Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический механизм стимулирования энергосберегающей деятельности промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В особенности, проблема финансирования энергосберегающих технологий и использование эколого-экономических механизмов актуальна при рассмотрении в рамках энергетической системы РАО «ЕЭС России». В качестве решения данной проблемы предлагается установление целевых заданий по достижению нормативов удельных расходов топлива на выработку единицы энергии и тепла. Предлагаемый принцип квотирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы и предпосылки формирования энергоэффективности промышленного предприятия
    • 1. 1. Определение взаимосвязи между энергоемкостью ВВП, экономическим ростом и устойчивым развитием
    • 1. 2. Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН по изменению климата и инструменты рынка выбросов парниковых газов в качестве стимулирования энергосбережения на предприятиях
    • 1. 3. Определение объема рыночного спроса на приобретение сокращенных выбросов парниковых газов
  • Глава 2. Анализ и оценка инвестиционных проектов промышленных предприятий с использованием механизмов Киотского протокола
    • 2. 1. Применение механизма чистого развития и проектов совместного осуществления: методология, этапы подготовки
    • 2. 2. Принципы инвестиционного анализа проектов на предприятиях ресурсоемких отраслей
    • 2. 3. Анализ мирового ресурсного рынка и потенциала сокращения эмиссий в инвестиционных проектах
  • Глава 3. Формирование концептуальных положений и реализация механизма национальной системы эмиссионной торговли
    • 3. 1. Анализ существующих в мире систем эмиссионной торговли на международном, национальном и корпоративном уровнях
    • 3. 2. Принципы и модели создания национальной и межкорпоративной систем эмиссионной торговли в России
    • 3. 3. Формирование организованного рынка выбросов парниковых газов в России: этапы, инструменты, участники

Экономический механизм стимулирования энергосберегающей деятельности промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной мировой экономике оптимизация производственного процесса непосредственно связана с усовершенствованием экологического менеджмента предприятия, ужесточением контроля выбросов вредных веществ и эффективным потреблением энергетических ресурсов. Интеграция России в мировой рынок затрагивает экологические аспекты торгово-экономических отношений, и требует исполнения мировых соглашений экологической безопасности промышленного производства, в частности, в отношении соответствия систем качества международным экологическим стандартам и развития независимой экологической экспертизы и экологического аудита.

Показатель энергоемкости производства, то есть удельного потребления топлива на единицу произведенного продукта становится одним из наиболее значимых индикаторов уровня развития предприятий промышленности, качества жизни населения и экологической ситуации определенных регионов.

Анализируя мировые тенденции развития рынка энергетических ресурсов, производства и потребления электрической энергии, использования возобновляемых источников энергии, а также деятельности в области регулирования негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в различных регионах мира можно сделать вывод о формировании нового производного мирового рынка, определяемого как рынок выбросов парниковых газов.

Масштабное развитие рынка выбросов парниковых газов ожидается к 2008 году, а в настоящее время его функционирование базируется на сделках, осуществляемых в рамках реализации механизмов гибкости, определяемых изначально Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Еще до вступления Киотского протокола в силу многие западные страны и компании приняли решение об ограничении выбросов парниковых газов и участии в механизмах, предусматривающих передачу единиц выбросов. Развивающиеся страны, которые ратифицировали Киотский протокол получают возможность организовывать на территории своих стран проекты механизма чистого развития. Отчасти этому способствовало также решение Конференции.

Сторон Рамочной Конвенции по изменению климата о «быстром старте» с 2000 г. механизма чистого развития (МЧР — ст. 12 Киотского протокола).

Россия играет решающую роль в распределении ограничений на выбросы парниковых газов в мире, однако российская промышленность характеризуется слишком большой энергоемкостью и связанной с ней карбоноемкостью, т. е. удельным показателем выбросов на единицу продукции или ВВП.

Несмотря на то, что проблемы модернизации и снижения энергоемкости российской промышленности являются очень актуальными, и использование механизмов Киотского протокола представляется очень привлекательным и перспективным, в России рынка выбросов парниковых газов на данный момент нет.

В ситуации, когда государство не может определиться при разработке эффективной правовой базы, основополагающую роль должны сыграть крупные предприятия промышленного и энергетического сектора путем внедрения различных программ и систем стимулирования энергоэффективности.

