Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение комплексов оздоровительных и восстановительных средств при подготовке юных спортсменов в восточных единоборствах (на примере каратэдо)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны и апробированы три исследовательских комплекса для изучения динамики психофизиологических функций у юных спортсменов при воздействии различных тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятийна основании результатов исследования суточной динамики восьми показателей психофизиологических функций у юных спортсменов определены оптимальные периоды для тренировок и разработаны… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
    • 1. 1. Основные методические положения подготовки спортсменов в каратэдо
    • 1. 2. Применение средств восстановления и повышения работоспособности спортсменов
      • 1. 2. 1. Педагогические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности
      • 1. 2. 2. Гигиенические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности
      • 1. 2. 3. Медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности
      • 1. 2. 4. Психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности
    • 1. 3. Особенности применения средств восстановления и повышения спортивной работоспособности при подготовке борцов
  • ГЛАВА 11. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 2. 1. Задачи исследований
    • 2. 2. Методологическая основа исследований
    • 2. 3. Методы исследований
      • 2. 3. 1. Теоретический анализ и обобщение
      • 2. 3. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 3. 3. Методы исследования психофизиологических функций у юных спортсменов
        • 2. 3. 3. 1. Методика исследования времени двигательных реакций у юных спортсменов
        • 2. 3. 3. 2. Методика исследования максимальной силы мышечных групп у юных спортсменов
        • 2. 3. 3. 3. Методика исследования максимальной частоты движений у юных спортсменов
        • 2. 3. 3. 4. Методика исследования скоростно-силовых качеств у юных спортсменов
        • 2. 3. 3. 5. Методика исследования тремора мышц рук у юных спортсменов
        • 2. 3. 3. 6. Методика исследования функций внимания у юных спортсменов
      • 2. 3. 4. Педагогические эксперименты
      • 2. 3. 5. Математико-статистические методы обработки результатов наблюдений и экспериментов
    • 2. 4. Организация исследований
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • I. ЭТАП — Изучение суточной динамики психофизиологических функций у юных спортсменов
    • 1. серия — Исследование изменений психофизиологических функций у юных спортсменов на протяжении суток
    • II. ЭТАП — Разработка и апробация тренировочных программ для недельных микроциклов .'
    • 2. серия — Формирование тренировочных программ для недельных микроциклов на подготовительном этапе
    • 3. серия- Исследование динамики психофизиологических функций у юных спортсменов во втягивающем недельном микроцикле
    • 4. серия — Исследование динамики психофизиологических функций у юных спортсменов в развивающем базовом недельном микроцикле
    • 5. серия — Исследование динамики психофизиологических функций у юных спортсменов в ударном микроцикле
    • 6. серия — Исследование динамики психофизиологических функций у юных спортсменов в восстановительном недельном микроцикле
    • III. — ЭТАП — Разработка комплексов восстановительных средств и оздоровительного комплекса закаливающих средств для юных спортсменов
    • 7. серия — Формирование комплексов восстановительных средств для различных недельных микроциклов
    • 8. серия — Разработка и апробация оздоровительного комплекса закаливающих средств для юных спортсменов
    • 1. У.-ЭТАП—Экспериментальное исследование эффективности применения разработанных комплексов восстановительных средств
    • 9. серия — Исследование эффективности применения комплекса № 1 восстановительных средств во втягивающем микроцикле
    • 10. серия -Исследование эффективности применения комплекса № 2 восстановительных средств в развивающем базовом микроцикле
    • 11. серия — Исследование эффективности применения комплекса № в ударном недельном микроцикле
    • 12. серия -Исследование эффективности применения комплекса № 4 восстановительных средств в восстановительном микроцикле
    • 13. серия — Исследование эффективности применения комплексов восстановительных средств в мезоцикле подготовительного периода
    • V. -ЭТАП- Разработка практических рекомендаций о применении оздоровительного комплекса и комплексов восстановительных средств в подготовительном периоде тренировочного процесса юных спортсменов

    14 серия — Подготовка практических рекомендаций о применении оздоровительного комплекса и комплексов восстановительных средств в подготовительном периоде тренировочного процесса юных спортсменов в каратэдо.

    ГЛАВА 1У. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    ВЫВОДЫ.

Применение комплексов оздоровительных и восстановительных средств при подготовке юных спортсменов в восточных единоборствах (на примере каратэдо) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Применение эффективных комплексов оздоровительных и восстановительных средств с учетом биологических особенностей юных спортсменов является весьма актуальным для укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи (Бальсевич В.К. 12], Волков Н. И., [36]- Граевская Н. Д., [51]- Иорданская Ф. А. 79]- Лаптев А. П.,[106]- Полиевский С. А. [137]). Особое значение разработка этой актуальной проблемы имеет для оптимизации подготовки юных спортсменов при занятиях восточными единоборствами. Эти новые виды спорта все шире распространяются в нашей стране и при этом пользуются заслуженным признанием среди молодежи. Однако многие гигиенические и медико-биологические аспекты подготовки спортсменов в восточных единоборствах мало изучены. Анализ литературных источников показал, что в литературе фактически не приводятся научные данные и практические рекомендации по применению комплексов оздоровительных и восстановительных средств для оптимизации подготовки юных спортсменов в восточных единоборствах. В связи с этим нами были проведены экспериментальные исследования по этой актуальной проблеме с учетом ее важных биологических аспектов, связанных с развитием и совершенствованием психофизиологических функций у юных спортсменов. Работа выполнялась в соответствии с темой Сводного плана научно-исследовательских работ Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма «Современные технологии стимуляционно-восстановительных средств в процессе физического воспитания и спортивной тренировки в разных экологических условиях».

Цель исследования. Разработка и апробация методики применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств для оптимизации подготовки спортсменов 13−14 лет в каратэдо в подготовительном периоде.

Объект исследования — система тренировок и восстановительных мероприятий при подготовке юных спортсменов 13−14 лет в каратэдо в подготовительном периоде.

Предмет исследования — средства и методы применения различных оздоровительных и восстановительных средств для оптимизации подготовки юных спортсменов 13−14 лет в каратэдо в подготовительном периоде.

Гипотеза исследования — Предполагалось, что на основе разработки современной методики применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств можно будет оптимизировать подготовку юных спортсменов 13−14 лет в каратэдо в подготовительном периоде.

Задачи исследования:

1. Изучить суточную динамику психофизиологических функций у юных спортсменов и на основании этих данных определить оптимальные периоды для тренировок и разработать рациональные суточные режимы юных спортсменов.

2. Разработать и апробировать тренировочные программы для различных недельных микроциклов в подготовительном периоде.

3. Исследовать динамику различных психофизиологических функций, характеризующие процессы утомления и восстановления у юных спортсменов, в различных недельных микроциклах подготовительного периода и на основании эти данных разработать комплексы восстановительных средств и методику их применения.

4. Выявить в процессе педагогических экспериментов эффективность и особенности применения разработанных комплексов оздоровительных и восстановительных средств при занятиях юных спортсменов каратэдо в подготовительном периоде.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методика применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств для оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов 13−14 лет при занятиях каратэдо в подготовительном периоде;

— разработаны и апробированы три исследовательских комплекса для изучения динамики психофизиологических функций у юных спортсменов при воздействии различных тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятийна основании результатов исследования суточной динамики восьми показателей психофизиологических функций у юных спортсменов определены оптимальные периоды для тренировок и разработаны рациональные суточные режимы для юных спортсменов. — разработаны и апробированы тренировочные программы для четырех недельных микроциклов (втягивающий, развивающий базовой, ударный, восстановительный) для мезоцикла подготовительного периода. выявлены фазовые изменения динамики психофизиологических функций, характеризующие процессы утомления и восстановления у юных спортсменов, в четырех разработанных недельных микроциклах без применения дополнительных восстановительных средств и на основании этих данных разработаны комплексы оздоровительных и восстановительных средств.

— в процессе проведения педагогических экспериментов установлены эффективность и особенности применения четырех разработанных комплексов оздоровительных и восстановительных комплексов в предложенных недельных микроциклах подготовительного периода.

— выявлено, что применение предложенных и апробированных комплексов восстановительных средств обеспечивает, ускорение восстановительных процессов у юных спортсменов и позволяет на 1518% повышать объемы выполняемых упражнений в мезоцикле подготовительного периода. установлено, что применение разработанного комплекса оздоровительных закаливающих средств повышает закаленность юных спортсменов и в значительной степени уменьшает число простудных заболеваний.

Теоретическое значение исследования обуславливается, прежде всего, тем, что в подготовительном периоде тренировочного процесса юных спортсменов были теоретически обоснованы новые методические положения о разработке и применении комплексов оздоровительных и восстановительных средств с учетом особенностей развертывания процессов утомления и восстановления у юных спортсменов в различных недельных микроциклах.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные научные положения, выводы и разработанные практические рекомендации могут применяться в тренировочном процессе юных спортсменов 13−14 лет в подготовительном периоде в следующих основных направлениях:

— полученные данные' о суточной динамике психофизиологических функций у юных спортсменов позволяют определять оптимальные периоды для тренировочных занятий, а также формировать рациональные суточные режимы спортсменов. Установленные при этом величины суточных колебаний психофизиологических функций у юных спортсменов позволяют тренерскому составу более рационально планировать различные тренировочные нагрузки в течение дня;

— применение разработанных и апробированных тренировочных программ для четырех недельных микроциклов позволяет оптимизировать тренировочный процесс юных спортсменов в подготовительном периоде.

— экспериментальные данные о динамике психофизиологических функций, характеризующие процессы утомления и восстановления у юных спортсменов, в четырех недельных микроциклах могут использоваться для разработки комплексов восстановительных средств и целенаправленного программирования тренировочного процесса;

— разработанные и экспериментально проверенные комплексы восстановительных средств могут использоваться для оптимизации тренировочного процесса юных спортсменов.

— разработанный и апробированный комплекс оздоровительных закаливающих средств позволяет повысить закаленность юных спортсменов и обеспечить профилактику простудных заболеваний.

— целенаправленное применение предложенных и апробированных исследовательских методик позволяет обеспечить эффективный оперативный педагогический контроль за функциональным состоянием и спортивной работоспособностью юных спортсменов и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы в тренировочные программы и комплексы восстановительных средств;

— подготовленные практические рекомендации позволяют тренерскому составу эффективно использовать в подготовке юных спортсменов разработанные и апробированные методики применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств при подготовке юных спортсменов в каратэдо.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Формирование комплексов восстановительных средств в подготовительном периоде должно проводится на основании данных о динамике показателей психофизиологических функций, характеризующие процессы утомления и восстановления у юных спортсменов в различных недельных тренировочных микроциклов.

2. Применение комплексов педагогических гигиенических, медико-биологических и психологических восстановительных средств способствует повышению эффективности тренировочного процесса юных спортсменов при занятиях каратэдо в подготовительном периоде.

3. Использование разработанного комплекса оздоровительных закаливающих средств повышает закаленность юных спортсменов и обеспечивает профилактику простудных заболеваний.

4. Выявленные особенности суточной динамики показателей психофизиологических функций у юных борцов являются основанием для разработки суточного режима и оптимального планирования тренировочного процесса.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением комплексов современных методов исследований, адекватных поставленным научным задачамзначительным объемом полученных экспериментальных данныхкорректной статистической обработкой результатов наблюденийразвернутой качественной интерпретацией полученных научных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация диссертации проводилась на совместном заседании кафедр физиологиигигиены, экологии и спортсооруженийтеории и методики борьбы и восточных единоборствлечебной физкультуры, массажа и физической реабилитации Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Результаты исследования внедрены в практику подготовки юных спортсменов в каратэдо. Это подтверждается актами внедрения результатов исследований, представленными из различных спортивных организаций г. Москвы.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, который содержит 204 источника на русском языке и 21 источник на.

ВЫВОДЫ.

1. В процессе проведенных 13-ти серий исследований научно обоснована, разработана и экспериментально проверена методика применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств для оптимизации подготовительного периода тренировочного процесса юных спортсменов 13−14 лет в каратэдо.

2. В результате изучения динамики у юных спортсменов восьми показателей психофизиологических функций установлены закономерные изменения их на протяжении суток. Наиболее высокий уровень психофизиологических функций у юных спортсменов отмечался в период с 10 до 13 часов и с 17 до 20 часов. При этом установлены средние следующие величины суточной амплитуды колебаний наиболее важных для тренерской практики показателей психофизиологических функций юных спортсменов: время простой двигательной реакции- 6%, время сложной двигательной реакции 12%, максимальная сила мышц кисти и спины соответственно — 9% и 7%, максимальная частота движений — 8%, высота прыжка — 13%. На основании полученных данных были определены оптимальные периоды для тренировок, составлены тренировочные программы для четырех недельных микроциклов, разработан рациональный суточный режим юных спортсменов.

3. Разработаны и экспериментально проверены современные тренировочные программы для четырех недельных микроциклов (втягивающий, развивающий базовый, ударный, восстановительный), составляющих мезоцикл подготовительного периода юных спортсменов,.

4. В процессе исследований с многократным тестированием юных спортсменов в экспериментальных недельных микроциклах без применения дополнительных восстановительных средств у юных спортсменов. выявлены особенности динамики показателей психофизиологических функций, характеризующие процессы утомления и восстановления, которые были тесно связаны с направленностью, объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок. По мере нарастания утомления и, особенно в последние дни ударного недельного микроцикла у юных спортсменов после вечерних тренировок наблюдались признаки кумуляции утомления и ухудшения процессов восстановления. Так, например средние величины диапазона колебаний показателей психофизиологических функций у юных спортсменов после вечерних тренировок в ударном недельном микроцикле характеризовались следующими цифрами: время сложной двигательной реакций -16−28%, максимальная сила мышц кисти — 13−19% максимальная частота движений — 11−18%.

5. В соответствии с полученными данными о динамике процессов утомления и восстановления у юных спортсменов в предложенных недельных микроциклах были разработаны и апробированы четыре комплекса, которые включали педагогические, гигиенические, медико-биологические и психологические восстановительные средства. В комплексах использовались наиболее эффективные и доступные восстановительные средства: гидропроцедуры — теплый душ, горячий душразличные виды спортивного массажа — общий восстановительный массаж, кратковременный восстановительный массаж, гидромассаж, самомассажметодика приема сауны. Вместе с этим применялись витаминно-минеральный комплекс «Витрум"-Юниор и белковый коктейль. В процессе подготовки юные спортсмены систематически применяли психомышечную тренировку (успокаивающая часть).

6. Разработан и апробирован специальный комплекс оздоровительных закаливающих средств, в котором последовательно применялись следующие закаливающие водные процедуры: обтирания, обливания, холодный душ, контрастный душ.

7. В результате проведенных педагогических экспериментов в разработанных четырех недельных микроциклах было установлено, что применение сформированных комплексов восстановительных средств способствовало интенсификации восстановительных процессов у юных спортсменов и обеспечивало улучшение функционального состояния и повышение уровня психофизиологических функций.

8. В процессе сравнительного параллельного педагогического эксперимента на протяжении мезоцикла подготовительного периода у юных спортсменов были установлены эффективность и особенности применения четырех сформированных комплексов восстановительных средств. У юных спортсменов опытной группы, применявших комплексы восстановительных средств при заключительном обследовании, были отмечены более высокие темпы улучшения уровня психофизиологических функций (в скобках указаны данные контрольной группы): сила мышц кисти и спины увеличилась соответственно на 21% (12%) и на 11% (6%), максимальная частота движений увеличилась на 18% (8%), высота прыжка повысилась на 19% (9%), время сложной двигательной реакции уменьшилось на 16% (11%), показатели тремора мышц рук в статическом и динамическом режимах снизились соответственно на 11% (5%) и на 15% (9%), показатели интенсивности внимания увеличились на 18% (12%). Вместе с этим у юных спортсменов опытной группы отмечались более высокие темпы роста показателей в пяти контрольных упражнениях (в скобках указанны данные контрольной группы): выносливость в беге повысилась на 19% (5%), количество подтягиваний увеличилось на 32% (16%), прыжки в длину увеличились на 21% (10), время в беге на 30 м уменьшилось на 11% (6%), время в челночном беге на 10 м уменьшилось на 9% (5%).

9. Результаты проведенных исследований могут применяться в подготовительном периоде тренировочного процесса юных спортсменов при занятиях каратэдо в следующих основных направлениях: рациональной организации и программирования тренировочного процессаразработки современных тренировочных программ для различных недельных микроцикловсоставления оптимального суточного режима юных спортсменов и рационального применения различных тренировочных нагрузок в течение дняформирования и использования различных комплексов педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических средств восстановления и повышения спортивной работоспособностиразработки и применения комплекса оздоровительных закаливающих средствиспользования разработанных и апробированных комплексов исследовательских методик для оперативного педагогического контроля за воздействием на организм юных спортсменов различных тренировочных нагрузок и восстановительных средств.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

На основании проведенных экспериментальных исследований, анализа литературных данных и обобщения передового опыта тренерской практики подготовлены практические рекомендации о методике применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств при подготовке юных спортсменов в каратэдо. Основные положения этих практических рекомендаций приводятся ниже.

1. В целях оптимизации тренировочного процесса в подготовительном периоде и повышению оздоровительной направленности тренировок юных спортсменов при занятиях каратэдо рекомендуется использовать разработанную и экспериментально проверенную методику применения комплексов оздоровительных и восстановительных средств.

2. Разработанная методика включают в себя следующие основные элементы: оптимальные тренировочные программы для различных недельных микроциклов, комплексы восстановительных средств, комплекс оздоровительных закаливающих средств, методы оперативного педагогического контроля для определения эффективности тренировочных программ и применяемых восстановительных мероприятий.

3. Целенаправленное и комплексное применение разработанной и апробированной методики применения комплексов восстановительных средств стимулирует восстановительные процессы, способствует улучшению функционального состояния и повышению работоспособности юных спортсменов, обеспечивает предупреждение появлений у них состояний переутомления и перетренированности, профилактику спортивных травм.

4. Систематическое применение разработанного и апробированного комплекса оздоровительных закаливающих средств обеспечивает профилактику простудных заболеваний у спортсменов и оказывает общей оздоровительных эффект.

5. Планирование и организация учебно-тренировочного процесса должны осуществляться в соответствии с современными положениями теории и методики спортивной борьбы и восточных единоборств с учетом рекомендаций известных специалистов. Тренировочный процесс юных спортсменов должен программироваться с учетом педагогических задач данного этапа подготовки, возрастных и индивидуальных особенностей юных спортсменов.

6. Тренировочные программы для различных недельных микроциклов должны разрабатываться с учетом суммарного воздействия специализированной зарядки и тренировок. Структура и содержание тренировочных программ должны обеспечивать повышение спортивной работоспособности.

7. На подготовительном этапе подготовки спортсменов рекомендуется применять разработанные и апробированные нами втягивающий недельный тренировочный микроцикл (таблица 1) — развивающий базовый недельный микроцикл (таблица 2) — ударный недельный микроцикл (таблица 3), восстановительный недельный микроцикл (таблица 4).

8. При программировании тренировочного процесса юных спортсменов рекомендуется широко варьировать тренировочные нагрузки с учетом результатов педагогических, врачебно-педагогических наблюдений, данных о динамике показателей психофизиологических функций и показателей самочувствия спортсменов. Все это обеспечивает стимуляцию восстановительных процессов. у юных спортсменов и повышение эффективности подготовки.

9. На основании результатов проведенных исследований рекомендуются следующие оптимальные периоды для проведения специализированной зарядки — 7.00 — 7.30 час, для вечерних тренировок и самостоятельных занятий — 18.00 — 20.00 час.

10. В подготовительном периоде тренировочного процесса юных спортсменов рекомендуется широко применять педагогические средства восстановления, среди которых в первую очередь необходимо отметить следующие: программирование тренировочного процесса с обеспечением оптимальных соотношений различных по направленности, объему и интенсивности тренировочных нагрузокправильное чередование тренировочных нагрузок, активного и пассивного отдыхарациональное построение недельных микроциклов, тренировочного дня и отдельных тренировокнеобходимую вариативность тренировочных нагрузокположительный эмоциональный фон во время тренировок и активного отдыхасистематическое применение упражнений в расслаблениииспользование после тренировок комплексов упражнений для быстрейшего развертывания восстановительных процессов.

11. Гигиенические средства восстановления включают основные и дополнительные. Основные гигиенические средства: оптимальный суточный режим, специализированное питание. Дополнительные гигиенические средства целесообразно применять в виде комплексов. В комплексы рекомендуется включать наиболее эффективные и доступные для тренеров и спортсменов гигиенические средства восстановления, которые не требуют сложного и дорогостоящего оборудования, и могут применяться в различных условиях: гидропроцедуры — теплый душ (ТД), горячий душ (ГД), различные виды спортивного массажа — общий восстановительный массаж (ОВМ), кратковременный восстановительный массаж (КВМ), гидромассаж (ГМ), самомассаж (СМ), методика приема сауны.

12. Медико-биологические средства восстановления рекомендуется использовать в виде приема сбалансированного витаминного и минерального комплекса «Витрум» — Юниор и белкового коктейля (БК).

13. Сбалансированный витаминный и минеральный комплекс «Витрум» -Юниор содержит комплекс наиболее важных 13 витаминов и 10 минеральных солей для детей школьного возраста. Ежедневный приемодна таблетка.

14. Для коррекции пищевого рациона и интенсификации восстановительных процессов юных спортсменов рекомендуется применять белковый коктейль (БК), который готовится по следующей методике: обезжиренный творог -100 г, фруктовый сок — 100 г, сахар — 15 г, яичный белок — 20 г. Перемешать творог с соком в миксере, добавить сахар и яичный белок и вновь все перемешать. Белковый коктейль рекомендуется принимать после тренировок и перед сном.

15. Психологические средства восстановления должны систематически применяться тренерским составом в процессе подготовки юных спортсменов. Вместе с этим необходимо постоянно применять и психомышечную тренировку — ПМТ (успокаивающая часть).

16. При комплексном применении педагогических, гигиенических, медико-биологических и психологических. восстановительных средств необходимо учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности юных спортсменов, условия проведения тренировочного процесса, климатические условия, влияние различных восстановительных средств на организм спортсменов и другие факторы.

17. Формирование комплексов восстановительных средств должно осуществляться по апробированной нами схеме: определение динамики процессов утомления и восстановления у юных спортсменов в недельном микроциклеразработка с учетом этих данных адекватных комплексов восстановительных средствопределение эффективности разработанных комплексов восстановительных средств в реальных условиях тренировочного процесса и необходимая их коррекцияразработка и применение методов оперативного педагогического контроля за эффективностью проводимых восстановительных мероприятий.

18. При применении, втягивающего недельного тренировочного микроцикла рекомендуется использовать комплекс № I восстановительных средств (таблица 11).

19. При применении развивающего базового недельного тренировочного микроцикла рекомендуется использовать комплекс № 2 восстановительных средств (таблица 12).

20. При применении ударного недельного тренировочного микроцикла рекомендуется использовать комплекс № 3 восстановительных средств (таблица 13).

21. При применении восстановительного тренировочного недельного микроцикла рекомендуется использовать комплекс № 4 восстановительных средств (таблица 14).

22. В целях повышения закаленности юных спортсменов рекомендуется систематически применять разработанный и апробированный комплекс оздоровительных закаливающих средств, который включает в себя следующие виды водных процедур: обтирания, обливания, холодный душ, контрастный душ. Эти водные процедуры применяются на следующих этапах:

1 этапсентябрь, октябрь, ноябрь — Обтирания.

11 этап — декабрь, январь, февраль — Обливания.

Ш этап — март, апрель, май — Холодный душ.

1У этап — июнь и далее — Контрастный душ.

Закаливающие процедуры спортсменам необходимо выполнять ежедневно после специализированной зарядки.

23. В процессе подготовки рекомендуется систематически проводить оперативный педагогический и врачебный контроль за динамикой функционального состояния и работоспособностью юных спортсменов. При этом должна собираться и анализироваться информация о динамике основных параметров тренировочных нагрузок, показателях функционального состояния юных спортсменов и данных субъективных оценок их самочувствия. Поэтому необходимо постоянно осуществлять педагогические наблюдения, определение динамики показателей психофизиологических функций и изменений показателей контрольных упражнений, а также проводить анализ данных о субъективной оценке переносимости юными спортсменами тренировочных нагрузок и восстановительных мероприятий.

24. В процессе систематических наблюдений за динамикой показателей функционального состояния юных спортсменов рекомендуется использовать разработанные и апробированные нами комплексы эффективных и доступных для тренеров методик определения показателей психофизиологических функций. Эти исследовательские комплексы не требуют сложного и дорогостоящего оборудования и могут применяться в различных условиях тренировок, в спортивных залах, на стадионе, а также при проведении восстановительных процедур. Исследовательские комплексы могут применяться при проведении педагогических наблюдений на различных этапах подготовки юных спортсменов и включают в себя регистрацию и определение следующих показателей: время простой и сложной двигательной реакции на световой сигналмаксимальная сила мышц кисти и спинывысота прыжка с местамаксимальная частота движенийуровень тремора мышц рук в статическом и динамическом режимахинтенсивность внимания при корректурной пробечисло ошибок в корректурной пробеэффективность работы на внимание. Вместе с этим следует систематически определять показатели следующих контрольных упражнений: бег на 30 м (сек), челночный бег 3×10 м (сек), бег на выносливость 6 мин (кол-во м), подтягивание на перекладине (кол-во раз), прыжок в длину с места (м).

25. Получаемые в результате систематических наблюдений данные о динамике психофизиологических функций и показателей контрольных упражнений у юных спортсменов необходимо подвергать индивидуально-сравнительному анализу и использовать в комплексной оценке с другими показателями, полученными в процессе педагогических наблюдений и изучения субъективных данных юных спортсменов о переносимости тренировочных нагрузок и воздействия различных восстановительных средств.

26.1 При неблагоприятных данных врачебного и педагогического контроля при подготовке юных спортсменов следует срочно внести коррективы в тренировочные программы и восстановительные мероприятия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой