Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е — 80-е годы XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Завершая заключение, отметим, что настоящая работа лишь первый шаг к изучению истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в современную эпоху. Поэтому в данной работе не могли быть отображены все многообразные аспекты этой актуальной проблемы. Практическая значимость диссертации видится в содействии дальнейшему развитию отечественной исторической науки… Читать ещё >

Содержание

  • Введение,.,
  • Глава 1. Исполнительские традиции народных музыкантов
  • Таджикистана в новых формах публичной музыкальной деятельности (30-е — 80-е годы XX века), «„„„„„„„“ „„„,“““““““,"““»
  • Глава II. Основные этапы профессиональной подготовки и развития народных музыкантов Таджикистана,&bdquo-&bdquo-&bdquo-,&bdquo-&bdquo-&bdquo-&bdquo-&bdquo-,&bdquo-&bdquo-&bdquo

История профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е — 80-е годы XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Осмысление истории становления творческой судьбы народного музыканта в современную эпоху развития музыкальной культуры Таджикистана, выявление общих принципов и особенностей этапов ее формирования, дает возможность более глубокого понимания музыкальных традиций, истории их развития, функционирования и преемственности поколений музыкантов. Очень важно понять механизм передачи традиции от поколения к поколению с учетом того, что многое уже изменилось в формах социальной, общественной жизни, творческой презентации деятельности народного музыканта, который является основным носителем национального музыкального наследия.

Изучение богатых музыкальных традиций таджикского народа в современную эпоху дает возможность отечественной исторической науке делать крупные обобщения. Это связано с тем, что творческая деятельность народных музыкантов, как базовая часть функционирования музыкальных традиций, представляет собой важный компонент всей культуры таджиков. Выявление общих закономерностей и особенностей исторического становления и развития профессиональной деятельности народных музыкантов объективно отражает художественные процессы, их направленность и роль во всей духовной сфере таджикского народа в современную эпоху. Научная разработка исполнительских традиций позволяет сформировать основы объективного исследования о становлении и развитии национального музыкального искусства, являющегося органичной составной частью общей истории таджикского народа.

Изучение деятельности народных музыкантов Таджикистана включает в себя много различных аспектов и временных периодов, каждый из которых может стать самостоятельным предметом исследования, отражающим многообразие и сложность исторического развития национального искусства. Особо отметим, что профессиональная деятельность народных музыкантов, в отличие от средств музыкального языка (структура, форма, принципы развития и т. д.), в большей степени обусловлена общими социальными процессами, происходящими в обществе. В этом контексте, история профессиональной деятельности народных музыкантов предстает как особый социальный аспект видения эволюции музыкальных традиций.

Традиционное музыкальное искусство является одной из основ духовного богатства таджикского народа. Через песни, танцы, обряды отображается его самобытность, специфика его эстетического мировосприятия. Изучение вопросов сохранения и творческого использования традиционного музыкального наследия является необходимым условием для продолжения жизнедеятельности культуры. В этом контексте, отметим мысль академика Б. Асафьева о том, что необходимо «выявить бесспорную высокохудожественную ценность музыкально-народного мастерства, т. е. его глубоко художественную природу и качественность, а главное — начать систематическое изучение процессов создавания, созревания и перерастания процессов в новые народно-национальные формы и стилевые разновидности, процессы, всегда и постоянно присутствующие в народной музыке"1.

Многообразен по своим конкретным и практическим направлениям реализации путь становления профессиональной деятельности народных музыкантов, который предстает как необходимое условие функционирования национальной музыкальной традиции. Именно через работающие социальные механизмы преемственности художественного опыта, воспитания и развития народных музыкантов осуществляется сама жизнь этих традиций. Но каждая историческая эпоха неизбежно несет новые формы общения, формирует в соответствии со своими запросами.

1 Асафьев Б. О народной музыке. — М., 1987. — С. 24. особые типы коммуникации и творческой презентации деятельности народных музыкантов, актуальные для данного времени и общества.

Традиции и инновации — между этими полюсами, в поле их взаимодействия расположено фактически все многообразие художественных процессов каждой эпохи: ее ресурсы, форма и идейно-тематическое содержание, характер гуманистического отношения к личности. Особо отметим, что народное искусство есть «искусство памяти, памяти поколений». 1 Но, как известно, память не абсолютна, она избирательна. Культура всегда помнит и хранит лишь то, что нужно современности, и в том виде, в котором оно актуально. Культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. По существу, традиция — это актуализированная культура прошлого. Это путь мобилизации опыта прошлого в новых условиях настоящего. Чрезвычайно важно выявить и изучить механизмы передачи и трансформации художественного опыта народа с учетом новых и изменившихся социальных условий. В этом контексте, одной из острых проблем сегодняшнего этапа развития таджикского традиционного музыкального искусства является проблема сохранения и развития богатых исполнительских традиций в новых социальных условиях жизнедеятельности культуры. Важнейшим компонентом этого сложного процесса является профессиональная деятельность народного музыканта. Изучение этого аспекта истории национальной музыкальной культуры способно расширить и дополнить наше понимание формирования и протекания художественных процессов в Таджикистане в XX веке.

