Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм регулирования социально-экономического развития муниципальных образований: На примере Калининградской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделяют три основных типа муниципальных образований: поселенческие, территориально-поселенческие и территориальные. В свою очередь поселенческие муниципальные образования делятся на многофункциональные (имеющие разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства) и монофункциональные (хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 1. 1. Понятие, сущность и классификация муниципальных образований
    • 1. 2. Эволюция законодательных основ формирования экономики ф муниципальных образований и их критическая оценка
    • 1. 3. Исследование концептуальных основ комплексного развития муниципальных образований
    • 1. 4. Принципы формирования структуры управления муниципальным образовани
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Проблемы оценки экономического потенциала страны, регионов и муниципальных образований
    • 2. 2. Место и роль Калининградской области в экономике России
    • 2. 3. Оценка социально-экономического положения муниципальных ^ образований Калининградской области
    • 2. 4. Классификация источников финансирования муниципальных образований
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 3. 1. Совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований
    • 3. 2. Валовой муниципальный продукт (ВМП) как показатель оценки экономического потенциала муниципальных образований
    • 3. 3. Расчет базовой пропорции между сферой производства и сферой /ф потребления в муниципальных образованиях Калининградской области
    • 3. 4. Практическая реализация механизма регулирования социальноэкономического развития муниципальных образований

Механизм регулирования социально-экономического развития муниципальных образований: На примере Калининградской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Муниципальные образования (МО) являются составной частью экономики региона и страны в целом. Совершенствование механизма регулирования их социально-экономического развития и эффективная оценка реального положения в муниципальных образованиях являются одним из ключевых факторов экономического и политического развития России.

Актуальность темы

исследования обусловлена повышением роли муниципальных образований в развитии экономики регионов, увеличением их ¦ самостоятельности. Особенно значимой указанная проблематика является для муниципальных образований Калининградской области в силу ее геополитических особенностей и перспективном расширении влияния Европейского Союза на экономику государств Балтийского региона.

Вышеуказанное подтверждает необходимость исследования и внедрения механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 12,5 тыс. муниципальных образований. Лишь 400 из них являются самообеспеченными.

Как известно, обострившийся после августа 1998 года экономический и финансовый кризис особенно тяжело сказался на тех регионах России, финансовое положение которых существенно зависит от трансфертов из федерального бюджета. ¦

К числу таких регионов относится и Калининградская область. Очевидно, что в ближайшие годы ресурсы федерального бюджета, который с учетом внешних и внутренних долгов России будет оставаться напряженным, не позволят удовлетворять финансовые запросы и реальные потребности дотируемых областей в недостающих финансовых ресурсах.

Несмотря на всю сложность экономической ситуации, вполне реально улучшить положение регионов и составляющих их муниципальных образований за счет более полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Это позволит предотвратить не только ухудшение финансовой и экономической ситуации, но и обеспечить рост экономики региона в целом.

Решить эти проблемы можно в рамках совершенствования механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований, возможности которого заключаются не столько в изыскании способов «перекачки» денежных средств в региональные и местные бюджеты, сколько в росте доходов предприятий и населения, образующих налогооблагаемую базу.

Чем выше будут эти доходы, тем больше налоговых поступлений в бюджет может быть собрано при том же уровне ставок налогообложения. Поэтому рост налогооблагаемых доходов юридических и физических лиц, при условии обеспечения собираемости налогов, приводит к увеличению поступлений, как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты. Это, с одной стороны, уменьшает зависимость бюджетов нижестоящего уровня, а с другой стороны, — создает дополнительную возможность бюджетам вышестоящего уровня увеличить трансферты, которые на сегодняшний день являются важными источниками финансирования развития дотационных территорий.

В связи с этим в настоящее время остро встает проблема оценки социально-экономического положения муниципальных образований, так как от этого зависит планирование объема финансовой помощи, которая осуществляется из областного бюджета. На государственном уровне основным экономическим индикатором в зарубежной и отечественной статистике является валовой внутренний продукт, на региональном — валовой региональный продукт. На муниципальном уровне такой показатель отсутствует. Актуальность вышеуказанных проблем определила постановку целей и задач работы.

Целью исследования является совершенствование механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:

• 1. Изучить и обобщить теоретические основы функционирования экономики муниципальных образований.

2. Оценить социально-экономическое положение муниципальных образований Калининградской области.

3. Исследовать проблемы оценки экономического потенциала территориальных образований.

4. Исследовать источники финансирования развития муниципальных образований.

5. Определить основные принципы формирования структуры управления муниципальными образованиями.

6. Разработать предложения по совершенствованию механизма регулирования социально-экономического развития муниципальных образований Калининградской области.

Объектом исследования выступают муниципальные образования Калининградской области.

Предметом исследования диссертационной работы является механизм регулирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концептуальные положения и выводы, представленные в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены вопросам функционирования экономики региона, развития муниципальных образований и местного самоуправления. Наиболее существенный вклад в исследование теории и ^ практики развития муниципальных образований внесли такие ученые как Васильев.

В.И., Велихов JI.A., Волков JI.A., Вон Р., Воронин А. Г., Глазырин М., Лапин В. А., Маршалова A.C., Новоселов A.C., Романовский М. В., Суспицын С. А., Чернышов.

JI.H., Широков А. Н. и др. «.

Вопросы функционирования экономики Калинин1радского региона исследуются в работах таких известных специалистов как Бильчак B.C., Ивченко В. В., Жданов В. П., Корнеевец B.C., Маточкин Ю. С., Сергеев Л. И, Федоров Г. М. и др.

Научную новизну диссертационного исследования составляют следующие наиболее важные научные результаты:

1. Введено понятие «валовой муниципальный продукт» и выявлена его роль на современном этапе развития экономики муниципальных образований. ^ 2. Разработана методика расчета валового муниципального продуктасцелью определения экономического потенциала муниципальных образований.

3. Предложен коэффициент базовой пропорции с целью обеспечения равновесия между производством и конечным потреблением продукта на территории муниципального образования.

4. На основании определения базовых пропорций между сферами производства и потребления впервые было проведено адаптивное прогнозирование валового муниципального продукта и конечного потребления.

5. Предложена система мероприятий по совершенствованию механизма регулирования экономических процессов в муниципальном образовании как инструмента разработки стратегии развития.

Практическая значимость работы заключается в томЛ что полученные научно-практические результаты в ходе исследования, а также разработанные и обоснованные автором выводы, оценки и рекомендации, могут быть использованы органами местного самоуправления для разработки перспективных программ развития муниципальных образований, а также программ регионального развития.

Результаты исследования диссертации прошли широкую апробацию: докладывались и обсуждались на научных конференциях и были опубликованы автором в научных статьях.

Отдельные положения диссертационной работы использованы автором при чтении учебных дисциплин «Государственные и муниципальные финансы» и «Муниципальные финансы и бюджет» в ряде ВУЗов Калининградской области.

АЛА &.

Кроме того, результаты исследования были приняты к исполнеишо^органами местного самоуправления при разработке программ развития ряда муниципальных образований.

Логика диссертационного исследования представлена на рис. 1.

Рис. 1. Блок-схема диссертационного исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

Проведенное исследование социально-экономического положения муниципальных образований Калининградской области, а также оценка их экономического потенциала определили ряд существенно-важных проблем дальнейшего развития территориальных образований. Происхождение этих проблем связано с отсутствием эффективной системы мероприятий по совершенствованию механизма регулирования экономических процессов в муниципальном образовании как инструмента разработки стратегии развития.

Решение поставленных целей и задач в диссертационном исследовании выражено в следующих полученных результатах:

1. Административно-территориальное деление — это одна из форм экономического районирования, позволяющая субъектам Федерации осуществлять целенаправленное управление развитием своей территории, оказывая постоянное воздействие на ход экономических и социальных процессов с учетом специфики различных районов.

2. В соответствии с Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года под муниципальным образованием понимается городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Выделяют три основных типа муниципальных образований: поселенческие, территориально-поселенческие и территориальные. В свою очередь поселенческие муниципальные образования делятся на многофункциональные (имеющие разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства) и монофункциональные (хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятияии, либо несколькими предприятиями одной отрасли).

4. Важным моментом для развития любого муниципального образования является формирование структуры управления им. Структура управления должна базироваться на следующих основных принципах:

— Целевой ориентации (цель которого обеспечить грамотное определение цели развития муниципального образования).

— Горизонтального разделения функций (цель которого — обеспечить разграничение функций между органами и должностными лицами одного уровня).

— Вертикального разделения функций (для обеспечения муниципальному образованию системы отношений с разными видами субъектов).

— Одноуровневости бюджета (главная цель которого заключается в обеспечении самостоятельности муниципальным образованиям).

— Комплексности (цель которого состоит в обеспечении целостности функционирования муниципального образования).

5. Развитие любого муниципального образования зависит от источников его финансирования, которые в свою очередь в общем виде можно разделить на две группы:

— внутренние (средства местного бюджета и внебюджетных источников, займыотечественные частные инвестиции, т. е. собственные средства товаропроизводителей в виде амортизационных отчислений, чистой прибыли и привлекаемых ресурсов — долгосрочные вложение компаний, банков и др.);

— внешние (региональный бюджет, иностранные инвестиции, средства Федерального бюджета).

6. Проведя оценку социально-экономического состояния муниципальных образований Калининградской области выявлено, что наиболее динамично развиваются те из них, в распоряжении которых поступает значительное количество финансовых средств из внешних источников, а также обладающие значительным собственным экономическим потенциалом.

7. Введено понятие «валовой муниципальный продукт» и выявлена его роль на современном этапе развития экономики муниципальных образований.

В настоящее время существует проблема оценки социально-экономического положения муниципальных образований, так как от этого зависит планирование объема финансовой помощи, которая осуществляется из областного бюджета. На государственном уровне основным экономическим индикатором оценки экономического потенциала в зарубежной и отечественной статистике является валовой внутренний продукт, на региональном — валовой региональный продукт. В связи с этим в работе предложен показатель, с помощью которого можно оценить экономический потенциал муниципального образования — это валовой муниципальный продукт.

Валовой муниципальный продукт (ВМП) — это показатель, который позволяет оценить экономический потенциал муниципального образования. Он характеризует результаты экономической деятельности на территории муниципального образования.

Для более объективной оценки экономического потенциала предлагается рассчитывать валовой муниципальный продукт на душу населения.

8. Разработана методика расчета валового муниципального продукта.

Валовой муниципальный продукт в рыночных ценах производственным методом равен сумме валовой добавленной стоимости и чистых налогов, которые в свою очередь рассчитываются как разница между налогами на продукты и субсидиями на продукты и услуги.

Валовая добавленная стоимость в муниципальном образовании исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Валовой выпуск муниципального образования представляет собой суммарную стоимость всей произведенной за год в экономике муниципального образования продукции, включая производство товаров и услуг, которые могут иметь рыночный и нерыночный характер.

Промежуточное потребление муниципального образования состоит из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в процессе производства в отчетном периоде.

Для более объективной оценки экономического потенциала предлагается рассчитывать валовой муниципальный продукт на душу населения.

9. Предложен коэффициент базовой пропорции с целью обеспечения равновесия между производством и конечным потреблением продукта на территории муниципального образования.

Коэффициент базовой пропрции находится отношением валового муниципального продукта к конечному потреблении в МО.

Его можно использовать для определения потенциального дефицита (или излишка) собственных финансовых ресурсов муниципальных образований.

