИИТ. 1980. Вып. 667. С. 3−12.
  22. В.В. Прочностные характеристики грунта при динамическом воздействии // Тр. ДИИТа. 1983-. Вып. -227,31: Вопросы земляного полотна и геотехники на ж. д. транспорте. С. 28−32.
  23. В.В., Гасанов А. И. Жесткость пути и параметры колебаний основной площадки насыпи // Исследования взаимодействия пути и подвижного состава: Тр. /ДИИТ/. Днепропетровск, 1983. Вып. 288/25. С. 72−76.
  24. В.В., Фроловский Ю. К. Методики определения расчетных прочностных характеристик грунтов // Путь и путевое хозяйство. 1989. № 3. С. 44−45.
  25. В.В. Оценка несущей способности нагруженных откосов 7/ Актуальные научные решения транспортных задач: Межвуз. сб. науч. тр./МИИТ.М., 1989. Вып. 826. С. 24 31.
  26. В.В. К определению приведенных масс и неупругих сопротивлений // Вопросы строительства на железнодорожном транспорте. М. .'Транспорт, 1978. С. 13−21.
  27. У., Кер. Т. Вибрационная техника. М.: Машиностроение, 1963.415 с.
  28. С.А. Исследование эксплуатационной надежности железнодорожных насыпей. Воронеж: Изд-во Воронежского института, 1974. 111 с.
  29. Рекомендации по определению устойчивости структуры и уплотняемости несвязных грунтов при динамических деформациях одноосного сжатия. ВНИ-ИГ им. В. В. Веденеева. П. 67−77. Л., 1978.
  30. В.П. Влияние величины вибродинамического воздействия на деформируемость глинистых грунтов // Вопросы земляного полотна и геотехника на железнодорожном транспорте: Сб. науч. тр. Днепропетровск, 1980. Вып. 208,209. С. 30−33.
  31. М.Ф. О напряженном состоянии балластного слоя: Сб. науч. тр. / ВНИИЖТ. М., 1955. Вып. 97. С. 32−35.
  32. С.К. Обвалы и исправления насыпи. СПб., 1906. 304 с.
  33. ГОСТ 5180–84. Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.
  34. ГОСТ 10 650–72. Торф. Метод определения степени разложения.
  35. ГОСТ 12 071–2000. Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов.
  36. ГОСТ 12 248–96. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.
  37. ГОСТ 20 522–96. Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний.
  38. ГОСТ 25 100–95. Грунты. Классификация.
  39. ГОСТ 12 536–79. Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава.
  40. В.М. Расчеты земляного полотна железных дорог: Учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. М.: УМК МПС, 1998. 520с.
  41. В.А., Осипов В. Г., Щепотин К. И. О расчетных характеристиках устойчивости пути на асбестовом балласте.
  42. В.А., Карпущенко Н. И. Расчет железнодорожного пути на прочность: Методические указания к разработке курсового и дипломного проектирования. НИИЖТ. Новосибирск, 1986. 30 с.
  43. В.В. Избранные труды. Т. II. Сейсмология. М.- JI: Изд-во АН СССР, 1960. 460 с.
  44. P.C., Овчинский Б. В. Элементы численного анализа и математической обработки результатов опытов. М.: Госиздат, 1962. 355 с.
  45. Горбунов-Посадов М. И. Пластические деформации под жестким фундаментом: Сб. трудов ВИИ оснований и фундаментов. № 13 М.: Госстройиздат, 1951. С 15−24.
  46. Г. Л. Статистика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 408 с.
  47. Я.Т., Ефимов В. И., Ломакович А. Н. Алгоритмы и программы на Бейсике. М.: Просвещение, 1988. 160 с.
  48. Н.М. О применении вариационного исчисления и исследование устойчивости оснований и откосов //Основания, фундаменты и механика грунтов. 1969. № 1. С.8−12.
  49. М.Н. Механические свойства грунтов. М.: Стройиздат, 1973. 376 с.
  50. М.Н. и др. Особенности динамических свойств грунтов при действии пульсирующей нагрузки на поверхности // Тр. к VIII Междунар. конгрессу по механике грунтов и фундаментостроению. М.: Стройиздат, 1973. С. 330−331.
  51. М.Н. и др. Расчет прочности земляного полотна при динамической нагрузке // Тр. 2-й конф. «Динамика оснований и фундаментов». М., 1969. Т 1.С. 19−20.
  52. М.Н., Тубольцев В. М., Шапина А. Н. Распределение напряжений в насыпи от действия сил собственного веса // Вопросы геотехники: Сб. науч. тр. 113. /ДИИТ. Днепропетровск, 1976. № 25. С. 49−56.
  53. М.Н. О применении вариационного исчисления и исследований устойчивости оснований и откосов // Основания, фундаменты и механика грунтов. 1969. № 1.
