Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование рыночного механизма управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многоплановость и сложность проблем обеспечения высокого уровня конкурентоспособности требуют комплексного и скоординированного подхода к управлению конкурентоспособностью со стороны субъектов управления, относящихся к различным иерархическим уровням, принятия ими механизмов, которые бы соответствовали рыночным реалиям. В связи с этим в работе обосновывается необходимость создания системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность конкурентоспособности как объекта д управления
    • 1. 1. Конкурентоспособность как экономическая категория и ^ ее место в системе управления предприятием
    • 1. 2. Развитие товарного рынка как внешней среды совершенствования управления конкурентоспособностью
    • 1. 3. Исследование внутренних факторов, определяющих тенденции конкурентоспособности предприятий
  • Глава 2. Анализ состояния конкурентоспособности предприятий ^ кондитерской промышленности
    • 2. 1. Изучение тенденций развития кондитерской промышленности
    • 2. 2. Анализ ассортиментной политики как метода управления ^ конкурентоспособностью предприятия
    • 2. 3. Оценка потенциала кондитерских предприятий в формировании рыночного механизма управления 81 конкурентоспособностью
  • Глава 3. Организационно-методические подходы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 3. 1. Организационно-функциональная модель механизма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 3. 2. Алгоритм управления конкурентоспособностью ^ предприятий кондитерской промышленности
    • 3. 3. Адаптация механизма управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий к 116 условиям вступления России в ВТО

Формирование рыночного механизма управления конкурентоспособностью предприятий кондитерской промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из важнейших задач, стоящих перед экономикой России, является развитие конкурентной среды на базе достижения высокого уровня конкурентоспособности промышленных предприятий. Низкая конкурентоспособность российских предприятийс одной стороны, обусловлена общеэкономической ситуацией в стране, с другой, она является причиной, усугубившей многие отрицательные процессы в экономике.

Проблема достижения высокого уровня конкурентоспособности стоит и перед предприятиями кондитерской промышленности, которая обостряется в связи с вхождением России в ВТО. В этой ситуации возникает острая необходимость формирования механизма управления предприятием, адекватного требованиям рыночной экономики. Такой подход акцентирует внимание к управлению конкурентоспособностью как важного элемента системы управления предприятием. Одним* из путей' решения этой задачи является, разработка целенаправленных управленческих воздействий на более полную реализацию конкурентных преимуществ предприятия, удержание его конкурентных позиций на товарном рынке.

Необходимость теоретической и практической проработки вопросов формирования механизма управления конкурентоспособностью на кондитерских предприятиях обусловила актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Различные вопросы, связанные с исследованием конкурентоспособности, рассматривались в трудах А. Смита,.

I *.

Дж.Робинсона, П. Хейне, Д. Брейна, Э. Мэйсона, Д. Морриса, К. Макконелла, С. Брю, И. Шумпетера, Э. Чемберлена, Ф. Шеррера и других. Значительный вклад в исследование проблем конкурентоспособности экономики внес М. Портер, разработавший основы теории конкурентных преимуществ. Вопросы конкурентоспособности разрабатываются и в отечественной экономической науке. Такие исследования были проведены В. Андриановым, Е. Горбашко, А. Добрыниным, Р. Фатхутдиновым, Г. Багиевым, М. Гельвановским,.

В.Жуковской, И. Трофимовой, П. Завьяловым, В. Золотогоровым,.

В.Окрепиловым и другими. В отраслевой экономической литературе теоретические и практические положения, связанные с проблемой конкурентоспособности продукции и предприятий, отражены в трудах В. Гусева, А. Жигалова, Т. Рябовой, Н. Тульской, В. Денискина, Ю. Косиковой, М. Магомедова и других. Категорийный аппарат теории управления рассматривается в трудах отечественных экономистов А. Ан'чишкина, В. Афанасьева, А. Берга, Ю. Васильева, Д. Гвиашина и других, в работах зарубежных ученых И. Ансоффа, А. Файоля, П. Друкера, М. Мескона, X. Вольфганга и других. Вместе с тем, несмотря на глубокие теоретические и практические исследования отдельных аспектов конкурентоспособности и управления ею, остаются недостаточно проработанными вопросы управления конкурентоспособностью как составного элемента системы управления предприятием.

