Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структура персонажа и принципы психологизма в рассказах Юрия Нагибина, 1960-1970-е гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трактовки и определения структуры различны в зависимости от области знания, от предмета исследования (например, структура в философии, в логике, лингвистическая структура и т. д.). Объединяет различные трактовки этой категории признание того, что каждую структуру образует закономерная и устойчивая связь и взаимоотношение элементов некоторого целостного образования, системы. Во всех определениях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. От «Чистых прудов» к «Книге детства»: эволюция концепции личности и своеобразие персонажа в художественной автобиографической прозе Юрия Нагибина
    • 1. Автобиографический герой: структура образа
    • 2. Автобиографический герой: принципы психологического изображения
    • 3. Персонажи неавтобиографического плана: структура
    • 4. Персонажи неавтобиографического плана: принципы психологического изображения
    • 5. Выводы
  • Глава 2. Структура персонажа и принципы психологизма в лирикопсихологических рассказах конца 60−70-х годов
    • 1. Основные уровни структуры персонажа
    • 2. Взаимодействие двух главных уровней структуры персонажа. Основной структурный принцип
    • 3. Сфера психической жизни как предмет изображения в рассказах Ю. Нагибина
    • 4. Основные тенденции психологизма Нагибина, приемы и средства психологического анализа
    • 5. Выводы

Структура персонажа и принципы психологизма в рассказах Юрия Нагибина, 1960-1970-е гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ю.М.Нагибин довольно заметная фигура в современной литературе, вызывающая интерес литературоведов, лингвистов и внимание критиков. Писателем пройден сложный, противоречивый творческий путь, связанный с постоянными поисками в области художественных средств и с обращением к наиболее важным проблемам современности. Его многосторонняя творческая деятельность (рассказы и повести на самые разные темы, сценарии, очерки, литературно-критические статьи, дневники) требуют осмысления и оценки.

Творчеству Ю. М. Нагибина посвящено множество диссертаций, монографии и немало статей. В основном внимание критиков и литературоведов сосредоточено на изучении главного жанра в творчестве писателя — рассказа. Уже первые произведения Ю. Нагибина вызвали противоположные мнения и оценки в критике. Наряду со статьями и отзывами об отдельных сборниках, рассказах, об их своеобразии, в 50-е годы делаются первые попытки обобщить все, что было создано писателем, определить направление его творческой эволюции («от острой и яркой военной новеллы. к психологически тонкому емкому рассказу») (1).

В 1953 г. Ю. Нагибин создает рассказы «Зимний дуб» и «Комаров», принесшие ему заслуженную популярность и признание среди читателей и большинства критиков. Их называют лучшими рассказами Нагибина, вершинами его творчества 50-х годов и образцами советской новеллистики. Это был шаг вперед от рассказов 40-х годов, вошедших в сборники «Человек с фронта» (1943) и «Большое сердце» (1944), которым были свойственны некоторая иллюстративность, поверхностность, эскизность. Исследователи единодушно отмечают, что в 50-е годы Ю. Нагибин обращается к углубленному исследованию внутренней жизни человека (правда, и в это время часть его рассказов не лишена была схематизма, дидактичности и «литературности»).

В 1958 г. и в 1960 г. в критике появляются первые литературные портреты Ю. Нагибина (2), где на материале двадцатилетнего творческого пути определяются основные черты творчества писателя и делаются попытки предугадать путь его дальнейшего развития.

К концу 60-х годов Ю. Нагибин — уже сложившийся писатель, имеющий широкую популярность, писатель, чье имя ставится в ряд лучших советских новеллистов, таких как С. Антонов, С. Никитин, В. Богомолов, В. Тендряков, Ю.Казаков. Говоря о той роли, которую сыграли Ю. Нагибин, Ю. Казаков, С. Антонов в развитии рассказа, в «оздоровлении» этого жанра, В. Астафьев в статье «О любимом жанре» (1967) писал: «.обвиняя этих писателей в подражании, а порою и прямо в эпигонстве, наша критика до сих пор не составила себе труда объяснить: а какое же влияние оказали они на современную новеллистику, как сумели пробудить, а потом и повести за собой (именно, повести!) сначала жиденький, а затем все более крепчающий строй современных рассказчиков?» (3).

Начиная с 60-х годов наблюдается переход от проблемно-тематического анализа к исследованию поэтики Ю.Нагибина. Наибольший интерес у ученых вызывают: проблема жанра, взаимоотношения автора и героя (4), особенности сюжета (5), язык писателя (6), наследование им классической традиции (7). В 1980 году появилась первая наиболее полная работа в жанре литературного портрета, в которой прослеживается связь биографии и творчества писателя, определяются условия формирования его художественного мира и осуществляется подробный проблемно-тематический анализ его произведений (8). В 1990 г. вышел сборник статей В. Ф. Холоповой о новеллистике Ю. Нагибина, в котором популярно излагаются тематика и проблематика некоторых рассказов, созданных в 70-е годы, содержатся наблюдения над сюжетом, характерами, предлагаются интересные трактовки произведений и отдельных образов (10).

С появлением первых произведений Ю. Нагибина внимание критиков привлек герой его рассказов, в особенности периода 50 — начала 60-х годов.

Прежде всего делались попытки составить типологию нагибинских героев, исходя из критерия нравственной ценности. Одни главным критерием в авторской оценке человека считают отношение его к природе (М.Ваняшова, В. Островская), другие — отношение к труду, активность жизненной позиции в борьбе за переустройство мира (Л.Шепелева), третьи — «священное недовольство собой» (10) и т. д. (в зависимости от тематики и проблематики рассматриваемых произведений).