  54. Н.М. Собр. соч. М.: Стройвоенмориздат, 1948. Т.1.
  55. С.С. Статика предельных состояний грунтовых масс. М.:Госиздат, 1957. 288 с.
  56. А.В. Приближенный способ определения сдвигающих усилий по подошве насыпи 7/ Вопросы путевого хозяйства: Тр. / МИИТ. М.: Гостранс-желдориздат, 1957. Вып. 94. С. 68−82.
  57. А.Г. Вариационный метод исследования устойчивости откосов // Вопросы геотехники. М.: Транспорт, 1965. № 9.
  58. Динамические качества и взаимодействия на путь локомотива: Тр./ НИ-ИЖТ / Под ред. В. Н. Шестакова. Новосибирск, 1975. Вып. 54. 191с.
  59. Э.М. Оценка устойчивости земляного полотна с учетом реологических свойств грунтов // Обеспечение устойчивости склонов и откосов при строительстве автомобильных дорог: Тр. / СоюздорНИИ. М., 1972. Вып. 58. С. 4−44.
  60. Евдокимов-Рокотовский М. И. Динамические явления в тоннелях и окружающих грунтах. Томск: КУБУЧ, 1927. 92 с.
  61. В.А. Устойчивость песчаных насыпей в связи с колебаниями, вызываемыми железнодорожным и автомобильным транспортом: Сб. науч. тр. М., 1962. Вып. 37. С. 76−94.
  62. В.А. Критическое ускорение песчаных грунтов при уплотнении и сдвиге // М-лы к 24-й науч. конф. ЛИСИ (1−6 февр. 1971). Л., 1970. С. 43−46.
  63. В.А., Костюков И. И. Колебания грунта в железнодорожных насыпях // Механика грунтов и фундаментостроение: Сб. науч. тр. Л., 1970. Вып. 61.С. 41−56.
  64. В.А. К вопросу о критическом ускорении песчаных грунтов// Динамика оснований и фундаментов: Сб. науч. тр. II конф. М., 1969. T. L 280 с.
  65. В.А., Костюков И. И. Колебания песчаных грунтов в откосных призмах железнодорожных насыпей, вызываемые поездами и тепловозной тягой // Сб. тр. XXV науч. конф. / ЛИСИ. Л., 1967. С. 31−34.
  66. F.H., Прокудин И. В., Великотный В. П. Зависимость вертикальных напряжений от скорости движения поезда// Вопросы земляного полотна и геотехники на железнодорожном транспорте: Сб. науч. тр. / ДИИТ. Днепропетровск, 1978. Вып. 210/27. С. 14−19.
  67. Г. Н. Результаты лабораторных исследований прочностных глинистых грунтов при динамических нагрузках: Сб. науч. тр./ ЛИСИ. Л., 1975. Вып. 387. С. 3 49.
  68. Г. Г., Певзнер В. О., Шинкарев Б. С. Исследование зависимостей между показателями динамики подвижного состава и воздействие его на путь //Тр. /НИИЖТ. Новосибирск, 1975. Вып. 542. С. 84−92.
  69. Г. Н., Зарубина Л. П., Кейзик Л. М. Исследование колебаний грунтов железнодорожного полотна, вызываемых движущимися поездами // Волны в грунтах и вопросы виброметрии: М-лы III Всесоюзн. конф. 1973. С.
  70. Г. М., Зарубина Л. П. Влияние вибродинамического воздействия на упругие свойства глинистых грунтов// Основания, фундаменты и механика грунтов. 1970. № 2. С. 24−26.
  71. Железнодорожный путь/: Учебник для ж.-д. вузов/ Под ред. проф. Т. Г. Яковлевой. М.: Транспорт, 2001.408 с.
  72. Ю.К. Устойчивость грунтовых откосов// Основания, фундаменты и механика грунтов. 1980. № 1. С. 23−27.
  73. М.И. Исследование упругих свойств грунтов// Изв. вузов. Стр-во и архит. 1964. № 12. С.
  74. М.И., Раинчик А. П. Датчики для измерения внутренних напряжений в фундаментах от импульсных нагрузок // Изв. вузов. Стр-во и архит. 1975. № 10. С. 159−162.
  75. П.Л. Разжижение песчаных грунтов. Л.: Госэнергоиздат, 1962. 260 с.
  76. A.A. Комплексная методика автоматизированной оценки динамической устойчивости железнодорожных насыпей. Дис. канд. техн. наук. М., 2000. 24 с.
  77. . П.JI. Разжижение и уплотнение несвязных грунтов при динамических воздействиях. Л.: Госэнергоиздат, 1978. 260 с.
