Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в механизме предупреждения преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результатом происходящих изменений стало экономное использование меры пресечения в виде заключения под стражу, применение которой в настоящее время ограничено кругом лиц, наиболее запущенных в нравственно-правовом отношении, судимых и представляющих повышенную общественную опасность. В связи с этим сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ, КАК КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Понятие адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах
    • 1. 2. Особенности содержания под стражей несовершеннолетних обвиняемых и их влияние на обеспечение адаптации
  • ГЛАВА 2. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В СЛЕДСТВЕННОМ ИЗОЛЯТОРЕ
    • 2. 1. Социально-демографическая характеристика
    • 2. 2. Уголовно-правовая характеристика
    • 2. 3. Нравственно-психологическая характеристика

    ГЛАВА 3. ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБВИНЯЕМЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРАХ, В СИСТЕМЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

    § 3.1. Роль адаптации несовершеннолетних обвиняемых в механизме предупреждения преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

    § 3.2. Система средств адаптации несовершеннолетних обвиняемых.

    § 3.3. Основные направления совершенствования деятельности следственных изоляторов по адаптации несовершеннолетних обвиняемых и предупреждению преступности

Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в механизме предупреждения преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В течение последнего десятилетия произошли существенные и принципиальные изменения в деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС). Прежде всего, приняты меры по гуманизации режима содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, значительно изменились основания и процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу, проведена работа по улучшению бытовых условий содержания в следственных изоляторах (СИЗО), внесены поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Результатом происходящих изменений стало экономное использование меры пресечения в виде заключения под стражу, применение которой в настоящее время ограничено кругом лиц, наиболее запущенных в нравственно-правовом отношении, судимых и представляющих повышенную общественную опасность. В связи с этим сократилось количество несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах (с 5% от числа всех лиц, заключенных под стражу, в 2001 году до 3% в 2005 году). Несмотря на незначительный удельный вес, криминальный потенциал этой категории лиц высок, что подтверждается перечнем оснований избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних: «.подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях. в совершении преступления средней тяжести» (ст. 108 УПК РФ). Практика показывает, что в отношении более чем 90% несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей, в последующем выносится обвинительный приговор суда с назначением уголовного наказания в виде реального лишения свободы. Таким образом, в следственных изоляторах сконцентрирована наиболее агрессивная и криминально активная часть несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений, представляющая собой резерв пополнения рядов осужденных в воспитательных колониях.

В соответствии с действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации одной из целей применения меры пресечения в виде заключения под стражу является частная превенция. В связи с этим справедливо утверждение о том, что изоляция несовершеннолетних обвиняемых выполняет функции индивидуального предупреждения преступного поведения. И хотя применение указанной меры связано с существенными ограничениями прав и свобод несовершеннолетних, влекущими физический, психологический и иного рода дискомфорт личности, необходимо признать, что данная мера является вынужденной и необходимой реакцией на опасность, которую представляют подростки во время ведения предварительного расследования. Содержание опасности наполняется не только возможностью помешать ведению объективного следствия, но и высокой вероятностью совершения новых преступлений в условиях свободы. Вынужденность применения меры пресечения в виде заключения под стражу к несовершеннолетним подкрепляется отсутствием тенденции к уменьшению подростковой преступности в современной России.

Следует отметить, что в условиях учреждений УИС уровень подростковой преступности является самым высоким, в 2005 году он составил 1,69 в расчете на 1000 осужденных. Структура преступности несовершеннолетних, отбывающих лишение свободы, в течение многих лет остается достаточно стабильной, не отражая существенного изменения показателей удельного веса преступлений. В ней преобладают убийства и покушения на него, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, побеги и хулиганство. Таким образом, одной из основных характеристик противоправной деятельности несовершеннолетних в данных учреждениях является ее агрессивный, насильственный характер.

Высокая концентрация лиц в одном учреждении и юный возраст несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений, создают ряд трудноразрешимых противоречий. Для их преодоления сотрудники СИЗО предпринимают различные меры, направленные, во-первых, на снижение криминогенное&tradeсреды в условиях изоляции и, во-вторых, повышение объема позитивных влияний на подростков, способствующих усвоению ими (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановлению утраченных или несформированных социальных навыков и привычек поведения с целью профилактики антиобщественного образа жизни и предупреждения рецидива преступлений.

В системе мер, способствующих решению указанных задач, значительная роль отводится адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, где основное место следует уделить совершенствованию предупредительной работы с подростками в целях снижения уровня преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Не вызывает сомнения тот факт, что в значительной степени именно пребывание в СИЗО определяет приобретение несовершеннолетним асоциального опыта и навыков криминального поведения, влияющих впоследствии на его место в неформальной стратификации осужденных, направленность личности и варианты возможного поведения в условиях как изоляции, так и жизни на свободе.

Этим объясняется исключительная важность успешного обеспечения процесса адаптации несовершеннолетних к условиям изоляции. Решение этой сложной задачи возложено на администрацию следственных изоляторов, а также иные органы, призванные работать с указанной категорией лиц.

Углубленное рассмотрение в рамках исследования криминологических, правовых, психологических, социальных и организационных проблем адаптации подростков, содержащихся под стражей, предоставляет реальную возможность расширить научные представления в этой области.

Степень разработанности темы исследования. Проблема адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, носит междисциплинарный характер и находится на стыке ряда научных дисциплин. В той или иной степени данная тема рассматривалась в криминологических трудах В. Н. Андреева, В. М. Анисимкова, Ю. М. Антоняна, З.А. Астеми-рова, Т. Н. Волковой, В. И. Гуськова, А. И. Долговой, А. П. Евграфова, В. И. Игнатенко, К. Е. Игошева, И. В. Каретникова, Ю. А. Кашубы, А. В. Макиенко, А. В. Маслихина, Ю. А. Минакова, Г. М. Миньковского, О. Н. Миндадзе, А. С. Михлина, А. И. Мокрецова, Б. И. Найдена, А. Г. Перегудова, О. Н. Павленко, В. И. Селиванова, В. М. Трубникова, А. И. Ушатикова, Г. Ф. Хохрякова, И. В. Шмарова, В. Е. Южанина и др. В работах данных авторов глубоко изучены проблемы детерминации преступлений в условиях изоляции и профилактики пенитенциарной преступности. Однако самостоятельного, монографического исследования вопрос адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей, в юридической науке не получил. Восполнение образовавшегося пробела со всей очевидностью доказывает необходимость проведения криминологического исследования раннего предупреждения пенитенциарной преступности на этапе адаптации.

