Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции и инструменты развития сферы малого бизнеса в региональных экономических системах современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позиции малого бизнеса в региональной экономической системе специфицированы следующими основными факторами: сервисной ролью субъектов малого бизнеса по отношению к субъектам крупного и среднего бизнесаспособностью субъектов малого бизнеса динамично заполнять соответствующие пустующие ниши в хозяйственном пространстве регионадемпферным взаимодействием региональной сферы малого бизнеса с локальным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Концептуальные аспекты функционирования и развития сферы малого бизнеса в региональных экономических системах России
    • 1. 1. Позиция сферы малого бизнеса в региональной экономической системе
    • 1. 2. Миссия и основные функции сферы малого бизнеса в региональной экономической системе
    • 1. 3. Основные научные подходы к исследованию развития сферы малого бизнеса на региональном уровне
  • Глава 2. Анализ подсистемы малого бизнеса в экономической системе Краснодарского края
    • 2. 1. Позиция подсистемы малого бизнеса
    • 2. 2. Состояние функций подсистемы малого бизнеса
    • 2. 3. Оценка факторов развития подсистемы малого бизнеса
  • Глава 3. Инструменты развития подсистемы малого бизнеса на региональном уровне
    • 3. 1. Инструменты оценки подсистемы малого бизнеса
    • 3. 2. Институциональные инструменты развития подсистемы малого бизнеса

Функции и инструменты развития сферы малого бизнеса в региональных экономических системах современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость углубленной разработки комплексной научной проблемы функций и инструментов развития сферы малого бизнеса в региональных экономических системах современной России может быть аргументирована следующим образом.

Высокий уровень монополизации национальной экономики России корреспондируется со слабым развитием в ней сферы малого бизнеса. За последние десятилетия на макрои-мезоуровнях предпринимались неоднократные попытки ускорения, развития данной сферы и увеличения ее вклада в обобщающие показатели экономики. Однако полученные результаты далеко не соответствуют заявленным целям и средствам, затраченным на реализацию соответствующих программ.

Функциональное содержание сферьь малого бизнеса на региональном уровне изучено явно недостаточно, что обуславливает просчеты политики активизации данной сферы. Углубление научных представлений об основных функциях сферы малого бизнеса по отношению к региональной экономической системе позволит рационально сформировать и продуктивно реализовать соответствующий компонент территориальной социально-экономической политики.

Сфера малого бизнеса на мезоуровне рассматривается в теории региональной экономики и регулируется в практике территориального хозяйствования, как некоторая аморфная совокупность видов предпринимательской деятельности, не обладающая системным качеством взаимодействия своих элементов. Такой подход ограничивает возможности развития данной сферы и не позволяет включить ее в масштабные инвестиционные проекты, базирующиеся на системном подходе. Представляется, что назрела потребность в раскрытии способа эффективной организации сферы малого бизнеса на мезоуровне, то есть, в определении ее в качестве естественно сложившийся подсистемы территориального хозяйства.

Признание сферы малого бизнеса региона полноценной подсистемой территориального хозяйства и определение ее основных функций открывает реальную возможность обоснования эффективного комплекса инструментов развития данной сферы на мезоуровне. При этом мало продуктивно переносить в, региональные экономические системы те инструменты развития малого бизнеса, которые применяются на иных уровнях хозяйствования или были успешно апробированы в чужеродной институциональной среде. Действенные инструменты развития подсистемы малого бизнеса территориального хозяйства должны быть адаптированы к институциональной среде и особенностям организации региональных экономических систем современной России.

Степень разработанности научной проблемы. Концептуальные аспекты функционирования и развития пространственных экономических систем разработаны в фундаментальных трудах Дж. Арриги, Ф. Броделя, А. Вебера, В. Вернадского, А. Гранберга, У. Изарда, Дж. Кейнса, Д. Канемана, Г. Клейнера, В. Коптюга, В. Лексина, Д. Львова, В. Макарова, М. Месаровича, Н. Некрасова, Ф. Перру, А. Печчеи, А. Пигу, Д. Рикардо, Дж. Сороса, Т. Хачатурова, Дж. Стиглица, Ю. Яременко и др.

Различные сферы и функциональные подсистемы региональных экономических систем современнойРоссии исследованы в работах Ю. Алексеева, Е. Аношкиной, В. Белоусова, Р. Белоусова, А. Гапоненко, С. Галазовой, А. Ермоленко, Г. Гутмана, В. Ивантера, Л. Задорожной, В. Зарубина, А. Керашева, П. Мазуркина, М. Мельник, Г. Мкртчана, В1 Овчинникова, Е. Петровой, Р. Попова, И. Рисина, С. Слепакова, А. Татаркина, Ю. Трещевского, М. Шарапова, А. Шевцова, 3. Хашевой, Ю. Яковца, Т. Ярыгиной и др.

Проблемам активизации и интенсификации развития сферы малого бизнеса в современной России посвящены исследования И. Акперова, С. Анесянца, О. Белокрыловой, И. Буздалова, В. Голика, В. Деружинского, В. Лазовского, А. Полиди, В. Романюка, А. Смирнова, Д. Темирова, А. Чепуренко, 3. Хутыза, В. Шевлокова, А. Шулуса, О. Шестоперова, И. Южанова и др.

Стратегическому обеспечению развития малого бизнеса на различных уровнях организации экономических отношений современной России посвящены работы Т. Авдеевой, С. Адашева, Э. Алаева, А. Архипова, Г. Баткилина, А. Гаврилова, С. Губанова, В. Дементьева, А. Дружинина, С. Дороженко, Т. Игнатовой, В. Иванченко, А. Илларионова, В. Калинина, Ю. Колесникова, О. Ястребова, А. Эртеля и др.

Институциональные аспекты формирования и развития субъектов малого бизнеса на мезоуровне исследованы в трудах О. Бессоновой, Б. Ернзкяна, О. Иншакова, Р. Капелюшникова, С. Кирдиной, В. Маевского, А. Нестеренко, А. Олейника, О. Уильямсона, Т. Эггертсона и др.

Вместе с тем, многие существенные аспекты развития сферы малого бизнеса на мезоуровне остаются недостаточно разработанными, в том числе: способ организации сферы малого бизнеса на мезоуровнеосновные функции малого бизнеса в регионах-субъектах Россииинструменты развития малого бизнеса в региональных экономических системах. Указанные обстоятельства обусловили выбор цели и задач данного диссертационного исследования.

Цель и основные задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в раскрытии основных функций сферы малого бизнеса в региональных экономических системах современной России, определении системного качества связей внутри данной сферы, а также разработке комплекса инструментов ее развития. Реализация данной цели обусловливает необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач:

— обоснование адекватного методологического подхода к исследованию сферы малого бизнеса региональной экономической системы;

— раскрытие основных функций сферы малого бизнеса в региональных экономических системах современной России;

— выявление способа организации сферы малого бизнеса в экономической системе Краснодарского края;

— обоснование комплекса инструментов развития сферы малого бизнеса.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является сфера малого бизнеса экономической системы Краснодарского края. Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения сферы малого бизнеса на мезоуровне, ее функциональное содержание, системный характер внутренних связей, а также инструменты развития сферы малого бизнеса региональных экономических систем современной России.

Область исследования по паспорту специальности 08.00.05: 3.2. Пространственное распределение экономических ресурсовтеоретические, методические и прикладные аспекты размещения корпоративных структур, фирм малого и среднего бизнеса, экономических кластеров, предприятий общественного сектора, домохозяйств. 3.15. Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Прогнозирование, Форсайт, индикативное планирование, программы, бюджетное планирование, ориентированное на результат, целевые программы, стратегические планы. 3.22. Эффективность использования материальных и нематериальных факторов развития региональной экономики. Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах. Абсолютные и относительные преимущества региональных экономических кластеров. Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры ^ регионах.

Теоретике — методологические основы исследования представлены методологическими подходами, концептуальными положениями теории региональной экономики (сферы экономической системы региона, пространственное распределение ресурсов и факторов’производства, развитие подсистем территориального хозяйства, потребности и ресурсы отдельных сфер на мезоуровне), институциональной экономики (институты развития, контрактные соглашения), эволюционной экономию! (формирование «зон роста», формирование опорных сфер региональной экономики), теории стратегического управления (стратегия развития, инструментальное обеспечение стратегии развития).

Инструментарно-методический аппарат исследования включает общие научные подходы к анализу процесса развития региональной экономической системы: системный подход, в том числе его функциональный и структурный аспектыэволюционный подход, в том числе аспект формирования подсистем во внутренней среде территорий. В работе использованы конкретные методы экономического исследования: метод группировокфинансовый анализанализ параметров инвестиционного процесса- 8УОТ-анализстратегический анализинституциональный анализстратегическое и инструментальное проектирование и др.

Информационно — эмпирической базой исследования послужили фактические данные, содержащиеся в следующих источниках: отчёты Федеральной службы государственной статистики России и её территориальных органовработы различных авторов, посвященные развитию региональных экономических системаналитические обзоры и материалы научных конференцийфинансовая отчётность субъектов малого бизнеса Краснодарского краяматериалы социологического исследованияэлектронные сетевые информационные ресурсы.

Нормативно — правовая база исследования представлена кодексами, Федеральными законами РФ, указами Президента и Постановлениями Правительства РФ, относящимися к регулированию регионального развития и развития сферы малого бизнесанормативными актами Краснодарского края, относящимися к регулированию развития экономической системы региона, а также развития малого бизнеса в регионе.

Рабочая гипотеза исследования включает следующие взаимосвязанные предположения:

— системная парадигма современной экономической науки предполагает раскрытие сферы малого бизнеса территории как особой региональной подсистемы, обладающей конкретными функциями, структурной организацией, механизмами управления и потенциалом саморазвития;

— обоснование эффективных инструментов развития подсистемы бизнеса региональной экономической системы опирается на результаты исследования способа организации и основных функций данной подсистемы.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Позиции малого бизнеса в региональной экономической системе специфицированы следующими основными факторами: сервисной ролью субъектов малого бизнеса по отношению к субъектам крупного и среднего бизнесаспособностью субъектов малого бизнеса динамично заполнять соответствующие пустующие ниши в хозяйственном пространстве регионадемпферным взаимодействием региональной сферы малого бизнеса с локальным рынком труда в процессе его циклического расширения и сжатияконцентрацией в сфере малого бизнеса предпосылок создания инновационных продуктов и соответствующих им высоких рисковотносительной автономией сферы малого бизнеса по отношению к другим сферам региональной экономической системы.

2. Миссия сферы малого бизнеса в региональной экономической системе состоит в воспроизводстве предпринимательского потенциала постоянного населения данной территории. Конкретные функции сферы малого бизнеса во внутренней среде территории представляют собой формы реализации ее миссии на приоритетных направлениях развития экономической системы региона.

3. В формировании институционально-хозяйственных барьеров, препятствующих развитию сферы малого бизнеса Краснодарского края, доминирующую роль играют следующие факторы регионально экономической политики: слабая институциональная упорядоченность взаимодействия элементов данной сферыдефицит доверия между территориальными властями и субъектами малого бизнесаотчуждение субъектов малого бизнеса от активного участия в формировании и реализации региональной экономической политики.

4. Функциональное содержание сферы малого бизнеса в экономической системе Краснодарского края обусловлено следующими приоритетными потребностями развития данной системы: регулирования занятости населения в условиях движения циклов деловой активностисоциальной стабилизации внутренней среды регионасоздания и продвижения инновационных технологий и продуктовадаптации региональной экономической системы к изменениям внешней средыобеспечения эффективной связи между развитием активных форм рыночного поведения и уровнем благосостояния населения регионаснижения уровня бюрократизации внутренней среды региона.

5. Доминирующие стратегические пересечения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, возникающих в процессе развития сферы малого бизнеса Краснодарского края, а также институциональное закрепление статуса данной сферы в качестве приоритетной региональной подсистемы, лежат в основе формирования стратегии и комплекса инструментов территориального управления ее функционированием и развитиема также детерминируют соответствующий системный компонент региональнойэкономической, политики.

6. В составе комплекса инструментов развития региональной подсистемы малого бизнеса приоритетные позиции занимают две группы инструментов: инструменты оценки, позволяющие установить реально достигнутый уровень ее развитияинституциональные инструменты, обеспечивающие реализацию стратегических целей соответствующего системного компонента региональной экономической политики и необходимую коррекцию институциональных параметров развития указанной подсистемы.

Научная новизна исследования заключается в раскрытии основных функций и способа взаимодействия сферы малого бизнеса с региональной экономической системой, определении институционально-хозяйственных барьеров, препятствующих развитию данной сферы, а также в обосновании инструментов развития сферы малого бизнеса как необходимой территориальной подсистемы регионов-субъектов современной России.

