Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование комплексных мероприятий по первичной профилактике распространенных инфекционных заболеваний среди детей и подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антропометрическая характеристика учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования, принявших участие в анкетировании, характеризуется отсутствием существенных отклонений от нормальных величин роста и индекса массы тела, установленных по формуле С) ие1е1е1 и критериям ВОЗ. Большинство участников опроса оценивают собственный иммунитет… Читать ещё >

Содержание

  • Перечень сокращений и условных обозначений
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМ ПРОФИЛАКТИКИ ГРИППА И ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
  • Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Этапность, материал и методы исследования
  • Глава 3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
    • 3. 1. Антропометрическая характеристика учащихся средних образовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования
    • 3. 2. Информированность и приверженность учащихся средних образовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования
  • Глава 4. АНАЛИЗ ДОСТУПНОСТИ И АДЕКВАТНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ИНФОРМАЦИИ О ГРИППЕ И ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЯХ
    • 4. 1. Информация об эпидемиологии гриппа и ОРВИ
    • 4. 2. Информация о профилактике гриппа и ОРВИ
    • 4. 3. Клинико-диагностическая информация о гриппе и ОРВИ
    • 4. 4. Информация о лечении гриппа и ОРВИ
    • 4. 5. Медико-экономические аспекты гриппа и ОРВИ
  • Глава 5. ОБОСНОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКеНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ГРИППА И ОРВИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТ
    • 5. 1. Здоровьесберегающая образовательная технология в деятельности средних общеобразовательных школ
    • 5. 2. Общая характеристика комплексной медико-социальной образовательной программы «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ»
    • 5. 3. Структура учебно-методического плана комплексной медико-социальной образовательной программы «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ»
    • 5. 4. Содержание комплексной медико-социальной образовательной программы «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ»
    • 5. 5. Исполнители комплексной медико-социальной образовательной программы «Жить и быть здоровым», раздел 119 «Грипп и ОРВИ»
    • 5. 6. Итоговый контроль знаний учащихся по проблематике гриппа и ОРВИ
    • 5. 7. Результаты апробации комплексной медико-социальной образовательной программы «Жить и быть здоровым», раздел 120 «Грипп и ОРВИ»
      • 5. 7. 1. Динамика охвата детей профилактическими мероприятиями
      • 5. 7. 2. Динамика охвата детей воспитательными мероприятиями
      • 5. 7. 3. Динамика охвата детей обучающими мероприятиями и их знаний проблематики гриппа и ОРВИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ВЫВОДЫ 135 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ИФН — интерферон ИМТ — индекс массы тела JIP — лабораторная работа

МГМСУ — Московский государственный медико-стоматологический университет

МОО — межрегиональная общественная организация

НПВС — нестероидные противовоспалительные средства

ООО — общество с ограниченной ответственностью

ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция

РНК — рибонуклеиновая кислота

РФ — Российская Федерация

ПЗ — практическое занятие

ПО — профессиональное образование

СЗРП — синдром задержки роста плода

СОШ — средняя образовательная школа

ССУЗ — среднее специальное учебное заведение

УФО — ультрафиолетовое облучение

ФПН — фетоплацентарная недостаточность

ЦНС — центральная нервная система

Совершенствование комплексных мероприятий по первичной профилактике распространенных инфекционных заболеваний среди детей и подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время значимость инфекционных болезней в общей патологии населения не только не снижается, но и имеет тенденцию к возрастанию [112].

Современная эпидемиологическая ситуация характеризуется повышением числа острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) во всех возрастных группах, что во многом связано со снижением иммунологической реактивности населения [92]. Одновременно следует отметить, что применение рациональных методов профилактики заболеваний и их лечения позволили достичь значительного снижения детской смертности от инфекционных заболеваний, в том числе от гриппа и ОРВИ [81].

Чрезвычайно важным моментом в развитии профилактических мероприятий, как известно, является их принадлежность к превентивной педиатрии, применяющей комплексные методы противостояния наиболее распространенным инфекциям, а также внедрение в практическое здравоохранение профилактических прививок, детских консультаций и санитарно-гигиенического режима в учреждениях для детей [23],.

Вместе с тем результаты профилактики и лечения гриппа и ОРВИ по-прежнему не удовлетворяют управленческие структуры здравоохранения и практических врачей, сталкивающихся с ежегодным многократным повышением нагрузки в осенне-зимний период [20].

Немаловажен тот факт, что проведение массовой вакцинации сопряжено с определенными трудностями [176]. Прежде всего, это касается достаточно длительных по времени сроков проведения вакцинации, недостаточным финансированием, как самих вакцин, так и труда медперсонала, а также необходимости массовых обследований перед началом вакцинации и большим количеством медицинских отводов от профилактических прививок [172].

