Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность военных органов управления и армейских учреждений культуры по организации культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках, 90-е годы ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях совершенствования информационно-методического обеспечения работников армейских учреждений культуры и организаторов культурно-досуговой работы в войсках, удовлетворения их возросших потребностей в публикациях различных методик, рекомендаций, опыта организации и проведения культурно-досуговой работы (пробел на этом важном участке, как показал анализ, возник после ликвидации таких… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Сущность и система организации культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках
    • 1. Сущность культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках
    • 2. Структура учреждений культуры в частях и соединениях
  • Сухопутных войск
    • 3. Материально-техническая база военных учреждений культуры
    • 4. Финансово-хозяйственная деятельность военных учреждений культуры
  • Глава II. Опыт практической деятельности военных учреждений культуры в Сухопутных войсках
    • 1. Особенности содержания культурно-досуговых мероприятий
    • 2. Основные формы деятельности военных учреждений культуры в повседневных и особых условиях

Деятельность военных органов управления и армейских учреждений культуры по организации культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках, 90-е годы ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выполнение поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач в значительной степени зависит от уровня культурно-досуговой работы (КДР), которая не только заполняет свободное от службы время офицеров и солдат, но и позволяет восстанавливать физические и духовные силы военнослужащих. В настоящее время, когда Вооруженные Силы России переживают сложный период реформирования, вопросы культурного досуга военнослужащих особенно злободневны. Сегодня культурно-досуговая работа среди офицеров, солдат и членов их семей — это достаточно важный фактор, оказывающий влияние на уровень боевой готовности войск.

Исходя из этого актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, роль и значение культурно-досуговой работы и ее влияние на моральный дух личного состава в современной армии значительно возрастаютво-вторых, критический анализ культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг. позволяет полнее использовать ее опыт с целью совершенствования культурно-досуговой работы как составной части морально-психологического обеспечения в армии и на флотев-третыа, приказы и директивы руководства Министерства обороны Российской Федерации требуют дальнейшего усиления воспитательной роли культуры, культурно-досуговой работы в армиив-четвертых, тема недостаточно разработана, нет крупных, обобщающих исследований, раскрывающих не только положительный опыт, но и негативные явления и процессы в культурно-досуговой работе, связанные с характером развития российского общества и Вооруженных Силв-пятых, данная проблема представляет не только научный интерес, но и имеет большое практическое значение.

Хронологические рамки исследования: с 1990 по 1997 г. включительно. Это совершенно новый период в истории нашей страны и ее Вооруженных Сил.

В начале рассматриваемого периода с распадом Советского Союза проходил процесс раздела Вооруженных Сил СССР, создания и становления Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе Сухопутных войск как самого многочисленного вида Вооруженных Сил Российской Федерации. Закончился рассматриваемый период в 1997 г. прекращением существования Главкомата Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации в результате преобразования его в Главное управление Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Соответствующим образом произошли изменения не только в структуре воспитательных органов, в состав которых входили культурно-досуговые учреждения, но и в порядке издания приказов и директив по организации культурно-досуговой работы1 непосредственно в Сухопутных войсках Вооруженных Сил.

Степень научной разработанности проблемы.

В ходе работы над диссертацией автором проанализирована значительная часть отечественных материалов по исследуемой проблеме. Однако в прямой постановке до настоящего времени данная проблема не рассматривалась. Отечественную историографию отдельных аспектов культурно-досуговой.

1 Используемый в диссертации термин «культурно-досутовая работа» может в определенной степени рассматриваться правопреемником таких категорий, как «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа» в Красной Армии и Советских Вооруженных Силах. В советский период данные категории употреблялись исключительно в идеологизированном смысле, в увязке с партийно-политической работой в армии и на флоте. Только с 1992 г. в Вооруженных Силах Российской Федерации культурно-досуговая работа освободилась от идеологического давления. — Примеч. автора. работы в Сухопутных войсках в рассматриваемый исторический период с определенной степенью условности можно разделить на несколько групп.

К первой относятся работы по общей теории и истории культурно-досуговой деятельности в обществе.1.

В них получила обоснование сущность исследования, рассмотрены методы, принципы и конкретные методики исторического исследования, его источники и т. д. К этой же группе целесообразно отнести и появившиеся в 8090-е гг. значительные исследования по культурно-просветительной работе в Советских Вооруженных Силах и Вооруженных Силах Российской Федерации.2 Все они в силу своей проблематики не затрагивают специфику организации и проведения культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации. Но в них были применены отмеченные ниже методологические подходы.

Во вторую группу источников диссертант объединил многочисленные документы и материалы, хранящиеся в текущих архивах Направления.

1 См.: Романова И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен.: Дис.. канд. филос. наук. — Екатеринбург, 1995. Демьяненко СТ. Формирование культуры досуга молодежи.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1989. — 16 с. — Каминская Н. Д. Общее и специфическое в социокультурной деятельности в сфере досуга в странах Восточной Европы (вторая пол. 80-х гг.).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Л., 1991. — 14 с. — Ромах О. В. Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи.: Автореф. дис.. докт. пед. наук. — Спб., 1992. — 32 е.- Селянина H.A. Культура свободного времени: Дис.. канд. филос. наук. — Свердловск, 1985. л.

См.: Золотарев О. В. Культурно-просветительная работа в Советских Вооруженных Силах: теория и практика (1918;1991 гг.): Дис.. докт. ист. наук. — М., 1992; Лычак П. В. Система культурно-досуговой работы в Вооруженных силах Российской Федерации: основные противоречия становления и пути их разрешения.: Сб. научных статей адъюнктов № 1. Часть 1. — М.: ВУ, 1995; Осташ-кин В.Н. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX века: Дис.. докт. ист. наук. — М., 1998; Фещенко Ю. П. Проблемы обновления культурной политики в Вооруженных Силах.: Дис. канд. фил. наук. — М.: ГА ВС, 1993. воспитательной работы Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации, военных округов Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.1 Наибольшую ценность представили приказы, приказания и директивы, указания учреждениям культуры и органам воспитательной работыобзоры и аналитические записки по проводимой культурно-досуговой работе в частях и соединениях Сухопутных войскотчеты и донесения учреждений культуры и органов воспитательной работы в вышестоящие органы военного управления по состоянию культурно-досуговой работыдонесения об организации культурно-досуговой работы как составной части морально-психологического обеспечения в особых условиях и т. д.

К третьей относятся труды по практике культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, опубликованные в научно-теоретических изданиях, учебных пособиях, статьях и брошюрах, посвященных проблемам армейской культурно-досуговой работы в современных.