Мировой опыт показывает, что 70% вновь созданных рынков контролируют компании, которые первыми оказались на них. Откладывая вхождение на этот рынок, Россия может понести существенные потери, хотя участие на нем представляется чрезвычайно привлекательным с экономической и экологической точки зрения. Однако, для того, чтобы сформировать определенную стратегию, как для страны в целом, так и для деятельности компаний в этой области необходимо глубоко проанализировать основы и возможности реализации механизмов гибкости Киотского протокола в РФ.

Важность и острота проблемы разработки экономического механизма регулирования потребления природных ресурсов и выбросов различных вредных веществ, и недостаточная ее разработанность определяет актуальность диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является разработка научно-обоснованных предложений по созданию экономического механизма, стимулирующего проведение экологически ориентированных мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению на уровне предприятий различных секторов промышленности.

Для достижения поставленной цели в диссертации решены следующие задачи:

• исследованы предпосылки развития деятельности промышленных предприятий по снижению негативного антропогенного воздействия на окружающую среду и климат;

• выявлена взаимосвязь между показателями энергоемкости промышленности и существующим экономическим ростом в различных странах;

• проанализирована существующая международная нормативно-правовая документация в области снижения негативного воздействия на климат и возможности использования рыночных механизмов регулирования данной деятельности в системе стимулирования энергосбережения в промышленности;

• проанализированы зарубежный и отечественный опыт реализации проектов по защите климата с использованием механизма чистого развития и проектов совместного осуществления;

• разработана классификация проектов по сокращению парниковых газов с ранжированием проектов по критерию инвестиционной привлекательности;

• разработаны алгоритмы осуществления инвестиционного и правового анализа проектов с использованием рыночных механизмов энергосбережения;

• исследованы различные системы ограничения и перераспределения разрешений на выбросы (эмиссионной торговли) на корпоративном, национальном и международном уровнях с целью погашения соответствующих обязательств;

• сформулированы рекомендации и предложения по разработке эффективного организационно-экономического механизма перераспределения квот на выбросы парниковых газов на межкорпоративном и национальном уровнях в условиях интеграции России в международный рынок выбросов парниковых газов,-а также рекомендации для участия отдельного предприятия на национальном и международном рынках выбросов.

Разработанность темы исследования.

Анализ исследований в области теории и практики развития рынка выбросов ПГ показывает, что для решения задач диссертационного исследования существуют различные научные предпосылки.

В работах таких зарубежных и отечественных исследователей, как М. Грабб, К. Танген, Б. Мюллер, В. Х. Бердин, В. В. Гаврилов, А. О. Кокорин, О. В. Плужников, О. Орлова, А. Голуб, Г. А. Сафонов, А. Н. Косариков экономических и юридическим основам и механизмам Киотского протокола уделяется много внимания. Однако, следует отметить, что перспективы развития рынка выбросов парниковых газов, конкретные шаги по внедрению механизмов гибкости, а также пути решения проблем российских энергоемких предприятий при вхождении на этот рынок освещены недостаточно.

Незначительный уровень разработанности и высокая степень актуальности проблем развития рынка выбросов парниковых газов или (как определяется в иностранной литературе) углеродного рынка (carbon market) и возможности включения в него России требуют специального исследования, которое должно сочетать в себе теоретические и практические аспекты энергетики, экологии, международного права и рыночной экономики и предложения, способствующие успешной реализации инвестиционных экологически ориентированных проектов.

Высокая степень актуальности этой темы объясняется тенденцией к изменению подхода к управлению издержками на предприятии и экологической деятельностью от жестко административного к рыночному.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы, связанные с повышением энергоэффективности функционирования промышленных предприятий и снижением их негативного воздействия на окружающую среду.

Объект исследования.

Объектом исследования являются предприятия электроэнергетики, являющиеся источниками выбросов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и климат.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические работы и научные исследования отечественных и зарубежных авторов в области реформирования энергетики, регулирования антропогенного воздействия на климат, устойчивого развития, международной правовой сферы, корпоративные исследования МНК, международные соглашения в области защиты климата, законы и законодательные акты, статистические источники, материалы Госкомстата, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства окружающей среды Германии, нормативные акты Европейского Союза.

В работе использованы данные РАО «ЕЭС России», результаты исследования автора на данном предприятии, нормативно-справочная литература, фактические материалы российской и зарубежной периодики.

