Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях с 1990 по 2005 гг. Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронежской государственной лесотехнической академии, Московского государственного университета леса, Уральского государственного лесотехнического университета, Сибирского государственного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Состояние проблемы и задачи исследования
    • 1. 1. Состояние проблемы автомобилизации с учётом позитивной роли в социально-экономическом процессе и отрицательных последствий для окружающей среды
      • 1. 1. 1. Автомобилизация и социально-экономическое развитие
      • 1. 1. 2. Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы
    • 1. 2. Обоснование требований по загрузке движением существующей и перспективной дорожной сети
    • 1. 3. Формирование современных критериев оценки транспортно-эксплуатационных и экологических качеств автомобильных дорог
    • 1. 4. Методы построения эпюр скорости как основы оценки соответствия дороги требованиям движения
    • 1. 5. Методы оценки технико-экономических, энергетических, экологических показателей функционирования автомобильных дорог
    • 1. 6. Цель и задачи исследования
  • 2. Принципы и методы единого подхода к моделированию движения автомобилей и оценке техногенного воздействия на экосистемы придорожной полосы
    • 2. 1. Типовые режимы движения
    • 2. 2. Учет ровности и шероховатости дорожных покрытий в тяговых расчетах
    • 2. 3. Особенности расчётов при проектировании дорог показателей движения с использованием единых относительных частичных характеристик автомобильных двигателей
    • 2. 4. Расчет расхода топлива в проектах автомобильных дорог
    • 2. 5. Расчет показателей токсичности при проектировании дорог
      • 2. 5. 1. Образование вредных газообразных веществ в двигателях с искровым зажиганием
      • 2. 5. 2. Образование вредных газообразных веществ и сажи в дизельных двигателях
      • 2. 5. 3. Воздействие продуктов сгорания топлива на человека
      • 2. 5. 4. Методики расчёта показателей токсичности при проектировании дорог и выбросов вредных газообразных веществ в атмосферу при эксплуатации автотранспорта
    • 2. 6. Методика расчёта загрязнения почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца
    • 2. 7. Методика расчёта уровня загрязнения поверхностного стока на автомобильной дороге
    • 2. 8. Практическое внедрение результатов исследования загрязнения приземного слоя атмосферы автотранспортными выбросами
      • 2. 8. 1. Цель и программа проводимых экспериментов
      • 2. 8. 2. Обработка опытных данных
      • 2. 8. 3. Результаты опытов по определению загрязнения приземного слоя атмосферы придорожного пространства
      • 2. 8. 4. Процесс формирования уровня загрязнения приземного слоя атмосферы на автодороге
    • 2. 9. Уменьшение эмиссии вредных веществ в продуктах сгорания автомобильного топлива
      • 2. 9. 1. Способы снижения вредных газовых выхлопов двигателями с искровым зажиганием
      • 2. 9. 2. Способы снижения вредных газовых выхлопов дизельными двигателями
      • 2. 9. 3. Экономия горючего с целью оптимизации работы автотранспорта
  • 2.
  • Выводы
  • 3. Закономерности влияния дорожных условий на режимы движения транспортных потоков и экосистемы придорожной полосы
    • 3. 1. Вероятностные характеристики движения отдельного автомобиля в потоке и потока
    • 3. 2. Движение нескольких скоростных групп автомобилей по однополосной дороге без обгона
    • 3. 3. Усовершенствование методики составления дифференциальных уравнений с использованием процессов Маркова
    • 3. 4. Модели движения автомобильных потоков по многополосным дорогам
    • 3. 5. Выводы
  • 4. Системное моделирование задач оценки техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы
    • 4. 1. Системная декомпозиция и концептуальная модель техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистему придорожной полосы
    • 4. 2. Структурно-параметрическое моделирование процессов переноса и осаждения загрязняющих веществ в придорожной полосе воздушным путем
    • 4. 3. Математические модели процессов загрязнения почв и растений придорожной полосы водным путем
    • 4. 4. Выводы
  • 5. Воздействие факторов дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы
    • 5. 1. Изменение химических и фитотоксических свойств почвы сосновых лесов в придорожной полосе
      • 5. 1. 1. Объекты и методика исследований
      • 5. 1. 2. Результаты проведенных исследований
    • 5. 2. Воздействие на лесные придорожные экосистемы аэральных выбросов автомобильного транспорта
      • 5. 2. 1. Объекты и методика исследований
      • 5. 2. 2. Результаты проведенных исследований
    • 5. 3. Изменение лесной растительности под влиянием автомобильных дорог
      • 5. 3. 1. Объекты и методика исследований
      • 5. 3. 2. Результаты проведенных исследований
    • 5. 4. Влияние автомагистрали на почвенно-экологические условия сосновых насаждений
      • 5. 4. 1. Объекты и методика исследований
      • 5. 4. 2. Результаты проведенных исследований
    • 5. 5. Водообеспеченность и особенность транспирации растений в придорожной полосе
      • 5. 5. 1. Объекты и методика исследований
      • 5. 5. 2. Результаты проведенных исследований
    • 5. 6. Изменение стабильности развития древесных растений в условиях техногенного химического воздействия автомобильных дорог и транспорта
      • 5. 6. 1. Объекты и методика исследований
      • 5. 6. 2. Результаты проведенных исследований
    • 5. 7. Техногенное загрязнение атмосферы, почв и растительности в районе южного промышленного узла, примыкающего к автомагистрали «Дон»
      • 5. 7. 1. Анализ результатов проб воздуха
      • 5. 7. 2. Результаты анализов проб почвы
      • 5. 7. 3. Результаты анализа проб растительности
      • 5. 7. 4. Степень трансформации энтомокомплексов исследуемых участков по мере возрастания техногенного воздействия
      • 5. 7. 5. Роль антропогенной и техногенной нагрузок в изменении структуры энтомокомплексов лесных насаждений
    • 5. 8. Выводы
  • 6. Совершенствование методов оценки проектных решений автомобильных дорог в локально-замкнутых экологических системах
    • 6. 1. Экономическая эффективность совершенствования методов оценки проектных решений
    • 6. 2. Автоматизированный расчёт транспортной составляющей себестоимости перевозок
    • 6. 3. Оценка экономической эффективности проектных решений автомобильных лесовозных дорог по показателям движения автомобилей в потоке
      • 6. 3. 1. Особенности технико-экономических обоснований при вариантном проектировании дорог IV и V технических категорий
      • 6. 3. 2. Особенности технико — экономических обоснований при вариантном проектировании дорог высших технических категорий
    • 6. 4. Оценка транспортно — эксплуатационных характеристик сложных участков плана и продольного профиля с переходными режимами движения потока
    • 6. 5. Комплекс эпюр транспортно-эксплуатационных характеристик дороги — основа оценки проектных решений
    • 6. 6. Энергосберегающие проектные решения
    • 6. 7. Оценка загрязнения придорожного пространства токсичными веществами отработавших газов

    6.8 Повышение экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог в процессе опытной эксплуатации комплекса программ системы автоматизированного проектирования.

    6.9 Принципы оптимизации проектных решений с использованием программ моделирования дорожного движения.

    6.10 Мониторинг локально-замкнутых экологических систем.

    6.10.1 Системный подход как методологическая основа синтеза информационных технологий мониторинга локально-замкнутых экологических систем.

    6.10.2 Статистический анализ локально-замкнутых экологических систем.

    6.10.3 Обработка результатов диагностики текущего состояния локально-замкнутой экологической системы. Первичная обработка.

    6.10.4 Выявление скрытых и причинных механизмов формирования связей.

    6.11

    Выводы.

Техногенное воздействие дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из приоритетных задач, стоящих перед дорожной отраслью России, является смягчение техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы. За последние годы автомобильный транспорт обеспечивает свыше 55% объёмов внутренних перевозок с тенденцией увеличения этой доли, являясь таким образом «главным перевозчиком» для развивающихся секторов экономики России. Статистические данные последних лет свидетельствуют об увеличении доли автомобильного транспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) до 6−10%, без учёта эффекта использования автомобилей, находящихся в личном пользовании.

