Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Работа и семья в жизненных стратегиях российских женщин: региональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях кризиса существующая" на рынке труда тендерная дискриминация превратилась из скрытой в явную, что приводит к значительной тендерной асимметрии в сфере занятости, а также к таким негативным последствиям, как концентрация женщин в сферах с низкой заработной платойболее высокий уровень безработицы ^ среди женщин, феминизация7 бедности, понижение статуса женщин в семье. Позитивная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования жизненных стратегий женщин в современном обществе
    • 1. 1. Тендерный подход в социологическом дискурсе
    • 1. 2. Принципы и критерии анализа жизненных стратегий женщин в российском обществе
  • Глава II. Основные факторы, определяющие выбор жизненных стратегий женщин
    • 2. 1. Статусно-ролевая динамика жизнедеятельности женщин в современных условиях
    • 2. 2. Нормативная модель и реальные жизненные стратегии женщин
  • Глава III. Женщина в региональном социуме: структурный анализ
    • 3. 1. Женщины как социально-демографическая общность в структуре региона
    • 3. 2. Жизненные стратегии женщин в кризисном социуме: конкуренция семьи и работы

Работа и семья в жизненных стратегиях российских женщин: региональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: Модернизация российского общества, новые социально-экономические условияизменили систему ценностных ориентировопределяющих выбор жизненных стратегий* женщин. Их исследование актуально по нескольким причинам.

Во-первых, процессы демократизации в современной России невозможны без гармонизации взаимоотношений между различными слоями общества, включая и отношения между полами — тендерные отношения. Тендерное равенство выступает индикатором демократического общества. В России, где женщины составляют более половины населения страны, анализ их жизненных стратегий, ценностных установок и предпочтений чрезвычайно важен для определения тенденций и направленности происходящих в стране изменений.

Во-вторых, социально-экономические преобразования российского общества не только не разрешили существовавшую в советский период проблему тендерного неравенствано и создали новые противоречия в этой сфере: усилилась, тендернаяасимметрия рынка труда, происходит трансформация семьи как социального института, продолжаетсявытеснение женщины из политической и других социально значимых сфер жизнедеятельности.

В ценностно-нормативной системе происходит борьба противоречивых тенденций: с одной-стороны, заимствуютсясексистские западные образцы маскулинностии феминности, с другой стороны, в обществе воспроизводятся патриархальные тендерные стереотипы: Кроме того, в сознании россиян произошла актуализация ценностейранее находившихся либо под идеологическим запретом (предпринимательскаядеятельность, наличие частной собственности), либо имевших формальный характер (свобода мнений). Поэтому исследование ценностных ориентаций и жизненных стратегий российских женщин является значимой теоретической и практической проблемой:

При анализе российского женского социума необходимо учитывать наряду с общими тендерными признаками (вовлеченностью в общественное производство, высокой бытовой загруженностью, тендерной асимметрией в оплате труда, слабой представленностью на уровне принятия политических и государственных решений, зависимостью от социальной поддержки государства и др.) специфические черты женских общностей, обусловленные культурными традициями, этнической принадлежностью, вероисповеданием, образом жизни.

В формировании жизненных стратегий россиянок немаловажную роль играют региональные факторы, влияние которых еще недостаточно изучено. Указанные обстоятельства обусловливают актуальность темы исследования, необходимость комплексного изучения места работы и семьи в жизненных стратегиях современных российских женщин.

Степень научной разработанности проблемы. Тендерный подход в изучении человека и общества не является традиционным для отечественной социологии. Он сформировался в 70—80-е гг. XX в. на основе неклассического философского дискурса. В его становлении важную роль сыграли идеи постструктурализма и постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар,.

1 2 М. Фуко), философии феминизма (Л. Иригарэ, Ю. Кристева, Г. Рабин), социального конструктивизма (П. Бергер и Т. Лукман), символического инте-ракционизма (И. Гоффман4), этнометодологии (Г. Гарфинкель5), понимающей социологии (М. Вебер) и др.

1 Жан-Франсуа Лиотар. Состояние постмодерна /Перевод с французского Н. А. Шматко «Институт экспериментальной социологии», Москва Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1998. — Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму- / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирский. — М.: Per Se, 2001. Визгин, В. П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко // Вопросы философии. 1998, № 1.С. 170−176.

2 Рабин Г. Обмен женщинами. М., 1995; Кристева Ю. Душа и образ// Философская мысль Франции XX века. — Томск: Водолей, 1998; Luce Irigaray, «This Sex Which Is Not One’V/Ithaca, New York: Cornell University Press, 1993.

3 П. Бергер, Т. Лукман: Социальное конструирование реальности, М., 196б.

Goffinan Е. Gender Display. From «Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of Visual Communication». // Goffman Reader. Lemert, C. and Branaman, A. Blackwell Publ. 1997, PP. 208−227.

5Гарфинкель, Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. Т. 3. 2003. № 1. С. 3—19.

Значительный вклад в понимание пола как социального конструкта внесли работы антрополога М. Мид1, социологов Э. Гидденса2 и П. Бурдье3, психологов Э. Маккоби4 и С. Бем5.

Тендерный подход в социальном познании основанна идее о социальной сконструированное&tradeпредставлений о мужчине и женщине, их ролях и функциях в обществе, «мужском» и «женском» в культуре и об их изменяемости и вариативности.

В России тендерные исследования начали развиваться с конца 80-х гг. XX в. в работах С. Г. Айвазовой, О. А. Ворониной, Т. А. Гурко, Л. С. Егоровой, М. М. Малышевой, Е. Б. Мезенцевой, А. И. Посадской, Н. Л. Пушкаре-вой, Н. М. Римашевской, Л.Л. Рыбцовой6 и др.

Начиная с 60-х гг. XX в., анализом социального положения советской женщины занимались такие исследователи, как Е. Б. Груздева, Э. С. Чертихина, Е. Д. Емельянова, З.А. Янкова7 и др.

1 Mead М. Male and Female: A study of the Sexes in a Changing World. N.Y., 1948.

2 Гидденс Э. Основные проблемы социальной теории: действие, структура и противоречие.// Социальные и' гуманитарные науки .Реф. журнал. 1996. серия 2. № 11.

3 П. Бурдье. Мужское доминирование. М., 1998.

4 Маккоби Э. Два пола: растем порознь, живем вместе. M. Наука, 2005.

5 Бем С. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М.: Рос. полит. энцикл., 2004.

