Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и исследование методического и алгоритмического обеспечения интеллектуальных систем управления мобильными объектами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тематика диссертационной работы согласуется с приоритетными направлениями науки и техники, утверждёнными Правительственной комиссией РФ по научно-технической политике (направление «Фундаментальные исследования», — раздел «Информационная, вычислительная техника, автоматизация»), а также с. планами работ по грантам правительства Санкт-Петербурга (раздел «Технические науки», направление «Автоматика… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛЬНЫМИ МЕХАТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ
    • 1. 1. Обзор существующих мобильных мехатронных систем
      • 1. 1. 1. Понятие мехатроники и классификация мехатронных систем
      • 1. 1. 20. пределение искусственного интеллекта
  • Неинтеллектуальная мобильная платформа
  • ЦНИИ РТК
    • 1. 1. 4. Программный комплекс интеллектуальной навигации
  • ЦНИИ РТК
    • 1. 1. 5. Мобильный автономный робот для исследования принципов ориентирования
    • 1. 1. 6. Автономные роботы для уборки помещений
    • 1. 1. 7. Совместное функционирование автономных роботов
    • 1. 2. Обзор существующих ПОДХОДОВ К построению интеллектуальных систем 4> планирования траектории движения
    • 1. 2. 1. Планирование движения с помощью логико-лингвистического подхода.21%
    • 1. 2. 2. Полевой подход к организации и планированию поведения мобильной системы
    • 1. 2. 3. Планирование движения с помощью логического поля скоростей
    • 1. 2. 4. Планирование движения в потенциальной среде, моделируемой с помощью клеточного автомата.47 7' г<" 1 «
    • 1. 3. Постановка задачи исследования. 52 А&г I %
  • ГШшщЩ
    • 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОНОМНЫМИ
  • МОБИЛЬНЫМИ МЕХАТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ.-.L:58^ШМI с. t ii A .ic '/'li. ?*l
    • 2. 1. Разработка системы планирования траектории движения.:'.&bdquo-. 58 ' Н * ^ И»
    • 2. 1. 1. Сравнение полевого и нечёткого подходов
    • 2. 1. 2. Модификация клеточного автомата для задачи планирования траектории движения .60 2.1.3Модифицированный подход к планированию траектории движения
    • 2. 2. Выводы по главе
  • 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МЕХАТРОННЫХ МОБИЛЬНЫХ СИСТЕМ
    • 3. 1. Выбор системы технического зрения
    • 3. 2. Выбор кинематической модели робота
    • 3. 3. Структура среды проектирования
    • 3. 4. Аппаратная составляющая среды
    • 3. 5. Программная составляющая среды
      • 3. 5. 1. Программное обеспечение инструментальной ЭВМ
      • 3. 5. 2. Программное обеспечение аппаратной платформы
    • 3. 6. Этапы и методика разработки системы управления мехатронной мобильной системой с помощью разработанных средств
    • 3. 7. Выводы по главе
  • 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАТРОННОЙ МОБИЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ РАЗРАБОТАННОЙ СРЕДЫ
    • 4. 1. Постановка задачи и планирование эксперимента
    • 4. 2. Моделирование системы управления
  • 4. 2.1 Моделирование эксперимента на инструментальной ЭВМ
    • 4. 2. 2. Моделирование эксперимента на микроконтроллере
    • 4. 3. Проведение натурного эксперимента
    • 4. 3. 1. Проведение эксперимента с помощью аппаратной платформы
    • 4. 3. 2Кооперативное функционирование на сцене
    • 4. 4. Выводы по главе

Разработка и исследование методического и алгоритмического обеспечения интеллектуальных систем управления мобильными объектами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В настоящее время возрастает интерес к мобильным мехатронным системам, что связано как с практической необходимостью использования таких систем для целей проведения работ в средах, недоступных для человека, так и с необходимостью исследования интеллектуальных способностей технических систем. Мобильные мехатронные системы (мобильные роботы) начинают использоваться с целью диагностики неисправностей протяжённых и высотных объектов, мониторинга окружающей среды, поиска объектов в труднодоступных местах и т. д. При этом сама мобильность может обеспечиваться различными способами — это и традиционные колёсные системы, и шагающие, катящиеся, а также ползающие и летающие системы.

