Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации социально-экономического развития региона: На материалах Оренбургской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость. Проведённый статистический анализ влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области позволил выявить закономерности связи, количественно охарактеризовать это влияние. Разработана методика комплексного статистического исследования на основе сформированной автором системы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 1. 1 Сущность и содержание экономической категории «социально-экономическое развитие региона»
    • 1. 2. Система статистических показателей социально-экономического развития региона
  • 2. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
    • 2. 1. Анализ социально-экономического развития
  • Оренбургской области
    • 2. 2. Количественные параметры формирования и результатов тарифной политики Оренбургской области — 48 2. 3 Программно-целевой подход как инструмент реализации социально-экономической политики
  • 3. КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА К ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОЦЕССЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Статистический анализ динамики установленных тарифов и основных показателей экономического развития области
    • 3. 2. Исследование главных компонент зависимости социально-экономического развития региона i от его тарифной политики
    • 3. 3. Статистическое регрессионное моделирование зависимости развития Оренбургской области от величины основных установленных тарифов
    • 3. 4. Статистическая оценка зависимости бюджетных отчислений на социально-экономическую политику от величины основных установленных тарифов с учетом распределенного лага

Статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации социально-экономического развития региона: На материалах Оренбургской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях принятию политических, правовых и управленческих решений для устойчивого развития экономики и социальной сферы субъекта федерации и России в целом должны предшествовать их научное осмысление, статистическое исследование ситуации и её планирование.

Текущую, далеко не благоприятную ситуацию в производственной и общественной жизни Оренбургской области во многом определяют тарифы на энергоносители и на оказание всех видов платных услуг населению. В современных условиях проведения реформирования экономики в регионах огромное значение приобретает выявление факторов, сдерживающих повышение благосостояния населения и темпы роста производства продукции. В составе этих факторов существенную роль играет неэффективная тарифная политика.

Необходимость государственного регулирования тарифов обусловлена естественной монополией организаций поставщиков услуг и осуществляется в целях защиты экономических интересов от монопольного повышения тарифов, создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение тарифов.

Вопросом, требующим при этом решения, является количественная оценка влияния результатов тарифной политики на эффективность программ и проектов, соответствующих задачам долгосрочного развития региона и страны в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросам статистического исследования влияния тарифной политики на социально-экономическое положение населения посвящены работы Беляевского И. К., Денисова А. Ф., Долженковой В. Г., Елисеевой И. И., Ефимовой М. Р., Назарова М. Г., Салина В. Н., Уткина Э. А. и др. Результаты научных исследований, изложенные в трудах указанных авторов, послужили теоретической базой для дальнейших разработок по проблемам тарифной политики, для выработки научных положений и практических рекомендаций применительно к современным условиям. Вместе с тем, авторами, как правило, рассматриваются отдельные аспекты влияния тарифной политики на социально-экономическое положение населения, комплексное же влияние тарифов не получило должного рассмотрения.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области.

Основные задачи исследования следующие:

1. Статистическая оценка динамики социально-экономического развития Оренбургской области во взаимосвязи с результатами тарифной политики;

2. Статистический анализ динамики установленных тарифов и основных показателей экономического развития области;

3. Исследование главных компонент зависимости социально-экономического развития региона от его тарифной политики;

4. Разработка регрессионных моделей зависимости параметров развития Оренбургской области от величины основных установленных тарифов;

5. Статистическая оценка зависимости бюджетных отчислений по направлениям социально-экономической политики от величины основных установленных тарифов с учетом распределенного лага.

Объект исследования — региональная тарифная политика в части влияния на социально-экономическое развитие Оренбургской области.

Предметом исследования данной диссертационной работы являются количественные закономерности взаимодействия элементов тарифной политики в Оренбургской области и структурно-динамических характеристик развития данного региона.

Методологической и теоретической основой исследования послужили методологические положения Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, работы экономистов, посвященные теории и практике статистического анализа.

В процессе работы над диссертацией применялись следующие методы: табличный, графический, средних и относительных величин, корреляционно-регрессионный, методы анализа динамических рядов, факторного анализа.