Недостаточно уделено внимание функциям, методам и алгоритму управления конкурентоспособностью предприятий исследуемой отрасли, а также факторам, влияющим на нее. Проблема адаптации механизма управления, кондитерскими предприятиями к условиям вхождения России в ВТО5 практически не исследована.

Целью диссертационной работы является разработка рыночного механизма управления конкурентоспособностью, обеспечивающего кондитерским предприятиям укрепление конкурентных позиций на товарном рынке.

• I.

I'.

Цель исследования предопределила постановку и решение следующих задач:

— уточнение сущности понятий «конкурентоспособность» как объекта управления и «управление конкурентоспособностью» в системе управления предприятием;

— систематизация факторов конкурентоспособности предприятия с учетом специфики отрасли;

— анализ конкурентоспособности кондитерских предприятий в России и Республике Бурятия для выявления тенденции ее развития;

— оценка действующей практики управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий;

— разработка методических подходов к формированию организационнофункционального механизма управления конкурентоспособностью в i современных условиях;

— обоснование методических инструментариев оценки качества управления конкурентоспособностью;

— раскрытие механизма адаптации управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий к условиям вступления России в ВТО.

Объект исследования. Объектом исследования выступают предприятия кондитерской промышленности в условиях рыночной экономики.

Предмет исследования. Предметом исследования являются организационно-управленческие отношения, возникающие в процессе управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме конкурентоспособности и управления ею. В процессе диссертационного исследования использовались методы системного подхода на основе сочетания микрои макроанализа, сравнительного и логического анализа, метод группировки.

Информационной базой исследования явились официальные статистические данные Госкомстата Российской Федерации и Республики.

I" .

Бурятия, данные специальных исследований отечественных и зарубежных ученых, фактические материалы, отражающие результаты деятельности кондитерских предприятий, материалы периодической печати. и электронных источников по кондитерской отрасли.

Научная" новизна диссертации состоит в разработке методики комплексной оценки качества управления конкурентоспособностью предприятия и обосновании организационно-функциональной модели управления конкурентоспособностью предприятия с учетом отраслевых особенностей. В процессе исследования автором получены следующие основные результаты:

— уточнена сущность экономической категории конкурентоспособности как объекта управления и расширено понятие «управление конкурентоспособностью» в рамках системы управления предприятием;

— выявлены внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия и на их основе предложена оригинальная" их классификация с учетом отраслевых особенностей;

— предложена концептуальная модель системы управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий, в которой в качестве системообразующего элемента выделен ожидаемый уровень конкурентоспособности;

— разработки методический инструментарий оценки качества управления конкурентоспособностью предприятия, базирующийся на использовании системы контроллинга;

— предложен алгоритм управления конкурентоспособностью предприятий с выделением функций и методов управленческого воздействия;

— обоснован механизм адаптации управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий к условиям вступления России в ВТО.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в1 разработке методических подходов к совершенствованию управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий. Сформулированные.

1 I' научные и методические рекомендации были учтены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия при разработке концепции развития кондитерских предприятий региона.

Результаты диссертационного исследования использованы в учебном процессе по дисциплинам: «Разработка управленческих решений», «Исследование системы управления», «Управление качеством» .

Апробацияи публикация результатов исследования. Основные научные результаты диссертационного исследования докладывались на Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы постсоветской экономики и стран АТР на рубеже XX — XXI веков: состояние, проблемы, перспективы» (Улан-Удэ, 2002 г.), на I Международной г научно-технической конференции «Повышение технического, и экономического потенциала предприятий в производственной и инвестиционно-строительной сфере: отечественный и зарубежный опыт» (Пенза, 2003 г.), на Международной научно-практической Байкальской конференции «Социально-экономические аспекты реформ в России: проблемы, пути их решения» (в Сибирском и Дальневосточном регионах) (Улан-Удэ, 2004 г.), на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов Восточно-Сибирского государственного технологического университета (Улан-Удэ, 2001 г., 2002 г., 2003 г.).

По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,.

Заключение

.

1. В современных условиях особое значение приобретает проблема формирования конкурентоспособности предприятий и управления ею для достижения достойного места в экономическом пространстве региона, так и страны в целом на основе принципиально новой организации использования факторов производства, совершенствования системы управления, научно-техническим, интеллектуальным и природно-ресурсн^гм потенциалом.