Общим для этих систем является многоуровневое управление их поведением. Обычно это трёхуровневая система управления, состоящая из стратегического, тактического и исполнительного уровней.

Современные системы обладают определённой степенью интеллектуализации управления — даже в том случае, если мобильная система не является полностью автономной и получает целевые указания от «'человека-оператора, как это делается в эргодических робототехнических системах. V ,.

От степени интеллектуализации системы управления зависит! корректность' поведения мобильной системы в изменяющейся обстановке и степень её автономности при решении поставленных перед нею задач.

В настоящее время разрабатываются системы управления, обеспечивающие автономное выполнение ограниченного набора операций и ряда предопределённых сценариев, однако, как правило, это существенно детерминированные действия, а их реализация ориентирована на высокопроизводительные вычислительные платформы. Тенденции развития таких систем отражают целесообразность их реализации на встраиваемых платформах, обеспечивающих возможность распределённого управления и имеющих, наряду с малыми габаритными размерами, высокой надёжностью и низкой стоимостью, ограничения по вычислительным ресурсам. Для реализации на таких платформах перспективных подходов к построению адаптивных систем необходима разработка алгоритмов адаптивного поведения и управления объектом с учётом вычислительной производительности встраиваемых приложений.

Вопросы построения интеллектуальных систем управления отражены в работах акад. Макарова И. М., проф. Юревича Е. И., проф. Кемурджиана А. Л., проф. Ющенко A.C., проф. Бурдакова С. Ф., проф. Терехова В. А., проф. Колесникова A.A. и ДР.

Актуальность решаемых в диссертационной работе проблем обусловлена необходимостью повышения автономности мобильных технических объектов и потребностью совершенствования методологии проектирования соответствующих систем. В данной работе рассматриваются методологические подходы к решению проблемы построения систем управления передвижением автономных мобильных технических объектов, позволяющих реализовать алгоритмическое обеспечение планирования поведения мобильного объекта на встраиваемой платформе.

Тематика диссертационной работы согласуется с приоритетными направлениями науки и техники, утверждёнными Правительственной комиссией РФ по научно-технической политике (направление «Фундаментальные исследования», — раздел «Информационная, вычислительная техника, автоматизация»), а также с. планами работ по грантам правительства Санкт-Петербурга (раздел «Технические науки», направление «Автоматика, телемеханика. Вычислительная техника».¦ ft j *• > v'' ¦> ,'V * ¦ v, л, \ч, -i>

Цель диссертационной работы ¡-заключается в созданийd структуры, Л методики и инструментальныхсредств проектирования ' интеллектуальных систем, Д. управления передвижением мобильных технических объектов, обеспечивающих повышение степени их автономности и качества управления в условиях частичнойнеопределённости среды функционирования.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

1. Разработка иерархической структуры системы адаптивного управления на основе алгоритмов интеллектуальной обработки данных, обеспечивающей возможность модульного построения систем, и реализуемость на встраиваемых вычислительных платформах.

2. Определение подходов для реализации каждого уровня иерархии управления и их модификация, обеспечивающая физическую реализуемость движений.

3. Реализация разрабатываемых подходов на современных встраиваемых вычислительных средствах и оценка требований к производительности вычислительной системы.

4. Разработка методики проектирования интеллектуальных систем управления передвижениям мобильных технических объектов и реализация на её основе автономной мобильной аппаратной платформы с необходимыми исполнительными механизмами и системой технического зрения для исследования разрабатываемых систем интеллектуального траєкторного и целевого управления при кооперативном функционировании.

5. Проведение экспериментальных исследований разработанной методологии построения интеллектуальных систем.

Основные методы исследования. Для решения поставленных задач использованы методы теории поля, теории дифференциальных уравнений, теории нечётких вычислителей, теории управления, теории терминального управления, синергетические методы управления, теории программирования.

Научная новизна работы. Научную новизну составляют следующие положения, предложенные в работе:

1. На базе иерархической структуры системы управления мобильными техническими объектами разработан подход на основе логических преобразователей и сети нечётких контроллеров, обеспечивающий повышение автономности и ¿-качества.

Т. управления при ограничениях на вычислительные ресурсы.

Г- • ' -, ' ', 1. .Г" ' < а ї^АЧЖ'ІЛ'Ж'Ц

2. Предложена модификация волнового алгоритма Ли для задачи поиска траектории < движения, обеспечивающая сокращение длины траектории и возможностьучёта ограничений по физической реализуемости движений. 'І.