6 Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998; Воронина O.A. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1988. № 2. Гурко Т. А. Социополовой аспект социальной стратификации в постсоветской России // Тендерные тетради. Вып. 2. СПб., 1999; Егорова Л. С. Жизненные стратегии: Тендерный аспект. Иваново, 1999; Малышева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М., 2001; Тендер в программах социально-экономического развития: анализ международного опыта. / Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики (отв. ред. Е. Мезенцева). М., Русская Панорама, 2002, с. 38−71- Посадская А. И. Женские исследования в России: перспективы нового видения // Тендерные аспекты социальной трансформации / ИСЭПН РАН. М., 1996 С. 1124- Пушкарева Н. Тендерная проблематика в исторических науках // Введение в тендерные исследования: учебное пособие. ХарьковСПб., 2001; Римашевская Н. М. Тендерные стереотипы и логика социальных отношений. / Тендерные стереотипы в современной России. Ред.: И. Б. Назарова, Е. В. Лобза Москва: ГУ ВШЭ, МАКС Пресс, 2007; Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX в. Проект «Таганрог» / Под ред. Н. Римашевской. М., 2001; Рыбцова Л. Л. Жизненные ценности женщин // Социологические исследования. 1997, № 10.

7 Груздева Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983; Е. Д. Емельянова. Тендер в советской историографии./ Пол и тендер в науках о человеке и обществе. Тверь. 2005; Янкова З. А. Мужчина и женщина в семье. М., 1967.

В работах А. Г. Харчева, С. И. Голода, М. С. Мацковского, А. И. Антонова, В. М. Медкова, Е.М. Черняк1 рассматривались проблемы семьи и материнства, совмещение советской женщиной многочисленных социальных ролей.

Жизненные стратегии российских женщин являются предметом исследовательского интереса К.А. Абульхановой-Славской, Е. М. Авраамовой, Е. С. Балабановой, JI.A. Беляевой, Н. Ф. Наумовой, Ю. М. Резника, М.В. Удальцо-вой, которые рассматривают их в контексте реализации смысложизненных потребностей и целей, а также в связи с адаптацией к изменившимся социально-экономическим условиям.

Исследованию трансформации ценностных ориентаций в российском обществе посвящены труды О. В. Бондаренко, А. Г. Здравомыслова, В. Ивакина, С. Н. Иконниковой, Н. И. Лапина, В. Т. Лисовского, И. В. Мостовой, В.А.Ядова3.

Региональная специфика в социологическом и экономическом контексте рассмотрена в исследованиях Н. И. Аитова, О. М. Барбакова, Ю. Н Гладкого, Г. С. Денисовой, В. И. Игнатова, Н. П. Кетовой, КХС. Колесникова, H.H. Некрасова, С. Р. Филиппова, А.И. Чистобаева4.

1 Изменение положения женщины и семья: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т социол. исслед.- Отв. ред. А. Г. Харчев, М., 1979; Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998; Методические программы и методики исследований брака и семьи: (Программы и методики исследований брака и семьи) / Отв. ред. М. С. Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986; Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996; Черняк Е. М. Социология семьи. М., 2004.

2 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни — М.: Мысль, 1991. — 299 е.- Балабанова Е. С. Типы стратегий совладения с жизненными трудностями // Кто и куда стремится вести Россию?. Акторы макро-, мезои микроуровня. — М.: МВШСЭН, 2001; Наумова Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. — 1995. -№ 2. -С. 5−11. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности//Социологический исследования.- 1995.-№ 12.-С.100−105.

3 Бондаренко О. В. Ценностный мир россиян. Ростов н/Д, 1998; Здравомыслов А. Молодежь России: Что она ценит и что она умеет? // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. -1998. — № 4- Ивакин В. Ценностные установки молодежи: что их определяет // Человек и труд. — 1994. — № 6. — С. 75−78- Лапин И. Н. Пути России: социокультурные трансформации. -М., 2000; Мостовая И. В. Российское общество: социальная стратификация и мобильность. Ростов н/Д, 1998; Ядов В. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения // Социологические исследования.-2006.-№ 10. С. 78 — 87.

4 Аитов H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества / Под ред. В. А. Мансурова. М.: Наука, 1988; Барбаков О. М. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999; Гладкий Ю. Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. Юридический центр Пресс, 2006; Денисова Г. С. Радовель M.P. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000; Игнатов В. Г., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы. Издательство: МарТ, Ростов-на-Дону, 2005; Кетова Н. П. Обновление основного капитала: анализ и оценка возможностей //Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1. С. 77−85- Некрасов H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975.

Для диссертационного исследования особенно значимы работы 1?.Г Силласте1, в которых женщина рассматривается" с точкизрения социогендер-ного подхода., анализируются проблемы" дискриминации женщин в различных сферах современной* жизни.

Отечественные социологи внесли существенный вклад в исследование тендерных проблем и положения женщин в современной России. Однако динамика жизненных стратегий россиянок в период модернизации исследована недостаточно и нуждается в дальнейшем рассмотрении.

Объект исследования — женщины региона как: социально-демографическая общность.

Предмет исследования — жизненные стратегии женщин региона:

Цель, работы: исследовать место семьи и работы в ценностно-мотивационной иерархии женщин региона и выявить их влияние на выбор жизненных целей;

Реализация поставленной цели" предполагает решение следующих приоритетных задач исследования:

— исследовать специфику и эвристический потенциал тендерного подхода, его место в современном социальном познании;

— выявить теоретико-методологические основания исследования жизненных' стратегий" и жизненных ценностей женщин" как социально-демографической общности;

— исследовать условия: и факторыопределяющие выбор жизненных стратегий женщин в: современном социуме;

— определить характер связи нормативной модели ирреальных жизненных стратегий российских женщин;

— проанализировать роль и место женщин как социально-демографической общности в региональном социуме;

Силласте Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социологические исследования- 1995, № 10 С. 88−95- Г. Г. Силласте, Г. Ж. Кожамжарова Социальная дискриминация? женщин как предмет социологического анализа//Социологические исследования. 1997. № 12. С. 112−120.

— рассмотреть специфику жизненных стратегий женщин в регионеопределить взаимосвязь ценностно-мотивационных доминант семьи и работы и идентификации женщин в региональном пространстве.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют принципы структурно-деятельностного подхода, включающего тендерный и ценностный аспекты.

Исследовательская стратегия базируется на положениях и выводах, содержащихся в работах представителей классической социологической мысли (Т. Парсонса, Р. Мертона, М. Вебера). Анализ жизненных стратегий женщин является результатом актуализации теории стратегий П. Бурдье, концепта структурации Э. Гидденса, социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, социального поля П. Штомпки.