1 См.: Текущий архив Направления воспитательной работы Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации (1991;1997 гг.) — Текущий архив Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации (1991;1997 гг.) — Текущий. архив Управления воспитательной работы Московского военного округа (1991;1997 гг.) — Текущий архив Управления воспитательной работы Ленинградского военного округа (1991;1997 гг.) — Текущий архив Управления воспитательной работы Северо-Кавказского военного округа (1991;1997 гг.) — Текущий архив Управления воспитательной работы Уральского военного округа (1991;1997 гг.) — Текущий архив Управления воспитательной работы Сибирского военного округа (1991;1997 гг.) — Текущий архив Управления воспитательной работы Дальневосточного военного округа (1991;1997 гг.) — Текущий архив Главвоенпроекта Министерства обороны Российской Федерации (1991;1997 гг.) — Аналитическая записка отдела по связям с Вооруженными Силами Министерства культуры Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. условиях.1 Среди них особый интерес представляют статьи генерал-майора В. И. Якимова, бывшего начальника отдела культуры Главного управления по работе с личным составом. В них определены приоритеты культуры в армии и на флоте на 90-е гг., состояние и перспективы культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации." .

Отдельные аспекты армейской культурно-досуговой работы в целом рассматривают В. И. Колношенко, С. А. Бабичев, С.М. Бурда3 и др.

Все они в полемической форме пытаются осмыслить процессы, которые происходили в армии и на флоте в начале 90-х гг., но при этом специально состояние культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках не исследовалось.

1 См.: Глазичев В. Л. Досуговый центр. Проблемы осмысления. (Сб. науч. тр. НИИ культуры.) — М.3 1987. — № 155. — С. 39−48. Юпоско Е. М. Центры досуга: содержание и формы деятельности. (Сб. науч. тр. НИИ культуры.) — 1987. -№ 155. — С. 29−39. — Мошняга В. Г. Рациональная организация досуга (ч. 5. Совершенствование деятельности учреждений культуры. — 25 с.) — Кишинев, 1988. Пича В. М. (руководитель), Бестужев-Лада И. В., Димов В. М. Культура досуга, — Киев, 1990. — 239 с. — Искусство. Культура. Досуг. (Сб. ст. по матер, сов.-нем. симпозиума) Отв. ред. Данилова О. Н. — М., 1989. — 126 с. — Топалов М. Н. Социологические исследования' по проблемам культуры и досуга молодежи. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 50 с. — Петрова З. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. -М., 1990. — 158 с. — Новаторов В. Е. Культурно-досуговая деятельность. (Словарь-справочник.) — Омск, 1992. — Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга// Вестник Московского университета. — № 1. — 1993. — С. 83−88 и др.

См.: Якимов В. И. Приоритеты культуры: смысл, надежды и реалии, — М.: Информационный бюллетень. — № 3. — 1992. — С. 3−9. — Якимов В. И. Состояние культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах: проблемы, перспективы. -Выступление на сборах руководителей органов по работе с личным составом оперативного звена. 14.07.1993 г. о.

См.: Колношенко В. И. Досуг — дело второстепенное?// Вестник академии. -1992. — 27 ноябряБабичев С. А. Культура, которую мы.// Армия и культура. -№ 1. — 1993. — С. 26−29- Бурда С. М. Культурная революция армии не грозит// Ориентир. — № 3. — 1997. — С. 33−35 и др.

В третьей группе работ несколько особняком стоят передовые и редакционные статьи центральной военной печати и газет военных округов.1 В них наиболее оперативно освещалось положение с досугом в частях и подразделениях Сухопутных войск, но вместе с тем они носили несколько поверхностный характер из-за описательности в подаче содержания, перечня форм и методов культурно-досуговой работы, в силу оперативности подготовки материала порой не производили достаточно глубокий анализ практики армейской культурно-досуговой работы.

Объектом исследования является культурно-досуговая работа в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг.

Предмет исследования — деятельность командиров, штабов, воспитательных структур и армейских учреждений культуры среди военнослужащих Сухопутных войск в 90-е гг., ее организация, основные формы, содержание, и роль в морально-психологическом обеспечении боевой готовности Вооруженных Сил.

Цель и задачи исследования

Цель состоит в том, чтобы на основе изучения не только источников и литературы, но и непосредственной практики работы комплексно исследовать исторический опыт культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в.

1 См.: Ильин Ю. М. Богата армия талантами.// Культурно-просветительная работа в войсках. — 1990. — № 1- Хабаров В. В. Зал аплодировал стоя.// Красная звезда. — 1991. — 30 январяЕсли хотим растить настоящих солдат, надо преодолеть «духовный вакуум.» // Красная звезда. — 1992. — 4 декабряКонцерты на передовой.// Военный вестник Юга России. — 1993 — № 9. — 26 февраля.- Шурыгин В. И. Ностальгия по ГДО, и не только по нему.// Армия и культура. — 1993. — № 5−6. — С. 26−27- Иванов А. Н. Ох, и туго без досуга.// Аргумент. -1993 — № 3- Антонов А. Н. Все богатство культуры — воинам.// Красный воин. -1994. — 2 апреляАртемов С. М. После боя сердце просит музыки вдвойне. //Красная звезда. — 1995. — 5 июляЕвтушенко Г. Н. Не надеясь на доброго дядю.// Красный воин. — 1996. — 17 февраляБакаев A.M. Истоки спасения — в культуре.// Ориентир, т 1997. — № 8.

90-е гг.- определить содержание, основные направления, формы, методы и особенности организации: командирами, штабами и воспитательными (по работе с личным составом) структурами досуга военнослужащих с целью извлечения уроков для совершенствования культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации в современных условиях. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

— провести всесторонний анализ историографии проблемы и дать характеристику источников диссертационного исследования;

— на основе анализа документов государственных и военных органов исследовать содержание и основные направления культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в рассматриваемый период;

— проанализировать влияние основных форм и методов культурно-досуговой работы как составной части морально-психологического обеспечения на состояние боевой готовности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время и в периоды ведения боевых действий;

— представить в исследовании авторские оценки и суждения по вопросам организации и проведения культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг. XX века;

— обосновать выводы и определить практические рекомендации, направленные на дальнейшую разработку проблемы и использование полученных результатов для совершенствования различных сторон культурно-досуговой работы военнослужащих Сухопутных войск современных Вооруженных Сил Российской Федерации.

Методологическая база исследования основывается на общей теории познания, главных принципах исторической науки — историзма, научности и объективности. Автор применяет системно-структурный подход при анализе проблемы, опирается на общенаучные и исторические методы исследования.

Опора на общенаучные методы исследования (исторический, проблемно-логический, статистический и системного анализа, экстраполяции) позволила:

— изучить эволюцию характера деятельности командиров, щтабов и воспитательных (по работе с личным составом) структур по организации и проведению культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг. XX века;

— установить содержание, основные направления культурно-досуговой работы, противоречия и деформации в этом процессе;

— выявить особенности структурных, содержательных и методических изменений в процессе проведения культурно-досуговой работы среди военнослужащих.

Проблемно-хронологический метод, избранный автором в качестве основного, представляется наиболее оптимальным, позволяющим охватить относительно полно, во времени и пространстве многообразие социально-политических, экономических, культурных и военных факторов, повлиявших на развитие культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг. нашего столетия.

Источниковая база исследования. При разработке проблемы важной основой исследования явились документы текущих архивов Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации (Комитета по работе с личным составом, Главного управления по работе с личным составом, Управления воспитательной работы), Главнокомандующего Сухопутными войсками Вооруженных Сил Российской Федерации, Направления воспитательной работы Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, Управлений воспитательной работы Московского, Ленинградского, Уральского, Северо-Кавказского, Сибирского, Дальневосточного военных округов. и.

Соискатель изучил и использовал значительное количество документов и материалов названных текущих архивов, из которых большинство нашло непосредственное отражение в диссертации, значительная часть впервые вводится в научный оборот.

Важную роль в организации и проведении кульгурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации играли законодательные акты Союза ССР, Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации, его заместителей, начальника Главного управления воспитательной работы, Главкома Сухопутных войск и др.1.

Важной источниковой базой диссертационного исследования стали материалы и методические разработки отдела культуры и досуга Главного.

1 См.: Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Российская газета. — 1992. — 17 нояб.- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г.- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 609 «Об утверждении Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства» — Директива Министра обороны Российской Федерации Д-64 от 13 июля 1993 г. «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» — Приказ заместителя Министра обороны № 349 от 12 июля 1993 г. «О проведении смотра работы клубов Вооруженных Сил Российской Федерации, посвященного 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов» — Приказ Министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г. «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» — Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 8 июля 1995 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации» — Приказ Министра обороны Российской Федерации № 445 от 6 декабря 1996 г. «Об упорядочении деятельности военных учреждений культуры» — Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 17 июня 1997 г. «О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации» и др. управления воспитательной работы Министерства обороны, отделений культуры и досуга военных округов, а также центральных учреждений культуры Вооруженных Сил Российской Федерации и учреждений культуры Сухопутных войск.1.

Большую помощь диссертанту оказали материалы периодической печати, материалы научных и научно-теоретических конференций, 2 которые позволили более глубоко и разносторонне исследовать организацию и содержание культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках в рассматриваемый исторический период.

Соискатель сознательно уклонялся от каких-либо политических и моральных оценок проведенных Сухопутными войсками военных операций,.

1 См.: В офицерском собрании вечер. М.: ЦДСА им. М. В. Фрунзе, 1990; Организация досуга — дело творческое. М.: ЦДСА им. М. В. Фрунзе, 1991; Беличенко Ю. С. У нас больше вопросов, чем ответов.// Красная звезда. — 1992. — 22 августаИнформационный вестник (В помощь организаторам культурно-досуговой работы). — Екатеринбург: Аппарат по работе с личным составом Уральского военного округа. — 1993. — № 6,7,8- Выше уровень культурно-досуговой работы (Методическое пособие). — Санкт-Петербург: Ленинградский военный округ, 1994; Методические рекомендации по созданию литературно-музыкальной гостиной. — Ростов-на-Дону: Отдел культуры и досуга СевероКавказского военного округа, 1994; Комната досуга: какой ей быть? — М.: Главное управление воспитательной работы МО РФ. ЦДРА, 1995; Культурно-досуговая работа в части (на корабле). — М.: ЦДРА, 1996; Бурда С. М. Культурная революция армии не грозит.// Ориентир. — № 3. — 1997.

2 См.: Новые возможности культпросветработы.// Красная звезда. — 1990. — 21 мартаТак что же будут петь солдаты?// Красная звезда. — 1991. — 8 январяПехотный центр Сухопутных войск США Форт Беннинг. (Организация досуга). — Форт Беннинг, 1991;1992. — 38 с. (Перевод с англ. Куликовой Е. В. -ГА ВС) — Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания военнослужащих армий России и США — М.: ГА ВС, 1993; Жаркова Л. С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований. (Учебное пособие). — М.5 1994; Поздеев X. Библиотека жива подвижниками.// Красная звезда. — 1995. — 21 октябряЛашманов А. Чтобы грел очаг культуры.// Красный воин. — 1996. — 27 марта. поскольку это не входит в круг задач исследования, а сосредоточивал свое внимание на организации досуга и его роли в обеспечении боевой готовности и боеспособности Сухопутных войск Вооруженных Сил России в изучаемый период.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что автором на основе введения в научный оборот новых архивных документов всесторонне проанализированы и впервые рассмотрены в проблемно-хронологическом плане общие и особые слагаемые культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах, даны собственные определения понятия «культурно-досуговая работа», «культурно-досуговая деятельность» и обоснованы ее основные структурные элементы, определены основные формы и содержание деятельности армейских учреждений культуры в 90-е гг. На основе современных достижений исторической науки осуществлен анализ деятельности командиров, штабов, воспитательных структур и учреждений культуры по организации и проведению культурно-досуговой работы в Вооруженных Силаханализ значительных изменений структуры учреждений культуры в частях и соединениях в современных условияханализ финансово-хозяйственной деятельности армейских учреждений культурыанализ материально-технической базы военных учреждений культуры.

Автором сформулированы конкретные выводы по проблеме и научные рекомендации, направленные на совершенствование культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах в современных условиях, практической деятельности военных учреждений культуры, активизацию научно-исследовательской работы, повышение эффективности системы воспитательных мероприятий и мер по социальной защите военнослужащих.

Практическая значимость.

По мнению автора результаты диссертационного исследования могут быть учтены и использованы:

— при анализе эффективности культурно-досуговой работы и обосновании направлений ее совершенствования в Сухопутных войсках при дальнейшем совершенствовании культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

— как рекомендации для практической деятельности военных учреждений культуры в новых экономических условиях, организации и проведении культурно-досуговой работы в войскахв учебно-педагогической деятельности — с определением соответствующего раздела в учебном плане «Культурно-досуговая работа» для курсантов и слушателей Военного университета и других ввузов.

Выводы по главе.

Особенностью содержания культурно-досуговых мероприятий, проводимых в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации, являлось то, что расширился перечень форм свободного времяпрепровождения военнослужащими по сравнению с теми формами, которые были присущи практике культурно-просветительной работы в Сухопутных войсках Советских Вооруженных Силк мероприятиям светского характера добавились религиозно-культовые и народно-обрядовые формыв основе деятельности военных учреждений культуры стали мероприятия не массового, а камерного характера, ориентированные на небольшую группу людей, объединенных общим интересом времяпрепровождения и культурного общения.

В ходе исследования установлено, что подготовка частей и подразделений Сухопутных войск для выполнения боевых задач проходила в три этапа: первый — подготовительный, когда шел процесс формирования и боевого слаживания частей и подразделенийвторой — этап выполнения боевой задачи, включая боевые действиятретий этап — выхода из района боевых действий, восстановления душевных и физических сил.

В соответствии с этими этапами проводилась культурно-досуговая работа, строили свою деятельность Дома офицеров и клубы воинских частей.

В ходе организации культурно-художественного обслуживания соединений, частей и подразделений Сухопутных войск в боевых условиях командованием федеральных войск был сделан вывод о необходимости возрождения традиции создания фронтовых концертных бригад.

Культурно-досуговая работа проводилась активно, имела достаточно гибкую структуру и строилась по определенным этапам, совпадающим с порядком подготовки частей и подразделений к выполнению поставленных задач.

Ей были присущи определенные направления реализации усилий по мобилизации воинов на решение учебно-боевых и боевых задач, осуществлению мероприятий по организации отдыха личного состава в часы досуга, восстановлению духовных и физических сил.

Заключение

.

Культурно-досуговая работа в Сухопутных войсках Вооруженных Силах Российской Федерации в 90-е гг. представляла собой с одной стороныколлективный способ жизнедеятельности военнослужащих, объединенных по общим признакам (по полу, возрасту, принадлежности к различным категориям личного состава, интересам и т. д.), с другой стороны — комплекс мероприятий, проводимых командирами, штабами и воспитательными (по работе с личным составом) структурами среди всех категорий военнослужащих в часы досуга.

Автором определены следующие основные направления культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в рассматриваемый исторический период: информационно-просветительное, воспитательное, рекреационное и эвристическое. Каждое из направлений культурно-досуговой работы имело свою специфику в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов, в частности от того, в какое время — мирное или в период вооруженных конфликтов проводилась культурно-досуговая работакакие категории личного состава принимали участие в нейкакие цели преследовали командиры, штабы, воспитательные структуры. Так, например, в мирное время приоритет отдавался воспитанию всех категорий личного состава средствами культурно-досуговой работы. В период вооруженных конфликтов на первый план выходила рекреационная деятельность — восстановление духовных и физических сил военнослужащих путем организации отдыха и досуга. При этом, как показало исследование, каждое из направлений часто пересекалось с другими, порой вбирая их элементы.

Культурно-досуговая работа в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации, являвшаяся отражением общественной, политической и культурной жизни России, наряду с общим чертами, характерными для всего досуга российского общества, имела определенные особенности, что связано со спецификой функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

Во-первых, жизнедеятельность Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации определена достаточно жесткой структурой управления, регламентацией воинской жизни и устойчивой организацией повседневного быта, в котором предусмотрено время на досуг личного состава.

Во-вторых, культурно-досуговая работа, являясь частью морально-психологического обеспечения и важным средством воспитания воинов, оказывала огромное влияние на формирование у них патриотических чувств.

В-третьих, участие в вооруженных конфликтах на постсоветском пространстве и в боевой подготовке рождало необходимость снятия нервного напряжения у воинов, придания им силы и бодрости духа. Досуг при этом не только являлся фактором, способствующим восстановлению физических сил, но и служил разрядкой психологического напряжения.

Проведенное исследование позволяет автору извлечь некоторые уроки из опыта культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг., которые могут быть полезны в решении задач современного военного строительства.

Первый урок. Изучение культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации дает нам понимание того, что необходимо преодолевать упрощенный взгляд на сущность, содержание и основные направления культурно-досуговой работы в современных условиях, недооценку ее социальной роли и значимости для укрепления боевой готовности войск. Взгляд на культурно-досуговую работу как на явление третьестепенное ошибочен теоретически и вреден практически. Недостаточное внимание к досугу военнослужащих ведет к снижению престижа военной службы, неудовлетворенности их своим положение. Исследование позволяет сделать вывод, что во время крутых перемен в политической жизни страны бездумность и неосторожность могут привести к самым печальным последствиям. Поспешность и безоглядность новой военной политики, постоянные эксперименты по сокращению затрат на армию, армейскую культурно-досуговую работу в 90-е гг. без учета сложной обстановки привели к значительному снижению боеспособности Сухопутных войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Второй урок. Исторический опыт свидетельствует, что обоснованными для армейской культурно-досуговой работы будут те изменения и нововведения, которые не противоречат национальному духу военнослужащих, сообразуются с их менталитетом, образом жизни и имеют соответствующее экономическое обеспечение. Поэтому в условиях перехода современной армии на профессиональную основу, массового сокращения численности личного состава полноценное использование опыта военного строительства возможно только с учетом традиций русской армии и при высокой стабильности в экономике государства.

Третий урок. Практика культурно-досуговой работы в Сухопутных войсках Вооруженных Сил Российской Федерации в 90-е гг. показывает, что досуг — это проблема не только личности, но и государства Государство своей деятельностью и организацией жизни военнослужащих определяет направления их развитая в личной сфере, создает материальные, финансовые и другие предпосылки для решения военнослужащими всех проблем вне службы и служебного времени. Отсюда следует, что стабильность и конкретное решение основных вопросов досуга военнослужащих определяет возможности и желания личного состава посвящать свои силы и саму жизнь защите государственных интересов. Социальная защищенность военнослужащих, их удовлетворенность решением бытовых проблем, в том числе и досуга, непосредственно влияет на повышение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.

По организации культурно-досуговой работы в период боевых действий на Северном Кавказе можно подвести некоторые итоги:

1. Армейские учреждения культуры Сухопутных войск в боевых условиях представляли из себя мобильные, хорошо укомплектованные подразделения, способные организовать культурно-художественное обеспечение как в период подготовки, так и в ходе боевых действий.

2. Арсенал средств культурно-досуговой работы в целом соответствовал задачам, решаемым частями и подразделениями Сухопутных войск.

3. Материальная база культурно-досуговой работы была достаточно насыщенной. Однако не все технические средства имели необходимые качественные характеристики и работоспособность (особенно это касается походного автоклуба ПАК — 65/70 и ПАК — 89М), что отрицательно сказывалось на проводимых формах культурно-досуговой работы.

4. Основные формы проводимой культурно-досуговой работы в рамках морально-психологического обеспечения войск позволяли поддерживать установленную боевую готовность частей и подразделений Сухопутных войск, восстанавливать психологические и физические силы военнослужащих.

Исследование самодеятельного художественного творчества в Сухопутных войсках в 90-е гг. позволяет сделать следующие выводы: а) художественная самодеятельность, несмотря на непростые времена, продолжала жить, совершенствоваться и благодаря поддержке командования и воспитательных структур всех уровней обрела в рассматриваемый исторический период определенную систему проведения конкурсов, фестивалей, смотров, которые начинались в частях и гарнизонах, продолжались в округах и завершались всеармейским масштабомб) наиболее популярными формами самодеятельного творчества являлись все виды театральных образований, бардовская песня, вокальноинструментальные ансамбли, фольклорные ансамбли, клубные формы самодеятельного творчествав) условия, в которых находились военные учреждения культуры, требовали иметь постоянно действующие коллективы самодеятельного творчества с тем, чтобы оперативно формировать программы их выступлений, доказывая этим необходимость и эффективность работы армейских учреждений культуры по восстановлению душевных и физических сил военнослужащих Сухопутных войск.

Что же касается культурно-досуговой работы в особых условиях, то она проводилась активно, имела достаточно гибкую структуру и строилась по определенным этапам, совпадающим с порядком подготовки частей и подразделений к выполнению поставленных задач.

Ей были присущи определенные направления реализации усилий по мобилизации воинов на решение учебно-боевых и боевых задач, осуществлению мероприятий по организации отдыха личного состава в часы досуга, восстановлению духовных и физических сил.

В то же время исследование показало, что в организации и осуществлении этой работы были определенные просчеты и трудности, связанные с отсутствием достаточной нормативной базы, материально-технического снабжения, военно-шефских и культурных связей. Преодоление трудностей в организации культурно-досуговой работы в исследуемый период способствовало повышения ее качества.

