Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы становления категорий «социальное время» и «социальное пространство» в философском и социальном знании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, социальное время как одна из фундаментальных категорий социального бытия в современной философии не является простой длительностью, оторванной от пространственных параметров и социальных же процессов, она есть непосредственная характеристика последних. Социальное время не тождественно и иным формам времени, прежде всего физической, как не совпадают социально-пространственные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-философское содержание пространственно-временных представлений в истории философии
    • 1. Социальные аспекты пространственно-временных представлений в древних и средневековых мифологических и философских воззрениях
    • 2. Формирование концептуальных подходов и методов философии к проблеме времени и пространства в Новое время
    • 3. Процесс выделения социальных форм времени и пространства в философском дискурсе Г. Гегеля и К. Маркса
  • Глава 2. Проблемы оформления категорий «социальное время» и социальное пространство" в философии и науке XX в
    • 1. Проблема методологических и концептуальных оснований анализа социальных форм времени и пространства в философии и науке XX в
  • АХ века

Проблемы становления категорий «социальное время» и «социальное пространство» в философском и социальном знании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Исследование категорий «социальное время» и «социальное пространство» представляется весьма актуальным для развития современного социально-философского и научного знания в его социогуманитарной составляющей. Во-первых, это связано с тем, что практически любая теоретическая система социальной онтологии опирается на анализ материальных факторов общественного производства, обмена, распределения и потребления. Исследования различных сфер социального бытия, постоянно изменяющихся по содержанию и форме, служат сущностным основанием выведения социально-философских категорий времени и пространства. Во-вторых, обоснование и построение единой категориальной схемы социального времени и пространства выступает необходимым моментом развития всех областей социального знания, которые в ряде случаев уступают по степени разработки общетеоретических проблем другим видам научного знания. Пространственно-временные понятия, используемые ныне в многообразных общественных науках, указывают на первостепенное значение времени и пространства в социальном бытии. Однако имплицитный, неявный характер этих понятий в социально-научном знании требует более основательных методологических разработок для исследования и теоретического выведения категорий «социальное время» и «социальное пространство». Думается, что подобные теоретические исследования не только приведут к созданию принципиально новых систем социальной онтологии, сконструированных в рамках особого социального времени и пространства, но и позволят снять противоречие между социальной философией и конкретными социальными дисциплинами при выработке единой категориальной системы. Развитие пространственно-временной проблематики применительно к социуму позволит существенно обогатить категориальное содержание пространства и времени как универсальных категорий философии и понятий науки. Первым шагом на пути к всестороннему обоснованию и выведению изучаемых социальное время" и «социальное пространство». Исследуемые в диссертации категории, как и процесс их выведения в социальной философии, изучены слабо, хотя и время, и пространство являются базовыми концептами человеческой мысли во всех ее разновидностях и проявлениях в течение всего исторического развития. Категории «социальное время» и «социальное пространство» должны рассматриваться только в единстве всего сложного движения человеческой мысли, расчленение которого необходимо для выявления всех комплексов значений, лежащих в основании современного понимания социального времени и пространства.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на базовую роль, которую играют пространство и время в структуре бытия человека и социума, попытки целостного рассмотрения их категориального содержания вплоть до недавнего времени предпринимались нечасто. Причинами такой слабой разработанности данной фундаментальной темы являются:

— Достаточно позднее выделение социальной реальности в качестве объекта исследования в социальных науках и социальной философии;

— Анализ пространства и времени с позиций физической реальности, что часто приводило к отказу от признания соответствующих социальных форм как форм действительных, и редукции социальной временной и пространственной проблематики к физическим основаниям;

— Отказ от методологической и концептуальной разработки социального времени и пространства и замена его анализом частных проявлений временных и пространственных параметров в социуме.

— Выбор между приоритетным исследованием социального пространства или социального времени, что приводило к разрыву между этими двумя взаимосвязанными формами.

Фундаментальный характер временных и пространственных параметров мироздания и их тесная связь с человеком и обществом отмечаются уже в до-философских, мифопоэтических текстах (космогонические мифы, связь мироздания и тела человека-Первочеловека). Аспекты социальности можно выделить в древнеиндийской доктрине калавада, в идеях школы адживиков, цикличном представлении времени (брахманистская, буддийская мысль, поздняя натурфилософия, атомизм, Платон, Аристотель).

В средневековой религиозной философии социальные аспекты линейного развертывания времени представил Аврелий Августин, а в период Возрождения Л. Б. Альберти и многие видные гуманисты уже начинают мыслить время и в социальном контексте.

