Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контроль в системе государственного регулирования экономического развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Контроль — неотъемлемая часть всего процесса управления. Вся система государственного регулирования опирается на контроль. Это функция, процесс, система. Как функция — это относительно обособленный, специализированный вид управленческой деятельности. Это одна из функций управления, которая позволяет выявить отклонения в ходе деятельности хозяйственных объектов и вовремя их локализовать… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы организации контроля в системе государственного регулирования
    • 1. 1. Контроль как основная функция менеджмента в системе государственного регулирования
    • 1. 2. Классификация объектов контроля в менеджменте
    • 1. 3. Активизация функции контроля в экономическом развитии государства
  • Глава 2. Анализ системы контроля организации в современных условиях
    • 2. 1. Диагностика проблем управления в процессе контроля
    • 2. 2. Принципы и методы контроля
    • 2. 3. Анализ состояния системы контроля в организации
  • Глава 3. Основные направления совершенствования системы контроля в современном менеджменте
    • 3. 1. Критерии и показатели оценки контроля как системы управления
    • 3. 2. Механизм системы контроля
    • 3. 3. Совершенствование системы контроля

Контроль в системе государственного регулирования экономического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Ни одна цивилизация не может существовать в постоянном состоянии системных кризисов в экономике и политике. Это именно то, что происходит в нашей стране с 1994 года. Последние годы в экономической практике наблюдалась устойчивая тенденция общего падения уровня жизни населения по основным его составляющим: снижение объема производстваповышение темпов инфляции и как следствие рост цен на продукцию и услуги всех отраслейнарушение соответствия между спросом и предложениемрост безработицы. Эти факты свидетельствуют о наличии в нашем государстве экономического, политического и социального кризисов, для предотвращения или, по меньшей мере, локализации, которых необходимо на постоянной основе проводить глубокие исследования причин возникновения подобных ситуаций и разрабатывать конкретные антикризисные программы. Первоосновой этого является контроль и диагностика всех институтов национальной экономики и процессов управления ими.

Известно, что контроль одна из основных функций управления. Она присутствует в управленческом цикле любой социально-экономической системы любого уровня. Контроль, как функция и тем более как система, позволяет реально оценить ситуацию и своевременно принять необходимые меры по ее корректировке. Актуальность функции контроля обостряется сложным периодом развития российского государства и в особенности его национальной экономики.

Система контроля должна быть гибкой и в меру сложной. Слишком сложная система контроля вредит сама себе, так как над действиями самой системы может быть потерян контроль. Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует о необходимости постоянно совершенствовать сложившиеся системы контроля на всех уровнях хозяйствования, соблюдая разумный баланс методов рыночного саморегулирования и государственного регулирования экономики.

В своей деятельности система контроля, как и любая система должна стремиться к эффективности. Для этого необходимо проводить постоянный анализ и диагностику самой системы контроля. Анализ результатов контроля дает возможность оценить уровень работы контрольного органа и определить имеющиеся резервы эффективности контроля.

Эффективный контроль предполагает постоянное взаимодействие с другими функциями управления, такими как планирование и прогнозирование.

Организация контроля считается одной из самых сложных задач, стоящих перед современным управлением. Это связано с расширением и усложнением связей в деятельности систем всех уровней, концентрацией и диверсификацией.

Контроль, являющийся необходимым условием функционирования всякого хозяйственного механизма, в современных условиях получает свое дальнейшее теоретическое развитие и практическое совершенствование на основе улучшения методов управленческого учета и автоматизированной обработки информации, применения аналитических методов принятия решений, системного анализа.

По существу, на любом уровне управления и в любой сфере деятельности могут быть найдены общие и специфические методы и процедуры контроля.

Эффективность контроля играет важнейшую роль в обеспечении экономического развития национальной экономикой государства.

Существуют несколько причин, обуславливающих необходимость контроля и его теоретического анализа.

Во-первых, необходимость наблюдения за процессом и результатами деятельности макрои микроэкономики в интересах совокупной эффективности труда в масштабах государства.

Во-вторых, непрекращающиеся изменения обстановки, как во внутреннем состоянии, так и во внешнем окружении государства, а также сложности в освоении рыночных методов управления — новая проблема для российской практики.

В-третьих, теоретическая неразработанность проблемы применительно к российской действительности. Либерализация национальной экономики, поиск новой модели управления обществом и хозяйством осуществляются трудно.

Объектом исследования является контроль в системе государственного регулирования.

Предметом исследования являются принципы, методы и формы организации систем контроля в новой модели управления обществом и хозяйством.

Цель исследования заключается в анализе отечественного и мирового опыта управления и на этой основе разработке методических основ создания системы контроля соответствующей новой модели экономических отношений общества, имеющей народно-хозяйственное значение.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

Исследовать контроль как функцию, процесс и систему.

Определить проблемы в системе контроля в условиях формирования рынка.

Дать методологическую оценку существующим системам контроля.

Исследовать системы контроля на всех уровнях хозяйствования.

Исследовать прогрессивные формы систем контроля.

Обосновать теоретико-методологическую необходимость совершенствования существующих систем контроля.

Проследить взаимосвязи систем контроля, начиная с первичного уровня организации до системы регулирования национальной экономикой в целом.

Определить место и роль современного контроля в системе регулирования национальной экономики.

9. Разработать методические рекомендации и предложить их к практическому использованию.

Научная новизна исследования заключается в попытке автора исследовать контроль в системе государственного регулирования на всех уровнях хозяйствования национальной экономики и комплексной разработке системы контроля, позволяющей повысить качество и степень использования их потенциала.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых: Поршнева А. Г., Короткова Э. М., Мильнера Б. З., Румянцевой З. П., Валового Д. В., Виханского О. С., Веснина В. Р., Герчиковой И. Н., Русинова Ф. М., Наринского А. С., Кабушкина Н., Бовыкина В. И., Гальковича Р. С., Бодди Д., Бойделя Т., Брэддика У., Мескона М. Х., Гаджиева Н. Г., Манна Р., Майера Э. и др.

Кроме того, использовались документы АО Мосэнерго, материалы прессы и интернета.

Заключение

.

Исследование, проведенное в диссертации, по проблемам контроля в системе государственного регулирования экономического развития позволило сделать следующее заключение.

1. Любая деятельность имеет в своем составе контрольные действия, направленные на то, чтобы обеспечить выполнение поставленных целей. Как в процессе, так и по окончании деятельности необходимо дать правильную оценку фактически сделанному и достигнутому, выявить неблагоприятные отклонения от цели и связанные с этим негативные последствия, обнаружить новые возможности и резервы. Это особенно важно в сфере хозяйственного управления в масштабе всего государства, в основе общественного строя которого лежат социально-экономические отношения и формы собственности. В зависимости от этих составляющих определяется система управления, а одной из важнейших ее функций является контроль.

2. Контроль — неотъемлемая часть всего процесса управления. Вся система государственного регулирования опирается на контроль. Это функция, процесс, система. Как функция — это относительно обособленный, специализированный вид управленческой деятельности. Это одна из функций управления, которая позволяет выявить отклонения в ходе деятельности хозяйственных объектов и вовремя их локализовать (скорректировать) посредством принятия управленческого решения, что способствует достижению запланированного результата. Как процесс — это деятельность объединенных в определенную структуру субъектов контроля (органов контроля, руководителей, контролеров), направленная на достижение наиболее эффективным и производительным способом поставленных целей управления путем реализации определенных задач и применения соответствующих принципов, типов, методов, технических средств и технологии контроля. Это процесс, обеспечивающий достижение целей. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными. Как система в широком смысле — это система целенаправленного контролирующего воздействия на национальную экономику и человеческий фактор, предусматривающая систематическое выявление отклонений от установленных норм, правил, требований. Иными словамисовокупность объекта, субъекта и средств контроля, их взаимодействие в осуществлении контрольных функций и в принятии управленческих решений образует систему контроля. Оная включает в себя такие элементы как объект контроля, технические средства контроля, технологию контроля и его функциональные органы.

3. Контроль является единственным средством, позволяющим определить качественное выполнение решений в соответствии с целями системы. Проводиться он должен целенаправленно и регулярно.

4. Контролю следует подвергать все виды деятельности национальной экономики и процессы управления ими, а не только те которые вызывают сомнения.

5. Основная задача контроля способствовать достижению поставленных целей с наименьшими затратами, т. е. максимально эффективно. Кроме того, одной из главных задач контроля является умение предопределить возникновение непредвиденных осложнений и ситуаций в ходе деятельности хозяйственных объектов, с целью их предотвращения.

6. Контроль является эффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижение конкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

Эффективность функционирования системы контроля во многом зависит от квалификации и добросовестности участников осуществляющих его и качества информационного обеспечения органов контроля.

7. Критерием эффективности системы контроля служит соблюдение принципов, которые составляют основу контроля организации. Принцип ответственности, принцип сбалансированности, принцип подконтрольности каждого субъекта контроля, принцип своевременности контроля, принцип адекватной реакции на контроль, принцип интеграции, принцип заинтересованности, принцип компетентности, добросовестности и честности субъектов контроля, принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем, принцип постоянства, принцип приемлемости методологии, принцип непрерывности развития и совершенствования, принцип приоритетности, принцип комплексности, принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы, принцип оптимальной централизации, принцип адресности, принцип взаимозаменяемости, принцип регламента, принцип разделения обязанностей, принцип согласования, принцип взаимодействия и координации.

Следование принципам гарантирует качественные и объективные результаты контроля.

8. Ликвидация административно-командной системы, характеризующейся всесторонней регламентацией хозяйственной деятельности со стороны государства, отразилась на организации и методах контроля. Метод является важнейшей составляющей в механизме системы контроля. Не менее важным является технология контроля: его концепция, цель, виды, нормы, объем и область контроля. Все это должно быть зафиксировано в процедуре проведения контроля.

9. Государственный контроль в настоящее время ограничивается проверкой выполнения юридическими и физическими лицами их обязательств перед государством. Внимание субъекта направляется, прежде всего, на конечные показатели объекта и на их достоверность в учете. Однако проверка всех документов должна производиться в тесном контакте с действительностью. Это позволит предупреждать и выявлять подлоги.

10. Изменения, происходящие в формах и методах контроля, сообразно углублению и расширению экономических реформ в стране требуют соответствия по отношению друг к другу. Особое значение приобретает создание системы многопланового, на постоянной основе, тщательного контроля. Проблему рационализации контроля следует решать в интересах бизнеса. Основное внимание следует уделять организации контроля.

11. Основной и главный резерв любой социально-экономической системысовершенствование механизма управления. Организация эффективной системы контроля на любом уровне хозяйствования является важным моментом в его деятельности.

12. Совершенствование системы контроля имеет огромное значение. Четко налаженная контрольная деятельность позволяет своевременно совершенствовать всю систему управления, корректировать планы, следить за выполнением их в установленный срок, а также предотвратить возможные злоупотребления.

Все факты указывают на необходимость наличия такой системы контроля, которая проникала бы в любые сферы деятельности, какими бы специфичными они не были, и обеспечивала их нормальное функционирование.

Наличие четко организованной системы контроля является необходимым для предотвращения правонарушений.

13. Современному российскому менеджменту нужны инновации. Одной из таких инноваций является контроллинг — современный метод рыночного хозяйствования.

14. Для того, чтобы контроль был эффективным руководителям необходимо следовать конкретным рекомендациям. В частности, рассматривать, устанавливать и осуществлять контроль как позитивную деятельность, руководствуясь при этом законами Российской Федерации, КЗОТа и других документов.

15. Сосредотачивать контроль на результатах и обязательно мотивировать труд людей, участвующих в проведении контроля.

На базе проведенного исследования автор обосновал теоретико-методологическую необходимость совершенствования существующих систем контроля в национальной экономике и разработал методические рекомендации для практического использования.

В частности, автором 1) разработана процедура проведения контроля в хозяйственных объектах любого уровня и любой формы собственности- 2) дополнены существующие принципы работы служб контроля — принципом адресности и принципом взаимозаменяемости- 3) разработаны рекомендации менеджерам для обеспечения эффективного контроля- 4) разработаны и внедрены в практику типовые положения по проектированию систем контроля для всех хозяйственных объектов всех уровней и всех форм собственности (см. приложение).

Предложенная в диссертации концепция позволит разрабатывать направления развития и совершенствования системы контроля в системе государственного регулирования экономического развития хозяйственного объекта любого уровня для обеспечения их выживания в быстро меняющейся внешней среде. А предложенная система понятий, идей и принципов системы контроля дает направление новым исследованиям многочисленных аспектов контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. — СПб.: Союз, 1999.
  2. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э. М. Короткова М.: ИНФРА-М, 2000
  3. Антикризисный менеджмент/Под ред. проф. Грязновой А. Г., Тандем, ЭКМОС, Москва, 1999
  4. В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: ИНФРА-М, 1998
  5. И.Т. Финансовый менеджмент М: Финансы и статистика. 1994
  6. А.А., Короткое Э. М. Системология организации. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000
  7. В.И. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: Экономика, 1997
  8. Д., Р.Пэйтон. Основы менеджмента: Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Питер, 1999
  9. Т. Как улучшить управление организацией. Пособие для руководителя. -М.: ИНФРА-М, 1995
  10. У. Менеджмент в организации: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997
  11. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994
  12. С.А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. М., 1993.
  13. Вершигора Е. Е. Менеджмент, Москва, ИНФРА-М, 1999
  14. X. Менеджмент в подразделениях фирмы. М.: ИНФРА, 1996
  15. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998
  16. И.Г. Компании будущего организационный аспект.// Менеджмент в России и за рубежом. 1999 № 2
  17. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М.: Дело, 1991
  18. А. Бизнес в Интернет. М.: Центр. 1998
  19. р.С., Набоков В. И. Основы менеджмента (Библиотека журнала «Консультант директора»). М.: ИНФРА -М., 1998
  20. И.Н. Менеджмент, Москва. 1995
  21. Л.Д. Преобразующий менеджмент. Учебное пособие. М.: Дело, 1999
  22. С. Проблемы прогнозирования макроэкономики/ Экономические и математические методы, 1999, № 3
  23. С. Теория долгосрочного технико-экономического развития / Международный фонд Н. Д. Кондратьева. М.: «Владар», 1993
  24. С. Управление развитием фактор устойчивого экономического роста / Проблемы теории и практики управления, 1999, № 4
  25. В.В. Менеджмент. Системные основы. 2-е изд. — М.: Крылья, 1998
  26. В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. -Библиотека менеджера. М.: МНИИПУ, 1998
  27. Гроув, Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент/ Пер. с англ. М.: Филинъ, 1996
  28. А. Пульсирующий менеджмент. М.: 1998
  29. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. -М.: ДИС, 1999
  30. Журнал «Менеджмент в Росси и за рубежом», Москва, «Финпресс», 1999
  31. П.В. Предпринимательский менеджмент. Учебно-практическое пособие. М: ПРИОР, 1999
  32. О.А., Радугин А. А. и др. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/ научн. редактор А. А. Радугин Москва, Центр, 1998
  33. В.Б. Территориальное управление: (Методология, теория, практика), Монография. М.: ИМ-ИНФОРМ. 1998
  34. С.А. Организация работы предприятия. М.: ПРИОР, 1998
  35. В.И. Теория, практика и искусство управления, НОРМА-ИНФРА-М., Москва, 1999
  36. О.В. «Теория управления производством»/Учебное пособие для студентов, М.: издательство «Экономика», 1993
  37. Т. Самооценка на предприятиях. М.: Стандарты и качество, 2000
  38. Контроллинг как инструмент управления предприятием /Под ред. Данилочкиной Н. Г. -М.: «Аудит», 1998
  39. Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКа, 2000
  40. Э.М. Концепция менеджмента. М.: ДеКа, 1998
  41. В. Модульная программа-11. Антикризисное управление. М., 1999
  42. И.Д. Практический менеджмент. Ч. 1−2. М., 1992
  43. Д. Эффективное управление техническим развитием. М.: Экономика, 1990
  44. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «Формика», 1992
  45. М.И., Игнатьева А. В. и др. Менеджмент, Москва, 1999
  46. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих: пер. с нем./ Под ред. В. Б. Ивашкевич. 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1995
  47. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник /Под ред. Русинова Ф. М., Разу М. Л., ФБК-ПРЕСС, Москва, 1999
  48. Менеджмент в России на рубеже веков: опыт лучших и стратегия успеха. Под рук. Мильнера Б. З. М.: Общественный фонд «Лучшие менеджеры», 2000 г.
  49. Менеджмент: основы организации: Учебник//€молкин A.M., ИНФРА-М, Москва, 1999
  50. Менеджмент: Учебник 3-е изд., переаб. и доп. // Герчикова И. Н., ЮНИТИ, Банки и биржи, Москва, 1997
  51. Менеджмент: Учебник 3-е изд.// Виханский О. С., Наумов А. И., Гардарики, Москва, 1999
  52. Менеджмент: Учебное пособие в схемах // Веснин В. Р., Белые альвы, Москва, 1999
  53. Менеджмент: Учебное пособие- 2-е изд., перераб. и доп. // Вершигора Е. Е., ИНФРА-М, Москва, 1999
  54. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. М.: Дело, 1999
  55. Э.С. Антикризисное управление: Учебное пособие для техн. вузов. -М.: ПРИОР, 1998
  56. Э.С., Агеева Н. Г. Менеджмент. Конспект лекций. МГАИ, библиотека «Экономическое управление поведением предприятия», ИВАКО Аналитик, М.: 1997
  57. Модуль 3. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» // Румянцева З. П. и др., ИНФРА-М, Москва, 1999
  58. А.С., Гаджиев Н. Г. Контроль в условиях экономики. М.: Финансы и статистика, 1994
  59. Общая теория управления: Курс лекций/Под ред. А. А. Беляева, К. И. Варламова, Н. П. Пищулина. М., 1994.
  60. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов/Науч. ред. Радугин А. А. // Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И., Центр, Москва, 1998
  61. Основы менеджмента: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. // Кабушкин Н. И., Остожье, Новое знание, Минск, 1999
  62. Основы менеджмента: Учебное пособие/Под общ. ред. Лопатиной С.Г.// Андреев А. Ф., Гришина Н. В., Лопатина С. Г. и др., Юрайт, Москва, 1999
  63. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие // Бляхман JI.C., Издательство Михайлова В. А., Санкт-Петербург, 1999
  64. Письмо ЦБ РФ от 18 августа 1998 г. № 173-Т О применении положения Банка России от 28.08.97 № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках»
  65. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления.: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986
  66. Планирование эффективной деятельности фирмы.: Учебно-методическое пособие// Алексеева М. М. М.: Финансы и статистика, 1998
  67. Положение об организации внутреннего контроля в банках № 509 от 28 августа 1997
  68. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.: РИЦ АО «Мегаполис контакт», 1993
  69. А.Г., Румянцева З. П. Управление организацией: Учебник, 2-е изд., перераб и доп. М.: ИНФРА-М, 1999
  70. Приказ ЦБ РФ от 28 августа 1997 г. № 02−372 О введении в действие положения «Об организации внутреннего контроля в банках».
  71. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга (Библиотека журнала «Консультант директора»)// Архипов В.Е.- М.: ИНФРА- М, 1998
  72. В.Ш. Диагностика управления. М., 1988
  73. З.П., Соломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие, М.: ИНФРА-М. 1995
  74. Рыночная экономика: Слов./ Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993.
  75. Саймон Герберт А., Смитбург Дональд У., Томпсон Виктор А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М.: РАГС, Экономика, 1995
  76. Семь нот менеджмента/ Под ред. Красновой В. М.: Эксперт, 1998
  77. Словарь-справочник менеджера. М., 1996
  78. Э.А. Организация организации. М., 1996
  79. Смирнов Э. А. Основы теории организации, ЮНИТИ, Москва, 1998
  80. СЭС. М. Советская энциклопедия, 1985 г.
  81. Теория организации: Учебник/Под ред. В. Г. Алиева. М.: Луч, 1999
  82. Теория, практика и исскуство управления: Учебник для вузов по специальности «Менеджмент» // Кнорринг В. И., ИНФРА-М НОРМА, Москва, 1999
  83. К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: пер. с англ./ ГУУ. Нац. фонд подготовки кадров, М.: Дело, 2000
  84. Управление и корпоративный контроль в акционерном обществе: Практическое пособие / Под ред. Е. П. Губина. М.: Юристь, 1999
  85. Управление по результатам: Пер. с финск./ Общ. ред. и предисл. Я. А. Леймана.-М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.
  86. Э.А., Мыртынюк И. В. Контроллинг: российская практика, Москва, Финансы и статистика, 1999
  87. Федеральный закон РФ № 395−1 от 02.12.1990 г. (В ред. ФЗ от 03.02.96 № 17-ФЗ, от 31.07.98 № 151-ФЗ, от 05.07.99 № 126-фЗ, от 08.07.99 № 136-Ф3) «О банках и банковской деятельности».
  88. А. Контроль качества продукции. Пер. с англ. М.: Экономика, 1986
  89. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов // Уткин Э. А., Зерцало, Москва, 1998
  90. Т. 101 прием сделать бизнес эффективным. Фаир-Прес, 1999
  91. В.И. Основы современной теории организации. М., 1995
  92. Л. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции: пер. с анг. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994
  93. Г. А. Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. М.: АО «Интерэксперт», 1994
  94. Эволюция технико-экономических систем: Возможности границ централизованного регулирования / РАН- С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Г. Г. Фетисов М.: Наука, 1992
Заполнить форму текущей работой