Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономический механизм информационного обеспечения управления земельными ресурсами Нижегородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая, что земельные ресурсы любого административного уровня являются общим территориальным признаком, объединяющим ведомственные информационные системы в единое информационное поле, государственный земельный кадастр и мониторинг земель в современных условиях обеспечивают информационную поддержку организационных аспектов УЗР, (например, обеспечивая сбор налогов и защиту прав субъектов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты совершенствования управления земельными ресурсами субъекта Российской Федерации
    • 1. 1. Развитие теоретических положений управления земельными ресурсами регионов
    • 1. 2. Уточнение теоретических аспектов создания государственных информационных систем земельного кадастра и мониторинга земель, как механизмов управления земельными ресурсами субъектов РФ
    • 1. 3. Теоретические положения повышения экономико-технологической эффективности землеустроительного производства
  • Глава II. Методические положения формирования организационно-экономического механизма информационного обеспечения управления земельными ресурсами Нижегородской области
    • 2. 1. Характеристика земельного фонда Нижегородской области как объекта управления
    • 2. 2. Методические положения формирования организационно-технологической структуры информационного обеспечения управления земельными ресурсами
    • 2. 3. Методика экономико-технологического обоснования
  • И эффективности использования основных фондов землеустроительных предприятий (на примере ФГУДП Нижегородземкадастрсъёмка")
  • Глава III. Эффективность земельно-кадастровых землеустроительных действий, как элементов системы управления земельными ресурсами Нижегородской области
    • 3. 1. Прогнозирование повышения экономической эффективности производственной деятельности землеустроительных предприятий на примере ФГУДП «Нижегородземкадастрсъёмка»)
    • 3. 2. Определение влияния землеустроительной деятельности на увеличение сбора земельных платежей
    • 3. 3. Расчет экономической эффективности проведения землеустроительных действий по управлению земельными ресурсами

Организационно-экономический механизм информационного обеспечения управления земельными ресурсами Нижегородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения в политической и экономической жизни России потребовали выработки принципиально новых подходов к формированию актуальной системы земельных отношений как основы управления земельными ресурсами страны, её регионов и муниципальных образований.

В современных условиях земельные ресурсы приобрели ряд особых характеристик, таких как потенциальный рост их цены, сложность структуры организации и управления, необходимость учёта большого числа производственных, социально-культурных и бытовых объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры и т. д.

Принятие управленческих решений с учетом сложности структуры управления земельными ресурсами административно-территориальных образований (регионов, городов, административных районов и т. д.) требует значительного информационного обеспечения. Такой информационно достаточной и экономически эффективной должна стать земельно-кадастровая и мониторинговая система, обеспечивающая получение, хранение, обработку и выдачу данных, характеризующих динамику экономического развития административно-территориальных образований, включая управление земельными ресурсами. Кроме того, на экономическую эффективность управления земельными ресурсами также влияют применяемые организационные и технологические методы ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

В последнее время в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых все больше внимания стало уделяться решению проблем управления земельными ресурсами (УЗР). Теоретическим и методическим аспектам управления земельными ресурсами на разных административно-территориальных уровнях, роли и значению землеустроительных и земельно-кадастровых действий в системе УЗР посвящены работы многих видных ученых и специалистов: Д. Б. Аратского, А. А. Варламова, С. Н. Волкова, И. В. Дегтярева, Н. В. Комова, П. Ф. Лойко, Ю. А. Лютого, Р. Т. Нагаева, С. А. Ткачука, О. Т. Хисматулова, В. Н. Хлыстуна и других. Вместе с тем такие проблемы формирования эффективного организационно-экономического механизма информационного обеспечения УЗР, как исследование роли и места государственного земельного кадастра и мониторинга земель в системе УЗР, исследование влияния технико-экономического обеспечения, включая картографическое, на эффективность использования земель, формирование системы земельных платежей остаются не разработанными и требуют более детального научного изучения. Все вышеизложенное и определяет актуальность исследования.

Целью исследования является совершенствование теоретических и методических положений формирования организационно-экономического механизма информационного обеспечения управления земельными ресурсами регионов на основе государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Для достижения этой цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Дополнены теоретические положения управления земельными ресурсами субъектов Российской Федерации.

2. Усовершенствованы теоретические и методические положения формирования организационно-экономического механизма информационного обеспечения системы управления земельными ресурсами регионов страны.

3. Уточнены теоретические и методические положения повышения экономико-технологической эффективности землеустроительного производства.

4. Развиты методические положения организационно-технологического обеспечения использования основных фондов ФГУДП «Нижегородземкадастрсъёмка».