  78. Исследование колебаний двухпутных железнодорожных насыпей от поездной нагрузки /Ю.И. Соловьев, Ю. П. Смолин, A.C. Дербенцев, В. С. Клепиков // Изв. вузов. Стр-во и архит. 1986, № 5. С 120−125.
  79. Исследование колебаний грунтов в песчаных насыпях на болотах и затапливаемых поймах рек на однопутных и двухпутных участках железных дорог: Отчет о НИР НИИЖТ- Рук. Ю. П. Смолин. МГР 80 013 008- Инв.№ 0283.45 599. Новосибирск, 1989, (рукопись).
  80. Измерение вибраций сооружений: Справочное пособие. М.: Стройиздат, 1974. 210 с.
  81. Ю.И. Измерение вибраций. М.: Машгиз, 1956. 83 с.
  82. Э.П., Шайдулин Ш. Н., Иванов С. Ю. и др. Колебания верхнего строения и земляного полотна при пропуске подвижного состава.
  83. Э.П. Исследование целесообразности сооружения земляного полотна под два пути при строительстве однопутных железных дорог в районах Сибири.: Дис. канд. техн. наук. Новосибирск, 1965. 256 с.
  84. Д.И. Динамическая модель поездной нагрузки.: Тр. МИИТ. 1980. Вып.667. С.81−89.
  85. Исследование устойчивости мелких и пылеватых песков при вибродинамических воздействиях: Отчет о НИР / Новосиб. филиал СибЦНИИС-
  86. Руководитель темы Е. П. Орлов. Новосибирск 1975. 23 с.
  87. Н.И., Иванова Л. И. Упругие продольные перемещения рельсов под воздействием поездной нагрузки: ТР./ НИИЖТ. Новосибирск, 1977. Вып. 185. С. 47−56.
  88. Н.И. и др. Расчет железнодорожного пути на прочность и устойчивость. Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2002.-62 с.
  89. А.Л. Расчеты железнодорожного пути на вертикальную динамическую нагрузку. М.: Транспорт, 1973. 60 с.
  90. Г. Г. Распределение напряжений в земляном полотне от воздействия поездов // Волны в грунтах и вопросы виброметрии: М-лы III Всесоюзн. конф. М., 1973. С. 113−114.
  91. Г. Г., Круглый А. Г., Баласанян Е. А. Применение вибросейсмических методов расчетов для совершенствования расчета устойчивости насыпей //М-лы Всесоюзн. конф. 12−14 апреля 1989/ МИИТ. М., 1989. С. 75−77.
  92. Г. Г. Экспериментальные исследования распределения динамических напряжений в теле земляного полотна // Вопросы исследования пути: Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1965. Вып. 210. С. 42−59.
  93. Г. Г. Исследование колебаний грунта в откосах насыпей //Вестник ВНИИЖТа.М., 1974. С. 26−38.
  94. Н.Д. Динамические свойства грунтов и методы их определения. Л.: Стройиздат, 1970. 239 с.
  95. И.В. Несущая способность основания земляного полотна, сложенного иольдистыми глинами.// Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук./ Санкт-Петербург. 2004.-26с
  96. Г., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. М.: Наука, 1974. 83 с.
  97. А.И. Исследование вибродинамического воздействия поездов на глинистые грунты земляного полотна: Дис.канд. техн. наук/ ЛИ-ИЖТ., 1969.178 с.
  98. А.И. Экспериментальные исследования динамического воздействия поездов на железнодорожное земляное полотно // Динамика оснований и фундаментов: Сб. науч. тр. М., 1969. Т. 1. С. 126−133.
  99. И.И. О деформациях песчаных откосов при динамических воздействиях // Тр. II конф. / НИИОСП. М., 1969. T.I. С. 116 -119.
  100. Л.С. Несущая способность основной площадки железнодорожного земляного полотна. М.: Транспорт, 1978. 125 с.
  101. Л.С. Исследование несущей способности основной площадки земляного полотна // Вопросы геотехники: Сб. науч. тр./ ДИИТ. Днепропетровск, 1965. Вып. 9. С. 55−77.
  102. И.З., Раткевич М. Г. Напряженное состояние дорожных насыпей от собственного веса // Изв. вузов. Стр-во и архит. 1982. № 9. С. 20−124.
  103. И.З. Напряжения в основании дорожных насыпей // Инженерно-геологические условия, основания и фундаменты транспортных сооружений в Сибири: Сб. науч. тр./ НИИЖТ. Новосибирск, 1991. С. 55−56.
  104. Л.С., Чичикин А. Ф. Исследование распространения колебаний в грунте // Основания, фундаменты и механика грунтов: Сб. науч.тр. /ЛИСИ. Л., 1978. С. 107−109.