В процессе исследования были использованы статистические методы анализа, методы инвестиционного анализа, а также методы хеджирования риска финансовых вложений.

Научная новизна.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке комплексного подхода к формированию экономического механизма энергосбережения на базе эмиссионной торговли в рамках одной страны, сектора и группы предприятий.

К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационного исследования, относятся:

— разработаны рекомендации по созданию правовой и экономической базы в области сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов и выбросов парниковых газов в России на основе экономических механизмов, предложенных в международных документах, а также в соответствующих научных материалах и правовых документов развитых стран. В частности, рекомендована разработка таких нормативно-правовых документов, как Федеральный закон «О рынке квот на выбросы парниковых газов», Положение «О мерах по стимулированию энергоэффективности и энергосбережения» и др., и предложены основные положения этих документов;

— разработан алгоритм подготовки и реализации проектов по повышению энергоэффективности и сокращению эмиссий парниковых газов, а также процесса планирования и организации проектов с международным участием;

— разработан механизм инвестиционной оценки проектов предприятий электроэнергетики, направленных на повышение энергоэффективности и сокращение выбросов парниковых газов;

— предложена модель ограничения вредных выбросов в атмосферу с возможностью переуступки достигнутых сокращений на внутристрановом и внутрикорпоративном уровнях и сформулированы основные преимущества предлагаемой системы эмиссионной торговли;

— разработана схема межкорпоративной эмиссионной торговли для российских предприятий на национальном уровне и определены вспомогательные финансовые и гарантийные инструменты (облигация, форвардный контракт), построена модель взаимодействия ее участников;

— предложено использование производного инструмента (карты на выбросы парниковых газов) как обращающегося на рынке материального актива (товара), определяющего объем установленных выбросов в качестве объекта сделки между хозяйствующими субъектами.

Практическая значимость работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические положения, выводы и полученные в ходе исследования предложения по разработке национального рыночного механизма перераспределения разрешений на выбросы предприятиям могут быть использованы на федеральном и региональном и корпоративном уровне при разработке программ по повышению энергоэффективности, энергосбережению, внедрению возобновляемых источников энергии, а также при формировании нормативно-правовой базы в области снижения антропогенного воздействия.

Предложенная в работе концепция национальной системы торговли сокращенными выбросами парниковых газов может использоваться в качестве инструмента стимулирования мероприятий по модернизации и внедрения новых технологий в наиболее энергоемких отраслях экономики, таких как энергетика, ЖКХ, металлургия, транспорт и т. д.

Предложенная в работе модель системы эмиссионной торговли на межкорпоративном уровне может служить методологической базой в процессе расширения на национальном и межстрановом уровнях, интеграции в европейскую и международную систему торговли.

Апробация результатов исследования.

Результаты научного исследования доведены до конкретных выводов и рекомендаций и были использованы в разработке корпоративной системы торговли сокращенными выбросами парниковых газов в РАО «ЕЭС России» в качестве производной системы оптового рынка электроэнергии.

Также концепция была использована при разработке межкорпоративной системы торговли сокращенными выбросами в НП «Национальное Углеродное Соглашение» в качестве составной части корпоративной природоохранной стратегии входящих в Соглашение предприятий: РАО «ЕЭС России», ОАО «РУСАЛ», ЗАО «Металлэнергофинанс», ОАО «Евразхолдинг».

Основные результаты выполненного исследования докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях: «Возможности использования торговли квотами на выбросы парниковых газов в России», Высшая школа экономики, Москва, 16 марта 2004 г., «Проекты по статье 6 Киотского протокола РКИК ООН» («Projects under Article 6 (КР)», Москва, 26−27 мая 2004 г., «Экология в энергетике», Москва, 26 октября 2004 г., на 10-й Конференции Сторон РКИК, Буэнос-Айрес, 6−10 декабря 2004 г., на рабочих встречах Исполнительного совета механизма чистого развития ООН, Бонн, 3−4 сентября 2004, Центра стратегических разработок МЭРТ РФ, Москва, 23 сентября 2004 г. и нашли практическое применение при разработке корпоративной системы торговли сокращенными выбросами парниковых газов в РАО «ЕЭС России» в качестве производной системы оптового рынка электроэнергии.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного в диссертационном исследовании сравнения прогнозов изменения ВВП, энергоемкости и планируемых капиталовложений можно сделать вывод о прямой зависимости эффективности потребления энергии и экономического роста страны, т. е. снижении удельного веса показателя потребления топлива на единицу ВВП.

В том случае, если выработка продукции сопровождается одновременным уменьшением потребления первичных энергоресурсов, т. е. повышением эффективности их использования, можно говорить об интенсивном типе развития производства на предприятии.

Проблема обновления основных фондов крупных промышленных предприятий и экологизации производства усугубляется отсутствием эффективного стимулирующего механизма и целевого финансирования модернизации оборудования и разработки новых высокоэффективных технологий.

Однако, рост оптовых цен на энергоносители, в частности на газ, ликвидация дисбаланса цен на отдельные виды топливаперекрестного субсидирования в электроэнергетики через выравнивание тарифов между потребителями, возможно, будет дополнительным фактором, определяющим тенденцию энергосбережения в России.

В качестве стандартизированного критерия определения эффективности деятельности по сокращению использования топлива и энергосбережению в работе предлагается показатель сокращения парниковых газов в С02 эквиваленте.

На основе системы регулирования выбросов парниковых газов путем распределения нормативов на выбросы и механизма переуступки достигнутых сокращений между хозяйствующими субъектами, возможно осуществлять контроль и регулирование антропогенных эмиссий других вредных для окружающей среды веществ. Переход к технологической системе нормирования от системы санитарно-гигиенических ПДК ориентирует в русло экономических отношений и способствует снижению затрат на мероприятия экологического характера одновременно с более эффективной реализацией данных мероприятий.

При создании подобной системы следует учитывать появление у хозяйствующих субъектов нового актива — прав на выбросы парниковых газов, учет т обращение предусматривает создание ряда правил и моделей.

В частности, в работе составлена схема финансирования проекта снижения выбросов парниковых газов в системе эмиссионной торговли, предложено использование форвардных контрактов на продажу карты на выбросы парниковых газов с целью страхования рисков возможного изменения цены на рынке С02 (углеродных кредитов). Приводится расчет цены форвардного контракта, а также выпуск ценных бумаг — облигаций на выбросы ПГ.

Задача эффективного управления активом прав на выбросы парниковых газов должна решаться путем создания соответствующей нормативно-правовой базы и финансированием снижения энергоемкости производства в программах социально-экономического развития страны.

В особенности, проблема финансирования энергосберегающих технологий и использование эколого-экономических механизмов актуальна при рассмотрении в рамках энергетической системы РАО «ЕЭС России». В качестве решения данной проблемы предлагается установление целевых заданий по достижению нормативов удельных расходов топлива на выработку единицы энергии и тепла. Предлагаемый принцип квотирования расхода топлива на отпуск электроэнергии и расчет целевых заданий снижения удельного потребления топлива для федеральных ГРЭС является основой для создания корпоративной системы торговли сокращенными выбросами парниковых газов. На основании результатов расчетов будущих выбросов в зависимости от удельного расхода топлива подразделениями принимаются решения о покупке или продаже сокращений на ежегодных аукционных торгах. В систему торговли предлагается привлекать сетевые компании, в которых сосредоточен основной потенциал экономии энергии, а следовательно и парниковых газов.

Интеграция России в мировой рынок затрагивает экологические аспекты торгово-экономических отношений, поэтому развитие и внедрение энергоэффективных технологий, соответствующих международным экологическим стандартам, является необходимым условием для исполнения мировых соглашений экологической безопасности промышленного производства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А., Мартынова М. В., ИД РПОИ, «Возможные механизмы торговли и организации масштабных проектов совместного осуществления, Общий подход к возможным организационным схемам», 1998, с.1−10.
  2. С.А., Айвазян В. В., Социально-экологические эффекты инвестиционных проектов, СПб. 2002, с. 1−12.
  3. В.В., Инвестиционный менеджмент, СПб, 2000, с. 70−86.
  4. Е.Н., Моделирование процессов размещения облигаций на аукционных торгах закрытого типа, СПбГУЭиФ, 1999, с. 87−120.
  5. И.И., Грачев М. В., Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды// Экономические аспекты экологической политики в России, М., 2004, с. 39−43.
  6. Выбросы парниковых газов энергетическим комплексом России на период до 2020 г., М. Энергоиздат, 2001, 37−42.
  7. В.В., Перспективы участия России в международной торговли квотами., 2001, с. 1−4.
  8. В.В., Стимулирование российских предприятий к участию в использовании механизмов гибкости Киотского протокола, 2001, с. 1−3.
  9. А., Сафонов Г. «Углеродный рынок и перспективы для российских компаний», М.: Информэнерго, 2001.
  10. Ю.Грабб М., Вролик К., Брек Д., Киотский Протокол, Анализ и интерпретация, 2002, с. 24, 30−31, 60, 120−133, 170−171.
  11. П.Грабб М., Стерн Дж. и др., Россия: Экономический рост и Киосткий протокол, М., 2004 г., с. 4−10.
  12. Л.П., Корпоративные ценные бумаги: акции, облигации, векселя, СПб., 2000, с. 23−45.
  13. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие, М. 2000, с. 154−160.
  14. Е.В., Киотский протокол -основа энергоэффективных технологий с использованием зарубежных инвестиций. // Экотехнологии спрос и предложение в регионах России, 2002, с. 13−14.
  15. Директива 2003 /./ЕС Европейского парламента Европейского сообщества по организации схемы торговли квотами на выбросы парниковых газов между странами Сообщества в дополнение к Директиве Совета Европы 96/61/ЕС, 2003.
  16. Доклад президенту Российской Федерации «Киотекий протокол- анализ и прогнозы», Министерство промышленности и энергетики РФ, 2004, с.4−15.
  17. И.Б., Северо-запад РФ и страны Северной Европы, Современное состояние и направления развития экономических связей, СПб., 2003, с. 74−79.
  18. И.И., Пересада В. П., Межотраслевой баланс и экономическое прогнозирование, СПб., 2003, с.3−6.
  19. Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383−1 «О товарных биржах и биржевой торговле».
  20. Защита климата в Германии // Коринф. -2001. № 4, с. 21−22.
  21. Л.Д., Развитие энергетических комплексов и глобальное изменение климата: Обзор // Актуальные проблемы Европы, 2001 № 2, с. 51−61.
  22. Киотский Протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, 1997 г.
  23. Н.А., Формирование маркетинговой концепции ценовой политики энергоснабжающего предприятия на рынке тепловой энергии, СПбГУЭиФ, 2002, с. 70−86.
  24. А.В. Теоретические модели экономического роста и инвестиций, СПбГУЭиФ, 2003, с.3−15.
  25. А.Н., Глобальные изменения климата: стратегия политических решений // Экология и промышленность России.-2000, № 12, с. 25−27.
  26. А.Н., о роли России в ограничении выборосов парниковых газов в атмосферу // Экотехнологии спрос и предложение в регионах России, 2002, с. 2−4.
  27. С.Н., Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды//"Бизнес и климат", 1998. с. 1−4.
  28. Лидия Попова. Центр ядерной экологии и энергетической политики СоЭС, Позиция Климатической сети НПО по вопросам энергоэффективности как основных мер, направленных на снижение негативных последствий изменения климата. Доклад, 2001 г. с. 1−2.
  29. С.В., Корпоративные облигации: мировой опыт и российские перспективы, М., 2002, 109−220.
  30. Марракешские соглашения, ч. 1, Приняты конференцией сторон 10.12.2001 г.
  31. Марракешские соглашения, ч. 2, Приняты конференцией сторон 10.12.2001 г.
  32. М.В., Аверченков А. А., ИД РПОИ, Возможные механизмы торговли СЕВ ПГ в рамках Киотского протокола, Методологические оценки портфеля пилотных проектов в России, 1998, с. 1−9.
  33. М.В., Энергетический углеродный фонд л привлечении инвестиций в энергетику России. // Экотехнологии спрос и предложение в регионах России, 2002, с. 14−17.
  34. Международная конференция по проблемам потепления климата// БИКИ.- 2001, № 89.-с. 12−13.
  35. Методы эколого-экономической оценки затрат и результатов гармонизации природоохранного законодательства//Экономические аспекты экологической политики в России, М., 2004, с. 17−20.
  36. Модель системы учета парниковых газов и эмиссионной торговли в Польше, GEF, 2001 г, с. 16−23.
  37. Налоговый кодекс РФ, ч.1, гл. 25.
  38. Национальный доклад по проблемам изменения климата, подготовлен Минэкономразвития, Москва 2002 г., с 24−29.
  39. В.Д., Островская В. Ю., Государственные и муниципальные ценные бумаги, СПб, 2004 г., с. 50−67.
  40. О.Е., " Некоторые правовые вопросы с принятием Киотского протокола", Инюрколлегия, 1998, с. 1−3.
  41. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Минэнерго, 2002.
  42. Основные экономические и социальные показатели РФ 1998−2003 гг., статистические Данные Центральной БД МЭРТ РФ, 2004.
  43. В., Практическая имплементация Киотского Протокола и выгоды, получаемые от этого Российской Федерацией//Экономические аспекты экологической политики в России, М., 2004, с.21−23.
  44. О.Б., Министерство топлива и энергетики РФ, «Анализ текущей ситуации в энергетическом секторе и меры по энергосбережению», 1998, с. 1−5.
  45. А.А., Плужников О.Б.(Минэнерго), Гаврилов В. В. (Минэкономразвития), Киотский протокол: перспективы, выгоды и затраты для России // Киотский протокол, ответственность и перспективы для бизнеса, с. 6−8.
  46. И., Седьмая конференция стран-участниц конвенции по изменению климата в Марракеше//Экотехнологии спрос и предложение в регионах России, 2002, с. 22−24.
  47. Постановление ФКЦБ от 16 ноября 1998 г. N 49 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг».
  48. Рабочая книга по инвентаризации парниковых газов, межправительственная группа экспертов (МГЭИК), 1996, с. 5−7.
  49. Разработка механизмов торговли квотами на выбросы парниковых газов. Заключительный отчет. Бюро Экономического анализа (Минэкономразвития), 2001 г.
  50. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, 1992 г.
  51. Региональное руководство BASREC по процедурам совместного осуществления в регионе балтийского моря// Климатическая программа WWF, 2003, с. 10−31.
  52. Российско-американский семинар по торговле квотами на выбросы парниковых газов. Сборник трудов, 1998, с. 30−42.
  53. Россия и Европейский Союз: до и после вступления России в ВТО, сб. докладов участников международной конференции, СПбГУЭиФ, 2003, с. 21−45.
  54. Г., Инвентаризация выбросов парниковых газов в России: первый региональный проект в Новгородской области// Журнал «Энергоэффективность: опыт, проблемы, решения», Нижегородский центр энергосбережения, № 3, 2000.
  55. Т.В., Операции с ценными бумагами в РФ, рынок капитала, Тверь, 1998, с. 50−65.
  56. В.М., Инвестиционный менеджмент, М., 2000, с. 90−142.
  57. Система корпоративной эмиссионной торговли корпораций Бритиш Петролеум и Шелл, М., 2001, с. 10−35.
  58. .Е., Механизм инвестирования социальной политики в России, СПбГУЭиФ, 2003, с. 4−16.
  59. Сценарные условия социально-экономического развития РФ на 2005 год и на период до 2007 года и параметры прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2005 год, МЭРТ РФ, М., 2004, с. 18−22,32−36.
  60. К., Корпоо А., Бердин В., Целевые экологические инвестиции, международная торговля квотами на выбросы парниковых газов, как инструмент охраны природы, 2001 г., с. 20−41.
  61. Третье национальное сообщение об изменении климата, Межведомственная комиссия по проблемам изменения климата РФ, М., 2002, с. 25−40.
  62. Т.В., Экологический менеджмент, СПб., 2003, с.12−16.
  63. Федеральная программа «Энергоэффективная экономика на 2002−2005 годы и на перспективу до 2010 года», Минэнерго, постановление Правительства РФ № 796 от 17 ноября 2001 г. 2001 г.
  64. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».
  65. Федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» № 208, 24.12.1995, гл.З.
  66. Федеральный закон РФ «Об электроэнергетике», Проект № 202 990−3, Принят Гос. Думой 14.04.2002.
  67. Ю.Н., Киотский протокол: возможности для российского энергетического бизнеса // Киотский протокол, ответственность и перспективы для бизнеса, с. 18−19.
  68. Ч., Встает солнце, поднимается ветер: сохранение климата и устойчивое развитие экономики: Реферат //Актуальные проблемы Европы.-2001. № 2, с.71−77.
  69. Целевая инвестиционная программа «Строительство объектов малой энергетики в Сахалинской области», ОАО «Сахалингазсервис» 2003, с. 15−50.
  70. С., Обольщение Сирен: глобальные климатические изменения и моделирование: Реферат // Актуальные проблемы Европы. -2001- № 2, с. 78−81.
  71. Экономическая эффективность Проектов Совместного Осуществления, Энергетический Углеродный Фонд, www.carbonfund.ru, 2003.
  72. Й., Экономические аспекты (частичной) имплементации директивы ККПЗ в Российской Федерации//Экономические аспекты экологической политики в России, М., 2004, с. 24−30.
  73. Bernstein P., Montgomery D. and others, Effect of Restrictions on Internatinal Permit Trading: The MS-MRT Model // The Energy Journal, Special Issue, The Costs of the Kyoto Protokol- A Multi-Model Evaluation, 1999.
  74. Beyond Kyoto, Energy dynamics and Climate Stabilisation, OECD/ International Energy Agency, 2002, p. 37−60.
  75. Beyond Kyoto, OECD, International Energy Agency, 2003, c. 3−21.
  76. Bode S., Emissionshandel und Selbstverpflichtung, // Energiewirtschaftliche Tagesfragen, 52 Jg. (2002) № 5, s. 283−287.
  77. Bodnar P. und die andere. Emissionshandel in Mittel-und Osteuropa-eine Chance fuer Unternahmen des Energisektors // Zeitschrift fuer Energiewirtschaft, 26 (2002), № 1, s.73−79.
  78. Bonze-Geuking, Berlin/ Duesseldorf, Nachhaltige Energiepolitik-Mehr Wettbewerb, weniger Staatseingriffe, Orientierungspunkte des Wirtschaftsrates der CDU e.V.// Energiewirtschaftliche Tagesfrage, 2001, № 12, s. 769−774.
  79. Der Handel mit Treibhausgasemissionen- Veranstaltungen // Energiewirtschaftliche Tagesfragen, 52 Jg. (2002) № 5, s. 367−368.
  80. Die Anwendbarkeit des Vorsorgeprinzips- Mitteilung der Kommision der Europaischen Gemeinschaften", Brtissel, 2.02.2000, c.1−2.
  81. Draft speech of David Anderson on the annual award ceremony of the Fund «Voluntary Challenge Registry», 2002.
  82. Environmentally Sustainable Economic Development, UNDP, 1991.
  83. Estimates of the Costs of Abating Greenhouse Gas Emissions // The Macroeconomic Consequences of Controlling Greenhouse Gases: A Survey, p.55- 60.
  84. European Power News, July/August 2003, Volume 28, Issue 5, p. 4.
  85. Key World Energy Statistics, International Energy Agency, 2003.
  86. Leitlinien fur Verantwortliches Handeln bei Umweltschutz und Sicherheit. (Руководство к соблюдению ответственности в области окружающей среды и безопасности), Bayer AG, 2000.
  87. Malafeev W., Schuricht W., Chemnitz, District Heating in the Russian Federation // European Technology Review 2002, s.6−10.
  88. Manual for Joint Implementation and Clean Development Mechanism Projects, Manual for Project proponents, Danish Energy Agency, Denmark, 2002.
  89. Mayer J. Das hessische Planspiel zum C02- Emissionshandel // Energiewirtschaftliche Tagesfragen, (2001), № 10, s. 630−633.
  90. В. и Pelchen A., Berlin, Wie koennen Unternehmen von einem C02-Emissionsrechtehandel profitieren? // Energiewirtschaftliche Tagesfragen, (2001), № 10, s. 625−629.
  91. Nationales Klimaschutzprogramm verabschiedet // Umwelt Nr. 11/2000, s. 571−588.
  92. Nordhaus W., Boyer J., Requiem for Kyoto: An Economic Analysis of the Kyoto Protocol. // The Energy Journal, Special Issue, The Costs of the Kyoto Protokol- A Multi-Model Evaluation, 1999.