5. Разработаны методику расчета экономической эффективности картографического обеспечения землеустроительных действий по управлению земельными ресурсами.

6. Проведен прогноз повышения экономической эффективности производственной деятельности землеустроительных предприятий.

Объектом исследования являются земельные ресурсы Нижегородской области.

Предметом исследования является формирование эффективного организационно-экономического механизма информационного обеспечения управления земельными ресурсами Нижегородской области.

Исходные материалы. В процессе исследования использованы Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства России, нормативно-правовые акты законодательных органов Нижегородской области, нормативные документы Госкомзема России и Росземкадастра, Нижегородского облкомзема, земельно-учетная и отчетная экономическая и статистическая информация, нормативно-справочные материалы, специальная научная литература.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основами исследования являются основополагающие законы развития природы и общества, труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов, землеустроителей и юристов в области земельного кадастра, землеустройства, правового и экономического регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами регионов и муниципальных образований, их информационного обеспечения. В работе использованы экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, абстрактно-логический и экспериментальный методы исследования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Уточнены и сформулированы дополнительные теоретические и методические положения процесса управления земельными ресурсами регионов Российской Федерации, в которых взаимодействует комплекс природных, социальных, экономических и политических факторов.

2. Выявлены особенности системы управления земельными ресурсами отдельного региона на примере Нижегородской области, предложены организационные и экономические методы совершенствования механизма управления для иных регионов на основе положения, что земля является системообразующим фактором, оказывающим воздействие на все стороны жизнедеятельности общества и экономики области.

3. Обоснован организационно-технологический механизм информационного обеспечения управления земельными ресурсами регионов на основе государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

4. Разработаны методические положения повышения экономической и технологической эффективности использования основных производственных фондов землеустроительных предприятий.

5. Предложены и обоснованы (с применением экономико-статистических методов) основные направления повышения эффективности проведения земельно-кадастровых и землеустроительных действий по управлению земельными ресурсами.

6. Рассчитано влияние уровня интенсивности землеустроительной деятельности на собираемость земельных платежей, предложен размер земельных платежей, формируемых за счет землеустроительного производства.

7. Выполнен прогноз повышения экономической эффективности производственной деятельности ФГУДП «Нижегородземкадастрсъёмка».

На защиту выносятся следующие основные положения диссертации:

• уточненные и дополнительно сформулированные теоретические и методические положения системы управления земельными ресурсами регионов в условиях реформирования земельных отношений;

• методические положения формирования организационно-экономической и технологической структуры информационного обеспечения управления земельными ресурсами регионов, позволяющего учитывать природные, экономические, социальные и другие факторы, влияющие на повышение уровня жизни населения;

• методика и основные показатели расчета экономического и технологического использования основных производственных фондов землеустроительных предприятий и повышение их эффективности;

• экономически целесообразная методика расчета эффективности землеустроительных и земельно-кадастровых действий по управлению земельными ресурсами регионов;

• методика и показатели прогноза повышения экономической эффективности производственной деятельности землеустроительных предприятий.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные автором, и внедренные в практику, результаты исследования, а также сформулированные выводы и предложения позволят улучшить организацию управления земельными ресурсами регионов страны, повысить экономическую и социальную эффективность на основе достоверной, систематизированной и актуальной информации. Предложенная система организационно-экономического и технико-v технологического обеспечения управления земельными ресурсами регионов позволит сгруппировать информационные потоки и направить их на достижение основных целей: защиту прав и экономических интересов проживающего населенияобеспечения комплексного экономического и социального развития территорийразвитие социальной сферыобеспечение охраны окружающей средырациональное использование земельных ресурсовформирование инвестиционной и налоговой политики. * Предлагаемая система также. позволит сформировать экономически эффективный оборот земли, повысить роль вклада земельно-кадастровых и землеустроительных действий в развитие экономики регионов, что необходимо для решения управленческих и экономических задач, стоящих перед региональными и муниципальными органами управления. Результаты исследования имеют большое значение для органов управления и могут быть использованы ими, включая территориальные органы системы Росземкадастра, для принятия управленческих решений по повышению эффективности использования основных фондов землеустроительных предприятий, а также для подготовки специалистов по земельному кадастру и землеустройству.

Апробация результатов исследования была осуществлена в Богородском, Лысковском, Борском и Городецком районах Нижегородской области. Отдельные результаты исследования используются в работе комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Нижегородской области. Основные положения настоящей работы докладывались на Всероссийских, региональных семинарах и совещаниях по вопросам земельной реформы, на зональных семинарах и совещаниях с главами законодательных и исполнительных региональных органов, руководителями земельных служб регионов, научно-производственных конференциях и семинарах.