Автор также опирается на положения и выводы, содержащиеся в работах российских исследователей Г. Г. Силласте, Н. Ф. Наумовой, Л. А. Беляевой, Е. С. Балабановойкоторые выделили критерии социальной стратификации в регионах, экономической и социальной зависимости женщин, ценностной дифференциации по тендерным^ основаниям, влияние тендерных различий на становление жизненных целей.

В, работе использовались процедуры социальной статистики и сравнительного анализа.

Эмпирическую базу исследования составили: федеральные и региональные нормативно-правовые акты, касающиеся вопросов юридической защиты женщины (Федеральные законы, Семейный Кодекс) — с целью вторичного анализа использовались данные социолого-демографического исследования «Женщина новой России» (Институт Комплексных Социальных исследований РАН и Российский Институт Социальных и Национальных проблем) — данные «Мониторинга социального самочувствия и ценностных ори-ентаций российских женщин», проводимого с 1991 — 1997 годы коллективами ученых в рамках федеральной научной программы «Женщины России" — материалы монографий и учебных пособий, периодических изданий, содер8 жащие конкретные данные о социальном положении женщин современной России, материалы научно-практических конференций и конгрессов, информация глобальной информационной сети.

Эмпирическая часть работы реализовалась с помощью собственного социологического исследования. Исследование проводилось с использованием опросного метода, в виде стандартизированного индивидуального интервью.

Описание исследования:

Выборочная совокупность составляет около 300 женщин, которые трудятся на производстве, заняты в бюджетных сферах, в сфере предпринимательства, учатся в вузах или зарегистрированы в качестве безработных в службе занятости. Выборка достаточно адекватно отражает генеральную совокупность женщин трудоспособного возраста, проживающих в различных регионах России. Респондентки сгруппированы по возрастному признаку: 1823 лет, 24−29, 30−35, старше 36 лет. Были выделены-группы женщин с высшим и средним образованием, имеющих семью и незамужних.

Этапы исследования:

1. Сбор информации (проведение интервью);

2. Обработка данных производилась с использованием программы статистической разработки данных SPSS, версия 10.5 (результаты приведены в форме таблиц и диаграмм).

3. Анализ данных осуществлялся путем логического сопоставления полученных сведений.

Гипотеза исследования: В период трансформации российского регионального социума наблюдаются изменения в социальном статусе, иерархии ценностно-мотивационных доминант и идентификации женщин в социальном пространстве, влияющие на формирование и реализацию жизненных стратегий. В условиях включенности российского регионального социума в рыночные отношения, переключения ценностных мотиваций на уровень микросоциума, переопределения моделей семейной жизни семья и работа 9 обнаруживают расхождения как мотивации, направленные на выбор целей и смысла жизни и определяющие жизненные стратегии. На приватно — локальном уровне приоритетна ценность семьи, а социальная и экономическая активность женщин в региональном пространстве, хотя и содержит традиционные предписания, ориентируется на работу как способ самоутверждения. Это свидетельствует о том, что в рамках складывающихся жизненных стратегий ценность работы получает большее одобрение. Выявляется расхождение между декларируемой приверженностью семейным ценностям и доминированием в жизненных стратегиях инструментализма, влияющего на изменение положения женщины в региональном социуме и идентификацию в региональном пространстве.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: выявлена специфика и эвристический потенциал тендерного подхода, его место в современном социальном познании установлено, что тендерный подход позволяет переосмыслить проблемы социальной стратификации и социального неравенства, в частности, неравенства женщины на рынке труда и в сфере семейной жизниопределены теоретико-методологические основания исследования жизненных стратегий и жизненных ценностей женщин как социально-демографической общностиобоснован" приоритет структурно-деятельност-ного подхода по сравнению с тендерным, социокультурным, структурно-функциональным подходами, поскольку в нем внимание акцентируется" на выявлении взаимосвязи между иерархией ценностно-мотивационных доминант и выбором жизненных целейисследованы условия и факторы, определяющие выбор жизненных стратегий женщин в современном социумераскрыто влияние семьи и работы как ценностно-мотивационных доминант на выбор целей и смыслов жизни женщин;

— раскрыт противоречивый характер взаимодействия существующей в обществе нормативной модели семьи и реальных жизненных стратегий женщин, связанный с инструментализацией ценностей как способов достижения актуальных целей, что является определенным шагом по сравнению с трактовкой двойственного отношения женщин к ценностям семьи и работы как разрыва между традиционными и современными ценностями;

— установлено, что региональная специфика проявляется в воспроизводстве тендерной асимметрии сфер женской и мужской занятости, в реализации неформальной установки на квотирование женских социально-профессиональных ниш, направленных на воспроизводство социальной и экономической зависимости женщин в региональном пространстве, что дает приращение знания относительно концепции латентной дискриминации женщин в региональном социуме;

— выявлена взаимосвязь ценностно-мотивационных доминант семьи и работы и идентификации женщин в региональном пространстве, которая выражается в предпочтении социально-статусных и социально-ролевых установок и отсутствии тендерных позиций, что связано с идентификацией женщин в семейной и экономической сферах и оттесненности на второй план тендерного сознания, что дает определенное приращение знаний в сфере оценки перспектив позиции женщин в региональном социуме.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эвристический потенциал гендерного подхода фундирован его принципиальной направленностью на выявление и разоблачение сложившихся в обществе стереотипов мышления и действия, ставящих женщину в неравные условия в сфере экономики, политики и других сферах социума, и не позволяющих ей раскрыть свой творческий потенциал. Тендерный подход дает возможность преодолеть сохраняющиеся элементы традиционной идеологии и конструктивно решать существующие в российском региональном социуме проблемы.

2. Необходимость применения структурно-деятельностного подхода обусловлена тем, что в условиях формирования рыночных отношений в пространстве регионального социума обострились тендерные проблемы, усилилось тендерное неравенство, связанное как с сохраняющимися’тендерными стереотипами, так и с ранее не характерной для российского социума конкуренцией во всех сферах жизни. Структурно-деятельностный подход позволяет переосмыслить проблемы неравенства женщин на рынке труда и в сфере семейной жизни на основании выявления ценностно-деятельностных доминант как установок формирования и реализации жизненных стратегий в рамках воспроизводимых социально-структурных и экономических зависимостей.