  105. C.B. Некоторые результаты исследования устойчивости пойменной насыпи на машине центробежного моделирования: Тр. МИИТа, 1982. Вып. 698. С. 21−24
  106. H.H. Условия устойчивости водонасыщенных песков. М.-Л.: Гос-энергоиздат, 1959. 328 с.
  107. H.H. Условия устойчивости склонов и откосов в гидротехническом строительстве. М.: Госэнергоиздат, 1955. 467 с.
  108. H.H. Основы инженерной геологии и механики грунтов. М.: Высш. школа, 1982. 512 с.
  109. М.В. Прочность грунтов и устойчивость оснований. М.: Строй-издат, 1994. 227 с.
  110. М.В. Теоретические и экспериментальные исследования несущей способности песчаного основания. М.: Изд-во ин-та ВОДГЕО, 1953.
  111. Л.С., Шейнин И. С. Измерения вибрации сооружений: Справочное пособие. Л.: Стройиздат, 1974. 255 с.
  112. А.И. Применение сейсмоаппаратуры и ЭЦВМ для исследования колебаний сплошных сред : Сб. науч. тр. / ВНИИЖТ. М., 1967. С. 29−38.
  113. В.П. Исследование вопросов оптимального проектирования профиля грунтовой насыпи: Автореф. дис. канд. техн. наук. Воронеж, 1970. С. 27−42.
  114. Методические рекомендации по проектированию насыпей на болотах по условию допустимых упругих осадок/ ЦНИИС. М., 1981.
  115. Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах М.: Оргтехстрой, 1968. 197 с.
  116. А.Д., Шинтемиров М. Общий метод расчета устойчивости откосов земляных сооружений // Изв. ВНИИГ им. Б. Е. Веденеева. JL, 1983. Т. 92. С. 11−22.
  117. Н., Розонблюэт Э. Основы сейсмостойкого строительства. М.: Стройиздат, 1980. 344 с.
  118. К.С. Устройство железнодорожных насыпей на болотах. М.: Трансжелдориздат, 1946. 248 с.
  119. К.С. Земляное полотно. М.: Гострансиздат, 1931. 231с.
  120. Оползни. Исследования и укрепления. Под.ред. Р. Шустера и Р. Кризека- Пер. с англ. A.A. Варм, P.P. Тизделя. М.: Мир, 1981. 368 с.
  121. Исследование колебаний грунтов в песчаных насыпях на болотах и затапливаемых поймах рек на однопутных и двухпутных участках железных дорог: Отчет о НИР.Рук. темы Смолин Ю. П. /АСПС, НИИЖТ. Новосибирск, 1988.
  122. Ю.С. Проектирование земляного полотна на подходах к мостам и тоннелям: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд.-во СГУПС, 2000. 40 с.
  123. В.А. Определение механических характеристик песков в стаби-лометре с динамическими нагрузками// Динамика оснований: М-лы IV Все-союз. конф. Ташкент, 1977. Кн. I. С. 179−183.
  124. Г. Г. Об исследовании устойчивости откосов железнодорожных выемок методом центробежного моделирования // Трансп. стр-во. 1973. № 11
  125. P.E. К вопросу о распределении напряжений в насыпях и бортах выемок: Тр. ЦНИИС. М., 1970. Вып.32. С. 28−36.
  126. P.P. Экспериментальные исследования напряжений в насыпях треугольного и трапецеидального поперечного сечения // Физико-технич. проблемы разработки полезных, ископаемых. Новосибирск: Наука, 1970. С. 106−110.
  127. В.Н. Дороги на болотах: Сб. /ЛАДИ.М.-Л. 1932. Вып.2.С. 32−46.
  128. Г. И., Федоров С. И. Центробежное моделирование для решения инженерных задач. М.: Госстройиздат, 1953.
  129. И.В., Алпысова В. А., Колос И. В. Прогноз прочности и деформируемости земляного полотна высокоскоростной магистрали Санкт- Петербург Москва // Сб. докл. Юбил. Конф. «75 лет Строительному факультету». — СПб.: ПГУПС, 1996. — С. 41−46.
  130. Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых основаниях (к СНиП 2.05.02 85).
  131. И.В. Прочность и деформативность железнодорожного земляного полотна из глинистых грунтов, воспринимающих вибродинамическую нагрузку: Дис. д-ра. техн. наук. Л., 1983. 41 с.
  132. И.В. Распространение в железнодорожных насыпях колебаний, возникающих от проходящих поездов // Вопросы земляного полотна и геотехники на ж.-д. трансп. Днепропетровск, 1980. Вып. 208/29. С. 24−30.
  133. И.В. Расчет устойчивости железнодорожного земляного полотна с учетом вибродинамического воздействия // Вопросы проектирования и сооружения железнодорожного земляного полотна / ЛИИЖТ. Л., 1975. Вып. 387. С 52−60.