Теоретические положения диссертации и результаты исследования используются в учебном процессе Нижегородской Государственной сельскохозяйственной академии и в Нижегородском Архитектурно-строительном Университете при чтении лекций и проведении практических занятий по специальности «Земельный кадастр» и «Землеустройство».

Теоретические положения исследования были учтены при «Разработке системы управления земельными ресурсами регионов» (на примере Центрального Федерального округа), при разработке «Проекта нормативного документа, устанавливающего перечень показателей и порядок учета земель различного целевого назначения и видов использования при определении стоимостных характеристик земельных участков и природоохранных ограничений режимов хозяйственной деятельности».

По теме диссертации опубликовано 16 работ общим объёмом 3,7 печатных листа.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка использованной литературы из 142 наименований и 12 приложений. Основной текст изложен на 144 листах машинописного текста, включает 33 таблицы и 32 рисунка.

Выводы и предложения.

1. Процессы, происходящие в природе и обществе, тесно взаимосвязаны и образуют сложную систему, состоящую из множества компонентов. Поэтому управленческие действия в области экономики землепользования должны опираться на полную информацию, характеризующую объект управления (земельные ресурсы) учитывающую многообразие действующих на территории регионов и муниципальных образований политических, экономических, социальных, экологических и других факторов. Автором сделан вывод, что одним из основных механизмов управления территорией любого уровня должна стать земельно-кадастровая и мониторинговая система, обеспечивающая органы управления информацией для прогнозирования развития территорий, принятия и контроля за использованием решений.

Так как система управления земельными ресурсами регионов является сложной социально-экономической и экологической системой, то необходимо дальнейшее совершенствование в области разделения компетенций органов госвласти и местного самоуправления, формирования сбалансированной структуры подсистем (прав на землю, госконтроль, платежи и др.), формирование вертикальной структуры земельных органов с наделением их широкими организационно-распорядительными полномочиями и т. д. Для этого необходимо разработать главные цели, стадии и этапы методического и технического комплексов АИУС УЗР.

2. Учитывая, что земельные ресурсы любого административного уровня являются общим территориальным признаком, объединяющим ведомственные информационные системы в единое информационное поле, государственный земельный кадастр и мониторинг земель в современных условиях обеспечивают информационную поддержку организационных аспектов УЗР, (например, обеспечивая сбор налогов и защиту прав субъектов земельных отношений). Так как ГЗК и МЗ являются основным источником достоверной информации для целей управления земельными ресурсами, это накладывает жесткие требования к содержанию системы. В работе обосновано, что наиболее эффективно для формирования ГЗК и МЗ применять «аспектно-иерархический» или «веерно-иерархический» метод системного подхода. Кроме того, противоречивость толкований многих терминов приводит к большим материально-финансовым и трудовым потерям. Поэтому в работе предложено трактование терминов «земля», «кадастровое деление», «система ГЗК и МЗ» и др.

3. Повышение экономико-технологической эффективности системы ГЗК и МЗ может быть осуществлено за счет повышения эффективности использования основных фондов землеустроительных предприятий путем учета факторов увеличения фондоотдачи, ввода в действие неустановленного или нового оборудования, его замены или модернизации, сокращения простоев и т. д. В работе предложен ряд направлений повышения эффективности использования основных фондов, землеустроительных предприятий за счет интенсивности их использования, повышения коэффициента сменности, применения современного оборудования, в том числе электронного, внедрения новых организационных методов его использования, обоснованных с помощью экономических и технологических показателей.

4. Проведенный анализ земельного фонда Нижегородской области, составляющего около 7,7 млн. га, выявил существенное движение земельных ресурсов по категориям, угодьям и видам прав на земельные участки. Кроме того, положение осложняется усилением деградационных процессов земель (эрозия, подтопление, зарастание, закисление, потеря гумуса и др.).

5. Вышеуказанные процессы в качественном и правовом состоянии земельного фонда области определяют необходимость экономического, организационно-технологического и картографического обеспечения землеустроительных действий, в частности, государственного земельного кадастра, мониторинга и инвентаризации земель. Для выполнения этого условия в работе предложены этапы и стадии осуществления землеустроительных мероприятий. В частности, создание ГЗК предлагается проводить в три этапа:

— 141- создание систем ГЗК для поселений;

— создание унифицированных систем ГЗК для всех категорий земельного фонда;

— организация взаимодействия с другими органами управления земельными ресурсами для формирования кадастра недвижимости.