1 Земцовский И. Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора) //Современность и фольклор. — М., 1977. — С. 58.

Степень изученности проблемы.

Изучение становления и развития традиционного музыкального искусства является приоритетным направлением исторической науки в Таджикистане. Многие аспекты получили научное осмысление. Это, прежде всего, вопросы древней и средневековой истории таджикской музыки, творческой деятельности отдельных знаменитых музыкантов. В этом контексте отметим работы А. Раджабова, посвященные вопросам осмысления истории музыки, формирования научных взглядов и эстетических приоритетов, деятельности старинных культурных центров таджиков, творчеству выдающихся музыкантов и ученых эпохи Сасанидов и Саманидов, развитию таджикской музыкальной мысли и культуры XII—XV вв.еков.1.

Важным вкладом в освещение древнейшей, древней и средневековой истории таджикской музыкальной культуры явились работы Н. Хакимова, в которых подробно рассматриваются особенности формирования профессиональных музыкальных традиций таджикского народа, его философско-эстетические представления о роли музыки, музыкантов в жизнедеятельности общества. Особое значение имеет разработка Н. Хакимовым вопросов генезиса инструментальной кульутуры иранских народов.2.

Значительно в меньшей степени научное освещение получили вопросы истории музыки XVII—XX вв.еков. В этом аспекте отметим работу Н. Нурджанова, которая рассматривает музыкальную и театральную жизнь столицы государства Саманидов — Бухары XIX—XX вв.еков.3.

1 Раджабов А. Афкори мусикии точик дар асри XII-XV. — Душанбе, 1989; Он же. Маданияти мусикии точик дар асрхои XIII-XIV — Душанбе, 1987; Он же. Традиции классической музыкальной культуры эпохи Сасанидов. — Душанбе, 2005; Он же. Музыка в культуре Саманидов //Мусики дар тамаддуни Сомониён. — Душанбе, 2ООО.

2 Хакимов Н. Таджикская музыкальная культура (древнейшая, древняя и средневековая история). — Кн. 1. — Худжанд, 2003; Кн. 2 — Худжанд, 2004.

3 Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов (XIX-XX вв.). — Душанбе, 2001.

Есть работы, в которых предметом изучения является не динамика исторических процессов развития музыкальной культуры таджиков, а определенный феномен, имеющий региональные и стилевые особенности. Например, изучению музыкального искусства Памира, посвящены работы Кароматова Ф. и Нурджанова Н., основным материалом которых послужили фольклорные записи, сделанные во время музыкально-этнографических экспедиций 1959;х — 1971;х годов. В этих работах основное внимание уделено выяснению особенностей музыкального искусства Памира, в частности, структуры жанров, разнообразия видов и форм исполнительских традиций и музыкального языка. В этом же направлении находится работа О. Данскер, посвященная исследованию музыкальной культуры таджиков Каратегина и Дарваза. 1.

Особое положение в отечественном музыкознании занимают работы, исследующие различные аспекты истории и теории классического музыкального наследия. В этом аспекте отметим работы А. Низамова, в которых впервые комплексно рассматриваются вопросы генезиса Шашмакома и влияния эстетики суфизма на становление и развитие классических музыкальных традиций таджикского народа. 2 Отметим также работу Ф. Азизовой, предметом исследования которой являются взаимосвязи и взаимодействия музыкальных традиций Таджикистана и Индии, на примере Шашмакома и раги 3.

В отечественной исторической науке есть работы, посвященные изучению общих вопросов таджикской традиционной музыки. Среди них можно отметить работы Н. Миронова, В. Беляева, А. Низамова4, а также есть.

1 Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1 — М., 1978; Кн. 2. — М., 1986; Данскер О. Музыкальная культура таджиков Каратегина и Дарваза //Искусство таджикского народа. — Вып.3.-Душанбе, 1965.

2 Низамов А. Таърих ва назарияи Шашмаком. — Душанбе, 2003; Он же. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. — Душанбе, 2000;

3 Азизова Ф. Шашмаком и рага. — Душанбе, 1999.

4 Миронов Н. Музыка таджиков. — Сталинабад, 1931; Он же. Песни Ферганы, Бухары и Хивы. — Ташкент, 1931; В.Беляев. Музыкальная культура Таджикистана //Очерки по труды, имеющий справочно-энциклопедический характер, в которых дается самое общее представление об истории таджикской музыке, ее жанрах, формах, народных инструментах, музыкантах-исполнителях. 1.