Конкурентоспособность, в нашем понимании, это категория, характеризующая положение объекта относительно объектов-конкурентов на рынке, выраженная через определенные показатели. Такое понимание конкурентоспособности позволяет рассматривать его как устойчивое экономическое явление.

Конкурентоспособность предприятия раскрывается в единстве двух сторон: как возможности приспособления предприятия к условиям рыночной конкуренции, так и динамики этого приспособления.

Нами аргументировано, что потенциал предприятия в большей, мере реализуется на региональном товарном рынке, который должен вовлекать в воспроизводственный процесс все имеющиеся у предприятия производственные, трудовые, финансовые ресурсы и эффективно их использовать. В этой связи, ключевое значение для обеспечения конкурентоспособности предприятия имеет процесс формирования, создания и удержания конкурентных преимуществ на длительный временной период. Одновременно обосновывается, что уровень конкурентоспособности предприятия определяется структурой его объективных и субъективных конкурентных преимуществ, рассчитанные при сопоставлении технологических пропорций и стоимостей этих факторов производства. Исходя из этого, конкурентные преимущества предприятия во многом определяются способами и методами управления конкурентоспособностью.

2. Выделение факторов — ключевой момент в определении и понимании управления конкурентоспособностью предприятия и основа для выявления направлений его совершенствования.

11аиболее полно отражают конкурентоспособность предприятия те факторы, которые основаны на детализации определенных его функций (производство, сбыт, маркетинг, управление, финансы и т. д.). В этой связи количество показателей, характеризующих факторы конкурентоспособности предприятий различных отраслей, существенно различаются. Многообразие показателей, характеризующих факторы, дало возможность систематизировать факторы и показатели конкурентоспособности предприятий в соответствии с его функциями. Эти факторы можно применить и для определения эффективного управления конкурентоспособностью кондитерских предприятий.

Рассмотрение конкурентоспособности предприятий через призму связей производителей и потребителей позволяет утверждать, что главным условием совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий выступает товарный рынок. Нами обосновано положение о том, что развитие товарного рынка региона способствует внедрению эффективного механизма управления конкурентоспособностью предприятий применительно к специфике отрасли. При этом формирование механизма управления конкурентоспособностью определяется, во-первых, особенностями функционирования системы управления предприятием в целом, во-вторых, зависит от политики предприятия в области маркетинговой активности, сбыта продукции.

3. В диссертации сделан вывод, что позиция товаропроизводителей страны или региона определяется наличием либо отсутствием конкурентного преимущества, возможностью дифференциации потребительских свойств (назначения) товаров. Дифференциация товаров является существенным фактором возможного увеличения дохода. Поэтому на взгляд автора, в рамках выработки товарной политики как метода управления конкурентоспособностью предприятия осуществляется разработка его ассортиментной политики, которая направлена на построение оптимальной ассортиментной структуры.

Проблема оптимизации ассортимента в условиях современного рынка становится, прежде всего, объектом перспективного управления предприятием. Лишь после этого оно может рассматриваться с точки зрения совершенствования процессов производства, сбыта товаров, а также обеспечения их текущей прибыльности, как важных, элементов управления конкурентоспособностью в отношении эффективного использования текущих возможностей предприятия.

На основе вышеизложенного, следует, что для обеспечения устойчивого долгосрочного конкурентного преимущества предприятия необходимо постоянное соответствие товарного ассортимента потребительскому спросу, складывающемуся на товарном рынке региона.

4. Исследование специфики кондитерской промышленности показывает невысокий уровень конкурентоспособности и незавершенность формирования конкурентного поля, что не способствует динамизму ее экономического развития. Несмотря на это кондитерская промышленность России является высокорентабельной и динамично развивающейся, поэтому повышается интерес крупных международных концернов к отечественному рынку и возрастает вероятность появления новых производителей, что приводит к росту интенсивности конкуренции в отрасли. При этом вхождение России в ВТО выдвинуло перед кондитерскими предприятиями в качестве основной задачи создание конкурентоспособной отечественной продукции.

