Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономический механизм деятельности религиозных организаций: На примере Русской Православной Церкви

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение представленного в работе состава доходов и расходов религиозных объединений позволяет сделать вывод о том, что экономический спад, кризис оказывает гораздо более значительное негативное воздействие на их деятельность, чем на деятельность коммерческих организаций. В отличие от последних религиозные организации не обладают такими же возможностями гибкого и оперативного реагирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теория и практика экономики религиозных организаций
    • 1. 1. Место и роль некоммерческих организаций в системе социально-экономических отношений
    • 1. 2. Основы современной экономической деятельности религиозных организаций
    • 1. 3. Некоторые особенности функционирования религиозных организаций в экономике
    • 2. Хозяйственный механизм деятельности религиозных организаций и пути его совершенствования
    • 2. 1 Организационно-экономическая структура Русской Православной Церкви
      • 2. 2. Экономика Русской Православной Церкви
      • 2. 3. Совершенствование экономического механизма деятельности религиозных организаций

Экономический механизм деятельности религиозных организаций: На примере Русской Православной Церкви (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Являясь субъектом общественной жизни, функционируя в экономическом пространстве, религиозная организация для выполнения своей основной общественной миссии должна заниматься экономической деятельностью, вступать в экономические отношения с государством, другими экономическими агентами.

Модели экономической деятельности религиозных организаций достаточно разнообразны, зависят от многих, в том числе не экономических факторов, порой являются результатом достаточно длительной эволюции общественных систем и социо-культурных формаций.

Значительное воздействие на формирование экономического механизма деятельности религиозных организаций оказывает государство, его идеология, приоритеты политики, формы и методы реализации политических целей. Большое влияние также имеет форма общественного устройства, общественное правосознание, господствующие мировоззренческие ориентиры.

В настоящее время в России происходит процесс общественно-экономической трансформации, становления новых общественных институтов, изменения старых, приспособления их к меняющимся реалиям. Различные организации пребывают в поиске форм взаимодействия с государством, другими структурами.

В условиях, когда атеистическая идеология больше не является официальной, постепенно формируется новая модель взаимоотношения религиозных организаций и государства, религиозные организации обретают новое место в общественной системе.

В России в современный переходный период соответственно меняется экономический механизм функционирования религиозных организаций. При этом особенности экономической ситуации естественно отражаются на деятельности религиозных организаций.

Кризисные явления в экономической и социальной сферах соответствующим образом воздействуют на экономическое поведение религиозных организаций, вынуждают их приспосабливаться к существующим обстоятельствам, выживать в современных трудных условиях.

Вместе с тем, общемировой тенденцией является увеличение роли некоммерческих организаций (к числу которых принято относить и религиозные объединения) в системе социально-экономических отношений, постепенная передача некоммерческим организациям некоторых функций, которые ранее выполнялись государством или частным сектором. В определенной степени данная тенденция затрагивает и Россию.

Если в России будет постепенно преодолеваться социально-экономический кризис и его последствия, можно прогнозировать, что произойдет постепенный отход от кризисной модели экономического поведения религиозных организаций, будет осуществляться апробация новых моделей и форм экономического поведения.

Учитывая вышеизложенное, представляется актуальным рассмотреть некоторые теоретические и практические аспекты экономического механизма функционирования религиозных объединений, как части организаций некоммерческого сектора, определить перспективы дальнейшего развития, выработать возможные рекомендации.

В работах отечественных и зарубежных специалистов рассматривается экономическая деятельность некоммерческих организаций, к которым относятся и религиозные объединения.

Проблемы общественного сектора и организационно-экономической деятельности некоммерческих организаций рассматриваются в трудах Ахинова Г. А., Бабича A.M., Егорова Е. В., Жильцова Е. Н., Макаренко О. В., Новицкого А. Г., Рудника Б. Л., Сребника Б. В., Шишкина С. В., Якобсона Л И. и ряда других авторов.

Вопросы экономики религиозных организаций, в частности, экономики Русской Православной Церкви поднимались в работах архимандрита Иеронима (Тестина), Малахова А., Чапнина С. и других авторов.

Однако в теоретическом, методологическом плане проблемы функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций остались недостаточно разработанными.

Значимость и недостаточная разработанность указанных вопросов предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать экономический механизм функционирования религиозных организаций и подготовить соответствующие рекомендации по его совершенствованию.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

— уточнить место и роль религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений;

— раскрыть экономический механизм деятельности Русской Православной Церкви, включая современный этап ее развития;

— выявить основные модели финансирования деятельности религиозных организаций, изучить особенности и перспективы их реализации в нынешних российских условиях, определить базовые характеристики современной модели финансирования религиозных организаций в России, варианты ее трансформации;

— сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию финансово-экономической системы деятельности Русской Православной Церкви.

Объектом исследования является экономический механизм деятельности религиозных организаций, которые при выполнении своей основной общественной миссии осуществляют профильную и дополнительную деятельность.

Предмет исследования — теоретические и практические аспекты функционирования экономического механизма деятельности религиозных организаций в современной смешанной экономике, в условиях проходящих в России системных общественно-экономических трансформаций.

Теоретическая и методологическая основа исследования — труды отечественных и зарубежных ученых в области современных проблем рыночной смешанной экономики, экономики переходного периода, экономики общественного сектора, экономики некоммерческих организаций, экономики сферы услуг.

Информационной базой исследования послужили опубликованные материалы Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по бюджетно-налоговой политике, по деятельности некоммерческих и благотворительных организаций, материалы статистических сборников, результаты социологических опросов.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

— уточнены место и роль религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, в системе социально-экономических отношений и обосновано, что религиозные организации представляют собой некоммерческие организации, занятые производством и оказанием услуг. По источнику финансирования религиозные организации, как правило, относятся либо к группе некоммерческих организаций, финансируемых в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, либо к группе некоммерческих объединений, в основном финансируемых и контролируемых государством,.

— дана развернутая периодизация экономики Русской Православной Церкви, обозначено и описано шесть периодов в истории экономики Русской Православной Церкви, включая современный этап ее развитияв качестве основного критерия периодизации использован преобладавший способ получения Церковью доходов и основной тип имущественных отношений со светской властьювыявлены характерные черты каждого из периодов экономического развития Русской Православной Церкви, раскрыто современное состояние экономического механизма деятельности Русской Православной Церкви;

— сформулированы основные модели финансирования деятельности религиозных организаций, уточнены особенности и перспективы их реализации в нынешних российских условиях и на этой основе определены базовые характеристики современной модели финансирования религиозных организаций в России, варианты ее трансформации с учетом сочетания как государственной, так и общинной моделей финансирования;

— разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию экономического механизма деятельности религиозных организаций, что предполагает привлечение дополнительных финансовых ресурсов за счет диверсификации производства в областях церковной экономики, а также создание специальных фондов перераспределения финансовых ресурсов на различных уровнях от центрального управления до епархий или благочиний, что позволит проводить целенаправленную трансфертную политику.

Практическое значение. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть реализованы органами государственной власти в ходе совершенствования политики регулирования хозяйственной деятельности некоммерческих и религиозных организаций.

Положения и выводы диссертационного исследования могут найти практическую реализацию в процессе совершенствования экономического механизма деятельности религиозных организаций.

Практическое применение возможно при совершенствовании учебных пособий и курсов по экономике некоммерческих организаций.

Апробация работы. Основные положения исследования были представлены в докладах на конференции молодых ученых экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова «Ломоносов — 2000» (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000 г.), международной научной конференции «Социально-экономические и правовые проблемы российских реформ» (Москва — Коломна, 2002 г.), а также использовались в качестве учебно-методических материалов на экономическом факультете МГУ при чтении спецкурса «Некоммерческая деятельность в социальной сфере».

Логика исследования и структура работы. Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретических и практических вопросов экономической деятельности религиозных организаций, как одного из институтов некоммерческого сектора.

Во второй главе рассматривается экономический механизм деятельности религиозных организаций на примере Русской Православной Церкви и пути его совершенствования.

В заключение исследования представляется возможным сделать определенные выводы.

В работе были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты экономического механизма деятельности религиозных объединений, как одного из институтов некоммерческого сектора, определены перспективы дальнейшего развития, выработаны возможные рекомендации.

