Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственная политика в области культуры в 1917-1941 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди документов ЦГА PCO — Алания особого внимания заслуживает фонд отдела народного образования (ФР-52), в котором содержатся приказы и распоряжения отдела народного образования. В фондах «Историкофилологического общества» (ФР-97) представлены материалы научно-исследовательской деятельности этого общества, большой объём документов по этнографии, истории, фольклору. Культурная жизнь республики… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Приоритетные направления образовательной политики Северной Осетии в 1917—1941 гг.
    • 1. 1. Становление советской системы образования. Ликвидация неграмотности среди взрослого населения
    • 1. 2. Исторический опыт формирования высших учебных заведений и научных учреждений. Организация научно-исследовательской работы
    • 1. 3. Развитие физической культуры и спорта
  • Глава II. Государственная политика в развитии культурно-просветительных учреждений
    • 2. 1. Роль библиотек и клубных учреждений в проведении культурно-просветительной работы среди населения Северной Осетии
    • 2. 2. Становление и развитие музейного дела
    • 2. 3. Развитие периодической печати и издательской деятельности
    • 2. 4. Становление и развитие радио. Кинофикация республики
  • Глава III. Формирование художественной культуры в Северной Осетии в период социалистических преобразований
    • 3. 1. Основные направления литературы и изобразительного искусства
    • 3. 2. Становление и развитие профессионального сценического искусства Северной Осетии в 1920—1930-е годы

Государственная политика в области культуры в 1917-1941 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обращение к историческому опыту развития культуры в исследуемый период представляется весьма значимым в контексте противоречивых событий, происходящих в Российской Федерации с 1991 г. Именно в 1917;1941 гг. был накоплен уникальный опыт преобразований в сфере культуры и достигнуты выдающиеся успехи в её развитии.

Сегодня, когда российское общество подвержено переменам и в сфере культуры, важно переосмыслить многообразный и неоднозначный опыт советского государства и воссоздать объективную картину прошлого. Обращение к опыту культурных преобразований в означенный период может подсказать нам много полезного для решения современных проблем в сфере культуры, образования и науки.

Научный анализ данной проблемы даёт возможность полнее осмыслить и раскрыть глубинные процессы преобразования культурной жизни на современном этапе, проследить, какие общие закономерности строительства социализма проявляются в конкретных условиях многонациональной Российской Федерации, частью которой является Северная Осетия.

Советская культура, элементы и носители которой были включены в современную реальность, просуществовала в нашей стране на протяжении практически всего двадцатого столетия. Можно по-разному оценивать этот период, но, несомненно, важно понять, что они собой представляли: уникальны они или имели свои исторические и пространственные аналоги, проследить их генезис и процесс формирования тех или иных особенностей.

Изучение и обобщение богатейшего опыта решения задач приобщения населения республики к культуре и знаниям позволит конкретно представить этот процесс, как решающий фактор расширения социальной базы культурного строительства, государственных и общественных преобразований, раскрыть их сущность в социальном, нравственном и психологическом отношении. Анализ всех этих проблем в период культурных преобразований в Северной Осетии позволит сделать выводы и рекомендации, имеющие актуальное значение и Для наших дней.

Актуальность изучения истории становления и развития образовательных, культурно-просветительных учреждений, художественного искусства и литературы Северной Осетии обусловлена тем, что они, в силу исторически сложившихся особенностей хозяйственного уклада и образа жизни, выступают как значительная среда развития этнического хранителя и носителя национальной культуры. Автором предпринята попытка преодолеть классовый подход, который являлся традиционным в анализе культурно-исторических преобразований для отечественной историографии. Это позволило, с одной стороны, вскрыть негативные явления в духовной жизни общества в 30-х годах, с другой — пересмотреть накопленный положительный опыт культурного строительства в условиях формирования демократического общества.

Необходимость исследования темы в значительной степени мотивируется и недостаточной изученностью многих вопросов, которые являются частью культуры: развитие физической культуры и спорта, становление и развитие библиотек, музейного дела, радио, кинофикации. Изучение этих вопросов является актуальной и требует всестороннего исследования.

Смена приоритетов в культурной политике российского государства, вопросы сохранения, изучения и эффективного использования уникального и многообразного историко-культурного наследия стоят сегодня очень остро и обсуждаются на государственном уровне. В статье В. В. Путина, посвященной национальному вопросу России, по этому поводу отмечается: «Гармоничное развитие советской поликультурной общности «это тот культурный код, который подвергся в последние 20 лет серьёзным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь, -далее пишет он. А это диктует необходимость изучения советского опыта.

Тогда были выработаны общая культура и общие ценности, направленные на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию. Здесь есть чему 1 поучиться".

Объектом исследования является развитие культуры в Северной Осетии в 1920;1930;е годы.

Предметом исследования выступает культурная политика, как результат взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций и культуры, рассмотренная сквозь призму развития основных составных частей системы культуры Северной Осетии: образования и науки, культурно-просветительных учреждений (музеи, библиотеки, клубные учреждения, радио, кинофикация), литературы и искусства.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по июнь 1941 гг. Нижняя хронологическая граница обусловлена началом нового периода в истории России в целом и культурного строительства в частности. Этим переломным моментом стал Октябрь 1917 года, определивший развитие страны на длительную перспективу.

Данная хронология позволяет увидеть связь культурного строительства с важными политическими и экономическими процессами в Северной Осетии, начиная с гражданской войны и НЭПа и заканчивая предвоенными годами. Несмотря на внутренние особенности развития области, а затем и республики, эти процессы в значительной степени определяли особенности и приоритеты культурной политики в советском обществе.

Изучение опыта деятельности партийных, государственных и общественных органов по решению задач культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской и массово-политической работы этого периода представляется целесообразным и интересным. В рассматриваемый период обозначились тенденции, которые принципиально меняли мировоззренческие и идеологические установки на развитие советской культуры.

В 20−30-е годы XX века происходит изменение акцентов по всем основным направлениям жизнедеятельности общества, в том числе и в области культуры. Автор исходит из того, что в этих хронологических рамках можно наиболее ярко и убедительно показать, как, благодаря бескорыстной помощи великого русского народа, происходили глубокие изменения в духовной жизни осетинского народа, закладывались основы новой социалистической культуры.

Степень изученности темы.

В условиях возрастающей роли культуры в современном обществе проблема её изучения становится всё более актуальной задачей. Подтверждается это тем, что культура является одним из самых сложных явлений социальной жизни, обусловленным общественно-исторической практикой людей. Она одновременно выступает не только как форма общественного сознания и познавательной деятельности людей, но и как непосредственная производительная сила общества.

Следует отметить, что данная проблема в течение длительного времени представляла не только научный, но и идеологический интерес в плане широкой пропаганды успехов советской власти в культурной политике в национальных окраинах.

В историографии культурного строительства можно вы делить три периода: первый период — 20- е — середина 50-х годов, второй — со второй половины 50-х до середины 80-х гг., третий период начинается с середины 80-х гг. XX в. Первый период характеризовался накоплением, обобщением, систематизацией источников и материалов по истории культуры, становлением научной проблематики и методологии исследования, формированием партийного аппарата, выделением основных направлений культурного строительства. Авторами первых работ по истории культурного строительства были практические работники, которые пытались проанализировать проблемы развития культуры.2.

Работы, в которых рассматривались вопросы становления советской культуры, были написаны первым руководителем советского государства В. И. Лениным и партийными деятелями. Их статьи и выступления обобщают первый опыт строительства социалистической культуры и искусства. Именно они заложили основы партийно-государственной политики культурной революции, механизм идейного влияния на культурное развитие населения страны.3 Впервые термин «культурная революция» был употреблён В. И. Лениным в статье «О кооперации» в 1923 г. 4 Говоря о перспективах социалистического строительства, он связывал успешное решение этой задачи с резким подъёмом уровня культуры граждан страны, и, прежде всего, крестьянства.

План культурного развития страны, разработанный В. И. Лениным и партией, предусматривал комплексное решение многих сложных задач. Важнейшими из них являлись сохранение и использование культурного наследия, приобщение народных масс к культуре, демократизация культуры, формирование кадров национальной интеллигенции, идеологическая борьба на культурном фронте, строительство новой социалистической культуры.5 Вопросам истории формирования социалистической культуры посвящены и следующие работы В. И. Ленина: «Успехи и трудности советской власти», «О пролетарской культуре», «Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии,.

Армении, Дагестана, Горской республики", «Новая экономическая б политика».

Наряду с социалистической индустриализацией и кооперированием сельского хозяйства В. И. Ленин рассматривал культурную революцию как важнейшее звено программы социалистического строительства.

Ценным источником для диссертационного исследования явились статьи, речи, доклады видных деятелей советского государства и РКП (б), принимавших непосредственное участие в социально-экономических и культурных преобразованиях народов Северного Кавказа. В них отражены характерные черты и особенности советского строительства в регионе на фоне происходивших в стране событий, раскрыты пути, формы и методы 7 работы в условиях бывших национальных окраин.