Обновленное содержание культурно-досуговой работы способно в ближайшей перспективе значительно повысить эффективность воспитательной работы в войсках, внести весомый вклад в воспитание личного состава. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего совершенствования методов и форм культурно-досуговой работы в соответствии с современными требованиями, потребностями различных категорий личного состава. На основании проведенного исследования соискатель предлагает некоторые практические рекомендации:

1. Было бы полезным продолжить создание на базе учреждений культуры в войсках центров воспитательной работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этой цели могли бы более широко использоваться возможности офицерских собраний, армейских учреждений культуры, инициативы различных общественных организаций в воинских гарнизонах.

Органам воспитательной работы объединений, соединений и частей совместно с тыловыми органами для привлечения всех категорий личного состава, гражданского персонала и членов их семей в учреждения культуры можно было бы предложить более активно использовать такие формы организации культурно-досуговой работы, как офицерские клубы, казино, залы игровых автоматов и т. д., а также расширение сети офицерских кафе, бильярдных и др.

2. Повышению эффективности культурно-досуговой работы, думается, способствовало бы возобновление практики централизованного снабжения войск историческими, справочными, художественно-наглядными, методическими материалами для использования их в оформлении военных учреждений культуры, комнат досуга.

Для пополнения книжного фонда библиотек воинских частей Домов офицеров и Гарнизонных офицерских клубов было бы полезной помощь благотворительных фондов. В качестве положительного опыта можно изучить деятельность фонда «ВОИН (Военно-историческое наследие)», организовавшего тиражирование и распространение в войсках книг серии «Библиотека российского офицера» .

3. Было бы целесообразным возобновить деятельность творческих союзов Российской Федерации в составе военно-шефских комиссий с целью проведения военно-патриотической работы с военнослужащими всех категорий в часы досуга.

В целях упорядочения данной деятельности было бы полезным определить программу сотрудничества Министерства обороны Российской Федерации с творческими союзами до 2005 г. включительно и на дальнейшую перспективу.

4. Отделу культуры, мобилизованному и финансово-экономическому отделу Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации было бы уместно проработать вопрос о введении должности инструктора по работе с членами семей военнослужащих (организатора культурно-досуговой работы) в штат солдатского клуба в удаленных (изолированных) гарнизонах, не имеющих Домов офицеров (Гарнизонных офицерских клубов), при определенной норме офицеров и членов их семей. Представляется целесообразным определение дополнительного финансирования этого направления деятельности учреждений культуры.

5. В интересах расширения источников собственных доходов военных учреждений культуры в Положении о Домах офицеров (Гарнизонных офицерских клубах) желательно предусмотреть пункт о возможности передачи в аренду помещений и заключения прямых договоров с арендаторами без участия КЭЧ района. Соответственно денежные средства, получаемые за сдачу в аренду объектов и помещений могли бы направляться на восстановление статьи 1515 сметы Министерства обороны Российской Федерации, совершенствование и развитие культурно-досуговой работы.

6. В связи с моральным устареванием в современных условиях кинопроката, изменением потребностей военнослужащих в проведении досуга, ростом популярности игр и видеозаписей было бы целесообразным сосредоточить усилия на создании и развитии в воинских гарнизонах залов игровых автоматов и сетей кабельного телевидения. Для этого отделу технических средств Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации можно было бы предложить разработать программу поэтапной замены системы военных кинобаз и кинопрокатных пунктов, аппаратуры в частях и подразделениях на систему видеофондов, видеопрокатных пунктов и видеоточек. Было бы полезным пересмотреть в связи с этим табельные нормы комплектования видеоаппаратурой.

Назрела необходимость расширения поставки в войска видеотехники и современных телевизоров, кабельных сетей. Органам воспитательной работы на местах можно было бы порекомендовать залы игровых автоматов, видеосалоны на базе солдатских кафе, помещений в клубах и Домах офицеров.

7. В целях совершенствования информационно-методического обеспечения работников армейских учреждений культуры и организаторов культурно-досуговой работы в войсках, удовлетворения их возросших потребностей в публикациях различных методик, рекомендаций, опыта организации и проведения культурно-досуговой работы (пробел на этом важном участке, как показал анализ, возник после ликвидации таких специализированных изданий как журналы «Культурно-просветительная работа в войсках» и «Армия и культура», а издаваемый в настоящее время при Центральном Доме Российской армии бюллетень «Культура и досуг» ни по тиражу, ни по объему и содержанию не в состоянии удовлетворить эти потребности войск) целесообразно было бы рекомендовать редколлегии журнала «Ориентир» и его учредителю Пресс-службе Министерства обороны Российской Федерации, Главному управлению воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации обсудить вопрос об издании журналом «Ориентир» приложения (журнала в журнале) «Культурно-досуговая работа в Вооруженных Силах: методика, опыт, проблемы, перспективы» или специального раздела журнала с таким содержанием.

8. В связи с существенными недостатками в области организации военно-музейного дела в войсках, недостаточным использованием возможностей музеев, комнат истории части в военно-патриотическом воспитании, популяризации героических подвигов ветеранов войны, участников боевых действий в Афганистане, Таджикистане и Чеченской Республике, боевой истории частей и соединений полезно было бы рассмотреть вопрос о дополнительной подготовке офицеров воспитательных структур для этой работы и соответствующем введении для курсантов факультета культуры и журналистики Военного университета курса военно-музейного дела.

С учетом потребностей орг анизаторов культурно-досуговой работы в войсках было бы целесообразным предложить отделу культуры Главного управления воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации совместно с отделом патриотического воспитания, кафедрами культуры и искусства, культурно-досуговой работы Военного университета разработать и направить в войска методические пособия: «Особенности создания и работы полкового музея по решению задач военно-патриотического воспитания», «Комната досуга: типовой проект оформления» .

9. Думается, было бы эффективным иметь один типовой проект Гарнизонного Дома офицеров (Гарнизонного офицерского клуба) и один типовой проект клуба воинской части модульно-блокового типа, обеспечивающие последовательный рост зданий в зависимости от наличия средств на строительство.

Модульно-блоковый подход позволил бы найти вариант решения, когда клуб, библиотека, спорткомплекс, помещения общеобразовательной направленности и кружковой работы, зоны рекреации могли бы быть в одном месте и функционально объединиться под одной крышей.

10. Анализ культурно-досуговой работы в период вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве (в первую очередь чеченских.