В случае применения модели трех секторов экономики религиозные организации следует отнести к третьему сектору, поскольку их деятельность также направлена на достижение социально значимых целей, и они обладают набором свойств организаций добровольно-общественного типа. В частности, религиозные организации имеют неприбыльный статус. Это означает, что их деятельность не нацелена на извлечение прибыли, а полученные доходы используются на обеспечение и развитие уставных социальных функций. Не прибыльность не означает убыточности, а предполагает что вполне возможно достижение баланса или превышения их доходов над расходами. Но при этом полученная прибыль не может распределяться среди участников религиозных организаций. Регламентация распределения доходов религиозных организаций государством гарантирует некоммерческую направленность их деятельности.

Кроме того, для большинства религиозных организаций характерно многоканальное финансирование. В отличие, скажем от государственных учреждений, которые финансируются преимущественно на налогово-бюджетной oonuDc, большинство религиозных объединений, как и прочих организаций третьего сектора, имеют много источников финансирования. Они могут тем или иным образом финансироваться государством, предприятиями различной формы собственности, фондами, домашними хозяйствами, частными лицами и т. д. Смешанная система финансирования обеспечивает самостоятельность функционирования организаций и их определенную независимость. Относясь к группе некоммерческих организаций, занятых нерыночным производством, религиозные организации по источнику финансирования, как показывает практика и исторический опыт, могут относиться не только к некоммерческим организациям, финансируемым в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, но и к некоммерческим организациям, в основном финансируемым и контролируемым государством.

В настоящее время в странах рыночной экономики некоммерческим, в том числе религиозным, организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации в необходимом количестве. Вместе с тем, предпринимательская деятельность по понятным причинам имеет несколько ограниченный характер. Большое влияние на характер предпринимательской деятельности религиозных объединений оказывают этические и нравственные аспекты.

В России, как и в большинстве стран с развитой рыночной экономикой, религиозные организации могут помимо основной деятельности осуществлять предпринимательскую деятельность.

Если смысл существования коммерческой организации состоит в том, чтобы приносить доход ее владельцу или владельцам, то для некоммерческой структуры прибыль не самоцель, а лишь средство реализации определенной миссии, например, сохранения культурного наследия, повышения доступности образования, медицины и т. д. Миссия религиозной организацииудовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей людей, другие специфические цели деятельности.

Таким образом, в диссертационном исследовании обосновывается положение о том, что религиозные организации представляют собой некоммерческие организации, занятые нерыночным производством, оказывающие услуги в нерыночной сфере. По источнику финансирования религиозные организации, как правило, относятся либо к группе некоммерческих организаций, финансируемых в основном за счет домашних хозяйств, корпораций и нерезидентов, либо к группе некоммерческих объединений, в основном финансируемых и контролируемых государством.

В связи с этим в работе сделан вывод, что в рамках системы многоканального финансирования к основным источникам формирования дохода религиозной организации относятся: добровольные взносы и пожертвованиясредства из государственного бюджетавыручка от платной реализации товаров и услуг, доходы, получаемые от собственности организации;

— дивиденды (доходы, проценты) — взносы участников организациипоступления от учредителенцелевые поступления;

— другие, не запрещенные законом, поступления.

Различные религиозные организации используют либо все перечисленные источники доходов, либо только некоторые из них, которые доступны в определенный момент.

В соответствии с предметом исследования в работе была проанализирована современная теория и практика экономики некоммерческих и, в частности, религиозных объединений, организационная структура Русской Православной Церкви, экономика Русской Православной Церкви в историческом развитии, описано ее современное состояние, перспективы.

Русская Православная Церковь представляет собой типичный пример традиционной иерархической религиозной организации. Сама по себе являясь религиозной организацией, она, кроме того, включает в себя множество различных религиозных организаций, пребывающих в ее составе.

Рассмотрение организационной структуры Русской Православной Церкви, позволяет изучить вопрос, охватывая широкий спектр религиозных организаций, значительно отличающихся друг от друга по параметрам функционирования.

Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви жертва верующих людей является основным компонентом формирования собственности религиозных организаций. Пожертвования являются особым случаем экономических и социальных отношений, поэтому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности, государственное налогообложение.

На основе диссертационного исследования нами выделено несколько периодов экономической истории Русской Православной Церкви по преобладавшему способу получения доходов и основному типу имущественных отношений со светской властью:

1) период формирования (988−1238 гг.) — централизованная десятина;

2) период колонизации (1239−1503 гг.) — натуральная рента, льготы;

3) период амортизации (1504−1700 гг.) — феодальная рента, ограничения;

4) период секуляризации (1701−1917 гг.) — бюджетное финансирование,.

