Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем установлены личностные характеристики, которые определяют статус эго-идентичности, а также их влияние на успешность профессионального самоопределения. Получены данные, которые уточняют теоретические представления о процессе профессионального самоопределения в вузе, способствуют расширению представлений о феномене… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и методологические аспекты исследования проблемы профессионального самоопределения и эго-идентичности студентов
    • 1. 1. Профессиональное самоопределение в контексте жизненного и личностного развития
    • 1. 2. Особенности профессионального самоопределения в процессе вузовского обучения
    • 1. 3. Ценностно-смысловые аспекты идентичности в процессе профессионального самоопределения в вузе
    • 1. 4. Выводы
  • 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи эго-идентичности и успешности профессионального самоопределения в вузе
    • 2. 1. Методы и процедура исследования
    • 2. 3. Характерологические и социально-психологические особенности студентов с разным уровнем профессионального самоопределения
    • 2. 3. Взаимосвязь статуса эго-идентичности и уровня профессионального самоопределения
    • 2. 4. Выводы

Личностные характеристики эго-идентичности как фактор профессионального самоопределения студентов в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в условиях пересмотра традиционных форм обучения студентов и поиска новых образовательных моделей возникает проблема подготовки высококвалифицированных кадров, способных быстро адаптироваться к новым условиям социальной действительности, обладающих высоким профессионализмом, востребованных на рынке труда. В связи с этим возникает необходимость более глубокого изучения основных закономерностей профессионального самоопределения, разработки системы критериев и показателей его успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом (через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения). Незавершенность профессионального самоопределения, растянутость его во времени во многих случаях является причиной недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией и снижением эффективности деятельности, что, в свою очередь, отражается на психическом здоровье человека.

Актуальность темы

исследования объясняется тем фактом, что в существующей системе образования студенту предлагаются готовые цели, стандартное содержание обучения, устоявшиеся формы контроля и работы. Подобная организация педагогического процесса зачастую исключает необходимость и возможность выбора, сужает рамки творческой самореализации, замедляет достижение идентичности и профессиональное самоопределение. Обозначенная проблема является особенно актуальной для юношеского периода развития личности, поскольку данный возраст, кроме активного самоопределения в профессии, характеризуется серией самоопределений относительно собственной личности, поиском смысла жизни, выработкой мировоззрения, т. е. поиском идентичности. Незавершенность процесса профессионального самоопределения может выразиться в неспособности молодых людей самоопределиться в других сферах жизнедеятельности.

В современной психологической науке наметилась тенденция освещения проблемы профессионального самоопределения в контексте процессов жизненного и личностного самоопределения (Е.А. Климов, JI.M. Митина, М. Р. Гинзбург и др.), что, в свою очередь, предполагает изучение целостного процесса личностной идентичности. В то же время отечественные авторы занимаются изучением идентичности сравнительно недавно (Г.М. Андреева, Е. П. Белинская и др.), тогда как феномен идентичности составляет неотъемлемый атрибут понятийного аппарата зарубежных психологов (Э. Эриксон, JI. Лакман, Дж. Марсия и др.). Наличие многообразных подходов к исследованию проблемы идентичности, ее терминологическая неопределенность осложняют задачу создания целостной концепции эго-идентичности как условия успешного профессионального самоопределения. Для углубления представлений о развитии личности студента, необходимо рассматривать процессы становления эго-идентичности и профессионального самоопределения в период обучения в вузе, как взаимообуславливающие друг друга. Данный подход позволит интенсифицировать процесс развития личностных особенностей будущих специалистов, способствующих формированию конкурентноспособной личности в условиях современного общества.

Учитывая вышесказанное, целью нашей диссертационной работы является исследование личностных особенностей студентов, определяющих эго-идентичность как условие эффективности профессионального самоопределения в вузе.

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения личности.

Предметом исследования выступают личностные характеристики эго-идентичности студентов, обуславливающие эффективность их профессионального самоопределения.

Ориентируясь на современный уровень разработанности проблемы профессионального самоопределения и эго-идентичности, а также, принимая во внимание цель работы, мы сформулировали основную гипотезу: эффективность профессионального самоопределения в вузе в значительной степени обусловлена комплексом личностных особенностей, входящих в структуру эго-идентичности. Центральнообразующим звеном данного комплекса являются ценностно-смысловые образования личности.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить критерии успешности профессионального самоопределения студентов.