  134. Рекомендации по определению устойчивости структуры и уплотняемости несвязных грунтов при динамических деформациях одноосного сжатия. П 67−76/ВНИИГ. Л., 1978 56 с.
  135. С.Г. Погрешности измерений. Л.: Энергия, 1978. 262 с.
  136. Расчеты и проектирование железнодорожного пути. Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. Транспорта / В. В. Виноградов, A.M. Никонов, Т. Г. Яковлева и др. М.: Маршрут, 2003. 486 с.
  137. Рекомендации по определению динамических свойств грунтов, скальных пород и местных строительных материалов // П-01−72. /Н.Д. Красников, O.A. Савинов, П. А. Иванов и др. Л.: Энергия, 1972. 36 с.
  138. Ю.С., Николаев В. Е. Динамические силы на подвижном составе и в пути/Пр. ВНИЩСТ. М., 1976. Вып. 549. С. 77−92.
  139. Рекомендации по методике прогноза изменения строительных свойств структурно-неустойчивых грунтов при подтоплении // ПНИИС Госстроя СССР. М., 1984.153 с.
  140. И.А. Влияние вибраций на внутреннее трение в песках // Динамика грунтов. М., 1958. Вып. 332. С. 73−80.
  141. H.H., Синидин В. П. Современные методы определения характеристик механических свойств грунтов. Л.: Стройиздат, 1972. 136 с.
  142. Оценка устойчивости железнодорожных насыпей и оснований с учетом инерционных сил колебаний от подвижного состава/ Ю. П. Смолин, Ю. И. Соловьев, A.M. Караулов, A.C. Дербенцев /Тр. Российск. конф. по мех. грунтов и фундаментостроению. СП б., 1985. С.47−50
  143. Ю.П. Напряжения в земляном полотне от поездной нагрузки / Изв. вузов. Стр-во. 1997. № 7. С. 98−101.
  144. Ю.П., Дербенцев A.C., Мурованный Н. П. Исследование колебаний грунтов в двухпутных песчаных железнодорожных насыпях при встрече поездов // Вопросы инженерной геологии, основания и фундаменты. Новосибирск, 1982. С. 62−67.
  145. Ю.П., Дербенцев A.C. Полевые исследования динамической устойчивости водонасыщенных песчаных насыпей от поездной нагрузки // Докл. зональной науч.- техн. конф. Владивосток, 1983. С. 43 48.
  146. Ю.П. Полевые исследования колебаний песчаных железнодорожных насыпей при различных скоростях движения поездов. М., 1984. Деп. рукопись ВНИИС Госстроя СССР. Вып. 6. № 5265.
  147. Ю.П., Дербенцев A.C. Экспериментальные исследования напряженного состояния насыпей от поездов//Трансп. стр-во. 1985. № 4. С.9−10.
  148. Ю.П. Исследование колебаний двухпутных железнодорожных насыпей от поездной нагрузки / Изв. вузов. Стр-во и архит. 1986. № 5. С. 120 125.
  149. Ю.П., Дербенцев A.C. Исследование влияния подвижного состава на колебания песчаных железнодорожных насыпей на болотах // Инженерно-геологические условия, основания и фундаменты транспортных сооружений в Сибири. Новосибирск, 1989. С. 48−53.
  150. СНиП 1.02.07−87. Инженерные изыскания для строительства
  151. СП 32 -104−98. Свод правил по проектированию земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм.
  152. СНиП II-7−81*. Строительство в сейсмических районах.
  153. СНиП 11−02−96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.
  154. СНиП 32−01−95. Железные дороги колеи 1520 мм.
  155. СТН Ц-01 -95. Железные дороги колеи 1520 мм.
  156. СН-449−72. Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог. М.: Стройиздат, 1973
  157. СНиП 2.05.01. Земляное полотно.
  158. Се Дин-И. Устойчивость песчаных откосов, вовлеченных в колебательные движения: Сб. науч. тр. / ЛИСИ. Л., 1962. Вып. 37. С. 95−10.
  159. Механика грунтов: Учеб. пособие для студентов строит, специальностей. Ю. И. Соловьев. П. С. Ваганов, A.M. Караулов, Ю. П. Смолин / Новосибирск, 1997. 192 с.
  160. Ю.И., Караулов A.C., Смолин Ю. П. Современные методы расчета устойчивости земляного полотна железных дорог. Новосибирск: Изд-во СГАПС, 1996. 83 с.
  161. Ю.И. Плоские задачи механики грунтов. Учеб. пособие для ВУЗов. Новосибирск, 1993.91с.
  162. Ю.И. Устойчивость откосов из гипотетического грунта // Вопросы инженерной геологии, оснований и фундаментов. Новосибирск, 1962. С. 83−97.