5) период конфискации (1918;1990 гг.) — самофинансирование;

6) период реституции (1991 г. — н.в.) — период возрождения и поиска.

В современном экономическом устройстве РПЦ по вертикали Патриархия—епархия—приход (монастырь) нижестоящим уровням предоставлены достаточно широкие экономические права. В экономическом плане Церковь образует три уровня, на каждом из которых имеются свои источники доходов. Существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх и вниз, однако они срабатывают далеко не в полной мере.

На последнем Архиерейском соборе 2000 года Святейший Патриарх Алексий сообщил, что перечисления епархий составляют всего 5% центрального бюджета.

Доходы РПЦ как организации условно можно разделить на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ в России одновременно восстанавливает около девяти тысяч храмов. Государственные, общественные и коммерческие организации, частные лица оказывают ей в этом содействие. Важно, что по законодательству спонсор, жертвуя деньги на.

Oviuii w д i vjiDnOOi ^ itiCi’iDiiiuvi vliL/'iu iiujiwi Oo’vjiui uviri jr j j пожертвования (но не более 3% от прибыли).

Изучение представленного в работе состава доходов и расходов религиозных объединений позволяет сделать вывод о том, что экономический спад, кризис оказывает гораздо более значительное негативное воздействие на их деятельность, чем на деятельность коммерческих организаций. В отличие от последних религиозные организации не обладают такими же возможностями гибкого и оперативного реагирования на изменения в экономике. Кроме того, экономическое положение религиозных организаций сильно зависит от уровня благосостояния населения, а большинство населения России имеет низкие доходы. Соответственно религиозным организациям приходится искать другие источники финансирования, которые зачастую носят временный и случайный характер. В связи с этим в работе делается вывод о том, что нынешнюю модель финансирования религиозных организаций можно определить как кризисную, что обусловлено в первую очередь состоянием внешней среды. Финансирование не обладает свойствами устойчивости и системности.

Представляется, что по ряду параметров нуждается в совершенствовании организационно-экономическая структура Церкви. Вполне реально, сохраняя верность каноническому строю и принципиальным традициям, реформировать организационно-экономическую структуру, чтобы улучшить ее адаптивность к экономическим условиям, создать возможности для более целенаправленной и эффективной экономической деятельности. Вместе с тем, очевидно, что чрезмерная вовлеченность церковных институтов в предпринимательскую деятельность приводит к возникновению очевидных организационных и структурных диспропорций, избыточному напряжению на 1рйППЦС и (лашйацпи и внешней среды. Все это порой вызывает разноречивую общественную реакцию.

Важно отметить, что, как показывает анализ, на всех трех упоминавшихся уровнях церковной экономики экономический механизм функционирования религиозных организаций, объединенных в структуру Русской Православной Церкви, не имеет принципиальных сущностных отличий.

Достаточно важным является вопрос, останется ли кризисный вариант моделью только переходного периода или он надолго закрепится в Церкви. Это зависит не в последнюю очередь от того, какой тип церковно-государственных отношений сложится в России.

Достижение успешного баланса в отношениях Церкви и государства нельзя считать утопичной или невыполнимой задачей. Естественно, что желательно, а зачастую просто необходимо сотрудничество Церкви и государства в таких областях, как: просвещение, образование, воспитание, социальное служение, миротворчество, некоторые общественно-политические проекты. Такое сотрудничество в России и сегодня складывается порой вполне успешно, но не решает всех имеющихся проблем.

Предложенная в работе в качестве рекомендации модель общинного финансирования, по нашему мнению, будет развиваться в том случае, если Московская Патриархия поддержит курс на укрепление приходской общины и усиление роли мирян в ее деятельности. Этот путь представляется довольно органичным и перспективным, но одновременно достаточно трудным. Реализация модели общинного финансирования требует ясной программы, в которой вопросы духовного воспитания и образования должны сочетаться с практическими вопросами изменения системы управления.

Для становления и полноценного развития системы общинного финансирования необходимо, чтобы на уровне центральных органов Московской Патриархии была разработана соответствующая комплексная программа, которая затем с использованием административных ресурсов претворялась бы в жизнь.

Экономическая стабилизация и некоторый рост экономики в стране, конечно, позволяют надеяться на повышение доходов населения, предприятий, компаний. Часть этих средств, с высокой вероятностью, попадет на рынок религиозных услуг. Вместе с тем, очевидно, что религиозным организациям следует искать внутренние резервы для повышения эффективности экономического механизма функционирования. Пребывая в условиях кризисного финансирования, Церковь вынуждена искать возможные источники средств. Представляется, что в нынешних условиях одной из мер по привлечению дополнительных финансовых ресурсов могла бы стать дальнейшая диверсификация производства в отраслях церковной экономики. Многим религиозным организациям необходимо постараться выйти за рамки традиционного набора товаров, продающихся в церковных лавках (свечи, иконы, крестики, цепочки и т. д.). Некоторые организации уже развивают деятельность на этом направлении.

Диверсификация производства, безусловно, позволит надеяться на увеличение в бюджете Церкви средств, в том числе за счет производства товаров, рассчитанных не только на прихожан. В результате, Церковь в определенной степени укрепит и расширит базу финансирования своей деятельности.

Изучение примера Русской Православной Церкви демонстрирует, что нуждаются в изменении методы администрирования всех звеньев структуры финансово-экономического управления. Требуется модернизация организационной структуры с использованием ряда достижений современного менеджмента и маркетинга.

Так, необходимо устранить существующие управленческие диспропорции. Настоятель должен сохранять надзор над всеми сторонами приходской жизни, а непосредственное руководство экономической деятельностью должны вести миряне, освобождая священника от многочисленных хозяйственных попечений.

Повышению эффективности экономического механизма деятельности Церкви значительно способствовало бы формирование транспарентного церковного бюджета. Это касается как консолидированного общецерковного бюджета, так и бюджетов всех прочих уровней. Прозрачный церковный бюджет мог бы стать одним из шагов на пути повышения ответственности каждого члена Церкви за ее земное, историческое бытие. Необходимо ясно показать, на что и как Церковь расходует деньги. Какие направления деятельности нуждаются в дополнительном финансировании.

Следовало бы создать специальные фонды перераспределения церковных средств на различных уровнях, начиная от центрального управления и заканчивая епархиями или, возможно, благочиниями. Это позволит.

1 vinMi /i iwivii, ij^vjivtiuiipuij^iviinv 11 O’ii^jJui iiMiic/ i is w^ii i L* i J-'v*""" ' ^ «политику, соблюдая приоритеты финансирования, выравнивая имеющиеся диспропорции.

В заключение следует отметить, что для изучения ситуации с предоставлением собственно религиозных услуг, а также иных услуг и товаров церковной экономики, было бы целесообразно создать специальные центры на общецерковном и региональном уровнях. Подобные центры могли бы заниматься анализом существующего положения, прежде всего, в экономическом аспекте, вырабатывать предложения, формулировать прогнозы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е., Данилов Е.НШипиков J1.K. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях, М., Интерпресссервис, 2003 г.
  2. С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов, М., Дело, 2002 г.
  3. Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. М., Издательство Московской Патриархии, 1995 г.
  4. Архиерейский Собор РПЦ 1997 г. М., Издательство Московской Патриархии, 1997 г.
  5. Э., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., Аспект пресс, 1995 г.
  6. Ахинов Г А. Экономические основы социальной политики государства в условиях переходной экономики России. М., ТЕИС, 1998 г.
  7. Ахинов Г А. Основы экономики общественного сектора. Курс лекций. М., ТЕИС, 2003 г.
  8. Л.Е. Мировая экономика. М., ЮНИТИ, 2002 г.
  9. Бобович И М., Семенов А. А. История экономики. М., Проспект, 2002 г.
  10. А.Б. Большой экономический словарь. М., Книжный мир, 2003 г.
  11. М.К. Национальная экономика. М., Палеотип, 2002 г.
  12. Бурцев В В. Государственный финансовый контроль. М., Маркетинг, 2000 г.
  13. О.В., Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации, М., ДИС, 2003 г.
  14. Е.Т. Аномалии экономического роста. М., Евразия, 1997 г.
  15. С.Б., Дороднева М. В. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур. М., ДИС, 2002 г.
  16. С.Ю. Экономическая теория технического развития. М., Экономика, 1990 г.
  17. П.Глазьев С. Ю. За критической чертой. О концепции макроэкономической политики. М., Гнозис, 1996 г.
  18. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформы в России. М., ИЭ РАН, 1996 г.
  19. Государство и негосударственные некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. М., Сигнал, 1997.
  20. Д.К. Новое индустриальное общество. М., Прогресс, 1969 г.
  21. М. Бюджетная политика в современной России. М., Центр Карнеги, 1997 г.
  22. Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. Спб, 1992 г.
  23. Долгов С И. Глобализация экономики., М., Экономика, 2002 г.
  24. Дорохина Е Ю., Халиков М. А. Моделирование микроэкономики. М., Экзамен, 2003 г.
  25. Егоров Е В. Экономика общественного сектора России: курс лекций. М., ТЕИС, 1998.
  26. С.А. Методы и рыночная технология экономического управления. М., ДИС, 1999 г.
  27. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М, МГУ, 1995.
  28. В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., Наука, 1994 г.
  29. Г. П. Хозяйственный расчет и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М., Изд-во Моск. ун-та, 1985 г.
  30. С.Н. Макроэкономика. М., Дело, 2000 г.
  31. С.Н. Микроэкономика. М., Дело, 2001 г.
  32. В.Л. На рубеже эпох: экономические тенденции и их неэкономические последствия. М., Экономика, 2003 г.
  33. Исаев В В., Немчин A.M. Общая теория социально-экономических систем. М., Бизнес-Пресса, 2003 г.
  34. История философии: Запад Россия — Восток. М., Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998 г.
  35. A.M. Контроллинг в бизнесе. М., Финансы и статистика, 2002 г.
  36. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег// Антология экономической классики. Т.2 М., Эконов, 1993 г.
  37. Дж.Б. Распределение богатства. М., Экономика, 1992 г.
  38. Клочков В В. Религия, государство, право. М., Политиздат, 1978.
  39. И.Н. История экономики и экономических учений. М., Феникс, 1999 г.
  40. В.М. Основы современной экономики. М., Изд-во Михайлова В. А., 2003 г.
  41. В.П. и др. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М., Флиита, 2000 г.
  42. Конституция Российской Федерации.
  43. Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990 г.
  44. И. Особенности налогообложения религиозных организаций / Право и жизнь № 22, 1999 г.
  45. .А. Оптимальное управление в экономике. М., Финансы и статистика, 2003 г.
  46. В. Экономическое эссе. Теории, исследования, факты и политика М., Политиздат, 1990.
  47. А.Я. Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.
  48. А.В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике., М., МЗ-Пресс, 2001 г.
  49. Д.С. Институциональная экономика. М., ИНФРА-М, 2002 г.
  50. М.Л., Пирожкова Н А. Бухгалтерский учет хозяйственно-экономической деятельности религиозных объединений. М., ДИС, 2003 г.
  51. М.Л., Пирожкова Н. А. Некоммерческие организации в России. М., ДИС, 2001 г.
  52. А. Священная экономика / Деньги № 47, 2000 г.
  53. А. Принципы экономической науки. М., Прогресс, 1993 г.
  54. Дж.С. Основы политической экономии и некоторые аспекты приложения к социальной философии. М., Прогресс, 1981 г.
  55. Минченко А. А Великая постсоветская депрессия: осознание, определение, преодоление. М., Логос, 2002 г.
  56. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М., РАГС, 1999.