3. В условиях кризиса существующая" на рынке труда тендерная дискриминация превратилась из скрытой в явную, что приводит к значительной тендерной асимметрии в сфере занятости, а также к таким негативным последствиям, как концентрация женщин в сферах с низкой заработной платойболее высокий уровень безработицы ^ среди женщин, феминизация7 бедности, понижение статуса женщин в семье. Позитивная тенденция роста представительства женщин в деловой, сфере и во властных структурах не является основной, таккак ограничена семейным статусом (большинство женщин-предпринимателей используют семейный капитал) и практикой квотирования женщин в региональных властных структурах на основе тендерного распределения, исключения женского профессионализма и лидерства и востребованности лояльности, исполнительности, ответственности как качеств, закрепляющих подчиненную роль женщин.

4. Соотношение семьи и работы как ценностно-деятельностных доминант имеет противоречивый характер. Женщины считают приоритетными семью, дом, детей, которые выступают для них в качестве основных смыс-ложизненных ценностей, а работу и карьеру они относят на второй план. Однако реальные жизненные стратегии женщин, как правило, направлены на успех, благополучие, социальный рост и не связаны в основном с семейными ценностями. Расхождение между декларируемой приверженностью ценностям семьи и удовлетворенностью в зависимости от жизненного успеха можно объяснить тем, что женщины демонстрируют лояльность традиционным предписаниям, существующим в региональном социуме, но в формировании жизненных стратегий руководствуется инструментальными мотивациями.

5. Положение женщин в региональном социуме определяется социально-экономическими и социокультурными факторами, такими как падение производства, рост безработицы, обострение конкуренции на рынке труда, кризис традиционной семьи, низкие доходы. Сложившиеся в советский период стереотипы социальной и трудовой активности женщин модифицировались в современном региональном социуме в установки разделения мужских и женских сфер деятельности. Ожидаемые качества женщины как матери и домохозяйки коррелируют с исключением женщин из конкуренции за высокодоходные и высококвалифицированные профессиональные ниши. Для женщин работа в мотивации жизнедеятельности выступает реализацией личных качеств и предпосылкой карьерного роста, что отводит семье место «крепкого тыла» и свидетельства соответствия сложившимся тендерным стереотипам регионального социума.

6. В рамках сложившихся тендерных стереотипов социально — профессиональная идентификация не предоставляет возможности независимости и самореализации женщины, стимулируя мотивацию «усредненного» поведения, нацеленности на выработку стажа и получение стабильных доходов. Тем не менее, проявляется конкуренция «семьи и работы» как идентификационных параметров в условиях роста неудовлетворенности женщин семейной жизнью и перспектив карьерного роста в сферах инновационной деятельности. Адаптация женщин к новой ситуации выражается в изменении жизненных стратегий, в переходе от семейно-ориентированных стратегий к профессионально-ориентированным.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в расширении представлений о факторах, влияющих на процесс формирования.

13 жизненных стратегий женщин, механизмах становления их ценностных ори-ентаций и тендерной идентификации.

Результаты теоретического и эмпирического разделов диссертационного исследования могут быть применены при разработке региональной тендерной политики. Основные теоретические положения и выводы данного исследования могут быть использованы в учебных курсах по таким направлениям как социология, социальная работа, социальный менеджмент, социальная педагогика и др.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались в выступлениях автора на межвузовских и внутривузовских конференциях, на семинарах и конференциях аспирантов и соискателей ЮРГТУ (НПИ) и ЮФУ в 2007;2010 гг.

Содержание и выводы диссертационного исследования представлены в 7 публикациях автора общим объемом более 3,35 п.л., в том числе две публикации в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России.

Структура и объем работы. Поставленная цель и задачи исследования определи структуру работы. Диссертация, состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Заключение

.

Жизненные ценности — продукт социализации женщин, освоения ими общественно-политических, нравственных, эстетических, этических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам общества. Жизненные ценности самым тесным образом связаны, во-первых, с социально-экономической природой общества и объективными условиями предметной деятельности женщин, во-вторых, с социальными установками высшего уровня, обеспечивающими целостность социального бытия. Будучи отражением фундаментальных интересов женщин, они выражают и субъективную общественную позицию женщин, их мировоззрение и нравственные принципы. Формирование системы ценностных ориентаций означает становление личности женщин как активного субъекта социума.

Исследование показывает, что идея равноправия полов в настоящее время не потеряла своей значимости, так как в современной России до сих пор существует реализуемая через тендерные стереотипы и нормы скрытая система дискриминации женщин. Общество навязывает женщине традиционную сферу поло-ролевого поведения, проявляющегося в наборе фиксированных и приписываемых ей качеств. Отступление от этих нормативов, закрепленных в культуре и этнических установках, нередко приводит к противостоянию и конфликту.

Корни этого явления уходят в прошлое нашей страны. Так, в России вплоть до середины XIX в. преобладающим типом семьи была традиционная семья. Для нее — в той или иной степени и форме — характерна власть мужчины, мужа и отца. Женщине отводится подчиненная роль хранительницы очага и воспитательницы детей. С этим связан двойной стандарт «половой морали»: что можно мужчине, то нельзя женщине. Для мужчин он подразумевает подчеркнутую мужественность, агрессивность, активность, сексуальную свободу. Женщина в этой системе должна быть целомудренной, послушной и покорной. Во многих культурах с начала XX в. авторитарная власть мужчи.

105 ны в семье начинает постепенно размываться. Это связано, прежде всего, с началом вовлечения женщин в общественное производство^ что не могло не сказаться не только на структуре семьи, но и на всей системе тендерных отношенийИдеология тендерного равенства с большим трудом входила в общественное сознание нашей страны: так, в сельской местности до сих пор остаются в силе многие устаревшие традиции во взаимоотношениях полов. Зато в городе равенство в выполнении обязанностей по дому и в воспитании детей постепенно становится нормой. В подобных семьях стирается граница между ролями кормильца и домашней хозяйки. Выравнивание половых позиций проявляется также в совместном участии супругов в принятии важных решений, в совместном выполнении отцовских и материнских обязанностей, в распределении бюджета и т. Д1.

Следует констатировать, что в современной России традиционная тендерная система претерпела существенные изменения, коснувшиеся не только семейно-брачной сферы.

Женский труд, женское образование стали не только базовыми моментами повышения статуса самих женщин-, но и предпосылками? дальнейшего развития процессов тендерного равноправия.

Для существенных культурных сдвигов необходимы действительно радикальные изменения установок общества, иное отношение к женщине, проистекающее из ее природы носителя эмоционально-духовного начала. Мужчины зачастую видят происходящие: процессы через искажающую призму властиПри такой ценностно-мировоззренческой установке власть становится^ самоцельюПреобладание мужских черт в культуре столь же опасно для нее, как и их недостаток. Проблемы возникают там, где имеет место нарушение динамического равновесия. Разумеется, в демократических странах женщина имеет больше прав, однако и здесь проблема «женщины и общество» не решена. И в этих странах женщинам приходится приспосабливаться к мужскому миру, достижения женщин обусловлены^ не столько успехами женского движения, сколько тем, что в этих странах лучше защищены права человека.

В' проведенном диссертационном исследовании нами была предпринята попытка понять, что стало причиной глубокого тендерного неравенства, определившего позиции женщины. в современной России.

Экономический аспект, а в частности, неудачные рыночные реформы, произошедшие в 90-е гг., явился одним из главных моментов, обостривших тендерные проблемы в нашем обществе. Перемены, вызванные сменой типа экономики, привели к изменению характера трудовой деятельности, и повлияли на формирование, как профессиональных ориентаций, так и на отношение женщины к браку и семье.

Проведенные1 исследования, в том числе и авторское, показаличто карьера занимают в1 жизни женщины очень важное место. Многими россиянками возможность самореализоватьсявыразить свои творческие' способности через трудовую деятельность, воспринимаются. как возможность личностного становления и независимости. Немаловажным в современных условиях также являются гарантии со стороны государствами достойная оплата труда.

Несмотря" на то, что семья и дети остаются-, одними из базовых ценностей современной женщины, сочетать функции матери, жены и труженицы им все сложнее. Переходя в статус беременной, женщина не встречает поддержки ни> со стороны государства, ни со стороны работодателя, а в частых случаях и семьи. Как правило’сама общественная. обстановка^не способствует самовыражению женщины в этой области, что приводит к ухудшению имиджа материнства, снижению рождаемости, ухудшению демографической ситуации в регионе и стране и т. д.

Попытки сочетать материнские функции и трудовые обязанности начинают носить противоречивый характер. С одной стороны работодатель не намерен использовать труд более уязвимой социальной группы, каковой является женщина, с другой семейные обязанности и проблемы с нее тоже не.

107 снимаются. Такая ситуация ставит женщину в условия выбора, который не всегда равнозначен.

Рассмотрение влияния данных фактов в контексте тендерной симметрии на развитие российского общества свидетельствует о том, что наиболее серьезным моментом в данном процессе является возникновение источника социального напряжения, то есть такой ситуации, когда желаемые стратегии приходят в противоречие с реальностью их осуществления. Более того, в условиях социально-экономического кризиса, который сейчас переживает страна, россиянки столкнулись с новыми трудностями, которые требуют незамедлительного ответа со стороны общества и государства.

