Актуальность исследования. По оценкам экспертов международный туризм — один из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала. В конце 90-х годов доля туризма составила более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволило ему занять второе место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 году туризм должен выйти на первое место.
Иностранный туризма как часть всемирных туристских связей выступает в качестве невидимого экспорта товаров и услуг, чем и вызвана актуальность проблемы подготовки кадров — профессионалов данного вида туризма.
Развитие внутреннего и иностранного (въездного) туризма оказывает большое влияние на социально-экономическую инфраструктуру страны и ее регионов. Для регионов въездной туризм должен превратится в существенный источник увеличения доходов от экспорта и роста региональной экономики, что также связано с актуальностью постановки задачи профессионализма специалистов.
Политическая и экономическая нестабильность, отсутствие профессионально подготовленных кадров иностранного туризма в России * привели к резкому сокращению туристского потока из-за рубежа, что неблагоприятно складывается на развитие туристской сферы в целом. Несмотря на возникшие проблемы, сдерживающие развитие иностранного (въездного) туризма, существует большой потенциальный спрос на поездки в Россию.
По некоторым прогнозам, профессиональная подготовленность кадров обеспечит стабильность зарубежного туристского потока в Россию и ее регионы, и въездной туризм в ближайшее время должен вырасти на 15 процентов, а это важно не только в экономическом аспекте, но и социальном, так как въездной туризм имеет определенное значение в представлении мест занятости, развитии транспортной инфраструктуры, расширенном воспроизводстве сельскохозяйственного производства, формировании устойчивого положительного имиджа России.
Прогнозируемый поток туристов в Россию должен быть обеспечен достаточными материально-техническими и трудовыми ресурсами.
В этих условиях необходимость профессиональной подготовки специалистов — менеджеров иностранного туризма — очевидна, что и подтверждает актуальность исследуемой темы.
По результатам опроса руководителей предприятий, опубликованным в журнале «Эксперт», одной из важных проблем, препятствующих эффективному развитию туристского бизнеса, является недостаточная квалификация персонала. Многочисленные государственные и негосударственные образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой туристских кадров организуемой в рамках направления «Менеджмент» (№ 521 500) и специальности «Менеджмент организации» (№ 61 100), не разрешают всех потребностей туристских организаций в квалифицированных кадрах. Не всегда учитывается специфика конкретного туристского учреждения, его специализация, что сказывается, на реализации программ въездного туроперейтинга. Кроме того, неподготовленные специалисты часто сталкиваются с проблемой: как приспособиться к быстро меняющейся конъюнктуре спроса, то есть проявляют реальные неумения.
Проблема избранного исследования определила цель диссертационной работы, которая состоит в следующем: разработать содержание, методы и формы профессиональной подготовки специалиста — менеджера иностранного туризма — в условиях туристского вуза.
Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов иностранного туризма в туристском вузе.
Предмет исследования — методика и дидактика профессиональной подготовки специалиста — менеджера иностранного туризма в туристском вузе.
Цель определила задачи исследования:
1. Выявить особенности профессиональной подготовки специалистов и с их учетом сформулировать методические требования к обучению менеджеров иностранного туризма.
2. Рассмотреть мотивацию профессиональной деятельности менеджера иностранного туризма и на этой основе разработать дифференцированные v методы и средства обучения в туристском вузе.
3. Определить и экспериментально проверить содержание, методы и формы обучения специалистов — менеджеров иностранного туризма.
4. Уточнить педагогические условия эффективности адаптации специалиста в условиях туристской практики и стажировки.