В отечественной исторической науке есть работы, посвященные изучению творчества отдельных народных музыкантов Таджикистана современной эпохи. Это монографические труды и статьи о творчестве таких выдающихся музыкантов как Ходжи Абдулазиз, Содирхон Хофиз, Шариф Джураев, Фазлиддин Шахобов, Шохназар Сохибов, Джурабек Муродов, Одина Хошимов, Абдулло Назриев, Зафар Нозимов и др.

Во всех вышеназванных работах затрагиваются вопросы осмысления творческой деятельности отдельных народных музыкантов, определяется их роль в истории таджикской музыки. Но нигде не рассматривается специально, системно и целостно как самостоятельный предмет исследования профессиональная деятельность народных музыкантов Таджикистана в современную эпоху. В этом контексте есть основания констатировать, что на сегодняшний день нет ни одной научной работы, где осуществлялся анализ и обобщение истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана на современном этапе, которая рассматривалась бы как самостоятельный социокультурный феномен, обладающий своими внутренними закономерностями и особенностями развития. истории музыки народов СССР. — Вып.1. — М., 1962. Низамов А. Таджикская традиционная музыка //Таджикская музыка. — Душанбе, 2003.

1 Таджикская народная музыка //Таджикская ССР. — Душанбе, 1974; Таджикская музыка //БСЭ. -Том 25. — М., 1976; Таджикская музыка //Музыкальная энциклопедия. -Т.5.-М., 1981.

2 Алимбаева К., Ахмедов М. Народные музыканты Узбекистана. — Ташкент, 1959; Неъматов Н., Нурчонов Н. Хофизи шухратманд //Шарки Сурх. — 1958. — № 6- Данскер О. Народный певец Шариф Джураев //Искусство таджикского народа. — Вып. 2. -Душанбе, 1960; Ахмедов М. Хочи Абдулазиз. — Ташкент, 1973; Джалилзода И. Одина Хошим. — Душанбе, 1985; Одина фалак мезад — Душанбе, 1994; Шарифова М. Чурабек Муродов. — Худжанд, 2002; Азизова Ф. Фазлиддин Шахобов и современные проблемы макомоведения //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития — Душанбе, 1999; Таъзими аср — Душанбе, 2004; Зубков Н. Музыка таджиков. -Сталинабад, 1946.

Основной целью диссертации является исследование истории становления и развития профессиональной музыкальной деятельности народных музыкантов Таджикистана периода 30-х — 80-х годов XX века.

Задачи исследования:

Комплексность и системность проводимого исследования истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана периода 30-х — 80-х годов XX века обусловили решение следующих основных задач диссертации:

— выявление особенностей функционирования новых публичных форм концертной деятельности и общественной актуализации творчества народных музыкантов Таджикистана на современном этапе, в качестве которых выступают смотры, слеты, олимпиады, декады, конкурсы и фестивали. В этом контексте необходимо раскрыть роль Республиканского Дома народного творчества, Таджикской государственной филармонии как новых социальных институтов функционирования народного творчества таджиков в XX веке;

— определение содержания и динамики основных этапов творческого развития народного музыканта, формирование его профессиональной деятельности, реализующейся в новых публичных формах презентации таджикской традиционной музыки 30-х — 80-х годов XX века. Важно раскрытие базовых этапов жизни и творчества народного музыканта, как особого социокультурного феномена, соответствующего трем общеизвестным возрастным категориям жизни человека: детству, юности и зрелости.

Научная новизна исследования.

Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы, касающейся истории профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е — 80-е годы XX века. В диссертации, в соответствии с заявленными целью и задачами исследования, на основе многочисленных архивных данных, большого количества опубликованных трудов, материалов периодической печати, биографических сведений о народных музыкантах Таджикистана и проведенного самостоятельно автором бесед и анкетирования известных народных музыкантов, впервые в отечественной исторической науке осуществлен комплексный анализ проблемы, выбранной в качестве темы исследования.

Приоритетным направлением исследования является изучение и обобщение информации о творческих судьбах видных представителей таджикского традиционного музыкального искусства, родившихся в конце 20-х гг. — 60-е годы XX века. Их творческая деятельность составила основное содержание истории развития таджикской традиционной музыки периода 30-х -80-х годов XX века. Впервые исследуются формы и методы подготовки высококвалифицированных кадров народного музыкального искусства в Таджикистанеособенности творчества самодеятельных и профессиональных музыкальных коллективовзарождение, деятельность и роль Таджикской государственной филармонии, Республиканского Дома народного творчества, деятельность музыкальных коллективов республиканского радио и телевидения. В работе дается критика некоторых идеологических постулатов, бытовавших в науке и практике советского времени, когда под развитием традиционной музыки упрощенно понимался переход к новым европейским профессиональным формам музыкального искусства, а не дальнейшее и самостоятельное развитие древних и богатых музыкальных традиций таджиков.