Проведенный анализ планово-картографических материалов на земли сельскохозяйственного использования и поселений показал, что 69% этих материалов изготовлены в 90-х годах, в том числе 61% - в 80-х годах XX века. Всего в наличии имеется кадастровых планов и карт на 13% территории области, в том числе 19% - на земли с.х. назначения, 6% - на земли поселений и 9% - на земли остальных категорий. Поэтому предложена структурно-функциональная схема ведения ГЗК и МЗ, позволяющая сформировать информационное и картографическое обеспечение системы управления земельными ресурсами области. При этом стоимость изготовления карт колеблется от 23,45 руб./га для масштаба 1:10 000 до 5607,3 руб./га для масштаба 1:2000.

На основании проведенного анализа с помощью кластерного метода автором была разработана картограмма приоритетности выполнения планово-картографических работ в Нижегородской области. Административные районы (с учетом объема выполненных работ НЗКС, размер основных фондов предприятия, год проведения АФС, % достоверности картматериала и наличия ортофотопланов) были подразделены на 3 группы: первоочередные, второй и третьей очереди.

6. Решение вышеуказанных задач во многом зависит от эффективности использования основных фондов землеустроительных предприятий, в том числе предприятия «Нижегородземкадастрсъёмка», имеющего значительное количество дорогостоящего оборудования. По мнению автора, анализ использования основных фондов предприятия целесообразно проводить в следующей методической последовательности:

— анализ наличия и движения основных фондов предприятия;

— 142- анализ обеспеченности предприятия основными фондами;

— анализ использования основных фондов.

Анализ проводится по группам экономико-технологических показателей, основными из которых является фондоотдача, фондоемкость, рентабельность, движение основных фондов и др., с помощью и многофакторных моделей анализа.

Так, проведенный анализ использования цифрового оборудования на предприятии «Нижегородземкадастрсъёмка» позволил: определить характер изменения планируемых показателей использования цифрового оборудования по сравнению с соответствующей величиной за отчетный период. При этом устанавливают влияние определяющих факторов на планируемые показатели и на этой основе разрабатывают меры по обеспечению их выполнения, а также по распространению передового опыта и совершенствованию методов организационной работы;

— определить тенденции отклонения фактических операционных данных от плановых показателей и разработки мер по обеспечению их выполнения;

— определить тенденции изменения отчетных показателей по годам и выработки направлений по дальнейшему их улучшению.

7. Анализ деятельности землеустроительного предприятия, проведённый автором, позволил выявить следующие аспекты:

— за последние три года уменьшился объём выполняемых работ за счет земельных платежей;

— увеличение за счет частных средств, что говорит о постепенном переходе землеустроительных услуг на рыночные отношения;

— за последний год произошло увеличение основных фондов, (177 тыс. руб.), что обеспечило на 35,2 млн руб. товарной продукции.

Положительным моментом является также то, что в течении двух лет было поставлено, смонтировано и стало использоваться оборудование по полной картографической программе на сумму 9,6 млн руб.

Проведенный анализ использования основных фондов показал, что их выбытие составляет 34%, прирост — 99%, компенсация 58%, а поступление и обновление основных фондов составляет —38%.

Кроме того, можно отметить увеличение фондоотдачи основных фондов на 1,64 руб. и одновременно снижение фондоемкости на 67,9%, теоретическая фондоотдача предприятия, с учетом современного уровня цен и оптимальному объему работ с полной загрузкой оборудования составляет 21,65 руб., а фактическая — 61,72 руб.

8. Проведенный анализ финансово-экономической деятельности и использования основных фондов землеустроительного предприятия «Нижегородземкадастрсъёмка» показал, что предприятие ежегодно наращивает объем выпускаемой продукции и услуг (с 2,5 млн руб. в 1995 г. до 45,6 млн руб. в 2002 г.). При этом балансовая прибыль от реализации продукции и услуг возросла с 291 тыс. руб. в 1995 г. до 4,4 млн руб. в 2002 г.

Проведенные автором прогнозные расчеты показали возможности увеличения выпуска продукции за счет следующих резервов:

— ввода в действие всего геодезического оборудования — на 17 811 тыс. руб.- ввода в действие дополнительных рабочих мест на цифровом картографическом оборудовании при работе в одну смену — на 4 290 тыс. руб.;

— ввода в действие дополнительных рабочих мест на полевом дешифрировании и инвентаризации земель — на 23 264 тыс. руб.;

— работы всего оборудования в две смены — на 9 710 тыс. руб.

В целом по предприятию «Нижегородземкадастрсъёмка» резерв в выпуске продукции на имеющемся оборудовании составляет 50 438 тыс. руб. и объем валовой продукции может достичь к 2007 году 70 млн руб.

9. Экономический эффект от землеустроительных действий складывается из следующих составляющих компонентов:

— включение дополнительно выявленных площадей в налооблагаемую базу (от 5 до 25%);

— 144- выбор оптимального правового режима использования земельных участков (например, при продаже земель в собственность поступающие в бюджет средства в 5 раз превосходят годовую сумму земельного налога);

— уточнение списков налогоплательщиков;

— внесение штрафных платежей;

— внедрение новых технологий проведения работ (например, стоимость инвентаризации с применением современных технологий равна 1056 руб./га в городах и 380 руб./га в поселках против 1706 руб./га при обычной технологии).

Кроме того, нейросетевой анализ показал, что 31,5% размера земельных платежей формируется за счет землеустроительных действий и оснащенности землеустроительных предприятий основными производственными фондами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации //- М.: Ось-89.- 1998 -С.80
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I, II, III //-М.:"ИКФ"Экмос".- 2002 С.320
  3. Государственный контроль за использованием и охраной земель (Нормативные документы). Вып. 1 -М.: РосНИИземпроект. -1994, С. 258
  4. Государственный контроль за использованием и охраной земель (Нормативные документы). Вып. 2. -М.: «Русслит». -1995. С. 368
  5. Государственный контроль за использовнием и охраной земель (Нормативные документы). Вып.4. Новосибирск, СГГА. -1999. — С.324
  6. Земельный кодекс Российской Федерации.-Рос. газ. 2001,30 октября
  7. Лесной кодекс Российской Федерации //Принят Гос. Думой 22 января 1997 Рос. газ.-1997 г.- 4 февраля
  8. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений // ФЗ, принят Гос. Думой 15 июля 1998 г.- Рос. газ.- 1999- 4 марта
  9. Об ипотеке (залоге недвижимости) //ФЗ.- М.: Ось-89, — 1998, С.48
  10. Об особо охраняемых природных территориях //ФЗ принят Гос. Думой 4 марта 1995 г.- Рос. газ.- 1995.- 29 декабря
  11. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним // ФЗ.- М.: «Хайнак и К».- 1997, — С. 32
  12. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения //ФЗ, принят Гос. Думой 3 июля 1998 г.- Рос. газ.-1998, 21 июля
  13. О мелиорации земель //ФЗ.- Рос газ. 1996. — 18 января
  14. О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан //ФЗ, принят Гос. Думой 11 марта 1998 г.- Рос. газ. 1998,-23 апреля
  15. О реализации конституционных прав граждан на землю //Указ Президента РФ.- Рос. газ.- 1996, 12 марта
  16. О введении государственного водного кадастра Российской Федерации //Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1403.- Рос. газ.-1996, 1 1 декабря
  17. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Рос. Газета — 2001,-30 октября
  18. О рекультивации земли, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы //Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 № 140.- Рос. газ.- 1994 5 марта
  19. Положение о геоинформационной системе оперативного государственного контроля использования и охраны земель. //- М.: РосИМЗ.- 1996, С.28
  20. Положение о ведении государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации //Постановление Правительства РФ № 271 от 11 марта 1999 г.-Рос. газ.- 1999, 1 апреля
  21. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах // Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1404.- Рос. газ., — 1996, 1 декабря
  22. Инструкция по межеванию земель //Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству.- Н. В. Комов, В. В. Алакоз, П. Ф. Лойко и др.- М.: Роскомзем. 1996, — С. 30
  23. .А. Разработка экономических механизмов функционирования земельно-кадастровой системы в России //Информационный бюллетень ГИС ассоциации.- 1997, № 2(9).- С. 7
  24. Ш. Структурный подход к организации баз данных // Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика.- 1983, С. 326
  25. С.В., Аратский Д. Б., Козерадский А. А., Мальцев В. А. Методология повышения эффективности арендных отношений на землю в системе управления недвижимостью //- Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС.- 1998.-С. 971. А «• <�• А ' ' * *
  26. Методология повышения эффективности арендных отношений на землю в системе упрапвления недвижимостью //- Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС.- 1998,-С. 97
  27. С.В., Аратский Д. Б., Козерадский А. А., Мальцев В. А. Оптимизация арендных отношений в системе управления недвижимостью: Нижегородская модель //- Нижний Новгород: изд. ВВАГС.- 1998,-С. 9730
Заполнить форму текущей работой