2. Изучить комплекс личностных характеристик, обуславливающих процесс профессионального самоопределения в вузе.

3. Определить комплекс личностных особенностей, входящих в структуру эго-идентичности.

4. Исследовать взаимосвязь личностных особенностей, определяющих статус эго-идентичности студентов с критериями успешности профессионального самоопределения и личностными характеристиками, обуславливающими процесс профессионального самоопределения в вузе.

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности (C.J1. Рубинштейн), системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Ф. Ломов). Мы руководствовались также основными положениями концепции профессионального самоопределения личности, разработанной на основе теоретических положений К.А. Абульхановой-Славской, Е. И. Головахи, В. И. Журавлева, Е. А. Климова, Дж. Съюпера, С. Н. Чистяковой и других ученых. Кроме того, в ходе исследования мы опирались на эпигенетическую теорию Э. Эриксона и основные положения Дж. Марсия, касающиеся статуса эго-идентичности.

В соответствии с целью исследования, выдвинутой гипотезой и теоретико-методологическими основаниями работы нами был использован комплекс методов:

— теоретический анализ психологической литературы, материалов и публикаций по теме исследования;

— эмпирические методы: анкетирование, комплекс психодиагностических методик (тест 16 LF форма «А», тест СЖО, опросник MMPI, опросник УСК, методика М. Рокича). При обработке результатов исследования использовались методы математической статистики (метод сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента, корреляционный анализ).

База исследования. Диссертационное исследование проводилось на базе Кемеровского государственного университета в течение 19 972 002 годов и включало в себя два этапа. На первом этапе (1997;1999) изучалась научная литература по теме исследования, уточнялся понятийный аппарат исследования, формировались блоки методик сбора эмпирических данных, уточнялось содержание сформулированной гипотезы и схема самого исследования. На втором этапе (1999;2002) проводилось изучение личностных особенностей студентов с разным уровнем профессионального самоопределения и статусом эго-идентичности. Исследованием было охвачено 238 студентов биологического и химического факультетов Кемеровского госуниверситета.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем установлены личностные характеристики, которые определяют статус эго-идентичности, а также их влияние на успешность профессионального самоопределения. Получены данные, которые уточняют теоретические представления о процессе профессионального самоопределения в вузе, способствуют расширению представлений о феномене эго-идентичности. Определен комплекс психологических характеристик личности, определяющих статус эго-идентичности личности. Разработаны критерии успешности профессионального самоопределения студентов. В результате исследования получены данные, открывающие перспективы изучения влияния статуса идентичности на процесс профессионального самоопределения других возрастных категориях и социальных группах.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в деятельности практических психологов и преподавателей вуза, для дальнейшей разработки методов, направленных на повышение уровня профессионального самоопределения студентов, а также методов, способствующих достижению идентичности. Материалы настоящего исследования и вытекающие из него выводы используются психологической службой Кемеровского государственного университета для своевременного выявления студентов, нуждающихся в коррекции процесса профессионального самоопределения. Кроме того, результаты исследования применяются при организации и планировании учебного процесса и профконсультационной практике вуза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась последовательной реализацией выбранной методологии, тщательным анализом имеющихся теоретических источников, соотнесением теоретических положений с результатами экспериментальных исследований, планированием эксперимента, использованием апробированных и надежных методов исследования, адекватных цели, задачам и логике исследования, достаточным объемом выборки испытуемых, использованием методов математической статистики и содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:

1. Успешность профессионального самоопределения в вузе обусловлено комплексом личностных характеристики входящих в структуру эго-идентичности. Наличие статуса «достигнутой идентичности», предполагает высокий уровень целостности, интегрированности личности, наличие системы личностных смыслов, связанных с ведущим типом деятельности, структурированную систему смысложизненных ориентаций, высокий локус контроля, осмысленное отношение к жизни, общность и протяженность временной перспективы. Студенты, достигшие идентичности, более успешны в профессиональном самоопределении.

