Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синхронность в пространственной эволюции систем расселения и транспортных сетей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ахиллесовой пятой" большинство стадиальных концепций является процедура идентификации моментов смены стадий. Плавность перехода и размытость межстадиальных граничных областей сильно затрудняют процесс стадиального членения при попытках применения теоретических схем для исследования конкретных территорий. Поэтому для фиксации стадиальных переходов целесообразно привлечение строгих показателей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Синхронность в пространственной эволюции систем расселения и транспортных сетей как проявление самоорганизации географического пространства
    • 1. 2. Антиномичность методологических подходов к исследованию процессов самоорганизации общественно-географических явлений
    • 1. 3. Стадиальные концепции пространственной эволюции общественно-географических феноменов: связь через устойчивость систем городского расселения

Синхронность в пространственной эволюции систем расселения и транспортных сетей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной общественной географии есть два научных направления, развитие которых в последние десятилетия проходило особенно динамично и плодотворно. Эти направления — выявление стадиальности пространственного развития разнородных географических феноменов и изучение пространственной устойчивости систем расселения. Несмотря на общность логико-методологической основы, выражающуюся в синергетической трактовке изучаемых явлений, названные направления исследований до настоящего времени эволюционировали исключительно автономно. Между тем синтез результатов, полученных при применении достаточно далеко отстоящих друг от друга исследовательских традиций, в истории развития науки нередко оказывался весьма плодотворным. Возможности для такого синтеза назрели и в общественной географии.

В основе синтеза лежит идея о том, что разнородные географические феномены — сети и системы людских поселений, производственных, инфраструктурных, рекреационных объектов — являются эманациями единого географического пространства. Такая трактовка неизбежно приводит к поискам взаимосогласованности, скоординированности в пространственной эволюции этих феноменов как частей единого закономерно связанного и гармоничного целого. А отсюда — один шаг до сопоставления переломных моментов, критических точек в их развитии.

Интерес к переломным, переходным периодам не нов для общественной географии. Именно такие периоды находятся в фокусе внимания стадиальных концепций пространственного развития разнородных географических феноменов. Урбанизация и территориальная структура хозяйства, взаимоотношения между центром и периферией и морфология транспортных сетей, диффузия нововведений и формирование городских агломерация — вот неполный перечень географических явлений, эволюция которых осмыслена с позиций стадиальности. Каждое из этих явлений может выступать в качестве самостоятельного объекта исследования. Однако не менее важен поиск взаимных связей, точек соприкосновения и «сквозных» линий. Выявление синхронности моментов стадиальных переходов — одно из направлений такого поиска.

Ахиллесовой пятой" большинство стадиальных концепций является процедура идентификации моментов смены стадий. Плавность перехода и размытость межстадиальных граничных областей сильно затрудняют процесс стадиального членения при попытках применения теоретических схем для исследования конкретных территорий. Поэтому для фиксации стадиальных переходов целесообразно привлечение строгих показателей, позволяющих количественно оценивать процесс развития. Таким свойством обладает показатель, характеризующий степень пространственной устойчивости систем расселения. Он позволяет определить те критические периоды в пространственной эволюции этих систем, когда происходит скачкообразный переход от одной стадии к другой. Не являются ли такие периоды переходными не только для систем расселения, но и для других общественно-географических феноменов? В данном исследовании сделана попытка приблизиться к ответу на этот вопрос.

Итак, актуальность темы диктуется проблемой выбора стратегий экономического и социального развития регионов, приобретшей особую значимость в современный период резких социально-политических трансформаций на всем постсоветском пространстве. Ее разрешение требует знания объективных закономерностей саморазвития географического пространства как единого гармоничного целого, проявляющегося, среди прочих, и через различные общественно-географические феномены — сети и системы поселений, политических, экономических, культурных, инфраструктурных и рекреационных объектов. Одно из направлений поиска таких закономерностей — сопряженный анализ процес.

• сов развития систем расселения и транспортных сетей. Трактовка этих процессов как составных частей единого саморазвивающегося целого приводит к идее единой ритмики в их пространственной эволюции. При этом каждая система расселения рассматривается с двух точек зрения: и как арена развертывания урбанизационных процессов, и как полигон для формирования иерархической структуры городов — центральных мест.

Цель исследования — выявление синхронности в процессах пространственной эволюции систем центральных мест, урбанизации и транспортных сетей.

Главная исследовательская задача — проверка гипотезы о совпадении критических периодов в пространственной эволюции систем центральных мест с моментами стадиальных переходов в пространственной эволюции урбанизации и транспортных сетей на примере нескольких «ключевых» регионов.