Пристальное внимание исследователей к герою нагибинских рассказов было обусловлено тем, что в центре их чаще всего оказывается не событие, а характер человека. В связи с этим были замечены изменения в жанровой структуре рассказов 50-х гг., а именно: ослабление фабульного начала. Вместе с тем Нагибин оставался, по верному замечанию А. И. Павловского, «мастером дисциплинированной новеллистической формы» (11).

Герой нагибинской новеллистики рассматривался и в связи с сюжетосложением. Отмечались ситуации, в которых чаще всего проявляется характер нагибинского персонажа. Н. А. Брябина называет три формы испытания характера в его рассказах: испытание новыми обстоятельствамииспытание, вследствие которого меняется характериспытание историей, временем (12). Эта классификация отражает назревшую необходимость систематизации при анализе новеллистики Нагибина, но имеет один недостаток — отсутствие четкого критерия: три указанные формы принадлежат к разным порядкам явлений, одна форма не исключает наличие другой (например, испытание новыми обстоятельствами может повлечь за собой изменение характера, а «история», время неизбежно включают в себя различные «обстоятельства»).

М.Иофьев справедливо утверждает: «сюжет многих нагибинских новелл рисует не историю человека, а историю познания его характера» (13). Близок к позиции М. Иофьева Р. Д. Цивин, который утверждает, что приемом сюжетного построения в рассказах Ю. Нагибина является процесс наблюдения (14).

Закономерен интерес исследователей к тому, какие способы познания и приемы психологического изображения использует автор.

Н.Атаров верно указывает исходный принцип изображения человека и познания его характера в нагибинской новеллистике 50 — 60-х гг. -портретирование (15). В диссертации Е. Л. Соловьевой исследуются многообразные отношения между героем и автором в рассказах 60 — 80-х гг. Взаимодействие речевых структур различных персонажей, их соотношение со словом повествователя или автора связываются с определенным типом повествования. Автор диссертации приходит к выводу: «Ю. М. Нагибин всегда внимателен к внутренней логике характера, к самосознанию, духовному миру героев, непостижимым импульсам поведения, он исключает прямое вторжение в мир героя. Писатель чуток к звучанию собственных голосов героев, которые постигают жизнь и свое положение в ней» (16).

Целый ряд работ, посвященных творчеству Ю. Нагибина, затрагивает так или иначе проблему психологизма. Предметом особо пристального внимания являются рассказы 70-х гг., которые вызвали много споров, различных толкований и противоположные оценки. Большинство исследователей обнаруживает в рассказах Ю. Нагибина стремление запечатлеть движение мыслей и чувств героя, жизнь его души в кризисные моменты. Но результаты этого стремления интерпретируются и оцениваются по-разному. Сталкиваются две основные точки зрения: одни отрицают психологическую значимость произведений Нагибина, характеризуют психологический анализ как «самокопание» героев, «немоту многословия» (Л.Либединская, Л. Миль) — другие видят в рассказах этих лет скрупулезное исследование состояния души, малейших «изгибов мысли» (Л.Шепелева).

Некоторые исследования содержат результаты частных наблюдений за использованием в рассказах Ю. Нагибина различных способов психологического изображения, а также попытки обобщения. Анализируя рассказы 50-х гг., исследователи часто указывают на один из приемов косвенного психологизма — использование детали. Н. Атаров отмечает детальное мастерство рисовальщика, который передачей жеста, интонации, улыбки, смеха может создать психологически точный образ героя" (17). Говоря о рассказах 70-х гг., некоторые исследователи склонны использовать термин «диалектика души»: «О чем бы ни писал Ю. Нагибин, всегда он пишет об одном — о том, что в старину простодушно именовалось жизнью сердца, а позднее было точно названо диалектикой души» (18). Используя известную классификацию Н. Г. Чернышевского, А. В. Огнев утверждает, что в богатой и довольно разнообразной новеллистике Ю. Нагибина прослеживаются все указанные Чернышевским «направления» психологического анализа, все типы отношений между характером и внутренним миром, в том числе и изображение сложных психологических процессов в диалектической смене одних чувств другими (19).

Среди работ, в которых психологизм рассматривается как важный аспект творчества Ю. Нагибина, значительный интерес представляет диссертация В. Е. Островской, где представлена наиболее подробная характеристика некоторых приемов психологического анализа в рассказах 70-х гг. Ведущим приемом психологического анализа в произведениях Ю. Нагибина автор диссертации считает внутренний монолог. В. Е. Островская рассматривает эту категорию со стороны содержательной (комментарий увиденного, осмысление собственного бытия), функциональной (подчеркивание расхождения между мыслями и поступками персонажа, свидетельство стремления разобраться в себе и одолеть себя, показ процесса нравственного роста человека, т. е. изображения внутреннего мира персонажа) и с точки зрения воздействия на трансформацию жанра (увеличение доли внутреннего монолога персонажей влечет за собой увеличение объема произведения, приближение рассказа к повести) (20).

Соотношение прямой и несобственно-прямой речи в рассказах 50 — 60-х гг., композиция внутренних монологов, диалогов, особенности несобственно-прямой речи в рассказах 60 — 70-х гг. исследованы в диссертации E. J1. Соловьевой.