Совершенно очевидно, что уже давно назрела необходимость в постоянной, ритмичной, настойчивой деятельности во всех сферах жизни страны, и в первую очередь, реального сдвига в положении женщин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.
  2. Аитов< H.A., Филиппов Ф. Р. Управление развитием социальной структуры советского общества / Под ред. В. А. Мансурова. М.: Наука, 1988:
  3. С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия / G.F. Айва-зова. М.: РДК Русанова, 1998.
  4. В.А. Сельская обпщна в России (XVII — начало XIX в.) / В. А. Александров. М.: Наука, 1976.
  5. Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины / Ю.Е. Алешина^ A.C. Волович // Вопросы психологии-, 1989- № 5.
  6. АЛ. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства / A.JI. Андреев // Социологические исследования. — 2007.-№ 9.
  7. Антология' гендерных исследований / сост. и? коммент. Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск, 2000.
  8. Антология исследований культуры- Т. 1. Интерпретация культуры. • СПб?: Университет: кш, 1997С
  9. Антонов А^И! Социология-семьи / А-И- Антонов- В1М- Мёдков- ML: Изд-во Моск: ун-та: Изд-во Междунар. ун-табизнесаиупр., 1996.10: Антонов А. И. Снижается ли ценность детей? / Рождаемость: известное и неизвестное. М., 1993
  10. М.П. Женщины России: опыт истории / М. П. Аракелова, Н. П. Басистая. М.: Звездопад, 2000.
  11. , O.IO. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине / О. Ю. Артемова. М.: Наука, 1987.
  12. Арутюнян' М. Проблемь1 двойной идентичности: особенности тради-. ционнош конфликта «Семья работа» / М: Арутюнян, О- Здравомыслова // Личность и семья в эпоху перемен. М., 1994.
  13. Ахиезер1 А. Россия: Критика исторического опыта: в 3-х т. / А. Ахие-зер. М-, 1991- М., 1997.
  14. Л.В. Женщины в России в условиях социального перелома: Работа, политика, повседневная жизнь/Л.В. Бабаева. М., 1996.
  15. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы: коллективная монография / Отв. ред. A.B. Рябов, Е. Ш. Курбангалиева. М.: Дом интеллектуальной книги- 2003.
  16. М.А. Философия, социология- политика / М. А. Бакунин. М Правда, 1989.
  17. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы. -СПб.: Лань, 1999-
  18. М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М: М. Эстетика словесного творчества: сб. избр. тр. М.: Искусство, 1979.
  19. Бем С. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. М.: Рос. полит, энцикл., 2004.
  20. ПЛ. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / ПЛ. Бергер, Т. Лутман. М., 1995.
  21. Н. О рабстве и свободе человека / Н. Бердяев. М.: ACT- Ас-трель- Хранитель, 2006.
  22. H.A. Философия свободы: смысл творчества / H.A. Бердяев. М.: Правда, 1989.
  23. Ю. Южноамериканский миф о свержении женщин. Условия формирования сюжета и его ареала / Ю. Березкин // Этнические стереотипы поведения. JI.: Наука, 1985.
  24. Ш. Тендерная психология / Ш. Берн. 2-е междунар. изд. СПб.: Прайм-еврознак: Нева- М.: ОЛМА-пресс, 2001.
  25. Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начале XX в. / Т. А. Бернпггам. М., 1988.
  26. С. де. Второй пол : пер. с фр.: в 2-х т. / С. Де Бовуар. М.: Прогресс- СПб.: Алетейя, 1997. Т. I.
  27. В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи : Автореф. дисс. .канд. социол. наук.: 22.00.04 / В. Б. Большаков. Краснодар, 2007.
  28. О.В. Ценностный мир россиян: аксиология самобытного общественного развития / О. В. Бондаренко. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1998.
  29. В. Политическая теория феминизма : введение: пер. с. англ. / В. Брайсон. М.: Идея-Пресс, 2001.
  30. П. Мужское доминирование. М., 1998
  31. О. Пол и характер: мужчина и женщина в мире страстей и эротики / О. Вейнингер. М.: Форум X3X-XX-XXI, 1991.
  32. , В. П. Онтологические предпосылки «генеалогической» истории Мишеля Фуко //Вопросы философии. 1998, № 1. С. 170−176.
  33. О.М. Тендерное равенство как социально-философская проблема / О. М. Вовченко. М.: Социум, 2000.
  34. А.Г. Семья — объект демографии / А. Г. Волков. М.: Мысль, 1986.
  35. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм (Социологический аспект). М.: Высш. шк., 1995.
  36. O.A. Женщина в мужском обществе / O.A. Воронина // Социологические исследования. 1988. № 2.
  37. O.A. Формирование тендерного подхода в социальных науках / O.A. Воронина // Тендерный калейдоскоп: курс лекций. М.: Академия, 2001.
  38. В.В., Дунаева Е. А. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В. В. Выборнова, Е. А. Дунаева // Социологические исследования. 2006. № 4.
  39. , Г. Обыденное знание социальных структур: документальный метод интерпретации в профессиональном и непрофессиональном поиске фактов / Пер. с англ. Э. Н. Гусинского и Ю. И. Турчаниновой // Социологическое обозрение. Т. 3. 2003. № 1. С. 3−19.
  40. Тендер в программах социально-экономического развития: анализ международного опыта. / Тендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики (отв. ред. Е. Мезенцева). М., Русская Панорама, 2002, с. 38−71. •
  41. Тендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.
  42. Тендерные проблемы в общественных науках: сб.,/ Отв. ред. И. М: Семашко. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2001.
  43. Тендерный калейдоскоп: курс лекций. М.: Академия, 2001.
  44. Э. Основные проблемы социальной теории: действие, структура и противоречие.// Социальные и гуманитарные науки. Реф. журнал. 1996. серия 2. № 11.
  45. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. № 2.
  46. . Трудовые стратегии советских специалистов в конце 1990-х годов: проблема укорененности экономического поведения / Б. Гладарев // Вопросы экономики. 2004. № 12.
  47. Ю.Н. Россия в лабиринтах географической судьбы. Юридический центр Пресс, 2006.
  48. С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
  49. Е. Б., Чертихина Э. С. Труд и быт советских женщин. М., Политиздат, 1983.
  50. М.Н. Формирование гендерной идентичности. Эмпирический опыт молодежи России / М. Н. Губогло // Тендерные проблемы в этнографии / Отв.- ред.: А. Н. Свердловская И.М. Семашко. М., 1998.
  51. Т.А. Социология пола и тендерных отношений.// Т. А. Гурко / Социология в России: учеб. пособие / Отв.- ред. В.АП. Ядов. М., 1998.
  52. Т. А. Социополовой аспект социальной стратификации" в постсоветской России // Тендерные тетради. Вып. 2. СПб., 1999.
  53. . Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму- / Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирский. — М.: Рег 8е, 2001.
  54. К.Х. Женщины и ценности западноевропейской цивилизации / К. Х. Делокаров // Социологические исследования. 2000. № 4.
  55. Г. С. Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов н/Д, 2000
  56. Л.С. Жизненные стратегии: тендерный аспект / Л. С. Егорова. Иваново: ИЦ «Юнона», 1999.
  57. Е.Д. Тендер в советской историографии./ Пол и тендер в науках о человеке и обществе. Тверь. 2005.
  58. Жан-Франсуа Лиотар. Состояние постмодерна /Перевод с французского Н. А*. Шматко «Институт экспериментальной социологии», Москва Издательство «АЛЕТЕЙЯ», 1998.
  59. Женщина в аспекте физической антропологии / Отв. ред. Г. А. Аксянова М.: ИЭА РАН, 1994.
  60. Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен: материалы междунар. конф. М.: Наука, 1994.
  61. Женщина, тендер, культура: сб. / Отв. ред. H.JI. Пушкарева. М.: МЦГИ, 1999.
  62. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука, 1991.
  63. Женщины в СССР: Статистические материалы. М., 1963- М., 1969- М, 1975- М., 1978 М., 1989.
  64. Женщины и мужчины России: крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1999.
  65. Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы: материалы межрегион, науч. конф., г. Иваново, 18 нояб. Иваново, 1992.
  66. И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и ХУЛ столетиях /И. Е. Забелин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1992.
  67. Т.Ю. Россия: проблемы молодых женщин / Т. Ю. Забелина // Тендерные отношения в России: История, современное состояние, перспективы: материалы междунар. науч. конф. Иваново, 1999.
  68. Завидуйте, я женщина. М., 1993.
  69. Законодательство о правах женщин в СССР: сб. нормативных актов. М.: Юрид. лит., 1975.
  70. Р. Двадцать половых заповедей пролетариата / Р. Заклинд // Феминизм и российская культура. JL, 1995.
  71. A.C. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / A.C. За-песоцкий // Социологические исследования. 2006. № 12.
  72. Т.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г. Е. Збровский, Е. А. Шуклина // Социологическое исследование. 2003. № 4.
  73. Е.А. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии / Е. А. Здравомыслова, А. А. Темкина // Социологические исследования. 2000. № 11.
  74. Зеленин Д! К. Табу слов у народов Восточной Европы и: Северной Азии / Д: К. Зеленин // Сб: МАЭ: Л, -1930? Т. Ж
  75. Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец ХЩН-ХХвв:): пер: с нем: / Р: Зидер:.М-: Владос, 1977.
  76. Зиммель Г.: Женская* культура / Т. Зиммель // Зиммель Г. Избранное: Т. 2. Созерцание жизни. М, 1996.
  77. ВШ., Бутов В. И. Южная Россия и ее регионы.Ростов-на-Дону: Изд-во МарТ, 2005.86: ИвакинВ. Ценностные установки молодежи: что их определяет / В1 Ивакин // Человек и труд. 1994. № 6.
  78. Изменение положения женщины и семья: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т социол. исслед.- Отв: ред. А. Г. Харчев, М.', 1979:
  79. М.С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.
  80. Кардопольцева В: Н: Несколько вариантов женской самореализации (материалы к спецкурсу) / В .Н. Кардопольцева // Женщина’в российском обществе: 2000: № 2.
  81. Карпухин О. И: Молодежь России: особенности социализации и самоопределения / О. И. Карпухин // Социологические исследования. 2000. № 3.
  82. Н.П. Обновление основного капитала: анализ и оценка возможностей //Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 1. С. 77−85.
  83. К.С. Тендерная' социализация / К. С. Клецина. СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
  84. Т.А. Феминизм. Современная западная философия: словарь / Т. А. Клименкова. М., 1991.
  85. Т.А. Философские проблемы неофеминизма 70-х годов / Т. А. Клименкова // Вопросы философии. 1988. № 5.
  86. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  87. С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-e-90-e гг.) / С. Г. Климова // Социологические исследования. 1995. № 1.
  88. Кон И. С. Введение в сексологию / И- С. Кон. 2-е изд., доп. М.: Медицина, 1990.98: Кон К. С. Половые различия, и" дифференциация социальных ролей / К. С. Кон // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.
  89. Кон К. С. Психология половых различий / К. С. Кон // Вопросы психологии. 1981. № 2.
  90. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Полтиздат, 1977.
  91. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  92. Ю. Душа и образ// Философская мысль Франции XX. века. — Томск: Водолей, 1998.
  93. Л.Б. Динамика ценностных ориентации: анализ результатов эмпирического исследования / Л. Б. Косова // Социологические исследования. 1994. № 2.
  94. Т. Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XLX-XX веков / Т. Б. Котлова // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1−2.
  95. М. Зеркала души / М. Котовская, М. Кокорева // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен: материалы междунар. конф. М., 1994.
  96. М.Г. Мужские и женские модели поведения в традиционном обществе / М. Г. Котовская // Тендерные проблемы в этнографии / Отв. ред.: А. Н. Свердловская, И. М. Семашко. М., 1998.
  97. М.Г. От старого «Домостроя» к «Новому русскому» / М. Г. Котовская // Леди-лидер. М., 1997.
  98. М.Г. Перспективы развития брачного партнерства (по материалам полевых исследований ценностных ориентаций молодых российских женщин) / М. Г. Котовская // Семья, тендер, культура: Материалы междунар. конф. М., 1997.
  99. М.Г. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа? / М. Г. Котовская // Среда и культура в условиях общественных трансформаций: сб. ст. М., 1995.
  100. А. Женщины и коммунизм / АП. Курганова. Нью-Йорк, 1968.
  101. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации / И. Н. Лапин. М.: ИФ РАН, 2000.
  102. Н.И. Функционально-ориентирующие кластеры базовых ценностей населения России и ее регионов // Социологические исследования, 2010, № 1
  103. Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре / Н. М. Лебедева // Психологический журнал. 2001. Т. ХХП. № 3.
  104. Личность, культура, этнос: Современная психологическая антропология: сб. / Под общ. ред. A.A. Велика. М., 2001.
  105. A.A. Женщина и мужчина. Отношения полов / A.A. Логинов. Красноярск, 1989.
  106. И.К. Исследование родительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах/ И. К. Лунин, Г. В. Старовойтова // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1997.
  107. B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе / B.C. Магун // Куда идет Россия?. Альтернативы. общественного развития: сб. -М., 1994.-Вып.1.
  108. Маккоби' Э. Два пола: растем порознь, живем вместе. М. Наука, 2005.
  109. Малышева^ М. М: Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М., 2001.>
  110. Материалы XXV съезда-КПСС. М., 1976.124: Методические программы, и методики исследований брака и семьи: (Программы и методики исследований брака, и" семьи) / Отв. ред. М. С. Мацковский. М.: ИСИ АН СССР, ССА, 1986.
  111. Мид М. Культура и мир детства: избр. произв / М. Мид. М.: Наука, 1988.
  112. О.В. Женское тендерное поведение в социальном и кросс-культурном аспектах // Общественные науки и современность. 1999. № 3.
  113. М. Женщины, их воспитание и назначение в семье и обществе / М. Михайлов // Утопический социализм в России. М.: Политиздат, 1985.
  114. И.В. Российское общество: социальная стратификация и мобильность. Ростов н/Д., 1998
  115. Мужчина и женщина в современном мире. Меняющиеся роли и образы: материалы конф.: в 2-х т. / Ин-т этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая — Отв. ред. И. М. Семашко T. I. М., 1999.
  116. Мур Г. Феминизм и антропология: история взаимоотношений // Введение в неядерные исследования / Харьковский центр гендерных исследований. 2000. Ч. 2.
  117. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социологический журнал. 1995. 2.
  118. Национальная платформа действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации. М., 1997.
  119. H.H. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975.
  120. H.A. Идеал женщины в структуре гендерных картин мира / H.A. Нечаева // Тендерные тетради. СПб., 1999. Вып. 2.
  121. Э.А. Женщины в русском1 освободительном движении: от Волконской до Фигнер / Э. А. Павлюченко. М.: Мысль, 1988.
  122. Парфенова H.H.1 Историческая антропонимия как характеристика положения русской женщины (по данным деловой письменности Зауралья! XVI-XVHI веков) / H.H. Парфенова // Женщина и свобода. М., 1994.