Вспомогательные исследовательские задачи: 1) проследить в изучаемых регионах траекторию изменения степени устойчивости систем центральных мест с целью фиксации критических периодов в их пространственной эволюции- 2) выявить стадии пространственной эволюции урбанизации в тех же регионах- 3) определить в них стадии развития конфигураций транспортных сетей- 4) сопоставить моменты смены стадий с критическими периодами.

Объекты исследования. В качестве «ключевых» избраны четыре региона бывшего СССР, каждый из которых обладает яркой спецификой пространственного «рисунка» общественногеографических процессов: Армения, Грузия, Эстония и Центральный район России.

Источники информации: 1) научная литература, посвященная вопросам философии и методологии, теоретической географии, а также конкретным характеристикам «ключевых» регионов- 2) наглядная информация, снятая с общегеографических и тематических карт соответствующих регионов- 3) статистические материалы, содержащиеся как в статистических сборниках, так и непосредственно в региональных органах по учету статистической информации- 4) личные наблюдения автора.

Научная новизна результатов исследования состоит в обнаружении синхронности пространственной эволюции трех географических феноменов: систем центральных мест, урбанизации и транспортных сетей. Проявлением этой синхронности является то, что моменты стадиальных переходов в пространственной эволюции урбанизации и транспортных сетей приходится на критические периоды в развитии систем центральных мест.

Научной новизной обладают также постановка и решение некоторых более частных задач. Установлено наличие критических периодов в эволюции систем центральных мест, характеризующихся качественными сдвигами в степени их пространственной устойчивости. Стадиальная схема пространственной эволюции урбанизации Дж. Джиббса впервые применена для сравнительного анализа урбанизационных процессов в ряде регионов бывшего СССР. Получил дальнейшее развитие топоцентристский подход, плодотворность которого впервые показана на примере сопряженного анализа разнородных географических феноменов.

Практическая значимость исследования заключается в обосновании возможности применения критических периодов в эволюции систем центральных мест в качестве своеобразных маркеров для фиксации переходных моментов в пространственном развитии географических систем различной природы (в частности, систем расселения и транспорта). Выявление таких переломных точек крайне важно при попытках прогнозирования траекторий развития этих систем, а также при разработке стратегий социально-экономического развития регионов.

Практическое применение. Методика выделения критических периодов в эволюции систем центральных мест использована при подготовке проекта «Европолис — город будущего» для выбора и оценки места строительства нового города на территории Армении.

Положения диссертации докладывались на 17 совещаниях, конференциях, симпозиумах и семинарах в 1988;1995 гг.

Специфика цели и задач предопределили логику исследования и структуру диссертации. В первой главе рассматриваются методологические и конкретно-научные предпосылки проведенного исследования, а также обсуждаются степень разработки проблемы и специфика ее авторской постановки. Повышенное внимание к ряду методологических подходов обусловлено тем, что именно их применение позволило поставить и решить исследовательские задачи несколько иначе, чем это было сделано в предшествующих работах. Вторая глава посвящена осмыслению процесса пространственной эволюции систем центральных мест с позиций стадиальности. Стадиальное членение процесса эволюции проведено на основе выделения особых — критических — периодов, характеризующихся качественными сдвигами в степени пространственной устойчивости соответствующих систем. Третья глава освещает процессы пространственной эволюции урбанизации в ключевых регионах. В качестве базовой модели избрана схема Дж. Джиббса, в которой последовательные процессы пространственной эволюции урбанизации выделены на основе соотношения процессов концентрации и деконцентрации в городском и сельском расселении. В четвертой главе выявлены стадии эволюции конфигураций транспортных сетей. Стадиальным анализом охвачены сети двух видов, имеющих наибольшую сложность — железных и автомобильных дорог. Наконец, в заключении диссертации проведено сопоставление моментов стадиальных переходов в пространственной эволюции трех географических феноменов, изложены основные выводы диссертации, а также очерчены направления дальнейших исследований.

Автор считает своим долгом отдать дань признательности и уважения тем мыслителям, которые в наибольшей степени повлияли на его научное мировоззрение — В. И. Вернадскому, Р. К. Попперу, И. Р. Пригожину, Б. Б. Родоману, и кроме них — непосредственным учителям Л. А. Валесяну, Г. М. Лаппо, Я. Г. Машбицу, Г. А. Приваловской, В. А. Шуперу.