В диссертации обосновано, что важным фактором успешного развития конкурентных отношений является инвестирование в техническое перевооружение действующих и создания новых конкурентоспособных предприятий кондитерской промышленности региона. С этой целыо надо осуществить оценку и выбор инвестирования программ и проектов, реализация которых обеспечивает адекватное повышение конкурентоспособности продукции, производимых предприятиями.

В процессе исследования было выявлено, что для предприятий кондитерской промышленности Республики Бурятия характерна устойчивая тенденция роста объемов производства. Доля рынка, занимаемая кондитерскими производителями в этом секторе республики, составляет 55%. Удельный вес кондитерской продукции в объеме товарной продукции пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 12%. В структуре потребления кондитерских изделий наблюдается тенденция увеличения спроса на качественную продукцию.

Продукция кондитерских предприятий региона ориентирована на самый массовый сегмент потребителей. Как показывает анализ конкурентной среды, предприятия конкурентоспособны на уровне региональных дилеров в отдаленных от центра регионах, таких как, Республика Бурятия, Иркутская и Читинская области, Сахалин и Республика Саха (Якутия). Анализ также показывает, что сильная конкуренция на рынке кондитерских изделий ведется на неценовом уровне.

Исходя из этого, предприятиям необходимо особое внимание уделять маркетинговой активности.

5. Зависимость решения задач управления предприятием предопределяет основополагающее место конкурентоспособности в системе управления предприятием. При этом достижение ожидаемого ее уровня является целевой установкой всей системы управления предприятия. Такой подход к виденью сущности и механизма формирования ожидаемого уровня конкурентоспособности позволил выделить его в качестве системообразующего элемента управления конкурентоспособностью, определяющего цель строения и функционирования системы управления конкурентоспособностью, формирующего состав и иерархию элементов. Система управления конкурентоспособностью рассматривается как подсистема общей системы управления предприятием.

С целью изучения внутренней логики функционирования системы управления конкурентоспособностью в работе выделены управляющая и управляемая подсистемы, описан механизм их взаимосвязи и соподчинения между собой и отдельными составляющими их содержание элементами. Определены важнейшие взаимодействующие элементы системы управления конкурентоспособностью: объект и субъект управлениякритерии оценки состояния объекта управлениясистема информационных потоков, используемая для управленияканалы прямой и обратной связи, посредством которых осуществляется воздействие на субъект со стороны объекта управления в зависимости от того, какие изменения происходят в его состоянии в процессе управления.

Система реализует целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Субъектом управления конкурентоспособностью выступают как отдельные функциональные подразделения, так и конкретные руководители, и специалисты по роду своей деятельности, имеющие отношение к регламентации конкурентоспособности предприятий.

Объектом управления является конкурентоспособность со всем комплексом процессов, составляющих ее содержание в конкретных условиях производства, при этом данные объединены в технологические, технические, организационные процессы. Формой выражения фактором является то или иное мероприятие как конкретное действие субъекта управления, необходимое для достижения поставленной цели.

Суть управления конкурентоспособностью сводится к получению, переработке и анализу информации, характеризующей объект, разработку и реализацию управленческих решений, способствующих достижению ожидаемого уровня конкурентоспособности. Соотношение конечной цели и ч полученных результатов в модели осуществляется через функцию обратной связи и позволяет определить эффективность построения системы управления конкурентоспособностью.

6. Многоплановость и сложность проблем обеспечения высокого уровня конкурентоспособности требуют комплексного и скоординированного подхода к управлению конкурентоспособностью со стороны субъектов управления, относящихся к различным иерархическим уровням, принятия ими механизмов, которые бы соответствовали рыночным реалиям. В связи с этим в работе обосновывается необходимость создания системы управления конкурентоспособностью, основанной на. взаимосвязанных и целенаправленных воздействиях на конкурентоспособность. С учетом вышесказанного разработан алгоритм управления конкурентоспособностью, позволяющий осуществить непрерывный контроль над состоянием конкурентоспособности на всех технологических стадиях. Алгоритм сформирован таким образом, чтобы способствовать реализации общей цели управления — достижение высокой конкурентоспособности предприятий.

Анализ состояния конкурентоспособности на каждой технологической стадии и дальнейшая разработка управленческих мероприятий позволяет осуществить диагностику состояния конкурентоспособности исходя из обозначенных ранее целей каждой технологической стадии.