Гипотеза исследования основывается на теоретическом и практическом опыте диссертанта и исходит из положения, что эффективность профессиональной подготовки специалиста — менеджера иностранного туризма будет более продуктивной, если сам процесс подготовки будет:
• опираться на достигнутый опыт отечественной системы * непрерывного и многоуровневого профессионального туристского образования, рассматриваемого нами как целостный процесс;
• учитывать зарубежный опыт и методики организации и приемы иностранных туристов, например, мальтийскую концепцию дидактики обучения, исследованную диссертантом непосредственно в Мальтийском институте туризма;
• шире использовать профессиональные методики обучения в рамках образовательного стандарта ЮНЕСКО «Межкультурное разнообразие и туризма»;
• всесторонне изучать региональные особенности профессиональной подготовки специалиста — менеджера иностранного туризма, реализуемых в рамках припограничного туризма, породненных городов и обменов, познавательного и культурного туризма, спортивно-оздоровительного и других форм межнационального и межгосударственного туристского сотрудничества.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ педагогической, экономической, юридической, туристской литературы по проблеме нашего исследованияанкетирование студентов в начале и в конце процесса обучения (1, 5 курсы) — опрос выпускников Российской международной академии туризма по данной специальностиэксперимент по внедрению содержания, методов и форм обучения менеджеров иностранного туризм, проводимый в Российской международной академии туризмакомпьютерная информация, включенное педагогическое наблюдение, непосредственное участие исследователя в контроле знаний и умений студентованализ выпускных квалификационных работ и дипломных проектов студентов РМАТ.
Методологическую основу исследования составляют теоретические работы по проблеме профессионального образования в туризме (В.А.
Квартальное, И. В. Зорин, А. А. Остапец — Свешников, В. А. Горский, В.Д. Чепик) — общие положения о содержании и формах профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Н. И. Загузов, A.M. Новиков, Г. В. Мухаметзянова, В. А. Кальней, С. Е. Шишов, В. И. Жолдак, В. А. Кабачков и др.) — идеи и положения о принципах развивающего обучения (JI.B. Занков, В. В. Давыдов, В. А. Сластенин, Д. Б. Эльконии и др.) — отдельные работы по проблемам учебнопроизводственной практики (В.В. Васильев, Л. Г. Скоробогатова, Г. С. Пронькин и др.) — законодательные и нормативные документы по вопросам общего и профессионального образованияобщие культурологические и правовые основы развития личности (К.В. Кулаев, Б. П. Юсов, Н. И. Волошин, В. Ю. Маноляк и др.).
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап.
1995;1998 г. г. — теоретический анализ научно-методической литературы и оценка опыта работы отечественных и зарубежных учебных заведений и авторов по подготовке туристских кадров для сферы иностранного туризма. Определялись проблемы и цель исследования, уточнялась стратегия и методика эксперимента, ориентированного на развитие системы подготовки менеджеров иностранного туризма.
Второй этап.
1998;2000 г. г. — разработка методики и проведение формирующего эксперимента, включая практические занятия, стажировки и выездные мероприятия на маршрутах иностранного туризма.
Третий этап.
2000;2002 г. г. — обработка экспериментальных данных, внедрение результатов исследования в практику работы РМАТ, подготовка учебных пособий, оформление результатов исследования в жанре научного исследования, т. е. кандидатской диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Российская международная академия туризма, Институт менеджмента иностранного туризма, Московский учебно-методический центр (МУМЦ) РМАТ. В опытноэкспериментальной работе участвовали студенты факультета «Менеджмент иностранного туризма» Российской международной академии туризма, 1 — 5 курсов, в количестве более 350 человек.
Научная новизна исследования:
Важно отметить, что проблематика исследования предусмотрена планом важнейших исследований на 2001;2003 г. г., утвержденных Президиумом Российской Академии образования (РАО).
1. В ходе исследования выявлены дидактические и методические особенности профессиональной подготовки специалистов в сфере иностранного туризма, которые проявились в двухступенчатости основного (управленческого) образования, а также посредством непрерывности обучения, гибкости и учебно-практической направленности учебных программ. С их учетом определены требования к специалистам — менеджерам иностранного туризма:
2. Приведена мотивация профессиональной деятельности на основе дифференциации методов обучения. Выявленная мотивация способствует усилению качества и результативности образовательного процесса.
3. Разработано содержание обучения менеджера иностранного туризма, нашедшее отражение в учебных программах «Менеджмент и маркетинг иностранного туризма», а также разделы раскрывающие состояние и тенденции развития всемирного туризма, маркетинговую политику в сфере иностранного туризма, организацию обслуживания и приема иностранных туристов на базе генеральных условий и другие. Как результат уточнены эффективные методы обучения специалиста — менеджера иностранного туризма, например, лекционные и семинарские занятия, самостоятельная работа студентов на профильных туристских выставках, деловые игры и тренинги, подготовка реферативных и курсовых работ, сопровождение групп иностранных туристов по маршруту, деловые конференции и стажировки.