Если данный показатель:

— равен единице, то произведенного продукта как раз хватает для потребления, т. е. муниципальное образование находится в точке самоокупаемости;

— больше единицы, то существует излишек произведенного продукта;

— меньше единицы, то существует дефицит собственного продукта для конечного потребления.

Определив коэффициент базовой пропорции между сферой производства и сферой потребления можно в абсолютных величинах рассчитать потребность в дополнительном финансировании муниципального образования. Так как средства областного бюджета ограничены (в последние годы наблюдается увеличение дефицита областного бюджета), то это дополнительное финансирование должно осуществляться из двух источников:

— часть, финансируемая из областного бюджета;

— часть, которую муниципальное образование должно получить за счет внутренних источников.

10. На основании определения базовых пропорций между сферами производства и потребления впервые было проведено адаптивное прогнозирование валового муниципального продукта и конечного потребления с целью выявления тенденции развития муниципального образования.

11. Предложена система мероприятий по совершенствованию механизма регулирования экономических процессов в муниципальном образовании как инструмента разработки стратегии развития.

Под механизмом регулирования представляем комплекс мероприятий, которые направлены на активизацию всех финансовых ресурсов формирующих экономику муниципального образования в целях их социально-экономического развития.

Механизм регулирования социально-экономического развития муниципальных образований включает три основных элемента:

1. Валовой муниципальный продукт (ВМП);

2. Коэффициент базовой пропорции между сферой производства и сферой потребления;

3. На основе ВМП и коэффициента базовой пропорции возможность выявления тенденции и определения стратегии развития.

Для практической реализации третьего элемента необходимо наличие трех составляющих: а) прогнозирование тенденции развития муниципального образованияб) составление программы развития на определенный период времени.

Программа развития муниципального образования должна представлять собой комплексный документ, определяющий на перспективу производственную и социальную политику органов местного самоуправления, содержащий комплекс рыночных механизмов, направленных на достижение наивысших экономических результатов для решения социальных задач.

Она должна быть ориентирована на максимальное использование потенциала муниципального образования и нацелена на поиск внутренних материальных финансовых, интеллектуальных и других ресурсов, их аккумуляцию и рациональное использование. в) разработка комплекса конкретных мероприятий, которые позволят:

— в случае дефицита муниципального продукта найти дополнительные источники доходов в МО (за счет государственной политики, которая направлена на мобилизацию экономического потенциала муниципальных образований, увеличение неналоговых поступлений за счет рационального использования различных видов собственности, в первую очередь муниципальной) ;

— в случае излишка муниципального продукта разработать эффективную инвестиционную политику муниципального образования, которая позволит развивать приоритетные отрасли хозяйства и тем самым привлечь инвесторов, что придаст дополнительный импульс для его развития.

