Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическая эффективность применения отечественных топливораздаточных колонок в системе нефтепродуктообеспечения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Нефтепродуктообеспечение (НфПО) представляет собой сложный техногенный процесс. Выходными элементами системы являются крупные нефтеперерабатывающие предприятия. Производимые на них нефтепродукты (НфП) по трубопроводам, в цистернах по железным дорогам и в танкерах по водным путям переправляются на крупные перевалочные базы. Далее нефтепродукты перераспределяются по крупным… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ В НЕФТЕПРОСТРАНСТ ВЕ РОССИИ
    • 1. 1. Вертикально интегрированные нефтяные компании и их роль в нефтепродуктообеспечении России. Информационное обеспечение нефтепространства страны
    • 1. 2. Роль автозаправочных станций в нефтепродуктообеспечении
    • 1. 3. Тенденции развития рынка нефтепродуктов
    • 1. 4. Подходы к организации рынка нефтепродуктов. Франчайзинг
    • 1. 5. Анализ основных требований к построению современных АЗС
    • 1. 6. Мини АЗС — новый шаг к инфраструктуре современного города
  • ГЛАВА 2. ТОПЛИВОРАЗДАТОЧНАЯ КОЛОНКА — ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
    • 2. 1. Требование евростандартов к топливораздаточным колонкам
    • 2. 2. Анализ развития и истории совершенствования топливораздаточ-ной колонки. Экономико-технические требования
    • 2. 3. Концепции развития производства топливораздаточных колонок
  • ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ТОПЛИВОРАЗДА ТОЧНЫХ КОЛОНОК
    • 3. 1. Анализ рынка топливораздаточных колонок
      • 3. 1. 1. Инвестиции в розничной сети
      • 3. 1. 2. Нефтяные компании на рынке розничных продаж
      • 3. 1. 3. Нефтетрейдеры
      • 3. 1. 4. Сегментация рынка потребителей автозаправочной техни
      • 3. 1. 5. Основные характеристики рынка по сегментам
      • 3. 1. 6. Сегменты целевого рынка топливораздаточных колонок
      • 3. 1. 7. Характеристики целевых сегментов рынка
    • 3. 2. Анализ номенклатурного ряда
    • 3. 3. Качество
    • 3. 4. Конкуренты и цены
    • 3. 5. Экономическая эффективность товарной политики отечественного производителя
      • 3. 5. 1. «Привлекательность» продукции сточки зрения клиентов
      • 3. 5. 2. На пути к современному дизайну
      • 3. 5. 3. Товарная политика предприятия
      • 3. 5. 4. Требования потребителя к товару
      • 3. 5. 5. Ценовая политика предприятия
      • 3. 5. 6. Причины «привлекательности» отечественной автозаправочной техники
      • 3. 5. 7. Организация сбыта продукции

Экономическая эффективность применения отечественных топливораздаточных колонок в системе нефтепродуктообеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Нефтепродуктообеспечение (НфПО) представляет собой сложный техногенный процесс. Выходными элементами системы являются крупные нефтеперерабатывающие предприятия. Производимые на них нефтепродукты (НфП) по трубопроводам, в цистернах по железным дорогам и в танкерах по водным путям переправляются на крупные перевалочные базы. Далее нефтепродукты перераспределяются по крупным потребителям и малым базам, из которых поступают в разветвленную сеть АЗС, автохозяйства и т. п.

Сам термин нефтепространство подчеркивает целостность природы этого объекта и его интеграционное содержание. Естественным подтверждением этой мысли явилось создание вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Перемещения материальных потоков нефтепродуктов сопровождаются формированием колоссальных информационных массивов, отражающих динамику материальных потоков, в том числе директивные макро уровневые соглашения, графики транспортирования, наполнения и перевалки продуктов на нефтебазах, планы и графики поставок, сопроводительная документация, данные о запасах продуктов на нефтебазах, массивы документов бухгалтерского учета и банковских расчетов, коммерческая информация, связанная с деятельностью негосударственных структур. Ежегодный объем документов, проходящих только через аппарат верхнего уровня управления нефтепродуктообеспечения, составляет, 1500 тысяч страниц текстовой информации.

В отличие от однонаправленных материальных потоков нефтепродуктов (от перерабатывающих заводов к потребителям) информационный взаимообмен между отдельными предприятиями в системе нефтепродуктообеспечения, транспортными службами, потребителями, банками и другими организациями, участвующими в процессе, носит многосторонний характер.

Техногенная структура нефтепродуктообеспечения России постоянно подвергается воздействию мощных внешних факторов. Это нестабильность политической и финансовой ситуации, скачки и дрейфы административных структур, нарушающие вертикальные и хозяйственные горизонтальные связи, таможенные барьеры, квотирование, соседство и не во всех случаях согласованное действие государственных и коммерческих каналов распределения нефтепродуктов и др.

Система учета, контроля управления потоками нефтепродуктов, которая в плановой экономике эффективно действовала на достаточно стационарных централизованно координируемых материальных потоках, для новых условий не обладает достаточной информационно-коммуникационной мобильностью. Более сложная, нестационарная динамика техногенной системы нефтепродуктообеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям требует, с одной стороны, использования и переработки существенно больших объемов информации, с другой — максимального сокращения времени принятия решений об оперативном перераспределении потоков нефтепродуктов и финансовых ресурсов.

Функциональную схему сбора информации подсистемы реализации нефтепродуктов (нефтепродуктообеспечения) можно распределить на следующие уровни: нижний уровень — нефтебаза, АЗСсредний уровень — производственное (коммерческое) объединение-? верхний уровень — центральный аппарат руководства нефтяной компании.

В условиях рыночной экономики главная цель систем обеспечения нефтепродуктами (или точнее коммерческой системы реализации нефтепродуктов) — своевременное удовлетворение потребности в них согласно платежеспособному спросу с наименьшими издержками обращения, т. е. максимума прибыли компании.

Объектом исследования является завершающий узел товаропроводящей сети НфП автозаправочная станция (АЗС), автозаправочный комплекс (АЗК) и самый важный узел передачи топлива от производителя к потребителю — топливораздаточная колонка (ТРК).

Предметом исследования является оценка экономической эффективности инфраструктуры розничной реализации массовых видов светлых НфП (бензинов и дизельного топлива).

Целью диссертационного исследования является разработка рекомендаций создания и совершенствования экономических систем инфраструктур розничной реализации НфП.

В соответствии с поставленной целью сформулированы и решены следующие конкретные задачи: проведен анализ факторов влияния на изменения розничного рынка НфПопределен состав экономических систем инфраструктур розничной реализации НфП и разработаны рекомендации по их совершенствованиюразработаны рекомендации по экономической целесообразности расширения функциональных возможностей ТРК, как основы розничной реализации НфП-? разработаны предложения по проведению анализа рынка ТРК-? разработаны предложения по расширению рынка ТРК-? выделены специфические экономические особенности различных модификаций ТРК и определено их влияние на розничную реализацию топлива.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили отечественные и зарубежные исследования по важнейшим направлениям экономической науки и организационным усовершенствованиям иерархических систем НфПО.

Научная новизна работы состоит в том, что:

— определен характер влияния экономической системы вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на НфПО России;

— проведен анализ современных экономико-технических требований к АЗС (АЗК), их оборудованию, требований к ним ГОСТов и евростандартов;

— проанализирована экономическая целесообразность по построению различных типов предприятий розничной торговли НфП;

— разработаны рекомендации по оценке экономико-технических требований к ТРК, используемых потребителями различных сегментов рынка;

— уточнены требования к оценке экономической эффективности использования на рынке СНГ ТРК различных производителей.

Практическая значимость исследования заключается в систематизации данных по экономическим системам объектов НфПО в нефтепро-странстве России, способах увеличения объемов розничных продаж НфП, а также формулированию экономико-технических требований к оборудованию, применяемому на АЗС и АЗК и в частности ТРК как последнему звену отпуска светлых НфП авто владельцу.

Апробация работы и публикации.

По материалам диссертации опубликовано 17 статей в журналах Федерального значения, 4 тезисов докладов на семинарах и конференциях как отечественного, так и международного уровней.

Разработанные рекомендации признаны целесообразными и внедрены на объектах розничной продажи НфП России и Украины. Материалы диссертационной работы были учтены при создании проекта мини АЗС.

ТУ У 18 201.010−99), которая сертифицирована на Украине и реализована в г. Киеве (ул. Красноармейская) и в г. Херсоне.

Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка используемой литературы.

Выводы:

1.Средняя потеря от упущенной выгоды АЗС, оснащенной отечественной и импортной ТРК выглядит так: а) для ТРК «Нара» (прибыль из расчета 10% рентабельности):

— для г. г. Москва и Санкт-Петербург — 7 567 руб. (или 757 руб. прибыли);

— для областных центров -15 133 руб. (1 513 руб.);

— для других районов — 30 267 руб. (3 027 руб.). б) для ТРК «Вейн Дрессер»:

— для г. г. Москва и Санкт-Петербург — 15 133 руб. (1 513 руб.);

— для областных центров — 30 267 руб. (3 027 руб.);

— для других районов — 599 933 руб. (59 993 руб.).

2. Средняя стоимость комплектующих изделий для отечественного оборудования более чем в 2 раза ниже импортного.

3. Средняя стоимость сервисных услуг для отечественного оборудования в 4 раза ниже, чему импортного.

4. Средняя потеря чистой прибыли АЗС при эксплуатации ТРК с учетом коэффициента надежности выглядит так:

— для ТРК «Нара» — 57 682 руб./месяц (или 692 184 руб./год);

— для ТРК «Вейн Дрессер» -150 373 руб./месяц (или 1 804 476 руб./год).

5. Аналогичная ситуация происходит и с эксплуатацией другого оборудования АЗС.

В настоящее время разработаны различные подходы для оценки финансовой рентабельности по различным методикам дисконтирования. Выбор методики зависит от критерия принятия решения, лежащего в ее основе. Наиболее распространенными критериями являются:

— чистая текущая стоимость (чтс) или чистый дисконтированный доход (чдд), определяемый по следующему выражению.

ЧДД (ЧТС) = ^?^-, (1) t=0 (1 + 0 где t — времяв, — поток выгодз, — поток затратi — ставка (норма) дисконта.

Анализ выражения (1) показывает, что если ЧДД положителен, то прибыльность инвестиций выше нормы дисконта и проект следует принять, если равен нулю, то прибыльность равна норме дисконта, если отрицателен, то прибыльность инвестиций ниже нормы дисконта и от такого проекта следует отказаться.

— внутренняя норма рентабельности (дохода) (ВНР или ВНД) определяется из уравнения ЧДД = 0 и записывается в следующем виде: т R — 1 0 = у±х?< или.

Ы + Г)1.

2) i=1 где г — ВНР.

ВНР является измерителем, который можно использовать при сравнении с текущей рыночной стоимостью инвестиционных ресурсов и указывает, каков будет доход на капитал. Для преодоления множественности решений (корней) уравнения используют различные модификации (МВНР) — капитальные вложения (KB) и поток реальных денег (Фрд (0).

— коэффициент «выгоды/затраты», который определяется как отношение суммы дисконтированных выгод к сумме дисконтированных затрат:

Для эффективных проектов коэффициент в/з должен быть больше единицы.

— индекс доходности (ИД) представляет отношение суммы дисконтированных эффектов, которые определяются как разность между выгодами и эксплуатационными затратами, к сумме дисконтированных капитальных вложений: (Bt ~ Зэ,).

4).

Если ЧДД > 0, то ИД >1 — проект эффективен, если ЧДД < 0, то ИД < 1 — проект неэффективен.

— срок окупаемости (срок возмещения затрат) показывает за какой период времени возможно возместить инвестиционные затраты и получить минимально приемлемый уровень прибыли. В первом случае речь идет о сроке возмещения затрат или простом сроке окупаемости, а во втором о дисконтированном сроке окупаемости.

Используя выражения (1) и (2) проведем расчет финансовой рентабельности эксплуатации отечественных и импортных ТРК на АЗС, расположенных на территории Российской Федерации. При этом примем следующие допущения: надежность импортных ТРК в 1,3 раза выше отечественныхотпускная способность АЗС для импортных и отечественных ТРК одинаковахудший вариант — отказ ТРК 1 раз в годпри отказе одной из двух ТРК по типам бензина как для импортных ТРК, так и для отечественных, пропускная способность АЗС сокращается на 40%.

Для расчета использовались исходные данные, приведенные ранее в количественных показателях упущенной выгоды и данные представленные в таблицах 13 и 14. Результаты расчета приведены в таблице 15. В варианте 1 приведены расчеты для отечественных ТРК, а в варианте 2 — для импортных ТРК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Тщательный анализ сложившейся деловой ситуации, объективная информационная база являются для руководителя основой принятия правильных решений в ходе управления воспроизводственными процессами и совокупными финансовыми потоками предприятия нефтепродуктообес-печения.

Исследования, проведенные данной работы, позволили сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Из проведенного анализа системы нефтепродуктообеспечения, как составной части нефтепространства страны, можно сделать вывод о концентрации сектора розничной торговли светлых нефтепродуктов крупными вертикально интегрированными нефтяными компаниями, а также всего цикла их товаропроводящей сети.

2. Бум строительства новых автозаправочных станций (на основании, приведенных в работе доводов) в настоящее время находятся в своем апогее, и наметилась четкая тенденция к его снижению. На основе изучения различных типов автозаправочных станций, принципов их построения и современных требований, предъявляемых к ним, перспективным направлением развития дорожного сервиса можно считать модернизацию старых АЗС в современные автозаправочные комплексы с максимально возможным набором представляемых услуг.

3. Топливораздаточная колонка является основой конечного звена товаропроводящей сети светлых нефтепродуктов. Проведенный углубленный анализ рынка топливораздаточного оборудования, его сегментов, характеристик основных его участников и потребителей указывает на главенство продукции, выпускаемого ОАО АЗТ, которая по всем характеристикам является экономичней и конкурентоспособной.

4. Основным направлением повышения конкурентоспособности отечественных топливораздаточных колонок является современный дизайн, повышение качества основных узлов ТРК на основе евро-стандартов и требований рынка, а также ценовая политика.

5. Проведенный экономический анализ позволяет сделать вывод, что приобретение оборудования для АЗС и частности топливораздаточной колонки отечественного производства более выгодно для операторов розничной торговли топливом, чем использование зарубежных разработок.

6. Владельцы АЗС, использующие отечественное оборудование имеют среднюю потерю от упущенной выгоды в три раза меньше, чем при использовании импортной техники, с учетом всех факторов влияния на этот показатель.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ф., Дунаев В. Ф. Зубарева В.Д. и др. Основы проектного анализа в нефтяной и газовой промышленности. М.: 1997.
  2. А.Ф., Зубарева В. Д., Курпитко В. Г., Саркисов А. С. Оценка рисков нефтегазовых проектов: учеб. пособие. М.: ГПУ Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2002 г.
  3. P.P., Коробейников Н. Ю. Принятие решения о выборе инвестиционного проекта. // Нефтяное хозяйство, № 1, 2001.
  4. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (ТЭК и государство).-!^: Знание, 2000.
  5. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Энергетическая безопасность (Нефтяной комплекс России). М.: Знание, 2000.
  6. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. -М.: Интерэксперт, ИНФРА-М, 1995.
  7. Г., Шмидт С., Экономический анализ инвестиционных проектов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  8. С. Структурные реформы в России после кризиса 1998 г. // Инвестиции в России, № 6, 2000.
  9. П.П., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учебн.-практ. пособие.-М.: Дело, 2001.
  10. П.Л., Смоляк С. А. Показатель внутренней нормы доходности проекта и его модификации.-М.: ЦЭМИ РАН, 2001. -145 с.
  11. А.А., Клименко А. Я., Странчуль О. П., Тарасенко В. П. Координация деятельности разработчиков и пользователей системы безналичных расчетов в нефтепродуктообеспечении, «Транспорт и хранение нефтепродуктов» № 12 1996г.
  12. К.К., Цагарели Д. В. Теория моделирования и корпоративные механизмы строительства региональной сети АЗС, «Транспорт и хранение нефтепродуктов» № 3 1997г.
  13. П.Г., Петрова С. Н., Полтавцев С. И. и др. Риски в современном бизнесе.-М.: Алане, 1994.
  14. М.В. Анализ проектных рисков: Учеб. пособие для вузов,-М.: Финстатинформ, 1999.
  15. В.Ф. Капитальные вложения и начальные инвестиции. // Экономика и математические методы, т.26, вып. 6, 1990.
  16. В.Ф., Зубарева В. Д., Маккавеев М. В. Основы экономической деятельности предприятий нефтегазовой промышленности: Учебное пособие. -М.: Нефть и газ, 1998.
  17. В.Д. Финансово-экономический анализ проектных решений в нефтегазовой промышленности-М.: Нефть и газ, 2000.
  18. В.Д., Злотникова Л. Г., Епифанова Н. П., Матвеев Ф. Р., Иваник В. В., Иванов А. В., Олещук Н. И., Отвагина Л. Н. и др.-М.: Финансы предприятий нефтегазовой промышленности.-М.: ГТА-Сервис, 2000.
  19. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000.
  20. Л.В., Рязанова Н. И., Зайцева Т. Л., Порчагина Ю. А. Изменение основных налогов в соответствии с налоговым кодексом РФ. // Нефть, газ и бизнес, № 2, 2001.
  21. В.В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов,— М.: Экономика, 2000.
  22. Е. Финансовая математика: Теория и практика финансово-банковских расчетов.-М.: Финансы и статистика, 1994.
  23. Кудряков И. С Зоря Е. И., Цагарели Д. В., Перспективы сетевой организации розничного рынка топлива и ТРК, «Нефть, газ и бизнес» № 6−2000г.
  24. Кудряков И. С Цагарели Д. В., Зоря Е. И., Стратегическая цель ОАО АЗТ создание эффективной конкурентоспособной продукции, «Контрольно-кассовые машины» № 19
  25. Кудряков И. С Цагарели Д. В., Топливораздаточные колонки и ев-ростандарты, «Транспорт и хранение нефтепродуктов» № 6−2000г.
  26. Кудряков И. С Цагарели Д. В., Требования рынка к концепции развития производства ТРК и АЗС, «Нефть, газ и бизнес» № 3−2000г.
  27. Кудряков И. С, Колядов Л. В., ОАО «Автозаправочная техника» -ретроспектива и современность, «Нефть, газ и бизнес» № 2−2001 г.
  28. Кудряков И. С, Путь к успеху, «Нафтопродукты» Украина № 39 -2000г.
  29. И.С. «Нара» берет начало в «АЗТ», «МИГ» № 143 2001г.
  30. И.С. Среди равных, «Автозаправочный комплекс» № 2 2001г.
  31. И.С. Хорошо известное новое, «Нефтерынок» Украина № 39 2001г.
  32. И.С., Глядя в XXI век, «Нефть, газ и бизнес» № 3−1999г.
  33. И.С., Кризис не повод для уныния, «Нефть, газ и бизнес» № 6−1999г.
  34. Кудряков И.С., Лидер отечественной индустрии, «Контрольно-кассовые машины» № 19
  35. И.С., Мини АЗС новое средство заправки автотранспорта в условиях современного города, «Транспорт и хранение нефтепродуктов» № 4 — 2001г.
  36. И.С., На рынке оборудования и услуг, «Автозаправочный комплекс» № 1 2000г.
  37. . Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.О.-СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1997.
  38. В. Привлечение иностранных инвестиций: Фактология, проблемы, подходы к решению. // Российский экономический журнал, № 56,2000.
  39. В.В., Лисовец Ю. П. Основы методов оптимизации М.: Изд-во МАИ, 1995.
  40. Н.А., Пугачёв В. Н. Вероятностный анализ систем автоматического управления. -М.: Советское радио, 1963, т1.
  41. Мартынов А. Возможности повышения эффективностиI
  42. Инвестирования.//Экономист, № 9, 2000. у
  43. А. Инвестиции. Курс лекций по современной экономиченкой теории". К.: Киевское инвестиционное агентство, 1997.
  44. Меры по преодолению дефицита инвестиций и формированиюгблагоприятного инвестиционного климата. // Нефтегазовая вертикаль рспец. выпуск), № 1, 2000.
  45. Е.К., Ильина О. П., Балыбердин Е. В. Финансово-экономические расчеты в EXCEL. Изд: 2-е, дополненное -М.: Филинъ, у 998.
  46. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России. // Нефтегазовая вертикаль (спецвыпуск), № 1, 2000.
  47. Риск-анализ инвестиционного проекта: Учеб. для вузов/ под ред. М. В. Грачевой.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  48. Роль НГК в экономике страны, основные цели его развития. //
  49. Нефтегазовая вертикаль (спец. выпуск), № 1, 2000.
  50. Российский НГК на фоне мировых тенденций // Нефтегазовая вертикаль (спец. выпуск), № 1, 2000.
  51. А.С. Автоматизированные системы финансового менеджмента. М.: Нефть и газ, 1997.
  52. А.С. Финансовая математика и методы принятия решений в нефтегазовой промышленности. М: Нефть и газ, 2002.
  53. А.С. Три проблемы теории эффективности инвестиций. //Экономика и математические методы., т. 35, вып. 4, 1999.
  54. А.С. Три проблемы теории эффективности инвестиций. //. Экономика и математические методы., т. 35, вып. 4, 1999.
  55. С.А. О сравнении альтернатив со случайным эффектом. // Экономика и математические методы, т.32, вып.4, 1996.
  56. С.А. О сравнении альтернатив со случайным эффектом. // Экономика и математические методы, т.32, вып.4, 1996.
  57. С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта).- М: ЦЭМИ РАН, 2001.
  58. С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов в условиях риска и неопределенности (теория ожидаемого эффекта).- М: ЦЭМИ РАН, 2001.
  59. С.А. Учет риска при установлении нормы дисконта. // Экономика и математические методы, т.28, вып.5−6., 1992.
  60. С.А. Учет риска при установлении нормы дисконта. // Экономика и математические методы, т.28, вып.5−6., 1992.
  61. Э., Харшбаргер С. Microsoft Excel 97. Библиотека разработчику. —М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Chanel Trading Ltd.», 1998.
  62. Е.М. Цены нефтяного рынка: международные и внутренние аспекты. // Нефтяное хозяйство, № 1, 2001.
  63. Д.В. Автозаправочные станции в малом бизнесе, «Контрольно-кассовые машины» № 19 2000г.
  64. Д.В. АЗС конечное звено, «Нефть и бизнес» № 4 1997г.
  65. Д. В. Кудряков И.С. АЗС-ТРК-Автомобиль. -М.: НИИ Проблем нефтепродуктообеспечения. 2002 г. -92с.
  66. Д.В. Стратегия развития производства автозаправочной техники в России, «Транспорт и хранение нефтепродуктов» № 12 1997г.
  67. Д.В. Тенденция развития безналичных платежей за нефтепродукты, материалы конференции «Системы управления безналичных расчетов автозаправочных комплексов» г. Москва 3.11.1999г.
  68. Д.В. Техническое оснащение автозаправочных комплексов, «Транспорт и хранение нефтепродуктов» № 12 1997г.
  69. Д.В. Техническое развитие автозаправочных станций и комплексов России, «Развитие сети автозаправочных комплексов» материалы научно-практической конференции г. Туапсе 1997 г.
  70. Д.В., Зоря Е. И. Автозаправочные станции на рынке нефтепродуктов, «Нефть, газ и бизнес» № 5 1999г.
Заполнить форму текущей работой