В 20−30-е годы был накоплен значительный источниковый материал, сложились методы его организации и публикации. На повышение роли источников в исторических исследованиях непосредственное влияние оказывали и интенсивность культурного строительства, и практическая направленность большинства работ. В них систематизировались факты, выявленные в результате личных наблюдений очевидцев и участников событий. Но, как правило, они отражали лишь внешние стороны сложнейших процессов в культурной жизни. В тот же период отмечается отход от научных принципов в исследовании культурно-исторических процессов к субъективным, идеологизированным оценкам.

Второй период отмечен изданием обобщающих монографий аналитического характера по всем направлениям культурного строительства и комплексной разработкой всех проблем духовной жизни общества.

С середины 50-х годов в отечественной историографии наиболее активно начали разрабатывать вопросы культурного строительства, следствием чего стали первые основополагающие изыскания по рассматриваемой проблеме.8.

Академику М. П. Киму принадлежит приоритет в исследовании различных аспектов социалистической культуры. В частности, он рассматривал народное образование как структурный элемент культуры.

Учёный обосновывал необходимость совершенствования системы образования как характерной черты культурного строительства, обусловленной требованиями развития общества.

1960;1970;е годы характеризуются стремительным развитием как профессиональной историографии советской культуры в целом, так и её отраслей. Разработка истории советской культуры стала специальной задачей сформировавшегося отряда среди историков культуры. Автор опирался труды видных советских учёных: М. П. Кима, А. И. Арнольдова, Г. Г. Карпова на.

В.В.Горбунова, М. Т. Иовчука, Л. Н. Когана, Ю. А. Лукина, Ю. В. Бромлея,.

В.А.Куманева и других.9.

В их работах дана развёрнутая характеристика деятельности коммунистической партии в области культурного строительства, показаны этапы развития народного образования, процесс формирования советской интеллигенции, деятельность культурно-просветительных учреждений по коммунистическому воспитанию трудящихся масс. Авторы также рассматривают проблемы развития культуры в национальных республиках и областях.

В 1981 г. вышла обобщающая историографическая работа Л. М. Зак, посвященная изучению истории советской культуры с первых дней советской власти до конца 1970;х годов. В исследовании в основном Л. М. Зак касалась вопросов, связанных с отражением ленинской концепции культуры в трудах советских историков. Отдельные аспекты историографии советской культуры рассматривались в исследовании Е. Н. Городецкого.10.

Третий этап историографии советской культуры начинается с середины.

1980;х годов. Изменения в обществе с 1985 года позволили по-другому взглянуть на проблему культурного развития страны. Научные работы этого периода характеризуются преодолением идеологической направленности исследований, значительным расширением источниковой базы, п методологическими подходами.

Ослабление идеологического партийного контроля способствовало появлению работ, в которых более глубоко и объективно анализировались тенденции и механизмы народного образования. В 1990;е годы начинается процесс переосмысления многих ключевых положений рассматриваемой проблемы. Для публикаций того периода характерно критическое освещение оценки сущности советского строя, достижений советской системы образования.12 Так, монография Т. Ю. Красовицкой посвящена становлению культурной работы среди нерусского населения РСФСР в начале 20-х гг. XX века, автором исследуется история руководства культурным развитием.

13 нацменьшинств.

К существовавшим позитивным оценкам добавились критические высказывания по отношению к сущности советского строя, к методам советской власти. Построение социализма отдельными историками начало рассматриваться как «великая утопическая авантюра XX века», «как ошибочный, опасный эксперимент» (В.П.Булдаков, М. П. Капустин, А.А.Авторханов).14 Авторы этих работ утверждают, что правящая партия монопольно обладала контролем над культурным развитием советского общества.

Отдельные вопросы историографии культуры поднимались в монографии A.A. Пронина, статье А. Б. Безбородова.15 По мнению этих авторов, эффективное исследование культурной политики, особенно в области художественной культуры, предполагает её анализ в более широком контексте той социальной жизни, в которую «встроена» жизнь художественная.

Историографический обзор литературы последних лет свидетельствует, что заметно преодолеваются кризисные явления конца 1980;х — начала 1990;х годов. Актуальной остаётся постановка общих проблем истории культуры, в том числе и по её отдельным отраслям. Не получили пока серьёзного и объективного научного осмысления суть государственной политики, руководящая роль партийных органов в развитии советской культуры в 2030;е годы XX века.

Важным направлением в исследовании вопросов культурного строительства стали региональные, проблемно-тематические историографические исследования.

Одним из направлений в культурном просвещении масс являлось приобщение их к культурным ценностям предшествующих поколений. Этой проблеме посвящены работы В. Дзасохова, Г. А. Кокиева, Б. А. Алборова, Ц. Гадиева, Л. П. Семёнова. 16.

Огромную работу по собиранию, систематизации богатого устного творчества осетин проводило Осетинское историко-филологическое общество, организованное весной 1919 года, а затем — Северо-Осетинский научно-исследовательский институт. Коллективами указанных научных учреждений были подготовлены и изданы «Памятники народного творчества осетин». На основе публикаций материалов устного народного творчества, в особенности осетинского нартского эпоса, начали появляться и научные исследования по фольклору осетин. Изучение основных проблем истории культуры осетинского народа широко развернулось в предвоенные годы. Даже в трудные годы Великой Отечественной войны эта работа не прекращалась, о чём свидетельствуют статьи, опубликованные в данный.

17 период.

Вопросами культурного строительства в Северной Осетии активно.

18 занимался Б. С. Кулов. Им написана книга «К высотам культуры». На основе анализа главных направлений культурного строительства в работе показаны особенности его осуществления в Северной Осетии. Основное внимание автора сосредоточено на традиционных направлениях культуры: народном образовании, высшей школе и науке, литературе, театре и изобразительном искусстве. В исследовании прослеживается влияние культурно-исторического процесса на формирование духовного облика осетинского народа, становление его национального самосознания.

Таким образом, в имеющейся литературе широко отражены успехи и достижения в социально-экономическом и культурном развитии народов Северного Кавказа. Но в силу идеологических установок прошлых лет в ней слабо видны или вовсе обойдены острые проблемы, негативные тенденции и ошибки. Особый акцент сделан на партийном руководстве культурным строительством в 20−30-е годы прошлого века.

В 50−60-е годы были изданы работы, в которых авторы рассматривали вопросы культурного строительства осетинского народа как в дореволюционное время, так и в советский период. Крупный вклад в разработку вопросов культуры осетинского народа внесли профессора.

Б.А.Цуциев и М. С. Тотоев.19.

В исследованиях И. И. Рехвиашвили раскрываются первые социально-экономические преобразования в горском крае: восстановление и развитие народного хозяйства, подъём культурного уровня народов Северного.

Кавказа, формирование национальных кадров новой советской.

20 интеллигенции.

Освещению темы культурного строительства в Северной Осетии посвящены работы В. Ф. Вагиной, С. Т. Дедегкаева, Н. К. Дарчиевой, В. Д. Текиева.21 Авторы анализируют общее состояние культуры в контексте социально-экономического развития советского общества.

В трудах общеисторического характера вопросы культурного строительства в Северной Осетии освещены в «Истории Северо-Осетинекой АССР». Работе Северо-Осетинской автономной областной партийной организации по решению культурных задач уделено значительное место в «Очерках истории Северо-Осетинской партийной организации». Обобщающее исследование по истории культурно-просветительной работы в автономных республиках Северного Кавказа написано Г. Ш. Каймаразовым.23 Особое внимание автор уделяет просветительской работе в горских аулах.

В конце 80-х годов известным учёным А. А. Магометовым была издана монография по истории печати северокавказских народов.24 В работе прослеживаются основные этапы становления периодических изданий в Северной Осетии, отмечена большая роль печати в деле преобразования быта горских народов, в раскрепощении женщины, в деле вовлечения их к осуществлению экономических, культурных и политических преобразований в стране. Системный анализ развития национальной журналистики позволил автору сделать выводы о том, что средства массовой информации являются действенным орудием в деле культурного просвещения народа.

Разностороннее представление о развитии прессы, как дооктябрьского периода, так и первых лет советской власти в Осетии, можно получить в книге Ю. В. Хоруева. Весьма полезным и интересным представляется научно-популярный сборник «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» в 6-ти книгах, составленный профессором Л. А. Чибировым.26.

Одним из направлений в просвещении масс являлось приобщение их к культурным ценностям предшествующих поколений. Этой проблеме была посвящена работа Д. Дзагурова, 27 в которой ставился вопрос об изучении национальной истории, содержались практические рекомендации по организации кружков краеведения.

Если в 20-е годы в развитии краеведения присутствовала свобода творческой мысли, то уже в начале 30-х годов государственная политика в этой области была направлена на исследования применительно к задачам партийных и советских органов, на создание контроля над отечественным.

28 краеведением, музейной деятельностью.

Значительный вклад в развитие краеведения внесли работы, опубликованные известным историком-краеведом Г. И. Кусовым в 70−90-е годы XX века и начале 2000;х годов. В частности, в монографии «Владикавказ в историях и лицах», которая является продолжением его книги «Встречи со старым Владикавказом», 29 автор, используя богатый документальный материал, рассказывает о людях, причастных к истории города, об его архитектурных памятниках и достопримечательных местах.

История создания музеев в Терской области и их значение в сохранении и изучении культурного наследия исследуются профессором З. В. Кануковой в книге «Старый Владикавказ. Историко-этнологическое 30 исследование».

В некоторых работах культурная политика рассматривалась как часть национальной политики советского государства, а культурное строительство не отделялось от процесса национально-культурного строительства. Глубокий анализ процессам национально-культурного строительства дан в работе Э. А. Шеуджен.31.

Политические и экономические аспекты национально-государственного строительства раскрывает и анализирует В. Д. Дзидзоев в монографии «От объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917;1924 гг.)».32 Автор рассматривает культурное строительство как часть национальной политики советского государства.

В исследованиях С. А. Айларовой анализируются модернизационные процессы социальной, политической, духовной жизни горских народов конца XIX века.33 Большой интерес представляет диссертационное исследование С. А. Хубуловой. Работа посвящена демографической истории северокавказского региона.34 Автором освещаются социально-экономические и этнодемографические аспекты трансформации традиционных обществ Северного Кавказа в первой четверти XX века.

Для региональной историографии первого десятилетия XXI века характерны отход от политической направленности и проявление различных подходов к изучению культурной проблематики. Безусловным достижением этого периода является открытие ранее закрытых архивных источников. От предшествующих работ данные исследования отличают новый взгляд и новая интерпретация известных фактов и документов.

Обобщающим исследованием является коллективная монография.

История Северной Осетии: XX век".35 Этапы развития образования в.

Северной Осетии рассматриваются в работе «От века к веку», написанной.

А.В.Черджиевым и А. Ю. Белогуровым.

Проблемы становления советской системы, различные аспекты культурного строительства в восстановительный период рассматриваются в исследовании Л. Х. Дзаховой.37 Автором анализируются вопросы национально-государственного строительства, государственной политики в области социально-экономического и культурного развития. Дальнейшее развитие эта тема получила в монографии, изданной Л. Х. Дзаховой и З.Б.

Гобети в 2010 году.

Ученые акцентируют внимание на новациях национально-государственного строительства и особенностях социально-классовой стратификации советского общества в его региональной модели. В исследовании анализируются практические мероприятия органов власти по реализации политики в сферах экономики, образования, культуры. Проблемам развития осетинской культуры посвящена и монографическая.

39 работа Р. Я. Фидаровой «История художественной культуры», в которой рассматриваются вопросы становления художественной культуры. Автор утверждает, что в условиях тоталитарного режима в 1920;1930;е годы национальная культура приобретает идеологическую окраску.

В региональной историографии, несмотря на значительное количество литературы по культуре, до сих пор нет обобщающих исследований по истории становления и развития радио и кинофикации в 20−30-х годах XX.

— 40 ^ века. В 2011 году работниками радио и телевидения была издана книга, в которой представлен огромный фактологический и иллюстративный материал о современном периоде развития радио, кинематографа и телевидения в Северной Осетии.

Таким образом, отдельные вопросы темы диссертации в той иной степени освещены в научной литературе, хотя далеко не подробно и недостаточно глубоко. Это обстоятельство, а также актуальность темы побудили нас исследовать все направления культуры разносторонне.

Теоретической и методологической основой диссертации являются принципы историзма и объективности, преемственности и системности научного анализа, которые предусматривают всесторонний подход к освещению исследуемых вопросов.

В исследовании также применялись общенаучные и специальноисторические методы, среди которых можно выделить проблемнохронологический метод, позволивший изучить в последовательности этапы формирования культурной политики советской власти в республике.

Все методы использовались в совокупности с целью обеспечения комплексного подхода к исследованию, что позволило решить поставленные в работе научные задачи.

Цель диссертации — объективный анализ характера и особенностей государственной политики в области культуры в 1917;1941 гг. в Северной Осетии. Исходя из степени разработанности проблемы и имеющихся источников, поставленная цель предполагает определение и решение следующих конкретных задач:

— изучение социально-экономических предпосылок культурного строительства в Северной Осетии;

— анализ форм и методов государственной политики в области культуры и её изменения на отдельных этапах этого периода с 1917 по 1941 гг.;

— исследование основных направлений народного образования: ликвидация неграмотности, становление и развитие школьного образования, высшего образования, науки и научных учреждений, физической культуры и спорта;

— обобщение деятельности партийных и государственных органов власти по становлению и развитию культурно-просветительных учреждений;

— определение роли печати, радио и кинематографа в осуществлении конкретных задач культурного строительства.

Источниковую базу исследования составили опубликованные материалы, архивные документы, выявленные автором в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА PCOА.), в Научном архиве Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (НА СОИГСИ) и в Центральном государственном архиве историко-партийной документации Республики.

Северная Осетия — Алания (ЦГА ИПД PCO — А).

Среди документов ЦГА PCO — Алания особого внимания заслуживает фонд отдела народного образования (ФР-52), в котором содержатся приказы и распоряжения отдела народного образования. В фондах «Историкофилологического общества» (ФР-97) представлены материалы научно-исследовательской деятельности этого общества, большой объём документов по этнографии, истории, фольклору. Культурная жизнь республики, политико-массовая и просветительская деятельность отражены в документах фонда «Окружного совета профсоюзов, агитпрома и культотдела» (ФР-211). Деятельность партийных органов по осуществлению культурного строительства в республике содержится в фондах Центрального государственного архива историко-партийной документации РСО-А. Среди них для данного исследования наибольший интерес представляют фонды Северо-Осетинского обкома КПСС (Ф.1), Владикавказского окружного комитета ВКП (б) (Ф.4).

В диссертации автор опирался на труды В. И. Ленина, материалы съездов и постановления ЦК партии, директивные материалы государственных органов, характеризующие процесс культурного строительства как в целом по стране, так и в исследуемом регионе.

Наиболее интересные документы по исследуемой проблеме нашли отражение в многотомном издании «КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», а также в отдельных тематических сборниках, посвященных проблемам культурного строительства.

Совокупность партийно-государственных документов в 1920;1930;х гг. определяла общую концепцию культурного строительства и способы управления им на региональном уровне, обеспечивала нормативную базу для реализации решений партии и советского правительства. В опубликованных документах нашла отражение проблема взаимосвязи культуры и образования, взаимоотношения власти и интеллигенции, формирования национальных кадров в республиках и др. Данные документы дают основание утверждать, что партия рассматривала культурное строительство в контексте всего развития страны, и в них отразилось не только руководящее, но, прежде всего, монопольное положение коммунистической партии СССР.

Богатый и разносторонний материал, освещающий развитие социалистической культуры, содержат сборники, справочники и другие издания, в которых опубликованы основные решения партии и советского.

41 правительства по вопросам культуры, просвещения и науки.

Нами также использованы сборники документальных материалов и статистические сборники по культурному строительству, изданные СевероОсетинским и северокавказскими издательствами.42 Огромный фактический материал документальных и статистических изданий разных лет показывает преобразования в стране и автономных республиках Северного Кавказа, характеризует политическое, экономическое и культурное развитие горских народов за годы Советской власти.

Весьма ценный материал содержится в издании «Культурная жизнь в СССР. Хроника».43 В нём в хронологической последовательности даётся систематическое изложение событий с первых дней Октябрьской социалистической революции вплоть до наших дней.

В 1974 году научные сотрудники Партийного архива СевероОсетинского обкома КПСС, Центрального государственного архива РСО-Алания и СОИГСИ подготовили и издали сборник документов и материалов по истории культурного строительства в Северной Осетии с 1917 по 1941 год.44 Материалы сборника воссоздают страницы истории руководства Северо-Осетинской партийной организации и государственных органов Советской власти осуществлением ленинских идей культурной революции в Северной Осетии.

Документы, вошедшие в сборник, характеризуют созидательный и гуманистический характер социалистического строя. Трудящиеся Северной Осетии благодаря братской помощи великого русского народа и других народов СССР создали новую социалистическую культуру. Большую значимость представляют материалы, опубликованные на страницах периодической печати. Из газет, издававшихся в советское время, нами просмотрены: «Кермен», «Коммунист», «Горская правда», «Власть труда»,.

Пролетарий Осетии", «Растдзинад», «Авзонг тых», «Арыгон большевик». В совокупности публикации в периодической печати дали большой исторический материал, который позволил автору диссертации составить общую картину состоянии культуры в республике.

В журналах «Горский вестник», «Зиу», «Литературон хъазуатон», «Мах дуг», «На подъёме», «Революционный Восток», «Советский Северный Кавказ» напечатаны важнейшие постановления центральных и местных партийных и советских органов, циркуляры и сообщения с мест, обращения и письма трудящихся, материалы партийных конференций большевиков и съездов.

Материалы о ходе социалистического строительства в Северной Осетии также публиковались в северокавказских и центральных журналах. Из них особенно отметим «Революция и горец» — орган северокавказского краевого комитета ВКП (б) и краевого исполнительного комитета, «Просвещение национальностей» — орган ЦК Союза работников просвещения СССР, «Революция и национальности» — ежемесячный журнал Совета Национальностей ЦИК СССР и Коммунистической академии. В этих изданиях систематически публиковались обзоры по РСФСР, 1 АССР, очерки-репортажи с мест, информационные сообщения и т. п.

Особо следует отметить сборники научных трудов, издаваемые Северо-Осетинским научно-исследовательским институтом и СевероОсетинском госпединститутом, 45 а затем и Северо-Осетинским государственным университетом.

Научная новизна диссертации.

— данное исследование представляет собой критический анализ работы партийных и советских органов власти, проводимой ими политики в области становления среднего и высшего образования, науки в 1917;1941 гг.;

— в процессе изучения проблемы введён в оборот новый фактический материал, благодаря которому удалось проанализировать мало или вовсе не изученные аспекты темы;

— в работе впервые предпринята попытка с объективных позиций показать историю становления и развития советской культуры в Северной Осетии, в том числе таких направлений культуры, как становление и развитие физической культуры и спорта, музеев, библиотек, клубных учреждений;

— впервые на примере Северной Осетии исследована история становления и развития радио и кинофикации, проанализирована их роль в политической, культурной, общественной и хозяйственной жизни республики;

— в исследовании показаны трудности и успехи в подготовке национальных кадров для музыкальных и театральных учреждений, роль художественных самодеятельных коллективов в приобщении населения к культуре. Автор критически подошёл к освещению различных сторон культурного строительства, что позволило сделать научно-обоснованные выводы и внести определённую новизну в исследование;

— в научный оборот введены новые архивные материалы, не использованные ранее учёными, что способствует более глубокому осмыслению культурных преобразований в 20−30-е годы XX века, особенно недостаточно изученных вопросов.

Диссертация является обобщающим исследованием истории культурного строительства в Северной Осетии.

Положения, выносимые на защиту:

1.Революция 1917 года стала событием, повлекшим за собой масштабные изменения, которые затронули все сферы жизни российского общества, изменили сущность культурного развития страны и динамику её социокультурных процессов. Сложилась качественно новая, принципиально иная, чем предыдущая, советская культура.

2. Процесс формирования советской культуры в Северной Осетии проходил в рамках общероссийских тенденций, но имел ряд региональных особенностей, обусловленных экономическим и социокультурным развитием.

3. Изменения в образовательной системе, произошедшие после 1917 года, были вызваны и обоснованы необходимостью создания новой социалистической образовательной культуры, носили радикальный и демократический характер.

4. Ликвидация неграмотности диктовалась объективной необходимостью, являлась закономерным процессом в становлении индустриального общества. Но этот процесс не мог быть реализован «самотеком», а направлялся Советским государством и его правящей партией, которая преследовала при этом и свои политико-идеологические цели.

5. Развитие науки и системы высшего образования в Северной Осетии 1917;1941 гг. представляло сложный процесс. Централизованная система управления высшей школой способствовала подготовке квалифицированных кадров и формированию интеллигенции, что, с одной стороны, повышало социокультурный уровень республики, с другой — выступало как фактор дальнейшей идеологизации национального образовательного и научного комплекса.

6. Все научные учреждения и вузы были подчинены общим требованиям государственной политики. Она включала в себя безусловное подчинение научного творчества идейно-политическим установкам власти, зависимость научных исследований от хозяйственных нужд страны и региона, общественную активность и просветительскую работу учёных.

7. История радиовещания и кинофикации Северной Осетии является социальным институтом, функционирующим в специфических исторических, национальных, политических, экономических и социальных условиях.

8. Конец 1920;х — начало 1930;х гг. ознаменовались формированием и организационным оформлением национального профессионального сценического искусства Северной Осетии.

9. Художественная литература рассматриваемого периода была подчинена принципам социалистического реализма, что обусловило форму и содержание произведений, тематика которых, в основном, сводилась к пропаганде советского строя, роли партии в культурных преобразованиях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется потребностями реализации государственных реформ культуры и образования, необходимостью духовного развития общества, а также задачами совершенствования научно-исследовательского процесса в стране и регионе.

Исследование вопросов становления и развития культуры 20−30-х в Северной Осетии позволяет понять, как, в каких условиях и почему формировались те или иные взгляды, вырабатывались политические решения и формировался политический курс, который находил своё отражение не только в сфере культурной политики, но и влиял на весь ход развития области и республики. Материалы и выводы диссертации позволяют дополнить содержание учебных курсов по региональной истории, могут быть использованы для дальнейшего исследования вопросов культурного развития Северного Кавказа в 1920;1930;е годы.

Выявленные в ходе работы и введённые в научный оборот источники существенно расширили источниковедческую базу по культурной проблематике. Результаты исследований могут быть использованы в работе Министерства культуры. Этим, на наш взгляд, и определяется научная и прикладная значимость темы.

Апробация исследования. Результаты исследования апробированы автором в различных изданиях. Отдельные результаты исследования были представлены на трёх международных научно-практических конференциях.

Структура диссертации построена в соответствии с её целями и задачами. Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, источников и библиографии.

Заключение

.

В результате проведенного исследования были изучены и проанализированы основные направления государственной политики в области культуры на территории Северной Осетии в 1917;1941 гг.

Этот анализ позволяет сделать вывод о том, что в партийно-государственном руководстве культурой первостепенное значение имела теоретическая разработка проблем социалистической культуры и программных установок культурного строительства. Задачи развёртывания культурной революции в стране широко были поставлены на ХУсъезде ВКП (б) (декабрь 1927 г.). Отмечалось, что одной из важнейших задач культурной революции в СССР являлось преодоление унаследованной от прошлого культурной отсталости страны. Именно ленинские идеи культурной революции в 1920;х годах стали основным инструментом культурно-идеологической деятельности партии, культурная революция прочно утвердилась как составная часть ленинского плана построения социализма в СССР.

Период 1917;1941 гг. наполнен многогранной деятельностью ЦК ВКП (б) в области культуры. В рассматриваемый период ЦК партии были опубликованы десятки постановлений, охватывающих практически все отрасли культурного строительства. В партийных документах чётко просматривались узловые проблемы культурной политики партии и государства. Одним из важнейших направлений культурной политики партии было идейное обеспечение развития советской культуры. Вопросы культурного строительства партия связывала с утверждением марксистско-ленинской идеологии в жизни общества.

Руководство Северной Осетии придавало огромное значение созданию и совершенствованию аппарата управления культурой. Необходимость в последнем обосновывалась в известном тезисе о партийном и классовом характере культуры, из которого делался вывод, что созидательная роль народа в этой области может быть реализована лишь при условии целенаправленного и планомерного руководства со стороны политического авангарда, т. е. ВКП (б) и государственных органов. Культура понималась как одно из важнейших средств политического и духовного доминирования в обществе, что обусловило ее идеологизацию и потребность управления ею.

Культурное строительство в Северной Осетии шло в русле развития духовной жизни нового, советского общества и в соответствии с главными закономерностями культурной революции в стране. Новые социально-экономические условия закономерно предопределили на всех этапах изучаемого периода приоритетную направленность развития культуры в Северной Осетии в интересах растущего рабочего класса, тружеников села, рабоче-крестьянской Красной Армии, детей и молодёжи. В результате, практически всему населению открывался широкий доступ к духовным ценностям.

В первые годы советской власти в образовательной сфере государство предусматривало обеспечение всеобщего, равного и бесплатного общего и политехнического образования для всех детей в единой советской школе. Это определило долгосрочные стратегические ориентиры развития системы образования. За относительно короткие сроки были решены масштабные задачи: развёрнуто массовое строительство школ, проведена реконструкция старых зданий, налажена подготовка учебно-методических пособий, подготовлены необходимые педагогические кадры.

Формирование государственной политики в сфере науки в 1917;1941 гг. представляло собой сложный и длительный процесс, развивающийся в органичной связи с основными программными установками правящей партии на социалистические преобразования, которые формировали характер государственной политики в области науки. Первые послеоктябрьские десятилетия явились важным этапом в становлении и развитии региональной высшей школы, в течение которого менялись цели, содержание и направление учебной, научной и воспитательной деятельности. Шли поиски оптимального варианта региональной системы высшего образования, обеспечивающей интересы и потребности создаваемой социалистической модели экономического и политического устройства общества. За годы советских преобразований в 20−30- е годы в Северной Осетии были созданы Горский сельскохозяйственный, педагогический, медицинский, Северокавказский горно-металлургический институты.

Величайшим достижением осетинской науки первых десятилетий XX века было создание национальной системы научных учреждений, первым среди которых стал Осетинский научно-исследовательский институт истории и краеведения. Коллективом института была проделана большая работа по изучению фольклора, языка, литературы и искусства осетинского народа, совершенствованию осетинской письменности на научной основе, написанию учебников, учебно-методических пособий и книг для национальной школы. Руководители Осетинского филологического общества стояли во главе школьного строительства, были инициаторами и организаторами Всеосетинских съездов учителей Северной и Южной Осетии в период 20-х годов (среди них профессора Б. Алборов, Г. Дзагуров и др.).

Исходя из практики социального и культурного развития страны, в партийных документах конца 20-х — начала 30-х гг. формирование советской интеллигенции рассматривалось как одна из главных задач культурной революции. В условиях ускоренной индустриализации возникла потребность в квалифицированных рабочих кадрах. На предприятиях, оснащённых новой техникой, мог работать только образованный, технически грамотный человек. Поэтому в годы первых пятилеток партийно-государственным руководством страны и местными органами власти была проделана значительная работа среди рабочих по повышению их технических знаний. В Северной Осетии тысячи рабочих смогли повысить производственную квалификацию без отрыва от производства и внести достойный вклад в дело социалистической индустриализации.

Культурное строительство в Северной Осетии в 1917;1941 гг. — это утверждение чёткой государственной системы массового просвещения, обеспечивающей принципиальное равенство возможностей для всех слоев, групп населения и, одновременно, создание в республике исторически новой культурной среды, в которой клубы, дома культуры, библиотеки, музеи, театры профессиональные и самодеятельные стали неотъемлемой частью жизни людей.

Становление сети музеев Северной Осетии и складывание системы охраны памятников истории и культуры в исследуемый период прошло сложный и противоречивый путь. Подъёмы и спады в их развитии были обусловлены экономическими и социально-культурными этапами общественного развития страны. В республике были созданы Краеведческий, Художественный (имени М. Туганова), Музей осетинской литературы (имени К. Хетагурова), которые стали крупнейшими научно-исследовательскими и просветительными центрами Северного Кавказа. Несмотря на наметившийся в 1933 г. подъём работы музеев, краеведческая наука испытала на себе идеологический гнёт и контроль партийных органов, работа краеведческих обществ была признана отсталой и вредной, репрессиям подвергались многие краеведы-историки. Нарушение принципов демократического, коллегиального управления музеями, заложенными в начале 1920;х гг., исключение их из системы научных учреждений, разрушение централизованной системы охраны памятников, ликвидация краеведческих обществ к концу 1930;х гг. привели к невосполнимым утратам в историко-культурном наследии республики.

Весьма важную роль в культурном строительстве и в городе, и в деревне играли клубы, вся деятельность которых строилась в соответствии с основными задачами культурной революции в стране. Сфера деятельности рабочих и колхозных клубов Северной Осетии была чрезвычайно обширной. Она охватывала политическое просвещение трудящихся, пропаганду производственных знаний, прогрессивных методов организации труда, шефскую помощь города селу, развитие творческих талантов рабочих и колхозного крестьянства. Приобщая трудящихся к знаниям, ценностям культуры, формируя коллективистские принципы жизни, новые психологические установки, новый тип отношений между людьми, государство тем самым решало задачу пробуждения социальной активности масс, вовлечения их в созидательную деятельность на благо общества, в процесс социалистического строительства. Громадный опыт практической работы, накопленный клубными учреждениями Северной Осетии в довоенный период, вполне может быть использован и в современных условиях, на новой материальной базе, с новыми технологиями, с учетом особенностей психологии современного человека, для решения задач возрождения и развития массовой культуры, восстановления духовного единения людей.

1 января 1868 года во Владикавказе начала издаваться первая газета «Терские ведомости», а в 80−90-е годы XIX в. наиболее крупными изданиями были газеты «Терек», «Казбек», «Терский календарь», «Терский сборник» и др. В 1920;1930;е годы открывались новые газеты, на страницах которых публиковались и официальные материалы, и хроника событий, развивались газетные и журнальные жанры, зарождалась советская публицистика, повышалась действенность печати. Находясь в рамках идеологической и политической цензуры, благодаря выработанному стилю подачи информации и ответственности перед читателем, на протяжении десятков лет периодические издания Северной Осетии сохранили своё «лицо», свою аудиторию. Поднимая общественно значимые проблемы, периодическая печать стала неотъемлемой частью жизни населения республики. Устойчивость психологического климата и морально-духовного настроя в республике, решение конкретных социальных вопросов во многом являлись заслугой журналистов и работников издательского дела.

В подъёме общей культуры населения Северной Осетии в рассматриваемый период огромную роль сыграла художественная литература, которую, в первую очередь, продвигали в массы городские и сельские библиотеки. Вся деятельность по пропаганде книги, проводившаяся в 20−30-е годы массовыми библиотеками, была сконцентрирована вокруг идейно-политических и народно-хозяйственных задач, стоявших перед страной. Это определило организационные основы библиотечной работы. Библиотеки открывались, в первую очередь, в тех пунктах, которые имели наиболее важное народнохозяйственное значение: колхозах, совхозах, МТС, на новых строительных объектах. Они выполняли такую важную задачу культурной революции как ликвидация противоположности между городом и деревней, а также выравнивание культурного развития районных центров и сёл. Проводились выездные концерты на предприятия, коллективные посещения концертов тружениками заводов и фабрик, колхозных полей, воинами Красной армии, студентами и учащимися школ. Музыкальное и театральное искусство реально и действенно участвовало на всём протяжении изучаемого периода в решении конкретных агитационно-пропагандистских и эстетико-культурных задач, выдвигаемых на каждом этапе довоенной истории Осетии.

В 20−30-е годы XX века своё развитие получили радио и кино. Радио позволяло жителям республики оперативно получать информацию, общаться, чувствовать свою сопричастность к жизни региона, страны. Огромную роль в подъёме культуры населения играло кино, которое несло в широкие массы высокохудожественное искусство, знакомило их с произведениями русской и зарубежной классики. Вслед за кинофикацией промышленных и районных центров быстрыми темпами шла кинофикация сёл и деревень, где место кинопередвижек всё больше стали занимать стационарные установки. С момента возникновения радио и кино стали одним из самых эффективных средств политико-воспитательной и культурно-просветительной работы, формирования общественного мнения.

Государственная помощь национальным республикам созидательно сказалась на всех сторонах культурной жизни Северной Осетии 20−30-х гг., обеспечила динамичное развитие культуры, что поднимало процесс культурного строительства в республике на новую, более высокую ступень, вносило значительный и высокохудожественный вклад в борьбу за сближение и выравнивание уровней культурного развития широчайших слоев трудящихся города и деревни.

Культурная политика партийных и государственных органов Северной Осетии в рассматриваемый период предусматривала решительное приближение всех сфер культурной жизни к нуждам социалистического строительства. Эта установка пронизывала все партийные и государственные решения 20−30-х годов. Причём задача ставилась не в форме лозунгового призыва, она чётко и конкретно определялась применительно к каждой сфере культурной деятельности.

Результаты развития культуры в 20-е годы XX века были более значительными, чем в 30-е годы, когда стали деформироваться принципы социалистического культурного строительства, столь плодотворно проявившие себя в 20-е годы. На смену им в Северной Осетии, как в целом по стране, пришли и быстро утвердились в практике административнокомандные методы руководства.

Тем не менее, в результате преобразований были созданы непреходящие ценности во всех областях духовной жизни общества. Все направления культуры, результативно выполняя культурно-интеграционную функцию, продолжали быть каналом воздействия на формирование у людей высоких художественных ценностей, прочных нравственно-эстетических норм, гражданско-патриотических чувств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия Алания ЦГА PCO — А11 .Ф. 47 (ФР-47). Исполнительный комитет Владикавказского окружного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Оп. 1. Д. 37. Л. 3
  2. Д. 824. Л.12−18. Д. 49. Л. 18−34.
  3. Ф.52 (ФР-52). Отдел народного образования исполнительного комитета Притеречного окружного Совета рабочих и казачьих депутатов Оп. 1. Д. 80. Л.2−6. Д. 81. Л.13−20.
  4. Ф.81 (ФР-81). Совет народны комиссаров Горской АССР1. Оп. 1. Д. 34. Л. 20
  5. Ф. 56 (ФР-56). Итоги переписи населения г. Орджоникидзе 1926- 1931 гг. и паспорта на январь 1933- 1936- 1939 гг.1. Оп. 5. Д. 3. Л. 15.
  6. Ф. 121 (ФР-121). Народный комиссариат просвещения Терской области.1. Оп.1. Д. 3. Л.23.
  7. Д. 25. Л. 120−223. Д. 1. Л.12.
  8. Ф. 123 (ФР-123). Народный комиссариат Просвещения Горской АССР
  9. Оп. 1. Д. 48. Л. 33−34. Д. 46. Л. 1−6, 14. Д. 472. Л. 259.
  10. Ф. 730(ФР-730). Правление Союза писателей Северо-Осетинской АССР.
  11. Он. 1. Д. 227. Л. 6−15. Д. 228. Л. 1−7.
  12. Ф. 763 (ФР-763). Северо-Осетинское отделение союза композиторов РСФСР.1. Оп. 1. Д. 38. Л. 6−11.
  13. Ф. 765 (ФР-765). Республиканский художественный музей
  14. Оп. 1. Д. 1. Л. 1,2, 4,5. Д. 629.Л.Л. 39−42.
  15. Ф. 384 (ФР-384). Статистическое управление Северо-Осетинской АССР.1. Оп. 1. Д. 320. Л. 99.
  16. Ф. 124 (ФР-124). Северо-Осетинский областной отдел народного образования.1. Оп.1. Д. 358. Л. 24−27
  17. Д. 633. Л.10, 20,32,66,67,251 Д. 472. Л. 289.1 13.Ф. 49 (ФР-49). Отдел нарообраза исполкома Владикавказскогоокружного совета.
  18. Оп. 1. Д. 423. Л. 145, 146. Д. 564. Л.110.
  19. Ф.11.(ФР-И). Терское областное правление. Канцелярия общего присутствия.1931. Оп. 62. Д. 2091.Л.42−43.
  20. Ф.47.(ФР-47). Исполнительный комитет Владикавказского окружного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.1. Оп.1. Д. 37.Л.З.
  21. Ф.81.(ФР-81). Совет народных Комиссаров ГАССР.1. Оп.1.Д.34. Л. 20.
  22. Ф.Зб.(ФР-Зб). Отдел труда и социального обеспечения Терского областного революционного комитета, 1920−1921 гг.1. Оп. 1. Д. 72. Л. 21.
  23. Ф.39. (ФР-39). Владикавказский окружной революционный комитет, 1920−1921 гг.1. Оп.1.Д.11.Л.49.
  24. Центральный государственный архив историко-партийной документации Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА ИПД PCO-А)
  25. Ф. 1. Северо-Осетинский областной комитет КПСС
  26. Оп. 1. Д. 42. Л. 184 Д. 80. Л. 160 Д. 31. Л. 421−423. Д. 22. Л. 59.
  27. Ф.4. Горский областной комитет партии1. Оп. 1. Д. 36. Л. 165−166.1. Д. 216. Л.Л. 185−186.
  28. Ф.204. Горский областной комитет РКП (б)
  29. Оп. 1. Д. 52. Л.Л. 17,38−41. Оп. 3. Д. 88. Л. 7−8.
  30. Научный архив ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А (НА ФГБУН СОИГСИ им. В.И.Абаева)
  31. Ф. 1. Оп. 1. Д.38−40. Л.2−5.1. Д. 149. Л.64.123. Ф.13.0п. 1. Д. 34. Л. 2,4.
  32. Ф. 4. Оп. 1. Д. 77. Л. 18−22.
  33. Ф. 10. Оп. 7. Д. 128. Л. 16−17.1. Законодательные и документальные материалы центральных и местных органов партии и государства
  34. Восстановительный период в Северной Осетии (1921−1925 гг.). Сборник документов. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжноеиздательство, 1965. 371 с.
  35. Великий Октябрь и раскрепощение женщин Северного Кавказа и
  36. Закавказья. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1979. 350 с.
  37. Декреты Советской власти. Т. 1−9. М.: Политиздат, 1957. 730 с.
  38. История Владикавказа (1781−1990 гг.). Сборник материалов.
  39. Владикавказ: Ир, 1991. 836 с. 25.50 лет Великой Октябрьской Социалистической революции.
  40. Документы и материалы. М, 1967. 470 с.
  41. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов
  42. Культурное строительство в Северной Осетии. Сборникдокументов и материалов в 2- х т. Орджоникидзе: «ИР», 1974. Т1. 545 с.
  43. Пять лет работы среди женщин на Северном Кавказе. 1920−1925 гг. сборник материалов. Ростов-на-Дону, 1926. 139 с.
  44. Сборник документов и материалов по истории Северо-Осетинской организации ВЛКСМ. 1918−1978 гг. Орджоникидзе: Северо-Осетинскоекнижное издательство, 1978. 328 с.
  45. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянскогоправительства. М.: Юридкнигоиздат, 1919. 611 с.
  46. Культурное строительство в РСФСР. 1917−1927. Документы иматериалы. М, 1984. Т.1.Ч.2. 250 с.
  47. I. Статистические материалы
  48. Бюллетень Северо-Кавказского статистического управления.
  49. Ростов-на-Дону, 1937. № 17. 201 с.
  50. Библиотеки республики Северная Осетия Алания. Справочник.1. Владикавказ, 2008. 244 с.
  51. Восстановительный период в Северной Осетии. 1921−1925 гг.
  52. Сборник документов. Орджоникидзе: Севосгиз, 1965. 371 с.
  53. Весь Владикавказ. Справочник. Владикавказ, 1926. 172 с.
  54. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Критические итоги. М., 1991. 302 с.
  55. Всесоюзная перепись населения 1938 года: Основные итоги. М., 1992. 501 с. 37. 20 лет Советской власти. Статистический сборник. М., Партиздат, 1937. 109 с.
  56. Двадцать лет советской власти в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1940. 144 с.
  57. За боевые темпы культурной революции на Северном Кавказе (Резолюции Краевого слёта ударников-просвещенцев и Пленума Краевого совета по народному образованию). Ростов- на-Дону, 1930. 201 с.
  58. Пути культурной революции на Северном Кавказе. Культурнаяпятилетка. Ростов на / Дону, 1931. 219 с.
  59. Народное хозяйство СССР в 1939 г. Статистический ежегодник.1. М., 1940. 600 с.
  60. Северная Осетия за годы автономии. Сводный отчёт за 1924−1934гг. Дзауджикау, 1935. 109 с.
  61. Социалистическое строительство в Северо-Кавказском крае.
  62. Ростов-на-Дону, 1935. 138 с.
  63. Статистический справочник по Северо-Кавказскому краю. Ростовна-Дону, 1925. 172 с.
  64. Статистический справочник Северо-Осетинской автономнойобласти. Владикавказ: Осплан. 1927. 337 с.1У.Труды организаторов культурной революции и культурного строительства, деятелей партии и советского государства
  65. Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. М., 1928. 52 с.
  66. М.И. Вопросы советского строительства. Статьи и речи1919−1946). М., 1958.711 с.
  67. М.И. О некоторых вопросах агитации и пропаганды.
  68. Сборник статей. М., Политиздат, 1958. 190 с.
  69. A.M. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1972.430 с.
  70. Н.К. Основы политпросветработы // Курс лекций, прочитанных в Академии коммунистического воспитания. М.: Политиздат, 1927. 207 с.
  71. Н.К. О воспитании молодёжи // Избранные статьи иречи. М.: Политиздат, 1926. 204 с.
  72. Н.К. На путях культурной революции. М.-Л., 1927. 35 с.
  73. H.K. Народное просвещение на путях к новой школе. М.- Л., 1928.48 с.
  74. Ленин В. И. Великий почин. Полное собрание сочинений. Изд. 5. Т.39.С.1−29.
  75. В.И. О пролетарской культуре. Полное собраниесочинений. Изд.5.Т.41.С. 336−337.
  76. В.И. Набросок резолюции о пролетарской культуре // Материалы ко 11 конгрессу Коммунистического интернационала. Полноесобрание сочинений. Изд. 5.Т.41. С.462−465.
  77. В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Полное собрание сочинений. Изд. 5. Т.44. С. 167−175.
  78. В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г.
  79. Полное собрание сочинений. Изд. 5. Т.41. С.376−378.
  80. В.И. О работе Наркомпроса. Полное собрание сочинений.1. Изд. 5.Т.42. СЛОМ 10.
  81. В.И. О кооперации. Полное собрание сочинений. Изд. 5.1. Т.45. С.69−377.
  82. В. И. О нашей революции (По поводу записок И. Суханова).
  83. Полное собрание сочинений. Изд. 5. Т.45. С. 378−382.
  84. Ленин о культуре и искусстве. М.: Искусство, 1958. 571 с.
  85. Ленин, КПСС об интеллигенции. Сборник документов иматериалов. М.: Политиздат, 1979. 295 с.
  86. A.B. Советская школа к десятилетию Октябрьскойреволюции. Собрание сочинений в 8 тт. Т.4. С. 64−68.
  87. A.B. О театре и драматургии. Т. 1−2. М., 1958. 210 с.
  88. Луначарский A.B.Культурная революция и общественность. М, 1. Л., 1929. 70 с.
  89. И.В. Съезд народов Терской области 17 ноября 1920 г. / Доклад о советской автономии Терской области. Сочинения. Т.4. МД951. С. 406.
  90. И.В. Приветствие Первому съезду женщин-горянок 17 июня 1921 г. Сочинения. Т.5.М.Д947. С.60−61.
  91. К. Воспоминания о Ленине. М., 1955. 270 с.
  92. V. Материалы научных конференций. Сборники научныхсообщений
  93. Великий Октябрь: проблемы истории. Сборник статей. М., 1987.288 с.
  94. Великий Октябрь и дружба народов. Материалы межрегиональной научной конференции (20−25 октября 1987 г.). Орджоникидзе, 1988. 135 с.
  95. Плоды ленинской дружбы (к 50-летию образования автономии и 200-летию добровольного присоединения Осетии к России). Орджоникидзе, 1976.228 с.
  96. Рождённая Октябрём. Межвузовский сборник статей. / Под ред. проф. Гиоева М. И. и др. Орджоникидзе, 1978. 155 с.
  97. Руководство партийных организаций строительством социализма в республиках Северного Кавказа. Межвузовский сборник статей.
  98. Орджоникидзе, 1982. 107 с.
  99. Осуществление ленинской национальной политики в республиках Северного Кавказа. Сборник научных трудов. / Под ред. проф. Гиоева М. И. и др. Орджоникидзе, 1987. 146 с.
  100. Северная Осетия: история и современность. Сборник трудов Северо-Осетинского института истории, филологии и экономики. / Под ред. А. Г. Кучиева и др. Орджоникидзе, 1989. 289 с.
  101. Северная Осетия: история и современность. Сборнику трудов отдела истории Северо-Осетинского научно-исследовательского института истории, филологии и экономики. Вып. 2. Владикавказ, 1992. 217 с.
  102. Интеллигенция Северного Кавказа в истории межрегиональной научной конференции (10−11 апреля 1988 г.). Ставрополь, 1988. 211 с.
  103. Актуальные проблемы гуманитарных и социально экономических наук Тезисы докладов и выступлений Владикавказской ежегодной межвузовской научно-теоретической конференции. / Под ред. В. М. Каироваи др. Владикавказ, 2004. 277 с.
  104. Проблемы преподавания социально-гуманитарных наук на современном этапе. Тезисы докладов юбилейной межвузовской научно-теоретической конференции. / Под ред. проф. В. М. Каирова и др.1. Владикавказ, 2005. 130 с.
  105. Актуальные проблемы новейшей истории. Сборник научныхстатей, посвященных 85-летию исторического факультета. / Под ред. проф. Н. Д. Малиева и др. Владикавказ, 2008. 203 с.
  106. Теоретические основания культурной политики. Сборник научных трудов Российского государственного гуманитарного университета. / Под ред. проф. Э. А. Орловой и др. Москва. 1993. 252 с.
  107. Северная Осетия: история и современность. Сборник научных трудов Северо-Осетинского госуниверситета им. К. Л. Хетагурова. / Под ред. проф. И. Д. Малиева и др. Владикавказ, 2003. Вып. 4. 235 с. 1. VI. Книги, монографии
  108. Абилов А. А. Борьба коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957. 99 с.
  109. A.A. Очерки советской культуры народов Дагестана.1. Махачкала, 1959. 267 с.
  110. Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны ипервых лет строительства социализма. М.: Академия художеств СССР, 1962. 182 с.
  111. Р.Я. Советское искусство периода развёрнутого строительства социализма (1933−1941 гг.). М.: Искусство, 1964. 167 с.
  112. А.Г. Социалистическая национальная культура. М.:1. Политиздат, 1974. 134 с.
  113. С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественнополитическая мысль 60−90-х гг. XIX в. Владикавказ, 2002. 213 с.
  114. Алиев У.Д. национальный вопрос и национальная культура в
  115. Северо-Осетинском крае. Ростов на / Дону, 1926. 82 с.
  116. У.Д. Достижения советской власти на Северном Кавказе в области национальной политики к 10-летию Октября. Ростов на — Дону, 1927. 64 с.
  117. Орджоникидзе, 1959. 247 с.
  118. А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. М.:
  119. А.И. Ленин и культурная революция. Москва, 1969.201 с.
  120. A.A. О формировании и развитии осетинской социалистической нации. Орджоникидзе, 1963. 38 с.
  121. Балл ер Э. А. Коммунизм. Культура. Человек. М., 1979. 238 с.
  122. М.М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа (1917−1941 гг.). Черкесск, 1978. 285 с.
  123. Х.М. К вопросу об образовании национальной государственности Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961. 212 с.
  124. Большевистская модель в борьбе за демократизацию образования. Начало XX в. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Б. К. Тебиева. М.: Педагогика, 1990.230 с.
  125. Н. Ф. Мекулов Д.Х. Народы и власть: «социалистическийэксперимент». 20-е годы. Майкоп, 1994. 302 с.
  126. В. Л. XX век российской истории и посткоммунистическая советология // Российская империя: история одной страны. М., 1993.
  127. К.С. Избранное. Владикавказ, 2003.
  128. Вопросы истории и историографии социалистической культуры. /
  129. Под ред. Д. Ф. Маркова. М., 1987. 191 с.
  130. А.Х. На пути к всеобщему среднему. Орджоникидзе, 1977. 95 с.
  131. С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти (1917−1925 гг.). М., 1990. 144 с.
  132. Герандоков М. Х. Культурное строительство в Кабардино
  133. Балкарии. Нальчик. 1975. 322 с.
  134. М.И. Ленинская аграрная политика в горском ауле.
  135. Орджоникидзе, 1969. 335 с.
  136. В.В. Ленин и социалистическая культура (Ленинскаяконцепция формирования социалистической культуры). М., 1972. 340 с.
  137. Т.Ф. Культурная революция в СССР составная часть ленинского плана построения социализма (1917−1937 гг.). М., 1968. 272 с.
  138. М.А. Очерки истории осетинской периодической печати1906−1936 гг.). М., 1968.
  139. С.Т. Культурное строительство в Северной Осетии.1. Орджоникидзе, 1964. 48 с.
  140. Дзантиев А. А. Художники Северной Осетии. Л., 1988.208 с.
  141. A.A. Изобразительное искусство Осетии. Орджоникидзе, 1973. 210 с.
  142. Л.Х. Горская республика в восстановительный период: экономика и социальная политика. Владикавказ, 200. 112 с.
  143. Л.Х. Система социально-политических отношений в Северной Осетии в восстановительный период. Владикавказ. 2009. 114 с.
  144. Дзидзоев В. Д. Печать боевое оружие КПСС. Оржоникидзе, 1989.209 с.
  145. В.Д. От союза объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917−1924 гг.). Владикавказ: СОГУ, 2003.
  146. В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Изд. 2-е.1. Владикавказ, 1998. 256 с. 63 8. Дзидзоев В. Д. Кавказ конца XX века: тенденцииэтнополитического развития (историко-политологическое исследование).1. Владикавказ, 2000. 358 с.
  147. Дзокаев К. Х. Социалистические преобразования в Северной
  148. Осетии за период Советской власти. Орджоникидзе, 1954. 47 с.
  149. H.H. Экономика Северной Осетии в восстановительныйпериод. Орджоникидзе. 1956. 35 с.
  150. З.К. Культурное строительство в Советской Чечено-Ингушетии (1920−1940 гг.). Грозный, 1974. 235 с.
  151. Ш. Ф. Фольклор и осетинская поэзия. 1917−1941 гг.
  152. Орджоникидзе, 1972. 160 с.
  153. Дзауджикау: Ир, 2001. 460 с.
  154. Е.А. Октябрь и культурная революция в Закавказье (19 211 975 гг.). Цхинвали, 1988. 280 с.
  155. Н. А. Художники Северной Осетии. М., 1959. 195 с.
  156. Живопись автономных республик РСФСР (1917−1941). М., 1978.285 с.
  157. Зак Л. М. История культурного строительства в СССР в советскойисториографии (1956−1963 гг.). М., 1964. 270 с.
  158. Зак Л.М. строительство социализма в СССР. Историографическийочерк. М.: Мысль, 1971. 318 с.
  159. История Северной Осетии: XX век. Владикавказ. 2003. 630 с.
  160. История Северо-осетинской АССР: с древнейших времён до наших дней. В 2-х т. Изд. 2-е, перераб. и доп. Орджоникидзе, Ир. Т.1. 529 с.
  161. Г. В. Формирование и развитие рабочего класса в Северной Осетии (1860−1940). Орджоникидзе, 1963. 136 с.
  162. ГШ. Формирование социалистической интеллигенциина Северном Кавказе. М., 1988. 336 с.
  163. Г. Ш. Культурное строительство в Дагестане (19 201 940 гг.). Махачкала, 1960. 163 с.
  164. Г. Партия и культурная революция в СССР. М., 1957. 245с.
  165. Г. Г. Партия и культурная революция в СССР. М., 1957.229 с.
  166. Кара-Мурза С. Антисоветский проект. М., 2003. 300 с.
  167. М.Л. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.230 с.
  168. Ким М. П. Коммунистическая партия организатор культурнойреволюции в СССР. М, 1955.287 с.
  169. Ким М.П. 40 лет советской культуры. М.: Госполитиздат, 1957.388 с.
  170. И.К. культурное наследие: современные проблемы. М.:1. Наука, 1987. 173 с.
  171. Т.Ю. Модернизация России: национальнокультурная политика 20-х годов. М., 1998. 415 с.
  172. Т.Ю. Власть и культура. Исторический опыт организации государственного руководства национально-культурным строительством. 1917−1925 гг. М., 1992. 192 с.
  173. Культурная революция и атеистическое воспитание в СССР (19 171 937 гг.). Магнитогорск, 1989. 115 с.
  174. Культурная революция в СССР. / Под ред. М. П. Кима и др. М., 1967. 560 с.
  175. .С. К высотам культуры. Орджоникидзе, 1979. 184 с.
  176. С.Д. Против вредных привычек прошлого. Орджоникидзе:1. Севосгиз, 1955. 56 с.
  177. В.А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидациямассовой неграмотности в СССР. М.: Наука, 1967. 328 с.
  178. В.А. революция и просвещение масс. М.: Наука, 1973.335 с.
  179. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917−1976гг.). М., 1968.349 с.
  180. В.Д. История Осетии: XX век. Владикавказ: Ир, 2011. 255с.
  181. М., Плиева Ж., Русанов И. Русский театр в Осетии. Орджоникидзе, 1971. 136 с.
  182. М., Кариаева Т. Северо-Осетинский драмтеатр.
  183. Орджоникидзе, 1960. 218 с.
  184. A.A. Возрождение. Орджоникидзе, 1987. 217 с.
  185. Магометов А. А. Межнациональные отношения, интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект. М., 2004. 533 с.
  186. A.A. И сокращаются большие расстояния. Провинциальный классический университет в мировой образовательнойсистеме. М., 1998. 140 с.
  187. A.A. Трудовой подвиг прессы. Борьба партийносоветской печати национальных областей Северного Кавказа за решение задач хозяйственного и культурного строительства в 1921—1925 годах.1. Нальчик, 1977. 88 с.
  188. А.Х. Культура и быт осетинского крестьянства.
  189. Орджоникидзе, 1963. 230 с.
  190. Х.Б., Саблиров М. З. Деятельность культурно-просветительных учреждений Кабардино-Балкарии в годы первой пятилетки.
  191. Из истории развития социалистической культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1981.
  192. Мулукаев P.C. Развитие советской государственности Северной
  193. Осетии. Орджоникидзе, 1968.
  194. Г. Х., Хутуев Х. И. Братская помощь русского и другихнародов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1979.
  195. Народы СССР. Краткий справочник. М.-Л., 1958. 44 с.
  196. Основы марксистско-ленинской теории культуры. / Под ред. А. И. Арнольдова, А. С. Фриша. М., 1986. 320 с.
  197. Основные вопросы социализма и коммунизма. М., 1962. 420 с.
  198. Орджоникидзе, 1969. 380 с.
  199. От века к веку. Страницы истории образования в Северной
  200. Осетии / Общ. ред. А. В. Черджиева, А. Ю. Белогурова, М., 2001. 335 с.
  201. Пути культурной революции на Северном Кавказе. Культурнаяпятилетка. Ростов на — Дону, 1931. 215 с.
  202. В.В. Дзауджикау за годы советской власти. Очеркхозяйственного и культурного развития. Дзауджикау, 1948.
  203. К.П. Алагир. Очерк природы и истории. Владикавказ: Ир, 1996. 281 с.
  204. Роль России в истории Осетии: Сб. научн. тр. / Под ред. В.В.
  205. Дегоева. Орджоникидзе, 1989. 201 с.
  206. Северная Осетия. Политико-экономический очерк СевероОсетинской АССР. Орджоникидзе, 1939. 320 с.
  207. И.С. Ленин и Советская культура. М., 1960. 380 с.
  208. К.Ф. Краеведение. М.: Просвещение, 1974. 144 с.
  209. С.П. Введение в советское краеведение. М.-Л., 1932. 104с.
  210. Р.К. Осетинская советская поэзия. Цхинвал, 1975. 244 с.
  211. Орджоникидзе, 1976. 228 с. 6106. Хачиров А. К. О формировании осетинской интеллигенции.
  212. Северо-Осетинской АССР. Дзауджикау, 1952.6111. Цуциев Б. А. Экономическое и культурное развитие Северной
  213. Северной Осетии. Орджоникидзе, 1969.6117. Чибиров Х. Т. Северная Осетия в братской семье народов СССР.
  214. VII. Периодические издания1. Газеты
  215. Горская правда: 1921 г., 1922 г, 1923 г., 1924 г.
  216. Горская беднота: 1921−1922 гг.
  217. Власть труда: 1925 г., 1927 г., 1929 г., 1931 г., 1933 г.
  218. Пролетарий Осетии: 1933 г., 1934 г., 1935 г., 1936 г., 1937 г.
  219. Социалистическая Осетия: 1937 г., 1938 г., 1939 г., 1940 г., 1971 г., 1977 г., 1983 г., 1989 г.
  220. Северная Осетия: 1993 г., 1998 г., 2011 г.78. Слово: 1998 г. 79. Ленинская правда: 1977 г.
  221. Молодой коммунист: 1982 г., 1984 г., 1987 г.
  222. Арыгон большевик (Молодой большевик): 1929 г., 1930 г., 1931 г.
  223. Советский Юг: 1920 г., 1928 г., 1931 г., 1939 г.
  224. Растдзинад (Правда): 1923−199 гг., 2011 г. 1. Журналы
  225. Революционный Восток: 1928 г., 1935 г.
  226. Революция и горец: 1930 г., 1932 г., 1935 г.
  227. Революция и национальность: 1935 г., 1936 г., 1937 г., 1938 г.
  228. Мах дуг (Новое время): 1927 г., 1928 г, 1935 г., 1936 г., 1939 г.
  229. Фидиуаг (Глашатай): 1928 г., 1931 г., 1934 г., 1938 г., 1939 г., 1966 г., 1967 г.
  230. Северо-Кавказский край: 1929 г., 1932 г.
  231. Народное просвещение: 1927 г., 1928 г., 1930 г.
  232. Краеведение на Северном Кавказе: 1928 г., 1929 г. 1. VIII. Статьи
  233. В.И. Краеведение у горских народов // Известия Осетинского Научно-Исследовательского Института Краеведения. Под ред. проф. Б. А. Алборова и др. Вып. II. Владикавказ, 1926. С. 16−20.
  234. В. Культурные последствия модернизации у малочисленных народов. // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С. 201 220.
  235. А.Х. Народное образование в Северной Осетии. // Известия СОНИИ. Орджоникидзе, 1970. Т.28. С.30−38.
  236. Е. В Борьбе за национальные кадры в Северо-Осетинской АО. // Революционный Восток, 1935. № 2.
  237. Г. А. Краеведение и его задачи среди горских национальностей Северного Кавказа. // Известия Осетинского научно-исследовательского института Краеведения. Под ред. проф. Б. А. Алборова и др. Вып. 11. Владикавказ, 1926. с. 3−15.
  238. Г. А. Состояние и нужды народного просвещения в Осетии // Антология педагогической мысли Северной Осетии (Сост. Э. К. Каргиев. С.Р.Чеджемов). Владикавказ: Ир, 1993. С. 348−361.
  239. М.И., Гобети О. Б. Проблемы развития национальных языков в СССР в освещении буржуазных авторов. // Вопросы истории, 1969. № 10. С. 38−51.
  240. М.Х., Лолаев Т. П. Становление и развитие автономии Северной Осетии яркий пример мудрости ленинской национальной политики. // Плоды ленинской дружбы. Орджоникидзе, 1976. С. 18−32.
  241. Караева 3. История архитектуры г. Владикавказа в 20−30-е годы XX в. // Северная Осетия: история и современность. Сборник научных работ. / Под ред. Н. Д. Малиева Владикавказ, 2003. Вып. 4. С. 183.
  242. С.А. Из истории комсомола Северной Осетии в период восстановления народного хозяйства. // Учёные записки СОГПИ. Т. XXVII. Вып. 1. Орджоникидзе, 1967. С. 273−249.
  243. A.A. Зарождение национальной печати у народов Горской АССР в период восстановления народного хозяйства СССР (1921−1924 гг.). // Плоды ленинской дружбы. Орджоникидзе, 1976. С. 108−101.
  244. В. Д. Из истории борьбы осетинского народа за просвещение. // Учёные записки СОГПИ. Т. XXIII. Вып. I. Орджоникидзе, 1959. С.90−97.
  245. Э.А. Проблемы модернизации России: культурные аспекты. // Теоретические основания культурной политики. М., 1993. С. 5−23.
  246. И.И. Культурное строительство в горской Республике (1920−1924 гг.). // Учёные записки СОГПИ. Т. XXIII. Вып. 3. Орджоникидзе, 1967.
  247. С. Женщина националка на социалистической стройке. // Революция и национальности, 1934. № 3.
  248. Д. Советская Северная Осетия (Историко-культурное обозрение). // Мах дуг, 196. № 4. (на осет. яз.).
  249. М.С. Образование педагогического вуза в Осетии и его роль в становлении осетинской советской культуры (1920−192 гг.). // Учёные записки СОГПИ. Т. XXVIII. Вып. 2. Орджоникидзе, 1967. С. 237−249.
  250. М.С. Октябрьская революция и культура Северной Осетии в 1917—1920 гг.. // Учёные записки СОГПИ. Т. XXVIII. Вып. 2. Орджоникидзе, 1968
  251. А.Г. Народное образование в Северной Осетии (К 40-летию Советской власти). // Народное образование в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1957. С. 3−20.
  252. И.Т. Рабочий класс Северной Осетии в годы довоенных пятилеток. (Историографический обзор). // Северная Осетия: история и современность. / Под ред. А. Г. Кучиева и др. Орджоникидзе, 1989. С. 103 123.
  253. Т.П. Национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 1920—1930-е годы: проблемы современной историографии. // Отечественная История, 2005. № 1. С. 154−163.
  254. Г. И. Ликвидация неграмотности в Северной Осетии. // Северная Осетия: история и современность. Сборник научных работ. Под ред. А. Г. Кучиева и др. Владикавказ: Северо-осетинский институт гуманитарных исследований, 1989. Вып. 2. 1992. С. 113−120.
  255. Г. И. Развитие науки научных учреждений в Северной Осетии в переходный период (1917−1937 гг.). // Северная Осетия: история и современность. Под ред. А. Г. Кучиева и др. Орджоникидзе, 1989. С.174−188.
  256. З.Б. Культурное развитие Северной Осетии в 20−30-е годы XX века. Дис. канд. ист. наук. Владикавказ, 2009.
  257. Э.А. Партийно-советская печать Северной Осетии в борьбе за социалистическую индустриализацию области (1926−1936 гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Нальчик, 1978. 26 с.
  258. А.П. Развитие исторического краеведения как явления социально-культурной жизни российского общества в 20−90-х гг. XX в. (на материалах Краснодарского края и Республики Адыгеи). Дис. канд. ист. наук. Владикавказ, 2012.
  259. С.Р. Образование и воспитание в Осетии в XVIII -XX веках (исторический аспект). Автореф. дис. докт. ист. наук. Владикавказ, 2000.
Заполнить форму текущей работой