Представленный механизм регулирования социально-экономического развития муниципальных образований может служить основой для деятельности органов местного самоуправления и позволяет обеспечить наиболее рациональное и динамичное развитие экономике муниципальных образований и региона в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
  2. Гражданский Кодекс РФ от 21 октября 1994 года
  3. Налоговый Кодекс РФ часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ
  4. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998 года № 145- ФЗ
  5. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» от 9 апреля 1990 года
  6. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991
  7. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ. 28 августа 1995, № 154-ФЗ
  8. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 года № 126- ФЗ
  9. Федеральный закон от 15 июня 1996 года «О товариществах собственников жилья»
  10. Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 26 января 1996 года
  11. Федеральный закон от 30.12.2001 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год»
  12. Закон РФ от 24 декабря 1992 года № 4218−1 «Об основах федеральной жилищной политики»
  13. Указ Президента РФ от 28.04.97 № 427 «О реформировании жилищно-коммунального хозяйства в РФ"14. СУ РСФСР, 1917, № 12
  14. Постановление Правительства РФ от 22.09.93 № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг)
  15. Постановление Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
  16. Программа развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года. Проект от 15.03.01. Москва, 2001
  17. Постановление Правительства РФ «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 годов» от 26.02.97 № 222.
  18. Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 1998 год» от 14 марта 1998 года№ 52
  19. Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 1999 год» от 09.06.1999 № 130 (ред. 12.04.2000)
  20. Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2000 год» от 27.04.2000 № 195 (ред. 23.06.2000)
  21. Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2001 год» от 29.12.2000 № 3
  22. Закон Калининградской области «Об областном бюджете на 2002 год» от 20 декабря 2001 года № 95
  23. Закон Калининградской области от 29.12.2000 № 3 «Об утверждении методики межбюджетного регулирования и определения объемов финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета».
  24. Решение Горсовета депутатов г. Калининграда от 20.02.2002 № 70 «О бюджета г. Калининграда на 2002 год».
  25. Г. Б. Из опыта определения трансфертов местным бюджетам. Финансы, № 7, 2000
  26. О. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. Вопросы экономики // 2002, № 5
  27. B.C. Приграничная экономика: Монография.- Калининград, Изд-во КГУ, 2001
  28. Бюджетная система РФ. Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. М.: Юрайт, 2000
  29. Brown R.G. Smoothing, Forecasting and Prediction of Discrete Time series // Englewood Cliffs, New Jersy: Prentice-Hall
  30. Brown R.G., Meyer R.F. The Fundemental Theoren of Exponential Smoothing // Operation Research, 1961. Vol. 5, № 5
  31. В.И. Местное самоуправление. M.: 1999
  32. JI.A. Опыт муниципальной программы. М.- JL- Государственное издательство, 1926
  33. ., Шнипер Р. И., Новоселов A.C. Воспроизводственный аспект планового управления региональными системами / ИЭиОПП СО РАН. -Новосибсрск, 1989
  34. Э.А. Финансы социалистических государств. М.: Финансы и статистика, 1982
  35. А.Г., Лапин В. В., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Дело, 1998, (jrg^lg^
  36. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике. Екатеринбург, 1998
  37. Е., Косарев А., Струченевский А., Хенкина Р. Проблемы разработки российских счетов потоков капитала. Вопросы статистики // 1998, № 3
  38. В.М., Гребеннников П. Н., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: учебник /Общая редакция Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994
  39. М. Экономическая модель местного самоуправления. Экономист// 1999, № И
  40. В.И. Развитие местного самоуправления в системе управления крупным городом: Диссертация на соискание ученой степени д-ра экон. наук:08.00.05. Автореф. -М., 1998. -48с.: ил. Библиогр.х. 48(14назв.)
  41. В. Бюджетная система и экономический потенциал страны. Вопросы экономики // 2002, № 4
  42. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регионов. Вопросы статистики // 1998, № 9