  57. Н. Церковная экономика. /Отечественные записки № 1, 2001 г.
  58. Н. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви. М., РГГУ, 2000 г.
  59. Т.Г. Государственное регулирование экономики. М., ЮНИТИ, 2001 г.
  60. Налоги России 1992−1993. М., Дело и право, 1992 г.
  61. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98).
  62. Некоммерческие организации в России/ 2003 г., № 2.
  63. А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М., Международные отношения, 1991 г.
  64. И.П. Мировая экономика. М., ЮНИТИ, 2000 г.
  65. Ю.И. Инвестиционная политика в России. Спб., ГУЭФ, 1999 г.
  66. Г. П. Международная экономика., М., Изд-во Михайлова В. А., 1999 г.
  67. З.К. Экономическая теория. М., Инфра-М, 2003 г.
  68. О свободе совести, вероисповедания и религиозных объединений: российские и международные правовые документы в извлечениях. М., 1996.
  69. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., Издательство Московской Патриархии, 2001 г.
  70. Ф.Г. Коммерческая деятельность. М., ЮНИТИ, 2003 г.
  71. А. Экономическая теория благосостояния. М., Прогресс, 1989 г.
  72. М.И. Курс экономической теории. М., Новое знание, 2003 г
  73. Г. Б., Маркова А. Н. История мировой экономики. М., Дело, 2002 г.
  74. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М., Мысль, 1973 г.
  75. Проблемы современной экономики/ под ред. Ляпиной А. А. М., Диалог-МГУ, 1997 г.
  76. Развитие непроизводственной сферы в условиях перестройки хозяйственного механизма. М., ВЭО, 1990 г.
  77. Развитие общественного управления. Обзор. Париж, ОЭСР, 1990 г.
  78. . А. Курс управления экономикой. Спб., Питер, 2003 г.
  79. И.А. Курс современной экономики. Сибирское университетское издательство, 2001 г.
  80. Религия и закон. Сборник правовых актов с комментариями. М., Политиздат, 1996.
  81. М. Власть и рынок: государство и экономика. М., Социум, 2003 г.
  82. М.А. Научные основы экономической политики государства. М., ИНФРА-М, 2001 г.
  83. Сарданашвили И Г. Особенности современной экономической мысли католицизма. М., МГУ, 1999 г.
  84. А.И. Основы философии экономики. М., ЮНИТИ, 2003 г.
  85. П. Экономика. М., ВНИИСИ, 1993 г.
  86. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви 13−16 августа 2000 г. М., Издательство Московской Патриархии, 2000 г.
  87. . К экономической теории неоднородных систем. М., ГУ ВШЭ, 2001 г.
  88. Селищев, А С. Микроэкономика. М., ДИС, 2002 г.
  89. К. А. Международная экономическая интеграция. М., Дело, 2001 г.
  90. К.А. Международные экономические отношения. М., ЮНИТИ, 2002 г.
  91. Социальные императивы постиндустриализма. М., ИЭ РАН, 1998 г.
  92. Социальная политика: зарубежный опыт. М., АОН, 1990 г.
  93. И.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., Дело, 2001 г.
  94. А.Е. Доходы населения. М., Финансы и статистика, 2000 г.
  95. Сфера услуг. Новая концепция развития. М., Экономика, 1990 г.
  96. B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. М., Экономический факультет МГУ, 1997 г.
  97. Н.В. Миссия и корпоративный кодекс. М., РИП-Холдинг, 2003 г.
  98. А. Путешествие по Америке. США, Изд-во Йельского университета, 1959 г.
  99. Устав Русской Православной Церкви. /Официальный сайт РПЦ: russian-orthodox-church. org ru
  100. Федеральный закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.91 № 2116−1.
  101. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 № 7-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.95).
  102. Философский энциклопедический словарь. М., ИНФРА-М, 1998 г.
  103. Ф. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., Новости, 1992 г.
  104. П. Экономический образ мышления. М., Новости, 1991 г.
  105. Хозяйственные механизмы экономических формаций/ под ред. Абалкина Л И. М., Мысль, 1988 г.
  106. .Р. Как создать неприбыльную организацию и управлять ею М., 1992.
  107. А.Г. История экономических учений. М., ИНФРА-М, 1999 г.
  108. С. Деньги Церкви./Интернет-сайт «Соборность»: www.sobor.ru
  109. А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., ТЕИС, 2002 г.
  110. И. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюнктуры. М., Прогресс, 1982 г.
  111. Экономика общественного сектора. Учебное пособие. М., ТЕИС, 1998.
  112. С.С. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации. М., Право, 1999 г.
  113. Явлинский Г А. Экономика России: наследство и возможности. М., ЭПИцентр, 1995.
  114. . Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М., Экономика, 1991 г.
  115. Якобсон Л И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. М., Наука, 1995.
  116. Brown С., Jackson P. Public sector economics. Cambridge, Blackwell, 1990.
  117. Lester M.Salamon. The third sector in global perspectives, Australia, University of Melbourne, 2000.
  118. Maslow H. Abraham. Motivation and personality. N.Y., Harper and Row, 1954.
  119. Musgrave R. The theory of public finance, a study in public economy. NY., McGraw Hill, 1959.
  120. Religion for a just economic order. Geneva, 1997.
  121. Stretton H, Orchard I. Public goods, public enterprise, public choice. NY., St. Martin Press, 1994.
Заполнить форму текущей работой