3. Предложена методика проектирования интеллектуальных систем управления передвижением мобильных технических объектов при кооперативном функционировании.

Практическая значимость полученных результатов состоит в следующем:

1. Разработанная структура системы управления мобильными техническими объектами обеспечивает нахождение траектории движения к цели в заранее неопределенной динамически меняющейся обстановке при любой конфигурации препятствий, если такая траектория существует, и маневрирования с движением задним ходом с учётом габаритов подвижного объекта.

2. Предложенная структура взаимодействующих нечётких контроллеров благодаря декомпозиции задач позволяет упростить разработку базы знаний для рассматриваемых интеллектуальных систем управления.

3. Применяемый подход к анализу карты сцены позволяет организовать эффективное кооперативное поведение подвижных объектов на сцене в смысле минимизации потока данных между агентами.

4. Предложенная структура системы управления может быть эффективно реализована на перспективных встраиваемых аппаратных платформах типа «система на кристалле» в смысле минимизации затрат на аппаратную реализацию.

5. Создан комплекс инструментальных средств моделирования и разработки программного обеспечения встраиваемых систем управления передвижением мобильных технических объектов, позволяющий минимизировать требования к вычислительным ресурсам целевой системы.

6. Разработана универсальная платформа колёсной мобильной системы, позволяющая проводить натурные исследования различных подходов.

7. Проведены модельные и натурные экспериментальные исследования разработанной интеллектуальной системы планирования траектории движения мобильных систем в заранее неизвестной динамически меняющейся окружающей среде с препятствиями.

Реализация результатов. Разработанные методы и средства внедрены в учебный процесс СПбГПУ и научно-исследовательскую деятельность Центра наукоёмкого инжиниринга, что подтверждено актами о внедрении. ' «у, а-» г*.

Апробация работы. Основные положения диссертационной — г работы, с * ' ' >. ': V '" ,/'1- м докладывались и обсуждались на следующих конференциях: < - -, 7.

— фундаментальные исследования в технических университетах Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы;

— Всероссийская научно-техническая конференция «Экстремальная робототехника»;

— компьютерное моделирование, труды международной научно-технической конференции;

— научные исследования и инновационная деятельность (научно-практическая конференция). и др.

Работа поддержана грантом КЦФЕ. Получена медаль Всероссийского конкурса «За лучшую научную работу». г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 48 печатных работ, в том числе 5 — в изданиях, рецензируемых ВАК.

Структура и объём работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и трёх приложений. Материал работы изложен на 204 страницах машинописного текста, основное содержание — на 143 страницах. Работа содержит 2 таблицы и 75 рисунков. В списке литературы 73 наименования.

4.4 Выводы по главе.

Результаты проведённых модельных исследований полностью подтвердили работоспособность предлагаемого подхода к организации системы интеллектуального планирования траектории движения подвижного объекта.

Кроме того, при использовании предлагаемого подхода подтверждена возможность эффективной организации мультиагентного взаимодействия при решении задачи планирования траектории движения к цели.

Результаты проведённых натурных экспериментов доказали возможность реализации предложенной иерархической структуры интеллектуального планирования траектории движения во встраиваемой системе управления на основе восьмибитного микроконтроллера и во встраиваемой вычислительной системе типа СНК с жёсткой структурой. При этом производительность микроконтроллерной системы позволила решать задачу планирования траектории движения с частотой 10 Гц при тактовой частоте 44 МГц (при возможной максимальной 100 МГц).

Кроме того, принципиально продемонстрирована возможность управления реальным подвижным объектом в заранее неопределённой среде с препятствиями при выбранном дискретном представлении информации, полученной от бортовой СТЗ радарного типа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

При выполнении работы были получены следующие основные результаты:

1. Разработан метод применения полевого подхода к планированию траектории движения, ориентированный на реализацию во встраиваемых интеллектуальных системах управления.

2. Выполнена модификация клеточного автомата для применения в подсистемах планирования траектории движения и предложена методика построения интеллектуальной системы управления на основе сочетания клеточного автомата и нечёткого контроллера.