Информационная база для исследования состоит из статистических данных о социально-экономическом положении Оренбургской области за 1990 — 2005 гг. Основными источниками статистических данных по изучаемым явлениям являются: полные ежегодные издания Территориального органа Федеральной Службы Государственной Статистики по Оренбургской области, данные Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, представленные в ежегодных бюллетенях. Расчеты велись с использованием пакетов прикладных программ STATISTICA 6.0, табличного редактора EXCEL.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке и апробации на материалах Оренбургской области методики комплексного статистического исследования влияния тарифов на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития области. Получены существенные результаты, содержащие элементы научной новизны:

— сформирована система показателей для анализа социально-экономического развития региона;

— разработана методика проведения комплексного статистического анализа, с помощью которой выявлено и охарактеризовано влияние тарифной политики на процессы планирования и реализацию программ социально-экономического развития Оренбургской области;

— выполнено статистическое исследование взаимосвязи динамики установленных тарифов и основных показателей экономического развития Оренбургской области.

Теоретическая и практическая значимость. Проведённый статистический анализ влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития Оренбургской области позволил выявить закономерности связи, количественно охарактеризовать это влияние. Разработана методика комплексного статистического исследования на основе сформированной автором системы статистических показателей, представляющей тарифы на энергоресурсы и услуги, потребляемые населением региона, как фактор его социально-экономического развития. Практическое значение результатов работы определяется тем, что реализация выводов и предложений по совершенствованию тарифной политики области позволяет повысить качество планирования и реализацию программ социально-экономического развития.

Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ, в том числе монография и брошюра. Доля автора в публикациях составляет 7 усл. п.л. По результатам исследований сделано 3 доклада на международных научных конференциях в городах Самаре, Уфе, Оренбурге.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 55 наименований, изложена на 128 страницах компьютерного текста. Содержит 25 таблиц, 4 рисунка и 6 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В современных условиях развитие любого региона невозможно без использования методов стратегического планирования. Отход от директивного общегосударственного планирования выдвигает новые задачи на современном этапе. Переход к рыночным условиям заставляет использовать и находить механизмы координации действий и экономических интересов всех субъектов^ хозяйствования, включая интересы государства. Это позволяет по-новому взглянуть на применяемые модели планирования регионального развития, а также программы социально-экономического развития территорий. Программно — целевой подход, обеспечивающий разработку экономической, правовой, организационной основ для реализации модели региональной политики Оренбургской области, должен стать одним из наиболее важных ее инструментов.

2. Разработка и реализация целевых ежегодных программ социально-экономического развития территории необходима для систематизации процесса управления и достижения при этом высоких результатов. Такие программы разрабатываются в начале года после принятия программы на более высоком уровне, когда выясняются приоритеты и условия их финансирования.

Опыт разработки и реализации целевых ежегодных программ в Оренбургской области базируется на системе целей социально-экономического развития. Главными в программе являются цели экономического и социального развития области в системе межрегионального сотрудничества субъектов Российской Федерации. Цели подробно разворачиваются во множество конкретных мероприятий, имеющих адресную привязку, сроки исполнения, с указанием источников и объемов финансирования, а также ответственного должностного лица за выполнение каждого конкретного мероприятия. Программы утверждаются на коллегии и ежеквартально на коллегии администрации области заслушиваются результаты ее выполнения. in.

3. Текущую, далеко не благоприятную ситуацию, в производственной и общественной жизни Оренбургской области и ее проецирование на перспективу во многом определяют тарифы на энергоносители и на оказание всех видов платных услуг населению. В современных условиях проведения реформирования экономики области огромное значение приобретает тарифная политика, как фактор, сдерживающий улучшение благосостояния населения и темпы роста производства продукции.

4. По результатам статистического исследования динамики установленных тарифов на платные услуги субъектов естественных монополий области и их сопоставление с динамикой основных социально-экономических показателей на территории области, можно сделать вывод о том, что в настоящее время основные показатели социально-экономического положения Оренбургской области показывают, что достигнуты определенные успехи и имеются все предпосылки для устойчивого экономического роста. Вместе с тем, наблюдается замедление темпов экономического роста.