  123. C.B. Положение женщины в обществе и в семье / C.B. По-ленина//Женщины в современном мире. М., 1989.
  124. . А. И. Женские исследования в России: перспективы нового видения // Тендерные аспекты социальной трансформации / ИСЭПН РАН. М., 1996 С. 11−24
  125. H.JI. Женщины России, и Европы на пороге нового времени / H.JI. Пушкарева. М., 1996.
  126. H.JI. Рождение исторической феминологии / H.JI. Пушкарева // Адам и Ева: альманах тендерной истории / Гл. ред: JT.H. Репина. М.: ИВИ, 2001.
  127. H.JI. Тендерная проблематика в исторических науках // Введение в тендерные исследования: учебное пособие. Харьков- СПб., 2001.
  128. В. Социально-экономические и социально-психологические проблемы / В. Пушкина. Иваново, 1994.
  129. Г. Обмен женщинами. М., 1995.
  130. В.В. Еще раз о предмете экономической социологии / В.В. Ра-даев // Социологические исследования. 2002. № 7.
  131. O.A. Особенности становления профессиональной карьеры женщины / O.A. Раковская // Тендерные аспекты современной трансформации: сб. науч: ст. М., 1996.
  132. Т.Е. Жизненные стратегии личности / Т. Е. Резник, Ю.М. Резник// Социологический исследования. 1995, № 12.
  133. Рубинштейн С. Л: Николай Николаевич Ланге / С. Л. Рубинштейн // Народное просвещение. Одесса, 1922. № 6−10.
  134. .А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. М., 1988.
  135. Л.Л. Жизненные ценности женщин / Л. Л. Рыбцова // Социологические исследования. 1997. № 10.
  136. Т.Е. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований / Т. Е. Рябова // Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1−2.
  137. В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / Ю. И: Семенов// Социология молодежи. 2007. № 4.
  138. Семенов Ю. И: Введение во всемирную историю. Вып. 1. Проблема и понятийный аппарат. Возникновение человеческого общества / Ю. И. Семенов М., 1997.
  139. Семья, тендер, культура: материалы междунар. конф. М, 1997.
  140. Г. Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации / Г. Г. Силласте // Социологические исследования. 1995. № 10.
  141. Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования. 1997. № 12. С. 112−120.
  142. C.B. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С. В1 Скутнева // Социологические исследования. 2006. № 10.
  143. Словарь тендерных терминов / Под ред. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002.
  144. Современная женщина: энциклопедический, справочник / Под ред. З. Э. Молоковой. М., 1994.
  145. Социальная феминология: учеб. пособие / под общ. ред. О. А. Хасбулатовой. Иваново, 1998.
  146. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / Моск. центр тендер, исслед., Моск. высш. шк. социал. и экон. наук — Под общ. ред. O.A. Ворониной. М., 2001.
  147. Г. А. Женский вопрос в России: 50−60-е годы XIX века / Г. А. Типпшн. Л., 1984.
  148. К. Создание тендера / К. Уэст, Д. Зиммерман // Тендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1.
  149. Т.П. Империя и свобода / Т. П. Федотов. Нью-Йорк, 1989.
  150. Феминизм: Восток. Запад. Россия: сб. М.: Наука, 1993.
  151. Феминизм: Перспективы социального знания / Отв. ред. O.A. Воронина. М., 1992.
  152. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд. М, 1989.
  153. . Загадка женственности / Б. Фридан. М., 1994. 170: Фромм Э: Иметь или быть. М., 1990.
  154. O.A. Тендерные исследования в современной России / O.A. Хасбулатова// Личность. Культура. Общество. 2003. Вып. 1−2.
  155. O.A. Опыт и традиции женского движения в России (1880−1917) / Иванов, гос. ун-т. Иваново, 1994.
  156. В.М. Женщина и человеческое достоинство. Исторические судьбы женщин. Природа женщин. Женский вопрос / В. М. Хвотсов. М.: Изд-во Г. А. Лемана, 1914.
  157. К. Женская психология / К. Хорни. М., 1993. Т. 1.
  158. Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований» / отв. ред. Воронина O.A. М.: МЦГИ, 2000.
  159. Хрестоматия феминистских текстов: переводы / Под ред. Б.А. Здра-вомысловой, A.A. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.
  160. Е.М. Социология семьи. М., 2004.
  161. E.H. Дискурс любви / E.H. Шапинская. М.: Прометей,.1997.
  162. С.С. История русской женщины. Изд. 2-е. СПб.: Типография A.C. Суворина, 1879.
  163. H.A. Тендерный подход как фактор политической культуры // Тендерный калейдоскоп. Курс лекций. М., 2001.
  164. H.A. Методологические аспекты тендерной теории / H.A. Шведова // Женщина в российском обществе. № 3,2000
  165. H.A. Просто о сложном: Тендерное просвещение: пособие. М.: Антиква, 2002.
  166. С. Византийский тип Домостроя и черты его сходства с Домостроем Сильвестра // Византийский временник. СПб., 1901. Т. VIII. Вып. 1−4.
  167. JI.T. Женщина и общество: Декларации и реальность / JI.T. Шинелева. М.: Политиздат, 1990.
  168. О.М. Устная и тендерная история в свете антропологизации историографии // Женщины в истории: Возможность быть увиденными: сб. науч. ст. / Под ред. И. Р. Чекаловой. Минск, 2001.
  169. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
  170. Этнические стереотипы поведения: сб. ст. / под ред. А. К. Байбуриной. JI.: Наука, 1985.
  171. М.А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения / М. А. Ядова // Социологические исследования. 2006. № 10.
  172. З.А. Мужчина и женщина в семье. М., 1967.
  173. Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки тендерных исследований / Е.Р. Ярская-Смирнова. М.: ИНИОН- Саратов: Поволж. межрегион. учеб. центр, 2001.
  174. Azevedo Th. Civilizasoes е mestisagen. Bahia, 1950.
  175. Beauvoir S. de. De Deuxieme Sexe. P., 1949.
  176. Benderly B. The Myth of Two Minds: What Gender Minds: What Gender Means and doesn’t Mean. N.Y., 1987.
  177. Derrida Y. L’ecriture et la difference. P., 1979.
  178. Encyclopedia of Social and Cultural Anthropology / Eds. Alan Barnard, Jonathan Spencer. L., N. Y.: Routlege, 1998.
  179. Family in Search of a Future. N.Y., 1970.
  180. Family Life in America, 1620−2000. N.Y., 1981.
  181. Family, Marriage and Shuggle of the Sexes. N.Y., 1972.
  182. Feminist Interpretation of the Bible. Oxford, 1985.
  183. Femmes e contre —pouvoires. Quebec, 1987.
  184. Goffinan E. Gender Display. From «Gender Advertisements: Studies in the Anthropology of Visual Communication». // Goffinan Reader. Lemert, C. and Branaman, A. Blackwell Publ. 1997, PP. 208−227.
  185. Goldberg H. New-Mail Female Relationship. N.Y., 1983.
  186. Kohn M. Social Class and Parental Values. American Journal of Sociology 1959.64
  187. Kotovskaya M. Love, sex and marriage The Female Mirrow // Value Orientation of Young Women in Russia. London, N. Y., 1996.
  188. Kotovskaya M. Sex and marriage in Russia // Gender, generation andlden-tity in Contemporary Russia. L., 1997.
  189. Kotovskaya M. Women and Religious Consciousness // Women in Contemporary Russia. Oxford, 1995.
  190. Luce Irigaray, «This Sex Which Is Not One’Y/Ithaca, New York: Cornell University Press, 1993.
  191. Mead M. Male and Female: A study of the Sexes in a Changing World. N.Y., 1948.
  192. Mead M. Marriage in Two Steps // Redbook. July, 1966.
  193. Men’s changing Roles in the Family // Marriage and the Family Review. Winter. 1985 / 1986. Vol. 9, № ¾.
  194. Moser R. Zur Hrutigen Lage Der Indianer in Brasilianish-Amazonier // Bui. Soc. Suisseamer. 1979. № 43.
  195. The Family and the Sexual Revolution. N.Y., 1964.
  196. The Family: Genus Americanum. N.Y., 1959.
Заполнить форму текущей работой