Полученное в работе конкретное приращение научного знанияпредставлено следующими основными элементами:

— раскрыто функциональное содержание процесса взаимодействия территориальной экономической системы и сферы малого бизнеса, представленное двумя группами элементов: группой конструктивных функций: воспроизводственной, дифференциации, интеграции, защитной, субординациигруппой дисфункций: дезинтеграции, монопольного сегментирования сферы малого бизнеса вертикально интегрированными корпорациями, финансового иждивенчества;

— выявлен системный характер взаимодействия элементов сферы малого бизнеса на мезоуровне, обусловливающий потребности в применении адекватных стратегий и инструментов территориального управления функционированием и развитием данной сферы, а также в формировании и реализации системного компонента региональной экономической политики;

— определены институционально-хозяйственные барьеры, препятствующие развитию подсистемы малого бизнеса Краснодарского края: дезинтеграция субъектов малого бизнесаотсутствие в региональной экономической политике системного компонента формирования и развития территориального корпуса предпринимателейдефицит региональных норм регулирования и поддержки малого бизнесанедостаточное развитие финансово-инвестиционных инструментов, адаптированных к данной сфере;

— выявлены приоритетные задачи процесса развития подсистемы малого бизнеса Краснодарского края: включение потенциала подсистемы малого бизнеса в процесс модернизации экономики краяинституциональная адаптация локальных рынков для субъектов малого бизнесаорганизация сетевого взаимодействия малого бизнеса с субъектами крупного корпоративного бизнесавыделение и защита сегмента социально направленного малого бизнесаинициация предпринимательского потенциала постоянного населения края;

— предложен комплекс инструментов развития подсистемы малого бизнеса региональных экономических систем, включающий следующие группы инструментов: оценки уровня развития данной подсистемы (индикатор ассоциированности субъектов малого бизнесаиндикатор кластерной организации субъектов малого бизнеса) — институциональные инструменты (региональный проект «Бизнес инкубаторы"^ региональный центр микрокредитования).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем положения-и выводы уточняют и дополняют ряд положений теории малого бизнеса, теории региональной экономики, теории стратегического управления, институциональной экономической теории в ее приложении к сфере малого бизнеса, а также могут служить основой для разработки концепции подсистемы малого бизнеса как устойчивого и существенного компонента региональной экономической системы применительно к условиям хозяйственного пространства современной России.

Отдельные результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания дисциплин высшей школы: «Региональная экономика», «Территориальное управление», «Стратегический менеджмент», а также спецкурса по проблемам развития подсистемы малого бизнеса.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут быть использованы при разработке механизмов управления, региональных и субрегиональных проектов и стратегий, обеспечивающих интенсивное развитие потенциала сферы малого бизнеса территории, коррекции региональной экономической политики в отношении, а также для формирования перспективных институтов развития сферы малого бизнеса на мезоуровне.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и выводы, а также практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были апробированы и получили одобрение на всероссийских и региональных научно-практических конференциях в г. Краснодаре, Пятигорске, Сочи, Майкопе (2008;2011 гг.).

Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования нашли эффективное применение: в деятельности Торгово-промышленной палаты.

Краснодарского края, ряда коммерческих организаций ЮФО, а также в учебном процессе организаций ВПО.

Публикации результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 7 публикациях соискателя, в том числе, в трех статьях в научных журналах, рекомендованных ВАК. Общий объем публикаций составил 2,7 п.л.

Структура диссертационной работы обусловлена целью, задачами, методологией, а также характером предмета и объекта исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.

Заключение

.

Бизнес в пространстве рыночных отношений раскрывается как форма реализации отношений собственности и интересов экономических субъектов в определенной совокупности сделок, нацеленных на извлечение дохода. Видовые отличия малого бизнеса правомерно определить следующим образом:

— в малом бизнесе функционируют микрокапиталы, а его субъекты отличаются высоким уровнем дифференциации в рыночной среде (атомарность);

— перед нами — простейшая форма (клеточка) бизнеса как такового, в которой соединены и переплетены характеристики, которые в более сложных формах бизнеса взаимодействуют, как противоположности — предпринимательство и труд. Соответственно, субъекты малого бизнеса соединяют в себе черты предпринимателя и работника, функции-хозяйственной власти, которая основывается на собственности, и исполнительской деятельности, управления делом и исполнения дела (двойственная природа деятельности и ее субъектов);

— для малого бизнеса характерен высокий уровень неустойчивости многих существенных связей, в том числе, связей между ресурсами и результатами-хо-зяйственного процесса, субъектами данного бизнеса и их контрагентами, финансовым результатом и налоговым бременем и др.;

— сочетание микрокапитала, двойственной природы, а также высокого уровня неустойчивости существенных связей обусловливает наличие в малом бизнесе повышенных рисков, а также динамичное обновление состава субъектов данной сферы;

— сфера малого бизнеса нуждается в специальных механизмах социально-экономической защиты, в основе которых — прочность структуры домохозяйства, устойчивые связи в рамках этнической группы, налоговые и кредитные преференции, государственные и муниципальные гарантии и др.

Многие аспекты функционирования и развития малого бизнеса на мезо-уровне организации хозяйственных отношений нуждаются в углубленном исследовании, в том числе, и позиции сферы малого бизнеса в региональной экономической системе. Определяя данные позиции, необходимо учитывать, что они заданы следующими объективными факторами:

— специфической сервисной ролью субъектов малого бизнеса по отношению к субъектам крупного бизнеса территории и, прежде всего, вертикально интегрированным корпорациям, формирующим спрос на комплиментарные услуги малого бизнеса (развитие территориального аутсорсинга);

— скоростью реакции субъектов малого бизнеса на изменение ситуации на локальном рынке, их способностью динамично заполнять временно пустующие ниши в хозяйственном пространстве региона или создавать принципиально новые элементы рыночного предложения;

— особым — демпферным — способом взаимодействия региональной сферы малого бизнеса с локальным рынком труда при его циклическом расширении и сжатии в процессе движения цикла деловой активности. При этом сжатие рынка труда может быть отчасти компенсировано за счет пополнения субъектного состава территориальной сферы малого бизнеса, а потребности расширения рынка труда в определенной мере обеспечиваются за счет оттока из сферы малого бизнеса наименее успешных предпринимателей;

— концентрацией в сфере малого бизнеса ряда идеальных предпосылок создания инновационных продуктов (новых бизнес идей, проектов создания новых продуктов и освоения новых технологий и др.). Вместе с тем, указанная концентрация не всегда обеспечена в материальном отношении и обусловливает обременение сферы малого бизнеса чрезмерно высокими для нее рисками;

— спецификацией соответствующих бизнес процессов и относительной автономией сферы малого бизнеса по отношению к другим сферам региональной экономической системы, что предполагает использование специальных механизмов управления, инвестирования, согласования интересов и др.

Определение позиции сферы малого бизнеса в региональной экономической системе предполагает решение следующих задач:

— установление миссии сферы малого бизнеса в данной системе;

— раскрытие функционального содержания процесса взаимодействия территориальной экономической системы и сферы малого бизнеса;

— определение способа структурной организации сферы малого бизнеса во внутренней среде региональной экономической системы.

Поскольку социальное предназначение любой сферы деятельности представляет собой устойчивую целевую ориентацию на удовлетворение какой-то группы общественных потребностей, то оно может быть раскрыто на основе реализации воспроизводственного подхода. Обобщение результатов анализа целевой ориентации сферы малого бизнеса в региональной экономической системе позволяет обосновать вывод о том, что миссия данной сферы состоит в воспроизводстве предпринимательского потенциала постоянного населения территории, к которой* эта сфера относится.

При определении функционального содержания взаимодействия территориальной экономической системы и сферы малого бизнеса необходимо исходить из того, что конкретные функции сферы малого бизнеса применительно к экономической системе региона представляют собой формы реализации ее миссии на приоритетных направлениях развития данной системы. Вместе с тем, следует учитывать один из уроков глобального финансового кризиса — в развитии любого объекта конструктивные (позитивные) функции переплетаются с негативными дисфункциями, причем соотношение между ними изменяется в соответствии со сменой фаз цикла деловой активности.

Обобщение результатов анализа приоритетных направлений развития региональных экономических систем современной России, а также результатов анализа последствий глобального финансового кризиса в сфере малого бизнеса позволяет следующим образом раскрыть функциональное содержание процесса взаимодействия территориальной экономической системы и сферы малого бизнеса, представленное двумя группами элементов:

А. Группа конструктивных функций:

— воспроизводственная функция, ориентированная на обеспечение потребностей основных субъектов* воспроизводственного процесса территории*, а также на обеспечение потребностей расширенного воспроизводства предпринимательского потенциала;

— функция дифференциации, которая обеспечивает особую позицию сферы малого бизнеса и укрепление ее конкурентных преимуществ в регионе;

— функция интеграции, ориентированная на обеспечение потребностей интеграционного взаимодействия сферы малого бизнеса и ее отдельных субъектов с другими сферами территории и ее отдельными субъектами;

— защитная функция, обеспечивающая потребности защиты сферы малого бизнеса и ее субъектов от рисков и угроз, возникающих в процессе взаимодействия с региональной экономической системой;

— функция субординации, обеспечивающая необходимую управляемость сферы малого бизнеса и потребности ее взаимодействия с вертикалью государственной власти и вертикалями экономической власти крупных холдингов.

Б. Группа дисфункций:

— функция дезинтеграции, ориентированная на разрыв ранее сложившихся связей сферы малого бизнеса, уход части ее субъектов в теневой сектор, а также на локализацию процесса развития даннойсферы;

— функция монопольного сегментирования сферы малого бизнеса вертикально интегрированными корпорациями, обеспечивающая потребности монополизации локальных рынков, разрастания издержек, роста цен, а также выводящая сферу малого бизнеса за пределы территориального управления;

— функция финансового иждивенчества, ориентированная на превращение субъектов малого бизнеса в получателей дотаций, преференций и гарантий, не наделенных социальной ответственностью.

Характеризуя существующий способ структурной организации сферы малого бизнеса1 во внутренней среде региональной экономической системы, необходимо учитывать следующие объективные обстоятельства:

— сфера малого бизнеса, как и порядок отнесения к ней экономических субъектов, отличаются слабой институциональной упорядоченностью, что находит отражение в многочисленных дискуссиях исследователей и практиков;

— неустойчивость малого бизнеса выступает в качестве серьезного препятствия четкой структуризации соответствующей сферы как на мезоуровне, так и на других уровнях организации хозяйственных отношенийпоэтому сфера малого бизнеса во внутренней среде региональной экономической системы представлена в качестве слабо структурированной совокупности отдельных субъектов предпринимательства.

Приведенные выше видовые отличия малого бизнеса обусловливают применение к его исследованию различных научных подходов: системного, эволюционного, институционального, воспроизводственного и др. Вместе с тем, обобщение результатов исследования миссии, функционального содержания сферы малого бизнеса применительно к региональной экономической системе, а также способа структурной организации данной сферы позволяет сделать вывод о том, что в многообразии научных подходов к исследованию сферы малого бизнеса на мезоуровне доминирующую роль играет системный подход, позволяющий раскрыть характер организации данной сферы, а также способ ее взаимодействия с территориальной экономической системой.

Применение системного подхода к анализу территориальной сферы малого бизнеса позволяет сформулировать следующие выводы:

— указанная сфера относится к разряду институционально-хозяйственных образований, поскольку для нее характерно переплетение институтов и организационно-экономических отношений, в котором ведущую роль играют институты развития малого бизнесаслабость таких институтов, во многом, определяет низкую эффективность мер по развитию исследуемой сферы в России;

— миссия, функции, вклад в ВРП и социальная значимость сферы малого бизнеса для региональной экономической системы свидетельствуют о том, что она представляет собой одну из важных функциональных подсистем территорииданное обстоятельство обусловливает потребности в применении адекватных стратегий и инструментов территориального управленияфункционированием и развитием данной-сферы, а также в формировании и реализации системного компонента региональной экономической политики;

— слабая институциональная упорядоченность сферы малого бизнеса на мезоуровне ослабляет системный характер взаимодействия элементов данной сферы, что предполагает приоритетный характер мер по ее структуризации, формированию адекватного институционального статуса и механизмов территориального управления ее функционированием и развитием.

Выбор конкретного объекта анализа обусловлен инвестиционной привлекательностью, динамичностью развития и наличием в экономической системе Краснодарского края развитых локальных рынков туристско-рекреационных, транспортных услуг, продовольственной подсистемы, которые формируют благоприятные условия для развития малого бизнеса. Обобщение результатов анализа позиций сферы малого бизнеса Краснодарского края в ЮФО и оценки данной сферы как подсистемы данного региона позволяет сформулировать следующие выводы:

— развитие сферы малого бизнеса в экономической системе Краснодарского края происходит по преимущественно экстенсивному пути, вложения и инфраструктуру поддержки малого бизнеса и вложения в основной капитал неадекватны вкладу сферы в ВРП и ее доле на локальном рынке труда;

— внешний приток инвестиций в развитие сферы малого бизнеса незначителен, а сальдированный финансовый результат близок к нулю, что свидетельствует о теневом характере функционирования значительной части субъектов, высоких рисках привлечения кредитных ресурсов и необходимости разработки специальных механизмов инвестирования;

— кризисная рецессия существенно ухудшила позиции данной сферы в экономической системе края, причем наиболее пострадали субъекты социально ориентированного малого бизнеса, что отражает потребность в разработке инструментов поддержки, адаптированных к соответствующим условиям.

Исследуя функциональное содержание взаимодействия сферы малого бизнеса и экономической системы Краснодарского края, мы исходим из того, что оно обусловлено следующими приоритетными потребностями развития данной экономической системы:

— регулирования занятости населения в условиях движения циклов деловой активности, то есть, создания новых рабочих мест и источников дохода;

— социальной стабилизации внутренней среды региона, а также приоритетного обеспечения развития человеческого фактора;

— создания и продвижения инновационных технологий и продуктов;

— формирования механизмов эффективной адаптации региональной экономической системы к изменениям внешней среды;

— обеспечения продуктивной связи между развитием активных форм рыночного поведения и благосостоянием постоянного населения региона;

— снижения уровня бюрократизации внутренней среды региона.

Поскольку многие существенные характеристики функционирования и развития сферы малого бизнеса не находят отражения в данных статистического учета, в оценке дисфункций сферы малого бизнеса применительно к экономической системе Краснодарского края дополнительно использованы результаты социологического исследования, обобщение результатов, которого позволяет сформулировать следующие выводы: в отношении конструктивных функций и дисфункций процесса взаимодействия между сферой услуг и экономической системой Краснодарского края:

— базовая из группы конструктивных функций — воспроизводственная — реализуется в данном процессе лишь отчасти, поскольку инвестиционный механизм и продуктивность сферы малого бизнеса не обеспечивают соответствующих потребностей ее нормального функционирования и развития, а также потребностей населения и экономических субъектов края;

— защитная функция, функция интеграции и функция дифференциации ослаблены, что создает условия для формирования масштабных угроз и потери текущих конкурентных преимуществ субъектами сферы малого бизнеса, а также затрудняет институциональное оформление сферы в зрелую подсистему;

— среди дисфункций исследуемого процесса необходимо выделить монопольную сегментацию локальных рынков крупными корпорациями и функцию дезинтеграции, порождающую ослабление контрактных связей сферы малого бизнеса, а также уход части ее субъектов в теневой сектор.

При определении основных барьеров, препятствующих развитию сферы малого бизнеса Краснодарского края, необходимо учитывать то, что в их формировании доминирующую роль играют институциональные факторы региональной экономической политики, в том числе:

— слабая институциональная упорядоченность взаимодействия элементов данной сферы, выражающаяся в дефиците правовых норм и неопределенности статуса самой сферы малого бизнеса во внутренней среде экономической системы территории;

— дефицит доверия между территориальными властями и субъектами малого бизнеса, подрывающий основы взаимодействия между ними;

— отчуждение субъектов малого бизнеса от активного участия в формировании и реализации региональной экономической политики.

Правомерно следующим образом определить институционально-хозяйственные барьеры, препятствующие развитию подсистемы малого бизнеса Краснодарского края:

— дезинтеграция субъектов малого бизнеса, отсутствие эффективных представительных организаций, руководителям которых делегированы достаточные полномочия для управления развитием данной сферы;

— отсутствие в региональной экономической политике системного компонента формирования и развития территориального корпуса предпринимателей;

— дефицит региональных норм регулирования и поддержки малого бизнеса — вспышка нормативной активности региональных законодателей в 20 032 005 гг. не переросла в систематическое развитие правовой базы регулирования развития территориальной сферы малого бизнеса;

— недостаточное развитие финансово-инвестиционных инструментов, адаптированных к подсистеме малого бизнеса и позволяющих решить коренную для нее проблему эффективного и устойчивого обеспечения инвестициями.

Применительно к современному этапу развития экономической системы Краснодарского края правомерно следующим образом определить приоритетные задачи процесса развития функционально оформившейся территориальной подсистемы малого бизнеса:

— включение потенциала подсистемы малого бизнеса в процесс модернизации экономики края, заключение с ее представительными организациями стратегически ориентированных целевых контрактов;

— институциональная адаптация локальных рынков для субъектов малого бизнеса, снижение уровня бюрократических трансакционных издержек;

— организация сетевого взаимодействия малого бизнеса с субъектами крупного корпоративного бизнеса, использование для этих целей потенциала кластерной организации территориального бизнеса;

— выделение и защита сегмента социально направленного малого бизнесаинициация предпринимательского потенциала постоянного населения края.

Доминирующие факторы развития сферы малого бизнеса региональной экономической системы, а также институциональное закрепление статуса данной сферы в качестве приоритетной территориальной подсистемы, лежат в основе формирования стратегии и комплекса инструментов территориального управления ее функционированием и развитием.

Признание и институциональное закрепление статуса сферы малого бизнеса как приоритетной территориальной подсистемы должно найти адекватное отражение в организации политики, реализуемой на мезоуровне. Характерно, что в структуре региональной экономической политики последовательно выделяются и утверждаются ее системные компоненты, ориентированные на потребности кризисменеджмента, модернизации и др.

Представляется, что в настоящее время востребован и системный компонент региональной экономической политики, ориентированный на интенсификацию развития подсистемы малого бизнеса и, прежде всего, на цели расширенного воспроизводства территориального предпринимательского потенциала. Организационными предпосылками для формирования такого компонента в экономической политике Краснодарского края выступают:

— концепция развития субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае, принятая в 2004 г.;

— региональный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в краснодарском крае» от 04 апреля 2008 г. № 1448 КЗ;

— стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 г.

С учетом существующего функционального выделения территориальной подсистемы малого бизнеса, острой потребности в ее структурной самоорганизации и закреплении соответствующего институционального статуса в развитии данной подсистемы востребована стратегия консолидации, позволяющая создать ряд представительных организаций субъектов малого бизнеса, а также обеспечить эффективное взаимодействие данной подсистемы с органами территориального управления и ее включение в процесс формирования и реализации региональной экономической политики.

Предлагаемая стратегия консолидации нуждается в соответствующем инструментальном обеспечении. В составе адекватного ей комплекса инструментов развития территориальной подсистемы малого бизнеса приоритетные позиции занимают две группы инструментов:

— инструменты оценки, позволяющие установить реально достигнутый уровень развития данной подсистемы, в частности, уровень развития ее структурной самоорганизации, то есть, наиболее проблемный аспект обеспечения системного качества взаимодействия субъектов малого бизнеса;

— институциональные инструменты, обеспечивающие реализацию стратегических целей ориентированного на подсистему малого бизнеса системного компонента региональной экономической политики, а также необходимую коррекцию институциональных параметров развития указанной подсистемы, в том числе, закрепление ее институционального статуса посредством принятия регионального закона «О функциональных территориальных подсистемах».

Для поддержки стратегии консолидации в работе предложен комплекс инструментов развития подсистемы малого бизнеса региональных экономических систем, включающий следующие группы инструментов:

А. Группа инструментов оценки уровня развития территориальной подсистемы малого бизнеса'.

— индикатор ассоциированности субъектов малого бизнеса, рассчитываемый как отношение субъектов малого бизнеса, вовлеченных в совокупность зарегистрированных в регионе представительных организаций, к общему числу субъектов малого бизнеса, поставленных на территориальный налоговый учет;

— индикатор кластерной организации субъектов малого бизнеса, рассчитываемый как отношение субъектов малого бизнеса, вовлеченных в кластерные структуры, созданные с участием территориальных органов власти и крупных корпораций, к общему числу субъектов1 малого бизнеса, поставленных на территориальный налоговый учет.