201 событий) выявил необходимость совершенствования технических средств воспитательной работы и уточнения табелей к штатам воинских частей. Для качественного улучшения информационной обеспеченности личного состава в полевых условиях, видимо, следовало бы разработать взамен походного автоклуба ПАК-65/70 справочно-информационный центр на базе БТР-80. Он смог бы обеспечивать решение таких задач, как прием одной или двух программ Российского телевидения и программы Российского радио по каналам спутникового телевизионного вещания, запись их и подготовку видеоматериалов, трансляцию телепрограмм через телевизионный передатчик повышенной мощности, звукоусиление радиопрограмм, музыкальных фонограмм и речевой информации через акустические излучатели, размещение комплекта из 10−15 переносных телеприемников, видео-аудиотеки на 30−50 фильмов, 20−30 комплектов настольных игр. Таким справочно-информационным центром целесообразно было бы оснастить подразделения полка (бригады).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Труды по теории и методологии проблемы:
  2. А. И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.
  3. А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов. -М.: ВлаДОС, 1995. 260 с.
  4. А. И. Человек и мир культуры: (Введение в культурологию). -М: МГИК, 1992. -240 с.
  5. А. И. Культурная политика: от идеи к практике: (Динамика культурных и социальных связей). М., 1992. — С. 94−106.
  6. П. С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: АО «Аспект — Пресс», 1994. — 314 с.
  7. В. Г., Емельянов В. Я., Попов Н. В. Выбор нового курса. М.: Мысль, 1991.-204 с.
  8. Л. С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: Теория, практика и методика научных исследований: Учебное пособие. М., 1994. — 110 с.
  9. В. Е. Культурно-досуговая деятельность. (Словарь-справочник). Омск, 1992. — 86 с.
  10. Петрова 3. А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры. М., 1990. — 158 с.
  11. В. И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993. -ч. 1.-246 с.
  12. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1995. — 244 с.
  13. Культурно-просветительная работа в Вооруженных Силах СССР. М.: Воениздат, І984. — 335 с.
  14. Культурно-просветительная работа в армии и на флоте. М.: Воениздат, 1977.-315 с.
  15. Культурно-досуговая работа в части (на корабле). М.: Методический отдел Центрального Дома Российской Армии, 1996, — 42 с.
  16. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие для студентов институтов культуры. М.: Просвещение, 1987. — 192 с.
  17. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре.» // Российская газета. 1992. — 17 ноября-
  18. Закон Российской Федерации «О библиотечном деле» № 78 ФЗ от 29 декабря 1994 года.// Российская газета. — 1995. — 17 января.
  19. Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» № 54 ФЗ от 26 мая 1996 года. // Российская газета. — 1996. — 4 июня.
  20. Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» № 74 ФЗ от 17 июня 1996 года.// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2965.
  21. Закон Российской Федерации «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» № 132 ФЗ от 24 ноября 1996 года. // Российская газета. — 1996. — 3 декабря.
  22. Закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» № 33 ФЗ от 14 марта 1995 года.// Собрание законодательства Российской Федерации. т 1995. — № 12. — Ст. 1024.
  23. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» № 1010 от 1 июля 1996 года.// Российская газета. 1996. — 9 июля.
  24. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 147 от 12 сентября 1992 года «О введении в действие Положения об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации». М., 1992. — 12 с.
  25. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 164 от 26 сентября1992 года «Об организации воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации». М., 1992. — 11 с.
  26. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 150 от 30 января1993 года «Об организации воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». М., 1993. — 23 с.
  27. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 119 от 4 марта 1993 года «Об обеспечении деятельности Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны Российской Федерации». -М., 1993. 8 с.
  28. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 124 от 5 марта 1993 года «О введении в действие Руководства по производству киновидеофильмов для Министерства обороны Российской Федерации». М., 1993. — 24 с.
  29. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 207 от 13 июня 1995 года «О порядке применения в Вооруженных Силах Российской Федерации Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации». М., 1995. — 24 с.
  30. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 года «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». М., 1995. — 9 с.
  31. Приказ Министра рбороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 года «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». М., 1995. — 18 с.
  32. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 300 от 12 сентября1995 года «О введении в действие руководства по библиотечному делу в Вооруженных силах Российской Федерации». М., — 1995. — 59 с.
  33. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 445 от 6 декабря 1996 года «Об упорядочении деятельности военных учреждений культуры». -М., 1996. 15 с.
  34. Директива Министра обороны Российской Федерации Д-64 от 13 июля 1993 года «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных силах Российской Федерации». М., 1993. — 6 с.
  35. Приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации № 349 от 12 июля 1993 года «О проведении смотра работы клубов Вооруженных Сил Российской Федерации, посвященного 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг». М., 1993. — 8 с.
  36. Текущий архив Направления воспитательной работы Сухопутных войск (1991−1996 гг.).
  37. Текущий архив Главного управления по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации (1991−1994 гг.).
  38. Текущий архив Главного управления воспитательной работы Министерства обороны российской Федерации (1994−1997 гг.).-
  39. Текущий архив Управления воспитательной работы Московского военного округа (1995−1996 гг.).
  40. Текущий архив Управления воспитательной работы Ленинградского военного округа (1994−1996 гг.).
  41. Текущий архив Управления воспитательной работы Уральского военного округа (1991−1997 гг.).
  42. Текущий архив Управления воспитательной работы Сибирского военного округа (1992−1997 гг.).
  43. Текущий архив Управления воспитательной работы Дальневосточного военного округа (1991−1997 гг.).
  44. Текущий архив Главвоенпроекта Министерства обороны Российской Федерации. (1991−1997 гг.).
  45. Аналитическая записка отдела по связям с Вооруженными Силами Министерства культуры Российской Федерации от 12 декабря 1995 года.
  46. Отечественная историография проблемы: а) монографии, сборники статей:
  47. Л. А. Свободное время и культурно-досуговая деятельность семьи: (Трудовой коллектив и семья: реализация активной социальной политики). Екатеринбург, 1992.- С. 77- 84.