Автор глубоко благодарен всем исследователям из Института географии РАН и других организаций, которые помогали ему интересными идеями и критическими замечаниями.

4.4. Основные выводы.

Результаты, изложенные в четвертой главе, можно свести к двум главным выводам.

Первый вывод заключается в том, что эволюция конфигураций транспортных сетей в четырех «ключевых» регионах со структурно-морфологической точки зрения за рассмотренный период проявляется как в актах усложнения сетей железных и автомобильных дорог (Армения, Грузия, Эстония, Центральный район России), так и в актах их упрощения (Эстония). При этом системы различаются по числу стадиальных переходов в своих транспортных сетях. В железнодорожных сетях три стадиальных перехода наблюдались в Эстонии (два акта усложнения, и один — упрощения), по одному — в Армении и Центральном районе России (электрифицированная часть) и ни одного — в Грузии. В автодорожных сетях по два акта усложнения пережили Армения и Грузия, один — Центральный район России. Один акт упрощения приходится на Эстонию.

Второй вывод состоит в том, что все отмеченные стадиальные переходы в эволюции конфигураций транспортных сетей приходятся на критические периоды в эволюции систем центральных мест. При этом не оказались охваченными по одному критическому периоду в Эстонии и Армении, два — в Грузии и три — в Центральном районе России. Наблюдается также неплохое совпадение «транспортных» стадиальных переходов с урбанизационны-ми (в шести случаях из семи).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Синхронность как совпадение моментов стадиальных переходов.

Таким образом, на основе представленного во II, III и IV главах анализа выявлены стадии пространственной эволюции систем центральных мест, урбанизации и транспортных сетей в четырех ключевых регионах. Это позволяет провести сопоставление моментов стадиальных переходов в пространственной эволюции трех вышеназванных географических феноменов с целью проверки выдвинутого в I главе предположения о возможности совпадения критических периодов в пространственной эволюции систем центральных мест со стадиальными переходами в пространственной эволюции урбанизации и транспортных сетей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Е. Население Армянской ССР. — Ереван, 1975. (на арм.яз.).
  2. Х.А. География населения и поселений Советской Армении (1920−1980). Ереван, 1987. (на арм.яз.).
  3. Автомобильные дороги Эстонии. Таллинн, 1988.
  4. Т.Х. Города Советской Армении. Ереван, 1977. (на арм. яз.).
  5. Т.Х. Очерк истории Еревана. Ереван, 1977.
  6. Э.Б. Социально-экономическая география. (Понятийно-терминологический словарь). М., 1983.
  7. А.Д., Таргульян В. О. Принцип дополнительности и характерное время в географии. // Системные исследования. 1974 М., 1974. — С. 146−153.
  8. А.Д. Самоорганизация и саморегулирование географических систем. М., 1988.
  9. С.С., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Цикличность и стадийность как естественные компоненты в территориальном развитии. // География и проблемы регионального развития. М., 1989. — С. 42−54.
  10. А.Ф. Метакартография: Основные проблемы. Тбилиси, 1974.
  11. Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М., 1956.
  12. А.Ю., Глушкова В. Г., Хорев Б. С. Столичный регион: проблемы ограничения роста ядра и сбалансированногорасселения. // Экономико-географические проблемы развития столичных регионов. Новосибирск, 1985. — С. 31−41.
  13. JI.C. Труды по теории эволюции. 1922−1930. JI., 1977.
  14. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системные исследования и общая теория систем. // Системные исследования. 1969. М., 1969. — С. 7−29.
  15. А.А. Тектология. Т.1. М., 1989.
  16. В. Теоретическая география. М., 1967.
  17. Бюллетень ЦСУ. № 77 М., 1923.
  18. JI.A. Экономическая и социальная география Армянской ССР. Ереван, 1988. (на арм. яз.).
  19. В.И. Избранные труды по истории науки. -М., 1981.
  20. М.Б., Мебус Г. А. Центрально-промышленная область. M.-JI., 1926.
  21. Все дороги ведут в Москву. М., 1971.
  22. В. Что такое «понимание» в теоретической физике? // «Природа», 1971, № 4 С. 74−77.
  23. А. География: Ее история, сущность, методы. -М.-Л., 1930.
  24. В.Г. Московская агломерация. // «География в школе», 1979, № 6. С. 10−14.
  25. В.Г., Барбаш Н. Б. Процессы поляризации расселения в Московском столичном регионе: взаимодействие центра и периферии. // Московский столичный регион: взаимодействие структурных элементов. М., 1983. — С. 42−55.
  26. Г. А. Влияние транспорта на пространственное развитие городов и агломераций. // Проблемы современной урбанизации. М., 1972. — С. 159−190.
  27. Г. А. Транспорт и расселение. М., 1981.
  28. Г. А. Стадии развития, структурные уровни и константы территориальных общностей населения и хозяйства. // «Известия АН, серия географическая», 1986, № 2. С. 34−48.
  29. Г. А., Лаппо Г. М., Трейвиш А. И. Московский столичный регион: закономерности и перспективы развития территориальной структуры. // «Известия АН, серия географическая», 1987, № 5. С. 55−70.
  30. Г. А. Синергетический подход к изучению динамики инфраструктуры в системах расселения. // Эволюция расселения в СССР. М., 1989. — 4.2. — С. 43−59.
  31. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991.
  32. Ш. А. Неформальный анализ данных в геологии и геофизике. М., 1987.
  33. П.В. Экономическое развитие Грузии и Закавказья в XIX—XX вв.. Т.1 Тбилиси, 1949. (на груз.яз.).
  34. В.В. Городские агломерации Грузии. // Проблемы географии населения и пространственной организации. -Тбилиси, 1983. С. 132−171.
  35. В.В. Развитие городских агломераций Закавказья. // Проблемы изучения городских агломераций. М., 1988. -С. 165−183.
  36. JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М., 1993.
  37. А.А. Теория биологического поля. М., 1944.
  38. В., Карма О., Лукин Г. 100 лет железных дорог Эстонии. Таллин, 1970.
  39. В.Ш. Кутаиси. Тбилиси, 1962. (на груз.яз.).
  40. Р.Дж. География и географы. М., 1987.
  41. .Н., Шупер В. А. Забытая наука? // «Вопросы философии», 1989, № 6 С. 159−169.
  42. История Эстонской ССР. Т.1. — Таллин, 1961.
  43. И. Критика чистого разума. // Сочинения в шести томах. Том 3. — М., 1964.
  44. Р.И. Географические проблемы транспорта Грузии. Тбилиси, 1976.
  45. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
  46. Э.Д. Промышленный комплекс Грузинской ССР. Тбилиси, 1974.
  47. О.А. Современное состояние деления населенных пунктов СССР на городские и сельские. // «Известия АН, серия географическая», 1958, № 6. С. 69−78.
  48. Коркотян 3. Население Советской Армении за последнее столетие. Ереван, 1932.
  49. В.М., Преображенский B.C. С чем мы подходим к рубежу XXI века? (о некоторых чертах менталитета отечественных географов) // «Известия АН, серия географическая», 1992, № 3 С. 4−11.
  50. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  51. С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.: Препринт Института прикладной математики им. М. В. Келдыша АН СССР. 1990. № 45.
  52. Т. Стадиальная концепция урбанизации: методология и методы анализа. // Методы изучения расселения. М., 1987 — С. 18−34.
  53. Г. М. Некоторые черты исторической географии городов Московской области. // Москва и подмосковные регионы. М., 1961. — С. 27−51.
  54. Г. М. Тенденции развития расселения в Московском районе. // Вопросы географии. Сб. 87 М., 1971. — С. 89−102.
  55. Г. М. Города на пути в будущее. М., 1987.
  56. Г. М. Города России. // Города России. М., 1994, — С. 5−11.
  57. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. М., 1959.
  58. Ю.Г. Апории современной географии. II Всесоюзная конференция «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук». Москва-Обнинск, 1978. — 4. III-IV.- С. 403−406.
  59. Ю.Г. Устойчивость систем в социальной и экономической географии. // Факторы и механизмы устойчивости геосистем. М., 1989. — С. 72−80.
  60. А.А. 1890−1972. Л., 1982.
  61. А.С. Искусство открытия. М., 1993.
  62. М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
  63. Я.Г. Тенденции развития географической мысли. // «Известия АН, серия географическая.» 1990, № 4 С. 17−27.
  64. Ю.В. О размерах городов, объединенных в систему. // Количественные методы исследования в экономической географии. М., 1964. — С. 90−121.
  65. С.В., Соколов Б. С., Шрейдер Ю. А. Классическая и неклассическая биология. Феномен Любищева. // «Вестник АН», 1977, № 10. С. 112−124.
  66. Ш., Гвритишвили Д., Думбадзе М., Сургулад-зе А. История Тбилиси. Тбилиси, 1958, (на груз.яз.).
  67. Московский столичный регион: территориальная структура и природная среда. М., 1988.
  68. Народное хозяйство Армянской ССР в 1988 году. Ереван, 1989.
  69. Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
  70. Н.Ф. Структура и симметрия. // Системные исследования. 1969. М., 1969. — С. 111−121.
  71. Н.Ф. Симметрия и полиморфность знания. // Всесоюзная коференция «Методологические аспекты взаимодействия общественных, естественных и технических наук». Москва-Обнинск, 1978, Ч. III-IV. — С. 216−219.
  72. Н.Ф., Шупер В. А. Симметрия социально-географического пространства и самоорганизация систем расселения. // Методы изучения расселения. М., 1987. — С. 18−34.
  73. Е.Н. География городов (геоурбанистика). М., 1991.
  74. Н.В. Пространственно-временной анализ в социальной географии. / Основные достижения и направления исследований шведской школы/: Препринт. М., 1986.
  75. Ю.Л. Пространственная эволюция урбанизации: некоторые рубежи развития.// Пространственное развитие урбанизации: общие закономерности и региональные особенности. М., 1991. — С. 5−25.
  76. Ю.Л. Урбанизация в СССР: макрорегиональ-ные различия, стадиально-региональный подход, контрастность расселения. // «Известия АН, серия географическая», 1992, № 1 -С. 52−63.
  77. К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  78. К. Нищета историцизма. М., 1993.
  79. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  80. Р.Н. Городское население Эстонии с конца XVIII в. до 1940 г. Таллин, 1976.
  81. Р.Н. Городское население буржуазной Эстонии. -Таллинн, 1973.
  82. Пути развития малых и средних городов. М., 1967.
  83. Развитие автомобильного транспорта Эстонской ССР. -Таллинн, 1985.
  84. А.Г. Население России за 100 лет (1811−1913 гг.). -М., 1956.
  85. .Б. Зональность и географические зоны. //"Вестник МГУ", серия «География», 1968. № 5. С.33−40.
  86. .Б. Поляризация ландшафта как средство сохранения биосферы и рекреационных ресурсов. // Ресурсы, среда, расселение. М., 1974. — С. 150−162.
  87. .Б. Позиционный принцип и давление места. //"Вестник МГУ", серия «География», 1979. № 4. С. 14−20.
  88. .Б. Роль теоретической географии в улучшении территориальной организации общества. // Исследования методологических проблем географии в Эстонской ССР. Таллинн, 1987. — С. 150−155.
  89. .Б. Введение в социальную географию. М., 1993.
  90. М.А. Явление дополнительности в гуманитарном познании. // Нильс Бор и наука XX века. Киев, 1988. — С. 165 176.
  91. М.А. Научное знание и механизмы социальной памяти. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1990.
  92. П.Г. Городское население. // Очерки экономической истории России первой половины XIX в. М., 1959, -Т.1.
  93. .Е. Автомобильный транспорт и народное хозяйство Армянской ССР. Ереван, 1970.
  94. А. О происхождении и причинах богатства народов. М., 1962.
  95. И.М., Бучев Л. Ф. Опыт экспериментальной разработки групповых систем населенных мест в различных природных и экономических условиях. // Групповые системы населенных мест в различных природных и экономических условиях. М., 1982.
  96. В.Н. Формирование сети поселений в пригородной зоне Москвы. // Расселение в пригородных зонах. М., 1971. — С. 71−77.
  97. Статистика населения с основами демографии. М., 1990.
  98. В.Н. Технологический прогресс и территориальная структура хозяйства: историческая траектория взаимодействия (на примере Германии).// «Известия АН, серия географическая», 1995, Х° 1. С. 74−88.