Указанные обстоятельства в совокупности определяют актуальность темы настоящего исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с криминологическим и правовым обеспечением процесса адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах.

Предмет исследования составляют правовые нормы, практика деятельности государственных и негосударственных органов по обеспечению адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, личность несовершеннолетнего обвиняемого, содержащегося под стражей, факторы, влияющие на процесс адаптации, а также деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Цель диссертационного исследования — получение нового криминологического знания в сфере влияния процесса адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в СИЗО, на преступность в учреждениях уголовно-исполнительной системы, разработка на этой основе научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию процесса адаптации и повышению его эффективности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— исследовать понятие, сущность и содержание адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, сформулировать понятие данного процесса;

— проанализировать связь между процессом адаптации несовершеннолетних обвиняемых и состоянием преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

— выявить затрудняющие адаптацию противоречия условий содержания несовершеннолетних обвиняемых в СИЗО;

— проанализировать криминологическую характеристику личности несовершеннолетнего обвиняемого, содержащегося под стражей, с точки зрения возможностей к адаптации и на основе этого вывести типологию личности;

— разработать систему средств адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, и оценить эффективность их применения;

— выявить недостатки правового регулирования процесса адаптации и сформулировать предложения по его совершенствованию.

Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистический метод познания. В целях получения достоверных и научно обоснованных результатов комплексно применялись такие методы, как: исторический, формально-логический, изучение документов, системный анализ, наблюдение, опрос.

Изучены и проанализированы международные правовые акты по вопросам содержания под стражей несовершеннолетних обвиняемых и обращения с указанной категорией лиц, отечественные нормативные правовые акты, регламентирующие содержание под стражей несовершеннолетних обвиняемых, директивные документы, существующая практика содержания под стражей несовершеннолетних обвиняемых.

Теоретическую основу диссертационного исследования представляют труды ученых по философии, социологии, общей теории права, криминологии, уголовному, уголовно-исполнительному, конституционному и международному праву, уголовно-процессуальной деятельности, пенитенциарной психологии и педагогике.

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные и отчеты о деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) за 2001;2005 годы, обзоры по дисциплинарной практике этого же периодапроанализированы и обобщены эмпирические данные по рассматриваемой проблеме, полученные при изучении практики содержания под стражей несовершеннолетних обвиняемых в следственных изоляторах Республики Башкортостан, Липецкой, Пермской, Рязанской и Самарской областей в период с 2004 по первую половину 2006 года. В указанных регионах проведено анкетирование 157 сотрудников СИЗО и 296 несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений, изучено 189 личных дел несовершеннолетних обвиняемых.

Кроме того, при подготовке диссертации автор использовал собственный опыт работы в следственном изоляторе.

Научная новизна диссертационного исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее освещению. В рамках диссертации представлено комплексное решение теоретических и прикладных проблем адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в переломный для уголовно-исполнительной системы момент, связанный с ее реформированием.

Новизна исследования определяется тем, что в нем: вводится в научный оборот категория «адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей», анализируется и разрабатывается ее понятиес точки зрения возможностей к адаптации произведена развернутая криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего обвиняемого, содержащегося под стражей, выявленные свойства разгруппированы и положены в основу авторской классификацииполучены новые данные о содержании складывающихся в условиях изоляции противоречиях, затрудняющих процесс адаптации несовершеннолетнего к условиям учреждений уголовно-исполнительной системыразработана система средств адаптации несовершеннолетних, содержащихся под стражей, оценена их эффективность, определены основные направления оптимизации адаптационного процессавыявлены пробелы и издержки правового регулирования процесса адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах и указаны пути их ликвидации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие адаптации несовершеннолетнего обвиняемого, содержащегося в следственном изоляторе, под которой предлагается понимать опосредованный изменениями ценностно-нормативной подструктуры личности динамический процесс формирования поведения несовершеннолетнего, адекватного условиям правовым, социальным, психологическим, экономическим и др.) содержания в СИЗО, исполнения и отбывания наказания в воспитательной колонии. Адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, есть этап ранней профилактики преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, направленный на повышение уровня ее криминологической безопасности путем формирования и развития правового сознания подростков и привития им навыков и умений социально одобряемого поведения.

2. Классификация несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений с учетом возможностей адаптации к условиям учреждений уголовно-исполнительной системы: адаптированный, неадаптированный (криминальный и отвергнутый), псевдоадаптированный (неустойчивый и анархический).

3. Система средств адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в СИЗО, к условиям учреждений уголовно-исполнительной системы, а также основные направления оптимизации механизма их применения в отношении: а) порядка содержания под стражей — введение специального режима содержания несовершеннолетних в условиях СИЗО в рамках создания Ювеналь-ного воспитательного центра, обеспечивающего завершенный цикл работы с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрастеб) культурно-воспитательной работы — расширение области соприкосновения личности несовершеннолетнего с социальной макросредой и организация полезной занятости несовершеннолетних в свободное времяв) общеобразовательного обучения — восстановление общеобразовательного и правового образованияг) трудовой деятельности — создание условий для введения трудовой деятельности на добровольных началахд) общественного воздействия — расширение возможностей доступа к участию и сотрудничеству в работе правозащитных и иных общественных организаций.

4. Необходимость создания при СИЗО отделения для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, что позволит повлиять на снижение уровня правонарушений и преступлений несовершеннолетних и создать необходимые условия для их успешной адаптации к новым условиям жизни. Разработанный проект Положения о таком отделении.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, предложения и рекомендации автора по результатам исследования процесса адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, вносят вклад в развитие теории криминологии и уголовно-исполнительного права, а именно дополняют учение о личности преступника, профилактике преступности в учреждениях УИС и особенностях содержания под стражей обвиняемых в совершении преступлений. Отдельные положения исследования, разработанный проект Положения об отделении для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в СИЗО, могут быть учтены при совершенствовании действующего законодательства, регламентирующего деятельность мест содержания под стражей.

Полученные результаты могут быть использованы в ходе научных исследований, посвященных проблемам подростковой преступности в целом и пенитенциарной преступности несовершеннолетних в частности, при подготовке учебных и методических пособий по курсам «Криминология» и «Уголовно-исполнительное право», в учебном процессе при проведении лекционных, семинарских и практических занятий, а также практической деятельности сотрудников следственных изоляторов и воспитательных колоний.

Апробация н внедрение результатов исследования. Основные выводы, предложения и рекомендации диссертационного исследования прошли апробацию в рамках научно-практических конференций и семинаров: в Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний — «Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний» (Рязань, 2005) — Уфимском юридическом институте МВД России — «Теоретико-методологические и прикладные аспекты борьбы с преступностью: история и современность» (Уфа, 2005) — Рязанском филиале Московского университета МВД РФ — «Проблемы молодежи и молодежной политики на этапе становления гражданского общества и правового государства в России» (Рязань, 2005) — Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний — «50 лет Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными: опыт, проблемы, перспективы реализации» (Рязань, 2005) — Самарском юридическом институте ФСИН России — «Уголовно-исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы, инновационные процессы, подготовка кадров» (Самара, 2006).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Академии ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Уфимского юридического института МВД России, а также в практическую деятельность Управления ФСИН России по Липецкой области и Управления ФСИН России по Рязанской области.

Структура и объем диссертации

определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное исследование позволяет говорить о возрастающем значении теоретических и практических разработок по вопросу адаптации несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах. Проблемы, которые автор вынес на рассмотрение, не исчерпываются рамками настоящей работы и не претендуют на бесспорность позиций, представленных в ней. Предметом дальнейших исследований по данной теме могут быть, например: содержание несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах: правовые и криминологические и аспектыособенности адаптации в следственных изоляторах несовершеннолетних обвиняемых, имеющих психические аномалиикриминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах.

К числу основных выводов, предложений и рекомендаций, которые были выделены нами в процессе диссертационного исследования, следует отнести:

1. Предварительное заключение под стражу предполагает не только изменение правового положения гражданина, но и как следствие имеет резкую перемену условий жизни. В этой связи несовершеннолетнему обвиняемому приходится преодолевать многочисленные препятствия, как внутренние (субъективные), так и внешние (объективные), от него не зависящие. Все это требует от подростка определенной перестройки взглядов, привычек и норм поведения в целях скорейшего приспособления к новой среде и успешного вхождения в ритм жизнедеятельности следственного изолятора.

Учитывая этимологию термина «адаптация» (от лат. adaptio — приспособляю) и его трактование представителями различных научных дисциплин, необходимо констатировать, что адаптация несовершеннолетних обвиняемых, содержащихся под стражей, представляет собой конгломерат двух ее аспектов: биологического и социального. Биологическая адаптация заключается в физическом приспособлении организма несовершеннолетнего обвиняемого к жизни в иных физических условиях, при новом режиме дня в группе однополых людей. В свою очередь, социальная адаптация состоит в приспособлении личности к режимно-правовым велениям, новым нормам жизни, труда и учебы, требованиям социальной среды.

Под адаптацией несовершеннолетнего обвиняемого, содержащегося в следственном изоляторе, следует понимать опосредованный изменениями ценностно-нормативной подструктуры личности динамический процесс формирования поведения несовершеннолетнего, адекватного условиям (правовым, социальным, психологическим, экономическим и др.) содержания в СИЗО, исполнения и отбывания наказания в воспитательной колонии.

Процесс адаптации несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, неоднороден. Он начинается с момента поступления подростка в учреждение и длится на протяжении всего периода содержания под стражей. Структура процесса адаптации включает в себя три обязательных этапа: первоначальная адаптация (1-й месяц), фаза нивелировки (2−3-й месяц) и стадия завершения адаптации (4−5-й месяц) и один факультативный — этап реадаптации (для подростков, осужденных к лишению свободы).

Исследуемый процесс выступает не только как объективный механизм приспособления подростка к новым условиям (пассивное приспособление), но и как механизм субъективной деятельности сотрудников учреждения, направленный на успешное «включение» несовершеннолетнего в жизнедеятельную сферу СИЗО. Одним из основных аспектов подобной деятельности администрации следственного изолятора является профилактика противоправного поведения со стороны подростков.

Приспособление подростков к жизни в новых условияхсложный и противоречивый процесс. Он может иметь как положительный, так и отрицательный результат, поскольку соединяет в себе позитивное воздействие администрации учреждения и влияние антиобщественной среды лиц, заключенных под стражу. Его результатом являются достигнутые в период содержания под стражей изменения ценностно-нормативной подструктуры личности несовершеннолетнего, внешне выраженные в форме соблюдения или несоблюдения им норм права и морали.

Адаптация несовершеннолетних к новой системе межличностных отношений и приспособление к ним, выработка образцов мышления и поведения, приемлемых для существования в данном учреждении имеют свою особенность, обусловленную спецификой жизни в СИЗО. К числу факторов, определяющих, и, в целом, затрудняющих этот процесс, относятся: особенности материально-бытовых условийтенденции изменения качественного состава лиц, содержащихся под стражейпротиворечия, связанные с принудительной изоляцией несовершеннолетних от обществакриминогенная ситуация вынужденного общения в условиях покамерного содержания СИЗОразрушительное воздействие криминальной субкультурыкриминогенная ситуация противостояния заключенных под стражу деятельности администрации;

2. Профилактическая работа с несовершеннолетними обвиняемыми, содержащимися в СИЗО, заключается в выявлении и блокировании причин и условий, способствующих совершению преступлений, к которым относятся разрушительное влияние тюремной субкультуры, высокая концентрация лиц антисоциальной направленности, фрустрирующее действие изоляции и т. п. В то же время значение адаптации состоит в отчуждении подростков от ценностно-нормативной системы криминального мира и привитии им навыков поведения, отвечающего нормам права и морали. Следовательно, адаптация представляет собой этап ранней профилактики преступного поведения подростков в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Сотрудникам следственного изолятора отводится одна из ведущих ролей в организации процесса адаптации вновь прибывших несовершеннолетних и, соответственно, доминирующая — в проведении профилактической работы с ними, поскольку их деятельность заключается в осуществлении различных мероприятий, направленных на усвоение (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных или несформированных социальных навыков и привычек поведения подростков с целью недопущения совершения ими правонарушений в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

3. Личность несовершеннолетнего обвиняемого, содержащегося в следственном изоляторе — это целостная единая система взаимосвязанных и формирующихся под воздействием социальной среды свойств, качеств, признаков и социальных ролей индивида, детерминирующих его поведение в условиях изоляции.

Личность несовершеннолетнего обвиняемого является важным институтом криминологической науки. Однако существует она в рамках теории о личности преступника, поскольку комплексное изучение личности преступника в ретроспективном и перспективном аспектах выделяет пять стадий ее формирования и развития: 1) до совершения противоправного деяния- 2) в период совершения преступления- 3) в процессе осуществления уголовного судопроизводства- 4) во время отбывания уголовного наказания- 5) после отбывания уголовного наказания. Исследование личности обвиняемого в совершении преступления является срединным этапом изучения личности преступника и аккумулирует в себе знания об истоках формирования личности, адаптивных способностях индивида, причинном механизме совершения преступления и, основанная на этих познаниях, концепция профилактики новых правонарушений.

Структура личности несовершеннолетнего преступника может быть представлена в виде четырех групп наиболее значимых элементов, включающих в себя социально-демографические данные, уголовно-правовые признаки, нравственные свойства и психологические особенности. Познание наиболее значимых элементов криминологической характеристики несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, позволяет построить научно обоснованную концепцию адаптации подростков.

Анализ социально-демографического аспекта характеристики личности подростков показал, что в следственных изоляторах преимущественно содержатся несовершеннолетние мужского пола в возрасте 16,6 лет, до заключения под стражу проживавшие в городской местности в семье с низким уровнем доходов, обучавшиеся в средней школе, отстающие в общеобразовательном уровне от сверстников на 1,6 классов и имеющие ранее судимых близких родственников. Полученные данные свидетельствуют о невысоком уровне интеллекта, низком познавательном интересе и социально-педагогической запущенности обвиняемых, которые и ведут к формированию у них аморальных наклонностей, которые в условиях изоляции, как правило, углубляются и трансформируются в криминальные.

Исследование уголовно-правовой характеристики общественно опасных деяний, в совершении которых обвиняются несовершеннолетние, выявило, что основная часть преступлений совершается группой ранее судимых подростков, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, совместно с лицами, достигшими совершеннолетнего возраста. Жертвами таких деяний, как правило, становятся несовершеннолетние родственники и знакомые преступников.

В целях формирования у несовершеннолетних обвиняемых поведения, отвечающего новым условиям жизнедеятельности и предупреждения с их стороны преступлений администрации СИЗО следует уделять внимание развитию ценностно-мотивационной сферы личности, поскольку характерной особенностью указанной категории обвиняемых выступает наличие у них эгоистично-иждивенческого мировоззрения. Данную мысль подтверждает совокупность доминирующих мотивов совершения преступлений: месть, конформизм, подражание и демонстративность и ответ на провоцирующее поведение жертвыдля насильственных преступленийкорысть-прожигательство и корысть-нужда — для деяний корыстной направленностикорыстные, лжесоциальные (за компанию с друзьями, продражательство и демонстративность), «алкогольные» мотивы для корыстно-насильственных преступлений.

Нравственно-психологическая характеристика личности несовершеннолетнего обвиняемого заключается в изучении и описании внутреннего мира подростка, опосредованного процессом социализации личности. Основными чертами личности несовершеннолетних, носящими аморальный характер, являются узость и ограниченность нравственных воззрений и идеалов, несформи-рованность ценностных ориентиров, инфантильность моральных принципов и правовой нигилизм, приведшие подростков к совершению противоправных деяний и затрудняющие процесс адаптации вновь прибывших к условиям содержания под стражей и отбывания наказания.

Знание наиболее существенных элементов криминологической характеристики личности несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, и особенностей процесса адаптации несовершеннолетних к условиям следственных изоляторов позволили из всей массы подростков выделить наиболее характерные группы личностей. Классификация личности подростков проведена на основании возможности адаптации несовершеннолетних к условиям учреждений уголовно-исполнительной системы с учетом ценностно-нормативных установок вновь прибывших и результата адаптации к жизни в изоляции, поскольку именно эти признаки позволяют дать не только ретроспективное представление о личности подростка, но и перспективное представление о возможном характере будущего поведения данного лица. Таким образом, с учетом возможностей адаптации к новым условиям обвиняемые подразделяются на следующие группы: адаптированные, неадаптированные (криминально адаптированные и отвергнутые), псевдоадаптированные (подростки неустойчивой направленности и подростки анархической направленности).

4. Адаптация, как управляемый процесс «включения» подростка в жизнедеятельность учреждения, имеет свой организационно-правовой механизм, представляющий собой систему воздействия на процесс адаптации несовершеннолетних обвиняемых к условиям содержания под стражей путем издания уполномоченными органами соответствующих нормативных правовых актов и их практического применения сотрудниками следственных изоляторов. Одним из основных элементов данного механизма являются средства адаптации. В русле данного исследования средства адаптации несовершеннолетних, содержащихся в следственных изоляторах, представляют собой совокупность установленных нормативными правовыми актами воспитательных, психолого-педагогических, правовых, организационных и иных мер организации всех сфер жизнедеятельности несовершеннолетних обвиняемых, направленных на формирование их поведения, адекватного условиям (социальным, психологическим, правовым и др.) содержания в СИЗО, исполнения и отбывания наказания в ВК.

Режим как определенный порядок, уклад обеспечивает стабильность условий жизнедеятельности заключенных под стражей, развивает привычки и навыки социально-одобряемого поведения, способствует возникновению положительных традиций, скрепляющих систему общения несовершеннолетних обвиняемых друг другом и с администрацией. Значение режима в СИЗО состоит в том, что он способствует разрушению норм и правил криминальной субкультуры, способствуя тем самым формированию правопослушного поведения подростков, заключенных под стражу.

Культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними обвиняемыми ориентирована на успешную адаптацию подростков к новым условиям жизни, путем формирования нравственного и культурного облика, повышения право-сознательности и дисциплинированности, снижения уровня криминальной зараженности личности. Важность и эффективность данной работы зависят от профессионального мастерства сотрудников СИЗО, степени изученности каждого обвиняемого, уровня активности и заинтересованности самого объекта воспитания (подростка).

Творческий подход администрации СИЗО к поиску и внедрению разнообразных форм трудовой деятельности с учетом психолого-педагогических и социально-психологических характеристик личности несовершеннолетних способствует повышению заинтересованности подростков в результатах своего труда и благоприятствует формированию у них навыков социально полезной деятельности, уважительного отношения к труду, и, следовательно, содействует решению ряда проблем, связанных с адаптацией несовершеннолетних к новым условиям жизнедеятельности и профилактике преступлений в учреждении.

Общеобразовательное обучение аналогично выступает средством позитивного воздействия на личность обвиняемого, содержащегося под стражей. Грамотно организованное обучение в сочетании с педагогическими и воспитательными принципами, способствует самосовершенствованию личности, является элементом единого процесса повышения общеобразовательного уровня подростков, служит идеям адаптации и профилактики преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Привлечение представителей различных религиозных конфессий, родителей подростков, сотрудников правоохранительных органов и представителей благотворительных организаций к воспитательному процессу с несовершеннолетними обвиняемыми способствует решению ряда проблем: во-первых, подростки, чувствуя заинтересованность в их судьбе, приобретают уверенность в том, что они нужны обществу, и, во-вторых, общество, участвуя в профилактической работе с правонарушителями, приобретает реальную возможность повлиять на состояние рецидивной преступности.

5. Результативность работы сотрудников СИЗО по управлению и контролю за течением процесса адаптации и профилактики преступности напрямую зависит от осведомленности администрации учреждения об объекте воздействия — личности обвиняемого. В этой связи целесообразно два раза в год проводить анализ социально-демографической, уголовно-правовой и нравственно-психологической характеристики несовершеннолетних, что позволит создать и в последующем корректировать программу адаптации подростков к условиям следственных изоляторов.

Однако успех в данной работе зависит не только от информированности администрации учреждения об объекте воздействия, но и от осведомленности самих обвиняемых об условиях жизни в следственном изоляторе. Полагаем, что целесообразно издать для вновь прибывших несовершеннолетних брошюру, содержащую информацию о правах и обязанностях лиц, заключенных под стражу, особенностях содержания в конкретном учреждении, а также органах, осуществляющих надзор за учреждениями УИС, органами прокуратуры, следствия и суда.

Значимым аспектом профилактической и культурно-воспитательной работы с подростками является их правовое и нравственное воспитание. Эффективному использованию этих средств мешает недостаток в библиотеках следственных изоляторов юридической, художественной и познавательной литературы, и это в тех условиях, когда налицо живой интерес к ней со стороны подследственных. В этой связи целесообразным является предложение об организации в кабинете воспитательной работы отдельной юридической библиотечки, формирования сотрудничества администрации СИЗО с правовыми организациями по вопросу обеспечения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых юридической поддержкой, предоставлении родственникам и иным лицам права передавать в посылках и передачах юридическую и художественную литературу. Также целесообразно придать нормативное закрепление правовому образованию несовершеннолетних обвиянемых.

В рамках внедрения в российское право ювенальной юстиции, а также для обеспечения полной изоляции несовершеннолетних, заключенных под стражу, от взрослых правонарушителей, ограждения от негативного влияния тюремной субкультуры и «уголовной романтики», улучшения санитарно-бытовых условий содержания, сокращения срока адаптации к условиям лишения свободы, организации взаимодействия по изучению личности и оптимизации выбора форм и методов воздействия на подростков полагаем целесообразным создать в каждом субъекте Российской Федерации Ювенальный воспитательный центр, обеспечивающий завершенный цикл работе с лицами, совершившими преступления в несовершеннолетнем возрасте, и консолидирующим направления работы СИЗО и ВК.

В целях адаптации подростков, содержащихся под стражей, их успешного «вхождения» в жизнедеятельную сферу учреждения, организации преемственности между деятельностью следственных изоляторов и воспитательных колоний предлагаем в СИЗО, в которых среднесписочная численность подростков превышает 30 человек, создавать отделения для несовершеннолетних обвиняемых. Данная форма организации коллектива подростков способствует успешной адаптации несовершеннолетних, ресоциализации личности, развитию взаимной ответственности, повышению сознательности у подростков и служит целям профилактики преступности. Нами предложен к рассмотрению и оценке проект «Положения об отделении для несовершеннолетних обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственном изоляторе».

Эффективность в решении задач по организации процесса адаптации несовершеннолетних обвиняемых и предупреждения преступлений стороны невозможна без совершенствования системы подготовки персонала для работы в следственных изоляторах. С учетом того, что качественный состав персонала учреждений не всегда соответствует требуемому уровню, предлагаем создать непрерывную систему переподготовки сотрудников СИЗО, особенно воспитательной и психологической службы, повышения их квалификации в высших учебных заведениях ФСИН России.

Также в целях предупреждения преступности несовершеннолетних, как в учреждениях уголовно-исполнительной системы, так и в условиях жизни на свободе, целесообразным представляется организовать обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между сотрудниками правоохранительных органов. Для этого предлагаем комплектовать на каждого подростка, обвиняемого в совершении преступления, информационно-профилактическое дело, в котором сосредоточить основные документы, характеризующие несовершеннолетнего: сообщение следователя о личности несовершеннолетнего, характеристику инспектора отдел по профилактике преступности несовершеннолетних, обвинительный приговор суда, дневник изучения личности несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, осужденного) и индивидуально-воспитательной работы с ним, характеристику инспектора уголовно-исполнительной инспекции и т. д. После отбытия несовершеннолетним наказания накопитель информации архивируется в подразделении, исполнявшем наказание, и может быть вновь востребован при совершении подростком нового преступления.

6. В целях повышения эффективности деятельности следственных изоляторов по организации процесса адаптации несовершеннолетних и профилактике преступного поведения предлагаем внести изменения и дополнения в нормативные акты, регулирующие деятельность СИЗО, и изложить их в следующей редакции:

— п. 4 ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» «Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются условия для получения общего среднего и правового образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа»;

— п. 5 ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» «Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебную, юридическую, художественную литературу, школьно-письменные принадлежности, а также получать их в передачах и посылках сверх норм, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона»;

— п. 14 Правил внутреннего распорядка СИЗО: «Подозреваемые и обвиняемые имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников СИЗО. К ним следует обращаться на „Вы“ и называть их „гражданин“ или „гражданка“ и далее по фамилии либо соответственно „подозреваемый“, „обвиняемый“ или „осужденный“, к несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым и осужденным обращаться по имени и фамилии»;

— абзац 12 п. 1 Приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка СИЗО: «Обращаться к сотрудникам СИЗО на „Вы“ по имени и отчеству либо называть их „гражданин“ или „гражданка“, далее по званию или занимаемой должности».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Уголовно-исполнительное право: Сб. нормативных актов / Пономарев П. Г., Радкевич B.C., Селиверстов В. И. -М.: Новый Юрист, 1997. С. 9−15.
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 23 марта 1976 г. / Права человека. Основные международные документы. Сб. документов. -М.: Междунар. отношения, 1990. С. 35−60.
  3. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. // Уголовно-исполнительное право: Сб. нормативных актов / Пономарев П. Г., Радкевич B.C., Селиверстов В. И. -М.: Новый Юрист, 1997. С. 5871.
  4. Основные принципы обращения с заключенными от 14 декабря 1990 г. // Уголовно-исполнительное право: Сб. нормативных актов / Пономарев П. Г., Радкевич B.C., Селиверстов В. И. -М.: Новый Юрист, 1997. С. 88−91.
  5. Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы от 14 декабря 1990 г. // Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. -М.: Дело, 2000. С. 252−271.
  6. Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. 31 314 // Рос. газета от 19 октября 2004 г.
  7. Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002−2006 годы: Федеральная целевая программа: Постановление Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 636 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 38. Ст. 3743.
  8. Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: Приказ Минюста РФ № 38 от 12 апреля 2005 г. (с изменениями от 17 августа 2005 г., 13 января 2006 г.) // Рос. газета от 11 мая 2005 г.
  9. Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 69 // Рос. газета от 2 марта 2006 г.
  10. Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 29 июля 2002 г. № 210 // Рос. газета от 7 августа 2002 г.
  11. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2005 г. № 46.
  12. С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия. М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2000. — 207 с.
  13. Адаптация осужденных к среде ИТУ: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань: РВШ МВД СССР, 1981. — 92 с.
  14. Алексеев А. К, Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая прфи-лактика: теория, опыт, проблемы. Монография. М.: НОРМА, 2001. — 496 с.
  15. Н. А., Морозов В. М., Ковалев ОТ., Деболъский М. Г., Морозов A.M. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): Учеб. пособие. М.: Права человека, 2001. — 182 с.
  16. В.Н. Содержание под стражей в СССР и России (порядок и условия). М.: Спарк, 2000. — 198 с.
  17. В.Н. Содержание несовершеннолетних в следственных изоляторах: Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1985.- 32 с.
  18. В.Н., Минаков Ю. А. Предварительное заключение под стражу в следственных изоляторах: практика исполнения и проблемы совершенствования: Практ. пособие. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. -12 с.
  19. Ю.М. Изучение личности преступника: Учебное пособие. -М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982. 80 с.
  20. Ю.М. Насилие среди осужденных. М.: ВНИИ МВД РФ, 1994.- 117 с.
  21. Н.С. Организация борьбы с рецидивной преступностью: Учеб. пособ. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.-101 с.
  22. Н.С. Профилактика рецидивной преступности / Моногр,-Рязань: РИПЭ МВД России, 1998. 200 с.
  23. З.А. Проблемы перевоспитания осужденных несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1974. — 176 с.
  24. З.А. Проблемы коллектива и личности осужденных в условиях ИТУ: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1974. — 80 с.
  25. М.М., Миньковский Г. М. Молодой человек и закон. М.: Знание, 1971.-32 с.
  26. Ч. О преступлениях и наказаниях. Биогр. очерк и пер. книги Беккариа «О преступлениях и наказаниях» проф М. М. Исаева. М.: Юриздат, 1939.-464 с.
  27. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. В 30 томах-М., 1969. Т.1.608 с.
  28. Большой толковый энциклопедический словарь / Роберт Артур (Penguin). Т.1.: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 558 с.
  29. А.В. Участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных. Рязань: РВШ МВД СССР, 1979. — 47 с.
  30. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М.: Юрид. лит., 1980.-182 с.
  31. Н.Н. Грабители и бандиты. В кн.: Преступный мир Москвы-М., 1924. С. 3−40.
  32. В.И. Социально-правовые вопросы профилактики рецидивной преступности освобожденных от наказания: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1975.-171 с.
  33. К.К., Исиченко А. П., Кондратюк JI.B. Латентная пресность в России: опыт теоретического и прикладного исследования. М.: ВНИИ МВД СССР, 1994.- 152 с.
  34. Е.М., Поздняков В. И., Саблина JI.C. Организационные и психолого-педагогические проблемы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных: Учеб. пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1994.-80 с.
  35. М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917—1930 годов. Домодедово: РИПК работников ОВД, 1992.- 192 с.
  36. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. — М.: Политиздат, 1982. 304 с.
  37. А.П., Макиенко А. В., Найден Б. И., Андреев В. Н. Организации политико-воспитательной работы с лицами, содержащимися в следственных изоляторах. М.: ВНИИ МВД СССР, 1979. — 40 с.
  38. М.П. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении персонала исправительных колоний. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. 104 с.
  39. Ю.А. Воспитательное воздействие советского предварительного следствия. М.: МГУ, 1967. — 79 с.
  40. В.И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений несовершеннолетних: Моногр. Рязань: АПУ Минюста России, 2004. — 250 с.
  41. В.И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступлений среди осужденных в ВТК: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1992. — 84 с.
  42. К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М.: ВШ МООП СССР, 1976. — 80 с.
  43. К. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
  44. Информация о деятельности уголовно-исполнительной системы: Статистический сборник 1999−2003 гг. -М.: ГУИН Минюста России, 2004. 14 с.
  45. Исправительно-трудовая психология / Под ред. А. Д. Глоточкина, В. Ф. Пирожкова. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. — 356 с.
  46. .Б. Уголовно-исполнительная система в механизме обеспечения внутренней безопасности общества: Монография. Рязань: Наше время, 2000. 333 с.
  47. Как заставить стандарты работать: Практическое руководство по эффективному применению международных тюремных правил. М.: Права человека, 1998.-208 с.
  48. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. -М.: Российское право, 1992.-384 с.
  49. А.Ю., Пономарев С. Н. Основы современной уголовно-исполнительной политики России в отношении несовершеннолетних: Моногр. Рязань: АПУ Минюста России, 2002 — 179 с.
  50. Ю.А., Хижняк В. И. Реализация международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике: Моногр. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. — 198 с.
  51. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / Под ред. А. С. Михлина, В. И. Селиверстова М.: Юриспруденция, 2005. — 320 с.
  52. Н.И. Квалификация хулиганства: Учеб. пособие. -Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1989. 56 с.
  53. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2005. — 912 с.
  54. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  55. Криминологическая характеристика и профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью / Под ред. Е. С. Жигарева: Лекция. М. гВНИИ МВД РФ, 1998. — 48 с.
  56. В.Н. Причины правонарушений. М.: Наука, 1976. — 287 с.
  57. М.И. Адаптация выпускников вузов пенитенциарного профиля к воспитательной деятельности в колонии: Учеб. пособие. Рязань: РИПЭ МЮ России, 1999.- 117 с.
  58. Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. -Л.: ЛГУ, 1968.- 128 с.
  59. Личность преступника / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Юрид. лит., 1971.-356 с.
  60. Личность преступника (уголовно-правовое и криминологическое исследование) / Под ред. Б. С. Волкова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1972. -188 с.
  61. А.С. Общие вопросы теории педагогики воспитания в советской школе. Соч. в 6-ти томах М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1960. Т. 5. -558 с.
  62. А.В., Миндадзе О. Н. Правовое регулирование исполнения предварительного заключения под стражу: Учеб. пособие / Под ред. Н.А. Струч-кова. Рязань: РВШ МВД СССР, 1988. — 68 с.
  63. Г. А. Трудная книга. Судьбы, письма, размышления. М.: Политиздат, 1964. — 536 с.
  64. Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000. — 272 с.
  65. А.С., Кваша Ю. Ф. Злостные нарушители режима ИТК: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1982. — 92 с.
  66. А.И., Шмаров И. В. Микросреда осужденных в ИТУ М.: ВНИИ МВД СССР, 1979. — 80 с.
  67. В.М., Ковалев О. Г., Морозов A.M. Психологическая служба и социальная работа в пенитенциарных учреждениях ФРГ: Учеб.-метод. пособие. Владимир: ВЮИ Минюста России, 2002. — 188с.
  68. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю. М. Антоняна: Учеб. пособие. М.: НИИ МВД РФ, 1992. — 392 с.
  69. В.В. Теория и практика исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних: Монография. Домодедово: РИПК работников МВД России, 1998. — 188 с.
  70. Ю.П., Андреев В. Н. Организация общеобразовательного обучения несовершеннолетних в следственных изоляторах: Метод, рекомендации. М.: ВНИИ МВД СССР, 1984. — 8 с.
  71. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 165 с.
  72. С.В. Криминальная психология, преступные типы. JL: Госиздат, 1926. — 47 с.
  73. С.В. Основы пенитенциарной науки. М.: Мосполиграф, 13-я типография, 1923. — 303 с.
  74. Политическая теория и политическая практика / Под ред. А.А. Ми-гол атьева. -М., 1994.
  75. Проблемы уголовно-исполнительной системы России (следственные изоляторы). М.: Права человека, 1999. — 172 с.
  76. Программа малых грантов. Тюремная реформа России. 2000 2003 гг. — М.: Penal Reform International, 2003. — 86 с.
  77. Профилактика преступлений: Учеб. пособие / Блувштейн Ю. Д., Зырин М. И., Романов В. В. Минск: изд-во «Университетское», 1986. — 287 с.
  78. Профилактика пьянства и алкоголизма. М.: Юрид. лит., 1983. — 108 с.
  79. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  80. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.- 124 с.
  81. В.Н. Ресоциализация несовершеннолетних женского пола, отбывающих наказание в виде лишения свободы (организационный, правовой и психолого-педагогический аспекты): Моногр. Рязань: АПУ Минюста России, 2003. — 166 с.
  82. А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М.: Юрид. лит., 1961.-280 с.
  83. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 12-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1978. — 565 с.
  84. Ю.В., Квашис В. Е. Рецидив и рецидивисты. М.: ВНИИ МВД СССР, 1971.-71 с.
  85. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Г. В. Осипов. М.: Изд. группа ИНФРА-М-Норма, 1998. — 482 с.
  86. Социально-психологическая адаптация осужденных и профилактика правонарушений в ИТУ. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1984. 189 с.
  87. НА. Курс исправительно-трудового права. Проблемы общей части. М.: Юрид. лит., 1984. — 240 с.
  88. М.П., Первозванский В. Б. Педагогические основы профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений: Метод, пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2005. — 64 с.
  89. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. С. 272.
  90. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971. -336 с.
  91. Теоретические основы предупреждения преступности. М.: Юрид. лит., 1977. — 256 с.
  92. Теория и методика социальной работы / Под общ. ред. В. И. Жукова. -М.: Союз, 1994.-108 с.
  93. Е.Я. Попечительский совет пенитенциарного учреждения: Метод, пособие. Екатеринбург: «СВ-96», 2000. — 72 с.
  94. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -352 с.
  95. В.М. Социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания. Харьков: Основа, 1990. — 172 с.
  96. КВ., Меликян A.M. Жизнь за колючей проволокой. -Краснодар: ЮОИ МВД РФ, 2003. 344 с.
  97. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология (психология тюремной среды): Учеб. пособие. Рязань: РИПЭ МЮ РФ, 1998. — 150 с.
  98. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. Рязань: АПУ Минюста России, 2003. 758 с.
  99. К.Д. Избранные педагогические сочинения Т. 1. М.: Учпедгиз, 1953.-416 с.
  100. В.А. Правовое регулирование политико-воспитательной работы с осужденными: Учеб. пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. — 64с.
  101. А.П. Криминологическая характеристика и профилактика вымогательства с участием несовершеннолетних: Моногр. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. — 131 с.
  102. Характеристика подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах: По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. А. С. Михлина М.: Юриспруденция, 2000. — 160 с.
  103. . Криминология. Основные проблемы. / Пер. с польского. Под ред. Н. Н. Стручкова. М.: Юрид. лит., 1980. — 263 с.
  104. ХохряковГ.Ф. Парадоксы тюрьмы. -М.: Юрид. лит., 1991. -224 с.
  105. А.А. Механизм формирования основания уголовной ответственности: Монография. Рязань: РИПЭ Минюста России, 2000. — 149 с.
  106. А.В., Андреев В. Н., Гришин В. А. Организация преемственности в работе следственных изоляторов и воспитательно-трудовых колоний. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980. — 40 с.
  107. Д.Ф. Участие общественности в деятельности ВТК: Учебное пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1974. — 92 с.
  108. И.В. Предупреждения преступности среди освобожденных от наказания. М.: Юрид. лит, 1974. — 134 с.
  109. В.Е. Методические рекомендации по работе с вновь прибывшими осужденными в исправительные учреждения. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1996.-36 с.
  110. В.Е. Процесс ресоциализации и его обеспечение в уголовном производстве. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. — 100 с. 2100. Южанин В. Е. Реализация наказания в виде лишения свободы: Мо-ногр. Рязань: РИПЭ МВД России, 1995.- 172 с.
  111. I. Статьи, периодические издания
  112. JI.H. Хватит проедать недра и мозги // Аргументы и факты. 2004. № 45. С. 6.
  113. Ю.М. Антиобщественный образ жизни как криминологическая проблема // Советское государство и право. 1981. № 3. С. 15−21.
  114. Ю.М. Личность преступника как объект предупредительного воздействия // Личность преступника и предупреждение преступлений: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1987. С. 3−13.
  115. Ю.М. Преступник как предмет криминологического изучения // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 34. М., 1981. С. 38−46.
  116. Ю.М. Об истоках формирования личности преступника // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР.-М, 1990. С. 3−13.
  117. Ю.М. Что же такое лишение свободы? // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991. С. 3−9.