Предпринимались попытки определить общий характер нагибинского психологизма: говоря о перемещении фокуса художнического внимания писателя в рассказах 50 — начала 60-х гг. на «воссоздание нюансов человеческих переживаний», А. И. Павловский характеризует это воссоздание как «лирически окрашенное» (21). Речь идет об особой авторской интонации, о лиризме как о типе эмоциональности, который находит выражение и в стиле, и в ритмизации прозы в эмоционально насыщенные моменты повествования. Постепенное усиление лиризма в рассказах Ю. Нагибина 50 — середины 60-х гг. стало объектом наблюдений в диссертации Н. А. Брябиной. Исследователи утверждают, что лиризм нагибинских рассказов этого периода существенно отличается от мелодраматической интонации в рассказах 40-х гг. «Зимний дуб» и «Комаров», по мнению В. Амлинского, — это проза «естественная, цельная, трогательная без чувствительности» (22).

У ряда исследователей в связи с проблемой психологизма вызывает интерес вопрос о классической традиции в новеллистике Ю.Нагибина. Так, А. П. Казаркин, рассматривая в широком литературном контексте «Книгу детства», устанавливает тесную связь этого цикла с «Жизнью Арсеньева» И.Бунина.

Цель сопоставления этих двух произведений не глубокое проникновение в суть нагибинский «Книги», а определение ее «ранга». Ставя перед собой задачу — найти место «Книги детства» в «табели о рангах» русской литературы,-А.П.Казаркин выдвигает свои критерии оценки художественного произведения, важнейшим из которых является, по его мнению, то, «как живет классическая традиция в современном повествовании о детстве» (23). Однако жизнь классической традиции сводится им к факту соотносимости произведения с эталоном: «Любой критик ищет авторитетное произведение, сходством с которым оправдывается существование нового сочинения» (24). Таким образом, критерием оценки произведения оказывается соотносимость его с «авторитетом» — «произведением более устойчивой репутации». Свидетельством чисто оценочного подхода к традиции является следующее утверждение исследователя: «.сравнение с Буниным не многое может прояснить в статусе книги Нагибина. Нужен еще более надежный авторитет, более прочный ориентир для интерпретирующей оценки. Нам кажется, что в „Книге детства“, пусть косвенно, проявляется толстовская традиция психологизма, самоанализа» (25). При этом наличие толстовской традиции не подтверждается литературоведческим анализом, исследователь ограничивается констатацией факта.

Способы создания характера в новеллистике Ю. Нагибина в связи с классической традицией рассматриваются в работах Н. А. Брябиной, Л. С. Шепелевой, Т. Заморий (26).Они склонны считать Ю. Нагибина продолжателем традиций Чехова. К сожалению, указания на это не сопровождаются достаточно аргументированным анализом (Н.А.Брябина), или отмечается слишком общее сходство (Т.Заморий). В качестве аргумента в пользу чеховской традиции Л. С. Шепелева выдвигает наличие реминисценций из произведений классикаоднако художественную и очерковую прозу Ю. Нагибина вообще характеризует насыщенность различными реминисценциями. Высказывания самого писателя о Чехове, вырванные из контекста, интерпретируются авторами статей слишком прямолинейно.

В единственном наиболее подробном исследовании форм психологизма в рассказах Ю. Нагибина 70-х гг. (диссертация В.Е.Островской) вопрос о традициях не ставится.

Несмотря на большое количество работ о литературном герое нагибинской новеллистики, о способах создания характера, остаются еще недостаточно проясненные вопросы. Признавая ценность большинства наблюдений, необходимо предпринять изучение литературного персонажа в новом аспекте. Чтобы лучше понять природу и сущность объекта, необходимо «представить себе исследуемый объект как целостную структуру, элементы и части которой связаны познанной нами системой закономерных отношений и зависимостей» (27). Структурный (но не структуралистский) подход к изучению литературного героя новеллистики Нагибина обусловлен конструктивным" подходом к нему самого писателя, видящего в персонаже определенную систему составляющих ее взаимодействующих элементов.

Трактовки и определения структуры различны в зависимости от области знания, от предмета исследования (например, структура в философии, в логике, лингвистическая структура и т. д.). Объединяет различные трактовки этой категории признание того, что каждую структуру образует закономерная и устойчивая связь и взаимоотношение элементов некоторого целостного образования, системы. Во всех определениях содержится взаимопроникновение черт структуры и системы, но в то же время учеными осознается различие этих двух категорий: «Каждая система имеет две составляющие: элементарный состав и структуру как систему связей между этими элементами» (28). Ср.: структура — «логическое свойство содержательных отношений, существующих между элементами системы» (29). Кроме того, по наблюдениям А. П. Григоряна, «если в определениях структуры подчеркивается расчленение целого, то в определениях системы подчеркивается нерасчлененность целого» (30).

Художественная структура обладает своей спецификой. Экстраполируя выводы Бертрана Рассела на область искусства, А. П. Григорян утверждает, что «в произведении искусства структура — это отношения не между изобразительными единицами (знаками значений), а между идейными единицами (значениями знаков)» (31).

Исследователи указывают на следующие особенности структуры художественного произведения: она, во-первых, не равнозначна структуре объекта непосредственного восприятия в реальной жизни или же языковой структурево-вторых, при ближайшем рассмотрении она оказывается многослойной иерархией структур, «состоит не только из локальных элементов, но и нередко из микроструктур, функционирующих в художественном произведении по законам структуры» (32) — в-третьих, структура художественного произведения двухмерна, она развивается во времени и вместе с тем в каждом моменте (каждом «сечении») предстает как нечто синтетически-сложное, как результат взаимодействия и интеграции элементов предшествующего процесса (33).

Положение об иерархичности структуры художественного произведения обусловливает правомерность рассмотрения литературного персонажа не только в качестве элемента целого, но и в качестве динамической микроструктуры.

Существуют некоторые общие методологические принципы исследования, разработанные отечественными и зарубежными учеными.

Ю.М.Лотман считает необходимым и закономерным рассмотрение любой художественной структуры по уровням. По его мнению, перед исследователем стоит задача «определить элементарные значимые единицы данной системы (каждая из них будет представлять собой набор дифференциальных признаков) и правила их соединения в более комплексные значимые единицы» (34).

Часто системный и структурный подходы сочетаются, что обусловило существование в различных статьях и монографиях выражений «элементы системы» и «элементы структуры». Вызвано это и тем, что невозможно описать соотношения и взаимодействие элементов, не называя сами эти составляющие. По мнению Л .Я. Гинзбург, выявить структуру объекта — значит назвать его части и способы, с помощью которых они вступают во взаимоотношения.

Трактуя литературного героя как структурное единство, она рассматривает в качестве его элементов свойства, состояния души, идеи, вступающие между собой в динамические отношения, и в прямую зависимость от разных типов этих отношений она ставит существование разных форм персонажеобразования, то есть «литературных моделей» человека (маска, социально-моральный тип, характер и пр.) (35).

Взгляд на литературного героя как на структуру предполагает поиск неких принципов, которые объединяют ее элементы в единое целое и являются законом их взаимодействия. В качестве таких принципов Л. Я. Гинзбург рассматривает «авторский угол зрения» и характер конфликта. Ю. К. Щеглов в этом случае говорит об основном «характерологическом инварианте», «конструирующем образ» литературного героя, или о «характерном мотиве» (36).

Поскольку литературный персонаж может рассматриваться как «модель человека», выражающая авторское «понимание человека, взятого с некоторой точки зрения, во взаимодействии изображаемых писателем признаков» (37), то представляется целесообразным сопоставление структуры личности, как она трактуется писателем в его статьях и выступлениях, со структурой его персонажей, то есть с художественным воплощением его концепции личности.

Наконец, исследование структуры персонажа предусматривает обращение к особенностям стиля данного автора (38).

Нельзя считать окончательно решенной и проблему психологизма в рассказах Ю.Нагибина.

Термин «психологизм» имеет в литературоведении разные толкования. Прежде всего психологизм в широком смысле — «всеобщее свойство искусства» (39). В более узком смысле «психологизм» — это «воспроизведение процессов внутренней жизни», «художественное отражение внутреннего мира персонажей» (40). Имеется и специфически узкое толкование этого термина -" психологизма в строгом смысле слова": «способ построения образа, способ воспроизведения, осмысления и оценки того или иного жизненного материала» (41), что позволяет ряду исследователей разграничивать произведения психологические и непсихологические, и соответственно, психологические и непсихологические: изображение, «письмо «, стили, принципы организации элементов художественной формы (например, Л. Я. Гинзбург, А.Б.Есин). В менее резкой форме эта оппозиция трактуется как различные уровни психологизма (42).

Все возможные интерпретации этой категории обобщены и систематизированы. В частности, Е. А. Михеичева сводит разнообразие трактовок психологизма к следующим трем основным наиболее распространенным точкам зрения:

1. Психологизм — художественное исследование внутреннего мира человека, его мыслей, чувств, ощущений (на первый план выдвигается содержательный аспект психологизма).

2. Психологизм — свойство стиля (главным становится план выражения).

3. Психологизм — исследование индивидуальной (или коллективной) психологии различными художественными средствами с целью активного воздействия на читательское сознание (т.е. учтены все три плана: содержания, выражения, функционирования) (43).

Таким образом, разные толкования психологизма предполагают и разные аспекты его исследования в творчестве того или иного писателя. Акцент может ставиться на плане содержания или плане выражения, в целях же более глубокого и всестороннего изучения необходимо учитывать все аспекты этого явления.

Другая сторона проблемы психологизма — вопрос о том, что скрывается за словосочетанием «внутренний мир» персонажа, т. е. что является предметом психологического исследования и изображения: мысли, чувства, исключительно сознание или сознательное в совокупности с бессознательным и т. д. Данная проблема тесно связана с пониманием конкретным автором структуры личности. При этом интересно и то, как соотносится авторская концепция психологии личности с научными представлениями, с настоящим уровнем развития психологии как науки, с существующими психологическими теориями.

Имеющиеся классификации психологизма обусловлены разнообразием интерпретаций этого термина и критериев, положенных в их основу.

Различны толкования понятия «психологический анализ» и осмысление соотношения категорий «психологический анализ» и «психологизм». Одни исследователи отождествляют эти понятия. Так, А. Павловский их использует без различения в статье «О психологическом анализе в советской литературе» (44) — И. В. Страхов употребляет их в качестве синонимов (45) — А. П. Чудаков, хотя и различает психологический анализ «в старом смысле» (психологизм.

Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Достоевского) и новый, «собственно анализ», по сути отождествляет понятия «психологический анализ», «психологическое изображение» «психологическое исследование» (46).

Другая группа исследователей четко разграничивает эти категории. Так, говоря о трех основных значениях понятия «психологизм» (предмет искусства, результат искусства, сознательный и определяющий эстетический принцип), А. Иезуитов представляет это соотношение следующим образом: главный и прямой объект психологического изображения — «психология человека, выступающая как некая самоценность, а психологизм представляет собой специальную и целенаправленную разработку способов и форм ее воплощения и раскрытия (психологического анализа)» (47). Таким образом, психологический анализ — способы и формы воплощения и раскрытия психологии человека, а психологизм — их разработка. В. В. Компанеец трактует психологизм и психологический анализ следующим образом: «Психологизмхудожественное отражение психологии автора, в то время как психологический анализ заключается в исследовании конкретного объекта» (48).

Иное представление о соотношении этих категорий у О. Н. Осмоловского, в трактовке которого заслуживает внимания разграничение понятий «психологический анализ» («художественно-логическое расчленение и объяснение психологии», «объяснение сознания личности, внутренних мотивов ее поведения») и «психологическое изображение» («представление чувств и переживаний в образной форме») — наконец, сам психологизм — «теоретическое представление о человеческой психологии, методах ее познания и изображения» (49).

Л.Я.Гинзбург рассматривает психологический анализ как сочетание разных средств и способов психологического исследования: «Психологический анализ пользуется различными средствами. Он осуществляется в форме прямых авторских размышлений или в форме самоанализа героев, или косвенным образом — в изображении их жестов, поступков, которые должен аналитически истолковать подготовленный автором читатель» (50). Если литературный психологизм, по мнению ЛЯ. Гинзбург, начинается с несовпадений, с непредвиденного поведения героя, если психологизму необходимо противоречие как отправная точка расчленения анализа, если «в объяснимом и объясненном парадоксе — зерно психологического метода», то «сущность анализа в поисках логики, причинной связи» (51).

Признавая право на существование различных точек зрения, в качестве рабочей концепции можно принять следующее: психологизм — сознательная эстетическая установка автора на художественное исследование и изображение внутреннего мира человекапсихологический анализсовокупность средств и способов ее реализации.

Теоретически обоснованы учеными следующие три формы психологизма: прямая (= показ «изнутри» — Л. Я. Гинзбург, А. Б. Есин, И. В. Страхов, С. Е. Шаталов и др.), косвенная (= показ «извне» — те же) и суммарно-обозначающая (= «вербальное обозначение чувства» А. П. Скафтымов, А. Б. Есин (52)), каждая из которых обладает определенной совокупностью средств и способов психологического анализа.

Итак, следует различать принципы, уровень, характер, формы, эволюцию психологизма, и средства, способы, приемы психологического анализа (жест, мимика и пр.).

Методология исследования психологизма достаточно разработана в литературоведении. Целый ряд концепций представлен отечественными учеными. В большинстве работ, посвященных этой проблеме, учитываются характер литературно-исторической эпохи, индивидуальный метод и стиль писателя. Целесообразной представляется и следующая методологическая установка: «Формулу психологизма какого-либо художника возможно дать с учетом хотя бы одного из следующих аспектов: сфера психической жизни, изучаемой и изображаемой писателемпринцип психологического анализа, подчинение его тем или иным идейно-эстетическим установкам писателя» (53).

Актуальность настоящего исследования обусловлена, во-первых, постоянным вниманием литературоведов к психологизму и психологическому анализу в художественной литературе, о чем свидетельствует появление в последнее время, как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении, большого количества работ, посвященных этой проблемево-вторых, со структурой в наше время связываются многие эстетические проблемы и явления художественной литературыв-третьих, актуальность темы диссертации определяется вновь возникшим интересом к творчеству Ю. Нагибина, процессом научного освоения его последних произведений и переосмыслением давно изданных.

Научная новизна работы заключается в том, что литературный персонаж рассказов Ю. Нагибина рассматривается в аспекте его структурыпрослеживается эволюция его психологизма в связи с изменением взгляда писателя на природу человека, на структуру личностирасширяется представление о классической традиции в новеллистике Ю. Нагибинаустанавливается характер нагибинского психологизмадается систематизация его принциповдо сих пор для исследования этой проблемы привлекались, главным образом, произведения, созданные им в относительно устойчивые с точки зрения эволюции художественной системы периоды (50-е — начало 60-х и 70-е гг.), в диссертации внимание акцентируется на переходном периоде его творчества (конец 60 — середина 70-х гг.), который характеризуется критиками как «переломный», как «определенный творческий сдвиг».

Цель диссертационного исследования: выявить своеобразие персонажа нагибинской новеллистики на уровне его структуры и охарактеризовать основные принципы психологизма.

Задачи исследования:

1. Выявить в творчестве Ю. Нагибина его концепцию личности, изменения, произошедшие в понимании человека в период с конца 60-х до конца 70-х годов и связать новую концепцию личности с ее художественным воплощением в образе современника.

2. Рассмотреть элементы, составляющие структурное единство персонажа, их соотношение и принципы взаимодействия.

3. Установить характер связи концепции личности, основных структурных принципов персонажа с особенностями нагибинского психологизма.

4. Определить сферу психической жизни, изучаемую и изображаемую писателем, приемы и средства психологического анализа, характер и уровень психологизма.

5. Обнаружить и проследить основные тенденции в эволюции нагибинского психологизма, а именно: изменение его характера и уровня, смену его форм, изменение приемов и средств психологического анализа, ориентацию на иную (по сравнению с ранним творчеством) классическую традицию в области художественного психологизма.

При решении этих задач предполагается принять во внимание общие историко-литературные тенденции и особенности индивидуального творческого метода Ю.Нагибина.

Материал исследования: «Книга детства» и лирико-психологические рассказы конца 60−70-х гг., а также «Чистые пруды», литературно-критические статьи, очерки, интервью, письма, «Дневники» Ю.Нагибина.

Методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных литературоведов, посвященные проблемам литературного персонажа, художественной структуры и психологизма, а также труды психологов. В соответствии с целью и задачами диссертации используются методы сравнительно-типологический и историко-генетический в сочетании со структурным.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы. Композиция первой главы обусловлена принципиально разными подходами к созданию.

5. Выводы.

Главное свойство структуры нагибинского персонажа в рассказах конца 60 -70-х гг. — многослойность. В ней можно выделить два основных уровняпсихический и соматический, каждый их которых представляет собой микроструктуру с набором определенных взаимодействующих элементов.

Структура персонажа (первый уровень) пространственна (отражает топическое представление писателя о душевной жизни человека) и иерархична (соответствует авторской системе нравственных ценностей).

Оба уровня структуры персонажа взаимосвязаны и взаимозависимы. Единство тела и души, физиологии и психологии находит выражение в двойственной трактовке сердца и крови, в использовании так называемых «физиологических» метафор.

В рассказах осуществляется не только художественное «анатомирование» персонажа, но и изображение его как целого. В зависимости от степени дифференцированности этого целого обнаруживаются два аспекта его изображения: 1) персонаж — тождественное самому себе, «замкнутое пространство» — 2) персонаж — система, с совокупностью всех составляющих ее элементов в единстве с существующими между ними отношениями.

Главный предмет изображения — душевный и духовный кризис и его преодоление, трактуемое как исцеление, спасение.

Основным принципом структурирования персонажа является усилие души, так как оно обеспечивает полноту и цельность личности. Отсюда ведущий мотив — мотив душевного контакта.

Структура персонажа дает представление о сфере психической жизни, изучаемой и изображаемой писателем. Предметом изображения являются: возрастная психология, психология творчества, психология семейных отношений, человек и его социальное окружение, внутренний мир индивидуума, необычные и непознанные явления в области психики.

В соответствии с пристрастием Ю. Нагибина к изображению кризисного состояния тела и кризисного состояния духа, понимаемого как болезнь, находится использование им «медицинских» метафор. Частотность введения в текст «медицинских» и шире — «физиологических» аналогий позволяет назвать психологизм Ю. Нагибина «медицинским», или «симптоматическим». Существенным моментом в изображении внутреннего состояния персонажа является степень интенсивности его душевной жизни. Душа мыслится как некий механизм, аппарат, техническое устройство. Душевная жизнь дается в терминах технических, электротехнических, механических, электродинамических, в терминах ядерной энергетики.

В нагибинских рассказах рассматриваемого периода обнаруживается стремление автора наиболее точно передать сложность и противоречивость.

170 человеческой натуры. В связи с этим наблюдается предпочтение прямой формы психологизмасредства косвенного психологического анализа используются писателем активно, но чаще всего внешняя деталь, свидетельствующая о внутреннем состоянии персонажа, комментируется. Необходимо отметить разнообразие мотивировок. При этом все чаще описание и анализ внутреннего состояния и поступков ведутся с точки зрения персонажа.

В лирико-психологических рассказах конца 60 — 70-х гг. более явно обнаруживается приверженность Ю. Нагибина к определенной психологической традиции: в наибольшей степени он близок к психологизму толстовского типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Цитируется по: Сахаров В. Мелодия прозы. Заметки о творчестве Юрия Нагибина // Сахаров В. Обновляющийся мир. М., 1990. С. 185.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М. Берендеев лес. М., 1978.
  2. Ю.М. Вдали музыка и огни. М., 1989.
  3. Ю.М. Время жить. М., 1987.
  4. Ю. Дело живое. Размышления руководителя семинара //
  5. Ю.М. Дневник. М. Д996.
  6. Ю. Из записных книжек // Дружба народов. 1987. N1.0. 99 124.
  7. Ю. «Из чего ты построен.» // Комсомольская правда. 1986. 23 апр. С. 4.
  8. Ю. Ильин день. Повесть и рассказы. М., 1990.
  9. Ю. Наука дальних странствий. М., 1982.
  10. Ю. Не чужое ремесло М., 1983.
  11. Ю. Она в моей памяти // День поэзии 1979. М., 1979. С. 140 141.
  12. Ю. По поводу одного рассказа // Новый мир. 1955. N 7. С. 250−252.
  13. Ю. Предварительный итог// Книжное обозрение. 1980. 17 окт. С. 8.
  14. Ю. Размышления о рассказе. М., 1964.
  15. Ю.М. Река Гераклита. М., 1984.
  16. Ю.М. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1980−1981.
  17. Ю.М. Сочинения. М., 1989- 1991.
  18. Ю. Трудно ступать по сердцу // Правда. 1989. 17 февраля. С. 4.
  19. Ю. Ты будешь жить. Повести и рассказы. М., 1974.
  20. Ю. Человек действующий // Искусство кино. 1965. N 2. С. 410.
  21. Ю. Чистые пруды. Рассказы разных лет. — Повесть. -Дороги-встречи. М., 1962.
  22. Четыре страницы от руки: беседа с Юрием Нагибиным // В мире книг. 1977. N 12. С. 67−69.
  23. Произведения других писателей
  24. В.П. Последний поклон. Л., 1982.
  25. В.П. Посох памяти. М., 1980.
  26. М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1951. Т. 13.
  27. В. Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона. М., 1983.
  28. В. Святой колодец. Трава забвенья. Алмазный мой венец. Кишинев, 1986.
  29. М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4.
  30. Руссо Жан-Жак. Избр. соч.: В 3 т. М., 1961. Т. 3.
  31. Л. Детство. Отрочество. Юность. Л., 1978.
  32. Л.Н. Война и мир. М., 1981.
  33. М. Человек и время. История человеческого становления. М., 1980.
  34. Теоретические и методологические работы
  35. Э.А. Поэтика лирической прозы. 1960 1970-е годы. Новосибирск, 1985.
  36. В.В. О языке художественной прозы. М., 1980.
  37. Вопросы психологии личности и общественной психологии: Сб. ст. / Ред. А. Г. Ковалев. Л., 1964.
  38. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
  39. Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  40. Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.
  41. А.П. Художественный стиль и структура образа. Ереван, 1974.
  42. А.К. Идеал и герой. М., 1969.
  43. Т.П. Проблема героического характера в современном русском рассказе. Киев, 1976.
  44. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  45. .А. Семиотика искусства. М., 1995.
  46. В.И. Романтизм как тип художественного мышления. Уфа, 1985.
  47. Т.А. Природа фантастики. Иркутск, 1984.
  48. Н.Г. Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. СПб. 1856. Военные рассказы. Графа Л. Н. Толстого. СПб. 1856. // Чернышевский Н. Г. Собр. соч.: В 5 т. М., 1974. Т. 3.
  49. М.С. Система и структура // Системные исследования. М., 1983.
  50. Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
  51. Г. Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
  52. Ю.Н. Поэтика. М., 1977.
  53. А.Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема //Вестн. Моск. ун-та. Серия 9. Филология. 1991. N 1.
  54. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
  55. З.Я. Жанровое своеобразие мемуарно-художественной автобиографии 60-х 70-х годов (Сюжет и характер). Автореферат дисс. .канд. филол. наук. М., 1981.
  56. В.А. Современная советская проза (60-е начало 70-х годов). М., 1977.
  57. Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.
  58. Гей Н. К. Из опыта Л. Н. Толстого (Некоторые аспекты жанро- и стилеобразования) // Толстой и наше время. М., 1978.
  59. Т.П. Современный русский рассказ. Киев, 1968.
  60. М.А. Русский советский рассказ. Л., 1975.
  61. А.Ю. Мемуарно-автобиографическая проза 70-х годов (Проблематика и поэтика). Автореферат дисс.. канд. филол. наук. Киев, 1981.
  62. A.B. О поэтике современного русского рассказа. Саратов, 1973.
  63. A.B. Русский советский рассказ 50 70-х годов. М., 1978.
  64. Е.А. О психологизме Леонида Андреева. М., 1994.
  65. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / Ред. В. А. Ковалев. Л., 1970.
  66. И.В. В поисках идеала. Творчество Н. С. Лескова. Л., 1978.
  67. Толстой и наше время: Сб. ст. / Ред. К. Н. Ломунов. М., 1978.
  68. ТюховаЕ.В. О психологизме Лескова. Саратов, 1993.
  69. Художественный мир Э.Т. А. Гофмана: Сб. ст. / Ред. И. Ф. Бэлза и др. М., 1982.
  70. Н.И. Реалистическая условность в современной советской прозе. Киев, 1979.
  71. А.П. Мир Чехова: Возникновение и утверждение. М., 1986.
  72. О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев, 1986.
  73. С.Е. Художественный мир Тургенева. М., 1979.
  74. Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. Д., 1974.
  75. H.A. Традиции И. С. Тургенева в прозе Юрия Казакова// Творчество И. С. Тургенева. Орел, 1991.
  76. З.Г. Функция реминисценций в поэтике А.Блока // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. Вып. 6.
  77. Н. Человек из глубины пейзажа. О Юрии Нагибине-рассказчике // Наш современник. 1972. N 12. С. 103−112.
  78. Н.И. Содержательные категории художественного текста и их языковая экспликация. На материале произведений Нагибина: Автореферат дисс. .канд. филол. наук. СПб., 1998.
  79. Н.С. Образная перспектива глагольного слова в рассказах Ю.М. Нагибина (на материале семантико-стилистической группы языковых единиц, соотносящихся с речью): Автореф. .канд. филол. наук. Томск, 1983.
  80. Н. К проблеме гуманизма в рассказах А.Платонова и Ю. Нагибина // Творчество Андрея Платонова / Ред. В. Скобелев и др. Воронеж, 1970. С. 167−171.
  81. H.A. Пути раскрытия характеров в лирико-психологическом рассказе (Ю.Нагибин, С. Антонов, Ю. Казаков). Дисс. .канд. филол. наук. Алма-Ата, 1972.
  82. М.Г. Путь на передний край (проблема конфликта в прозе Юрия Нагибина) // Позывные сердца. Сб. лит.-критич. статей. Ярославль, 1969. С. 154−171.
  83. Н. Юрий Нагибин // Октябрь. 1958. N 12. С. 212−216.
  84. ВинниковаИ. В чем ценность человека? // Волга. 1976. N 8. С. 181 187.
  85. Е. Ветви зимнего дуба // Новый мир. 195. N 11. С. 147 250.
  86. И.Л. Полет стиха и поступь прозы. М., 1976.
  87. И. Книга, которая воспитывает сердце // Знамя. 1978. N11. С. 247−250.
  88. Д. «Твое орудие и оружие» //Знамя. 1972. N 9. С.238−242.
  89. М. И небо в алмазах, и бездна небытия // Знамя. 1974. N 12. С. 248−250.
  90. Н. При свете настоящего // Дружба народов. 1978. N 9. С. 263−266.
  91. М. Писатель в пути //Новый мир. 1959. N 3. С. 235−240.
  92. А.П. Способ выражения авторской позиции в рассказах Ю.Нагибина // Мастерство писателя и проблемы жанра. Томск, 1975.
  93. И. Чуткая душа художника // Огонек. 1966. N 20. С. 23.
  94. А. Человек на войне // Новый мир. 1962. N 6. С. 226 228.
  95. В.И. Один на один // Коробов В. И. Ближние странствия. М., 1982. С. 81−90.
  96. Г. Н. Текстовые конфигурации и стилистические фигуры // Структурно-семантический анализ единиц языка. Тула, 1995. С. 104−115.
  97. Т. Как хочется поверить в свой народ!.: Заметки о последней книге Ю. Нагибина // Книжное обозрение. М., 1994. N 26. С. 7, 20.
  98. В. «С отвращением читая жизнь мою.» // Нева. 1995. N 9. С. 183−189.
  99. Л. О детях правильных и неправильных. Размышления по поводу нескольких книг // Сибирь. 1973. N 1. С. 113−119.
  100. В.В. Коричневый в черноту, синий в лиловость (О языке прозы Юрия Нагибина) // Русская речь. 1980. N 3. С. 55−61.
  101. Э.П. Новообразования в прозе Юрия Нагибина // Русская речь. 1980. N 1.С. 47−52.
  102. Л. Большое в малом. Рассказы молодых // Москва. 1986. N 12. С. 179−194.
  103. И. Рассказы Юрия Нагибина о советских детях // «Ученые записки» 19, 1970. Т. 265. Сов. лит., вып. 10. С. 160−168.
  104. Е. Заметки о рассказах Ю.Нагибина // Нева. 1963. N 7. С. 171−177.
  105. М.Ю. Эстетическая функция метафор в повестях Ю.М. Нагибина. Дисс. .канд. филол. наук. М., 1987.
  106. В.Е. Русский советский лирико-психологически рассказ 70-х. Проблематика и поэтика (Ю.Нагибин, В. Конецкий, Г. Семенов).Дисс. .канд. филол. наук. Ташкент, 1984.
  107. Н.П. Советская историческая проза малых форм на современном этапе (В.Панова, Ю. Нагибин, В. Пикуль). Дисс.. канд. филол. наук. М., 1991.
  108. Л. Традиции Чехова в современной новеллистике // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы: Сб. ст. / Ред. Л. М. Поляк, В. Е. Ковский. М., 1971. С. 232−265.
  109. С. Память сердца // Наш современник. 1972. N 7. С. 123 125.
  110. В. Призвание //Волга. 1972. N 4. С. 182−184.
  111. В. Простор мечты// Октябрь. 1979. N 12. С. 195- 197.
  112. В.И. Дневник как жанр и как поступок // Философские науки. 1997. N2. С. 164−175.
  113. Е. О человеке для человека // Знамя. 1979. N 3. С. 225−232.
  114. Е.Л. Автор и герой в прозе Ю.М. Нагибина. Дисс.. канд. филол. наук. М., 1995.
  115. Ц. Действительно избранное // Огонек. 1973. N 44. С. 15.
  116. В. Искаженный портрет // Молодая гвардия. 1977. N 2. С. 301−305.
  117. Л. Побеждает художник // Знамя. 1973. N 9. С. 221−231.
  118. В.М. Семантическая структура лексемы «дорога» в рассказе Ю.Нагибина «Заброшенная дорога» // Слово в русской народно речи. Улан-Удэ, 1991.
  119. В.Ф. Парадокс любви: новеллистика Юрия Нагибина. М., 1990.
  120. М. Детали и мысль // Нева. 1967. N 5. С. 178−184.
  121. М., Чудаков А. Искусство целого // Новый мир. 1963. N 2. С. 239−254.
  122. Л.С. Мастерство Юрия Нагибина-новеллиста // Проблемы метода и стиля: Сб. ст. / Ред. Л. С. Шепелева и др. Челябинск, 1976.
  123. Л.С. Традиция в рассказах Нагибина // Стилевые традиции русской реалистической прозы XIX века.: Межвуз. сб. научн. тр. / Ред. Л. И. Будникова и др. Челябинск, 1983.206
  124. С. Рассказ в строю // Знамя. 1952. N 7. С. 186−189.
  125. Ю. Притча о сыне // Знамя. 1988. N 8. С. 220−221.
  126. Л.Г., Большакова Е. П. Характер и конфликт в рассказах Ю.Нагибина // Романтизм (Теория, история, критика) / Ред. Л. И. Савельева и др. Казань, 1976.
  127. Ю. О рассказах Юрия Нагибина // Октябрь. 1953. N 9. С. 182−186.
  128. Кан Сын Хюн. Жанровое своеобразие рассказов Ю. Нагибина // Голоса молодых ученых. М., 1998. Вып. 3. С. 163−170.
Заполнить форму текущей работой