5. Сравнивая уровни тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителям, тарифов за абонентскую плату услуги телефонной связи для населения и прочих тарифов, в сопоставимых ценах (2003 года) за 1995 — 2005 гг., заметен в целом их неуклонный рост. Чего нельзя сказать о динамике валового регионального продукта Оренбургской области, среднедушевых доходах населения и сальдированного финансового результата деятельности предприятий и организаций.

6. Несомненным является тот факт, что рост среднедушевых доходов населения не может идти в сравнение с ростом цен на платные услуги населению. Валовой региональный продукт, как сводный показатель результатов экономической деятельности региона, наряду с таким показателем как сальдированный финансовый результат, имеют неустойчивую динамику, при все возрастающем тарифе на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителям.

7. Медлительный рост доходов населения, равно как и ВРП не сопоставим ни с уровнем инфляции, ни с колоссальным ростом цен на платные услуги. Вследствие этого возникает необходимость в установлении взаимосвязи основных тарифов на платные услуги и показателей социально-экономического развития области. Решение поставленной задачи было осуществлено с помощью факторного анализа, в ходе которого исходные показатели формирования экономики области были распределены по семи главным факторам. Рассмотрение показателей, вошедших в каждый фактор, позволило утверждать о зависимости социально-экономического развития Оренбургской области от ее тарифной политики. В частности, третьему фактору принадлежат характеристики влияния тарифов на оплату услуг естественных монополий на формирование областного бюджета. Условно обозначив его «обеспеченностью бюджетными выплатами увеличивающихся расходов населения и промышленных потребителей области в связи с ростом тарифов на платные услуги», далее был проведен регрессионный анализ влияния тарифов на функционирование бюджетной системы Оренбургской области.

8. Значимым результатом данного регрессионного анализа является парное уравнение регрессии вида: х25 = -3,35−7,719×31. Можно сказать, что с увеличением тарифа на электроэнергию для промышленных потребителей на одну единицу своего измерения расходы областного бюджета на социальную политику снижаются в среднем на 7,72 рубля. Это можно объяснить отчасти применением системы перекрестного субсидирования — то есть необходимость предоставления 7,72 рублей бюджетных средств на социальную помощь берут на себя промышленные предприятия в части увеличения оплаты на дополнительную единицу в стоимости тарифа на электроэнергию. При этом следует иметь в виду, проводящуюся в данный момент поэтапную отмену перекрестного субсидирования населения промышленными предприятиями в Оренбургской области. То есть администрация области должна быть готова к необходимости увеличению предоставления средств на социальную политику.

9. Немаловажным является такой аспект статистического исследования как моделирование динамической регрессии с учетом лага в исследовании зависимости бюджетных ассигнований от величины тарифов. Результаты анализа с помощью распределенного лага Алмона показывают, что имеется однолетнее запаздывание зависимости величины тарифов на расходы бюджета. Однако, из-за малого числа наблюдений, результаты анализа нельзя считать всецело значимыми.

10. В управленческих решениях органов? власти на уровне региона данные аспекты отражаются в отдельных мероприятиях социально-экономических программ. При этом очевидным! является то, что невозможно всецело охватить сферы, нуждающиеся в государственной поддержке и несопоставимость убытка, причиненного в результате неэффективных экономических мер и финансированием данных программ, реализующихся за счет средств областного бюджета.

11. Ценовая политика, сложившаяся в последние годы в Оренбургской области, не стимулирует развитие региона. Ведь лишь при условии установления целесообразных, экономически обоснованных цен на платные услуги и не допущение постоянного их увеличения возможно хотя бы сохранение достигнутого экономического положения в регионе. Социальная политика тогда сможет решать задачи повышения уровня жизни через: повышение заработной платы, пенсий и стипендийпродолжение работы по ликвидации задолженности по выплатам: заработной платы, пособий на детей, областных пособий малоимущим и беременным женщинам и другим слоям населениястимулирование развития инфраструктуры ЖКХ и потребительского рынка и т. п. Таким образом, очевидными являются основные задачи социально-экономического развития на современном этапе переходной экономики — повышение платежеспособного спроса посредством обеспечения экономического роста, рост ВРП, рост доходов жителей области, повышение эффективности производства, определяющим при этом должно стать совершенствование региональной нормативной законодательной базы. В отношении региональной политики можно сказать, что первостепенной сейчас является задача эффективного использования природных, финансовых, трудовых и прочих ресурсов, направляемых на реконструкцию систем жизнеобеспечения, совершенствование тарифной политики.

12. Одной из основных составляющих региональной политики Оренбургской области является * совершенствование нормативно-методической базы государственного регулирования тарифов федерального и регионального уровня в целях обеспечения мер, направленных на осуществление социально-экономических программ, поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов и контроля за их развитием.

13. Рост социального и экономического благосостояния населения, привлечение инвестиций в экономическую и социальную сферу — основной показатель успеха реформ в регионе. Решение этих задач невозможно без активного и конструктивного участия органов власти, населения, бизнес-компаний, общественных организаций. Стимулирование социальной активности и ответственности бизнеса и населения, консолидация усилий и ресурсов всех заинтересованных структур и слоев общества, внедрение прозрачных и эффективных механизмов, обеспечивающих их участие в процессах планирования и реализации программ социально-экономического развития области — эти задачи должны ставить перед собой не только органы власти региона, но и само общество.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Н. Юзбашев М. М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учебник М.: Финансы и статистика, 2001 — 228 е.: ил.
  2. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных. Справочное изд. -М.: Финансы и статистика, 1983. 512 с.
  3. И.К. Статистика рынка товаров и услуг/Под ред. Беляевского И. К., М.: Финансы и статистика, 2000. с. 315.
  4. Дж., Пирсол А. Применение корреляционного и спектрального анализа. М.: Мир, 1979. — 418 е.
  5. В.П., Боровиков И. П. «STATISTICA статистический анализ и обработка данных в среде Windows», М.:"Филин", 1998.-443 с.
  6. Е.В. Статистическое исследование влияния тарифной политики на процессы планирования и реализации программ социально-экономического развития региона. Монография. — Оренбург: Вестник ОГУ, 2005. 128 с.
  7. В.Г. Статистика цен: Учебное пособие/В. Г. Долженкова. — М.: ИИД (Салин В.Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: учебное пособие 2-е изд., испр. -М.: Дело, 2001.-610 с.
  8. Ф. Распределенные лаги. Проблема выбора и оценивания модели. -М.: Финансы и статистика, 1982. 465 с.
  9. И.И. Социальная статистика/Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001. 340 с.
  10. Ю.Елисеева И. И. Эконометрика: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой М.: Финансы и статистика, 2002. — 344 е.: ил.
  11. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник/ Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой 4-е изд., перераб. и доп.- М.:
  12. Финансы и статистика, 2000. 480 е.: ил.
  13. Е.В., Хасаев Г. Р. Эконометрическое моделирование и прогнозирование развития региона в краткосрочном периоде / Е. В. Зарова, Г. Р. Хасаев. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. -149с.
  14. Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. -М.: ИНФРА М, 1998.-454 с.
  15. М.И. Современная организация статистики финансов: Учебное пособие / М. И. Калашникова, В. Н. Салин. М.: Прометей, 1998.-610 с.
  16. В.А., Староверов О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятностей и математическая статистика. — М.: Высшая школа, 1991.-350 с.
  17. Э. Справочник по прикладной статистике. В 2-х т., под ред. Э. Ллойда, У. Ледермана, Ю. Н. Тюрина М.: Финансы и статистика, 1989, 1990.-1200 с.
  18. Н.В. Статистика в EXCEL: Учебное пособие/Н. В. Макарова, В. Я. Трофимец. М.: Финансы и статисика, 2002. — 253 с.
  19. B.C., Айвазян С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для студентов экономических специальностей в вузах/Гос. ун-т Высш. шк. экономики — М. изд. обнис Юнити, 1998. — 1022 с.
  20. М.П. Социально-экономическая статистика: Учебник/Под ред. М. П. Назарова. М.: Финансы и статистика, 1999. — 215 с.