Методический инструментарий оценки качества управления конкурентоспособностью, разработанный в исследовании, содержит следующие элементы:

— оценку качества управления конкурентоспособностью как части системы более высокого порядка — управления предприятием;

— оценку качества управления конкурентоспособностью как самостоятельной системы, то есть способности системы управления конкурентоспособностью к решению стоящих перед ней задач;

— оценка качества управления как анализа структуры элементов, входящих в систему управления (структуры систем управления), качества их функционирования.

Оценка качества управления конкурентоспособностью как части системы управления предприятием в работе предлагается осуществлять с помощью метода, суть которого заключается в повышении конкурентоспособности под влиянием факторов, способствующих росту эффективности производства и реализации продукции.

Для оценки способности системы управления конкурентоспособностью к решению стоящих перед ней задач в работе предлагается и обосновывается метод оценки качества управления конкурентоспособностью, базирующийся на использовании системы индикаторов. Такой подход дает возможность использовать, выявить основные тенденции изменения конкурентоспособности, указать направления воздействия на объект управления и в целом отражает результативность управления, то есть меру, в которой управленческие решения способны обеспечить достижение поставленных целей.

В работе обосновывается, что адекватная оценка состояния объекта управления может быть получена с помощью динамических нормативов, представляющих собой фиксированный набор показателей изучения системы, упорядоченный на основании сравнения индексов движения (темпов роста).

Диагностические нормативы — показатели, отражающие нормативные состояния системы управления конкурентоспособностью. В качестве нормативных (наилучших) значений показателей рекомендуется использовать лучшие значения за временной период, целевые значения (запланированные), значения на предприятиях-лидерах. При этом нормативный порядок показателей следует рассматривать в качестве идеальной модели развития системы управления конкурентоспособностью, который служит точкой отсчета при оценке ее фактического состояния. В этом случае качество управления конкурентоспособностью может быть охарактеризовано уровнем постоянства фактически складывающегося порядка темпов роста показателей, формирующих нормативную модель системы управления конкурентоспособностью. В результате оценку качества управления конкурентоспособностью молено определить как качественное выражение близости фактического и нормативного состояния системы управления.

Предложенная методика позволяет определить тенденцию развития системы управления конкурентоспособностью как результат разностороннего воздействия значительного числа факторов, задать параметры, обеспечив тем самым высокое качество функционирования системы управления конкурентоспособностью предприятий.