В работе впервые рассматриваются как одно специфическое социокультурное явление функционирование новых публичных форм музыкальной деятельности, которые отражали становление и развитие новых демократических процессов в таджикской культуре и искусстве XX века. К новым открытым публичным формам и институциализированным структурам, которые во многом обусловили инновационный характер деятельности музыкальных традиций таджиков на современном этапе относятся кружки художественной самодеятельности, смотры, слеты, олимпиады, декады, конкурсы и фестивали. В диссертации впервые предпринята попытка обобщения сложного процесса преемственности музыкальных традиций, на примере истории становления и развития творческого пути народного музыканта.

Хронологические рамки исследования определены периодом 30-е -80-е годы XX века. Это обусловлено тем, что в избранном временном периоде с начала 30-х годов происходит: 1) изменение традиционных и утверждение новых публичных форм концертной презентации жанров, художественного и идейного содержания музыкальных произведений- 2) создание общественного статуса традиционной музыки как общезначимого национального явления- 3) формирование профессии народного музыканта в новых условиях как важного и востребованного обществом вида деятельности. Все эти инновации достигли своего наивысшего развития и стали органичной формой народного творчества таджиков в 80-е годы XX века.

Методологической основой диссертации является принцип историзма и комплексного, системного подхода к изучаемой проблеме. С учетом положений этих базовых методологических положений автор опирается на основные достижения отечественной исторической науки, в частности, историю культуры и искусства, разработки таджикских и зарубежных исследователей о музыке народов Востока, включая и таджикскую традиционную музыку.

Важным компонентом методологии исследования является использование подхода, получившего уже апробацию в трудах некоторых таджикских ученых-историков. Это метод устной истории, который в данной работе связан с различными биографическими сведениями, которые представляли автору во время его беседы народные музыканты. Как отмечает Халимова Н. «объектом исследования историка, занимающегося устной историей, является исторический материал, передаваемый в устной форме. Метод исторического исследования интервью с помощью диктофона и перенос его на бумагу. Результат этого метода — созданный исторический источник устного происхождения». Автор также отмечает, что как особый метод исторической науки, устная история позволяет сохранить прошлое для будущего, имеет возможность не только дополнять, но и исправлять официальные источники, «восстанавливает утраченные традиции и связь между поколениями. И самое главное — создает уникальную базу исторических источников для будущего поколения историков» Метод устной истории в исследовании музыкальных явлений, впервые применила в отечественной исторической науке Б. Кабилова2.

Источниковедческая база исследования включает в себя материалы и труды таджикских и зарубежных исследователей, которые имеют непосредственное отношение к предмету настоящего исследования. На основе их анализа и обобщения осуществляется разработка главных положений диссертации. Все используемые материалы и труды группируются по следующим направлениям.

1. Материалы, собранные автором исследования, посредством проведения личных встреч и бесед, с использованием анкетного опроса видных народных музыкантов Таджикистана, родившихся в период с 30-х по 60-е годы XX века. Данные материалы явились основным источником изучения истории профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е — 80-е годы XX века. Это народные артисты, народные гафизы и заслуженные артиста Таджикистана: Абдулло Назриев (род. 1930), Хаким Махмудов (1932;1996), Мусаввар Минаков (род. 1933), Одина Хошимов (1938;1995), Зафар Нозимов (род. 1940), Джурабек Муродов (род. 1942), Нукра Рахматова (род. 1944), Алмосхон Абдуллоев.

1 Халимова Н. Устная история //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. — Душанбе, 2003. — С. 51.

2 Кабилова Б. Женские песни как устные истории //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. — Душанбе, 2002; Она же. Женские песни — женские истории //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. -Душанбе, 2003; род. 1947), Файзали Хасанов (род. 1948), Дона Бахром (род. 1949), Давлатманд Холов (род. 1950), Муродбек Насреддинов (род. 1951), Нигина Рауфова (род. 1945), Мастона Эргашева (род. 1952), Саидкул Билолов (род. 1953), Абдували Абдурашидов (род. 1959), Афзалшо Шодиев (род. 1960).

2. Труды по истории культурного строительства в Таджикистане, имеющий общий характер1.

3. Опубликованные книги, сборники, статьи о деятельности отдельных таджикских народных музыкантов по истории таджикской музыки 2.

4. Материалы Центрального государственного архива Республики Таджикистан, касающиеся деятельности Таджикской государственной филармонии, Республиканского Дома народного творчества, проведения смотров, слетов, олимпиад, конкурсов-фестивалей. 3.

Практическая значимость исследования видится в следующем:

1. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему развитию отечественной исторической науки, в частности, истории искусства и культуры;

2. Опыт первого комплексного рассмотрения истории становления и развития профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана 30-х — 80-х годов XX века может быть продолжен и.