Б. Группа институциональных инструментов:

— региональный проект «Бизнес инкубаторы», представляющий собой целевую инвестиционную программу формирования и развития предпринимательского потенциала территории. Институциональная цель проекта — коррекция контрактных связей между территориальными властями и субъектами малого бизнеса в области развития подсистемы малого бизнеса. Организационная форма проекта — ГЧП, в котором на долю государственного партнера (органов территориальной власти) выпадает создание инфраструктуры бизнес инкубаторов. В работе предложены основные принципы формирования и реализации данного проекта, его структура и распределение основных полномочий между потенциальными участниками;

— региональный центр микрокредитования, ориентированный на обеспечение долгосрочного (3−5 лет) инвестиционного обеспечения потребностей развития микрокапитала, оборачивающегося в территориальной подсистеме малого бизнеса. При этом приоритетное инвестиционное обеспечение должно быть предоставлено субъектам малого предпринимательства, имеющим новые идеи и разработки посредством поддержки их инновационных и венчурных проектов, снижения рисков при создании или расширении деятельности субъектов малого предпринимательства путем развития рынка сложных и высоко технологичных услуг (консультационных, информационных, маркетинговых, финансово-имущественных, сервисных, патентных и др.). Институциональная цель центра микрокредитования — развитие контрактных связей между участниками инвестиционного процесса подсистемы малого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Стоглавъ, 1998.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2002.
  3. Об акционерных обществах в Российской Федерации. Федеральный закон (в ред. Федерального закона от 07.08.2001, от 31.10.2002 № 134-Ф3).
  4. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1998 года № 586 «О региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти"//Собрание за}конодательства Российской Федерации. 1998. № 22.
  6. Указ Президента России № 849 от 13.05. 2000 г. „О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе“.
  7. Указ Президента РФ № 337 от 25.03.2005 г. „О советах при полномочных представителях президента Российской-Федерации в федеральных округах“.
  8. JI.A. Логика экономического роста. Москва: ИЭ РАН, 2002.
  9. Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения //Абалкин Л. И. Избранные труды в 4 т. Т IV. М.: ОАО „НПО“ Экономика». 2000.
  10. П. О «крахе» либеральных реформ в России // Коммерсант. 1999. 27.01.
  11. А. Нужно взаимное движение навстречу общества, государства и бизнеса // Бизнес Академия. 2001. № 3.
  12. A.B. Ресурсный потенциал социально-экономических преобразований Республики Абхазия // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 3. Краснодар: ЮИМ, 2005.
  13. Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  14. A.B. Трансформация системы управления региональными холдингами в топливно-энергетическом комплексе России / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2008.
  15. A.B. История финансовых потрясений. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  16. Антология экономической науки. Т.1. М.: Экономика, 1993.
  17. А.Ю., Мартишин Е. М., Фомичева Е. В. Развитие России в условиях глобализации мировой экономики // Экономический вестник РГУ. 2008. Том 6. № 3.
  18. АношкинаЕ.Л. Регионосозидание: институционально-экономические основы. М.: Академический проект, 2006.
  19. В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия социально-экономических систем субъектов Российской Федерации в пространстве макрорегиона. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2007.
  20. A.A. Социально-интеграционная парадигма реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг современной России. Краснодар: ЮИМ, 2008.
  21. A.A., Хунагов Р. Д. Курс реформирования сферы жилищно-коммунальных услуг современной России. Майкоп: АТУ, 2008.
  22. В.П. Развитие экономических систем непрерывного действия. Краснодар, 2003.
  23. Ю.М. Альтернативная энергетика. М.: ИНФРА-М, 2003.
  24. В.М., Бортник Е. М., Фатеева C.B. Некоммерческие институты: закономерности становления и функционирования. Ростов-на-Дону: Инфосервис, 2003.
  25. Бель1х Л.П., Федотова М. А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  26. JI., Кротов М. Глобализационное измерение реформы и задачи промышленной политики // Российский экономический журнал. 2001. № 3.
  27. A.A. Тектология (Всеобщая организационная наука). М., 1989. Кн. 2.
  28. A.A. Развитие нефтяных корпораций в кризисных условиях // Социально-экономические проблемы развития Южного макрорегиона. Выпуск 22. Краснодар: ЮИМ, 2010.
  29. Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХУ ХУШ вв. М.: Прогресс, 1992.
  30. Р. Теория регуляции: Критический анализ / Пер. с франц. М.: РГГУ, 1997.
  31. A.B., Колганов А. И. Глобальный капитал. М.: Изд-во УРСС, 2004.
  32. A.B., Колганов А.И Теория социально-экономических трансформаций. М.: УРСС, 2003.
  33. Ю. Г. Кому «исправлять ошибки»? // Независимая газета. 1998. 22 мая.
  34. С.П., Синченко Б. П. Государственное регулирование регионального развития в период становления рыночных отношений.- Петропавловск-Камчатский: Камшат, 1994.
  35. Дж. М. Сочинения / Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». T.l. М.: «Таурус Альфа», 1997.
  36. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. М.: Прогресс, 2001.
  37. А. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  38. С.Ю. Курс лекций о государственном и народном хозяйстве. СПб., 1912.
  39. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
  40. Выступление Владимира Путина перед политической элитой страны: «Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России» // Российская газета. 2005. 7 сентября.
  41. А.М. Экономика отраслевых регионов. М.: МГУ, ТЕИС, 2000.
  42. Е.Т. Такое долгое время. Россия в мире. М.: Дело, 2005.
  43. Дж. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969.
  44. Дж. К. Экономические теории и цели общества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
  45. М. Как уберечь электроснабжение страны / Рекомендации для губернаторов и потребителей по установлению контроля над РАО «ЕЭС» // Ведомости. 2005. № 4.
  46. В.А. Развитие социальной инфраструктуры вертикально интегрированной корпорации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.
  47. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  48. А.Г. Регулирование регионального развития и региональная экономическая политика в Российской Федерации. СОПС, М., 2000.
  49. Грани интеграции: Сборник научных статей / Сост. Е. Г. Русскова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.
  50. Дж. мл., О' Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI ве ка: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  51. С. Системные условия развития // Экономист. 2005. № 2. С. 18.
  52. А. Корпоративные поглощения: российский вариант // Рынок цен ных бумаг. 2003 .№ 12.
  53. М.М. Единое экономическое пространство СНГ: от трансграничного сотрудничества к биосферосовместимому хозяйству // Грани интеграции: Сборник научных статей / Сост. Е. Г. Русскова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005.
  54. В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2004.
  55. A.A. Регион в едином рыночном пространстве. Ростов на — Дону: СКНЦВШ, 1995.
  56. М. Реструктуризация российской экономики через передел собственности и контроля // Вопросы экономики. 2001. № 10.
  57. М.Р. Институциональные основы формирования налоговой политики субъекта Российской Федерации. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2004.
  58. О.Г. Региональная экономическая диагностика. Спб.: Изд.-во СПбУЭФ, 1999.
  59. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002.
  60. И.Н., Коровкин А. Г. Налоговая нагрузка и эффективность занятости населения регионов РФ: перспективная оценка взаимосвязи // Проблемы прогнозирования. № 3 (84). 2004.
  61. Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Международные отношения, 1995.
  62. Р.В. Факторы и принципы развития региональной системы, локализованной в пространстве субъекта РФ / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007. i
  63. П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  64. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М., 1994.
  65. А., Соколов А. Российский бизнес прорыв к модернизации страны. Высшая школа бизнеса МГУ, ИМЭМО РАН, ИКСИ, Москва, 2001.
  66. Европейский союз на пороге XXI века. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  67. A.A., Ермоленко B.B. Конфигурация капитала современной корпорации // Известия КБНЦ РАН. 2007. № 3.
  68. Здункевич A.M.* Функциональное содержание и принципы развития финансовой системы корпорации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2007.
  69. В.В. Об экономических проблемах Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики. Ростов-на-Дону: Терра, 2003.
  70. В., Клогвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов. Проблемы теории и практики управления. 1997. № 5.
  71. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  72. B.JI. Две концепции исторического развития: марксизм и постиндустриализм // Философские исследования. 1997. № 3.
  73. В.А. Расколотая цивилизация. М.: УРСС, 1997.
  74. Институциональная экономика / Под ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005.
  75. М.Д., Брагинский С., Швыдко В. Развитие секторов, базирующихся на потенциале человеческого капитала: шанс возрождения экономики России? // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 3.
  76. О.В. О модернизации Федеральной целевой программы «Юг России». Доклад на Международной научно — практической конференции «Вековой поиск модели хозяйственного развития России». Волгоград: Изд-во Вол ГУ, 2004.
  77. О. О стратегии развития Южного макрорегиона России. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.
  78. О.В. «Ядро развития» в контексте новой теории факторов производства. // Экономическая наука современной России. 2003. № 1.
  79. О.В., Лебедева H.H. Знакомая и неведомая мезоэкономика // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: Ежегодник. Вып.2. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002.
  80. О.В., Фролов Д. П. Институционализм в российской экономической мысли (IX-XXI вв.): В 2 т. Волгоград: ВолГУ, 2002.
  81. Х.Л. Восстановительный рост экономики региона на основе стратегического управления. Нальчик: Насып, 2006.
  82. Инфраструктура муниципальных образований / Под ред. П. В. Кухтина. М.: Кнорус, 2008.
  83. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: Наука, 2000.
  84. Ю.З. Управление развитием корпорации (на примере ОАО «Роснефть Термнефть» / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2001.
  85. В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. М.: Прогресс-Академия, 1995.
  86. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос, 1999.
  87. A.A. Функциональное содержание и принципы управления макро-региональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов-на-Дону: СКНЦВШ, 2005.
  88. Н.П. Региональная экономика Ростов-на-Дону: Гефест, 1998.
  89. А.Т. Региональная социально-экономическая политика в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства: функциональное содержание, принципы, стратегии и инструменты. Ростов — на — Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
  90. Дж. Б. Распределение богатства. М.: Прогресс, 1992.
  91. Г. Б. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета.2003.№ 2.Т.1.
  92. Г. Б. Эволюция системы экономических институтов России. М.: ЦЭМИ РАН, 2003.
  93. Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10.
  94. А., Яковлев А. О роли крупного бизнеса в современной российской экономике (комментарий к докладу Всемирного банка) // Вопросы экономи-ки.2004. № 8.
  95. Конкуренция не помогла. Электричество в США осталось дорогим // Ведомости. 2006. 4 марта.
  96. М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2001.
  97. Краснодарский край в цифрах и фактах. Краснодар: ТО ФСГС по КК, 2009.
  98. С.О. Инструменты развития взаимодействия региональной системы Краснодарского края и вертикально интегрированных корпораций / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2009.
  99. В. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭ и 1 111 РАН, 1998.
  100. В.В., Кобелева Н. И., Милованова Е. А. Проблемы регулирования регионального рынка топливно-энергетических ресурсов // Экономический вестник Ростовского государственного университета. № 1. 4.2.
  101. Лексин В. Н, Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.
  102. Т.Г. Финансовая стратегия устойчивого роста вертикально интегрированной нефтяной корпорации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2006.
  103. О.Ю. Ребюрократизация — главный враг юного российского рынка // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. Том 3. № 1.
  104. Э. Власть и деньги. М.: Экономика, 1991.
  105. И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист.2003. № 2.
  106. Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.
  107. К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд. Т. 23−25.
  108. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.46. 4.1.
  109. Е.В. Jlena В.В. Использование матрицы социальных счетов для оценки мультипликативных эффектов в экономике. // Научные труды ДонНТУ. Серия: экономическая. 2005. Выпуск 100/2.
  110. May В. А. Реформы и догмы. М.: Дело, 1993.
  111. Д.И. С думой о благе российском: Избранные экономические произведения. Новороссийск: Наука. Сибирское отделение, 1991.
  112. К. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М, 1996.
  113. В.В. Транснациональные корпорации и их роль в мировом хозяйстве./ Мировая экономика и международные экономические отношения.2004. № 3.
  114. А.Г. Современные аспекты транснационализации: информационно-финансовый подход // Финансы. 2004. № 9.
  115. А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства./Мировая экономика и международные экономические отношения. 2003. № 6.
  116. Г. Современные проблемы «третьего мира» (Asian Drama). М.: Прогресс, 1972.
  117. С.М. Здоровье и продолжительность жизни населения Земли // Вестник МГУ. Серия 5. География. 2002. № 1.
  118. Дж., Хибино Ш. Мышление прорыва. Минск: Попурри, 1999.
  119. В. Либерализм и экономические реформы // Мировая экономика и Международные отношения. 1992. № 8.
  120. Л.В. Эволюционный подход к финансовой системе корпорации / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2006.
  121. А.Н. Экономика и институциональная теория / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: УРСС, 2002.
  122. A.C. Теория региональных рынков. Ростов н/Д: Феникс- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  123. A.C. Региональные рынки. М.: ИНФРА-М, 1999.
  124. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  125. P.M. Основные институциональные модели развития капитализма // Институциональная экономика. М.: ИНФРА М, 2005.
  126. Ю., Петраков Н. Российская трансформация и ее результаты // Вопросы экономики. 2004. № 7.
  127. В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Том 1. № 1.
  128. В.Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов на — Дону: ЮФУ, 2008.
  129. О задаче разработки промышленной политики в России. Комитет ТПП РФ по промышленному развитию и высоким технологиям. М.: Центр законодательной поддержки промышленности, 2002.
  130. В. Основные принципы экономической политики. М.: Прогресс, 1995.
  131. А. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход // Мировая экономика и Международные отношения. 1998. № 1.
  132. Ю.М. Время философии хозяйства. М.: Экономистъ, 2003.
  133. А.Н. Стратегическое планирование развития предприятий / Учебное пособие. СПб: СПбГУЭФ. 1993.
  134. И.В. Демонополизация рынков в процессе воспроизводства экономической безопасности макрорегиона / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2006.
  135. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1995.