Эффективность вакцинации против гриппа повышается тогда, когда эпидемиологическая служба правильно прогнозирует серовар гриппа, в противном случае эффективность профилактики резко снижается. Использование поливалентных вакцин более результативно, но и более затратно. Кроме того, имеющиеся вакцины не страхуют от заболевания ОРВИ [169].

Следует признать, что справиться с ростом инфекционной заболеваемости в целом достаточно трудно, поскольку повышение общей резистентности организма напрямую связано с образом жизни различных слоев населения, а также с рядом техногенных и социальных факторов среды обитания [165].

Если принять во внимание, что большинство болеющих ОРВИ и гриппом — дети, а среди них наибольшую долю составляют школьники, то становится очевидным, что назрела острая необходимость в разработке и внедрении специальных обучающих программ профилактики инфекционных заболеваний, структурированных в зависимости от возраста наиболее часто болеющего контингента. Они представляют собой одновременно и средство индивидуального использования, и средство массовой профилактики [108].

Внедрение в практику таких программ позволит повысить уровень знаний учащихся по различной проблематике инфекционных заболеваний, в частности гриппа и ОРВИ. При этом особую значимость приобретает использование для обучения источников соответствующей информации, с учетом реалий сегодняшнего дня, наличия информационных технологий, запросов молодого поколения.

С другой стороны, это позволит усилить мотивацию детей к соблюдению правил здорового образа жизни — одной из важнейших задач в области воспитания и охраны здоровья подрастающего поколения.

Анализ диссертационных исследований последнего десятилетия [7, 29, 30, 32, 40, 51, 52, 56, 83, 85, 98, 110, 124, 128, 133, 138 и др.] подтверждает высокий научный интерес к проблеме профилактики гриппа и ОРВИ среди детей, но в основном дошкольного и младшего школьного возраста. Вместе с тем такой важный аспект как разработка комплексных мер профилактики гриппа и ОРВИ, базирующихся на реализации специально созданных медико-социальных программ, включающих обучающий, воспитательный и медицинский разделы, не получил должного изучения и освещения в научной литературе.

В этой связи исследования, направленные на совершенствование профилактических мероприятий путем повышение уровня знаний детей и подростков о наиболее распространенных инфекционных заболеваниях, приобретают всё большую актуальность.

Изложенное определило актуальность предпринятого исследования, его цель и задачи.

Цель исследования: обоснование и разработка медико-социальной программы профилактики гриппа и ОРВИ среди учащихся средних образовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования.

Задачи исследования:

1. Дать антропометрическую характеристику учащимся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования и изучить их оценку состояния собственного иммунитета к гриппу и ОРВИ.

2. Изучить уровень медицинской грамотности учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования в вопросах профилактики гриппа и ОРВИ и оценить понимание ими соответствующих проблем.

3. Оценить информативность, адекватность и доступность информации о гриппе и ОРВИ в Интернет-документах, сортируемых по релевантности поисковыми системами Google, Yandex, Rambler, и их способность выступать обучающим материалом по профилактике гриппа и ОРВИ.

4. Разработать и оценить эффективность комплексной медико-социальной программы профилактики гриппа и ОРВИ для учащихся средних образовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

1. Изучен уровень информированности и приверженности учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования выполнению мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ. Установлено, что эффективность мероприятий определяется не только знаниями, умениями и навыками детей по профилактике этих инфекций, но также готовностью и возможностью применять их на практике.

2. Разработаны, внедрены и апробированы: методика оценки адекватности и доступности информации о гриппе и ОРВИ в Интернет-документах. Установлено, что наряду с широкой доступностью сведений об обсуждаемых инфекциях, чрезвычайно важно, чтобы информация имела высокое соответствие пользовательскому запросу, а значит, и обладала способностью быть обучающим материалом по проблеме профилактики гриппа и ОРВИмедико-социальная программа «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ», структурированная по трем направлениям работы: медицинскому, обучающему и воспитательномувысокая эффективность медико-социальной программы заключается в положительной динамике охвата учащихся мероприятиями по круглогодичной витаминизации, сезонному интраназальному введению интерферона, обучающими специализированными тренингами, занятиями спортом и досугово-развлекательными мероприятиями на открытом воздухе, а также показателей статистической трудности и дифференцирующей силы итогового тестового задания по контролю знаний о гриппе и ОРВИ.

Практическая значимость.

Результаты исследования, отражающие уровень информированности детей о гриппе и ОРВИ, а также их приверженности выполнению мероприятий профилактики, могут служить ориентиром для предупреждения сезонных пиков заболеваемости этими инфекциями.

Внедрение в средние образовательные школы и средние специальные учебные заведения профессионального образования медико-социальной программы «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ» сопровождалось созданием системы мониторинга условий реализации основных положений программы, планомерной работы руководителей образовательных учреждений, органов управления здравоохранением и образованием всех уровней по расчетам показателей охвата детей круглогодичной витаминизацией, сезонным интраназальным введением интерферона, обучающими тренингами, занятиями спортом и досугово-развлекательными мероприятиями на открытом воздухе, а также показателей статистической трудности и дифференцирующей силы итогового тестового задания по контролю знаний детей о гриппе и ОРВИ.

Результаты работы с 2011 г. внедрены в работу Департамента семейной и моло дежной политики г. Москвы, используются в организации комплексных мероприятий профилактики гриппа и ОРВИ среди детей, обучающихся в средней общеобразовательной тттколе-лицее № 2 и коррекционной школе-интернате 6-го типа (г. Дедовска Московской области), в работе МОО «Каскад» (г. Москва), в научном и педагогическом процессе Московского государственного медико-стоматологического университета (МГМСУ).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уровень медицинских знаний учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования по проблеме гриппа и ОРВИ, понимание ими соответствующих проблем и приверженность выполнению мероприятий по профилактике обозначенных инфекций остаются низкими.

2. Информация о гриппе и ОРВИ в Интернет-доку ментах, сортируемых по релевантности поисковыми системами Google, Yandex, Rambler, чтобы выступать обучающим материалом по профилактике гриппа и ОРВИ, нуждается в дополнительной научно-педагогической доработке и популяризации.

3. Медико-социальная программа «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ» способствует повышению приверженности учащихся средних образовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования выполнению мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ.

Апробация работы и публикации.

Материалы исследования доложены и обсуждены на:

Межрегиональной научно — практической конференции «Здоровье семьи — здоровье нации» (Пермь, 2012);

Всероссийской научно — практической конференции «Югра за здоровый образ жизни» (Ханты-Мансийск, 2012);

VIII Международной научно-практической конференции «Бъдещето въпроси от света на науката» (София, 2012);

Конференции сотрудников кафедры ЮНЕСКО, общественного ^ ^ i здоровья и. здравоохранения, исюрии медицины и финансов и инвестиции МГМСУ (2013).

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, в том числе 4 — в изданиях по перечню ВАК.

ВЫВОДЫ.

1. Антропометрическая характеристика учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений профессионального образования, принявших участие в анкетировании, характеризуется отсутствием существенных отклонений от нормальных величин роста и индекса массы тела, установленных по формуле С) ие1е1е1 и критериям ВОЗ. Большинство участников опроса оценивают собственный иммунитет невысоко. Доля детей, относящих себя к болеющим 1−2 раза в год, составила 60,98%, не менее 1-го раза в месяц — 12,79%, болеющих вне зависимости от сезонной активности вируса гриппа — 55,65%, длительно болеющих — 6,4%. Доля учащихся, практически не болеющих гриппом и ОРВИ, составила только 26,23%.

2. Уровень грамотности учащихся в вопросах профилактики гриппа и ОРВИ и понимание ими соответствующих проблем довольно низкие. По результатам анкетирования только 39,66% из них обратятся к врачу при появлении симптоматики гриппа и ОРВИ, а 10,23% продолжат посещать учебное заведение и контактировать с другими детьми. Меньше половины (46,05%) будут лечиться на основе назначений врача, а более трети опрошенных (39,23%) своё лечение построят на рекомендациях родителей. Каждый восьмой (13,44%) займется самолечением.

3. Сведения о гриппе и ОРВИ в Интернет-документах не достаточно информативны, чтобы выступать обучающим материалом по профилактике гриппа и ОРВИ для Интернет-пользователей, и нуждаются в дополнительной научно-педагогической доработке и популяризации. Лишь 18,18% информации по профилактике гриппа и ОРВИ может быть использовано для самообучения Интернет-аудитории, 30,0% информации — по вопросам эпидемиологии гриппа и ОРВИ. Вся популярная информация о клиникодиагностических и лечебных аспектах гриппа и ОРВИ нуждается в существенной научно-педагогической доработке, а разработка медико-социальных программ соответствующей тематической направленности не теряет своей актуальности.

4. Медико-социальная программа «Жить и быть здоровым», раздел «Грипп и ОРВИ» способствует повышению приверженности учащихся выполнению мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ, а также здоровому образу жизни. Установлено достоверное увеличение доли учащихся детей, успешно справившихся с тестовым заданием по проблематике гриппа и ОРВИ, дифференцирующая сила которого составила 52,10%.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой