Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие регионального производственного комплекса: На материалах Республики Ингушетия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившаяся в настоящее время критическая ситуация в депрессивных регионах, глубокая асимметрия в их развитии, негативные тенденции и процессы в жизнеобеспечении местного населения выдвигают в разряд наиболее актуальных проблему повышения эффективности функционирования региональных производственных комплексов в условиях мелкомасштабных республик Северного Кавказа. Данные национальные республики… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты развития социально-экономических систем в депрессивном регионе
    • 1. 1. Смена парадигмы, закономерности и принципы рыночного регионоведения
    • 1. 2. Сущность и методика анализа депрессивных территориально-экономических образований
    • 1. 3. Концепция стабилизации и устойчивого развития депрессивных регионов в переходной экономике
  • Глава 2. Социально-экономическая оценка и основные направления развития территориально-производственного комплекса региона
    • 2. 1. Анализ состояния народного хозяйства Республики Ингушетия
    • 2. 2. Формирование и эффективность функционирования региональных отраслевых комплексов
    • 2. 3. Адаптация сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях нестабильности депрессивного региона
  • Глава 3. Повышение эффективности функционирования регионального производственного комплекса в депрессивном регионе
    • 3. 1. Комплексно-целевая программа развития региональных территориально-производственных систем
    • 3. 2. Прогноз и стратегия стабилизации и устойчивого развития кризисного регионального АПК
    • 3. 3. Развитие социальной сферы в депрессивном трудоизбыточном регионе

Формирование и развитие регионального производственного комплекса: На материалах Республики Ингушетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных российских условиях одновременное усиление интеграционных процессов и расширение суверенизации регионов сопровождается повышенной асимметрией в развитии региональных производственных комплексов. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы теоретического осмысления российской специфики и научно-практических разработок в области формирования и функционирования территориально-хозяйственных комплексов в регионах различного типа, и, особенно, в депрессивных социально-экономических образованиях, к которым относится большинство северокавказских республик.

Анализ происходящих здесь изменений показывает, что среди многочисленных процессов рыночной трансформации экономики доминирующими факторами в этих регионах стали критический спад производства, высокий уровень безработицы, финансовая нестабильность большинства предприятий. При этом теряется управляемость, а региональные производственные комплексы несут большие материальные, трудовые и финансовые потери.

Прогрессирующее их отставание требует создания организационно-экономического механизма и регионального менеджмента, адекватных состоянию хозяйствующих субъектов. Появляется острая необходимость в научных исследованиях по созданию необходимого производственного потенциала в нестабильной экономической среде, разработке механизмов рыночной адаптации товаропроизводителей и соответствующей методической базы их перехода к эффективной рыночной экономике. Для «проблемных» и кризисных территорий это задачи первостепенной важности с точки зрения их выживаемости и дальнейшего обеспечения успешной деятельности в области подъема производства и повышения уровня жизни местного населения.

Все вышеизложенное характеризует особую актуальность и практическую значимость исследования проблем стабилизации и повышения эффективности функционирования территориально-производственных комплексов (ТПК) в отдельных депрессивных регионах.

Фундаментальные теоретические и практические аспекты развития регионов различного типа были ранее исследованы и представлены в работах известных экономистов-регионоведов: В. И. Видяпина, А. Г. Гранберга, Н. Гликмана, В. В. Кистанова, В. Н. Лексиной, Т. Г. Морозовой, Н. Н. Некрасова, М. В. Степанова, С. А. Суспицина, Р. И. Шнипера и других ученых.

Отдельные стороны изучаемой проблемы рассматривались местными учеными-регионоведами по Северному Кавказу: М. М. Азизовым, Б. Я. Гершковичем, Ю. С. Давыдовым, В. Г. Игнатовым, В. Н. Овчинниковым, А. Б. Фиапшевым, JI. X. Яндиевой и другими.

По достоинству оценивая их вклад в решение исследуемой проблемы, следует отметить, что многие теоретические и методические вопросы, от решения которых зависит успешное функционирование региональных производственных комплексов и его отраслей в депрессивных регионах, изучены не до конца, а ряд носят дискуссионный характер.

Практическая значимость, недостаточная степень разработанности, острая актуальность проблемы по разрешению совокупности региональных депрессий в аспекте производственных комплексов Северо-Кавказских республик определили выбор темы, постановку цели и задач настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования состоит в обосновании научно-методических положений и разработке практических предложений по стабилизации и повышению эффективности функционирования территориально-хозяйственного комплекса и его отраслей в депрессивном регионе.

Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи, отражающие логику и концепцию исследования:

— обобщить и уточнить теоретические положения, выявить тенденции и особенности рыночного регионоведения в депрессивных условиях;

— осуществить организационно-экономический анализ и дать всестороннюю оценку существующей практике формирования и функционирования территориально-производственного комплекса в кризисном регионе;

— сформулировать основные направления стратегии стабилизации и устойчивого функционирования регионального производственного комплекса с учетом реализации концепции по его саморазвитию и самофинансированию;

— разработать прогноз и комплексно-целевую программу по повышению эффективности развития приоритетных региональных отраслевых комплексов в Республике Ингушетия;

— обосновать основные пути развития социальной сферы, повышения уровня жизнеобеспечения населения в трудоизбыточном регионе с критическим порогом бедности;

— апробировать на примере Республики Ингушетия рекомендации и предложения по адаптации сельскохозяйственных и промышленных товаропроизводителей в условиях нестабильности экономической среды и последовательной ее трансформации в зрелые рыночные отношения.

Предметом исследования явились теоретические и прикладные проблемы условий, специфики, механизмов и методов стабилизации и эффективного развития территориально-хозяйственных комплексов в региональных социально-экономических системах.

Объектом исследования являются предприятия и организации регионального производственного комплекса и его основных отраслей в Республике Ингушетия. Более углубленные исследования проводились на материалах нефтеперерабатывающего и агропромышленного комплексов, определяющих уровень развития республики.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили фундаментальные научные положения, представленные в трудах ведущих российских и зарубежных ученых, а также законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам формирования, функционирования и развития территориально-производственных комплексов в регионах разного уровня.

В основу исследования положены системный и ситуационные подходы с использованием общеэкономических и специальных методов анализа: системно-функционального, монографического, экономико-статистического, структурно-логического, а также инструментария экономического моделирования и прогнозирования.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на принципиальной возможности эффективного функционирования депрессионного региона, что позволяет на основе научных методов объективно устанавливать этапы полюсного (очагового) развития регионального производственного комплекса в нестабильной экономической среде, моделировать алгоритмы выведения кризисных территорий из экстремальной ситуации на уровень устойчивого саморазвития и самофинансирования, а в последующем сбалансированного роста в условиях рыночных отношений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. «Депрессивный регион» как понятие и экономическая категория представляет собой сложную, в значительной степени недостаточно организованную кризисную экономическую систему, где показатели в области уровня жизни, динамики производства и финансовой самообеспеченности территориального развития в 2−3 раза ниже среднероссийских. При этом возможно использовать предлагаемый автором совокупный индекс интегральной оценки кризисной ситуации в территориально-организованных экономических системах.

2. Восстановление и устойчивое развитие ТПК в депрессивных регионах возможно при государственной помощи, которая должна быть конкретной и адресной, иметь целевую направленность при максимальном эффекте регионального мультипликатора. В зависимости от степени депрессии ТПК возможно использовать четыре модели их развития: в основном за счет государствана основе устойчивого саморазвитияпутем создания общерегиональных корпорацийна базе программно-целевого подхода.

3. Как показал структурно-отраслевой анализ регионального производственного комплекса, по спаду производства и его убыточности, уровню душевого регионального продукта, задолженности федеральному бюджету и устойчивой дотационности экономики (до 70−90%), высокому уровню безработицы (65−70%), низкому душевому доходу и доли населения, живущего за порогом бедности с доходами ниже прожиточного минимума (до 70−80%) Республику Ингушетия вполне возможно отнести к разряду чрезвычайно депрессивных регионов.

4. Стабилизация повышения эффективности функционирования регионального производственного комплекса, как целостной территориально-организованной экономической системы, предполагает исследование тенденций, закономерностей, факторов и условий формирования и развития отдельных отраслей и сфер производства. Установлено, что для республики Ингушетия приоритетным направлением ее экономического развития являются топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и агропромышленный (АПК), как ведущие территориально-отраслевые комплексы региона.

5. Региональные ресурсные возможности разрешения социально-экономической депрессии следует извлекать в секторах хозяйственного комплекса, обладающих потенциалом стабилизации, прежде всего, за счет развития сельского хозяйства. В экстремальных условиях банкротства сельскохозяйственных организаций, при критическом обеспечении местного населения продуктами питания за счет собственного производства (в пределах 7−10%), в работе определены антикризисные. механизмы по адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к нестабильной экономической среде с ориентацией на продовольственное самообеспечение региона в системе программных мероприятий развития республики на 2005 год и на период до 2010 года.

6. Масштабность и сложность решения проблемы стабилизации и устойчивого развития ТПК депрессивных регионов предопределяет необходимость временной и пространственной декомпозиции предлагаемых организационно-экономических мер в пределах 10−15 лет. Укрупненно это возможно представить в виде блок-этапов, эшелонизированных во времени так, чтобы к концу концептуального периода вывести хозяйственный комплекс на траекторию устойчивого развития и обеспечить снижение региональной асимметрии по всем параметрам социально-экономической системы. На такой методической базе в диссертации разработан прогноз стабилизации и развития приоритетных отраслей ТПК в Республике Ингушетия на 2005;2010 годы.

7. Одной из важнейших составляющих развития депрессивных регионов является исследование социальной сферы народного хозяйства. В диссертации доказывается, что особое значение и свою специфику имеют показатели рынка труда и критерии развития социальных процессов, уровня жизни для депрессивных, традиционно трудоизбыточных регионов, характеризующихся крайне напряженной ситуацией на Северном Кавказе.

Научная новизна исследования состоит в разработке теоретико-методических положений и обосновании концепции стабилизации и повышения эффективности функционирования регионального производственного комплекса депрессивного региона. Составными элементами научного вклада являются следующие теоретические, методические и практические результаты:

— на основе смены парадигмы, учета закономерностей рыночного регионоведения в нестабильной экономической среде уточнено содержание понятия «депрессивный регион» и сформулировано определение, учитывающее темпы и пороговые значения кризисных явлений в территориально-производственных комплексах и социальной сфере;

— расширена система показателей для целостного анализа выявления причин социально-экономического кризиса с применением интегрального индекса оценки депрессивности региона в национальной экономике, проведена диагностика ТПК, отраслей и предприятий по общеэкономическим критериям, уровню технико-технологического развития, финансового состояния и степени напряженности социальной сферы народного хозяйствапредложены методические подходы к разработке целенаправленной антикризисной стратегии в зависимости от масштабов депрессии (отсталости) регионального производственного комплекса и несостоятельности (банкротства) предприятийсистематизированы возможные варианты их развития на основе выбора из четырех организационно-экономических моделей, отличающихся по содержанию уровнем регионального саморазвития и степенью корпоративной интеграции ТПК;

— в процессе выявления механизмов возникновения кризисных ситуаций, применения новых и адаптации существующих методов и инструментов формирования регионального ТПК, разработаны предложения по эффективному функционированию базовых отраслевых комплексов, обоснована приоритетность их развития и направления реструктуризации предприятий в нестабильной экономической средеформализована организационно-экономическая модель программных мероприятий по перспективному развитию регионального производственного комплекса, в рамках которой представлены основные блоки по приоритетным отраслям, определены цели, уровень и этапы преобразований, раскрыты их содержание и последовательность, что позволило предложить возможные варианты по выходу региональной экономики из кризиса на траекторию саморазвития и самофинансирования, снижения региональной асимметрии и выравнивания условий хозяйствования;

— разработан прогноз стабилизации и устойчивого развития ТПК и его отраслей в Республике Ингушетия, где на основе использования оптимизационных экономико-математических моделей и материалов «Федеральной целевой программы экономического и социально-политического развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 года», обоснованы направления и определены конкретные параметры перехода республики к саморазвивающемуся региону в составе РФ.

Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что сформированные выводы, предложенные методики и рекомендации по стабилизации и устойчивому развитию депрессивных социально-экономических систем могут найти применение при разработке программных мероприятий по выходу из кризиса депрессивных регионов-реципиентов, адаптации хозяйственных образований ТПК к рыночным условиям. Непосредственное практическое значение имеют предложения по проведению комплексной аналитической оценке депрессивных территорий и региональных производственных комплексов, по совершенствованию методики формирования и эффективного функционирования топливно-энергетического комплекса, выявлению антикризисных механизмов предотвращения несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных предприятий.

Рекомендации, разработанные в диссертации, одобрены Министерством экономики Республики Ингушетия и приняты к внедрению в ведущих отраслевых комплексах — ТЭК и АПК. Результаты исследования могут использоваться как учебно-методический материал в преподавании курсов по региональной экономике, отраслевой экономике и организации промышленных производств и аграрной сферы.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и получили положительную оценку на Всероссийской научно-практической конференции «Финансово-экономический механизм региона и его развитие в современных условиях» (г. Ставрополь, 2002 г.) и региональных научных конференциях СГАУ «Основные тенденции развития экономики и пути ее регулирования» (г. Ставрополь, 2002 г.) и НГГТИ «Экономика, организация и управление региональным территориально-производственным комплексом» (г. Невинномысск, 2003 г.), ежегодных научно-практических конференциях по результатам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава Невинномысского государственного гуманитарнотехнического института и Ингушского государственного университета в 19 992 004 гг.

Диссертационное исследование является частью плана научно-исследовательской работы Невинномысского государственного гуманитарно-технического института на 2001;2005 годы по направлению «Разработка научных основ и практических рекомендаций по формированию и развитию региональных территориально-производственных комплексов и отраслей».

По теме диссертационного исследования автором опубликован 6 печатных работ общим объемом 8,6 п.л.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы из 162 наименований, изложена на 182 страницах, включает 28 таблиц, 10 рисунков и 12 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Сложившаяся в настоящее время критическая ситуация в депрессивных регионах, глубокая асимметрия в их развитии, негативные тенденции и процессы в жизнеобеспечении местного населения выдвигают в разряд наиболее актуальных проблему повышения эффективности функционирования региональных производственных комплексов в условиях мелкомасштабных республик Северного Кавказа. Данные национальные республики относятся к разряду устойчивых дотационных реципиентов так, как доля прямых поступлений из федерального бюджета в общих их доходах колеблется в интервале 45−75%, государственных трансфертов — в пределах 20−30%, налогов, зачисленных в региональный бюджет — 75−80%, обеспеченность расходов собственным налоговым потенциалом — 0,4−0,9%, условный баланс финансовых потоков на одного человека составляет отрицательную величину в пределах 180 170. Это характеризует, некоторые из республик (Дагестан, Ингушетия), выше чем депрессивное состояние, определяемое по проекту TASIS, как остро нуждающиеся в помощи государства и общества территории.

Оценку депрессивности территориально-производственных комплексов ТПК этих регионов наиболее удобно проводить по общеоценочным показателям социально-экономического кризиса, состоянию региональных производственных комплексов и уровню депрессивности (отсталости) социальной сферы с использованием предлагаемого совокупного индекса интегральной оценки кризисной ситуации.

2. Эффективное функционирование ТПК в депрессивных регионах тесно связано с государственным механизмами их регулирования, которые не должны, на наш взгляд, вести к росту иждивенчества на основе финансовой помощи властям дотационных регионов. Федеральная финансовая поддержка территории должна быть адресной и может оказываться при наличии комплексно-целевых программ, стимулирующих адаптацию товаропроизводителей к рыночным отношениям, рост производства и снижение экономических издержек в хозяйственном комплексе. В этих целях необходимо диверсифицировать его структуру, изыскивать внутренние ресурсы для перехода на капиталосберегающие пути развития и самофинансирование при максимальном эффекте регионального мультипликатора.

3. Бессистемное введение рыночных отношений, сокращение государственной поддержке ТПК, удорожание кредитных ресурсов и значительный диспаритет цен крайне осложнили финансовое положение регионального производственного комплекса. За последние годы (1999;2002 гг.) удельный вес убыточных предприятий в народном хозяйстве Ингушетии колеблется в приделах 50−65%. Кредиторская задолженность на крупных и средних предприятиях к 2003 году достигла свыше 680 млн руб., из нее электроэнергетике — 87,6%, в том числе просроченная — 480 млн руб., которую имеют свыше 52% промышленных предприятий и около 60% сельскохозяйственных организаций, что перекрывает объем полученной прибыли в 6−7 раз. Коэффициент покрытия (отношения оборотных средств к их краткосрочным обязательствам) при этом колеблется в пределах 135−145%. В диссертации, в этой связи, предлагается финансирование предприятий ТПК региона, сочетающее в себе целевой программный подход, бюджетное кредитование с льготной процентной ставкой и контролем за целевым использованием заемных средств, а также механизмы совершенствования налогообложения. Наряду с развитием самофинансирования и ликвидации иждивенского подхода в государственной помощи, необходимо также предоставление субсидий, дотаций, льгот и использование других регулирующих рычагов и инструментов финансирования, которые ориентируют товаропроизводителя на более эффективное хозяйствование.

4. Методы и механизмы исследований депрессивных социально-экономических систем имеют свои закономерности и специфические особенности. В этой связи на примере Республики Ингушетия проведен структурно-отраслевой анализ ТПК, в результате которого установлено, что народнохозяйственный комплекс республики развивается в основном за счет топливной промышленности. Адаптируясь к новым условиям, в Ингушетии стали вырабатывать собственные модели экономического поведения, была введена «Зона экономического благоприятствования», которая не принесла ожидаемых результатов, в регионе по прежнему сохраняются глубокие кризисные явления. В этой связи в диссертации разработаны рекомендации: по обоснованию территориальной организации, размещению и производственной специализации предприятий и отраслей ТПКрациональному использованию природно-ресурсной базыформированию и развитию локальных рынковэффективному применению инструментов сглаживания производственной и пространственной поляризации регионов.

5. Структурно-отраслевой анализ ТПК показывает, что по обеспеченности, как производственными, так и непроизводственными фондами Республика Ингушетия в несколько раз отстает от среднероссийского уровня. При этом особенно неблагоприятным обстоятельством является сокращение объемов капитальных вложений, в результате чего нарастает процесс морального и физического старения основных производственных фондов с уже достаточно высоким процентом износа. Поэтому восстановление и устойчивое развитие ТПК в условиях кризисных территорий зависит, прежде всего, от эффективности стимулирования и государственной поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. В этой связи в диссертации предлагается прогноз развития регионального производственного комплекса на 2005 и 2010 годы на базе многократного увеличения капитальных вложений с обоснованием субъектов и параметров источников финансирования.

6. Определяющей составляющей эффективного функционирования ТПК в Ингушетии является стабилизация и устойчивое развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, обеспечивающей большую часть доходов и прибыли народного хозяйства республики. Вместе с тем, если за период 1995;2000 гг. индексы физического объема продукции нефтеперерабатывающей промышленности имели тенденцию роста с 94,9 до 120,4%, то в 2001 году они составили — 114,5%, а в 2002 г. уменьшились до.

77,3%. Только за 2000;2002 гг. объемы нефти уменьшились с 164,4 до 145,4 тыс. тонн, то есть более чем на 12%. Отсутствие необходимых инвестиций и финансовых средств приводит к сокращению эксплуатационного бурения, консервации пробуренных скважин, изношенности (до 65%) проектного ресурса более половины оборудования. Состояние и технический уровень действующих мощностей топливной промышленности оценивается как критические, около 60% материальных нефтепроводов эксплуатируются без ремонта более 25−35-ти лет, требуется реконструкция половины мощностей ЛЭС. В этой связи разработан прогноз стабилизации и развития ТЭК в Республике Ингушетия с использованием материалов «Федеральной целевой программы экономического и социального развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 года», что может обеспечить к концу 2010 года ежегодные темпы увеличения добычи нефти и развития нефтеперерабатывающей промышленности в пределах 1520%, с увеличением производительности труда на 50−70% и при снижении затрат на единицу продукции до 25−30%.

7. Аграрный сектор экономики в Республике Ингушетия (где проживает около 60% населения) отличается низким уровнем развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, переходом на натуральное хозяйство сельских семей (до 90%), обвальным спадом производства, деиндустриализацией, просроченными финансовыми задолженностями (на возврат которых потребуется десятки лет), растущим обнищанием селян, ведущим к демографической катастрофе. Удельный вес убыточных предприятий достигает 70%. В этих экстремальных условиях в работе определены рыночные механизмы по модернизации сельскохозяйственных организаций за счет внедрения зональной системы ведения хозяйства, коммерческого внутрихозяйственного расчета, освоения новой техники и прогрессивных технологий, эффективного формирования ценового сегмента АПК.

8. Исследования показали, что для повышения эффективности функционирования регионального производственного комплекса необходимо обеспечить рациональное территориальное размещение отраслевых и хозяйственных подкомплексов. При этом определяющим фактором их территориально-отраслевой структуры должны стать конъюнктура рынка, маркетинговые условия и рентабельность хозяйствования. В диссертации определена целевая структуризация стабилизации и развития отдельных территориально-хозяйственных комплексов и программные мероприятия последовательной ее реализации во взаимосвязи концепций стратегических решений и оперативных мер по их достижению. Размещение ТПК республики и его отраслей предлагается осуществлять с выделением продуктивных границ товарных рынков, определением платежеспособности и спроса потребителей, конкурентоспособности товаров и степени монополизации отдельных рынков, в частности ТЭК.

9. В ходе проведенных исследований установлено, что напряженная ситуация на рынке труда в трудоизбыточных депрессивных республиках Северного Кавказа в значительной степени предопределяет снижение уровня социально-экономических показателей ТПК. Валовой региональный продукт в расчете на душу населения в Ингушетии, в сравнении со среднероссийским показателем и соседними населенными регионами в 3−4 раза ниже, прежде всего, по причине перенаселенности республики, где плотность населения достигает до 129 чел. на 1 кв. км, а если учесть, что треть территории занимают горы, то — 160−170 чел./кв.км при средней по России 8,1, а по Южному Федеральному округу — 36,7 чел./кв.км. Поэтому депрессивные регионы характеризуются высоким уровнем безработицы (до 70%) и низким уровнем денежных доходов, что предопределяет катастрофическое падение уровня жизни местного населения. Подобные регионы без целенаправленного государственного протекционизма не в состоянии стабилизировать положение в сфере занятости населения и в целом улучшить социальную ситуацию. В этой связи в диссертации определены программные мероприятия по реформированию рынка труда и повышению уровня жизни населения в трудоизбыточных регионах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юриздат, 1996. — 64с.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от ЗОЛ 1.94 г. № 51 ФЗ (часть 1) — от 26.01.96 г. № 14 — ФЗ (часть 2). Официальный текст. — М.: Экзамен, 2001. -304с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Федеральный закон РФ № 146 ФЗ от 31.07.1998 г. (часть 1) — № 117 — ФЗ от 05.08.2000 г. (часть 2). — М.: Издательство ИНФРА, 1998. -4.1- 2000. — ч.2.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 1999. — 157с.
  5. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001. // М.: Госдума. 2001. — 48с.
  6. Федеральный закон РФ от 9.07.2002 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». //М.: Госдума. 24с.
  7. Федеральный закон РФ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». // Сельская жизнь. 7.08.2002. — № 57. -С.8.
  8. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ от 01.04.1996. РГ, 09.04.1996.
  9. Концепция Государственной национальной политики Российской Федерации. Постановление Правительства РФ 01.05.1996. РГ, 10.07.1996.
  10. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. РГ, 11.06.1996.
  11. И. Федеральная миграционная программа на 1998−2000 годы. Постановление Правительства РФ от 08.05.1996. РГ, 01.07.1996.
  12. О совершенствовании механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации. Постановление правительства РФ от 7.12.1996. -РГ., 19.12.1996.
  13. Российская Федерация. Правительство. Программа социальных реформ в Российской Федерации на 1996−2000 гг.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г. № 222/РГ. 1997.
  14. О государственном регулировании агропромышленного производства. Федеральный Закон РФ (14.07.1997 г., № 100 ФЗ) // Российская газета. —1997. — 26 июля — С. 4.
  15. Основные направления агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001−2010 годы, утвержденная Правительством РФ 27.07.2000 г. М. — 17с.
  16. О федеральной целевой программе развитии крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996−2000 годы: Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1996 г. № 1499 // Собр. Закон. РФ. 1997. — № 1. Ст. 157.
  17. Федеральная целевая программа экономического и социально-политического развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 года. Ростов н/Д. -2000−211с.
  18. О федеральной поддержке особо нуждающихся депрессивных и отсталых территорий Российской Федерации: проект федерального закона // Регион: экономика и социология. 2001. — № 1.
  19. Программа социально-экономического развития Республики Ингушетия на 1994−1995 гг. Назрань. — 1994.20.. Программа социально-экономического развития Республики Ингушетия на 1996−2000 гг. Назрань. — 1995.
  20. Концепция социально-экономического развития Республики Ингушетия на 1996−2000 гг. Назрань. — 1996. — 87 с.
  21. , Э.Б. Социально-экономическая география / Э. Б. Алаев. М.: Мысль, 1983.
  22. Ачалов, В. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах/ В. К. Ачалов, Г. В. Хомкалов, Е. Ю. Цыренова. СПб: Изд-во ГУЭФ, 2000-
  23. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения/ Программа Европейского союза ТАСИС. М.: Октябрь, 1996. — № 4.
  24. , И.В. О некоторых проблемах региональных рыночных отношений/ И. В. Арженовский // Регионология, 1993. — № 4.
  25. Бюджет Республики Ингушетия на 1995−2001 гг. Назрань, 1994−2001.: — 98 е.- 146 с.
  26. , Т.В. Управление развитием АПК депрессивного региона: Дис. канд. экон. наук/ Т. В. Бекшоков. Ставрополь, 2002. — 176с.
  27. , М.К. Территориально-производственные комплексы: теория и практика предплановых исследований / М. К. Бандман. Новосибирск.: Наука, 1980.
  28. , B.C. Региональная экономика / B.C. Бильчак, В. Ф. Захаров. — Калининград, 1998.
  29. , А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.-495с.
  30. , А. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов / А. Гранберг, И. Масакова, Ю. Зайцева // Вопросы статистики. 1998. — № 9. — С.3−12.
  31. , Н. Экономический анализ региональных систем / Н. Гликман. М.: Прогресс, 1980.
  32. , К.Н. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах / К. Н. Гусева // Экономист. 1997. — № 5.
  33. , Ю.Н. Основы региональной политики / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1998.
  34. , М.В. Социально-экономическое положение регионов России / М. В. Голубицкая, И. И. Санин. М.: Сатурн, 2001.
  35. , Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман. — М.: Финансы и статистика, 2002. 176 с.
  36. , A.JI. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления / A.JI. Гапоненко, В. Г. Полянский. М.: РАГС, 1999.
  37. , Е.В. Приоритеты, механизмы и модели экономического развития региона: Докт. дис. / Е. В. Горшенина. Тверь, 2000.
  38. , А.А. Регион в едином рыночном хозяйстве / А. А. Джамиров. -Ростов н/Д, 1995.
  39. , М.Ч. Организация и функционирование региональных оптовых продовольственных рынков: Автореф. дис. канд. экон. наук / М. Ч. Датиева. -Нальчик, 2001.-25с.
  40. , Т.П. Свободные экономические зоны / Т. П. Данько, З. М. Окрут. -М.: Инфра-Ь, 1998.- 167с.
  41. , В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология, 1991. № 2−3.
  42. , М.А. Реформирование экономики России и особенности становления региональных комплексов (на примере Республики Ингушетия): Дис. канд. экон. наук / М. А. Дзауров. М., 1999. — 155с.
  43. , О.Г. Региональная экономическая диагностика / О. Г. Дмитриева. -СПб., 1992.
  44. , Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности / Н. И. Дорогов. -Иваново: ИвГУ, 1998.
  45. Европа на службе регионального развития // Региональное развитие и сотрудничество. Нулевой выпуск, 1997.
  46. , А.С. Региональная политика и реформы в России7 А.С. Жолков, В. В. Котилко. М., 1998. — 287с.
  47. , B.C. Экономические условия развития федерализма в России / B.C. Золотарев, В. Ю. Наливайский, Э. В. Чебанова. — Ростов н/Д, 1998.
  48. , В.Г. Регионоведение (методология, политика, экономика) / В. Г. Игнатов, В. И. Бутов. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 1998. — 320с.
  49. , В. Свободные экономические зоны / В. Игнатов, В. Бутов. М.: Ось -89, 1997.-187с.
  50. , А.Г. Нормативно-долевой метод межбюджетных отношений: первые итоги и перспективы / А. Г. Игудин. Финансы, 1996. — № 8. — С. 9−14.
  51. Ингушетия в цифрах // Госкомстат РИ по статистике. Магас, 2002. — 233с.
  52. , У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах / У. Изард.-М.: Прогресс, 1966.
  53. , И.Д. Европа регионов / И. Д. Иванов. М.: Международные отношения, 1998.
  54. , В.И. Концепция межбюджетных отношений в регионе / В. И. Клисторин, В. Е. Селиверстов, С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология, 2001. № 3. — С. 21−34.
  55. , В.И. Предпосылки и условия устойчивого развития экономики: региональный аспект: Автореф, дис. канд. экон. наук / В. И. Колесников. -Ставрополь, 2002. 25с.
  56. , Н.В. Формирование эффективного собственника в региональной экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук / Н. В. Круглова. Ставрополь, 2001.
  57. , В.М. Дорогами реформ / В. М. Коков. М.: Славянский диалог, 1998. -383с.
  58. , Ф.Н. Ресурсный потенциал субъектов Федерации и его использование / Ф. Н. Клоцвог // Экономист, 1998. № 12. — С. 36.
  59. , В.В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект / В. В. Котилко, Ф. И. Шахматов. М.: Экономика, 1997.
  60. , Н.Н. Теория экономического районирования / Н. Н. Колоссовский. М.: Мысль, 1969.
  61. , JI.M. Эволюция отношений центра и регионов России / J1.M. Капустина // Регион: экономика и социология, 2001. № 3.
  62. , В. Экономическое положение инвестиционной деятельности в регионе / В. Кресс // Экономист, 1997. № 3.
  63. , Н.Р. Регионально-производственная инфраструктура: планирование и идентификация / Н. Р. Ковалев. М.: ЮНИТИ, 2000.
  64. , А. Проект Тасис «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: основные цели и задачи» / А. Лухтага, С. А. Бастанджиева // Регион: экономика и социология. Спец. выпуск, 1999.
  65. , Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников. М.: Экономика, 1998.
  66. , Н.И. Мировой опыт региональной политики / Н. И. Ларина. -Новосибирск, 1996.
  67. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 2003.
  68. , В.Н. Экономика и федерализм / В. Н. Лексин, Б. З. Мильнер, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал, 1994. №№ 10,11.
  69. , В.Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Российский экономический журнал, 2000, № 1.
  70. , Н. Регионы России в 1996 году: социально-экономические итоги / Н. Маркова // Экономист, 1997. № 6. — С. 60−67.
  71. , Г. В. Сущность и цели выравнивания уровней социально-экономического развития регионов России / Г. В. Марченко, О. В. Мачульская // Региональная социально-экономическая симметрия и механизмы ее выравнивания: Сб. науч. тр. -М., 1998.
  72. , А.С. Анализ финансово-экономических отношений в регионе /
  73. A.С. Маршалова, А. С. Марчук. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1995.
  74. , А.С. Основы теории регионального воспроизводства / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. НГА ЭиУ. — М.: ОАО «Изд-во» «Экономика», 1998.- 192с.
  75. , В.В. Модель региона-квазикорпорации / В. В. Маслаков, Зубков,
  76. B.Ю. Пленкин // Регион: экономика и социология, 2000. № 2.
  77. , Н.Н. Региональная экономика и управление / Н. Н. Михеева. -Хабаровск, 2000.
  78. , В.Г. Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации / В. Г. Медведев. М.: изд-во «Эдито-реал», ЦЕМИ РАН, 2001.
  79. Методологические рекомендации по расчету ВРП. М., 1999.
  80. Методические положения формирования и использования информационных ресурсов для региональных и муниципальных органов управления // Информационные технологии территориального управления. Т. 18. М., 1998.
  81. Методические положения и организационные основы федеральной программы помощи депрессивным и отсталым регионам России. — Новосибирск, 1995.
  82. , А.А. Социально-экономические проблемы трансформации России: региональный аспект: Диссертация в форме научного доклада / А. А. Нещадин. -М., 1994.
  83. , Н.Н. Региональная экономика / Н. Н. Некрасов. М.: Экономика, 1978.
  84. , А.С. Региональные рынки / А. С. Новоселов. М.: Инфра — М, 1999.
  85. , П.М. Региональная экономика / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. — М.: ЮНИТИ ДАНА, 2002. — 447с.
  86. , П.М. Менеджмент региональной системы / П. М. Нестеров, А. П. Нестеров. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2002.
  87. Нефтегазодобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли России (документы, аналитика, статистика) ч.1. М.: ОАО ВНИИ О ЭНГ, 2001.
  88. Отчет о деятельности Правительства Республики Ингушетия за 1995−2001 гг. Назрань, 1996−2001. — 60- 90с.
  89. , A.M. Инвестиционная компонента региональной экономической политики / A.M. Поздняков, С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология, 1998.-№ 7.-С. 87−106.
  90. , И. Трансферты и бюджетное выравнивание / И. Подпорина // Российский экономический журнал. 1995. — № 12. — С. 18−25.
  91. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  92. Предпринимательский климат регионов России. — М.: Начала Пресс, 1997.
  93. Планирование экономического развития регионов. М.: Высшая школа, 1987.
  94. Региональная социально-экономическая ассиметрия и механизмы ее выравнивания / Материалы межведомственного семинара. Миннац России. М.: ИНСАН, 1998.- 160 с.
  95. Региональные кризисные ситуации и экономическая безопасность России / Под ред. А. Г. Гранберга. М., 1998. — 145 с.
  96. Регионы России в переходный период / Доклад Экспертного института. М., 1993. 103 с.
  97. , Н.В. Совершенствование системы государственного управления земельными ресурсами региона/ Н. В. Рыскин, А. Н. Фролов // Регионология. — 2000. № 2.
  98. Российский Статистический ежегодник: Стат. сб. / М., 2000. 642 с.
  99. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. // Госкомстат России. -М., 1997−2001.
  100. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России. — Эксперт, 1996. -№ 47. -С. 28−54.
  101. , Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование / Л. А. Романова. Пермь: Издательство Пермского университета, 1994.-210 с.
  102. Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. М., 1998.
  103. Размещение производительных сил / Под ред. В. Кистанова, Н. Копылова. -М., 1994.
  104. Региональная экономика: Новые подходы. М., 1993.
  105. Регионоведение / Под ред. Т. Т. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.-424 с.
  106. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции // Регион: экономика и социология, 2001. № 1.
  107. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление. -Киев, 1989.
  108. Региональная экономика / Под ред. М. В. Степанова. М.: Инфра — М, 2000.
  109. , И.А. Региональная экономика / И. А. Родионова. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 384с.
  110. Регионы России. Стат. ежегодник. // Госкомстат России. М., 1998, 1999, 2000.
  111. , А.Г. Моделирование экономических взаимодействий в территориальных системах / А. Г. Рубинштейн. Новосибирск: Наука, 1983.
  112. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М.: Экономика, 2000.
  113. Реструктуризация старопромышленных регионов: опыт России и мира // Региональное развитие и сотрудничество, 1998. № 1−2.
  114. , Т.Г. Региональная экономическая система: методология и методика исследования / Т. Г. Розанова. М.: Изд-во МВТУ, 2000.
  115. , М. Региональная экономика и закономерности ее развития / М. Сергеев, И. Пыхова, А. Деменев. М., 1985.
  116. , С.А. Региональное программирование и территориальные различия: возможности и ограничения / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология, 2001. № 3. — С. 3−20.
  117. , С.А. Анализ межрегиональных различий для выработки приоритетов государственного воздействия на региональное развитие/ С. А. Суспицын // Рос. экон. журн. -2001. Вып. 1.
  118. , М. Регионализм в Европе и в Российской Федерации / М. Столяров // Международная жизнь, 1997. № 9.
  119. , Ю.В. Анализ и прогнозирование региональных экономических процессов / Ю. В. Степанов, Никитин Н. Г. // Деньги и кредит, 1996. № 12.
  120. , JI.B. Оценка региональных последствий деятельности Федерального Правительства: Региональная экспертиза / JI.B. Смирягин // Регион: экономика и социология, 2000. № 2.
  121. В.Е. Методологические основы разработки федеральной помощи депрессивным и отсталым регионам / В. Е. Селиверстов, М. К. Бондман, С. С. Гузнер // Регион: экономика и социология. — 1996. № 1.
  122. Сводные финансовые балансы республики Ингушетия за 1995−2001 годы. -26с.
  123. , М.М. Развитие мясопродуктивного подкомплекса АПК в горных районах Северного Кавказа: Автореф. дис. канд.экон. наук / М. М. Сатучиева. -Ставрополь, 2000. 22 с.
  124. , П. Экономика. В 2-х т. Пер с англ. / П. Самуэльсон. М.: НПО «Аялон», 1994.
  125. Ю. Организация региональной инвестиционной политики7 Ю. Санамов., Хоменко В. // Экономист, 1996. № 12. — С. 61−63.
  126. Северный Кавказ в цифрах: Краткий стат. сб./ Сб. науч. тр. Ростов н/Д, 2000, 64 с.
  127. , В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий: модели, методы, результаты / В. И. Суслов // Наука, 1991.
  128. , Л.И. Индикаторы и нормативы социально-экономического развития городов и регионов / Л. И. Севастьянова. Новосибирск. 1996. — 16 с.
  129. Стабилизация регионального развития. Общий подход и опыт конкретных регионов: Сб. тр. Института системного анализа Российской Академии наук. — М., УРСС. 1996. 92 с.
  130. , З.А. Формирование механизма восстановления АПК депрессивного региона: Автореф. дис. канд. экон. наук / З. А. Тяжков. Нальчик, 2000. — 23 с.
  131. , Н.Ф. Многоуровневая система оптимизации комплексного развития регионов: принципы построения, реализация и опыт внедрения / Предпринт / / Н. Ф. Тимчук. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1981.
  132. , В.В. Региональное экономическое право России / В. В. Толстошеев. М.: БЕК, 1999.
  133. , А. Государственные финансы и региональное развитие / А. Улюкаев//Вопросы экономики, 1988. № 3. — С. 4−18.
  134. Формирование и использование ресурсов воспроизводства в регионе. Л., 1981.
  135. , А.Б. Теория и практика социально-экономического развития субъекта РФ / А. Б. Фиапшев. М.: Диалог. — МГУ, 1998. — 317 с.
  136. , С.Н. Проблемы системной организации территориальных и хозяйственных отношений / С. Н. Хурсевич. М.: УРСС, 1998. — 192 с.
  137. , С.Н. Использование нормативного подхода при организации бюджетного выравнивания / С. Н. Хурсевич // Финансы, 1996 г. № 10 С. 7−9, № 11 С. 10−13.
  138. , М.Ю. Оценка инвестиционного потенциала и региональная инвестиционная политика / М. Ю. Черевичкина, Г. В. Ждан // Регион: экономика и социология, 2000. № 2.
  139. , Е. Валовой внутренний продукт регионов-субъектов РФ /Е. Чистяков, Т. Теплухина// Экономист, 1996. № 4. — С. 16−18.
  140. , А.Л. Регионы России / А. Л. Чепалыга, Г. И. Чепалыга. М.: Изд-во «Дашков и К0», 2003. — 100с.
  141. , Н.Г. Проблемы комплексного планирования экономического и социального развития региона / Предпринт / / Н. Г. Чумаченко. М.: ЦЭМИ АН СССР, 1981.
  142. , А.И. Территориальные комплексные программы / А. И. Чистобаев, Ю. Н. Баженов. Л.: ЛГУ, 1984. — 228с.
  143. , С.М. Моделирование региональной экономической политики в условиях развития рыночных отношений (теория и методология) / С. М. Швец. -М.: Изд-во «Оолита», 2003. 148с.
  144. , Ф.И. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект / Ф. И. Шамхалов, В. В. Котилко. М.: Экономика, 1997. — 351 с.
  145. , Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование / Р. И. Шнипер. — Новосибирск: Наука, 1996.
  146. Экономическая статистика. / Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.: ИНФРА — М., 1998.-480 с.
  147. Экономическое развитие России: региональный и отраслевой аспекты. — Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2000.
  148. Экономическая география России / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. М.: ИНФРА — М, 2000.
  149. , JI.X. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства в регионе (на материалах Республики Ингушетия): Автореф. дис. канд. экон. наук / JI.X. Яндиева. М., 2001. — 17 с.
  150. Hodwod В. W/ Regional Administration in Britain Since 1979- Trends and Explanations // Regional Federal Studies/ 1995, autumn, Vol. 5, № 3.
  151. Keating, M. The Jnvention jf Regions. Political Restructuring and Territorial in Western Europe. Unpublished paper for Political Research. Oslo, 29 March — 3 April, 1996/
  152. Armstrong and Tailor J Regional and policy. Harvester Wheatsheaf. New York, 1993.
  153. Handbook of Regional and Urban Economics. Vol. J. Regional Economics / Ed. by P. Nijkamp. North Holland, 1986.
  154. Bendavid Val A. Regional and Local Economic Analysis for Practitioners, 2000.
  155. Eurapean Regional Jncentivees. 1997−1998. 17 Edition. Bowker Saur, 1997.
  156. Reform of the Structural Funds. Comparative Analsis. Europen Commission, 1999.
  157. Wewman, G. Analysis Financial Capital: New Problems. London, — 1991. — P. 235.
  158. Longhlin, J. Regions and the New Nation-State/ Unpublished paper for European Consortium for Political Research. Joint Session of Workshops. Oslo, 1996.
  159. Yuill, D et al. European regional incen survey. Bowker saur, 1999.
  160. Сравнительные показатели социально-экономического положения Республики Ингушетия и основных депрессивных республик СевероКавказского региона, 2002 г. (в % к 2001 г.)
  161. Республики Северного Кавказа
  162. Инвестиции в основной капитал: млн. руб. 567 3805 2444,6 532 130,6 100,0 106,0 108,7
  163. Розничный товарооборот: млн. руб 1905,0 12 126, 9182,0 2 514 764,5 119,7 103,5 126,55. Уровень жизни населения: денежные доходы на душу населения, руб. 1082 2270 2587 1781- реальные денежные доходы, % 92,0 124,8 107,1 121,3
  164. Уровень официальной безработицы,% 16,8 3,0 1,4 5,5
Заполнить форму текущей работой