3. Предложена структура взаимодействующих нечётких контроллеров для построения траектории движения подвижного объекта, позволяющая реализовать сложное маневрирование с движением задним ходом и разворотами в несколько приёмов с учётом габаритов подвижного объекта.

4. Разрабатываемые подходы реализованы на современных встраиваемых вычислительных средствах.

5. Разработана автономная мобильная аппаратная платформа с необходимыми исполнительными механизмами и системой технического зрения для исследования разрабатываемых систем интеллектуального траекторного управления.

6. Проведены модельные и натурные экспериментальные исследования разработанной интеллектуальной системы планирования траектории движения мобильных систем в заранее неизвестной динамически меняющейся окружающей среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.A. Интеллектуальные роботы с нечёткими базами знаний. М.: Радио и связь, 1995.178 е.: ил.
  2. В.Л. и др. Теория и методы создания интеллектуальных систем // Информационные технологии и вычислительные системы. 1998. № 1.
  3. В.Л. Интеллектуальные робототехнические системы: курс лекций: учебное пособие / В. Л. Афонин, В. А. Макушкин. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005. — 208 с.
  4. БатенкоА.П. Управление конечным состоянием движущихся объектов. М., «Сов. радио», 1997 г. 256 с.
  5. М.Б. Системы искусственного интеллекта в машиностроении: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004.119 с.
  6. С.Ф., Мирошник И. В., Стельмаков Р. Э. Системы управления движением колёсных роботов. СПб.: Наука, 2001. — 227 с., ил. 91 (Серия «Анализ и синтез нелинейных систем»).
  7. А. Е., Микроконтроллеры. Разработка встраиваемых приложений. -СПб.: БХВ-Петербург, 2008. 304 е.: ил. + CD-ROM — (Учебное пособие)
  8. А.Е., Ерофеев A.A. Принципы построения интеллектуальных систем управления подвижными объектами // Автоматика и телемеханика. 1997.-№ 9.-с. 101−110.
  9. Ю.Девятков В. В. Системы искусственного интеллекта: Учеб. пособие для вузов. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. 352 е.: ил.
  10. И.Деменков Н. П. Нечёткое управление в технических системах: учеб. пособие / Н. П. Деменков. М.: Изд-воМГТУ им- Н. Э. Баумана, 2005. 200 с.
  11. М. Т., Программирование искусственного интеллекта в приложениях / М. Тим Джонс- Пер. с англ. Осипов А. И. М.: ДМК Пресс, 2006 — 312 е.: ил.
  12. , X. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума. What Computers Can’t Do: A Critique of Artificial Reason / X. Дрейфус. -М.:Либроком, 2010.-340 с.
  13. В.П., Круглов В.В., MATLAB 6.5 SP1/7/7 SP1/7 SP2 + Simulink 5/6. Инструменты искусственного интеллекта и биоинформатики. Серия «Библиотека профессионала». М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006.-456 е.: ил.
  14. В.В., Павловский В. В., Павловский В. Е. Динамика, управление, моделирование роботов с дифференциальным приводом // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2007. № 5. — с. 171−176.
  15. A.A. Автономный искусственный интеллект. М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2008 359 е.: ил.
  16. Интеллектуальные роботы: учебное пособие для вузов / под общей ред. Е. И. Юревича / И. А. Каляев, В. М. Лохин, И. М. Макаров и др. М.: Машиностроение, 2007. — 360 е.: ил.
  17. Искусственный интеллект. В 3 кн./ Кн. 2. Модели и методы: Справочник / Под ред. Д. А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990.
  18. И.А., Гайдук А. Р. Однородные нейроподобные структуры в системах выбора действий интеллектуальных роботов. М.: «Янус-К», 2000. 280 с.
  19. И.А. Метод коллективного управления группой объектов // Мехатроника, Автоматизация, Управление, 2003. № 3. с. 9−22.
  20. И.А., Гайдук А. Р., Капустян С. Г., Модели и алгоритмы коллективного управления в группах роботов. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2009. 280 с.
  21. И.А., Гайдук И. А., Капустян С. Г. Управление коллективом интеллектуальных объектов на основе стайных принципов // Вестник Южного научного центра Российской академии наук. Т. 1. Вып. 2. — 2005.
  22. И.А., Капустян С. Г., Усачёв Л. Ж. Системы технического зрения на базе сканирующих лазерных дальномеров // Наука производству. 1999. — № 11. -с. 45−47.
  23. A.B., Носков В. П., Чернухин Ю. В. Алгоритм управляющей структуры транспортного робота // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1980. -№ 4. с. 64−72.
  24. С.Г. Групповое управление роботами от коллективного к стайному. Биомиметический подход // Сб. материалов Международной научнотехнической конференции «Мехатроника, автоматизация, управление». -Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2007. с. 81−85.
  25. С.Г. Моделирование функционирования мобильных роботов в виртуальной среде на ПЭВМ / С. Г. Капустян, Л. Ж. Усачев // Известия ТРТУ, 2002. № 1 (24). — с. 52−53.
  26. Д.В., ЮщенкоА.С. Нечёткое управление движением мобильных роботов. Вестник МГТУ им. Н. Э. Баумана. Приборостроение. 2001. № 1. с. 86−99.
  27. Д.В., ЮщенкоА.С., Вечканов В. В., Коротаев Ю. А. Система нечёткого управления конфигурацией шасси мобильного робота // Сб. тр. 12-й науч.-технич. конф. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2003. с. 119−130.
  28. Ю.М. Адаптация и обучение в робототехнике. М.: Наука, 1990. -244 с.
  29. A.A. Синергетическая теория управления. Изд-во.: Таганрог: ТРТУ, М.: Энергоатомиздат, 1994. с. 344
  30. Ю.Б., Моделирование систем. Объектно-ориентированный подход. Учебное пособие / Ю. Б. Колесов, Ю. Б. Сениченков. СПб.: БХВ-Петербург, 2006.-192 е.: ил.
  31. Ю.Б., Сениченков Ю. Б., Моделирование систем. Динамические и гибридные системы. Учебное пособие. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 224 е.: ил.
  32. КороленокС.А., МанькоС.В. Организация интеллектуального управления манипуляционным роботом с элементами самообучения // Автоматическое управление и интеллектуальные системы. М.: МИРЭА, 1996. С. 29−38.
  33. П.Д. Обратные задачи динамики управляемых систем: Линейные модели. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.- 304 с.
  34. П.Д., Осипов П. А. Кинематические алгоритмы управления движением транспортных систем мобильных роботов// Известия академии наук. Теория и системы управления. -1999. № 3. с.153−160.
  35. В.В., Дли М.И. Нечёткая логика и искусственные нейронные сети. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. 224 с.
  36. Ла Мот А., РатклиффД., Семинаторе М., ТайлерД., Секреты программирования игр /Пер. с англ. СПб: Питер, 1995. — 720 е.: ил.
  37. A.B., Нечёткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH.
  38. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 736 е.: ил. ЗЭ. Лопота В. А., Юревич Е. И. Мехатроника — основа интеллектуальной техники будущего ZZ Микросистемная техника. 2003. № 1. с. 36.
  39. Люгер, Джордж, Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем, 4-е изд.: Пер. с англ.М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.- 864 с.
  40. И.М., Лохин В. М., Манько C.B., Романов М. П. Автоматизация синтеза и обучение интеллектуальных систем управления. Под редакцией И. М. Макарова и В. М. Лохина, М., Наука, 2009, 228 с.
  41. И.М., Лохин В. М., Манько C.B., Романов М. П. Интеллектуальные системы управления автономными мобильными объектами Z Мехатроника, автоматизация, управление № 2, 2008, с. 6−12.
  42. И.М., Лохин В. М. Интеллектуальные системы автоматического управления. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2001. 576 с.
  43. И.М., Лохин В. М., Маньяко С.В, Романов М. П. Проблемы построения человеко-машинного интерфейса для средств экстремальной робототехники. II Мат-лы XII науч.-технич. конф. «Экстремальная робототехника». СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2002.
  44. Г. Г. Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. Изд. 5-е. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 312 с. (Синергетика: от прошлого к будущему.)
  45. Обработка нечёткой информации в системах принятия решений Z А. Н. Борисов, А. В. Алексеев, Г. В. Меркурьева и др. М.: Радио и связь, 1989.-304 е.: ил.
  46. Д.А. Ситуационное управление: Теория и практика. М.: Наука, 1986.- 288 с.
  47. Прикладные нечёткие системы Z Под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно, М.: Мир, 1993.
  48. Рассел, Стюарт, Норвиг, Питер, Искусственный интеллект: Современный подход, 2-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. -1408 е.: ил. — Парал. тит. англ.
  49. Разработка устройств сопряжения для персонального компьютера типа IBM PC. Под общей редакцией Ю. В. Новикова. Пракг. Пособие М.: ЭКОМ., 1998−224 е.: ил.
  50. Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечёткие системы: Пер. с польск. И. Д. Рудинского. М.: Горячая линия — Телеком, 2006. — 452 е.: ил.
  51. Современная прикладная теория управления: Синергетический подход в теории управления / Под ред. A.A. Колесникова. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. Ч. II-559 с.
  52. Справочник по промышленной робототехнике: В 2 кн. Кн. 1 / Под ред. Ш. Нофа- Пер. с англ. Д. Ф. Миронова и др. Машиностроение, 1989. — 480 е.: ил.
  53. Справочник по промышленной робототехнике: В 2 кн. Кн. 2: Пер. с англ. / Под ред. Ш. Нофа. М.: Машиностроение, 1990. — 480 е.: ил.
  54. , В.И. Системы технического зрения: Справочник / В. И. Сырямкин, B.C. Титов, Ю. Г. Якушенков и др. // Под общей редакцией В. И. Сырямкина, B.C. Титова. Томск: МГП «РАСКО». 1993. — 367 с.
  55. В.М. Приобретение знаний из опыта и внешних источников. // КИИ -2006. Десятая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием. Сб. науч. тр.: в 3 т. М.: Физматлит, 2006. Т.З. с. 1100−1108.
  56. A.A. Принципы построения систем управления с нечёткой логикой / А. А. Усков // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2004. № 6. -с. 7−13.
  57. Д., ПонсЖ. Компьютерное зрение. Современный подход: Пер. с англ. М.: Вильяме, 2004. — 928 с.
  58. С. Нейронные сети: Полный курс. М.: ИД «Вильяме», 2006. -104 с.
  59. A.A. Перспективы робототехники / А. А. Химиченко // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 2008. — № 9. -с. 77−86.
  60. С.Д. Проектирование нечётких систем средствами MATLAB. Горячая линия — Телеком, 2007. — 288 е., ил.
  61. Е.И. Основы робототехники. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 416 е.: ил.
  62. Е.И. Роботы ЦНИИ РТК на Чернобыльской АЭС и развитие экстремальной робототехники. СПб.: Изд. СПбГПУ, 2003.
  63. А.С. Дистанционное управление роботами с использованием нечётких представлений // Искусственный интеллект. 2002. № 4. Изд-во НАН Украины, с. 388−396.
  64. А.С., Сакарян Г. Н. Система поддержки решений оператора интеллектуального робота // Мат-лы VIII науч.-технич. конф. «Экстремальная робототехника». СПб.: Изд-во СПбГГУ, 1997.
  65. Proceedings Embedded World 2004 Conference / Published by Caspar Grote, Renate Ester. Poing, Germany: Design&Electronic, 2004.-825 p.
  66. A Fuzzy Behavior-Based Nervous System for an Autonomous Mobile Robot. Steven G. Goodridgehttp.7/bellsouthpwp2.net/s/t/steven qoodridqe/steven/thesis/contents.htm (дата обращения 24.10.2010)
  67. The 1993 AAAI Robot Competition http://bellsouthpwp2.net/s/t/steven qoodridqe/steven/thesis/compete.htm (дата обращения 24.10.2010)
  68. Behavior Development http://bellsouthpwp2.net/s/t/steven goodridge/steven/thesis/behave.htm (дата обращения 24.10.2010)
  69. Информационное агентство Оружие России http://www.arms-expo.ru/site.xp/49 051 124 049 052 049 408.html (дата обращения 12.03.2011)71 .Системное и WEB-программированиеhttp://www.qcmsite.ru/?pq=hiqhtech-anv&-id=014 (дата обращения 27.07.2011)
  70. Журнал Army Guide http://www.armv-quide.com/rus/article/article.php?forumlD=1164 (дата обращения 14.08.2011)
  71. Журнал Army Guide http://www.armvquide.com/rus/article/article 1207. html?PHPSESSID=ed519696cfbda3234b568aad1d448507дата обращения 16.08.2011)
Заполнить форму текущей работой