2. Личностные характеристики, обусловливающие процесс профессионального самоопределения в вузе (сформированность эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности, пониженная склонность к депрессии и тревоге, закономерность структурирования системы личностных смыслов, сформированность смысложизненных ориентаций и высокая осмысленность жизни) характерны для студентов, успешных в профессиональном самоопределении и взаимосвязаны с высокой осмысленностью жизнедеятельности.

3. В качестве критериев успешности профессионального самоопределения в вузе, можно рассматривать уверенность в выборе профессии, более ранний и стойкий интерес к профессии, выбор профессии, основанный на склонностях, способностях и интересе к профессии, увлеченность учебным процессом, наличие профессиональных планов и более ранних сроков их реализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации были представлены на третьей всероссийской тьюторской конференции (Томск 1998 г.), докладывались и обсуждались на семинарах аспирантов и заседаниях кафедры социально-психологического факультета КГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 121 источник и приложения. Общий объем работы составляет 137 страниц. В тексте диссертации имеются 18 таблиц и 2 рисунка.

2.4. Выводы.

Проведенное нами экспериментальное исследование взаимосвязи эго-идентичности и успешности профессионального самоопределения в вузе позволяет сделать следующие выводы:

1. Основными критериями успешности профессионального самоопределения в процессе вузовского обучения можно рассматривать уверенность в выборе профессии, более ранний и стойкий интерес к профессии, выбор профессии, основанный на склонностях, способностях и интересе к профессии, увлеченность учебным процессом, наличие профессиональных планов и сроков их реализации. Экспериментальным путем доказано, что от характера связи параметров прошлое-настоящее-будущее зависит успешность процесса профессионального самоопределения студентов.

2. В комплекс личностных характеристик, обуславливающих успешность профессионального самоопределения в вузе входят: сформи-рованность эмоционально-волевых и коммуникативных качеств, пониженная склонность к депрессии и тревоге, закономерность структурирования системы личностных смыслов, связанных с ведущим типом деятельности, т. е. обучением профессии, высокая осмысленность жизни и сформированность смысложизненных ориентаций.

3. В качестве критериев достигнутой идентичности можно рассматривать высокий уровень целостности, интегрированности личности, наличие сформированных суждений относительно себя и собственной жизни, отношение индивида к смыслам прошлого, будущего и настоящего, удовлетворенность жизнью и ее осмысленность.

4. В результате коррелляционного анализа личностных характеристик, входящих в структуру идентичности и критериев успешности профессионального самоопределения было выявлено, что студенты достигшие идентичности более успешны в профессиональном самоопределении. Обнаружена взаимосвязь:

— смыслов будущего с «образом Я-профессиональное», положительным отношением к себе и избранной профессии, существованием профессиональных планов и намерений;

— смыслов настоящего с удовлетворенность различными сторонами своей жизни и деятельности, уверенность в правильности выбора профессии;

— смыслов прошлого с более ранней заинтересованностью профессией и оформлением профессиональных планов.

5. Индивиды, достигшие эго-идентичности и высокого уровня профессионального самоопределения обладают одинаковым набором психологических характеристик. Студенты, не достигшие эго-идентичности и с низким уровнем профессионального самоопределения, также имеют сходные личностные особенности, что указывает на взаимообусловленность статуса эго-идентичности и процесса профессионального самоопределения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с поставленной целью исследования и выдвинутой гипотезой, нами был проведен теоретический анализ психологической литературы, посвященный рассмотрению проблем профессионального самоопределения и эго-идентичности.

Профессиональное самоопределение студентов — это часть их жизненного и личностного самоопределения, продолжающегося в течение всей жизни человека и особенного актуального в период профессионального обучения в вузе. В ходе профессиональной подготовки начинается оформление профессиональных планов в перспективе целостной картины жизни, формирование «Я-образа профессионала», развитие профессиональной идентичности. Процесс профессионального самоопределения протекает в двух аспектах: ценностно-смысловом (выработка системы ценностей, определения своего соответствия избранной профессии) и деятельностном (реальные действия, труд), выражаясь в дея-тельностно-смысловом единстве личности (нахождении смыслов выполняемой работы). Понимание своего места и роли в профессиональной сфере интенсифицирует достижение идентичности.

Идентичность представляет собой систему знаний о себе и собственной жизни, характеризующуюся целостностью, уникальностью и согласованностью. Выделенное в работе понятие «статус идентичности», определяется комплексом личностных характеристик, может служить критерием личностного развития. Достижение идентичности, т. е. активное использование прошлого опыта, включение в настоящую действительность и ориентацию на будущее, а главное, целостность этих параметров, расширяют возможности для более успешного профессионального самоопределения.

Тщательное планирование экспериментального исследования, использование методов статистической обработки для анализа данных, позволило сделать следующие основные выводы:

1. В качестве критериев успешности профессионального самоопределения в вузе выделены:

— реализация стойкого интереса и склонностей к профессии, возникшего в более раннем возрасте;

— уверенность в правильности выбора профессии, удовлетворенность от процесса учебы, устойчивое представление о профессии;

— намерение работать по полученной специальности в будущемналичие профессиональных планов и более ранних сроков их реализации, целостность и взаимосвязь смыслов настоящего, прошлого и будущего.

2. В комплекс личностных характеристик, обусловливающих процесс профессионального самоопределения в вузе входят: сформирован-ность эмоционально-волевых и коммуникативных качеств личности, пониженная склонность к депрессии и тревоге, закономерность структурирования системы личностных смыслов, сформированность смысло-жизненных ориентаций и высокая осмысленность жизни.

3. Среди личностных характеристик, входящих в структуру эго-идентичности обозначены высокий уровень целостности, интегрирован-ности личности, наличие системы личностных смыслов, связанных с ведущим типом деятельностисформированность системы смысложиз-ненных ориентаций, высокий локус контроля, общность и протяженность временной перспективы.

4. Успешность профессионального самоопределения студентов определяется статусом эго-идентичности. Выделенные критерии успешности профессионального самоопределения студентов и личностные характеристики, входящие в структуру эго-идентичности взаимообуславливают друг друга. Студенты, характеризующиеся высокой осмысленностью разных сторон жизнедеятельности, более успешны в профессиональном самоопределении.

5. Студенты, достигшие эго-идентичности и успешные в профессиональном самоопределении обладают следующим набором психологических характеристик: более высокая осмысленность жизни, более ранний и устойчивый интерес к профессии, удовлетворенность, сфор-мированность ценностно-смысловой сферы, зрелость, уверенность в себе. В отличии от них, студенты не достигшие эго-идентичности и с низким уровнем профессионального самоопределения, характеризуются менее осмысленным отношением к жизни, отсутствием интереса к избранной профессии, эгоцентричностью, фрустрированностью, тревожностью, неудовлетворенностью достигнутым.

Подводя итог, следует заметить, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Нами рассмотрена только часть аспектов данной проблемы. Дальнейшей разработки требуют проблемы, связанные с исследованием взаимосвязи идентичности и профессионального самоопределения в различные периоды жизни человека и динамика такой связи.

Дальнейшее изучение статусов эго — идентичности, создание адекватных методов их исследования имеют особое значение для расширения психодиагностических возможностей, для психокоррекционной и профориентационной деятельности, профессионального консультирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. — М., 1988. — с.137−145.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. Т.2. — М., 1990, — С. 114−129
  3. Абульханова-Славская. К. А. Стратегия жизни.- М., 1991.-364
  4. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. — т.5. — № 5. С. 63−70
  5. Альманах психологических тестов. М., 1995, 400 с.
  6. А. Психологическое тестирование/ Под. ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. В 2-х. Т., Т.2. М., 1985. — 336 с.
  7. Г. М. Психология социального познания. М., 2000,288 с.
  8. Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения. Вопросы психологии, 1997, № 6, с. 2330
  9. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии. 1996. -№ 1.-С. 131- 142
  10. Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978. -С. 212−243.
  11. В.Г. Возрастная психология. Иркутск., 1989. -195 с.
  12. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психологический журнал. 1984. Т.5. № 3. с. 152−162.
  13. Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. 1999. — № 3. — с. 140−146
  14. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов.- М., 2001. 301 с.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 421с.
  16. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968−464 с.
  17. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопр. психол. 1979. — № 4. — с.23−24.
  18. .С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
  19. .С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под. ред. А.Е. Войску-новского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 1999. с.285−298
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб., 1999. — 528 с.
  21. Выбор молодежью жизненного пути//Под. ред. Е. М. Бабосова, М. Х. Титмы. Минск, 1998. — 158 с.
  22. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19 — 26.
  23. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, 1994, № 3, с. 43−52.
  24. М.Р. Сформированность личностной идентичности как показатель успешности социализации в старшем подростковом и юношеском возрастах. // Мир психологии. 1998. — № 2. — С. 22−26
  25. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.-144 с.
  26. Е.И., Кроник А. А. Жизненный путь и среда обитания человека // Психология и архитектура. Таллин, 1983.- С. 191−193
  27. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. -Киев, 1984.-207 с.
  28. Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в современном социалистическом обществе: Активность и развитие личности. -М., 1989. -с.102−109.
  29. В.Н. Исследование мотивации абитуриентов вуза// Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тез. докл. науч.-практ. конф. -Новосибирск, 1985. с.82−83
  30. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М., 2002. 560 с.
  31. Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая). Психологический журнал, 2001, Том 22, № 5, с.69−78
  32. Е.П. Профессиональная идентичность и маргиналам: концепция и реальность (статья первая). — Психологический журнал, 2001, Том 22, № 4, с.51−59
  33. В.П. Вариант психологического теста Mini-Mult// Пси-хол. журн. 1981.-Т.2.-с. 118−123.
  34. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности. Психологический журнал. 1997, Том 18, № 6, с.35−44
  35. .В. Теории личности в зарубежной психологии.-М., 1982- 128 с.
  36. С.А., Пряжников Н. С. Восприятие событий жизненного пути как фактор профессионального самоопределения подростков // Журнал практического психолога. 1998. — № 4. — С. 34 — 46.
  37. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974
  38. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. Дис.докт. п. наук. М., 1995. — 38 с.
  39. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.- 197 с.
  40. Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М., 1997.-295 с.
  41. Е.А. Психология профессионала. М., Воронеж, 1996.-400 с.
  42. Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону, 1996−512с.
  43. Е.А. Психология: учебник для средней школы. М., 1997.-287 с.
  44. Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.- М., 1983, № 2. — 95 с.
  45. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988 -192 с.
  46. Комплект учебно-методической документации для проведения профессиональных проб./ Под. ред. Чистяковой С. Н., Гуткина М. С., Гу-бина А.В. и др. Кемерово, 1995.- 143 с.
  47. Кон И.С. «В поисках себя: личность и ее самосознание» М., 1984.-335 с.
  48. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.- 367 с. (Над чем спорят философы)
  49. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980, с.
  50. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. — М., 1989. 225 е.: ил.- (Психол. наука — школе).
  51. Концепция профессионального самоопределения молодежи: Проект//Педагогика, 1993 -№ 5.-с. 33−37
  52. Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ// Профориентации в учебных заведениях. Ч. 5. Петрозаводск, 1991. -с. 3−25.
  53. Г. Психология развития / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000, — 992 с.
  54. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности. Вопросы психологии, 1983, № 2, с.51−59
  55. А.Н. Человек и культура// Проблемы развития психики. 3-е изд. — М., 1972 — 342 с.
  56. Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали // Психологический журнал. 1996. — № 5. — С. 19−29
  57. Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. -М., 1992.- 17 с.
  58. Д.А. Очерк психологии личности. — 2 изд. М., 1997. — 64 с.
  59. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). -М., 1992. 16 с.
  60. Лучшие психологические тесты. Петрозаводск, 1992. 318 с.
  61. А. Самоактуализация// Психология личности. Тексты / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. — с. 108−118.
  62. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека// Вопр. психол. 1994. № 3. С. 144−149.
  63. Митина J1.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. — Вопросы психоло-гии.1997, № 4, с. 28−38.
  64. Л.М. Психология развития конукрентноспособной личности. М.: Московский психолого- социальный институт- Воронеж, 2002. — 400 с. (Серия библиотека психолога)
  65. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера// вопросы психологии, 1977, № 5, с. 110−122.
  66. Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. — М., 1995. — 496 с.
  67. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. Вопросы психологии, 2000, № 1, с. 135−141
  68. С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика. М., 1987
  69. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -Ростов н/Д, 2002. 544 с.
  70. С.Е., Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости. Вопросы психологии. 1998, № 2, с. 3−10.
  71. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986
  72. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. / Под. ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. М., 1993.-212 с.
  73. Профориентация в учебных заведениях. 4.1. Петрозаводск, 1991.-28 с.
  74. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов. Вопросы психологии.1994, № 6, с. 64−73
  75. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, 1996.-256 с.
  76. Психология личности в трудах отечественных психологов/ Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 480 с. -(Серия «Хрестоматия по психологии»).
  77. Развитие личности ребенка. М., 1987
  78. Д.Я. (редактор составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 2000 — 672 с.
  79. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста.-СПб.: Питер, 2000, 624 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  80. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  81. X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М., 1994.
  82. С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999.-720 с.
  83. С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
  84. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности// Психол. журн.- 1984. Т.5.-№ 4. — с. 65−73.
  85. В.А., Климов Е. А. Выше звания нет. М., 1976. 64 с.
  86. А.В., Авилов Г. М. Особенности смыслообразования личности в период обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. -с. 193−195.
  87. А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов.- Кемерово, 2002. 183 с.
  88. А.В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности./ Учебное пособие. Кемерово, 1999. — 92 с.
  89. Словарь иностранных слов и выражений/ Авт.-сост. Е.С. Зе-нович. М., 2000, — 784 с.
  90. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей //Психол. журн. 1996. -т. 17. — № 1 — с. 157 -168.
  91. Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. СПб.: Речь, 2002. — 72 с.
  92. Современный человек: цели, ценности, идеалы // Реферат. Сборник. Вып.1, М., 1988.
  93. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. 198 с.
  94. Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников// Вопросы психологии, 1990, № 6, с. 150−157
  95. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации. Вопросы психологии, 1997, № 2, с. 88−93
  96. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. // Под. ред. И. В. Дубровиной. М., 1987
  97. В. Человек в поисках смысла. М., 1990,-368 с.
  98. Э. Бегство от свободы. М., 1987.
  99. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  100. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М, 1995.-288 с.
  101. С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. / Под. ред. Сластенина В.А.- М., 1993.
  102. С.Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда// Выпускник, рынок, профессиональная карьера. Кемерово, 1994. -с. 6−9.
  103. С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи// Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи/ Под. ред. С. Н. Чистяковой, А .Я. Журкиной. М., 1993. — с. 3−12.
  104. Н.Н., Захаров Ю. А., Новикова Т. Н., Белюк JI.B. Профессиональная ориентация молодежи: Учебное пособие.- Кемерово, 1988.-85 с.
  105. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 185 с.
  106. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- М., 1981.-96 с.
  107. Щедровицкий П. Г Очерки по философии образования. М., 1993
  108. Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/д, 2002. — 544 с.
  109. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато, 1996. — 592с.
  110. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с анг./ Общ. Ред и предисл. Толстых А. В. М., 1996.- 344 с.
  111. А.В. Профессиональное консультирование студентов в системе многоуровневого высшего образования Дис канд. п. наук 168 с.
  112. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе // Вопр. психол. 1995. — № 4. -с. 50−56.
  113. В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе// Социологический журнал. 1994, № 1. С. 35−52.
  114. М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000, 204с.
  115. Breakwell G.M. Integrating paradigms. Methodological implications// Breakwell G.M., Canter D.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 180−201.
  116. Cinnirella M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities // European Journal of Social Psychology. 1998. — № 28. — P. 22−46
  117. Jaromowic M. Individuals and groups in social psychology// Brit. J. Soc. Psychol. 1998. V. 18. P. 211−250
  118. Luckmann Th. Remarks on personal identity: Inner, Social and Historical Time// Jacobcon Widding A. (ed.). Identity: personal and so-ciocultural. Uppsala, 1983.
  119. Taifel H. Social identity and intergroup behavior// Soc. Science Inform. 1974. № 13 (2). P. 65−93.
  120. Turner J.C. A self-categorization theory// Turner J.C., Hogg M. A. Oakes P.G., Reicher S.D. Wetherel M. S (eds). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Blackwell, 1987. P. 42−67
Заполнить форму текущей работой