Философская мысль Нового времени, опираясь на идеалы научного знания, сформированные в рамках физической картины мира, оказала влияние на последующее выведение категорий «социальное время» и «социальное пространство» (Р. Декарт, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, И. Ньютон). В этот период была установлена связь времени с формой деятельности сознания, что отмечается в работах И. Канта и И.-Г. Фихте.

В XIX веке происходят существенные изменения в философской и научной картине мира, которые закладывают основы принципиально нового понимания бытия человека, включенного в социальную реальность. Кардинальный поворот в понимании времени и пространства как сложных категориальных форм, включающих в свой состав и социальные модусы, принадлежит Г. Гегелю (связь Абсолютного Духа с временными и пространственными параметрами человеческой деятельности), а также К. Марксу и Ф. Энгельсу, которые создали материалистическую методологическую базу для последующего развития изучаемых категорий.

Появление в XIX веке социологической теории, объектом исследования которой полагалось исключительно общество, привело к развитию специфических социальных категорий и понятий, в том числе пространственно-временных. Разделение статических и динамических параметров в изучении социума определило и разделение в изучении социальных временных и пространственных форм (О. Конт, Г. Спенсер). Представители психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард) и ряд ученых и философов (В. Виндельбанд, В. Дильтей, Г. Риккерт) ориентировались на процессы изменения, темпорализации социальной жизни, однако магистральная линия развития социологии связана с исследованием социализации (П. Бурдье, Т. Парсонс), а в сфере методологии преобладают синхронические методы анализа над диахроническими. В этот же период представители школы «Анналов», прежде всего Ф. Бродель, рассматривали время и пространство социальных процессов в историческом контексте.

Введение

временных параметров в социальное знание связано, прежде всего, с именами Э. Гидденса, Ж. Гурвича, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, П. Сорокина, П. Штомпки, рассматривавших социум как процессуальное образование. В их работах впервые специфически отражена фундаментальная зависимость социального времени от социальных структур. Социальное время многомерно и составляет сложную структуру «полей» -практик (П. Бурдье). Оно рассматривается в качестве конституирующего фактора любого социального изменения и имеет форму ресурса (П. Штомпка). Потребность в специфически социальном пространственно-временном обобщении выражена в концепции сетевого (информационного) общества (М. Кастельс), который выделяет приоритет пространства в современном обществе и структурирование им временности. Таким образом, для большинства зарубежных исследователей XX века социальное время и социальное пространство представляют собой фундаментальные социальные параметры, измерения, компоненты общества, которые его конституируют, опираясь на базовый уровень физического времени и пространства. Диссертант отмечает, что ряд авторов указывают на необходимость создания особой теоретической дисциплины «хроносоциологии», «хронософии», «социальной хронономии» (В .А. Артемов, О. Н. Ежов, Дж. Фрэзер).

Отечественная философия уделила внимание разработке концепции форм социального времени и пространства, основанной на положениях марксистской мысли о формах движения материи, особенно в работах А. П. Белика, В. И. Жога, Г. Е. Зборовского, В. А. Канке, A.M. Мостепаненко, Н.Н.

Трубникова, В. Н. Ярской. Изучение естественнонаучных проблем времени и пространства (форм геологического, биологического времени и пространства) в работах А. С. Абасова, Т. П. Беспаловой, В. И Вернадского, Д. И. Дубровского, В. В. Казютинского, С. В. Мейена, B.C. Степина, также способствовало развитию исследований социального и исторического времени и пространства. Вместе с тем, в большинстве работ отечественных авторов акцент делался на изменчивости социальной системы и разработке понятия «социально-историческое время», часто в ущерб разработке проблем социального пространства (М.А. Барг, И. А. Гобозов, А. Н. Лой, Л. В. Скворцов, Е.В. Шинкарук).

Методологические и концептуальные основания для выведения категорий социального времени и пространства в XX веке разрабатывались не только в русле классического марксизма, но и в рамках его творческой переработки (Дьердь Лукач и теория овеществления). С другой стороны, авторитет феноменологии и герменевтики в XX веке (М. Бахтин, Г.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер) приводил к иному пониманию онтологической, в том числе пространственно-временной проблематики (концепция интерсубъективности, понятие «темпоральность», время праздника и искусства).

