Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы постоянно ужесточающееся природоохранное регулирование и растущая экологизация рынка оказывают свое влияние на деятельность компаний в сфере усиления контроля за воздействием на окружающую среду посредством внедрения системы экологического менеджмента и экологического аудита. Данные меры способствуют не только минимизации экологических рисков и увеличению эффективности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Теоретические и методологические вопросы обеспечения экологической безопасности и перехода к устойчивому развитию
    • 1. 2. Международный опыт регулирования обеспечения экологической безопасности
    • 1. 3. Государственное регулирование как фактор обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации
  • ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫМИ КОМПАНИЯМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Влияние деятельности нефтегазовых компаний на состояние окружающей среды в России
    • 2. 2. Практика обеспечения экологической безопасности нефтегазовыми компаниями России
    • 2. 3. Состояние и проблемы обеспечения экологической безопасности на предприятиях ОАО «НК «Роснефть»
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
    • 3. 1. Экономическое стимулирование охраны окружающей среды в нефтегазовой отрасли России
    • 3. 2. Зарубежный опыт внедрения наилучших доступных технологий
    • 3. 3. Развитие экологического менеджмента и аудита нефтегазовыми компаниями

Экономические аспекты экологической безопасности в нефтегазовой отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы охраны окружающей среды занимают все более важное место в системе мировых приоритетов, поскольку обострение и глобализация данных проблем происходило в последние десятилетия нарастающими темпами. Не без основания в настоящее время можно отметить повышенное международное внимание к повышению эффективности природоохранной деятельности, особенно в развитых странах и крупных региональных экономических блоках, в которых экологические ценности все более активно и успешно интегрируются в стратегии экономического развития. При проведении политики охраны окружающей среды многие государства используют широкий арсенал средств, как из законодательных, так и экономических мер.

Особо актуальным представляется изучение международного опыта по обеспечению экологической безопасности с целью его применения к российским реалиям.

Построение эффективной системы управления экологической безопасностью является одной из важнейших основ обеспечения устойчивого развития общества. И это наряду с обозначившейся в последние годы тенденцией роста отечественной экономики. В ряде регионов России нарастает острота экологических проблем. Одновременно, изменившаяся в последние два десятилетия структура экономики, износ основных фондов, возросшая аварийность производства и другие факторы обусловили существенный рост негативного антропогенного воздействия на состояние окружающей среды и природных ресурсов.

Нефтегазовый сектор экономики России в значительной степени обеспечивает экономическую, оборонную и национальную безопасность страны, но в то же время он является одним из наиболее природоемких и экологически «грязных» секторов экономики. При этом основные компании данной отрасли являются вертикально-интегрированными, что обусловливает широкий спектр их негативного воздействия на окружающую среду: при проведении геологоразведочных работ, обустройстве месторождений, добыче, транспортировке и переработке нефти и газа, доведении продукции до потребителей и ее реализации, выводе месторождений и мощностей из эксплуатации и рекультивации загрязненных территорий.

В этой связи в современных условиях в целях повышения экологической безопасности предприятий на первый план выдвигаются задачи разработки и внедрения научно-технических инноваций, в том числе в сфере экологической безопасности, а также реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, всемерного использования ресурсосберегающих, природоохранных, малои безотходных технологий.

Актуальной научной задачей является изучение экономических механизмов обеспечения экологической безопасности в нефтегазовой отрасли для принятия научно обоснованных решений, способствующих формированию экологически ориентированной экономики, характеризующейся минимальным негативным влиянием на окружающую среду и малой общей ресурсоемкостыо.

Вместе с тем, в области охраны окружающей среды в Российской Федерации недостаточно разработаны теоретические и методологические вопросы обеспечения экологической безопасности, несовершенна методическая и нормативно-правовая база регулирования. Развитие методических основ управления экологической безопасностью в нефтегазовой отрасли, обеспечивающего эффективное функционирование предприятий в рыночных условиях, затруднено в силу недостаточного анализа экономических и управленческих проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Отсутствует стратегия обеспечения развития экономики в условиях рыночной экономики с учетом требований экологической безопасности, не осуществляется должный учет экологических результатов и последствий экономической деятельности. Недостаточно эффективна существующая структура управления природоохранной деятельностью, на большинстве предприятий не осознана необходимость экологического менеджмента, экологического аудита и других организационно-экономических механизмов. Требует совершенствования управление экологическими рисками на предприятиях нефтегазовой отрасли, включая их страхование, внедрение ряда перспективных методов эколого-экономического регулирования.

В экономической и финансовой деятельности российских нефтегазовых компаний практически не учитываются показатели экологической безопасности, что приводит к низкой общей экологической эффективности производственной деятельности. В этой связи актуальным представляется формирование на уровне отраслей, регионов и компаний стратегических планов и программ на основе системы соответствующих показателей.

Действующая система экономического регулирования экологической безопасности нефтегазовой отрасли далека от совершенства. Так, система налогов, акцизов, пошлин и сборов не учитывает объективных финансовых потребностей предприятий отрасли в области природопользования и охраны окружающей средывопросы формирования и реализации природоохранных программ и мероприятий в должной мере не рассматриваются.

В существенном развитии нуждаются механизмы экономического стимулирования в целях ускорения внедрения наилучших доступных технологий, а также использования прогрессивных организационных форм решения приоритетных экологических проблем.

Степень научной разработанности темы. Методологии исследований эколого-экономических взаимодействий сформировались во второй половине XX века в результате резкого обострения экологических проблем. Значительный вклад в изучение этих проблем внесли труды ученых Римского клуба, таких, как Д. Медоуз, А. Печчеи и Дж. Форрестер, а также других зарубежных ученых: Б. Коммонер, Р. Коуз, А. Пигу, П. Самуэльсон. При этом работы выдающегося русского ученого В. И. Вернадского послужили отправной точкой многих мировых исследований по экологической проблематике. В 60-х годах советским ученым Д. Л. Армандом бало разработано понятие «рациональное природопользование" — в 1972 г. М. Стронгом было сформулировано понятие «экоразвитие», а в 80-е годы в рамках деятельности Комиссии ООН под руководством Г. Х. Брунтланд впервые был использован термин «устойчивое развитие». В последние годы широкое распространение в развитие теории устойчивого развития и дальнейшему исследованию проблем по экологической экономике получили работы зарубежных ученых: Дж. Бартоломью, Г. Дейли, П. Дэвиса, Р. Констанцы, Н. Тидемана, Т. Титенберга, Дж. Хартвика, X. Хендерсона, а также работы российских ученых Ю. М. Арского, В. А. Анучина, С. Н. Бобылева, Э. В. Гирусова, A.A. Голуба, Г. Н. Голубева, В.И. Данилова-Данильяна, К. С. Лосева, H.H. Моисеева, Й. Паавола, P.A. Перелета, H.A. Пискуловой, Н. Ф. Реймерса, А. Л. Романовича, А. Д. Урсула, A.B. Шевчука и др.

Вопросы разработки теории «устойчивого развития» во взаимосвязи с экологическими проблемами освещены в российской экономической науке достаточно полно. Вместе с тем, теоретические и методологические вопросы обеспечения экологической безопасности нефтегазовой отрасли Российской Федерации к настоящему времени разработаны недостаточно. Из сравнительного анализа трудов зарубежных и отечественных авторов в сфере охраны окружающей среды следует, что по проблемам формирования новых тенденций в политике в данной сфере, а также аспектам, связанным с экологической деятельностью и политикой компаний нефтегазовой отрасли, нет достаточного и качественного объема исследований.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является выявление особенностей применения экономических механизмов обеспечения экологической безопасности в нефтегазовой отрасли для принятия научно обоснованных решений в этой сфере.

В работе поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру работы:

— систематизировать теоретические представления об экологической безопасностидать характеристику международного опыта использования экономических инструментов обеспечения экологической безопасностипроанализировать экономические аспекты государственного регулирования экологической безопасности в Российской Федерации;

— раскрыть влияние деятельности нефтегазовых компаний на состояние окружающей среды в России и разработать комплекс экономических мер по борьбе с последствиями негативного воздействия;

— выявить основные экономические проблемы в области охраны окружающей среды в России, на основании которых разработать предложения по совершенствованию политики в области налогового и бюджетного регулирования, а также определить комплекс экономических инструментов, перспективных для внедрения на современном этапе развития страныобосновать использование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду на основе системы наилучших доступных технологий, а также международно-признанной практики экологического менеджмента и аудита.

Объектом исследования выступает экологическая безопасность в нефтегазовой сфере мировой экономики.

Предметом исследования является комплекс методов и экономических инструментов управления обеспечением экологической безопасности в нефтегазовой отрасли экономики России с учетом международного опыта.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные вопросам устойчивого развития и обеспечения экологической безопасности, в том числе Г. Дейли, Р. Констанцы, Д. Медоуза, Н. Тидемана, Т. Титенберга, Т.А.

Акимовой, С. Ы. Бобылева, A.A. Голуб, В. А. Горбанева, В.И.

Данилова-Данильяна, Д. А. Джангирова, А. Д. Думного, М. Л. Козельцева,.

H.H. Моисеева, А. И. Подберезкина, H.A. Пискуловой, В. Ф. Реймерса, а также публикации авторов работ по вопросам энергетической безопасности, в частности, С. З. Жизнина, A.A. Кокошина, В. И. Салыгина, Ю. В. Юровского.

В рамках проведенного исследования автор использовал метод системного анализа, статистический и математический методы, методы сравнений и аналогий, экспертного анализа и представления.

Информационная база исследования. При написании диссертации использовались отечественные и зарубежные работы по исследуемой проблеме, законодательные акты РФ и других государств, проекты нормативно-правовых актов Министерства природных ресурсов и экологии России, Министерства энергетики России, материалы международных организаций, таких, как ОЭСР, Всемирного банка, ВТО, Римского клуба, Международного энергетического агентства, Международного института устойчивого развития, региональных интеграционных объединений (ЕС и др.), годовые отчеты зарубежных и российских нефтегазовых компаний, в частности, ОАО «ПК «Роснефть», «ТНК-BP», ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», BP, Shell, Statoilhydro и др. Часть материала по вопросам, связанным с темой диссертационного исследования, собрана автором в печатных и электронных средствах массовой информации.

Научная новизна работы связана с реализацией цели диссертационного исследования и заключается в том, что на основе комплексного анализа экономических аспектов экологической безопасности в международных и российских компаниях нефтегазовой отрасли определены пути совершенствования механизмов экономического регулирования экологической безопасности в данной отрасли.

Новизна проведенного исследования заключается в следующем:

1. Дано авторское определение экологической безопасности на основе систематизации теоретических представлений об охране окружающей среды и устойчивом развитии. На взгляд автора, экологическая безопасность — это состояние защищенности от экологических угроз, которое достигается проведением политики и деятельности государства или предприятия в процессе взаимодействия общества и природы в глобальном, региональном или местном масштабах, направленной на обеспечение сокращения негативного воздействия на окружающую среду вследствие ее деградации под воздействием антропогенной деятельности с целью сохранения здоровья людей и обеспечения «устойчивого развития».

2. Осуществлена комплексная оценка воздействия предприятий нефтегазовой отрасли на состояние окружающей среды и использование' природных ресурсов. В результате данного анализа разработана система из 32 экономических показателей обеспечения экологической безопасности для нефтегазовых компаний России, сгруппированных по следующим трем ключевым группам:

— минимизация негативного техногенного воздействия на окружающую среду;

— энергосбережение и повышение энергоэффективности;

— улучшение системы экологического менеджмента и производственных показателей в области охраны окружающей среды и природопользования.

3. Выявлено, что наиболее эффективным механизмом для улучшения экологической обстановки на предприятиях ТЭК и минимизации негативного воздействия их деятельности на окружающую среду является экономическое стимулирование природоохранных мер на государственном уровне. Разработан комплекс мер по повышению эффективности природоохранной деятельности нефтегазовой отрасли экономики России, в частности разработаны предложения по совершенствованию системы механизмов финансирования в области охраны окружающей среды, предоставлению льготных природоохранных кредитов, налоговых преференций и др.

4. Разработаны предложения по совершенствованию инвестиционной деятельности компаний нефтегазовой отрасли с целью обеспечения экологической безопасности с применением механизма определения наилучших доступных технологий (НДТ) на основе опыта его успешного внедрения в странах ЕС для решения актуальных экологических проблем.

5. Определена растущая необходимость использования российскими нефтегазовыми компаниями в условиях усиления их давления на окружающую среду международной практики экологического менеджмента и аудита, среди которых особое место занимает аудит недропользования для внедрения нефтегазовыми компаниями.

Новизна проведенного исследования заключается в следующем:

Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных в диссертации результатов при разработке рекомендаций по совершенствованию государственной экологической политики и политики нефтегазовых компаний в области охраны окружающей среды.

Материалы и рекомендации диссертационного исследования могу г быть использованы российскими государственными органами управления Российской Федерации, такими, как Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством энергетики РФ, комитетами Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, научно-исследовательскими институтами и предпринимательскими объединениями, в частности Институтом мировой экономики и международных отношений РАН, Институтом экономики РАН, Институтом энергетических исследований РАН, Торгово-промышленной палатой, Российским союзом промышленников и предпринимателей. Как практические рекомендации основные положения диссертации могут быть применены в деятельности российских нефтегазовых компаний при разработке фирменных стратегий и политики в области охраны окружающей среды.

Положения диссертации могут быть использованы в системе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров при преподавании курсов по актуальным вопросам экологической безопасности, экологического менеджмента, экономики природопользования, экологических аспектов ТЭК.

Апробация работы. По теме диссертации автором опубликованы шесть работ общим объемом три п.л., включая три статьи в изданиях, рецензируемых ВАК. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научной конференции «Биосфера-почвы-человечество: устойчивое развитие» (14−16 марта 2011 г.) — на IV Невском международном экологическом конгрессе (Санкт-Петербург, май 2011 г.) — па XII Международной научной конференции молодых ученых «Региональная наука» (Москва, СОПС, 3 ноября 2011 г.).

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На современном этапе взаимодействия общества и природы экологическая безопасность может рассматриваться как качественно новый вид общественной ценности. Нарастание экологической напряженности вызывает не только напряженность социальную, но и оказывает все большее влияние на экономику стран. Так, в некоторых странах при формальном экономическом росте происходит экологическая деградация, что наблюдается и в России.

Большинство развитых стран пришло к осознанию того. факта, что главным условием и в то же время главной составной частью перехода к устойчивому развитию является формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики, иными словами, необходима «экологизация» всего социально-экономического уклада и развития общества и переход к новому типу экономики.

Проведение эффективной эколого-экономической политики предполагает использование широкого спектра инструментов: эффективное государственное природоохранное регулирование в совокупности с экономическими инструментами стимулирования экологически чистого производства, а также инструменты экологического регулирования самих компаний как основных потребителей природных ресурсов и «загрязнителей» окружающей среды.

Проведение государственной природоохранной политики дало свои результаты: во многих развитых странах сократились выбросы загрязняющих веществ, снизилось загрязнение атмосферы, повысилось качество водных ресурсов. Однако в последние два десятилетия в развитых странах наблюдается перенос центра тяжести с административного регулирования обеспечения экологической безопасности на экономические инструменты управления.

Экономические инструменты стимулируют природопользователей к более рациональному использованию ресурсов окружающей среды и снижению уровня загрязнения, в том числе путем внедрения новых технологий. Экономические меры носят дифференцированный характер и подлежат постоянному пересмотру и уточнению в соответствии с меняющимися условиями охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. При этом отмечено значительное расширение сферы их использования и постоянное введение новых инструментов. Наиболее эффективными считаются экологические налоги и налоговые льготы, а также квоты на выбросы.

В России за долгие годы сложился тип пассивной эколого-экономической политики, когда воздействие на экологию не учитывается в процессе принятия экономических решений, проводится борьба лишь с последствиями, а не с причинами экологической деградации, происходящей в результате природоемкого развития экономики. В документах и официальных программах правительства России до недавнего времени решение экологических проблем представлялось скорее как тактическое и краткосрочное действие, а не как комплексная долгосрочная политика страны. И только в последние 2−3 года ситуация начала меняться. На государственном уровне принимаются проекты законов, концепции и экологические программы, направленные на создание условий для повышения эффективности охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Однако отмечены следующие проблемы государственного регулирования охраны окружающей среды: громоздкий и противоречивый комплекс подзаконных правовых актовотсутствие комплексного подхода к решению проблем охраны окружающей средыотсутствие единого государственного органа по проведению экологической политикивысокий уровень коррупции, затрудняющий проведение эффективного контроля за надлежащим исполнением законодательных мер. В результате компании-«загрязнители» зачастую продолжают по-старому экономить на экологической безопасности.

Представляется целесообразным законодательное закрепление следующих принципов экономического регулирования охраны окружающей среды: государственное регулирование в сфере охраны окружающей среды должно стимулировать модернизацию производства и экологизацию товаров и услугэкономический ущерб в результате причинения экологического вреда должен быть полностью компенсировансанкции за нарушения законодательно установленных требований должны быть адекватны причиненному ущербу окружающей среде и побуждать природопользователя к предупреждению загрязнений.

Особо остро экологические проблемы проявляются в топливно-энергетическом комплексе страны. На долю ТЭК приходится более половины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водные объекты, колоссальные объемы суммарной эмиссии парниковых газов, а также образование отходов в России. При этом негативное влияние предприятий нефтегазовой отрасли на окружающую среду приводит к изменениям всех ее компонентов.

Основные причины высокого уровня негативного воздействия ТЭК па окружающую среду: крайне высокий удельный вес энергетического сектора в экономике странынерациональное использование энергетических ресурсов и огромная энергоемкостьвысокий уровень аварийности в связи со старением основных производственных фондов и выработкой ресурсов оборудованиякрайне низкий коэффициент нефтедобычи и серьезное отставание по показателю глубины переработки нефтинедостаточный уровень развития энергоэффективных технологий и использования альтернативной энергетики.

Одной из актуальных задач по снижению негативного воздействия нефтегазовой отрасли на окружающую среду является стимулирование использования попутного нефтяного газа (ПНГ). В целях стимулирования повышения уровня утилизации ПНГ предложены следующие экономические меры: введение ускоренной амортизации на оборудование по утилизации ПНГиспользование налоговых стимулов и каникулвнедрение механизма вычетов инвестиций из платы за выбросы, а также механизма перераспределения квот по объемам сжигания в рамках компании. В последние годы российские нефтегазовые компании более активно начинают совершать сделки, используя механизмы, предусмотренные Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, что также может способствовать более эффективному решению задачи утилизации ПНГ за счет получения доступа к иностранным технологиям и оборудованию в результате реализации квот на выбросы.

Необходимо отметить, что крупные вертикально интегрированные компании нефтегазовой отрасли одни из первых начали осознавать необходимость учета экологического фактора в своей деятельности, они принимают стратегические документы в области обеспечения экологической безопасности, создают специализированные подразделения по обеспечению экологической безопасности на уровне корпораций и дочерних обществ, разрабатывают и реализуют экологические программы, внедряют системы экологического менеджмента.

В исследовании проведен анализ деятельности крупнейшей российской нефтяной компании ОАО «НК «Роснефть», который позволил выявить следующие проблемы в области обеспечения экологической безопасности: разрушение основных фондовнедостаточный объём инвестиций «в основные средства природоохранного назначениянарушения норм правовых актов в сфере регулирования негативного воздействия на окружающую средуотставание от мировых отраслевых лидеров по удельным показателям выбросов, сбросов и образования отходов на единицу продукциипревышение допустимых уровней воздействия на окружающую среду приводит к значительным денежным штрафам, что наносит ущерб деловой репутации компании и снижает ее инвестиционную привлекательность.

Производственная деятельность российских предприятий нефтегазовой отрасли во многих случаях не удовлетворяет требованиям обеспечения экологической безопасности. Такое положение вещей во многом обусловлено недостатками в формировании экологической политики в большинстве нефтегазовых компаний России, отсутствием до настоящего времени структурированной и формализованной системы показателей для постановки целей в области обеспечения экологической безопасности и оценки их достижения. В целях повышения общей экологической эффективности производственной деятельности автором предложена система показателей обеспечения экологической безопасности предприятий нефтегазовой отрасли, которые способны обеспечить оценку как экологической составляющей устойчивого развития компаний нефтегазовой отрасли, так и повышение экономической эффективности.

Оценивая весь спектр экологических проблем нефтегазовых предприятий, можно констатировать:

— в масштабах всего нефтегазового комплекса необходима эффективная экологическая политика, предусматривающая планирование ликвидации экологических последствий своей прежней деятельности, преобразование экологических служб компаний в систему экологического управления;

— на государственном уровне необходимы формирование конкретных механизмов обеспечения энергетической безопасности, усиление контроля за технологией добычи энергоресурсоввнесение соответствующих налоговых изменений в сфере недропользованиясоздание действенных механизмов экономического стимулирования природоохранной деятельности.

В Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством экономический механизм охраны окружающей среды включает преимущественно инструменты принуждения. В основе экономического механизма окружающей среды в России лежит принцип «загрязнитель платит». При этом нужно отметить, что экономические инструменты тесно связаны с административными инструментами государственного управления, что определено разрешительным характером воздействий на окружающую среду. Основу экономического механизма охраны окружающей среды составляют экологические платежи и налоги, а также экономические санкции за нарушение установленных требований. При этом отмечается фискальный характер данных инструментов и низкая эффективность своего воздействия.

Практика природоохранной деятельности и объективные показатели состояния окружающей среды показывают, что административные методы в сфере управления экологической безопасностью оказываются недостаточно эффективными, а инструменты экономического стимулирования имеют весьма ограниченное распространение или вообще не применяются.

В части совершенствования организационно-экономических методов обеспечения экологической безопасности автором предложены следующие рекомендации: совершенствование стимулирующего потенциала платы на основе применения стимулирующих коэффициентов, возможности корректировки размера платы с учетом фактически произведенных затрат на осуществление мер по снижению воздействия на окружающую среду и др.- восстановление системы экологических фондов как мощного источника финансирования работ природоохранного назначенияконкретизация норм о государственной поддержке хозяйствующих субъектов, внедряющих инновационные технологии и использующих нетрадиционные виды энергии и вторичные ресурсы в отраслевом законодательстверазработка механизмов государственного стимулирования банков к льготному природоохранному кредитованиювведение более широкой системы налогового стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности на основе зарубежного опытацелесообразна организация рынка экологических ценных бумаг (рынка обмена экономическим ущербом) как нового вида инвестиционного рынка.

Эффективность применения механизмов экономического стимулирования в большой степени зависит от того, насколько они согласуются с системой нормирования. Действующая система не выполняет требуемую регулятивную функцию. Принципиально важной предпосылкой, а в ряде случаев и обязательным условием успешности новых механизмов экономического стимулирования является реформирование системы нормирования. В частности, применение метода нормирования на основе наилучших доступных технологий (ЫДТ), широко используемого в странах ЕС, направлено на минимизацию техногенного негативного воздействия на окружающую среду. В связи с этим использование НДТ является важнейшим механизмом экономического стимулирования субъектов предпринимательской деятельности к инвестированию собственных средств в природоохранные мероприятия.

В последние годы постоянно ужесточающееся природоохранное регулирование и растущая экологизация рынка оказывают свое влияние на деятельность компаний в сфере усиления контроля за воздействием на окружающую среду посредством внедрения системы экологического менеджмента и экологического аудита. Данные меры способствуют не только минимизации экологических рисков и увеличению эффективности использования ресурсов и энергии, но также повышают капитализацию компаний в результате улучшения экологической репутации. Для привлечения иностранных инвестиций и повышения конкурентоспособности на мировом рынке российским компаниям необходимо стать экоэффективными. И именно компании ТЭК являются лидерами по количеству выданных сертификатов в рамках международных стандартов серии ISO 14 000 «Управление окружающей средой», а также по применению экологического аудита. Вместе с тем специфика нефтедобывающего комплекса диктует необходимость формирования аудита недропользования для учета вопросов' природно-ресурсного характера для недропользователя. Задачами аудита в этом случае являются эколого-экономическая оценка характеристик месторождений полезных ископаемыхконтроль за выполнением лицензионных условий и условий СРПоценка ранее нанесенного ущербаразработка мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, для перехода экономики страны от сырьевого пути развития к эффективному и высокотехнологичному производству необходимо решение двух задач. Первая — формирование разрешительной и контролирующей экологической инфраструктуры (лицензирование и сертификация природоохранной деятельности, независимая экологическая экспертиза, страхование экологических рисков, экологический аудит, комплексные статистические наблюдения за уровнем загрязнения окружающей среды). И вторая — изменение экологического законодательства в направлении создания экономических стимулов для применения современных инновационных технологий. Для того чтобы России не отстать от современной тенденции экологической направленности развития экономики немаловажным условием является общее повышение уровня экологической культуры населения.

Повышенное внимание государства к вопросам экологической безопасности и закрепление комплекса мер по экономическому стимулированию природоохранной деятельности позволит создать надежную базу для стабильности развития российской экономики и охраны здоровья населения страны и будущих поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию, 2002. электронный ресурс. Режим доступа: www. un/russian/doculTlen/declarat/declwssd.html
  2. Декларация конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды. ООН, Стокгольм, 1972. электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/, http://www.un.org/russian/conferen/humanenv/
  3. Декларация по окружающей среде и развитию- ООН, Рио-де-Жанейро, 1992. электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/, http://www.un.org/russian/documen/declarat/riodecl.htrn/
  4. Директива Совета ЕС 96/61/ЕС по комплексному предупреждению и контролю загрязнений окружающей среды.
  5. Конституция Российской Федерации (ред. от 30 декабря 1993 г.), принята всенародным голосованием 12 декабря 1993.
  6. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992 г. электронный ресурс. Режим доступа: www.un.org/russian/documen/declarat/riodec/htm
  7. Конференция ЮНСЕД. электронный ресурс. Режим доступа: www.un.org/russian/ffd и www.un.org/russian/ffd/2008
  8. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  9. Постановление Правительства РФ от 08.01.2009 № 7 «О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках».
  10. Постановление Совета Министров РСФСР от 09.01.1991 № 13 «Об утверждении на 1991 г. нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядке их применения». Постановление от 20 октября 2010 г. № 852.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р «Экологическая доктрина Российской Федерации» // «Российская газета». -2002, № 176 (3044). 18 сентября.
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  13. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года».
  14. Распоряжение Правительства РФ от 18.08.2009 № 1166-р «О комплексе мер по охране окружающей среды в части обеспечения экологической и радиационной безопасности в Российской Федерации».
  15. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 № 2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» // «Российская газета». -2012.-17 января.
  16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р «Энергетическая стратегия России на период 2030 года» // «Собрание законодательства Российской Федерации», № 48. 2009. — 30 ноября.
  17. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 .№ 1101 -р «Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года».
  18. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года».
  19. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавсказского федерального округа до 2025 года».
  20. Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 165-р «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года».
  21. Россия в цифрах / Ежегодный статистический сборник. М.: Росстат, 2009. электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gks.ru
  22. Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».
  23. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» //Российская газета. 1996. -9 апреля.
  24. Указ Президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» // «Российская газета», № 4680. 2006. — 7 июня.
  25. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
  26. Commission Regulation (ЕС), No 1670/2003.
  27. Государственные доклады «О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации» в 2005—2010 гг. М.: Минприроды России, электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru
  28. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России 26.01.1993. электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
  29. Использование экономических механизмов при контроле за загрязнением и управление природными ресурсами в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА), OECD, 2003.
  30. Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию / Министерство экономического развития и торговли РФ. М., 2002. 46 с.
  31. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. М.: Прогресс, 1989.
  32. Отчет ООН «Мониторинг Прогресса в области ООС» за 1995 г.
  33. Отчеты ОАО «ПК «Роснефть» в области устойчивого развития компании за 2006−2009 годы.
  34. Отчеты проектов ТАСИС «Гармонизация экологических стандартов I, II Россия (2004−2006 гг.)».
  35. Охрана окружающей среды в России/Стат. сб. М.: Росстат, 2008.
  36. Политика ЕБРР в отношении охраны окружающей среды. ЕБРР, 2003.
  37. Практика реализации экологического законодательства. Ход модернизации систем экологического регулирования и контроля в странах Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. ОЭСР, 2007.
  38. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро // Центр «За наше общее будущее». Женева, Швейцария, 1993. 70 с.
  39. Проект Генеральной схемы развития газовой отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Минэнерго России, 2010. электронный ресурс. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru
  40. Проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли Российской Федерации на период до 2030 года. Минэнерго России, 2010. электронный ресурс. Режим доступа: http://minenergo.gov.ru
  41. Проект Концепции федеральной целевой программы «Экологическая безопасность России (на 2012−2020 годы)», электронный ресурс. Режим доступа: http://mnr.gov.ru
  42. Проект Концепции основ государственной экологической политики РФ до 2030 г. электронный ресурс. Режим доступа: http://mnr.gov.ru.
  43. Ю.П. Доклад «О совершенствовании системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды» на заседании президиума Госсовета РФ 25.05.2010. электронный ресурс. Режим доступа: http://mnr.gov.ru
  44. Ю.П. Доклад на заседании президиума Госсовета по вопросам экологической безопасности, 09.06.2011г., электронный ресурс. -Режим доступа: http://mnr.gov.ru
  45. Шестая программа действий ЕС в области окружающей среды (с комментариями). электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ipolitics.ru/lnk/261.htm.
  46. Энергетические показатели устойчивого развития / Международное энергетическое агентство, электронный ресурс. Режим доступа: http://www.worldenergyoutlook.org/docs/weo2008/WE02008esenglish.pdf
  47. D. (ed.) Handbook of Environmental Economics//Cambridge (USA), 1995.
  48. Economic Surveys Russian Federation, OECD, Volume 2002/5, Paris.
  49. Environmental Management in Russia: Status, Directions, and Needs. World Bank, 2004.
  50. Guiding Principles of Effective Environmental Permitting Systems, OECD, 2006.
  51. Promoting Sound and Sustainable Development, EBRD, Sustainability Report, 2006.
  52. Handbook on the Implementation of EC Environmental Legislation. -2003. P. 612−768. URL: http://europa.eu/scadplus/leg/en
  53. Managing the Environment: the Role of Economic Instruments, OECD, 1994.
  54. I. Монографии, учебники и учебные пособия
  55. Англо-русский словарь-справочник терминов, используемых в системе контроля за исполнением экологического законодательства: справочник ОЭСР, 2002. 216 с.
  56. А.Д. и др. Анатомия кризиса. М.: Наука, 1999.
  57. С.Н. Российские экономические реформы и пути перехода от антиустойчивого к устойчивому развитию // Природопользование и устойчивое развитие. М.: 2006.
  58. С.Н., Захаров В. М. Кризис: экономика и экология. М.:000 «Типография JIEBKO», Институт устойчивого развития/Центр экологической политики России, 2009.
  59. С.Н., Ксенофонтов М. Ю. и др. Макроэкономика и окружающая среда. М.: Всемирный фонд дикой природы, 2004. 116 с.
  60. С.Н., Ходжаев А. Ш. Экология природопользования. М.: Инфра-М, 2010.
  61. Ю.В. Современные проблемы мировой энергетики. М.: «Издательская группа «Navona», 2011.
  62. В.Н., Щепкин А. В. Экологическая безопасность. М.: ИПУ РАН, 2003. 92 с.
  63. Э.В., Бобылев С. Н. и др. Экология и • экономика природопользования: Учебник для вузов- [под ред. Э. В. Гирусова,
  64. B.Н. Лопатина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 305 с.
  65. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования- [под ред. Э.В. Гирусова]. М.: ЮНИТИ, 2007. 591 с.
  66. A.A., Струкова Е. Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспект Пресс, 1998. 319 с.
  67. Г. Н. Геоэкология. М.: ГЕОС, 1999. С. 12−23.
  68. В.А. Дипломатия устойчивого развития // Экономическая дипломатия в условиях глобализации. М.: МГИМО-Универс'итет, 2010.1. C. 526—535.
  69. Голубчик и др. Теория и методология географической науки. М.: Владос, 2005.
  70. A.A. Экологические уроки исторического прошлого и современности. JI.: 1991.
  71. A.C., Орехов H.A., Шмидхейни С. Экологический менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 206 с.
  72. Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Глобальные экологические проблемы и переход России к устойчивому развитию // Географические аспекты проблемы перехода к устойчивому развитию стран СНГ. Киев-Москва: 1999.
  73. Данилов-Данильян В., Лосев К. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс-традиция, 2000.
  74. Д.А. Финансовые инструменты управления качеством окружающей среды. М.: НИА-Природа, 2004. 174 с.
  75. Д.А. Совершенствование управления инвестиционной деятельностью в области природопользования и охраны окружающей среды. М.: НИА -Природа, 2005. 137 с
  76. Д.А. Практические подходы к интернализации внешних экологических издержек. М.: НИА-Природа, 2005. 86 с.
  77. Д. и др. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / пер. с англ. А. Н. Сальникова, С. С. Шалыпиной. М.: Вита, 2000. 272 с.
  78. М.Н., Кошечкин С. А. Финансирование и финансовые аспекты экологии: Учебник. М., 2005. С. 29−37.
  79. Дубовик O. J1. и др. Экологическое право: Учебник / отв. ред. О. Л. Дубовик. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 768 с.
  80. А.Д. Окружающая природная среда и затраты на ее охрану. М.: НИА-Природа, 2006. 230 с.
  81. Приритеты национальной экологической политики России / под ред. Захарова В. М. М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009.
  82. Индикаторы устойчивого развития России (эколого-экономические аспекты) / под ред. Бобылева С. Н., Макеенко П. А. М.: ЦПРП, 2001. 220 с.
  83. A.A. Международная энергетическая безопасность. М.: Издательство «Европа», 2006.
  84. H.H. Экономико-организационный механизм управления окружающей средой и природными ресурсами. М.: НИА Природа, 1998.238 с.
  85. H.H., Потравный И. М. Экономика и организация природопользования. М.: Тройка, 2000. 456 с.
  86. Д. и др. За пределами роста (перевод с англ.) М.: Прогресс, Пангея, 1994.
  87. А.Е. Организационно-экономический механизм развития малых и средних нефтегазодобывающих предприятий на современном этапе: дисс. канд. экон. гаук. М. 2009.
  88. Ф.Г. Экологическая безопасность. М.: Юнити-Дана, 2003. 175 с.
  89. E.JI. Экономические и экологические аспекты устойчивого развития современной экономики. Иркутск: ИрГУПС, 2009.
  90. Г. Е. Охрана окружающей среды на предприятиях нефтяной и газовой промышленности, электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ekol.oglib.ru/bgl/715/411 .html
  91. Н.В., Рихтер К. К. Экономика природопользования и экологический менеджмент: учебник для ВУЗов. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского Университета, 1999. 488 с.
  92. H.A. Экологический вектор развития мировой экономики. М.: NAVONA, 2010.
  93. А.И. Национальный человеческий капитал. Том II. М.: МГИМО-Университет, 2011.
  94. Г. А. Сырьевая специализация хозяйства России и проблемы перехода к устойчивому развитию // Природопользование и устойчивое развитие. М.: 2006.
  95. Н.Ф. Экологизация: введение в экологическую проблематику. М.: РОУ, 1992
  96. Э. Земля и люди: всеобщая география. СПБ., 1905.
  97. К.В. Обоснование показателей и формирование механизмов устойчивого развития предприятий (на примере газовой отрасли) / Дисс. канд. экон. наук. М., 2010.
  98. Рыночные методы управления окружающей средой: Учебное пособие- под. ред. Голуба A.A. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 287 с.
  99. Сближение с экологическим законодательством Европейского Союза в странах Восточной Европы, Кавказского региона и Средней Азии: Бюро официальных публикаций ЕС, 2003. 124 с.
  100. И.Jl. Использование экономических инструментов в экологическом регулировании: опыт Японии. М.: Наука, 2001.
  101. Титенберг Том. Экономика природопользования и охрана окружающей среды / пер. с англ. К. В. Папенова / под ред. А. Д. Думного и И. М. Потравного. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. 591 с.
  102. Н.П. и др. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. 350 с.
  103. Апиманова Т. Е и др. Формирование политики природопользования (зарубежный опыт). М.: ЗАО Информдинамо, 2000. 180 с.
  104. Т.А. Оценка экологической опасности. Учебное пособие для вузов. М.: Книга-сервис, 2002. 208 с.
  105. A.A. и др. Геоэкологические последствия нефтегазодобычи в Оренбургской области. Екатеринбург: УроРАН, 2007. 132 с.
  106. A.B. Экономика природопользования (теория и практика) / Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: НИАПрирода, 2000. 327 с.
  107. С., Зораквин Ф. Финансирование перемен / Финансовое сообщество, экоэффективность и устойчивое развитие / перевод с англ. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1998. 202 с.
  108. Экологизация налоговой системы в России / Бенуа Боске, Московское представительство Всемирного банка / Издание Российского представительства WWF, 2001.
  109. Экология предприятия. Экономика-управление-технологии. / под ред. Миронова С. М. М.: ЗАО «МЦФЭП», 2007. Издательский комплекс «Сменные страницы». 356 с.
  110. Е.В. Экономический анализ ущерба от экологических нарушений. М.: Наука, 2009. 331 с.
  111. Экономические проблемы природопользования на рубеже XXI века. / под ред. Папенова К. В. М.: ТЕИС, 2003. 762 с.
  112. Costanza R. Three General Politics to Achieve Sustainability// University of Maryland, 2001.
  113. Gaeckel E. Generelle Morphjlogic der Organismen, 1866.
  114. Tietenberg T. Environmental and Natural Resource Economics// 4th ed. Harper Collins College Publishers. New York, 1996.
  115. Economic Aspects of Environmental Compliance Assurance: Proceedings from the OECD, 2004.
  116. Regulatory Reform in Russia: Government Capacity to Assure High Quality Regulation, OECD, 2005.1. Статьи из периодических печатных изданий
  117. В.В., Виноградова Т. А. Совершенствование механизма охраны окружающей среды // Экономика природопользования, 2008. № 6. С. 1736.
  118. В. А. Устойчивое развитие: политика, практика, образование // Устойчивое развитие и геоэкологические проблемы Балтийского региона. Великий Новгород, 2009.
  119. В.А. Постиндустриализация, устойчивое развитие и образование// Изв. РАН, сер. Геогр., 2011. № 1
  120. О.В. Глобализация в мире науки и национальные традиции в географии// Изв. РАН, сер. Геогр., 1999. № 6
  121. А. А. Об эволюции экономической науки о природопользовании в России // Экономика природопользования, 2008. № 4.1. С. 14−20.
  122. И.Г. Экономико-правовые аспекты реформирования экологического законодательства// Труды XI Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: модернизация экономики». М.: «НИЦ «Экопроект», 2011. 130 с.
  123. А.Д. Языком цифр // Природно-ресурсные ведомости, 2008. № 9.
  124. Есть ли польза от отчетов о воздействии деятельности бизнеса на социальную сферу и экологию? // The Economist. May 2005.
  125. В.В. «Нужна эффективная эколого-экономическая политика» // Экология и жизнь, 2010. № 7(104).
  126. Н.Н. Современные изменения региональных структур природопользования и тенденции постиндустриального развития России // Природопользование и устойчивое развитие. М.: 2006.
  127. В.В., Петровский В. А. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь. Смоленск: Изд-во «Ойкумена», 2005. 576 с.
  128. Ф. Перспектива: 2008 не проблема. // Ведомости, 2007, № 17.
  129. Д.С. Будущее российской экономики. Экономический манифест// Экономическая наука современной России, 1999. № 3.
  130. Д.И. Устойчивое ресурсопользование и концепция глобального ресурсно-экологического перехода // Природопользование и устойчивое развитие. М.: 2006.
  131. Т.А. и др. Связь интегральных показателей загрязнения окружающей среды с показателями здоровья населения // Экологические системы и приборы. 2006. № 9. С. 33−36.
  132. О совершенствовании правового регулирования системы платежей за пользование природными ресурсами, электронный ресурс. Режим доступа: http://www.kodeks-lukc.ru/ciws/printdoc?nd=901 912 058&nh=0&ssect=
  133. В.Д. Стратегия устойчивого развития США: концептуальные основы, международное значение // Переход к устойчивому развитию: глобальные, региональные и локальные уровни. М.: 2002.
  134. B.C. Что нам нужно? Экологические элементы в программе или ведущая роль экологического подхода // География в школе, 1991. № 3.
  135. .А. К оценке влияния деятельности ТЭК на качество окружающей среды и здоровье населения // Проблемы прогнозирования, 2010. № 4. С. 87−99.
  136. Г. В. Императивы концепции устойчивого развития и реалии глобализации // Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. М.: 2002.
  137. A.A. Переход на наилучшие доступные технологии// Экология производства, 2011, № 2.
  138. В.Б. Геосистема. Тр. Ин-та географии Сибири и Дальнего Востока, 1963. № 3.
  139. Н. П., Кручина Е. Б. Индексы и индикаторы устойчивого развития. Материалы международной конференции «Устойчивое развитие: природа- общество- человек». Т. 1. М., 2006 г.
  140. Экологическое сопровождение разработки нефтегазовых месторождений. Вып. 2. // Мониторинг природной среды на объектахнефтегазового комплекса: аналит. обзор- отв. ред. Гендрин А. Г. Новосибирск: Томск НИПИ нефть ВНК, 2006. 123 с.
  141. Экологические аспекты государственного регулирования. Режим доступа: http://www.institutiones.com/general/127−2008−06−12.html.
  142. Daly Н., Prugh Т., Costanza R. The Local Politics of Global Sustainability//Island Press, 2000.
  143. Environmental Policy and Regulation in Russia: the Implementation Challenge, OECD, 2006.
  144. Hardin G. The tragedy of the Commons // Economics of the environment: Selected readings. New York, 1993.
  145. Hartwick J.M. Intergenerational Equity and the Investing of Rents from Exhaustible Recources // The American Economic Review. Vol. 67 #5, 1977.
Заполнить форму текущей работой