Одновременно процесс автомобилизации сопровождается нарастающим негативным воздействием на окружающую среду. В масштабах Российской Федерации автотранспортная доля в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает 43%, в выбросах парниковых газов составляет около 10%. Доля автотранспорта в отрицательном акустическом воздействии на население городов составляет 85−95%. Повышенному риску и необратимой потере здоровья в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом подвергается примерно 10−15 миллионов горожан.

Разработка мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую придорожную среду является одной из важнейших задач подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России до 2010 г., концепции развития автомобильной промышленности до 2015 г.

Негативное влияние дорожно-транспортной инфраструктуры на окружающую среду распространяется на территорию более 15 млн. га. Продукты износа покрытий, шин и тормозных накладок, топливно-смазочные, антигололёдные материалы, соединения тяжелых металлов, гербициды и другие материалы аккумулируются в придорожной полосе и приводят к чрезмерному насыщению вод поверхностного стока и почвы этими веществами. Объём производственных и бытовых отходов, размещенных в придорожной полосе автомагистралей с интенсивным движением л вблизи крупных городов, достигает в год 35−50 м на 1 км дороги.

Все компоненты биосферы (вода, воздух, почва, биота) в результате усиливающейся техногенной нагрузки подвержены быстрым изменениям, что затрудняет их изучение. Загрязненность экосистем придорожной полосы отработавшими газами автотранспортных средств (АТС) зависит, кроме дорожных условий и качества топ-лива, от состава движения и его интенсивности. Значение последнего показателя увеличивается по мере преобладания грузовых автомобилей в транспортном потоке. Выброс газообразных загрязнителей АТС наиболее высок в режиме медленного движения, меньше он при ускорении (разгоне) и минимален при установившейся скорости движения. Необходимо иметь в виду, что количество выбросов оксида азота и неопределенных углеводородов прямо пропорционально скорости движения, кривая выброса оксида углерода имеет минимум при скорости движения 55−65 км/ч. Экологически значимо, что минимумы загрязнений не совпадают, а значит, снижение выбросов требует применения различных мер и разработки различных техноло-. гий.

Рост экологически обоснованных ограничений на автомобилизацию в целом требует оценки приемлемости тех или иных инженерно-технических решений, разработки рекомендаций, повышающих экологическую безопасность дорожно-транспортного комплекса.

Суммарный экологический эффект этого воздействия может быть установлен на основании изучения отклика экосистем придорожной полосы, по реакции и био-ты, и экосистемы в целом.

В структуре социально-экологических потерь населения от транспортного за. грязнения в городах девять веществ определяют 95% суммарного ущерба: оксиды азота (44,5%), свинец (21%), акролеин (7,5%), сажа (7,4%), оксид углерода (6%), диоксид серы (3,4%), а также формальдегид, бенз-а-пирен, ацетальдегид. Ежегодно возрастает количество пострадавших на дорогах страны в результате дорожно-транспортных происшествий.

Социально-экономическими предпосылками высокой дорожной аварийности и загрязнения окружающей среды автотранспортом в России являются:

• низкий рейтинг проблем дорожной и экологической безопасности автотранспорта среди приоритетов государственной политики, ограниченность бюджетных средств, выделяемых на их решение;

• отсутствие экономических стимулов к развитию рынка «экологически чистой» продукции, услуг и работ природоохранной направленности на транспорте, несовершенство налоговой системы;

• низкий уровень жизни населения, не позволяющий своевременно заменять морально устаревшие транспортные средства (АТС) индивидуального пользования.

Таким образом, проблемы повышения надёжности дорожно-транспортных со-• общений с гарантированной доставкой грузов, пассажиров в заданное время при росте парка автомобилей в условиях финансовых ограничений и постоянно ужесточающихся требований безопасности и охраны окружающей среды для России представляются чрезвычайно актуальными. Сложившаяся ситуация и тенденция к ее ухудшению диктуют необходимость разработки новых моделей и методов для объективной оценки техногенного влияния дорожно-транспортного комплекса на состояние окружающей среды придорожной полосы, а также оптимизации мероприятий по управлению качеством среды обитания на основе ситуационного метода, что также подтверждает актуальность выбранного направления исследований.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка научно-практических основ комплексной оценки техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы с созданием методики системного управления качеством среды обитания. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— обобщить методы моделирования дифференциальными уравнениями процессов взаимодействия дороги и автомобиля, типовых режимов движения автомобилей и разработать общий метод комплексной оценки техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы, рассматривающий состояние экосистем в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС);

— разработать метод моделирования дифференциально-вероятностными урав.

• нениями движения автомобиля в потоке при непрерывной последовательности проектируемых дорожных условий, изменении режимов движения и их влиянии на био-ты, и экосистемы в целом;

— создать и обосновать системный подход к моделированию процессов загрязнения экосистем придорожной полосы с использованием конвективно-диффузионной теории переноса;

— определить основные принципы и факторы взаимодействия дороги с окружающей средой, принимающие участие в протекании процессов загрязнения почв и растительности различными веществами;

— разработать метод автоматизированных расчетов попикетных показателей функционирования дороги, характеризующий скорость транспортных средств, эмиссию загрязняющих веществ и себестоимость перевозок с учетом условий движения и экологического ущерба;

— определить пороговые значения при аэротехногенном воздействии на экос-системы придорожной полосы по флуктуирующей асимметрии листьев древесных растений, водообеспеченности и особенностей транспирации, всхожести и прорастанию семян, жизненному состоянию древостоя и концентрации взвесей, содержащихся в снеговой воде, изменении структуры энтомокомплексов лесных насаждений;

— разработать математическое, методическое, программное обеспечения для комплексной оценки техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы;

— обосновать методику диагностики и управления качеством среды обитания в локально-замкнутых экологических системах на основе синтеза информационных технологий.

Методы исследования основываются на системном анализе, теории управления, теории множеств, методах оптимизации, аппарата вычислительной математики,.

• прикладной статистики, имитационном, структурном и параметрическом моделированиях, экспериментальных исследованиях.

Научная новизна. В диссертации получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной:

— разработан общий метод по комплексной оценке техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы, рассматривающий состояние экосистемы с учетом всех существенных компонентов объекта исследования и взаимосвязи между ними в системе «водитель — автомобиль — дорога — среда» — транспортно-экологические качества определены комплексом показателей имитационного моделирования процесса функционирования дороги и придорожной полосы, включающем технико-экономические, энергетические, экологические;

— объединены, в соответствии с обобщенными и изученными закономерностями функционирования дороги, подсистемы «дорога — автомобиль: двигатель», «дорога — автомобиль — водитель», «дорога — транспортные потоки», «транспортные потоки — придорожная среда». Этим обеспечен системный подход к оценке техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы;

— уточнены отдельные положения теории конвективно-диффузионного распространения загрязняющих веществ в придорожной полосе, предусматривающие учет дискретности и нестационарности транспортного потока, а так же особенности перемещения соединений тяжелых металлов в атмосфере приземного слоя воздуха и разработан метод (принципы построения, архитектура и методика) формирования процессов загрязнения воздуха, почв, жидких дождевых стоков и растительности загрязняющими веществами;

— разработан на основе единой информационной базы данных метод автоматизированных расчётов попикетных показателей функционирования автомобильной дороги: скоростей движения при реальном и максимальном использовании мощности двигателяэмиссии окиси углерода, окислов азота, углеводородов, сажисебестоимости перевозок с корректировкой нормативных ставок через фактическую работу как функции дорожных условий, так и токсичности;

— разработаны методики для определения пороговых значений при аэротехногенном воздействии на древесные растения придорожной полосы, отличающиеся учётом флуктуирующей асимметрии листьев, водообеспеченности и особенностей транспирации, всхожести и прорастания семян, жизненного состояния древостоя и концентрации взвесей, содержащихся в снеговой воде, изменении структуры энто-мокомплексов лесных насаждений;

— созданы математическое, методическое, программное, информационное ¦ обеспечения для комплексной оценки техногенного воздействия дорожнотранспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы (свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ: №№ - 2 004 612 478, 2 004 612 576, 2 006 610 618, 2 005 610 037, 2 006 611 149);

— разработана методика применения информационных технологий для диагностики и управления качеством среды обитания в локально-замкнутых экологических системах.

Практическая значимость и результаты внедрения. Практическая ценность работы связана с использованием основных её положений:

— концепция научного направления, рассматривающая качества экосистемы придорожной полосы с учётом всех существенных компонентов объекта исследования и взаимосвязей между ними в системе ВАДС;

— методология исследования и прогнозирования комплекса показателей качества придорожной полосы, предусматривающая единые принципы решения задач сформулированного направления (использована при разработке «Стратегии развития дорожного хозяйства Воронежской области до 2015 г.»);

— новые и модифицированные алгоритмически-программные методы исследования основных транспортно-экологических характеристик автомобильных дорог, включающих технико-экономические, энергетические, экологические;

— предложенных методов и математических моделей, положенных в основу разработки инструментальных средств управления качеством экосистем придорожной полосы в системе ВАДС;

— организационного и методического обеспечений диагностики и управления в локально-замкнутых экологических системах.

Предложенные решения носят универсальный характер и могут быть положены в основу рекомендации по реализации подпрограммы «Автомобильные дороги».

Федеральной целевой программы модернизации транспортной системы России на период до 2010 г.

В диссертации приведены результаты вычислительных экспериментов, которые подтверждают возможность применения разработанных алгоритмов и программ для решения прикладных задач.

Разработанные методологические, математические и инструментальные методы оценки техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса могут служить основой для создания и внедрения обучающих программно-аппаратных комплексов вузов — лекционных курсов, лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования, подготовки аспирантов и докторантов по дисциплине, связанной с изучением вопросов взаимодействия различных видов транспорта и охраны окру' жающей среды.

Научные положения и результаты, выносимые на защиту:

— новые и модифицированные алгоритмически-программные методы исследования транспортно-экологических характеристик автомобильных дорог и экосистем придорожной полосы, рассматривающие их качественное состояние с учётом всех существенных компонентов объекта исследования и взаимосвязей между ними в системе ВАДС;

— общий метод моделирования движения автомобильного потока с использованием процессов Маркова, описывающий процессы функционирования системы ВАДС с учетом дорожных условий, расхода топлива и показателей эмиссии транспортных загрязнений;

— методы физического и математического моделирований загрязнения экосистем придорожной полосы при эксплуатации объектов и сооружений дорожно-транспортного комплекса с использованием конвективно-диффузионной теории переноса;

— экспериментальные данные по определению пороговых значений техногенного воздействия дорожно-транспортного комплекса на экосистемы придорожной полосы по жизненно важным показателям лесных насаждений и изменении струк туры их энтомокомплексов;

— метод автоматизированных расчётов попикетных показателей, характеризующих скорость транспрртных средств, эмиссию загрязняющих веществ и себестоимость перевозок с учетом условий движения и экологического ущерба;

— рекомендации по разработке методов мониторинга и управления состоянием придорожной полосы в локально-замкнутых экологических системах.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на ежегодных научных конференциях с 1990 по 2005 гг. Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронежской государственной лесотехнической академии, Московского государственного университета леса, Уральского государственного лесотехнического университета, Сибирского государственного технологического университета. Автор выступала с докладами: на молодёжном Российском научном симпозиуме «Молодёжь и проблемы информационного и экологического мониторинга» (г. Воронеж, 1996) — на международном научно-практическом симпозиуме «Дорожная экология XXI века» (г. Воронеж, 1999) — «Высокие технологии в экологии» (г. Воронеж, 2000) — «Повышение надёжности и долговечности автодорог и искусственных сооружений» (г. Краснодар, .2004 г.).

Личное участие автора в получении результатов. Работа выполнялась в соответствии с целевыми программами НИОКР Минавтодора РСФСР, по программам «Строительство», «Человек, окружающая среда» РФ, грантам по проблемам нормирования выбросов в дорожной отрасли.

Диссертация является результатом многолетних исследований выполненных при участии автора, которая обосновала тему, определила цели и задачи исследований, выполнила научно-технические исследования и проанализировала их результаты, разработала основные рекомендации по диагностике и управлению в локально-замкнутых экологических системах и их внедрению.

В рамках дорожно-исследовательской лаборатории, в статусе головной организации по нормированию выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в водные объекты Минавтодора РСФСР, автор, как исполнитель принимала участие в обследовании более 200 предприятий дорожно-транспортного комплекса.

Публикации. Основные результаты научных исследований по теме диссертации опубликованы в 56 работах, включая 10 монографий, 15 статей в изданиях, рекомендованных ВАК Минобразования РФ и 16 публикаций без соавторов. Кроме того, основные результаты исследований автора были использованы при разработке «Стратегия развития дорожного хозяйства Воронежской области до 2015 г.» .

Отдельные результаты исследований включены в отраслевую дорожную ме-.тодику «Методические рекомендации по очистке и нейтрализации загрязнения грунтов придорожной полосы нефтепродуктами», утверждённую Российским дорожным агентством (распоряжение № 140-р от 13.07.2000 г.).

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, шести разделов, выводов и рекомендаций. Материалы диссертации изложены на 459 страницах, включая иллюстрационный материал и приложения.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В результате экспериментальных исследований и теоретических обобщений разработан научно обоснованный метод комплексной оценки транспортно-эксплуатационных и экологических качеств автомобильных дорог, позволяющий целенаправленно влиять на технико-экономические, энергетические, экологические характеристики в процессе жизненного цикла автомобильных дорог. •.

2. Предложен общий метод решения дифференциальных уравнений, описывающих процессы функционирования системы «водитель — автомобиль.

— дорога — среда", позволяющий осуществлять комплексную оценку состояния придорожных экосистем с учетом дорожных условий, расхода топлива и параметров эмиссии транспортных загрязнений.

3. Обоснован системный подход с использованием конвективно-диффузионной теории переноса, позволяющий на основе имитации взаимодействия подсистем «дорога — автомобиль — двигатель», «дорога — автомобиль.

— водитель", «дорога — транспортные потоки», «транспортные потоки — окружающая среда» моделировать процессы загрязнения экосистем придорожной полосы.

4. Доказано, что необходимая точность и достоверность комплексной оценки транспортно-эксплуатационных и экологических характеристик автомобильных дорог достигается в результате моделирования дифференциальными уравнениями процесса взаимодействия дороги и автомобиля в системе ВАДС, типовых режимов движения автомобилей, дифференциально-вероятностными уравнениями движений автомобилей в потоке, составленными с применением Марковских процессов. Это позволяет улучшать соответствие проектируемых на 20 — летнюю перспективу дорог с перспективами развития АТС, использовать для оценки техногенного воздействия характеристик как стационарных, так и переходных режимов движения автомобилей и транспортных потоков, учитывать нестабильность эксплуатационноэкологических свойств дорог при прогнозировании их транспортно-эксплуатационных и экологических качеств.

5. Установлено, что для активизации человеческого фактора в оптимизации проектов по противоречивым критериям необходимо существенно расширить комплекс показателей функционирования дороги с построением эпюр технико-экономических, энергетических и экологических характеристик.

6. Оценка проектных решений по комплексу показателей процесса функционирования дороги обеспечена программами для ЭВМ, зарегистрированные в реестре программ Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знака РФ, программы способствуют оптимизации проектных решений по скорости, времени движения, безопасности движения, себестоимости перевозок, энергетическим и экологическим показателям.

7. Определены основные принципы и факторы взаимодействия дороги с окружающей средой, принимающие участие в протекании процессов загрязнения воздуха, почв, и растительности различными веществами на основе конвективно-диффузионной теории процессов переноса. Установлены показатели качества экосистемы придорожной полосы и пороговые значения при аэротехногенном воздействии на экосистемы по флуктуирующей асимметрии листьев древесных растений, водообеспеченности и особенностей транспирации, всхожести и прорастания семян, жизненному состоянию древостоя и концентрации взвесей, содержащихся в снеговой воде, изменении структуры энтомокомплекса лесных насаждений.

8. Суммарное воздействие техногенной системы формирует в придорожных экосистемах взаимосвязанные изменения нескольких групп факторов: геохимических, технологических и биотических. Продукты сгорания топлива и другие загрязнения, попадающие в придорожную зону, связываются живыми организмами почвы, воды, наземных фитоценозов, микробиотой воздуха, а также вступают в химические реакции между собой, вовлекаясь в метаболизм отдельных компонентов биоценозов и в трофические связи, химические элементы-загрязнители способствуют возникновению многочисленных нарушений на всех уровнях организации живых организмов.

9. Показана эффективность техногенного воздействия дорог на экосистемы придорожной полосы в локально-замкнутых экологических системах по энергетическим и экологическим показателям, обеспеченным моделированием подсистем «дорогаавтомобиль — двигатель», «дорога — транспортные потоки», «транспортные потоки — окружающая среда (придорожная полоса)», предложены способы разработки энергосберегающих проектных решений путем направленного формирования дорожными условиями режимов движения. Оптимизации проектных решений по экологическим показателям способствуют: во-первых, автоматическое построение эпюры токсичных веществ, во-вторых, методика оценки проектов по показателю обобщенной токсичности, в-третьих, методика расчета концентраций токсичных веществ в придорожном пространстве, основанная на методе турбулентной диффузии.

10. Разработаны принципы направленного поиска оптимального варианта. Оптимальность обеспечивается одновременным гармоничным сочетанием транспортно-эксплуатационных и экологических характеристик дорог и минимизацией приведенных затратзатраты на перевозки и комплекс транспортно-эксплуатационных и экологических характеристик определяются по результатам моделирования процессов функционирования дороги и экосистемы придорожной полосы.

11. Предложенная схема экологического мониторинга представлена в виде ориентированного многодольного графа, в котором вершинами являются функциональные модули уровней, а дугами — логические связи между ними. Это позволило разработать методику диагностики и управления качеством среды обитания в локально-замкнутых экологических системах на основе синтеза информационных технологий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автомобильные дороги: безопасность экологические проблемы, экономика Текст. / под ред. В. Н. Лукина, к. х. ленда. — М.: Лотос, 2002. -624 с.
  2. Автомобильные двигатели Текст. / В. М. Архангельский [и др.] - под ред. М. С. Ховахова. М.: Машиностроение, 1977. — 591 с.
  3. Автомобильные дороги. Пути повышения пропускной способности автомобильных дорог Текст. / В. В. Сильянов [и др.] - науч. ред. В. Ф. Бабков. М.: ВИНИТИ, 1976. — 121 с.
  4. Автомобильные и тракторные двигатели Текст. / под ред. И. М. Ленина. М.: Высш. шк., 1976. — 368 с.
  5. Агамирзян,' Л. С. Анализ и построение диаграмм динамики транспортного потока на основе экспериментальных данных Текст. / Л. С. Агамирзян, Н. Ш. Никурадзе // Труды Грузинского политехнического института. 1976. -№ 6 (188). — С. 19−26.
  6. , Т. Введение в многомерный статистический анализ Текст. / Т. Андерсон. М.: Физматгиз., 1983. — 500
  7. , М. Б. Скорость и безопасность движения на автомобильном транспорте Текст. / М. Б. Афанасьев, А. И. Булатов. М.: Транспорт, 1971. — 49 с.
  8. , В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения Текст. / В. Ф. Бабков. М.: Транспорт, 1982. — 280 с.
  9. , В.Ф. Современные автомобильные материалы Текст. / В. Ф. Бабков. М.: Транспорт, 1974. — 280 с.
  10. , В.Ф. Проектирование автомобильных дорог Текст. / В. Ф. Бабков, О. В. Андреев, М. С. Замахаев. М.: Транспорт, 1979. — 367с.
  11. , Г. Б. Моделирование движения автомобиля Текст. / Г. Б. Безбородова, В. Г. Галушко. Киев: Вища школа, 1978. — 168 с.
  12. , А. Е. Расчеты скоростей движения на автомобильных дорогах Текст. / А. Е. Вельский. М.: Транспорт, 1966. — 122 с.
  13. , Дж. Прикладной анализ случайных данных Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол. М.: Мир, 1989. — 540
  14. , Дж. Применение корреляционного и спектрального анализа Текст. / Дж. Бендат, А. Пирсол. М.: Мир, 1983. — 312 с.
  15. , А. К. Влияние интенсивности автомобильного движения на его скорость Текст.'/ А. К. Бируля // Труды Харьковского автомобильно-дорожного института. 1957. — Вып. 19. — С. 15−22.
  16. , А. К. Методы исследования движения на автомобильных дорогах Текст. / А. К. Бируля // Труды Харьковского автомобильно-дорожного института. 1954. — № 17. — С. 13−33.
  17. , А. К. Эксплуатация автомобильных дорог Текст. / А. К. Бируля. -М.: Транспорт, 1966. 326 с.
  18. , А.К. Работоспособность дорожных одежд Текст. / А. К. Бируля, С. И. Михович. -М.: Транспорт, 1996. 172 с.
  19. , А.К. Проектирование автомобильных дорог Текст. / А. К. Бируля. М.: Автотрансиздат, 1961. — 500 с.
  20. , М. Экономическая мысль в ретроспективе Текст. / М. Блауг. М.: Дело и труд, 1994. — 256 с.
  21. , Б. Многомерные статистические методы для экономистов Текст. / Б. Болч, Дж. Худань. М.: Статистика, 1970. — 317 с.
  22. , А.П. Состояние дорог и безопасность движения в сложных погодных условиях Текст. / А. П. Васильев. М.: Транспорт, 1988.246 с.
  23. , В.Н. Мониторинг загрязнения снежного покрова Текст. / В. Н. Василенко, И. Н. Назаров, Ш. Д. Фридман. М.: Гидрометиоиздат, 1985.- 181 с.
  24. , Д. П. Эксплуатационные качества автомобиля Текст. / Д. П. Великанов. М.: Транспорт, 1969. — 233 с.
  25. , Д.П. Автомобильные транспортные средства Текст. / М.: Транспорт 1977. 326 с.
  26. , И.Г. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе Текст. / И. Г. Венецкий, В. И. Венецкая. -М.: Статистика, 1979. 447 с.
  27. , М.В. Методическое пособие по приготовлению сухих концентратов загрязненных природных вод для химического анализа на содержание микроэлементов Текст. / М. В. Вирцавс, A.M., Степанов, В. В. Сычев. М.: Наука, 1992. — 23 с.
  28. Влияние загрязнений воздуха на растительность Текст. / Под. ред. Х. Г. Десслера. М.: Лесн. пром-сть., 1981. — 184 с.
  29. , Н.В. Растения в техногенной среде Текст. / Н. В. Гетко. -Минск: Наука и техника, 1989. 208 с.
  30. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. / В. Е. Мурман. М.: Высшая школа, 1977. — 479 с.
  31. , Н.Я. Основы теории эксплуатации автомобилей Текст. / Н. Я. Говорущенко. Киев: Высш. шк., 1971. — 232 с.
  32. , Г. А. О распределении транспортной работы на сети автомобильных дорогТекст. / Г. А. Гольц, В. Н. Филина // Труды института комплексных транспортных проблем при Госплане СССР / М.: 1977. — вып. 61 — 164−168 с.
  33. , К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики Текст. / К. Г. Гофман. М.: Наука, 1977.- 181 с.
  34. ГОСТ 17.4.3.01−83 (СТ СЭВ 3847−82). Охрана природы почвы. Общие требования к отбору проб. М.: Изд-во стандартов, 1983. — 4 с.
  35. ГОСТ 17.2.3.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов. М.: Изд-во стандартов, 1986. — 5 с.
  36. ГОСТ 17.2.1.01−86. Охрана природы. Атмосфера. Классификация выбросов по составу. М.: Изд-во стандартов, 1986. — 4 с.
  37. ГОСТ 17.4.4.02−84. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического и гельминтологического анализа.- М.: Изд-во стандартов, 1984. 4 с.
  38. ГОСТ 28 168–89. Почвы. Отбор проб.. М.: Изд-во стандартов, 1989.-4 с.
  39. , Ю.С. Сравнительно-экологическое исследование ксерофилизации высших растений Текст. / Ю. С. Григорьев. М.: Изд-во. АН СССР, 1955.- 158с.
  40. , М.Т. Загрязнение почв и растительности тяжелыми металлами Текст. / М. Т. Дмитриев, Н. И. Казанин, Г. А. клименко. М.: Колос 1979.-95с.
  41. Дорожные условия и организация движения Текст. / В. Ф. Бабков [и др.]. М.: Транспорт, 1974. — 240 с.
  42. , Н. Прикладной регрессионный анализ. Текст. / Н. Дрейпер, Г. Смит. М.: Статистика, 1973. — 392 с.
  43. Дрю, Д. Теория транспортных потоков и управление ими Текст. / Д. Дрю. М.: Транспорт, 1972. — 424 с.
  44. , Г. Д. Проектирование автомобильных дорог Текст. / Г. Д. Дубелир. М: Дориздат, 1938. — 355с.
  45. , И.С. Методы, алгоритмы программы многомерного статистического анализа. Пакет ППСА Текст. / И. С. Енюков. М.: Финансы и статистика, 1986. — 232 с.
  46. , С.А. Статистический анализ технологических процессов на основе обработки результатов тестового контроля Текст. / С. А. Еремин, Д. Б. Десятков, В. В. Сысоев. -М.: ЦНИИ Электроника, 1988. 55 с.
  47. Загрязнение окружающей среды отработавшими газами автомобилей Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников, С. А. Лебединский, Д.
  48. A. Слоутенков- ВГЛТА. Воронеж, 2005. — 20 с. — Деп. в ВИНИТИ 08.06.2005, № 820-В2005.
  49. , Г. В. Теория автомобиля Текст. / Г. В. Зимилев. М.: Машгиз, 1959.-455 с.
  50. , И. А. Повышение надежности автомобильных дорог Текст. / И. А. Золотарь, В. К. Некрасов. М.: Транспорт, 1977. — 183 с.
  51. , И. А. Пути повышения надежности автомобильных дорог Текст. / И. А. Золотарь // Автомоб. дороги. 1979. — № 2. — С. 26−27.
  52. , И. А. Экономико-математические методы в дорожном строительстве Текст. / И. А. Золотарь. М.: Транспорт, 1974. — 246 с.
  53. , В.М. Математическая статистика Текст. / В. М. Иванова,
  54. B.Н. Калинина, Л. А. Нешумова и д.р. М.: Высшая школа, 1981. — 371 с.
  55. , Ю.А. Экологи и контроль состояния природной среды Текст. / Ю. А. Израэль. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. — 375 с.
  56. , Г. М. Загрязнители атмосферы и растения Текст. / Г. М. Илькун. Киев: 1978. — 246 с.
  57. , В. А. Эксплуатационные свойства автомобилей Текст. / В. А. Илларионов. М.: Машиностроение, 1966. — 280 с.
  58. , Дж. Количественные методы в эконометрии Текст. / Дж. Кади. М.: Прогресс, 1987. — 246 с.
  59. , Б.И. Об одном статистическом подходе к оптимизации показателей качества пластин с кресалами микросхем Текст. / Б. И. Казуров, Ю. Н. Кузнецов, Э. И. Мотренко // Электронная техника. Сер. 3. Микроэлектроника. 1983. Вып. 1. — С. 82−91.
  60. , Д.Н. Автомобильные дороги в экологических системах Текст. / Д. Н. Кактарадзе, Л. В. Николаева, Е. Б. Поршнева, Н. Б. Флорова. -М.: Изд-во ЧеРо, 1999. 240 с.
  61. , Я. А. Об одном резерве снижения затрат на перевозки при улучшении характеристик движения автомобильных потоков Текст. / Я. А. Калужский, В. В. Филиппов, В. Н. Глущенко // Изв. вузов. Стр-во и архитектура. 1975. -№ 11. -С. 132−136.
  62. , Я. А. Применение методов теории массового обслуживания для исследования движения автомобильных потоков Текст. / Я. А. Калужский, В. В. Филиппов // Автомоб. дороги. 1964. — № 12. — С. 45.
  63. , Ю.З. Водный режим и газоустойчивость древесных растений Текст. / Ю. З. Калугин. // Растительность и промышленные загрязнения. Свердловск: Уральский филиал АН СССР, 1966. — С. 49−51.
  64. , Ю.З. Древесные растения и промышленная среда Текст. / Ю. З. Калугин. М.: Наука, 1974. — 128 с.
  65. Кибернетика на автомобильном транспорте Текст. / В. Н. Иванов, А. А. Гаврилов, Н. И. Охапкин- под ред. JI. Я. Цикермана. М.: Высш. шк., 1971.-124 с.
  66. , Г. В. Техническая эксплуатация автомобилей Текст. / Г. В. Крамаренко. М.: Транспорт, 1972. — 439 с.
  67. , Б.И. Исследование технических систем как сообществ изделий техноценозов Текст. / Б. И. Кудрин // Системные исследования. -М.: Наука, 1980.-С. 236−25.
  68. , Е. С. Исследование эксплуатационной надежности автомобилей Текст. / Е. С. Кузнецов. М.: Транспорт, 1969. — 153 с.
  69. , Е. С. Техническая эксплуатация автомобилей в США Текст. / Е. С. Кузнецов. -М.: Транспорт, 1978. 167 с.
  70. , Е. С. Техническое обслуживание и надежность автомобилей Текст. / Е. С. Кузнецов. М.: Транспорт, 1972. — 224 с.
  71. , Е. С. Управление технической документацией автомобилей Текст. / Е. С. Кузнецов. М.: Транспорт, 1962. — 224 с.
  72. , С. Теория информации и статистика Текст. / С. Кульбак. -М.: Наука, 1976.-408 с.
  73. , В. К. Прогнозирование вероятности проявления различных природно-климатических факторов Текст. / В. К. Курьянов, Н. И. Чубов, С. В. Мязина — ВГЛТА. Воронеж, 1987. — 10 с. — Деп. в ВИНИТИ 1987, № 4.
  74. , В.К. Транспортно-эксплуатационная оценка прочности дорожных одежд Текст. / В. К. Курьянов, О.В. Рябова- ВГЛТА. Воронеж, 1997. — 54с — Деп. ВИНИТИ 1997, № 115-В97.
  75. , В.К. Система повышения транспортно-эксплуатационного уровня автомобильных дорог Республики Коми Текст. / В. К. Курьянов, О. В. Рябова, А. В. Скрыпников, О. Н. Бурмистрова. -Воронеж.: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. 53 с.
  76. , Р. Н. Единые относительные внешние и частичные характеристики карбюраторных четырехтактных двигателей Текст. / Р. Н. Лахно // Автомоб. пром-сть. 1963. — № 3. — С. 7−10.
  77. , В. Экология растений Текст. / В. Лархер. М.: Мир, 1978, — 384 с.
  78. , С. Д. Эксплуатация грузовых автомобилей Текст. / С. Д. Лейдерман. М.: Транспорт, 1966. — 156 с.
  79. , А. С. Теория эксплуатационных свойств автотранспортных средств Текст. / А. С. Литвинов. М.: МАДИ, 1978. — Ч. 1.-122 е.- 1979.-Ч. 2.-104 с.
  80. Львовский,'Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул Текст. / Е. Н. Львовский. М.: Высшая школа, 1982. — 224 с.
  81. , В.Н. Промышленно-транспортная экология Текст. / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. М.: Высшая школа, 2001. — 273 с.
  82. , А.Б. О фототоксичных свойствах подстилки и почвы ельников Текст. / А. Б. Лысиков // Лесоведение, 1989. № 3. С. 31−36.
  83. , А.Б. Влияние автомагистрали на почвенно-экологические условия сосновых насаждений Текст. / А. Б. Лысиков // Лесоведение, 1996. № 2. С. 73−84.
  84. , Г. И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды Текст. / Г. И. Марчук. М.: Наука, 1982. — 320 с.
  85. , Н.Н. Математика ставит эксперимент Текст. / Н. Н. Моисеев. М.: Наука, 1979. — 223 с.
  86. , В. К. Оценка проектов дорог по их эксплуатационным показателям Текст. / В. К. Некрасов // Автомоб. дороги. 1974. — № 2. — С. 19−20.
  87. , В. К. Проблемы теоретического обоснования надежности автомобильных дорог Текст. / В. К. Некрасов // Труды Московского автомобильно-дорожного института. 1973. — Вып. 63. — С. 4−8.
  88. , В. К. Эксплуатация автомобильных дорог Текст. / В. К. Некрасов. М.: Высш. шк., 1970. — 240 с.
  89. , В. П. Техническая эксплуатация автомобильного транспорта на лесозаготовительных предприятиях Текст. / В. П. Немцев, Б. А. Шестаков. М.: Лесн. пром-сть, 1985. — 272 с.
  90. , А.Ф. Расчет режимов движения автомобилей на вычислительных машинах Текст. / А. Ф. Нефедов. Киев: Техника, 1970. -172с.
  91. , B.C. Биологические основы газоустойчивости растений Текст. / B.C. Николаевский Новосибирск: Наука, 1979. — 280 с.
  92. , В. В. Влияние скорости на надежность работы водителя Текст. / В. В. Новизенцев // Влияние скорости на режим и безопасность движения. М., 1980. — С. 10−14.
  93. Оздоровление окружающей среды городов Текст. М.: ЦНИИП Градостроительства, 1975. — 29 с.
  94. Описание и алгоритм программы технико-экономического проектирования элементов автомобильных дорог Текст. / Минавтодор. Каз. ССР, МАДИ. Казань: Изд-во Минавтодора Каз. ССР, 1974. — 64 с.
  95. Островцев- А. Н. Критерии оценки и управления качеством автотранспортных средств на стадии проектирования, производства и эксплуатации Текст. / А. Н. Островцев, Е. С. Кузнецов. М.: МАДИ, 1981. -94 с.
  96. , А. Н. Основы проектирования автомобилей Текст. / А. Н. Островцев. М.: Машиностроение, 1968. — 203 с.
  97. Оценка и прогнозирование экологического состояния придорожной полосы в зимний период Текст. / А. В. Скрыпников, О. В. Рябова, Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова — ВГЛТА. Воронеж, 2005. — 67 с. — Деп. в ВИНИТИ 31.10.2005, № 1404-В2005.
  98. , В.П. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий Текст. / В. П. Подольский, В. Г. Артюхов, B.C. Турбин, А. Н. Канищев. Воронеж: Изд-во. ВГУ, 1999. — 270 с.
  99. , В.П. Дорожная экология Текст. / В. П. Подольский. -М.: Союз, 1997.- 186 с.
  100. , Дж. Справочник по вычислительным методам статистики Текст. / Дж. Поллард. М.: Финансы и статистика, 1982. — 344 с.
  101. Применение теории массового обслуживания в проектировании дорог Текст. / Я. А. Калужский, И. В. Бегма, В. М. Кисляков, В. В. Филиппов. М.: Транспорт, 1969. — 136 с.
  102. Природно-климатические зоны, для которых необходима специализация конструкций автомобилей Текст. / Д. П. Великанов [и др.] // Сборник трудов ИКТП. 1972. — № 5. — С. 15−22.
  103. Работа автомобильной шины Текст. / под ред. В. И. Кнороза. -М.: Транспорт, 1976. 238 с.
  104. , И. А. Распределение напряженности движения по ширине проезжей части Текст. / И. А. Романенко // Труды Харьковского автомобильно-дорожного института. 1937. — Вып. 2. — С. 83−100.
  105. , Р. В. Подвеска автомобиля и его колебания Текст. / Р. В. Ротенберг. М.: Машгиз, 1960. — 180 с.
  106. , О.В. Принципы оптимизации проектных решений автомобильных дорог в САПР Текст. / О. В. Рябова, ВГЛТА. Воронеж, 1995 5с. — Деп. ВИНИТИ 20.12.95, № 3420-В95.