7. Вхождение России в ВТО поставило1. перед предприятиями кондитерской промышленности сложную проблему. В диссертации обосновывается положение о необходимости государственной поддержки кондитерской промышленности для сохранения ими конкурентных позиций на товарном рынке. С этой целью предлагается механизм адаптации управления конкурентоспособностью предприятием в новых условиях, включающих в себя: тарифно-таможенное регулирование на государственном уровне импорта кондитерских изделийинвестиционную политику, способствующую технологическому совершенствованию предприятий кондитерской промышленности. Все это позволит повысить конкурентоспособность предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 г. № 948−1
  2. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 25.05.95 г. № 83-Ф3
  3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законI
  4. РСФСР «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» от 06.05.98 г. № 70-ФЗ
  5. Постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.94 г. № 498
  6. Приказ ГКАП России «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» от 20.03.96 г. № 169.
  7. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г. № 445−1
  8. С.Б. Анализ структур товарных рынков: экономическая теория и практика России М.: ТЕИС, 1998.
  9. В.К., Хомкалов Г. В., Цыренова Е. Д. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах. СПб: 2000.
  10. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика М.: Изд-во АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 1996.
  11. В.Д. Россия: экономика и инвестиционный потенциал. -М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.
  12. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. Под ред. Евсеенко М.: Экономика, 1989.
  13. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный процесс -Н. Новгород, 1997.
  14. О.В. Конкуренция и конкурентоспособность. М.: ЗАО1. Финстатинформ», 1999.
  15. А.Г. Общество: системность, познание и управление. -М.: Политиздат, 1981. 432с.
  16. Т.М. Управление конкурентоспособностью промышленной продукции СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
  17. Г. Л. и др. Маркетинг/ Учебник д/ВУЗов М.: Экономика, 1999.
  18. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995.
  19. А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия: Уч. пособие / Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1996.
  20. B.C. и др. Управление прибылью: Проблемы выбора. Принятие финансовых решений / B.C. Белов, Н. Н. Селезнева, И. П. Скоболева -СПб: Приоритет, 1996.
  21. А.И., Черняк Ю. И. Информация и управление. М.: Экономика, 1966 — 64с.
  22. Т. А. Организационное развитие предприятия: Уч. пособие. Иркутск: Изд-во — ИГЭА, 2001. — 221с. •
  23. Биктимирова 3.3. Прогноз уровня жизни населения России в 2001 -2010 г. г. //ЭКО-2001. № 7 — с.56−67.
  24. А.С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб.: Питер, 2000. — 416с.
  25. В.П. и др. Стратегия управления фирмой: моделирование, практикум, деловая игра. М., 1997.
  26. Бурятия в цифрах: Стат. сборник Улан-Удэ, 2000.
  27. А.С. Совершенствование управления производственными предприятиями: Монография. Челябинск, 2001.
  28. О.С. Менеджмент: Учебник для экономических специальностей / О. С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Высшая школа, 1998 -224с.
  29. М.И. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановый макроэкономический анализ М.: ООД ИМЭМО РАН, 2000.
  30. М.И., Жуковская В. М., Трофимова И. Конкурентоспособность: в микро-, мезо- и макроуровневом изменениях // РЭЖ 1998. -№ 3.
  31. .М., Петроченко П. Ф., Бухалков М. И. и др. Нормирование труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Экономика труда» / Под ред. Б. М. Генкина М.: Экономика, 1995. — 272с.
  32. И.Н. Менеджмент: учебник. М.: ЮНИТИ, 2000. — 501с.
  33. Ю.Н. Основы региональной политики СПб: Михайлов, 1998.
  34. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика-М.: Фигпресс, 1998.
  35. А.В. Стратегический маркетинг Рязань: Март, 1999.
  36. Е.А., Войтоловский Н. В., Ухова И. Н. Менеджмент качества и конкурентоспособности СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  37. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1994.
  38. .А. Ресурсная модель стратегического менеджмента и ее инструментарий // Реферативный журнал. Серия 2. Экономика 2002 — № 4.
  39. Е.В. Экономическое развитие: приоритеты, механизмы, модели. Тверь: ТГУ, 1999.
  40. Н.П. Планирование и прогнозирование деятельностипредприятия: Учеб. пособие Иркутск: Изд-во Иркут. эконом. Академии, 1996.
  41. Т.П. Управление маркетингом: Учеб. пособие М.: Инфра-М, 1997.
  42. В.Н. Основы логистики и маркетинга М.: Гардарика, 1996.
  43. И.П., Сергеева И. А. Производственный потенциал как материальная база предприятия в системе рыночных отношений М.: МГИУ, 1997.
  44. Дж. Обер-Крис Управление предприятием / Пер. с франц.- под ред. 1I.E. Зайцева-М.: Сирин, 1998.
  45. А.И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999.
  46. А.И., Тарасевич JI.C. Экономическая теория /Учебник д/ВУЗов. СПб.: Питер, 1999.
  47. Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. СПб.: Санкт-Петербург Оркестр, 1995.