  21. Проблемы качества экономического роста: Материалы Междунар. научн. конгресса, 27−28 мая 2004 г. / Отв. ред.: А. П. Жабин, Г. Р Хасаев. Самара: Изд-во СГЭА, 2004. — 126 с.
  22. В.Н. Общая теория статистики. Методические указания и задачи/Под ред. В. Н. Салина М.: Финстатинформ, 1999. 350 с.
  23. В.Н. Практикум по курсу «Статистика» (в системе STATISTICА)/В. Н. Салин, Э. Ю. Чурилова. М.: Социальные отношения, 2002. — 420 с.
  24. В.Н. Практикум по статистике в системе «STATISTIC, А «/В. Н. Салин, Э.Ю. 2. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов/Под ред. М. Г. Назарова. М.: Финстатинформ, ЮНИТИ -ДАНА, 2000.-215 с.
  25. В.Н. Социально-экономическая статистика: Учебник/В.Н. Салин, Е. П. Шпаковская. -М.: Юристъ, 2001. 610 с.
  26. В.Н. Статистика финансов: Учебник 2-е изд./Под ред. В. Н. Салина. — Mf.: Финансы и статистика, 2002. — 816 е.: ил.
  27. В.А. Статистическое исследование инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации. Самара: Изд-во СГЭА, 2004. — 88 с.
  28. Социально-экономическая статистика. Практикум: методические указания, решения типовых задач, задания для самоконтороля. -М.: Финансы и статистика, 2003. 182 с.
  29. Статистический словарь М.: Финансы и статистика, 1999. — 720 с.
  30. В.Н. Методы статистического анализа в управлении: Учеб. пособие. М.: Дело, 2002. — 520 с.
  31. М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ.- под ред. С. М. Яковлева, Л. З. Зевина М.:Экон. фак-т МГУ-ЮНИТИ, 1997.-671с.
  32. Т. Дж. Паррамоу К. М. Количественные методы в финансах: Учебное пособие, пер. с англ./Под ред. М. Р. Ефимовой, Т. Дж. Уотшем, К. М. Паррамоу. М: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 758 с.
  33. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Издательство «ЭКМОС», 2003. — 304 с.
  34. Е.М. Финансовая математика/Е.М. Четыркин. М.: Дело1. ЛТД, 2000. 440 с.
  35. Р.А. Практикум по теории статистики/Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 272 с.
  36. Р.А. Теория статистики/Под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2000. — 370 с. 1. Периодические издания:
  37. Российский статистический ежегодник, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004: Стат. сб./Госкомстат.
  38. Областной статистический ежегодник: Стат.сб./облкомстат. -Оренбург. 2000, 2001, 2002, 2003, 2004.
  39. Россия в цифрах, 2004. 1450 с. 41. «Вопросы статистики», ежемесячный научно-информационный журнал.42. «Статистическое обозрение», ежеквартальный журнал.
  40. Электронный журнал энергосервисной компании «ЭСКО».1. Нормативно-правовые акты:
  41. Закон Оренбургской области «О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию на территории Оренбургской области», принятый решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 18 октября 1995 года.
  42. Законы Оренбургской области «Об областном бюджете».
  43. Законы Оренбургской области «О прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области».
  44. Постановление ГКС РФ от 29.06.2001 г. № 49 «Об утверждениистатистического инструментария для организации статистическогонаблюдения за ценами и финансами».
  45. Решение от 24 октября 2004 г. N 27.2 «Об утверждении тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям Оренбургской области».
  46. Указ администрации Оренбургской области от 25 марта 2004 г. N 65-ук «Об утверждении положения о департаменте Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов».1. Материалы с сайтов:
  47. Сайт информационного агентства АК&М, адрес в Интернете www.akm.ru.
  48. Образовательный математический сайт EXPonenta, адрес в Интернете www.exponenta.ru.
  49. Информационный сайт Org.ru, адрес в Интернете www.org.ru.
  50. Первый региональный сайт Oren.ru, адрес в Интернете www.oren.ru.
  51. Информационный сайт softline.ru, адрес в Интернете www.softline.ru.
  52. Информационный сайт statsoft.ru, адрес в Интернете www.statsoft.ru.
Заполнить форму текущей работой