1 Обидов И. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917;1967 гг.) Душанбе, 1968. — С. 28−45- Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924;1941 гг. — Т.1. — Душанбе, 1966; История культурного строительства в Таджикистане (1917;1977 гг.). — Т.1. — Душанбе, 1979; Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917;1941). — Часть 1. — Душанбе, 1970.

2 Неъматов Н., Нурчонов Н. Хофизи шухратманд //Шарки Сурх. — 1958. — № 6- Данскер О. Народный певец Шариф Джураев //Искусство таджикского народа. — Вып. 2.

Душанбе, 1960; Ахмедов М. Хочи Абдулазиз. — Ташкент, 1973; Джалилзода И. Одина.

Хошим. — Душанбе, 1985; Одина фалак мезад — Душанбе, 1994; Шарифова М. Чурабек Муродов. — Худжанд, 2002; Азизова Ф. Фазлиддин Шахобов и современные проблемы макомоведения //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. -Душанбе, 1999; Таъзими аср — Душанбе, 2004.

5 ЦГА РТ, ф. № Р-1484, on. 1,1937;1963 гг.- ЦГА РТ, ф. № 1484, on. 1, ед.хр. 45. распространен на другие виды и жанры искусства, направления исторической науки;

3. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследованииогут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории таджикского музыкального искусства, истории таджикского народа, а также при составлении пособий для чтения лекций, проведения спецкурсов на исторических и искусствоведческих отделениях ВУЗов.

Апробация работы.

Диссертация была выполнена в отделе истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.

Структура исследования.

Решение поставленных в работе задач определило структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В заключении подводятся итоги исследования, еще раз акцентируются его выводы, делаются предположения по их дальнейшему развитию и практическому применению.