  136. А., Попова В., Пугачев В. Межотраслевой анализ экономики России в мировых ценах // Экономика и математические методы. 1994. Вып.1.
  137. К. Великая трансформация. Политические и экономические истоки нашего времени. СПб.: Алетейя, 2002.
  138. В.М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001.№ 3.
  139. В. Технология стратегического управления // Бизнес Ин-форм. 1999. № 3−4.
  140. М. Международная конкуренция. М.: ЮНИТИ, 1993.
  141. Постиндустриальный мир и Россия. М.: УРСС, 2001.
  142. С.Л., Попов С. А. Мировая экономика и экономическое положение России. М.: Финансы и статистика, 2001.
  143. Проблемы собственности и управления в процессах реструктуризации промышленных предприятий. Бюро экономических исследований. М., 2001.
  144. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Наука, 1999.
  145. В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.
  146. А.Д. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и актуальные направления реформ. М.: Институт экономики переходного периода, 2001.
  147. А.Д., Энтов P.M. Корпоративное управление и защита прав собственности: эмпирический анализ и защита прав собственности. М., 2001.
  148. А.Д., Энтов P.M., Межераупс И.В.Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. Москва: Институт экономики переходного периода, 2003.
  149. JI.A. Современные принципы управления сложными объектами. М.: Радио и связь, 1980.
  150. Регион: проблемы планирования и управления/ Под ред.A.C. Новоселова. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  151. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004. М.: Росстат, 2005.
  152. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. М.: Росстат, 2008.
  153. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно ориентированном развитии // Вопросы экономики. 2004. № 8.
  154. Республика Адыгея в цифрах. 1991 2006. Майкоп: ТО ФСГС по РА, 2007.
  155. JI.C. Доходы: уровень, дифференциация, гарантии. М.: Про-физдат, 1991.
  156. Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Ри-кардо Д. Соч.: в 3 т. Т.1. М.: Госполитиздат, 1955.
  157. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986.
  158. Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: теория, методология, формирование в России. Воронеж: ВГУ, 2003.
  159. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 1999.
  160. В. Начала народного хозяйства. М., 1860.
  161. М.Р. Институциональные основы развития местного хозяйства / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Майкоп, 2007.
  162. В.П. Формирование социальной ответственности субъектов власти и собственности в условиях глобализации экономических отношений. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
  163. . К экономической теории неоднородных систем: Опыт исследования децентрализованной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
  164. С.С. Конкурентоспособность экономики курортно-рекреационного региона: детерминанты и перспективы. Пятигорск: «Вестник Кавказа», 2007.
  165. С.С., Катренко B.C. Конкурентоспособность экономики регионального курортно-рекреационного комплекса // Современная конкуренция. 2007. № 4(4).
  166. Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль, 2003.
  167. Стратегии бизнеса: аналитический справочник / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: «КОНСЭКО», 1998.
  168. И.В. Методология и технология аудита корпоративной собственности. Ростов на — Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
  169. Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики. Екатеринбург, 2003.
  170. А.Х. Регион в системе национальной экономики: экономические модели и механизмы регулирования. М.: Экономика, 1999.
  171. JI. Ценности, координация и рациональность: экономика соглашений или эпоха сближения экономических, социальных и политических наук // Институциональная экономика / Под ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005.
  172. Терминологический словарь по мировой экономике. 4.2. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
  173. Том Н. Управление изменениями// Проблемы теории и практики управления. 1998. № 1.
  174. Э. Метаморфозы власти. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
  175. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.
  176. H.A. Бюрократические трансакционные издержки как фактор торможения экономики России / Автореферат диссертации на соискание-ученой степени кандидата экономических наук. Краснодар, 2008.
  177. И.Г. Изолированное государство. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
  178. О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
  179. Л., Оуэне А., Уолш М. Искусственный интеллект и эволюционное моделирование. М.: Мир, 1969.
  180. Ю.И., Клинова С. П., Никитина Л. М. Собственность в транзитивной экономике. Воронеж: ВГУ, 2001.
  181. З.М. Факторы антикризисного управления системой региона // Экономический вестник РГУ. 2008. Т.6. № 1.
  182. А. Жестким курсом. М.: Энергия, 2005.
  183. М.В. Функциональное содержание отношений, факторы формирования и стратегии развития финансового рынка макрорегиона. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2006.
  184. В.В. Межбюджетные отношения в инвестиционном процессе / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Владикавказ, 2006.
  185. JI.C. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4.
  186. И. Теория экономического развития: (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Пер. с нем., М., Прогресс, 1982.
  187. JI. Корпоративная долгота / Навигация в «экономике, основанной на знаниях». М.: ЮНИТИ, 2006.
  188. Экономика общественного сектора / Под ред. Е. Н. Жильцова, Ж.-Д. Лафея. М.: МГУ, 1998.
  189. А.Г. Формирование эффективного ядра капиталов региональных экономических системах современной России. Краснодар: ЮИМ, 2010.
  190. Эффективность научно-технического прогресса / Под ред. Л.М. Гатовско-го. М.: Экономика, 1979.
  191. А.В. Формирование региональной коммунальной энергокомпании в условиях реформирования энергетики / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Барнаул, 2007.
  192. Ю. В. Циклы, кризисы, прогнозы. М.: Наука, 1999.
  193. Е., Яковлев А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики // Вопросы экономики. 2004. № 5.
  194. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. -N.Y., 1976.
  195. Buckanan J.M. Wagner R.E. Democracy in deficit: the political, legacy of lord Keynes. N.Y., Acad, press, 1977.
  196. Burton J., Sandole D. Generic theory: The basis of conflict resolution// Negotiation Journal. 1986.
  197. Chandler A. Strategy and Structure /Cambrige, Mass.: Mi Press, 1962. P.343.
  198. Deutsch K.W. Political Community and the North Atlantic Area. L., 1997.
  199. Karatnycky A. The Gas War // The Wall Street Journal. 2009. 20.01.
  200. Mintzberg H. The Rice and Fall of strategic Planning. NY. The Free Press,
  201. Riley A. The Gas war of Russia // The Wall Street Journal. 2008. 08.12.
  202. Электронный ресурс: Стратегия развития Краснодарского края до 2020 г.// http://dips.kubangov.ru/strategya.
  203. Электронный ресурс: Финансовый отчет ОАО «Газпром» за 2008 год / http://www.gasprom.ru.
  204. Электронный ресурс: Компании с долевым участием ОАО «Газ-npoM"/http://www.gazprom.ru/articles/childcompany.shtml
  205. Электронный ресурс: Основные параметры уточненного прогноза на 2009 г. / http / www. mineconom. gov.ru .
  206. Электронный ресурс: Развитие социальной сферы / http://www.gks.ru/scripts/db inet/dbinet.cgi
  207. Электронный ресурс: Финансовый рынок Краснодарского -.края / http://fmmarket.kubangov.ru/node/44
  208. Электронный ресурс: Делягин М. Капитуляция государства перед монополиями //http://www.nns.ru/analytdoc/ipg.html.
  209. Электронный ресурс: Доклад Всемирного банка // http/www. worldbank.org.ru.
  210. Электронный ресурс: Компании с долевым участием ОАО «Газ-npoM"/http ://www.gazprom .ru/ articles/childcompany. shtml
  211. Электронный ресурс: Состояние и перспективы развития электроэнергетики Краснодарского края // http://www.sotchi-2014.info/content.php?id=2 591 994.
Заполнить форму текущей работой