  48. Г. М. Основы финансов и финансирования культурной деятельности. М., 1996. — 96 с.
  49. В. Л. Досуговый центр. Проблемы осмысления.// Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1987. — № 155. — С.33−48.
  50. Л. С. Коммерческая деятельность учреждений культуры: Учебное пособие. М.: МГУК, 1996. — 240 с.
  51. H. В., Фадин А. В. Центры досуга новое явление социокультурной сферы.// Сб. науч. тр. НИИ культуры. — М., 1987. — № 155. — С.6−28.
  52. О. В. Армия и культура. М.: ГА ВС, 1992. — 52 с.
  53. О. В. Культура, просвещение и досуг в Вооруженных Силах. -М.: ГА ВС, 1993.-207 с.
  54. М. И. Социально-политические функции культурно-просветительной работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. Львов, 1979. — 78 с.
  55. Л. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987.304 с.
  56. Е. М. Центры досуга: содержание и формы деятельности.// Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1987. — № 155. — С. 29−39.
  57. В. Г. Рациональная организация досуга, (ч. 5. Совершенствование деятельности учреждений культуры). -Кишинев, 1988. 140 с.
  58. В.В. Дружбой проверено. (Искусство и формирование межнациональных отношений в воинских коллективах). Львов, 1989. — 153 с.
  59. M. Н. Социологические исследования по проблемам культуры и досуга молодежи. М.: Молодая гвардия. — 1990. — 50 с.
  60. В офицерском собрании вечер. М.: Методический отдел ЦДСА им. М. В. Фрунзе, 1990. — 66 с.
  61. Выше уровень кудьтурно-досуговой работы: (Методическое пособие). -Санкт-Петербург: Ленинградский военный округ, 1994. 52 с.
  62. Информационный вестник (В помощь организаторам культурно-досуговой работы). Екатеринбург: Аппарат по работе с личным составом Уральского военного округа, 1993. — № 6. — 62 е., № 7. — 73 е., № 8. — 75 с.
  63. Искусство. Культура. Досуг: (Сб. ст. по матер, сов.-нем. симпозиума) / Отв. ред. Данилова О. Н. М.: ВНИИ искусствознания. — 1989. — 126 с.
  64. И слово, и песня, и танец. М.: ЦДСА им. М. В. Фрунзе, 1984. — 58 с.
  65. Клуб и воспитание культуры поведения воинов. М.: Методический отдел ЦДРА им М. В. Фрунзе, 1994. — 42 с.
  66. Комната досуга: какой ей быть? М.: Главное управление воспитательной работы МО РФ, ЦДРА, 1995. — 39 с.
  67. Комната досуга (оформление, оборудование и организация работы) -Санкт-Петербург: Отдел воспитательной работы Ленинградского военного округа, 1995. 17 с.
  68. Культура досуга./ Пича В. М. (Руководитель), Бестужев-Лада И. В., Димов В. М. Киев., 1990. — 239 с.
  69. Методическое поробие по организации и ведению военно-исторической работы в Сухопутных войсках. М.: Главный штаб Сухопутных войск, 1995. -50 с.
  70. Методические рекомендации в помощь культурно-просветительным работникам. Хабаровск.: Отдел пропаганды и агитации Политического управления ДВО, 1988. — 39 с.
  71. О долге и чести вринской в Российской армии. М.: Воениздат, 1990.364 с.
  72. Организация досуга дело творческое. — М.: ЦДСА им. М. В. Фрунзе, 1991.-82 с.
  73. Пехотный центр Сухопутных войск США Форт Беннинг. (Раздел -Организация досуга). форт Беннинг, 1991−1992. — 38 с. (Перевод с английского Куликовой Е. В. — Научно-исследовательская группа обобщения научно-политической информации ГА ВС).
  74. Рубежи ратной славы Отечества.: Сб. М.: Институт военной истории Министерства обороны Российской Федерации, Управление печати и информации Правительства Москвы, 1996. — Вып. 1. — 78 с. — Вып. 2. — 142 с. -Вып. 3. — 180 с.
  75. Л. Звезды нам не по карману.// Красный воин. 1992. — 10 апреля.
  76. Е. Ерли хорошенько поискать.// Культурно-просветительная работа в войсках. 1990. — № 4. — С. 15.
  77. А. Все богатство культуры воинам.// Красный воин. — 1994. -2 апреля.
  78. С. После боя сердце просит музыки вдвойне.// Красная звезда. -1995. 5 июля.
  79. С.А. Культура, которую мы .// Армия и культура. 1993. — № 1. -С. 26−29.
  80. Ю. У нас больше вопросов, чем ответов.// Красная звезда. -1992. 22 августа.
  81. В. Театр начинается с . Дальнего Востока.// Красная звезда. -1994. 19 ноября.
  82. А. Вспомним, братцы, россов славу.//Красная звезда. 1996. -23 октября.
  83. С.М. Культурная революция армии не грозит.// Ориентир. -1997. -№ 3. С. 33−35.
  84. В.В. Амазонки, три богатыря и пятнадцать ответственных. //Аргумент. 1993. — № 3. — С. 38−39.
  85. В. В. Солдат без песни не солдат.// Ориентир. — 1994. -№ 3. — С. 83−85.
  86. В. В. Славны были наши деды.// Армия и культура. 1993. — № 5−6. — С. 54−55.
  87. . На пути к цивилизации досуга.// Вестник Москов-ского университета. 1993. — № 1. — С.83−88.
  88. Г. Не надеясь на доброго дядю.// Красный воин. 1996. -17 февраля.
  89. Е. Без экономических знаний не обойтись.// Культурно-просветительная работа в войсках. 1990. — № 3. — С. 5−6.
  90. А.Н. Ох, и туго без досуга. //Аргумент. 1993. — № 3. — С. 15−17.
  91. Ю. Богата армия талантами.// Культурно-просветительная работа в войсках. 1990. — № 1. — р. 51−52.
  92. Л. Конфуз с. «Викторией».//Красный воин. 1995. — 15 марта.
  93. Ю. Зрители второго сорта?// Красная звезда. 1992. — 14 января.
  94. В. Тема армии болит в моем сердце.// Красная звезда. 1993. -10 ноября.
  95. А.Н. Тенор на БэТээРе.//Аргумент. 1993. — № 2. С. 34.
  96. В.И. Досуг дело второстепенное? — М.: Вестник академии. -1992. — 27 ноября.
  97. А. Самодеятельность это культура.// Красный воин. — 1992. -10 декабря.
  98. А. Чтобы грел очаг культуры.// Красный воин. 1996. -27 марта.
  99. В. Технические средства. Как их использовать в воспитательной работе.// Ориентир. 1995. — № 7. — С. 32−34.
  100. А. Картинная галерея в. казарме.// Красная звезда. 1990. -26 января.
  101. В. Стрелка на качество.// Культурно-просветительная работа в войсках. 1990. — № 3. — С. 6−8.
  102. А. Попробуйте, у вас получится.// Красная звезда. 1990. -23 февраля.
  103. X. Библиртека жива подвижниками.// Красная звезда. 1995. -21 октября.
  104. Праздник у Таманцев.// Красный воин. 1993. — 3 марта.
  105. Я. Нужен ли театр военному ВУЗу?// Красный воин. 1992. -6 октября.
  106. Свежий взгляд на старые проблемы.// Культурно-просветительная работа в войсках. 1990. — № 4, — С. 40.
  107. Ф. Виват, Виктория!// Красная звезда. 1995. — 11 августа.
  108. С заботой о досуге военнослужащих.// Красный воин. 1993. — 27 января
  109. А. Звенит офицерский бал.// Красный воин. 1990. — 31 декабря.
  110. Е. Объявлен смотр.// Красный воин. 1993. — 18 сентября.
  111. Н. В день субботний, в день воскресный.// Аргумент. 1993. -№ 5−6. — С. 34−36.
  112. В. В ррзыске имущество ЗГВ.// Красная звезда. — 1996. -13 ноября-
  113. В. Зал аплодировал стоя.// Красная звезда. 1991.-30 января.
  114. В. И клуба в части нет, а воины не скучают.// Аргумент. 1994. -№ 2−3. — С. 38.
  115. И. У камина.// Аргумент. 1994. — № 2−3. — С. 38.
  116. В.И. Ностальгия по ГДО, и не только по нему.// Армия и культура. 1993. — № 5−6. — С. 26−27.
  117. И. Музыкантам, наконец, играть, землекопам — копать.// Красная звезда. — 1993. — 27 октября.
  118. В. И. Основы законодательства Российской Федерации о культуре и культурно-досуговая деятельность в армии и на флоте. // Информационный бюллетень. 1993. — № 2. — С. 4−9.