  107. , О.В. Оценка эксплуатационно-экологических характеристик сложных участков плана и продольного профиля автомобильных дорог Текст. / О.В. Рябова- ВГЛТА. Воронеж. 1995 — 5с. -Деп. ВИНИТИ 20.12.95, № 3421-В95.
  108. , О.В. О путях снижения уровня загрязнения придорожного пространства Текст. / О. В. Рябова, Н.И. Чубов- ВГЛТА. Воронеж, 1996. -Зс. Деп. ВИНИТИ 26.04.96, № 1371-В96.
  109. ИЗ. Рябова, '.О. В. Природные аспекты размещения предприятий лесного комплекса Текст. / О. В. Рябова, В. К. Курьянов // В к.н. Комплексная продуктивность лесных ресурсов и организация многоцелевого лесопользования. Воронеж, 1996. — С. 95−98.
  110. , О.В. Борьба с зимней скользкостью на автомобильных дорогах Текст. / О. В. Рябова. // Экология и безопасность жизнедеятельности: Межвузовский Сб. научных тр.- Воронеж, 1997. — вп. 2. -С. 51−55.
  111. , О.В. Стадийное повышение эксплуатационно-экологического уровня автомобильных дорог Текст. / О.В. Рябова- ВГЛТА. -Воронеж, 1997.-45 с. Деп. ВИНИТИ 23.07.97, № 1855-В97.
  112. , О.В. Качественный анализ форм связи автомобильной дороги с окружающей средой Текст. / О.В. Рябова- ВГЛТА. Воронеж, 1997. 45 с. — Деп. ВИНИТИ 23.07.97, № 1854-В97.
  113. , О.В. Экономико-статистическая модель задачи планирования дорожной сети в Калужской области Текст. / О. В. Рябова,
  114. Е.В. Токарев- ВГЛТА. Воронеж, 1997. — 17 с. — Деп. ВИНИТИ 16.2.97, № 3633-В97.
  115. , О.В. Транспортно-эксплуатационная оценка прочности дорожных автомобильных дорог Текст. / О. В. Рябова ВГЛТА. Воронеж, 1997−54 с. — Деп. ВИНИТИ 15.05.97, № 2115-В97.
  116. , О.В. Оценка сложности дорожной обстановки в различных условиях местности Текст. / О.В. Рябова- ВГЛТА. Воронеж, 1997 — 15 с.-Деп. ВИНИТИ 25.11.97, № 3315-В97.
  117. , О.В. Влияние диффузии частиц антигололедного материала на адгезию ледяных образований к покрытию Текст. / О. В. Рябова // Экологический вестник Черноземья / Воронеж, 1998. — № 6. -С. 18−24.
  118. , О.В. Влияние частиц антигололедного реагента «Гриков» на эксплуатационные качества асфальтобетонного покрытия Текст. / О. В. Рябова // С.б. аспирант, работ ВГАСА: Воронеж, 1998. С. 18−21.
  119. , О.В. Борьба с зимней скользкостью на дорогах с применением «Грикол» Текст. / О. В. Рябова, В. П. Подольский, С. И. Булдаков. // Лесоэкспалуатация: С.б. научных статей СибГТУ- Красноярск 1998.-С. 31−37.
  120. , О.В. Повышение экологической безопасности автомобильных дорог при проектировании Текст. / О. В. Рябова. // Природопользование: ресурсы, техническое обеспечение: межвуз с.б. науч. тр.- Воронеж, 2000. С. 112−116.
  121. , О.В. Моделирование процесса перекладки сборно-разборного покрытия временной автомобильной дороги Текст. / О.В.
  122. , Н.Н. Папонов- ВГЛТА. Воронеж, 1997 — 16 с. — Деп. ВИНИТИ 23.05.00, № 1469-В00.
  123. , О.В. Особенности расчета скорости на ЭВМ при проектировании трассы дороги Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников: ВГЛТА. Воронеж, 2000 — 8 с. — Деп. ВИНИТИ 23.05.00, № 1475-В00.
  124. , Ci.B. Техногенное воздействие автомобильных дорог на лесные экосистемы придорожной полосы Текст. / О. В. Рябова, З. Н. Нахаев.
  125. ВГАСУ. Воронеж, научный вестник № 1 «Дорожно-транспортное строительство». — Воронеж, 2003. — С. 41−45.
  126. Рябова, «О. В. Пассивная и экологическая безопасность автомобильных дорог Текст. / О. В. Рябова, Ю. В. Струков, Н. А. Беляев. // ВГАСУ. Воронеж: Из-во Воронеж гос. ун-т., 2004. — 238 с.
  127. , О.В. Воздействие на лесные экосистемы аэральных выбросов автомобильного транспорта Текст. / О. В. Рябова // Изв. вузов Северо-Кавказ. регион, техн. науки. 2004 — прил. № 9. — Юс.
  128. , О.В. Обеспечение безопасности на различных участках автомобильных дорог Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников // Изв. вузов Северо-Кавказ. регион, техн. науки. 2004 — прил. № 9. — 5с.
  129. , О.В. Воздействие выбросов автомобильного транспорта на придорожные экосистемы Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников // Вестник Московского гос. ун-та. леса. Лесн. Вестн. — 2004. № 007. — С. 49−59.
  130. , О.В. Совершенствование методов оценки транспортно-экологических качеств автомобильных дорог Текст. / О. В. Рябова, Е. В. Кондрашова, А. В. Скрыпников. // Воронеж, гос. лесотехн. акад. Воронеж: Изд-во. Воронеж, гос. ун-та., 2005. — 278 с.
  131. , О.В. Условия труда водителей автомобилей. Профессиональный отбор Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников, Е. В. Кондрашова // Проблемы и перспективы лесного комплекса: Мат. межвуз. научн. практ. конф. ВГЛТА, — Воронеж, 2005. — С. 25−29.
  132. , О.В. Воздействие выбросов автомобильного транспорта на придорожные экосистемы Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников // Вестник Московского гос. ун-та. леса. Лесн. Вестн. — 2005. № 2(38). — С. 136−141.
  133. , О.В. Система взаимосвязи автомобильных дорог и окружающей среды Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников: ВГЛТА. -Воронеж, 2005 12 с. — Деп. ВИНИТИ 22.06.05, № 898-В05.
  134. , О.В. Оценка и прогнозирование экологического состояния придорожной полосы в зимний период Текст. / О. В. Рябова, А. В. Скрыпников, Е. В. Кондрашова, Т. В. Скворцова: ВГЛТА. Воронеж, 2005 -67 с. — Деп. ВИНИТИ 31.10.05, № 1404 — В05.
  135. , О.В. Снижение негативного воздействия автотранспорта и дорог на экосистему придорожной полосы О.В. Рябова, А. В. Скрыпников, ВГЛТА. Воронеж, 2005 — 126 с. — Деп. ВИНИТИ 31.10.05, № 1403 — В05.
  136. , О.В. Скрытые и причинные механизмы связей локально-замкнутой экологической системы (на примере лесного и дорожно-транспортного комплексов) Текст. / О. В. Рябова // Вестник Московского гос. ун-та. леса. Лесн. Вестн. — 2005. № 038. — 6 с.
  137. , О.В. Статистический анализ локально-замкнутой экологической системы (на примере лесного и дорожно-транспортногокомплексов) Текст. / О. В. Рябова // Вестник Московского гос. ун-та. леса. -Лесн. Вестн. 2005. № 036. — 8 с.
  138. , О.В. Синтез информационных технологий мониторинга локально-замкнутой экологической системы (на примере лесного и дорожно-транспортного комплексов) Текст. / О. В. Рябова // Вестник Московского гос. ун-та. леса. Лесн. Вестн. — 2005. № 035. — 5 с.
  139. , О.В. Особенности технико-экономических обоснований при вариантном проектировании дорог высших технических категорий Текст. / О. В. Рябова, В. К. Курьянов, А. В. Скрыпников // Экономика и производство. М.: '2005. — № 4 — С. 66−68.
  140. , О.В. Экономическая эффективность совершенствования методов оценки проектных решений автомобильных дорог Текст. / О. В. Рябова, В. К. Курьянов, А. В. Скрыпников // Экономика и производство. М.: 2005.-№ 4-С. 63−66.
  141. , Дж. Линейный регрессионный анализ Текст. / Дж. Себер. М.: Мир, 1980.-456 с.
  142. , В. В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации движения Текст. / В. В. Сильянов. М.: Транспорт, 1977.-303 с.
  143. , В. В. Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог Текст. / В. В. Сильянов. М.: Транспорт, 1984. -287 с.
  144. , С.А. Устойчивые методы оценивания: Статистическая обработка неоднородных совокупностей Текст. / С. А. Смоляк, Б. П. Титаренко. -М.: Статистика, 1980.- 208 с.
  145. , Ю. М. Стадийное улучшение транспортно-эксплуатационных качеств дорог Текст. / Ю. М. Ситников, О. А. Дивочкин. -М.: Транспорт, 1973. 128 с.
  146. , В. А. Взаимодействие автомобилей в транспортных потоках и его учет при проектировании дорог и организации движения Текст. / В. А. Суспицин: автореф. на соискание ученой степени канд. техн. наук. М.: МАДИ, 1983. — 20 с.
  147. , П. Вероятностный анализ причинности Текст. / П. Суппес // Математика в социологии. М.: Мир, 1977. — С. 50−75.
  148. , Б. С. Теория автомобиля Текст. / Б. С. Фалькович. -М.: Машгиз, 1963.-239 с.
  149. , Я. Е. Оценка эксплуатационных свойств автопоездов для международных перевозок Текст. / Я. Е. Фаробин, В. С. Щупляков. М.: Транспорт, 1983.-200 с.
  150. Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г., № 7 ФЗ. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 51 с.
  151. , В.Д. Экология Текст. / В. Д. Федоров, Т. Г. Гельманов. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 464 с.
  152. , Т. С. Эффективность капитальных вложений Текст. / Т. С. Хачатуров. М.: Экономика, 1979. — 336 с.
  153. , Н. Ф. Технико-эксплуатационная оценка основных элементов автомобильных дорог при разработке проектно-системной документации Текст. / Н. Ф. Хорошилов // Труды СоюздорНИИ. М.: Транспорт, 1968. — Вып. 19. — С. 3−46.
  154. , Д. Причинный анализ в статистических исследованиях Текст. / Д. Хейс. М.: Финансы и статистика, 1981. — 255 с.
  155. , Д. Анализ процессов статистичекими методами Текст. / Д. Химмельблау. М.: Мир, 1973. — 957 с.
  156. Хьюзл, Оглсби. Автомобильные дороги Текст. / Хьюзл, Оглсби. -М.: Автотрансиздат, 1958. 424 с.
  157. Ценообразование и тарифы на перевозки грузов автомобильным транспортом Текст. / В. В. Русакова [и др.]. М.: Транспорт, 1981. — 174 с.
  158. , А. Е. Избранные труды Текст. Т. 1. Теория автомобиля / А. Е. Чудаков. М.: АН СССР, 1961.-463 с.
  159. , А. М. Исследование надежности автомобилей в эксплуатации Текст. / А. М. Шейнин: дис.. докт. техн. наук. М.: 1969. -400 с.
  160. , Ю. Д. О целесообразном уровне загрузки двухполосных автомобильных дорог Текст. / Ю. Д. Шепунов // Развитие сети автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1971. — С. 27−20.
  161. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог Текст. / М. В. Немчинов, С. С. Шабуров, В. К. Пашкин, М. С. Коганзон и др. М., Иркутск, 1997. — Ч. 1 — 232 с.
  162. Экологические проблемы строительства и эксплуатации автомобильных дорог Текст. / М. В. Немчинов, С. С. Шабуров, В. К. Пашкин, М. С. Коганзон и др. М., Иркутск, 1997. — Ч. 2 — 299 с.
  163. , Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды Текст. / Ю. Якубовский. М.: Транспорт 1979. — 199 с.
  164. , И. А. Использование показателя механической работы в технико-экономических расчетах Текст. / И. А. Яндловский // Развитие сети автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1971. — С. 101−140.
  165. , Н. Н. Плавность хода грузовых автомобилей Текст. / Н. Н. Яценко, О. К. Прутчиков. М.: Машиностроение, 1969. — 150 с.
  166. Briion, W. Queneing model of two-lane rural traffic Text. / W. Briion // Transp. Res. Vol. 11. — P. 95−1-107.
  167. Clyde, M. Acceltration and deceleration lanes for arterial atreets and highways Text. / M. Clude // Proc. 47-th Annual Highway Conf. Grand Rapids, Mich., 1962. Ann. Arbor., Mich., Univ. Michigan, 1962. — P. 108−113.
  168. Concrete pavements Text. / Edited by A. F. Stock. London: Elsevier appl. Seience, 1988.-433 p.
  169. Datka, S. Koordynacje elementow traby i niwelety projekcie drogi Text. / S. Datka // Czsop. Techn. 1974. — № 78. — P. 25−29.
  170. Dunne, C. A discrete Marko V model of Vehicular traffic Text. / C. Dunne, W. Rothery, B. Potts // Transportation Science. 1968. — Vol. 2, № 5. — P. 94−116.
  171. Emmerson,' Y. A note on speed-road curvature relationships Text. / Y. Emmerson // Traffic Eng. and Contr. 1970. — № 7(12). — P. 369.
  172. Good, M. C. Driver-vehicle behavior in free-path Text. / M. C. Good, K. J. Rolls, P. N. Hubert // Tranap. Res. 1969. — № 1(3). — P. 43−68.
  173. Mori, M. Traffic Characteristics of Roads under Mixed Traffic Text. / M. Mori // Traffic Eng., 1959, oct. P. 25−28. — № 1475-B00 23.05.00. -8 c.
  174. Nowicki, A. Wielkoec promieni tukow poziomych drogi z punkt widzenie bezpieczenstwa ruchu Text. / A. Nowicki // Drogownictowo. — 1971. — № 10.-P. 256−258.
  175. Oliver, R. M. A Note on a Traffic Counting Distribution Text. / R. M. Oliver // Operational Research Quarterly. Vol. 15, № 2. — P. 171−178.
  176. Otsuka K. Le resean Japonais de voies express. Principes de conception et de realization Text. / K. Otsuka // Rev. gen. routes en aerodr., 1975. Vol. 49, № 509. — P. 63−69.
  177. Pacejka, H.' B. The wheel scheme phenomenon grohingen Text. / H. B. Pacejka, 1968.- 110 p.
  178. Reliability problems: general principles and applications in mechanics of solids and structures Text. / Edited by F. Casciati, J.B. Roberts. New-York: Springer, 1991.-271 p.
  179. Reliability problems: general principles and applications in mechanics of solids and structures Text. / Edited by F. Casciati, J.B. Roberts. New-York: Springer, 1991.-271 p.
  180. Rowman, J. New look at optimum road dentle topography Text. / J. Rowman, R. Hessier // Transportaion research record. 1983. — № 898.
  181. Rowman, J. New look at optimum road dentle topography Text. / J. Rowman, R. Hessier // Transportaion research record. 1983. — № 898.
  182. Rudnioki, A. Rsrtaltowanil poszezzen jezzdni na lukeen poziomyek Text. / A. Rudnioki // Drogownietwo. 1978. -№ 70. — S. 249−261.
  183. Sorgatz, U. Die Lastwechselreaktion von Personenkraftfahrzeugen bel Kurvenfahrt mit groperen Querbeschleunigungen Text. / U. Sorgatz, F. Ammesdorfer // VDI-Z. 1974. -№ 8,116. — P. 605−610.
  184. Stock, W. A. Capacity Evaluation of Two-Lane, Two-way Highways by Simulation of Modelling Text. / W. A. Stock, A. D. May // Transport Research Record. № 615. — P. 20−27.
  185. Tan, J. Planning a forest road network by spatial data handling-network routing system Text. /'J. Tan. Helsinki, 1992.
  186. Tan, J. Planning a forest road network by spatial data handling-network routing system Text. / J. Tan. Helsinki, 1992.
  187. Taragin, A. Driver Perfomance on Horisontal Curves Text. / A. Taragin // Public Roads. 1954. — № 2.
  188. Thom, D. A. Roads in the landscape Text. / D. A. Thom // N. Z. Eng. -1970.-№ 9, 25.-P. 232−240.
  189. Trapp, K.-H. Streckencharakteristik und Fahrverhalten auf zweisipurigen Landstra|3en Text. / K-H. Trapp, F-W. Oellers // Strassenbau und Strassenverkehrstechn.'- 1974. -№ 176. P. 48.
  190. Unguendoli, M. Alcune questioni riguardati le curve atraadali Text. /
  191. M. Unguendoli // Rin. Strada. 1975. — № 403,44. — P. 159−164.
  192. Unguendoli, M. Determinazione sperimentale del percorso in curva di alcuni veicoli Text. / M. Unguendoli // Riv. Strada. 1974. — № 395, 43. — P. 623−626.
  193. Wardrop, J. C. Experimental speed flow relation in a single lane Text. / J. C. Wardrop // Proceedings of 2nd Internat. Sympos. Theory Road Traffic Flow. 1965.-P. 104−119.
  194. Weihtag, U. Erhohte Verkehrssicherheit durch bremskurven Text. / U. Weihtag // Techn. Uberwachung. 1966. — № 12, 7. — P. 428−429.
  195. Zuberbuhler, C. Kurvengestaltung und Fahrverhalten Text. / C. Zuberbuhler // Strasse und Verkehr. 1970. — № 8, 56. — P. 447−448.
  196. Zuk, W. Instability analysis of a vehicle nogotiating a curve with down grade superelevation Text. / W. Zuk // Highway Res. Rec. 1972. — № 390. — P. 40−47.
  197. Zutzka, Z. Anondnung der Verbreiterung bei Strasen driene Udergang sbogen Text. /Z. Zutzka // Ostereichich Ingerereur / Z zitschrift. 1974. — Vol. 13−17.-№ 11. -S. 338−393.
Заполнить форму текущей работой