  48. М.Г., Соловьев И. Н. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции. М.: Изд-во стандартов, 1998.
  49. В.И. Товар в маркетинговой деятельности предприятия — СПб, 1996.
  50. А.В. Эволюционная трансформация экономики в конкурентоспособную форму. Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999.
  51. П.В. Основы стратегического управления. Монография -М.: Маркетинг, 1997.
  52. П.С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) — М.: Международные отношения, 1991.
  53. H.JI. Экономика промышленного предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996.
  54. А.Ф. Экономика предприятия: Учеб. пособие: в 3 ч Уфа: Изд-во УНГТУ, 1997 — Ч. Н. Организация и функционирование служб предприятия.
  55. В.Г. Энциклопедический словарь по экономике -Минск: Полымя, 1997.
  56. Г. П., Мильчакова Н. Н. Теоретическая экономика (политэкономия) М.: Промо-Медиа, 1996.
  57. А.Б. и др. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций М.: Филин, 2003.
  58. Д. Финансовый контроль / пер. с англ.- прд ред. И. И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 2003.
  59. А.Д. и др. Управление персоналом. Регламентация труда. -М.: Экономика, 1999. 576с.,
  60. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
  61. Д.А., Хайзелгрен Б.Дж. Бизнес-планы: полное справочное руководство / пер. с англ. М.: Бином, 2002.
  62. Конкурентные позиции региона и их оценка / отв. Ред. Унтура Г. А. Новосибирск: ИЭиОПП со РАН, 1997.
  63. Конкурентоспособность России в 90-е годы, межстрановой макроэкономический анализ М.: Изд-во ИМЭ и МО, 2000.
  64. JI.B. Основы формирования ассортимента продовольственных товаров. Владивосток, 1996.
  65. В.И. Управление качеством рыночной деятельности предприятий. Саратов, 2000.
  66. Ф. Маркетинг. Менеджмент. СПб: Питер ком., 1998.
  67. М.И. Конкурентные стратегии: Уч. пособие СПб: 2000.
  68. Ю.В., Подлесных В. И. Менеджмент учебное пособие для ВУЗов. СПб.:издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. — 432с.
  69. Л.П. Основы экономической теории. 4.2. Чебоксары: Экономика, 1997.
  70. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  71. И.В. Коммерческое ценообразование. М.: Экономика, 1999.
  72. B.C. Производственный потенциал: оценка, управление
  73. Хабаровск: Изд-во «РИОТИП» краевой типографии, 1998.
  74. B.C. Сущность и структура производственного потенциала региона-Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1998.
  75. А., Ляпунов С. Новый подход к реструктурированию российских предприятий // Проблемы теории и практики управления 2000. -№ 2-с.97−106.
  76. .Г. Управление оплатой труда: учебное пособие для вузов / Б. Г. Мазманова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 368 с.
  77. М.В., Махарина О. М. Производственный менеджмент: Учебное пособие д/ВУЗОв М.: ПРИОР, 1998.
  78. М.В. Производственная логистика. М., 2002
  79. К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т2. М.: Республика, 1992.
  80. М.М. Менеджмент: учебное пособие для вузов / М.М. Максимцев
  81. М.М., Игнатьева А. В. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-343с.
  82. К., Энгельс Ф. Сочинение, 2 издание, Т. 23
  83. А. С. Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998.
  84. А.Я. Региональные аспекты становления рыночной экономики: Автореферат дисс.. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Ростов н/Дону, 1997.
  85. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента /Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.
  86. И.Г. Устойчивое конкурентное преимущество: комбинация институционального и ресурсного подходов // Реферативный журнал. Серия 2. Экономика 2001 — № 4.
  87. А.В. Оценка эффективности инвестиций в бизнес-планировании. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2000.
  88. А. О реструктуризации российской промышленности // Проблемы теории и практики управления 2000. — № 4 — с. 10−22.
  89. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг: теория и практика. — М.: Финансы и статистика, 1993.
  90. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
  91. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: Уч. пособие СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
  92. А.С. Управление воспроизводством трудового потенциала. М.: Изд-во МГУ, 1988. 279с.
  93. В. Конкурентоспособность анализ факторов, показателей критериев, определяющих успех субъектов рынка в конкурентной борьбе на различных уровнях //РИСК — 1999. — № 4.
  94. B.C. Менеджмент XXI века: теория, практика производительности (руководство для бизнеса). М.: ТОО «Полигран», ЗАО ИздатЦентр «Зеркало», 1998. — 280с.
  95. Планирование на пищевых предприятиях: Учебное пособие Н. С. Тульская, И. Л. Статостина, Е. С. Белолипецкая и др. М.: МГУПП, 1997.
  96. Г. Х. Эффективное управление. М.: Экономика, 1985.336с.
  97. Р. Региональный менеджмент Краснодар: «Сов. Кубань», 2000.
  98. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Межд. отношения, 1993.
  99. М. Конкуренция СПб.: Вильяме, 2000.
  100. Л.В. Бурятия: Саморазвитие региональной экономики. -М.: Гуманитарий, 2000.