  43. К., Хатанака М. Спектральный анализ временных рядов в экономики. М.: Статистика, 1972
  44. .В. Бюджет московской области: новые подходы и первые результаты. Финансы // 2000, № 11
  45. И.А., Кохан А. Н. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства на современном этапе развития экономики муниципальных образований.
  46. Социально-экономическое развитие Калининградского региона (мониторинг, оценка, прогноз). Сборник научных трудов. Вып. 45 — Калининград: БГА РФ, 2001
  47. И.А., Кохан А. Н. Проблемы управления финансами в условиях эксклавного региона. Научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота. Калининград: БГА РФ, 2000
  48. И.А., Кохан А. Н. Механизм использования потенциала саморазвития муниципальных образований Калининградской области Научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота. -Калининград: БГА РФ, 2001
  49. В.В. Адаптивное прогнозирование: модели и методы. -Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997
  50. Э.Дж., Линдсет Д. Микроэкономика / Пер. с анг. В. Лукашевича и др. Общ. ред. Б Лисовика и В. Лукашевича. Санкт-Петербург: 1994
  51. Ю.Н., Хоменко Т. А. Применение СНС в странах с переходной экономикой // Вопросы статистики. 1995, № 1
  52. Ю.Н., Хоменко Т., Методология исчисления некоторых показателей финансовых операций в СНС. Вопросы статистики // 2001, № 4
  53. В.В., Самойлова Л. Б. Свободные экономические зоны в зарубежных странах и России: Учебное пособие / Под ред. Проф. Ивченко В. В. -Калининград: Янтарный сказ, 1999
  54. Калининградская область в цифрах. Сборник Госкомстата РФ Калининградской области. Калининград, 2001
  55. В. Система территориального регулирования. Экономист // 1999, № 2
  56. Краткая философская энциклопедия. М.: издательская группа «Прогресс"-"Энциклопедия», 1994
  57. A.C., Ревайкин A.C., Сидорова Т. А. Важный инструмент регулирования межбюджетных отношений. Финансы // 2000, № 10
  58. H.H. Теория экономического районирования. М., 1968
  59. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: Норма, 1997
  60. Н.М. Русское государственное право. Том II. Часть особенная. СПб., 1897,
  61. О. Пути стабилизации социально-экономического положения региона. Экономист // 2000, № 8
  62. Конституция СССР. Политико-правовой коментарий. М., 1982
  63. Конституция Российской Федерации. Комментарий. М., 1994
  64. О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов. Вопросы экономики // 2002, 4
  65. Л.Е. Земское учреждение в России. М., 1993
  66. Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования. М.: Статистика, 1979
  67. М., Николаев М., Соколицын А. Вопросы экономического развития Псковской области. Экономист // 2000, 11
  68. Материалы по земскому общественному устройству. Том 1. СПб., 1885
  69. ., Чистяков Е. Роль экономики Москвы в социально-экономическом развитии страны. Экономист // 2000, № 7
  70. Методические положения по статистике. Вып. 2/ Госкомстат России. -М., 1998
  71. Методологические положения по статистики. Вып. 1/ Госкомстат России, М.: 1996
  72. А. Проблемы эконометрического моделирования развития экономики России в период реформ. Вопросы статистики // 1998, № 10
  73. В.С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. -М.: Финансы и статистика, 1997
  74. Н.Н. Региональная экономика. М., 1975
  75. Л.И. Новый этап расчетов показателей национального богатства в мире. Вопросы статистики // 2001, № 3
  76. Л.И., Аширова Г. Т. Методологические проблемы совершенствования статистики национального богатства. Вопросы статистики //2001, № 10
  77. М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ. Вопросы экономики // 2002, № 5
  78. А., Фирсова М. Об условиях разработки региональной экономической политики // Экономист, 1999, № 12
  79. Н.Я., Ротарь В. И. Факторы неопределенности и управления экономическими системами. М.: Наука, 1985
  80. К.Н. Очерки истории бюджета Советского государства. М.: Госфиниздат, 1954 Пономаренко А. Н. Методологическое обеспечение расчетов показателей системы национальных счетов // Вопросы статистики. 1995, № 1
  81. .П. Развитие макроэкономической статистики. Вопросы статистики // 2001, № 4
  82. Л. Финансовый механизм саморазвития региона. Экономист //1999, № 6
  83. Л. Социальная политика и саморазвитие региона. Экономист //2000, № 1