Завершая заключение, отметим, что настоящая работа лишь первый шаг к изучению истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в современную эпоху. Поэтому в данной работе не могли быть отображены все многообразные аспекты этой актуальной проблемы. Практическая значимость диссертации видится в содействии дальнейшему развитию отечественной исторической науки, в частности, истории искусства и культуры. Приобретенный опыт первого комплексного рассмотрения истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана 30−90-х годов может быть продолжен, углублен и распространен на другие виды и жанры искусства, направления исторической науки. Материалы, научные положения, выводы, сформулированные в диссертационном исследовании могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории таджикского искусства, истории таджикского народа, а также при составлении пособий для чтения лекций, проведения спецкурсов на исторических и искусствоведческих отделениях вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Абдували Абдурашидов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись. — Душанбе, 2005-
  2. А. Абдулло Назриев. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005-
  3. А. Алмос Абдуллаев. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005-
  4. А. Афзалшо Шодиев. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005-.
  5. А. Боймухаммад Ниёзов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись- Душанбе, 2005-
  6. А. Гульчехра Содикова. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005.
  7. А. Давлатманд Холов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005-
  8. А. Джурабек Муродов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись Душанбе, 2005.
  9. А. Лола Азизова. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись Душанбе, 2005-
  10. А. Дона Бахром. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись Душанбе, 2005
  11. А. Зафар Нозимов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись Душанбе, 2005-
  12. А. Мастона Эргашева. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005-
  13. А. Минаков Мусаввар. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись Душанбе, 2005
  14. А. Муродбек Насриддинов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись-Душанбе, 2005
  15. А. Нигина Рауфова. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись. Душанбе, 2005
  16. А. Нукра Рахматова. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись- Душанбе, 2005-
  17. А. Рахматулло Хошимов об отце Одине Хошимове. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись — Душанбе, 2005
  18. А. Саидкул Билолов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись- Душанбе, 2005-
  19. А. Файзали Хасанов. Материалы беседы и анкетирования. Рукопись, — 2005/
  20. ЦТ, А РТ, ф. 385, on. 1., ед.95.
  21. ЦТ, А РТ, ф. № Р-1484, on. 1, 1937−1963 гг
  22. ЦТ, А РТ, ф. № 1484, on. 1, ед.хр. 45.
  23. Таджикская народная музыка //Таджикская ССР. Душанбе, 1974-
  24. Таджикская музыка //БСЭ, том 25. Москва, 1976-
  25. Таджикская музыка //Музыкальная энциклопедия. Т.5. — Москва, 1981.
  26. А. Макоми Хичоз. Душанбе, 1996.
  27. Р. Танбури у хднуз чур аст", Адабиёти ва санъат.- 1988. -2 сентября.
  28. А. Омузиши авзони шеър ва мусики. Душанбе, 2001.
  29. А. Танбур и его функции в изучении ладовой системы Шашмакома. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Ташкент, 1991-
  30. А. Шашмаком дар асри 21: мусикии классики дар замони муосир //Адабиёт ва санъат. 2005. — 12 мая.
  31. А. Инкишофи фаъолияти дастахои хаваскорони санъат дар Точикистон. Душанбе, 1981
  32. . Хофизи халк. Душанбе, Ирфон, 2000
  33. Ф. Фазлиддин Шахобов и современные проблемы макомоведения //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999.
  34. Ф. Шашмаком и рага. Душанбе, 1999.
  35. С. Ёддоштхо. Душанбе, 1964.
  36. С. Назаре ба гузаштаи санъати точик // Куллиёт. Ч. 11. К.2. -Душанбе, 1968-
  37. Дж. Суруди Зафар.// Маданияти Точикистон. 1982,3 сентября.
  38. К., Ахмедов М. Народные музыканты Узбекистана. -Ташкент, 1959-
  39. С. Дил менавозад //Маориф ва маданият. 1972. — 29 февраля.
  40. Р. Камолоти санъати халк. // Точикистони совета. 1983. -февраля 1983-
  41. Р. Устоди Шашмаком // Страницы жизни и творчества. Душанбе, 1990
  42. Р. Чанд сухан дар чамбасти «Бустон»// Маориф ва маданият. 1975. 1 июля.
  43. . О народной музыке. М., 1987.
  44. А. Булбули Шарк // Хакикати Узбекистон. 1971- 15 мая.
  45. А. Мавчи сурур // Садои Шарк 1972. — № 4
  46. М. Ходжи Абдулазизов. Ташкент, 1969.
  47. М. Хочи Абдулазиз. Ташкент, 1973
  48. С. Равшангари дилхо // Точикистони Совета. 1988−7 ноября
  49. Баёзхои Умар Хофиз. Худжанд, 2003
  50. Баъд аз сари ганчур. Худжанд, 2003.
  51. В. Очерки по истории музыки народов СССР. Вып. 1. — М., 1962.
  52. С. Дарёи суруд. Душанбе, 2001.
  53. Бобо Ходжи. Парвози суруд //Сурудхои Боймухаммад Ниёзов. -Душанбе, 1988.
  54. БокиевМ. Таронасарои хатлонзамин//Газетаи муаллимон. 19 827 сентября 1982.
  55. В. «Музыка Востока. От унисона к полифонии». М., 1968
  56. Т. Развитие музыкальной культуры Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970
  57. Давлат Назри. Ёде аз Одина Хошим // Адабиёт ва санъат. 2004. -7 мая.
  58. А. Традиции и новаторство в различных музыкальных культурах //Музыкальные культуры народов. Традиции и современность: VII Международный музыкальный конгресс. М., 1970.
  59. О. Музыкальная культура Советского Таджикистана //Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946−1956). Вып.2. -Душанбе, 1975.
  60. О. Музыкальная культура таджиков Каратегина и Дарваза //Искусство таджикского народа. Вып.З. — Душанбе, 1965.
  61. O.JI. Народный певец Шариф Джураев. //Искусство таджикского народа. Труды Института истории АН Тадж.ССР. -Том XXIX. Вып.2. — Сталинабад, 1960.
  62. Дунган. Театри давалтии Хучанд //Точикистони Сурх. 1934. — 16 октября
  63. Дар бораи фикрхои нодурусти баъзе бастакорони мо // Точикистони Соваети. 1957. — 23 декабря.
  64. И. Одина Хошим. Душанбе, 1985
  65. Джамал Абдулхаев. Ба суи куллахо //Маориф ва маданият. 1970. -4 апреля.
  66. И. Песни гафиза //Коммунист Таджикистана. 1967. -4 мая.
  67. Таджикская музыка. Душанбе, 2003
  68. Донишкадаи Давлатии санъати Точикистон ба номи Мирзо Турсунзода 30-сол. Душанбе, 2001.
  69. А. Шаб мегузарад дигар наёби мора //Адабиёт ва санъат. -2003. 13 июня.
  70. И. Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора) //Современность и фольклор. Москва, 1977.
  71. А. Сахми ичрокунандагони мардуми дар инкишофи маданияти мусикии точик // Известия АН РТ. ОБН, № 1, Душанбе, 2003
  72. А. Баъзе муамохои омузиши мероси мусикии мардуми ва устодонаи точик // Изв. АН Респ. Таджикистан. Отделение общественных наук, 2004.-№ 3.-С. 115−119.
  73. Ином Мусо. Эй чони ман асират //Маориф ва маданият. 1964. -25 август.
  74. История культурного строительства в Таджикистане (1917−1977 гг.).-Том 1.-Душанбе, 1979.
  75. История таджикского народа. Т.5. Душанбе, 2004.
  76. Ихлос ва сипос. Душанбе, 2002.
  77. . Женские песни женские истории //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. — Душанбе, 2003
  78. . Женские песни как устные истории //Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. Душанбе, 2002
  79. Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Книга 1. -Москва, 1978
  80. Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Книга 2.-Москва, 1986
  81. JI. Таджикская Государственная Ордена трудового Красного знамени филармония. Сталинабад, 1957.57. Кобуснома. Душанбе, 1979.
  82. С. Саловоте ба Одина. Душанбе, 1997.
  83. О., Рабиев А. Рузгори сохибдилон- Душанбе, 1985.
  84. Лоик Шерали. Хамрозу дамсози халк //Сурудхои Чурабек Муродов. -Душанбе, 1982
  85. С. Воспоминание о Содирхоне Хофизе // Ленинабадская правда. 1964.- 22 ноября.
  86. Г. Тендерный аспект истории развития культуры Таджикистана второй половины 20 века // Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 2001.
  87. Г. История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е 60-е годы XX века: тендерный аспект. Автореф. дис. канд. ист. наук. — Душанбе, 2004.
  88. . Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. Душанбе, 1999.
  89. Мачиди Салим. Бо ватан сахт чу вобаставу пайваста манам // Адабиёт ва санъат. 2003. — 6 ноября.
  90. Мелодии Памира // Составители А. Ленский, Н.Зубков. Ташкент-Сталинабад, 1941.
  91. Мехрафзун. Бурди ман аз мехнати халол буд //Чархи гардун. 2005. 8 июля.
  92. Н. Музыка таджиков. Сталинабад, 1932.
  93. И. Песня остается с человеком //Коммунист Таджикистана. — 1974. 1 ноября.
  94. М. Навои Нукра //Занони Точикистон. 1978. — № 3.
  95. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919−1945). Вып.1. — Душанбе, 1974-
  96. Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1946−1956). Вып.2. Душанбе, 1975.
  97. Музыкальная эстетика стран Востока Москва, 1964
  98. Нагмаи ниёгон. Душанбе, 1989
  99. М. Санъати халки точик. Сталинабад, 1961
  100. Народное искусство (Итоги смотра художественное самодеятельности 1955 года). Сталинабад, 1956
  101. Ш. Бе созу наво наметавонам //Чархи гардун. 2003. -15 августа.
  102. Н., Нурчонов Н. Хофизаи шухратманд //Шарки Сурх. 1958. -№ 6.
  103. Т., Бо Ватан ман зиндаам //Паёми Душанбе. 1990. -28 марта 1990.
  104. А. Наш хафиз //Музыкальная жизнь. 1982.- № 8.
  105. А. Таджикская традиционная музыка //Таджикская музыка. -Душанбе, 2003.
  106. А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. Душанбе, 2000.
  107. А. Таърих ва назарияи Шашмаком. Душанбе, 2003.
  108. А. Шухрати Шашмаком дар чахони муосир // Адабиёт ва санъат. 2004. — 25 июня.
  109. Нозимов 3. С днем рождения ансамбль //Коммунист Таджикистана, -1987.- 19 февраля.
  110. Н. Музыкальная и театральная жизнь столицы государства Саманидов (XIX-XX вв.). -Душанбе, 2002.
  111. Н. Традиционный театр таджиков. Том 1 и 2. — Душанбе, 2002
  112. Н. История таджикского советского театра (1917−1941 гг.). -Душанбе, 1967
  113. Н. История таджикского советского театра (1941−1957 гг.). Душанбе, 1990.
  114. Н. Таджикский театр. Очерк истории. Москва, 1968.
  115. Н. Традиции созанда в музыкально-танцевальной культуре таджиков на рубеже XIX—XX вв.. // Музыка народов Азии и Африки. -Вып.З.- Москва, 1980.
  116. Обзор театрально-музыкального искусства Таджикистана в 1946—1957 гг. //Искусство таджикского народ?. Сталинабад, 1961.
  117. И. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917−1967 гг.). Душанбе, 1968.
  118. Одина Фалак мезад // Сборник статей. Душанбе, 199 495. Олимаком. Ташкент, 1993-
  119. А. Чашни тиллои. Душанбе, 2004.
  120. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика. -Москва, 2003.
  121. А. Аз сур то ситои Ш.Джураев. Душанбе, 2001.
  122. А. Афкори мусикии точик дар асри XI 1-ХV. Душанбе, 1989.
  123. А. Маданияти мусикии точик дар асрхои XIII-XIV. -Душанбе, 1987.
  124. А. Деятели таджикского музыкального искусства: история современность //Таджикская музыка. Душанбе, 2003
  125. А. Макоми баланди устод // Точикистони Совета. 1979. -24 июня.
  126. А. Музыка в культуре Саманидов //Мусики дар тамадуни Сомониён. Душанбе, 2000.
  127. А. Традиции классической музыкальной культуры эпохи Сасанидов. Душанбе, 2005.
  128. А. Ходжент и музыкальная культура таджиков //Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986.
  129. А., Ульмасов Ф., Хакимов Н. Музыкальное искусство таджиков //Таджикское искусство. Душанбе, 2002
  130. А. Орифон харгиз намиранд // Садои мардум. 1998. -10 января
  131. И. Ошики макомхо //Адабиёт ва санъат. 1988. — 6 октября.
  132. Рахматзод А, Назрулло Г. Шайдои созу ровии пири Хучандиям //Адабиёт ва санъат. 1990. — 5 апреля.
  133. А. Зинахои камолот //Маориф ва маданият. 1970. -12 ноября.
  134. Рачабов 3. Содирхони Хофиз //Точикистони Сурх. 1940. — 2 июня
  135. Т. Проблема тендера в контексте современной культуры. // Современные проблемы тендерных исследований в Таджикистане. -Душанбе, 2002.
  136. Саидумар Султон. Суруди Мастона // Маориф ва маданият. 1980. -12 августа.
  137. А., Низамов Н. Песнь времен //Советская культура. -1978.-18 декабря.
  138. Ихлос ва сипос. Душанбе, 2002.
  139. И. Марди фурутан // Адабиёт ва санъат. 1990. — 2 августа.
  140. СулаймонА. Зинда бош эй чашмаи илхоми ман//Адабиёт ва санъат. 1989.- 18 мая.
  141. Н. Аз сухани ишк надидам хуштар //Адабиёт ва санъат. -1992.- 19 марта.
  142. Таджикова 3. Музыкальная культура Советского Таджикистана. // Музыкальная жизнь Советского Таджикистана (1919−1945).-Вып. 1. -Душанбе, 1974.
  143. Таджикская Государственная филармония. Москва, 1941.
  144. Таъзими аср. Душанбе, 2004.
  145. Убайдуллохи Ширин. Дар пири писардор шудаи // Оила. 2001. -7 декабря. ^
  146. Ф. О генезисе восточной монодии. Худжанд, 1994.
  147. Ф. О сольном феномене восточной монодии" //Очерки истории и теории культуры таджикского народа. Душанбе, 2001.
  148. Ф. Таджикская музыка в XX веке (рукопись) Душанбе, 2005.
  149. Ф. Шоиста Муллоджанова. Очерк жизни и творчества. -Душанбе, 2005 (рукопись).
  150. В. Шесть музыкальных поэм «Шашмаком». Москва, 1924.
  151. Фалак и художественные традиции народов Центральной Азии. Материалы международного симпозиума. Душанбе, 2004.
  152. Фалак. Иллюстрированный альбом // Составители А. Раджабов, Ф. Ульмасов, Н.Хакимов. Душанбе, 2004.
  153. Н. Омузишгохи санъати ба номи Содирхон Хофизи Хучандшахр. Хучанд, 1999.
  154. Н. Таджикская музыкальная культура (древнейшая, древняя и средневековая история). Книга 1. Худжанд, 2003.
  155. Н. Таджикская музыкальная культура (древнейшая, древняя и средневековая история). Книга 2. Худжанд, 2004
  156. Н. Устная история //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. Душанбе, 2003.
  157. X. Сурудхои дилошуб //Маориф ва маданият. -1979. -1 декабря.
  158. С. Парастухои сахна. Куляб, 1982.
  159. Хонаи умеди мо: Мактаб-интернати миёнаи махсуси мусикии чумхурияви ба номи Малика Собирова 40 сол. — Душанбе, 2002.
  160. Хроника художественной, театральной и музыкальной жизни Таджикистана за 1956−1957 г. //Искусство таджикского народа. -Сталинабад, 1960.
  161. С. Функциональные особенности дутара в музыкальной системе таджиков и узбеков. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Ташкент, 1994.
  162. М. Шариф Джураев. -Москва, 1962.
  163. М. Чурабек Муродов. Худжанд, 2002.
  164. Шахиди 3. Аз дутор то оркестри симфони //Мусики дар хаёти ман. -Душанбе, 1986.
  165. Шахиди 3. Ба тараккиети маданияти мусики ва пропагандаи он ахамият дихем // Точикистони Совети. 1957. — 22 ноября.
  166. Шоди Ханиф. Capo Чурабек, capo //Маориф ва маданият. 1964. -сентябрь.
  167. М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917−1941).-Часть 1.-Душанбе, 1970.
  168. М. Культурная жизнь Таджикистана в период развитого социализма. Душанбе, 1980.
  169. М., Холикназаров А. Народный ансамбль «Навруз». -Душанбе, 1987.
  170. С. Накши коллечи санъат дар тарбияи хунармандони касби //Коллечи санъати ба номи Ахмад Бобокулов. Душанбе, 2005.
  171. М. Музыкальное образование в Таджикистане (методология и история). Часть 2. Душанбе, 1992.
  172. Н. Госфилармония накануне декады //Коммунист Таджикистана. 1941. — 8 апреля.
Заполнить форму текущей работой