  101. Н.Н. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания 2000. — № 3.
  102. Промышленность России: Стат. сб./Госкомстат. России. М., 2000г
  103. . А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА, 1998.
  104. .А., Фатхутдинов Р. А. Управление экономикой. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интелсинтез», 1999 — 784с.
  105. Региональные проблемы рыночных отношений /отв. Ред. Шабашев -Кемерово, 1998.
  106. Регионы России: Информ.-стат. сборник. Т. 1.2. М., 2000.
  107. Реформирование предприятий: Метод, ре^. М.: Акционер, 1998.
  108. Д. Сочинения. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955.
  109. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  110. Н.М., Авдашева С. Б. Анализ структур товарного рынка: экономическая теория и практика России. -М.: ТЕИС, 1998.
  111. Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование.
  112. В.Е., Чекалин B.C. Региональное и муниципальное планирование: уч. пособие. // ИСЭН РАН. СПб, 1995 г. Ч. 1.
  113. Г. Р. Система показателей конкурентоспособности потребительских товаров // ЭКО 2000. — № 4 — с.87−92.
  114. П. Экономика. Т.2. М.: Алгон, 1992.
  115. А.И. Реструктуризация предприятий: от локальных решений к системному подходу // Проблемы прогнозирования 2002. — № 3.
  116. Т. Управленческий учет: как его использовать в управлении бизнесом М.: Аудит: ЮНИТИ, 2001.
  117. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962.
  118. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / под ред. Татаркина И. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.
  119. Социально-экономическое положение Республики Бурятия за2003 г.: Стат сб./ Госкомстат Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, 2004.
  120. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Уч. Пособие М.: ИНФРА-М, 1997.
  121. И.В. От монополизма к конкуренции. М.: Политиздат, 1990.
  122. А.И., Романова О. А. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации. — Екатеринбург: УрО РАН, 2000.1.*
  123. М.А., Литвиненко А. Н. Методологические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособности товара // БИКИ, Приложение 1−1991.
  124. И. Инвестиционный климат в России: региональные риски -М.: 1997. •
  125. Я. В. Определение конкурентоспособности промышленного предприятия: Автореферат дисс.. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. Ярославль, 1998.
  126. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: ч теория, проблемы, практика -М.: Экономика, 1999.
  127. С.А. Логистика: общая концепция, теория, практика. -СПб.: Инвест-НП, 2003.
  128. А. Большая советская энциклопедия. М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1972. — т.10. — 197с.
  129. Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности товара
  130. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.
  131. Формирование и развитие рыночных отношений в регионе / под ред. Лузина Г. П. Апатиты, 1992.
  132. П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991.
  133. П.М. Минеральные ресурсы основа устойчивого развития экономики Байкальского региона // ЭКО — 2001. — № 12.
  134. А.Н. Ценообразование в системе маркетинга. М.: Филин, 1997.
  135. Э. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996.
  136. Н.Г. Учет и анализ на промышленном производстве США М.: Финансы, 1991.
  137. Т.И. Формирование и развитие конкурентной среды на рынках региона. Саранск, 1998.
  138. Е. М. Принципы управления экономикой. М., 1990.
  139. В.Е. Об управлении конкурентоспособностью продукции на предприятии-JI.: ЛДНТП., 1990.
  140. С.Ю. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996.
  141. И.В., Булгаков О. В., Булгаков В. Н. Государственное регулирование и методы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий региона в условиях кризиса // Дайджест финансы 2000. — № 6 (66).
  142. Ш. А., Акруч М. Управление ассортиментом продукции с использованием элементов маркетинга. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  143. Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: экономика и социология 1995. — № 1
  144. Р.И. Регион: Экономические методы управления -Новосибирск: Наука, 1997.
  145. В.И. Словарь-справочник, М., 1993.
  146. Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
  147. Г. З. Конкуренция и стабильность фирмы. -СПб:Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  148. М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений / пер. с англ.
  149. Под ред. И. И. Елисеевой М.: Аудит: ЮНИТИ, 2000.
  150. Экономическая теория/ под общ. Ред. Винокурова М. А., Деминой М. П. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998.
  151. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие М.: «Тандем» изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.
  152. Drucker P. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. -Heinemann, 1975.
  153. Gensen M.C., Meckling W.H. Theori and Eyidence // Belle Gournal of Economics and Management Science, Autumn, 1972.
  154. Seicht G. Modern Kosten und Leistungsrechnung. Grundlagen und praktishe Gestaltung. Jndustrieverlag Peter Linde, Gmb. H — Wien, 1990.
Заполнить форму текущей работой