  84. Производство и использование валового регионального продукта Калининградской области в 1994—2000 годах. Госкомстат РФ Калининградской области и комитет государственной статистики. Калининград, 2001
  85. Л.И. Вторая часть налогового кодекса продолжение налоговой реформы и ее влияние на доходы местных бюджетов. Финансы // 2002, № 5
  86. Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений -гарантия укрепления местного бюджета. Финансы // 2000, № 5
  87. Ю. Правовая защита доходов местного бюджета. Финансы // 2002, № 6
  88. В.М. Регулирование финансовых отношений между муниципальными образованиями административного района. Регион // 2000, № 4
  89. Л. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: от концепции до реализации. Восточноевропейское обозрение // 1995, № 3
  90. Региональные финансы и кредит: Учебное пособие. Л. И. Сергеев, В. П. Жданов, А. Г. Мнацаканян и др./ Под общ. ред. проф. Л. И. Сергеева. -Калининград, БИЭФ, 1998
  91. .Б., Ягольницер М. А. Некоторые подходы к построению моделей экономической динамики с переменной структурой // Статистические методы анализа экономической динамики. М.: Наука, 1983
  92. М.В. Бюджет, налогообложение и проблемы создания финансового рынка. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1990
  93. М.В., Врублевская О. В., Косарева Т. Е. Бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992
  94. .Т. Система национальных счетов. М.: Финансы и статистика, 1993
  95. .Т. Развитие статистики государственных финансов как составной части макроэкономической статистики. Вопросы статистики // 2001, № 4
  96. В.Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика. М.: Дело, 2001
  97. В.Г. Теория адаптивных систем. М.: Наука, 1976
  98. В.П. Показатели системы национальных счетов в отечественной статистике. -М.: Финстатинформ, 1996
  99. Система национальных счетов: инструмент макроэкономического анализа / Под ред Ю. Н. Иванова. М.: Финстатинформ, 1996
  100. С.Н. Бюджетное финансирование политики занятости: выравнивание возможностей региона. Вопросы статистики // 2001, № 12
  101. Н., Капустин А., Малыгин В. Калининградская область как свободная экономическая зона. Вопросы экономики // 1999, № 9
  102. Социально-экономическое положение Калининградской области в1998 г. /Калининградский областной комитет Госкомстата РФ. Калининград, 1999
  103. Социально-экономическое положение Калининградской области в1999 г. / Калининградский областной комитет Госкомстата РФ. Калининград, 2000
  104. Социально-экономическое положение Калининградской области в2000 г. / Калининградский областной комитет Госкомстата РФ. Калининград, 2001
  105. Л. А., Тамашевич В. Н., Коноваленко Е. В. Методологические вопросы анализа межотраслевого баланса. Вопросы экономики //2001, № 12
  106. Статистический словарь. М.: Финстатинформ, 1996
  107. С.А. Принципы и методические схемы построения инвестиционных трансфертов государственной поддержки регионального развития. Регион // 2001, № 1
  108. С. А. Укрепление межбюджетных отношений на субфедеральном уровне. Регион // 2000, № 1
  109. Ш. Инвестиционный кризис в России. Вопросы статистики // 1995
  110. В. Состояние и проблемы развития экономики Ивановской области. Экономист // 2000, № 5
  111. Г. М., Зверев Ю. М., Корнеевец B.C. Российский эксклав на Балтике. Калининградская область в балтийском экономическом пространстве / Под ред. Г. М. Федорова. Калинингр. Ун-т. Калининград.- 1997
  112. В. Финансово-бюджетные отношения в регионе. Экономист 1999, № 9
  113. С. О некоторых условиях результативности реформы межбюджетных отношений. Вопросы экономики // 1998, № 3
  114. JI.H. Экономика городского хозяйства. М.: Финстатинформ, 1999
  115. Е.М. Статистические методы прогнозирования. — М.: Статистика, 1977
  116. Э. Основы методологии проведения досчетов макроэкономических показателей. Вопросы статистики // 1998, № 8
  117. И. Развитие производства основной источник повышения уровня жизни населения. Экономист // 2000, № 4
  118. A.A. Территориальное управление народным хозяйством. М, 1984
  119. Экономико-статистический анализ. С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, С.А. Орлов- Под общей редакцией проф. Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
  120. С.М. Бюджет развития и формирование инвестиционной политики субъекта федерации. Финансы // 2000, № 4
  121. Е. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. Вопросы экономики // 2002, № 5
Заполнить форму текущей работой