  119. В. И. Приоритеты культуры: смысл, надежды и реалии. //Информационный бюллетень. 1992. — № 3. — С. 3−9.
  120. Если хотим растить настоящих солдат, надо преодолеть «духовный вакуум».//Красная звезда. 1992. — 4 декабря.
  121. Концерты на передовой.// Военный вестник Юга России. 1993. № 9. -26 февраля.
  122. Новые возможности культпросветработы.// Красная звезда. 1990. -21 марта.
  123. Так что же будут цеть солдаты?// Красная звезда. -1991.-8 января.
  124. Танкисты дали щоу-бал. Да еще какой!// Красная звезда. !994. -13 сентября.
  125. В. А., Тютченко А. М., Караяни А. Г., Чертополох А. А. Краткий словарь основных понятий морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил). Под редакцией Черкасова А. В. М.: Военный университет, 1996. — 110 с.
  126. П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. М.: Прогресс, 1993. — т. 1. — 538 с.
  127. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М.: Советская Энциклопедия, 1972−1978. — т.8. — 592 с.
  128. История русского театра. М., 1956. Т. 1. — 360 с.
  129. Словарь русских цародных говоров. (Выпуск 8). Т. Д-Е. Л.: Наука, 1972. -408 с.
  130. Словарь русского языка: В 4-х томах./ Под редакцией А. П. Евгеньевой. -2-е изд. испр. -М.: Рус. ?зык, 1981−1984. Т. 1. — 1981. — 696 с.
  131. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980. — 1600 с.
  132. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
  133. Диссертационные исследования: а) докторские диссертации:
  134. О. В. Культурно-просветительная работа в Советских Вооруженных Силах: теория и практика (1918−1991 г. г.).: Дис.. докт. ист. наук. -М., 1992.-521 с.
  135. В.Н. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX века.: Дис. докт. ист. наук. М., 1998. 520 с.
  136. О. В. Культурная среда как фактор формирования досуга рабочей молодежи.: Автореф. дис. докт. пед. наук. Спб., 1992. — 32 с.
  137. Э. В. Свободное время и культура досуга.: Автореф. дис.. докт. филос. наук. J1., 1981.-49 с. б) кандидатские диссертации:
  138. А. Г. Повышение эффективности воспитательной работы культурно-просветительных учреждений армии и флота с молодыми офицерами.: Дис. канд. ист. наук. М.: ВПА, 1986. — 267 с.
  139. А. А. Культурно-просветительная работа в Советской Армии (1946−1950 гг.).: Дис.. канд. ист. наук. М., 1951. — 286 с.
  140. Е. Военные музеи СССР и их работа по политическому и воинскому воспитанию советских воинов.: Дис.. канд. ист. наук. М. Д958. -268 с.
  141. М. Н. Свободное время семьи как социологическая проблема.: Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1988. — 176 с.
  142. А. В. Формирование и развитие творческих способностей советских воинов средствами клубной работы.: Дис. канд. пед. наук. М.: МГИК, 1985 — 181 с.
  143. А. В. Проблемы общественного регулирования свободного времени.: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1972. — 23 с.
  144. С. Г. Формирование культуры досуга молодежи.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. J1.: ЛГИК, 1989. — 16 с.
  145. В. В. Свободное время как сфера идеологической борьбы: (Альтернатива потребительства и творчества).: Дис.. канд. филос. наук. -Свердловск, 1986. 158 с.
  146. Т. Н. Культурно-просветительная работа Временного правительства и политических партий в Петрограде в 1917 г. (март-октябрь).: Автореф. дис.. канд. ист. наук. СПб., 1992. — 20 с.
  147. Л. М. Свободное время и социальная ответственность. (Теоретические проблемы).: Дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1973. -184 с.
  148. Г. Е. Критика современной буржуазной «социологии досуга».: Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1965. — 191 с.
  149. О. В. Деятельность политорганов Советской Армии и Военно-Морского Флота по усилению влияния культурно-просветительной работы на боевую готовность соединений и частей (1967−1987 г. г.).: Дис.. канд. ист. наук. М.: ВПА., 1988. — 213 с.
  150. Н. Д. Общее и специфическое в социокультурной деятельности в сфере досуга в странах Восточной Европы (вторая пол. 80-х гг.).: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1991. -14 с.
  151. Н. П. Культурно-просветительная работа в Советских Вооруженных Силах как фактор формирования духовных потребностей воинов.: Дис.. канд. фил. наук. М.: ВПА., 1990. — 220 с.
  152. А. В. Культурная политика как социальный фактор развития личности воина социалистической армии.: Дис.. канд. фил. наук. М.: ВПА, 1982. — 191 с.
  153. И. А. Культурное строительство в Красной Армии (19 211 928 гг.).: Дис.. канд. ист. наук. М., 1993. — 237 с.
  154. В. В. Социально-философский анализ понятия свободного времени (По работам К. Маркса).: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -Свердловск, 1986. 20 с.
  155. В. А. Деятельность политорганов по руководству культурно-просветительной работой в Советской Армии (1961−1979 гг.).: Дис.. канд. ист. наук. М.: ВПА, 1979. 223 с.
  156. В. И. Соотношение свободного времени общества и личности в период перехода к коммунизму.: Дис.. канд. филос. наук. М., 1965. — 295 с.
  157. Р. А. Свободное время школьника как фактор формирования его личности: (На материалах конкретно-социологического исследования свободного времени учащихся общеобразовательных школ).: Дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1972. — 198 с.
  158. И. М. КПСС организатор культурно-просветительной работы в Советских Вооруженных Силах в годы Великой Отечественной войны (19 411 945 гг.).: Дис.. канд. цст. наук. — М., 1967. — 304 с.
  159. С. Н. Формирование у курсантов будущих офицеров-политработников умений и навыков культпросветработы.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1985. — 24 с.
  160. И. Е. Досуг как общечеловеческий феномен.: Дис.. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1995. — 140 с.
  161. К. С. Социальные роли личности в сфере свободного времени.: Дис.. канд. филос. наук. Свердловск, 1978. — 180 с.
  162. Ю. H. Бюджет времени как социальный фактор всестороннего развития личности офицера социалистической армии.: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1977. 193 с.
  163. Н. А. Культура свободного времени.: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Свердловрк, 1985. — 20 с.
  164. А. В. Физическая рекреация в режиме труда и отдыха машиностроителей (На примере рабочих станочников).: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1995. — 169 с.
  165. В. И. Культурно-досуговая деятельность в армии США: организация, опыт (1986−1991 гг.).: Дис.. канд. ист.наук. М., 1993. — 269 с.
  166. Ю. П. Проблемы обновления культурной политики в Вооруженных Силах.: Автореф. дис.. канд. фил. наук. М.: ГА ВС, 1993. -23 с.
  167. В. Г. Проблемы свободного времени и культуры рабочих в буржуазной социологии. Критический анализ.: Дис.. канд. филос. наук. -Свердловск, 1971. 209 с.
  168. А. П. Культурно-просветительная работа с личным составом Военно-Морского Флота (1971−1981 гг.).: Дис.. канд. ист. наук. М., 1982. -188 с.
  169. А. А. Свободное время военнослужащих Советской Армии как социальная проблема.: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1979. 189 с. 1. Прило же ни я
Заполнить форму текущей работой