  163. Ю.И., Караулов A.M. Предельное давление дорожной насыпи на слабое основание // Трансп. стр-во. 1977. № 7. С. 42−43.
  164. Ю.И., Караулов A.M. Оценка несущей способности слабых оснований дорожных насыпей // Трансп. стр-во. 1979. № 9. С. 40−42
  165. Ю.И. О выводе уравнений теории предельного равновесия • грунтов // Инженерно-геологические условия, основания и фундаментытранспортных сооружений в Сибири. Новосибирск, 1989. С. 131−147.
  166. Ю.И. Уточненный метод интегрирования уравнений. Статика сыпучей среды и задача Прандтля // Изв. вузов. Стр-во и архит. 1982. № 3. С. 29−33.
  167. Справочник по земляному полотну эксплуатируемых железных дорог. Под ред. А. Ф. Подпального и др.М.: Транспорт, 1978. с.498
  168. В.А. Устойчивость и прочность оснований в оползневых районах Горной Шории и Салаира при динамических воздействиях на сооружения: Дис. канд. техн. наук/ НИИЖТ, Новосибирск, 1951.
  169. И.Р. Об устойчивости железнодорожного ПУТИ.// Журнал МПС. СПб., 1891. 50с.
  170. Н.К. Определение частот вертикальных колебаний грунтовой на-^ сыпи и амплитуд перемещений от импульсной нагрузки // Основания, фундаменты и механика грунтов: Сб. науч. тр. / ЛИСИ. JL, 1978. С. 100−107.
  171. В.В. Статика сыпучей среды. М., I960. 243 с.
  172. Ю.А. Водонасыщенные откосы и основания. Минск: Высш. школа, 1975. 389 с.
  173. Г. М., Прокудин И. В., Черников А. К. Расчет устойчивости и прочности железнодорожного земляного полотна при вибрационном воздействии подвижного состава: Метод, пособие. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999.83с.
  174. Г. М. Прочность и деформативность железнодорожного земляного полотна при повышенной вибродинамической нагрузке в упругопла-стической стадии работы грунтов. Дис. д-ра. техн. наук. Д., 2002. 46 с.
  175. Д.В. Основы механики грунтов. М., 1960. 598 с.
  176. Ф.Е., Харченко P.P. Электрические измерения неэлектрических величин. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1978. 348 с.
  177. К. Теория механики грунтов. М., 1961. 508 с.
  178. К., Пек Р. Механика грунтов в инженерной практике. М., 1958. 607с.
  179. В.П. Усиление земляного полотна длительно эксплуатируемых железных дорог. М.: Стройиздат, 1980. 272 с.
  180. М.П. Экспериментальные исследования динамических контактных напряжений под штампами // Динамика оснований, фундаментов наземных сооружений. М., 1981. Т. 1. С. 157−159.
  181. Г. С. Особенности колебаний земляных сооружений при взрывных воздействиях // Повышение подвижности гидротехнических сооружений при динамических воздействиях: Тез. докл. М.: Информэнерго, 1976. С. 6970.
  182. Труды ЦНИИ МПС. М.: Транспорт, 1972−1976. Вып. 460 565.
  183. Труды МИИТа. М.: Транспорт, 1965−1972. Вып. 210 357.
  184. Труды ДИИТа. Вопросы геотехники. Днепропетровск, 1971−1980. Вып. 19−29.
  185. Уор Г. А. Геффнер Дж. Методы обработки экспериментальных данных. М.: Изд-во иностр. лит ры. 1953. 163 с.
  186. Устойчивость песчаных железнодорожных насыпей на болотах с учетом инерционных сил, вызываемых подвижным составом/ Ю. П. Смолин, Ю.П.
  187. , A.C. Дербенцев, B.C. Клепиков // Изв. вузов. Стр-во и архит. 1991. № 2. С. 124−128.
  188. Учет колебаний от подвижной нагрузки при расчете устойчивости железнодорожных насыпей на болотах/ Ю. П. Смолин, A.C. Дербенцев, Ю. И, Соловьев, В. С. Клепиков // М-лы науч.- техн. конф. /МИИТ. М., 1989. С.44−46
  189. Устойчивость грунтовых откосов / Ю. К. Зарецкий, В. Н. Ломбарде, М. Е. Грошев и др.// Основания, фундаменты и механика грунтов. 1980. № 1. С. 2327.
  190. B.C. Методы расчета устойчивости откосов и склонов. М., 1962. 238 с.
  191. Р.Д. Экспериментальные исследования динамического разжижения водонасыщенных песков в опытах большого масштаба // Тр. Горьковского инж.-строит. ин-та. 1957. Вып. 26. С. 34−49.
  192. К. Измерение напряжений и деформаций /Пер. с нем. М.: Машгиз, 1961.534 с.
  193. Фришман М. А, Хохлов И. Н., Титов В. П. Земляное полотно железных дорог. М.: Транспорт, 1972. 313 с.
  194. М.А., Волошко Ю. Д. Расчеты пути на прочность и устойчивость. Учеб. пособие. Днепропетровск, (ДИИТ).1961. 140 с.
  195. В.А. Основы механики грунтов. Л.: 1959. т. 1. 357 с, 1961. т.Н. 544 с.
  196. В.И. Применение метода угловых точек при оценке напряженного состояния земляного полотна от поездной нагрузки// Вестник ВНИИЖТа. 1973. № 5. С. 25−30.
  197. Я.Х. Устойчивость земляных откосов. М.: Стройиздат, 1988. 236 с.
  198. А.Н. Механика грунтов (Краткий курс): Учебник для строительных специальностей вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. школа, 1983.288 с.
  199. P.P. Земляные гидротехнические сооружения. Л.: Энергия, 1967.460 с.
  200. К.Ш. Экспериментальные исследования деформаций насыпей // Вопросы геотехники на жел. дор. транспорте. ДИИТ. Сб. науч. тр. / Днепропетровск, 1965. Вып. 9. С. 78−87.
  201. Г. М. Железнодорожный путь М.: Транспорт, 1969. 535 с.
  202. Г. М. Земляное полотно железных дорог. М.: Трансжелдориз-дат, 1953. 825 с.
  203. Г. М., Яковлева Т. Т. Учет динамических воздействий подвижного состава при расчете устойчивости откосов железнодорожных насыпей // Вопросы пути и путевого хозяйства: Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1973. Вып. 443. С. 98−166.
  204. Р.Т. Смешанные граничные задачи механики грунтов // Определяющие законы механики грунтов (Механика. Новое в зарубежной науке) М.: Мир, 1975 С. 71−95.
  205. В., Вальтер Л,. Электрические изменения неэлектрических величин полупроводниковыми тензорезисторами / Пер. с нем. М.: Мир, 1974. 287с.
  206. Л.Ф. Расчет энергии взаимодействия грунта и вибродинамической нагрузки // М-лы к семинару «Устройство фундаментов и подземных сооружений вблизи существующих зданий». Л., 1976. С. 34−36.
  207. Т.Г., Виноградов В. В., Вольнов М. В. Основы устройства и проектирования земляного полотна железных дорог: Учеб. пособие. / МИИТ. М., 1990. 131с.
  208. Т.Г., Иванов Д. И. Моделирование прочности и устойчивости земляного полотнам.: Транспорт, 1980. 256 с.
  209. Т.Г. О параметре, учитывающем динамику воздействия поездов при расчетах устойчивости откосов насыпей// Трансп. стр-во. 1974. № 2. С. 4344.
  210. Т.Г., Иванов Д. И. Исследование упругих колебаний насыпей на болотах // Вопросы организации путевого хозяйства. Сб. науч. тр. / МИИТ. М., 1972. Вып. 383. С. 95−128.
  211. Е.А. Осадки вновь построенных железнодорожных насыпей// Сооружение земляного полотна железной дороги Новокузнецк Абакан-Ташкент: Тр. комитета по земляному полотну. М.: Транспорт, 1970. Вып.9.1. С. 157−163
  212. Л.П. Вопросы борьбы с оползнями на железных дорогах. М.: Трансжелдориздат, 1949. 59 с.
  213. А.П. О состоянии земляного полотна на сети железных дорог / / М-лы Всесоюзн. НТК. М.: МИИТ, 1989. С. 3−8.
  214. Annaki М., Lee K.L. Equivalent Uniform Cycle Concept for Soil Dynamics. Geotechn. Eng. Proc. Amer. Soc., Civ. Eng. 2. 1977. 103. № 16.
  215. Bierrum L (Horway), Aitchison G.D. (Australia). Problems of soil mechanics and construction on soft clays and structurally unstable soils //Тр. Междунар. конгресса по механике грунтов и фундаментостроению. М., 1973. Т.З. С. 111−153.
  216. Bearing Capacity of Unconsolidated Foundations. Proceedings of the Ninth International Conferense jn Soil Mechanics and Foundation Engineering. Tokyo. 1977. P. 759−762. (Соавторы: Строганов C.C., Ким А. Ф., Смолин Ю.П.)
  217. Bogdniuk В. Nowe rozwiazania wkonstrukcij i technologii utrzymania drog-kolejowych//Probl. K-olej. 1983. N96. C. 20−54.
  218. Basset R.N. Centrifugal Model Tests of Embankments on Soft Alluvial Foundations. Proceediga on the 8 International Conference on Soil Mechanics and Foundation Engineering. Moscow, 1973. V.2.2. P. 23−26.