Цели и задачи. Цель диссертационной работы заключается в исследовании процесса становления категорий «социальное время» и «социальное пространство» в социально-философском знании и философии в целом. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

— проанализировать современные философские, социально-философские и общенаучные методологические и концептуальные подходы к пониманию пространства и времени и выделить в нем их социальное содержание;

— выявить место категорий «социальное время» и «социальное пространство» в общей системе категорий социальной философии;

— предложить трактовку категорий «социальное время» и «социальное пространство», опираясь на результаты проведенного исследования;

— рассмотреть проблемы социального времени и социального пространства как базовые для философского понимания времени и пространства;

— раскрыть проблему разделения социального времени и социального пространства в философском и социально-научном знании;

— провести сравнительный анализ пространственно-временных позиций ведущих представителей философии XX века В контексте социального измерения времени и пространства;

— исследовать до-философские (мифопоэтические) и древневосточные (регион древней Индии) религиозно-философские представления о социальном времени и социальном пространстве и ввести их элементы в поле значений категорий «социальное время» и «социальное пространство».

Теоретико-методологические основания исследования.

Методологическую основу настоящего исследования составляет, прежде всего, разработанная в XX веке на базе теоретических положений диалектического материализма, концепция множественности форм времени и пространства. Концептуальное выведение множественности временных (темпоральных) модальностей выходит, однако, за пределы марксистского дискурса и встречается в ряде систем западных авторов (Дж. Фрэзер, Ж. Гурвич, теория овеществления Д. Лукача, концепция интерсубъективности, «хроносоциология»). Для рассмотрения процесса выведения категориальных форм социального времени и пространства автором использовался системный подход. При решении поставленных задач применялись методы диалектики, принципы единства логического и исторического, сравнительного анализа, системной целостности, а также общетеоретические методы исследования. Следует заметить, что методологическая основа для теоретико-дискурсивного выведения изучаемых категорий находится в стадии становления, что, в известной степени, обусловило содержание диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в теме:

— показано, что на всех этапах развития философской и социально-научной мысли об обществе, пространственно-временные представления, явно или неявно, связывались с различными видами человеческой деятельности, а на современном этапе пространственно-временные параметры деятельности служат также основанием для разработки теоретических моделей социума и социальных отношений;

— выявлено, что категории «социальное время» и «социальное пространство» занимают центральное положение в общей системе фундаментальных понятий социальной философии (труд, предмет труда, средства труда, процесс труда, продукт труда, социум, индивид, отчуждение, капитал, формация, социальная структура, социальные институты и др.) и выполняют координирующую роль в социальной онтологии;

— обосновано, что категория социального времени в современной философии раскрывается с помощью совокупности понятий, фиксирующих длительность и последовательность социальных процессов, а категория социального пространства отражает овеществление и институциализацию одновременно существующих специфически-социальных процессов в особых пространственно-вещных формах;

— предложено рассматривать социальную пространственно-временную проблематику в качестве ключевой для философского понимания категорий времени и пространства, поскольку она синтезирует пространственно-временные параметры природного, социального и индивидуального человеческого бытия;

— раскрыта суть проблемы разрыва между временными и пространственными параметрами социума в философском и социально-научном знании, коренящаяся в мыслительной традиции Нового времени, отдававшей приоритет либо внешним пространственным (спациализация), либо внутренним временным (темпорализация) формам реальности и обоснован тезис о необходимости преодоления подобной дихотомии путем рассмотрения социума как единой пространственно-временной системыосуществлен сравнительный анализ пространственно-временных представлений К. Маркса — Д. Лукача и Э. Гуссерля — М. Хайдеггера и показано, что данные мыслители признавали обусловленность содержания понятий «социальное время» и «социальное пространство» различными видами человеческой деятельности при сохранении разрыва между временем и пространством социальной системы и человека, и что преодоление этого разрыва связывается с созданием единой теории времени и пространства социума и человека;

— расширено категориальное поле значений социального времени и пространства за счет включения в него элементов до-философских (мифопоэтических) и древневосточных (регион древней Индии) религиозно-философских пространственно-временных представлений, которые в особой форме космогонических мифологем, циклического бытия человека и социума, медитативных практик постижения природы времени и пространства, выражают социально-деятельностный аспект пространства и времени в его религиозно-ритуальном контексте.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что достигнутые результаты позволяют расширить и углубить понимание специфики социального времени и пространства, что может служить основой для дальнейшей концептуализации социальной реальности. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при анализе многообразных социальных пространственно-временных форм, установлении связи категорий времени и пространства с фундаментальными категориями социальной философии, а также в разработке конкретно-научных пространственно-временных проблем.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы: в преподавании курсов философии, социальной философии, социологии и иных социальных дисциплинв подготовке и проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам, связанным с рассмотрением различных аспектов социального времени и социального пространствав разработке методологии социально-прогностических исследований.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации были изложены автором на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005) — на ежегодной конференции «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2005) — на Третьих и Четвертых Торчиновских чтениях (Санкт-Петербург, 2006, 2007) — на ежегодной конференции «Дни науки философского факультета» Киевского университета (Киев, 2006) — в пяти статьях, в том числе в журнале «Преподаватель XXI век», указанном в списке ВАК.

Заключение

.

Проведенное исследование показало, что процесс выведения категорий «социальное время» и «социальное пространство» все еще далек от завершения. Анализ этого процесса позволяет сделать вывод о том, что на философском онтологическом уровне базовые категории времени и пространства необходимо дополнить социальными и «человеческими» качествами. Кроме того, можно говорить и о постепенном возникновении относительно независимых модусов исследования времени, как и пространства, то есть об их делении на общенаучные и частнонаучные. Однако целостный и комплексный характер пространственно-временной проблематики предполагает взаимосвязь с уровнем общей философской онтологии и социально-философским раскрытием времени и пространства.

Социально-философский уровень анализа должен привести к преодолению разрыва между социогуманитарным подходом к времени, для которого характерна своеобразная элиминация пространства, и подходом, ориентированным на стандарты физического знания, возникшим еще в нововременной философии и науке. Время и пространство связано с человеком не только в социальном контексте субъекта деятельности, но и в познавательном, и в ценностном отношении. Аксиологическое измерение времени и пространства зависит от культурно-исторической традиции и предполагает рассмотрение времени как социокультурной сущности в аспекте необратимости существования, своего рода нравственной рефлексии человеческой темпоральности. В свою очередь, категориальная система социальных пространственно-вещных форм, социально-пространственной структуры и институтов, включает аксиологическую составляющую относительно той позиции, которую занимает человек в социальном пространстве. Основная проблема, которая встает перед исследователями, заключается в проблеме согласования многочисленных ритмов природы и общества в их исторической специфике, а также в смысле упорядочения времени и пространства социума и времени и пространства индивидуального бытия. Проявление времени в социальном бытии, временные и пространственные особенности исторических процессов на понятийном уровне представлены также в социологической теории, предельные выводы которой о социальных пространственно-временных формах деятельности входят и в социально-философское знание.

Таким образом, социальное время как одна из фундаментальных категорий социального бытия в современной философии не является простой длительностью, оторванной от пространственных параметров и социальных же процессов, она есть непосредственная характеристика последних. Социальное время не тождественно и иным формам времени, прежде всего физической, как не совпадают социально-пространственные и физически-пространственные координаты. В какой-то степени, весь комплекс исследований позволяет судить, что социальное время и социальное пространство есть абсолютная реальность, поскольку социальная система принципиально подлежит изменению и воплощается в специфических ставших формах, но, при этом, представляются явлениями относительными, так как находятся в зависимости от конкретно-исторического содержания социальных процессов. Следовательно, сама категория социального времени в развитии мысли может распадаться на диахронический и синхронический ряды, или социально-историческое время и собственно социальное. Соответственно, в исследованиях может выделяться момент развития или момент функционирования, равно как подобное методологическое деление может применяться для каждой конкретной формы социального времени и социального пространства.

Итак, категория социального времени в современной философии раскрывается с помощью совокупности понятий, фиксирующих длительность и последовательность социальных процессов, а категория социального пространства отражает овеществление и институциализацию одновременно существующих специфически-социальных процессов в особых пространственно-вещных формах. Действительно, категориальные формы социального времени и социального пространства можно рассматривать как обобщение всего темпорального и спациального поля значений применительно к обществу. Как форма существования социального бытия, социальное время и пространство наделяется особыми характеристиками, отличающими его от иных форм времени, например, превращение времени и пространственных форм в социальное богатство или ценность. Специфика социального времени и пространства заключается, также, в их субъектно-объектном характере, в смысле объективности этих онтологических форм, но и их зависимости от деятельного взаимодействия субъекта и объекта.

Философская сущность социального времени и социального пространства не может быть раскрыта удовлетворительно только на абстрактном социально-онтологическом или конкретно-социологическом уровнях, вне их соотнесения с временем и пространством человека, то есть личностной, социально-психологической и аксиологической рефлексиями, в конкретных социальных системах. Социальное время и социальное пространство, следовательно, представлены и как формы существования индивидуального бытия личности, поскольку время и пространство истории являются прежде всего историей людей в аспекте их индивидуального развития. В контексте данной формы социального времени и пространства в исследованиях речь идет, конечно, о времени и пространстве человека как всемирно-исторического субъекта и особенного индивидуального существа, что есть прямое следствие самой специфики природы социальной материи и общественного процесса.

Итак, социальное время и социальное пространство в результате исследования процесса их выведения представляются сложной структурой временных и пространственных параметров человека и социума, в основе которой может быть расположен некий предельный субъект, проявляющийся на уровне человека как рода, в качестве общества как тотального субъекта, и на уровне индивида. Думается, что социально-философский дискурс должен выйти за пределы абстрактного изложения атрибутов времени и пространства, и во взаимодействии с социологическим теоретическим знанием раскрыть структуру времени и пространства человека во взаимодействии родовых (структурно-системных) и индивидуальных моментов.

Развитие философского и социально-философского дискурса, как было указано, часто приводило к отрыву социального времени от социального пространства, признанию времени в качестве доминирующей категории в социуме. Это во многом было обусловлено спецификой понимания объекта исследования, то есть социума, как принципиально изменяющейся сущности, для которой важны прежде всего специфические временные параметры. Так, даже К. Маркс, который базовые категории «капитала» и «формации» рассматривал именно как фундаментальные пространственно-временные формы, не мог не отметить заметного господства категории времени в социально-философском анализе. С другой стороны, появление еще в XIX веке социологической теории, ориентированной не столько на анализ движения социума, сколько на ставшие структуры, предполагало большую ориентацию на социально-пространственные формы. Естественно, что современная социальная философия должна опираться и на традицию изучения социального времени и пространства в социологии, критически воспринимая ее положения и выводы.

В целом, социальное время и пространство в современной философии и социальной философии можно представить на следующих категориальных уровнях: 1. Социально-исторический- 2. Системно-структурный- 3. Личностно-темпоральный. Разрыв между этими уровнями в исследовании социального времени и пространства и раздвоение самих этих взаимосвязанных категорий в процессе познания составляют решающую проблему современного понимания социальных форм пространства и времени, которая должна быть преодолена. Перспективы дальнейших социально-философских исследований видятся прежде всего в выработке целостной концепции социального времени и социального пространства как базовых категорий социума, бытующих в специфической субъектно-объектной форме. Создание системной социально-онтологической концепции этих категорий, на наш взгляд, должно быть взаимосвязано не только с исследованием спациализации и темпорализации социально-институциональных процессов, как это полагается в социологии, но и со всем историко-философским процессом, разнородными философскими дисциплинами, и корпусом естественнонаучного знания, что составляло основную идею данного диссертационного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени/ТИзвестия АН СССР. Общественные науки. -Таллинн, 1978, Т.27,№ 3
  2. А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация//ВФ, 1985, № 11
  3. А.А. Об одном «нетрадиционном» решении вполне традиционной проблемы. Рецензия на книгу Г. Е. Зборовского//Социологические исследования, 1976, № 4
  4. М.Ф. Протоиндийское «колесо времени»//Календарь в культуре народов мира. М., 1993
  5. Аристотель. Сочинения в 4-х тт. Т. 1,3 М., 1976
  6. Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
  7. В.А. Социальное время. Новосибирск, 1987
  8. Я.Ф. Направление времени и временная структура процессов/ЯТространство, время, движение. М., 1971
  9. Атхарваведа//Пер. Т. Я. Елизаренковой. М., 1995
  10. М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984
  11. Т. Санскрит. М., 1976
  12. JI.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. -М., 1978
  13. М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994
  14. Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961
  15. А.П. Социальная форма движения: явления и сущность. М., 1982
  16. Т.П. О необходимости исследования концептуальных типов временных отношений/Методологические и социальные проблемы развития науки. -М, 1979
  17. А.С. Диалектический логос. М., 1982
  18. А.С. Античная философия. М., 1985
  19. JI.M. Альберти гуманист//Леон Баттиста Альберти. — М., 1977
  20. Ф. Игры обмена. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв. Т.2. М., 1988
  21. Дж. Диалоги. М., 1949
  22. П. Социология политики. М., 1993
  23. В.В. Зарождение средневековой эстетики числа и ритма//Философия искусства в прошлом и настоящем. М., 1981
  24. А. От действия к мысли. М., 1956
  25. Введение в буддизм//В.И. Рудой. СПб., 1999
  26. Л.М. Психические процессы. Т.З. Л., 1981
  27. В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988 Изучение явлений жизни и новая физика//Труды биогеохимической лаборатории. Т. 16. -М., 1980
  28. В.П. Время и часы как проблема теоретической биологии//ВФ, 1985, № 1
  29. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991
  30. В.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении//Вопросы философии, № 9,1969
  31. П.П. Философия Фихте и современность. М., 1979
  32. П.П. Понятие времени в античной философии(Аристотель, Плотин, Августин)//Культура и искусство античного мира. М., 1980
  33. П.П. Природа и идеализированный объект/ЯТрирода, 1986, № 11
  34. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии//Сочинения. T.IX. Кн.1. -М.-Л., 1932
  35. Гегель Г. В. Ф. Философия природы//Сочинения. Т.2. М.-Л., 1934
  36. Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Т. VIII. М.-Л., 1935
  37. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Т. IV. М., 1959
  38. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т.2. М., 1970
  39. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. Т.1. М., 1970
  40. Гегель Г. В. Ф. Философия религии. Т.1. М., 1976
  41. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990
  42. И. А. Проблема времени в историческом материализме/ЛЗестник Московского университета. Сер.7. Философия, 1986, № 4
  43. И.А. Введение в философию истории. М., 1999
  44. А.Б. Эволюция пространственно временных представлений в Древней Индии, Китае и Тибете//Автореф. дисс. канд. ист. наук. — М., 1996
  45. А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. -М., 1977
  46. А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. Иркутск, 1985
  47. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996
  48. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
  49. Э. Логические исследования. Т.2. Ч.1//Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988
  50. А.А. Модель социального времени//Социологические исследования, 1998, № 4
  51. А.А. Социология как метапарадигмальная наука//Социологические исследования, 1992, № 9
  52. И.Е. О категории времени в живописи средних веков и раннего Возрождения//Из истории культуры средних веков и Возрождения. -М., 1976
  53. Р. Избранные произведения. М., 1950
  54. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах//Культурология. XX век. М., 1995
  55. В. Описательная психология. М., 1924
  56. Древнеиндийская философия//Пер. В. В. Бродова. М., 1972
  57. Д.И. Расшифровка кодов (методологические аспекты проблемы)//ВФ, 1979, № 12
  58. В.Н., Молчанов Ю. Б. Эволюционирует ли время, пространство и причинность?//ВФ, 1986, № 6
  59. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М., 1991
  60. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995
  61. О.Н. Онтология социального времени. Саратов, 2000
  62. Т.Я. Грамматика ведийского языка. М., 1982
  63. Г. М. Возникновение нового. М., 1983
  64. Жог В. И, Канке В. А. Методологические аспекты понимания некоторых форм времени и пространства//Диалектический материализм и философские проблемы естествознания. М., 1982
  65. И. Познание и информация. М., 1966
  66. A.M., Стрелец В. Б., Корсаков М. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., 1984
  67. В.В. Мировоззренческие и методологические аспекты антропологического (антропного) принципа в космологии//К.Э. Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986
  68. В.А. Формы времени. Томск, 1984
  69. И. Сочинения. Т.З. М., 1964
  70. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М., 2000
  71. Категориальные структуры познания и практики. Киев, 1986
  72. Кейпер Ф.Б. Я. Древний арийский словесный поединок//Труды по ведийской мифологии. М., 1986
  73. Классическая йога//Пер. Е. П. Островской, В. И. Рудого. М., 1992
  74. А.Е. Физическая необратимость проявление или причина анизотропии времени?//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1995, № 2
  75. В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Т.1. М., 2002
  76. А. Очерки истории философской мысли. М., 1985
  77. Н.И. Полибий и Сыма Цянь//3апад и Восток. М., 1972
  78. О. Система позитивной политики. Вып.2//Родоначальники позитивизма. СПб., 1910
  79. О. Общий обзор позитивизма//Родоначальники позитивизма. Вып.4−5.-СПб., 1912
  80. Н. О вращениях небесных сфер. М., 1964
  81. JI.M. Эволюция концепции времени в науке (социально-философский аспект проблемы). М., 1988
  82. Космология: теории и наблюдения. М., 1978
  83. Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983
  84. Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального//Под ред. Ю. Н. Давыдова. М., 1988
  85. Р.И. Принцип детерминизма и деятельность мозга. М., 1988
  86. С.Б. Формы культурно-исторической опосредованности научного знания//Философские науки, 1989, № 7
  87. В.Ш. Огонь и космос в философии Гераклита//ВФ, 1981, № 6
  88. А.В. ТО AITEIPON: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель//Вестник древней истории, № 1,1978
  89. В.П., Степин B.C. Гносеологический аспект понятия времени//ВФ, 1970, № 10
  90. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. М., 1986
  91. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т.1. М., 1935
  92. А.Н. Ощущения и восприятие как образы предметного мира//Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1982
  93. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». Киев, 1978
  94. Лой А.Н., Шинкарук Е. В. Время как категория социально-исторического бытия//ВФ, 1979, № 12
  95. О.Т. Социальная форма материи как проблема исторического материализма//Проблемы социального познания и управления. Вып.2. -Томск, 1984
  96. А.Ф. Античная философия истории. М., 1977
  97. А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции(Платон и Аристотель)//История философии и вопросы культуры. -М&bdquo- 1975
  98. А.Ф. История античной эстетики. Т.2. М., 1969
  99. А.Ф. Античная философия и общественно-исторические формации//Античность как тип культуры. М., 1988
  100. Ю.М. О понятии географического пространства в русских средневековых текстах//Труды по знаковым системам. Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 181. Тарту, 1965
  101. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. -М., 1987
  102. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991
  103. Й. Пути богов. М., 1984
  104. В.Г. Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика//Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988
  105. В.Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986
  106. В.Г. Универсум вайшешики. М., 2003
  107. А.О. Досократики. Первые греческие мыслители в их теориях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Ч. З -Казань, 1919
  108. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984
  109. Э.С. Инварианты самоорганизации и проблема внеземных цивилизаций//К.Э. Циолковский и проблемы развития науки и техники. М., 1986
  110. К. Различие между натурфилософией Демокрита и Эпикура//К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956
  111. К. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.13.
  112. К. Капитал. Критика политической экономии//Там же. Т.23.
  113. К. Экономико-философские рукописи 1844 года//Там же. Т.42
  114. К. Критика политической экономии//Там же. Т.46. Ч. 1.
  115. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов//Там же.
  116. Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. М., 1982
  117. Махабхарата. Мокшадхарма. Вып.У. Кн.1//Пер. Б. Л. Смирнова. -Ашхабад, 1983
  118. С.В. Понятие времени и типология объектов (на примере геологии и биологии)//Диалектика в науках о природе и человеке. Эволюция материи и ее структурные уровни. М., 1983
  119. Р.К. Явные и латентные функции//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994
  120. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991
  121. Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
  122. Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Стросса//Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985
  123. В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988
  124. Ю.Б. Проблема времени и диалектика//ВФ, 1975, № 8
  125. Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. -М., 1977
  126. Ю.Б. Временные параметры в структуре физических теорий//Физическая теория. М., 1980
  127. Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968
  128. Н.В. Значение теории времени Канта для понимания всеобщих структур человеческого сознания// «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984
  129. Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики»: формирование принципов системности и историзма. М., 1984
  130. И.И. В.И. Вернадский. М., 1982
  131. Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. -Новосибирск, 1993
  132. И. Математические начала натуральной философии/ЛСрылов А. Н. Собрание трудов. Т. VII. -М.-Л., 1936
  133. .Л. Структура мифологических текстов «Ригведы» (ведийская космогония). М., 1968
  134. А.П. От исследовательских программ к образцам культуры//Пути интеграции биологического и социо-гуманитарного знания. -М., 1984
  135. Г. П. О некоторых основаниях введения понятия «социальное время» в систему категорий исторического материализма//Проблемы систематизации категорий исторического материализма. Челябинск, 1980
  136. Т.Ф. О пространстве и времени//Русская философия первой половины XIX века. Свердловск, 1987
  137. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения//ТНЕ818: Теория и история экономических и социальных институтов и систем, том 1, № 2. Москва, 1993
  138. В. Физические очерки. М., 1975
  139. Е.Н. О субъективно-объективном характере социального времени// Проблемы систематизации категорий исторического материализма. -Челябинск, 1980
  140. Платон. Сочинения. Т.З. М., 1994
  141. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998
  142. С.П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм//ВФ, 1993, № 4
  143. А.С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967
  144. Развитие учения о времени в геологии. Киев, 1982
  145. Ригведа. Мандалы I-IV/ЯТер. Т. Я. Елизаренковой. М., 1989
  146. В. О понимании. Опыт исследования природы, границы и внутреннего строения науки как цельного знания. М., 1986
  147. В.И., Островская Е. А. Учение об историческом времени и обществе в индийской классической философии. М., 2002
  148. М.Н. Диалектика и социология. М., 1980
  149. B.C. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М., 1981
  150. Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983
  151. П.В. Пространственно-временные аспекты взаимодействия наук (М-, Е-, И- интерпретация)//Науки в их взаимосвязи: История. Теория. Практика. М., 1988
  152. З.А. Социальное и географическое пространства в концепции П. Бурдье//Социальное пространство: междисциплинарные исследования. -М., 2003
  153. Вл. Лекции по истории философии//ВФ, 1989, № 6
  154. П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994
  155. . Избранные произведения. Т. 1. М., 1957
  156. B.C. Эволюционный стиль мышления в современной астрофизике//Астрономия. Методология. Мировоззрение. -М., 1979
  157. Г. Г. Время как проблема гносеологии. Ростов-на-Дону, 1988
  158. Г. Социальные законы. СПб., 1906
  159. Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т.2. Первые философы. М., 1959
  160. В.Н. Пространство и текст.//Текст: семантика и структура. -М., 1983
  161. В.Н. Санскрит и его уроки//Древняя Индия: язык, культура, текст. -М., 1985
  162. Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005
  163. Н.Н. Проблема времени в свете философского мировоззрения//ВФ, 1978, № 2
  164. Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987
  165. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси, 1961
  166. Дж. Естественная философия времени. М., 1964
  167. У орд Л. Ф. Очерки социологии. М., 1901
  168. Упанишады. Кн.2//Пер. А. Я. Сыркина. М., 1992
  169. Упанишады.//Пер. А. Я. Сыркина. М., 2000
  170. Н.Ф. Сочинения. М., 1982
  171. Философские проблемы естествознания. М., 1985
  172. Философский энциклопедический словарь. М., 1983
  173. Фихте И-Г. О назначении ученого. М., 1935
  174. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989
  175. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977
  176. М. Время и бытие. М., 1993
  177. Херрманн Фр.-В. фон. «Бытие и время» и «Основные проблемы феноменологии"//Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991
  178. В.И. Категория развития: проблема критерия//Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. М., 1984
  179. B.C. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., 1988
  180. Р. Информационные механизмы познавательного процесса. -Фрунзе, 1983
  181. В.К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический период. М., 1994
  182. В.К. Первые философы Индии. М., 1997
  183. П. Социология социальных изменений. М., 1996
  184. Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. 4.2. СПб., 1995
  185. А.С. Теория относительности. J1.-M., 1934
  186. Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М., 1981
  187. А. Физика и реальность. М., 1965
  188. А. Собрание научных трудов. Т. IV. М., 1967
  189. М. Трактат по истории религий. Т.П. СПб, 1999
  190. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//ВФ, № 1, 1988
  191. Ярская-Смирнова В. Н. Инверсия времени в структуре предвидения//Философские науки, 1980, № 5
  192. В.Н. Научное предвидение: вопросы методологии. Саратов, 1980
  193. A Sanskrit English dictionary//M. Monier — Williams. — Oxford, 1956
  194. Adam B. Time and social theory. Cambridge, 1990
  195. Balslev, Anindita Niyogi. A study of time in Indian philosophy. -Wiesbaden, 1983
  196. Blumenberg H. Lebenszeit und Weltzeit. Frankfurt a.M., 1986
  197. Brown W.N. Theories of creation in the Rig Veda//Journal of the American Oriental Society, vol.85, № 1,1965
  198. Fraser J.T. Time as conflict. A scientific and humanistic study. Basel and Stuttgart, 1978
  199. Fraser J.T. The genesis and evolution of time. Brighton, 1982
  200. Giddens A. Central problems in social theory. London, 1979
  201. Gurvitch G. Varieties of social-time//The sociology of time. London, 1990
  202. Hallinan M.T. The sociological study of social change//American sociological review, vol. 62, № 1. New York, 1997
  203. Haber F.C. The Darwinian revolution in the concept of time//The study of time. Ed. by J.T. Fraser. Berlin, Heidelberg, NY, 1972
  204. Huxley J. The humanist frame. New York, 1961
  205. Kern S. The culture of time and space. Cambridge, 1983
  206. Lewis J.D., Weigart A.J. The structures and meanings of social-time//The sociology of time. London, 1990
  207. Mahadevan T.M.P. Sankaracharya. New Delhi, 1977
  208. McClain J. Time in the visual arts: Lessing and modern criticism//The journal of aesthetics and art criticism, vol.44, № 1, 1985
  209. Murti T.R.V. The two definitions of Brahman in the Advaita//Studies in Indian thought. Collected papers of Prof. T.R.V. Murti. Delhi, 1983
  210. Panikkar R. Toward a typology of time and temporality in the ancient Indian tradition.//Philosophy East and West, vol.24, № 2,1974
  211. Persell K.H. Understanding societies. New York, 1987
  212. Radhakrishnan S. Indian philosophy. Vol.2 London, 1951
  213. Reyna R. Metaphysics of time in Indian philosophy and its relevance to particle science//Time in science and philosophy. Prague, 1971
  214. Sacred Books of the East.//Transl. by M. Bloomfield, vol.42. Delhi, 19 671! f. 217. Schayer S. Contributions to the problem of time in Indian philosophy. 1. Krakow, 1938
  215. Shils E. Tradition. Chicago, 1983
  216. Sorokin P., Merton R.K. Social time. A methodological and functional analysis//American journal of sociology, vol. 42, № 5. Chicago, 1937
  217. The Vedanta Sutras with the commentary by Sankaracharya//Transl. by G. Thibaut. Vol.34.-Delhi, 1968
Заполнить форму текущей работой