  93. Ott H. Und Santarius Т., Wuppertal, Emissionshandel in Deutschland, Wie denken Unternehmen darueber // Energiewirtschaftliche Tagesfragen, 52 Jg. (2002) № 5, s. 280−282.
  94. Preliminary report on GEF-UNDP Coalbed Methane Project, RMC/ICF Kaiser, January 2001.
  95. Preliminary report on Multy-Regional Project to Develop Monitoring and Reporting Capacity for Multiple Greenhouse Gases in Russia, PNNL/CENEf7WWF Moscow Office, January 2001.
  96. Report of the Conference of the Parties on the first part of its seventh session, held at The Marrakesh from 29 October to 11 November 2001 (COP 7) UNFCCC, Marrakesh 2001.
  97. Report «Kyoto targets 2003» ILEX Energy Consulting, 2003, p.7−10.
  98. Responsible Care Bericht 1999, Bayer AG. — Отчет Компании Bayer AG о совершенствовании безопасности деятельности, с. 1−14, с. 60−65.
  99. D., «Klimaschutzkonferenz in Den Haag», Abteilung der Unweltschutzpolitik, s.1−5.
  100. Selbstverpflichtungserklarung der Wirtschaft Ein wichtiger Baustein des Klimaschutzprogramms, Umwelt, Nr.3, 1997, s. 102−110.
  101. Smith, S. The Distributional Consequences of Taxes on Energy and the Carbon Content of Fuels, European Economy Special Edition 1992 #1, The Economics of Limiting C02 Emissions.
  102. Summary for Policymakers// Climate Change 2001, Synthesis Report, 2001, p. 293 302.
  103. Technologietransfer und Emissionsszenarien im Klimaschutz, Umwelt, Nr.6, 2000, s. 316−325.
  104. The e7 Guide to Implementing Projects under the Clean Development Mechanism, Climate Change Working Group, 2003, c. 3−35.
  105. The Size of Challenge, a Government of Canada Backgrounder, 03.2002.
  106. Using Tradable Emissions Permits to Help Achieve Domestic Greenhouse Gas Objectives. Option Report. Tradeable Permits Working Group-Canada, April, 2000.
  107. Wayent J. and Hill J.W., Introduction and Overview // The Energy Journal, Special Issue, The Costs of the Kyoo Protokol- A Multi-Model Evaluation, 1999.
  108. Государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения США, http://www.eia.doe.gov/oiaf/1605/forms.html
  109. Государственные программы по внедрению возобновляемых источников в США, http://www.environmentaldefense.org/article.cfm?contentid=2864
  110. Государственные программы по внедрению проектов поглощения углекислого газа и лесовосстановлению в США, http://www.fossil.energy.gov/programs/sequestration
  111. Доклад ЕБРР 2001 г., стр. 79, www.ebrd.org
  112. Потребление топлива электростанциями системы РАО «ЕЭС России», www.rao.elektra.ru
  113. Статистическая база данных Международного Энергетического Агентства, www.iea.org
  114. Статистические данные о прогнозе энергопотребления в ЕС, Eurelectric 2004, www.eurelectric.org
  115. Статистические данные экономического развития РФ за 2001−2003 гг. Госкомстата РФ, www.gks.ru
  116. Система эмиссионной торговли Великобритании, с.3−8, www.defra.uk.org
  117. Электронная база данных Рамочной конвенции ООН по изменению климата, www.unfccc.int.
  118. BP Amoco «Greenhouse Gas Emissions Trading in BP Amoco», 2000 www.bpamoco.com
  119. Chicago Climate Exchange, www. chicago-exchange.com
  120. Clean Development Mechanism, UNFCCC http://cdm.unfccc.int
  121. ERUPT 2001, Terms of Reference, Senter International, www.carboncredits.nl
  122. IPCC Good Practice Guidance for Greenhouse Gas Emission Inventory, IPCC, 2000, www.ipcc.org
  123. Joint Implementation Agency in Ukraine, www.ji.ua
  124. Position of Federal Government regarding the Introduction of EU, BMU, 2001, www.bmu.de
  125. Prototype Carbon Fund of the World Bank, www.prototypecarbonfund.org
  126. The Carbon Market Analyst, электронный журнал Point Carbon, 04.2003, www.pointcarbon.com
  127. UN Statistical Yearbook, 2000, www.un.org
  128. United Nations Development Programme, The Project «Capacity Building to Reduce Key Barriers to Energy Efficiency in Russian Residential Buildings and Heating Systems», www.undp.ru
Заполнить форму текущей работой