4. Эффективным средством квалификационной обучености стали туристская практика и стажировка в процессе профессиональной адаптации молодого специалиста — менеджера иностранного туризма.
Практическая значимость исследования состоит в том, что совокупность теоретических положений и выводов, изложенных в диссертационной работе, позволила исследователю реализовать ряд мер, способствующих совершенствованию подготовки специалистов в сфере иностранного туризма. Автором подготовлены учебно-тематические планы, учебная программа и учебное пособие, которые используются в учебном процессе в Российской международной академии туризма, Институте менеджмента иностранного туризма, опубликованы статьи по вопросам подготовки менеджеров иностранного туризма.
Материалы исследования могут быть использованы в разработке концепции и программы развития туризма как в отдельных регионах, так и в Российской Федерации, а также в процессе совершенствования учебного процесса на факультетах, отделениях, в учебных группах вузов и колледжей, где готовятся специалисты в сфере иностранного туризма на различных уровнях подготовки кадров: лицей, профессионально-техническое училище, колледж, вуз, последипломное обучение.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе учебной деятельности исследователя в Российской международной академии туризма, Институте менеджмента иностранного туризма, Московском учебно-методическом центре (МУМЦ) РМАТ, непосредственно, через обсуждение основных положений, хода и результатов исследования на заседаниях кафедры менеджмента иностранного туризма. Основные положения, ход и результаты исследований докладывались на научнопрактических конференциях, организуемых РМАТ в 1995 — 2000 г. г. и учебнометодических семинарах для преподавателей РМАТ в 1999 — 2000 г. г., а также отражены в опубликованном учебно-методическом пособии, выпущенных учебных планах и программах, в ходе прочтения спецкурсов, лекций и проведения семинарских занятий. Исследователем опубликовано 3 работы и публикации, общим объемом 122 страницы или 5 печатных листов.
Обоснованность и достоверность исследований обеспечивались адекватной системой педагогических наблюдений и организации педагогического эксперимента. Качественные изменения уровня профессиональной компетенции студентов оценивались по итогам выполнения тестовых заданий, туристской практики и стажировок студентов и исследователя в российских регионах, Турции, на Мальте, Греции, Кипре, в течение всего процесса обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав (включая практические.
3. Результаты исследования позволили определить внешние и внутренние, положительные и отрицательные мотивы, позволяющие дифференцировать формы и методы подготовки менеджеров иностранного туризма, в зависимости от природных способностей, профессиональной направленности, знаний и учений студентов. В частности, в целях повышения эффективности процесса обучения, усиления учебной мотивации и организации дифференцированной профориентационной работы студентов туристского вуза рекомендуется использовать представленные методики организации процесса обучения:
Первый тип студенты, имеющие одноплановый мотив (любовь к туризму). В работе с ними ставится задача внести коррективы в мотивационную сферу с целью удвоения мотива, т. е. сочетания любви к туризму и мотива организации туристской деятельности.
Второй тип студенты, которые поступали в туристский вуз без четко осознанного мотива, случайно. Содержание работы с этой категорией студентов состоит в осуществлении полного процесса профориентации с использованием всех дисциплин туристского цикла и других средств приобщения их к будущей работе.
Третий тип студенты, проявляющие яркие организационные способности, потенциальные руководители туристских учреждений, профориентационная работа с ними должна быть направлена на формирование индивидуального стиля управленческой работы.
Четвертый тип студенты, обладающие ярко выраженными сопутствующими туристской работе умениями (знания иностранных языков, спортивная подготовка и др.). Внутри вузовская работа с ними должна быть направлена на подготовку их к успешному развитию разнообразных способностей и специальных умений.
4. В ходе проведенного исследование диссертантом разработаны и экспериментально апробированы содержание, методы и формы профессиональной подготовки специалиста — менеджера иностранного туризма по курсу «Менеджмент и маркетинг иностранного туризма».
Основу методики преподавания данного курса составляет диалогическое взаимодействие преподавателя и студентов, предполагающее их совместную деятельность, направленную на создание условий для эвристического поиска и нахождения истины и на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. В процессе чтения данного курса предполагается использование преподавателями как традиционных, так и новых форм организации учебных занятий, включающих, например, проектирование и разрешение различных проблемных ситуаций, могущих возникнуть в ходе организации приема и обслуживания иностранных туристов, дискуссии и диспуты, понятийно-терминологические упражнения, реферирование основных литературных источников, участие в научно-практических конференциях студентов и преподавателей, традиционно организуемых Российской международной академией туризма.
5. Важную роль в процессе подготовки специалиста — менеджера иностранного туризма отводим туристской практики и стажировки студентов в базовых туристских учреждениях. Именно производственная практика обладает большими возможностями для формирования внутренней установки на туристскую профессию. В процессе практики интенсифицируется процесс профессионального становления менеджера, его самообразования и самовоспитания, осуществляется проверка степени профессиональной подготовленности и пригодности к туристской деятельности, уровня туристской направленности.
Деятельность студентов во время практики является аналогом профессиональной деятельности менеджера иностранного туризма, адекватна содержанию и структуре туристской деятельности, организуется в реальных условиях туристкой организации. Уже с младших курсов благодаря туристской практике и стажировке у студентов появляется возможность проверки и оценки себя как будущего специалиста, своей профессиональной подготовки и пригодности.
Туристская практика и стажировка являются составляющими звеньями в профессиональной ориентации на туристскую профессию и способствуют профессиональной адаптации молодого специалиста — менеджера иностранного туризма. В то же время, решающим фактором в адаптации выпускников туристских вузов и колледжей является их профессиональная компетентность, степень развитости профессионально значимых личностных качеств.
В результате определена практическая значимость проведенного диссертационного исследования, в частности, совокупность теоретических положений и выводов, изложенных в диссертационной работе, позволила исследователю реализовать ряд мер, способствующих совершенствованию подготовки специалистов в сфере иностранного туризма. Автором подготовлены учебно-тематические планы, учебная программа и учебное пособие, которые используются в учебном процессе в Российской международной академии туризма, Институте менеджмента иностранного туризма, опубликованы статьи по вопросам подготовки менеджеров иностранного туризма.
Материалы исследования могут быть использованы в разработке концепции и программы развития туризма как в отдельных регионах, так и в Российской Федерации, а также в процессе совершенствования учебного процесса на факультетах, отделениях, в учебных группах вузов и колледжей, где готовятся специалисты в сфере иностранного туризма на различных уровнях подготовки кадров: лицей, профессионально-техническое училище, колледж, вуз, последипломное обучение.
Заключение
.
1. На современном этапе в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития школы и вуза. В результате имеет место огромное разнообразие типов школ.
В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования.
В современной России система образования непрерывно развивается и для нее характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980;90-е годы. Вместо прежней единой и единообразной школы стали появляться гимназии, лицеи, колледжи, школы разных профилей и направлений. Появились международные школы и университеты, частные школы и вузы. Вместо институтов и специализированных высших училищ (военных, гражданской авиации, искусства) основными высшими учебными заведениями стали преимущественно университет и академия.
Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. В мировой системе образования можно выделяют определенные глобальные тенденции:
1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
5) разрастание рынка образовательных услуг;
6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.
Первая тенденция это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.
Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.
Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.
Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.
Наряду с вышеозначенными моментами в мировом образовании набирает силу «рыночный» и сугубо «деловой» подход.
ЮНЕСКО осуществляет организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства. Данная организация разрабатывает для всех стран международно-правовые акты как глобального, так и регионального характера.
ЮНЕСКО подтверждает международную значимость образования в качестве важнейшей составляющей экономического, социального и культурного развития современного общества.
2. Общая концепция и принципы профессионального образования кадров строятся в настоящее время в соответствии с пониманием того, что туризм является прикладной сферой деятельности, что в свою очередь, определяет характер комплекса знаний и всей дидактики учебного процесса. Таким образом, основополагающим принципом построения системы обучения в туризме является принцип заимствования и междисциплинарности знаний.
Следующий важный принцип — принцип сбалансированного сочетания академических и теоретических дисциплин с практическими курсами, т. е. концептуального обучения с развитием практических умений и навыков.
Ключевым принципом выступает необходимость обеспечения качества и современного уровня обучения, что предполагает также принцип интеграции учебного процесса с туристской деятельностью и учебных программ, учебных курсов и дисциплин в единую дидактическую систему подходов к обучению специалиста — менеджера иностранного туризма.