  118. М.М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи // Российский криминологический взгляд. -Ставрополь, 2005. № 1 (6). С. 65−73.
  119. Г. Г. Вопросы изучения личности преступника и их значение для криминологии // Вопросы изучения и предупреждения преступлений несовершеннолетних. М., 1970. Ч. 1. С. 96−100.
  120. В.Г. Изучение личности несовершеннолетнего на стадии предварительного следствия // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1991. С. 26−32.
  121. Л. П. Проблемы деятельности личности в марксистской и буржуазной социологии // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. М., 1972. С. 44−45.
  122. Е.М. Педагогизация деятельности ВТК // Совершенствование деятельности воспитательно-трудовых колоний и профилактика молодежной преступности: Сб. науч. тр. НИИ МВД РФ. М, 1992. С. 30 — 37.
  123. КВ. Жестокое обращение с заключенными // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2004. № 1. С. 68 73.
  124. О. Преодолевая отрицательные влияния в среде несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. М., 2004. № 3. С. 12−14.
  125. А.П. Организационно-правовые основы политико-воспитательной работы с лицами, находящимися под следствием // Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1977, № 44. С. 86−97.
  126. O.K., Крялсева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 219−232 .
  127. А.Т., Комарицкий С. И. Специальная превенция при исправительных работах, условном осуждении и отсрочке исполнения приговора // Личность преступника и исполнение уголовных наказаний: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. -М., 1991. С. 85−95.
  128. К.Е. О типологии личности осужденного и содержании программ его ресоциализации // Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1997. С. 6574.
  129. В. Общие вопросы профилактики преступлений // Тр. ВНИИ МВД СССР. 1973. № 24. С. 17−24.
  130. И.И., Ратинов А. Р. Правосознание и причины преступности // Советское государство и право. 1968. № 12. С. 47−54.
  131. М. Психологическое обеспечение деятельности следственных изоляторов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. М., 2004. № 6. С. 15 — 18.
  132. Милославова И А. Понятие социальной адаптации // Вопросы философии и социальной психологии. XXIII Герценовские чтения. Л., 1970. С. 123 128.
  133. Г. М. Методологические и методические аспекты изучения личности в криминологии // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 27. -М.: Юрид. лит., 1977. С. 18−35.
  134. А.И. Психология личных взаимоотношений осужденных в ИТУ / Социологические и социально-правовые проблемы отбывания наказания. -М.: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР, 1982. С. 21−39.
  135. А.И. Социально-психологические проблемы воспитательного воздействия на осужденных в период адаптации в условиях ИТУ // Социальные проблемы исправления и перевоспитания осужденных: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР. М., 1984. С. 32−39.
  136. С. Взаимодействие УИИ с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних//Ведомости УИС. 2005. № 1. С. 16 19.
  137. В., Александров Ю. Несовершеннолетние: тюрьма и воля // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 86−152
  138. А.Г. Социально-психологическая адаптация // Исправи- • тельно-трудовые учреждения. М.: ВНИИ МВД СССР, 1982, № 19. С. 46−46.
  139. JI.B. Основные направления и перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 175−188.
  140. В.И. Особенности адаптации осужденных // Исправительно-трудовые учреждения. -М., 1983. № 23. С. 19−21.
  141. В.И. Роль общеобразовательной школы ВТК в исправлении и перевоспитании осужденных // Проблемы исполнения наказания в воспитательно-трудовых колониях и предупреждение преступности молодежи: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД СССР.-М, 1989. С. 12- 18.
  142. Е., Цулаберидзе Е. Алкоголь, наркотики, курение среди молодежи // Социологические исследования, 1997. № 4. С. 117−121.
  143. Н.А. Понятие адаптации личности осужденного к условиям отбывания наказания в ИТК // Личность преступника: криминологический и исправительно-трудовой аспекты: Труды РВШ МВД СССР. Рязань, 1977. Вып. 6. С. 217−226.
  144. И.А. К вопросу о гуманизации пенитенциарной профилактики // Российский криминологический взгляд. Ставрополь. 2005. № 1. С. 60−64.
  145. B.C. Вопросы теории советского исправительно-трудового права и практика его применения // Материалы теоретической конференции по вопросам советского исправительно-трудового права: Сб. науч. тр. ВШ МООП СССР. М., 1957. С. 43.
  146. Ю. развитие жизненных перспектив у несовершеннолетних осужденных //Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2003. № 8. С. 26−29.
  147. И.В. Воспитательная функция отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью // Советское государство и право. 1980. № 7. С. 63.1. Диссертации и авторефераты диссертаций
  148. В.М. Криминальная субкультура и ее нейтрализация в исправительных учреждениях России: Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. М., 1998.-46 с.
  149. Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: Дис.. д-ра юрид. наук. Рязань, 2001. -313 с.
  150. Е.Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осужденными в воспитательных колониях: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2005. — 29 с.
  151. А.П. Личность обвиняемого в уголовном процессе (проблемы теории и практики): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1997. -43 с.
  152. М.Г. Проблемы социальной адаптации лиц, осовобожденных из исправительных учреждений (по материалам республики Дагестан): Дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2006. — 211 с.
  153. М.П. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в отношении персонала исправительных колоний: Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2002. — 239 с.
  154. Ю.В. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих анказание в воспитательных колониях (правовые и криминологические аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2000. — 223 с.
  155. Ю.А. Уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних: Дис. д-ра юрид. наук. Рязань, 2002. — 494 с.
  156. М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 1995. — 306 с.
  157. А.А. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности в исправительных колониях. Дис.. канд. юрид. наук.-Рязань, 2003.- 195 с.
  158. В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализа-цию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в идее лишения свободы. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000. — 26 с.
  159. И.Н. Воспитательная работа в механизме предупреждения совершения преступлений осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2003. — 186 с.
  160. А.В. Виды криминального насилия (уголовно-правовые и криминологические аспекты): Дис. канд. юрид. наук. Рязань, 2002. — 216 с.
  161. С.В. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидива насильственных преступлений несовершеннолетних: Дис.. канд. юрид. наук. Рязань, 2004. — 201 с.
  162. И.В. Формирование адаптационной готовности специалиста по социальной работе к деятельности с пострадавшими в экстремальных ситуациях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 2000. — 24 с.
  163. Р. А. Предупреждение самоубийств среди осужденных к лишению свободы (правовые и криминологические аспекты): Дис. .канд. юрид. наук. Рязань, 2004. — 218 с.
  164. Г. В. Мотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении: Дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2002. — 199 с.
Заполнить форму текущей работой