  219. Bishop A. The use of the slip cirale in the stability analysis of slopes Clotech-nigue, 1955. V. 1.5. № 1. P. 7−17.
  220. Cullingford G. Soil dynamics// The Consulting Engineer. 1969. V. 33. № 1.
  221. Ceilings F.G. To the solution of structural dynamics problems by generalized Fuler method// Computer sand structuras, 1976. N 10. P. 505−525.
  222. Eisenmann Т., Scneider E. Untersuchung verschiedener Planumsschutzschichten fur den Schotteroberbau// Eisenbahntechnische Rundschau, 1975. № 4.
  223. Hall E.E. Vibrations of buildings due to Street traffic// Enginerring News. 1912. № 5.
  224. Gumikis A.R., Rep. Pros. Of the V Intern. Conf. Paris, 1961.
  225. Karman T. Weber elasiische Jrenzzustande. Verhandlungen des zweiten Internal ionalen {Congresses fur technische Mech. Zurich, 1927.
  226. Kavayshi Y., Kawanata Y. An experiment study of the ground Vibration bya trouch // Quarterly Report of the Railway Thechnical Recearch Institute. 1964. V. 5. № 4.
  227. J. (France) The Bicentenniol of Counloub’s Theory of Loose Media /Proceedinos of the eighth International conference on soil Mechanics and Foundation Engineering. /M., 1973. C.137−149.
  228. T.W. (USA) Uptodate methods of investigating the strength and de-formolility of soils// Proceedings of the eigntn internationals conference on soil Mechandation engineering. M., 1973. T.3. C.3−47.
  229. Lane, Kennetch S. Treament of Frost Sloughing Slopes// Proceedings International Conference on Mechanics and Foundation Engineering, 1948.
  230. Maier M. Die Sieherkeit der Bauwerke und ihre Berechnung nach Grenzkraften austattnach Zulasgigen Sprannugen. Spnnger-Verbag, Berlin. 1964
  231. Miyako J. A study of subgrade Pressure of Railroads quarterly Report of the Railway // Thechical Research Institute. Tokio. Japan. 1962. Vol. 3. J No 3.
  232. Mikasa M., Takada N. Significance of Centrifugal Modee Test in Soil Mechanics. Proceedings of the 8th International Confeerence on Soil Mechanics and Foundation Engineering. Moscow, 1973. V. 1.2. P. 273−278.
  233. Orlandi D. La stabilizzasione della piattaforma stradale esigenza di una ferrovia modema Espenenze e prospettive della ferrovie italiane. Ingegneria ferroviaria, 1910. № 12.
  234. Reissner H. Zum Erddruckproblem. Precedings of the first International Congres for applied mechanics. Delft, 1925.
  235. Renkine W. On the stability of loose earth, London Philosophical Transactions, 1857.
  236. Spang J. Erfahrbngen und Neuemngen beim Schutz des Erdplanums unter Eisenbahngleises bei der Deutschen Bimdesbahn. Eisenbahntechnische Rundschau, 1977. № 4.
  237. Stranss P. Ermittein verrikler Benspmchungskollektive fur Schienen-fahr zenge mit Hilfe des Spektraldichte Verfahrens// Wissenschaftliche Zeitschrift. Dresden, 1983. S. 459−476.
  238. Schramm G. Verlangem von Ubergangsbogen mit kleinsten Seitenverschiebungen. Eisenbahningenieur. 1977.28. .№ 7/8.
  239. Sevcik K. Zeieznicni spodek a zemni prace. Dapravm Nakladateistvi, 1958.
  240. Seed H.B., Idriss J.M. Analysis of soil liguenfaction: Niigata earhguake of the Soil Mech fnd Found Div. Proc. ASCE. 1967. Vol. 93. P. 83−108.
  241. Samsloe A. Frey. Stresses in downstream Part of an earth oza rock fill dam. Geotechnigue. 1955. № 2. P. 200−226.
  242. Titov V.P., Khromov V.T. An apparatus for measuring of Resilient settlements// Тр. конгресса no мех. фунтов и фундаментостроению. М., 1973. Т. 43.1. С. 46 47.
  243. Titow W.P. Podstawowe kierunki doskonalenia podtorza na eksploa-towanych liniach w ZSPP// Probl. kelejn. 1978. C.81
  244. Taike W., Fritsch K. Zur Thcorio der Verschiebung der Gleises. DET-Eisenbanntechn, 1978. Bd. 26. № 1. P. 21−24.
  245. Туе P. Tragfahigkeitserhohung der Schwellenunterlage bei den CSD. Die Eisenbahntechnik. 1974.№ 5.
Заполнить форму текущей работой