  99. С.А. Метод классификации крупных городов СССР. //"Известия АН, серия географическая". 1981, № 4. С. 7582.
  100. С.А. Закономерности формирования пространственной структуры транспортных сетей. // «Известия АН, серия географическая»., 1983, № 3. С. 63−74.
  101. С.А. Представления о территориальном развитии и методология пространственного анализа. // География и проблемы регионального развития. М., 1989. — С. 23−31.
  102. С.А. Эволюционная морфология транспортных сетей: методы анализа топологических закономерностей. М., 1989.
  103. А.И. Устойчивость расселения и способы ее географического исследования. // Эволюция расселения в СССР. -4.2. М., 1989. — С. 21−42.
  104. И. Изолированное государство. М., 1926.
  105. М.С., Белоусов В. А. Антиномичность как атрибут научного мышления. Владивосток, 1993.
  106. У. Доходы на диаду расстояния. // XXIII Международный географический конгресс. Секция 6. Общая экономическая география. М., 1976.
  107. Ю.Д. Градостроительные проблемы развития народнохозяйственного комплекса Москвы и Московской области в 1980—1990 годы. // Географические проблемы развития народного хозяйства Московского региона. М., 1986. — С. 3−14.
  108. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
  109. Фон Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М., 1971.
  110. П. Пространственный анализ в экономической географии. М., 1968.
  111. П. География: синтез современных знаний. М., 1979.
  112. Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.
  113. В.Е. Население Армении и его занятость (1828−1978). Ереван, 1979. (на арм. яз.).
  114. В.Е., Асатрян Б. А. Демографические аспекты урбанизации в Армянской ССР. Ереван, 1990.
  115. В.П. Концепция дополнительности и проблема объективности физического знания. Таллинн, 1977.
  116. И.В., Шупер В. А. Процессы самоорганизации расселения, диффузия нововведений и образ жизни. // Социоси-нергетика и информатика. Таллинн, 1989. — С. 66−69.
  117. С.Б., Тархов С. А. География транспортных систем. М., 1995.
  118. В. А. Исследования метрики социально-географического пространства (на примере центра Европейской части РСФСР). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук. М., 1980.
  119. В.А. Возможные пути влияния методологии на поиски решения экологических проблем. // Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981. — С. 145−161.
  120. В.А. Использование теории центральных мест при разработке прогнозов роста городов в Московском столичном регионе. // «Известия ВГО», 1983. т. 115, вып. 3. С. 203 209.
  121. В.А. Анализ иерархического строения систем городов СССР методами теории центральных мест. // «Известия АН, серия географическая», 1984, № 2. С. 95−104.
  122. В.А. Время в социально-географических процессах. // Пространство и время в географии. Казань, 1987. — С. 1316.
  123. В.А. Устойчивость пространственной структуры систем городского расселения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора географических наук. М., 1990.
  124. Экономика и культура города Еревана в 1987 году. -Ереван, 1987.
  125. Экономико-географические проблемы Московского региона. М., 1989.
  126. Alestalo Y. The Concentration of Population in Finland between 1880 and 1980. Fennia, 1983, vol. 161, N 2. — P. 263−288.
  127. Auerbach F. Das Gesets der Bevolkerungkonzentration. // Petermann’s Geographische Mitteilungen. 1913, v. 59. P. 74−76.
  128. De Rudder Y. Lorenz Curves and Concentration Indices Applied to Population Densities in Belgium. Bulletin de la Societe Beige d’Etudes Geographicues, 1977, vol. 46, N 2. — P. 153−170.
  129. Flinders Petrie W.M. Social Life in Ancient Egypt. -London, 1932.
  130. Friedman Y. Regional Development Policy. Cambridge, Mass., 1966.
  131. Gibbs J.P. The Evolution of Population Concentration.//"Economic Geography", 1963, vol. 39, N 2. P.85−99.
  132. Hagerstand T. Innovation Diffusion As a Spatial Process. -Chicago, 1968.
  133. Haggett P., Chorley R.Y. Network Analysis in Geography. London, 1969.
  134. Hall P., Hay D. Growth Centres in the European Urban System. London, 1980.
  135. Hall P. Urban Change in Europe. // Land Srud. Geogr. 1981, N 48. P. 129−146.
  136. Klaassen L.H., Shimemi G. Theoretical Issues in Urban Dynamics.// Dynamics of Urban Development. London, 1981. — P. 8−28.
  137. Kohl Y.G. Der Verkehr die Ansiedlungen der Menschen in ihrer Abhangigkeit von der Gestaltung der Erdoberflache. Dresden-Leipzig, 1841.
  138. Parr J.В. City Hierarchies and the Distribution of City Size: A Reconsideration of Beckmann’s Contribution.// «Journal of Regional Science», 1969, vol. 9, N 2. -P. 239−253.
  139. Parr J.B. Frequency Distributions of Central Places in Southern Germany: A Further Analysis.// «Economic Geography», 1980, vol. 56, N 2. P. 141−154.
  140. Pullat R. Tallinnast ja tallinlastest. Tallinn, 1966.
  141. Pullat R. Moeldes ideaalseele linnale. Tallinn, 1969.
  142. Pullat R. Eesti linnad ja linbased. Tallinn, 1972.
  143. Zipf G.K. National Unity and Disunity. Cambridge, Mass., 1949.
Заполнить форму текущей работой